Что представляет собой вертолет «Робинсон»? Робинсон двигатель вертолета


Что представляет собой вертолет «Робинсон»? | Справка | Вопрос-Ответ

В Забайкальском крае потерпел крушение вертолет «Робинсон» компании ООО «Урюмкан». Вертолет вылетел 22 октября в 19:00 местного времени по маршруту поселок Золотореченск (Оловяннинский район) — артель «Дзалай-Кадай». На борту находились летчик, генеральный директор ООО «Дархан» и главный инженер этой компании. Все они погибли. 

Вертолет Robinson R44. Фото: www.globallookpress.com

Место крушения находится в 10 км к югу от села Нижнее Гирюнино Балейского района. По факту крушения возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Вертолет Robinson — легкий многоцелевой четырехместный коммерческий вертолёт производства американской компании «Robinson Helicopter».

Вертолёт был разработан в 1980-е годы. Совершил первый полёт 31 марта 1990 года, в декабре 1992 года прошёл сертификацию. Особенностью этих машин является двухлопастная схема несущего винта, расположенного на высокой подставке над кабиной.

Вертолет оборудован инжекторным двигателем, который обладает большой мощностью и позволяет увеличить полезную нагрузку и скорость. Robinson может разгоняться до максимальной скорости в 240 км/ч, а скороподъемность достигает 5 м/с. Его бака емкостью 185 литров хватит на преодоление 650 километров. 

Вертолет можно использовать в температурном диапазоне от −50 до +50 градусов по Цельсию.

В стандартной комплектации вместимость вертолета рассчитана на пилота и трех пассажиров. 

На сегодняшний день серийно производятся три модели вертолетов:

Кабина вертолета отлично поглощает шум двигателя и в сочетании с базовой гарнитурой позволяет свободно общаться всем пассажирам и пилоту. 

Многочисленные опции позволяют расширить область применения вертолетов Robinson. При желании вертолет можно дооборудовать дополнительным топливным баком для дополнительных двухсот километров маршрута, если предстоящий перелёт обещает быть долгим, а также подвесным контейнером для багажа.

Летно-технические характеристики

Длина фюзеляжа: 9,06 м

Длина с винтом: 11,75 м

Диаметр хвостового винта: 1,47 м

Диаметр несущего винта: 10,04 м

Высота: 3, 27 м

Колея шасси: 2,18 м

Вес, масса

Полный взлетный вес: 1089 кг

Полезная нагрузка: 380 кг

Скорость максимальная: 240 км/час

Скорость крейсерская.: 210 км/час

Скороподъемность: 5 м/сек

Дальность полета: 650 км

Длительность полета: 3,5 час

Рабочая высота: 1500 м

Максимальная высота: 4250 м

Модель двигателя: Lycoming O-540 или IO-540 (инжекторный)

Мощность макс.: 260 л. с.

Расход топлива: 57 л/час

Экипаж: 1+3 чел.

www.aif.ru

Robinson – Человек, компания, вертолет

08.04.2009 Robinson – Человек, компания, вертолет

Теги: Robinson, R44, R22 Автор: Геннадий Шацкий Фрэнклин Робинсон (Franklin D Robinson) и Джорж Буш.

Поднимая голову вверх, услышав характерный вертолетный звук, мы привыкли видеть в небе знакомые очертания вертолетов Ми-2 и Ми-8. В последнее время в отечественном небе все чаще можно наблюдать новый силуэт с длинным тонким хвостиком - американский вертолет R-44. Оказывается R-44 - самый покупаемый вертолет в России. За последний год в нашу страну было ввезено 20 R-44, а их общее число приближается к ста.

Фрэнклин Робинсон (Franklin D Robinson) - основатель, президент и главный конструктор фирмы Robinson Helicopters оказался одним из наиболее влиятельных людей мировой вертолетного сообщества последних двух десятилетий. Его называют «Генри Фордом вертолетной идустрии», что неудивительно, учитывая массовое производство его компанией недорогих и практичных вертолетов.

Ф.Робинсону удалось не просто вывести на рынок свои два легких поршневых вертолета R-22, R-44 и с ними достичь коммерческого успеха, но и заметно повлиять на ход развития всего вертолетостроения. До появления вертолетов Robinson легкие поршневые вертолеты постепенно сходили во второстепенные секторы, а их продажи становились все менее заметными. В то же время господство дорогих газотурбинных моделей сдерживало применение вертолетов. Поршневым R-22 и R-44 удалось в корне изменить ситуацию - выйти на первые позиции по продажам и заметно расширить области и объемы применения вертолетов.

Еще более величественной фигурой делает Ф.Робинсона тот факт, что на всем протяжении разработки и доводки R-22 и R-44 он лично проводил летные испытания своих машин и в 1997 г. был удостоен престижной премии Doolittle Award ассоциации летчиков-испытателей.

Авиационная карьера Ф.Робинсона началась в 1957 г. на фирме Cessna Aircraft с работы над 4-местным вертолетом СН-1 Skyhook. Дальнейшая работа на фирме Bell позволила Ф. Робинсону снискать известность в вертолетных кругах как специалиста по рулевым винтам. В 1969 г. он перешел в Hughes Helicopters, где продолжил заниматься рулевым винтом для вертолета Hughes 500.

В 1973 г. Ф. Робинсон основал компанию Robinson Helicopters в Torrance, штат California. В 1975 г. поднялся в воздух первенец компании - 2-местный вертолет R-22, но понадобилось еще 4 года упорной работы по доводке и сертификации вертолета, чтобы в 1979 г. R-22 смог выйти на рынок.

Крепкий орешек R-22

В мае 1982 г. на R-22 было установлено пять мировых рекордов в классе Е-1а (взлетная масса до 500 кг): скорости 176 км/час на базе 3 км и 25 км, скорости 170,8 км/час на базе 100 км, дальности 263,6 км по прямой и 260,5 км по замкнутому маршруту.

Относительно низкая цена $98,85 тыс. (1979 г.), высокие летно-технические характеристики (ЛТХ) и хорошие ресурсы агрегатов R-22 - способствовали его успеху на рынке. Вслед за R-22 (двигатель О-320-А2В, 199 шт.) последовали модели: R-22HP (O-320-В2C, 151 шт.), R-22 Alpha (1983 г., 151 шт.) - с увеличенной до 621 кг максимальной взлетной массой. В 1985 г. была сертифицирована модификация R-22 Beta. Выпускаемая и по сей день модель R-22 Beta II (1995 г.) оснащена более мощным двигателем О-360-J2B.

На момент появления на рынке R-22, рынок сертифицированных 2-3-местных вертолетов определял поршневой Hughes 300C. Ф.Робинсону удалось создать вертолет на 100 кг (21%) легче, чем Hughes 300С, и снизить вредное сопротивление. Это позволило использовать двигатель меньшей мощности и заметно превзойти конкурента по ЛТХ - см. табл.1. Установление мировых рекордов R-22 и первые успехи на рынке подвели фирму Hughes к передаче сборки (1983 г.), а затем и продаже в 1986 г. всей линии производства Hughes 300 американской компании Schweizer.

Новая серия мировых рекордов, установленных на R-22, способствовала развитию интереса к вертолету. В августе 1984 г. были установлены рекорды (класс Е-1в, взлетная масса до 1000 кг.) скороподъемности на высоту 3000 м и 6000 м - 3 мин 15с и 6 мин 34 с соответственно. В сентябре 1985 г. - новый рекорд (Е-1а) дальности полета по замкнутому маршруту - 315,88 км. и в марте 1989 г. - рекорд (Е-1а) высоты полета - 5938 м.

