Билет № 19. Строповочные устройства при монтаже строительных конструкций. Строповочные устройства двигателя


Способы строповки, строповка грузов, графическое изображение способов строповки грузов

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

Схемы строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами. Руководство морских и речных портов обязано обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с применением кранов по утвержденным им технологическим картам.

Пример плакатов по технике безопасности при проведении грузоподъемных работ     

Перемещение груза является одним из наиболее сложных и ответственных мероприятий в процессе производства. На производстве всех видов промышленности наиболее тяжелые грузы перемещают с помощью кранов, однако многие грузы не имеют специальных креплений для транспортировки, поэтому используются промежуточные грузоподъёмные элементы. В качестве таких промежуточных элементов чаще всего выступают канатные и ленточные стропы. На нашем предприятии мы изготавливаем большинство видов строп, с которыми вы можете ознакомиться в каталоге нашего сайта.

Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться грузовые стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Строп общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°. В зависимости от вида строповки производится перерасчет грузоподъемности строп.

Листовые конструкции и мелкие стальные элементы поднимают и транспортируют к рабочему месту с применением захватов и скоб. Стальные и железобетонные элементы (прогоны, связи, плиты перекрытий, перемычки) поднимают с помощью специальных траверс, допускающих многоярусное расположение монтируемых деталей. Траверсы необходимы для равномерного распределения нагрузки и могут быть как линейными, так и пространственными, в зависимости от типа поднимаемого груза. За время работы нашего предприятия конструкторский отдел разработал большое количество готовых траверс, которые вы можете у нас заказать.

Для подъема и перемещения пакета труб, круглого проката или бревен применяется способ строповки «на удавку». Для этого продевают в петлю один конец стропа, а другой конец петли надевают на крюк крана таким образом, чтобы при подъеме петля затянулась и прочно удерживала груз на весу. Строповку пачки листового металла также производят универсальным двухпетлевым стропом на «удавку». В свободные петли вставляют крюки двухветвевого стропа и при подъеме их крюками универсальные стропы затягивают пачку металла.

Способы строповки различных материалов        

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

  • при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений.
  • неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающие на пути предметы.
  • при обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
  • при регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
  • перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

Плакаты "Схемы строповки грузов" (27,7Мб)Пособие "Схемы строповки материалов" (12,9Мб)Иллюстрированное пособие стропальщика (16,5Мб)

samson-td.ru

Билет № 19. Строповочные устройства при монтаже строительных конструкций

Строп двухветвевой

Назначение - строповка элементов зданий со строповочными петлями.

1 - звено; 2 - канатная ветвь; 3 - крюковой захват; 4 - замок

Строп четырехветвевой

Назначение - строповка элементов зданий за четыре строповочные петли.

1 - звено; 2 - канатная ветвь; 3 - замок; 4 - крюковой захват.

Строп мягкий универсальный

Назначение - строповка элементов, не имеющих петель.

1 - металлическая разъемная скоба; 2 - силовой элемент из капроновой ленты.

Универсальное грузозахватное устройство с дистанционной отцепкой крюков

Назначение - строповка и дистанционная расстроповка элементов инвентарных зданий со строповочными петлями.

1 - звено; 2 - звено уравнительное; 3 - канатная ветвь; 4 - крюковой захват; 5 - уравнительная ветвь; 6 - крюк для дистанционной расстроповки.

Траверсы состоят из металлической балки или фермы с устройствами для захвата монтируемых элементов, число которых зависит количества точек захвата элемента.

Изделия без петель стропуют с помощью захватов.

Билет №20 Технология монтажа фундаментов

Монтаж сборных фундаментов осуществляют отдельным опережающим потоком в период производства работ по возведению подземной части здания.

Разбивку мест установки фундаментов производят с использо­ванием продольных и поперечных осей, фиксируемых с помощью проволоки. Положение осей фиксируют ко­лышками или инвен­тарными скобами. На гранях фундаментов наносят установочные риски. Для фундамен­тов стаканного типа до­полнительно отмечают середину верхней грани стакана.

Установку фунда­мента необходимо про­изводить сразу в проектное положение, чтобы избежать нару­шения поверхности основания. Выверку фундамента в проектном положении осуществ­ляют на весу, до снятия его со стропа путем совмещения рисок установочных осей с рисками разбивочных (рис. 8.23). Правиль­ность установки фундаментов определяют теодолитом. С помощью нивелира наносят проектные отметки на стенки стаканов, опреде­ляют соответствие фактического и проектного положения осей отметок. Эти данные заносят в исполнительную схему, которую берут за основу для дальнейшего монтажа надземной части здания.

Доставленные на строительную площадку плиты и башмаки следует раскладывать в зоне действия монтажного крана с созданием постоянного запаса, обеспечивающего бесперебойную работу по монтажу фундаментов. При доставке тяжелых фундаментных блоков на строительную площадку по одной штуке, монтаж производят непосредственно с транспортных средств по часовому’ графику, увязанному с общим графиком монтажа фундаментов.

Монтаж фундаментов выполняют при помощи гусеничного крана СКГ - 40. Фундаментные плиты и башмаки должны быть разложены в радиусе действия монтажного крана монтажными петлями вверх в порядке, обеспечивающем последовательность монтажа каждого фундамента.

