Выбор лодочного мотора: характеристики двигателей и лучшие модели. Типы лодочных двигателей


Как выбрать лодочный мотор для рыбалки, типы двигателей и лучшие модели

Все больше рыболовов приобретают плавсредства, оснащенные моторами. Благодаря современным суднам удается попасть в дикие акватории, где рыба не успела испытать прессинг со стороны спиннингистов или фидеристов. Однако не всегда удается правильно подобрать лодку и двигатель, из-за этого появляются определенные ограничения по применению или тратятся слишком большие деньги. Чтобы уяснить для себя, как выбрать лодочный мотор, необходимо ответить на несколько простых вопросов. А начать необходимо с определения водоемов, где будет использоваться лодка.

Типы лодочных моторов и их характеристики

У каждого рыболова есть свои предпочтения в способах ловли и характере водоема. Поэтому эти моменты важно учесть перед покупкой лодки и мотора.

  1. Самыми распространенными являются бензиновые агрегаты, которые можно назвать универсальными. Мощность двигателей колеблется от 2 до 400 л. с. Лодочные моторы малой мощности могут применяться как для перемещения рыболова, так и для ловли рыбы (дорожка, троллинг).
  2. Водометные модели созданы для безопасного движения лодки по мелководьям, акваториям с богатой водной растительностью и перекатам.
  3. Ужесточение экологических требований к маломерным судам дало толчок развитию электрических лодочных моторов. Они безопасные и бесшумные, компактные и легкие. Оснастив лодку таким маломощным лодочным двигателем, можно успешно перемещаться по небольшим озерам, ловить хищника на дорожку.

На вопрос, какой мотор лучше из этих типов, сможет ответить только сам рыболов. Что касается ценового фактора, то самыми дешевыми являются электромоторы.

Бензиновые двигатели отличаются по конструкции. Различают двухтактные и четырехтактные модели.

  • Первый тип выгодно отличается простотой и компактностью. Силовые агрегаты не прихотливые к качеству бензина, а благодаря небольшому весу их проще монтировать и демонтировать. Название двигатели получили благодаря рабочему циклу, который состоит из двух тактов. Из-за этого мотор отличается большой удельной мощностью.

Внимание! Перед заправкой двухтактного агрегата в бензин необходимо добавлять специальное масло.

  • Четырехтактный силовой двигатель выгодно отличается высоким моторесурсом. Он считается более надежным, работает такой агрегат тише, выбрасывает меньше вредных веществ. В конструкции предусмотрена отдельная система смазки, поэтому бензин заливается в бак в чистом виде. Благодаря 4 тактам рабочего цикла происходит более полная очистка цилиндров от выхлопных газов и последующее наполнение горючей смесью. Топливо расходуется более экономно и эффективно.

Классификация по мощности

Есть много классификаций, которые учитывают разные характеристики лодочных двигателей. Одной из самых интересных для потребителя считается мощность.

  1. Лодочные моторы малой мощности включают в себя две подкатегории, основанные на весовом параметре.
    • Двигатели мощностью 2-4 л. с. имеют массу до 16 кг. Это двухтактные модели, оснащенные своим бензобаком.
    • Силовые установки с показателем мощности 5-8 л. с. весят до 27 кг. Они предназначены для комплектации лодок массой до 112 кг.
  2. Среднемощные моторы представляют собой самую обширную категорию. С такими двигателями можно преодолевать большие расстояния.
    • В весовую категорию до 45 кг попадают силовые агрегаты мощностью 10-18 л. с., в том числе и электрические модели.
    • Более тяжелые установки весом до 65 кг обладают мощностью 20-35 л. с.
  3. Очень мощные двигатели способны развивать мощность до 140 л. с. Они устанавливаются на крупные судна.

Это следует знать! Согласно российскому законодательству использовать лодочные моторы малой мощности (до 10 л. с.) можно без регистрации. В некоторых водоемах запрещена эксплуатация плавсредств с двигателями внутреннего сгорания.

Соответствие параметров лодки (катера) и мощности двигателя

Установка подвесного мотора должно происходить в соответствие с техническими характеристиками лодки или катера. Использование силового агрегата с большей мощностью, чем указывается в паспорте судна, опасно для владельца и его пассажиров.

Что касается нижнего мощностного предела силового агрегата, то здесь следует отталкиваться от назначения лодки.

  • Для троллинга следует подбирать такой мотор, чтобы скорость движения плавсредства соответствовала диапазону 2-5 км/ч. Применение мощных двигателей приводит к тому, что рыболовы опускают весла в воду или делают специальные парашюты для замедления скорости движения.
  • Когда судно используется для преодоления больших дистанций по водоему, то нужно учитывать такой фактор, как глиссирование. При таком положении часть лодки не касается водной глади, в результате чего уменьшается сопротивление воды, а двигатель испытывает меньшую нагрузку. Существует простая математическая формула, по которой можно высчитать оптимальную мощность силового агрегата. Для этого необходимо суммировать вес пассажиров, груза и самой лодки с мотором. Получившееся значение в килограммах следует разделить на 30 в случае плоскодонного судна или на 20 для обычных лодок.

Сравнение лодочных моторов с аналогичными мощностными параметрами может выявить еще определенные конструктивные отличия.

При выборе двигателя важно обратить внимание на высоту транца плавсредства. Этот показатель указывается в паспорте на лодку. Длина ноги (дейтвуда) подбирается с таким расчетом, чтобы на одном уровне находилось днище лодки с антикавитационной плитой. При излишнем заглублении силового агрегата нос лодки будет все время выталкиваться вверх. Если силовую установку расположить высоко, то возникнут проблемы с выходом на режим глиссирования. В любом случае на двигатель возрастает нагрузка, повышается расход топлива, снижается ресурс.

Рекомендация! На стабильное положение плавсредства во время движения оказывает влияние угол наклона транца. Максимальная безопасность пассажиров обеспечивается при размещении двигателя под углом 5-15 градусов.

Маломощные модели

Многие рыболовы, выбирая, какой лодочный мотор для него лучше, останавливаются на маломощных моделях. Одним владельцам достаточно спрятаться от конкурентов, других рыбаков устраивает мощность агрегата для троллинговой ловли. К тому же эта категория двигателей отличается доступной ценой, на них не требуется проходить регистрацию и делать права. Но есть некоторые нюансы, которые помогут рыболовам сделать правильный выбор.

Лодочные двигатели до 3,5 л. с.

Самые небольшие моторы подойдут для спокойной рыбалки на стоячей воде. У них есть ряд интересных особенностей.

  • Большинство моделей оснащаются пластиковыми винтами. При наезде на отмель или корягу узел ломается, а рыболову приходится опускать в воду весла, чтобы добраться до берега. Поэтому опытные лодочники устанавливают алюминиевые винты. Кроме прочности они повышают и скорость судна.
  • Для маломощных моторов не требуются вместительные бензобаки, достаточно оснастить агрегат емкостью 0,5-1,5 л. Этого объема топлива хватит на несколько часов плавания.
  • Все модели из этой категории запускаются на нейтральной скорости. Движение начинается при переводе специальной ручки газа.
  • Для крепления на лодках из ПВХ применяется специальная струбцина. Она обеспечивает поворот силового агрегата на 360 градусов.
  • И румпель, и дроссельная заслонка имеет упрощенную конструкцию. Для управления имеется полозковый регулятор на передней панели.

Моторы 4-6 л. с.

Более широкая сфера применения есть у подвесных двигателей мощностью 4-6 л. с. С ними можно бороздить просторы рек со спокойным течением.

  • Почти все модели изначально комплектуются алюминиевыми винтами.
  • Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, применяется водяное охлаждение с принудительной циркуляцией.
  • Некоторые модели имеют похожую струбцину, которая обеспечивает поворот двигателя на 360 градусов.

Электромоторы

Электрические двигатели имеют ограниченное применение из-за недостатка мощности. Однако эволюция аккумуляторов не прекращается, поэтому перспективы у электромоторов достаточно радужные. Как выбрать мотор для лодки, который будет питаться электротоком?

