Включение реверсивного магнитного пускателя: схема и принцип работы. Сборка реверсивного двигателя


Как сделать реверс на трехфазном двигателе

Схема реверса трехфазного двигателя

  1. Общая схема реверса электродвигателей
  2. Схема реверса трехфазного двигателя и кнопочного поста
  3. Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети
  4. Видео

Трехфазные электродвигатели широко используются на многих объектах. В силу специфических условий эксплуатации, довольно часто возникает необходимость изменения направления вращения вала того или иного агрегата. Для этих целей лучше всего подходит стандартная схема реверса трехфазного двигателя, применяемая для открытия и закрытия гаражных ворот, обеспечения работы лифтов, погрузчиков, кран-балок и другого оборудования.

Общая схема реверса электродвигателей

В промышленности и сельском хозяйстве нашли широкое применение различные типы трехфазных асинхронных электродвигателей. Они устанавливаются в электроприводах оборудования, служат составной частью автоматических устройств. Трехфазные агрегаты завоевали популярность, благодаря высокой надежности, простому обслуживанию и ремонту, возможности работы напрямую от сети переменного тока.

Специфика работы устройств, работающих с электродвигателями, предполагает необходимость изменения направления вращения вала, называемого реверсом. Для таких ситуаций разработаны специальные схемы, в состав которых включены дополнительные электрические приборы. Прежде всего, это вводный автомат, имеющий соответствующие параметры, контакторы (2 шт.), тепловое реле и элементы управления в виде трех кнопок, объединенных в общий кнопочный пост.

Для того чтобы вал начал вращаться в противоположную сторону, необходимо изменить расположение фаз подаваемого напряжения. Необходим постоянный контроль над значением напряжения, поступающего на электродвигатель и катушки контакторов. Непосредственное выполнение реверса в трехфазном двигателе осуществляется контакторами (КМ) № 1 и № 2. При срабатывании контактора № 1, фазы поступающего напряжения будут располагаться иначе, нежели при срабатывании контактора № 2.

Для управления катушками обоих контакторов предусмотрены три кнопки – ВПЕРЕД, НАЗАД и СТОП. Они обеспечивают питание катушек в зависимости от расположения фаз. Порядок включения контакторов влияет на замыкание электрической цепи таким образом, что вращение вала двигателя в каждом случае происходит строго в определенную сторону. Кнопку НАЗАД необходимо только нажать, но не удерживать, так как она сама оказывается в нужном положении под действием самоподхвата.

На всех трех кнопках установлена блокировка, предотвращающая их одновременное включение. Несоблюдение этого условия может привести к возникновению в электрической цепи короткого замыкания и выходу из строя оборудования. Для блокировки кнопок используется специальный блок-контакт, расположенный в соответствующем контакторе.

Схема реверса трехфазного двигателя и кнопочного поста

В каждой системе, обеспечивающей реверс трехфазного электродвигателя, имеются специфические кнопочные контакты, объединенные в общий кнопочный пост. Работа этой системы тесно связана с функционированием остальных элементов схемы.

Всем известно, что включение контактора магнитного пускателя осуществляется с помощью управляющего импульса, поступающего после нажатия на пусковую кнопку. Данная кнопка в первую очередь обеспечивает подачу напряжения на катушку управления.

Включенное состояние контактора удерживается и сохраняется, благодаря принципу самоподхвата. Он заключается в параллельном подключении (шунтировании) к пусковой кнопке вспомогательного контакта, обеспечивающего подачу напряжения на катушку. В связи с этим уже нет необходимости удерживать кнопку ПУСК в нажатом состоянии. Таким образом, магнитный пускатель может отключиться только после разрыва цепи катушки управления, поэтому в схеме необходима кнопка с размыкающим контактом. В связи этим, кнопки управления, объединенные в кнопочный пост, оборудуются двумя парами контактов – нормально открытыми (NO) и нормально закрытыми (NC).

Все кнопки выполнены в универсальном варианте для того, чтобы обеспечить моментальный реверс электродвигателя, если в этом возникнет срочная необходимость. Отключающая кнопка, в соответствии с общепринятыми нормами, имеет название СТОП и маркируется красным цветом. Кнопка включения известна как стартовая или пусковая, поэтому она именуется по-разному с помощью слов ПУСК, ВПЕРЕД или НАЗАД.

В некоторых случаях кнопочный пост может использоваться в нереверсивной схеме работы электродвигателя, когда его вал вращается лишь в одном направлении. Запуск производится кнопкой пуск, а остановка произойдет через определенный промежуток времени после нажатия кнопки СТОП, когда вал преодолеет инерцию. Подключение такой схемы может быть выполнено в двух вариантах, с помощью катушек управления на 220 и 380 вольт.

