РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ. Тепловые зазоры двигателя


Тепловые зазоры клапанов. — DRIVE2

Все время я был уверен, что зазор между толкателем и распредвалом по мере прогрева становиться меньше. То есть для того он и нужен чтобы на прогретом двигателе клапан не "зажимало".

Первый раз я в этом усомнился когда в ремонт попал Марк 2 с неустойчиво работающим двигателем.При этом по словам владельца на холодную работает совсем плохо и по мере прогрева начинает работать ровнее. Диагностика показала что в 1 и 6 цилиндрах компрессия 4 и 6 очков соответственно, в остальных 11-11.5

В первую очередь было решено проверить не "зажаты" ли клапана, так как на этом моторе (1G-FE) я не раз такое встречал. Так и оказалось в 1 и 6 на обоих впускных клапанах не было зазора вовсе, и в связи с этим клапана постоянно оставались приоткрытыми и соответственно не было компрессии.

Мотор остыл, зазоры были отрегулированы. Но мне не давало покоя то, что на холодную мотор работал заметно хуже чем на горячую, ведь если на холодном двигателе зазоры больше чем на горячую то наоборот холодный мотор должен работать стабильнее чем горячий. После регулировки мотор был прогрет и быстро снята клапанная крышка, зазоры на горячую оказались на 0.10-0.15 мм больше чем те что я выставлял на холодную.

То есть оказалось что зазоры все-же УВЕЛИЧИВАЮТСЯ по мере прогрева двигателя.

Вот объяснение этому:

Клапан стальной, коэффициент теплового расширения у него относительно мал, хотя теплоотвод похуже чем у ГБЦ.ГБЦ легкосплавная, коэффициент расширения значительно больше, да и масса/объем нагреваемого метала ощутимее, при относительно тех же температурах.В результате размер "А" (расстояние от седла до нижней постели распредвала) увеличивается на большую величину чем удлиняется клапан (Размер "В"). Поэтому распредвал приподнимается на своих опорах и зазор увеличивается. Это справедливо как для моторов с толкателями в виде стаканчиков, так и для моторов с коромыслами. Было проверено опытным путем на моторах: 3S-FE, 1G-FE, K24A, F23A.

Для чего тогда вообще нужен зазор? Я пришел к выводу что это необходимо для того короткого промежутка времени когда клапан уже горячий, а ГБЦ нет.

Таблица зависимости зазора от температуры для жигулевских моторов, где видно что зазор увеличивается.

www.drive2.ru

РЕГУЛИРОВАНИЕ ТЕПЛОВОГО ЗАЗОРА. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ

По мере разогрева двигателя в процессе его работы происходит различное удлинение деталей привода и клапанной группы. В ре­зультате может нарушиться плотная посадка клапана в седле, что отрицательно повлияет на показатели двигателя и техническое со­стояние клапана. Поэтому для нормальной работы двигателя меж­ду деталями клапанной группы в холодном состоянии предусмат­ривают тепловой зазор, значение которого зависит от температур­ного режима работы двигателя, конструкции ГРМ и материалов деталей привода и двигателя. В связи с этим для каждого конкрет­ного двигателя тепловые зазоры устанавливают, исходя из опыт­ных данных.

Тепловой зазор, мм, можно оценить соотношением

Тепловые зазоры на холодном двигателе у автомобилей КАЗ, ГАЗ и ЗИЛ между коромыслом и клапаном (впускным и выпус­кным) должны быть в пределах 0,25...0,3 мм, а у автомобиля ВАЗ-21213 между кулачком и рычагом привода клапана — 0,15 мм (для впускных клапанов) и 0,2 мм (для выпускных).

Чтобы отрегулировать зазоры в клапанном механизме восьми­цилиндрового V-образного двигателя автомобиля ЗИЛ-431410, поршень первого цилиндра в конце такта сжатия нужно устано­вить в в.м.т. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала долж­но находиться под меткой в.м.т. на датчике ограничителя макси­мальной частоты вращения коленчатого вала.

В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов: впускного и выпускного у первого цилиндра; выпускного у чет­вертого, второго и пятого цилиндров; впускного у третьего, седь­мого и восьмого цилиндров. У остальных клапанов зазоры регули­руют после поворота коленчатого вала на угол 360*.

Все регулировки выполняют на холодном двигателе с помощью болта, расположенного в коротком плече коромысла (в автомоби­лях КАЗ, ГАЗ, ЗИЛ).

При работе двигателей автомобилей ГАЗ вследствие неравно­мерной температуры различных деталей зазор может несколько увеличиться по сравнению с установленным. Поэтому на некото­рых режимах работы двигателя иногда прослушивается стук кла­панов, который со временем может то пропадать, то возникать вновь. Такой маловыделяющийся стук не опасен, и уменьшать за­зор между клапаном и коромыслом в этом случае не следует. Если же на прогретом двигателе стук клапана слышен непрерывно (это чаще наблюдается у клапанов, расположенных по краям головок), то у этих клапанов разрешается уменьшить зазор так, чтобы на хо­лодном двигателе он был в пределе 0,15...0,2 мм.

Наиболее заметный внешний признак неисправности ГРМ — стук в зоне расположения клапанов, распределительных зубчатых колес и распределительного вала.

Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к обгоранию клапанов, преждевременному износу дета­лей клапанной группы, коромысел, опорных поверхностей толка­телей и кулачков распределительного вала, а также к осевому пе­ремещению этого вала.

Тепловые зазоры в клапанах изменяются вследствие их нагре­ва, изнашивания и нарушения регулировок. Когда зазор увеличен, клапаны открываются не полностью, в результате чего ухудшают­ся наполнение цилиндров свежим зарядом и очистка их от про­дуктов сгорания, а также повышаются ударные нагрузки на детали клапанного механизма.

