бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями. Шароглазов поршневые двигатели


Бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве источника механической энергии. Бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель содержит поршень (1), установленный в гильзу (2) цилиндра (3), закрепленного на корпусе (4) с внутренней цилиндрической вставкой (5), и ступенчатый выходной вал (6), связанный с поршнем (1) посредством механизма преобразования движения. Поршень (1) выполнен осесимметричным, наружная поверхность поршня образована совокупностью линейных образующих. Поршень (1) соединен с механизмом преобразования движения штоком (7), верхняя головка которого закреплена в подшипнике (8), установленном на внутренней поверхности днища поршня (1). Шток (7) другим концом жестко соединен с кареткой (9) механизма преобразования движения, установленной на оси (10) в подшипниках качения (11), опирающихся на беговую дорожку механизма преобразования движения. Одна из поверхностей беговой дорожки выполнена на нижней торцевой поверхности верхней части (12) цилиндрической вставки (5) корпуса (4), а другая - на верхней торцевой поверхности нижней части (13) цилиндрической части вставки (5) корпуса (4). Ступень выходного вала (6), связанная с поршнем через каретку механизма преобразования движения, выполнена в виде вилки. Технический результат заключается в повышении надежности работы и уменьшении габаритов. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению, и может быть использовано в качестве источника механической энергии в автомобилях, тракторах и других машинах.

Известны конструкции бескривошипных тепловых поршневых машин, в частности бескривошипный двигатель внутреннего сгорания (RU №2156871, F02B 75/26, F01B 9/06, заявл. 18.05.1999, опубл. 27.09.2000), содержащий гильзу, цилиндр, поршень, связанный с цилиндром при помощи тел вращения, входящих в сочленение с криволинейным бесконечным пазом, выполненным на наружной поверхности поршня. На выходном валу установлена пружина, имеющая предварительное сжатие. Один конец пружины опирается на буртик выходного вала, а другой - на нижний конец юбки поршня. Основными недостатками данного двигателя являются следующие: сложная конструкция поршня, обусловленная выполнением на его боковой поверхности профилированного паза, образующего беговую дорожку механизма преобразования движения; повышенные тепловые и механические деформации, обусловленные конструкцией поршня, что повышает вероятность клинения тел вращения, перемещающихся по беговой дорожке, и самого поршня. Названное обуславливает повышенные механические потери и снижение механического коэффициента полезного действия двигателя в первую очередь на режимах полных нагрузок, а также может стать причиной выхода из строя механизма преобразования движения на режимах частичных нагрузок, ввиду установки пружины, отрегулированной под номинальный режим работы двигателя.

Наиболее близким решением к заявляемому является конструкция бескривошипного двигателя внутреннего сгорания по патенту (RU №2264546, F02B 75/26, F01B 3/04, заявл. 08.04.2004, опубл. 20.11.2005). Двигатель содержит цилиндр, гильзу, поршень, ступенчатый выходной вал, одна из ступеней которого соединена с поршнем посредством оси. На выходной вал опирается одним из своих концов пружина. Ступень выходного вала, соединенная с поршнем, выполнена в виде стакана, стенки которого охватывают поршень. В стенках стакана выполнен сквозной радиальный канал, сообщающийся с впускной полостью двигателя. Торец стакана выполнен в виде криволинейной поверхности. На противоположных концах оси (цапфах), соединяющей поршень с валом, установлено по два подшипника качения. Внутренние по отношению к поршню подшипники опираются на криволинейную поверхность выходного вала, а наружные расположены в прямолинейных канавках корпуса. Второй конец пружины закреплен на оси подшипников.

Основными недостатками такого двигателя являются: сложная конструкция поршня и увеличенные габариты, что обусловлено достаточно большим количеством подшипников, а также необходимостью соединения поршня посредством пальца и пружины с выходным валом; нагруженность поршня крутящими усилиями; сложная конструкция механизма преобразования движения, повышенная нагрузка на подшипники грузового вала из-за непосредственного воздействия на них усилий со стороны поршня, особенно в период реализации рабочего хода поршня.

В основу предлагаемого изобретения положена техническая задача, заключающаяся в повышении надежности работы двигателя за счет снижения тепловых деформаций поршня, а также в упрощении конструкции двигателя и уменьшении габаритов.

Решение технической задачи достигается тем, что в бескривошипной поршневой тепловой машине-двигателе, содержащей поршень, установленный в гильзу цилиндра, закрепленного на корпусе с внутренней цилиндрической вставкой, ступенчатый выходной вал, связанный с поршнем посредством механизма преобразования движения, согласно изобретению поршень выполнен осесимметричным, наружная поверхность которого образована совокупностью линейных образующих, и соединен с механизмом преобразования движения штоком, верхняя головка которого закреплена в подшипнике, установленном на внутренней поверхности днища поршня, а другим концом шток жестко соединен с кареткой механизма преобразования движения, установленной на оси в подшипниках качения, опирающихся на беговую дорожку механизма преобразования движения, при этом одна из поверхностей беговой дорожки выполнена на нижней торцевой поверхности верхней части цилиндрической вставки корпуса, а другая - на верхней торцевой поверхности нижней части цилиндрической вставки корпуса, кроме того, ступень выходного вала, связанная с поршнем через каретку механизма преобразования движения, выполнена в виде вилки.

Выполнение поршня осесимметричной формы и соединение его через упорный подшипник посредством штока с кареткой механизма преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение грузового вала создает при уменьшении габаритов более низкие тепловые деформации поршня, обеспечивает хорошие пусковые качества, практическое отсутствие осевых нагрузок на грузовой вал (вал воспринимает и передает только вращательные нагрузки).

