Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей. Реактивный двигатель теория


Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей

Оглавление: Предисловие [3]Основные условные обозначения [4]Введение [7]Часть I. Термогазодинамическне и энергетические основы ВРД [15]  Глава 1. Общие вопросы теории ВРД [15]    1.1. Основные типы и принцип действия ВРД [15]    1.2. Удельные параметры ВРД [19]    1.3. ВРД как тепловая машина [22]    1.4. Работа воздушно-реактивного двигателя как движителя [43]    1.5. Взаимосвязь коэффициентов полезного действия воздушно-реактивных двигателей [51]  Глава 2. Источники энергии ВРД [54]    2.1. Основные функции топлив и возможные источники энергии ВРД [54]    2.2. Химические топлива и их энергетические характеристики [57]    2.3. Углеводородные реактивные топлива [62]    2.4. Водород как авиационное топливо [70]    2.5. Особенности использования ядерной энергии в ВРД [74]Часть II. Характеристики основных узлов ВРД [79]  Глава 3. Входные устройства ВРД [79]    3.1. Требования, предъявляемые к входным устройствам [79]    3.2. Входные устройства для дозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростей полета [82]    3.3. Входные устройства для сверхзвуковых скоростей полета (Мп> 1,5) [87]  Глава 4. Характеристики компрессоров и турбин [107]    4.1. Основные уравнения [107]    4.2. Характеристики и регулирование компрессоров [110]    4.3. Характеристики и регулирование турбин [120]  Глава 5. Камеры сгорания воздушно-реактивных двигателей [123]    5.1. Общие сведения о камерах сгорания [123]    5.2. Характеристика процессов горения [125]    5.3. Основные камеры сгорания ТРД [137]    5.4. Форсажные камеры сгорания [148]    5.5. Вредные выделения камер сгорания и пути их снижения [153]  Глава 6. Выходные устройства ВРД [157]    6.1. Общие вопросы [157]    6.2. Выходные устройства для дозвуковых и небольших сверхзвуковых скоростей полета [164]    6.3. Выходные устройства для сверхзвуковых скоростей полета [173]    6.4. Использование реактивной струи для создания отрицательной тяги [181]Часть III. Удельные параметры и характеристики ГТД [184]  Глава 7. Термогазодинамический расчет и зависимость удельных параметров ТРД, ТРДФ и газогенераторов ТРДД от параметров рабочего процесса [184]    7.1. Термогазодинамический расчет ТРД, ТРДФ и газогенераторов ТРДД на расчетном режиме [186]    7.2. Зависимости удельной тяги и удельного расхода топлива ТРД от основных параметров рабочего процесса [203]    7.3. Зависимости степеней повышения давления и подогрева в газогенераторе ТРДД от параметров рабочего процесса [211]    7.4. Зависимости удельной тяги и удельного расхода топлива ТРДФ от параметров рабочего процесса [212]  Глава 8. Характеристики и методы регулирования ТРД и ТРДФ [217]    8.1. Понятие о характеристиках авиационных двигателей и их связи с регулированием [217]    8.2. Совместная работа компрессора, камеры сгорания и турбины одновальных ТРД при различных законах регулирования [219]    8.3. Совместная работа компрессоров, камеры сгорания и турбин двухвальных ТРД при различных законах регулирования [242]    8.4. Регулирование ТРДФ на форсированных режимах [256]    8.5. Высотно-скоростные характеристики ТРД и ТРДФ [261]    8.6. Дроссельные характеристики ТРД и ТРДФ [270]    8.7. Расчет характеристик ТРД и ТРДФ [286]    8.8. Приведение основных параметров ТРД к стандартным атмосферным условиям [290]  Глава 9. Двухконтурные двигатели для самолетов с дозвуковыми скоростями полета [291]    9.1. Общие сведения [291]    9.2. Некоторые вопросы теории ТРДД [292]    9.3. Параметры, характеризующие эффективность ТРДД [294]    9.4. Оптимальное распределение свободной энергии между потоками внутреннего и наружного контуров [296]    9.5. Расчет параметров ТРДД [307]    9.6. Влияние основных параметров рабочего процесса Н и Мп на удельную тягу и удельный расход топлива ТРДД [309]    9.7. Влияние параметров рабочего процесса на удельный вес и диаметр миделевого сечения ТРДД [313]    9.8. Методика расчета высотно-скоростных и дроссельных режимов ТРДД [316]    9.9. Высотные и скоростные характеристики ТРДД [323]    9.10. Дроссельные характеристики ТРДД [328]  Глава 10. Двухконтурные двигатели с форсажной камерой (ТРДДФ) [330]    10.1. Область применения, схема [330]    10.2. Оптимальные параметры рабочего процесса ТРДДФ [331]    10.3. Алгоритмы расчета удельных параметров и параметров рабочего процесса ТРДДФ [335]    10.4. Влияние параметров рабочего процесса ТРДДФ на Руд и Суд [335]    10.5. Алгоритм расчета высотно-скоростных и дроссельных режимов работы ТРДДФ [337]    10.6. Высотно-скоростные и дроссельные характеристики ТРДДФ [344]    10.7. Двигатели изменяемого рабочего процесса (ТРДИ) [348]  Глава 11. Турбовинтовые, винтовентиляторные, турбовальные двигатели и вспомогательные силовые установки [351]    11.1. Турбовинтовые и турбовальные двигатели. Схемы. Области применения [351]    11.2. Параметры, характеризующие эффективность работы ТВД. Некоторые особенности расчета параметров ТВД [355]    11.3. Влияние параметров рабочего процесса на удельную мощность, удельный расход топлива и удельный вес ТВД и турбовальных ГТД [357]    11.4. Некоторые особенности ТВД и турбовальных двигателей с регенерацией тепла [360]    11.5. Дроссельные характеристики ТВД и турбовальных двигателей [363]    11.6. Высотные и скоростные характеристики ТВД и турбовальных двигателей. Законы их регулирования [366]    11.7. Вспомогательные авиационные ГТД и их основные особенности [370]    11.8. Работа вспомогательной сяловой установки в режиме отбора воздуха [372]    11.9. Форсирование ТВД и других ГТД впрыскиванием жидкости [374]  Глава 12. Двигатели самолетов с вертикальным взлетом и посадкой [376]    12.1. Требования к силовым установкам СВВП и возможные типы двигателей [376]    12.2. Подъемные турбореактивные двигатели [379]    12.3. Подъемно-маршевые двигатели [383]    12.4. Двигатели с подъемными, турбовентиляторами [386]    12.5. Сравнение различных силовых установок для вертикально взлетающих самолетов [389]Часть IV. Некоторые эксплуатационные характеристики ГТД [394]  Глава 13. Неустановившиеся режимы работы авиационных ГТД [394]    13.1. Расчет параметров одновального ТРД на неустановившихся режимах [395]    13.2. Приемистость одновального ТРД и способы ее улучшения [403]    13.3. Особенности переходных режимов двухвальных ТРД [410]    13.4. Запуск газотурбинных двигателей в стартовых условиях [413]    13.5. Запуск газотурбинных двигателей в полете [417]  Глава 14. Шум воздушно-реактивных двигателей [420]    14.1. Основные понятия и нормы на допустимый уровень шума [420]    14.2. Источники шума в ВРД [425]    14.3. Способы снижения шума ВРД [429]Часть V. Прямоточные и комбинированные двигатели для больших сверхзвуковых н гиперзвуковых скоростей полета [435]  Глава 15. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели [435]    15.1. Особенности основных типов ПВРД [436]    15.2. Эффективность ПВРД [438]    15.3. Методы расчета параметров рабочего процесса [446]    15.4. Удельные параметры и основные данные ПВРД [448]    15.5. Характеристики ПВРД [454]    15.6. Гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели [464]  Глава 16. Комбинированные реактивные двигатели [481]    16.1. Основные схемы и принципы расчета параметров комбинированных реактивных двигателей [481]    16.2. Турбопрямоточные двигатели [485]    16.3. Ракетно-турбинные двигатели [487]    16.4. ВРД с использованием хладоресурса и высокой работоспособности криогенных топлив [491]    16.5. Ракетно-прямоточные двигатели (РПД) [493]Часть VI. Теоретические основы проектирования газотурбинных двигателей [498]  Глава 17. Выбор размера, параметров и программ управления двигателем, оптимальных для летательного аппарата [499]    17.1. Двигатель как элемент системы «летательный аппарат». Задачи согласования двигателя с самолетом [499]    17.2. Критерии оценки эффективности применения двигателей на самолете [502]    17.3. Выбор размера и параметров рабочего процесса двигателя [505]  Глава 18. Проектирование проточной части турбокомпрессоров ГТД [515]    18.1. Основные цели и исходные данные [515]    18.2. Связь конструктивно-геометрических параметров компрессора и турбины газогенератора ТРДДФ [516]    18.3. Особенности проектирования проточной части турбин газогенераторов ТРДДФ [518]    18.4. Проектирование проточной части компрессора газогенератора ТРДДФ [523]    18.5. Проектирование проточной части газогенераторов двухконтурных двигателей [535]    18.6. Проектирование проточной части турбовентилятора ТРДДФ [541]    18.7. Общая схема формирования облика турбокомпрессоров ТРДДФ [554]Приложение [556]Список литературы [559]Предметный указатель [560]