Схема монтажа фундаментных блоков:

1 - смонтированные фундаменты; 2 - монтируемый фундамент; 3 - рабочий ход крана; 4 - фундаментные блоки; 5 - несмонтированные фундаменты; 6 - рабочая стоянка крана

При производстве работ в зимних условиях должны быть разработаны дополнительные мероприятия, обеспечивающие должное качество устраиваемых фундаментов. Как минимум должны применяться подогретые растворы или холодные растворы с противоморозными добавками. В каждом конкретном случае следует пользоваться услугами строительных лабораторий.

Работу по монтажу фундаментов выполняет звено монтажников конструкций в составе трех человек: 4 разряда- 1 человек; :3-разряда 1 человек, 2 разряда - 1 человек в каждой смене.

Рис. 5. Схема установки фундаментных блоков и фундаментов под колонны: а) 1 - маячные блоки; 2 - причалка; б) 1, 2 - риски

studfiles.net

Звеньевые путеукладчики

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Транспортное строительство

Звеньевые путеукладчики

Предварительно собранные на базе звенья пути длиной 12,5 и 25 м из рельсов Р43, Р50 и Р65 на деревянных и железобетонных шпалах укладываются звеньевыми путеукладчиками трех видов:— крановыми путеукладчиками на железнодорожном ходу (рис. 1). Звенья путевой решетки подают к укладочному крану с железнодорожных платформ роликовыми транспортерами— крановыми путеукладчиками на гусеничном ходу (рис. 2). Звенья пути подают к крановому укладчику, смонтированному на тракторе, со специальных транспортных тележек;— бескрановыми путеукладчиками на гусеничном ходу, к которым звенья путевой решетки доставляют на роликах, прикрепляемых к рельсам транспортируемых звеньев.

Наиболее широко используются крановые путеукладчики на железнодорожном ходу конструкции Платова и на гусеничном ходу типа ПБ, что же касается бескрановых путеукладчиков, то последние в настоящее время не применяются.

Путеукладчик конструкции Платова

Путеукладчик конструкции Платова представляет собой укладочный поезд в составе укладочного крана УК-12,5 или УК-25, моторной платформы и нескольких нормальных четырехосных железнодорожных платформ, оборудованных съемными роликовыми транспортерами. К месту укладки путеукладчик транспортируется локомотивом.

Укладочный кран УК-25 предназначен для укладки звеньев путевой решетки, собранных из рельсов длиной 25 м и деревянных шпал..При железобетонных шпалах кран укладывает звенья длиной 12,5 м.

Укладочный кран (рис. 3) с четырьмя вертикальными стойками и стрелой смонтирован на специальной самоходной железнодорожной платформе, на которой размещены силовые установки, нижний пульт управления и другое оборудование. На стреле размещен верхний пульт управления. По стреле перемещаются крановые тележки с траверсами для захвата звена, которое поднимается грузовой лебедкой.

Платформа крана установлена на трехосных ходовых тележках.

По направляющим вертикальных стоек перемещаются каретки вверх и вниз двенадцатью гидроцилиндрами (три гидроцилиндра на каждую каретку). В рабочем положении каретки закрепляются специальными фиксаторами, а для предотвращения их самопроизвольного опускания в случае разрыва маслопровода на каждой каретке закреплена зубчатая рейка, входящая в зацепление с собачками, расположенными на направляющих вертикальных стоек. Для опускания кареток выводят при помощи цепей собачки из зацепления с рейками.

Стрела в транспортном положении размещается симметрично относительно платформы крана и опирается на каретки вертикальных стоек через две пары поперечных откидных балок. В рабочем положении стрела сдвинута вправо или влево и опирается на каретки стоек средней поперечной балкой и парой поперечных откидных балок. Стрела крана в рабочее и транспортное положения перемещается тяговой лебедкой после установки на головки кареток вертикальных стоек специальных балок с роликами и крепления одной из крановых тележек к вертикальным стойкам захватными приспособлениями. При передвижении стрелы поперечные откидные балки устанавливаются в вертикальное положение.

Грузоподъемное оборудование крана УК-25 (рис. 4) состоит из грузовой и тяговой лебедок, двух крановых тележек с грузовыми блоками и траверсами, концевых блоков, канатов грузоподъемной и тяговой лебедок и ограничителей грузоподъемности и хода крановых тележек. Лебедки приводятся в действие электродвигателями через редукторы. На первой ступени редуктора грузоподъемной лебедки размещен колодочный электротормоз. У одного из барабанов этой лебедки большой диаметр, благодаря чему задний конец укладываемого звена путевой решетки опускается быстрее и автоматической скобой стыкуется с крайним звеном уложенного пути. При изменении направления укладки для обеспечения более быстрого опускания заднего конца звена меняют местами и концы канатов на барабанах и концевых блоках.

Рис. 1. Укладочный кран УК-25: а — транспортное положение; б — рабочее положение

Тяговая лебедка для передвижения крановых тележек сконструирована аналогично грузоподъемной лебедке и отличается от нее размерами барабанов и тормоза. Кроме того, один из барабанов тяговой лебедки с храповым устройством для натяжения каната при его запасовке.

У крановой тележки (рис. 195) рама опирается на две пары ходовых колес, установленных на шарикоподшипниках. На осях колес укреплены опорные и поддерживающие блоки. Грузовой блок подвешен на двух ветвях каната, огибающих опорные блоки крановой тележки. Траверса прикреплена к обойме грузового блока двумя валиками.

