Сельсин двигатель


Информация сельсины

Сельсины (перейти в раздел)

Электрические машины синхронной связи служат для синхронного и синфазного поворота или вращения двух или нескольких осей, механически не связанных между собой.Cинхронная передача угла осуществляется с помощью двух одинаковых электрически соединенных между собой индукционных машин, называемых сельсинами (от слов self и synchroniring – самосинхронизирующийся).Одна из этих машин механически соединяется с ведущей осью и называется датчиком, а другая – с ведомой осью  и называется приемником.

Сельсины имеют две обмотки: первичную (или обмотку возбуждения) и вторичную (или обмотку синхронизации). В зависимости от числа фаз обмотки возбуждения различают однофазные и трехфазные сельсины; обмотка синхронизации в обоих типах сельсинов обычно выполняется по типу трехфазной. В системах автоматики преимущественно применяются однофазные сельсины.

Индикаторный режим применяют в том случае, когда к ведомой оси (приемника) приложен весьма малый момент сопротивления - ось нагружена легкой стрелкой или шкалой. При работе системы поворот ротора сельсина-датчика на некоторый угол Uд приводит к появлению в обмотках синхронизации обоих сельсинов электрического тока и к возникновению в сельсине-приёмнике синхронизирующего момента, под действием которого его ротор стремится повернуться на такой же угол Un. Синхронизирующий момент создается при наличии между роторами обоих сельсинов некоторого пространственного угла U = Uд – Un, называемого углом рассогласования. В идеальном случае синхронизирующий момент стремится повернуть ротор приёмника в точно такое же (синхронное) положение, какое занимает ротор датчика, т.е. точно отработать заданный угол Uд. Но практически из-за наличия трения и механической нагрузки на валу приёмника между осями датчика и приёмника всегда имеет место некоторый угол рассогласования, характеризующий степень точности синхронной передачи угла.

Трансформаторный режим применяют тогда, когда к ведомой оси приложен значительный момент сопротивления, т.е. когда приходится поворачивать какой-либо механизм. В этом случае сельсин-приёмник отрабатывает заданный угол не самостоятельно, а с помощью электрически и механически связанного с ним исполнительного двигателя. При работе системы синхронной передачи угла рассогласование положений роторов датчика и приёмника приводит к появлению на зажимах обмотки возбуждения приёмника выходного напряжения, которое подается на обмотку управления исполнительного двигателя. В результате двигатель поворачивает ведомую ось; в идеальном случае он поворачивает её до ликвидации рассогласования. Сельсины могут работать в режиме поворота и в режиме вращения. В первом случае угол рассогласования между осями датчика и приёмника после обработки заданного угла поворота характеризует статистическую ошибку системы синхронной связи. Во втором случае ротор приёмника вращается с той же скоростью, что и ротор датчика, а возникающий между ними в процессе вращения угол рассогласования характеризует динамическую точность системы.

Дифференциальный сельсин используется в тех случаях, когда требуется поворачивать ведомую ось на угол, равный сумме или разности углов поворота двух ведущих осей. В этом случае с ведущими осями механически связаны два сельсина - датчика, а с ведомой осью – дифференциальный сельсин. Сельсины-датчики выполнены обычным образом, т.е. имеют однофазную обмотку возбуждения и трехфазную обмотку синхронизации. Конструкция же дифференциального сельсина подобна трехфазному асинхронному двигателю: он имеет на статоре и роторе по три распределенных обмотки, оси которых сдвинуты между собой на 120?; обмотка статора присоединена к обмотке синхронизации одного сельсина, а обмотка ротора – к обмотке синхронизации другого сельсина.В системе синхронной передачи, состоящей из двух сельсинов и электрического дифференциала, включенного между ними, всегда два элемента выполняют роль датчика (их оси поворачиваются принудительно), а третий – роль приемника (его ось поворачивается сама на угол, равный по величине алгебраической сумме углов поворота датчиков).В этой системе могут иметь место следующие режимы работы:

а) оба сельсина работают в качестве датчиков, а электрический дифференциал – в качестве приёмника; б) один из сельсинов и электрический дифференциал работают в качестве датчиков, а второй сельсин – в качестве приёмника.

В первом случае электрический дифференциал называют дифференциальным приёмником, а во втором – дифференциальным датчиком.

xn--e1agijqc6ee.xn--p1ai

Бесконтактный совмещенный сельсин-двигатель(мотосин)

 

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

287I76

Союа Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Кл, 21d-, 19/02

21с, 46/02

Заявлено 20.11.1967 (№ 1134551i24-7) с присоединением заявки ¹

МПК Н 02k

G 05g

УДК 621.313.334-503..53:654.94 (088.8) Приоритет

Опубликовано 19.Х1.1970. Бюллетень ¹ 35

Дата опубликова гпя описания !8.1,1971

Комитет по делам изобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

Автор изобретения

Заявитель

Д. В. Свечарник

Государственный научно-исследовательский институт теплоэнергетического приборостроения

БЕСКОНТАКТНЬ1Й СОВМЕ1ЦЕННЬ1Й СЕЛЬСИН-ДВИГАТЕЛЬ (МОТОСИ Н) Известны бесконтактные совмещенные сельсины-двигатели (мотосины), используемые в сельспнных системах в качестве приемников с усилением момента. B известных двигателях такого типа имеются два статора, один из которых является поворотным, и полый ротор, связанный с поворотным статором через редуктор.

Некоторым недостатком известных мотоспнов является наличие значительного воздушного зазора на пути рабочего потока, что снижает их энергетические показатели (синхронизирующий момент, отношение потребляемой мощности к максимальному синхронизпрующему моменту и т. д.).

С целью улучшения энергетических показателей мотосинов и повышения надежности L предложенном сельсине-двигателе ротор выполнен ферромагнитным с кольцеобразными короткозамкнутымп витками, а поворотный статор — в виде полого когтеобразного индуктора с неподвижной кольцевой обмоткой. Ротор выполнен полым, а статоры могут располагаться вдоль оси ротора, имеющего длину, соответствующую сумме пх длин илп же концентрично по обеим сторонам ротора.

На фиг. 1 представлен продольный разрез бесконтактного мотосина с продольным расположением статоров; па фиг. 2 — продольный разрез бесконтактного мотоспна с концентричны At расположением статоров.

