Перемотка статора болгарки: ремонт своими руками. Ремонт двигателей перемотка


перемотка якоря и износившейся фазной обмотки

Электрические двигатели являются сложными устройствами, обеспечивающими работу многих механизмов. Основной принцип их действия заключается в преобразовании электричества в механическую энергию. Время от времени такие двигатели выходят из строя. Для решения проблемы зачастую требуется перемотка и ремонт электродвигателей, который может быть проведён самостоятельно или с привлечением специалистов.

Виды электрических моторов

К категории электродвигателей относится большое количество разных приборов, переводящих энергию электричества в механическую. Все они обладают определёнными особенностями и характеристиками, в соответствии с которыми их объединяют в отдельные виды.

Двигатели постоянного тока применяются для создания регулируемых приводов, характеризующихся высокой равномерностью вращения и перегрузочной способностью. Ими оснащаются полимерные установки, буровые станки, вспомогательные элементы экскаваторов, красильно-отделочное и подъёмно-транспортное оборудование.

К подвиду устройств, работающих за счёт постоянного тока, относятся серводвигатели, использующие отрицательную обратную связь. Они очень мощные и способны набирать высокую скорость вращения вала, регулируемую за счёт программного обеспечения.

Более распространёнными являются моторы переменного тока, нашедшие применение как в промышленной, так и в бытовой сфере. Большинство домашней техники (стиральных машин, кухонных вытяжек, холодильников и пр.) функционирует благодаря таким двигателям. Не обходятся без них и крупные промышленные приборы — компрессоры, лебёдки, вентиляторы, насосы. Столь широкий спектр эксплуатации обусловлен надёжностью конструкции, простотой использования и экономической выгодой производства моторов.

Ещё одна распространённая разновидность электрических двигателей — шаровые. Получаемая в них механическая энергия носит дискретный характер. Они отличаются компактными размерами и высокой продуктивностью, поэтому хорошо подходят для электроники и оргтехники.

Особенностью агрегатов линейного типа является прямолинейное движение статора и ротора относительно друг друга. Их использование гарантирует механизмам экономичность и надёжность. Эти качества обеспечиваются благодаря практически полному исключению механической передачи.

Синхронные моторы отличаются постоянной скоростью работы, поэтому используются в вентиляторах, компрессорах и насосах. Частота вращения ротора и магнитного поля в них одинакова.

Двигатели, в которых эти величины различаются, называются асинхронными. При одинаковом устройстве статора они могут иметь различные обмотки и фазные либо короткозамкнутые роторы.

Количество фаз

Одним из важных свойств переменного тока является способность образовывать переменное магнитное поле и индуцировать ток. Благодаря этому были созданы двигатели переменного тока. Роль ротора в таком устройстве выполняет металлический цилиндр с пазами. Под углом к оси вращения в них зафиксированы проводящие ток жилы, объединённые кольцами на торцах цилиндра. В роторе возникает противоток и магнитное поле, отталкивающее его от статора.

Важным элементом электрических моторов переменного тока является обмотка статора. В зависимости от количества таких обмоток электродвигатели бывают:

  • Однофазными. Вектор отталкивающей силы в них проходит через ось вращения, поэтому они не могут запускаться самостоятельно. Чтобы двигатель запустился, нужно обеспечить стартовый толчок или включить отдельную пусковую обмотку, которая создаст дополнительный момент силы, способный сместить суммарный вектор относительно оси якоря.
  • Двухфазными. Содержат две обмотки, располагающиеся под определённым углом, равным углу смещения фаз. Благодаря этому спад напряжённости одной обмотки и нарастание в другой происходит синхронно. Двухфазный механизм запускается самостоятельно, используется в однофазных электросетях. Вторая фаза подключается через фазовращающий элемент, роль которого выполняет конденсатор.
  • Трёхфазными. Они считаются самыми совершенными, поскольку в них легко осуществляется изменение очерёдности включения фазных обмоток, способствующее изменению направления движения магнитного поля и ротора. Такое явление называется реверсом электродвигателя.

