Скорпион двигатель


«Скорпион 2М»: разработка, описание и особенности

Сегодня мы обсудим внедорожник «Скорпион 2М», который изначально был создан для военных целей. Армия РФ имеет в своем подразделении легкие горные бригады. Чтобы реализовывать боевые задачи, гарнизон должен быть высокоманевренным, уровень огневой мощи требуется высокий. Кроме того, бригада должна находиться во взаимодействии с артиллерийскими и авиационными подразделениями.

Предшественник

Как правило, в армии пользуются транспортными средствами марки «УАЗ». Однако машина, имеющая богатую историю, не совсем пригодна для современных военных условий. Она не способна полностью защитить команду, и на ней невозможна установка дополнительных огнестрельных орудий. А эксплуатация машины лишь для транспортировки команды и грузов не особо интересна. В данный момент на военном полигоне испытываются некоторые усовершенствованные модели, в частности УАЗ «Скорпион 2М». Если он покажет себя с лучшей стороны, то будет взят на вооружение.

Создание

ЗАО «Корпорация Защита» непосредственно занималась разработкой нового внедорожника «Скорпион-2М». В период с конца 2010–начала 2011 года специалистам Минобороны были представлены его прототипы. Изучив их, военные заинтересовались этой техникой. В 2011 году эти опытные образцы были опробованы на практике, и на основе получившихся показателей сформированы требования к готовой модели. Необходимо подчеркнуть тот факт, что не стоит сравнивать машины семейств «Тигр», «Волк» и «Рысь» и автомобиль «Скорпион 2М». Масса новых транспортных средств намного меньше, то есть их весовая категория совсем иная. Да и в характеристиках ничем не уступает аналогам западной сборки.

Грузоподъемность

Военные требуют, чтобы у машины была высокая проходимость в условиях бездорожья. Здесь уместно отметить, что автомобиль «Скорпион 2М» может осуществлять перевозку 1085 кг. Полная масса небронированных модификаций машины, которые созданы для того, чтобы использовать как легкое штурмовое средство передвижения, - 3500 кг. В будущем шасси модели «Скорпион 2М» не будет модернизироваться. Их спроектировали на полную массу 5500 кг, с прицелом на будущую бронезащиту весом в 700 кг по 5-му классу и еще 200 кг по 6А классу. Также компанией «Защита» была сделана независимая подвеска в новом транспортном средстве с клиренсом 310 мм. Благодаря этому новшеству даже неквалифицированный водитель сможет управлять машиной на городских дорогах, так как модель стала устойчивой. Да и бездорожье не помешает автомобилю показать хорошие результаты. «Скорпион 2М» является полностью безопасной машиной. При гражданской эксплуатации транспортного средства ему присуждается привычная категория водителя «В». Управление мало чем отличается от обычного легкового автомобиля.

Польский мотор с российским акцентом

В транспортное средство модели «Скорпион 2М» встроен 4-тактный двигатель Andoria 0501 ADCR, работающий на дизельном топливе, в комплекте с которым идет турбонаддув и промежуточное охлаждение воздуха, объемом 2636 сантиметров кубических. Это способствует обеспечению высоких тягодинамических показателей. Мощность мотора достигает максимальной отметки в 100 кВт. В двигателе установлен предпусковой подогреватель Eberspecher. Все оборудование, предусмотренное на машине, принадлежит российскому производству. Польская фирма Andoria-Mot Sp. Z o.o., исходя из лицензионного соглашения, будет выпускать двигатели на территории РФ. Произведенная продукция станет основной для вооруженных сил нашей страны. На данный момент изготовление двигателя зафиксировано на этапе крупноузловой сборки. Если «Скорпион» все же будет использоваться в российских вооруженных силах, то запустят крупносерийное производство. Оно предполагает 100%-е использование двигателей. Таким образом, корпорация «Защита» будет обслуживать машину на протяжении десяти лет и готова взять на себя утилизацию транспортного средства. Автомобиль способен развить скорость - 130 км/ч. А вот при движении по бездорожному покрытию данные показатели снижаются до 60-80 км/ч. Этот автомобиль расходует 14 литров топлива. Разработчики создали в нем два семидесятилитровых бака. При этом имеется возможность перекачать топливо, если одна из емкостей повреждена.

Маневр, защита, огонь

Чтобы полностью испытать и проверить все характеристики автомобиля, над ним было проведено порядка 80 лабораторных работ, где его взвешивали, измеряли эргономические показатели и проверяли в жесточайших погодных условиях. В Подмосковье проверили три вида автомобиля. У первого «Скорпион 2М» открытый каркас безопасности. Условия погоды позволяют оборудовать его мягким утепленным тентом. У следующего типа транспортного средства жесткий кузов. Он оборудуется броней 5-го класса. Вышеупомянутые транспортные средства способны осуществлять перевозку 8 военнослужащих с полным обмундированием. Снаряженная масса третьего автомобиля «Скорпион ЛТА» равна 4500 кг. Это транспортное средство разработано в качестве легкого тактического решения, которое является высокомобильным, проходимым и надежным. Кроме того, этот автомобиль готов для решения любых военных задач. Машина сможет вместить в себя пятерых членов экипажа.

Заключение

Безусловно, многие военные спорят об уровне и типе защиты для техники данного класса. Кто-то предлагает обезопасить двигатель, так как это поможет быстро покинуть огневую зону противника. Тем самым в команде будут минимальные потери. Чтобы обезопасить себя, военнослужащие смогут использовать свои индивидуальные средства защиты. А вот другие считают, что выход из-под огня противника будет делом нелегким, тем самым лучше бронировать транспортный отсек автомобиля, который дополнительно защитит личный состав. Вот мы и разобрались в основных особенностях, которые имеет машина «Скорпион 2М».

fb.ru

Бронеавтомобили "Скорпион": описание и характеристики

Современный бой отличается стремительностью. Для победы войска должны превосходить противника не только огневой мощью, но и уровнем маневренности. Зачастую успех операций зависит от мобильных групп, решающих «точечные» задачи. Ввиду этого министерство обороны России постоянно пополняет парк военной техники новыми экземплярами автомобилей. Так были приняты на вооружение российские бронеавтомобили «Скорпион» от корпорации «Защита».

Историческая справка

Впервые бронемашина была представлена общественности в 2011 году на международной выставке «Комплексная защита 2011». Но идея бронировать автомобиль УАЗ (на базе которого сконструирован бронеавтомобиль) появилась в 1993 году. Первые машины успешно прошли испытания Минобороны РФ, но поставлялись исключительно для внутренних силовых структур – военное ведомство не проявляло интереса к новым видам техники.Стремление расширить номенклатуру производства сподвигло отечественную корпорацию «Защита» сконструировать бронированный автомобиль для инкассации. Позднее, ощутив потенциал бронемашин, было принято решения о разработке моделей для силовых структур. Так появились бронеавтомобили «Скорпион» и «Булат», защитные свойства которых не смогли превзойти многие зарубежные экземпляры. И в ноябре 2016 года, после успешного завершения испытаний, «Скорпион» был принят на вооружение.

Тактико-технические характеристики

По словам представителя компании «Защита», автомобиль обладает уникальными характеристиками проходимости и способен развивать скорость до 130 км/ч по любому бездорожью. Уровень защищенности машины от мин, огнестрельного и прочего оружия находится на уровне 5 класса. Техника обеспечивает защиту экипажа от взрывчатых веществ мощностью до 6 кг в тротиловом эквиваленте.Кузов автомобиля – универсал, количество дверей – 5. Они открываются «шкафом», то есть разъезжаются в стороны. По словам конструкторов, такое решение было принято с целью обеспечить дополнительную защиту экипажа в то время, когда он покидает бронеавтомобиль «Скорпион». ТТХ не уступают современным представителям класса:

  • максимальная скорость – 130 км/ч;
  • дорожный просвет – 300 мм;
  • запас хода (возможность движения без дозаправки) – 1000 км;
  • снаряженная масса – до 4300 кг, полная – 5 тонн;
  • грузоподъемность – 1500 кг;
  • габариты – 519х215х206 метра;
  • количество мест для экипажа – от 5 до 8 человек, в зависимости от модификации.

Компоновка автомобиля – переднемоторная, полноприводная, колесная формула – 4х4. В качестве силовой установки используется дизельный двигатель польского производства «Андория».

Оснащение бронеавтомобиля

Силовая установка бронемашины представлена дизельным двигателем польского производства «Андория». В настоящее время это единственный элемент, поставляемый иностранной компанией. На данном этапе планируется наладить производство установок на заводах в России.Именно мотор наделяет столь высокой маневренностью бронеавтомобиль «Скорпион». Двигатель отвечает современным требованиям надежности и имеет следующие характеристики:

  • крутящий момент – 750 Н*м, или 1800 оборотов в минуту;
  • максимальная мощность – 280 лошадиных сил;
  • тип коробки передач – автоматическая, 6-ти диапазонная;
  • объем – 6600;
  • диапазон рабочих температур – от -50 до +50 градусов по Цельсию.

Мотор для министерства внутренних дел отвечает стандартам Евро-5, обладает немного сниженными характеристиками. Для питания мотора установлено два топливных бака (по бортам автомобиля) с особым наполнителем – пенополиуретаном. Емкости обладают способностью «самозатягиваться», ликвидирую тем самым любую пробоину, предотвращая потерю и воспламенение топлива.