В 1991 г. был сертифицирован сельскохозяйственный вариант R-22 Agricultural, оборудованный системой опыления Appolo Helicopter DTM-3. В 1992 г. для борьбы с браконьерскими лодками в Мексиканском заливе был поставлен первый R-22 Mariner - вариант амфибия (с поплавками) - с возможностью посадки на воду и земную поверхность. Были созданы: полицейский вариант R-22 Police с поисковой фарой, громкоговорителем, сиреной и другим оборудованием; вариант для тренировки работы с внешней подвеской; вариант R-22 IFR оснащен оборудованием для тренировки полетов по правилам полетов по приборам.

В начале 1990-х гг. R-22 становится самым продаваемым гражданским вертолетом в мире. В марте 1989 г. был поставлен 1000-й R-22, в 1992 г. - 2500-й, в декабре 2005 г. - 4000-й R-22.

Успех R-22 не остался незамеченным и многие разработчики ринулись вдогонку. 1990-е гг. ознаменовались появлением ряда новых 2-местных вертолетов. Однако этот класс и R-22 оказались крепкими орешками - большинству претендентов не удалось дотянуть до R-22 и требований FAR 27 и пройти сертификацию (более подробно - см. статью «Современные ультралегкие вертолеты» в номере «ВИ» за июнь 2007 г., на сайте www.helicopter.su).

Универсальный R-44

В 1970-х гг. газотурбинные вертолеты начали интенсивно вытеснять поршневые в нишах вместимости от пяти человек и выше. Газотурбинная силовая установка выглядела привлекательнее как более легкая по массе и простая в эксплуатации. Парк легких вертолетов быстро пополнялся 5-местными газотурбинными Hughes 500 и Bell 206 - вертолетами нового поколения с высокими ЛТХ. Производство успешных в 1950-60-х гг. поршневых 3-4-местных Bell 47 и Hiller UH-12 было свернуто.

Постепенно стал образовываться разрыв между оставшимися на рынке недорогими 2-3-местными поршневыми вертолетами и дорогими 5-местными газотурбинными, в 1980-х гг., достигший размера пропасти (цены - $100 тыс. и более $500 тыс. соответственно). В образовавшийся разрыв и решил «направиться» Ф.Робинсон.

В 1986 г. он приступает к разработке 4-местного вертолета. В 1990 г. новая модель R-44 поднимается в небо и уже в 1993 г. выходит на рынок. Хорошая компоновка (2+2), межремонтные ресурсы 2000 час., высокая для легкого поршневого вертолета крейсерская скорость 209 км/час, низкий расход топлива 50 л/час и разумная цена $235 тыс. (1993 г.) привлекли покупателей.

В 1996 г. была сертифицирована амфибийная модель R-44 Clipper с поплавками. Первым заказчиком полицейской модели R-44 Police Helicopter в 1997 г. стала полиция Los Angeles. Вертолет оборудован: ИК-камерой 445G MkII, TV-камерой с х7 зумом на поворотной гиростабилизированной платформе, поисковым прожектором Spectrolab SX-5E (20 млн. свечей) и приемо-передающим оборудованием. Цена полицейского R-44 - $509 тыс. (2004 г.).

Для медиакомпаний в 1998 г. Robinson Helicopters выпускает «новостную» модель R-44 Newscopter. Вертолет оборудован: цифровой видеокамерой Ikegami HL-59WNA с х21 зумом на гироплатформе с круговым обзором; четырьмя мониторами, двумя микровидеокамерами и приемо-передающей аппаратурой. Цена R-44 Newscopter - $549 тыс. (2004 г.)

В 2000 г. появилась модернизированная модель R-44 Raven с гидроусилителем в системе управления цикличеким шагом, эластомерным подшипником ГШ рулевого винта и регулируемыми педалями пилота. Цена R-44 Raven - $307 тыс. (2004 г.) и $313 тыс. (2007 г).

С 2002 г. начат выпуск усовершенствованной модели R-44 Raven II с новой электросистемой 28В, 70А, с увеличенной площадью лопастей несущего винта и скругленными законцовками лопастей несущего и рулевого винтов. Цена R-44 Raven II - $346 тыс. (2004 г.) и $378 тыс. (2007 г).

В 1997 г. R-44 стал первым поршневым вертолетом мира, совершившим кругосветный перелет. В 2002 г. R-44 Raven стал первым поршневым вертолетом, приземлившимся на Северном полюсе. Эти достижения явились подтверждением надежности и безопасности вертолетов R-44.

Триумф Robinson Helicopters

Выдающиеся ЛТХ R-44 уровня легких газотурбинных вертолетов, в три раза меньшая цена (R-44 - $250 тыс.; Bell 206BIII - $750 тыс.; середина 1990-х гг.) и в два раза меньшие прямые эксплуатационные расходы (R-44 - $105; Bell 206BIII - $190) сделали свое дело. К концу 1990-х гг. стал приходить в упадок рынок 5-местных газотурбинных вертолетов: некогда успешных Bell 206, Hughes 500 и нового европейского Eurocpter EC 120.

С середины 1990-х гг. фирма Robinson становится крупнейшим производителем вертолетов в мире. В июне 2000 г. фирма Robinson выпустила свой 4000-й вертолет, в апреле 2005 г. - 6000-й. На сегодня выпущено более 7000 вертолетов Robinson.

В 2005 г. фирма Robinson установила абсолютный рекорд продаж за всю историю гражданского вертолетостроения - 806 вертолетов R-22 и R-44. Более вместительный R-44 постепенно обошел по продажам своего предшественника R-22. За 2006 г. было выпущено 652 R-44, что составляет более половины всех выпущенных легких (1-7-местных) вертолетов мира (более подробно - см. статью «Легкие вертолеты» в номере «ВИ» за март 2007 г., на сайте www.helicopter.su).

Говоря об успехе вертолетов Robinson, следует иметь в виду, что бум вертолета R-44 приходится на время взлета цен на нефть. Если на момент выхода R-44 на рынок (начало 1990-х гг.) доля стоимости топлива в прямых эксплуатационных расходах легких вертолетов составляла примерно 15% , то в 2000-х гг. она достигла 30%. Поршневой двигатель обеспечивает 25-30% преимущество в расходе топлива на крейсерском режиме перед газотурбинным двигателем. Поэтому в значительной мере успеху R-44 способствовала коньюктура цен на нефть. В другой ситуации R-44 возможно и не достиг бы такого успеха, а газотурбинные Bell 206, Hughes 500, ЕС 120 так легко не уступили бы ему рынок.

Ключ к успеху

Как это не удивительно, но уровень техники вертолетов Robinson соответствует 1940-50-м гг. Конструктивно R-22 и R-44 во многом повторяют успешный (выпущено около 7000 экз.) в прошлом вертолет Bell 47 (1945 г) - двухлопастный несущий и рулевой винты на общем горизонтальном шарнире, ферменная конструкция фюзеляжа, полозковое шасси, кабина с обширным остеклением. Во втулке несущего винта использованы подшипников качения, а в лопасти несущего винта - стальной лонжерон с наконечником. Для силовой установки Ф.Робинсон выбрал поршневые двигатели разработки 1950-х гг. - Lycoming O-320/360/540, с уровнем техники 1930-х гг. Эти двигатели устанавливались и на Bell 47.

Конечно, на вертолетах Robinson есть и оригинальные конструктивные решения. Это втулка несущего винта с тремя ГШ, необычная Т-образная ручка циклического шага, высокий вал несущего винта, заключенный в килевидный обтекатель и др.

Успех программ R-22 и R-44 можно объяснить талантами Ф.Робинсона как прагматичного инженера, здравомыслящего экономиста и менеджера. Вертолеты R-22 и R-44 отличают: высокая весовая культура; простота технических решений; выбор недорогих конструкционных материалов, конструктивных решений и технологий.