www.nehudlit.ru

Теория реактивных двигателей (П.К. Казанджан, Л.П. Алексеев, А.Н. Говоров, Н.Е. Коновалов, Ю.Н. Нечаева, В.Ф. Павленко, Р.М. Фёдоров) - Библиотека

Пт, 23 июля 2010 в 21:25 5525 просмотров Автор П.К. Казанджан, Л.П. Алексеев, А.Н. Говоров, Н.Е. Коновалов, Ю.Н. Нечаева, В.Ф. Павленко, Р.М. Фёдоров Год 1955 Язык Русский Формат файла DJVU Размер файла 3.45 МБ
Аннотация к книге "Теория реактивных двигателей":

Общая характеристика реактивных двигателей Общая характеристика авиационных лопаточных машин Процесс сжатия воздуха в центробежном компрессоре ТРД Течение воздуха в элементах центробежного компрессора ТРД Устройство и работа осевого компрессора Характеристики компрессоров и их регулирование Устройство и работа авиационной газовой турбины ТРД Характеристика авиационной газовой турбины Рабочий процесс турбореактивного двигателя Сила тяги, КПД и тепловой баланс ТРД Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива ТРД от параметров рабочего процесса Процесс сгорания в ТРД Характеристики турбореактивных двигателей Форсирование турбореактивных двигателей Характеристики ТРД при неустановившихся режимах работы Турбовинтовые двигатели Зависимость работы и удельного расхода топлива ТВД от степени сжатия и температуры газа перед турбиной Характеристики турбовинтового двигателя Прямоточные воздушно-реактивные двигатели Рабочий процесс и характеристики жидкостных ракетных двигателей

Обсуждение

airspot.ru

Теория - воздушно-реактивный двигатель - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Теория - воздушно-реактивный двигатель

Cтраница 1

Теория воздушно-реактивных двигателей, не считая статьи в Технике воздушного флота за 1929 г., издана в ВВИА им. Конспект лекций по теории воздушно-реактивных двигателей на заводе, затем в 1947 г. Вестник воздушного флота издает серию статей одноименного названия. Статьи Вестника воздушного флота как наиболее полные и исправленные автором и помещены в данной книге.  [1]

