Тяговый электродвигатель ТЛ-2К1. Тл 2к двигатель


Тяговый электродвигатель ТЛ-2К1.

Устройство ТЭД ТЛ-2К1

Назначение и технические данные. Тяговый электродвигатель постоянного тока ТЛ-2К1 предназначен для преобра­зования электрической энергии, получаемой из контактной сети, в механическую. Вращающий момент с вала якоря двигателя пе­редается на колесную пару через двустороннюю одноступенчатую цилиндрическую косозубую передачу. При такой передаче под­шипники двигателя не получают добавочных нагрузок по аксиаль­ному направлению.

Подвешивание электродвигателя опорно-осевое. С одной сто­роны он опирается моторно-осевыми подшипниками на ось колес­ной пары электровоза, а с другой — на раму тележки через шар­нирную подвеску и резиновые шайбы. Тяговый электродвигатель имеет высокий коэффициент использования мощности (0,74) при наибольшей скорости электровоза..

Система вентиляции независимая, аксиальная, с подачей вен­тилирующего воздуха сверху в коллекторную камеру и выбросом вверх с противоположной стороны вдоль оси двигателя.

 

Технические данные двигателя ТЛ-2К1 следующие:

Напряжение на зажимах двигателя ..………………………………… 1500 В

Ток часового режима ......………………………………………………. 480 А

Мощность часового режима ....………………………………………… 670 кВт

Частота вращения часового режима ... ... ………………………………790 об/мин

Ток продолжительного режима ..... …………………………………… 410 А

Мощность продолжительного режима ..……………………………….. 575 кВт

Частота вращения продолжительного режима ……………………… 830 об/мин

Возбуждение ........………………………………………………………последовательное

Класс изоляции по нагревостойкости обмотки

якоря ............ …………………………………………………………….. В

Класс изоляции по нагревостойкости полюсной си­стемы ..........……. F

Наибольшая частота вращения при среднеизношенных бандажах........ 1690 об/мин

Подвешивание двигателя .....………………………………………….. опорно-осевое

Передаточное число ......…………………………………………….. ….88/23—3,826

Сопротивление обмоток главных полюсов при тем­пературе 20 "С ......... 0,025Ом

Сопротивление обмоток дополнительных полюсов и

компенсационной обмотки при температуре 20°С ..........……………….. 0,0366 »

Сопротивление обмотки якоря при

Температуре 20оС ………………………………………………………….. 0,0317 Ом

Система вентиляции ........ …………………………………………………независимая

Количество вентилирующего воздуха, не менее . …………………….. 95 м.куб/мин

К. п. д. в часовом режиме .....……………………………………………. 0,931

К. п. д. в продолжительном .режиме .... ………………………………… 0,930

Масса без шестерен . ....... ……………………………………………… 5000 кг

Конструкция. Тяговый двигатель ТЛ-2К.1 состоит из остова, якоря, щеточного аппарата и подшипниковых щи­тов.

Остов двигателя представляет собой отливку из стали марки 25Л-П цилиндрической формы и служит одновременно магнитопроводом. К нему прикреплены шесть главных и шесть дополнительных полюсов, поворотная траверса с шестью щетко­держателями и щиты с роликовыми подшипниками, в которых вращается якорь двигателя.

Установку подшипниковых щитов в остов электродвигателя производят в такой последовательности: собранный остов с по­люсными и компенсационными катушками ставят стороной, про­тивоположной коллектору, вверх. Индукционным нагревателем нагревают горловину до температуры 100—150°С, вставляют и крепят щит восемью болтами М24 из стали 45. Затем поворачива­ют остов на 180°, опускают якорь, устанавливают траверсу и ана­логично описанному выше вставляют другой щит и крепят его восемью болтами М24. С наружной поверхности остов имеет два прилива для крепления букс моторно-осевых подшипников, прилив и съемный кронштейн для подвешивания двигате­ля, предохранительные при­ливы и приливы для транс­портировки. Со стороны коллектора имеются три люка, предназначенных для осмотра щеточного аппара­та и коллектора. Люки гер­метично закрываются крыш­ками.

Крышка верхнего кол­лекторного люка укреплена на остове специальным пру­жинным замком, крышканижнего люка — одним бол­том М20 и специальным бол­том с цилиндрической пру­жиной, а крышка второго нижнего люка — четырьмя болтами М12.

Для подвода воздуха имеется вентиляционный люк. Выход вентилирующего воздуха осуществлен со стороны, противополож­ной коллектору, через спе­циальный кожух, укрепленный на подшипниковом щите и остове. Выводы из двигателя выполнены кабе­лем марки ПМУ-4000 пло­щадью сечения 120 мм2. Ка­бели защищены брезентовы­ми чехлами с комбиниро­ванной пропиткой. На кабе­лях имеются ярлычки из по­лихлорвиниловых трубок с обозначением Я, ЯЯ, К и КК. Выводные кабели Я и ЯЯ соединены с обмотками якоря, дополни­тельных полюсов и с ком­пенсационной, а выводные кабели К и КК соединены с обмотками главных полю­сов.

Сердечники главных по­люсов на­браны из листовой электро­технической стали марки 1312 толщиной 0,5мм,скреплены заклепками и ук­реплены на остове четырь­мя болтами М24 каждый. Между сердечником главно­го полюса и остовом имеется одна стальная прокладка толщиной 0,5 мм. Катушка главного полюса, имею­щая 19 витков, намотана на ребро из мягкой ленточной меди ЛММ размерами 1,95х65 мм, изогнута по радиу­су для обеспечения прилега­ния к внутренней поверхно­сти остова.

Корпусная изоляция со­стоит из восьми слоев стеклослюдинитовой ленты с полиэти-лентерефталантной пленкой на лаке марки ПЭ-934 и од­ного слоя ленты технической лавсановой термоусаживающейся толщиной 0,22 мм, наложен­ных с перекрытием в поло­вину ширины ленты. Межвитквая изоляция выполнена из асбестовой бумаги в два слоя толщиной 0,2 мм и про­питана лаком КО-919.