Модификации бронеавтомобиля

Во время подготовки к государственным испытаниям бронемашины серии «Скорпион» по кодам ОКП получили индекс ЛША – легкий штурмовой автомобиль. Техника с данным индексом предназначается исключительно для министерства обороны России. Она, в свою очередь, делится на три подтипа, в зависимости от предназначения:

  • бронеавтомобиль «Скорпион» ЛША-2Б позиционируется как бронированный;
  • спецтехника ЛША-1 имеет тентовую крышу, предназначена для эксплуатации в жарком климате;
  • бронемашина ЛША-2 отличается возможностью установки как тентовой, так и жесткой крыши.

Кроме того, наименование техники может дополнять литерал «2М» («Скорпион-2М»). Такие бронеавтомобили предназначены для иностр. заказчиков и других силовых структур. Принципиальных отличий в своей конструкции они не имеют.

Предназначение

В настоящее время представленные модификации бронетехники эксплуатируются подразделениями специального назначения и воздушно-десантных войск. Автомобиль ЛША-2Б предназначен для перевозки личного состава и решения специальных задач. Версии ЛША-2 и ЛША-1 планируется использовать для ведения боевых действий в жарком или умеренном климате.

В будущем минобороны России планирует расширить сферы эксплуатации техники. Так, в скором времени бронеавтомобили «Скорпион» будут приспособлены под медицинские и командно-штабные транспортные средства. База автомобиля станет основой для машин связи с радиолокационными средствами.

Бронирование

Бронирование автомобиля соответствует 5 классу ГОСТ Р 50963-96 и обеспечивает надежную защиту от патрона 7.62х54R, коим оснащены большинство армий мира и вооруженные бандформирования. В будущем возможно повышение уровня защиты до класса 6а, но только за счет снижения грузоподъемности и количества мест для экипажа.

С защитой от мин отлично справляется V-образное дно – оно прекрасно зарекомендовала себя в ходе современных боевых действий. Во время подрыва взрывчатого вещества разрушающее действие снаряда перераспределяется, «скользит» по покатым стенкам, защищает экипаж от удара.

Бронеавтомобили «Скорпион» не имеют бронированного двигателя. Это связано с увеличением общей массы на 300-400 кг при установке защитных модулей, что приведет к смене класса техники. Корпус оснащен противоосколочным подбоем, который также служит в качестве дополнительной преграды от пуль.

Испытания на противоминную стойкость

Во время испытаний по требованию министерства обороны РФ внутрь автомобиля был помещен манекен Hybrid III. Он позволил получить данные, касающиеся нагрузок, оказывающих влияние на человеческий организм во время подрыва взрывчатого вещества. В частности нагрузку на позвоночник и шейный отдел, звуковое давление (в том числе и на глазные яблоки).Этих данных достаточно для формирования представления о состоянии человеческого организма во время взрыва. В ходе испытаний под бронеавтомобили «Скорпион» был помещен заряд мощность 2 кг в тротиловом эквиваленте, со взрывом которого модели отлично справились. Кроме того, было произведено 156 выстрелов из снайперской винтовки Драгунова (СВД). Все результаты удовлетворили требованиям минобороны.

Места для экипажа

Испытания вооружения «Скорпиона» не были выполнены по одной простой причине – министерство обороны пока окончательно не определилось с комплектацией автомобиля. В боевом оснащении, когда в машине способно разместиться до 6 человек, не считая командира и механика-водителя, отсутствует место для турели.

В случае же установки защищенного пулемета количество мест для экипажа снизится до 4. Это связано с необходимостью предоставить место под стеллажи с боеприпасами. Если же бронеавтомобили «Скорпион» оснастить модулем дистанционного огня количество свободных мест останется неизменным, но добавится «кресло» для оператора огня.

Внутреннее оснащение

Министерству обороны РФ поставляются шестиместные бронеавтомобили без люка для пулемета. Для размещения экипажа установлены отдельные кресла, которые подверглись конфигурации и переоснащению – была изменена форма подушек и спинок, а также доработаны подножки. Согласно тесту на «комфортность» в таком кресле человек, не меняя своего положения, способен провести до 6 часов.Кресла экипажа крепятся к боковой стенке, а водителя и командира несколько по-иному – к пиллерсам. Дополнительной защитой от осколков обеспечивает амортизированный подвижный фальшпол, который показал лучшую эффективность на испытаниях, нежели противоминные коврики. В бронеавтомобили «Скорпион» 2.Б можно установить специальные подставки для бронежилетов, чтобы военнослужащие могли снять с себя нагрузку во время транспортировки. Крепления для оружия предусмотрены лишь для водителя и командира.

Для вентиляции воздуха в салоне возможна установка фильтрвентиляционного устройства ФВУ-100А. Но она отсутствует в моделях, изготавливаемых по заказу минобороны. В таких бронеавтомобилях воздух вентилируется принудительно посредством эвакуационного люка. Даже в открытом положении (в режиме вентиляции) он не простреливается.

Возможное вооружение

Точных сведений о вооружении бронемашин нет. Известно, что модели могут комплектоваться в нескольких вариантах:

  • одновременно два пулемета: «Печенег» и «Корд»;
  • комбинация из пулемета и автоматического станкового гранатомета АГС.

Все вооружение ставится на открытую турель. Специально для пулеметов «Корд» была разработана коробка на 200 боеприпасов. Существенным минусом такой установки оружия можно назвать способ перезарядки – она осуществляется снаружи.Возможна установка дистанционно управляемого модуля вооружения (ДУМВ), который был разработан предприятием КБ «Дисплей» из Витебска совместно с ковровским заводом имени Дегтярева. Модулем сможет управлять как командир, так и оператор, для которого определенно место непосредственно под турелью.

Возможность транспортировки авиатранспортом

Двумя способами можно транспортировать бронеавтомобили «Скорпион». Характеристики креплений позволяют перемещать технику на внешней подвеске вертолетами МИ-8 и последующих серий. Для этого были установлены 4-х петли, которые хорошо показали себя в ходе испытаний.

Транспортировка внутри грузовых кабин возможна с самолетами Ил-76 и Ан-124, а также с остальными моделями воздушно-транспортных средств. Бронемашину можно десантировать с воздуха. Такая возможность была реализована по требованию командующего ВДВ Шаманова. Для этого необходима платформа П-7.

Перспективы

К 2018 году бронеавтомобилями «Скорпион» планируется полностью вооружить подразделения специального назначения. Некоторое количество моделей, возможно, пойдет на вооружение внутренних силовых органов.

В будущем компания «Защита» планирует занять лидирующие позиции на рынке легкой штурмовой техники, вытеснив модели концерна ООО «ВПК». Невозможно сказать, какими в будущем будут бронеавтомобили «Скорпион». Описание легкобронированных транспортных средств уже сейчас является военной тайной.

fb.ru

Техника «Защиты»: «Скорпион-ЛША-2Б» - Денис Мокрушин

Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

Министерство обороны России заключило договор с ЗАО «Корпорация «Защита» на поставку в войска нескольких десятков бронированных автомобилей «Скорпион-ЛША-2Б». Легкими штурмовыми автомобилями (ЛША) к 2018 году должны снабдить подразделения специального назначения Вооруженных сил РФ. Об особенностях новой бронемашины, импортозамещении комплектующих, результатах государственных испытаний, а также других разработках предприятия я побеседовал с заместителем главного конструктора «Защиты» Виктором Севастьяновым.

- Виктор Борисович, расскажите об истории производства бронированных автомобилей на Вашем предприятии. С чего все начиналось?

- Все начиналось в 1993 году с нашей инициативы: бронирования автомобилей УАЗ. Машины были испытаны на полигоне Минобороны, но поставлялись, в основном, Министерству внутренних дел небольшими сериями. Военное ведомство интереса к этим автомобилям не проявляло. С ростом нашего опыта и возможностей компания стала расширять номенклатуру производства, в частности, были созданы бронированные машины для инкассации на базе автомобилей Ульяновского и Горьковского автозаводов. В настоящее время в этой области бОльшим спросом пользуются автомобили «Форд» и «Фольксваген».Желание взять новые высоты, сделать такую технику, которой еще у нас в стране не было, подвигло нас заняться и разработкой специальных транспортных средств для силовых структур. Так появились автомобили серии «Скорпион», «Булат», машины на шасси КАМАЗ, УРАЛ, обладающие высокими защитными свойствами. Некоторые результаты, которых мы достигли за это время в этой области, до сих пор никто не превзошел.

- В серии «Скорпион» машины имеют различные индексы: «ЛША», «2М». Что они означают?

- Когда шел этап подготовки к проведению государственных испытаний, мы по кодам ОКП провели индексацию автомобилей серии «Скорпион», и под этими кодами они приняты на снабжение Министерства обороны. Таким образом, «ЛША» (легкий штурмовой автомобиль) - это машина, предназначенная для Минобороны. Точно такие же автомобили для других силовых структур и инозаказчиков в названии будут содержать индекс «2М». Все три версии «Скорпиона»: бронированная («ЛША-2Б»), тентованная для спецподразделений («ЛША-1») и тентованная/с жестким верхом («ЛША-2») прошли государственные испытания и приняты на снабжение Минобороны одним приказом.- Какую нишу в войсках отводит Министерство обороны для «ЛША-2Б»?