Предлагаемая бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель обеспечивает следующие преимущества:

- создание условий для снижения уровня тепловых и механических деформаций поршня машины-двигателя, что способствует снижению трения и механических потерь в двигателе, повышает его механический и эффективный кпд;

- поршень машины-двигателя разгружен от усилий, формирующих крутящий момент двигателя, что способствует повышению его надежности;

- упрощение конструкции поршня и механизма преобразования движения способствует снижению массы и габаритов машины-двигателя;

- снижение тепловых и механических напряжений, обусловленное осесимметричной конструкцией поршня, повышает надежность работы машины-двигателя.

Особенность машины-двигателя в том, что поршень связан с кареткой механизма преобразования движения посредством штока, верхняя головка которого жестко закреплена в подшипнике, установленном на внутренней поверхности днища поршня, что позволяет реализовать при возвратно-поступательном движении поршня вращательное движение оси и каретки механизма преобразования движения и выходного вала машины-двигателя. При этом поршень не нагружен крутящими усилиями.

Конструкция предлагаемого технического решения поясняется чертежами, где на фиг.1 дан продольный разрез поршневой тепловой машины; на фиг.2 представлена схема конструкции выходного вала.

Бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель содержит поршень 1, установленный в гильзу 2 цилиндра 3, закрепленного на корпусе 4 с внутренней цилиндрической вставкой 5, ступенчатый выходной вал 6, связанный с поршнем посредством механизма преобразования движения. Поршень соединен с механизмом преобразования движения штоком 7, верхняя головка которого закреплена в подшипнике 8, установленном на внутренней поверхности днища поршня. Другим концом шток жестко сочленен с кареткой 9 механизма преобразования движения, установленной на оси 10 в подшипниках качения 11, опирающихся на беговую дорожку механизма преобразования движения. Одна поверхность а беговой дорожки выполнена на нижней торцевой поверхности верхней части 12 цилиндрической вставки 5 корпуса 4, а другая поверхность б беговой дорожки выполнена на верхней торцевой поверхности нижней части 13 цилиндрической вставки 5 корпуса 4. Выходной вал 6 установлен на двух подшипниках 14 и 15 в корпусе 4 и крышке корпуса 16.

Запрессованная в корпус 4 цилиндрическая вставка 5 выполнена из двух частей 12 и 13, торцевые поверхности а и б которых, обращенные друг к другу, выполнены криволинейными и образуют замкнутый криволинейный паз беговой дорожки. Упорный подшипник 8 фиксируется в поршне крышкой 17.

В совокупности подшипники качения 11, криволинейный профиль торцев верхней 12 и нижней 13 частей вставки 5, каретка 9 на оси 10 представляют собой механизм преобразования движения.

Предлагаемая бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель работает по двухтактному циклу с петлевой щелевой системой газообмена.

Принцип действия машины-двигателя заключается в следующем. В процессе сгорания вследствие высокого давления рабочего тела в цилиндре 2 поршень 1 перемещается из ВМТ к НМТ. При этом его движение передается через упорный подшипник 8 на шток 7, который своим нижним концом соединен с кареткой 9 механизма преобразования движения. Ось 10 каретки механизма преобразования движения размещена своими концами (цапфами) в подшипниках качения 11, установленных в профилированном криволинейном пазу беговой дорожки, побуждает каретку механизма преобразования движения к вращательному движению. В связи с тем что корпус каретки имеет возможность перемещаться вдоль паза, образованного стержнями 18 и 19 вилки ступени выходного вала, вращательное движение передается на выходной вал 6.

Поскольку поршень связан с механизмом преобразования движения штоком 7, верхняя головка которого соединена с поршнем через подшипник 8, установленный на внутренней поверхности поршня, последний оказывается разгруженным от крутящих усилий (воспринимает только осевые нагрузки), что способствует повышению его работоспособности.

Предлагаемая бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель может быть использована в качестве источника механической энергии для привода транспортных машин и стационарных потребителей энергии (насосов, компрессоров, вентиляторов, транспортеров и др.) в различных отраслях промышленности. Существенным преимуществом предлагаемой конструкции является ее простота и технологичность, повышенный моторесурс и надежность, за счет придания основным деталям, прежде всего поршню, простых конструктивных форм, снижения нагрузок и хорошей ремонтопригодности.

Бескривошипная поршневая тепловая машина-двигатель, содержащая поршень, установленный в гильзу цилиндра, закрепленного на корпусе с внутренней цилиндрической вставкой, ступенчатый выходной вал, связанный с поршнем посредствам механизма преобразования движения, отличающаяся тем, что поршень выполнен осесимметричным, наружная поверхность которого образована совокупностью линейных образующих, и соединен с механизмом преобразования движения штоком, верхняя головка которого закреплена в подшипнике, установленном на внутренней поверхности днища поршня, а другим концом шток жестко соединен с кареткой механизма преобразования движения, установленной на оси в подшипниках качения, опирающихся на беговую дорожку механизма преобразования движения, при этом одна из поверхностей беговой дорожки выполнена на нижней торцевой поверхности верхней части цилиндрической вставки корпуса, а другая - на верхней торцевой поверхности нижней части цилиндрической части вставки корпуса, кроме того, ступень выходного вала, связанная с поршнем через каретку механизма преобразования движения, выполнена в виде вилки.