Основным отличием от бензиновых моделей является наличие такого параметра, как тяговое усилие. Оно выражается в кг или lb, а не в привычных лошадиных силах. Чем больше масса лодки, тем больше должна быть тяга. Например, для плавсредства весом 500 кг подойдет силовой агрегат с тягой 13,5 кг. Но эксперты советуют покупать мотор, мощность которого превышает расчетное значение на 20-30%.

Следует отметить и некоторые эксплуатационные особенности электродвигателей.

  • Такой агрегат лучше использовать в стоячем водоеме с чистой водой.
  • Максимальная эффективность наблюдается в безветренную погоду.
  • Емкости встроенной батареи хватит только на 2-3 часа рыбалки. Поэтому полезно иметь в запасе дополнительную батарею.

Топ 5 лодочных моторов

Рыболовы определили лучшие лодочные моторы, которые прошли испытания временем в самых разных условиях. Все больше хороших недорогих моделей попадает на отечественный рынок из Поднебесной. Обзор лодочных моторов начнем с популярной китайской модели.

HDX T 2.6 CBMS

Фото 2. HDX T 2.6 CBMS

Отличительными чертами этого компактного мотора являются простота и неприхотливость. Благодаря небольшому весу (9,8 кг) его может переносить даже подросток. У двухтактного агрегата имеется 3-х лопастной винт из алюминиевого сплава. При заявленной мощности в 2,6 л. с. двигатель может разогнать лодку до скорости 9 км/ч. Мотор заводится без проблем в любую погоду, а расход топлива ограничивается показателем 1,3 л/ч. Встроенный бензобак вмещает 1,2 л топлива.

Из недостатков маломощного «китайца» необходимо отметить отсутствие заднего хода. Разворачивать лодку придется поворотом корпуса на 180ºС. Не отличается надежностью и пластмассовая ручка газа.

Toyama TM5TS

Фото 3. Toyama TM5TS

Одним из лучших представителей двухтактников с мощностью до 5 л. с. является Toyama TM5TS. Хоть этот бренд считается японским, фактически моторы для нашего рынка собираются в Китае. Двухтактник выделяется необычной живучестью и простотой. Обычный рыболов может справиться с обслуживанием двигателя. Встроенный бак вмещает 2,7 л, но этого объема не хватит при движении на полной скорости даже на час.

К недостаткам, кроме прожорливости, можно отнести и высокую цену (45 тыс. руб).

Mercury ME F 9.9 M

Фото 4. Mercury ME F 9.9 M

В категории до 10 л. с. лидирующие позиции удерживает американский двигатель Mercury ME F 9.9 M. Это четырехтактная версия способна долго служить своему хозяину, экономя его средства на заправке топливом. Цена этого агрегата сопоставима с некоторыми японскими двухтактниками. Рабочий объем двухцилиндрового агрегата составляет 209 куб. см., мотор оснащен водяным охлаждением и внешним топливным баком (12 л). Наличие генератора (6А) позволяет совершать переходы и ночью.

Недостатком модели может стать малая распространенность.

Honda BF20D3 SHSU

Фото 5. Honda BF20D3 SHSU

Превосходным ресурсом обладает японская Honda BF20D3 SHSU. Хоть цена мотора сопоставима со стоимостью автомобиля, но и послужит он очень долго своему владельцу. Мощность в 20 лошадок обеспечивает 350-кубовый агрегат с рабочим циклом в 4 такта. Производитель оснастил агрегат эффективной системой охлаждения с 2 водозаборниками. Мотор заводится с помощью электростартера, хотя предусмотрена и ручка с тросом.

Минусом этой модели рыболовы считают только высокую цену.

Intex (серия 68631)

Фото 6. Intex (серия 68631)

Из электромоторов лучшей моделью для надувных лодок становится Intex (серия 68631). Он предназначен для плавсредств массой до 600 кг. Электродвигатель оснащен телескопическим румпелем и индикатором заряда батареи. Конструкция предусматривает наличие 5 передач для движения вперед и 3 задние скорости.

Выбрать лодочный мотор непросто. Но если все продумать, то он станет настоящим помощником для рыболова.

fishelovka.com

Особенности и типы лодочных моторов

Собственная моторная лодка означает для рыболовов глоток свободы при условии, что есть надежный мотор, которым можно управлять «с закрытыми глазами». В этой статье мы поможем Вам научиться обращаться с подвесным мотором, какой мотор подходит к вашей лодке, вашему водоему и вашим рыболовным пристрастиям. После этого можно и газку поддать!

Рано или поздно большинство из нас садится в лодку. Одни это делают, потому что приобретают собственное транспортное средство, а другие - потому что во время отпуска или по ходу воскресной вылазки на озеро, поблизости от дома, просто взяли лодку напрокат. На большинстве этих лодок установлен (или может быть установлен) подвесной мотор.

Так выглядит простой двигательвнутреннего сгорания для установкина транце лодки

Снабжение мотора бензином производится от выносного бака, который шлангом соединен с мотором. Лишь малогабаритные моторы с малым расходом топлива оснащаются небольшим встроенным бензобаком. Маленькая груша с нарисованной на ней стрелкой находится на бензиновом шланге. Эта стрелка всегда должна показывать направление течения бензина, то есть от бензобака к мотору. Если после длительного перерыва вы захотите запустить мотор или если вы снимаете его после каждого выезда, то до запуска вам необходимо, нажимая на грушу, несколько раз подкачать бензин (не перекачайте! Переставайте качать, как только груша станет твердой).

Выносной бак с бензиновым шлангоми присоединительным штуцером.

Снимая мотор с лодки, помните о том, что некоторое количество бензина всегда остается в карбюраторе, даже если вы отсоединили бензиновый шланг. Поэтому лучше снять шланг в конце выезда на лодке и дать немного поработать мотору на холостых оборотах, пока не израсходуется последняя капля бензина и мотор не остановится сам. Благодаря этому в багажнике вашего автомобиля или дома, в гараже, бензин не будет вытекать из карбюратора мотора.На 2-тактных двигателях необходимо доливать в бензобак еще и моторное масло в соотношении 1:50 (2 %), на 4-тактном - смесь вам не потребуется и нужно будет заправляться чистым бензином. На 4-тактных двигателях в моторном блоке находится небольшой масляный бак, на котором (точно так же, как на автомобиле) иногда придется проверять уровень масла с помощью измерительного щупа и при необходимости доливать рекомендованное заводом-изготовителем масло. Как правило, современные 4-тактные двигатели потребляют очень мало масла, поэтому вполне достаточно, если вы будете соблюдать рекомендованные интервалы профилактических осмотров в мастерской. Там можно будет масло и заменить.

Правильное положение

При транспортировке или хранении мотора соблюдайте рекомендации завода-изготовителя. Лучше всего поставить или подвесить мотор в вертикальном положении, чтобы не было течи масла. Если положить 4-тактный мотор на бок, масло может вытечь, что потом отрицательно скажется на работе мотора. Завод-изготовитель часто размещает небольшие наклейки на корпусе мотора с указанием его правильного расположения. Обычный бензин без содержания свинца служит стандартным топливом для всех небольших и средних по размерам двигателей внутреннего сгорания. Естественно, если хотите доставить особое удовольствие своему двигателю, то применяйте бензин с октановым числом, рекомендованным изготовителем (95 или 98). Правда, необходимости в этом нет.

Будущее принадлежит4-тактным двигателям?

Чем же отличаются современные 4-тактные двигатели от давно известных 2-тактных? Для начала отметим более низкую стоимость 2-тактного двигателя как с точки зрения покупки, так и в отношении технического обслуживания. У 4-тактного двигателя эти показатели остаются более высокими. Зато 4-тактный обходится значительно дешевле по части расхода горючего, он работает тише. Кроме того, он может в течение длительного времени работать на малых оборотах, что понадобится, например, при ловле на «дорожку» или в ходе следования по какому-либо сложному маршруту с применением GPS-навигатора. В этом случае 2-тактный двигатель будет захлебываться и дымить, со временем у него замаслятся и закоптятся свечи зажигания. Показатели СО выхлопных газов 4-тактного двигателя также значительно ниже, чем у устаревших моделей 2-тактного двигателя. Хотя нужно отметить, что новейшее поколение 2-тактных двигателей работает уже в более экологически чистом и малошумном режиме. Тем не менее в скором времени на многих внутренних водоемах Европы и США будут допускаться к эксплуатации только 4-тактные двигатели.При одинаковой мощности 4-тактные двигатели больше по размеру и тяжелее по весу, чем 2-тактные, да и стоят дороже. К этому следует добавить, что 2-тактные двигатели характеризуются лучшей тягой вследствие более высокого вращающего момента. Современные лодочные моторы постоянно совершенствуются, это позволяет сделать вывод о том, что известный небольшой дефицит 4-тактных двигателей вскоре, вероятно, также останется в прошлом.