- Эта машина принята на снабжение как специальное транспортное средство для перевозки личного состава и решения специальных задач.

- То есть, можно сказать, что это бронеавтомобиль для спецназа, для подразделений ВДВ?

- Да. На данный момент машина предназначена для укомплектования подразделений специального назначения. Но военное ведомство желает расширить область применения данных автомобилей и предлагает разработать на их основе командно-штабные машины, машины связи, машины с РЛС, медицинские и т.д. Это касается не только бронированной версии, но и небронированной.

- Какие импортные комплектующие на данный момент стоят на автомобиле? Планируется ли их замена в свете требований силовых структур по импортозамещению?

- Мы проводим интенсивную программу по импортозамещению и предполагаем, что в ближайшее время сможем уйти практически от всех импортных комплектующих, за исключением (польского – прим. twower) двигателя «Андория». К сожалению, двигателей такой размерной группы, удовлетворяющих требованиям по мощности, компактности, наша промышленность пока не выпускает. Те же ярославские дизеля 53-й серии имеют вес практически в два раза больший, нежели «Андория».

- Ранее представители Вашей компании сообщали, что ведутся переговоры о лицензионном производстве этого двигателя на территории России.

- На данный момент эти переговоры находятся в завершающей стадии, по всей видимости скоро будет подписан контракт. Но многое зависит от нашего Министерства обороны, его потребностей. Если эти потребности будут достаточны для того, чтобы мы могли окупить свои затраты по организации производства этого двигателя в России, то мы готовы это сделать. Если потребности будут меньше, то… Мы – коммерческая организация, мы не можем работать себе в убыток. Даже такие монстры нашего ВПК, как «Военно-промышленная компания», «КАМАЗ», Уралвагонзавод» поступают аналогично.

- Западные санкции не помешают получению лицензии на двигатель?

- Нет, не думаю. Завод «Андория» - это тоже коммерческое предприятие, без государственного участия, поэтому они с нами готовы работать и работают, не обращая внимания на санкции. Например, сейчас производится доводка двигателя под некоторые новые наши требования.

- О каких требования идет речь?

- В частности, для машин Министерства внутренних дел обязательно требование – наличие двигателя Евро-5. МВД готово пойти даже на снижение крутящего момента, максимальной мощности двигателя, чтобы уложиться в этот стандарт.

- Каков уровень защиты у нынешней версии автомобиля? Возможно ли его повышение?

- 5-й класс ГОСТ Р 50963-96. Повышение уровня защиты возможно только за счет снижения полезной нагрузки автомобиля, законы физики ведь еще никто не отменял.Кроме того. Я придерживаюсь мнения, с которым могут быть не все согласны, что 5-й класс – это защита именно от того оружия, которым максимально насыщены вооруженные силы или те же бандформирования. То есть, защита от обычного винтовочного патрона 7.62x54R. Распространенность же бронебойно-зажигательных патронов типа Б-32 не так велика.

- Ранее рассматривалась возможность установки дополнительных панелей для доведения уровня защиты до 6а класса.

- Такая возможность и сейчас есть, но это существенно снизит грузоподъемность машины. То есть, придется пожертвовать количеством перевозимого личного состава, другого пути я не вижу. Отмечу, что и Министерство обороны, и Министерство внутренних дел не требуют от нас машину с 6а классом защиты.

- Керамическая броня на «Скорпион-ЛША-2Б» используется?

- Нет. Есть лимит стоимости, в который мы должны уложиться, что исключает применение керамики для бронирования машины.

- Бронирован ли двигательный отсек?

- Нет, но такая возможность проработана. Но с нею машина переходит в другой класс, потому что это весьма большой вес. Например, если защитить двигатель по тому же 5-му классу ГОСТ, то «Скорпион» потяжелеет где-то на 300-400 кг.Хочу еще раз подчеркнуть, что сделать более защищенной машину можно. Но тогда мы выйдем за рамки заданной заказчиком максимальной массы транспортного средства, чего не имеем права делать.

- Противоосколочный подбой?

- Есть. В первых версиях «ЛША-2Б» подбой отсутствовал, но в текущей версии «Скорпиона» по требованию Минобороны его используем. Со своими задачами справляется хорошо, может даже служить как еще один слой противопульной защиты.

- Расцветка ткани будет такой же темной, как и на СТС «Тигр»?

- Расцветка будет светлее. Светлый «пиксель». Я сторонник того, чтобы не было очень темно в машине, да и экипажу так будет значительно комфортнее находиться внутри.

- Поговорим об испытаниях на противоминную стойкость. В 2012-м году подрывали 600 г безоболочечного ВВ под геометрическим центром машины, 2 кг - под задним правым колесом, 4 кг - под передним левым. Спасет ли броня от более мощного заряда?

- Требования Министерства обороны были следующими: защита от подрыва 600 г ВВ под любым местом днища. На государственных испытаниях мы подтвердили, что «ЛША-2Б» способен обеспечить защиту от подрыва 2 кг ВВ под днищем.

«Скорпион-ЛША-2Б» после подрыва 4 кг ТЭ под передним левым колесомФото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

- Во время испытаний на противоминную стойкость вы использовали животных или специализированные манекены?

- На государственных испытаниях мы животных не использовали. По требованию Министерства обороны был использован манекен Hybrid III.

https://youtu.be/oJOEqWRRwmM

- Некоторые производители бронетехники утверждают, что манекен не может показать всех особенностей воздействия перегрузок при подрыве на человеческий организм. В частности, возможные повреждения внутренних органов человека…

- В некоторой степени я согласен с таким мнением. Давайте перечислим параметры, которые можно измерить на манекене. В первую очередь это нагрузка на позвоночник, в том числе, шейный отдел позвоночника, это звуковое давление, в том числе, на глазные яблоки. Это основные параметры, данных по которым, по мнению специалистов, достаточно для формирования представления о состоянии человека после подрыва. Использование свиней, допустим, дает несколько больше информации, в частности, состояние ее печени, селезенки, которые можно изучить после вскрытия. Но возможные повреждения внутренних органов не влияют на боеспособность членов экипажа бронемашины сразу после подрыва. Это может проявиться через какое-то время после внешнего воздействия, но не сразу. На Западе считают, что использования манекенов при испытаниях вполне достаточно. У нас это пока вопрос дискуссионный.

- Сколько мест для десанта в машине?

- Все зависит от комплектации. В базовой, когда машина предназначена для перевозки личного состава, десантных кресел 6, плюс водитель и командир спереди. В комплектации, когда машина оснащена вооружением, установленным на открытой либо защищенной турели, таких мест 4. Два места десанта занимают стеллажи под боеприпасы. Можно оставить и все 6, но тогда места под боеприпасы не останется.

Комплектация с 4 креслами в десантном отделении, открытой турелью с платформой для пулеметчика и стеллажами под боеприпасыФото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

В варианте с дистанционно-управляемым модулем вооружения может быть 4 места для десанта плюс оператор модуля, либо 4 места для десанта, а оператором модуля является командир машины, либо 2 места для десанта плюс оператор модуля. Окончательное решение по компоновке еще не принято, потому что нам только вот сейчас предстоят испытания «Скорпиона» с модулем вооружения.

- В какой комплектации заказало «ЛША-2Б» Министерство обороны?

- В базовой, для перевозки личного состава. Это 6 человек десанта плюс водитель и командир. Что лично меня несколько удивило: машина заказана без люка для пулеметчика. Также в комплектации отсутствует фильтровентиляционная установка ФВУ-100А.

- В конструкции кресел что-нибудь изменилось?

- Да. Изменились подножки кресел, изменилась конфигурация посадки, т.е. подушки, спинки. Изменения были внесены после испытаний, когда мы провели некий тест по комфортности нахождения в кресле, пытаясь определить сколько по времени может человек провести в одном положении в пути.

- И сколько же?

- До шести часов. Были определенные неудобства, но мы их устранили. Также доработали амортизатор кресла, который срабатывает в момент подрыва.

Кресла в десантном отделенииФото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

- Кресла чьей разработки?

- Нашей. У нас разработано три вида кресел: для десантников в «Скорпионе», для «Булатов» и машин на шасси КАМАЗ и УРАЛ - эти несколько тяжелее, так как там и нагрузки при подрыве выше. И кресла для водителя и командира «Скорпиона». Последние имеют свои конструктивные особенности, поскольку расположение у них другое, нежели в десантном отделении. Если десантные кресла мы крепим к боковой стенке машины, то здесь по-иному.

- К фальшполу?

- Фальшпол у нас есть, да. Он подвижный, амортизированный. Мы не захотели ставить противоминные коврики, как это сделали на «Тигре», потому что они показали достаточно низкую эффективность на испытаниях, а сделали подвесной пол. Кресла же закреплены на пиллерсах.

- К крыше машины кресла не планировали крепить?

- Это приведет к утяжелению конструкции. Нынешний способ крепления кресел в ходе испытаний и так зарекомендовал себя хорошо. Нет надобности менять его.

- Подставки под бронежилеты на креслах предусмотрены, чтобы снять часть нагрузки на военнослужащих во время долгого пути?

- Разработаны, запатентованы, но Министерство обороны решило закупить машины без них. Предлагали и МВД такую опцию, но и оно не проявило интереса.

- Какова полезная нагрузка «ЛША-2Б»?