www.findpatent.ru

бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями - патент РФ 2117172

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, и позволяет повысить надежность работы двигателя при высоких динамических нагрузках, возможность форсировки (увеличения мощности) двигателя за счет изменения (увеличения) рабочего хода и устойчивости поршня, исключая возможность его перекоса и заклинивания. В процессах сгорания и расширения газы принуждают поршня 3 к поступательному движению, которое воспринимается сферическими телами (шарами) 6, расположенными в выполненных полусферических гнездах 5 на поршне и в цилиндре. Сферические тела, находясь в сочленении с пазами 2, выполненными в цилиндре 1, и с пазами 4, выполненными на поршнях 3, вынуждены катиться по криволинейным бесконечным профилям этих пазов, преобразуя тем самым поступательное движение поршня во вращательное, которое передается от сферических тел (шаров) на поршни. Вращательное движение от поршней передается на выходной вал 7 с помощью шестерен 8, через шлицевые втулки 10, связанные с поршнями, и шлицевых валов 9, на которых также установлены шестерни 8. Причем шлицевые вал и втулка в совокупности выполняют функцию передаточного механизма. 2 ил. Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Известны конструкции бесшатунных двигателей внутреннего сгорания, например двигатель Баландина, двигатель Ванкеля. Двигатель Баландина (см. Баландин С.С. Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания. - М: Машиностроение, 1972) содержит по меньшей мере цилиндр, поршень, шток, камеру сгорания, коленчатый вал. В двигателе Баландина преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное осуществляется при помощи коленчатого вала специальной конструкции. Двигатель Ванкеля (см. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигаталей. Под редакцией Орлина А.С. и др. -М. : Машиностроение, 1980, с.253) содержит корпус, ротор, камеру сгорания, источник воспламенения, выходной вал. В этом двигателе усилие от давления газов передается непосредственно вращающемуся ротору, а от ротора выходному валу. Наиболее близким к предлагаемому двигателю является бесшатунный двигатель (см. заявку ФРГ N 3831451, кл. F 02 B 75/32, 1990). Он содержит цилиндр с криволинейными бесконечными пазами на его внутренней поверхности, поршень, выходной вал, шестерни, камеру сгорания, топливную систему, механизм газораспределения и передаточный механизм. В этом двигателе поршень связан с цилиндром при помощи сферических тел, а с выходным валом через шестерни и шлицевой вал. Недостатком данного двигателя является ограниченная надежность, то есть плохая приспособляемость к восприятию высоких динамических нагрузок. Это связано с плохой устойчивостью поршня при перемещении его между крайними мертвыми точками, что может вызвать перекос поршня и его клинение в цилиндре. Изобретение решает задачу повышения надежности работы двигателя при высоких динамических нагрузках, повышения возможности форсировки (увеличения мощности) двигателя за счет изменения (увеличения) рабочего хода и повышения устойчивости поршня, тем самым исключая возможность его перекоса и клинения. Указанная задача решается тем, что в бесшатунном двигателе внутреннего сгорания, содержащем цилиндр с криволинейными бесконечными пазами на его внутренней поверхности, поршень, выходной вал, камеру сгорания, форсунку, механизм газораспределения, передаточный механизм, согласно изобретению на боковой поверхности поршня выполнен бесконечный криволинейный паз, соответствующий по форме и амплитуде упомянутому выше пазу цилиндра, кроме того двигатель снабжен по крайней мере одной дополнительной парой сферических тел, при этом все сферические тела расположены попарно диаметрально противоположно. Наличие дополнительного паза, выполненного на боковой поверхности поршня, и дополнительных сферических тел (шаров) позволяет получить дополнительную связь поршня с цилиндром, тем самым повышается поверхность опоры поршня. То есть вместо двух диаметрально противоположных точек опоры поршня, как у прототипа, в данном изобретении этих точек четыре, и они так же диаметрально противоположны при любом положении поршня при его движении от крайних мертвых точек. Совокупность заявленных признаков позволяет в значительной мере повысить надежность работы двигателя при высоких динамических нагрузках, повысить устойчивость поршня, тем самым исключить возможность перекоса и возможность клинения поршня в цилиндре. На фиг.1 изображен разрез двигателя; на фиг.2 - сечение А-А. Двигатель включает цилиндр 1 с выполненными на части длины его внутренней поверхности бесконечными криволинейными пазами 2, поршень 3 с выполненными на его боковой поверхности криволинейными бесконечными пазами 4, имеет, как и цилиндр, по паре полусферических гнезд 5, куда установлены сферические тела 6 (шары), которые входят в сочленение с соответствующими пазами на цилиндре и поршне. Поршни связаны с выходным валом 7 через шестерни 8 и шлицевые валы 9, которые посредством шлицов находятся в сочленении со шлицевыми втулками 10, закрепленными на поршнях. Поршни при схождении в совокупности с цилиндром образуют камеру сгорания 11. В поршне цилиндра установлены форсунки 12, выполнены продувочный 13 и выпускной 14 ресиверы. Выходной вал установлен в подшипниках 15. Двигатель работает как двигатель с прямоточной схемой газообмена с противоположно движущимися поршнями следующим образом. В процессах сгорания и расширения газы принуждают поршни 3 к поступательному движению, которое воспринимается сферическими телами 6 (шарами), расположенными в выполненных полусферических гнездах 5 на поршне и в цилиндре. Сферические тела, находясь в сочленении с пазами 2, выполненными в цилиндре 1, и с пазами 4, выполненными на поршнях 3, вынуждены катиться по криволинейным бесконечным профилям этих пазов, преобразуя тем самым поступательное движение поршня во вращательное, которое передается от сферических тел (шаров) на поршни. Вращательное движение от поршней передается на выходной вал 7 с помощью шестерен 8 через шлицевые втулки 10, связанные с поршнями, и шлицевых валов 9, на которых также установлены шестерни 8. Причем шлицевые вал и втулка в совокупности выполняют функцию передаточного механизма. Перемещение поршней от НМТ к ВМТ обеспечивается установленным на выходном валу маховиком (не показан). Таким образом, выполненный на поверхности поршня бесконечный криволинейный паз и наличие пар сферических (шаров) как в поршне, так и в цилиндре, позволяет повысить устойчивость поршня, тем самым исключая возможность его перекосов и клинения, так как поршень опирается в четырех диаметрально противоположных точках, а также повысить надежность двигателя при высоких динамических нагрузках. Предлагаемый двигатель может использоваться в личном, фермерском хозяйстве, а также на приусадебном участке как многофункциональный двигатель. А именно в качестве источника механической энергии на минитракторах, мотоблоках, мотокультиваторах, для привода компактных генераторов электрической энергии, гидронасосов и других целей. Кроме простоты конструкции, малой массы и габаритов, а также полной уравновешенности, этот двигатель удобен еще и тем, что отбор мощности можно осуществлять с обоих концов выходного вала, что удобно при работе с двигателем.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями, содержащий цилиндр с криволинейными бесконечными пазами на его внутренней поверхности, поршень, связанный с цилиндром при помощи сферических тел и взаимодействующий через шестерни с выходным валом, камеру сгорания, топливную систему, механизм газораспределения, передаточный механизм, отличающийся тем, что на боковой поверхности поршня выполнен бесконечный криволинейный паз, соответствующий по форме и амплитуде упомянутому пазу цилиндра, кроме того, двигатель снабжен по крайней мере одной дополнительной парой сферических тел, при этом все сферические тела расположены попарно диаметрально противоположно.

