Методическая разработка урока производственного обучения: "Разборка кривошипно-шатунного механизма". Разборка кшм двигателя


РАЗБОРКА ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ .Разборка поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма класического семейства ваз.

Разборка поршней и кривошипно-шатунного механизма

Одной, наверное, из наиболее ответственных работ с двигателем, есть действия по разборке поршней и шатунов. Важно использовать все приведённые ниже рекомендации и соблюсти последовательность в действиях. При разборке поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма рекомендуем любым удобным для вас образом пометить шатуны, поршни, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы впоследствии при сборке установить их на свои места.

1. Открутите гайки крепления крышки любого из шатунов, здесь последовательность принципиального значения не имеет.

2. При помощи молотка, лёгкими ударами, сместите крышку шатуна с посадочного места, и снимите крышку вместе с вкладышем.

На изображении показаны метки на шатуне и крышке шатуна, по этим меткам и выполняется сборка.

3. При помощи деревянного бруска или ручки молотка, надавите на болты шатуна, тем самым вытолкнув поршень вперёд.

4. Из полости цилиндра, выньте поршень вместе с шатуном.

5. Используя вышеописанный метод, разберите поршни и шатуны с остальных цилиндров. А для доступа к гайкам крышек шатунов проворачивайте вал, проворачивать вал следует ключом за лыску на переднем конце.

6. Открутите болты крепления крышки любого из коренных подшипников.

7. При помощи молотка, лёгкими ударами, сдвиньте крышку и снимите её вместе с нижним вкладышем.

8. На изображении показаны крышки подшипников, крышки не являются взаимозаменяемыми. На каждую крышку нанесена метка, каждая метка соответствует порядку установки крышки, счёт ведётся от передней части двигателя.

9. Используя описанный выше метод, снимите оставшиеся крышки подшипников, после чего снимите коленвал.

10. На задней опоре коленвала установлено металлокерамическое полукольцо жёлтого цвета, снимите его.11. так же на задней опоре коленвала установлено переднее сталеалюминевое полукольцо, снимите и его.

Далее необходимо снять вкладыши коренных подшипников коленвала, вкладыши с крышек шатунов, и шатунные вкладыши. Можно не вынимать шатунные болты из шатунов, если на них нет следов повреждения.

12. Аккуратно пальцами разожмите верхнее компрессионное кольцо, и снимите его, так же поснимайте и остальные кольца.

13. Зажмите шатун вместе с поршнем в тиски, затем выпрессуйте поршневой палец с помощью приспособления.

14. Используя молоток и отвёртку, в переднем конце коленвала, выньте шпонку из паза.

На этом разборка поршней закончена, можно немного передохнув и поразмыслив приступить к не менее интересному и важному занятию, дефектовке снятых ранее деталей. Но об этом в следующих разделах.

doctorvaz.ru

Технологии разборки и сборки кривошипно-шатунного механизма.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒

Коленчатый вал (рис.1) изготовлен из высококачественной стали и имеет пять коренных и четыре шатунные шейки, закаленных ТВЧ, которые связаны между собой щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями. Для равномерного чередования рабочих ходов расположение шатунных шеек коленчатого вала выполнено под углом 90°.

К каждой шатунной шейке присоединяются два шатуна: один для правого и один для левого рядов цилиндров (рис.2).

Подвод масла к шатунным шейкам производится от отверстий в коренных шейках 10 прямыми отверстиями 11 [3, с.27].

Для уравновешивания сил инерции и уменьшения вибраций коленчатый вал имеет шесть противовесов, отштампованных заодно со щеками коленчатого вала. Кроме основных противовесов, имеются два дополнительных съемных противовеса 1 и 2. напрессованных на вал, при этом их угловое расположение относительно коленчатого вала определяется шпонками 5 и 6 (рис.1).

 

Рисунок 1 Коленчатый вал

Маховик 1 (Рис.2) закреплен восемью болтами 7 шатуна, изготовленными из легированной стали с двенадцатигранной головкой, на заднем торце коленчатого вала и точно зафиксирован двумя штифтами 10 и установочной втулкой 3 (Рис.2).

Рисунок 2 Маховик

 

Поршень 1 (рис.3) отлит из алюминиевого сплава со вставкой из износостойкого чугуна под верхнее компрессионное кольцо.

В головке поршня выполнена тороидальная камера сгорания с вытеснителем в центральной части, она смещена относительно оси поршня в сторону от выточек под клапаны на 5 мм.

Боковая поверхность представляет собой сложную овально-бочкообразную форму с занижением в зоне отверстий под поршневой палец. На юбку нанесено графитовое покрытие.

 

 

Рисунок 3 Поршень с шатуном и кольцами в сборе

 

Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.

Перед установкой двигателя на стенд необходимо снять масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер. Трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазать моторным маслом.

Неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставим с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следим, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей [4, с.10].

При установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазываем консистентной смазкой;

Нельзя подгибать шпильки при надевании на них деталей.

Поршень с кольцами и шатуном в сборе устанавливают в тиски и с помощью съемника И-801.08.000 снимают с поршня кольцо компрессионное верхнее, кольцо компрессионное и кольцо маслосъемное в сборе. При необходимости замены поршня или шатуна вынимают стопорное кольцо поршневого пальца из бобышек поршня и вынимают поршень с шатуном в сборе из тисков.

Нагрев поршень в течение 10 мин в масляной ванне до температуры 80...100 °С, выпрессовывают с помощью выколотки поршневой палец. Детали шатунно-поршневой группы моют и дефектуют.

Перед сборкой шатунно-поршневой группы поршневые пальцы подбирают к шатунам. Поршень нагревают в масле до температуры 80...100°С, помещают в приспособление для сборки и соединяют с шатуном поршневым пальцем, установив шатун так, чтобы выточки под клапаны в поршне и пазы под усы вкладышей на шатуне были расположены с одной стороны. Запрессовка поршневого пальца не допускается. Перед сборкой сопрягаемые поверхности поршневого пальца и отверстий в поршне смазывают тонким слоем чистого моторного масла.

В канавки поршня устанавливают стопорные кольца поршневого пальца. На поршень с помощью приспособления для снятия и установки колец последовательно устанавливают маслосъемное и компрессионные кольца. При монтаже маслосъемного кольца в канавку поршня устанавливают расширитель и затем надевают маслосъемное кольцо так, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца. Компрессионные кольца устанавливают на поршень скошенной стороной и клеймом "верх" к днищу поршня. Замки соседних колец располагают под углом 120 °С. Перед установкой колец, удаляют нагар из канавок поршня, а после установки проверяют легкость перемещения колец в канавках.