Стрела для размещения под ней пакета из 8—10 звеньев поднимается и опускается раздельной гидравлической системой. Каждая часть гидросистемы состоит из электродвигателя, лопастного гидронасоса 6 Л1Ф-12 производительностью 12 л/мин (при давлении 65 кгс/см2), муфты включения насоса, обратного и предохранительного клапанов, распределителя, масляного бака, трехшесте-ренчатого дозатора, шести гидроцилиндров и маслопроводов. Дозатор служит для равномерного распределения масла по цилиндрам. Муфтой и распределителем управляют при помощи рукояток. Гидроцилиндры вмонтированы (по три штуки) в каретки каждой стойки. Сбоку цилиндра выведена регулировочная игла. Максимальная высота подъема составляет 1540 мм. Емкость всей гидросистемы 195 л.

Рис. 4. Схема привода и запасовки канатов грузоподъемного оборудования укладочного крана УК-25

Рис. 5. Крановая тележка

Рис. 6. Принципиальная схема гидравлической системы укладочного крана УК-25

Передвижением укладочного крана УК-25 управляют из переносной кабины, подвешиваемой с правой или левой стороны его платформы, а грузоподъемной и тяговой лебедками, подъемом и опусканием стрелы — с пульта управления, расположенного в средней части стрелы.

Пульт управления оборудован двумя рычажными приводами контроллеров электродвигателей грузоподъемной и тяговой лебедок и электрощитом с контрольными приборами и аппаратурой включения электроосвещения крана.

Производительность укладочного крана УК-25 составляет 1200 пог. м/ч. Рабочая скорость передвижения крана до 5 км/ч, а транспортная (при использовании только собственных силовых установок) до 50 км/ч.

Укладочный кран УК-12,5, предназначенный для укладки звеньев пути из рельсов длиной 12,5 м на деревянных шпалах, отличается от крана УК-25 менее мощной четырехосной платформой и измененной конструкцией стрелы.

Моторная платформа предназначена главным образом для транспортировки небольших подвижных составов со звеньями путевой решетки к месту укладки. Кроме того, она может быть использована для перетягивания пакетов звеньев с питающего состава на укладочный кран.

Моторная платформа (рис. 7) состоит из следующих основных частей: рамы с упряжными приборами, двух ходовых тележек, двух силовых установок, двух лебедок с электродвигателями для перемещения пакетов, роликового транспортера, тормозного оборудования, двух пультов управления, съемной кабины и электрооборудования.

Рама сварная пространственной конструкции из листовой стали и швеллеров разделена на девять отсеков, в которых размещено оборудование моторной платформы. В среднем отсеке смонтированы водяные и масляные радиаторы силовых установок, а в смежных — двигатели. В следующих двух отсеках расположены генераторы с автоматическими выключателями, а в соседних — контакторы включения тяговых электродвигателей. Концевые отсеки используются: один — для размещения воздушных резервуаров, а другой — для инструмента. На полу платформы укреплен упор для рельсов. Наа пульте управления смонтированы универсальные переключатели и щиток контрольных приборов.

Топливо для дизелей заливается в баки. Сжатый воздух в тормозную систему подается компрессором, рядом с которым расположен регулятор возбуждения.

Рис. 7. Моторная платформа путеукладчика конструкции Платова

Силовая трансмиссия ходовой тележки предназначена для передачи тягового усилия на колесные пары. В качестве тягового двигателя применен четырехполюсный электродвигатель ДК-305А последовательного возбуждения.

в’тормозное оборудование каждой ходовой тележки входят тормозной цилиндр, колодочный тормоз двустороннего действия с рычажной передачей и ручной дисковый тормоз, смонтированный на валу тягового электродвигателя. Колодочный тормоз служит для торможения моторной платформы и приводится в действие сжатым воздухом при помощи прямодействующего крана машиниста. Ручной дисковый тормоз предназначен только для затормаживания моторной платформы от самопроизвольного угона на стоянке (на уклоне).

Роликовый транспортер состоит из 12 пар роликов, закрепленных на полу моторной платформы. Все ролики установлены на шарикоподшипники, что обеспечивает свободное перемещение по ним специальных лыж с пакетами звеньев путевой решетки.

Для перетягивания пакетов установлены две электролебедки, которые могут работать раздельно и одновременно. Одновременная работа необходима для перемещения большого числа пакетов звеньев.

Электрооборудование моторной платформы состоит из двух генераторов постоянного тока ПН-750 мощностью по 100 кВт с автоматическими выключателями для защиты их от перегрузок, четырех тяговых электродвигателей ДК-305А мощностью по 43 кВт с контакторными панелями включения, двух электродвигателей КПДН-ЗШ мощностью по 11 кВт, лебедок перетягивания пакетов с кулачковыми контроллерами управления и ящиками пускорегулирующих сопротивлений и двух групп аккумуляторных батарей.

Схема тягового электрооборудования моторной платформы позволяет перемещать поезда двумя одновременно работающими силовыми установками с последовательным и параллельным соединениями обмоток двух тяговых электродвигателей каждой ходовой тележки, а также одной силовой установкой с последовательным или параллельно-последовательным соединением всех четырех тяговых электродвигателей. Кроме того, схема позволяет снабжать электроэнергией посторонних потребителей постоянного тока через межвагонные соединения, смонтированные на торцовых балках рамы моторной платформы.

Моторной платформой управляют из переносной кабины, подвешиваемой с правой или левой ее стороны. В кабине расположены два штурвала управления электродвигателями лебедок передвижения пакетов и рычаг ручного тормоза.