Рекордные продажи R-22 и R-44 демонстрирует знание Ф.Робинсоном рынка, ясное понимание нужд эксплуатанта и потребителя вертолетных услуг. Вертолеты Robinson максимально просты в эксплуатации. Уровень обслуживания между регламентами - на уровне обслуживания автомобиля. Достигнутые значения межремонтных ресурсов агрегатов вертолетов Robinson - 2200 часов - беспрецендентны для своего класса. Для обеспечения такого ресурса поршневому двигателю Robinson Helicopters использует переразмеренный двигатель с ограниченной мощностью. Так на R-44 установлен Lycoming O-540 (260 л.с.) с ограничением мощности 225 л.с.

Оборудование вертолетов Robinson хорошо продумано. На вертолетах установлен автомат поддержания оборотов несущего винта, управляемый контроллером (наподобие электронного блока FADEC газотурбинных двигателей), значительно разгружающий летчика в полете. После появления нареканий по нагрузкам и вибрациям на ручке циклического шага на R-44 был установлен гидроусилитель (R-44 Raven). Вертолеты оборудованы электрической системой запуска двигателя, имеют печку обогрева салона. По желанию заказчика вертолет R-44 может быть оборудован кондиционером.

Удержание цен своих вертолетов на предельно низком уровне в своем классе говорит о незаурядных способностях Ф.Робинсона как менеджера и руководителя фирмы. Более 10 лет цена вертолета R-44 в базовой комплектации не превышала $300 тыс. и только в последнее время поднялась выше. Это свидетельствует о низкой себестоимости производимой техники, высокой производительности труда и минимальных накладных расходах.

Для сравнения, при проведении оценки возможности производства отечественного 4-местного поршневого вертолета-аналога, расчетная себестоимость его производства превысила $500 тыс. при том, что зарплата основных производственных рабочих в России примерно в 10 раз меньше, чем в Америке.

Численность всех работников фирмы Robinson Helicopters к началу серийного производства R-44 (конец 1992 г.) составляла 420 чел., к концу 1990-х - 800 чел. и на сегодняшний день - 1200 чел.

Борьба за безопасность

Придуманный Артуром Янгом (Arthur Young) двухлопастный несущий винт на общем горизонтальном шарнире (Bell 47/204/206,..., R-22, R-44) является весьма привлекательным для конструкторов. Это самый простой и недорогой вертолетный винт. Однако такому винту присущ один серьезный недостаток. При снижении вертикальной перегрузки ниже единицы винт может войти в режим «mast bumping» - ударов винта по ограничителю взмаха на валу несущего винта, вплоть до разрушения вала.

Чтобы попасть в режим пониженной перегрузки достаточно толкнуть ручку ЦШ вперед или попасть в нисходящий поток в горизонтальном полете. Проблемы с относительно высокими показателями аварийности R-22 из-за «mast bumping» и ударов несущего винта по хвостовой балке при потере его оборотов, поставили Robinson Helicopters в сложное положение. В начале 1990-х гг. дело дошло до приостановки эксплуатации R-22, серьезных разбирательств с Федеральным авиационным агенством (FAA) и Национальной службой безопасности на транспорте (NTSB).

Компания преодолела этот сложный этап, уделив повышенное внимание вопросам безопасности. На Robinson Helicopters были открыты курсы безопасности полетов на вертолетах Robinson. На вертолете R-44 был увеличен момент инерции несущего винта за счет установки грузов в концевой части лопасти.

На американской выставке Heli-Expo 2006 Ф.Робинсон предложил для рынка обучения ориентироваться в большей степени на R-44 как более безопасный вертолет, чем R-22. Подкрепляя слова делом, Robinson Helicopters заметно подняла цену на R-22 ($220 тыс., 2007 г.), удерживая при этом цену на R-44. Рынок отреагировал быстро - за 2006 г. было продано только 97 R-22.

Так как вертолеты R-22 и R-44 имеют однодвигательную силовую установку, то получаемые от Lycoming двигатели проходят входной контроль и дополнительную обкатку на фирме Robinson, что является серьезным вкладом в обеспечение ресурса двигателя, надежности и безопасности вертолета.

На пути в будущее

На выставке Heli-Expo 2007 Ф.Робинсон анонсировал проект создания нового 5-местного вертолета R-66 с газотурбинным двигателем Rolls-Royce 300. Инициатива создания вертолета исходит от двигательной компании Rolls-Royce, потерявшей для своих двигателей RR(Allison 250) большой рынок газотурбинных вертолетов Bell 206, Hughes 500 (из-за успеха R-44). Двигатель RR 300 является развитием RR 250 в сторону снижения мощности (300 л.с. - RR 300, против 420-715 л.с. - RR 250) и главное - цены. Переговоры шли не один год, так как Ф.Робинсон советовал Rolls-Royce сделать предложение цены, от которого он не смог бы отказаться. Осторожный Ф.Робинсон сообщил, что появление вертолета не стоит ожидать раньше, чем через 3-5 лет.

За последние два года Robinson Helicopters поставила 806 и 749 вертолетов соответственно и пришла к выводу, что объемы продаж вертолетов достигают своего пика. Для поддержания и увеличения рынка необходимо активизировать применение вертолетов. Одним из сдерживающих факторов роста применения вертолетов является ограниченное количество вертолетных площадок. Robinson Helicopters разработала простые и удобные Helipad - сборные площадки для легких вертолетов, которые можно разместить на лужайке возле дома, на крыше зданий и т.д. Хорошо заметные с воздуха, они могут быть установлены в выверенных местах, позволяющих реализовать безопасные траектории подхода к и ухода вертолета от площадки.

Полет Robinson Helicopters продолжается ...

Вертолет

Hughes 300С

(конкурент)

Robinson

R-22 Beta

Robinson

R-22 Beta II

Robinson

R-44 Astro

Robinson R-44 Raven II

Bell 206BIII

(конкурент)

Год начала поставок

1969

1985

1995

1993

2003

1977

Вместимость, чел.

1+1(2)

1+1

1+1

1+3

1+3

1+4

Двигатель

Lycoming

O-360-D1A

Lycoming

O-320-A2B

Lycoming

O-360-J2A

Lycoming

O-540

Lycoming

O-540

Allison 250-C20B

Мощность, л.с. двигателя

трансмиссии

190

142

160

124

145

131

260

225

260

225

420

317

Диаметр несущего винта, м

8,18

7,67

7,67

10,06

10,06

10,16

Масса, кг

пустого

взлетная

474

930

374

621

388

621

635

1089

683

1134

742

1450

Скорость, км/час

крейсерская

максимальная

(930 кг)

145

169

(621)

177

180

(621)

177

180

(1089)

209

-

(1134)

217

-

(1450)

214

225

Потолок, м

динамический

статический СВЗ

статический БВЗ

(930 кг)

3110

-

835

(621)

4265

2125

-

(621)

4265

2865

-

(1089)

4265

1860

-

(1134)

4265

2728

1370

(1450)

4115

3900

2680

Дальность полета, км

360

592

482

643

643

674

www.helicopter.su

Вертолёты Robinson — Poshex – эксперт в мире роскоши

Вертолёт Robinson (Робинсон) – именно с него начинается покорение неба в гражданской авиации. И как никогда ранее для этого уже существуют все необходимые условия. Стоит ли говорить, что сегодня вертолёт – это современный и наиболее эффективный вид транспорта, наряду с автомобилем, который в силу сложных ситуаций на дороге не может показать сопоставимую мощность и скорость, несмотря на таящееся количество лошадиных сил под капотом. Но выход есть – ощутить истинную свободу уже можно, начиная с самых удобных в управлении вертолётов Робинсон.

Вертолёт Робинсон – породистый американец. Компания Robinson Helicopter Company, основанная в США 40 с лишним лет назад, довела технологии управления вертолётом практически до совершенства. За всё время было выпущено более 10 000 гражданских вертолётов.