Мотоспн, изображенный на фиг. 1, состоит из шпхтованного ферромагнитного ротора 1 с короткозамкнутымп внткамп 2, неподвижного статора 3 с распределеннной обмоткой 4 и поворотного статора, выполненного в виде полого когтеобразного пндуктора и состоящего пз двух частей: неподвижной и подвижной.

Неподвижная часть статора выполнена пз соединенных продольными магнитопровода ми

5 двух тороидов о в промежутке между которымп размещена кольцевая обмотка 7. Подвижная часть представляет собой магнитный коммутатор с магнитными участками 8, шихтованнымп вдоль ОсН мотосина, и немагHHTными 9. По обеим сторонам подвижной части установлены шпхтованные тороиды 10, отделенные воздушными зазорами от тороидов 6.

Подвижная часть статора связана с ротором 1 через редуктор 11.

Однофазная кольцевая обмотка 7 возбужден пя через фазосдвпгающпй конденсатор подключена к питающей сети, а трехфазная распределенная обмотка 4 статора — к обмотке синхронизации ссльспна-датчика. Результпрукпцая намагнпчнвающая сила обмоток определяется в пространстве угловым по30 ложснпсм ротора сельспна-датчика.

287176

25

При несовпадении в пространстве оси потока возбуждения мотосина, определяемого в пространстве угловым положением подвижной части статора, намагничивающей силе обмоток 4 синхронизации, т. е. при рассогласовании между датчиком и приемником, возникает взаимодействие токов, созданных в короткозамкнутых витках ротора одним потоком со вторым потоком, сдвинутым в пространстве и имеющим временный сдвиг в отношении первого потока. Такое взаимодействие потоков эквивалентно действию вращающегося поля в зазоре мотосина, заставляющего вращаться ротор 1 мотосина до тех пор, пока связанная с последним, например, через планетарный или другой редуктор 11 подвижная часть статора не примет такого положения, при котором намагнпчивающие силы обмоток синхронизации и возбуждения мотосина совпадут.

Аксиально ламелированный пакет из листов магнитной стали с переменным по длине сечением позволяет бескоптактным путем вводить п,ток в зону короткозамкнутого ротора и установить его ось в требуемом положении для образования в последнем э.д.с., тока, и, в конечном счете, вращающего момента.

На фпг. 2 представлен бесконтактный мотосин с концентричным расположением статоров, где короткозамкнутый ротор 1 выполнен полым, а статоры расположены концентрично по обеим его сторонам. Кинематическая связь между ротором и подвижным статором осуществляется с помощью понижающего редуктора, планетарного или другого типа.

Принцип работы бесконтактного мотосипа, представленного на фиг. 2, аналогичен принципу действия бесконтактного мотосина, изображенного на фиг. 1 и описанного выше.

При установке нескольких (например, трек) бесконтактных поворотных коммутирующих устройств вдоль наружной (по фиг. 1) или внутренней (по фиг. 2) поверхности ротора можно получить и бесконтактный дифференциальный мотосин.

Описанные мотосины имеют следующие преимущества перед известными конструкциями:

1. Малый воздушный зазор на пути магнитного потока (коротко-замкнутые стержни или витки могут располагаться в пазах), что значительно улучшает энергетические свойства мотосина;

2. Технологичность выполнения цилиндрической обмотки возбуждения;

3. Наличие в ферромагнитном роторе коль цеобразных короткозамкнутых витков у конструкции по фиг. 2 обеспечивает высокие энергетические свойства мотоспна за счет «переноса» короткозамкнутыми витка vlll тока, образованного в роторе потоком возбуждения, в зону действия потока синхронизации;

4. Возможность получения конструкции дифференциального мотосина простым объединением смещенных друг относительно друга трех однофазных систем при одной обычной трехфазной.

Предложенные бесконтактные мотосины могут найти применение в приборах дистанционного контроля параметров, например, в нефтяной промышленности и. других отраслях.

Предмет изобретения

1. Бесконтактный совмещенный сельсиндвигатель, содержащий два статора, один из которых поворотный, и короткозамкнутый ротор, связанный с поворотным статором через понижающий редуктор, отличсиои(ий ся тем, что, с целью повышения энергетических показателей, короткозамкнутый ротор выполнен в виде шихтованпого ферромагнитного пакета с отдельными короткозамкнутыми витками, расположенными в радиальных плоскостях, а поворотный статор — в виде полого когтеобразного индуктора с неподвижной кольцевой обмоткой.

2. Сельсин-двигатель по п. 1, отли«aniu(ийся тем, что статоры расположены вдоль оси ротора, имеющего длину, соответствующую сумме пх длин.

3. Сельсин-двигатель по п. 1, отличаюи(ийся тем, что ротор выполнен полым, а статоры расположены концентрично цо обеим его сторонам.

   

www.findpatent.ru

Russian HamRadio - Применение сельсинов в радиолюбительской практике.

Используемые радиолюбителями опорно-поворотные устройства от старых радиолокационных станций типа П-10 (П-12) содержат установленные в одном корпусе с редуктором сельсины.

Сельсин – это устройство для преобразования угловых величин в электрические величины (напряжение и ток).

Использовать сельсины можно в двух вариантах:

  • Индикаторное устройство азимутального положения антенны
  • Устройство управления положением антенны.
  • Индикаторное устройство азимута антенны.

    Этот вариант наиболее простой и не требует практически никаких элементов, кроме сельсинов и источника их питания.

     

    Нумерация выводов соответствует двум наиболее распространенным типам сельсинов.