www.freepatent.ru

Формирование эксплуатационных свойств поршневых двс отраслевого назначения

Формирование эксплуатационных свойств поршневых ДВС отраслевого назначения

УралЭНИН.610.04.2015

Код ООП

Направление

Направленность

(профиль) программы магистратуры/

специализации

Номер

учебного

плана

Код

дисциплины по учебному

плану

13.04.03-01-2011 Энергетическое

машиностроение

Газотурбинные, паротурбинные установки и двигатели 5130

(2 версия)

Б1.13.2

Рабочая программа дисциплины составлена авторами:
№ п/п ФИО Ученая степень, ученое звание Должность Кафедра Подпись
1 Басс А. И. К.т.н., доцент Доцент Турбины и двигатели
Рабочая программа одобрена на заседании кафедр (учебно-методических советов):
Наименование

кафедры (УМС)

Дата

заседания

Номер протокола ФИО зав.кафедрой

(предс. УМС)

Подпись
1 Турбины и двигатели

(кафедра читающая и выпускающая*)

Ю.М. Бродов

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

7.1. Рекомендуемая литература

7.1.1. Основная литература

  1. Шароглазов, Б. А. Поршневые двигатели: теория, моделирование и расчёт процессов: учебник по курсу «Теория рабочих процессов и моделирование процессов в двигателях внутреннего сгорания» / Б. А. Шароглазов, В.В. Шишков; под ред. Б. А. Шароглазова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – 525с.
  2. Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов/ В. Н. Луканин, К. А. Морозов, А. С. Хачиян и др.; Под ред. В. Н. Луканина и М. Г. Шатрова. – М.: Высшая школа, 2007. – 479 с.
  3. Антропов Б. С. и др. Обеспечение работоспособности автотракторных дизельных двигателей. Ярославль : Издательство ЯГТУ, 2005 – 186 с.
  4. Вахламов В. К. Автомобили : Эксплуатационные свойства :учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Вахламов. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 240 с.

7.1.2. Дополнительная литература

  1. Ковылов Ю. Л. Теория рабочих процессов и моделирование процессов ДВС.
Самара : Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2013.
  1. Ждановский Н. С., Николаенко А. В. Надёжность и долговечность автотракторных двигателей. – Л. : Космос, 1981. 292 с.
  2. Костин А. К. и др. Работа дизелей в условиях эксплуатации : Справочник/А. К. Костин, Б. П. Пугачёв, Ю. Ю. Кочинев. Под общ. ред. А. К. Костина. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989. – 284 с.
  3. Мишин И. А. Долговечность двигателей. Изд-во «Машиностроение». 1968. 260 стр.
  4. Гурвич И. Б., Сыркин П. Э., Чумак В. И. Эксплуатационная надёжность автомобильных двигателей. – М.: Транспорт, 1994. – 144 с.
  5. Соловьёв Д. Е. Разработка метода диагностирования дизеля в условиях эксплуатации с использованием неустановившихся режимов работы : Дис. канд. техн. наук : 05.04.02 : Москва, 2004. 139 с. РГБ ОД, 61:04-5/1968
  6. Борисов М. В., Павлов И. А., Постников В. И. Ускоренные испытания машин на износостойкость как основа повышения их качества. Издательство стандартов, 1976 г., с. 352.
  7. Гоц А. Н., Морозов В. В., Сысоев С. Н. Моделирование нагрузок на детали поршневого двигателя на неустановившихся режимах : Изд-во ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». Владимир, 2012.
  8. Чернышев Г. Д. и др. Рабочий процесс и теплонапряжённость автомобильных дизелей / Г. Д. Чернышев, А. С. Хачиян, В. И. Пикус; под общ. ред. Г. Д. Чернышева – М.: Машиностроение, 1986. – 216 с: ил.
  9. Казаков С. А. Повышение эффективности неустановившихся режимов работы автотракторного дизеля 4Ч11/12,5 изменением физико-химических свойств топлива: Автореферат дис. канд. техн. наук : 05.04.02 / Рос. ун-т дружбы народов – Москва 2012.

7.1.3. Методические разработки

  1. Рудой, И.Б. Системы имитационного моделирования ДВС: учеб. пособие / И. Б. Рудой, А. А. Черноусов. – Уфа: Изд-во УГАТУ, 2008.
  2. Зейнетдинов Р. А., Дьяков И. Ф., Ярыгин С. В. Проектирование автотракторных двигателей. Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2004.- 168 с. ISBN 5-89146 – 000.
  3. Кадышев В. Г., Тиунов С. В. Расчёт рабочего процесса поршневых и комбинированных автотракторных двигателей. Учебное пособие. Набережные Челны: КамГПИ. 2002.

7.2. Программное обеспечение

Не используется.7.3. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информационно-справочные и поисковые системы

1. http://elibrary.ru – Научная библиотека Elibrary.ru.

2. http://www.polpred.com – база данных POLPRED.com.