Именно на вертолётах Робинсон обучается около 90% пилотов по всему миру. Это объясняется выдающейся статистикой, согласной которой вертолёты Робинсон относятся к самым безопасным в мире. Простота управления и высокая надёжность позволили Robinson Helicopter стать крупнейшим производителем гражданских вертолётов.

Управляемость Robinson

Вертолёты Робинсон настолько просты в обращении, что им отдают предпочтение подавляющее большинство лётных школ. Если Вы только планируете стать пилотом – без сомнения берите Robinson. Обучение и дальнейшие полёты не вызовут никаких затруднений. Только представьте: Вы впервые садитесь за штурвал, и всё получается сразу – быстрее, чем на автомобиле!

 

Модели вертолётов Робинсон

Самые популярные и целесообразные в качестве покупки для личного использования модели: Robinson R44 и Robinson R66.

 

R44 представлен в двух модификациях: Raven I и Raven II. Модификации практически идентичны, рассчитаны на четырёх человек, включая пилота, прочны, мощны и просты в эксплуатации. Основное отличие моделей кроется в двигателе – у Raven I он поршневой карбюраторный, а у Raven II – инжекторный. У второй модели также увеличен взлётный вес на 45 килограммов, и крейсерская скорость с 210 до 217 км/ч.

R66 – лучший представитель семьи Робинсонов – стоит на 30-50% дешевле конкурентных моделей от других производителей.

Цены

  • Robinson R44 Raven I – от $600 000
  • Robinson R44 Raven II – от $700 000
  • Robinson R66 Turbine – от $1 290 000

 

В вертолёте R66 Turbine отличия более значительные. Названием он обязан газотурбинному двигателю – впервые в линейке Robinson. Сам двигатель создан корпорацией Rolls-Royce.

R66 отличается от предшественников и количеством мест (пять вместо четырёх), вместительным багажником (в моделях Raven багаж складывается в отсеках под сидениями), и мощностью.

Крейсерская скорость у R66 составляет внушительные 222 км/ч, а максимальная и вовсе 259 км/ч. Только вдумайтесь: Вы сможете подняться в небо на высоту до 4270 метров и пролететь 600 километров меньше чем за три часа без дозаправки!

Впечатляющие прогулки для близких людей или самостоятельные полёты в деловые командировки – R66 справится с чем угодно.

Комфорт полёта

Во всех трёх моделях удобству пилота и пассажиров уделено не меньше внимания, чем техническим сторонам. Салон Robinson R66 уже в стандартной комплектации отделан кожей. У Raven I и II по умолчанию велюр, с возможностью отделки кожей.

Во всех вертолётах Робинсон установлены комфортабельные кресла, ковровые покрытия, звукопоглотители, система обогрева и вентиляции с возможностью установки кондиционера, и многое другое, чтобы ничего не мешало Вам и пассажирам во время полёта.

При необходимости воздушной съёмки, охоты или экстрима, можно будет снять двери, чтобы ничего не мешало обзору и приключениям пассажиров.

Обслуживание и безопасность

Вертолёты Robinson сертифицированы в России, и имеют на её территории самую развитую сеть технических центров – никаких проблем с регистрацией и обслуживанием. Технологии, используемые в вертолётах Robinson, запатентованы и проходят все необходимые проверки.

Качество выполнения и система оповещений делают эти воздушные машины самыми безопасными по мировой статистике происшествий. Индикаторы остатка топлива, температур, масла, напряжения, скорости вращения ротора и многих других важнейших процессов не дадут застать Вас врасплох.

А безопасная посадка пассажиров может осуществляться даже при работающем двигателе, благодаря специальной форме и высоте посадки винтов.

Можно долго описывать достоинства вертолётов Robinson, но, как говорится, лучше один раз увидеть. Если Вы решили впервые покорить небо, или уже опытны, но хотите получить простой в управлении, комфортный и надёжный вертолёт – просто свяжитесь с нами по адресу sales@poshex.ru, и мы организуем для Вас встречу с Robinson.

Цена вертолёта Робинсон от: $600 000

 

poshex.ru

Вертолет Робинсон R-66

Работы по проектированию газотурбинного вертолета Робинсон R-66 начались в американской компании «Robinson Helicopter Company» в 2004 году.

Тремя годами позже он был представлен широкой публике на выставке вертолетов «HeliExpo». Компания объявила о принципиально новом двигателе, который предполагалось поставить на этот вертолет.

Им стал Rolls-Royce RR300. 5-местный R-66 является самым крупным и самым мощным вертолетом компании «Robinson Helicopter Company».

Подобно предыдущим моделям R-22 и R-44, R-66 более надежен, экономичен и прост в обслуживании, чем его дорогостоящие конкуренты.

Вертолет R-66 не только сохранил многие конструктивные особенности машин компании: в нем стало помещаться больше пассажиров, появился просторный багажный отсек и его оснастили газотурбинным двигателем марки Rolls-Royce RR300.

Характеристики вертолета Робинсон R-66

Двигатель Rolls-Royce RR300 был специально разработанный для вертолета Робинсон R-66.

Он мощный, легкий, надежный, работает на дешевом авиационном топливе и обеспечивает повышенный запас мощности, дополнительную полезную нагрузку и улучшенную производительность во время набора высоты.

По показателям безопасности вертолет соответствует самым последним нормативам ударопрочности по классификации Федерального Авиационного Управления США (Federal Aviation Administration – FAA).

При наличии двухлопастной роторной системы уже не нужны демпферы и гидравлические распорки, а проверенная конструкция основных лопастей ротора из алюминия нержавеющей стали сводит к минимуму вред, наносимый окружающей среде.

Гидравлические элементы управления питанием устраняют общую вибрацию вертолета.

Голосовое переговорное устройство устраняет необходимость использования селекторных переключателей. Особая конструкция тормоза роторов позволяет пилоту быстро остановить их, сокращая время выключения и снижая риск травм пассажиров и наземного персонала.

Вертолеты Робинсон R-66 оснащен системой предотвращения столкновений и навигационными огнями, а также двойными посадочными огнями.

В кабине встроены аудио-панель Garmin GMA 350H, навигатор Garmin GTR 225B COM с радио, работающим на частоте 8,33 кГц и транспондер.

Модификация вертолета Робинсон R66 Turbine Marine

Оснащенный выдвижными поплавками, повышающими безопасность, вертолет Робинсон R-66 Turbine Marine предназначен для стандартных полетов над водной поверхностью и для работы в условиях чрезвычайных ситуаций.

Поплавки, состоящие из 6 камер, надуваются гелием из резервуара в течение 2-3 секунд с момента их включения посредством рычага, расположенного под правым задним сиденьем самолета.

Рычаг для большей надежности приводится в движение механическим тросом, потому что в критических условиях вероятность отказа систем с электрическим приводом достаточно высока.

Поплавки могут приводиться в движение на максимальной скорости до восьмидесяти узлов в час. Их установка добавляет приблизительно шестьдесят пять фунтов к весу пустого вертолета.

Когда устройство не используется, поплавки убираются в защитные чехлы.

Обтекаемый, низкопрофильный дизайн вертолета сводит к минимуму сопротивление воздуха и позволяет легко осуществлять вход и выход из кабины.

Также смотрите далее на видео тестирование автопилота вертолета Робинсон R66.

yakauto.ru

Вертолет Робинсон (Robinson R44): описание, технические характеристики

Американский вертолет «Робинсон» разработан в восьмидесятые годы двадцатого столетия. Он представляет собой летательный аппарат малого класса для частного пользования и специальных нужд. Фактически он является прототипом автомобиля, умеющего летать. На борту, кроме пилота, могут разместиться три пассажира и багаж. Вертолет обладает отличной управляемостью, экономичностью, существенным моторесурсом, оригинальным дизайном, надежностью и простотой в обслуживании. На рынке малой авиации машина была представлена в начале девяностых, зарекомендовала себя с положительной стороны.