    Соедините сельсины как показано и стрелка, закрепленная на валу индикаторного сельсина будет четко указывать положение антенны. Роторные обмотки сельсинов на схеме соединены последовательно. Если напряжение питания сельсинов 220 вольт, роторные обмотки включаются параллельно. Принцип работы такого устройства очень прост: Магнитные потоки сельсина-датчика и сельсина-индикатора пытаясь скомпенсировать друг друга, заставят ротор сельсина-индикатора повернуться именно в то положение, которое занимает ротор сельсина-датчика, установленного на антенне. В этом случае один сельсин работает в трансформаторном режиме, другой - в режиме синхронного двигателя, положение оси ротора которого зависит от соотношения фаз питающего напряжения. Точность показаний сельсина зависит от его конструкции, напряжения питания, коэффициента трения в подшипниках и что немаловажно – от сбалансированности и массы стрелки – указателя на валу конструкции. При номинальном напряжении питания и отсутствии заеданий оси сельсина-индикатора чаще всего точность указания положения не хуже 3 - 5 градусов, что для КВ антенн более чем достаточно. Достоинства конструкции: Простота, возможность использования практически любых сельсинов, даже с частотой питания 400 герц (при пониженном в 6-8 раз напряжении питания). Недостатки такой системы: Сельсины при работе очень часто и назойливо “гудят”, виной чему является люфт в подшипниках и несколько большая, чем требуется для вращения стрелки мощность сельсина. Смазка в подшипниках снижает гул, но вместе с тем и точность показаний. Неудобны габаритные размеры и форма сельсина. Небольшие рекомендации по практическому изготовлению такого варианта: Как правило, в корпусе редуктора установлено четное число сельсинов, это было необходимо не только для использования в РЛС, но и для работы сопрягаемых с ней систем. Практически все сопрягаемые с РЛС системы - двухканальные: есть канал точного (ТО) и канал грубого отсчета (ГО). Для использования в радиолюбительских устройствах понадобиться только один сельсин любого канала ГО. Определить такой сельсин очень просто: При вращении на каждый оборот выходного вала редуктора ротор сельсина ГО сделает только один оборот, в то время как ротор сельсина ТО сделает 18, 23 или 36 оборотов в зависимости от типа редуктора. Некоторые редукторы имеют набор из двух больших (НД-511) и двух маленьких (БС404, БД-404) сельсинов. Для нас удобнее пользоваться маленькими сельсинами, поэтому сельсин канала ГО оставим в блоке редуктора, а сельсин канала ТО можно аккуратно удалить из редуктора. Большие сельсины (если они есть) тоже можно удалить и сохранить “на черный день”. На работу редуктора это не повлияет. Не пытайтесь изобрести на коленках хороший, красивый корпус для индикатора сельсина, это не всегда получиться. Чтобы индикатор выглядел эстетично – возьмите подходящий по дизайну корпус от старых настольных часов (желательно с большим диаметром циферблата), аккуратно удалите весь часовой механизм и закрепите сельсин изнутри так, чтобы ось выступала над циферблатом. Теперь закрепите минутную стрелку часов на оси сельсина и индикатор готов.Для надежности в задней стенке сделайте отверстие по диаметру сельсина и установите ее на место. Мной использовался корпус и подставка от часов “Весна” Для коллективных станций и больших помещений очень удачно подходят корпуса от больших “Вокзальных” часов. Три – четыре таких индикатора украсят помещение любой коллективки. Если вас смущают цифры – не расстраивайтесь, очень скоро вы привыкните к ним, и будете пересчитывать положение антенны “из часов в градусы” мгновенно. Если циферблат по дизайну вас не устраивает – наложите сверху раскрашенную азимутальную карту мира с центром в вашем QTH и теперь ваш индикатор покажет в какую сторону света и на какой континент смотрит ваша антенна. Масштабирование карты под диаметр вашего циферблата можно сделать на ксероксе или с помощью фотоспособа. Если вы используете сельсины на 400 Гц, запитать их можно напряжением, сниженным в 6-8 раз по сравнению с номинальным, а можно включить последовательно с роторными обмотками конденсаторы, подобрав их под конкретные сельсины. При этом обмотки роторов могут быть включены как последовательно, так и параллельно. Подбор напряжения питания или конденсаторов ведется по двум критериям: Сельсин не должен нагреваться при длительной работе и вместе с тем должна обеспечиваться достаточная точность указания положения антенны. Сельсины в паре лучше всего использовать одного типа. При последовательном соединении роторных обмоток сельсинов разных типов следует подобрать сельсины по одинаковому току роторных обмоток. Вариант 2. Устройство управления положением антенны. Устройство представляет собой замкнутую одноканальную систему управления непрерывного действия. Этот вариант несколько сложнее, но зато более удобнее в эксплуатации: Управление вращением антенны осуществляется поворотом ручки-указателя, размещенного на рабочем месте оператора радиостанции. При этом можно не ждать, пока антенна займет нужное положение, как только это произойдет – питание с двигателя будет снято и антенна остановится на нужном азимуте, ожидая дальнейшего поворота ручки-указателя. Такие системы используются в РЛС и принцип работы абсолютно одинаков.   Основу устройства составляют все те же сельсины, что и в первом случае. Только теперь датчиком становится сельсин, установленный в помещении, а приемником - сельсин, установленный на антенне. Ротор сельсина-датчика слегка затормаживается любым фрикционным устройством, а на оси ротора укрепляется ручка управления, совмещенная с указателем направления (стрелкой). Теперь оба сельсина работают в трансформаторном режиме. Напряжение, амплитуда и фаза которого пропорциональны разнице в положении роторов сельсинов(рассогласование) снимается с роторной обмотки сельсина-приемника и подается на один вход фазового дискриминатора. На второй вход фазового дискриминатора подается опорное напряжение питающей сети. Разница фаз напряжения на роторе сельсина приемника и напряжения питающей сети, пропорциональная углу и знаку рассогласования преобразуется в фазовом дискриминаторе в постоянное напряжение, величина которого пропорциональна величине рассогласования, а полярность напряжения – пропорциональна знаку рассогласования. Проще говоря, – при вращении ручки управления вправо на выходе дискриминатора появится напряжение одного знака, при вращении ручки влево – другого знака. Величина напряжения будет тем больше, чем на больший угол будет повернута ручка управления.  

     Если это напряжение усилить и подать в соответствующей полярности на двигатель постоянного тока редуктора, то антенна придет во вращение, причем направление вращения будет соответствовать кратчайшему направлению до искомого азимута, и будет продолжаться до тех пор, пока антенна не займет положение, соответствующее углу поворота ручки управления.

    В этом случае рассогласование уменьшится, фазы напряжения на входе фазового дискриминатора будут равны, а на выходе дискриминатора потенциал будет равен “нулю”.