3. http://elibrary.ustu.ru/resources/db/ - базы данных зональной научной библиотеки УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

4. Национальный цифровой ресурс Руконт – межотраслевая электронная библиотека на базе технологии Контекстум.7.4. Электронные образовательные ресурсы

1. Ковылов Ю. Л. Теория рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие /С. В. Крашенинников, Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. акад. С. П. Королёва (нац. исслед. ун-т), Ю. Л. Ковылов. – Самара: Изд-во СГАУ, 2011. – Электрон. текстовые и граф. www.twirpx.com/file/646270

l.120-bal.ru

бесшатунный двигатель внутреннего сгорания - патент РФ 2110691

Изобретение относится к области машиностроения, а именно двигателестроению, и может быть использовано в качестве двигателя внутреннего сгорания. Бесшатунный ДВС содержит корпус с гильзой, имеющей продувочные и выпускные окна и поршни со шлицевыми втулками, скользящими по шлицевым валам, на которых укреплены шестерни, взаимодействующие с шестернями синхронизирующего вала. По меньшей мере четыре передаточных механизма, каждый из которых состоит из втулки, укрепленной в корпусе двигателя, в которой размещена подпружиненная поворотная колодка (пята), имеющая два гнезда конической формы с находящимися в них телами вращения. Для каждого поршня передаточные механизмы размещены по-одному диаметрально противоположно друг другу в корпусе двигателя, и в процессе работы ДВС тела вращения перекатываются по бесконечным синусоидальным канавкам, выполненным на боковых поверхностях поршней, а колодки (пяты) при этом совершают колебательные движения вокруг своих осей в соответствии с наклоном канавок к осям поршней . Такая конструкция обеспечивает низкую механическую напряженность деталей ЦПГ двигателя, высокую плавность и безударность работы и устойчивость поршня, а также высокую надежность и значительный моторесурс ДВС. 4 ил. Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Известны конструкции бесшатунных двигателей внутреннего сгорания, например двигатель Баландина, двигатель Ванкеля. Двигатель Баландина (Баландин С. С. Бесшатунные двигатели внутреннего сгорания. - М.: Машиностроение, 1972) содержит по меньшей мере цилиндр, поршень, шток, камеру сгорания, коленчатый вал. В двигателе Баландина преобразование возвратно-поступательного движения во вращательное осуществляется при помощи коленчатого вала специальной конструкции. Двигатель Ванкеля (Орлин А.С. и др. Двигатель внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. - М.: Машиностроение, 1990, с.223) содержит корпус, ротор, камеру сгорания, источник воспламенения, выходной вал. В системе двигателя усилие от действия газов передается непосредственно вращающемуся ротору, а от ротора к выходному валу. Наиболее близкой к предлагаемому двигателю является конструкция бесшатунного двигателя внутреннего сгорания с вращающимися поршнями по патенту Российской Федерации N 2057948, кл. F 01 B 9/08. Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания содержит размещенные в корпусе гильзу цилиндра с продувочными и выпускными окнами, поршень, камеру сгорания, форсунку и передаточный механизм с телами вращения, взаимодействующий с одним из элементов цилиндропоршневой группы, содержащим на поверхности пазы, причем поршень установлен на валу, несущем шестерню, взаимодействующую с шестерней выходного вала. Недостатками такого двигателя являются: конструктивная и технологическая сложность и трудоемкость изготовления основных деталей двигателя и, в первую очередь, гильзы цилиндра с криволинейным пазом на ее внутренней поверхности и деталей передаточного механизма; высокая стоимость изготовления основных деталей двигателя вследствие их конструктивной сложности; высокая стоимость и трудоемкость эксплуатации, технического обслуживания и ремонта двигателя; сравнительно низкие мощностные, экономические, экологические и массогабаритные показатели. Изобретение решает задачу существенного улучшения конструкции, улучшения эксплуатационных (мощностных, экономических, экологических и массогабаритных) показателей и характеристик двигателя, повышение технологичности, снижение стоимости и трудоемкости изготовления деталей двигателя, а также его технического обслуживания и ремонта. Это достигается тем, что в бесшатунном двигателе внутреннего сгорания, содержащем размещенные в корпусе гильзу цилиндра с продувочными и выпускными окнами, поршень, камеру сгорания, форсунку и передаточный механизм с телами вращения, взаимодействующий с одним из элементов цилиндропоршневой группы, содержащим на поверхности пазы, поршень установлен на валу, несущем шестерню, взаимодействующую с шестерней выходного вала, а каждый из передаточных механизмов, которых в корпусе установлено по меньшей мере четыре, выполнен в виде втулки, в которой установлена подпружиненная поворотная колодка (пята), имеющая на своей полке гнезда конической формы, в которых установлены тела вращения, взаимодействующие с пазами поршня, выполненными бесконечными и криволинейными, а поршень установлен на шлицевом валу. На фиг.1 представлен схематический разрез бесшатунного двигателя на примере одноцилиндровой конструкции с противоположно движущимися поршнями; на фиг. 2 представлен схематический разрез деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) двигателя при нулевом угле наклона канавки; на фиг. 3 - то же при максимальном угле наклона канавки; на фиг. 5 а), б), в) условно показано взаимное положение тел вращения в колодке и канавки при различных положениях поршня. Бесшатунный ДВС содержит корпус 1 с гильзой цилиндра 2, в которой выполнены продувочные 3 и выпускные 4 окна, поршни 5, скользящие по шлицевым валам 6 и взаимодействующие с передаточными механизмами 7; шестерни 8, закрепленные на валах 6, взаимодействующие с шестернями 9 синхронизирующего (выходного) вала 10. Отбор мощности может быть осуществлен с любого конца вала 10. Особенностью двигателя является наличие по меньшей мере четырех передаточных механизмов 7, конструкция каждого из которых содержит следующие основные элементы: 11 - втулка, 12 - колодка, 13 - тела вращения, 14 - опорный диск, 15 - пружина, 16 - бесконечный криволинейный паз. Передаточные механизмы 7 размещены в корпусе 1 бесшатунного ДВС и взаимодействуют с бесконечными криволинейными пазами 16 поршней 5. Двигатель работает следующим образом. В процессе сгорания и расширения газы, находящиеся в цилиндре 2, заставляют поршень 5 двигаться от ВМТ к НМТ. При этом поршни 5 посредством бесконечных синусоидальных 16 на боковых поверхностях взаимодействуют с передаточными механизмами 7, укрепленными в корпусе 1 двигателя. Вследствие перекатывания тел вращения 13 передаточных устройств 7 по пазам 16 поршней 5 поступательное движение последних преобразуется во вращательное, которое через шлицевые втулки, скользящие по шлицевым валам 6, и шестерни 8 передается на выходной вал 10 двигателя. Перемещение поршней 5 от наружной мертвой точки (НМТ) к внутренней мертвой точке (ВМТ) осуществляется при помощи маховика (не показан). Такая конструкция ДВС обеспечивает значительное снижение механической напряженности деталей ЦПГ вследствие двукратного увеличения числа элементов конструкции, воспринимающих нагрузку (шариков), а также соответствующего увеличения площадей поверхностей контакта соприкасающихся деталей, как следствие п.1 возможность применения общепринятых в двигателестроении материалов ЦПГ без ухудшения технологичности и удорожания конструкции ДВС, высокую плавность движения поршня, его повышенную устойчивость в колодках (пятах), а также отсутствие в процессе работы двигателя ударных нагрузок, вибраций, неустойчивости работы, перекосов и смещений поршня, улучшение условий смазки ЦПГ вследствие высокой плавности и безударности ее работы, а также повышение топливной экономичности двигателя, повышение надежности работы и моторесурса двигателя. Бесшатунный ДВС может быть использован в машинах и механизмах наземного транспорта, а также для привода электрогенераторов, насосов, компрессоров и других промышленных и бытовых потребителей.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания, содержащий размещенные в корпусе гильзу цилиндра с продувочными и выпускными окнами, поршень, камеру сгорания, форсунку и передаточный механизм с телами вращения, взаимодействующий с одним из элементов цилиндропоршневой группы, содержащим на поверхности пазы, причем поршень установлен на валу, несущем шестерню, взаимодействующую с шестерней выходного вала, отличающийся тем, что каждый из передаточных механизмов, которых в корпусе установлено по меньшей мере четыре, выполнен в виде втулки, в которой размещена подпружиненная поворотная колодка (пята), имеющая на своей полке гнезда конической формы, в которых установлены тела вращения, взаимодействующие с пазами поршня, выполненными бесконечными и криволинейными, а поршень установлен на шлицевом валу.