Шатун также должен свободно перемещаться вокруг оси поршневого пальца. При соблюдении этих требований поршень в сборе с шатуном снимают с приспособления и передают на сборку двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм является основным механизмом поршневого двигателя. Он служит для восприятия давления газов в такте рабочего хода и преобразования возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала.

Читайте также:

lektsia.com

Алгоритм по тема: "Разборка и сборка КШМ и ГРМ двигателей ЗИЛ-130"

Практическое занятие №1

Тема урока: Разборка и сборка КШМ двигателя ЗИЛ-130.

Разборка и сборка ГРМ двигателя ЗИЛ-130.

Цель урока: Формирования знаний, умений и навыков необходимых для выполнения разборки и сборки КШМ и ГРМ двигателя ЗИЛ-130.

Инструменты и приспособление: Слесарные инструменты, гаечные ключи, съёмник

Оборудование: Рабочие места, верстак

Рекомендуемая литература: 1.Румянцев С. И., Бодлев А. Г., Бойко Н. Г. «Ремонт автомобилей» МП 2010-2011 2. Боровских Ю. И., Буралев Ю. В., Морозов К. А., М. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» МП 2012 3.Роговцев В. Л., Пузанков А. Г., Олдфильд В. Д. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств» МП 2011.

Последовательность выполнения

Собирать двигатель рекомендуется на поворотном стенде без передвижного устройства или на стенде модели 2164 ГАРО с передвижным устройством.

Все детали и агрегаты, поступающие на сборку, тщательно моют и проверяют их пригодность для сборки. Сопрягаемые детали должны быть подобраны и подогнаны, а при необходимости скомплектованы с определенными деталями.

На сборку подают отремонтированный или новый блок цилиндров, укомплектованный втулками распределительного вала, направляющими клапанов и картером сцепления. Все масляные каналы в двигателе должны быть промыты и продуты сжатым воздухом.

Блок цилиндров перед сборкой следует укрепить на стенде, повернув его разъемной плоскостью картера вверх. Крышки коренных подшипников растачивают вместе с блоком цилиндров, и потому они невзаимо- заменяемы. Расточку производят при установленных в стыках крышки прокладках толщиной 0,05 мм. Крышки среднего и заднего подшипников крепятся четырьмя болтами, крышки остальных подшипников — двумя болтами каждая. Отверстия под болты крепления коренных крышек симметричны по отношению к оси коленча­того вала.

Крышки коренных подшипников центрируются в пазах блока по бортам, которые расположены несимметрично, что исключает неправильность их установки. Номинальный размер постелей под вкладыши коренных подшипников 70,50—70,53 мм. Общая песо- осиость отверстий не должна превышать 0,04 мм, несоосность двух соседних отверстий — 0,02 мм.

Разборка и сборка головки блока цилиндров

Разборка

Если требуется замена только какой-либо одной детали, то можно не разбирать полностью головку блока цилиндров и снять только то, что необходимо для замены. Полностью же головку цилиндров разбирайте в следующей последовательности. Удалив крышку с прокладкой, установите головку цилиндров на подставку, отверните гайки и снимите карбюратор с проставкой, теплоизолирующий экран карбюратора, а затем впускной и выпускной трубопроводы (одновременно снимается заборник теплого воздуха). Снимите отводящий патрубок охлаждающей рубашки двигателя. Выкрутите датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, масляный выключатель контрольной лампы давления масла и свечи зажигания. Открутите гайки и снимите топливный насос с прокладками, проставкой и толкателем. Отсоедините от головки цилиндров корпус вспомогательных агрегатов. Снимите крышки опор распределительного вала. Выньте распределительный вал из постелей опор и снимите с него сальник. Выньте из отверстий головки блока цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Освободите клапаны от сухарей, сжимая пружины клапанов приспособлением для снятия и установки клапанов. Снимите пружины с тарелками. Поверните головку цилиндров и выньте с нижней стороны клапаны. Снимите маслоотражательные колпачки с направляющих втулок и опорные шайбы пружин.

Сборка

Смажьте моторным маслом клапаны и новые маслоотражательные колпачки (использование старых не допускается). Установив опорные шайбы пружин, оправкой напрессуйте колпачки на направляющие втулки клапанов. Вставьте клапаны в направляющие втулки, установите пружины и тарелки клапанов. Сжимая пружины приспособлением для снятия и установки клапанов, установите сухари клапанов. Вставьте в отверстия головки цилиндров толкатели клапанов с регулировочными шайбами. Проверьте, на месте ли установочные втулки опор распределительного вала, надетые на шпильки. Очистите сопрягающиеся поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от остатков старой прокладки, грязи и масла. Смажьте моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала и уложите его в опоры головки цилиндров в таком положении, чтобы кулачки 1 -го (со стороны зубчатого ремня) цилиндра были направлены вверх. На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами крайних опор распределительного вала, нанесите герметик. Необходимо иметь в виду, что запускать двигатель разрешается не ранее чем через 1 час после нанесения герметика. Установите крышки опор распределения и затяните гайки их крепления в два приема. Оправкой для запрессовки переднего сальника коленчатого вала и сальника распределительного вала запрессуйте новый сальник распределительного вала, предварительно смазав его моторным маслом. Установите отводящий патрубок рубашки охлаждения с прокладкой и корпус вспомогательных агрегатов с уплотнительным кольцом. Установите теплоизоляционную проставку с прокладками, толкатель и топливный насос. Наденьте на шпильки головки цилиндров прокладки и установите выпускной коллектор, закрепите его центральной гайкой, а затем установите впускной трубопровод. Закрепите их вместе с заборником теплого воздуха. Установите теплоизолирующий экран карбюратора, проставку и карбюратор. Закрепите его гайками и закройте карбюратор технологической заглушкой или тряпкой. Вкрутите свечи зажигания, датчик указателя температуры охлаждающей жидкости и масляный выключатель контрольной лампы давления масла.

Разборка и сборка - Шатунно-поршневая группа

Разборка

Снимите поршневые кольца. Уложите поршень в опору с цилиндрической выемкой и с помощью оправки, центрируемой в отверстии поршневого пальца, выпрессуйте палец под прессом (усилием не менее 0,8 тс). Применение молотка для выпрессовки — запрессовки недопустимо: можно повредить поршень. Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то они могут быть снова использованы. Поэтому при разборке помечайте их, чтобы в дальнейшем собрать группу с теми же деталями и установить в прежний цилиндр двигателя. Можно также изготовить из пенопласта поддон с ячейками и складывать в него детали по цилиндрам.