    В радиолокаторах для усиления сигнала находят применение различные усилители: Транзисторные, ламповые, магнитные, электромашинные, электрогидравлические и т.д. применение которых в любительских условиях не оправдывается. Поэтому есть два варианта дальнейшего построения схемы: При мощности двигателя постоянного тока до 50-100 ватт можно использовать транзисторный усилитель постоянного тока по дифференциальной или мостовой схеме с соответствующей выходной мощностью. Выход усилителя соединяют с обмоткой управления двигателя. Обмотка возбуждения может быть запитана от отдельного источника. К сожалению, большой ассортимент двигателей не позволяет дать конкретных рекомендаций по усилителям постоянного тока, поэтому я не размещаю конкретных схем, надеясь, что взявшийся за изготовление такой системы не только радиомонтажник, но и радиолюбитель. Если в редукторе применяется двигатель переменного тока, или изготовление усилителя сопряжено с определенными трудностями, выход фазового дискриминатора можно соединить с простейшим узлом реле.   Реле включены последовательно с токооограничительным резистором и диодом. Токоограничительный резистор служит для снижения тока через реле при максимальном выходном напряжении фазового дискриминатора, чтобы не превысить значение максимального допустимого тока для реле. Вместе с тем этот резистор не должен быть слишком большим. Диоды предназначены для того, чтобы каждое из 2-х реле срабатывало только при положительном или только отрицательном значении выходного напряжения фазового детектора. Стабилитрон включенный параллельно реле защищает последнее от больших значений напряжения на выходе фазового детектора. От тока срабатывания реле зависит чувствительность системы управления вращением. Чем меньше ток и напряжение срабатывания реле, тем чувствительнее система. В данной схеме хорошо работают поляризованные реле. Контакты реле могут управлять практически любым двигателем, если они соединены параллельно кнопкам управления вращением. Достоинства устройства: Удобное управление приводом антенны. Недостатки устройства: Относительная сложность изготовления устройства. Отсутствие обратных связей по скорости и по ускорению может привести к колебательным движениям антенны вблизи установленного азимута.Рекомендации по применению этого варианта.При значительном “выбеге” антенны после снятия питания с двигателя может оказаться, что антенна начинает совершать колебательные движения вблизи установленного азимута. Это происходит из-за чрезмерной чувствительности фазового дискриминатора или значительной инерционности антенной системы. Чтобы этого не происходило, необходимо подобрать напряжение с выхода фазового дискриминатора на дифференциальный усилитель или ток срабатывания поляризованных реле. При значительной инерционности антенной системы и большом “выбеге” антенны зона чувствительности должна быть несколько больше значения “выбега” антенны. Трансформаторы для фазового детектора могут применяться самые различные: При релейном исполнении системы коэффициент трансформации должен быть примерно 1:1,при исполнении схемы с усилителями постоянного тока число витков вторичной (со средним выводом) обмотки может быть в несколько раз меньше, чем первичной обмотки. Для изготовления устройства управления хорошо подходят корпуса от промышленных самописцев кругового типа. В корпусе такого самописца можно разместить и сельсин, и фазовый детектор и схему управления двигателем с источниками питания. Можно использовать и корпус от часов, только придется в центре стекла просверлить отверстие для ручки управления. И последнее: Я не стал описывать более сложную двухканальную систему управления, поскольку считаю, что она может найти применение только в случае работы с остронаправленными УКВ антеннами. Если возникнут вопросы по этим системам – с удовольствием поделюсь с вами своими знаниями. Всего вам доброго! Н.Филенко (UA9XBI)