www.freepatent.ru

бесшатунный двигатель внутреннего сгорания с вращающимися поршнями - патент РФ 2097589

Использование: двигталелестроение. Сущность изобретения: в процессе сгорания и расширения газы принуждают поршни 3 к поступательному движению, которое воспринимается передаточным механизмом, включающим сферические тела (шары 4), расположенные в выполненных на поверхности поршня полусферических гнездах. Шары, находясь в сочленении с пазами, выполненными в цилиндре, вынуждены катиться по криволинейным бесконечным профилям данных пазов, преобразуя тем самым поступательное движение во вращательное, которое передается от шаров на поршни. Вращательное движение передается на шестерни 13 при помощи шлицевых втулок 5, которые крепятся на поршнях, и шлицевых валов 6, связанных со шлицевыми втулками, на которых установлены шестерни 13, которые через шестерни 12 вращают выходной вал 11. Причем данные шлицевые валы в продольном направлении остаются неподвижными, а поршни имеют возможность движения вдоль этих валов. Выходной вал и шестерни одновременно выполняют функцию механизма синхронизации движения поршней. 3 ил. Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Известен бесшатунный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с криволинейными бесконечными пазами на его внутренней поверхности, поршень, связанный с цилиндром при помощи сферических тел и взаимодействующий через шестерни с выходным валом, камеру сгорания, топливную систему, механизм газораспределения, и передаточный механизм, причем поршень связан с одной из шестерен через шлицевой вал. Недостаток известного двигателя заключается в недостаточной надежности работы при высоких динамических нагрузках. Задача изобретения улучшение конструкции двигателя путем повышения надежности работы при высоких динамических нагрузках, а также снижение массы поршневой группы за счет изменения ее конструкции. Задача решается тем, что в бесшатунном двигателе внутреннего сгорания, содержащем цилиндр с криволинейными бесконечными пазами по его внутренней поверхности, поршень, взаимодействующий через шестерни с выходным валом, камеру сгорания, топливную систему, механизм газораспределения и передаточный механизм, поршень связан с одной из вышеупомянутых шестерен через шлицевой вал, установленный в шлицевой втулке, закрепленный на поршне, причем поршень связан с цилиндром при помощи сферических тел, установленных в гнездах поршня. Наличие на поршне шлицевой втулки, которая входит в соединение со шлицевым валом, на котором установлена шестерня, входящая в зацепление с шестерней выходного вала, позволяет осуществить передачу вращательного движения выходному валу. Причем вал в продольном направлении остается неподвижным и это обстоятельство позволяет существенно уменьшить габариты двигателя. Наличие в поршне сферических тел (шаров), установленных в полусферические гнезда и имеющих возможность движения по криволинейным бесконечным пазам, выполненным в цилиндре, позволяет повысить надежность работы за счет повышения жесткости поршня. На фиг. 1 изображен двигатель, разрез; на фиг. 2 поршневая группа, разрез; на фиг. 3 сечение А-А на фиг. 2. Двигатель включает цилиндр 1 с выполненными на части длины его внутренней поверхности бесконечными криволинейными пазами 2, поршни 3, с установленными в полусферические гнезда шарами 4, которые входят в сочленение с соответствующими пазами в цилиндре. С поршнями связаны шлицевые втулки 5, входящие при помощи шлицевого соединения в сочленение со шлицевыми валами 6. В корпусе цилиндра выполнены форсунки 7, продувочный 9 и выпускной 9 рессиверы. В подшипниках 10 установлен выходной вал 11 с установленной на нем шестерней 12 механизма синхронизации движений поршней, которые входят в зацепление с шестернями 13, закрепленными на шлицевых валах. Выходной вал установлен в подшипниках 14. Двигатель работает как двигатель с прямоточной схемой газообмена с противоположно движущимися поршнями следующим образом. В процессе сгорания и расширения газа принуждают поршни 3 к поступательному движению, которое воспринимается передаточным механизмом, включающим шары 4, расположенные в выполненных на поверхности поршня полусферических гнездах. Шары, находясь в сочленении с пазами 2, выполненными в цилиндре 1, вынуждены катиться по криволинейным бесконечным профилям данных пахов, преобразуя тем самым поступательное движение во вращательное, которое передается от шаров на поршни. Вращательное движение передается на шестерни 13 при помощи шлицевых втулок 5, которые крепятся на поршнях и шлицевых валов 6, связанных со шлицевыми втулками, на которых установлены шестерни 13, которые через шестерни 12 вращают выходной вал 11, причем данные шлицевые валы в продольном направлении остаются неподвижными, а поршни имеют возможность движения вдоль этих валов. Выходной вал и шестерни одновременно выполняют функцию механизма синхронизации движения поршней. Перемещение поршней от нижней мертвой точки (НМТ) к верхней мертвой точке (ВМТ) обеспечивается установленным на выходном валу маховиком (не показан). Предлагаемый двигатель может использоваться в личном и фермерском хозяйстве, а также и на приусадебном участке в качестве привода электрогенератора, механизированного кулитиватора, водяного насоса, лебедки и др. Предлагаемый для данного использования двигатель имеет ряд преимуществ по сравнению с другими двигателями благодаря сравнительно небольшой массе и габаритам при достаточной мощности. Данный двигатель удобен в использовании еще и тем, что отбор мощности можно осуществить с обоих концов выходного вала, что весьма удобно при работе как на фермерском, так и в личном хозяйстве.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с криволинейными бесконечными пазами на его внутренней поверхности, поршень, связанный с цилиндром при помощи сферических тел и взаимодействующий через шестерни с выходным валом, камеру сгорания, топливную систему, механизм газораспределения и передаточный механизм, причем поршень связан с одной из шестерен через шлицевой вал, отличающийся тем, что связь поршня с шлицевым валом выполнена в виде шлицевой втулки, закрепленной на поршне, а сферические тела установлены в полусферические гнезда на поршне.