Стечкина Теория воздушно-реактивного двигателя, опубликованная в 1924 г., явилась основой создания современной теории воздушно-реактивных двигателей и метода их теплового расчета.  [2]

В статье Теория воздушно-реактивного двигателя впервые дается формула для определения реактивной тяги аппарата, движущегося в сжимаемой среде.  [3]

Стечкин - выдающийся ученый, основоположник теории воздушно-реактивных двигателей, создатель школы теории и расчета поршневых двигателей, разработчик первого реактивного оружия.  [4]

В 1929 г. им была опубликована статья Теория воздушно-реактивного двигателя, в которой дан вывод формулы тяги и основных КПД реактивного двигателя.  [5]

В этом разделе первой работой помещается статья Теория воздушно-реактивного двигателя, опубликованная в журиале Техника воздушного флота за 1929 год.  [6]

Выдающийся ученый академик Борис Сергеевич Стечкин - основоположник теории воздушно-реактивных двигателей, создатель школы теории и расчета поршневых двигателей, разработчик первого реактивного оружия.  [7]

Одновременно под руководством Бориса Сергеевича работают над созданием теории воздушно-реактивных двигателей его ученики и соратники по кафедре: П. К. Казанджан, Л. П. Алексеев, А. Н. Говоров, Н. Е. Коновалов, Ю. Н. Нечаев, Р. М. Федоров; ведут научно-исследовательские работы на заводе: Я. Л. Фогель, С.  [8]

В книге помещены избранные труды выдающегося ученого, основоположника теории воздушно-реактивных двигателей, создателя школы теории и расчета поршневых двигателей - академика Б. С. Стечкина, написанные за период с 1920 по 1969 годы.  [9]

Опыт изучения гидродинамики привел Бориса Сергеевича к известной его работе Теория воздушно-реактивного двигателя, опубликованной в 1929 г. Этот труд был высоко оценен в нашей стране и во всем мире, установил приоритет Советского Союза по воздушно-реактивным двигателям, предвосхитил более чем на два десятилетия развитие авиационной науки и техники и создал основу современной теории воздушно-реактивных двигателей и их теплового расчета, определивших развитие реактивной авиации.  [10]

Начало отечественным опытно-конструкторским работам по турбореактивным двигателям было положено в 1933 - 1934 гг. А. М. Люлька ( ныне член-корреспондент АН СССР) вскоре после опубликования Б. С. Стечкиным теории прямоточных и компрессорных воздушно-реактивных двигателей.  [11]

Материал 2 - й книги относится к разным периодам времени и тематически распадается на три раздела. Лекции по теории воздушно-реактивного двигателя, несмотря на то, что, по-существу, их материал во многом пересекается со статьями 1947 г. из первой книги, безусловно представляют самостоятельный интерес; в них приведены примеры, не вошедшие в статьи, и слышится живая речь лектора. В научно-методических материалах, написанных П. К. Казанджаном и завизированных самим Борисом Сергеевичем, выпукло представлена удельная значимость теоретических результатов Б. С. Стечкина в послевоенные годы.  [12]

Теория воздушно-реактивных двигателей, не считая статьи в Технике воздушного флота за 1929 г., издана в ВВИА им. Конспект лекций по теории воздушно-реактивных двигателей на заводе, затем в 1947 г. Вестник воздушного флота издает серию статей одноименного названия. Статьи Вестника воздушного флота как наиболее полные и исправленные автором и помещены в данной книге.  [13]

Страницы:      1

www.ngpedia.ru

Реактивные двигатели - Научно-техническая библиотека им Н.Е. Жуковского ХАИ

«В авиации и космонавтике для перемещения летательных аппаратов в подавляющем большинстве случаев используется принцип реактивного движения. Движущей силой является реактивная сила, создаваемая при выбрасывании из аппарата некоторой массы, т. е. при истечении реактивной струи. Реактивная сила прямо пропорциональна скорости реактивной струи и секундному расходу массы выбрасываемого вещества»

Алемасов, В. Е. Теория ракетных двигателей : учеб. для студентов вузов / В. Е. Алемасов, А. Ф. Дрегалин, А. П. Тишин ; под ред. В. П. Глушко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1980. – 534 с. – С. 9.

Теория и типы реактивных двигателей

«Определение «реактивный» не накладывает каких-либо ограничений на используемые ресурсы массы и энергии. В частности, они могут быть внешними, а не храниться на борту. Так, широко распространенные воздушно-реактивные и гидро-реактивные двигатели для создания реактивной струи в основном используют окружающую струю – воздух и воду. Аналогично может быть использована атмосфера других планет. Источник энергии обычно находится на борту аппарата, но иногда и он может быть внешним, например – солнечная энергия»

Алемасов, В. Е. Теория ракетных двигателей : учеб. для студентов вузов / В. Е. Алемасов, А. Ф. Дрегалин, А. П. Тишин ; под ред. В. П. Глушко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1980. – 534 с. – С. 9.  

Алемасов, В. Е. Теория ракетных двигателей : учеб. для студентов вузов / В. Е. Алемасов, А. Ф. Дрегалин, А. П. Тишин ; под ред. В. П. Глушко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1980. – 534 с.

Иноземцев, Н. В. Основы теории реактивных двигателей / Н. В. Иноземцев. – М. : ДОСААФ, 1952. – 200 с.

Шульгин, В. А. Двухконтурные турбореактивные двигатели малошумных самолетов / В. А. Шульгин, С. Я. Гайсинский. – М. : Машиностроение, 1984. – 168 с.