    qrx.narod.ru

    array(7) { ["code"]=> int(500) ["type"]=> string(11) "PHP warning" ["message"]=> string(39) "Invalid argument supplied for foreach()" ["file"]=> string(66) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/protected/components/Youtube.php" ["line"]=> int(201) ["trace"]=> string(1129) "#0 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/protected/controllers/SiteController.php(130): Youtube->getRelatedVideos() #1 unknown(0): SiteController->actionVideo() #2 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/actions/CAction.php(107): ReflectionMethod->invokeArgs() #3 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/actions/CInlineAction.php(48): CInlineAction->runWithParamsInternal() #4 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CController.php(309): CInlineAction->runWithParams() #5 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CController.php(287): SiteController->runAction() #6 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CController.php(266): SiteController->runActionWithFilters() #7 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CWebApplication.php(283): SiteController->run() #8 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CWebApplication.php(142): CWebApplication->runController() #9 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/base/CApplication.php(162): CWebApplication->processRequest() #10 /var/www/vidoz.com.ua/public_html/index.php(15): CWebApplication->run() " ["traces"]=> array(11) { [0]=> array(6) { ["file"]=> string(74) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/protected/controllers/SiteController.php" ["line"]=> int(130) ["function"]=> string(16) "getRelatedVideos" ["class"]=> string(7) "Youtube" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(1) { [0]=> &string(11) "URhSa-ZcmVc" } } [1]=> array(6) { ["function"]=> string(11) "actionVideo" ["class"]=> string(14) "SiteController" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(1) { [0]=> &string(16) "fcudnmkpzgp.html" } ["file"]=> string(7) "unknown" ["line"]=> int(0) } [2]=> array(6) { ["file"]=> string(71) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/actions/CAction.php" ["line"]=> int(107) ["function"]=> string(10) "invokeArgs" ["class"]=> string(16) "ReflectionMethod" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(2) { [0]=> object(SiteController)#25 (21) { ["layout"]=> string(7) "column1" ["apikey":"SiteController":private]=> string(98) "AI39si6XaVYTdyYCWO6-OazTiWF6xWitMCwQAORaMuAAtnWphEr6iCC9byA3JQGCqVodCcGR08vjTyhKQOyHAR0Ev2D5Wrmesw" ["pageDescription"]=> NULL ["pageKeyworld"]=> NULL ["pageKey"]=> NULL ["pageImage"]=> NULL ["categories"]=> array(11) { ["film"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Film" ["vimeo"]=> string(5) "films" } ["music"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Music" ["vimeo"]=> string(5) "music" } ["comedy"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Comedy" ["vimeo"]=> string(6) "comedy" } ["education"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(9) "Education" ["vimeo"]=> string(9) "education" } ["howto"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Howto" ["vimeo"]=> string(5) "howto" } ["tech"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Tech" ["vimeo"]=> string(10) "technology" } ["sports"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Sports" ["vimeo"]=> string(6) "sports" } ["travel"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Travel" ["vimeo"]=> string(6) "travel" } ["autos"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Autos" ["vimeo"]=> string(4) "cars" } ["animals"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(7) "Animals" ["vimeo"]=> string(4) "pets" } ["games"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Games" ["vimeo"]=> string(12) "experimental" } } ["menu"]=> array(0) { } ["breadcrumbs"]=> array(0) { } ["defaultAction"]=> string(5) "index" ["_id":"CController":private]=> string(4) "site" ["_action":"CController":private]=> object(CInlineAction)#26 (4) { ["_id":"CAction":private]=> string(5) "video" ["_controller":"CAction":private]=> *RECURSION* ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } ["_pageTitle":"CController":private]=> NULL ["_cachingStack":"CController":private]=> NULL ["_clips":"CController":private]=> NULL ["_dynamicOutput":"CController":private]=> NULL ["_pageStates":"CController":private]=> NULL ["_module":"CController":private]=> NULL ["_widgetStack":"CBaseController":private]=> array(0) { } ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } [1]=> &array(1) { [0]=> string(16) "fcudnmkpzgp.html" } } } [3]=> array(6) { ["file"]=> string(77) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/actions/CInlineAction.php" ["line"]=> int(48) ["function"]=> string(21) "runWithParamsInternal" ["class"]=> string(7) "CAction" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(3) { [0]=> object(SiteController)#25 (21) { ["layout"]=> string(7) "column1" ["apikey":"SiteController":private]=> string(98) "AI39si6XaVYTdyYCWO6-OazTiWF6xWitMCwQAORaMuAAtnWphEr6iCC9byA3JQGCqVodCcGR08vjTyhKQOyHAR0Ev2D5Wrmesw" ["pageDescription"]=> NULL ["pageKeyworld"]=> NULL ["pageKey"]=> NULL ["pageImage"]=> NULL ["categories"]=> array(11) { ["film"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Film" ["vimeo"]=> string(5) "films" } ["music"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Music" ["vimeo"]=> string(5) "music" } ["comedy"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Comedy" ["vimeo"]=> string(6) "comedy" } ["education"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(9) "Education" ["vimeo"]=> string(9) "education" } ["howto"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Howto" ["vimeo"]=> string(5) "howto" } ["tech"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Tech" ["vimeo"]=> string(10) "technology" } ["sports"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Sports" ["vimeo"]=> string(6) "sports" } ["travel"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Travel" ["vimeo"]=> string(6) "travel" } ["autos"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Autos" ["vimeo"]=> string(4) "cars" } ["animals"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(7) "Animals" ["vimeo"]=> string(4) "pets" } ["games"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Games" ["vimeo"]=> string(12) "experimental" } } ["menu"]=> array(0) { } ["breadcrumbs"]=> array(0) { } ["defaultAction"]=> string(5) "index" ["_id":"CController":private]=> string(4) "site" ["_action":"CController":private]=> object(CInlineAction)#26 (4) { ["_id":"CAction":private]=> string(5) "video" ["_controller":"CAction":private]=> *RECURSION* ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } ["_pageTitle":"CController":private]=> NULL ["_cachingStack":"CController":private]=> NULL ["_clips":"CController":private]=> NULL ["_dynamicOutput":"CController":private]=> NULL ["_pageStates":"CController":private]=> NULL ["_module":"CController":private]=> NULL ["_widgetStack":"CBaseController":private]=> array(0) { } ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } [1]=> object(ReflectionMethod)#27 (2) { ["name"]=> string(11) "actionVideo" ["class"]=> string(14) "SiteController" } [2]=> &array(1) { ["id"]=> string(16) "fcudnmkpzgp.html" } } } [4]=> array(6) { ["file"]=> string(67) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CController.php" ["line"]=> int(309) ["function"]=> string(13) "runWithParams" ["class"]=> string(13) "CInlineAction" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(1) { [0]=> &array(1) { ["id"]=> string(16) "fcudnmkpzgp.html" } } } [5]=> array(6) { ["file"]=> string(67) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CController.php" ["line"]=> int(287) ["function"]=> string(9) "runAction" ["class"]=> string(11) "CController" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(1) { [0]=> object(CInlineAction)#26 (4) { ["_id":"CAction":private]=> string(5) "video" ["_controller":"CAction":private]=> object(SiteController)#25 (21) { ["layout"]=> string(7) "column1" ["apikey":"SiteController":private]=> string(98) "AI39si6XaVYTdyYCWO6-OazTiWF6xWitMCwQAORaMuAAtnWphEr6iCC9byA3JQGCqVodCcGR08vjTyhKQOyHAR0Ev2D5Wrmesw" ["pageDescription"]=> NULL ["pageKeyworld"]=> NULL ["pageKey"]=> NULL ["pageImage"]=> NULL ["categories"]=> array(11) { ["film"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Film" ["vimeo"]=> string(5) "films" } ["music"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Music" ["vimeo"]=> string(5) "music" } ["comedy"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Comedy" ["vimeo"]=> string(6) "comedy" } ["education"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(9) "Education" ["vimeo"]=> string(9) "education" } ["howto"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Howto" ["vimeo"]=> string(5) "howto" } ["tech"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Tech" ["vimeo"]=> string(10) "technology" } ["sports"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Sports" ["vimeo"]=> string(6) "sports" } ["travel"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Travel" ["vimeo"]=> string(6) "travel" } ["autos"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Autos" ["vimeo"]=> string(4) "cars" } ["animals"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(7) "Animals" ["vimeo"]=> string(4) "pets" } ["games"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Games" ["vimeo"]=> string(12) "experimental" } } ["menu"]=> array(0) { } ["breadcrumbs"]=> array(0) { } ["defaultAction"]=> string(5) "index" ["_id":"CController":private]=> string(4) "site" ["_action":"CController":private]=> *RECURSION* ["_pageTitle":"CController":private]=> NULL ["_cachingStack":"CController":private]=> NULL ["_clips":"CController":private]=> NULL ["_dynamicOutput":"CController":private]=> NULL ["_pageStates":"CController":private]=> NULL ["_module":"CController":private]=> NULL ["_widgetStack":"CBaseController":private]=> array(0) { } ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } } } [6]=> array(6) { ["file"]=> string(67) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CController.php" ["line"]=> int(266) ["function"]=> string(20) "runActionWithFilters" ["class"]=> string(11) "CController" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(2) { [0]=> object(CInlineAction)#26 (4) { ["_id":"CAction":private]=> string(5) "video" ["_controller":"CAction":private]=> object(SiteController)#25 (21) { ["layout"]=> string(7) "column1" ["apikey":"SiteController":private]=> string(98) "AI39si6XaVYTdyYCWO6-OazTiWF6xWitMCwQAORaMuAAtnWphEr6iCC9byA3JQGCqVodCcGR08vjTyhKQOyHAR0Ev2D5Wrmesw" ["pageDescription"]=> NULL ["pageKeyworld"]=> NULL ["pageKey"]=> NULL ["pageImage"]=> NULL ["categories"]=> array(11) { ["film"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Film" ["vimeo"]=> string(5) "films" } ["music"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Music" ["vimeo"]=> string(5) "music" } ["comedy"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Comedy" ["vimeo"]=> string(6) "comedy" } ["education"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(9) "Education" ["vimeo"]=> string(9) "education" } ["howto"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Howto" ["vimeo"]=> string(5) "howto" } ["tech"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(4) "Tech" ["vimeo"]=> string(10) "technology" } ["sports"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Sports" ["vimeo"]=> string(6) "sports" } ["travel"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(6) "Travel" ["vimeo"]=> string(6) "travel" } ["autos"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Autos" ["vimeo"]=> string(4) "cars" } ["animals"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(7) "Animals" ["vimeo"]=> string(4) "pets" } ["games"]=> array(2) { ["youtube"]=> string(5) "Games" ["vimeo"]=> string(12) "experimental" } } ["menu"]=> array(0) { } ["breadcrumbs"]=> array(0) { } ["defaultAction"]=> string(5) "index" ["_id":"CController":private]=> string(4) "site" ["_action":"CController":private]=> *RECURSION* ["_pageTitle":"CController":private]=> NULL ["_cachingStack":"CController":private]=> NULL ["_clips":"CController":private]=> NULL ["_dynamicOutput":"CController":private]=> NULL ["_pageStates":"CController":private]=> NULL ["_module":"CController":private]=> NULL ["_widgetStack":"CBaseController":private]=> array(0) { } ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } ["_e":"CComponent":private]=> NULL ["_m":"CComponent":private]=> NULL } [1]=> &array(0) { } } } [7]=> array(6) { ["file"]=> string(71) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CWebApplication.php" ["line"]=> int(283) ["function"]=> string(3) "run" ["class"]=> string(11) "CController" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(1) { [0]=> &string(5) "video" } } [8]=> array(6) { ["file"]=> string(71) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/web/CWebApplication.php" ["line"]=> int(142) ["function"]=> string(13) "runController" ["class"]=> string(15) "CWebApplication" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(1) { [0]=> &string(10) "site/video" } } [9]=> array(6) { ["file"]=> string(69) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/yii/framework/base/CApplication.php" ["line"]=> int(162) ["function"]=> string(14) "processRequest" ["class"]=> string(15) "CWebApplication" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(0) { } } [10]=> array(6) { ["file"]=> string(43) "/var/www/vidoz.com.ua/public_html/index.php" ["line"]=> int(15) ["function"]=> string(3) "run" ["class"]=> string(12) "CApplication" ["type"]=> string(2) "->" ["args"]=> array(0) { } } } }