Коллекторные устройства переменного тока подходят для тех случаев, когда необходимо получить высокочастотные вращения. Такие моторы отличаются низким пусковым током, поэтому при их запуске сеть не получает большой нагрузки. Обороты в них легко управляемы, пусковой крутящий момент зависит не от оборотов, а от тока.

Для обеспечения этих свойств синхронный двигатель требуется оснастить ротором с наборным сердечником, несколькими обмотками и коллектором со сложной балансировкой. Использование таких деталей существенно повышает стоимость готового изделия.

Распространённые неисправности

Электрические моторы, изготовленные на заводе, являются полностью исправными, их работоспособность проверена и подтверждена документально. Но иногда новый прибор при первом запуске отказывается работать. Причиной этому может стать поломка, возникшая в процессе погрузки, перевозки, хранения или установки. Резкие толчки, сильные удары и вибрации, которым подвергается оборудование в это время, часто приводят к его преждевременному выходу из строя.

Двигатели чаще всего хранятся в холодных помещениях либо на открытых площадках. Из-за этого элементы могут подвергнуться коррозии. Ржавчина проникает в обмотку двигателя и разрушает её изоляцию. Нарушение витковой изоляции приводит к коротким замыканиям, устройство перегревается, вращение ротора становится неравномерным, возникает дисбаланс сил натяжения ротора к статору. В таком случае требуется капитальный ремонт эл. двигателей.

В коллекторных моторах проблемы могут возникнуть из-за нарушения щёточно-коллекторного узла, проявляющегося в виде сильного искрения и кругового огня на коллекторе.

Существует множество неисправностей электродвигателей, вызванных разными причинами. Вот примеры некоторых из них:

  1. При включении в сеть ротор остаётся неподвижным. Происходит это по причине отсутствия или недостаточности напряжения на входных клеммах. Требуется обеспечить его подачу, предварительно проверив питающую линию и устранив повреждения.
  2. При подаче напряжения прибор сильно гудит и нагревается, а ротор не вращается. Поводом может стать разрушение подшипника, задевание ротора о статор, заклинивание вала. Следует отсоединить вал двигателя от вала механизма и включить мотор. Если он не начнёт вращаться — отдать в ремонт.
  3. Работающий двигатель останавливается. Так случается, когда срабатывает защита либо не поступает напряжение. Необходимо устранить поломку питающей сети или определить, почему сработала защита.

Иногда работающий прибор может сильно нагреваться из-за перегрузки, нестабильного напряжения, слишком высокой температуры воздуха или нарушения вентиляции мотора. Чтобы исключить поломку, нужно понизить температуру окружающей среды, стабилизировать ток и очистить вентиляционные каналы подачи воздуха.

Процесс перемотки

Продолжительная эксплуатация электрического мотора приводит к износу имеющейся в нём обмотки. В такой ситуации проводят ремонт электродвигателей постоянного тока, подразумевающий их перемотку, к которой прибегают также и с целью изменения скорости вращения устройства или напряжения в нём.

В документации, прилагающейся к электродвигателю, указывается периодичность, с которой его требуется перематывать. Для низковольтных приборов она составляет порядка 6−7 лет, для высоковольтных — 25 лет. Однако бывают ситуации, когда нужно провести аварийную перемотку. Для этого придётся обратиться в ремонтную мастерскую, где квалифицированные специалисты:

  1. Разберут мотор, отсоединят вентилятор и якорь.
  2. Удалят старую обмотку, продуют статор.
  3. Проведут замеры длины статора и ширины изоляции пазов.
  4. Вырежут необходимые элементы, снимут катушечный шаблон.
  5. Проведут намотку катушек с определённым числом равномерно распределённых витков.
  6. Уложат катушки в пазы, проложив между ними изоляционный материал.
  7. Выполнят лобовую обвязку.
  8. Используя схему, соединят катушки, сварив или спаяв концы.
  9. Выполнят трамбовку пазов и прозванивание статорной обмотки.
  10. Проведут финальные испытания оборудования.