www.freepatent.ru

Поршневые двигатели внутреннего сгорания развитие науки

Степени сжатия у безнаддувных двигателей достигают значения 18-22, и 13-15 у наддувных высокофорсированных двигателей.[16] Область применения этих двигателей очень широка: генераторы, автомобили как грузовые так и легковые, трактора, тепловозы, судна и корабли, самолеты, вспомогательные энергетические установки как на кораблях так и на электростанциях, приводы насосов и т.д. и т.п.

Соблюдается тенденция, чем больше двигатель (а именно диаметр цилиндра и ход поршня) и чем менее он оборотистый – тем более он экономичен.

Как было изложено выше, в основу работы двигателей внутреннего сгорания положены три идеальных цикла, которые отличаются способом подвода теплоты, при одинаковом способе отвода тепла, а именно при V=const. Эти циклы в координатах p-V изображаются следующим образом.

Рис.1

Необходимо указать на неправильно существовавшую терминологию циклов двигателей внутреннего сгорания. Циклы раньше именовались: Отто, Дизеля, Сабатэ. Следует признать, что такая терминология должна быть отброшена как явно неправильная, на основании следующих соображений.

Николай Отто построил в 1876-1878 годах четырехтактный газовый двигатель с предварительным сжатием смеси и сгоранием при постоянном объеме; но он не является автором такого цикла. Такой цикл много раньше, в 1826 г., предложил Бо-де-Роша и описал его в выпущенной им брошюре. Можно говорить о двигателе Отто, но нельзя говорить о цикле Отто.

Цикл сгорания топлива при постоянном давлении неправильно именовать циклом Дизеля, так как Дизель предлагал вести сгорание топлива по изотерме и запатентовал такой способ сгорания топлива. Но уже в самом начале опытов, было установлено, что цикл, предложенный Р. Дизелем, не имеет никакого практического и теоретического значения. Всякое приближение процессов горения к изотермическому вело к увеличению расхода топлива. В 1899 г. проф. Депп Г.П. провел испытания двух двигателей с самостоятельным воспламенением, один усовершенствованный русскими инженерами завода «Л. Нобеля» двигатель Дизеля, второй Аусбургского завода, построенного под наблюдением самого Дизеля. Анализ индикаторной диаграммы двигателя завода «Л.Нобеля» показал, что линия сгорания топлива протекает по изобаре.

В то время, как индикаторная диаграмма Аусбургского завода показала, что этот двигатель работал по циклу, не похожему ни на один цикл работы двигателя со сгоранием по изобаре. Таким образом, цикл работы двигателя со сгоранием по изобаре был впервые осуществлен в России.

Что касается наименования цикла смешанного сгорания циклом Сабатэ, так это еще менее обосновано. Сабатэ в 1898 году получил в России патент №19155 не на цикл, а на особую конструкцию распылителя, который впрыскивал топливо в рабочий цилиндр в два последовательных отрезка времени с целью осуществить цикл смешанного сгорания. Между тем, уже в 1904 году проф.[17] Майером был испытан двигатель, построенный Тринклером на Путиловском заводе в 1902 г. Снятая индикаторная диаграмма показала, что сгорание в двигателе происходило по смешанному циклу. Таким образом, доказано, что первым в мире двигателем с самовоспламенением, работающим по циклу смешанного сгорания, был двигатель конструкции Тринклера.