Устройство

Вертолет «Робинсон» действительно ассоциируется с автомобилем. Его масса слегка превышает 1000 килограммов, что идентично весу среднего седана. Топливные баки вмещают 185 литров горючего, которого хватает на 650 километров полета (в среднем 3-4 часа). Научиться управлять этим летательным аппаратом можно без особых проблем.Стоит отметить, что средства малой авиации, как и любые другие, требуют наличия взлетной и посадочной площадки. Несущий винт рассматриваемой модели в диаметре составляет десять метров, а общий размер – 11,75 м. При посадке вертолета следует учитывать определенный запас для возможности совершения безопасного маневра. Упрощает приземление еще одна конструктивная деталь – высокое размещение винта (свыше трех метров), что значительно снижает вероятность цепляния за какую-либо преграду.

Вертолеты «Робинсон»: характеристики

Возможности летательного аппарата оцениваются по нескольким критериям. Например, температурный диапазон для рассматриваемого вертолета весьма широк и составляет от -30 до +40 градусов по Цельсию. Такие возможности позволяют эксплуатировать машину в большинстве регионов России.

Эксплуатационная скорость модели составляет 110 миль, или 177 километров, в час. Некоторые модификации оснащены режимом форсажа и могут достигать 200 км/ч. Потолочная высота полета – 4250 метров, стандартное перемещение по воздуху производится в пределах 1500-2000 м.Вертолет «Робинсон» оснащен одним несущим винтом и дополнительным рулевым пропеллером, установленным на балке. Силовой агрегат находится позади кабины, агрегируется с редуктором. Машина может комплектоваться двумя видами моторов (IO-540 или О-540). Оба имеют по шесть цилиндров и мощность, превышающую 260 лошадиных сил. При работе двигателя в салоне относительно тихо, что обусловлено хорошей шумоизоляцией и запасом мощности двигателя. Последний фактор вкупе с использованием композитных материалов повышает надежность, прочность и устойчивость силовой установки к износу.

Управление

Не много найдется летательных аппаратов, имеющих такое послушное управление, как вертолет «Робинсон Р-44». Рабочее место рассчитано на одного пилота. Однако при необходимости пассажир, сидящий справа от летчика, может взять функции пилота на себя.Для этого потребуется повернуть рычаг управления к себе, а также воспользоваться личным элементом корректировки гала и шага, которым оснащены оба передних сидения. Двойное управление в рассматриваемой модели повышает безопасность перелета, а также дает возможность обучать неопытных пилотов.

Система безопасности

Наряду с комфортным передвижением, вертолет «Робинсон» обладает высокими показателями безопасности. Полет на этой машине не многим отличается от поездки в обычном автомобиле по хорошей трассе. Кресла очень удобны, оборудованы багажными отсеками в нижней части. Продуманное остекление панорамного типа позволяет не только сохранить хорошую обзорность для пилота, но и позволяет пассажирам наслаждаться небесными красотами.Риск попасть в аварию, как и у любого средства передвижения, имеется. Однако вероятность такой трагедии ниже, чем на наземном транспорте. В случае отказа двигателя вертолет реально посадить без печального исхода. Как и большинство легких машин, данный агрегат способен мягко приземляться за счет авторотации (инерционных оборотов несущего пропеллера). Куда чаще легкая авиация попадает в серьезные аварии по причине неправильной эксплуатации или неподготовленности пилотов.

Модификации

Несмотря на то что скорость вертолета «Робинсон» не превышает 200 км/ч, а его габариты весьма компактны, он используется не только частными владельцами, но и различными государственными структурами. Летательный аппарат имеет несколько модификаций, отличающихся незначительными конструктивными доработками или двигателями.

К ним относится:

    Вариация «Астро» – оснащена силовым агрегатом серии O-540.Модель «Равен» ­– коммерческий вертолет с усиленным мотором O-540 F1B5. Он может садиться на особо твердые поверхности благодаря металлическим салазкам.Модификация «Клипер» оснащена поплавками, позволяющими садиться машине на воду.Летательный аппарат с более широкими лопастями и расширенными навигационными возможностями: «Равен 2» или «Клипер 2» в водной версии.«IFR Трейнер» – учебная модель, оборудованная всеми необходимыми приспособлениями.Специально подготовленная модификация для полиции – «Полис».

Стоимость вертолета «Робинсон»

Цена нового летательного аппарата рассматриваемой марки стартует от трехсот пятидесяти тысяч долларов. Конечная сумма зависит от модификации и дополнительного оснащения. В стоимость следует внести расходы на таможенное оформление и сертификацию в России. В итоге цена возрастает раза в полтора.Многие ценители малой авиации предпочитают приобретать вертолеты на вторичном рынке. Стоимость такой модели будет на порядок ниже. Покупая агрегат таким способом, следует обращать внимание на техническое состояние машины, наработанный моторесурс и прохождение последнего капитального ремонта. Стоит отметить, что для безопасности эксплуатации вертолета требуется регулярный профилактический осмотр, использование качественных горюче-смазочных материалов и покупка расходных деталей, цена которых довольно высока.

Некоторые печальные факты

Несмотря на то что у данного агрегата безопасность на высшем уровне, имеется несколько случаев аварий. В России с 2003 по 2009 год зарегистрировано 12 трагических происшествий с рассматриваемой машиной, приведших к гибели семи пилотов и двенадцати пассажиров.В 2010 году случилось три катастрофы на территории РФ: в Пермском крае, над Онежским озером и в районе аэродрома Усть-Кут. В результате два человека погибли, еще двое получили серьезные травмы.В период с 2011 по 2012 год включительно известно еще о нескольких авариях, в которых погибли и травмировались люди. Большинство катастроф случилось по вине пилотов, не имеющих должных навыков.

В завершение

Рассматриваемый представитель малой авиации изготовлен с применением новейших технологий и материалов. Его оснащение продуманно, а управляемость относительно проста. Многие его сравнивают с хорошим автомобилем, который умеет летать.

Расход топлива вертолета «Робинсон» составляет около 57 литров в час, а скорость - порядка 180 км/ч, что свидетельствует об оптимальном сочетании экономичности и скорости. Комфорт и безопасность летательного аппарата также на высшем уровне. Вертолеты марки Robinson эксплуатируются полицией некоторых стран, что дополнительно подтверждает их практичность и надежность.

Источник

www.obovsyom.ru

описание, технические характеристики :: ashanet.ru

Американский вертолет «Робинсон» разработан в восьмидесятые годы двадцатого столетия. Он представляет собой летательный аппарат малого класса для частного пользования и специальных нужд. Фактически он является прототипом автомобиля, умеющего летать. На борту, кроме пилота, могут разместиться три пассажира и багаж. Вертолет обладает отличной управляемостью, экономичностью, существенным моторесурсом, оригинальным дизайном, надежностью и простотой в обслуживании. На рынке малой авиации машина была представлена в начале девяностых, зарекомендовала себя с положительной стороны.

Устройство

Вертолет «Робинсон» действительно ассоциируется с автомобилем. Его масса слегка превышает 1000 килограммов, что идентично весу среднего седана. Топливные баки вмещают 185 литров горючего, которого хватает на 650 километров полета (в среднем 3-4 часа). Научиться управлять этим летательным аппаратом можно без особых проблем.

Стоит отметить, что средства малой авиации, как и любые другие, требуют наличия взлетной и посадочной площадки. Несущий винт рассматриваемой модели в диаметре составляет десять метров, а общий размер – 11,75 м. При посадке вертолета следует учитывать определенный запас для возможности совершения безопасного маневра. Упрощает приземление еще одна конструктивная деталь – высокое размещение винта (свыше трех метров), что значительно снижает вероятность цепляния за какую-либо преграду.