Сегодня существуют организации, предоставляющие услуги не только по замене фазной обмотки, но и по перемотке якоря. В ходе такого ремонта мастера осуществляют следующие действия:

  1. Демонтируют обмотку, снимают и чистят коллектор.
  2. Делают пазы в якоре для установки концов намотанной катушки.
  3. В паз вставляют специальную картонную гильзу.
  4. Выполняют обмотку. Витки наматывают против часовой стрелки до полного заполнения пазов.
  5. Сверху укладывают хлопчатобумажную изоляцию, пропитанную эпоксидной смолой или лаком.
  6. Проверяют якорь амперметром и протачивают его.
  7. На специальном станке фрезеруют межламельное пространство.
  8. Балансируют, чистят и шлифуют якорь.
  9. Проводят повторную проверку на наличие обрывов или коротких замыканий.

После завершения ремонта электродвигатель собирают. Затем его обязательно тестируют на замыкание.

Некоторые компании предлагают своим клиентам дополнительные услуги по ремонту тахогенераторов, замене щёточных узлов, смазке подшипников и комплектации недостающими деталями. Это позволяет более долго и качественно эксплуатировать мотор после ремонта.

Ремонт своими руками

Услуги организаций, специализирующихся на ремонте и перемотке двигателей, стоят недёшево, поэтому многие решаются на починку своими руками. Чтобы самостоятельный ремонт прошёл успешно, необходимо обеспечить точное число витков, иначе это будет чревато их подгоранием из-за различия токов. Нужно избегать перехлёста проводников, стараясь соблюдать равное расстояние между витками. Это облегчит укладку последних в пазы статора.

Чтобы правильно разместить витки в пазах, стоит воспользоваться трамбовкой — приспособлением в виде лопатки, толщина которой совпадает с размерами пазов. Для укрытия статора необходимо использовать электрокартон, а стрелки изготовить из изолирующего материала.

Оставшиеся после укладки изоляции концы нужно собрать по схеме «звезда», обмотку соединить с помощью паяльника. Места спайки необходимо защитить изоляционными трубками.

Передние части обмоток требуется зафиксировать обвязочной проволокой либо кордовой нитью. Детали, выпирающие из корпуса пазов и статора, надо хорошо утрамбовать.

После завершения всех ремонтных работ необходимо правильно собрать электродвигатель. Делается это в обратном порядке по сравнению с разборкой.

220v.guru

Статья "Рентабельность ремонта электроинструмента и электродвигателей".

Рентабельность перемотки-ремонта электроинструмента и электродвигателей.

 

Не скрою,что это довольно прибыльный вид бизнеса,но есть одно "но"....нужно иметь богатый опыт работы в этой сфере,что-бы свести к минимуму потери на гарантии и суметь привлечь клиентов выгодными предложениями и системами скидок.

Учитывая,что стоимость эмаль-провода,на сегодняшний день,составляет около 13-14 у.е за килограмм.....

эмаль-провод...

 

 

 

 

 

....а цена коллекторовфото коллекторов варьируется в пределах 1.5-12 у.е. за штуку…требуется точное знание процессов и отлаженную технологию при выполнении работ.

 

 

 

Планку предела рентабельности ремонта электроинструмента каждый устанавливает для себя сугубо индивидуально(что касается ремонта электродвигателей-тут ремонт в любом случае высоко-рентабелен,если нет существенных механических повреждений корпуса,крышек и активного железа двигателя.). Есть статистические данные о 25-30 процентах от покупочной стоимости,но эти цифры не относятся к брендовому инструменту,где даже при значительных затратах на замену запчастей и комплектующих,практически всегда выгоднее отремонтировать изделие,чем купить новое.

Перемотка и ремонт электродвигателей…

 

Расширенный перечень компонентов,из которых складывается расчёт стоимости этой услуги.

  1. Вес и стоимость эмаль провода (в кг.)
  2. Вес и стоимость изоляционных материалов…

а. электрокартон,изофлекс,синтофлекс(используются для изготовления пазовой изоляции,межсекционных прокладок и пазовых клиньев) учёт в кг.