При недостаточном зазоре клапаны неплотно садятся в седла (полностью не закрываются), вследствие чего происходят утечка газов, образование нагара с обгоранием рабочих поверхностей седла и клапана. В процессе сжатия из-за неплотной посадки кла­панов рабочая смесь может попадать в выпускной газопровод, а в процессе расширения газы, имеющие высокую температуру, могут прорываться во впускной газопровод, вследствие чего в газопро­водах возможны хлопки или вспышки. Это является признаком неплотной посадки клапанов.

Причиной нарушения плотности посадки клапанов кроме из­менения тепловых зазоров могут быть зависание стержней клапа­нов в направляющих втулках, нагар или повреждения на фасках клапанов и седлах гнезд, потеря упругости или поломка клапан­ных пружин. При полном разрушении клапанных пружин у двига­телей с верхними подвесными клапанами (все рассматриваемые здесь двигатели имеют именно такой клапанный механизм) про­исходит рассоединение клапана с пружиной («рассухаривание»), после чего клапан падает в цилиндр.

В результате всех неисправностей уменьшается мощность дви­гателя, увеличивается расход топлива, нарушаются фазы газорасп­ределения.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Назначение системы питания: очистка воздуха и топлива, приго­товление из них горючей смеси определенного состава, подача ее (или раздельно воздуха и топлива) в камеру сгорания, а также отвод из цилиндров отработавших газов. В соответствии с этим в си­стеме питания можно выделить следующие составляющие: систе­ма подготовки воздуха, топливная система, система глушения отработавших газов.

Исходя из этого назначения, система питания должна обес­печить: дозирование топлива (подачу нужного количества), ка­чественное приготовление смеси, своевременную подачу топ­лива или смеси. Мощность, экономичность двигателя и токсич­ность отработавших газов зависят от полного и быстрого сгорания топлива. Во многом это определяется работой системы пи­тания.

Состав смеси. Для полного сгорания 1 кг топлива необходимо около 15 кг воздуха (точнее, 14,4 кг для бензина и 14,8 кг для ди­зельного топлива), а для 1 г топлива — 15 г воздуха (обозначим l0). В цилиндр двигателя за один цикл при полной нагрузке (в зависи­мости от объема цилиндра и режима работы) подается 40...80 мг топлива. Это количество называют цикловой подачей топлива qt. Следовательно, для сгорания цикловой подачи требуется воздуха qв=lo·qt=15(40...80)мг. Эту величину называют цикловой подачей воздуха.

Состав смеси оценивают по коэффициенту избытка воздуха α, представляющему собой отношение количества воздуха GВд, по­ступившего в цилиндр, к теоретически необходимому количеству воздуха Gвт:

Теоретически необходимое количество воздуха — это количе­ство воздуха, необходимое для полного сгорания поступившего в цилиндр топлива.

Предыдущее уравнение можно записать в следующем виде:

По составу смесь бывает нормальная (α = 1), бедная (α> 1), бога­тая (α< 1), обедненная (α = 1,1...1,15) и обогащенная (α = 0,8...0,9). В бензиновых двигателях при α < 0,4 и α > 1,6 смесь не воспламе­няется. Дизели работают на бедных смесях (α= 1,4...2).

Обычно выделяют пять режимов работы двигателя: основной, перегрузки, холостого хода, пуск, ускорение (при разгоне и обго­не). На каждом из этих режимов работы двигателю требуются кон­кретная мощность и смесь разного состава. Изменяя количество топлива при неизменной подаче воздуха (в дизелях) или соотно­шение количеств топлива и воздуха (в бензиновых с впрыскивани­ем топлива и карбюраторных), можно получать разный состав смеси — это качественное регулирование. Изменение количества смеси одного состава (в бензиновых и карбюраторных) называют количественным регулированием.

Дозирование топлива. Мощность двигателя зависит от количе­ства топлива (цикловой подачи), сгораемого в цилиндрах в рабо­чем цикле, и частоты вращения коленчатого вала. Так как для вы­полнения каждого вида работы автомобиля требуется различная мощность двигателя, то возникает необходимость изменения цик­ловой подачи. Каждому режиму нагрузки должна соответствовать точная цикловая подача топлива. Это означает, что в системе пита­ния должно быть предусмотрено регулирование подачи в процессе работы машины.

Необходимо также обеспечить равномерность подачи топлива по цилиндрам. В бензиновых двигателях топливо подается в ци­линдр в процессе впуска, а в дизелях впрыскивается форсункой в самом конце процесса сжатия. От момента начала впрыскивания топлива зависят показатели дизеля, так же как от момента зажига­ния смеси — показатели бензинового двигателя.

 

 

Угол поворота коленчатого вала до в.м.т., при котором подает­ся искра (начинается впрыскивание топлива), называют углом опе­режения зажигания (впрыскивания) θ.

Согласно результатам испытаний у каждого двигателя на любом режиме работы есть оптимальный угол опережения зажигания (впрыскивания) θОПТ (рис. 6.1), при котором мощность максималь­на, а удельный расход топлива минимален. Поэтому в системе пи­тания должны быть предусмотрены устройства для регулировки угла опережения зажигания (впрыскивания).

Классификация систем питания.В дизелях системы питания де­лят по следующим признакам:

по способу движения топлива — тупиковые и с циркуляцией топ­лива;

типу механизма подачи — с объединенными насосом и форсун­кой (насос-форсунка) и разделенными насосом и форсункой;

В двигателях с искровым зажиганием системы питания бывают карбюраторные и с впрыскиванием бензина.