- Грузоподъемность машины относительно снаряженной массы – 800 кг. Снаряженная масса – это автомобиль, полностью заправленный, со всем, что он возит, плюс водитель. В пределах грузоподъемности мы можем варьировать количеством десантников, перевозимым вооружением, снаряжением и прочим.

- Касательно снаряжения. В первой версии «ЛША-2Б» места под снаряжение вообще не было. Это исправлено?

- Мы разработали боковые полки снаружи и багажник на крыше машины. Багажник есть только в версии для перевозки личного состава либо с турелью на крыше. При установке дистанционно-управляемого модуля вооружения от багажника придется отказаться, поскольку требуется сохранить углы обстрела: 360 градусов по горизонтали, минус 20 – склонение, плюс 60 – возвышение. Увы, при склонении ствол пулемета упрется в багажник.

На правом борту «ЛША-2Б» - боковая полка для размещения снаряжения десантаФото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

- Каково ограничение на объем перевозимого имущества на каждого военнослужащего?

- На боковых полках снаружи можно перевезти 8 стандартных армейских вещевых мешков: по 4 на каждом борту. Требование по такому количеству перевозимого снаряжения было выказано Минобороны, и мы в него постарались уложиться, соблюдая иные требования военного ведомства по габаритам машины.

- Крепления для личного оружия внутри машины появились?

- Ставим их только для командира и водителя.

Крепление для оружия командира и наводчика справа от рычага переключения передачФото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

- Уже были затронуты вопросы вооружения «Скорпиона», в частности, варианты с турелью, ДУМВ. Расскажите о них подробнее.

- На открытую турель ставится два вида вооружения в разных вариантах: пулеметы «Корд» и «Печенег», «Корд» и автоматический гранатомет (АГС) или же «Печенег» и АГС.

"ЛША-2Б" с пулеметами "Корд" и "Печенег" на открытой турелиФото ©ЗАО «Корпорация «Защита»Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

Дистанционно-управляемый модуль вооружения представляет собой совместную разработку витебского КБ «Дисплей» и ковровского «Завода имени В.А.Дегтярева» (ЗиД). Он прошел на машине серию заводских испытаний, после RAE-2015 организуем его предварительные испытания с Министерством обороны, чтобы подтвердить требования МО к модулям для бронированных автомобилей. На предварительных испытаниях будет использоваться машина с той компоновочной схемой, где место оператора модуля находится в десантном отделении по центру, под модулем.

- То есть, в этой версии машины с места командира машины управлять модулем нельзя будет?

- С моей точки зрения, командир должен решать свои задачи, оператор – свои, у представителей ЗиД другое мнение. Можно установить аналогичный пульт и командиру, но это приведет к существенному удорожанию машины. Да и нужно ли это?..

Демонстрация работы ДУМВ на «Скорпион-ЛША-2Б». Управление ведется с места командира машиныhttps://youtu.be/TyeNu2aNVdM

- Каков будет боекомплект для пулемета ДУМВ?

- Пока эти сведения не подлежат разглашению. Единственно, что могу сказать: если стандартная коробка для «Корда» вмещает 50 патронов, то сейчас нами успешно испытан короб на 200 патронов.

- Перезарядка осуществляется снаружи?

- Да.

- Вернемся к командирскому месту. Установка радиостанции предусматривается?

- Министерство обороны заказало машину без установленной радиостанции, но в варианте разведывательно-огневого комплекса такую возможность мы предусмотрели.

- У первой версии «ЛША-2Б» на крыше у кормы был эвакуационный люк. Он сохранился? Министерство обороны заказало машину с ним?

- Да, люк сохранился. Он выполняет две функции: в первую очередь он эвакуационный, для экстренного покидания машины, во вторую – вентиляционный. Особенности его конструкции таковы, что даже в открытом положении, в режиме вентиляции, он всё равно не простреливается. Уточню, что никакого вентилятора там нет, машина «продувается» за счет естественной конвекции воздуха.

- Этот люк не мешает функционированию ДУМВ?

- Нет.

- Вопрос про люк, но не эвакуационный, а для пулеметчика. Обратил внимание, что на фотографиях летней экспедиции МО 2014 года по пустынной и горной местности, этот люк регулярно находился в открытом положении. Вроде бы в машине установлен кондиционер, зачем его открывать?

Специальная экспедиция Минобороны, Кабардино-Балкария, август 2014 года. На фото в центре - «ЛША-2», справа - «ЛША-2Б»Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»

- Кондиционер работает. Но при подъеме в гору, на том же Эльбрусе, водители не хотели терять мощность двигателя, [забираемую кондиционером,] поэтому и открывали люк.

- Кормовую дверь возможно открыть снаружи? На ранней версии автомобиля при блокировке изнутри кормовая дверь не открывалась.

- Этот момент доработан и на новых машинах дверь, заблокированную ригелями изнутри, можно будет открыть снаружи специальным ключом.

- Так называемым, «башенным», как на бронетехнике?

- Нет, тот слишком громоздок, у нашего несколько иная конструкция.

- Шины чьего производства используются на «ЛША-2Б»?

- Пока иностранные, «Goodyear». Очень бы хотели российские, но пока отечественная промышленность не выпускает шины такой размерной группы.

- Топливных баков на машине всё так же два? Защищенных?

- Да, два бака по бортам, со специальным наполнителем (пенополиуретан), самозатягивающиеся. На испытаниях они показали очень хорошие результаты. Как бы мы их не расстреливали любыми пулями калибра 7.62, течь прекращалась максимум за 5 минут. При этом под словом «течь» я подразумеваю не струю, бьющую под напором, а вялое стекание по стенке. Стреляли и поверх топлива, и бронебойно-зажигательными пулями, но ни взрыва, ни пожара не произошло.

- Минобороны выдвигало какие-либо требования к возможности изменения клиренса машины?

- Нет. Да и реализовывать на такой небольшой машине изменения клиренса, с моей точки зрения, не рационально. Это повлечет за собой существенное увеличение веса машины за счет гидро- или пневмопривода, совсем другой подвески и иные изменения.

- Какие требования по авиатранспортабельности выдвигает военное ведомство к «ЛША-2Б»?

- Перевозка на внешней подвеске вертолетов Ми-8 и всей последующей серии. Перевозка в грузовых кабинах Ми-26, Ил-76, Ан-124 и всех остальных. Мы уже прошли испытания по авиатранспортабельности на Ми-26 и Ил-76, сейчас пока не можем пройти испытания на внешней подвеске не по нашей вине: не готовы испытательные организации.Для перевозки на внешней подвеске на корпусе ЛША-2Б есть четыре петли. Испытания в статике уже пройдены на заводе «Универсал»: на разрыв креплений, на деформацию и т.п.

- Машину возможно десантировать?

- По нашей инициативе и по пожеланию командующего ВДВ Шаманова мы предусмотрели такую возможность с использованием платформы П-7. Испытания опять же провести пока не можем, не готовы соответствующие организации.

- Какие-либо требования к амфибийности есть?

- Таких требований никто не выдвигал. Были у нас некие «прожекты» по этому поводу, но по сути это создание новой машины, особые требования к герметичности, подвеске, приводам колес. Потребовалось бы забронировать двигательный отсек, установить водометный движитель… Создавать подобную машину без заказа, за свой собственный счет, мы не готовы.

- Планируется ли четырехдверная модификация «ЛША-2Б»?

- Нет, такой вариант рассматривается только для небронированной версии.

- Трехосная модификация?

- Нет.

- Летом 2014 года Сергей Старун, генеральный директор ЗАО «Корпорация «Защита», в одном из интервью сообщил, что представители Минобороны осмотрели производственные мощности предприятия, и он считает, что будет получен заказ примерно на 200 машин в 14-16-м гг. Месяц назад он же сделал заявление, что с Минобороны заключен контракт на поставку опытно-промышленной партии ЛША-2Б. Сколько бронеавтомобилей закупает военное ведомство?

- Без комментариев.

- В журнале Автомир за март 2015 в статье о «Скорпионах» написано, что заказ составляет порядка 60 автомобилей. При этом ссылаются на разговор «по секрету» с представителями «Корпорации «Защита» …

- Я этого не сообщал.

- Но речь идет о десятках машин?

- Да, о десятках.

- Сколько машин может собрать Ваше предприятие за год? Производство у Вас небольшое, сможете ли Вы справиться с государственным заказом?

- Нам предстоит провести подготовку производства к серийному выпуску машин. Мы готовимся к этому и планы у нас большие. Большего сказать не могу.

- Инозаказчики машиной интересуются?

- Да. Из соображений секретности я не могу назвать Вам страны.

- Несколько лет назад было сделано заявление, что Азербайджан готов приобрести партию «Скорпионов» …

- Это не я говорил. Но разговоры такие были.

- Рекламные и экспортные паспорта на машины есть?

- Есть.

- Какова стоимость «ЛША-2Б» для Минобороны?

- Без комментариев. Я не могу озвучивать параметры Гособоронзаказа.

- Гражданское лицо сможет купить «ЛША-2Б»?

- Нет, гражданским лицам бронированная версия «Скорпиона» продаваться не будет. Но они смогут купить небронированную версию, которая у нас имеет индекс «Скорпион-2М».