б. вес,или длина кембра(используется для изоляции проводов схемы электродвигателя) материал ПХВ-учёт в кг.;материал стекловолокно в метрах.

в. вес и стоимость электроизоляционного пропиточного лака.

3. Длина и стоимость выводных концов.

4. Колл-во электроэнергии,затраченной на чистку и сушку электродвигателя(в Квт.).

5. Стоимость сальников и рабочих колес насосов(если требуется замена).

6. Стоимость подшипников(если требуется замена).

7. Трудозатраты (в человеко-часах).

На сумму итоговых расчетов,в пунктах 1 и 7,сильно влияют исполнение и категория электродвигателя.

Как правило много-скоростные двигатели,категорийные(по взрывозащищённости) и двигатели спец исполнения,требуют больших материало и трудозатрат.

Перемотка асинхронных электродвигателей всегда имела высокую рентабельность,именно по этому раньше при средних и больших предприятиях  создавались цеха и участки по ремонту и перемотке электродвигателей.

Со времени распада СССР,эта традиция,к сожалению, была утеряна....остались только крупные цеха и частные лавочки(качество и сроки исполнения работы последних обычно оставляют желать лучшего).

Наше предприятие является наследником цеха по перемотке и ремонту электродвигателей,с более чем пятидесятилетней историей,одного из крупных химических заводов ....

Мы смогли выжить именно благодаря высокому качеству перемотки и ремонта,а так-же полному отсутствию возвратов по гарантии...

 

Перемотка и ремонт электроинструмента…

 

Расширенный перечень компонентов,из которых складывается расчёт стоимости этой услуги.

  1. Перемотка якоря и статора.

 

а. Стоимость коллектора якоря(зависит от размера и исполнения).

б. исполнение якоря(бронирование обмоток,дополнительное бронирование,вид бронирования).

в. Колл-во эмаль провода.

г. Колл-во и стоимость электроизоляционного лака.

д. Уровень сложности работы.

 

2.Ремонт механической части.

 

а. Стоимость подшипников(если есть необходимость).

б. Стоимость запчастей(подшипники,шестерни,сальники,бойки,стволы,цилиндры,кнопки,плавные пуски и регуляторы оборотов,щёткодержатели,демферные муфты и т.д…)нуждающихся в замене.

в. Количество и стоимость смазки(если требуется замена).

г. Промывка редукторов от старой смазки(по необходимости).

д. Стоимость графитовых щёток электродвигателя(если требуется замена).

е. Трудозатраты на ремонт и замену запчастей.

 

Сумма итоговых расчётов стоимости ремонта электроинструмента сильно зависит от конкретно взятого производителя….цены на запчасти и комплектующие сильно разнятся в цене и в некоторых случаях составляют до пятидесяти процентов от покупочной стоимости инструмента и выше.

Существенное снижение стоимости ремонта возможно  именно при перемотке якоря,или статора электроинструмента...к тому-же сокращается время на ремонт и отпадает необходимость поиска и ожидание заказа из сервис-центров. Таким образом исключается целая цепь посредников,услуги которых нет надобности оплачивать.

 

Учитывая всё выше перечисленное,при еденичном выполнении работ,высокая рентабельность возможна только при многократном завышении цен на материалы,запчасти и трудо-затраты.

Только при больших объёмах работ,постоянном наличии материалов и запчастей в необходимом ассортименте,есть возможность избежать дополнительных накруток,а для постоянных клиентов,даже появляется возможность проводить гибкие системы скидок,без ущерба для производства.

 

Наше предприятие ООО«СП»ТЕХНОПРОМ» выбрало второй путь взаимоотношений и расчётов с клиентами.

Наладив технологию и снизив количество возвратов по гарантийным обязательствам практически к нулю,благодаря качеству выполняемых работ и профессионализму наших сотрудников,мы смогли существенно снизить стоимость перемотки-ремонта электродвигателей и электроинструмента.