Компоновка топливных системпоказана на рисунке. В дизе­лях (схемы 1, 2) и двигателях с впрыскиванием бензина (схема 4) очистка топлива двухступенчатая: топливо проходит через фильт­ры грубой и тонкой очистки (ФГО и ФТО). ТННД в дизелях пода­ет топлива в 1,5...2 раза больше, а в двигателях с впрыскиванием бензина — в 5...10 раз больше, чем может быть использовано. По­этому часть топлива после ТНВД возвращается в бак или поступа­ет в ТННД (система с циркуляцией топлива). Перепуск неисполь­зованного топлива через бак и фильтры позволяет за час работы несколько раз очистить весь запас топлива в баке.

В дизелях, скомпонованных по схеме 2, ТНВД объединен с форсункой, и это устройство названо насосом-форсункой. У дизе­лей бак, ФГО, ТННД и ФТО составляют часть низкого давления системы питания. ТНВД и форсунки — часть высокого давления.

megaobuchalka.ru

РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ ДВИГАТЕЛЯ ЗИЛ- 5081.10

 

Цель регулировки:

Привести зазоры к величине, установленной техническими условиями.

Технические условия:

1. Двигатель должен быть холодным (+15... 20 С ).

2. Болты крепления головок блоков цилиндров затянуты с моментом 90...110 Н-м (9...11 кгс-м).

3. Величина зазоров должна быть 0,25. ..0,3 мм у всех клапанов.

Порядок регулировки

1. Снять крышки головок блока, вывернуть свечу зажигания первого цилиндра.

2. Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия для чего: закрыть отверстие для свечи первого цилиндра (свистком, пыжом, монеткой, пальцем) и проворачивать коленчатый вал пусковой рукояткой до момента свистка или начала выхода воздуха из-под пыжа, монетки, пальца (это произойдет в начале такта сжатия). Убедив­шись, что сжатие началось, осторожно проворачивать коленчатый вал до совмещения от­верстия в среднем гребне шкива коленчатого вала с меткой "ВМТ" на указателе установки зажигания (рисунок 1). (Оба клапана должны быть закрыты.).

 

 

3. При этом положении коленчатого вала приступить к регулировке одним из ре­комендуемых способов:

 

Первый способ

Регулировать следующие клапаны: 1 вп. и вып.; 2 вып.; 3 вп.; 4 вып.; 5 вып.; 7

вп.; 8 вп.. Зазоры у остальных клапанов регулировать после поворота коленчатого вала на 360.

Второй способ

Регулировать вп. и вып. клапаны 1 цилиндра, а клапаны остальных цилиндров регулировать в порядке их работы (1-5-4-2-6-3-7-8), проворачивая каждый раз коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на 90.

4. Регулировку проводить, вращая регулировочный винт, предварительно отпус­тив контргайку так, чтобы щуп 0,25 мм проходил свободно, а щуп 0,3 мм проходил с не­большим усилием. После регулировки зафиксировать контргайку (рисунок 2).

 

 

5. Установить на место крышки коромысел, гайки их крепления затягивать рав­номерно с моментом 5...6 Н.м (0,5...0,6 кгс-м).

6. Установить на место свечу зажигания первого цилиндра.

7. Пустить двигатель и прослушать его работу (при работе двигателя может про­слушиваться на некоторых режимах мало выделяющийся стук клапанов, не должно быть «чихания» в карбюраторе и «выстрелов» в глушителе).

 

РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740

 

Цель регулировки:

Привести зазоры к величине, установленной техническими условиями

Технические условия:

1. Двигатель должен быть холодным (+15... 20 С) или в состоянии не ранее чем через 30

мин после его остановки.

2. Подача топлива выключена.

3. Болты крепления головок цилиндров затянуты с моментом 190...210Н-М

(19...21кгс-м).

4. Гайки крепления стоек коромысел затянуты с моментом 44...56Н-М

(4,4...5,6кгс-м).

5. Величина зазоров для впускных клапанов 0,25... 0,30 мм, для выпускных клапанов

0,35...0.40 мм.

Порядок регулировки:

  1. Тепловые зазоры регулируются одновременно в двух цилиндрах, следующих по порядку работы один за другим (1-5-4-2-6-3-7-8), во время тактов сжатия или рабочего хода в этих цилиндрах. Клапаны регулируемых цилиндров в этот момент должны быть закрыты. Для регулировки зазоров коленчатый вал устанавливают последовательно в оп­ределенные положения: 1,2,3,4.

 

 

 

2. Снять крышки головок цилиндров.

3. Проверить затяжку болтов крепления головок цилиндров.

4. Установить фиксатор на картере маховика в нижнее положение (рисунок 56).

5. Снять крышку люка в нижней части картера сцепления.

6. Установить коленчатый вал в положение 1, для чего: вставляя ломик в отвер­стия приливов маховика, проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не вой­дет в зацепление с маховиком.

7. Проверить положение меток (рисунок 6) на торце корпуса муфты опережения впрыскивания топлива и фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления. Если риски находятся внизу, вывести фиксатор из зацепления с маховиком, про­вернуть коленчатый вал на один оборот, при этом фиксатор должен войти в зацепление с маховиком.

8. Установить фиксатор в верхнее положение (рисунок 5а).

9 .Провернуть коленчатый вал по ходу вращения (против часовой стрелки глядя со стороны маховика) на угол 60В (поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями в приливах соответствует повороту коленчатого вала на З0). Ко­ленчатый вал установлен в положение 1. при этом клапаны 1 и 5 цилиндров должны быть закрыты (штанги легко проворачиваются от руки).

10. Подтянуть гайки крепления стоек осей коромысел. Проверить щупом зазор между носками коромысел и торцами клапанов 1 и 5 цилиндров (щуп 0.25 мм для впуск­ных клапанов и 0,35 мм для выпускных клапанов должен проходить свободно, а 0.30 мм для выпускных и 0,40 мм для выпускных клапанов должен проходить с незначительным усилием). (Передние клапаны для 1,2,3,4 цилиндров впускные, для 5,6,7.8 - выпускные).