Против лома нет приема

Закрепление небольших моторов на транце кормы лодки осуществляется с помощью винтовых струбцин, входящих в комплект поставки двигателя. Двигатель просто устанавливают сверху на транец и фиксируют винтами струбцин с внутренней стороны лодки. Если ваша лодка стоит под открытым небом на трейлере или у вас есть место на воде, то рекомендуется дополнительно закрепить двигатель двумя или четырьмя болтами. Для этого на площадке струбцин двигателя предусмотрены резьбовые отверстия. Правда, придется просверлить транец лодки дрелью. Если вы не уверены, что сможете выполнить подобные работы, то лучше обратиться в торговую фирму или в мастерскую по ремонту лодок.Однако не думайте, что теперь-то, закрепив болтами двигатель, вы застрахованы от нечистых на руку сограждан! Даже цепи и навесные замки для опытных воров, к сожалению, не являются настоящим препятствием. Единственной надежной защитой может служить охраняемая парковка, а также разумная система страхования вашей лодки и мотора. На этом не следует экономить, так как моторы крадут в большом количестве, нередко со значительным повреждением самой лодки.Перед первым выездом необходимо на воде ознакомиться с действием механизма, откидывающего двигатель. Для этого следует ослабить блокировку фиксатора двигателя и потянуть на себя его головную часть. Теперь двигатель фиксируется в одной или нескольких позициях откидывания. При опускании двигателя необходимо ослабить блокировку, приподняв и сразу же опустив двигатель. Если при причаливании или по неосторожности вы наскочите на мель, то этот механизм может спасти гребной винт мотора.Новый гребной винт обойдется вам в приличную сумму (пластмассовый - дешевле, а хороший металлический - намного дороже).Кстати, у профессионалов всегда есть с собой запасной гребной винт и срезная шпонка. Последняя представляет собой латунный штифт, который фиксирует гребной винт на валу и дает возможность продолжить поездку в случае его срезки. Придумано просто и с учетом прежде всего такой ситуации, когда вы перемещаетесь по незнакомым водоемам со множеством подводных скал, камней или коряг.Кстати, с собой в любой поездке на лодке нужно иметь запасной пусковой тросик и комплект инструментов, в том числе ключи для свечей зажигания и (новые!) свечи. О запасной канистре с бензином, бутылке с маслом, спасательных жилетах, сигнальных средствах, якоре с достаточно длинной веревкой и надлежащем освещении вы должны позаботиться заблаговременно. Да и мобильный телефон с хранящимися в его памяти номерами экстренной помощи (начальника порта, береговой охраны, друзей) еще никому не помешал!

Сначала подумать,потом тащить!

Теперь от базовых сведений перейдем к первому выезду на воду.Только не вздумайте поступать так, как молодые люди, которых я недавно встретил в Гамбургском порту. С видом больших мастеров в этой области они начали дергать за пусковой тросик, чтобы завести мотор. Осечка! Целую минуту они дергали и постоянно перепроверяли подачу бензина: мотор даже не пикнул! Наконец один из двух «горе-капитанов» заметил, что он не снял маленькую пластмассовую заглушку на кнопке аварийного останова, рядом с румпелем. В этом случае ничего не поможет, хоть ты тресни! Уже при следующем запуске послышалось довольное тарахтение мотора.

Тяните за пусковой тросик(переключение передач на холостом ходу)прямо, равномерно и сильно.

На единственной, но важной заглушке закреплен тросик, второй конец которого нужно прицепить, например, на руке. Если в какой-то из неудачных дней вы окажетесь за бортом, то этот тросик может спасти жизнь. При падении тросик вырвет заглушку, мотор автоматически отключится и гребной винт уже не сможет сделать из вас фарш. Как видите: вещичка маленькая, а эффект большой!Если вы завели мотор пусковым тросиком или пусковой кнопкой стартера, то пусть он поработает на холостом ходу. Запускать двигатель всегда нужно только при нейтральном положении переключателя скоростей (ни в коем случае на передней или задней передаче). На моторах новой конструкции существует блокировка запуска при включенной передаче. Таким образом, если вы не можете завести мотор, то наряду с маленькой заглушкой аварийного останова посмотрите на переключатель передач.

Воздушная заслонкапоможет запустить мотор

Ручной запуск с помощью тросика хотя и требует некоторых физических усилий, но выполняется очень просто. Осторожно потяните тросик, пока не почувствуете легкого сопротивления. После этого сильно и резко дерните до упора. Иногда требуется сделать несколько попыток запуска, особенно на холодном двигателе. Кроме того, на холодном двигателе рекомендуется вытянуть воздушную заслонку, по крайней мере, наполовину. В этом случае в мотор поступает обогащенная смесь. После удачного запуска воздушную заслонку медленно возвращают в исходное положение.Теперь нужно решить для себя вопрос, куда ехать. Включив переднюю передачу, вы вскоре поймете по характеру гудения, правильно ли работает мотор. Это означает не что иное, как ответ на вопрос: верно или неверно он расположен относительно транца? Если, несмотря на высокую мощность двигателя, глиссирование плохое или позади лодки образуются вихревые водяные фонтаны или бурлящая пена, значит, угол установки двигателя по вертикали выбран неправильно.При отсутствии электропривода наклона двигателя установить мотор в правильную позицию можно только вручную. В этом случае нужно изменить угол установки крепления двигателя с помощью регулировочного болта.Наступит момент, когда вы будете вполне удовлетворены движением вперед и вам захочется поплыть назад. Для этого переключите рычаг с передней передачи через нейтральное положение на заднюю передачу и сначала проверьте предельные возможности вашей лодки. Речь идет о том, что при слишком быстрой езде назад некоторое количество воды часто переливается через корму в лодку. На лодках, оснащенных самоотливным транцем, это еще полбеды, а вот если придется вычерпывать воду из лодки, то промоченные ноги вам обеспечены.

Не нужно лихачить!

И еще один важный момент! Не пытайтесь сразу же выйти на предельные обороты на новом моторе. Работа «с надрывом» сократит срок его службы. Руководствуйтесь указаниями завода-изготовителя. Как правило, новый двигатель выходит на нормальный режим эксплуатации примерно через 10 часов.Если вы находитесь на судоходном канале и хотели бы рыбачить с дрейфующей лодки, то оставьте работать мотор на холостых оборотах. Иногда буксиры-толкачи, грузовые и пассажирские суда приближаются с бешеной скоростью. При экстренном запуске мотора одна или две попытки могут быть неудачными, в результате чего возникает легкая паника.

Тихо, легко и удобно

Говоря о подвесных моторах, не следует забывать об электродвигателях.Электромоторы допущены к эксплуатации на всех внутренних озерах, где запрещены двигатели внутреннего сгорания, поэтому они являются хорошей альтернативой гребным лодкам. Что касается мощности, то они вряд ли могут по-настоящему тягаться с двигателем внутреннего сгорания на крупных реках, морях и больших внутренних озерах, тем более при таких неблагоприятных обстоятельствах, как сильный ветер или течение. Электромоторы применяются, как правило, в качестве вспомогательных двигателей для подруливания, ловли на «дорожку» и небольших перемещений в процессе, скажем, спиннинговой ловли. На малых и средних озерах в тихую погоду электромотор является надежным, практически бесшумным средством передвижения.

Общий вид электромотора

Источником энергии служит мощная батарея с зарядом не менее 30-50 А-ч. В отличие от двигателя внутреннего сгорания с зарядной функцией эта батарея во время эксплуатации не подзаряжается, а разряжается. Таким образом, речь идет о чисто расходной батарее. В связи с этим целесообразно всегда иметь с собой на борту вторую батарею, чтобы можно было просто переставить полюсные клеммы на моторе, когда первая батарея разрядится. К сожалению, при движении на максимальной скорости электромоторы требуют много энергии: в течение 3 часов работы на полную мощность истощаются даже батареи в 70 А-ч. Однако для рыбалки пятая передача и не нужна - для «дорожки», например, достаточно второй скорости. Поэтому батареи в 50-60 А-ч вполне хватает на длинный рыболовный день в акватории порядка 3x3 км.

С помощью простых батарейныхили завинчивающихся полюсных клемммотор двумя кабелями соединяется с батареей.«Красный» всегда означает плюс,«черный» - минус!

Преимущества малошумного электропривода налицо: мотор легок (7-10 кг) и удобен в обращении, один человек вполне может его переносить, монтировать и демонтировать (батареи тяжелее, чем сам мотор!). Кроме того, при эксплуатации электромотора нет никаких выхлопных газов (100 %-ная экологическая чистота). К тому же его приобретение, включая батареи или аккумулятор, обходится сравнительно дешево. Мотор практически не нуждается в обслуживании и служит долгие годы.

belkamfish.com

Лодочный мотор. Виды. Работа. Особенности. Как выбрать

Лодочный мотор – это специальный двигатель, предназначенный для фиксации к транцу лодки для обеспечения быстрого движения без применения весел. Это подвесная конструкция, которая не занимает полезное пространство судна. Она используется на компактных лодках, предназначенных для прогулок, охоты или рыбной ловли. Мощность серийных моторов может достигать 350 л.с.

Типы моторов по разновидности силового агрегата

Лодочные двигатели отличаются между собой в зависимости от способа обеспечения движения. В качестве силового агрегата может использоваться несколько типов моторов:

  • Электрический.
  • Бензиновый двухтактный.
  • Бензиновый четырехтактный.
  • Дизельный.

Электрические характеризуются небольшой мощностью и габаритами, что компенсирует значительный вес батареи для их питания. Обычно в продаже встречаются только устройства до 5 л.с. Они недорогие и компактные, к тому же могут легко сниматься для хранения в безопасном месте для предотвращения воровства. Это важно если лодка постоянно находится на причале. Электромоторы тихоходные агрегаты. Их обычно выбирают для движения на водоемах с особым экологическим статусом, на которых запрещено использовать агрегаты с опасными выбросами или повышенным шумом.

Бензиновые двухтактные более распространены. Они являются самыми легкими устройствами, работающими на топливе. К сожалению, они более прожорливы и шумные. Для их заправки необходимо смешивать бензин с моторным маслом в пропорции рекомендуемой производителем. Такие устройства имеют ограниченный ресурс. У них значительная часть топлива сбрасывается в воду вместе с выхлопными газами, поскольку оно не успевает прогорать.

Четырехтактный мотор, работающий на бензине, более совершенный. Он тихоходный и потребляет на 30% меньше горючего, но и весит больше. Для него не нужно специально подготавливать топливо, поскольку бензин и масло заливаются по отдельности. Такой вариант подойдет для установки на судна длиной больше 3-4 м.

Дизельные наиболее экономичные в плане потребления топлива. Они тяжелее, и запускаются сложнее, особенно в зимнее время. При этом у них огромный ресурс и очень надежная конструкция. Мощность таких моторов на порядок выше, поэтому их часто устанавливают на прогулочные катера, когда на агрегат ложится большая нагрузка, сопровождаемая минимальными перерывами между поездками.

Виды лодочных моторов в зависимости от способа движения

Силовые агрегаты могут по-разному передавать создаваемое усилие на формирование движущей силы. Подвесной лодочный мотор может быть:

  • С винтом.
  • С турбиной.
Преимущества и недостатки винтов

Такие моторы имеют в своей конструкции гребной винт. Это самые распространенные устройства, которые хорошо подходят для движения на глубоководье. Они сравнительно недорогие и предусматривают более простое техническое обслуживание, которое зачастую можно провести самостоятельно без обращения в мастерскую. При этом такая конструкция имеет и недостатки. В первую очередь вращающийся винт может наматывать на себя водную растительность. Если она довольно жесткая, то двигатель останавливается. Также недостатком является высокая вероятность повреждения винта при движении на отмели. Он может деформироваться при ударе о камни.

Параметры винтовых двигателей во многом зависят от конструкции самого винта. Чем больше лопастей, тем более маневренной и быстроходной будет лодка. При этом форма винта должна соответствовать мощности силового агрегата. Обычно винты вращаются в правую сторону. В том случае если лодка имеет два мотора, то второй должен совершать обороты влево. Это предотвратит снос в сторону во время движения.

Турбинный лодочный мотор

Мотор с турбиной еще называют водометным. Он также имеет винт, но тот укрыт в специальном канале, выполненном в виде трубки. Лопасти захватывают воду с передней части лодки и выбрасывают ее через более узкий проход, создавая тонкую струю. Повторяется принцип работы водомета. Такая конструкция не имеет открытых вращающихся частей. Благодаря этому она меньше страдает от длинных водорослей, а также не так подвержена механическим повреждениям при движении в условиях мелководья. Обычные суда с турбинным агрегатом способны двигаться даже на глубине 30 см. Это позволяет подходить на созданной тяге прямо к берегу, не используя весла.

Важным преимуществом турбинных лодочных моторов является их тихоходность и низкая вибрация. Их часто выбирают охотники для установки на резиновые лодки, чтобы меньше распугивать дичь. Также двигатели с водометами применяют для развлекательных лодок, которые курсируют на оживленных пляжах. Они более безопасны для пловцов.

Почему требуется настройка погружения винта или водомета

Чтобы лодочный мотор работал как следует, необходимо правильно выставить глубину погружения его винта или турбинного механизма. Если поставить привод слишком высоко, то лодка не сможет развивать свою оптимальную скорость. Если перестараться и заглубить слишком сильно, то создастся повышенная нагрузка, что может сопровождаться вибрацией от мотора, передаваемой на корпус судна. Также если перестараться с глубиной, то повышается вероятность случайного повреждения винта или водомета в случае движения на высокой скорости по участку с выступающими камнями.

Многие типы топливных лодочных моторов предусматривают систему выхлопа газов через винт, а не сверху. Для них чрезмерное заглубление приводит к созданию дополнительной нагрузки на агрегат. Ему сложнее вытолкнуть отработанные газы из камеры сгорания. В результате мотор больше греется и не может набрать свою полную мощность.

У электрических двигателей предусматривается специальный механизм для регулировки глубины винта. У моторов на ДВС это осуществляется путем наклона самого агрегата. Для этого предусматривается специальный механизм, который дает возможность менять положение оси относительно горизонта.

Выбор мотора под габариты лодки

Покупая лодочный мотор, следует обратить внимание на рекомендации производителя. Он всегда указывает максимальные параметры судна, для которого может подойти данный агрегат. В первую очередь это касается длины лодки и ее веса. Вполне возможно установить более слабый двигатель, но при этом нужно понимать, что динамика движения понизится. При этом если поставить слишком мощное устройство, то использование такого водного средства небезопасно. Чтобы это компенсировать, необходимо нагрузить нос лодки, это уберет ее чрезмерный подъем при разгоне.

Также важным критерием являются габариты транца лодки. Это задняя жесткая часть, предназначенная для фиксации двигателя. Информация о том, какой транец подходит под агрегат имеется в инструкции для мотора. Если данные показатели не будут совпадать, то не удастся настроить правильное заглубление винта. Зачастую параметры рекомендуемого транца указываются в название самого мотор. Для этого используются латинские буквы:

  • S – 38-45 см.
  • L – 50-57 см.
  • X – 60-64 см.
  • U – 65-68 см.
Способы запуска двигателя

Лодочный мотор может иметь различную систему запуска. В плане электрических устройств никаких проблем нет. Достаточно нажать кнопку и винт начинает вращаться. В случае с агрегатами на ДВС все гораздо сложнее. В них применяется несколько способов пуска:

  • Ручной.
  • Электрический.
  • Комбинированный.