Для улучшения рабочих характеристик двигателя применена компенсационная обмотка, расположенная в пазах, проштампованных в наконечниках главных по­люсов, и соединенная с об­моткой якоря последова­тельно. Компенсационная обмотка состоит из шести катушек, намотанных из мягкой прямоугольной медной проволоки ПММ и имеет 10 витков. В каждом пазу расположено по два витка. Корпусная изоляция состоит из шести слоев стеклослюдинитовой ленты, одного слоя фторопластовой ленты и одного слоя стеклоленты ЛЭС, уложен­ных с перекрытием в половину ширины ленты. Витковая изоляция имеет один слой стеклослюдинитовой ленты, она уло­жена с перекрытием в половину ширины ленты.

 

 

1. Вкладыш моторно–осевого подшипника

2.10. Смотровой люк

2. Траверса

3. Кабели соединения кронштейнов траверсы щеткодержателя

4. Передняя нажимная шайба (нажимной конус)

5. Коллекторный болт

6. Задняя крышка подшипника

7. Кольцо

8. Подшипник якоря

11. Передняя крышка подшипника

12. Лабиринтное кольцо

13. Уплотнительное кольцо

14. Вал тягового двигателя

15. Валик шестерни проворота траверсы

16. Пружинная шайба

17. Специальная гайка

18. Шпонка шестерни

19. Нажимная гайка

20. Маслоотбойное кольцо

21. Нажимной конус

22. Подшипниковый щит со стороны коллектора

23. Корпус (втулка) коллектора

24. Уравнительное соединение

25. Обмотка якоря

26. Компенсационная обмотка

27. Катушка главного полюса

28. Шпонка сердечника якоря

29. Сердечник якоря

30. Заклепка сердечника главного полюса

31. Болт главного полюса

32. Кабель (Я)

33. Кабель (ЯЯ)

34. Сердечник главного полюса

35. Стальная прокладка между главным полюсом и остовом

36. Кабель (К)

37. Кабель (КК)

38. Клица

39. Выхлопной патрубок

40. Остов

41. Стеклобандаж

42. Кожух

 

43. Подшипниковый щит со стороны противоположной коллектору

44. Нажимная шайба

45. Кронштейн

46. Гайка – барашек

47. Крышка моторно-осевого подшипника

48. Стопорная планка

49. Болт

50. Крышка буксы моторно-осевого подшипника

51. Букса моторно-осевого подшипника

52. Трубка для залива смазки в моторно-осевые подшипники

53. Перехдный канал

54. Подбивочная пряжа

55. Пробка слива смазки из рабочей камеры

56. Перегородка

57. Пробка слива смазки из рабочей камеры

58. Болт, крепящий дополнительный полюс к остову

59. Прокладка дополнительного полюса

60. Катушка дополнительного полюса

61. Сердечник дополнительного полюса

62. Втулка якоря

63. Коллектор

64. Штифт

65. Шпонка вкладышей моторно-осевого подшипника

66. Шестерня проворота траверсы

67. Стержень изолятора

68. Регулировочный винт

69. Нажимные пальцы

70. Цилиндрическая пружина

71. Корпус щеткодержателя

72. Щетка с гибким проводом (шунтом)

73. Верхняя часть кронштейна

74. Палец кронштейна щеткодержателя

75. Нижняя часть кронштейна щеткодержателя

76. Болт кронштейна щеткодержателя

77. Болт фиксатора

78. Фиксатор

79. Стопорная планка

80. Палец

81. Регулировочный винт

82. Трубка подвода смазки

83. Гайка

84. Уплотнение

 

 

Компенсационная обмотка в пазах закреплена клиньями из текстолита марки Б. Изо­ляция компенсационных катушек на ТЭВЗ выпекается в приспо­соблениях, на НЭВЗ — в остове.

Сердечники дополнительных полюсов выполнены из тол­столистового проката или поковки и укреплены на остове тремя болтами М20. Для уменьшения насыщения дополнительных по­люсов между остовом и сердечниками дополнительных полюсов предусмотрены диамагнитные прокладки толщиной 8 мм. Катуш­ки дополнительных полюсов намотаны на ребро из мягкой мед­ной проволоки ПММ и имеют 10 витков каж­дая.

Корпусная и покровная изоляция этих катушек аналогична изоляции катушек главного полюса. Межвитковая изоляция сос­тоит из асбестовых прокладок, пропитанных ла­ком КО-919.

Новочеркасский электровозостроительный завод изготавлива­ет тяговый двигатель ТЛ-2К1, полюсная система (катушки глав­ных и дополнительных полюсов) которого выполнена на изоляции системы «Монолит 2». Корпусная изоляция катушек выполнена из стеклослюдинитовой ленты, катушки пропитаны в эпоксидном компаунде ЭМТ-1 или ЭМТ-2, причем катушки дополнительных полюсов пропитаны совместно с сердечниками и представляют собой не­разъемный моноблок. На моноблоке закреплена диамагнитная прокладка толщиной 10 мм, которая одновременно служит для закрепления катушки. Катушка главного полюса от перемещений на сердечнике уплотнена двумя клиньями в распор по лобовым частям.

Щеточный аппарат тягового электродвигателя состо­ит из траверсы разрезного типа с поворотным механизмом, ше­сти кронштейнов и шести щеткодержателей.

Траверса стальная, отливка швеллерного сечения имеет по наружному ободу зубчатый венец, входящий в зацепление с шес­терней поворотного механизма. В остове фиксирована и застопорена траверса щеточного аппарата болтом фиксатора, установленным на наружной стенке верхнего коллекторного люка, и прижата к подшипниковому щиту двумя болтами стопорного устройства: один—внизу остова, другой—со стороны подве­шивания.