11. При необходимости отрегулировать зазор регулировочным винтом, предвари­тельно ослабив контргайку, после регулировки затянуть контргайку с моментом 44...56 Н-м (4.4 ...5,6 ктс-м) и еще раз проверить зазор.

12. Отрегулировать зазоры в клапанном механизме попарно последовательно в цилиндрах 4 и 2 (положение 2), 6 и 3 (положение 3). 7 и 8 (положение 4). проворачивая коленчатый вал по ходу вращения каждый раз на 180°'.

13. Пустить двигатель и проверить его работу (при правильно отрегулированных зазорах на прогретом двигателе стука в клапанном механизме быть не должно).

14. Установить на место крышки люка картера сцепления и головок цилиндров, затягивая их с моментом 20.. .26 Н-м (2,0.. .2.6 кгс-м).

Похожие статьи:

poznayka.org

РЕГУЛИРОВКА ТЕПЛОВЫХ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЯ

Поиск Лекций

Для нормальной работы двигателя между стержнем клапана и регулировочным болтом толкателя или коромысла имеется зазор, который гарантирует плотную посадку клапана в его седле. Предусмотренный зазор компенсирует линейные деформации деталей газораспределительного механизма, происходящие под воздействием изменения температур в течение рабочего процесса двигателя. В силу этого зазор получил название теплового. Величина теплового зазора по мере эксплуатация двигателя изменяется вследствие износа деталей газораспределительного механизма. Износ трущихся поверхностей деталей, передающих усилие на клапан от кулачка распределительного вала (толкатели, штанги, коромысла, и регулировочные болты), приводит к увеличению установленного ранее зазорна. В то же время износ рабочей фаски и седла клапана приводит уменьшению этого зазора. Указанное изменение зазора в клапанах требует систематической их проверки и своевременной регулировки.

Величина теплового зазора обусловливается конструктивными особенностями и для каждого типа двигателей оговаривается техническими условиями. Работы по проверке и регулировке тепловых зазоров клапанов следует производить через каждые-6000 км пробега, а также при первых признаках неисправностей в работе клапанного механизма. В период обкатки нового двигателя или после его ремонта регулировочные работы следует производить в более короткие сроки первая регулировка через 300 км, вторая через 1000 км пробега.

Регулировка тепловых зазоров двигателя модели 407. Величина теплового зазора между наконечником клапана и регулировочным болтом коромысла зависит от температуры деталей двигателя, особенно головки цилиндров. Так, при прогреве двигателя и повышении его температурного режима на 60 - 700 тепловой зазор увеличивается на 0,1 - 0,12 мм. При эксплуатации автомобиля зимой этот перепад температур деталей двигателя может достигать большой величины, тепловой зазор может значительно уменьшиться по сравнению с установленным зазором. Поэтому регулировочные работы следует производить при температуре двигателя в пределах 15 - 200 выше нуля. При этой температуре тепловой. зазор должен иметь следующие значения: длявыпускных клапанов - 0,20 мм; для впускных клапанов - 0,15 мм. Для проведения регулировочных работ необходимо иметь следующие инструменты: ключ двухсторонний 11 Х 14 мм; трубчатый торцовый ключ 14 мм; специальный торцовый ключ 5 мм; отвертку и пусковую рукоятку. Порядок проведения работ следующий.

1. Для удобства подхода регулировочными ключами к болтам третьего и четвертого коромысел снять воздушный патрубок карбюратора и отвести в сторону подводящую топливную трубку.

2. Отвернуть два барашка и снять крышки лючков кожуха головки цилиндров, стараясь не повредить пробковую прокладку.

3. Ослабить винт крепления крышки смотрового окна на картере сцепления (рис.1) и отодвинуть крышку 3 в сторону.

4. Провертывая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение при такте сжатия. Это положение можно определить по следующим признакам:

а) если двигатель перед регулировкой не разбирался и находился в рабочем состоянии, то при такте сжатия в первом цилиндре токоразносная пластина ротора должна быть обращена в сторону клеммы провода низкого напряжения, неподвижно укрепленной на корпусе прерывателя-распределителя;

б) такт сжатия можно определить, наблюдая за последовательностью работы коромысел или штанг толкателей при медленном вращении коленчатого вала. Сразу же после закрытия впускного клапана первого цилиндра начинается такт сжатия. При этом выпускной клапан тоже закрыт. При закрытом положении клапанов первого цилиндра коромысла их остаются неподвижны по мере вращения коленчатого вала, следовательно, ближайшая метка на маховике будет соответствовать положению поршня в конце такта сжатия в первом цилиндре.

5. Проворачивая медленно коленчатый вал, совместить метку 2 с обозначением - в. м. т. на ободе маховика с острием штифта 1, неподвижно закрепленного в картере сцепления. Метка просматривается через открытый лючок в картере сцепления.

б. Проверить плоским щупом величину теплового зазора в последовательно расположенных клапанах: первом выпускном. Втором и третьем впускных и пятом выпускном. При этом необходимо выбрать зазоры в цепочке соединений толкатель - штанга - коромысло, оттягивая вверх коромысло за регулировочный болт. Перед регулировкой проверить состояние поверхности наконечника клапана. В процессе износа в центре этой поверхности образуется лунка, величину которой плоский щуп не улавливает, и, следовательно, измеренная величина зазора будет неточной. При износе наконечник клапана перед регулировкой следует заменить новым или отшлифовать.

7. Регулировать зазор в следующем порядке (рис. 2). Торцевым ключом 14 мм отпустить контргайку 2 регулировочного болта. Проверяя зазор плоским щупом, провернуть регулировочный болт ключом 5 мм, отпуская или затягивая его до получения номинального зазора. Поддерживая ключом 5 мм регулировочный болт в установленном положении, затянуть контргайки и вторично проверить щупом величину зазора. Более надежно затянуть контргайку и окончательно проверить зазор. В этом положении коленчатого вала произвести регулировку всех указанных клапанов.

8. Повернуть коленчатый вал двигателя ровно на один оборот до нового совмещения метки на ободе маховика со штифтом, как это производилось ранее. В этом положении поршень четвертого цилиндра должен находиться в крайнем верхнем положении при такте сжатия. Провернуть и отрегулировать остальные четыре клапана, т. е. четвертый выпускной, шестой и седьмой впускные и восьмой выпускной.

Регулировка тепловых зазоров на двигателе модели 402. Величина тепловых зазоров между стержнем клапана и регулировочным болтом толкателя должна быть выдержана в пределах: для впускного клапана - 0,13 - 0,15 мм,. для выпускного клапана - 0,18 - 0,20 мм. Замер величины зазора должен производиться на холодном двигателе при средней температуре блока цилиндров + 18'. Для проведения работ необходимо иметь инструменты: рожковые двухсторонние регулировочные ключи 12 Х 17 и 15 Х 17 мм с толщиной губок 3 мм; отвертку; стандартные ключи 14 Х 17 и 11 Х 14 мм; плоский щуп. Регулировка зазоров производится в следующем порядке.

1. Снять карбюратор, отсоединив предварительно топливную трубку питания карбюратора и патрубок воздушного фильтра.

2. Снять фильтр тонкой очистки масла, отсоединив сливную и нагнетающую трубки.

3. Снять впускной и выпускной трубопроводы, отсоединив предварительно от приемной трубы глушителя.

4. Отсоединить от крышки клапанной коробки сливную трубку фильтра тонкой очистки масла.

5. Открыть крышку клапанной коробки, стараясь не повредить пробковую прокладку.

6. Провертывая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить поршень первого цилиндра в крайнее верхнее положение при такте сжатия (выполняется так же, как указано выше для двигателя модели 407).

7. Отрегулировать тепловой зазор между регулировочным болтом и стержнем клапана у последовательно расположенных клапанов: первого выпускного, второго и третьего впускных и пятого выпускного клапана.

Регулировать зазор в следующем порядке. Отпустить контргайку регулировочного болта ключом 15 мм, придерживая от вращения толкатель ключом 17 мм. Затем, проверяя зазор плоским щупом. ключом 12 мм вращать головку регулировочного болта, придерживая толкатель ключом 17 мм, до получения требуемого зазора.

8. В установленном положении регулировочного болта затянуть контргайку, удерживая от вращения регулировочный болт, и повторно проверить величину зазора.

9. Не проворачивая коленчатого вала, произвести регулировку указанных клапанов (первого, второго, третьего и пятого).

10. Провернуть коленчатый вал точно на один оборот до нового совмещения метки на маховике со штифтом картера сцепления и отрегулировать остальные клапаны: четвертый выпускной, шестой и седьмой впускные и восьмой выпускной. Регулировка теплового зазора в клапанном механизме.

Со временем в клапанном механизме двигателей автомобиля ЗАЗ появляется стук, не устраняемый регулировкой тепловых зазоров. Вызывает его повышенный осевой зазор коромысел выпускных клапанов (в отличие от коромысел впускных клапанов они не имеют распорных пружин, автоматически устраняющих зазоры). Ликвидировать зазоры можно установкой шайб на валик между распорными втулками и коромыслами. При этом можно использовать регулировочные шайбы, предназначенные для пальцев стойки передней подвески автомобиля ЗАЗ-965А, поскольку они имеют высокую износостойкость (изготовлены из марганцовистой стали) и подходят по размерам к двигателю МоМЗ-966А (30 л.с.). Для двигателей МоМЗ-968 внутренний диаметр шайб надо увеличить напильником до 18 мм.

Толщину шайб можно подогнать шлифованием на абразивном круге, чтобы после сборки коромысло качалось без заеданий и заметного осевого зазора.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

Автомобили «Жигули» ВАЗ 2104, 2105, 2107. Устройство.Ремонт. Москва транспоот 1992.

ВАЗ 2106 Руководство по ремонту. Москва. Ливр 1996.

Газета "Автобизнес - Weekly" N3 (150) 28 января 1999 г.

Журнал «За рулем» 1997. Москва.

poisk-ru.ru

Проверка зазоров клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21099

Тепловые зазоры между стержнем клапана и кулачком распредвала необходимы для компенсации теплового расширения стержня клапана на прогретом двигателе. На двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 он задается толщиной регулировочных шайб. Шайбы установлены в кольцевых нишах над толкателями стержней клапанов и непосредственно соприкасаются с кулачками распредвала. Фактически мы будем измерять зазор между поверхностью регулировочной шайбы и кулачком распредвала. Регламентная периодичность проведения проверки зазоров для двигателей ВАЗ 2108, 21081, 21083 составляет 30.000 км, либо после ремонта двигателя или появления признаков неисправности газораспределительного механизма (стук под клапанной крышкой, неустойчивый ХХ, «провалы» и т. п.).Тепловой зазор на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 для впускных клапанов должен составлять 0,15 – 0,25 мм, для выпускных 0,30 – 0,40 мм.

Необходимые инструменты

— набор щупов

— накидной ключ на 17

Подготовительные работы

Проверка тепловых зазоров клапанов проводится на холодном двигателе, поэтому если ваш двигатель на данный момент прогрет, дайте ему остыть не менее 1-го часа.— Снимаем корпус воздушного фильтра.— Снимаем кронштейн тяги привода дроссельной заслонки.— Снимаем клапанную крышку двигателя.— Снимаем защитную крышку ГРМ.— На шкиву распредвала делаем еще одну метку, напротив установочной. Для этого считаем  на нем число зубьев и делим пополам.— Совмещаем заводскую установочную метку на шкиву распредвала с выступом на задней крышке ГРМ. Вращаем шкив за гайку его крепления ключом на 17.