Моторы с ручным пуском самые распространенные, поскольку недорогие и обладают меньшим весом. В качестве стартера у них применяется шнурок, наподобие используемого в бензопилах и мотокосах. Сначала нужно прокачать топливо с помощью специального ручного насоса, после чего дернуть за шнурок. Это требует значительной физической силы. Хотя это и популярная конструкция, но она имеет и недостаток. Зачастую после рывка за шнур тот может потянуть в обратную сторону, вызвав болевые ощущения и растяжение связок руки. Особенно эта проблема актуальна для дизельных двигателей.

Электронный пуск намного удобнее. Лодочные моторы более высокого класса имеют электростартер, который при нажатии кнопки или повороте ключа, в зависимости от модели, раскручивает коленвал и мотор запускается. Это действительно очень удобно, но за это придется доплатить и поплатиться весом устройства. Это большой недостаток, поскольку такие агрегаты стоят дорого, и оставлять их на лодке возле причала нежелательно. В связи с этим большинство рыбаков вынуждены снимать двигатель и переносить его для хранения в защищенное место. Также такие агрегаты имеют аккумуляторную батарею, которая необходима для пуска стартера.

Комбинированный лодочный мотор может запускаться как от стартера, так и вручную. Если аккумулятор сел, то это не проблема и всегда можно воспользоваться шнурком. Подавляющее большинство агрегатов являются именно комбинированными. Моторы чисто с электронным пуском более редкие.

Генератор

Практически любой лодочный мотор, который работает на топливе, имеет в своей конструкции генератор. Он вырабатывает электроэнергию, требуемую для подзарядки аккумулятора. Даже те устройства, которые запускаются вручную, могут иметь генератор, что необходимо для подключения внешних электрических приборов. В первую очередь это система навигации, рация, эхолот или другое оснащение. Генераторы вырабатывают постоянный ток напряжением 12В. При выборе двигателя необходимо ориентироваться по тому, какой способ подключение внешнего оборудования в нем предусматривается, чтобы избежать несовместимости.

Похожие темы:

 

tehpribory.ru

Лодочный мотор. Характеристики лодочных моторов и рекомендации по выбору

Самые внушительные рыболовные трофеи водятся на глубине. Самая увлекательная рыбалка с лодки. Самое большое удовольствие в скорости. Хотите, чтобы рыбалка была самой-самой? Обзаведитесь лодочным мотором. Удобство навесного мотора в том, что его можно установить на транец судна любого типа (каркасные и надувные). Мотор с лодки снимается быстро и без труда.

На российском рынке можно найти двигатели отечественных и зарубежных производителей, бензиновые и электрические, разные по мощности и цене.

Чтобы правильно подобрать двигатель, необходимо разобраться в его параметрах. Отличным подспорьем в этом деле станет интернет: на специализированных сайтах эксперты, специалисты и просто опытные рыболовы размещают множество интересной прикладной информации о выборе лодочных моторов.

 

Как выбрать лодочный мотор?

Вооружившись полезными советами профессионалов, вы наверняка купите самый лучший двигатель. А значит, рыбалка будет еще более азартной и результативной!

 

Типы моторов для лодок

 

Бензиновые

Классический вариант, наиболее распространенный и востребованный сегодня. Ему стоит отдать предпочтение рыбакам, которые планируют длительные путешествия по воде.

Бензиновые двигатели отличаются надежностью и экономичностью и представлены в линейках подавляющего большинства известных брендов.

Недостаток таких агрегатов – высокая шумность.

Различают два вида бензиновых лодочных двигателей: двух- и четырехтактные.

Первый тип отличается компактными размерами и меньшей стоимостью. Такой мотор проще навесить на лодку и транспортировать. Однако топлива он потребляет больше (процентов на 20-30) и в плане надежности уступает четырехтактному. Последний, в свою очередь, более прихотлив к качеству топлива, но имеет высокий рабочий ресурс.

 

Электрические

Самый экологичный, безопасный для окружающей среды тип лодочных моторов. Идеальный вариант для тех, кто желает прокатиться по заповедным местам, где использование бензиновых двигателей запрещено. К числу прочих преимуществ подобных агрегатов относится их бесшумность (можно тихонечко подкатить к рыбному месту) и небольшой вес (весьма важный фактор при транспортировке). Мощность электродвигателей невысокая – не более 5 л/с. Однако этого вполне достаточно для рыбацкой лодки, в том числе и надувной.

Питание двигателя происходит от аккумулятора, заряда которого может хватить на целый день (в зависимости от условий движения, а также качества аккумулятора).

Стоит добавить, что электродвигатель по цене значительно дешевле бензинового. Это самый экономичный мотор из всех типов.

 

Водометные

Данный тип лодочного двигателя незаменим при движении на мелководьях. На таком моторе плавсредтво можно смело подводить прямо к берегу.

К тому же, водометный мотор менее шумный, а его эксплуатация не требует каких-то особых навыков. Подходит как для твердо-каркасных, так и для надувных лодок.

 

Запуск

Традиционная контактная система зажигания хоть и является наиболее распространенной, но не единственной. Именитые бренды давно выпускают двигатели с электронным запуском, который надежнее и проще в эксплуатации (исключает риск разрыва троса). На рынке также широко представлены комбинированные модели.

 

Управление

Управление может быть румпельным и дистанционным. В первом случае управление происходит с помощью рукояти, во втором – пульта и рулевого колеса. Дистанционная система, заметно более удобная для водителя, подходит только для судов, длина которых составляет более 3,5 метров.

Длительно управлять лодкой при помощи ручки поворота – весьма утомительное занятие (устают руки, затекает спина, водитель вынужден все время сидеть вполоборота). Однако если рыбалка не предполагает долгих переходов, то румпельная система вполне подойдет.

 

Мощность

При выборе мощности двигателя следует в первую очередь учитывать параметры плавсредства: грузоподъемность и габариты. Как правило, данные характеристики производители лодок указывают в сопроводительной документации. Не стоят пренебрегать этими рекомендации, ведь установка мотора большей мощности чревато потерей управляемости и даже потоплением судна.

 

О производителях

Самыми надежными и технологичными считаются моторы японского и американского производства. Такие известные бренды, как Yamaha, Honda, Tohatsu, Suzuki выпускают моторы различных конфигураций и параметров. Их стоимость, конечно, выше чем у отечественных аналогов. Но именно такой двигатель будет функционировать с заявленной мощностью, да и ремонтировать его вряд ли придется.

Неплохо зарекомендовали себя на российском рынке корейские двигатели: образцовый их представитель – Hyunday Mikatsu. Агрегаты этого бренда дешевле японских, отличаются легкостью управления и быстрым запуском. В линейке есть двигатели от 2,5 до 50 лошадиных сил.

Также на рынке широко представлены и китайские лодочные моторы. Агрегаты некоторых брендов вполне заслуживают того, чтобы их купили. Пример – двигатели Yamabisi. Они обладают приятным дизайном, экономичностью и доступной стоимостью. Однако по уровню надежности и функциональности все-таки уступают японским и корейским аналогам, поскольку изготавливаются из материалов более низкого качества. Тем не менее, многие рыбаки предпочитают купить лодочный мотор, произведенный в поднебесной.

Наряду с зарубежными двигателями, ценят российские рыболовы и отечественные лодочные моторы за их надежность и продуманность конструкции, которая в полной мере отвечает особенностям многочисленных водоемов России.

В числе популярных отечественных аппаратов можно выделить моторы «Нара», компактные, надежные и весьма востребованные сегодня; «Салют», легкие и неприхотливые в эксплуатации; «Кальмар» - идеальный вариант для малогабаритных плавательных средств и т.д.

Преимущество отечественных агрегатов не только в их доступности и адаптивности, но и в неприхотливости. Лодочный мотор российского производства без проблем работает на недорогом топливе, что позволяет значительно экономить при эксплуатации. К тому же, в случае поломки не возникнет проблем с запасными частями – они доступны и стоят недорого.