Продолжение: Техника «Защиты»: «Скорпион-2МБ, ЛША-1, ЛША-2, РОК»Техника «Защиты»: «Булат»

twower.livejournal.com

«Бронеавтомобиль Скорпион» в блоге «Армия и Флот»

В блоге Дениса Мокрушина появилось описание и фото нового бронеавтомобиля Скорпион и интервью с его главным конструктором. Мне показалось оно интересным. На мой взгляд в отличии от Тигра со временем Скорпион может заменить Рысь.

----------------

На выставке "Комплексная безопасность-2012" корпорацией "Защита" были продемонстрированы специальный полноприводной автомобиль Скорпион-ЛША под индексом Скорпион-2М и многоцелевой бронированный автомобиль Скорпион-ЛША Б.

В начале несколько слов про Скорпион-2М.2.

Автомобиль спроектирован по требованиям заказчика (Министерство обороны) после опытной войсковой эксплуатации предшественника - Скорпиона-ЛША. От базы УАЗа решили отказаться и сделали свою, оригинальную.Официальные ТТХ:3.

Если раньше был откидной борт, то сейчас на его месте двери. Вот такие4.

На правой кормовой двери - запаска. Водителю не придется ручками спускать тяжелое колесо на землю, для этого есть специальный блок5.

Ступеньки, чтобы легче взбираться в кузов.6.

Внутри по бокам стоят лавочки, но они легко могут быть заменены на сиденья по требованию заказчика7.

Передняя панель8.

Место водителя9.

Автомобиль может выпускаться как с тентованным, так и с металлическим кузовом. Для холодного времени года разработан специальный утепленный тент. Когда привел пример претензий солдат к прежней версии: "Летом - пылесос, постоянно тянет в машину ее родимую", то получил ответ, что в корпорации руки сложив не сидели и конструкция была доработана.Кстати, сейчас Скорпион-2М проходит различные испытания на полигоне в Бронницах.

Теперь самое интересное - бронированный Скорпион-ЛША Б.10.

Официальные ТТХ:11.

Ведущий конструктор бронекорпуса данного автомобиля читает блог twower и любезно согласился ответить на мои многочисленные и не всегда удобные вопросы.

- Кем финансируются работы по ЛША Б?

- Автомобиль производится по заказу Министерства обороны России на средства нашей корпорации.

- Расскажите про бронирование автомобиля.

- Основной класс защиты - 5-й по ГОСТ Р 50963-96. В конструкцию заложены решения, позволяющие устанавливать дополнительные пакеты брони, что доводит уровень защиты до 6а класса.

- Речь идет о керамических или стальных панелях? Если о керамике, то чьего производства?

- Возможны разные варианты. Грузоподъемность шасси с керамикой, в принципе, нормальная.Использовать будем либо отечественную керамику, либо локализуем у себя производство на основе иностранных образцов. Сейчас выпускается российская керамическая броня вполне нормального качества.

- Бронирование двигателя планируется?

- Как опция. Можем бронировать двигательный отсек по 3-му классу ГОСТ, если на то будет желание заказчика.

- Как выглядит противоминная защита ЛША Б?

- По требованию Министерства обороны обеспечена базовая защита от подрыва взрывного устройства, эквивалентного 600 г тротила, под любой точкой днища. Планируем, что автомобиль будет держать подрыв, как минимум, 2 кг под днищем. А под колесом может даже и до 4 кг. В случае подрыва 600 г хватит и одноуровневой защиты с фальшполом, а вот при подрыве 2 кг понадобится устанавливать несколько уровней защиты.Но надо понимать, что установка турели, защиты по 6а классу от обстрела, многоуровневой защиты от подрыва, приведет к тому, что для имеющегося двигателя нагрузка станет тяжеловата. Сейчас мы ведем работы в этом направлении, изучаем возможности более мощных двигателей.

- Вы рассматриваете вариант установки отечественных двигателей? Например, ЯМЗ, которые использует Группа ГАЗ на "Тигр-М"?

- ЯМЗ в сравнении с Андорией гораздо тяжелей и габаритней. Если его ставить, то придется менять компоновку Скорпиона, и ЛША Б перейдет в более "тяжелый" класс машин. Мы, конечно же, ориентируемся на использование отечественных комплектующих, но иногда их нет, а делать автомобиль все же надо.

- Вернемся к защите. Какие-либо испытания на обстрел, подрыв проводились?

- Да. В ближайшее время они также предстоят.

- Во время испытаний на подрыв, что будете использовать для размещения в машине: специальные манекены типа Hybrid III, или, например, как некоторые другие отечественные производители, свиней?

- Будут и манекены, и животные. Сейчас мы работаем со специалистами различных профильных фирм, чтобы провести разносторонние испытания.

12.

- Для размещения десанта вы использовали несколько нестандартные сиденья.

- Мы постарались максимально облегчить их. Для большей защиты людей сиденья прикреплены к бортам, а в их конструкции предусмотрены амортизационные элементы, которые разрушаются при вертикальной нагрузке при подрыве.

Для удобства десанта, сиденья смещены относительно противоположного ряда, так что люди сидят не друг напротив друга, упираясь коленка в коленку, а более свободно.Расстояние между сиденьями - 50 см. Вот я сижу на одном из них, чуть подобрав ноги13.

Поскольку на крыше планируется установка турели, то попробовал высунуться в люк. Его края пришлись мне аккурат до подмышек (при моем росте 180 см), поэтому пулеметчику явно потребовалась бы платформа. Ее следов в салоне не обнаружилось, поэтому я задал соответствующий вопрос:

- Планируется ли какая-либо платформа для пулеметчика?

- Да, конечно.

- Но ведь внутри достаточно мало места?! Платформа явно будет мешать десанту.

- Рассматриваются несколько вариантов. Для размещения боекомплекта можно легко демонтировать сиденья (надо всего лишь открутить три болта) и закрепить вместо них коробки с патронами. Мы можем разработать съемную универсальную платформу с кронштейнами для их крепления, и непосредственно перед выполнением той или иной задачи военнослужащие сами смогут решать, что и в каком количестве им взять.Можно будет убрать два сиденья и установить платформу для пулеметчика с креплениями для коробок с патронами. Можно вообще оставить только одно-два сидения и взять больше боекомплекта.

- Обратил внимание, что креплений для личного оружия в десантном отделении нет.

- Кронштейны для крепления автоматов разработаны, при необходимости их можно будет разместить между сиденьями. Но пока принято решение, что оружие десантникам будет удобнее держать в руках, поставив между ног.Командир и водитель машины имеют крепления для личного оружия, которые расположены между их сиденьями. У кормовой двери справа есть крепления для приборов ночного видения.

- Как провозить более габаритные вооружения? Те же ПЗРК или выстрелы к ручному гранатомету?

- Придется демонтировать сиденья и ставить на их месте кронштейны для крепления данного оружия.

- А людей куда?

- Чудес не бывает. Требования к данному классу автомобилей таковы, что придется выбирать либо одно, либо другое. Для транспортировки оружия, подобного ПЗРК, придется использовать специальную технику отдельно.

14.

- Конструкцию подголовников в сторону большей фиксации головы, необходимой для защиты при подрыве, планируете изменить?

- Посмотрим какие рекомендации последуют на этот счет после соответствующих испытаний. На данный момент иная конструкция подголовников мешала бы десантникам вести наблюдение через окошки.

Вид на окошко изнутри (закрыто шторкой, которая крепится липучками)15.

Снаружи16.

Под каждым окошком есть бойница для ведения огня из стрелкового оружия (вид на внутреннюю часть кормовой двери)17.

- Возвращаясь к пулеметчику. Разрабатывается ли турель для его защиты?

- Да, мы сейчас ведем подобные разработки и постараемся турель в ближайшее время представить. Все зависит от желаний заказчика: можем установить упрощенный вариант с простыми щитками, можем сделать с щитками и бронированными стеклами.

18.

- А как эта нагрузка скажется на ходовой?

Снаряженная масса Скорпиона-ЛША Б - 3900 кг, полная масса - 4500 кг. Полезная нагрузка по требованию заказчика должна быть 600 кг. Но ходовая часть на самом деле выдержит гораздо больше. Мы рассчитываем, что не менее 5500 кг ходовая должна выдержать.

Пока на крыше для защиты стрелка есть только люк за спиной. Для удобства можно опереться на специальный валик, что гораздо приятнее, чем на голый металл19.

Люк в открытом положении фиксируется таким вот стопором с левой стороны20.

А это стопор поворотного круга21.

- Баллистической тканью салон изнутри оббивать будете?

- На данном тестовом экземпляре ее нет, но по требованию заказчика можем установить. Хоть арамид, хоть полиэтилен. Однако это дороже ему обойдется.

- Кондиционер есть?

- Кондиционер установлен штатно. Возможна также и установка системы принудительной вентиляции для вытяжки пороховых газов. Она устанавливается в крышку эвакуационного люка в крыше на корме Скорпиона. При этом люком можно будет точно также пользоваться для экстренного покидания машины.

Эвакуационный люк в открытом положении виден на крыше у кормы. Справа - фильтровентиляционная установка ФВУ-100А22.

23.

Кроме кондиционера, конечно, же имеется и печка. В десантном отделении под вторым сиденьем по левой стороне находится отопитель24.

25.

При осмотре люка и дверей обратил внимание на отсутствие некоторых, полезных на мой взгляд, решений:

- Вижу, что эвакуационный люк невозможно открыть снаружи. Да и кормовая дверь, при блокировке ригелем изнутри, не открывается с внешней стороны. Что делать в случае подрыва машины, когда находящиеся внутри люди не смогут самостоятельно открыть их?