Иноземцев, Н. В. Авиационные газотурбинные двигатели : учеб. для авиац. ин-тов / Н. В. Иноземцев, В. С. Зуев. – М. : Оборонгиз, 1949. – 468 с.

Реактивные двигатели / под ред. О. Е. Ланкастера ; пер. с англ. Л. И. Киселев, Л. И. Егунова, В. А. Попов, М. В. Висковая. – М. : Воениздат, 1962. – 668 с. – (Аэродинамика больших скоростей и реактивная техника).

Гарькавый, А. А. Двигатели летательных аппаратов : учеб. для авиац. техникумов / А. А. Гарькавый, А. В. Чайковский, С. И. Ловинский. – М. : Машиностроение, 1987. – 288 с.

Гильзин, К. А. Двигатели невиданных скоростей / К. А. Гильзин. – М. : Машиностроение, 1965. – 332 с.

Клячкин, А. Л. Двухконтурные турбореактивные, турбовентиляторные и турбовинтовые двигатели / А. Л. Клячкин. – Рига : РИИ ГВФ, 1963. – 382 с.

Литвинов, Ю. А. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей / Ю. А. Литвинов, В. О. Боровик. – М. : Машиностроение, 1979. – 288 с.

Смирнов, А. И. Основы теории турбореактивного двигателя / А. И. Смирнов. – Л. : ЛКВВИА, 1950. – 212 с.

Теория двухконтурных турбореактивных двигателей / под ред. С. М. Шляхтенко, В. А. Сосунова. – М. : Машиностроение, 1979. – 432 с.

Колодочкин, В. П. Воздушно-реактивные двигатели для сверхзвуковых многорежимных самолетов / В. П. Колодочкин. – М. : Машиностроение, 1975. – 132 с.

Кулагин, И. И. Теория реактивных двигателей / И. И. Кулагин. – Л. : ЛКВВИА, 1960. – 372 с.

Теория прямоточных воздушно-реактивных двигателей / А. Н. Говоров, В. А. Гусев, П. В. Орлов, И. Г. Цыбалов ; под ред. А. Н. Говорова. – Киев : КВИАВУ, 1963. – 152 с.

Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей : учебник / под ред. С. М. Шляхтенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1987. – 568 с.

Зуев, В. С. Теория прямоточных и ракетно-прямоточных двигателей / В. С. Зуев, В. С. Макарон. – М. : Машиностроение, 1971. – 368 с.

Ерофеев, В. Ф. Двухконтурный турбореактивный двигатель

Д-20П : учеб. пособие / В. Ф. Ерофеев, А. А. Скуридин. – М. : Ред.-изд. отдел, 1966. – 342 с.

Казанджан, П. К. Теория авиационных двигателей : теория лопаточных машин: учебник / П. К. Казанджан, Н. Д. Тихонов, А. К. Янко ; под ред. П. К. Казанджана. – М. : Машиностроение, 1983. – 224 с.

Клячкин, А. Л. Теория воздушно-реактивных двигателей : учебник / А. Л. Клячкин. – М. : Машиностроение, 1969. – 512 с.

Бондарюк, М. М. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели / М. М. Бондарюк, С. М. Ильяшенко. – М. : Оборонгиз, 1958. – 392 с.

Нечаев, Ю. Н. Авиационные турбореактивные двигатели с изменяемым рабочим процессом для многорежимных самолетов / Ю. Н. Нечаев, В. Н. Кобельков, А. С. Полев. – М. : Машиностроение, 1988. – 176 с.

Расчет и конструирование реактивных двигателей

«Прогресс в освоении космического пространства всегда был и будет неразрывно связан с прогрессом космических двигателей. Если современная космонавтика базируется на двигателях, использующих на КА и ракетах-носителях энергию топлива, то в дальнейшем при организации полетов КА, требующих больших энергетических затрат, целесообразен переход на электрореактивные и ядерные ракетные двигатели. При разработке КА для длительных и дальних космических полетов возможно использование ДУ, в работе которых наряду с бортовыми ресурсами будут применены внешние энергетические ресурсы»  

Гришин, С. Д. Теоретические основы создания двигательных установок для управления космическими аппаратами / С. Д. Гришин, В. В. Кокорин, Н. П. Харламов. – М. : Машиностроение, 1985. – 192 с. – С. 3.

Гришин, С. Д. Теоретические основы создания двигательных установок для управления космическими аппаратами / С. Д. Гришин, В. В. Кокорин, Н. П. Харламов. – М. : Машиностроение, 1985. – 192 с.

Кулагин, В. В. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок : учебник Кн. 1. Основы теории ГТД. Рабочий процесс и термогазодинамический анализ. Кн. 2. Основы теории ГТД. Совместная работа узлов выполненного двигателя и его характеристики / В. В. Кулагин. – М. : Машиностроение, 2002. – 616 с.

 

Задачник по теории воздушно-реактивных двигателей / П. К. Казанджан, А. Н. Говоров, Ю. Н. Нечаев [и др.] ; под ред. Б. С. Стечкина. – [Б. и.] : ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1951. – 185 с.  

Основы проектирования ракетно-прямоточных двигателей для беспилотных летательных аппаратов : учеб. пособие / Б. В. Орлов, Г. Ю. Мазинг, А. Л. Рейдель [и др.] ; под ред. Б. В. Орлова. – М. : Машиностроение, 1967. – 424 с.

Арьков, Ю. Г. Расчет ВРД : учеб. пособие / Ю. Г. Арьков ; М-во высшего и сред. спец. образования РСФСР, Уфимский авиац. Ин-т им. Оржоникидзе. – Уфа : УАИ им. Оржоникидзе, 1981. – 83 с.