Электрическое соединение кронштейнов траверсы меж­ду собой выполнено кабелями ПС-4000 площадью сечения 50 мм2.. Кронштейны щеткодержателя разъемные (из двух половин), за­креплены болтами М20 на двух изоляционных пальцах, установленных на траверсе. Стальные шпильки пальцев опрессованы прессмассой АГ-4В, на них насажены фарфоровые изоляторы.

Щеткодержатель имеет две цилиндрические пружи­ны, работающие на растяжение. Пружины закреплены одним концом на оси, вставленной в отверстие корпуса щеткодержате­ля, другим — на оси нажимного пальца с помощью винта, которым регулируют натя­жение пружины. Кинемати­ка нажимного механизма выбрана так, что в рабочем диапазоне обеспечивает практически постоянное на­жатие на щетку. Кроме того, при наибольшем допустимом износе щетки нажа­тие пальца на щетку авто­матически прекращается. Это позволяет предотвра­тить повреждение рабочей поверхности коллектора гиб­кими проводами сработан­ных щеток. В окна щетко­держателя вставлены две разрезные щетки марки ЭГ-61 размерами 2(8х50х 60) мм. с резиновыми амортизаторами. Крепле­ние щеткодержателей к кронштейну осуществлено шпилькой и гайкой. Для бо­лее надежного крепления и регулировки положения щеткодержателя относи­тельно рабочей поверхности по высоте при износе кол­лектора на корпусе щетко­держателя и кронштейна предусмотрены гребенки.

Якорь дви­гателя состоит из коллекто­ра, обмотки, вложенной в пазы сердечника, набранного в па­кет из лакированных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, стальной втулки, задней и передней нажимных шайб, вала. В сердечнике имеется один ряд аксиаль­ных отверстий для прохода вентилирующего воздуха. Передняя нажимная шайба одновременно служит кор­пусом коллектора.Все детали якоря собраны на общей втулке коробчатой формы, напрессо­ванной на вал якоря, что обеспечивает возможность его замены,

Якорь имеет 75 катушек и 25 секционных уравнительных со­единений. Соединение концов обмотки и клиньев с петушками коллекторных пластин выполнено припоем ПСР-2,5 на специальной установке токами высокой частоты.

Каждая катушка имеет 14 отдельных проводников, располо­женных по высоте в два ряда, и по семь проводников в ряду. Они изготовлены из медной ленты размерами 0,9х8,0 мм марки ЛММ и изолированы одним слоем с перекрытием в половину ширины стеклослюдинитовой ленты. Каждый пакет из семи проводников изолирован также стеклослюдинктовой лентой с перекрытием в половину ширины ленты. На НЭВЗ изготов­ляют якорные катушки из изолированного провода ПЭТВСД без дополнительного наложения витковой изоляции. Корпусная изоляция пазовой части катушки состоит из шести слоев стеклослюдинитовой ленты, одного слоя ленты фторопластовой и одного слоя стеклоленты, уло­женных с перекрытием в половину ширины ленты.

Уравнители секционные изготовляют из трех проводов разме­рами 1Х2,8 мм марки ПЭТВСД. Изоляция каждого провода со­стоит из одного слоя стеклослюдинитовой ленты и одного слоя ленты фторопластовой. Вся изоляция уложена с перекрытием в половину ширины ленты. Изолированные провода соединяют в секцию од­ним слоем стеклоленты, уложенной с перекрытием в половину ши­рины ленты. В пазовой части обмотку якоря крепят текстолито­выми клиньями, а в лобовой части — стеклобандажом.

Коллектор двигателя с диаметром рабочей поверхности 660ммнабран из медных пластин, изолированных друг от друга миканитовыми прокладками. От нажимного конуса и корпуса коллектор изолирован миканитовыми манжетами и цилиндром.

Обмотка якоря имеет следующие данные: число пазов 75, шаг по пазам 1—13, число коллекторных пластин 525, шаг по коллек­тору 1—2, шаг уравнителейпо коллектору 1—176.

Якорные подшипники двигателя тяжелой серии с цилиндриче­скими роликами типа 80-42428М обеспечивают разбег якоря в пре­делах 6,3—8,1 мм. Наружные кольца подшипников запрессованы в подшипниковые щиты, а внутренние — на вал якоря. Подшип­никовые камеры для предотвращения воздействия внешней среды и утечки смазки имеют уплотнения. Моторно-осевые подшипники состоят из латунных вкладышей, залитых по внутрен­ней поверхности баббитом Б 16, и букс с постоян­ным уровнем смазки. Буксы имеют окно для подачи смазки. Для предотвращения поворота вкладышей предусмотрено в буксе шпо­ночное соединение.

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Тяговый электродвигатель ТЛ-2 К 1 Назначение тягового

Тяговый электродвигатель ТЛ-2 К 1 Тяговый электродвигатель ТЛ-2 К 1

Назначение тягового электродвигателя ТЛ-2 К 1 • Тяговый электродвигатель постоянного тока ТЛ-2 К 1 Назначение тягового электродвигателя ТЛ-2 К 1 • Тяговый электродвигатель постоянного тока ТЛ-2 К 1 предназначен для преобразования электрической энергии, получаемой из контактной сети, в механическую в тяговом режиме, а в рекуперативном режиме для преобразования механической инерционной энергии электровоза в электрическую. • Вращающий момент с вала якоря электродвигателя передается на колесную пару через двустороннюю одноступенчатую цилиндрическую косозубую передачу. При такой передаче подшипники электродвигателя не получают добавочных нагрузок по аксиальному направлению. Подвешивание электродвигателя опорно-осевое. С одной стороны он опирается моторно-осевыми подшипниками на ось колесной пары электровоза, а с другой -- на раму тележки через шарнирную подвеску и резиновые шайбы.