- Когда автомобиль будет проходить полный цикл испытаний, и данное требование по их итогам появится, то мы такие мелочи можем исправить буквально за недельный срок. В нашей фирме нет инертности, мы не разрабатываем что-либо годами. При этом быстрота реакции не идет в ущерб качеству.

Маленькая экскурсия вокруг машины.Забираться в десантное отделение реально удобно, не надо задирать высоко ногу, ступенька и ручка сбоку очень к месту. По идее и в полной экипировке проблем не должно возникнуть26.

А вот высота потолка меня немного смутила. Сев и полностью выпрямившись, при своем росте в 180 см я за малым не достал до него. Будь в каске, может быть даже и цеплял бы. Более высоким людям придется слегка горбиться.

Сзади с обоих бортов имеются ящики для ЗИПа и прочего скарба27.

По правой стороне по центру запасное колесо с блоком для спуска оного на землю28.

За запаской находится один из двух баков. Топливные баки взрывобезопасны, в них используется специальный наполнитель, а также самозатягивающийся протектирующий слой.29.

Командирская дверь30.

С левой стороны все тоже самое, только нет запаски перед баком. Колеса могут быть поставлены с боестойкими вкладками, разных размеров, в зависимости от пожеланий заказчика31.

Водительская дверь изнутри32.

Собственно само место водителя33.

Кресла и водителя, и командира прикреплены к борту и фальшполу, в результате чего защищают сидящих в них людей при подрыве. Кресла имеют амортизацию, сдвигаются вперед-назад, имеют несколько положений наклона спинки и подголовника. Выемки под бронежилет, как на Ивеко, в них нет, но конструктор уверяет, что если захочет заказчик, то она появится34.

Поинтересовался штатные ли видеокамеры, установленные на машине и внутри салона. Оказалось, что это рекламная акция одного из производителей систем наблюдения, но никаких проблем поставить их на реальную машину нет. Дисплей - от этой системы35.

Лобовое стекло имеет подогрев, если потребует заказчик, то и боковые окна им оборудуют.

Место командира36.

На крышу машины спереди также планируется установить дистанционно управляемый фароискатель.

Мой заключительный вопрос конструктору был о перспективах ЛША Б в составе легких бригад, а возможно и ВДВ:

- Машину возможно транспортировать на внешней подвеске вертолета?

- На последующих версиях мы будем обязательно прорабатывать такую возможность.

sdelanounas.ru

Военный Обозреватель

В России, как и в некоторых других странах (Германия, США, Франция) в последнее время немалое внимание уделяется развитию легкой бронетехники. Так ЗАО Корпорация "Защита" представила новые бронеавтомобили - Скорпион–ЛТА и Скорпион–ЛША. Эти новинки ни в чем не уступают лучшим образцам мировой бронетехники.

ЗАО Корпорация "Защита" была основана в 1993. В настоящее время компания является одним из лидеров на рынке производителей бронетехники в России. Автомобили Скорпион-ЛТА и Скорпион-ЛША являются одними из последних моделей, представленных Корпорацией "Защита".

Скорпион - ЛТА (легкий тактический автомобиль)

Скорпион - ЛТА был представлен весной этого года в рамках международного салона "Комплексная безопасность-2011". Благодаря своим характеристикам этот бронеавтомобиль произвел настоящий фурор. По словам представителей Корпорации "Защита", Скорпион - ЛТА может производить скорость 130 км/ч практически по любому бездорожью. Также автомобиль обладает уникальными характеристиками проходимости. Уровень защищенности бронемашины тоже высок. Автомобиль защищен от пуль стрелкового оружия и имеет специальные защитные конструкции от подрыва взрывных устройств массой до 6 килограмм в тротиловом эквиваленте.

Основная задача Скорпиона - ЛТА - проведение контртеррористических, разведывательных операций. Кроме того, он может участвовать в сопровождении транспортных колонн, патрулировании территорий по различным видам дорог, а также бездорожью. И, наконец, бронеавтомобиль может быть использован как носитель вооружения.

Технические характеристики Скорпион - ЛТА:

Длина, м – 5,19

Ширина, м – 2,15

Высота, м – 2,06

База, м – 3,023

Полная масса, кг – 5000

Снаряженная масса, кг – до 4300

Грузоподъемность, кг – до 1500

Экипаж, человек – 5

Тип двигателя – дизель

Крутящий момент, Н*м/об/мин – 705/1800

Объем двигателя – 6600

Мощность, л.с./об/мин – 280/3800

Максим. скорость – 130 км/ч Запас хода, км – 1000

Колесная формула – 4х4

Коробка передач – автоматическая, 6-ступенчатая

Тормоза передние, задние – дисковые

Подвеска передняя, задняя – независимая

Рабочая температура – от -50° до +50°

Подъем - 30°

Косогор - 17°

Брод, м – 1

Вооружение Скорпион - ЛТА:

Пулемет ПК калибра 7,62 мм

Поворотное кольцо для установки пулемета "Корд" калибра 12,7 мм

Гранатомет АГС – 17

Бойницы в стеклах

Комплектация Скорпион - ЛТА:

Система кондиционирования воздуха

Система принудительной вентиляции / удаления пороховых газов

Фильтровентиляционная установка

Средства связи

Системы видеонаблюдения

4-точечные ремни безопасности

3-точечные ригельные запоры дверей

Боевая информационно-управляющая система

Система спутниковой навигации GLONASS, GPS

Лебедка

Полноразмерное запасное колесо

Система пожаротушения моторного отсека

Скорпион-ЛТА

 

Скорпион-ЛТА на выставке "Комплексная безопасность - 2011"

 

Скорпион-ЛТА на выставке "Комплексная безопасность - 2011" (2)

 

Бронирование дверей Скорпиона-ЛТА

 

Скорпион - ЛША (легкий штурмовой автомобиль)

В отличие от Скорпиона - ЛТА, Скорпион - ЛША был представлен еще в 2010 году. Основная задача этой бронемашины - транспортировка личного состава численностью до 8 человек, доставка грузов, проведение специальных наземных операций, ведение грузов, эвакуация и перевозка раненых. Кроме того, как и Скорпион - ЛТА, может нести различные виды вооружения, может использоваться на различных видах дорог и в любых климатических условиях. Наиболее выражены внедорожные качества.

Технические характеристики Скорпион - ЛША:

Длина, м – 4,503

Ширина, м – 2,05

Высота (при транспортировке), м – 2,09 (1,5)

База, м – 3,023

Колея, м – 1,702

Полная масса, кг – 3000

Снаряженная масса, кг – 2485

Грузоподъемность, кг – 1015

Количество мест – 2+6

Тип двигателя – дизель

Мощность, кВт (л.с.) – 100 (136)

Колесная формула – 4x4

Рабочая температура – от -45° до +50°

Подъем - 30°

Косогор - 20°

Брод, м – 0,7

Подвеска – независимая, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости

Коробка передач – механическая, 5-ступенчатая

Раздаточная коробка – 2-х ступенчатая

Тип кузова – трехдверный, с мягким складным верхом на раме, небронированный

Каркас складной конструкции обеспечивает транспортировку в вертолете Ми-8.

Базовая комплектация

Крепления для установки дополнительного оборудования

Гидроусилитель руля

Тент (в комплекте)

Лебедка самовытаскивания

Буксировочные крюки впереди и сзади автомобиля

Полноразмерное запасное колесо

Дополнительные опции

БИУС – боевая информационно-управляющая система

Навигационная система

Система пожаротушения моторного отсека

Жесткий верх взамен тента

Климатическая установка (с жестким верхом)

Фильтровентиляционная установка

Вентиляционный люк в крыше

Откидная рамка ветрового стекла

Деформирующая окраска

Скорпион-ЛША

 

Внутри Скорпиона-ЛША

 

На выставке была возможность взглянуть и на днище Скорпиона-ЛША

 

Скорпион-ЛША снизу

Надежные армейские бронеавтомобили, такие как Скорпион-ЛТА и Скорпион-ЛША - автомобили, внешне мало отличающиеся от обычных легких внедорожников. Современные бронемашины имеют скрытое бронирование. Сторонний наблюдатель может и не отличить такой автомобиль от обычного. Бронированные машины - это абсолютная защита от любых грабителей. В бронемашинах используется специальные устройства видеослежения, навигации, радиоподавления взрывателей и другое оборудование, которое может спасти жизнь в любой ситуации.

По материалам "Оружие России" http://www.arms-expo.ru/

фото ЗАО Корпорация «Защита» http://zashchita.ru/ и Vitaly V. Kuzmin http://vitaly.livejournal.com/

warsonline.info

"Скорпионы" - Денис Мокрушин

На выставке "Комплексная безопасность-2012" корпорацией "Защита" были продемонстрированы специальный полноприводной автомобиль Скорпион-ЛША под индексом Скорпион-2М и многоцелевой бронированный автомобиль Скорпион-ЛША Б.

В начале несколько слов про Скорпион-2М.2.

Автомобиль спроектирован по требованиям заказчика (Министерство обороны) после опытной войсковой эксплуатации предшественника - Скорпиона-ЛША. От базы УАЗа решили отказаться и сделали свою, оригинальную.Официальные ТТХ:3.