 

 

 

                                                                      ООО"СП"ТЕХНОПРОМ"

                                                               www.peremotka-remont.com.ua

                                                                     Украина АР Крым г.Саки

peremotka-remont.ru

Перемотка статора болгарки своими руками: последовательность действий

Оптовое производство ручных шлифовальных машин было начато в СССР в 1940 году. Название «болгарка» это приспособление получило из-за того, что сначала оно выпускалось в небольшом болгарском городке Ловеч, которое имело патент на это изобретение.

Устройство болгарки.

Сегодня без этого инструмента не обходится ни одно производство. Однако любой инструмент когда-то ломается, но многие детали можно починить и в бытовых условиях.

Часто сгорает электрическая часть. Причиной этого может стать:

  • сильный нагрев от высоких перегрузок;
  • скачок напряжения;
  • вода, попавшая на токопроводящие поверхности;
  • резко выдернутая вилка из розетки;
  • удар по выключателю и так далее.

Наиболее распространенной неисправностью, которую можно попытаться отремонтировать, является обрыв витков статора. Это происходит в основном из-за больших перегрузок. Перемотка статора болгарки своими руками сегодня вполне возможна. Однако такая работа требует определенного опыта и соответствующих знаний.

Чаще всего электродвигатель выходит из строя по ряду характерных причин:

  • нарушена обмотка;
  • порван магнитопровод;
  • нарушена работа якорного коллектора.

Признаки сломанного статора

Принципиалная схема регулятора оборотов болгарки.

Когда повышается напряжение, сила искры увеличивается скачкообразно. Причем чаще всего этому явлению подвергается лишь одна щетка. В результате пробивается изоляция провода, намотанного на статорную катушку.

Когда коллектор сильно искрит, это значит, что якорь имеет некачественную балансировку. При проверке коллектора увеличивают напряжение, звук работы двигателя обязан медленно и плавно усиливаться, при этом не должно возникать никакой вибрации.

При появлении резонанса можно говорить о плохо сделанной балансировке. Требуется выполнить ремонт электродвигателя.

Вернуться к оглавлению

Устройство болгарки

Схема подключения коллекторного двигателя.

Она имеет три главных узла:

  • якорь;
  • статор;
  • редуктор.

Якорем является вращающаяся деталь, имеющая обмотки, чтобы создавать нужный крутящий момент, который передается редуктору электродвигателя. Такие же обмотки имеет статор, который поделен на несколько частей. Электрический ток приходит на обмотку через угольную щетку и поступает к якорю. Затем ток приходит на следующую щетку и так далее, пока не будут задействованы все сектора статора.

В этой статоре установлен якорь. Этот элемент конструкции болгарки считается самым сложным, так как в нем запрессованы практически все обмотки.

Статор электродвигателя имеет одинаковый внешний вид. Характерными отличиями являются:

  • габариты магнитопровода;
  • число оборотов провода;
  • сечение провода.

Когда электричество пробегает через якорные обмотки, возникает магнитное поле, постоянно взаимодействующее с таким же полем статора. Такое взаимодействие запускает в работу электродвигатель. Иногда в состав статора входят постоянные магниты. К примеру, такие детали имеет электродвигатель стеклоочистителя легкового автомобиля. Каждый коллекторный электродвигатель способен работать от любого вида напряжения. При изменении ее величины имеется возможность настроить нужное количество оборотов.

Характерными неисправностями статора считается:

  • разрыв обмотки;
  • межвитковое короткое замыкание;
  • сгоревшая обмотка;
  • пробой изолирующей поверхности.

Когда цепь работает нормально, якорь начинает вращаться и с помощью шестерен диск приходит в движение.

Схема проверки коллекторного двигателя.

Редуктор поддерживает определенные обороты и нужную скорость. Ремонт болгарки вполне доступен в бытовых условиях. Нужно только предварительно разобрать приспособление.

Для того чтобы сдвинуть кожух, нужно открутить винт, крепящий пластмассовую пластинку. Все детали будут на виду, кроме редуктора, который скрывает металлический колпак. Он не позволяет редуктору иметь сильный нагрев. Для снятия редуктора нужно открутить четыре винта. Таким образом обнажатся все механические детали болгарки.