Сборка

Перед сборкой подберите палец к поршню. Для правильного сопряжения необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня от простого нажатия большого пальца руки и не выпадал из него, если держать поршень с поршневым пальцем в вертикальном положении. Выпадающий палец замените другим, следующей категории. Если в поршне был палец третьей (высшей) категории, то замените поршень с поршневым пальцем. Так как палец вставляется в верхнюю головку шатуна с натягом, необходимо нагреть его для расширения верхней головки. Для этого поместите шатуны на 15 мин в электропечь или в духовку, нагретую до 240 °С. Палец заранее приготовьте к сборке, надев его на валик приспособления для запрессовки поршневого пальца (используется для всех автомобилей ВАЗ), и, установив между пальцами и рукояткой дистанционное кольцо толщиной 4 мм, наружным диаметром 22 мм и внутренним 15 мм. На конце приспособления установите направляющую и закрепите винтом. Винт затяните неплотно, чтобы не произошло заклинивания при расширении пальца от контакта с нагретым шатуном. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессовку необходимо выполнять как можно скорее, так как шатун быстро охлаждается и после охлаждения нельзя будет изменить положение пальца. Поршень с шатуном должен быть собран так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону выхода отверстия для масла на нижней головке шатуна. Извлеченный из печи шатун быстро зажмите в тисках. Наденьте поршень на шатун, следя, чтобы отверстие под палец совпадало с отверстием верхней головки шатуна. Закрепленный на приспособлении поршневой палец протолкните в отверстие поршня и в верхнюю головку шатуна до упора заплечика приспособления в поршень. Во время этой операции поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца. Тогда палец займет правильное положение. После охлаждения шатуна смажьте палец моторным маслом через отверстия в бобышках поршня. Установите поршневые кольца, располагая их замки через 120° по окружности поршня. Нижнее компрессионное кольцо установите выточкой вниз.

Основные неисправности . Причины. Признаки.

Неисправности КШМ. Снижение мощности двигеля поышенный расхож масла, топлива, дымление и увеличение стуков при работе двигателя - вот основные неисправности КШМ.

Признаки: двигатель не развивает полной мощности.

Причины: снижена компрессия из-за износа гильз цилиндров, поршней, поломки или пригорания поршневых колец.

Признаки: расход масла и топлива, дымление двигателя.

Причины: изнашивание деталей шатунно-поршневой группы, поломка поршневых колец, закоксование поршневых колец, в канавках, прорезей в малосъемных кольцах, отверстий в канавке под малосъемные кольца.

Признаки: стук коленчатого вала.

Причины: вызывается либо недостаточными давлением и подачей масла, либо недопустимо увеличившимися зазорами между шейками коленчатого вала и вкладышами коренных и шатунных подшипников из-за изнашивания этих деталей.

Признаки: стуки поршней и поршневых пальцев.

Причины: свидетельствует об изнашивании деталей шатунно-поршневой группы.

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте сгорание - расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

В двигателях внутреннего сгорания своевременный впуск в цилиндры свежего заряда горючей смеси и выпуск отработавших газов обеспечивается газораспределительным механизмом.

На двигателе ЗиЛ-130 установлен газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов.

Газораспределительный механизм состоит из распределительных шестерен, распределительного вала, толкателей, штанг, коромысел с деталями крепления, клапанов, пружин с деталями крепления и направляющих втулок клапанов (рис. 5).

Распределительный вал расположен между правым и левым рядами цилиндров.

При вращении распределительного вала кулачок набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штанги надавливает на регулировочный винт во внутреннем плече коромысла, которое, провертываясь на своей оси, наружным плечом нажимает на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного канала в головке цилиндров. В рассматриваемых двигателях распределительный вал действует на толкатели правого и левого рядов цилиндров.

Газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов дает возможность улучшить форму камеры сгорания, наполнение цилиндров и условия сгорания рабочей смеси. Лучшая форма камеры сгорания позволяет повысить также степень сжатия, мощность и экономичность двигателя.

Распределительный вал (см. рис. 5) служит для открытия клапанов в определенной последовательности в соответствии с порядком работы двигателя.

Распределительные вал отливают из специального чугуна или отковывают из стали. Устанавливают его в отверстия стенок и ребрах картера. Для этой цели на валу имеются цилиндрические шлифованные опорные шейки. Для уменьшения трения между шейками вала и опорами в отверстия запрессовывают втулки, внутренняя поверхность которых покрыта антифрикционным слоем.

На валу, помимо опорных шеек, имеются кулачки — по два на каждый цилиндр, шестерня для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя и эксцентрик для привода топливного насоса.

От переднего торца распределительных валов двигателя ЗИЛ-130 приводится в действие датчик пневмоцентробежного ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя. Трущиеся поверхности распределительного вала для уменьшения износа подвергнуты закалке с помощью нагрева током высокой частоты.

Привод распределительного вала от коленчатого вала осуществляется при помощи шестеренчатой передачи. Для этой цели на переднем торце коленчатого вала насажена стальная шестерня, а на переднем конце распределительного вала — чугунная шестерня. Распределительная шестерня от провертывания на валу удерживается шпонкой и закрепляется шайбой и болтом, завернутым в торец вала. Обе распределительные шестерни имеют косые зубья, вызывающие при вращении вала его осевое смещение.

Для предупреждения осевого смещения вала при работе двигателя между шестерней и передней опорной шейкой вала установлен фланец, который закреплен двумя болтами к передней стенке блока цилиндров (рис. 6). Внутри фланца на носке вала установлено распорное кольцо, толщина которого несколько больше толщины фланца, в результате чего достигается небольшое осевое смещение распределительного вала. В четырехтактных двигателях рабочий процесс происходит за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала, т. е. за это время должны последовательно открыться впускные и выпускные клапаны каждого цилиндра, а это возможно если число оборотов распределительного вала будет в 2 раза меньше числа оборотов коленчатого вала, поэтому диаметр шестерни, установленной на распределительном валу, делают в 2 раза большим, чем диаметр шестерни коленчатого вала.

Клапаны в цилиндрах двигателя должны открываться и закрываться в зависимости от направления движения и положения поршней в цилиндре. При такте впуска, когда поршень двигается от в. м. т. к н. м. т., впускной клапан должен быть открыт, а при такте сжатия, расширения (рабочего хода) и выпуска закрыт. Чтобы обеспечить такую зависимость, на шестернях газораспределительного механизма делают метки: на зубе шестерни коленчатого вала и между двумя зубьями шестерни распределительного вала (рис. 7). При сборке двигателя эти метки должны совпадать.