Вертолеты «Робинсон»: характеристики

Возможности летательного аппарата оцениваются по нескольким критериям. Например, температурный диапазон для рассматриваемого вертолета весьма широк и составляет от -30 до +40 градусов по Цельсию. Такие возможности позволяют эксплуатировать машину в большинстве регионов России.

Эксплуатационная скорость модели составляет 110 миль, или 177 километров, в час. Некоторые модификации оснащены режимом форсажа и могут достигать 200 км/ч. Потолочная высота полета – 4250 метров, стандартное перемещение по воздуху производится в пределах 1500-2000 м.

Вертолет «Робинсон» оснащен одним несущим винтом и дополнительным рулевым пропеллером, установленным на балке. Силовой агрегат находится позади кабины, агрегируется с редуктором. Машина может комплектоваться двумя видами моторов (IO-540 или О-540). Оба имеют по шесть цилиндров и мощность, превышающую 260 лошадиных сил. При работе двигателя в салоне относительно тихо, что обусловлено хорошей шумоизоляцией и запасом мощности двигателя. Последний фактор вкупе с использованием композитных материалов повышает надежность, прочность и устойчивость силовой установки к износу.

Управление

Не много найдется летательных аппаратов, имеющих такое послушное управление, как вертолет «Робинсон Р-44». Рабочее место рассчитано на одного пилота. Однако при необходимости пассажир, сидящий справа от летчика, может взять функции пилота на себя.

Для этого потребуется повернуть рычаг управления к себе, а также воспользоваться личным элементом корректировки гала и шага, которым оснащены оба передних сидения. Двойное управление в рассматриваемой модели повышает безопасность перелета, а также дает возможность обучать неопытных пилотов.

Система безопасности

Наряду с комфортным передвижением, вертолет «Робинсон» обладает высокими показателями безопасности. Полет на этой машине не многим отличается от поездки в обычном автомобиле по хорошей трассе. Кресла очень удобны, оборудованы багажными отсеками в нижней части. Продуманное остекление панорамного типа позволяет не только сохранить хорошую обзорность для пилота, но и позволяет пассажирам наслаждаться небесными красотами.

Риск попасть в аварию, как и у любого средства передвижения, имеется. Однако вероятность такой трагедии ниже, чем на наземном транспорте. В случае отказа двигателя вертолет реально посадить без печального исхода. Как и большинство легких машин, данный агрегат способен мягко приземляться за счет авторотации (инерционных оборотов несущего пропеллера). Куда чаще легкая авиация попадает в серьезные аварии по причине неправильной эксплуатации или неподготовленности пилотов.

Модификации

Несмотря на то что скорость вертолета «Робинсон» не превышает 200 км/ч, а его габариты весьма компактны, он используется не только частными владельцами, но и различными государственными структурами. Летательный аппарат имеет несколько модификаций, отличающихся незначительными конструктивными доработками или двигателями.

К ним относится:

  1. Вариация «Астро» – оснащена силовым агрегатом серии O-540.
  2. Модель «Равен» ­– коммерческий вертолет с усиленным мотором O-540 F1B5. Он может садиться на особо твердые поверхности благодаря металлическим салазкам.
  3. Модификация «Клипер» оснащена поплавками, позволяющими садиться машине на воду.
  4. Летательный аппарат с более широкими лопастями и расширенными навигационными возможностями: «Равен 2» или «Клипер 2» в водной версии.
  5. «IFR Трейнер» – учебная модель, оборудованная всеми необходимыми приспособлениями.
  6. Специально подготовленная модификация для полиции – «Полис».

Стоимость вертолета «Робинсон»

Цена нового летательного аппарата рассматриваемой марки стартует от трехсот пятидесяти тысяч долларов. Конечная сумма зависит от модификации и дополнительного оснащения. В стоимость следует внести расходы на таможенное оформление и сертификацию в России. В итоге цена возрастает раза в полтора.

Многие ценители малой авиации предпочитают приобретать вертолеты на вторичном рынке. Стоимость такой модели будет на порядок ниже. Покупая агрегат таким способом, следует обращать внимание на техническое состояние машины, наработанный моторесурс и прохождение последнего капитального ремонта. Стоит отметить, что для безопасности эксплуатации вертолета требуется регулярный профилактический осмотр, использование качественных горюче-смазочных материалов и покупка расходных деталей, цена которых довольно высока.

Некоторые печальные факты

Несмотря на то что у данного агрегата безопасность на высшем уровне, имеется несколько случаев аварий. В России с 2003 по 2009 год зарегистрировано 12 трагических происшествий с рассматриваемой машиной, приведших к гибели семи пилотов и двенадцати пассажиров.

В 2010 году случилось три катастрофы на территории РФ: в Пермском крае, над Онежским озером и в районе аэродрома Усть-Кут. В результате два человека погибли, еще двое получили серьезные травмы.

В период с 2011 по 2012 год включительно известно еще о нескольких авариях, в которых погибли и травмировались люди. Большинство катастроф случилось по вине пилотов, не имеющих должных навыков.

В завершение

Рассматриваемый представитель малой авиации изготовлен с применением новейших технологий и материалов. Его оснащение продуманно, а управляемость относительно проста. Многие его сравнивают с хорошим автомобилем, который умеет летать.

Расход топлива вертолета «Робинсон» составляет около 57 литров в час, а скорость - порядка 180 км/ч, что свидетельствует об оптимальном сочетании экономичности и скорости. Комфорт и безопасность летательного аппарата также на высшем уровне. Вертолеты марки Robinson эксплуатируются полицией некоторых стран, что дополнительно подтверждает их практичность и надежность.