Когда устройство включается в розетку и разгон диска происходит на повышенных скоростях, это значит, что обмотка статора получила витковое замыкание. Статор требует ремонта, чаще всего требуется его перемотка.

Кажется, что перемотка статора — это работа повышенной сложности. Бытует мнение, что проводить такие работы в домашних условиях практически невозможно. Ведь порой даже опытные обмотчики электродвигателя отказываются от такой работы. Однако, имея соответствующий опыт и определенные технические знания, можно обыкновенный трехфазный статор отремонтировать за несколько часов со всеми подготовительными работами.

Перед началом ремонта и перемотки статор нужно очистить от грязи и удалить из пазов старую обмотку. Эта работа делается с помощью стальных щеток. Кроме того, удаляется поврежденная изоляция. Для облегчения очистки от изоляции статор опускают в нагретое трансформаторное масло, которое размягчает оставшуюся изоляцию.

Вернуться к оглавлению

Что может потребоваться для ремонта статора?

Инструменты, необходимые для работы: круглогубцы, линейка, штангенциркуль, плоскогубцы, электродрель, стальная щетка, мегомметр.

Для проведения работ мастеру потребуется:

  • линейка;
  • штангенциркуль;
  • плоскогубцы;
  • круглогубцы;
  • кусачки;
  • молоток стальной;
  • молоток деревянный;
  • стальная щетка;
  • электродрель;
  • мегомметр;
  • лак.

После очищения статора от грязи необходимо провести такую последовательность действий:

  • проверяются металлические пакеты;
  • удаляются заусенцы;
  • подтягиваются шпильки, держащие сердечник;
  • определяется сопротивление изоляции;
  • нажимные шайбы, края сердечника, покрываются лаком;
  • делается изоляция пазов.

Вернуться к оглавлению

Ремонт статора электродвигателя болгарки

Реверсивное вращение коллекторного двигателя.

Сначала срезаются лобовые остатки обмотки. Затем изготавливается новая обмотка. Ее делают по шаблону, закрепленному на оси, которая держит две большие пластины. Очень важно в такой работе получить нужное количество витков. Проволока определенного диаметра должна иметь максимальное уплотнение. Две катушки вставляются в тело статора. Из обмоточного провода делаются выводы, которые изолируются гибкими пластмассовыми трубочками, кембриками.

Перед началом укладки обмотки, согласно технологическому процессу, проверяется симметрия пазовых коробок. Если они не закрывают обмотку, то, чтобы не допустить их повреждения, когда закладываются провода катушки, устанавливаются временные вкладыши.

Катушку, которую нужно будет уложить, монтируют прямо над поверхностью паза, находящегося снизу расточки. С помощью специальной пластинки выполняется монтаж проводников катушки.

Чтобы избежать перекрещивания проводов, которые расположены в пазу, их укладывают точно в той же последовательности, что и намотка на шаблон. Расположение проводников должно иметь строгую параллельность.

При выполнении следующей операции корпус статора поворачивается на одно деление. Проводится укладка в паз других катушек из начальной катушечной группы. После этого в пазы устанавливают междуслойные прокладки. Выводы катушечной группы прикручивают шпагатом к внешнему контуру катушек. Эти концы должны быть расположены параллельно катушечным выводам. Аналогичным методом монтируют нижнюю сторону катушек очередной катушечной группы. Эта операция продолжается, пока полностью не заполнятся все пазы катушек, которые входят в этот шаг.

После окончания намотки статорные катушки гильзуются. Гильзы должны иметь определенные размеры, зависящие от габаритов статора. Толщина материала для гильзы берется 0,2 мм. При этом длина гильзы должна превышать габарит статора. Практически всегда превышение составляет 1,5 мм.

Материалом гильзы является специальный электротехнический картон. На него сверху накручивается термостойкая пленка. Полученная конструкция оборачивается липким скотчем. Затем в статорные пазы монтируют загильзованные катушки, проводят проверку свободного движения якоря.

Полностью сформированную катушку обвязывают киперной лентой, затем покрывают лаком. Завершением всех работ является полная сушка, после которой статор будет полностью готов к эксплуатации.

moiinstrumenty.ru