Погрузочный кран предназначен для погрузки звеньев путевой решетки на специализированный подвижной состав из железнодорожных четырехосных платформ, оборудованных роликовыми транспортерами, а также для выгрузки и раскладки рельсов на звеносборочных базах.

Погрузочный кран (рис. 8) состоит из следующих основных частей: самоходной четырехосной платформы с кронштейнами для крепления стоек и двух поворотных консольных Г-образных стрел.

Рис. 8. Схема погрузочного крана ПКД в рабочем положении

Самоходная платформа погрузочного крана по конструкции аналогична моторной платформе, но на ней установлена лишь одна силовая установка с двигателем 1Д6 и генератором ПН-750. На месте второй установки размещены компрессор производительностью 350 л/мин, электродвигатель мощностью 2,8 кВт привода компрессора и резе рвуа-ры сжатого воздуха.

Каждая Г-образная стрела оборудована поворотным основанием с центральной пустотелой цапфой, входящей в расточку шкворневой балки платформы крана. На цапфе нарезаны зубья для зацепления с рейками пневматического привода, обеспечивающего поворот стрелы на 180°, благодаря чему погрузочный кран может грузить и выгружать звенья путевой решетки на обе стороны.

Внутри стойки расположена выдвижная колонка коробчатого сечения, поднимаемая в рабочее положение и опускаемая ручным винтовым домкратом, также размещенным в стойке.

Привод поворота стрелы пневматический от двух пневмоцилиндров, расположенных в концевом отсеке рамы платформы. Пневматическим

приводом управляют раздельно кранами, установленными на ответвлениях воздушной магистрали сбоку рамы платформы.

При наклоне размещенного в кабине управления штурвала на себя или от себя поднимается или опускается груз, а при повороте штурвала вправо или влево передвигается крановая тележка. При переводе погрузочного крана в рабочее положение кабину управления снимают с платформы крана и устанавливают на отдельной прицепной платформе.

Тракторный портальный путеукладчик

Тракторный портальный путеукладчик ПБ (рис. 9) предназначен для укладки звеньев пути длиной 25 м с деревянными и железобетонными шпалами.

Путеукладчик смонтирован на гусеничном тракторе Т-100М с комбинированным ходом (грунтовым и рельсовым). К основным узлам путеукладчика относятся буксирное устройство, механизм сдвижки переднего конца фермы, ферма, тяговая и грузоподъемные лебедки, кран-укосина, портал, коромысла, гусеничные тележки, механизм подъема портала, строповочные устройства, генератор трехфазного тока и элементы управления механизмами путеукладчика.

Тяговая и грузоподъемные лебедки смонтированы на ферме в центральной части. Тяговая лебедка используется для подтягивания пакетов со звеньями путевой решетки, а грузоподъемные — для их подъема и опускания.

Рис. 9. Схема тракторного портального путеукладчика ПБ

Кран-укосина служит для облегчения уборки из-под фермы путеукладчика на обочину пути освободившихся от звеньев путевой решетки турникетных тележек.

Ферма крепится посредством буксирного приспособления к механизму сдвижки, который служит для поперечного перемещения переднего конца фермы до 400 мм в обе стороны от оси пути, что облегчает условия вписывания путеукладчика в кривыэ.

Портал опирается на две гусеничные тележки шарнирными устройствами, допускающими поворот гусениц в вертикальной плоскости до 20°.

Ферма и портал трубчатой конструкции. Высота каждой опоры портала регулируется в пределах до 400 мм механизмом подъема, состоящим из электродвигателя с червячным редуктором и винтовой пары.

Генератор приводится в действие от вала отбора мощности трактора через шлицевую муфту, муфту свободного хода (предназначенную для разъединения вала генератора и вала отбора мощности при переключении скоростей трактора) и упругую муфту.

У путеукладчика четыре полиспаста: два четырехкратных грузовых для подъема звена, один двукратный полиспаст тяговой лебедки для подтягивания под портал пакетов со звеньями и двукратный полиспаст крана-укосины.

Грузовые канаты, жестко закрепленные одним концом на барабанах грузоподъемных лебедок (рис. 200), огибают неподвижные блоки, расположенные на ферме, подвижные блоки, расположенные на захватных рамах, и жестко крепятся вторым концом к кронштейну на ферме путеукладчика.

Канат тяговой лебедки одним концом закрепляется на барабане тяговой лебедки, огибает неподвижный поддерживающий блок, подвижной блок и крепится вторым концом к кронштейну фермы.

Тракторный портальный путеукладчик укомплектовывается рамой для его транспортировки по железнодорожному пути, траверсой для погрузки звеньев пути, траверсой для погрузки рельсов, турникетны-ми тележками конструкции Боровского для перевозки рельсовых пакетов и набором автоматических стыкователей.

Путеукладчиком ПБ-2 укладывают звенья пути с турникетных тележек конструкции Боровского, а путеукладчиком ПБ-3 непосредственно с железнодорожных платформ, оснащенных специальным роликовым оборудованием.

Путеукладчик ПБ-Зм дополнительно оборудован роликом для изгиба укладываемых рельсовых звеньев.)

Путеукладчики типа ПБ транспортируются к месту работ железнодорожным и автомобильным транспортом.

Техника безопасности при эксплуатации путеукладчиков

При эксплуатации путеукладочных машин необходимо строго соблюдать предусмотренные инструкциями и правилами требования техники безопасности. Особое внимание следует обратить на выполнение следующих требований.