ashanet.ru

Robinson – Человек, компания, вертолет

Поднимая голову вверх, услышав характерный вертолетный звук, мы привыкли видеть в небе знакомые очертания вертолетов Ми-2 и Ми-8. В последнее время в отечественном небе все чаще можно наблюдать новый силуэт с длинным тонким хвостиком – американский вертолет R-44. Оказывается R-44 - самый покупаемый вертолет в России. За последний год в нашу страну было ввезено 20 R-44, а их общее число приближается к ста. Фрэнклин Робинсон (Franklin D Robinson) – основатель, президент и главный конструктор фирмы Robinson Helicopters оказался одним из наиболее влиятельных людей мировой вертолетного сообщества последних двух десятилетий. Его называют «Генри Фордом вертолетной идустрии», что неудивительно, учитывая массовое производство его компанией недорогих и практичных вертолетов. Ф.Робинсону удалось не просто вывести на рынок свои два легких поршневых вертолета R-22, R-44 и с ними достичь коммерческого успеха, но и заметно повлиять на ход развития всего вертолетостроения. До появления вертолетов Robinson легкие поршневые вертолеты постепенно сходили во второстепенные секторы, а их продажи становились все менее заметными. В то же время господство дорогих газотурбинных моделей сдерживало применение вертолетов. Поршневым R-22 и R-44 удалось в корне изменить ситуацию – выйти на первые позиции по продажам и заметно расширить области и объемы применения вертолетов. Еще более величественной фигурой делает Ф.Робинсона тот факт, что на всем протяжении разработки и доводки R-22 и R-44 он лично проводил летные испытания своих машин и в 1997 г. был удостоен престижной премии Doolittle Award ассоциации летчиков-испытателей. Авиационная карьера Ф.Робинсона началась в 1957 г. на фирме Cessna Aircraft с работы над 4-местным вертолетом СН-1 Skyhook. Дальнейшая работа на фирме Bell позволила Ф. Робинсону снискать известность в вертолетных кругах как специалиста по рулевым винтам. В 1969 г. он перешел в Hughes Helicopters, где продолжил заниматься рулевым винтом для вертолета Hughes 500. В 1973 г. Ф. Робинсон основал компанию Robinson Helicopters в Torrance, штат California. В 1975 г. поднялся в воздух первенец компании – 2-местный вертолет R-22, но понадобилось еще 4 года упорной работы по доводке и сертификации вертолета, чтобы в 1979 г. R-22 смог выйти на рынок. Крепкий орешек R-22 В мае 1982 г. на R-22 было установлено пять мировых рекордов в классе Е-1а (взлетная масса до 500 кг): скорости 176 км/час на базе 3 км и 25 км, скорости 170,8 км/час на базе 100 км, дальности 263,6 км по прямой и 260,5 км по замкнутому маршруту. Относительно низкая цена $98,85 тыс. (1979 г.), высокие летно-технические характеристики (ЛТХ) и хорошие ресурсы агрегатов R-22 - способствовали его успеху на рынке. Вслед за R-22 (двигатель О-320-А2В, 199 шт.) последовали модели: R-22HP (O-320-В2C, 151 шт.), R-22 Alpha (1983 г., 151 шт.) - с увеличенной до 621 кг максимальной взлетной массой. В 1985 г. была сертифицирована модификация R-22 Beta. Выпускаемая и по сей день модель R-22 Beta II (1995 г.) оснащена более мощным двигателем О-360-J2B. На момент появления на рынке R-22, рынок сертифицированных 2-3-местных вертолетов определял поршневой Hughes 300C. Ф.Робинсону удалось создать вертолет на 100 кг (21%) легче, чем Hughes 300С, и снизить вредное сопротивление. Это позволило использовать двигатель меньшей мощности и заметно превзойти конкурента по ЛТХ – см. табл.1. Установление мировых рекордов R-22 и первые успехи на рынке подвели фирму Hughes к передаче сборки (1983 г.), а затем и продаже в 1986 г. всей линии производства Hughes 300 американской компании Schweizer. Новая серия мировых рекордов, установленных на R-22, способствовала развитию интереса к вертолету. В августе 1984 г. были установлены рекорды (класс Е-1в, взлетная масса до 1000 кг.) скороподъемности на высоту 3000 м и 6000 м – 3 мин 15с и 6 мин 34 с соответственно. В сентябре 1985 г. – новый рекорд (Е-1а) дальности полета по замкнутому маршруту – 315,88 км. и в марте 1989 г. – рекорд (Е-1а) высоты полета – 5938 м. В 1991 г. был сертифицирован сельскохозяйственный вариант R-22 Agricultural, оборудованный системой опыления Appolo Helicopter DTM-3. В 1992 г. для борьбы с браконьерскими лодками в Мексиканском заливе был поставлен первый R-22 Mariner – вариант амфибия (с поплавками) – с возможностью посадки на воду и земную поверхность. Были созданы: полицейский вариант R-22 Police с поисковой фарой, громкоговорителем, сиреной и другим оборудованием; вариант для тренировки работы с внешней подвеской; вариант R-22 IFR оснащен оборудованием для тренировки полетов по правилам полетов по приборам. В начале 1990-х гг. R-22 становится самым продаваемым гражданским вертолетом в мире. В марте 1989 г. был поставлен 1000-й R-22, в 1992 г. – 2500-й, в декабре 2005 г. – 4000-й R-22. Успех R-22 не остался незамеченным и многие разработчики ринулись вдогонку. 1990-е гг. ознаменовались появлением ряда новых 2-местных вертолетов. Однако этот класс и R-22 оказались крепкими орешками – большинству претендентов не удалось дотянуть до R-22 и требований FAR 27 и пройти сертификацию (более подробно – см. статью «Современные ультралегкие вертолеты» в номере «ВИ» за июнь 2007 г., на сайте www.helicopter.su). Универсальный R-44 В 1970-х гг. газотурбинные вертолеты начали интенсивно вытеснять поршневые в нишах вместимости от пяти человек и выше. Газотурбинная силовая установка выглядела привлекательнее как более легкая по массе и простая в эксплуатации. Парк легких вертолетов быстро пополнялся 5-местными газотурбинными Hughes 500 и Bell 206 – вертолетами нового поколения с высокими ЛТХ. Производство успешных в 1950-60-х гг. поршневых 3-4-местных Bell 47 и Hiller UH-12 было свернуто. Постепенно стал образовываться разрыв между оставшимися на рынке недорогими 2-3-местными поршневыми вертолетами и дорогими 5-местными газотурбинными, в 1980-х гг., достигший размера пропасти (цены - $100 тыс. и более $500 тыс. соответственно). В образовавшийся разрыв и решил «направиться» Ф.Робинсон. В 1986 г. он приступает к разработке 4-местного вертолета. В 1990 г. новая модель R-44 поднимается в небо и уже в 1993 г. выходит на рынок. Хорошая компоновка (2+2), межремонтные ресурсы 2000 час., высокая для легкого поршневого вертолета крейсерская скорость 209 км/час, низкий расход топлива 50 л/час и разумная цена $235 тыс. (1993 г.) привлекли покупателей. В 1996 г. была сертифицирована амфибийная модель R-44 Clipper с поплавками. Первым заказчиком полицейской модели R-44 Police Helicopter в 1997 г. стала полиция Los Angeles. Вертолет оборудован: ИК-камерой 445G MkII, TV-камерой с х7 зумом на поворотной гиростабилизированной платформе, поисковым прожектором Spectrolab SX-5E (20 млн. свечей) и приемо-передающим оборудованием. Цена полицейского R-44 - $509 тыс. (2004 г.). Для медиакомпаний в 1998 г. Robinson Helicopters выпускает «новостную» модель R-44 Newscopter. Вертолет оборудован: цифровой видеокамерой Ikegami HL-59WNA с х21 зумом на гироплатформе с круговым обзором; четырьмя мониторами, двумя микровидеокамерами и приемо-передающей аппаратурой. Цена R-44 Newscopter - $549 тыс. (2004 г.) В 2000 г. появилась модернизированная модель R-44 Raven с гидроусилителем в системе управления цикличеким шагом, эластомерным подшипником ГШ рулевого винта и регулируемыми педалями пилота. Цена R-44 Raven - $307 тыс. (2004 г.) и $313 тыс. (2007 г). С 2002 г. начат выпуск усовершенствованной модели R-44 Raven II с новой электросистемой 28В, 70А, с увеличенной площадью лопастей несущего винта и скругленными законцовками лопастей несущего и рулевого винтов. Цена R-44 Raven II - $346 тыс. (2004 г.) и $378 тыс. (2007 г). В 1997 г. R-44 стал первым поршневым вертолетом мира, совершившим кругосветный перелет. В 2002 г. R-44 Raven стал первым поршневым вертолетом, приземлившимся на Северном полюсе. Эти достижения явились подтверждением надежности и безопасности вертолетов R-44. Триумф Robinson Helicopters Выдающиеся ЛТХ R-44 уровня легких газотурбинных вертолетов, в три раза меньшая цена (R-44 - $250 тыс.; Bell 206BIII - $750 тыс.; середина 1990-х гг.) и в два раза меньшие прямые эксплуатационные расходы (R-44 - $105; Bell 206BIII - $190) сделали свое