— В лючке на картере сцепления убеждаемся, что длинная метка (риска) на маховике находится напротив середины треугольного выреза шкалы углов опережения зажигания.

 

Проверка тепловых зазоров клапанов

Вначале замеряем тепловые зазоры. Плоский щуп нужного размера вставляем между кулачком распредвала и толкателем клапана. Он должен входить с небольшим защемлением.

— Поворачиваем шкив на 40-500 (3-4 зуба) от момента совпадения установочной метки на нем и выступа на корпусе на задней крышке ГРМ по часовой стрелке (верхняя мертвая точка). Замеряем зазор у выпускного клапана первого цилиндра (1-клапан) и впускного клапана второго (3-й клапан). Записываем результат измерения.

— Поворачиваем шкив на 220-2300 от момента совпадения установочной метки и выступа. Замеряем зазор у выпускного клапана третьего цилиндра (5-й клапан) и впускной у первого (2-й клапан). Записываем.

— Поворачиваем шкив на 400-4100. Замеряем зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (8-й клапан) и впускного третьего (6-й цилиндр). Записываем.

— Поворачиваем шкив на 580-5900. Замеряем зазор у выпускного клапана второго цилиндра (4-й клапан) и впускного четвертого (7-й клапан). Записываем.

Сверяем полученные измерения тепловых зазоров с  требуемыми. Если все в норме, заканчиваем работу, собираем  все обратно и ищем причину проблем в работе двигателя в карбюраторе, системе зажигания и т. д. Если имеются отклонения в размерах зазоров на некоторых клапанах, то проводим регулировку только на них. Если все или почти все зазоры не укладываются в стандарт, то проводим полную регулировку.

Примечания и дополнения

— Более-менее полную картину неисправности клапанного механизма двигателя может дать проведение измерения компрессии в его цилиндрах.

— «Зажатые» клапана (с минимальными тепловыми зазорами) могут привести к обгоранию кромок тарелок клапанов, «выстрелам» в карбюратор, «выстрелам» в глушитель, перегреву двигателя.

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

— «Троит» двигатель, причины

— «Плавают» обороты холостого хода двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Замена ремня ГРМ на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Измерение компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя

— Устранение «провалов», «рывков», «подергиваний» в работе карбюраторного двигателя легкового автомобиля

twokarburators.ru

Регулировка тепловых зазоров клапанов

Типы привода клапанов

При эксплуатации автомобиля в результате изнашивания и нагрева механических частей газораспределительного механизма происходит изменение зазора между рычагами (коромыслами) клапанов и кулачками распределительного вала (в двигателях других типов – между распределительным валом и толкателями, между коромыслами и клапанами). Поэтому периодически (примерно через 30 тыс. км), а также при любых ремонтах механизма или снятии головки блока цилиндров следует проверять и при необходимости регулировать этот зазор в двигателях, имеющих механический привод клапанов.

Величина теплового зазора для каждого двигателя индивидуальна и колеблется от 0,10 мм в автомобилях “Фольксваген GT” до 0,60 мм в автомобилях “Форд Фиеста”. В технических характеристиках двигателей могут быть приведены тепловые зазоры как для холодного, так и для горячего двигателя, причем для горячего двигателя зазор может быть как больше, так и меньше больше в зависимости от конструкции газораспределительного механизма.

Холодным считают двигатель, температура охлаждающей жидкости в котором ниже 35° С, что достигается остыванием двигателя после его прогревания в течение не менее 4 ч при температуре окружающей среды 20° С. Горячим считают двигатель, температура охлаждающей жидкости в котором составляет около 80° С (момент включения большого контура циркуляции жидкости).

Проверяют и регулируют тепловые зазоры клапанов при закрытых клапанах, т. е. при максимальном удалении вершины кулачка распределительного вала от коромысла (штанги толкателя, толкателя) клапана. Такое положение вала может быть достигнуто различными способами. Проверка зазоров производится с помощью щупа (рис.)

Рис.. Регулировка зазоров в газораспре­делительном механизме:

1 — штанга; 2 — контргайка; 3 — регулировочный винт; 4 — отвертка; 5 — коромысло; 6 — щуп; 7 — клапан

 

Наиболее распространенным является способ, при котором сначала регулируются зазоры в клапанах 1-го цилиндра; при этом его поршень находится в ВМТ на такте сжатия.

Такт сжатия определяется по возрастанию давления воздуха в цилиндре при движении поршня в ВМТ. Для определения этого такта необходимо вывернуть свечу зажигания (форсунку), закрыть ее отверстие в блоке цилиндров специальным свистком, пробкой или просто пальцем руки и проворачивать коленчатый вал до возникновения свиста (выталкивания пробки, резкого возрастания давления на палец).

Для бензиновых двигателей положение поршня на такте сжатия вблизи ВМТ может быть определено по положению бегунка прерывателя – распределителя зажигания, если прерыватель не снимался и двигатель не подвергался разборке (сборке). При открытой крышке распределителя бегунок должен располагаться возле высоковольтного вывода, идущего к свече 1-го цилиндра.

Поршень находится вблизи ВМТ и при проскакивании искры на его свече зажигания (в бензиновых двигателях). Для определения ВМТ выворачивают свечу (либо отсоединяют от нее провод высокого напряжения и подсоединяют его к “запасной” свече или разряднику), включают зажигание и проворачивают коленчатый вал до появления искры на свече. После нахождения нужного положения поршня совмещают определенные метки на шкиве коленчатого вала и крышке шестерни (звездочки, шкива) привода распределительного вала, метки на маховике и других деталях.

После регулировки тепловых зазоров клапанов 1-го цилиндра зазоры в остальных клапанах регулируют в порядке их работы, каждый раз проворачивая коленчатый вал на 180 (для 4-цилиндровых двигателей), 120 (для 6-цилиндровых) или 144 (для 5-цилиндровых).

Для некоторых двигателей (например, ВАЗ) рекомендуется совмещать метки на крышке распределительного вала и шкиве его привода, что соответствует концу такта сжатия в 4-м цилиндре. В таком положении регулируют тепловой зазор выпускного клапана этого цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра, а затем и других цилиндров, в порядке их работы, каждый раз проворачивая коленчатый вал на 180 .

Менее точное положение кулачков относительно толкателей или их коромысел может быть определено визуально по повороту распределительного вала. Кулачок вала при этом должен быть максимально удален от толкателя (коромысла), т. е. обращен к толкателю тыльной стороной, а клапан закрыт.

Двигатели современных легковых автомобилей не имеют рукоятки для ручного проворачивания коленчатого вала. Поэтому его поворот для определения момента закрытия клапанов в цилиндре, в котором планируется производить регулировку их тепловых зазоров, может быть осуществлен с помощью ключа или специального приспособления, которое надевается на центральный болт крепления ременного шкива вала. Не рекомендуется проворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить болт или растянуть приводной ремень. В случае отсутствия такого болта коленчатый вал можно провернуть поворотом колес ведущего моста, вывесив колеса автомобиля и включив прямую передачу. Предварительно, для облегчения выполнения данной операции, желательно вывернуть свечи зажигания (в бензиновых двигателях).

В практике нашел применение также способ проворачивания коленчатого вала с помощью трансмиссии – перекатыванием автомобиля при включенной прямой (повышающей) передаче. При таком способе момент закрытия клапанов определяется визуально. После регулировки тепловых зазоров клапанов определенного цилиндра автомобиль снова перекатывают до тех пор, пока кулачок распределительного вала, упирающийся в регулируемый клапан, не будет максимально удален от толкателя (коромысла) последнего.

Существует несколько вариантов передачи силового воздействия с кулачков распределительного вала на стержни клапанов (т. е. типов привода клапанов), а значит, и методик регулировки тепловых зазоров.

1. Привод через штангу и коромысло (рис. 4.44) для автомобилей “Рено”, “Форд” ранних выпусков, "Волга", "Газель". При таком варианте привода тепловой зазор проверяется между коромыслом и клапаном. При отклонении зазора от номинального отворачивают гайку регулировочного винта и, поворачивая отверткой винт, устанавливают нужный зазор по проложенному щупу. После этого, удерживая отверткой регулировочный винт, законтривают его гайкой и проверяют правильность установки зазора.

Рис. 4.44. Привод клапанов через штангу и коромысло:

1 – седло клапана; 2 – клапан; 3 – маслоотражательный колпачок; 4, 5 – клапанные пружины; 6 – тарелка пружин; 7 – сухарь; 8 – коромысло; 9 – регулировочный винт; 10 – гайка регулировочного винта; 11 – юбка толкателя; 12 – опорная шайба пружин

 

2. Привод через коромысло (рис. 4.45) для автомобилей “Мазда-626”, ЗАЗ-1102. При таком конструктивном исполнении кулачок распределительного вала воздействует на плечо коромысла, на конце которого для увеличения срока службы может быть установлен роликовый подшипник. На другом конце коромысла имеется регулировочный винт с контргайкой, воздействующий на стержень клапана. Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку и вращением регулировочного винта добиться необходимого зазора между торцом стержня клапана и регулировочным винтом, после чего затянуть контргайку.

Рис. 4.45. Привод клапанов через коромысло:

1 – кулачок распределительного вала; 2 – коромысло; 3 – регулировочный винт; 4 – контргайка; 5 – зазор

 

3. Привод через коромысло и регулировочный эксцентрик (рис. 4.46) для автомобилей БМВ-518, БМВ-520. При таком варианте привода кулачок воздействует на коромысло, которое через регулировочный эксцентрик соприкасается со стержнем клапана. Зазор измеряется между эксцентриком и концом стержня. Если величина зазора не соответствует требуемой, с помощью отвертки или специального стержня (толщиной 2 мм) поворачивают эксцентрик таким образом, чтобы получить необходимый зазор, после чего затягивают контргайку.

Рис. 4.46. Привод клапанов через коромысло и регулировочный эксцентрик:

1 – регулировочный эксцентрик; 2 – коромысло; 3 – кулачок распределительного вала

 

4. Привод через рычаг (рис. 4.47) для автомобилей “Мерседес-Бенц 123”, “Сузуки”. При таком конструктивном исполнении кулачок распределительного вала воздействует на плечо специального рычага, тыльная поверхность которого передает усилие на регулировочную гайку, имеющуюся на торце стержня клапана и застопоренную контргайкой. При необходимости регулировки теплового зазора контргайку ослабляют, вращением регулировочной гайки устанавливают нужный зазор (проложив между ней и рычагом щуп соответствующей толщины) и затягивают контргайку.

 

Рис. 4.47. Привод клапанов через рычаг:

1 – кулачок распределительного вала; 2 – щуп для регулировки теплового зазора; 3 – рычаг; 4 – регулировочная гайка; 5 – контргайка; 6 – тарелка пружины клапана; 7 – пружина клапана; 8 – маслосъемный колпачок клапана; 9 – головка цилиндров; 10 – стержень клапана; 11 – направляющая втулка клапана

 

5. Привод через коромысло, имеющее 4 опорные поверхности (рис. 4.48) для автомобилей ВАЗ-2101…ВАЗ-2107. При таком варианте привода тепловой зазор проверяется непосредственно между коромыслом и кулачком распределительного вала. Для регулировки ослабляют контргайку, вращением регулировочного болта устанавливают нужный зазор (проложив между кулачком распределительного вала и коромыслом щуп соответствующей толщины) и затягивают контргайку.