Толкатели предназначены для передачи усилия от кулачков распределительного вала к штангам.

Штанги передают усилие от толкателей к коромыслам и выполнены в виде стальных стержней с закаленными наконечниками (ЗИЛ-130)

Коромысла передают усилие от штанги к клапану. Изготовляют их из стали в виде двуплечего рычага, посаженного на ось. В отверстие коромысла для уменьшения трения запрессовывают бронзовую втулку. Полая ось закреплена в стойках на головке цилиндров. От продольного перемещения коромысло удерживается сферической пружиной. На двигателях ЗИЛ-130 коромысла не равноплечие. В короткое плечо завернут регулировочный винт с контргайкой, упирающийся в сферическую поверхность наконечника штанги.

Клапаны служат для периодического открытия и закрытия отверстий впускных и выпускных каналов в зависимости от положения поршней в цилиндре и от порядка работы двигателя.

В двигателе ЗиЛ-130 впускные и выпускные каналы выполнены в головках цилиндров и заканчиваются вставными гнездами из жаропрочного чугуна.

Клапан (рис. 8) состоит из головки и стержня. Головка имеет узкую, скошенную под углом 45 или 30° кромку (рабочая поверхность), называемую фаской. Фаска клапана должна плотно прилегать к фаске седла, для чего эти поверхности взаимно притирают. Головки впускных и выпускных клапанов имеют неодинаковый диаметр. Для лучшего наполнения цилиндров свежей горючей смесью диаметр головки впускного клапана делают большим, чем диаметр выпускного.

kopilkaurokov.ru

Изучение кривошипно-шатунного механизма

Количество просмотров публикации Изучение кривошипно-шатунного механизма - 915

1. Изучить устройство КШМ двигателя ЗМЗ-53 по учебнику, использовать при изучении рис. 1.1.

2. Составить карту последовательности операций разборки и сборки двигателя по форме˸

№ п/п Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
       

3.Порядок разборки КШМ двигателя ЗМЗ-53˸

снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;

снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в сборе;

вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь толкатели;

снять головку цилиндров, прокладку головки;

выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;

снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;

а) б)

Рис. 1.1. Шатунно-поршневая группа˸

а, б - поршни двигателя ЗМЗ-53 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 - стопорное кольцо; 2 - поршневой палец; 3 - маслосъемные кольца; 4 - днище поршня с нанесенном стрелкой; 5 - компрессионные кольца; 6 - поршень; 7 - шатун; 8 - метка на стержне шатуна; 9 - шатунный болт; 10 - крышка шатуна; 11 - корончатая гайка; 12, 15— метки (выступы) на крышках шатунов; 13 - надпись на поршне; 14 — номер на шатуне

вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;

расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;

зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

разобрать расширители маслосъемного кольца;

снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;

провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.

4. Порядок сборки КШМ двигателя ЗМЗ-53˸

установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100... 110 Н·м) и зашплинтовать гайки новой проволокой Æ 1,8 мм;

соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись ʼʼПередʼʼ на поршне располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

застопорить кольцом поршневые пальцы;

установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;

установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° один от другого, а радиальный и осевой расширители — под углом 90° к ним и в противоположные стороны;

referatwork.ru

Разборка и сборка шатунно-поршневой группы КШМ разных типов двигателей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО «ТРАКТОРАМ И АВТОМОБИЛЯМ» ТЕМА. РАЗБОРКА И СБОРКА ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ КШМ РАЗНЫХ ТИПОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

ЦЕЛЬ. Цель. Выучить строение деталей цилиндро-поршневой группы, выявить особенности конструкции и характер соединений. Приобрести навыки разборки и сборки КШМ.

По окончании практического занятия студент, как будущий механик – специалист по организации и обеспечению технической эксплуатации машин, должен, в объеме изученного материала, Овладеть следующими знаниями и навыками:

А)  определять последовательность выполнения разборочно-сборочных работ;

Б)  проводить дефектовку деталей субъективными методами и с использованием контрольно-измерительного инструмента, приспособлений, приборов и стендов;

В)  определять техническое состояние деталей КШМ.

В частности студент Должен Уметь:

А)  выполнять разборку и сборку узлов и механизмов тракторов, самоходных шасси и автомобилей с соблюдением требований техники безопасности, с сохранением первоначального состояния деталей, с сохранением комплектности и принадлежности деталей и др. правилами разборочно-сборочных работ;

Б)  грамотно выбрать, подготовить и использовать контрольно-измерительный инструмент;

В)  пользовать справочной литературой при выполнении аналитического расчета агрегата, а также иных работ.

ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент для монтажных работ, съемники для разборки двигателей, детали и сборные единицы КШМ двигателя, инструкционная карта и методическое обеспечение рабочего места.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 4-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1978.

2.  Гуревич А. М. и Сорокин Е. М. Тракторы и автомобили. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. «Колос», 1974.

3.  Трактори та автомобілі: Підручник / Я. Ю. Білоконь, А. І. Окоча. – К.: Вища освіта, 2003. – 560 с.: іл.

4.  Гуревич А. М. Тракторы и автомобили. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Колос, 1983. – 336 с. ил.

5.  Тракторы и сельскохозяйственные машины / Л. А. Гуревич, В. А. Лиханов, Н. П. Сычугов. - М.: Агропромиздат, 1986. – 336 с., ил.

6.  Зайцевский А. П., Чичков В. А. Практикум по тракторам и автомобилям.

7.  Ковалев Н. Г. Практикум по тракторам и автомобилям. Колос, 1981. – 223 с., ил.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ:

1. К выполнению работы приступать только после инструктажа и по указанию преподавателя. 2. На рабочем месте соблюдать порядок и чистоту. Не загромождать проходы и территорию рабочего места. Демонтированные детали и узлы складировать на столах или других, предназначенных для этого, местах. При необходимости, до начала работы навести порядок на рабочем месте. 3. Использовать исправные инструмент и приспособления, применять их по назначению. 4. Без разрешения преподавателя не покидать и не менять рабочее место и характер работы. 5. Использовать только безопасные приемы выполнения работы, соблюдать дисциплину.6. Согласовывать свои действия с действиями других участников работы с целью предупреждения травмирования друг друга. 7. При обнаружении угрозы собственной безопасности или безопасности окружающих, а также в случае получения травмы, немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю.