Все операции, производимые операторами и крановщиками (опускание подъемных блоков, подъем, вынос, опускание звена и перемещение крана), должны быть точно согласованы с работой верхних и нижних бригад.

Запрещается водителям трактора трогать машину с места, а операторам крана включать механизмы без подачи сигнала лицом, ответственным за укладку пути.

Перед входом поезда по соседнему пути в зону ограждения работа укладочного крана и моторных платформ должна быть прекращена. При выполнении работ на электрифицированных участках укладочные краны должны быть оборудованы устройствами, поддерживающими контактный провод.

Запрещается производить какие-либо путевые работы впереди раз-борочного поезда на расстоянии 50 м и от первой движущейся единицы (считают по направлению движения поезда) и сзади укладочного поезда на расстоянии 50 м от последней движущейся единицы.

Читать далее: Машины для балластировки пути

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Строповые грузозахватные приспособления с дистанционным и автоматическим управлением

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Строповка грузов

Строповые грузозахватные приспособления с дистанционным и автоматическим управлением

Применение дистанционной и автоматической зацепки и отцепки крюков стропов повышает эффективность управления крановым оборудованием и производительность труда такелажников и стропальщиков, обеспечивает безопасность производства стропальных работ. В простых устройствах этого типа крюк поворачивается при помощи рычага или канатика при ослабленном натяжении стропов.

Универсальное грузозахватное устройство с дистанционным управлением отцепкой крюков состоит из подвески, прикрепленных к ней через кольца обойм с блоками, ветвей стропов и уравнительных канатов. Стропы на свободных концах оборудованы грузовыми крюками с обоймами, перекрывающими зев крюка и снабженными тягами, которые осуществляют поворот крюка. Конструкция подвески позволяет воспринимать односторонние нагрузки за счет возможности ее поворота относительно крюка монтажного крана в вертикальной плоскости, а наличие колец обеспечивает поворот относительно вертикальной оси обоймы в пределах 120°. Грузоподъемность устройства 10 т, масса 195 кг.

Грузозахватное устройство ЗСП-ЗА для строповки и дистанционной расстроповки строительных конструкций, технологического оборудования и других грузов состоит из обоймы, специального крюка, установленного в обойме на пальце рукоятки с фиксатором, пружины растяжения, распорной пружины, опирающейся на тарелки, и направляющего стержня с вилкой. На консоли рычага, жестко связанного с крюком, имеются отверстия для закрепления рычага. Один конец рукоятки, выполненный в виде вилки, охватывает рычаг, а другой кольцом соединяется с расстроповочным шнуром. Рукоять может поворачиваться на рычаге вокруг оси отверстия на 135°, при этом фиксатор, входя в зацепление с любым из четырех пазов на рычаге, надежно фиксирует ее положение. В верхней части грузозахватного устройства вставлен палец для соединения его со стропом грузоподъемного механизма.

Зев перекрывается рогом крюка и под действием пружины постоянно замкнут. Он раскрывается при повороте рукояти непосредственно рукой или натяжением расстро-побочного шнура. Скоба на обойме обеспечивает оптимальный угол между расстроповочным шнуром и рукоятью при ее горизонтальном положении.

Груз стропят, непосредственно зацепляя крюком за монтажные петли, или при помощи дополнительных кольцевых стропов обвязкой «на удав». Перед подъемом груза рукоять устанавливают так, чтобы при дистанционном раскрытии грузозахватного устройства угол между натянутым расстроповочным шнуром и рукоятью достигал 90°. Когда соблюдение этого условия невозможно, рукоять устанавливают в горизонтальное положение, а расстроповочный шнур пропускают через скобу. Для изменения положения рукоятки ее оттягивают до выхода фиксатора из зацепления с пазом на рычаге крюка, устанавливают в требуемое положение и фиксируют.

Рис. 1. Строповые грузозахватные устройства с крюков: а — универсальные; б — ЗСП-ЗА для строповки и дистанционной расртропов-ки; в — для автоматического освобождения крюка от петли грузового стропа; г— для автоматической остроповки груза при погружении в воду; I — общий вид; II — положение крюка при захвате груза; III — положение крюка при отстроповке груза; 1 — подвеска; 2 —обойма; 3 — блок; 4 — ветвь стропа; 5 — уравнительный канат; б — обойма крюка; 7 — грузовой крюк; 8 —тяга; 9 — крюк; 10 — обойма; И — палец рукоятки; 12 — палец; 13 — консоль рычага; 14 — вилка; 15 — отверстие для оси; 16 — рукоятка; 17 — отверстие для фиксатора; 18 — пружина растяжения; 19 — фиксатор; 20 — опорная тарелка; 21 — распорная пружина; 22 — скоба; 23 — расстроповочный шнур; 24 — накидные кольца; 25 — щека скобы; 26 — фигурная скоба; 27 — перемычка; 28 — крюк; 29 — наклонная пластина; 30 — пята; 31 — груз; 32 — ветвь стропа; 33 — рычаг; 34 — труба; 35 — рым; 36 — фланец; 37 — поплавок; 38 — стебель

Дистанционную расстроповку производят натяжением расстроповочного шнура после снятия нагрузки с крюка. Когда в дистанционной расстроповке нет необходимости, рукоять можно установить в крайнее нижнее положение.

Грузоподъемность грузозахватного приспособления 3 т, габаритные размеры 70X200X320 мм, масса 7,5 кг.