дело. К концу 1990-х гг. стал приходить в упадок рынок 5-местных газотурбинных вертолетов: некогда успешных Bell 206, Hughes 500 и нового европейского Eurocpter EC 120. С середины 1990-х гг. фирма Robinson становится крупнейшим производителем вертолетов в мире. В июне 2000 г. фирма Robinson выпустила свой 4000-й вертолет, в апреле 2005 г. – 6000-й. На сегодня выпущено более 7000 вертолетов Robinson. В 2005 г. фирма Robinson установила абсолютный рекорд продаж за всю историю гражданского вертолетостроения - 806 вертолетов R-22 и R-44. Более вместительный R-44 постепенно обошел по продажам своего предшественника R-22. За 2006 г. было выпущено 652 R-44, что составляет более половины всех выпущенных легких (1-7-местных) вертолетов мира (более подробно – см. статью «Легкие вертолеты» в номере «ВИ» за март 2007 г., на сайте www.helicopter.su). Говоря об успехе вертолетов Robinson, следует иметь в виду, что бум вертолета R-44 приходится на время взлета цен на нефть. Если на момент выхода R-44 на рынок (начало 1990-х гг.) доля стоимости топлива в прямых эксплуатационных расходах легких вертолетов составляла примерно 15% , то в 2000-х гг. она достигла 30%. Поршневой двигатель обеспечивает 25-30% преимущество в расходе топлива на крейсерском режиме перед газотурбинным двигателем. Поэтому в значительной мере успеху R-44 способствовала коньюктура цен на нефть. В другой ситуации R-44 возможно и не достиг бы такого успеха, а газотурбинные Bell 206, Hughes 500, ЕС 120 так легко не уступили бы ему рынок. Ключ к успеху Как это не удивительно, но уровень техники вертолетов Robinson соответствует 1940-50-м гг. Конструктивно R-22 и R-44 во многом повторяют успешный (выпущено около 7000 экз.) в прошлом вертолет Bell 47 (1945 г) - двухлопастный несущий и рулевой винты на общем горизонтальном шарнире, ферменная конструкция фюзеляжа, полозковое шасси, кабина с обширным остеклением. Во втулке несущего винта использованы подшипников качения, а в лопасти несущего винта – стальной лонжерон с наконечником. Для силовой установки Ф.Робинсон выбрал поршневые двигатели разработки 1950-х гг. – Lycoming O-320/360/540, с уровнем техники 1930-х гг. Эти двигатели устанавливались и на Bell 47. Конечно, на вертолетах Robinson есть и оригинальные конструктивные решения. Это втулка несущего винта с тремя ГШ, необычная Т-образная ручка циклического шага, высокий вал несущего винта, заключенный в килевидный обтекатель и др. Успех программ R-22 и R-44 можно объяснить талантами Ф.Робинсона как прагматичного инженера, здравомыслящего экономиста и менеджера. Вертолеты R-22 и R-44 отличают: высокая весовая культура; простота технических решений; выбор недорогих конструкционных материалов, конструктивных решений и технологий. Рекордные продажи R-22 и R-44 демонстрирует знание Ф.Робинсоном рынка, ясное понимание нужд эксплуатанта и потребителя вертолетных услуг. Вертолеты Robinson максимально просты в эксплуатации. Уровень обслуживания между регламентами – на уровне обслуживания автомобиля. Достигнутые значения межремонтных ресурсов агрегатов вертолетов Robinson - 2200 часов – беспрецендентны для своего класса. Для обеспечения такого ресурса поршневому двигателю Robinson Helicopters использует переразмеренный двигатель с ограниченной мощностью. Так на R-44 установлен Lycoming O-540 (260 л.с.) с ограничением мощности 225 л.с. Оборудование вертолетов Robinson хорошо продумано. На вертолетах установлен автомат поддержания оборотов несущего винта, управляемый контроллером (наподобие электронного блока FADEC газотурбинных двигателей), значительно разгружающий летчика в полете. После появления нареканий по нагрузкам и вибрациям на ручке циклического шага на R-44 был установлен гидроусилитель (R-44 Raven). Вертолеты оборудованы электрической системой запуска двигателя, имеют печку обогрева салона. По желанию заказчика вертолет R-44 может быть оборудован кондиционером. Удержание цен своих вертолетов на предельно низком уровне в своем классе говорит о незаурядных способностях Ф.Робинсона как менеджера и руководителя фирмы. Более 10 лет цена вертолета R-44 в базовой комплектации не превышала $300 тыс. и только в последнее время поднялась выше. Это свидетельствует о низкой себестоимости производимой техники, высокой производительности труда и минимальных накладных расходах. Для сравнения, при проведении оценки возможности производства отечественного 4-местного поршневого вертолета-аналога, расчетная себестоимость его производства превысила $500 тыс. при том, что зарплата основных производственных рабочих в России примерно в 10 раз меньше, чем в Америке. Численность всех работников фирмы Robinson Helicopters к началу серийного производства R-44 (конец 1992 г.) составляла 420 чел., к концу 1990-х - 800 чел. и на сегодняшний день - 1200 чел. Борьба за безопасность Придуманный Артуром Янгом (Arthur Young) двухлопастный несущий винт на общем горизонтальном шарнире (Bell 47/204/206,…, R-22, R-44) является весьма привлекательным для конструкторов. Это самый простой и недорогой вертолетный винт. Однако такому винту присущ один серьезный недостаток. При снижении вертикальной перегрузки ниже единицы винт может войти в режим «mast bumping» - ударов винта по ограничителю взмаха на валу несущего винта, вплоть до разрушения вала. Чтобы попасть в режим пониженной перегрузки достаточно толкнуть ручку ЦШ вперед или попасть в нисходящий поток в горизонтальном полете. Проблемы с относительно высокими показателями аварийности R-22 из-за «mast bumping» и ударов несущего винта по хвостовой балке при потере его оборотов, поставили Robinson Helicopters в сложное положение. В начале 1990-х гг. дело дошло до приостановки эксплуатации R-22, серьезных разбирательств с Федеральным авиационным агенством (FAA) и Национальной службой безопасности на транспорте (NTSB). Компания преодолела этот сложный этап, уделив повышенное внимание вопросам безопасности. На Robinson Helicopters были открыты курсы безопасности полетов на вертолетах Robinson. На вертолете R-44 был увеличен момент инерции несущего винта за счет установки грузов в концевой части лопасти. На американской выставке Heli-Expo 2006 Ф.Робинсон предложил для рынка обучения ориентироваться в большей степени на R-44 как более безопасный вертолет, чем R-22. Подкрепляя слова делом, Robinson Helicopters заметно подняла цену на R-22 ($220 тыс., 2007 г.), удерживая при этом цену на R-44. Рынок отреагировал быстро – за 2006 г. было продано только 97 R-22. Так как вертолеты R-22 и R-44 имеют однодвигательную силовую установку, то получаемые от Lycoming двигатели проходят входной контроль и дополнительную обкатку на фирме Robinson, что является серьезным вкладом в обеспечение ресурса двигателя, надежности и безопасности вертолета. На пути в будущее На выставке Heli-Expo 2007 Ф.Робинсон анонсировал проект создания нового 5-местного вертолета R-66 с газотурбинным двигателем Rolls-Royce 300. Инициатива создания вертолета исходит от двигательной компании Rolls-Royce, потерявшей для своих двигателей RR(Allison 250) большой рынок газотурбинных вертолетов Bell 206, Hughes 500 (из-за успеха R-44). Двигатель RR 300 является развитием RR 250 в сторону снижения мощности (300 л.с. – RR 300, против 420-715 л.с. – RR 250) и главное – цены. Переговоры шли не один год, так как Ф.Робинсон советовал Rolls-Royce сделать предложение цены, от которого он не смог бы отказаться. Осторожный Ф.Робинсон сообщил, что появление вертолета не стоит ожидать раньше, чем через 3-5 лет. За последние два года Robinson Helicopters поставила 806 и 749 вертолетов соответственно и пришла к выводу, что объемы продаж вертолетов достигают своего пика. Для поддержания и увеличения рынка необходимо активизировать применение вертолетов. Одним из сдерживающих факторов роста применения вертолетов является ограниченное количество вертолетных площадок. Robinson Helicopters разработала простые и удобные Helipad – сборные площадки для легких вертолетов, которые можно разместить на лужайке возле дома, на крыше зданий и т.д. Хорошо заметные с воздуха, они могут быть установлены в выверенных местах, позволяющих реализовать безопасные траектории подхода к и ухода вертолета от площадки. Полет Robinson Helicopters продолжается …

jets.ru