Содержание и последовательность выполнения работы

Для выполнения данного занятия необходимо ознакомиться с инструкционной картой и теоретическими материалами заданной темы в литературе [1] с. 54 – 85, [2] с.49 - 68 , [3] с. 51 – 64, [4] с. 35 - 55.

После чего можно приступать к выполнению работы, получив у преподавателя задание для каждого звена.

ЗВЕНО № ________

Характеристика механизмов двигателя

(для звена №1 - ЗИЛ - 130, №2 - IVECO, №3 - СМД - 62, №4 - Д - 240, №5 - ГАЗ-53)

Название

Показатель

Модель двигателя

 

Тип двигателя

 

Количество цилиндров

 

Порядок работы

 

Диаметр цилиндра, мм

 

Ход поршня, мм

 

Мощность, кВт

 

Степень сжимания

 

Рабочий объем, л

 

Частота вращения коленчатого вала, мин-1

 

Удельный расход топлива, г/кВт. час

 

Выучить строение и последовательность разборки и сборки цилиндро-поршневой группы КШМ. Разобрать цилиндро-поршневую группу. Выявить особенности конструкций и наличие меток на деталях. Выучить характер сопряжений, собрать ЦПГ согласно технических требований.

Особенности строения и сопряжений

1.  Характеристика гильзы цилиндров ____________________________________________________

2.  Материал поршня___________________________________________________________________

3.  Количество компрессионных колец, шт._______________________________________________

4.  Количество маслосъемных колец, шт._________________________________________________

5.  Зазор между поршнем и цилиндром, мм.________________________________________________

6.  Зазор в замке поршневых колец, мм ___________________________________________________

7.  Способ крепления поршневого пальца_________________________________________________

8.  Допустимое отклонение по массе поршня, г. _____________, шатуна, г____________

На рисунке 1 а, б, в укажите основные детали блок-картеров двигателей.

Ответ: а)__________________________________

______________б)__________________________________

____________________________________________________________________________________

__________________________________________

А) __________________________________________

__________________________________________

Б)

_____

Ответ: в)_____

В)

Рис.1 – Блок-картеры ДВС. На рисунке 2 укажите основные детали шатунов.

Ответ:__________________________________________________________________________

Рис. 2 – Шатуны двигателей (а – Д-160,б – ЯМЗ, в – ГАЗ-52, г – СМД-14) _______________________________________

На рисунке 3 укажите конструкционные детали коленчатого вала двигателя Д – 240.

Ответ: __________________

Рис. 3 – Коленчатого вала двигателя Д – 240. _

Контрольные вопросы

1.  Чем уплотняется гильза цилиндров в верхней части?

Ответ:___________

2.  Чем уплотняется гильза цилиндров в нижней части?

Ответ:___________________________________________

3.  Как обозначается размерность поршневой группы?

Ответ:_______________________________________________

4.  Как располагаются на поршне замки поршневых колец?

Ответ:_________________________

Вывод:________________________________________________________

Выполнил студент группы _________ Дата __________ Ф. И.О.____________________

Оценка___________ Дата_________ Преподаватель________________________

mehanik-ua.ru

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗMЗ-53»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя ЗMЗ-53»

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного механизма.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного механизма.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного механизма.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Тема «Кривошипно-шатунный механизм двигателя 3M3-53»

Цель задания - изучить на практике устройство сборочных единиц механизмов двигателя и приобрести навыки по их разборке и сборке. Научиться правильно устанавливать поршневые кольца на поршень, а поршень вместе с шатуном в цилиндр, собирать шатунные и коренные вкладыши.

Иллюстративный материал — рис. 1—2, учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — для двигателя 3M3-53 — монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) механизмом, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; комплект инструментов, ключ

торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, деревянная выколотка.

  1. Изучить устройство КШМ двигателя 3M3-53, использовать

при изучении рис. 1.1.

Рис. 1. Шатунно-поршневая группа:

6, в - поршни двигателя 3M3-53 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 - стопорное кольцо; 2 - поршневой палец; 3- маслосъемные кольца; 4 - днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 - компрессионные кольца; 6 - поршень; 7 - шатун; 8 - метка на стержне шатуна; 9 -шатунный болт; 10 - крышка шатуна; 11 - корончатая гайка; 12, 15- метки (выступы) на крышках шатунов; 13 - надпись на поршне; 14 - номер на шатуне.

2. Разобрать КШМ двигателя 3M3-53:

• снять всасывающий (впускной) коллектор, прокладки;

• снять с одного ряда крышку головки блока и ось коромысла в сборе;

• вынуть штанги, при помощи специального съемника извлечь толкатели;

• снять головку цилиндров, прокладку головки;

• выполнить три последние операции на другом ряду цилиндров;

• снять переднюю крышку распределительных шестерен и маслоотражатель;

• вывернуть болты крепления фланца (через отверстие в шестерне) и извлечь вал с шестерней;

• расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров, отвернуть гайки и снять крышки вместе с вкладышами;

• отвернуть контргайки и гайки с болтов шатунных крышек первого и пятого цилиндров, снять крышки с вкладышами;

• вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами;

• зажать в тисках шатун и извлечь стопорные кольца из канавок бобышек;

• зажать в тисках через деревянные губки поршень и снять с него с помощью специального приспособления компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца;

• разобрать расширители маслосъемного кольца;

• снять стопорное кольцо поршневого пальца и выпрессовать палец;

• провести диагностику всех снятых деталей на наличие дефектов, т.е. выполнить дефектацию снятых деталей.

3. Собрать КШМ двигателя 3M3-53 в следующем порядке:

• установить на место крышки первого и пятого коренных подшипников

коленчатого вала в сборе с вкладышами, предварительно смазав их моторным маслом;

• завернуть гайки крепления крышек сначала торцовым, а затем окончательно динамометрическим ключом (момент силы 100... 110 Н м) и зашплинтовать гайки новой проволокой 01,8 мм;

• соединить поршень с шатуном поршневым пальцем, предварительно нагрев поршень до 60 °С в чистом моторном масле. Шатуны правого ряда соединять с поршнями так, чтобы выштампованный номер на стержне шатуна и надпись «Перед» на поршне

располагались на противоположных сторонах; для шатунов левого ряда — на одной;

• застопорить кольцом поршневые пальцы;

  • установить компрессионные кольца на поршень внутренней выточкой вверх, а замки должны располагаться один относительно другого через 180°;

• установить маслосъемное кольцо и расположить замки кольцевых дисков через 180° противоположные стороны;

• смазать поршень моторным маслом и при помощи специального приспособления обжать поршневые кольца и вставить поршень в гильзу цилиндров надписью «Перед» к носку коленчатого вала;

• смазать вкладыш шатуна моторным маслом и установить шатун на шейку коленчатого вала так, чтобы номер на стержне шатуна совпадал с меткой (выступом) на крышке шатуна;

• затянуть гайки шатунов сначала торцовым, а затем динамометрическим ключом (момент силы 68...75 Н м). Контргайки завернуть до упора и окончательно завернуть на один-два оборота.