Устройство для автоматического освобождения крюка от одного концевого звена петли грузового стропа при снятии с него груза, монтируемое на стандартном однорогом крюке, состоит из двухчфигурных скоб, соединенных в верхней части перемычкой. Щеки скоб выгнуты по форме рога крюка и соединены наклонной пластиной, по которой скользит крюк. Фигурные скобы, перемычка и пластины образуют обойму, которая в нижней части снабжена пятой. Скоба верхним концом перекрывает зев крюка, что исключает выпадение концевых звеньев стропа при рабочем положении. Щека скобы служит для сбрасывания звена стропа с крюка. Крюк освобождается от петли грузового стропа только при упоре пяты в груз. В этом случае крюк под действием силы тяжести скользит внутри обоймы, и звено стропа сбрасывается с крюка. Штриховыми линиями на рис. 1, в показано взаимодействие деталей устройства в момент сбрасывания звена с крюка. Грузоподъемность устройства 5,1 т, масса 15,22 кг.

Разработано строповое устройство для автоматической расстроповки груза при погружении его в воду. Оно имеет крюк (рис. 1, г), выполненный в Виде стебля, и шарнирно соединенный с ним рычаг. Стебель снабжен рым-болтом. На стебель и рычаг свободно надет поплавок, обладающий плавучестью. Во внутреннем отверстии поплавка при помощи фланцев вмонтирована трубка. Стебель и рычаг связаны с грузом при помощи стропа.

Устройство работает следующим образом. Для закрепления груза на грузозахватном устройстве, связанном с судоремонтным подъемным средством рым-болтом, стропы заводят на плечо стебля крюка, поворачивают рычаг вверх до контакта со стеблем, после чего поплавок опускают по стеблю, что обеспечивает фиксирование рычага при помощи трубы в закрытом положении. Поднятый судовым грузоподъемным средством груз выносят за борт и опускают в воду. При погружении под воду поплавок в результате плавучести поднимается по стеблю и освобождает рычаг, который под действием стропов откидывается вниз и освобождает последний вместе с грузом.

К штырьево-строповочным (рис. 2) относят грузозахватные устройства, в которых для захвата груза используют тросовый строп, а штырьевое устройство (штырьевой замок) служит вспомогательным приспособлением для удобной расстроповки груза на расстоянии, например на высоте. Замок представляет собой каркас, в котором закреплены валик и подвижный штырь. Строп заякоривается в штырь-евом устройстве за валик, а после застроповки поднимаемого груза огибает штырь и свободной петлей навешивается на крюк крана (рис. 2, а). После установки груза на место и ослабления стропа штырь выдергивается и грузозахватное устройство освобождается.

В упрощенной модели (рис. 2, б) петля стропа пропущена через отверстия каркаса и надета на штырь, последний в связи с этим выполняет функции валика и штырьевого устройства.

Штырьевые замки выполняют различной конфигурации (рис. 2, б). Штырьевой замок с каркасом выполнен в виде скобы с вваренной перепонкой. Штырь связан с пружиной, удерживающей его в скобе. Для освобождения стропов штырь, преодолевая сопротивление пружины, канатом вытягивается из одной стороны дуговрго каркаса; после ослабления троса штырь пружиной подается в каркас.

Известно аналогичное штырьевое устройство, в котором штырь совмещен с заякоривающим валиком (рис. 2, г). Так как на штырь действует остаточное натяжение стропа и частично масса грузозахватного устройства, при вытягивании его приходится преодолевать силу трения, возникающую между стропом, штырем и гнездом, по которому он перемещается. Эта сила довольно велика, в связи с чем вытягивать штырь трудно.

В другом штырьевом устройстве (рис. 2, е) процесс вытягивания канатика облегчен за счет того, что штырь снабжен винтовым хвостовиком, взаимодействующим с вращаемой гайкой-барабаном, на которую навит управляющий канатик. При натяжении канатика гайка-барабан вращается, а винт поступательно перемещается, так как вращению его препятствует шпонка, входящая в паз валика. Устройство применяют при подъеме стальных, железобетонных конструкций и технологического оборудования.

Рис. 2. Штырьево-строповое грузозахватное устройство:

В некоторых устройствах (рис. 2) вытягивание троса обеспечивается под любым углом в пространстве при помощи поворотного приспособления, которое установлено на кожухе замка на шарикоподшипниках. Пружина, размещенная в кожухе, удерживает подвижный штырь в закрытом положении. Канатик для расстроповки соединен с подвижным пальцем.

В тресте «Востокметаллургмонтаж» разработаны строповые грузозахватные устройства различной грузоподъемности, в которых замок для дистанционной расстроповки груза снабжен отводным роликом, а устройство для фиксации обратной ветви стропа выполнено в виде поворотного двуплечего рычага, связанного с тросиком дистанционного управления. Преимущество такой конструкции стропового грузозахватного устройства заключается в том, что его канат при затяжке груза не трется о корпус, вследствие чего повышается срок службы. Грузозахватное устройство предназначено для строповки секций трубопроводов, крупных блоков, длинномерных конструкций (балок, ферм), монтируемых на высоте и увязываемых мертвой петлей. Для закрепления поднимаемой конструкции используют двухпетлевые (облегченные) и универсальные (кольцевые) стальные стропы.