Общий вид тягового электродвигателя ТЛ-2 К 1 1. - Специальная гайка с пружинной шайбой Общий вид тягового электродвигателя ТЛ-2 К 1 1. - Специальная гайка с пружинной шайбой 2. - Вал якоря 3. - Трубка для смазки якорных подшипников 4. - Крышка верхнего смотрового люка. 5. - Большой выхлопной кожух 6. - Малый выхлопной кожух 7. - Буксы 8. - Вкладыш моторно-осевого Подшипника 9. - Нижние смотровые люки

Технические данные электродвигателя ТЛ-2 К 1 Напряжение на зажимах двигателя - 1500 В. ═════════════════════ Технические данные электродвигателя ТЛ-2 К 1 Напряжение на зажимах двигателя - 1500 В. ═════════════════════ Ток часового режима - 480 А. ═════════════════════ Мощность часового режима - 670 к. Вт. ═════════════════════ Частота вращения часового режима – 790 об/мин ═════════════════════ Ток продолжительного режима - 410 А. ═════════════════════ Мощность продолжительного режима - 575 к. Вт ═════════════════════ Частота вращения продолжительного режима - 830 об/мин ═════════════════════ Система вентиляции независимая ═════════════════════ К. П. Д. В часовом режиме – 0, 931 ═════════════════════ Масса без шестерен - 5000 кг. ═════════════════════

Конструкция тягового электродвигателя ТЛ-2 К 1 Тяговый электродвигатель состоит из: 1. Подшипниковый щит. 2. Конструкция тягового электродвигателя ТЛ-2 К 1 Тяговый электродвигатель состоит из: 1. Подшипниковый щит. 2. Щеточный аппарат. 3. Остов. 4. Подшипниковый щит. 5. Кожух. 6. Якорь. 7. Крышка. 8. Букса. 9. Катушка и сердечник дополнительного полюса. 10. Катушка и сердечник дополнительного полюса. 11. Крышка. 12. Катушка и сердечник главного полюса. 13. Катушка и сердечник главного полюса. 14. Компенсационная обмотка. 15. Крышка. 16. Съемный кронштейн. 17. Предохранительный прилив. 18. Вентиляционный люк.

Принцип работы ТЛ-2 К 1 При прохождении тока по проводнику, расположенному в магнитном поле, Принцип работы ТЛ-2 К 1 При прохождении тока по проводнику, расположенному в магнитном поле, возникает сила электромагнитного взаимодействия, стремящаяся перемещать проводник в направлении, перпендикулярном проводнику и магнитным силовым линиям. Проводники обмотки якоря в определенном порядке присоединены к коллекторным пластинам. На внешней поверхности коллектора установлены щетки положительной (+) и отрицательной (-) полярностей, которые при включении двигателя соединяют коллектор с источником тока. Таким образом, через коллектор и щетки получает питание током обмотка якоря двигателя. Коллектор обеспечивает такое распределение тока в обмотке якоря, при котором ток в проводниках, находящийся в любое мгновение времени под полюсами одной полярности, имеет одно направление, а в проводниках, находящихся под полюсами другой полярности, - противоположное. Катушки возбуждения и обмотка якоря могут получать питание от разных источников тока, т. е тяговый двигатель будет иметь независимое возбуждение. Обмотка якоря и катушки возбуждения могут быть соединены параллельно и получать питание от одного и того же источника тока, т. е тяговый двигатель будет иметь параллельное возбуждение. Обмотка якоря и катушки возбуждения могут быть соединены последовательно и получать питание от одного источника тока, т. е тяговый двигатель будет иметь последовательное возбуждение. Сложным требованием эксплуатации наиболее полно удовлетворяют двигатели с последовательным возбуждением, поэтому их применяют на электровозах.

present5.com

Руководство по ремонту тяговых электродвигателей ТЛ-2К1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6    ..

 

 

 