Во всех случаях перед подключением кнопочного поста составляется схема его монтажа. В первую очередь выполняется подключение контактора, при отсутствии напряжения на входном кабеле. Для непосредственного управления напряжение может сниматься с любой фазы, какая будет наиболее удобна для использования. Проводник, соединяемый с кнопкой СТОП, подключается совместно с проводом фазы к соответствующей клемме контактора. Во избежание путаницы, нормально разомкнутые контакты маркируются цифрами 1 и 2, а нормально замкнутые – цифрами 3 и 4.

По завершении монтажа в кнопочном посте устанавливается перемычка, затем подключается провод, соединяющий клемму 1 кнопки ПУСК и вывод катушки управления контактора.

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Довольно часто трехфазные электродвигатели используются в бытовых условиях и включаются в однофазную сеть. Для таких случаев предусмотрена специальная схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети. Принцип действия такой системы очень простой: для выполнения реверса используются конденсаторы, питание которых переключается между полюсами питающего напряжения. Управление схемой осуществляется кнопкой.

Поскольку питающее напряжение составляет 220 В, соединение обмоток двигателя будет выполнено звездой, а на клеммник подведено три вывода. На кнопке управления между клеммами устанавливается перемычка, после чего к одной из них подключается вывод конденсатора. Второй вывод конденсатора подключается к обмотке электродвигателя, не соединенной с сетью.

Затем переключатель соединяется с двигателем, затем подводится питающее напряжение. Готовую систему нужно включить и проверить работу реверса.

Схема реверса трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Март 16th, 2014 Рубрика: Электродвигатели. Электрооборудование

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Несколько дней назад от одного из читателей сайта я получил письмо с просьбой подробно рассказать о том, как осуществить реверс трехфазного асинхронного двигателя 380/220 (В), подключенного в однофазную сеть 220 (В).

Действительно, я как то упустил этот момент из виду и про реверс совсем забыл. Дело в том, что у меня уже имеется статья, где я рассказывал про выбор емкости рабочих и пусковых конденсаторов, собирал схему подключения трехфазного двигателя в однофазную сеть 220 (В) и даже снял видео на конкретном примере.

А сейчас вернемся к реверсу. Мудрить сложную схему я не буду, а покажу самый простой и самый распространенный вариант с помощью кнопки управления КУ-110111. Эту кнопку еще называют кнопочным выключателем или переключателем.

Вот так она выглядит.

Суть в том, что нам нужно две пары контактов: нормально-разомкнутый и нормально-замкнутый. И самое главное, чтобы управление этими контактами было фиксированным.

Вот как раз таки в этой кнопке имеется две пары контактов:

  • (1-2) — нормально-разомкнутый
  • (3-4) — нормально-замкнутый

В нашем случае управление контактами осуществляется с помощью рукоятки-переключателя, которая имеет два положения.

Когда переключатель установлен (зафиксирован) в вертикальном положении, то его контакт (1-2) разомкнут, а (3-4) замкнут. И наоборот, когда переключатель находится в горизонтальном положении (поворот рукоятки на 90° по часовой стрелке), то его контакт (1-2) замкнут, а (3-4) — разомкнут.

Номинальный ток контактных пар составляет 10 (А). На это стоит обращать внимание, т.к. при выборе кнопки с заниженным номинальным током контакты могут выгореть.

Вместо кнопки управления КУ-110111 можно использовать тумблеры, ключи управления, кнопки с фиксацией положения и т.п.

Например, для реверса двигателей мощностью до 0,4 (кВт) можно применять тумблер ТВ1-2. У него имеется 4 контактные группы: 2 нормально-разомкнутые и 2 нормально-замкнутые. Номинальный ток контактов составляет 5 (А).

Реверс асинхронного трехфазного двигателя, подключенного в однофазную сеть

Все просто. Реверс осуществляется путем переключения питания конденсаторов с одного полюса питающего напряжения на другой. Это как раз и осуществляется с помощью кнопки управления. На схеме она показана в красном прямоугольнике.

В качестве примера рассмотрим уже известный нам трехфазный двигатель АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт) напряжением 220/127 (В). Для его запуска необходим рабочий конденсатор емкостью не ниже 25 (мкФ). Я использовал конденсатор чуть меньшей емкости — МБГО-1, 20 (мкФ), напряжение 500 (В).

В моем примере взят двигатель напряжением — 220/127 (В). Т.к. питающая сеть у нас 220 (В), то его обмотки должны быть соединены в звезду. Звезда уже собрана внутри этого двигателя и на клеммник выведено всего 3 вывода.

Сначала я устанавливаю на кнопке управления перемычку между клеммами (2) и (3). Затем к клемме (2) подключаю один вывод конденсатора.

Второй вывод конденсатора подключаю на обмотку электродвигателя, которая не соединена с сетью, т.е. по схеме это вывод С1 (U1).

Теперь нужно соединить переключатель с двигателем. Для этого клемму (1) я соединяю с выводом двигателя С3 (W1), а клемму (4) — с С2 (V1).