Строп для подъема груза состоит из собственно стропа и дистанционно управляемого замка, выполненного в виде корпуса из двух соединенных между собой щек. Внутри щек с одной стороны установлен на оси отводный ролик, а с другой — устройство для фиксации обратной ветви стропа, выполненное в виде поворотного двуплечего рычага с ушком, связанным с канатиком дистанционного управления. На одной из щек замка расположена пружинная защелка, а на другой — ось рычага, которая размещена в плоскости мертвой петли.

Для сборки стропа с замком ролик вынимают из щек, заводят строп между щеками и устанавливают ролик на место.

Груз, предназначенный для подъема, охватывают стропом, подвешенным петлей на крюк крана, поворотом двуплечего рычага вокруг оси освобождают пространство между щеками, в которое вводят петлю А обратной ветви стропа. Поворачивают двуплечий рычаг внутрь петли стропа и щек до фиксации ее пружинной защелкой. Движением крюка вверх затягивают строп вокруг груза мертвой петлей. При затягивании стропа ролик вращается на оси, что обеспечивает равномерное, без рывков, натяжение стропа и надежное замыкание двуплечего рычага. Когда груз установлен на место и закреплен, опускают крюк, ослабляя натяжение стропа, натяжением канатика размыкают замок. После отстроповки замок повисает (удерживается) на нижней петле А стропа. Строп готов к очередному подъему.

Строповое устройство грузоподъемностью 15 т отличается тем, что в его конструкции предусмотрены два ролика вместо одного.

Наибольшее преимущество перед рассмотренными механизмами имеют штырьево-строповые механизированные грузозахватные устройства с дистанционным управлением (электромагнитным и пневматическим приводами) расстро-повкой из кабины крана. Они обеспечивают безопасность работ при монтаже и ускорение монтажных и строительных операций. Основные типы применяемых в настоящее время штырьево-строповых механизированных грузозахватных устройств показаны на рис. 3. Общая схема строповки груза показана на рис. 3, а.

Представленные на рис. 3, б, в грузозахватные устройства грузоподъемностью 10 т идентичны и отличаются только приводом для вытягивания штыря. В конструкции, изображенной на рис. 3, б, привод рычажно-пневматиче-ский при давлении воздуха 0,3 МПа. В качестве пневмотолкателя использована тормозная камера автомобиля. Масса грузозахватного устройства 45 кг. В конструкции, показанной на рис. 3, в, привод рычажно-электрический при напряжении переменного тока 36 В. В качестве толкателя применен тормозной магнит типа КМТ-101, но можно использовать и любой другой магнит аналогичной характеристики. Масса грузозахватных устройств 55 кг. Грузозахватные устройства с безрычажным электромагнитным приводом имеют грузоподъемность 20 т. Штырь постоянно замкнут пружиной.

Для его оттягивания используется непосредственно электромагнит, питаемый переменным или постоянным током.

Основное отличие их от рассмотренных заключается в том, что при помощи грузозахватных устройств можно лучше направлять штырь, удлинив опорную втулку. Такие грузозахватные устройства предназначены для подъема, перемещения и монтажа металлических, сборных железобетонных конструкций массой до 16 т. В качестве привода для втягивания штыря применены электромагниты типа МИС, работающие на переменном токе напряжением 127 В.

Рис. 3. Штырьево-строповые механизированные грузозахватные устройства с дистанционным управлением: а — общая схема: б — с рычажно-пневматическим приводом; в — с рычажным электромагнитным приводом; г — с безрычажным электромагнитным приводом

Грузозахватные устройства (рис. 4) состоят из корпуса, серьги, магнитного привода, рычага, рукоятки, запорного штыря, электрооснастки и одноветвевого стропа с коушами. Корпус — это сварная конструкция из листовой стали. Запорный штырь состоит из штыря, цилиндра и пружины.

При застропке груза стропом охватывается наружный элемент конструкции, и свободный конец стропа надевается на выдвижную часть штыря. В открытом состоянии штырь Удерживается магнитом, в закрытом — пружиной.

Расстроповка конструкции осуществляется подвижным штырем механически при помощи магнитного привода посредством кнопочного управления из кабины крана или вручную рукояткой.

Все штырьево-строповые грузозахватные устройства с пневматическим и электромагнитным приводами управляются дистанционно крановщиком из кабины крана. Для предотвращения случайного включения в цепи катушки магнитного пускателя последовательно с кнопкой установлен выключатель, который необходимо включать непосредственно перед нажатием кнопки и после растроповки снова отключать. Третья жила питающего кабеля предназначена для заземления. Один конец ее должен быть подключен к корпусу грузозахватного устройства, другой — к металлическим конструкциям крана. При применении траверсы с двумя грузозахватными устройствами на ней устанавливают клеммный ящик, к которому присоединяют кабель от обоих устройств.

Рис. 4. Унифицированное штырьево-строповое грузозахватное устройство с дистанционным управлением (с рычажно-электромагнитным приводом) грузоподъемностью 4 т: 1 — корпус; 2 — серьги; 3 — рычаг; 4 — рукоятка

Читать далее: Лапчатые поддерживающие грузозахватные устройства

Категория: - Строповка грузов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Механизмы судовых устройств

Общесудовые устройства. К ним относятся рулевые, якорные, швартовные, грузовые, спасательные, шлюпочные, мачтовые, леерные и другие устройства. Они применяются практически на всех судах, за исключением некоторых типов судов внутреннего плавания.