Если раньше был откидной борт, то сейчас на его месте двери. Вот такие4.

На правой кормовой двери - запаска. Водителю не придется ручками спускать тяжелое колесо на землю, для этого есть специальный блок5.

Ступеньки, чтобы легче взбираться в кузов.6.

Внутри по бокам стоят лавочки, но они легко могут быть заменены на сиденья по требованию заказчика7.

Передняя панель8.

Место водителя9.

Автомобиль может выпускаться как с тентованным, так и с металлическим кузовом. Для холодного времени года разработан специальный утепленный тент. Когда привел пример претензий солдат к прежней версии: "Летом - пылесос, постоянно тянет в машину ее родимую", то получил ответ, что в корпорации руки сложив не сидели и конструкция была доработана.Кстати, сейчас Скорпион-2М проходит различные испытания на полигоне в Бронницах.

Теперь самое интересное - бронированный Скорпион-ЛША Б.10.

Официальные ТТХ:11.

Ведущий конструктор бронекорпуса данного автомобиля читает блог twower и любезно согласился ответить на мои многочисленные и не всегда удобные вопросы.

- Кем финансируются работы по ЛША Б?

- Автомобиль производится по заказу Министерства обороны России на средства нашей корпорации.

- Расскажите про бронирование автомобиля.

- Основной класс защиты - 5-й по ГОСТ Р 50963-96. В конструкцию заложены решения, позволяющие устанавливать дополнительные пакеты брони, что доводит уровень защиты до 6а класса.

- Речь идет о керамических или стальных панелях? Если о керамике, то чьего производства?

- Возможны разные варианты. Грузоподъемность шасси с керамикой, в принципе, нормальная.Использовать будем либо отечественную керамику, либо локализуем у себя производство на основе иностранных образцов. Сейчас выпускается российская керамическая броня вполне нормального качества.

- Бронирование двигателя планируется?

- Как опция. Можем бронировать двигательный отсек по 3-му классу ГОСТ, если на то будет желание заказчика.

- Как выглядит противоминная защита ЛША Б?

- По требованию Министерства обороны обеспечена базовая защита от подрыва взрывного устройства, эквивалентного 600 г тротила, под любой точкой днища. Планируем, что автомобиль будет держать подрыв, как минимум, 2 кг под днищем. А под колесом может даже и до 4 кг. В случае подрыва 600 г хватит и одноуровневой защиты с фальшполом, а вот при подрыве 2 кг понадобится устанавливать несколько уровней защиты.Но надо понимать, что установка турели, защиты по 6а классу от обстрела, многоуровневой защиты от подрыва, приведет к тому, что для имеющегося двигателя нагрузка станет тяжеловата. Сейчас мы ведем работы в этом направлении, изучаем возможности более мощных двигателей.

- Вы рассматриваете вариант установки отечественных двигателей? Например, ЯМЗ, которые использует Группа ГАЗ на "Тигр-М"?

- ЯМЗ в сравнении с Андорией гораздо тяжелей и габаритней. Если его ставить, то придется менять компоновку Скорпиона, и ЛША Б перейдет в более "тяжелый" класс машин. Мы, конечно же, ориентируемся на использование отечественных комплектующих, но иногда их нет, а делать автомобиль все же надо.

- Вернемся к защите. Какие-либо испытания на обстрел, подрыв проводились?

- Да. В ближайшее время они также предстоят.

- Во время испытаний на подрыв, что будете использовать для размещения в машине: специальные манекены типа Hybrid III, или, например, как некоторые другие отечественные производители, свиней?

- Будут и манекены, и животные. Сейчас мы работаем со специалистами различных профильных фирм, чтобы провести разносторонние испытания.

12.

- Для размещения десанта вы использовали несколько нестандартные сиденья.

- Мы постарались максимально облегчить их. Для большей защиты людей сиденья прикреплены к бортам, а в их конструкции предусмотрены амортизационные элементы, которые разрушаются при вертикальной нагрузке при подрыве.

Для удобства десанта, сиденья смещены относительно противоположного ряда, так что люди сидят не друг напротив друга, упираясь коленка в коленку, а более свободно.Расстояние между сиденьями - 50 см. Вот я сижу на одном из них, чуть подобрав ноги13.

Поскольку на крыше планируется установка турели, то попробовал высунуться в люк. Его края пришлись мне аккурат до подмышек (при моем росте 180 см), поэтому пулеметчику явно потребовалась бы платформа. Ее следов в салоне не обнаружилось, поэтому я задал соответствующий вопрос:

- Планируется ли какая-либо платформа для пулеметчика?

- Да, конечно.

- Но ведь внутри достаточно мало места?! Платформа явно будет мешать десанту.

- Рассматриваются несколько вариантов. Для размещения боекомплекта можно легко демонтировать сиденья (надо всего лишь открутить три болта) и закрепить вместо них коробки с патронами. Мы можем разработать съемную универсальную платформу с кронштейнами для их крепления, и непосредственно перед выполнением той или иной задачи военнослужащие сами смогут решать, что и в каком количестве им взять.Можно будет убрать два сиденья и установить платформу для пулеметчика с креплениями для коробок с патронами. Можно вообще оставить только одно-два сидения и взять больше боекомплекта.

- Обратил внимание, что креплений для личного оружия в десантном отделении нет.

- Кронштейны для крепления автоматов разработаны, при необходимости их можно будет разместить между сиденьями. Но пока принято решение, что оружие десантникам будет удобнее держать в руках, поставив между ног.Командир и водитель машины имеют крепления для личного оружия, которые расположены между их сиденьями. У кормовой двери справа есть крепления для приборов ночного видения.

- Как провозить более габаритные вооружения? Те же ПЗРК или выстрелы к ручному гранатомету?

- Придется демонтировать сиденья и ставить на их месте кронштейны для крепления данного оружия.

- А людей куда?

- Чудес не бывает. Требования к данному классу автомобилей таковы, что придется выбирать либо одно, либо другое. Для транспортировки оружия, подобного ПЗРК, придется использовать специальную технику отдельно.

14.

- Конструкцию подголовников в сторону большей фиксации головы, необходимой для защиты при подрыве, планируете изменить?

- Посмотрим какие рекомендации последуют на этот счет после соответствующих испытаний. На данный момент иная конструкция подголовников мешала бы десантникам вести наблюдение через окошки.

Вид на окошко изнутри (закрыто шторкой, которая крепится липучками)15.

Снаружи16.

Под каждым окошком есть бойница для ведения огня из стрелкового оружия (вид на внутреннюю часть кормовой двери)17.

- Возвращаясь к пулеметчику. Разрабатывается ли турель для его защиты?

- Да, мы сейчас ведем подобные разработки и постараемся турель в ближайшее время представить. Все зависит от желаний заказчика: можем установить упрощенный вариант с простыми щитками, можем сделать с щитками и бронированными стеклами.

18.

- А как эта нагрузка скажется на ходовой?

Снаряженная масса Скорпиона-ЛША Б - 3900 кг, полная масса - 4500 кг. Полезная нагрузка по требованию заказчика должна быть 600 кг. Но ходовая часть на самом деле выдержит гораздо больше. Мы рассчитываем, что не менее 5500 кг ходовая должна выдержать.

Пока на крыше для защиты стрелка есть только люк за спиной. Для удобства можно опереться на специальный валик, что гораздо приятнее, чем на голый металл19.

Люк в открытом положении фиксируется таким вот стопором с левой стороны20.

А это стопор поворотного круга21.

- Баллистической тканью салон изнутри оббивать будете?

- На данном тестовом экземпляре ее нет, но по требованию заказчика можем установить. Хоть арамид, хоть полиэтилен. Однако это дороже ему обойдется.

- Кондиционер есть?

- Кондиционер установлен штатно. Возможна также и установка системы принудительной вентиляции для вытяжки пороховых газов. Она устанавливается в крышку эвакуационного люка в крыше на корме Скорпиона. При этом люком можно будет точно также пользоваться для экстренного покидания машины.

Эвакуационный люк в открытом положении виден на крыше у кормы. Справа - фильтровентиляционная установка ФВУ-100А22.

23.

Кроме кондиционера, конечно, же имеется и печка. В десантном отделении под вторым сиденьем по левой стороне находится отопитель24.

25.

При осмотре люка и дверей обратил внимание на отсутствие некоторых, полезных на мой взгляд, решений:

- Вижу, что эвакуационный люк невозможно открыть снаружи. Да и кормовая дверь, при блокировке ригелем изнутри, не открывается с внешней стороны. Что делать в случае подрыва машины, когда находящиеся внутри люди не смогут самостоятельно открыть их?

- Когда автомобиль будет проходить полный цикл испытаний, и данное требование по их итогам появится, то мы такие мелочи можем исправить буквально за недельный срок. В нашей фирме нет инертности, мы не разрабатываем что-либо годами. При этом быстрота реакции не идет в ущерб качеству.

Маленькая экскурсия вокруг машины.Забираться в десантное отделение реально удобно, не надо задирать высоко ногу, ступенька и ручка сбоку очень к месту. По идее и в полной экипировке проблем не должно возникнуть26.

А вот высота потолка меня немного смутила. Сев и полностью выпрямившись, при своем росте в 180 см я за малым не достал до него. Будь в каске, может быть даже и цеплял бы. Более высоким людям придется слегка горбиться.