Поэтому, чтобы избежать разноречий в наименовании циклов, циклы Отто, Дизеля, Сабатэ следует именовать, соответственно, циклами быстрого, постоянного и смешанного сгорания, которые положены в основу работы карбюраторного, компрессорного и бескомпрессорного двигателей.

В данной реферативной работе мы изучили историю развития, разновидности двигателей внутреннего сгорания с точки зрения истории философии науки и техники, получили дополнительные знания по данной теме.

Анализируя техническое изобретение двигателя внутреннего сгорания, мы сможем предположить, что научная база, основные принципы изобретения двигателя внутреннего сгорания, к этому времени была уже построена. Начался процесс осуществления задачи, приведший к появлению собственно двигателя внутреннего сгорания, тех главных частей в конструкции и функционировании, которые сохранились до текущего момента.

Современные идеи о возможности увеличения степени сжатия двигателей внутреннего сгорания до сверхвысоких величин на новом этапе времени, как выразился один из уважаемых профессоров, приводят теоретиков и конструкторов- практиков в ужас. В основе такого подхода и неадекватного восприятия фактов лежит не фантастичность идей, а консерватизм мышления. Идея после ее реализации в жизнь не может считаться фантастичной. История развития науки, в том числе и теории ДВС, фактически есть история борьбы и преодоления таких «ужасов». Если прочитать историю жизни Р.Дизеля, то его идеи вызывали у известных теоретиков и практиков того времени не меньший «ужас».

1. Брозе Д.Д. Сгорание в поршневых двигателях. – М.: Машиностроение, 1969. – 248 с.: ил.

2. Вибе И. И. Теория двигателей внутреннего сгорания. Конспект лекций. – Челябинск: ЧПИ, 1974.

3. Вибе И. И. Новое о рабочем цикле двигателя (скорость сгорания и рабочий цикл двигателя). – М. – Свердловск: Машгиз, 1962.

4. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов. – М.: Высшая школа. МАДИ (ГТУ), 2005.

5. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов / Б. А. Шароглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев // под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора технических наук Б. А. Шароглазова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – 197 с.

6. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. – М.: Машиностроение, 1990. – 288 с. : ил.

7. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, В. И. Ивин и др. Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова, – М., Машиностроение, 1983.

8. Дьяченко Н. Х., Костин А. К., Мельников Г. В. и др. Теория двигателей внутреннего сгорания. – М. – Л.: Машиностроение, 1965.

9. Махалдиани В. В., Эджибия И. Ф., Леонидзе А. М. Двигатели внутреннего сгорания с автоматическим регулированием степени сжатия. – Тбилиси: Мецниереба, 1973. – 271 с.

10. Махалдиани В. В. О двигателях автоматическим регулированием степеней сжатия // Доклады семинара по двигателям внутреннего сгорания савтоматическом регулирования степеней сжатия. – Тбилиси: Мецниереба, 1976. – 76 с.

11. Орлин А. С., Вырубов Д. Н. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей. – М.:, Машиностроение, 1971. –125 с.

12. Теория ДВС: Учебник / Под ред. Н.Х. Дьяченко. – Л.: Машиностроение, 1974. – 552 с.: ил.

13. Цветков В. Т. Двигатели внутреннего сгорания. – Харьков: Изд. ХГУ, 1960. – 343 с.

14. Чайнов Н., Косарев В., Панин В. Проблемы поршневого двигателестроения в России: Двигатель. – М., 2000. – № 3. – С.21-26.

15. Энгельс Ф. Диалектика природы. – Л.: Госполитиздат, 1952.

[1] Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов. – М.: Высшая школа. МАДИ (ГТУ), 2005. – С.12-13.

[2] Теория ДВС: Учебник / Под ред. Н.Х. Дьяченко. – Л.: Машиностроение, 1974. – 552 с.: ил. С.44

[3] Теория ДВС: Учебник / Под ред. Н.Х. Дьяченко. – Л.: Машиностроение, 1974. – 552 с.: ил. С.46

[4] Цветков В. Т. Двигатели внутреннего сгорания. – Харьков: Изд. ХГУ, 1960. – 343 с. С.57

[5] Там же. – С. 58

[6] Орлин А. С., Вырубов Д. Н. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей. – М.:, Машиностроение, 1971. –125 с. – С. 32

[7] Вибе И. И. Теория двигателей внутреннего сгорания. Конспект лекций. – Челябинск: ЧПИ, 1974.

[8] Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, В. И. Ивин и др. Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова, – М., Машиностроение, 1983.

[9] Там же. – С. 61

[10] Вибе И. И. Теория двигателей внутреннего сгорания. Конспект лекций. – Челябинск: ЧПИ, 1974.

[11] Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. / Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. – М.: Машиностроение, 1990. – 288 с. : ил.

[12] Чайнов Н., Косарев В., Панин В. Проблемы поршневого двигателестроения в России: Двигатель. – М., 2000. – № 3. – С.21.

[13] Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов / Б. А. Шароглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев // под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора технических наук Б. А. Шароглазова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – 197 с.

[14] Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов / Б. А. Шароглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев // под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора технических наук Б. А. Шароглазова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – 197 с.

[15] Дьяченко Н. Х., Костин А. К., Мельников Г. В. и др. Теория двигателей внутреннего сгорания. – М. – Л.: Машиностроение, 1965.

[16] Там же. – С. 48

[17] Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов / Б. А. Шароглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев // под редакцией заслуженного деятеля науки РФ, профессора, доктора технических наук Б. А. Шароглазова. – Челябинск: ЮУрГУ, 2004. – 197 с. – С. 78

mirznanii.com

Шароглазов, Борис Александрович - Поршневые двигатели: теория, моделирование и расчёт процессов [Текст] : учебник по курсу "Теория рабочих процессов и моделирование процессов в двигателях внутреннего сгорания" : для высших учебных заведений, обучающихся по специальности 140501 "Двигатели внутреннего сгорания" направления подготовки 140500 "Энергомашиностроение"

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru