Т-54-2: тернистый путь к совершенству. Т 54 двигатель


Т-54 — основной средний танк советской армии

В середине 20-го века танки являлись основным средством ведения войны. Именно этим объясняются огромные масштабы их производства. СССР обладал самой мощной танковой армией в мире, которая насчитывала более 30 000 танков всех классов без учета другой бронированной техники (учитываются машины, выпущенные за все послевоенные годы).

Опыт ВОВ показал, что лучшим танком является Т-35. Также были развеяны мифы о тяжелых и сверхтяжелых танках. Имеющиеся на то время модели этого класса в разных странах (танки «Тигр», «Пантера») показали себя неудачно. После войны военным стало понятно, что будущее за средними танками с хорошей маневренностью и проходимостью, которые к тому же были недорогими, что делает их пригодными для массового производства. Исходя из этих проверенных опытом положений, основными танками для военно-промышленного комплекса СССР стали Т-54, Т-55, Т-62. Выпуск этих моделей продолжался вплоть до 1991 года. Т-54 и Т-55 — почти идентичные танки. Модификация Т-55 имеет системы очистки воздуха для возможности ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Т-62 оснащается гладкоствольной пушкой.

Тактико-технические характеристики

  • Вес танка — 36 тонн;
  • Габариты 6200х3200х2200 мм;
  • Длина корпуса с пушкой — 9 м;
  • Орудие — 100 мм нарезная пушка с длиной ствола 5600 мм;
  • Клиренс — 425-470 мм;
  • Двигатель — В54 на 520 л.с;
  • Максимальная скорость — 50 км/ч;
  • Средняя скорость по пересеченной местности — 25 км/ч;
  • Преодолеваемый ров — 2,7 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,5 м;
  • Преодолеваемая вертикальная стенка — 800 мм;
  • Запас хода без дополнительных топливных баков — 300 км;
  • Экипаж Т 54 — 4 человека.

В тактико-технических характеристиках сразу отмечается необычное соотношение размеров корпуса и габаритов пушки. Т-54 оснащался самым лучшим на то время орудием Д-10Т. Основное орудие позволяет вести огонь всеми типами снарядов, выпускавшимися на данный калибр. Дульный тормоз пушки на многих моделях отсутствует. На танк может устанавливаться разнообразное дополнительное вооружение и оборудование: до 3-х пулеметов, комплекты активной брони, современные прицельные приборы. Все это можно видеть в модернизированных версиях Т-54, которые стоят на вооружении различных стран Азии.

Разработка и конструкционные особенности

Разработка Т-54 шла в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствование лучшего танка ВОВ Т-34. Работу по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А.Морозов. Несколькими годами ранее он успешно разработал сам Т-34. Общая схема бронекорпуса, наклон лобовой части оставлены почти без изменений. Общее сходство Т-54 с Т-34 отлично видно внешне. Была изменена форма башни. Она стала более округлой с уменьшенным профилем по высоте, но главное изменение — перекомпоновка двигателя и трансмиссии. Вместо продольного размещение мотора применено поперечное, что существенно освободило место для боекомплекта и экипажа.

Большую работу инженеры провели в подборе рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет прямо под углом 90. Это отлично видно во внешнем облике Т-54 и именно это придает ему такой необычный вид. Сейчас это вполне привычные решения, перекочевавшие в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторским решением. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Полковник Е.А Кульчинский (руководитель государственной комиссии) составил интересное мнение:

…«Новый танк производил впечатление. Форма брони учитывала углы встречи со снарядами противника, и это придавало корпусу обтекаемость и красоту. Эта необычная красота форм говорила специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Мелкозвенчатые гусеницы с 10-ю опорными катками указывали на возможность движения на больших скоростях. Длинный ствол пушки — на высокую начальную скорость снаряда.»…

Между разработкой в 1944 году и серийным выпуском в 50-х танк Т 54 пройдет более 650 различных доработок, рекомендованных государственной комиссией. Появится цевочное зацепление гусениц, изменится конструкция башни. С каждой новой доработкой замеченные недостатки устраняли. Т-54 — основной средний танк для массового производства. К его проектированию подходили очень тщательно, проводя сотни часов испытаний.

Бронирование и другая защита

В разработке Т-54 была поставлена задача сделать бронирование полностью неуязвимым для 76 и 88 миллиметровых снарядов. Тогда кумулятивных снарядов не было, и эти требования были вполне реальными. В полной аналогии с легендарным Т-34 наиболее мощным сделано лобовое бронирование. Созданию Т-54 предшествовал Т-44. Лобовая броня была увеличена на 30% и достигла 90 мм. Бортовая броня — 75 мм. На Т-54 пошли еще дальше. Лобовой лист и часть башни — 150-180 мм. Бортовая — 90-150 мм. Окончательный вариант Т-54 уже имел башню с 200 миллиметровым бронированием. Эти показатели находятся на современном уровне для среднего танка 35 тонн массой, несмотря на то, что изделие проектировалась 70 лет назад.

Танк Т-54 использует стальную броню. Борта — катаные. Башня и лоб корпуса — литые. Также впервые на среднем танке массово стали применять броневые щитки поверх гусениц. С ними танки обрели современный облик. Из переднего броневого щита убрана щель механика-водителя. Для Т-34 она была очень уязвимым местом. При попадании снаряда в броню, воздействие через щель причиняло ослепляющий и оглушающий эффект. Обзор Т-54 велся через оптические приборы наблюдения. Их применение позволило улучшить обзор вокруг танка, что особенно важно для ведения боев в городских условиях.

Применять слишком много брони не позволяет вес танка. При проектировании было поставлено обязательное условие — сохранение высокой маневренности и подвижности, чтобы не повторять ошибок сверхтяжелых танков. В 40-х годах не было быстродействующих электронных систем наведения (даже ПТУРсы наводились вручную по проводам), поэтому быстроходный танк был отлично защищен. Усилить бронирование, сохранив малый вес и не применяя более мощные двигатели (которые нельзя спроектировать быстро) можно только путем сокращения забронированного объема. Внутреннее пространство получилось сжатым с существенно переработанной эргономикой. Облегченный танк Т 54 весил 36 тонн при том, что толщина брони башни достигала 200 мм.

Двигатель и его характеристики

Существенное увеличение массы брони потребовали нового мощного мотора. При этом если производство новых корпусов можно освоить сравнительно быстро, то с двигателем так поступить нельзя ввиду большого числа деталей. Самым массовым танковым мотором того времени оставался дизель В-2 с Т-34, поэтому на Т-54 была поставлена его модификация В-54. Этот двигатель уже обеспечивал почти идеальные возможности по КПД. Достаточно сказать, что экономичность была уже почти на уровне 250 г/кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель В-54 — Челябинский Тракторный Завод.

В-54 — тихоходный 12-и цилиндровый дизель. Мощность — 520-550 л.с. Тихоходность мотора значительно повышает его надежность (снижаются конструкционные нагрузки), но требует большого рабочего объема. В-54 имеет объем 38,8 л. Показатель литровой мощности 14,5 л.с/л. Например в скоростном дизеле легкового автомобиля этот показатель доходит до 70 л.с./литр, что в пять раз выше. Несмотря на огромный объем мотора, его вес получился небольшим, около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной схеме с высоким КПД. Рабочий диапазон оборотов двигателя мал — 2000-2400 об/мин. Для КПД это сказывается только положительно.

Мотор В-54 выпускается и в гражданской версии. Двигатель В-55 можно купить и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Довольно широкое применение этих моторов в нефтегазовом секторе промышленности: буровые установки вездеходы, насосы.

Трансмиссия Т-54

Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным механизмом поворота. В сравнении с вариантом Т-34 трансмиссия была существенно перекомпонована для поперечного расположения мотора. Управление ведется механиком-водителем, размещаемым в передней части корпуса.

Модификации и современные модели

Т-54 — рекордсмен по числу модификаций. Известно более 100 модификаций, причем конструкторские работы в этом направлении продолжаются во многих странах:

  • МБР-2 — бронированная машина разминирования;
  • Объект-350 — зенитная самоходная установка с 54-мм автоматической пушкой;
  • АТ-Т — тягач с автомобильной кабиной на шасси Т-54;
  • БТС-2 — бронированный тягач для артиллерии;
  • ГПМ — гусеничная пожарная машина для тушения пожаров на военных складах;
  • СПК-12 — кран для ракет;
  • БРЭМ-3 — бронированная, ремонтно-эвакуационная машина;
  • ОТ-54 и ТО-55 — огнеметные танки 54;
  • СУ-122 — САУ на базе Т 54.

Также есть «модификации модификаций». Например, на базе тягача АТ-Т сделаны радиолокационные станки, армейские краны, траншеекопатели, землеройные машины и другая техника. Наиболее активной модернизацией танков Т-54 занимается Китай.

Боевое применение и военная слава

Танк Т-54 — самый массовый не только в советской армии, но и во всем мире. Эти машины то и дело попадаются на военных кадрах любого вооруженного конфликта: Сирия, Ливия, Ирак, Йемен, Судан. СССР поставлял танки всем желающим государствам. Каких-либо серьезных ограничений на их поставку не было. Т-54 принимают участие почти в любом военном конфликте после 50-х годов.

Самое массовое боевое применения танка Т-54 было в афганской войне. Несмотря на то, что танки для 80-х годов уже были устаревшими, в боях они себя показали хорошо, что было связано с ограниченными объемами противотанковых средств у противника. Основное число машин было потеряно на минах. Ракетное противотанковое вооружение в афганской войне не использовалось.

В нынешнее время Т-54 продолжает участвовать в различных вооруженных конфликтах. Ведутся работы по установке на танк современных систем вооружения. Например, штатная 100 мм пушка позволяет вести огонь управляемыми снарядами.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Т-54-2: тернистый путь к совершенству

Первая машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка и его максимальную скорость. Танку присвоили индекс «Т-54-2» и в ноябре того же года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте

К началу Великой Отечественной войны в результате жесточайшей конкуренции между различными конструкторскими бюро (далее – КБ) в Советском Союзе выделилось несколько танкостроительных школ, за которыми закрепили обязанности по разработке танков и других бронированных машин определённого класса. Если в Третьем рейхе даже во время войны проводили конкурсы на производство новых машин между различными производителями, то у советских конструкторов на длительную бюрократическую волокиту времени не оставалось.

От Т-34 к Т-44-100

При ряде недостатков такой подход имел огромное преимущество – каждый последующий танк определённой весовой категории лишь незначительно отличался от своего предшественника, наследуя лучшие технические решения. Это позволяло максимально унифицировать производство, снижать себестоимость машин и упрощать снабжение боевых подразделений запчастями.

Например, танк Т-34 постоянно модернизировался, и в его конструкции учитывались отзывы танкистов, а также результаты исследований, проводимых выездными комиссиями на местах недавно отгремевших боёв. Логическим продолжением «тридцатьчетвёрки» стал танк Т-43, спроектированный тем же КБ харьковского завода №183, который в сентябре 1941 года был эвакуирован в Нижний Тагил. Здесь под руководством его главного конструктора А. А. Морозова был разработан более просторный и лучше забронированный танк, в котором торсионная подвеска заменила «подвеску Кристи».

Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф. Э. Дзержинского» (бывшего завода №183), город Нижний Тагил Источник – ru.wikipedia.org

Однако в 1943 году было решено не запускать в производство новую машину, так как она сильно отличалась от Т-34, и её освоение советской промышленностью неизбежно привело бы к снижению общего количества выпускаемых танков. Конструкторы выбрали третий путь – поставили на Т-34 башню от Т-43 (в которой могла бы разместиться 85-мм пушка ЗиС-С-53), а шасси оставили без особых изменений. Производство же кардинально нового танка Т-44 началось лишь в июле 1944 года. Он не участвовал в боевых действиях, так как руководство СССР справедливо полагало, что в случае попадания этого танка в руки немцев или японцев новейшие разработки, реализованные в нём, могут позднее оказаться в руках англичан или американцев. Отношения с союзниками портились с каждым месяцем, поэтому было решено не рисковать.

Советский средний танк Т-44 Источник – 3reich.ru

На Т-44 устанавливалась старая башня с 85-мм пушкой ЗиС-С-53, унаследованная от Т-34-85 и Т-43, а серьёзные изменения коснулись компоновки моторно-трансмиссионного отделения – модернизированный дизель В-44 разместили не продольно, а поперёк танка. Кроме того, на двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов. Нововведением стало и появление нового узла – «гитары» (редуктора с передаточным числом 0,7, передающего вращательный момент от силовой установки на коробку передач). Все вышеперечисленные изменения привели к уменьшению высоты танка на 290 мм, а длины его корпуса – на 30 мм по сравнению с Т-34-85. Уменьшение моторно-трансмиссионного отделения использовали для увеличения боевого, что позволило сдвинуть башню назад. Благодаря этому люк механика-водителя удалось перенести с верхней лобовой бронеплиты на высвободившееся место на крыше отделения управления, что повысило непробиваемость верхней лобовой бронедетали. В связи с таким перемещением башни уменьшился и риск утыкания машины стволом орудия в грунт при быстром движении по пересечённой местности.

Александр Александрович Морозов Источник – btvt.narod.ru

Однако к середине 40-х годов 85-мм пушка уже устарела и не соответствовала требованиям времени. В КБ Морозова это понимали и ещё на стадии разработки танка Т-44 пытались установить на него более мощное 100-мм орудие Д-10С, хорошо зарекомендовавшее себя на САУ СУ-100. Однако эти эксперименты не увенчались успехом – танк Т-44-100 оказался перетяжелённым, а его проходимость и манёвренность резко ухудшились, что для военных было неприемлемым.

Танк Т-44-100 Источник – scalemodels.ru

В инициативном порядке руководство КБ решило разработать новую машину, первоначально получившую проектное обозначение «Т-44Б». Работы над ней начались в августе 1944 года, и уже в январе 1945 года был готов первый прототип, который отправился из Нижнего Тагила в подмосковную Кубинку для прохождения испытаний.

Основным ограничением, сдерживавшим конструкторов в увеличении массы танка, был дизельный двигатель, который и на Т-34-85, и на Т-44, и на Т-54 представлял собой видоизменённый и модернизированный В-2, созданный ещё в конце 30-х годов. За шесть лет эксплуатации его мощность удалось увеличить с 500 до 520 л. с., чего явно не хватало. В результате на танке Т-44 весь резерв по весу, высвободившийся в результате изменения расположения двигателя и подвески, был исчерпан увеличением толщины брони. Тем не менее, в соответствии с требованиями к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 88-мм снарядов, сформулированными Институтом металлургии и брони (ЦНИИ-48) ещё в конце 1943 года, толщину брони основных советских танков всё-таки требовалось наращивать.

Вторая попытка конструктора Морозова

Конструкторы смирились с необходимостью увеличения массы танка, минимизировав её за счёт наращивания только лобовых бронедеталей. Таким образом, толщина верхней и нижней лобовых бронеплит разрабатываемого танка, получившего индекс «Объект 137», по сравнению с Т-44 выросла с 90 до 120 мм, а лобовое бронирование башни – со 120 до 180 мм. Форма башни радикальных изменений не претерпела – углы расположения её стенок по-прежнему составляли около 20°, но их толщина выросла с 90 до 125–160 мм. Бортовое бронирование корпуса увеличилось незначительно (на 5 мм), так как кормовая часть танка была скопирована с Т-44. В связи с увеличением веса машины была удлинена её подвеска (с целью увеличения площади опорной поверхности гусениц) и расширены опорные катки.

Общая масса прототипа танка, который вскоре получил индекс «Т-54», составила 35,5 тонны, что было всего на 3,7 тонны больше, чем у Т-44, при значительно более эффективном бронировании. В сравнении с машинами аналогичного класса, стоявшими на вооружении американской и британской армий весной 1945 года, средний танк с такой подвижностью и лобовым бронированием являлся настоящим прорывом в танкостроении. Несмотря на ряд выявленных недостатков, комиссия, принимавшая «изделия» на испытаниях, рекомендовала Т-54 к запуску в серийное производство:

«…В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:

а) башни по типу ИС-3;

б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;

в) экрана от гранат типа «Фауст»;

г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса;

д) вращающегося пола боевого отделения;

е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке;

ж) гусениц с цевочным зацеплением;

з) амортизаторов ходовой части (на всех катках)»

В июле 1945 года на заводе №183 был построен третий опытный экземпляр танка Т-54, лобовое бронирование башни которого было доведено до 200 мм, а углы наклона её вертикальных поверхностей – до 45°. На крыше возле люка заряжающего на специальной турели установили 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК-М, а на надгусеничных полках в броневых коробках разместили два курсовых 7,62-мм пулемёта СГ-43 с боекомплектами по 1000 патронов.

Опытный танк Т-54 образца 1945 года Источник – technonavigator.com

При полигонном обстреле этого варианта Т-54 у его башни выявили серьёзный дефект – повышенную вероятность замана (рикошета снаряда от нижней части башни в верхнюю слабозащищённую поверхность корпуса). Тем не менее, даже с таким дефектом 29 апреля 1946 года танк был принят на вооружение, и началась подготовка к его запуску в серийное производство.

Танк Т-54-1 образца 1946 года Источник – nevseoboi.com.ua

В течение 1947 года заводом №183 в Нижнем Тагиле было произведено всего 22 танка Т-54 образца 1946 года (позже получивших индекс «Т-54-1») вместо запланированных четырёхсот. В процессе сборки у машины выявили множество недостатков, которые приходилось исправлять на ходу, однако в 1948 году заводы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске выпустили уже 593 единицы Т-54-1. Машины начали поступать в танковые подразделения Вооружённых сил СССР, откуда хлынул поток жалоб на конструкционные недостатки танка и брак, допущенный при его производстве.

Танк Т-54 образца 1946 года («Объект 137») Источник – topwar.ru

Оказалось, что серийные машины намного тяжелее прототипов, проходивших испытания (это произошло по вине заводов-изготовителей, которые производили технику с нарушением технологий). Из-за этого у танков нередко выходили из строя двигатель и ходовая часть, не рассчитанные на такие перегрузки. Чаще всего ломалась коробка переключения передач (далее – КПП), разрушались торсионы и пальцы гусениц, обнаруживались утечки жидкости из гидроамортизаторов, и смазки – из планетарных механизмов поворота. Отмечались и неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания установленной на Т-54-1 полуавтоматической углекислотной системы пожаротушения, причём в результате одного из таких инцидентов погиб механик-водитель. Когда же происходили настоящие возгорания, нередко случались отказы системы.

Правый курсовой пулемёт танка Т-54-1 в бронированном ящике. Экспозиция Военно-исторического музея БТВТ в Кубинке Источник – serkoff.narod.ru

Вызывали серьёзные нарекания и курсовые пулемёты танка, точность стрельбы которых была значительно ниже желаемой. Кроме того, они оказались слабо защищёнными от огня противника, а боекомплект к ним – недостаточным. Значительно ухудшилась и проходимость Т-54-1, так как ширина его гусениц не была рассчитана на получившийся вес. Обилие рекламаций от военных привело к тому, что в январе 1949 года решением правительства производство танка остановили, а Морозову и его КБ предписали изменить конструкцию башни, уменьшив её вес и ликвидировав заман, а также избавить машину от прочих дефектов, выявленных при её эксплуатации.

Работа над ошибками

Конструкторы изменили форму башни, убрав спереди в нижней её части обратный скос брони, что позволило ликвидировать эффект замана. В задней части обратный скос оставили прежним, более привычная нашему глазу полусферическая башня появилась у Т-54 лишь в 1951 году (на модификации Т-54-3). Башню танка совместно разрабатывали отдел №520 КБ завода №183 и Центральная броневая лаборатория №1 (в наше время – ОАО «НИИ Стали»), а технология литья отрабатывалась на заводе №200 (позже – Судостроительный завод имени 61 коммунара, город Николаев, Украина). Толщину боковых стенок башни уменьшили с 125–160 до 90 мм. Изменился и способ установки орудия – широкую орудийную прорезь башни, прикрытую бронированной маской, заменили узкой прорезью, которую прикрывать маской не требовалось.

Танк Т-54-2 в Техническом музее имени Сахарова (город Тольятти) Источник – ponedelnik.info

Лобовое бронирование корпуса танка уменьшили со 120 до 100 мм, в результате чего его масса уменьшилась на 1,7 тонны. Ширину траков гусениц увеличили с 500 до 580 мм, что позволило уменьшить удельное давление танка на грунт с 0,91–0,93 до 0,81 кг/см2 и повысило уровень его проходимости. Два курсовых пулемёта СГ-43 в надгусеничных полках заменили одним, монтировавшимся с левой стороны в отделении управления, с боекомплектом в 2000 патронов и стрелявшим через амбразуру в лобовой бронедетали. Кроме того, была изменена конструкция турели зенитного ДШК. Длина и ширина танка незначительно увеличились – с 8950 до 9000 мм и с 3200 до 3270 мм соответственно.

Первая модернизированная машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка, а его максимальная скорость увеличилась с 48 до 50 км/ч. Танку присвоили индекс «Т-54-2» (в литературе иногда обозначается как «Т-54 образца 1949 года») и в ноябре 1949 года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте.

В 1949 году изготовили 152 танка, в 1950 – 1007, в 1951 – 1566. В 1952 году на смену модели Т-54-2 пришла модель Т-54-3 с полностью сферической башней и другими менее заметными конструкционными изменениями.

Танки Т-54 экспортировались во множество стран соцлагеря и третьего мира. Определить, какую часть из них составляли машины модификации Т-54-2, сегодня практически невозможно. Более того, автору неизвестно, экспортировались ли они вообще – по крайней мере, в открытых источниках ни разу не встречались фото Т-54-2 с символикой Вьетнамской Народной армии, Народно-освободительной армии Китая, Вооружённых сил Сирии, Египетских вооружённых сил или армий других стран, получавших боевую технику из Советского Союза. Активные поставки странам-союзникам СССР начали осуществляться со второй половины 50-х годов, а к этому времени заводы выпускали уже более современные и массовые модификации Т-54А и Т-54Б, а также их производные. Известно лишь то, что Т-54-2 активно использовались в учебных танковых центрах, разбросанных по всему СССР.

Колонна танков Т-54-2 на марше Источник – rsi-vtv2.clan.su

warspot.ru

Частная коллекция военной техники - танк Т-54

Тактико-технические характеристикиСреднего боевого танка Т-54

Боевая масса, т 36,5
Экипаж, чел. 3
Габаритные размеры, мм:
Длина
с пушкой вперед 9000
ширина 3270
Высота 2400
клиренс 425/468
Броня, мм:
лоб корпуса 100
лоб башни 115-190
Вооружение:
Т-54 100-мм нарезная пушка Д-10Т; два 7,62-мм пулемета СГ-43; 12,7-мм пулемет ДШК-М
Т-54Б 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ; 12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект: 34 выстрелов, 3500 патронов калибра 7,62 мм, 200 патронов калибра 12,7 мм
Двигатель В-54/В-54Б, дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощность 520 л.с.
Удельное давление
на грунт, кг/см2 0,81
Скорость, км/ч:
по шоссе 50
Запас хода
по шоссе, км 400
Преодолеваемые препятствия:
Подъем, град. 30
Высота стенки, м 0,80
ширина рва, м 2,70
глубина брода, м 1,40

Описание конструкции

Еще в 1944 году, когда серийно выпускался танк Т-44, конструкторское бюро А. Морозова в Нижнем Тагиле получило задание приступить к разработке новой боевой машины. Учитывая короткие сроки, отведенные на проектно-конструкторские работы (серийный выпуск новых танков планировалось начать во второй половине 1945 года), было принято решение взять за основу корпус существующего танка Т-44, усилив его лобовое бронирование до 100 мм.

В 1945 году был изготовлен опытный образец нового танка (объект 137). В отделении управления было изменено расположение приборов наблюдения механика-водителя. Вместо смотровой щели в лобовой плите корпуса непосредственно перед люком появились два перископа. Такое решение положительно сказалось на прочности передней верхней плиты и улучшило обзор местности с места механика-водителя.

Наиболее существенным изменениям подверглось боевое отделение: на танк была установлена новая башня с новой пушкой. Башня выполнялась методом литья, что позволило придать ей наилучшую баллистическую форму. Толщина брони лобовой части башни достигала почти 200 мм. Крыша в задней части башни выполнена из двух сваренных броневых плит с люками. Технология литья башен и отдельных деталей корпуса танка в конце 40-х – начале 50-х годов была хорошо изучена и широко распространена. Однако башня нового танка была одним из лучших образцов конструкции этого типа.

В башне кругового вращения была установлена новая, более мощная танковая пушка Д-10Т калибра 100 мм. Наведение пушки в горизонтальной плоскости осуществлялось с помощью электрического привода, а в вертикальной – ручного. С пушкой был спарен пулемет калибра 7,62 мм, который размещался справа от ствола орудия. Пушка делила боевое отделение на две части. Слева находилось место наводчика, сзади и чуть выше – командира танка. Справа располагался заряжающий.

В распоряжении наводчика имелся оптический прицел-дальномер ТШ-2-22, с помощью которого расстояние до цели с известной высотой рассчитывалось на основании ее величины в окуляре. Для ведения наблюдения за местностью наводчик получил дополнительно один перископ. Командир танка мог вести наблюдение через оптические приборы, смонтированные в командирской башенке, которая могла вращаться независимо от вращения башни танка. Для поддержания связи командир пользовался радиостанцией Р-113. Заряжающий также имел в своем распоряжении один перископ кругового вращения. Рядом с люком заряжающего на башне был установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Впереди справа на крыше башни имелся прикрытый броневым куполом вентилятор для вытяжки из боевого отделения пороховых газов, так как пушка не имела системы продувки ствола после выстрела. Как и на других танках того периода, Т-54 не имел системы стабилизации вооружения.

Определенные изменения коснулись и силового отделения. Вместо старого дизеля В-2 на машине была установлена его модернизированная модель В-54 – V-образный 12-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения мощностью 520 л. с. Запуск двигателя осуществлялся с помощью электрического стартера, но возможен был и аварийный пуск с помощью сжатого воздуха. Силовая передача осталась такой же, как и на Т-44, но с планетарным механизмом поворота.

На Т-54 сохранилась и ходовая часть его предшественника. Увеличение массы танка до 35,4 т не повлекло за собой необходимости усиления торсионных валов. Удельное давление на грунт также изменилось в допустимых пределах.

В апреле 1946 года танк Т-54 приняли на вооружение, в следующем году началось его серийное производство. Уже теперь, по прошествии десятилетий, можно с уверенностью сказать, что в то время, когда Т-54 поступил на вооружение частей Советской Армии, он значительно превосходил все существовавшие танки своего класса.

В 1951 году на танке была установлена литая полусферическая башня без обратных скосов с улучшенным уплотнением погона и устройство для крепления минного трала. Модель Т-54 образца 1951 года получила распространение за пределами СССР и производилась по лицензии в Польше, Чехословакии и Китае.

После проведенной модернизации танк получил пушку Д-10ТГ с эжектором вблизи дульного среза и стабилизатор пушки в вертикальной плоскости «Горизонт», что позволило увеличить точность огня. Был введен также автоматизированный электропривод поворота башни с двойным управлением от наводчика и командира. Наведение пушки в вертикальной плоскости стало осуществляться с помощью электрического привода. Боевая масса танка незначительно возросла. Модернизированная таким, образом машина получила обозначение Т-54А. Постепенно до уровня Т-54А были доведены все танки Т-54.

В новой модели танка наводчик располагал модернизированным прицелом-дальномером ТШ-2А-22. На машине стала применяться активная система ночного видения, которая при необходимости устанавливалась вместо снимавшихся перископов. Это существенно повысило боевые возможности танка.

Т-54А мог преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров, хотя процесс подготовки танка занимал довольно много времени. Для откачивания воды, которая могла проникнуть в корпус машины, предусматривался водяной насос. Воздух к двигателю и в боевое отделение подавался по трубе, которая монтировалась на башне, а в обычных условиях хранилась в сложенном виде на корме танка. Герметизация силового отделения вела к перегреву двигателя, что ограничивало ширину преодолеваемых водных преград до 1000 м.

Повышение безопасности экипажа обеспечивала новая полуавтоматическая система пожаротушения. Благодаря сети тепловых датчиков о пожаре становилось известно в самые короткие сроки – система автоматически сигнализировала о возникновении очага пожара, после чего механик-водитель вручную приводил в действие систему тушения огня.

В 1956: году она вооружение был принят танк Т-54Б, оснащенный двухплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2 и штатной системой ночного видения. Если механику-водителю приходилось заменять один из своих перископов на прибор ночного видения, то командир танка и наводчик располагали комбинированными дневно-ночными приборами наблюдения. В качестве стандартного оборудования на танке появился инфракрасный прожектор. Башню оборудовали вращающимся поликом. Изменения по сравнению с предыдущей модификацией касались лишь внутренней части машины и были вызваны установкой стабилизатора и связанных с ним агрегатов. Стабилизированная 100-мм пушка получила обозначение Д-10Т2С.

В 1952 году был создан и спустя два года принят на вооружение огнеметный танк ОТ-54 боевой массой 36.5 т. На нем вместо спаренного с пушкой пулемета устанавливался автоматический пороховой огнемет АТО-1. Из-за резервуара на 460 л огнесмеси боекомплект пушки Д-10Т сократился до 19 выстрелов. Танк мог произвести 20 огневыстрелов по 20 л на дальность 160 м.

Модернизированные Т-54M получили лазерный дальномер. Новые ночные и дневные приборы прицеливания и наблюдения, стабилизатор вооружения «Циклон-М», гирополукомпас, двигатель В-55В мощностью 580 л.с., системы противоатомной защиты и противопожарного оборудования, а также термодиффузионную дымовую аппаратуру.

В 1949 году на базе T-54 изготовил и самоходную артиллерийскую установку СУ-122/54. Ее полностью закрытый корпус был сварен из броневых катаных плит. 122-мм пушку впервые в советском танкостроении снабдили эжектором. Интересной особенностью было использование 14,5-мм пулеметов КПВТ в качестве зенитного и спаренного с пушкой. В состав экипажа входили два заряжающих. СУ122/54 была принята на вооружение в 1954 году и выпускалась с 1955 по 1977 год.

На базе Т-54 создали бронированный тягач БТС-2 (1951 г.), самоходный кран СПК-12Г (1961 г.) и мостоукладчик МТУ (мостоукладчик танковый универсальный).

С 1947 по 1958 год выпущено около 17000 танков Т-54 всех модификаций.

Танки Т-54 состояли на вооружении в армиях стран-участниц бывшей организации Варшавского договора. Кроме того, они поставлялись в Албанию, Конго. Египет, Эфиопию, Финляндию. Гвинею, Анголу, Гвинею-Бисау, Индию, Лаос, Северную Корею, Ливию, Мали, Марокко, Мозамбик. Монголию, Никарагуа, Нигерию, Пакистан, Сомали, Судан, Сирию, Уганду, Вьетнам, Йемен, Югославию, Афганистан, Алжир, Бенин, Центральноафриканскую Республику, Того, Ирак, Замбию и Зимбабве.

Как ни один другой танк послевоенного периода, Т-54 имеет богатую боевую биографию. В составе египетской и сирийской армий Т-54 участвовали в арабо-израильских войнах 1956. 1967. 1973 и 1982 годов. В 1971 году они воевали в составе индийских войск против пакистанцев. В 1980-1988 годах танки Т-54 участвовали в боевых действиях на ирано-иракском фронте. Во время сомалийско-эфиопского конфликта в 1978 году Т-54 находились на вооружении обеих сторон. В начале 70-х годов Т-54 широко применялись Народно-освободительной армией ДРВ против американцев и войск Южного Вьетнама, а в 1979 году отражали вторжение китайских войск.

www.tank-samolet.ru

Основной боевой танк Т-54 (Бывший СССР)

Т-54, разработанный в конце 1940-х и выпущенный, вероятно, в большем количестве, чем любой другой советский танк послевоенного периода. Он производился также в Китае, Польше и Чехословакии, был замечен в многочисленных кампаниях после Второй мировой войны, особенно на Ближнем Востоке, где использовался арабскими государствами против Израиля.

Советский Т-54 с башней, повернутой назад, и заряжающим, управляющим 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Танк может также создавать собственную дымовую завесу за счет впрыска дизельного топлива в выхлопной тракт.

В 1946 г. в СССР приняли новый средний танк Т-44, и он в небольшом количестве выпускался в 1945-1949 гг. В 1946 г. построены опытные танки новой конструкции, и несколькими годами позже началось его производство. Т-54 и его модификации произведены в большем количестве, чем любые другие российские танки после Второй мировой войны, и ко времени, когда производство улучшенного Т-55 было завершено в 1980 г., количество выпущенных машин оценивалось в 500000.

Эти танки также производились в ЧСССР и Польше. Китай производил практически идентичную модель под обозначением Тип 59.

Т-54 имеет цельносварной корпус, разделенный на три отделения (управления в передней части корпуса, боевое отделение в центре, моторно-трансмисионное отделение в кормовой части). Механик-водитель располагается в передней части корпуса слева и управляет танком посредством рычагов. Необычная особенность Т-54 — 7,62-мм курсовой пулемет, жестко укрепленный в центре лобового листа, для стрельбы вперед, для стрельбы из него механик-водитель нажимает кнопку на своем правом рычаге управления. Командир танка и наводчик располагаются в башне слева, а заряжающий справа. Башня — литая с приваренной по месту крышей. Среди главных слабостей серии Т-54 были двигатель и трансмиссия, очень ненадежные в эксплуатации.

Основное вооружение — 100-мм пушка, которая стала развитием морского орудия, использованном также в СУ-100 разработки периода Второй мировой войны.

Хорошо обученный экипаж может вести огонь из пушки со скорострельностью около 4 выстр/мин, а типы выстрелов, которыми можно вести стрельбу, включают: АР-Т, активно-реактивный снаряд-Т, HE-FRAG, HEAT-FS и HVAPDS-T. Последний был предложен после начала производства Т-54 и пробивает более чем 200-мм броню на дальностях до 1000 м. Полный боекомплект — 34 выстрела калибра 100 мм. Один из главных недостатков семейства Т-54 — то, что угол склонения пушки не превышает минус 4°, что делает почти невозможной стрельбу с холма или обратного ската высоты. Со 100-мм пушкой спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ смонтирован на люке заряжающего.

Базовая модель Т-54 была улучшена в последующие годы. В Т-54А включена система стабилизации 100-мм пушки в вертикальной плоскости. Т-54В был первым серийным образцом, который получил инфракрасные приборы ночного виденья, впоследствии установленные и на более ранние машины, а вооружение было стабилизировано и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Т-54С не вооружался зенитным пулеметом, хотя такое оружие было до установлено позднее. Производство Т-55 последовало за Т-54 в конце 1950-х годов, и он получил многочисленные усовершенствования, включая большее количество укладок выстрелов, новый 7,62-мм пулемет и улучшенную противоатомную защиту. Существовало множество вариантов машин семейства Т-54, включая огнеметный танк, бронированная ремонтно-эвакуационная машина (включая советскую, польскую и чешскую модели), танковый мостоукладчик (производился ГДР, ЧССР и СССР), танк-бульдозер, боевая инженерная машина с гидравлическим подъемным краном и бульдозерным отвалом, боевая инженерная машина с навесными Катковыми или плужными минными тралами, машины со снегоочистителями, с реактивными установками, но в небольшом количестве.

В последние годы ряд танков Т-54Д-55 были оснащены улучшенными систему управления огнем, включая установленный снаружи лазерный дальномер.

Т-54 и Т-55 принимали участие в масштабных боевых действиях на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Анголе и на Дальнем Востоке.

Тактико-технические характеристики танка Т-54

  • Экипаж, чел.: 4;
  • Масса, т: 36;
  • Двигатель: 12-цилиндровый V-образный дизель, мощностью, л.с. (кВт): 520;
  • Размеры, м: длина (с пушкой вперед) 9; длина корпуса 6,45; ширина 3,27; высота 2,4;
  • Максимальная скорость, км/ч: 48;
  • Запас хода, км: 400;
  • Преодолеваемые препятствия:
    • уклон,% 60;
    • высота вертикальной стенки, м: 0,8;
    • ширина рва, м: 2,7.
Предыдущая статья:Тяжелый танк Т-10 Следующая статья:Тяжелая колесная бронированная машина EBR

voenteh.com

Средний танк Т-54

Год разработки: 1944 г.Год производства: 1945—1974 г.Боевая масса: 36,0 тоннДлинна: 6002 ммШирина: 3270 ммВысота: 2218 ммДвигатель:a. Скорость: 50 км\чb. Запас хода: 320 кмc. Тип двигателя: В-54 d. Фирма производитель: ЧТЗ Радио: 10-РТ-26Броня:a. Лоб: 100 ммb. Борт: 80 ммc. Корма: 45 ммd. Рубка: 106 ммg. Крыша/Днище: 30/20 ммЭкипаж: 4 чел.Вооружение: нарезная пушка 100-мм Д-10Т, пулеметы 1 ? 12,7-мм ДШК, 2 ? 7,62-мм СГМТ

 Для размещения 100-мм пушки в КБ завода № 183 в октябре 1944 года приступили к проектированию танка Т-44Б, который внешне отличался от Т-44А в основном башней несколько больших размеров. В ноябре 1944 года А.А.Мо-розов доложил наркому танковой промышленности В.А.Малышеву о замысле создания нового танка. Начальство инициативу одобрило и даже спустило на завод график работ, как всегда, слишком оптимистичный: к 1 декабря 1944 года — изготовить опытный образец, к 15 января 1945-го — закончить испытания, к 20 мая — выпустить и доставить всем за-водам-изготовителям нового танка рабочие чертежи. Реально же проектирование завершилось в декабре 1944-го, а опытный образец был изготовлен в январе— феврале 1945 года. После показа членам правительства танк в марте — апреле того же года прошел испытания на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным рекомендовать его для принятия на вооружение Красной Армии с обязательным устранением выявленных недостатков. Боевая машина получила индекс Т-54.

 

От серийной «сорокчетверки» танк Т-54 отличался башней, вооружением, двигателем и некоторыми деталями корпуса и ходовой части. Литая башня с диаметром погона в свету 1800 мм имела толщину брони в лобовой части 180 мм (у Т-44 — 120 мм) и бортов — от 150 до 90 мм (у Т-44 — 90 мм), с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм (у Т-44 — 15 мм), сваренных между собой.

 

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60° и 45° от вертикали, составляла 120 мм против 90 мм у Т-44. В отличие от последнего в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель.

 

Вооружение танка состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ ленточного заряжания: один был спарен с пушкой; второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя. Пушка имела нескрепленный ствол-мо-ноблок длиной 56 калибров (5608 мм). Горизонтальный клиновой полуавтоматический затвор обеспечивал боевую скорострельность до 7 выстр./мин при стрельбе с места и до 4 выстр./мин — с ходу. Масса качающейся части пушки без бронировки не превышала 1866 кг.

 

В моторно-трансмиссионном отделении танка перпендикулярно продольной оси корпуса устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54 мощностью 520 л.с. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях имелся пародинамический ламповый подогреватель, а в двух воздухоочистителях типа «Мультициклон» был введен электроподогреватель воздуха. В топливную систему входило четыре топливных бака общей емкостью 530 л. Два передних бака емкостью 210 л располагались в отделении управления, справа от механика-водителя; два других (один над другим) размещались в моторно-трансмиссионном отделении параллельно двигателю. Кроме внутренних (основных) топливных баков, снаружи танка на надгу-сеничных полках, устанавливались три дополнительных бака (два на правой полке и один на левой) емкостью по 55 л каждый. На Т-54 в отличие от Т-44 дополнительные баки были включены в топливную систему. Расход горючего из основных емкостей производился после его выработки из дополнительных. Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300 — 360 км (у Т-44 — 235 км).

 

Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков, ширина резинового массива которых увеличилась со 150 до 185 мм. Масса танка возросла до 35,5 т, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.

 

Одновременно с отработкой и испытаниями первого прототипа Т-54 новую башню со 100-мм пушкой установили на серийный Т-44. Летом 1945 года изготовили два опытных образца танка Т-44-100, один — с пушкой Д-10TK, другой — с ЛБ-1.

В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытного образца танка Т-54 был разработан его второй опытный образец, получивший заводское обозначение «объект 137» и отличавшийся новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.

 

Литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 мм, бортов — от 160 до 125 мм с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни — 30 мм.

 

В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ — курсовые — устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках; стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-води-тель. Внутри ящика у пулемета имелись две специальные коробки с лентами по 250 патронов каждая. От стреляных гильз их освобождали по израсходовании обеих лент. Укладка лент в ящики и заряжание пулеметов производились снаружи машины. Установка пулеметов на боевой взвод осуществлялась меха-ником-водителем с помощью специального привода, находившегося на левом борту корпуса отделения управления, а наведение на цель — за счет поворота танка.

 

На крыше башни между люками командира и заряжающего устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Для стрельбы из спаренной установки использовался телескопический шарнирный прицел TLU-20. Углы вертикальной наводки составляли от-5° до +17°. Для стрельбы с закрытых огневых позиций на ограждении пушки имелся боковой уровень. При стрельбе из зенитного пулемета использовался коллиматорный прицел К8-Т.

 

В боекомплект танка входили 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГ, 150 патронов к пулемету ДШК и 12 ручных гранат Ф-1.

 

Силовая установка танка по сравнению с первым опытным образцом осталась без изменений. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить с 530 л до 545 л, дополнительных наружных — со 165 л до 180 л. Запас хода машины по шоссе, несмотря на увеличение ее боевой массы до 39,15 т, остался без изменений — 300 — 360 км. В трансмиссии были использованы трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с установкой на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах инерционных синхронизаторов и двухступенчатые планетарные механизмы поворота вместо бортовых фрикционов. В ходовой части был применен гусеничный движитель цевочного зацепления.

 

В июле — ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТПолигоне, по результатам которых танк опять-таки был рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков и, как следствие, доработки документации, потребовавшейся после этого. По результатам очередных предварительных испытаний постановлением Совета министров СССР № 960-402сс от 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской Армии. Началась подготовка к его серийному производству сразу на трех заводах Министерства транспортного машиностроения. В течение 1946 года планировалось изготовить 165 серийных машин, реально же построили только три опытных образца. Государственных испытаний они не выдержали. Межведомственная правительственная комиссия потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. План на 1947 год был утвержден в количестве 250 единиц, но были изготовлены только 22. Два головных серийных танка подверглись в апреле — мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом. По первым Государственная комиссия под руководством председателя НТК ГБТУ Вооруженных Сил инженера-полковни-ка Благонравова сделала следующее заключение:

 

1 Два головных образца танка Т-54 первой серии испытания по установленной программе выдержали.

 

В отличие от объема испытаний, предусмотренного утвержденной программой, для проверки работоспособности торсионов один из образцов танка подвергся ходовым испытаниям на удвоенный километраж, то есть прошел за время испытаний 2184 км, а с начала заводских испытаний — 2486 км, при этом показал высокую эксплуатационную надежность, хорошую маневренность и способность к длительным безостановочным пробегам до 250 — 300 км с высокими средними скоростями движения, с суточными переходами до 540 км, с малой затратой времени на осмотр и обслуживание.

 

Пробег на вторые 1000 км был сделан за двое суток и 8 часов с оперативной скоростью 18 км/ч.

 

За все пробеги танки не имели простоя по техническим причинам, и скорость чистого движения совпадает с технической скоростью.

 

2. Испытывавшиеся образцы соответствуют тактико-технической характерисутвержденной Правительством по всем показателям, за исключением места расположения подогревателя системы охлаждения, расположение которого предусматривалось в масляном баке.

 

3. Проверкой выполнения заводом мероприятий, предусмотренных перечнем, составленным по результатам испытаний двух танков Т-54 в июле

 

1946 года и утвержденным Министром транспортного машиностроения и командующим БТ и MB ВС 20 декабря 1946 года, установлено,что мероприятия, предусмотренные перечнем, выполнены заводом. Однако по некоторым пунктам (увеличение тормозного момента малых тормозов ПМП, установка курсовых пулеметов, антикоррозийное покрытие баков) требуется дополнительная доработка в соответствии с замечаниями, отмеченными в отчете.

 

4. Комиссия считает возможным изготовление установочной серии танков Т-54 с устранением дефектов, выявленных испытаниями, в очередности, предусмотренной в перечне мероприятий.

 

5. Комиссия считает необходимым отметить большую работу, проделанную заводом №183 по доработке машины, что дало возможность получить на ходовых испытаниях высокие показатели.

 

6. Внешняя и внутренняя отделка машины (зачистка поверхностей швов, грунтовка, покраска и покрытие), выполненная на головных образцах, удовлетворяет требованиям мирного времени и должна быть рекомендована для серийного производства».

 

Положительные результаты были получены и при полигонном обстреле броневого корпуса танка и его башни, проведенном в октябре 1947 года. Тем не менее, по результатам испытаний было издано 1490 приказов на изменение деталей и узлов, в связи с чем первая серия из 20 танков Т-54 оказалась выпущена лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (видимо, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр.1946 г.

 

Танк имел классическую компоновку с задним расположением моторно-транс-миссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корытообразной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса имел толщину 120 мм и располагался под углом 60° к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 мм, крыши и днища корпуса — 30 мм и 20 мм соответственно. Кормовая часть корпуса была аналогична таковой у Т-44.

 

Башня—литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части — 200 мм. Поворотный механизм башни с электроприводом управлялся с помощью контроллера наводчиком, а с помощью системы командирского управления — командиром.

 

В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-1 ОТ, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы ее вертикального наведения — от -5° до +18°. Прицел спаренной установки — ТШ-20, телескопический,

шарнирный. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего, на турели, аналогичной применявшейся на танках ИС-2 и ИС-3, устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК с коллиматорным прицелом К10-Т. Углы вертикального наведения пулемета от-4,5° до +82°. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела (20 — в отделении управления справа от механика-водителя, 14 — в боевом отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.

 

Приборы наблюдения: командира, наводчика и заряжающего — перископические типа МК-4. Механик-водитель для наблюдения за полем боя располагал двумя приборами МК-4, установленными под углом 165° друг к другу.

 

Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 л.с. Системы силовой установки были принципиально такими же, как и на танке Т-44, и отличались лишь наличием регулируемых выходных жалюзи с приводом управления и измененной конструкцией фрикциона вентилятора.

 

Топливные баки емкостью 520 л располагались в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках устанавливались дополнительные баки цилиндрической формы, не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка по топливу — 330 км.

 

В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения — червячного типа. Гусеница мелкозвен-чатая, стальная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы — 500 мм. Подвеска опорных катков индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлелопастные гидравлические амортизаторы.

 

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, напряжение 24 В, четыре аккумуляторные батареи соединялись параллельно и последовательно, генератор имел мощность 1,5 кВт, стартер — 15 л.с.

 

Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме танка крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса. башни) и вытяжного (на перегородке силового отделения). сборка танков была приостановлена на обоих заводах. Работавшие на заводах люди получали среднюю зарплату и использовались где придется. Всего в 1949 году выпустили 54 танка Т-54, в том числе 13 опытных образцов, 25 учебных и только 16 серийных. Объем конструкторских доработок характеризуют такие цифры: башенная группа подготовила свыше 400 новых рабочих чертежей, корпусная — более 350, моторная — 300, группа оборудования — свыше 250. Испытания продолжались до ноября, после чего вышло постановление правительства о принятии на вооружение новой модификации — Т-54 обр.1949 г., или Т-54-2.

 

 

 

 

 

 

 

 

www.tankimira.ru