Если на Вашем двигателе отсутствует маркировка выводов обмоток, то ее можно найти самостоятельно — вот Вам в помощь моя статья об определении начала и конца обмоток электродвигателя .

Питающее напряжение 220 (В) подводим к С2 (V1) и С3 (W1). Пробуем включать двигатель и проверяем реверс.

Работу реверса смотрите в видеоролике:

P.S. На этом, пожалуй, все. Если у Вас возникли вопросы по материалу статьи, то пишите их в комментариях или мне на почту. Спасибо за внимание.

Реверс асинхронного двигателя

Опубликовано Апрель 21, 2015

Так вышло, что трех фазные асинхронные электродвигатели, а так же их реверс стали самой распространенной электрической машиной.

В зависимости от механизма, который приводится во вращение этим электродвигателем, может возникнуть необходимость в изменении направления вращения механизмов, а, следовательно, и вала двигателя, в нашем случаи трех фазного асинхронного электродвигателя.

Все наверняка известна вот эта схема:

Теоретически, для изменения направления вращения вала ( реверса ) электродвигателя необходимо всего на всего поменять местами две фазы. Стоит отметить, что не имеет значения какие фазы мы будим менять, но на будущее принято менять две крайние фазы, то есть фазу « А » с фазой « В ».

Для выполнения таких манипуляций с электродвигателем, выше предоставленной схеме необходимо видоизменить – переделать, доработать. Для этого понадобится еще один магнитный пускатель, или же контактор (зависит от мощности), а также кнопочная станция, состоящая из трех кнопок, или же три кнопочных контакта два нормально разомкнутых (замыкающих), и один нормально разомкнутый.

Эта схема будит выглядеть следующим образом. Реверс.

Для наглядности каждая фаза выделена своим цветом: желтым фаза «А», зеленым фаза «В» и красным фаза «С», синим цветом выделена цепь управления. Так же линии, окрашенные в черный цвет, не находятся под напряжением.

Как вы уже заметили это схема реверса существенно не отличается от простой схемы пуска асинхронного двигателя. Все изменения сводятся к магнитному пускателю КМ2. нормально разомкнутому контакту кнопки SB2. Стоит отметить и наличие электрической блокировки, которая выражается блок контактами магнитных пускателей, включенных в цепь управления.

Как и элементарная схема пуска асинхронного двигателя, схема этого же двигателя состоит из следующих элементов (устройств):

  • Вводной автомат АВ1 – через него подается трехфазное напряжение силовой цепи и цепи управления;
  • Два магнитных пускателя КМ1 и КМ2 через силовые контакты которых, подается питание на статор. Их блок контакты включены в цепь управления для выполнения подхвата и электрической блокировки. Катушки этих пускателей также включены в цепь управления. Нужно сказать, что каждый из магнитных пускателей отвечает за определенное вращение ротора. Например, питание подаётся через магнитный пускатель КМ1. то вал электродвигателя будит вращаться по часовой стрелке (вперед), если же питание подаётся через силовые контакты магнитного пускателя КМ2. то вал асинхронного двигателя будит вращаться против часовой стрелки (назад).

В данной схеме используются катушки магнитных пускателей, рассчитанные на линейное напряжение 380В. Если же катушки магнитных пускателей были рассчитаны на фазное напряжение сети 220В, то схема выглядела следующим образом:

revers dvigatela katuschka 220 volt

  • Тепловое реле КК – биметаллические пластины, которого включены последовательно в цепь статора, а блок контакт вцепи управления. Служит для защиты от перегрузки.
  • Двухполюсный автомат АВ2 – подает питание в цепь управления. Также совместно с автоматом или без него может устанавливаться ключ бирка.
  • Нормально разомкнутые контакты SB1 и SB2 – это кнопки пуск, каждая из которых соответствует направлению вращения вала электродвигателя (вперед и назад).
  • Нормально замкнутый контакт SB3 – кнопка стоп.
  • Ну и сам трех фазный асинхронный двигатель Д ;

Для того, чтобы привести схему в готовность к пуску, необходимо включить вводной автомат АВ1 и автомат в цепи управления АВ2.

В таком состоянии схема реверса асинхронного двигателя готова к пуску. При этом напряжение в силовой цепи подается через вводный автоматический выключатель АВ1 на верхние губки магнитных пускателей КМ1 и КМ2. а в цепи управления, через автомат АВ2. через нормально замкнутый контакт кнопки SB3 подаётся напряжение на нормально разомкнутые контакты кнопок SB1 и SB2. а также на нормально разомкнутые блок контакты магнитных пускателей КМ1 и КМ2.

Для запуска необходимо нажать одну из кнопок пуск SB1 или SB2 (допустим была нажата кнопка SB1).