Рис. 2. Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:

а — поршень с поршневыми кольцами; б — маслосъемные кольца; 1 , 2 — компрессионные

кольца; 3 — маслосъемные кольца; 4 — кольцевой диск; 5 — радиальный расширитель; 6 — осевой расширитель;

Последовательность операций установки элементов маслосъемного кольца;

1 — установка осевого расширителя; 2 — установка радиального расширителя; 3 — установка нижнего кольцевого диска; 4 — установка верхнего кольцевого диска.

Инструкционно-технологическая карта

Разборка-сборка кривошипно-шатунного механизма двигателя 3M3-53

Последовательность

операций

Инструмент,

приспособление

Технические условия

и указания

1. Разборка КШМ двигателя 3M3-53

1. Отвернуть гайки крепления крышки одного

из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

2. Снять крышку головки

блока

3. Отвернуть гайки крепления головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм

4. Снять головку цилиндров, прокладку головки

5. Снять головку цилиндров

на другом ряду,

выполнив операции (1-4)

17. Расшплинтовать гайки

крепления крышек

коренных подшипников

коленчатого вала первого

и пятого цилиндров

Пассатижи

18. Отвернуть гайки крепления крышек

Ключи торцовые

15 мм

19. Снять крышки с вкладышами

20. Отвернуть гайки и

контргайки крепления

шатунных крышек первого

и пятого цилиндров

Ключи гаечные17- 19 мм

21. Снять шатунные

крышки первого и пятого

цилиндров

22. Вынуть из этих цилиндров

поршни с шатунами

23. Зажать в тисках шатун

Тиски

24. Извлечь стопорные

кольца из канавок бобышек

Круглогубцы

25. Освободить шатун из

тисков

26. Зажать в тисках поршень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные

кольца и два кольцевых

диска маслосъемного

кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять вручную

2. Сборка КШМ двигателя 3M3-53

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2. Завернуть гайки крышек

Ключ торцовый 15 мм, ключ динамометрический

Гайки завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м: 100..110

3. Зашплинтовать гайки

Проволока д - 1,8 мм, пассатижи

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60 °С. На двигателе 3M3-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные номера на стержнях шатунов и надпись «Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны.

  1. Вставить в бобышки поршня стопорные кольца

Круглогубцы

6. Установить на поршень поршневые кольца

Компрессионные кольца

ставить внутренней

выточкой вверх, замки сместить один относительно

другого на 180°. Замки

маслосъемного кольца

располагать у кольцевых

дисков под углом

180°, а у радиального и

осевого расширителя —

под углом 90° к ним и с

направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в

гильзу с надписью «перед» к носку коленчатого вала

Приспособление специальное

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала

Перед установкой вкладыши

смазать маслом, выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером

на стержне шатуна

9. Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключ гаечный 17 мм

Затягивать сначала торцовым, а затем динамометрическим

ключом, момент силы, Н • м: 68...75

10. Завернуть контргайки

Ключ гаечный 17 мм

Контргайки навернуть

до конца и окончательно

завернуть на один-два оборота

16. Установить прокладки

головок цилиндров

Прокладки натереть

графитным порошком

17. Установить на место

головки цилиндров

18. Завернуть гайки

Крепления головок

Ключ динамометрический

Гайки затягивать

равномерно в два приема

в определенной последовательности.

Окончательный момент силы при затягивании,

Н м: 73...78

Контрольные вопросы

1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателя 3M3-53?

2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?

3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателе 3M3-53 и как располагаются замки колец?

infourok.ru

Методическая разработка урока производственного обучения: "Разборка кривошипно-шатунного механизма"

Методическая разработка открытого урока

Тема программы: Разборка и сборка двигателя, кривошипно-шатунного механизма и газораспределительного механизма

Тема урока: Разборка кривошипно-шатунного механизма

Мастер п/о: Кравчук Елена Юрьевна

г. Енакиево - 2016 г.

Профессия - слесарь по ремонту автомобилей.

Тема программы, разборка и сборка двигателя, кривошипно- шатунного механизма

и газораспределительного механизма.

Тема урока: разборка кривошипно-шатунного механизма.

Цель урока:

  • Обучить практическим приемам разборки кривошипно-шатунного механизмаустройству его деталей;

  • Развивать умение обращения с инструментом и приспособлениями, необходимымидля разборки КШМ, а также техническое мышление;

  • Воспитывать ответственность за качественное выполнение работы, а такжебережное отношение к инструменту и оборудованию.

Тип урока: Комбинированный по обобщению знаний и приобретению умений.

Вид урока: Работа учащихся на учебных постах в учебной автомастерской.

Материально - техническое оснащение урока

Разобранный двигатель на стенде, макет двигателя с разрезами, набор инструмента

слесаря по ремонту автомобилей, кривошипно-шатунный механизм в сборке на

стенде.

Дидактическое оснащение урока:

Инструкционные карты, таблицы, схемы устройства КШМ

Межпредметные связи урока:

  1. Устройство автомобиля

  2. Материаловедение (материалы, из которых изготовлены детали)

  3. Физика (двигатели внутреннего сгорания)

ХОД УРОКА

I. Организационная часть 5 мин.

проверка явки учахихся

проверка внешнего вида, наличие инструмента, спецодежды.

II. Вводный инструктаж 40 мин.

  1. Сообщение темы занятия (ссылка на квалификационно- образовательнуюхарактеристику слесаря по ремонту автомобилей второго разряда)

  2. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме по вопросам карточек-заданий:

  • перечислите механизмы двигателя

  • назовите классификацию двигателя внутреннего сгорания

  • назовите, что называют рабочим циклом ДВС

  • назовите, что называют рабочей смесью

  • назовите системы ДВС

  • назовите порядок разборки ДВС

  • перечислите инструменты и приспособления, применяемые при разборке ДВС

  • назовите требования охраны труда при разборке ДВС

3. Изложение нового материала:3.1 .Для чего служит КШМ

3.2.Из каких деталей состоит КШМ

3.3.Устройство поршневой группы

3.4.Устройство шатуна

3.5.Порядок разборки КШМ

3.6.Инструмент и приспособления, применяемые при разборке КШМ

3.7.Требования техники безопасности при разборке КШМ

4. Закрепление нового материала. Вопросы для закрепления.