    vidoz.pp.ua

    Индикаторный режим используется при отсутствии другого исполнительного двигателя

    Индикаторный режим используется при отсутствии другого исполнительного двигателя. Синхронизирующий момент между валами сельсина- датчика и сельсина- приемника создается при наличии некоторого пространственного угла =-, называемого углом рассогласования. Появляющиеся при этом ЭДС обеспечивают протекание тока по обмоткам синхронизации датчика и приемника. В результате в сельсине- приемнике возникает момент, старающийся повернуть его вал на угол равный углу поворота датчика. Из - за наличия механической нагрузки на валу приемника угол рассогласования, как правило, больше нуля.

    В трансформаторном режиме к ведомой оси приложен значительный момент сопротивления. Поэтому угол рассогласования отрабатывается в этом случае с помощью исполнительного двигателя. Появляющееся в обмотке возбуждения выходное напряжение подается через усилитель на обмотку исполнительного двигателя. Сельсины могут работать в режиме поворота и в режиме вращения. В первом случае имеем статическую ошибку системы синхронной связи, а во втором ошибка рассогласования определяет динамическую точность системы.

    Трансформаторный режим однофазных сельсинов. Рассмотрим работу однофазных

    сельсинов на примере контактных сельсинов с обмоткой возбуждения на статоре. Полученные выводы в одинаковой мере могут быть распространены как на контактные сельсины с обмоткой возбуждения на роторе, так и на бесконтактные сельсины.

    Рис. 5.8. Схема включения сельсинов при работе в трансформаторном режиме

    Переменный ток, проходящий по обмотке возбуждения сельсина- датчика (рис. 5.8), создает в нем пульсирующий магнитный поток, который индуктирует ЭДС в трех фазах обмотки синхронизации. Токи, протекающие от действия этих ЭДС в обмотках синхронизации сельсина - приемника создадут свой пульсирующий магнитный поток. Направление оси этого потока зависит от углового положения ротора приемника. Если при этом в сельсине - приемнике возникает продольная составляющая потока, то она индуцирует в его обмотке возбуждения ЭДС, являющуюся выходным напряжением, подаваемым после усиления на исполнительный двигатель, который поворачивает ведомую ось О2 ротора приемника. Когда ось магнитного потока, создаваемого ротором сельсина - приемника станет перпендикулярной оси обмотки возбуждения, выходное напряжение станет равным нулю и вращение ведомой оси прекратится.

    Следовательно, для работы системы необходимо, чтобы ток в роторе сельсина - приемника создавал продольную составляющую магнитного потока. В согласованном положении роторов продольная составляющая магнитного потока сельсина - приемника отсутствует.