После замыкания контакта кнопки SB1. напряжение через замкнутый блок контакт блокировки магнитного пускателя КМ2, через катушку магнитного пускателя КМ1. через блок контакт КК. через автоматы АВ2 и АВ1 выйдет на фазу «С». Образуется замкнутая цепь, по которой начнет протекать переменный ток. Проходя через катушку магнитного пускателя КМ1, она образует магнитное поле, которое втянет якорь магнитного пускателя КМ1. при этом его силовые контакты замкнутся, вследствие чего асинхронный электродвигатель получит питание, по его обмоткам начнет протекать ток, и он запустится, ротор будит вращаться. При срабатывании магнитного пускателя, его разомкнутый контакт в цепи управления замкнется, он шунтирует кнопку SB1. то есть ток будит протекать параллельно пусковой кнопки, так что при отпускании пусковой кнопки машина не остановится не остановится. Так же в цепи пусковой кнопки SB2 разомкнется блок контакт магнитного пускателя КМ1. этим исключит возможность срабатывания второго магнитного пускателя КМ2. что вызовет межфазное короткое замыкание. Все перечисленное происходило при нажатии кнопки «Пуск», замыкания контакта SB1.

Чтобы остановить двигатель, необходимо нажать кнопку «Стоп», то есть разомкнуть контакт кнопки SB3.

Вследствие чего цепь, в которую включены катушки будит разомкнута, электрический ток не будит по ним протекать. Магнитный пускатель разомкнет свои силовые контакты, из-за чего двигатель потеряет питание и остановится. При этом нормально разомкнутый блок контакт КМ1 (подхват) разомкнется, это приведет к тому, что при возврате кнопки SB3 двигатель не запуститься снова. Так же нормально замкнутый блок контакт электрической блокировки КМ1 в цепи катушки магнитного пускателя КМ2 замкнется, обеспечивая возможность включения обратного хода. Схема вернется в состояние готовности очередному пуску двигателя.

Если же мы замкнем контакт SB2. произойдут те же действия что и при замыкании контакта SB1. но с другим магнитным пускателем КМ2. и направление вращения вала асинхронного двигателя будит обратным. Мы видим, что магнитный пускатель КМ2 включен в цепи так, что фазы «А» и «С» поменяны местами, это и гарантирует изменение направления вращения вала. Для остановки необходимо так же разомкнуть контакт кнопки SB3.

Эта схема сложнее схемы обычного пуска асинхронного двигателя. я посоветую для начала разобраться в более легкой, а затем приступать к этой.

Главной особенностью данной схемы управления двигателем является — минимум сложных манипуляций.

2 комментария: Реверс асинхронного двигателя

Источники: http://electric-220.ru/news/skhema_reversa_trekhfaznogo_dvigatelja/2016-10-24-1095, http://zametkielectrika.ru/sxema-reversa-trexfaznogo-dvigatelya-podklyuchennogo-v-odnofaznuyu-set/, http://white-santa.ru/revers_dvigatela/

electricremont.ru

Реверс электродвигателя - ElectrikTop.ru

Для электродвигателя режим работы с периодическим изменением направления вращения (реверсирование) является наиболее благоприятным. По той причине, что ликвидируется паразитное намагничивание, вызывающее перегрев и потерю мощности электрической машиной. Кроме того, схемы реверсивного пуска намного проще, чем механические трансмиссии, состоящие из системы зубчатых шестерней. Наибольшее число вопросов вызывает способ изменения направления вращения двигателей переменного тока, ведь изменить полярность питающего напряжения невозможно. В этой статье мы представим вам основные схемные решения для запуска асинхронных и коллекторных электродвигателей, в которых предусмотрена возможность их реверсирования.

Реверс трехфазных асинхронных машин

Направление движения вращающегося магнитного поля асинхронных электродвигателей зависит от порядка подачи фаз, независимо от того как соединены его статорные обмотки – звездой или треугольником. Например, если фазы A, B, C подать на входные клеммы 1, 2 и 3 соответственно, то вращение пойдет (предположим) по часовой стрелке, а если на клеммы 2, 1, и 3, то против нее. Схема подключения через магнитный пускатель избавит вас от необходимости откручивать гайки в клеммной коробке и производить физическую перестановку проводов.

Трехфазные асинхронные машины на 380 вольт принято подключать магнитным пускателем, в котором три контакта находятся на одной раме и замыкаются одновременно, подчиняясь действию так называемой втягивающей катушки – магнитного соленоида, работающего как от 380, так и от 220 вольт. Это избавляет оператора от близкого контакта с токоведущими частями, что при токах свыше 20 ампер может быть небезопасно.

Для реверсивного пуска используется пара пускателей. Клеммы питающего напряжения на входе соединяются по прямой схеме: 1–1, 2–2, 3–3. А на выходе встречно: 4–5, 5–4, 6–6. Чтобы избежать короткого замыкания при случайном одновременном нажатии двух кнопок «Пуск» на пульте управления, напряжение на втягивающие катушки подается через дополнительные контакты противоположных пускателей. Так, чтобы при замкнутой основной группе контактов линия, которая идет на соленоид соседнего прибора, была разомкнута.