Залманзон, Л. А. Регулирование газотурбинных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей : учеб. пособие / Л. А. Залманзон, Б. А. Черкасов. – М. : Оборонгиз, 1956. – 376 с.

Черкасов, Б. А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей : учебник / Б. А. Черкасов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1988. – 360 с.

 

Федоров, Р. М. Расчет параметров и характеристик ДТРД и ДТРДФ / Р. М. Федоров, Ю. В. Юшков. – [Б. и.] : ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1974. – 102 с.

Черкез, А. Я. Применение метода малых отклонений в теории и расчете авиационных турбореактивных двигателей. – М. : Оборонгиз, 1955. – 156 с.

Поликовский, В. И. Силовые установки летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями : учеб. пособие / В. И. Поликовский, Д. Н. Сурнов ; Моск. авиац. ин-т им. С. Оржоникидзе. – М. : Машиностроение, 1965. – 262 с.

Паллей, З. С. Расчет на прочность элементов турбореактивных двигателей / З. С. Паллей. – Рига : РКВИАВУ им. К. Е. Ворошилова, 1955. – 278 с.

Святогоров, А. А. Устройства для отклонения реактивной струи турбореактивных двигателей / А. А. Святогоров, К. Н. Попов, Н. И. Хвостов ; под ред. А. А. Святогорова. – М. : Машиностроение, 1968. – 240 с.

Скубачевский, Г. С. Авиационные газотурбинные двигатели : конструкция и расчет деталей : учебник / Г. С. Скубачевский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1969. – 544 с.

Производство реактивных двигателей

 

«Улучшение основных параметров двигателей летательных аппаратов, их надежность, ресурс работы, экономичность в эксплуатации тесно связаны с качеством изготовления основных деталей и сборки машины. Высокая точность деталей, требования к их поверхностному слою и физико-химическим свойствам материала, широкое использование жаропрочных, тугоплавких, композиционных материалов и легких сплавов, применение новейших методов получения заготовок и их обработки – характерные особенности производства современных двигателей летательных аппаратов»

Евстигнеев, М. И. Технология производства двигателей летательных аппаратов : учебник / М. И. Евстигнеев, А. В. Подзей, А. М. Сулима ; под ред. А. В. Подзея. – М. : Машиностроение, 1982. – 260 с. – С. 3.

Евстигнеев, М. И. Технология производства двигателей летательных аппаратов : учебник / М. И. Евстигнеев, А. В. Подзей, А. М. Сулима ; под ред. А. В. Подзея. – М. : Машиностроение, 1982. – 260 с.  

Двигатели летательных аппаратов / О. Н. Бурцев, А. Н. Говоров, А. Н. Малков [и др.] ; Киев. высшее инженерно-авиац. военное училище ВВС ; под ред. Д. Г. Никитина. – Киев : КВИАВУ, 1963. – 184 с.  

Технология производства авиационных двигателей : учеб. для студентов вузов. Ч. 4. Сборка авиационных двигателей / В. А. Богуслаев, А. Я. Качан, А. И. Долматов [и др.] ; под общ. ред. В. А. Богуслаева. – Запорожье : Мотор Сич, 2009. – 341 с.

Беликов, В. Н. Сборка авиационных двигателей : учеб. пособие для вузов / В. Н. Беликов, А. Н. Никитин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1971. – 236 с. – (Технология авиадвигателестроения).  

Вологодский, В. Б. Характеристики турбореактивных и турбовинтовых двигателей / В. Б. Вологодский. – [б. м.] : [б. и.], 1954. – 250 с.  

Характеристики двухконтурных турбореактивных двигателей в широком диапазоне изменения параметров рабочего процесса и двухконтурности. Ч. 1 / А. В. Максай, В. М. Аксаментов, А. Н. Ланциг [и др.] ; под ред А. В. Максая. – Рига : РКИИГА, 1970. – 280 с. – (Труды / РКИИГА им. Лен. комсомола ; вып. 184).

Рагозин, Н. А. Топлива для воздушно-реактивных двигателей : по данным зарубежной печати / Н. А. Рагозин. – М. : Гостоптехиздат, 1956. – 58 с. – (Зарубежная техника).  

Раздолин, М. В. Агрегаты воздушно-реактивных двигателей : учеб. пособие для вузов / М. В. Раздолин, Д. Н. Сурнов. – М. : Машиностроение, 1973. – 352 с.  

Косточкин, В. В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок : учебник / В. В. Косточкин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1988. – 272 с.  

Куландин, А. А. Некоторые вопросы экономичности и тяговой эффективности воздушно-реактивных двигателей на больших сверхзвуковых скоростях полета / А. А. Куландин ; отв. ред. И. И. Кулагин. – Л. : ЛКВВИА, 1959. – 118 с.

Фельдман, Е. Л. Авиационный турбореактивный двигатель РД-3М-500 : учеб. пособие / Е. Л. Фельдман. – М. : Транспорт, 1968. – 422 с.

Прудников, А. Г. Процессы смесеобразования и горения в воздушно-реактивных двигателях / А. Г. Прудников, М. С. Волынский, В. Н. Сагалович. – М. : Машиностроение, 1971. – 356 с.

Испытания РД

«Как показала практика, создание авиационных двигателей невозможно без большого объема экспериментальных работ. Более того, на расширение экспериментальной базы вкладываются значительные средства, а к проведению испытаний привлекается все большее количество людей. Такая тенденция становится понятной, если рассмотреть роль испытаний при проектировании и опытной доводке нового двигателя, а также в серийном производстве. Практически все расчетные методы, применяемые при проектировании, – экспериментально-теоретические. Поэтому совершенствование методов расчета неразрывно связано с развитием и расширением экспериментальных исследований, совершенствованием средств и методов измерения»

Солохин, Э. Л. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей : учеб. для студентов вузов / Э. Л. Солохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1975. – 356 с. – С. 5.