  • расскажите о способах ихвлечения поршневой группы из цилиндра

  • почему поршневую группу вынимают в сторону верхней плоскости блока?

  • для чего служат стопорные кольца поршневого пальца и как их извлечь?

  • укажите, какие специальные приспособления используют при разборке КШМ

  • назовите особенности основных деталей КШМ

5. Выдача инструкционных карт

III. Текущий инструктаж 5 часовВыполнение учащимися разборки КШМ на постах.Обходы мастера производственного обучения:

  1. Обход с целью проверки соблюдения требования охраны труда

  2. Обход с целью проверки правильности использования инструмента

  3. Обход с целью проверки соблюдения порядка разборки двигателя

  4. Обход с целью проверки выявления и недопущения типичных ошибок

  5. Обход с целью приема и оценки выполненного задания, а также проверкиуборки рабочих мест

IV. Заключительный инструктаж 15 мин.

  1. Анализ допущенных ошибок

  2. Анализ соблюдения норм времени

  3. Оценка учащихся

  4. Домашнее задание:

4.1. Составить отчет о работе, указывая:

  • Последовательность разборки КШМ

  • Укажите, из каких материалов изготовлены детали КШМ

  • Укажите инструменты и приспособления, использованные в работе

    1. Повторить из курса «Устройство автомобиля» устройство и назначение

газо­распределительного механизма

Разборка кривошипно-шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление

расширяющихся газов при такте сгорание — расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из:

  • блока цилиндров с картером;

  • головки цилиндров;

  • поршней с кольцами,

  • поршневых пальцев;

  • шатунов;

  • коленчатого вала;

  • маховика;

  • поддона картера.

Блок цилиндров отливают заодно с картером. И он является базисной деталью двигателя, к которой крепятся кривошипно-шатунный, газораспределительный механизмы и все навесные приборы и агрегаты двигателя (рис. 1).

Изготовляют его из серого чугуна, реже из алюминиевого сплава силумина. В отливке блок-картера выполнены полости для смывания охлаждающей жидкостью стенок гильз цилиндров. Сами же гильзы могут быть вставными, изготовленными из жаростойкой стали или же отлитыми заодно с чугунным блок-картером. Блоки из алюминиевых сплавов изготовляются только со вставными гильзами. Внутренняя поверхность гильз служит направляющей для перемещения поршня, она тщательно шлифуется и называется зеркалом. Уплотнение гильз осуществляется с помощью колец из специальной резины или меди. Вверху уплотнение гильз достигается за счет прокладки головки цилиндров. Увеличение срока службы гильз цилиндров достигается в результате запрессовки в верхнюю их часть, как работающую в наиболее тяжелых условиях (высокая температура и агрессивная газовая среда), коротких тонкостенных вставок из кислотоупорного чугуна. Этим достигается снижение износа верхней части гильзы в четыре раза.

Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали, уплотненным прокладкой из картона или пробковой крошки. Поддон используется в качестве резервуара для моторного масла и служит защитой кар­тера от попадания грязи и пыли.

Головка цилиндров закрывает цилиндры сверху. На ней размещены детали газораспределительного механизма, камеры сгорания, выполнены отверстия под свечи или форсунки, запрессованы направляющие втулки и седла клапанов. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.

Для создания герметичности плоскость разъема между головками и блоком цилиндров уплотнена стальными или сталеасбестовыми прокладками, а крепление осуществляется шпильками с гайками.

Поддон картера

Опоры распреде­лительного вала

Гильзы цилинов

Шпильки крепле­ния головки цилиндров

Уплотнитель-

ное кольцо

гильзы

Клапанная крышка

Проклада крышки

Головка цилинд

ров

Прокладка

головки цилиндров

Рубашка охлаждения

Картер блока цилиндров

Прокладка поддона картера

Рис. 1. Головка и блок цилиндров двигателя

Головки отлиты из алюминиевого сплава (АЛИ) или чугуна. Сверху они накрыты клапанной крьпшкои из штампованной стали или алюминиевого сплава, уплотненной пробковой или маслобензостойкой резиновой прокладкой.

Двигатели с однорядным расположением цилиндров имеют одну головку цилиндров, двигатели с У-образным расположением имеют отдельные головки на каждый ряд цилиндров, либо на группу из нескольких цилиндров, либо отдельную головку на каждый цилиндр.

Поршень воспринимает давление расширяющихся газов при рабочем такте и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал двигателя. Представляет собой перевернутый днищем вверх цилиндрический стакан, отли­тый из высококремнистого алюминиевого сплава.

Поршень имеет днище, уплотняющую и направляющую (юбку) части (рис.2). Днище и уплотняющая часть составляют головку поршня, в которой проточены канавки для поршневых колец. Днище поршня с головкой цилиндров формируют камеру сгорания и работают в крайне тяжелых температурных условиях из-за недостаточного охлаждения. Для некоторых моделей двигателей

поршни изготовляют со вставкой из специального жаропрочного чугуна для верхнего компрессионного кольца и выполняют в днище поршня тороидальные камеры сгорания с выемками для предотвращения касания днища поршня с клапанами. Ниже головки выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются бобышки с отверстиями под поршневой палец.

Конструкция поршня должна исключать его заклинивание при тепловом расширении работающего двигателя. С этой целью головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, которую изготовляют овальной формы с большой осью, перпендикулярной оси поршневого кольца.

В некоторых поршнях юбка имеет разрез, предотвращающий заклинивание поршня при работе прогретого двигателя. На юбку поршня может наноситься коллоидно-графитовое покрытие для предохранения от задиров зеркала ци­линдра и улучшения приработки.

Поршневые кольца устанавливаются двух типов: компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца служат для уплотнения поршня в гильзе цилиндра и предотвращения прорыва газов из камеры сгорания в картер дви­гателя. Маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла с зеркала цилиндра и не допускают его попадания в камеру сгорания.

Поршневые кольца изготовляются из белого чугуна, а маслосъемные могут быть выполнены из стали. Для повышения износостойкости верхнее компрессионное кольцо подвергается пористому хромированию, а остальные для ускорения приработки покрыты слоем олова или молибдена.