На пульте управления устанавливается трехкнопочный пост с однопозиционными – одно действие за одно нажатие – кнопками: одна «Стоп» и две «Пуск». Разводка проводов в нем следующая:

  • один фазный провод подается на кнопку «Стоп» (она всегда нормально замкнута) и перемычками с нее на кнопки «Пуск», которые всегда нормально разомкнуты.
  • С кнопки «Стоп» два провода на дополнительные контакты пускателей, которые при их срабатывании замыкаются. Так обеспечивается блокировка.
  • С кнопок «Пуск» перекрестно по одному проводу на дополнительные контакты пускателей, которые при их срабатывании размыкаются.

Подробнее о схемах подключения магнитных пускателей для  трехфазных электродвигателей читайте здесь.

Реверс однофазных синхронных машин

Для запуска этим моторам необходима вторая обмотка на статоре, в цепь которой включен фазосдвигающий элемент, обычно бумажный конденсатор. Реверсировать можно только те, у которых обе статорных обмотки равнозначны – по диаметру провода, числу витков, а также при условии, что одна из них не отключается после набора оборотов.

Суть схемы реверсирования в том, что фазосдвигающий конденсатор будет подключаться то к одной из обмоток, то к другой. Для примера рассмотрим асинхронный однофазный двигатель АИРЕ 80С2 мощностью 2,2 кВт.

В его клеммной коробке шесть резьбовых выводов, обозначенных литерами с цифрами W2 и W1, U1 и U2, V1 и V2. Чтобы двигатель вращался по часовой стрелке, коммутация производится следующим образом:

  • Сетевое напряжение подается на клеммы W2 и V1.
  • Концы одной обмотки соединяются с клеммами U1 и U2. Чтобы ее запитать, они соединяются перемычками по схеме U1–W2 и U2–V1.
  • Концы второй обмотки подключают к клеммам W2 и V2.
  • Фазосдвигающий конденсатор подключают к клеммам V1 и V2.
  • Клемма W1 остается свободной.

Чтобы вращение происходило против часовой стрелки, изменяют положение перемычек, они ставятся по схеме W2–U2 и U1– W1. Схема автоматического реверса строится так же на двух магнитных пускателях и трех кнопках – двух нормально разомкнутых «Пуск» и одной нормально замкнутой «Стоп».

Реверс коллекторных двигателей

Схема включения его обмоток аналогична той, что используется в двигателях постоянного тока с последовательным возбуждением. Одна токоснимающая щетка коллектора подключается к обмотке статора, а питающее напряжение подается на другую щетку и второй вывод статорной обмотки.

При изменении положения штепсельной вилки в розетке происходит одновременная переполюсовка магнитов ротора и статора. Поэтому направление вращения не изменяется. Так же, как это происходит в двигателе постоянного тока при одновременном изменении полярности питающего напряжения на обмотке возбуждения и якоря. Изменить порядок следования фаза – ноль надо только в одном элементе электрической машины – коллекторе, который обеспечивает не только пространственное, но электрическое разделение проводников – обмотки якоря изолированы друг от друга. На практике это выполняется двумя способами:

  1. Физической переменой места установки щеток. Это нерационально, поскольку связано с необходимостью внесения изменений в конструкцию устройства. Кроме того, приводит к преждевременному выходу щеток из строя, поскольку форма выработки на их рабочем конце не совпадает с формой поверхности коллектора.
  2. Изменением положения перемычки между щеточным узлом и обмоткой возбуждения в клеммной коробке, а также точки подключения сетевого провода. Можно реализовать с помощью одного многопозиционного выключателя или двух магнитных пускателей.

Не забудьте, что все работы по перестановке перемычек в клеммной коробке или подключению схемы реверсирования должны проводиться при полностью снятом напряжении.

electriktop.ru

5. Сборка схемы, пуск, реверс и отключение двигателя

5.1. Рабочая схема

В качестве лабораторной установки используется переносная изоляционная панель с набором необходимых элементов. На нее уста­навливают также изучаемый двигатель. Панель располагают на столе стационарного лабораторного стенда.

Вначале подберите оборудование для разработанной схемы вклю­чения двигателя согласно заданию. Используйте элементы переносной изоляционной панели, а также источник UЗ трехфазного переменного напряжения 220 В, вольтметр pV3, амперметр рА5 с переключателями пределов измерения SА8 и SА9 стационарного стенда. Источника 380 В в лаборатории нет, поэтому придется довольствоваться источником 220 В даже для двигателя с напряжением 380 В, тем более что для данной лабораторной работы это не имеет существенного значения.