Солохин, Э. Л. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей : учеб. для студентов вузов / Э. Л. Солохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1975. – 356 с.

Скубачевский, Л. С. Испытания воздушно-реактивных двигателей : учеб. пособие для авиационных техникумов / Л. С. Скубачевский. – М. : Машиностроение, 1972. – 228 с.

Шишков, А. А. Высотные испытания реактивных двигателей / А. А. Шишков, Б. М. Силин. – М. : Машиностроение, 1985. – 208 с.

Пискунов, В. А. Испытания топлив для авиационных реактивных двигателей / В. А. Пискунов, В. Н. Зрелов. – М. : Машиностроение, 1974. – 200 с.

Тютюнов, В. А. Испытания турбореактивных авиационных двигателей : учеб. пособие для авиац. техникумов / В. А. Тютюнов. – М. : Оборонгиз, 1956. – 140 с.

  Установки и измерительная аппаратура для испытания авиационных турбореактивных двигателей / М. Я. Журбенко, Л. С. Кузнецов, В. Р. Левин [и др.] ; под ред. В. Р. Левина. – М. : Оборонгиз, 1951. – 148 с.

Горбунов, Г. М. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей : учеб. пособие / Г. М. Горбунов, Э. Л. Солохин. – М. : Машиностроение, 1967. – 256 с.

Вопросы испытания воздушно-реактивных двигателей / под ред. В. М. Дорофеева, В. Я. Левина. – Куйбышев : КуАИ, 1959. – 80 с. – (Труды / Куйбыш. авиац. ин-т (КуАИ) ; вып. 8).

Виды топлив

«Создание и развитие реактивной техники стало важнейшей составной частью современного научно-технического прогресса, оказавшей и продолжающей оказывать огромное влияние на социальное и экономическое развитие всех стран. Многие миллионы людей ежегодно пользуются услугами гражданской авиации, миллионы тонны грузов переводит транспортная авиация; спутники связи, выведенные на соответствующие орбиты, обеспечивают передачу телевидения на огромные расстояния, фактически в любую точку земного шара; космические исследования открыли новые горизонты научных знаний и их практического применения… Современная реактивная техника чрезвычайно сложна и дорога, поэтому важнейшим требованием, предъявляемым к ней, являются высокая ее надежность и долговечность при эксплуатации. Большую роль при этом играют эффективность и количество ракетных и реактивных топлив, их эксплуатационные свойства»

Химмотология ракетных и реактивных топлив /

А. А. Братков, Е. П. Серегин, А. Ф. Горенков [и др.] ; под ред. А. А. Браткова. – М. : Химия, 1987. – 304 с. – С. 7–8.

Химмотология ракетных и реактивных топлив / А. А. Братков, Е. П. Серегин, А. Ф. Горенков [и др.] ; под ред. А. А. Браткова. – М. : Химия, 1987. – 304 с.

Вопросы горения ракетных топлив : сб. пер. / под ред. В. А. Попова. – М. : Иниздат, 1959. – 456 c.

Исследование ракетных двигателей на твердом топливе / под ред. М. С. Саммерфилда ; пер. с англ. Е. П. Голубкова, О. С. Титкова, В. К. Шевалева. – М. : Иниздат, 1963. – 440 с.

 

Исследование ракетных двигателей на жидком топливе / под ред. В. А. Ильинского ; пер. с англ. В. Ф. Байбуз, Л. Н. Комаров [и др.]. – М. : Мир, 1964. – 454 с.

Преобразование солнечной энергии : вопросы физики твердого тела / под ред. Б. Серафина ; пер. с англ. М. М. Колтуна, В. М. Евдокимова. – М. : Энергоиздат, 1982. – 320 с.

Бринкворт, Б. Д. Солнечная энергия для человека / Б. Д. Бринкворт ; пер. с англ. В. Н. Оглоблева. – Л. : Мир, 1976. – 288 с. – (В мире науки и техники).

Солнечная энергетика / пер. с англ. и фр. под ред. Ю. Н. Малевского, М. М. Колтуна. – М. : Мир, 1979. – 392 с.

 

 

 

 

library.khai.edu

Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель - Теория

22 января 2011

Оглавление:1. Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель2. История3. Сравнительное описание4. Теория5. Преимущества и недостатки ГПВРД

Любой гиперзвуковой ПВРД имеет инжекторы топлива, камеру сгорания, сопло и воздухозаборник, который сжимает приходящий поток воздуха. Иногда в двигатель также включают стабилизатор пламени, хотя температура торможения потока в области фокусирования волн плотности достаточно высока для самодостаточного горения. Другие двигатели используют пирофорные добавки, такие как силаны, с целью обхода проблем с устойчивостью сгорания. Часто используется изолятор между воздухозаборником и камерой сгорания для продления функционирования двигателя.

Изображение моделирования воздушного потока вокруг «X-43» при скорости 7 Махов.

В случае ГПВРД кинетическая энергия воздуха, поступающего в двигатель, является большой по сравнению с выделяемой энергией при экзотермическом взаимодействии топлива и окислителя из воздуха. При скорости М=25 тепло, выделяемое при сгорании топлива, составляет около 10% от общей энтальпии потока. Вне зависимости от используемого топлива, кинетическая энергия воздуха и теоретическая полезная энергия тепла от сгорания будут равняться друг другу примерно при скорости М=8. Таким образом, конструкция ГПВРД преследует прежде всего цель уменьшения трения, а не увеличения тяги.