    P ALIGN="JUSTIFY">

     

    Обмотка возбуждения В сельсина - датчика создает магнитный поток ФВ, синусоидально распределенный вдоль окружности статора и ротора и пульсирующий с частотой сети. Величина ЭДС, индуктируемая этим потоком, в каждой фазе обмотки ротора датчика зависит от ее положения относительно оси обмотки возбуждения. Если ось первой фазы ротора - датчика совпадает с осью обмотки возбуждения (рис. 5.9а) то

     

    (5.2.1)

    В общем случае, когда ось первой фазы ротора сдвинута относительно обмотки возбуждения на угол , получим

     

    (5.2.2)

    Так как одноименные фазы соединены последовательно, то проходящий по ним ток:

     

     

    (5.2.3)

    где

    - наибольшее действующее значение тока в фазе обмотки ротора;

    - общее сопротивление последовательно включенных фаз датчика и приемника.

    Очевидно, что , поэтому нейтральный провод не используется.

    Считая, что НС отдельных фаз распределены в пространстве синусоидально, получим:

     

    (5.2.4)

    где

    F2m=0,9I2mw2 - максимальное значение НС, создаваемой одной фазой обмотки ротора.

    Для определения результирующей НС всех трех фаз датчика сложим их составляющие FДd и FДq по продольной оси d (оси обмотки возбуждения) и по поперечной оси q.

     

     

    (5.2.5)

     

     

    (5.2.6)

    Таким образом, результирующая НС ротора датчика может быть представлена пространственным вектором , который при любом угле направлен по продольной оси и имеет постоянную величину, равную .

    Намагничивающие силы соответствующих фаз ротора сельсина - приемника будут отличаться от НС фаз ротора датчика только знаком, т. к. ток в фазах обмотки ротора приемника направлен противоположно току в фазах обмотки ротора датчика. Поэтому результирующая НС сельсина - приемника также может быть представлена пространственным вектором , величина которого не зависит от угла поворота роторов датчика и приёмника и всегда равна .

    Продольная и поперечная составляющие этой силы:

     

     

    (5.2.7)

     

     

    (5.2.8)

    Знак "-" в этих выражениях указывает, что вектор результирующей НС

    поворачивается в противоположную сторону по отношению к НС ротора датчика.

     

    Рис. 5.10. Векторы МДС ротора в датчике (а) и приемнике (б) при повороте ротора датчика на угол .

    Так, например, если установить ротор приемника в положение и повернуть ротор датчика на угол =600 по часовой стрелке (рис. 5.10а), то вектор НС повернется относительно ротора приемника на угол =-=600 , но в противоположном направлении, т.е. против часовой стрелки(рис. 5.10б).

    Продольная составляющая НС ротора в датчике компенсируется НС, созданной компенсационным током, поступающим из сети в обмотку возбуждения (аналогично обычному трансформатору). В приемнике же НС ротора создает пульсирующий магнитный поток, продольная составляющая которого индуктирует в выходной обмотке (обмотке возбуждения) ЭДС:

    где

    E1m - действующее значение ЭДС в выходной обмотке в случае, когда вектор НС совпадает с осью этой обмотки.

    Обычно удобнее иметь при согласованном положении приемника и датчика нулевой сигнал. Поэтому ротор и статор сельсина приемника при согласованном положении ведущей и ведомой осей предварительно смещают на 900 относительно ротора или статора сельсина - датчика. В этом случае выходной сигнал изменяется по закону

    При выборе сельсина, предназначенного для трансформаторного режима работы, важно знать величину удельного выходного напряжения, т.е. величину Uвых, приходящую на 10 угла рассогласования:

    Эта величина обычно приводится в паспорте сельсина. Для того, чтобы зависимость выходного сигнала Uвых от угла рассогласования была по возможности близкой к синусоидальной, сельсины, предназначенные для работы в трансформаторном режиме, выполняют с неявно выраженными полюсами. Этим достигается существенное уменьшение высших гармоник в кривой ЭДС и повышение точности при передаче угла.

    Индикаторные режимы работы однофазных сельсинов. В этом режиме на валу сельсина - приемника имеется незначительный момент сопротивления, поэтому для поворота ротора приемника вслед за поворотом ротора датчика требуется небольшой вращающий момент, который может быть получен от самого сельсина - приемника без дополнительных усилительных устройств.

    Схема включения сельсинов для индикаторного режима имеет вид (рис. 5.11):

    Рис. 5.11. Схема включения сельсинов при работе их в индикаторном режиме.

    Пульсирующие магнитные потоки, создаваемые обмотками возбуждения датчика и приемника, индуктируют в трех фазах обмоток синхронизации ЭДС. Если между роторами датчика и приемника имеется некоторый угол рассогласования , то по обмоткам синхронизации будут протекать токи, которые, взаимодействуя с потоком возбуждения, создают в датчике и приемнике синхронизирующие моменты. Эти моменты имеют противоположные направления и стремятся свести к нулю угол рассогласования. Обычно ротор датчика заторможен, поэтому его синхронизирующий момент воспринимается механизмом, поворачивающим ведущую ось О1; синхронизирующий же момент приемника поворачивает его ротор в ту же сторону и на тот же угол, на который поворачивается ротор датчика.

    В трех фазах обмотки синхронизации датчика потока возбуждения Фв индуцирует ЭДС:

    (5.2.12)

    Так как обмотка возбуждения приемника присоединена к той же сети однофазного тока, то в фазах его обмотки синхронизации будет индуцироваться ЭДС:

     

    (5.2.13)

    В виду того, что ЭДС в одноименных фазах датчика и приемника направлены по контуру, образованному проводами линии связи, встречно, токи в фазах датчика и приемника:

    Представим ток в фазах обмоток синхронизации в виде двух составляющих:

    где составляющая со "штрихом" обусловлены наличием ЭДС EД в обмотках датчика, а "два штриха" - ЭДС En в обмотках приемника. Это позволяет при определение НС в датчике и приемнике воспользоваться результатами, полученными для дифференциального режима работы сельсинов.

    Составляющие токов и создают в датчике НС

    направленную по продольной оси, а в приемнике НС-

    ,

    (5.2.17)

    продольная и поперечная составляющие которой равны

     

    (5.2.18)

    Со

    ,

    (5.2.19)

     

    Погрешность в сельсинах. Погрешность при работе сельсинов в индикаторном и трансформаторном режимах вызываются электрической, магнитной и механической асимметрией датчика и приемника, обусловленными технологическими причинами, влиянием высших гармоник в кривой НС ротора, влиянием сопротивления линии связи, изменением напряжения питающей сети и др. Кроме того, при работе сельсинов в трансформаторном режиме погрешность в работе сельсинов может быть вызвана тормозным моментом на валу приемника.