 

В заключении

И последнее, о чем необходимо упомянуть: согласно российскому законодательству, эксплуатация моторов, мощность которых превышает 10 л/с, возможно только после прохождения процедуры государственной регистрации и получения водительского удостоверения. Кроме того, в некоторых заповедных зонах действует запрет на применение двигателей внутреннего сгорания.

karppoklevkin.ru

Выбор лодочного мотора: характеристики двигателей и лучшие модели

Все больше рыболовов приобретают плавсредства, оснащенные моторами. Благодаря современным суднам удается попасть в дикие акватории, где рыба не успела испытать прессинг со стороны спиннингистов или фидеристов. Однако не всегда удается правильно подобрать лодку и двигатель, из-за этого появляются определенные ограничения по применению или тратятся слишком большие деньги. Чтобы уяснить для себя, как выбрать лодочный мотор, необходимо ответить на несколько простых вопросов. А начать необходимо с определения водоемов, где будет использоваться лодка.

Типы лодочных моторов и их характеристики

У каждого рыболова есть свои предпочтения в способах ловли и характере водоема. Поэтому эти моменты важно учесть перед покупкой лодки и мотора.

  1. Самыми распространенными являются бензиновые агрегаты, которые можно назвать универсальными. Мощность двигателей колеблется от 2 до 400 л. с. Лодочные моторы малой мощности могут применяться как для перемещения рыболова, так и для ловли рыбы (дорожка, троллинг).
  2. Водометные модели созданы для безопасного движения лодки по мелководьям, акваториям с богатой водной растительностью и перекатам.
  3. Ужесточение экологических требований к маломерным судам дало толчок развитию электрических лодочных моторов. Они безопасные и бесшумные, компактные и легкие. Оснастив лодку таким маломощным лодочным двигателем, можно успешно перемещаться по небольшим озерам, ловить хищника на дорожку.

На вопрос, какой мотор лучше из этих типов, сможет ответить только сам рыболов. Что касается ценового фактора, то самыми дешевыми являются электромоторы.

Бензиновые двигатели отличаются по конструкции. Различают двухтактные и четырехтактные модели.

  • Первый тип выгодно отличается простотой и компактностью. Силовые агрегаты не прихотливые к качеству бензина, а благодаря небольшому весу их проще монтировать и демонтировать. Название двигатели получили благодаря рабочему циклу, который состоит из двух тактов. Из-за этого мотор отличается большой удельной мощностью.

Внимание! Перед заправкой двухтактного агрегата в бензин необходимо добавлять специальное масло.

  • Четырехтактный силовой двигатель выгодно отличается высоким моторесурсом. Он считается более надежным, работает такой агрегат тише, выбрасывает меньше вредных веществ. В конструкции предусмотрена отдельная система смазки, поэтому бензин заливается в бак в чистом виде. Благодаря 4 тактам рабочего цикла происходит более полная очистка цилиндров от выхлопных газов и последующее наполнение горючей смесью. Топливо расходуется более экономно и эффективно.

Классификация по мощности

Есть много классификаций, которые учитывают разные характеристики лодочных двигателей. Одной из самых интересных для потребителя считается мощность.

  1. Лодочные моторы малой мощности включают в себя две подкатегории, основанные на весовом параметре.
    • Двигатели мощностью 2-4 л. с. имеют массу до 16 кг. Это двухтактные модели, оснащенные своим бензобаком.
    • Силовые установки с показателем мощности 5-8 л. с. весят до 27 кг. Они предназначены для комплектации лодок массой до 112 кг.
  2. Среднемощные моторы представляют собой самую обширную категорию. С такими двигателями можно преодолевать большие расстояния.
    • В весовую категорию до 45 кг попадают силовые агрегаты мощностью 10-18 л. с., в том числе и электрические модели.
    • Более тяжелые установки весом до 65 кг обладают мощностью 20-35 л. с.
  3. Очень мощные двигатели способны развивать мощность до 140 л. с. Они устанавливаются на крупные судна.

Это следует знать! Согласно российскому законодательству использовать лодочные моторы малой мощности (до 10 л. с.) можно без регистрации. В некоторых водоемах запрещена эксплуатация плавсредств с двигателями внутреннего сгорания.

Соответствие параметров лодки (катера) и мощности двигателя

Установка подвесного мотора должно происходить в соответствие с техническими характеристиками лодки или катера. Использование силового агрегата с большей мощностью, чем указывается в паспорте судна, опасно для владельца и его пассажиров.

Что касается нижнего мощностного предела силового агрегата, то здесь следует отталкиваться от назначения лодки.

  • Для троллинга следует подбирать такой мотор, чтобы скорость движения плавсредства соответствовала диапазону 2-5 км/ч. Применение мощных двигателей приводит к тому, что рыболовы опускают весла в воду или делают специальные парашюты для замедления скорости движения.
  • Когда судно используется для преодоления больших дистанций по водоему, то нужно учитывать такой фактор, как глиссирование. При таком положении часть лодки не касается водной глади, в результате чего уменьшается сопротивление воды, а двигатель испытывает меньшую нагрузку. Существует простая математическая формула, по которой можно высчитать оптимальную мощность силового агрегата. Для этого необходимо суммировать вес пассажиров, груза и самой лодки с мотором. Получившееся значение в килограммах следует разделить на 30 в случае плоскодонного судна или на 20 для обычных лодок.

Сравнение лодочных моторов с аналогичными мощностными параметрами может выявить еще определенные конструктивные отличия.

При выборе двигателя важно обратить внимание на высоту транца плавсредства. Этот показатель указывается в паспорте на лодку. Длина ноги (дейтвуда) подбирается с таким расчетом, чтобы на одном уровне находилось днище лодки с антикавитационной плитой. При излишнем заглублении силового агрегата нос лодки будет все время выталкиваться вверх. Если силовую установку расположить высоко, то возникнут проблемы с выходом на режим глиссирования. В любом случае на двигатель возрастает нагрузка, повышается расход топлива, снижается ресурс.

Рекомендация! На стабильное положение плавсредства во время движения оказывает влияние угол наклона транца. Максимальная безопасность пассажиров обеспечивается при размещении двигателя под углом 5-15 градусов.

Маломощные модели

Многие рыболовы, выбирая, какой лодочный мотор для него лучше, останавливаются на маломощных моделях. Одним владельцам достаточно спрятаться от конкурентов, других рыбаков устраивает мощность агрегата для троллинговой ловли. К тому же эта категория двигателей отличается доступной ценой, на них не требуется проходить регистрацию и делать права. Но есть некоторые нюансы, которые помогут рыболовам сделать правильный выбор.

Лодочные двигатели до 3,5 л. с.

Самые небольшие моторы подойдут для спокойной рыбалки на стоячей воде. У них есть ряд интересных особенностей.

  • Большинство моделей оснащаются пластиковыми винтами. При наезде на отмель или корягу узел ломается, а рыболову приходится опускать в воду весла, чтобы добраться до берега. Поэтому опытные лодочники устанавливают алюминиевые винты. Кроме прочности они повышают и скорость судна.
  • Для маломощных моторов не требуются вместительные бензобаки, достаточно оснастить агрегат емкостью 0,5-1,5 л. Этого объема топлива хватит на несколько часов плавания.
  • Все модели из этой категории запускаются на нейтральной скорости. Движение начинается при переводе специальной ручки газа.
  • Для крепления на лодках из ПВХ применяется специальная струбцина. Она обеспечивает поворот силового агрегата на 360 градусов.
  • И румпель, и дроссельная заслонка имеет упрощенную конструкцию. Для управления имеется полозковый регулятор на передней панели.

Моторы 4-6 л. с.

Более широкая сфера применения есть у подвесных двигателей мощностью 4-6 л. с. С ними можно бороздить просторы рек со спокойным течением.

  • Почти все модели изначально комплектуются алюминиевыми винтами.
  • Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, применяется водяное охлаждение с принудительной циркуляцией.
  • Некоторые модели имеют похожую струбцину, которая обеспечивает поворот двигателя на 360 градусов.

Электромоторы

Электрические двигатели имеют ограниченное применение из-за недостатка мощности. Однако эволюция аккумуляторов не прекращается, поэтому перспективы у электромоторов достаточно радужные. Как выбрать мотор для лодки, который будет питаться электротоком?

Основным отличием от бензиновых моделей является наличие такого параметра, как тяговое усилие. Оно выражается в кг или lb, а не в привычных лошадиных силах. Чем больше масса лодки, тем больше должна быть тяга. Например, для плавсредства весом 500 кг подойдет силовой агрегат с тягой 13,5 кг. Но эксперты советуют покупать мотор, мощность которого превышает расчетное значение на 20-30%.

