Замена охлаждающей жидкости двигателя ЗМЗ-406 автомобиля Соболь. Соболь охлаждение двигателя


5.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Система охлаждения двигателя. — "ВАЖНО ВСЕМ"

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху. Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют большой круг циркуляции. Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается и уменьшаются ее потери на испарение). Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе). В систему охлаждения включен радиатор отопителя кабины, а также радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов) и электронасос системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов). В системе охлаждения двигателя предусмотрен подогрев впускного трубопровода. Кроме того, на корпусе термостата установлены датчики указателя температурного состояния двигателя и сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости.Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров и приводится от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с двумя клапанами: основным и байпасным.

На непрогретом двигателе основной клапан закрыт и вся жидкость циркулирует по малому кругу, возвращаясь сразу в рубашку охлаждения (минуя радиатор). Это ускоряет прогрев холодного двигателя. При температуре 80–84 °С основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается. При температуре 94 °С основной клапан открывается полностью, а байпасный полностью закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя, не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение поликлиновым ремнем от коленчатого вала. Крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На части автомобилей может быть установлен электровентилятор.Датчик включения электровентилятора устанавливается в бачке радиатора.Радиатор — трубчато-ленточный, алюминиевый, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки соединены с остовом радиатора через резиновые уплотнительные прокладки путем обжима опорных пластин по фланцам бачков. На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к оперению кабины (кузову). На правом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангами с патрубком, подводящим охлаждающую жидкость от радиатора к двигателю, с патрубком термостата и с левым бачком радиатора. На бачке нанесена метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим оптимальное давление в системе охлаждения. С левой стороны двигателя расположен кран для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения блока цилиндров.

vajnovsem.ru

Как заменить охлаждающую жидкость автомобиля Соболь

Охлаждающую жидкость следует заменять через два года эксплуатации или через 60 тысяч пробега. Кроме того, если жидкость изменила цвет на рыжеватый, немедленно нужно ее заменить.

Такое изменение говорит о том, что выработались ингибирующие присадки, и жидкость стала агрессивной к деталям системы охлаждения.

Работу следует выполнять только на холодном двигателе.

Отворачиваем пробку расширительного бачка и открываем кран отопителя.

Надеваем на патрубок сливного крана шланг подходящего диаметра.

1. Опустив шланг сливного крана радиатора в емкость (объемом не менее 10 л), открываем кран и сливаем охлаждающую жидкость.

 

2. Сняв шланг с крана радиатора, надеваем его на кран, расположенный на левой стороне двигателя.

 

3. Сливаем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров.

Закрываем сливные краны.

 

4. Отверткой ослабляем хомуты и снимаем подводящий шланг с патрубка крана отопителя.

 

5. Аналогично снимаем отводящий шланг с патрубка электронасоса.

 

6. Продуваем систему отопления сжатым воздухом (можно использовать шинный насос).

Подсоединяем снятые шланги и затягиваем хомуты.

 

7. Чтобы не пролить жидкость, вставляем в расширительный бачок воронку и медленно, непрерывной струей заливаем в него охлаждающую жидкость.

 

8. Если жидкость уходит из бачка медленно, несколько раз сжимаем отводящий шланг радиатора.

 

Заполнив бачок до положенного уровня, пускаем двигатель, прогреваем до рабочей температуры и даем поработать 3–5 мин на различных режимах – от холостого хода до 3000 мин –1 . Если в автомобиле установлен дополнительный отопитель, включаем электронасос. Дав двигателю остыть, проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости доливаем жидкость и устанавливаем пробку на бачок.

autoruk.ru

3.4.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Замена охлаждающей жидкости и снятие расширительного бачка системы охлаждения (автомобили с 2003г). — "ВАЖНО ВСЕМ"

Замена охлаждающей жидкости

Устанавливаем автомобиль на горизонтальную площадку. Чтобы открыть кран отопителя, включаем зажигание, переводим ручку регулятора температуры воздуха в крайнее положение синего сектора, а затем в красный сектор. При открывании крана отопителя должен быть слышен отчетливый щелчок. Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею. Подставляем широкую емкость объемом не менее 10 л под сливное отверстие радиатора.

Ключом «на 14» отворачиваем резьбовую пробку сливного отверстия. Снимаем крышку расширительного бачка…

…и сливаем жидкость из радиатора. Надеваем шланг на кран, установленный на блоке цилиндров с левой стороны.

Открываем кран и сливаем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров. Закрываем сливной кран блока цилиндров и снимаем с него шланг, заворачиваем пробку сливного отверстия радиатора. В салоне автомобиля…

…отворачиваем на 2–3 оборота пробку тройника. Он установлен с правой стороны под панелью приборов (для наглядности показано со снятой панелью приборов). Заливаем через воронку в расширительный бачок охлаждающую жидкость и заворачиваем пробку тройника. Включаем зажигание и электронасос дополнительного отопителя на 1–2 мин. Снова отворачиваем пробку тройника, чтобы выпустить воздух из системы. Повторяем эту операцию 2–3 раза. Доливаем жидкость в бачок до требуемого уровня, пускаем двигатель, включаем электронасос дополнительного отопителя. Даем двигателю поработать на повышенных (около 3 000 мин-1) оборотах 3–5 мин. За это время уровень охлаждающей жидкости в бачке должен ощутимо понизиться. Это будет свидетельствовать о том, что воздушная пробка вышла из системы охлаждения. Проверить это можно несколькими способами: оба шланга основного отопителя должны быть горячие, а при включении электровентилятора основного отопителя в салон должен подаваться теплый воздух. Дав двигателю остыть, проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости доливаем жидкость и закрываем расширительный бачок крышкой. Убеждаемся в отсутствии подтекания охлаждающей жидкости, при необходимости подтягиваем пробки сливного отверстия и выпуска воздуха.

 

Снятие расширительного бачка системы охлаждения двигателя

Частично сливаем охлаждающую жидкость (см. раздел «3.4.2. Замена охлаждающей жидкости и снятие расширительного бачка системы охлаждения (автомобили с 2003г)») или удаляем ее из расширительного бачка резиновой грушей.

Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута…

…и снимаем с патрубка бачка пароотводящий шланг радиатора. Аналогично снимаем с другого патрубка бачка пароотводящий шланг термостата.

Отворачиваем гайку нижнего крепления бачка (под гайкой установлена металлическая шайба). Шлицевой отверткой ослабляем затяжку хомута...

…и снимаем с патрубка бачка отводящий шланг.

Головкой «на 8» отворачиваем стяжной болт хомута крепления бачка. Разъединив хомут…

…снимаем расширительный бачок.

При необходимости снимаем наружную часть хомута, выводя ее из зацепления с внутренней частью. Устанавливаем расширительный бачок в обратной последовательности, после чего заливаем в него охлаждающую жидкость. При необходимости удаляем воздушную пробку из системы охлаждения (см. раздел 3.4.2. Замена охлаждающей жидкости и снятие расширительного бачка системы охлаждения (автомобили с 2003г)).

vajnovsem.ru