    Устранить технологические погрешности можно, обеспечив высокую точность штамповки листов ротора и статора и сборки их пакетов, строгую концентричность цилиндрических поверхностей ротора и статора (равномерность воздушного зазора, тщательную балансировку ротора и пр.). Уменьшить высшие гармоники в кривой НС ротора можно применением синусных (точных) обмоток. При работе сельсинов в трансформаторном режиме весьма важно, чтобы при =0 было мало остаточное напряжение в выходной обмотке (нулевой сигнал). В современных сельсинах благодаря высокому качеству изготовления и использованию точных обмоток удается уменьшить нулевой сигнал до 0,2..0,3%.

    В тех случаях, когда датчик удален на значительное расстояние от приемника, сопротивление линии связи становится соизмеримым с собственным сопротивлением обмоток синхронизации. Это приводит к уменьшению тока в обмотках синхронизации датчика и приемника, вследствие чего уменьшается выходное напряжение приемника при работе сельсинов в трансформаторном режиме и величина синхронизирующего момента Мс при работе в индикаторном режиме. Аналогично влияет и падение напряжения в скользящих контактах.

    Для уменьшения влияния контактов на работу сельсинов и снижения трения в их подвижных частях стремятся по возможности уменьшить число скользящих контактов.

    С этой целью обмотку синхронизации, в большинстве случаев, располагают на статоре, а возбуждения - на роторе. Тогда изменение переходного сопротивления контактов мало сказывается на точности работы системы передачи угла; выход их из строя не приводит к полному нарушению работы системы (в этом случае сельсин - приемник работает как синхронный реактивный двигатель). Недостатком сельсинов с обмоткой возбуждения на роторе является то, что ток через скользящие контакты проходит у них постоянно, в то время как у сельсинов с обмоткой возбуждения на статоре контакты пропускают ток только в момент отработки угла. Однако токи возбуждения сельсинов обычно малы, поэтому надежность работы сельсинов с обмоткой возбуждения на роторе будет значительно выше, чем при расположении её на статоре.

    Если сельсины работают в индикаторном режиме, то при значительных расстояниях между датчиком и приемником напряжение, подводимые к их обмоткам возбуждения, могут несколько отличаться по величине и фазе. В этом случае даже при согласованном положении роторов датчика и приемника по обмоткам синхронизации будет проходить ток и возникает определенная погрешность. Для её устранения в цепь возбуждения одной из машин включают дополнительное активно-индуктивное сопротивление, с помощью которого выравнивают по величине и фазе напряжения, подводимые к обмотке возбуждения.

    При работе сельсинов в трансформаторном режиме выходная обмотка приемника обычно включается на высокоомный вход усилителя. В этом случае ток в обмотке очень мал и можно сказать, что Uвых@ Eвых. Однако, если сопротивление нагрузки Zн не очень велико, то ток нагрузки создает определенную погрешность. Так как

    ,

    (5.2.30)

    где

    Z1 - сопротивление обмотки статора;, то выходное напряжение

    (5.2.31)

    Таким образом, с увеличением нагрузки выходное напряжение (при одном и том же угле рассогласования) уменьшается. Кроме того, при большой нагрузке возникает реакция выходной обмотки, приводящая к таким же искажениям зависимости Uвых=¦ (), как и в поворотных трансформаторах.

    При работе сельсинов в индикаторном режиме тормозной момент на валу приемника создает довольно существенную погрешность. Так как тормозной момент, создаваемый нагрузкой, в рассматриваемом режиме обычно весьма мал; основное влияние на точность передачи угла оказывает трение в подшипниках приемника и трение щеток о контактные кольца. Погрешность, вызванная моментом трения Мтр сельсина - приемника, характеризует его зону нечувствительности D тр, в пределах которой ротор приемника может занимать любое положение при одном и том же положении датчика.

    Величина этой зоны определяется отношением

    ;

    (5.2.32)

    чем больше величина и , тем при меньшем угле рассогласования будет преодолен момент трения Мтр и тем меньше будет погрешность в передаче угла. При работе сельсинов в трансформаторном режиме момент трения, приложенный к ведомой оси, не оказывает влияния на точность передачи угла, так как этот момент воспринимается исполнительным двигателем.

    Ток в фазе ротора при индивидуальном питании от датчика одного приемника

    ,

    (5.2.33)

    а при групповом питании нескольких приемников

    .

    (5.2.34)

    Так как максимальный синхронизирующий момент пропорционален НС , то есть току, протекающему по обмотке ротора, то при питании нескольких приемников от одного датчика максимальный момент приемника уменьшается в отношении

    (5.2.35)

    То есть погрешность каждого приемника будет больше, чем при индивидуальном питании. Чтобы не допустить увеличение погрешности обычно при групповом питании в качестве датчика используют сельсин с уменьшенным сопротивлением, то есть применяют для этой цели сельсин большей мощности.

    В режиме непрерывного вращения сельсинов помимо рассмотренных выше трансформаторных ЭДС в фазах обмотки ротора, датчика и приемника возникают ЭДС вращения, которые по мере роста скорости вращения n уменьшают синхронизирующий момент. Величину динамического синхронизирующего момента в режиме вращения можно найти, используя метод симметричных составляющих. Однако при практических расчетах часто используют формулу Эйлера

     

    (5.2.36)

    где

    - относительная скорость вращения ротора сельсина. Согласно (5.2.36) на рис. 5.18 показана зависимость .

     

    Рис. 5.18. Зависимость динамического синхронизирующего момента от относительной скорости

    Обычно при динамический синхронизирующий момент приблизительно равен статическому . Поэтому, если требуется осуществить синхронное вращение нескольких осей при больших абсолютных значениях скорости, то обмотку возбуждения целесообразно питать от источника переменного тока повышенной частоты (чтобы относительная скорость была небольшой).

    В зависимости от величины допускаемой погрешности сельсины подразделяются на три класса точности (1,2 и 3). При работе сельсинов в индикаторном режиме погрешность датчика значительно меньше, чем у приемника, так как на последнюю погрешность сильно влияет момент трения. При работе в трансформаторном режиме момент трения приемника воспринимается исполнительным двигателем, поэтому погрешность сельсинов в этом режиме меньше, чем в индикаторном.

     

    pipec8.narod.ru


    Смотрите также