Проверяйте соответствие допустимых значений напряжения и тока используемых элементов номинальным данным двигателя, указанным на его табличке. На разработанной ранее принципиальной схеме прос­тавьте конкретное буквенно-цифровое обозначение элементов в соот­ветствии с подобранным оборудованием стенда и покажите преподава­телю. Схему собирайте доброкачественными проводниками с наконечни­ками, обеспечивайте хороший электрический контакт в местах присое­динения.

5.2. Основные правила работы с двигателем

1. Запрещается включать двигатель, если у него несвободно проворачивается рукой вал, и при наличии видимых повреждений изоля­ции токоведущих частей или их замыкании между собой или на корпус двигателя.

2. При работе двигателя нельзя прикасаться к вращающимся час­тям и элементам, находящимся под напряжением.

3. На время каждого пуска и реверса следует переключать ам­перметр на больший предел измерения, так как возникает всплеск то­ка в 4 - 7,5 раза больше номинального тока.

4. Нельзя часто запускать и реверсировать двигатель. Выдержи­вайте интервалы не менее 5 мин (для исследуемого двигателя).

5.3. Программа экспериментов

1. Прямой пуск двигателя при полном напряжении сети, опреде­ление всплеска тока в обмотке статора и времени пуска (достижения установившейся частоты вращения).

2. Реверс двигателя из неподвижного состояния и с ходу, опре­деление всплеска тока и времени реверса с ходу.

3. Отключение двигателя и определение времени выбега (оста­новки без торможения).

Время переходных процессов достаточно оценить приблизительно по секундному отсчету часов, а всплеск тока - по наибольшему отк­лонению стрелки амперметра в цепи обмотки статора.

5.4. Выполнение экспериментов

Установите переключатель SА19 в положение UЗ, а остальные - в нулевое положение. Кроме того, установите рукоятки регуляторов стационарногостенда в положения (Ua) - > min , (Uв1) - > max , (Хнг) - > max.

Обсудите последовательность операций для пуска, реверса и отключения двигателя в соответствии с программой работы. Далее пригласите к стенду преподавателя, чтобы он проверил собранную схему, знание правил работы с двигателем и выполнения эксперимен­тов, а также разрешил включить схему под напряжение. После этого включите стационарный стенд автоматическим выключателем QF. Сразу же включится источник. Можно приступать к выполнению эксперимен­тов, помня основные правила работы с двигателем.

В отчет запишите конкретную программу экспериментов и кратко опишите:

- последовательность пусковых операций (что делается для то­го, чтобы двигатель включился и разогнался до нормальной частоты вращения) , измеренные значения всплеска тока и времени пуска;

- особенности выполнения реверса из неподвижного состояния по сравнению с ранее описанным пуском;

- как выключить двигатель и приблизительное значение времени его остановки без торможения (выбега).

studfiles.net

Сборка схемы реверсивного управления асинхронным двигателем с помощью коммутационного переключателя.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Цель работы:1.Приобрести навыксобирать схемы для реверсивного управления асинхронным двигателем с помощью коммутационного переключателя. 2. Повторить и закрепить вопросы теории.

Приборы и инструмент:

Обозначение Наименование
Ml Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
QF1 Автоматический трехполюсный выключатель
SFl Автоматический однополюсный выключатель
КМ1.КМ2 Контактор
КК1 Электротепловое реле
SA1 Коммутационный переключатель
HLR1,HLR2, HLG1 Лампа индикаторная
PV1 Вольтметр
PA1 Амперметр

Порядок проведения работы:

· Установите коммутационный переключатель SA1 в положение «СТОП».

· Соедините аппаратуру в соответствии со схемой.

· Включите выключатели QF1 и SF1.

· Подайте электропитание. Загорится зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»).

· Переведите переключатель SA1 в положение «ВПЕРЕД». Произойдет пуск двигателя Ml и загорится красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»).Запишите показания приборов. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет.

· Переведите переключатель SA1 в положение «СТОП». Двигатель Ml отключится и готов к пуску. Горит зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.

· Переведите переключатель SA1 в положение «НАЗАД». Произойдет пуск двигателя Ml в обратном направлении и загорится красная лампа HLR2 («НАЗАД»). Запишите показания приборов. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет.

· Переведите переключатель SA1 в положение «СТОП». Двигатель Ml отключится и готов к очередному пуску, загорится зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR2 («НАЗАД») погаснет.

· Отключите электропитание.

 

Опыт Uл, В I ф, А
     
     

 

Содержание отчета.

§ Начертите электрическую схему.

§ Сделать вывод о проделанной работе.

Контрольные вопросы.

  1. Классификация ремонтов.
  2. Принцип работы схемы

 

9. Лабораторная работа № 9.

“Сборка схемы реверсивного управления асинхронным двигателем с помощью микропроцессорного монитора тока”.