Рис. 4.48. Привод клапанов через коромысло, имеющее 4 опорные поверхности:

1 – головка цилиндров; 2 – клапан; 3 – направляющая втулка клапана; 4 – коромысло; 5 – крышка подшипника распределительного вала; 6 – кулачок распределительного вала; 7 – регулировочный болт; 8 – контргайка; А – тепловой зазор

 

6. Привод через чашечный толкатель (рис. 4.49) для автомобилей “Форд”, “Опель”, “Фольксваген”, “Ауди”, ВАЗ-2108…ВАЗ-2110. Такой привод наиболее распространен в двигателях автомобилей 1980 – 1990 гг. выпуска. Распределительный вал воздействует на чашечный толкатель, усилие от которого через регулировочную шайбу передается на клапан. В таком приводе отсутствуют коромысла, что повышает надежность работы газораспределительного механизма.

Рис. 4.49. Привод клапанов через чашечный толкатель:

1 – головка цилиндров; 2 – клапан; 3 – чашечный толкатель; 4 – корпус подшипника распределительного вала; 5 – кулачок распределительного вала; 6 – регулировочная шайба; 7 – маслосъемный колпачок клапана; А – тепловой зазор

 

Регулировка теплового зазора осуществляется подбором толщины регулировочной шайбы. Если зазор отличается от номинального, следует с помощью отвертки повернуть чашечный толкатель в положение, обеспечивающее доступ к регулировочной шайбе через прорезь в его верхней части. Толкатель утапливается с помощью специального приспособления (при его отсутствии – отверткой) и фиксируется в нижнем положении (рис. 4.50). После этого с помощью другого приспособления (стальной пластины с плоским магнитом), а при его отсутствии – щипцами, магнитом или сжатым воздухом удаляется регулировочная шайба. Микрометром измеряют толщину шайбы, а затем определяют толщину новой шайбы по формуле

Н = В + (А – С),

где Н – толщина новой шайбы; В – толщина снятой шайбы; А – измеренный зазор; С – номинальный зазор. Так, например, пусть А = 0,29 мм, В = 3,75 мм, С = 0,20 мм. Тогда

Н = 3,75 + (0,29 – 0,20) = 3,84 мм.

В пределах допуска ±0,05 мм принимают толщину новой шайбы равной 3,85 или 3,80 мм.

Новую шайбу устанавливают в толкатель клапана маркировкой в сторону толкателя. При сборке шайбу и толкатель смазывают маслом. После регулировки тепловых зазоров клапанов такого привода необходимо залить масло в масляные ванны головки цилиндров.

В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 1,65 до 4,00 мм с шагом 0,05 мм.

При проверке тепловых зазоров клапанов в приводе клапанного механизма любого типа измерительный щуп должен входить с легким защемлением. Для того чтобы убедиться в точности проверки, можно использовать щупы немного толще и немного тоньше номинального. Щуп с большей толщиной при этом не должен входить в зазор, а щуп с меньшей – входить свободно.

С 80-х годов на большинстве двигателей автомобилей иностранного производства для привода клапанного механизма начали применять гидравлические толкатели, которые не требуют регулировки в процессе эксплуатации.

Рис. 4.50. Утапливание (а) и фиксация (б) толкателя клапана для замены регулировочной шайбы:

1 – приспособление для утапливания толкателя; 2 – чашечный толкатель; 3 – приспособление для фиксации толкателя; 4 – регулировочная шайба

 

studopedya.ru

Регулировка теплового зазора в клапанах двигателя Д-240

Зазор в клапанах нужно регулировать на холодном двигателе. Для двигателя Д-240 зазор в впускных клапанах 0,25 мм, для выпускных – 0,30 мм.

  1. Очистить от грязи и пыли колпак и крышку головки цилиндров так, чтобы на наружной поверхности не было маслянистых отложений.
  2. Снять колпак крышки и обмыть его в керосине.
  3. Вывинтить установочный болт и вставить его противоположным концом в отверстие в картере маховика.
  4. Проверить крепления стоек валиков коромысел и при необходимости подтянуть их.
  5. Установить приспособление КИ-9918 на тарелку пружины впускного клапана, отпустив отжимной кулачок подвижной каретки. Подвижная каретка приспособления под действием пружины должна упираться в боек коромысла.
  6. Нажать на коромысло до упора бойка в торец стержня каретки и установить стрелку индикатора на нуль.
  7. Если зазор не соответствует допустимым пределам, отрегулировать по показаниям индикатора приспособления клапанный механизм, ввинчивая или вывинчивая регулировочный винт, предварительно отвинтив его контргайку.
  8. Проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота, проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры соответственно в третьем, четвёртом и втором цилиндрах.
  9. Ввинтите фиксатор в отверстие корпуса маховика. Установите на двигатель снятые составные части.

Рис. Проверка и регулировка зазоров дизеля:1 — контргайка, 2 — регулировочный винт, 3 — щуп, 4 — боек коромысла, 5 — стержень клапанов.

При отсутствии приспособления КИ-9918 выполняют после четвертого пункта выполняют следующие действия:

  1. Установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее концу такта сжатия( оба клапана закрыты).
  2. Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана и, ввертывая винт, установить при помощи щупа требуемый зазор между бойком коромысла и торцом клапана.
  3. Надежно затянуть контргайку и снова проверить щупом зазор, проворачивая штангу толкателя вокруг ее оси.
  4. По окончании регулировки клапанов ⭐ первого цилиндра повернуть коленчатый вал в направлении часовой стрелки на половину оборота (180 градусов) и приступить к установке зазора в клапанах третьего цилиндра. Зазоры регулируются в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров дизеля (1-3-4-2).
  5. Ввинтите фиксатор в отверстие корпуса маховика. Установите на двигатель снятые составные части.

ustroistvo-avtomobilya.ru