Руководство по ремонту тяговых электродвигателей ТЛ-2К1

УТВЕРЖДЕНО распоряжением ОАО «РЖД» от «02» ноября 2009 г. №2229р

РУКОВОДСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ СОДЕРЖАНИЕ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 5 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 5 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 7 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 11 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 12 ОРГАНИЗАЦИЯ И ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 12 Система технического обслуживания и текущего ремонта 12 Организация технического обслуживания 14 Организация текущего ремонта 15 ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЁННОСТИ ДЕПО И ПТОЛ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТЭД 19 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ И ТЕКУЩИХ РЕМОНТАХ 21 Общие требования безопасности 21 Требования безопасности при техническом обслуживании и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 22 Требования безопасности при текущем ремонте ТР-3 23 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕМОНТУ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 26 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СВАРОЧНЫХ РАБОТ 29 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СУШКЕ И ПРОПИТКЕ ОБМОТОК ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 30 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 32 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 36 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 43 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 52 ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 55 Разборка тяговых двигателей 55 ефектация узлов тяговых двигателей 55 Ремонт остова и магнитной системы 57 Ремонт подшипниковых щитов, крышек подшипников, лабиринтных, уплотнительных и упорных колец 67 Ремонт траверсы, щёткодержателей, кронштейнов, изоляционных пальцев 71 Ремонт якоря 76 Ремонт букс моторно-осевых подшипников 87 борка и контрольные измерения тяговых двигателей 90 Испытания тяговых двигателей 92 Приложение А Таблица А.1 – Нормы допусков и износов тяговых двигателей электровозов 99 Приложение Б Таблица Б.1 – Нормы допусков и износов тяговых двигателей тепловозов 142 Приложение В Таблица В.1 – Основные технические характеристики тяговых двигателей электровозов 163 Приложение Г Таблица Г.1 – Основные технические характеристики тяговых двигателей тепловозов 165 Приложение Д Таблица Д.1 – Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей электровозов 166 Приложение Е Таблица Е.1 – Номинальные активные сопротивления обмоток тяговых двигателей тепловозов 167 Приложение Ж Таблица Ж.1 – Перечень деталей тяговых двигателей, подлежащих неразрушающему контролю 168 Приложение И Приёмка в ремонт и хранение тяговых двигателей 169 Приложение К Перечень нормативной и технологической документации 171 Приложение М Таблица М.1 - Перечень типового оборудования электромашинного отделения локомотивного депо 174 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящее руководство распространяется на техническое обслуживание и ре- монт тяговых двигателей электровозов и тепловозов и является основополагающим техническим документом при производстве технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей в локомотивных депо. Оно определяет порядок технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей, устанавливает виды и объём работ при каждом виде технического обслуживания и ремонта, а также объём испытаний тяговых двигателей после их ремонта. Ремонтные размеры деталей и узлов тяговых двигателей устанавливаются нормами допусков и износов, изложенными в приложениях руководства для каждо- го типа тягового двигателя и вида его ремонта. В приложениях руководства указаны также технические данные на рассматриваемые тяговые двигатели, номинальные величины активных сопротивлений обмоток, а также перечень деталей тяговых дви- гателей, подлежащих неразрушающему контролю.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 183-74 Машины электрические вращающиеся. Общие технические тре- бования. ГОСТ 12.2.007.1-75 ССБТ. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности. ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие техни- ческие условия. ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испы- таний. ГОСТ 6962-75 Транспорт электрифицированный с питанием от контактной се- ти. Ряд напряжений. ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Тер- мины и определения. ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения. ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воз- духу рабочей зоны. ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ. Электробезопасность. Термины и определения. ГОСТ 12.1.010-76 ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования. ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования. ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности. ГОСТ 12.3.003-86 ССБТ. Работы электросварочные. Требования безопасности. ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности. ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры. ГОСТ 20815-93 Механические вибрации некоторых видов машин высотой оси вращения 56 мм и более. ГОСТ Р 8.568-97 ГСИ Аттестация испытательного оборудования. Основные положения. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и опре- деления. ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные терми- ны и определения. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и оп- ределения. ОСТ 32.46-95 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. На- дежность. Термины и определения. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положе- ния и словарь. ОСТ 32.107-97 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Техническая диагностика. Термины и определения. ОСТ 32.109-97 Тяговый подвижной состав железнодорожного транспорта. Система технического обслуживания и ремонта. Термины и определения. ОСТ 32.120-96 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. ГОСТ 2016-86 Калибры резьбовые. Технические условия. ГОСТ 6456-82 Шкурка шлифовальная бумажная. Технические условия. ГОСТ 14068-79 Паста ВНИИНП-232. Технические условия.

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В настоящем руководстве использованы следующие термины по ГОСТ 1.1, ГОСТ 18322, ГОСТ 27.002, ГОСТ 16504, ГОСТ Р ИСО 9000, ОСТ 32.46, ОСТ 32.107, ОСТ 32.109 с соответствующими определениями: Техническое обслуживание: Комплекс операций или операция по под- держанию работоспособности или исправности изделия при использовании по на- значению, ожидании, хранении и транспортировании. (ГОСТ 18322-78, статья 1) ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или рабо- тоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных час- тей. (ГОСТ 18322-78, статья 2) текущий ремонт: Ремонт, выполняемый для обеспечения или восста- новления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей. (ГОСТ 18322-78, статья 38) система технического обслуживания и ремонта: Совокупность взаи- мосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и ис- полнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в эту систему (ГОСТ 18322-78, статья 3) плановый ремонт: Ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативной документации (ГОСТ 18322-78, статья 39 или ОСТ 32.109-97) неплановый ремонт: Ремонт, постановка объекта на который осущест- вляется без предварительного назначения (на предусмотренного нормативной доку- ментацией) (ГОСТ 18322-78,статья 40 или ОСТ 32.109-97) средний ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления исправно- сти и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объёме, установленном в нормативно-техничес- кой документации. (ГОСТ 18322-78, статья 37) капитальный ремонт: Ремонт, выполняемый для восстановления ис- правности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с за- меной или восстановлением любых его частей, включая базовые. (ГОСТ 18322-78, статья 36) работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, со- ответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (про- ектной) документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.3) неработоспособное состояние: Состояние объекта, при котором зна- чения хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять задан- ные функции, не соответствует требованиям нормативной документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.4) исправное состояние: Состояние объекта, при котором он соответст- вует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проект- ной) документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.1) неисправное состояние: Состояние объекта, при котором он не соот- ветствует хотя бы одному из требований нормативной документации. (ГОСТ 27.002-89, статья 2.2) ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или её возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние. (ГОСТ 27.002-89, статья 4.5) срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от нача- ла эксплуатации объекта или её возобновления после ремонта до перехода в пре- дельное состояние. (ГОСТ 27.002-89, статья 4.6) средство технического диагностирования: Аппаратура и программы, с помощью которых осуществляется диагностирование (контроль). (ОСТ 32.107-97) дефект: Каждое отдельное несоответствие объекта установленным тре- бованиям. (ОСТ 32.46-95) повреждение: Состояние, заключающееся в нарушении исправного со- стояния объекта при сохранении работоспособного состояния. (ОСТ 32.46-95) правило: Положение нормативного документа, описывающее дейст- вие, которое должно быть выполнено. (ГОСТ 1.1-2002, статья 6.1.2) контроль: Процедура оценивания соответствия путём наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или ка- либровкой. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.8.2) качество: Степень соответствия присущих характеристик требовани- ям.

(ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.1.1) эффективность: Связь между достигнутым результатом и использо- ванными ресурсами. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001, статья 3.2.15) неразрушающий контроль: Контроль, при котором поступление ин- формации о контролируемых параметрах происходит без нарушения пригодности объекта к применению. (ГОСТ 16504-81, п.110) испытания: Экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него, при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздейст- вий. (ГОСТ 16504-81, п.1) приёмо-сдаточные испытания: Контрольные испытания продукции при приёмочном контроле. (ГОСТ 16504-81, п.47) периодические испытания: Контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объёмах и в сроки, установленные нормативно- технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения её выпуска. (ГОСТ 16504-81, п.48) входной контроль: Контроль продукции поставщика, поступивший к потребителю или заказчику и предназначаемой для использования при изготовле- нии, ремонте или эксплуатации продукции. (ГОСТ 16504-81, п.100) ревизия: Комплекс операций или операция по определению состояния или положения детали, проводников, подвижных и неподвижных соединений, изо- ляции, смазки и т.п. в сборочных единицах или их положения на электровозе с при- менением соответствующих технологических средств. В ревизию могут входить операции по частичной разборке и сборке сборочной единицы, съемке крышек, люков, кожухов, операции по устранению незначитель- ных дефектов и повреждений, смене смазки и т.п. эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на который реали- зуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация включает в себя использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое об- служивание и ремонт. поверка: Установление органом государственной метрологической службы (или другим официально уполномоченным органом, организацией) пригод- ности средств измерений к применению на основании экспериментально опреде- ляемых метрологических характеристик и подтверждения их соответствия установ- ленным обязательным требованиям. Поверке подвергаются средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору.

4 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ ТПС – тяговый подвижной состав. ТЭД – тяговый электродвигатель. ТО – техническое обслуживание. ТО-2 – техническое обслуживание первого объёма. ТО-3 – техническое обслуживание второго объёма. ТР – текущий ремонт. ТР-1 – текущий ремонт первого объёма. ТР-2 – текущий ремонт второго объёма. ТР-3 – текущий ремонт третьего объёма. СР – средний ремонт. ПТОЛ – пункт технического обслуживания локомотивов. МОП – моторно-осевой подшипник. ЕСТД – единая система технологической документации

   

5 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Руководство разработано на основе согласованной открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») технической до- кументации на тяговые двигатели. Руководство является обязательным для работников, связанных с техниче- ским обслуживанием и ремонтом тяговых двигателей ТПС. Все разрабатываемые технологические инструкции и другие ремонтные документы должны полностью соответствовать настоящему руководству. Руководство устанавливает планово-предупредительную систему техниче- ского обслуживания (ТО) и ремонта тяговых двигателей ТПС. Руководство распространяется также на техническое обслуживание и ре- монт тяговых двигателей, вышедших из строя из-за повреждений при эксплуатации. Вид технического обслуживания и ремонта тяговых двигателей устанавливается в зависимости от их пробега от начала эксплуатации или предыдущего ремонта, а также характера повреждений узлов и деталей.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6    ..

 

 

 

 

 

 

zinref.ru

Тяговый электродвигатель тл-2к1

(Уставочные значения тягового электродвигателя ТЛ-2К1 сделаны на основе анализа замеров 123 электродвигателей).

Нейтраль:

итого <0,08

Индуктивность обмотки возбуждения, мГн:

min 1,2

max 1,3

номинальное 1,25

итого 1,25 ±4,1%

Сопротивление обмотки возбуждения, Ом:

min 0,02

max 0,04

номинальное 0,03

итого 0,03 ±15 %

Индуктивность якоря, мГн:

min 0,9

max 1,3

номинальное 1,1

итого 1,1 ±15%

          1. Электропневматические контакторы пк-41 - пк-46; пк-31 – пк-36; пк-21 – пк-26; пк-14 – пк-19

(Уставочные значения на электропневматические контакторы ПК сделаны на основе анализа замеров 8459 контакторов).

Время включения, с:

min 0,07

max 0,11

номинальное 0,08

итого 0,08 –12%; +30%

Время отключения, с:

min 0,09

max 0,17

номинальное 0,12

итого 0,12 -15%; +15%

Индуктивность дугогасительной катушки, мГн:

min 0,00065

max 0,0011

номинальное 0,0009

итого 0,0009 –30%; +30%

Переходное сопротивление силовых контактов, Ом:

итого <0,001

          1. Групповые переключатели пкг-6г и пкг-4б

(Уставочные значения на групповой переключатель ПКГ-6Г и ПКГ-4Б сделаны на основе анализа измерений 7256 переключателей).

Время включения, с:

min 0,6

max 0,1

номинальное 0,80

итого 0,8 ±15%

Время отключения, с:

min 0,3

max 0,5

номинальное 0,4

итого 0,4 ±15%

Индуктивность дугогасительной катушки, мГн:

min 0,0006

max 0,0012

номинальное 0,001

итого 0,001 -10%; +10%

Переходное сопротивление силовых контактов, Ом:

итого <0,001

Стандартные технические данные катушек:

Сопротивление удерживающей катушки, Ом:

min 153

max 187

номинальное 170

итого 170 ±10%

          1. Электромагнитные контакторы мк-310б-42 и мк-310б-37

(Уставочные значения на электромагнитный контактор МК-310Б-42 и МК-310Б-37 созданы на основе анализа измерений 2879 контакторов).

Время включения, с:

min 0,30

max 0,5

номинальное 0,40

итого 0,4±15%

Время отключения, с:

min 0,30

max 0,70

номинальное 0,50

итого 0,5 ± 20%

Индуктивность дугогасительной катушки, мГн:

min 0,35

max 0,60

номинальное 0,50

итого 0,5±20 %

Переходное сопротивление силовых контактов, Ом:

итого <0,06

Стандартные технические данные катушек:

Сопротивление дугогасительной катушки МК-310Б-37, Ом:

min 0,1674

max 0,2046

номинальное 0,186

итого 0,186 ± 6%

Сопротивление дугогасительной катушки МК-310Б-42, Ом:

min 0,0321

max 0,0359

номинальное 0,034

итого 0,034 ± 6%

Сопротивление включающей катушки, Ом:

min 54,9

max 67,1

номинальное 61

итого 61 ±10%

          1. Электромагнитные контакторы мкп-23е, мкп-23г и мкп-23д

(Уставочные значения на электромагнитный контактор МКП-23Е, МКП-23Г и МКП-23Д сделаны на основе анализа измерений 1714 контакторов)