Высокая скорость делает сложным управление потоком внутри камеры сгорания. Так как приходящий воздушный поток является сверхзвуковым, нет обратного распространения процессов, происходящих в КС. Это не позволяет регулировать тягу изменением размера входа в сопло. Более того, весь проходящий со сверхзвуковой скоростью через камеру сгорания газ должен с минимальным трением смешаться с топливом и иметь достаточно времени для сгорания с целью последующего расширения в сопле и порождения тяги. Это накладывает сильные ограничения на давление и температуру потока и требует, чтобы впрыск и смешивание топлива были чрезвычайно эффективны. Рабочие значения давления лежат в диапазоне 20—200 КПa и при этом под давлением понимается:

где q — динамическое давление; ρ — плотность; v — скорость. Для того, чтобы поддерживать скорость сгорания постоянной, давление и температура в двигателе также должны быть постоянными. Это является проблематичным, так как системы управления воздушным потоком в таком двигателе невозможны, что означает ограничение высоты и скорости или соответствующего динамического давления, при которых конкретный ГПВРД предназначен функционировать. Таким образом, для соблюдения этого требования такой аппарат должен набирать высоту при наборе скорости. Оптимальная траектория набора высоты и спуска называется траекторией постоянного динамического давления. Считается, что аппараты с ГПВРД могут использоваться до высоты 75 км.

Порядок впрыска топлива также является потенциально сложной проблемой. Одна из возможных схем циркуляции топлива выглядит следующим образом: топливо сжимается до 100 атм турбонасосом, нагревается фюзеляжем, проходит через турбину и затем оставшаяся часть давления используется инжекторами для впрыска топлива со скоростью, большей скорости проходящего воздушного потока в основании камеры сгорания. Потоки топлива образуют сеткоподобную структуру в проходящем потоке воздуха. Высокая турбулентность из-за большей скорости топлива приводит к дальнейшему перемешиванию. При этом, чем сложнее молекулы топлива, например, как у керосина, тем длиннее должен быть ГПВРД для завершения сгорания.

Минимальное число Маха, при котором ГПВРД может работать, ограничено тем, что сжатый поток должен быть достаточно горячим для горения топлива и иметь давление, достаточно высокое для завершения реакции до того, как воздушная смесь покинет сопло. Для сохранения принадлежности двигателя к классу ГПВРД, сохранения его свойств и устойчивости работы, поток газа должен сохранять сверхзвуковую скорость на всех участках своего пути в двигателе. Степень сжатия напрямую связана со степенью торможения потока и определяет нижнюю границу использования. Если газ в двигателе затормаживается до скорости ниже М=1, то двигатель «глохнет», порождая ударные волны, при экспериментах хорошо заметные невооруженным глазом. Внезапное замедление потока воздуха в двигателе может привести к ускорению сгорания в КС, что способно вызвать разрушение ГПВРД. Кроме сжатия, на нижний предел скорости влияет также увеличение скорости звука в газе при росте температуры. На 2009 год считается, что нижний предел скорости использования «чистого» гиперзвукового ПВРД составляет М=6—8. Существуют проекты конструкций гибридных СПВРД/ГПВРД, которые предполагают трансформацию сверхзвукового двигателя в гиперзвуковой на скоростях М=3—6 и имеют более низкое значение предельной скорости, используя дозвуковое сгорание по типу СПВРД.

Высокая стоимость лётных испытаний и невозможность полноценных наземных сдерживает развитие гиперзвуковых самолётов. Наземные испытания в основном сосредоточены на частичном моделировании условий полёта и производились в криогенных установках, газодинамических установках на базе ракетных двигателей, ударных тоннелях и плазмогенераторах, но все они лишь приближённо моделируют реальный полёт. Только в последнее время в вычислительной гидрогазодинамике было накоплено достаточно экспериментальных данных для реалистичного компьютерного моделирования с целью решения проблем работы аппаратов с ГПВРД, а именно для моделирования приграничного слоя воздуха, смешивания топлива с потоком воздуха; двухфазного течения потока; отрыва потока; аэротермодинамики реального газа и тем не менее, эта область все ещё остаётся малоизученной областью ВГГ. Кроме этого, моделирование кинетически ограниченного сгорания с участием таких быстрореагирующих топлив, как водород, требует значительных вычислительных ресурсов. Как правило, используются ограниченные модели с поиском численных решений «жёстких систем» дифференциальных уравнений, для которых необходим малый шаг интегрирования и поэтому требуется много машинного времени.

Большинство экспериментов с гиперзвуковыми ПВРД остаются засекреченными. Несколько групп, включая ВМС США с двигателем «SCRAM» 1968-1974 гг, Боинг с аппаратом X-43 программа «Hyper-X» утверждают об успешном выполнении полетов с использованием ГПВРД.

Окончательный вариант дизайна гиперзвукого ПВРД скорее всего будет гибридным двигателем с расширенным диапазоном рабочих скоростей:

  • двухрежимный СПВРД/ГПВРД, с возможностью дозвукового и сверхзвукового сгорания;
  • ГПВРД, используемый в дополнение к ракетному двигателю с возможностью добавления в воздухосборник дополнительного окислителя.

ГРД должны иметь гораздо большие диапазоны допустимых динамического давления и скорости.

Просмотров: 4828

Газотурбинный двигатель

www.vonovke.ru

Казанджан П. К. и др. Теория реактивных двигателей

Казанджан П. К. и др. Теория реактивных двигателей. — М.: Воениздат, 1955. — 296 с. Цена 7 р. 40 к.