Сзади с обоих бортов имеются ящики для ЗИПа и прочего скарба27.

По правой стороне по центру запасное колесо с блоком для спуска оного на землю28.

За запаской находится один из двух баков. Топливные баки взрывобезопасны, в них используется специальный наполнитель, а также самозатягивающийся протектирующий слой.29.

Командирская дверь30.

С левой стороны все тоже самое, только нет запаски перед баком. Колеса могут быть поставлены с боестойкими вкладками, разных размеров, в зависимости от пожеланий заказчика31.

Водительская дверь изнутри32.

Собственно само место водителя33.

Кресла и водителя, и командира прикреплены к борту и фальшполу, в результате чего защищают сидящих в них людей при подрыве. Кресла имеют амортизацию, сдвигаются вперед-назад, имеют несколько положений наклона спинки и подголовника. Выемки под бронежилет, как на Ивеко, в них нет, но конструктор уверяет, что если захочет заказчик, то она появится34.

Поинтересовался штатные ли видеокамеры, установленные на машине и внутри салона. Оказалось, что это рекламная акция одного из производителей систем наблюдения, но никаких проблем поставить их на реальную машину нет. Дисплей - от этой системы35.

Лобовое стекло имеет подогрев, если потребует заказчик, то и боковые окна им оборудуют.

Место командира36.

На крышу машины спереди также планируется установить дистанционно управляемую фару-искатель.

Мой заключительный вопрос конструктору был о перспективах ЛША Б в составе легких бригад, а возможно и ВДВ:

- Машину возможно транспортировать на внешней подвеске вертолета?

- На последующих версиях мы будем обязательно прорабатывать такую возможность.

twower.livejournal.com

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН

СПЕЦИАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «СКОРПИОН-2М»

A SPECIAL CAR «SCORPION-2M»

20.10.2012«СКОРПИОН» НА ГУСЕНИЦАХ КОРПОРАЦИИ «ЗАЩИТА»

По сообщению газеты «Известия», в декабре 2012 года в Подмосковье должны пройти испытания гусеничной модификации легкого штурмового автомобиля «Скорпион», у которого вместо колес установлены гусеничные движители — четыре устройства, имеющие треугольную форму, которые создают тяговое усилие за счет перематывания гусеничных лент. Александр Шор, генеральный директор ЗАО Корпорация «Защита», которая является производителем специальных и бронированных автотранспортных средств в России, в том числе и автомобиля «Скорпион-ЛША», сообщил:«Сейчас изготовлено два таких комплекта. Мы делаем унифицированное шасси, поэтому можем установить движители на любой автомобиль, все они изначально для этого подготовлены». А.Шор считает, что даже в полевых условиях «обычный» (колесный) автомобиль может быть переоборудован в гусеничный. «Для замены нужно: два человека из экипажа, домкрат и комплект движителей, которые устанавливаются на штатные места, изначально имеющие заводскую подготовку к их установке. Обученный экипаж произведет замену буквально за 20-25 минут».Планируется, что гусеничный вариант «Скорпион-ЛША» может применяться в Арктике. Однако, представитель Главного автобронетанкового управления Министерства обороны России (ГАБТУ Минобороны России), которое является основным заказчиком и поставщиком бронетанковой техники (БТТ) в войска, сообщил «Известиям», что закупка «Скорпионов» пока не планируется.

21.05.2013ЗАО Корпорация «Защита» представит на IX Международной выставке вооружений, военной техники и боеприпасов Russia Arms EXPO 2013 (RAE 2013), генеральным устроителем которой является НПК «Уралвагонзавод», специальный полноприводный автомобиль «Скорпион-2М». Как сообщала пресс-служба НПК «Уралвагонзавод», «Скорпион-2М» повышенной проходимости с независимой подвеской предназначен для эксплуатации на дорогах всех категорий в любых климатических условиях.В салоне автомобиля могут разместиться до 8 пассажиров, а широкий выбор дополнительного оборудования и аксессуаров «Скорпион-2М» позволяет расширять возможности в соответствии с требованиями заказчика.В частности, по желанию заказчика автомобиль может быть оборудован кронштейнами для крепления оружия, навигационной системой, системой видеонаблюдения, системой пожаротушения моторного отсека, климат-контролем, вентиляционным люком в крыше и др.Полноприводный вездеход «Скорпион 2М» может форсировать водные преграды глубиной 70 см, преодолевать уклоны в 30 град. по сухому грунту.В стандартное оснащение автомобиля входит лебедка самовытаскивания, полноразмерное запасное колесо, буксирные крюки. Вездеход рассчитан на эксплуатацию при температуре от -50 до +50 град. С, запас хода по топливу – до 1000 км.

28.09.2013Руководство министерства обороны в ходе проходящей в Нижнем Тагиле выставки Russia Arms Expo-2013 выразило интерес к стреляющим специальным транспортным машинам «Скорпион-2М», сообщил главный конструктор ЗАО Корпорация «Защита» Дмитрий Митряев.«Она интересна для министерства обороны По поводу поставок обещание и желание было показано. Замминистра (обороны Юрий) Борисов заинтересовался машинами («Скорпион-2М») и в данный момент он подтвердил свои намерения», — сказал Митряев РИА «Новости».По словам конструктора, военное ведомство заказало у предприятия опытно-промышленную партию, чтобы провести предварительную эксплуатацию. «Ориентировочно, это следующий год», — сообщил Митряев.По словам Митряева, военных заинтересовал вариант машины с боевым модулем производства Ковровского завода имени Дегтярева. «Скорпион» оснащается дизельным двигателем мощностью 116 лошадиных сил и способен развивать скорость до 130 км/час.РИА Новости

29.11.2013Министерство обороны России завершило государственные испытания специальных армейских машин семейства «Скорпион». Об этом, сообщает «Интерфакс», заявил Александр Шор, генеральный директор корпорации «Защита», выпускающей машины. По его словам, военное ведомство рекомендовало «Скорпионы» к принятию на вооружение. Машины могут быть приняты на вооружение после прохождения межведомственной комиссии.В государственных испытаниях принимали участие армейские автомобили «Скорпион ЛША-1» с открытым верхом, «Скорпион ЛША-2» с жестким металлическим верхом и бронированная машина «Скорпион ЛША-2Б». Госиспытания машин проводились с 1 ноября 2012 года по 30 сентября 2013-го. По данным Министерства обороны России, испытанные автомобили по техническим характеристикам соответствуют требованиям, а по противоминной защите и стойкости к зажигательным смесям превзошли требования в три раза.В конце сентября 2013 года сообщалось, что Министерство обороны России намерено приобрести в 2014 году опытно-промышленную партию транспортных машин «Скорпион-2М».

«Скорпион-2М» — небронированный, специальный, полноприводный автомобиль повышенной проходимости с независимой подвеской предназначены для перевозки военнослужащих и грузов общей массой до тонны по различным типам дорог и бездорожью. В салоне автомобиля могут поместиться до восьми человек. Автомобиль производится в различных модификациях: с жестким верхом, тентом на раме или открытым кузовом. В отличии от «Скорпиона-2», модель с индексом «M» построена не на УАЗовской, а на собственной платформе. Производит автомобиль Корпорация «Защита».Специальный, полноприводный автомобиль повышенной проходимости с независимой подвеской предназначен для эксплуатации по дорогам всех категорий, в любых климатических условиях.Производится в различных модификациях: с жестким верхом, тентом на раме или открытым кузовом. Автомобиль способен нести различные виды специальной техники и перевозить экипаж по дорогам как с твердым покрытием, так и по бездорожью. Автомобиль может использоваться при средней температуре окружающей среды от -50°С до +50°С (по УХЛ-1).

БАЗОВАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ:

Крепления для установки дополнительного оборудованияГидроусилитель руляТент (в комплекте)Лебедка самовытаскиванияБуксировочные крюки впереди и сзади автомобиляПолноразмерное запасное колесо

ВОЗМОЖНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

С жесткой кабиной и каркасом под тентомС жестким верхомС открытым кузовом

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ:

Кронштейн для крепления оружияНавигационная системаСистема видеонаблюденияСистема пожаротушения моторного отсекаКлиматическая установкаВентиляционный люк в крышеБоковые, грузовые полки по бортам автомобиляБагажное отделение на крыше

По согласованию может быть установлено иное дополнительное оборудование

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Длина, мм – 4810Ширина, мм – 2100Высота, мм – 2100Колесная база, мм – 3050Колея, мм – 1784Полная масса, кг – 3500Снаряженная масса, кг – 2500Грузоподъемность, кг – 1000Посадочных мест – 2+6Тип двигателя — дизельный, Евро 4Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 85 (116)Объем двигателя, см3 – 2636Крутящий момент, Hм – 280Максимальная скорость, км/ч – 130Запас хода, км – 1000Емкость топливного бака, л – 140Колесная формула/ведущие колеса – 4х4/всеПодвеска – независимая, с амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивостиКоробка передач – механическая, 5-ступенчатаяРаздаточная коробка – 2-ступенчатаяТормоза – дисковые

Материал с теле канала РИА новости

Видео с Авто плюс

Источники: http://www.zashchita.ru/, http://www.uazbuka.ru/, http://vpk.name/

СПЕЦИАЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «СКОРПИОН-2М». ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2012. ЖУКОВСКИЙ. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии А.В.Карпенко.

bastion-karpenko.ru


Смотрите также