Индуктивность включающей катушки МКП-23Г(Е), мГн:

min 5,0

max 7,0

номинальное 6,0

итого 6,0 ± 15%

Индуктивность включающей катушки МКП-23Д, мГн:

min 8,0

max 10,0

номинальное 9,0

итого 9,0 ± 11%

Индуктивность удерживающей катушки МКП-23Д, мГн:

min 5,0

max 7,0

номинальное 6,0

итого 6,0 ± 15%

Индуктивность удерживающей катушки МКП-23Г(Е), мГн:

min 8

max 10

номинальное 9

итого 9 ± 11%

Стандартные технические данные катушек:

Сопротивление удерживающей катушки контактора МКП-23Г(Е), Ом:

min 0,135

max 0,165

номинальное 0,15

итого 0,15 ±10%

Сопротивление включающей катушки контактора МКП-23Г(Е), Ом:

min 0,198

max 0,242

номинальное. 0,22

итого 0,22 ±10%

Сопротивление удерживающей катушки контактора МКП-23Д, Ом:

min 0,198

max 0,242

номинальное 0,22

итого 0,22 ±10%

Сопротивление включающей катушки контактора МКП-23Д, Ом:

min 0,135

max 0,165

номинальное 0,15

итого 0,15 ±10%

studfiles.net

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

  1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2 ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТЛ-2К1 ЭЛЕКТРОВОЗОВ ВЛ10, ВЛ11

    1. Сразу после постановки локомотива на позицию ТО-2, проверить нагрев крышек якорных подшипников всех тяговых электродвигателей.

Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов не должна превышать 80ºС. Повышенный нагрев крышек подшипниковых щитов более допустимой температуры указывает на возможные неисправности в подшипниковом узле.

При нагреве подшипниковых узлов выше допустимой температуры, двигатель с локомотива снять для определения причины нагрева и последующего его ремонта в электромашинном отделении.

    1. Проверить плотность прилегания к остову и исправность крышек коллекторных люков.

Между крышками люков и остовом не должно быть видимых просветов. Поврежденные уплотнения на крышках, а также неисправные запорные устройства заменить или отремонтировать.

    1. Открыть нижние смотровые коллекторные люки.

    2. Осмотреть в доступных местах коллектор, изоляционный конус, щёткодержатели, кронштейны щёткодержателей и их пальцы, кабельный монтаж, траверсу, стеклобандаж и покровную изоляцию полюсных катушек.

      1. Коллектор должен иметь полированную блестящую поверхность (политуру) светло-коричневого цвета, чередующуюся с тёмно-коричневыми оттенками без царапин, рисок, вмятин и подгаров от перебросов электрической дуги на рабочей поверхности.

Грязь и следы смазки удалить с коллектора салфеткой, смоченной в техническом спирте или нефрасе. При наличии значительного количества смазки в остове, тяговый двигатель перевести в ТР-3.

Небольшие царапины, выбоины, следы переброса электрической дуги на рабочей поверхности коллектора устранить шлифовкой брусками или мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Шлифовку коллектора выполнять с прокручиванием якоря от постороннего источника питания при вывешенной колесной паре.

При необходимости, восстановить изношенные фаски коллектора, величина которых должна быть 0,2 мм под углом 45º. Очистить межламельные промежутки коллектора от угольной пыли.

Коллектор, имеющий затягивание меди в межламельное пространство, очистить неметаллической (капроновой) щёткой с повторением операции 2-3 раза с последующей продувкой сухим сжатым воздухом.

      1. Щёткодержатели и их кронштейны, имеющие следы оплавления, трещины, заменить.

Замене подлежат щёткодержатели, имеющие поврежденный нажимной меха-

низм.

Изоляторы кронштейнов не должны иметь повреждений изоляционной поверхности более 20 % длины возможного перекрытия электрической дугой. При повреждении более 20 %, изоляторы очистить салфеткой, смоченной в техническом спирте или нефрасе, и покрыть электроизоляционной эмалью холодной сушки.

Щётки, изношенные по высоте более допустимого предела (Приложение А, п.57), имеющие сколы более 10 % контактной поверхности, трещины, ослабление заделки или обрыв жил шунтов более 15 % общего сечения, заменить. При установке щёток произвести притирку их рабочей поверхности к поверхности коллектора. Для выполнения операции необходимо проложить между притираемыми щётками и коллектором стеклянное полотно шероховатой поверхностью к щёткам.

Притирку производить путем протягивания бумаги вперед и назад, прижимая её к коллектору, до придания рабочей поверхности щёток формы коллектора. Притирку производить при естественном давлении пружин щёткодержателя, нажим на щетку рукой не допускается.

После замены щётки, измерить и при необходимости отрегулировать нажатие нажимных пальцев на щётку, которое должно соответствовать величине приведенной в Приложении А, п.56.

      1. Проверить крепление кабельных наконечников покачиванием их рукой. При необходимости произвести подтяжку болтов крепления кабельных наконечников.

      2. Проверить крепление траверсы и исправность разжимных и стопорных устройств.

    1. При наличии записи локомотивной бригады об отклонениях в работе тяговых двигателей в журнале технического состояния локомотива, произвести осмотр двигателей через верхние и нижние смотровые люки с проворотом траверсы (при её наличии).

При этом:

    1. проверить состояние всех щёткодержателей, кронштейнов, изоляционных пальцев, щёток;

    2. измерить расстояние от корпуса щёткодержателя до рабочей поверхности коллектора и зазор между петушками коллектора и корпусом щеткодержателя.

    3. измерить сопротивление изоляции обмоток тяговых двигателей. При сопротивлении изоляции менее 1,5 МОм произвести сушку изоляции обмоток ТЭД. Если сопротивление изоляции не восстановилось, то тяговый двигатель перевести в ТР-3;

    4. поврежденным узлам произвести ремонт, отрегулировать расстояния и зазоры.

  1. Проверить остукиванием головок болтов молотком крепление главных и добавочных полюсов в нижней части остова, букс моторно-осевых подшипников, подшипниковых щитов, их крышек.