Конструктивные особенности и комплектация общесудовых устройств стали чрезвычайно разнообразными. Традиционные рулевые устройства дополняются подруливающими устройствами и активными рулями. В составе якорных и швартовных устройств появились дистанционно управляемые цепные стопоры, кнехты с вращающимися тумбами, специальные лебедки позиционирования полупогружных плавучих буровых установок и крановых судов. Грузовые устройства пополнились передвижными кранами мостового и козлового типов, сдвоенными кранами и кранами со складывающимися стрелами, используются грузовые устройства различных типов для погрузки и выгрузки лихтеров — плавучих контейнеров. Спасательные и шлюпочные устройства существенно усовершенствовались в связи с необходимостью выполнять требования Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74).

На судах находят широкое применение различные подъемники, элеваторы и лифты, существенно снижающие объем ручного труда; новые средства крепления грузов и автоматические замки крепления контейнеров; пакетирование грузов и укрупнение грузовых мест с использованием поддонов, флетов, ролл-трейлеров; резиновые кранцы, синтетические канаты, надувные плоты и т. п.

Специальные устройства. К ним относятся следующие устройства: спуско-подъемные, для передачи грузов в море, кранцевые, для крепления грузов, горизонтальной  погрузки, успокоители качки, люковые закрытия, промысловые устройства (траловые, сейнерные, неводовыборочные комплексы и др.), устройства землечерпательных снарядов и землесосов (рефулерные, рамоподъемные, свайные, грунтозаборные и др.), судоподъемные, гидрологические и др. На судах специального назначения (железнодорожных и автомобильных паромах, грунтовозных шаландах, кабельных, киллекторных, буксирных и других судах) имеются функциональные устройства, присущие данному типу судна, — железнодорожные, лядовые, аппарельные, буксирные и др.

Специальные устройства имеют общую особенность методического плана: их не удается проектировать обычными полурасчетными методами на основе отработанных и узаконенных в Правилах Регистра СССР схем, так как опыт использования таких устройств еще недостаточен и процессы, протекающие при их работе, сложны.

Палубные механизмы. Палубными механизмами называются механизмы и машины, расположенные на палубах судов и обеспечивающие работу судовых устройств, в состав которых они входят. Так, работу рулевых устройств обеспечивают различные рулевые приводы и рулевые машины. В состав грузовых устройств входят грузовые лебедки, стреловые, мостовые и козловые краны. Якорные и швартовные устройства имеют в своем составе брашпили, якорные швартовные шпили, кнехты с вращающимися тумбами, автоматические и обычные швартовные лебедки и вьюшки.

Общей особенностью палубных механизмов является то, что во время рейса они бездействуют (за исключением рулевых машин). Это можно обнаружить с помощью коэффициента одновременности, характеризующего участие данного механизма в потреблении электроэнергии при заданном режиме работы судна по времени. Его значение может изменяться от 0 до 1. Например, для рулевой машины на ходу судна он равен 0,65, при швартовке — до 0,85, а на стоянке — 0. Для механизмов грузовых устройств и приводов люковых закрытий этот коэффициент на ходу судна равен нулю. Автоматические швартовные лебедки работают только при швартовке и во время стоянки в порту и т. д.

В палубных механизмах один двигатель может выполнять несколько основных функций: например, швартовную лебедку и брашпиль объединяют в один агрегат, и двигатель может переключаться как на швартовный барабан, так и на цепную звездочку.

Дистанционное и централизованное управление палубными механизмами обеспечивает определенное преимущество перед местным управлением. Например, в аварийных случаях можно управлять отдачей якоря с мостика, грузоподъемными лебедками — со стационарного бортового или переносного дистанционного пульта управления. Имеются системы управления двумя отдельно стоящими грузовыми кранами, а также системы синхронизации работы механизмов подъема и изменения вылета стрелы у сдвоенных кранов и т. п.

Привод. Основными типами приводов палубных механизмов в настоящее время являются электрический и гидравлический. Паровой привод палубных механизмов на судах новой постройки не применяется. В электрических приводах используются электродвигатели постоянного и переменного тока в брызго- и водозащищенном исполнениях. Электродвигатели постоянного тока применяются в тех случаях, когда требуется реализовать присущую им способность к регулированию частоты вращения и момента.

Управление этими электродвигателями осуществляется пускорегулирующими реостатами или, чаще всего, вращающимися преобразователями по системе генератор—двигатель. Электродвигателями постоянного тока можно управлять также при помощи статического тиристорного преобразователя переменного тока в постоянный.

Широко применяют электродвигатели переменного тока как с фазным, так и с короткозамкнутым ротором.  Их скорость можно регулировать переключением полюсов, а в случае применения асинхронного двигателя с фазным ротором — путем изменения активного сопротивления, включенного в цепь якоря.

Гидравлические приводы палубных механизмов можно разделить на три группы: работающие при постоянном давлении, с постоянной подачей, с переменной подачей. По давлению рабочей жидкости различают гидроприводы низкого (2,5—4,5 МПа), среднего (10—16 МПа) и высокого давления (свыше 20 МПа). Гидроприводы могут быть индивидуальными, когда гидродвигатель каждого палубного механизма приводится только своим насосом, и групповыми, питающимися от кольцевой гидросистемы. В этом случае одним насосом можно обеспечивать работу нескольких механизмов, даже работающих одновременно в различных режимах.

Потребителями кольцевой гидросистемы могут быть не только палубные механизмы, поэтому использование группового гидропривода значительно снижает капитальные затраты.

www.stroitelstvo-new.ru