Кольца имеют разрез (замок) для установки на поршень. Количество компрессионных колец, устанавливаемых на поршнях, может быть неодинаково для различных моделей двигателей, обычно два или три кольца. Маслосъемные кольца устанавливаются по одному на поршень. Они состоят из четырех элементов: из двух стальных разрезных колец, одного стального гофрированного осевого и одного радиального расширителей (рис. 2).

Поршневые кольца могут иметь различную геометрическую форму. Компрессионные кольца могут быть прямоугольного сечения, иметь коническую форму и выточку на верхней внутренней кромке кольца. Маслосъемные кольца также имеют различную форму: коническую, скребковую и пластинчатую с расширителями. Кроме того, маслосъемные кольца имеют сквозные прорези для прохода масла через канавку внутрь поршня. Канавка поршня для маслосъемного кольца имеет один или два ряда отверстий для отвода масла.

Поршневой палец плавающего типа обеспечивает шарнирное соединение поршня с шатуном и удерживается от осевого смещения в бобышках поршня стопорными кольцами. Палец имеет форму пустотелого цилиндра, изготовлен из хромоникелевой стали. Поверхность его упрочнена цементацией и закалена токами высокой частоты.

Шатун служит для соединения поршня с коленчатым валом двигателя и для передачи при рабочем ходе давления расширяющихся газов от поршня к коленчатому валу. Во время вспомогательных тактов от коленчатого вала через шатун приводится в действие поршень.

Компрессионные кольца

Маслосъешюе кольцо

Расширитель

Канавки для поршневых колец

Кольцевые диски

Осевой расширитель

Поршневой палец

Радиальный расширитель

Стопоры шайб

Рис. 2. Детали поршневой группы двигателя

Шатун (рис. 3) состоит из верхней неразъемной головки с запрессованной втулкой из оловянистой бронзы и разъемной нижней головки, в которую вставлены тонкостенные стальные вкладыши, залитые слоем антифрикционного сплава. Головки шатуна соединяются стержнем двутаврового сечения. Нижняя разъемная головка шатуна с помощью крышки закрепляется на шатунной шейке коленчатого вала. Шатун и его крышки изготовлены из легированной или углеродистой стали.

Крышка обрабатывается в сборе с шатуном. Номер на шатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну сторону. При сборке V-образных двигателей необходимо помнить, что шатуны правого ряда цилинд­ров обращены номерами назад по ходу автомобиля, а левого ряда — вперед и совпадают с надписью на поршне «Вперед».

Нижняя головка шатуна и крышка соединяются болтами и шпильками со специальными стопорными шайбами» Гайки имеют резьбу несколько отличную от резьбы шпилек и болтов, что обеспечивает самостопорение резьбового соединения.

Вкладыши нижней головки шатуна выполнены из стальной или стале алюминиевой ленты, покрытой антифрикционным слоем. В качестве покрытия используют свинцовые сплавы, свинцовистую бронзу или

Верхняя головка

Втулка

верхней

головки

Болт с гайкой для

соединения нижней

Вкладыши

нижней

головки

головки

Нижняя головка

Крышка

нижней

головки

алюминиевый сплав АМО-1-20.

Рис. 3 Шатун

От проворачивания в нижней головке шатуна вкладыши удерживаются выступами (усиками), которые фиксируются в канавках, выфрезерованных в шатуне и его крышке.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые шатунами от поршней, и преобразует их в крутящяй момент, который через маховик передается агрегатам трансмиссии автомобиля.

Коленчатый вал (рис. 4) состоит из шатунных и коренных шеек, соединенных щеками с противовесами, фланца для крепления маховика. На переднем кольце коленчатого вала (носок) имеются шпоночные пазы для закрепления распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также отверстие для установки храповика пусковой рукоятки. Шатунная шейка со щеками образует "кривошип (или колено) вала. Расположение кривошипов обеспечивает равномерное чередование рабочих ходов поршня в различных цилиндрах.

Коленчатые валы штампуют из стали или отливают из высокопрочного магниевого чугуна. Шейки выполняются полыми для уменьшения центробежных сил и используются как грязеуловители для моторного масла. Шейки коленчатого вала шлифуют и полируют, поверхность закаливается токами высокой частоты. Щеки вала имеют сверления для подвода масла к трущимся поверхностям коренных и шатунных шеек коленчатого вала.

Коленчатые валы, у которых каждая шатунная шейка имеет с двух сторон коренные шейки, называются полноопорными.

Продольное перемещение коленчатого вала при его тепловом расширении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами, которые устанавливаются по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя

паз

Шпоночный

Шатунные шейки

Щеки

Пробка

Грязеуловитель

Коренные шейк

Рис. 4. Коленчатый вал

сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в вытачке задней коренной опоры вала.

Для предотвращения утечки масла на концах коленчатого вала устанавливаются маслоотражатели и сальники. Предусматриваются также маслосгонные спиральные канавки и маслоотражательный буртик.

Вкладыши коренных подшипников имеют такую же конструкцию, как и вкладыши шатунных подшипников. У двигателей с блоками, выполненными из алюминиевых сплавов, крышки коренных подшипников выполняют из чугуна для предотвращения заклинивания коленчатого вала при низких температурах.

Крышки коренных подшипников растачивают совместно с блоком цилиндров и при сборке двигателя их устанавливают только на свои места, не меняя положения.

Маховик служит для уменьшения неравномерности работы двигателя, вывода поршней из мертвых точек, облегчения пуска двигателя и способствует плавному троганию" автомобиля с места.

Маховик представляет собой массивный диск, отлитый из чугуна, на обод которого напрессован стальной зубчатый венец, предназначенный для вращения коленчатого вала стартером при пуске двигателя. Для исключения нарушения ус­тановочной балансировки маховик крепится болтами к фланцу коленчатого вала на несимметрично расположенных штифтах.

Поддон картера является резервуаром для моторного масла и предохраняет картер двигателя от попадания пыли и грязи.

Поддон штампуют из листовой стали или отливают из алюминиевых сплавов. Для герметизации плоскости разъема между картером и поддоном устанавливают пробковые или маслобензостойкие прокладки. Поддон крепится болтами или шпильками.

Крепление двигателя к раме или несущему кузову должно быть надежным и амортизировать толчки, возникающие при работе двигателя и движении автомобиля. В качестве опор применяют специальные кронштейны (лапы), под которые устанавливают одну или две резиновые подушки или пружины. Двигатели могут быть закреплены на раме в трех или четырех точках. Часто для фиксации двигателя используются тяги или скобы.

infourok.ru