Ослабление полюсных болтов в верхней части остова определять по выкрашиванию компаундной массы.

Ослабленные болты подтянуть, болты с сорванной резьбой и забитыми гранями на головках заменить. Залить компаундной массой головки болтов согласно требованиям чертежа.

  1. На электровозах серии ЧС проверить люфт карданной передачи и отсутствие течи смазки из полости якоря.

  2. Проверить наличие маслёнок (пробок) и надёжность их крепления на трубках для добавления смазки в якорные подшипники. Проверить состояние самих трубок.

  3. Проверить уровень смазки в заправочных камерах моторно-осевых подшипников. При необходимости добавить смазку до уровня. В зимнее время слить конденсат из букс моторно-осевых подшипников.

  4. В случае повышенного нагрева тяговых двигателей, измерить количество охлаждающего воздуха.

При уменьшении количества охлаждающего воздуха, установленного для данного типа двигателей, на 10% и более произвести регулировку шиберов.

  1. Осмотреть состояние патрубков для подвода и выброса охлаждающего воздуха.

Патрубки с разрывами, потёртостями и следами замасливания заменить, при нарушении их крепления на горловинах остова и кузова восстановить крепление.

  1. Закрыть коллекторные люки, убедиться в плотности прилегания крышек к остову и проверить исправность запирающих устройств.

  2. В зимнее время проверить наличие и состояние съёмных металлических козырьков и заглушек на отверстиях выхода охлаждающего воздуха из остова.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7   ..

 

 

 

 

zinref.ru

Подшипниковые щиты

В щитах установлены шариковые или роликовые подшипники — надежные и не требующие большого ухода. Со стороны коллектора стоит упорный подшипник; его наружное кольцо упирается в прилив подшипникового щита. Со стороны тяговой передачи установлен свободный подшипник, который позволяет валу якоря удлиняться при нагреве. Для подшипников применяют густую консистентную смазку. Чтобы смазка при работе двигателей не выбрасывалась из смазочных камер, предусмотрено гидравлическое (лабиринтное) уплотнение. Вязкая смазка, попав в небольшой зазор между канавками-лабич рингами, проточенными в щите, и втулкой, насаженной на вал, под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам лабиринта, где самой смазкой создаются гидравлические перегородки. Подшипниковые щиты крепят к обеим сторонам остова.

Щеточный аппарат

Для соединения коллектора двигателя с силовой цепью вагона используют электрографитные щетки марки ЭГ-2А, которые обладают хорошими коммутирующими свойствами, высокой механической прочностью и способны выдерживать большие перегрузки. Щетки представляют собой прямоугольные призмы размером 16 х 32 х 40 мм. Рабочую поверхность щеток пришлифовывают к коллектору для обеспечения надежного контакта. Щетки устанавливают в обоймы, называемые щеткодержателями, и соединяют с ними гибкими медными шунтами: в каждом щеткодержателе по две щетки, число щеткодержателей — четыре. Нажим на щетку осуществляется пружиной, упирающейся одним концом через палец в щетку, другим — в щеткодержатель. Нажатие на щетку должно быть отрегулировано в строго определенных пределах, так как чрезмерный нажим вызывает быстрый износ щетки и нагрев коллектора, а недостаточный не обеспечивает надежного контакта между щеткой и коллектором, вследствие чего возникает искрение под щеткой. Нажатие не должно превышать 25Н (2,5 кгс) и быть менее 15Н (1,5 кгс). Щеткодержатель укрепляют на кронштейне и с помощью двух шпилек, запрессованных в кронштейн, крепят непосредственно к подшипниковому щиту. Кронштейн от щеткодержателя и подшипникового шита изолируют фарфоровыми изоляторами. Для осмотра коллектора и щеткодержателей в остове двигателя имеются люки с крышками, обеспечивающими достаточную защиту от проникновения воды и грязи.

Вентилятор

В процессе работы необходимо охлаждать двигатель, так как с повышением температуры его обмоток снижается мощность двигателя. Вентилятор состоит из стальной втулки и силуминовой крыльчатки, скрепленных восемью заклепками. Лопатки крыльчатки расположены радиально для выброса воздуха в одном направлении. Вентилятор вращается вместе с якорем двигателя, создавая в нем разрежение. Потоки воздуха засасываются внутрь двигателя через отверстия со стороны коллектора. Часть воздушного потока омывает якорь, главные и добавочные полюса, другая проходит внутри коллектора и якоря по вентиляционным каналам. Воздух выталкивается наружу со стороны вентилятора через люк остова.

1.2 Принцип работы тягового электродвигателя тл-2к

При прохождении тока по проводнику, расположенному в магнитном поле, возникает сила электромагнитного взаимодействия, стремящаяся перемещать проводник в направлении, перпендикулярном проводнику и магнитным силовым линиям. Проводники обмотки якоря в определенном порядке присоединены к коллекторным пластинам. На внешней поверхности коллектора установлены щетки положительной (+) и отрицательной (-) полярностей, которые при включении двигателя соединяют коллектор с источником тока. Таким образом, через коллектор и щетки получает питание током обмотка якоря двигателя. Коллектор обеспечивает такое распределение тока в обмотке якоря, при котором ток в проводниках, находящийся в любое мгновение времени под полюсами одной полярности, имеет одно направление, а в проводниках, находящихся под полюсами другой полярности - противоположное.

Катушки возбуждения и обмотка якоря могут получать питание от разных источников тока, т. е тяговый двигатель будет иметь независимое возбуждение. Обмотка якоря и катушки возбуждения могут быть соединены параллельно и получать питание от одного и того же источника тока, т.е тяговый двигатель будет иметь параллельное возбуждение. Обмотка якоря и катушки возбуждения могут быть соединены последовательно и получать питание от одного источника тока, т.е тяговый двигатель будет иметь последовательное возбуждение. Сложным требованием эксплуатации наиболее полно удовлетворяют двигатели с последовательным возбуждением, поэтому их применяют на электровозах.

studfiles.net