Следует отметить и некоторые эксплуатационные особенности электродвигателей.

  • Такой агрегат лучше использовать в стоячем водоеме с чистой водой.
  • Максимальная эффективность наблюдается в безветренную погоду.
  • Емкости встроенной батареи хватит только на 2-3 часа рыбалки. Поэтому полезно иметь в запасе дополнительную батарею.

Топ 5 лодочных моторов

Рыболовы определили лучшие лодочные моторы, которые прошли испытания временем в самых разных условиях. Все больше хороших недорогих моделей попадает на отечественный рынок из Поднебесной. Обзор лодочных моторов начнем с популярной китайской модели.

HDX T 2.6 CBMS

Отличительными чертами этого компактного мотора являются простота и неприхотливость. Благодаря небольшому весу (9,8 кг) его может переносить даже подросток.

У двухтактного агрегата имеется 3-х лопастной винт из алюминиевого сплава. При заявленной мощности в 2,6 л. с. двигатель может разогнать лодку до скорости 9 км/ч. Мотор заводится без проблем в любую погоду, а расход топлива ограничивается показателем 1,3 л/ч. Встроенный бензобак вмещает 1,2 л топлива.

Из недостатков маломощного «китайца» необходимо отметить отсутствие заднего хода. Разворачивать лодку придется поворотом корпуса на 180ºС. Не отличается надежностью и пластмассовая ручка газа.

Toyama TM5TS

Одним из лучших представителей двухтактников с мощностью до 5 л. с. является Toyama TM5TS. Хоть этот бренд считается японским, фактически моторы для нашего рынка собираются в Китае.

Двухтактник выделяется необычной живучестью и простотой. Обычный рыболов может справиться с обслуживанием двигателя. Встроенный бак вмещает 2,7 л, но этого объема не хватит при движении на полной скорости даже на час.

К недостаткам, кроме прожорливости, можно отнести и высокую цену (45 тыс. руб).

Mercury ME F 9.9 M

В категории до 10 л. с. лидирующие позиции удерживает американский двигатель Mercury ME F 9.9 M. Это четырехтактная версия способна долго служить своему хозяину, экономя его средства на заправке топливом.

Цена этого агрегата сопоставима с некоторыми японскими двухтактниками. Рабочий объем двухцилиндрового агрегата составляет 209 куб. см., мотор оснащен водяным охлаждением и внешним топливным баком (12 л). Наличие генератора (6А) позволяет совершать переходы и ночью.

Недостатком модели может стать малая распространенность.

Honda BF20D3 SHSU

Превосходным ресурсом обладает японская Honda BF20D3 SHSU. Хоть цена мотора сопоставима со стоимостью автомобиля, но и послужит он очень долго своему владельцу.

Мощность в 20 лошадок обеспечивает 350-кубовый агрегат с рабочим циклом в 4 такта. Производитель оснастил агрегат эффективной системой охлаждения с 2 водозаборниками. Мотор заводится с помощью электростартера, хотя предусмотрена и ручка с тросом.

Минусом этой модели рыболовы считают только высокую цену.

Intex (серия 68631)

Из электромоторов лучшей моделью для надувных лодок становится Intex (серия 68631). Он предназначен для плавсредств массой до 600 кг.

Электродвигатель оснащен телескопическим румпелем и индикатором заряда батареи. Конструкция предусматривает наличие 5 передач для движения вперед и 3 задние скорости.

Выбрать лодочный мотор непросто. Но если все продумать, то он станет настоящим помощником для рыболова.

Источник

catcher.fish

Как выбрать лодочный мотор - статьи, обсуждения

Вид двигателя

Двухтактный – встречается чаще всего. Отличается простой конструкцией, быстрее набирает обороты, имеет меньший вес и размеры, чем четырехтактный. Такой двигатель прост в ремонте и стоит недорого. К недостаткам следует отнести большой расход топлива, необходимость частой доливки масла, сильный шум и вибрации и высокую токсичность выхлопов.

Важно: для нормального использования двухтактного двигателя необходимо специальное топливо и масло. Можно применять 92 или 95 бензин, смешанный с маслом. Однако в этом случае возможен более сильный износ деталей, поскольку сложно угадать необходимые пропорции.

Четырехтактный – имеет более сложную конструкцию, стоит дороже. Такой двигатель имеет больший ресурс, более экономичен, обеспечивает плавный ход, у него меньшая вибрация и шум. У четырехтактного мотора более чистый выхлоп, а само устройство не требует постоянного контроля уровня масла. Недостатками являются большие габариты и вес.

Электрический – имеет небольшую стоимость и вес, бесшумен, экологичен и прост в эксплуатации, а электроэнергия дешевле, чем топливо. Недостатками таких двигателей являются: небольшая мощность (до 10 л.с.), зависимость запаса хода от емкости аккумулятора. Электромотор устанавливается на лодки малых размеров. Хороший выбор для рыбаков, так как электродвигатель позволяет плыть почти бесшумно и не пугать рыбу.

Важно: для лодочного электромотора лучше использовать специальные тяговые аккумуляторы глубокой разрядки. Они обеспечивают двигатель током на протяжении длительного периода. В отличие от них, стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя и способны дать ток лишь на короткое время. Правда, тяговые аккумуляторы стоят гораздо дороже.

Тип двигателя

Карбюраторный – классический вариант, хотя и несколько устаревший. Имеет повышенный расход топлива и токсичные выхлопы.

Инжекторный – самый экономичный и экологичный тип двигателя, но при этом стоит дороже, чем карбюраторный. Другие преимущества: более уверенный разгон и комфортное управление.

Запуск двигателя

Ручной – осуществляется посредством стартового шнура. Самый надежный способ запуска двигателя, не требующий аккумулятора. Но для ручного пуска необходимо приложить усилие.

Электрический – производится с помощью стартера от аккумулятора при повороте ключа. Это более простой тип пуска, но вместе с тем, менее надежный, так как стартер может выйти из строя, а аккумулятор – разрядиться. Электрический пуск, как правило, устанавливается на двигателях от 20 л.с.

Электрический и ручной – в моторе предусмотрены оба способа запуска. В этом случае, электрический станет основным, а ручной – аварийным способом пуска.

Мощность

От этого показателя зависит скорость движения судна. В свою очередь, мощность двигателя (единица измерения – лошадиные силы, л.с.) определяется его типом, количеством и объемами цилиндров.

Для рыбаков оптимальная мощность двигателя составляет 2-5 л.с., а любителям скоростной езды подойдет мотор мощностью 30 л.с. Следует помнить, что более мощный двигатель потребляет и большее количество топлива.

  • 2-4 л.с. – двухтактные двигатели для небольших надувных лодок, байдарок, небольших парусных судов длиной до 2 м.
  • 5-8 л.с. – универсальный вариант для средних судов длиной до 4 м (и не более двух пассажиров).
  • 9-18 л.с. – устанавливаются в лодках длиной от 5 до 7.5 м (буксирные катера, большие парусники).
  • 20-35 л.с. – большие лодки и парусники. На таких можно перевозить грузы и пассажиров (более 4 человек).

Важно: желательно подбирать двигатель с запасом мощности, чтобы обеспечить запас надежности и прочности этого устройства.

Количество цилиндров

От этого параметра напрямую зависит мощность двигателя: чем больше цилиндров, тем мощнее, объемнее и дороже двигатель. Кроме того, количество цилиндров влияет на равномерность хода крутильного вала и нагрев поршневой группы. Двигатели с большим числом цилиндров отличаются более равномерным ходом и меньше греются.

Например, двухтактные моторы мощностью до 15 л.с., могут иметь 1 или 2 цилиндра.

  • Одноцилиндровые двигатели (2-6 л.с.) – издают громкий шум и сильно вибрируют. Максимальная скорость – 5-10 км/ч. Достоинства: малый вес и компактность. Оптимальный вариант для катания в спокойных водоемах.
  • Двухцилиндровые двигатели (8-15 л.с.) – работают тише, однако расходуют большее количество топлива. Скорость достигает до 30 км/ч. Недостатки: больший вес и габариты, чем у одноцилиндровых. Подойдут для водных прогулок на длинные дистанции.