Аннотация издательства: Настоящая книга написана коллективом авторов, работавших под руководством академика Б. С. Стечкина. В ней излагаются основные вопросы теории авиационных лопаточных машин и реактивных двигателей — теория рабочего процесса, стендовые и летные характеристики и особенности работы лопаточных машин и реактивных двигателей в условиях эксплуатации. Книга предназначена для летного и инженерно-технического состава ВВС, самостоятельно изучающего теорию лопаточных машин и реактивных двигателей. Исходя из этого, авторы стремились сделать книгу возможно более доходчивой; основное внимание обращали на описание физических процессов, происходящих в двигателях в различных условиях их эксплуатации. Общее научное редактирование книги было проведено профессором, доктором технических наук инженер-полковником П. К. Казанджаном.

Книга в формате DjVu — 3349 кб

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие (стр. 3) Основные обозначения (стр. 5) Ю. Н. Нечаев. Общая характеристика реактивных двигателей (стр. 7) Ю. Н. Нечаев. Общая характеристика авиационных лопаточных машин (стр. 24) А. Н. Говоров. Процесс сжатия воздуха в центробежном компрессоре ТРД (стр. 36) А. Н. Говоров. Течение воздуха в элементах центробежного компрессора ТРД (стр. 47) Р. М. Федоров. Устройство и работа осевого компрессора (стр. 59) Ю. Н. Нечаев. Характеристики компрессоров и их регулирование (стр. 76) Л. П. Алексеев. Устройство и работа авиационной газовой турбины ТРД (стр. 114) П. К. Казанджан. Характеристика авиационной газовой турбины (стр. 126) Ю. Н. Нечаев. Рабочий процесс турбореактивного двигателя (стр. 143) А. Н. Говоров. Сила тяги, к. п. д. и тепловой баланс ТРД (стр. 153) Ю. Н. Нечаев. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива ТРД от параметров рабочего процесса (стр. 160) A. Н. Говоров. Процесс сгорания в ТРД (стр. 173) Ю. Н. Нечаев. Характеристики турбореактивных двигателей (стр. 182) Р. М. Федоров. Форсирование турбореактивных двигателей (стр. 219) B. Ф. Павленко. Характеристики ТРД при неустановившихся режимах работы (стр. 229) П. К. Казанджан. Турбовинтовые двигатели (стр. 244) П. К. Казанджан. Зависимость работы и удельного расхода топлива ТВД от степени сжатия и температуры газа перед турбиной (стр. 251) П. К. Казанджан. Характеристики турбовинтового двигателя (стр. 259) Л. П. Алексеев. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели (стр. 269) Н. Е. Коновалов. Рабочий процесс и характеристики жидкостных ракетных двигателей (стр. 280)

www.migavia.com

Казанджан П. К. и др. Теория реактивных двигателей

▲ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ▲

Казанджан П. К., Алексеев Л. П., Говоров А. Н., Коновалов Н. Е., Ю. Н. Нечаев, Павленко В. Ф., Федоров Р. М. Теория реактивных двигателей

Издание: Казанджан П. К. и др. Теория реактивных двигателей. — М.: Воениздат, 1955. — 296 с. Цена 7 р. 40 к. Scan: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)

Аннотация издательства: Настоящая книга написана коллективом авторов, работавших под руководством академика Б. С. Стечкина. В ней излагаются основные вопросы теории авиационных лопаточных машин и реактивных двигателей — теория рабочего процесса, стендовые и летные характеристики и особенности работы лопаточных машин и реактивных двигателей в условиях эксплуатации. Книга предназначена для летного и инженерно-технического состава ВВС, самостоятельно изучающего теорию лопаточных машин и реактивных двигателей. Исходя из этого, авторы стремились сделать книгу возможно более доходчивой; основное внимание обращали на описание физических процессов, происходящих в двигателях в различных условиях их эксплуатации. Общее научное редактирование книги было проведено профессором, доктором технических наук инженер-полковником П. К. Казанджаном.

Книга в формате DjVu — 3349 кб

Невыправленный текст в формате TXT — 623 кб

ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие (стр. 3) Основные обозначения (стр. 5) Ю. Н. Нечаев. Общая характеристика реактивных двигателей (стр. 7) Ю. Н. Нечаев. Общая характеристика авиационных лопаточных машин (стр. 24) А. Н. Говоров. Процесс сжатия воздуха в центробежном компрессоре ТРД (стр. 36) А. Н. Говоров. Течение воздуха в элементах центробежного компрессора ТРД (стр. 47) Р. М. Федоров. Устройство и работа осевого компрессора (стр. 59) Ю. Н. Нечаев. Характеристики компрессоров и их регулирование (стр. 76) Л. П. Алексеев. Устройство и работа авиационной газовой турбины ТРД (стр. 114) П. К. Казанджан. Характеристика авиационной газовой турбины (стр. 126) Ю. Н. Нечаев. Рабочий процесс турбореактивного двигателя (стр. 143) А. Н. Говоров. Сила тяги, к. п. д. и тепловой баланс ТРД (стр. 153) Ю. Н. Нечаев. Зависимость удельной тяги и удельного расхода топлива ТРД от параметров рабочего процесса (стр. 160) A. Н. Говоров. Процесс сгорания в ТРД (стр. 173) Ю. Н. Нечаев. Характеристики турбореактивных двигателей (стр. 182) Р. М. Федоров. Форсирование турбореактивных двигателей (стр. 219) B. Ф. Павленко. Характеристики ТРД при неустановившихся режимах работы (стр. 229) П. К. Казанджан. Турбовинтовые двигатели (стр. 244) П. К. Казанджан. Зависимость работы и удельного расхода топлива ТВД от степени сжатия и температуры газа перед турбиной (стр. 251) П. К. Казанджан. Характеристики турбовинтового двигателя (стр. 259) Л. П. Алексеев. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели (стр. 269) Н. Е. Коновалов. Рабочий процесс и характеристики жидкостных ракетных двигателей (стр. 280)

www.amyat.narod.ru