Цель работы:1.Собрать схему управления. 2. Повторить и закрепить вопросы теории.

Оборудование и приборы:

Обозначение Наименование
Ml Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
QFl Автоматический трехполюсный выключатель
SF1 Автоматический однополюсный выключатель
КМ1.КМ2 Контактор
А1...АЗ Датчик тока
А4 Микропроцессорный монитор тока двигателя
PV1 Вольтметр
PA1 Амперметр

Порядок проведения работы:

• Соедините аппаратуру в соответствии со схемой.

• Включите выключатели QF1 и SF1. Подайте электропитание.

• На мониторе тока двигателя А4 (далее - мониторе) высветится надпись «А.000», означающая увеличенное в 100 раз текущее (равно нулю) значение тока в фазе «А» двигателя Ml и светодиод около надписи «СТОП».

• Проверьте, что в мониторе А4 заданы следующие значения параметров: токи I1 = 0,42 А (во всех фазах), I2 = 50%, I3 = 70% и времена t0 = 10 с, t1 = 3 с, t2 = 5 с, t3 = 5 с. Восстановите их или измените на желаемые значения этих параметров.

• Нажмите и отпустите кнопку « » на мониторе А4. Загорится светодиод около надписи «ВПЕРЕД».

• Нажмите и отпустите кнопку « » на мониторе А4. Произойдет пуск двигателя Ml. Приборы укажут напряжение и ток двигателя Ml. На мониторе А4 высветится увеличенное в 100 раз текущее значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Для наблюдения значения тока в другой фазе нажмите и отпустите кнопку « ».

• Нажимая кнопку « » загорится светодиод около надписи «НАЗАД».

• Нажмите и отпустите кнопку « » на мониторе А4. Через время t0 = 10 с произойдет пуск двигателя Ml в обратном направлении. Приборы укажут напряжение и ток двигателя Ml. На мониторе А4 высветится увеличенное в 100 раз текущее значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Для наблюдения значения тока в другой фазе нажмите и отпустите кнопку « ».

• Нажимая кнопку « » загорится светодиод около надписи «СТОП».

• Осуществите останов двигателя Ml нажатием на кнопку « » монитора А4.

• Отключите выключатели QF1 и SF1.

• По завершении эксперимента отключите электропитания.

Опыт Uл, В I ф, А
     
     

Содержание отчёта:

§ Электрическая принципиальная схема лабораторной работы.

§ Вывод по результатам произведённых работ.

Контрольные вопросы:

  1. Монтаж машин малой и средней мощности.
  2. Техническое обслуживание электрических машин: типовой объем работ.

 

10. Лабораторная работа №10.

“Сборка схемы для реверсивного управления асинхронным двигателем с помощью кнопочного поста и микропроцессорного монитора тока”.

Цель работы:1.Собрать схему управления. 2. Повторить и закрепить вопросы теории.

Оборудование и приборы:

Обозначение Наименование
Ml Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором
QF1 Автоматический трехполюсный выключатель
SF1 Автоматический однополюсный выключатель
КМ1.КМ2 Кодтактор
А1...АЗ Датчик тока
А4 Микропроцессорный монитор тока двигателя
SB1...SB3 Кнопка
HLR1,HLR2, HLG1 Лампа индикаторная
PV1 Вольтметр
PA1 Амперметр

Порядок проведения работы:

• Соберите схему и включите выключатели QF1 и SF1.

• Загорится зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). На мониторе тока двигателя А4 (далее - мониторе) высветится значение тока в фазе «А» двигателя Ml и светодиод около надписи «СТОП».

• Проверьте в мониторе А4 заданые значения параметров управления I1 = 0,42 А (во всех фазах), I2 = 50%, I3 = 70% и времена t0 = 10 с, tl = 3 с, t2 = 5 с, t3 = 5 с. Восстановите или измените значения параметров.(См.«Программирование монитора тока двигателя»).

• Нажмите и удерживайте не менее 2 секунд кнопку SB1 («ВПЕРЕД»). Произойдет пуск двигателя Ml, загорится красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД»). Запишите показания приборов. Зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. На мониторе А4 высветится текущее значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Для наблюдения значения тока в другой фазе нажмите и отпустите кнопку « ».

• Нажмите и удерживайте не менее 2 секунд кнопку SB2 («СТОП»). Двигателя Ml остановится и готов к очередному пуску, загорится зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.

• Дважды не менее через t0 = 10 с нажмите кнопку SB2 («НАЗАД»). Двигатель Ml запустится в обратном направлении, загорится красная лампа HLR2 («НАЗАД»). »). Запишите показания приборов. Лампа HLG1 («ГОТОВ») погаснет. На мониторе А4 высветится значение тока двигателя Ml в выбранной фазе. Значения тока в другой фазе - нажатием кнопки « »

• Удерживайте не менее 2 секунд кнопку SB2 («СТОП»). Двигатель Ml отключится, загорится зеленая лампа HLG1 («ГОТОВ»). Красная лампа HLR1 («ВПЕРЕД») погаснет.