Режим

Водоизмещающее плавание – большая часть судна погружена в воду и удерживается силой закона Архимеда, скорость при этом небольшая. Для этого режима не нужен мощный двигатель (от 2 до 15 л.с.).

Глиссирование – во время движения только малая часть лодки касается воды, при этом достигается высокая скорость. Чтобы перевести лодку в режим глиссирования, требуется более мощный мотор, чем для водоизмещающего режима. Однако непосредственно глиссируя потребление мощности мотора снижается почти вдвое.

Топливный бак

Внутренний – встроенный в мотор бак. Такой бак имеют двигатели малой мощности (2-5 л.с.).

Внешний – для мощных моторов, потребляющих большое количество топлива.

Внутренний и внешний – встречаются в некоторых моделях мощностью 4-5 л.с., что дает возможность ездить на более далекие расстояния.

Длина дейдвуда (ноги)

Дейдвуд – часть двигателя, соединяющая его верхнюю часть с винтом. От этого параметра зависит эффективность работы двигателя. Длина дейдвуда должна соответствовать высоте транца.

Слишком малая длина приведет к понижению скорости при неизменном потреблении топлива.

Короткий S (381 мм) – такую длину дейдвуда имеют моторы для надувных лодок.

Длинный L (508 мм) – моторы для катеров и яхт.

Сверхдлинный UL или X (от 635 мм) – моторы для морских катеров и крейсерских яхт.

Встречаются еще большие размеры Z или ХХ (762 мм).

Материал винта

Алюминий – встречается чаще всего. Вместе с тем, алюминиевые винты хуже, чем стальные выдерживают сильные удары и медленнее вращаются на максимальных оборотах, так как они изготавливаются с толстыми лопастями. К тому же, алюминий подвержен коррозии.

Нержавеющая сталь – самый прочный материал для винта, что дает возможность изготавливать тонкие винты, имеющие отличные показатели жесткости, устойчивости к ударам и высокую скорость вращения на разных оборотах. Однако нержавеющая сталь стоит дороже алюминия.

Пластик (композитные материалы) – на основе углеродных и нейлоновых волокон. Отличается большей прочностью и не подвержен коррозии. Стоит примерно на одном уровне с алюминиевыми винтами. Оптимальное сочетание цены и качества.

Важно: стоит обратить внимание на количество лопастей у винта: 3 или 5. Чаще всего встречаются моторы с 3 лопастями. Чем больше лопастей у винта, тем большее создает усилие мотор. Для катания на водных лыжах или перевозки грузов лучше использовать винт с большим числом лопастей.

Управление

Румпельное – осуществляется с помощью специального рычага (румпеля), закрепленного на двигателе. При этом управляющий судном должен находиться на корме. Румпельное управление применяется в небольших лодках с маломощными моторами, так как скоростная лодка может выйти из-под контроля. К тому же, у такого управления недостаточный обзор впереди по курсу.

Дистанционное – производится посредством специального руля в передней части лодки. Такое управление используется в длинных лодках (более 3.5 м), развивающих скорость более 80-90 км/ч и имеющих мощные моторы свыше 50 л.с. Дистанционное управление более удобное и безопасное, так как обеспечивает широкий обзор впереди по курсу.

Подъем мотора

Ручной – применяется для маломощных моторов и имеет несколько ступеней (4-6).

Гидропривод – электромотор с системой гидравлических шлангов, предназначен для более мощных моторов.

Оснащение

Генератор – устройство, вырабатывающее электроэнергию для аккумулятора, ходовых огней и другого оборудования моторной лодки.

Телескопическая ручка румпеля – выдвигающаяся ручка (в среднем на 15 см), делающая управление более удобным.

Конструкция для мелководья – поворотно-откидная подвеска, с помощью которой мотор откидывается при ударе о препятствие или в случае прохождения по мелководью.

Индикаторы

Тахометр – устройство, позволяющее отслеживать текущие и максимальные обороты двигателя, а также состояние моторесурса (счетчик моточасов). Таким образом, тахометр помогает подобрать оптимальный режим работы двигателя с учетом расхода топлива, мощности и моторесурса.

Двигатели оснащаются большим количеством датчиков, отслеживающих состояние мотора (датчик перегрева, уровень и давление масла, давление воды, заряд аккумулятора и тд.).

Ограничители

Аварийный выключатель – служит для моментальной остановки двигателя в случае выпадения оператора за борт.

Ограничитель оборотов –  для оптимального и стабильного режима работы двигателя (число оборотов).

Ограничитель наклона – обеспечивает необходимое положение мотора.

Блокировка запуска мотора – предотвращает случайный запуск мотора при включенной передаче.

Блокировка откидывания мотора – препятствует откидыванию двигателя на заднем ходу.

Вес

Вес мотора зависит от его мощности – чем мощнее, тем тяжелее. Можно исходить из соотношения 1 л. с на 25 кг массы лодки (с учетом пассажиров и оборудования). Мощность двигателя не должна быть больше той, которая указана в паспорте лодки, так как слишком тяжелый мотор может опрокинуть лодку или сильно притопить корму судна, что повлечет за собой захлестывание воды.

Рекомендации

  • Желательно при себе иметь запасные свечи, чтобы можно было заменить на месте вышедшие из строя.
  • Топливную смесь (для двухтактных двигателей) рекомендуется готовить непосредственно (за день-два) перед походом.
  • Для обеспечения длительного срока службы мотора необходимо обкатывать двигатель по специальным алгоритмам. Эти алгоритмы можно найти на сайтах производителей или продавцов, а также непосредственно у продавца-консультанта.
  • Чтобы добиться хорошей шумоизоляции (рыба боится сильного шума), следует обклеить пластиковый корпус мотора изнутри полиуретановым ковриком или войлоком.

Отредактировано: 26.08.2016

kakvybrat.info

Классификация лодочных моторов

Общая классификация моторов

Лодочный моторВсе лодочные моторы делятся на три основных типа:- стационарные. Они размещаются внутри корпуса лодки, обычно устанавливаются туда заводом-изготовителем преимущественно в крупные судна; - бортовые. Малогабаритные, закрепляются на суднах, на которых не предусмотрена установка стационарного двигателя; - подвесные. Наиболее распространенный тип моторов для лодок, экономят пространство судна, и устанавливаются на все лодки независимо от размеров. Для них в большинстве случаев предусмотрено специальное крепление – транец.

Другие характеристики лодочных моторов

Двухтактные и четырехтактные двигатели. Основное различие в них заключается в количестве тактов работы, что напрямую влияет на качество сгорания горючей смеси. В четырехтактных лодочных моторах сгорание более полное, они меньше влияют на экологию и более экономичны, чем двухтактные. Но в четырехтактных устройствах наблюдается снижение мощности в полтора-два раза при одинаковом объеме двигателя в сравнении с двухтактным мотором. Также четырехтактный двигатель нуждается в сложной системе газораспределения, которая занимает много места.

Современные лодочные моторы представлены в большом ассортименте и различаются по мощности. Подбирать мощность мотора следует исходя из массы судна, а также его возможной нагрузки.

Система управления может быть как непосредственная – прямо с помощью поворота самого двигателя вокруг крепежной оси, так и дистанционная – с помощью рулевого колеса либо любого другого, подобного механизма. Пуск двигателя в маломощных моделях – ручной. В более мощных моторах используется стартер.

Двигатели также могут различаться по способу подачи горючей смеси, она может быть как карбюраторного типа, так и инжекторного. Второй способ экономичнее и в некотором смысле надежнее, но в длинной дороге починить карбюратор намного легче, чем инжектор. Он практически не поддается ремонту в дороге, для этого как минимум необходим сервисный центр.

Выводы

При выборе такого устройства, как лодочный мотор исходите из собственных потребностей, нужен вам мощный мотор либо небольшой двигатель для маленькой лодки. Если это скоростной катер, то следует позаботиться о надежной и удобной системе управления, если же мотор устанавливается на небольшое судно, то можно использовать и обычное, ручное управление. При выборе модели стоит взвесить все ее преимущества и недостатки, а также решить, не будут ли они мешать вам при эксплуатации такого устройства.

vodnik.1000size.ru

delvaneo.ru