• Отключите выключатели QF1 и SF1.

Читайте также:

lektsia.com

Схема и включение реверсивного магнитного пускателя.

 

При необходимости получить два направления вращения вала асинхронного двигателя надо соответствующим образом переключить его обмотки. Двигатели управляются магнитными пускателями. Их потребуется две единицы для управления направлением вращения вала. Один пускатель будет соединять обмотки движка так, что вращение вала будет происходить по часовой стрелке, а другой – в обратную сторону, против часовой стрелки. Каждый из них будет включаться нажатием отдельной кнопки. Для отключения обоих пускателей используется одна общая кнопка. Обычно эти кнопки именуют как «вперёд», «стоп» и «назад».

Каким способом достигается реверс асинхронного двигателя?

Пускатели это отдельные устройства, которые изначально не были предназначены для использования в схеме получения реверса асинхронного двигателя. Чтобы переключение выполнялось без аварий, которые могут привести к поломке оборудования, используются дополнительные элементы и схемотехнические решения. Например, может произойти одновременное срабатывание пускателей из-за нажатия по неосторожности сразу двух кнопок определяющих направление вращения. А поскольку их контакты переключают очерёдность следования фаз электрической сети, при срабатывании обоих пускателей произойдёт замыкание между фазами.

Для предотвращения такого события используются дополнительные контакты, которые связаны со срабатыванием противоположных магнитных пускателей. Поскольку при этом задействована электрическая цепь, эта блокировка называется «электрической». Но для увеличения надёжности применяется дополнительное конструктивное решение, которое механически связано с кнопкой и при её нажатии делает невозможной нажатие на другую кнопку направления вращения. Эта блокировка называется «механической». Кроме защиты от замыканий возможных при управлении пускателями обязательно предусматривается защита тепловыми реле для отключения двигателя при нежелательной нагрузке.

При решении задачи по созданию схемы для реверса асинхронного двигателя можно использовать не только два отдельных магнитных пускателя, но и готовый блок, в котором уже смонтировано всё необходимое для правильной работы.

Схема для реверса асинхронного двигателя с двумя магнитными пускателями

Чтобы выполнить включение реверсивного магнитного пускателя возможно изготовление реверсивной схемы своими руками, так как монтаж всех её элементов выполнить несложно. Не исключено, что для некоторых умельцев по силам будет, в том числе и деталь механической блокировки. В противном случае всегда можно заказать её изготовление заводским способом. Но при аккуратном обращении с кнопками вполне можно исключить эту деталь. Хотя изготовить сдвигаемую шторку, расположенную над кнопками и перекрывающую одну из них по силам каждому.

На схеме видны главные контакты, которыми выполняется реверс двигателя. Обычно их называют «силовыми». Выводы обмоток, которые меняются местами при срабатывании силовых контактов, обозначены разными цветами. Поэтому не составляет труда проследить за конфигурацией соединений которая получится при замыкании контактов КМ1 и КМ2.

Тепловое реле, контролирующее ток в двух фазах, чего вполне достаточно для надёжного контроля режима эксплуатации двигателя, срабатывает, если двигатель выходит за пределы допустимой работы. При этом обесточиваются катушки обеих магнитных пускателей. Аналогично действует и кнопка «стоп». Кнопка «вперёд» при нажатии на неё вводит в работу магнитный пускатель с катушкой К1. При этом происходит замыкание всех контактов управляемых этой катушкой. Контакт КМ1.3 замыкает электрическую цепь питания катушки К1. Контакт КМ 1.2 размыкается и блокирует этим срабатывание катушки К2. После этого кнопка «назад» не может включить катушку К2.

В исходное состояние схему возвращает нажатие на кнопку «стоп». Нажатие на кнопку «назад» вводит в работу катушку К2. При этом происходит замыкание всех контактов управляемых этой катушкой. Контакт КМ2.3 замыкает электрическую цепь питания катушки К2. Контакт КМ 2.2 размыкается и блокирует этим срабатывание катушки К1. После этого кнопка «вперёд» не может включить катушку К1. Если одновременно нажать на кнопки «верёд» и «назад» добиться одновременного замыкания их контактов неумышленно практически невозможно. Один из контактов будет замыкаться ранее другого и соответствующая ему катушка сработает первой и заблокирует другую катушку. Движок начнёт вращаться в ту сторону, с которой связана эта катушка.

Контакты КМ 1.2 и КМ 2.2 выполняют функцию электрической блокировки. Поэтому рассмотренная схема исключает возможность замыканий при неосторожном обращении с кнопками управления. Эта схема проста, надёжна и доступна для сборки своими руками без специальной подготовки. Элементная база для неё имеется в специализированных магазинах.

podvi.ru