Тяговый электродвигатель ДТК-800КЭ. Траверса тягового двигателя


Конструкция тягового электродвигателя НБ-418К6 — КиберПедия

ТЭД – это электрическая машина преобразующая электрическую энергию в механическую.

ТЭД состоит из 2-х основных частей:

− неподвижного остова;

− вращающегося якоря.

На остове закреплено 6 главных полюсов и 6 дополнительных, два подшипниковых щита и щеточный аппарат.

Якорь вращается в роликовых цилиндрических подшипниках которые установлены в подшипниковых щитах. Якорь имеет вал сердечник, коллектор, и обмотку по которой течет ток якоря Iя.

Обмотки главных полюсов соединены между собой последовательно внутри машины, вывода К - КК выведены наружу и закреплены в коробке выводов. Катушки доп. полюсов соединены между собой последовательно, а также последовательно соединяется с компенсационной обмоткой, а через щетки с обмоткой якоря внутри машины, концы обмотки Я-ЯЯ выведены в коробку выводов..

Последовательное соединение указанных обмоток позволяет компенсировать причины возникновения коммутации которые зависят от величины тока якоря. При увеличение тока якоря увеличивается риск переброса по коллектору или кругового огня.

Данная конструкция позволяет подключать к ним устройства осуществляющие реверсирование ТЭД, электрическое торможение, а также резисторы ослабления поля. Все ТЭД выполняют с принудительной вентиляцией, что увеличивает их мощность.

Остов ТЭД стальной, литой, неразъёмный, имеет цилиндрическую форму. Является одновременно магнитопроводом и корпусом, к которому крепятся все остальные детали и узлы ТЭД. Часть остова, которая является магнитопроводом утолщена. Со стороны коллектора остов имеет 2 отверстия под смотровые лючки, один в верхней части остова, другой в нижней части. Предназначены они для осмотра состояния коллектора и щёточного аппарата.

1 - расточки под МОП 2 - верхний смотровой люк 3 - подшипниковый щит 4 - воздухоподводящая горловина 5 - клемная коробка 6 – кронштейны 7 - фланцы крепления шапок МОП 1 - кронштейны 2 - выпускной патрубок 3 - нижний смотровой люк  

Люка закрыты крышками с войлочными уплотнительными прокладками. На остове с наружной стороны предусмотрены приливы для:

− крепления букс МОП;

− крепления кожухов зубчатой передачи;

− крепления кронштейна маятниковой подвески;

− для кантования, одновременно является предохранительными приливами.

На наружной стороне остова расположена коробка выводов. Внутреннюю поверхность остова растачивают по диаметру 910мм под установку главных и дополнительных полюсов, которые крепятся к остову тремя болтами М30 – ГП и М20 – ДП. На торцовой стороне остова со стороны коллектора установлены устройства стопорения, фиксации и поворота траверсы.

С торцов остов имеет горловины с привалочными поверхностями для установки подшипниковых щитов.

 

Подшипниковые щиты предназначены для установки радиальных подшипников с цилиндрическими роликами, в которых вращается якорь. Щит запрессован с натягом 0,07-0,15мм и прикреплен к остову ТЭД двенадцатью болтами. Внутренняя поверхность щитов имеет плавную конфигурацию для направления потока охлаждающего воздуха. Щит со стороны противоположной коллектору имеет люк для выхода охлаждающего воздуха из двигателя. Данный люк закрыт стеклопластиковым кожухом в виде раструба.

1 – трубка для смазки; 2 – подшипниковый щит; 3 – подшипник; 4 – лабиринтовое уплотнение

 

Наружное кольцо подшипника с одной стороны упирается в бурт подшипникового щита, а с другой стороны прижимается крышкой, которая крепится к щиту шестью болтами. Под крышками подшипники расположены в специальных камерах, образованные рабочим профилем щита и крышкой. Предусмотрены лабиринтные кольца и уплотнения исключающие вытекание смазки и попадания в подшипниковую камеру жидкой смазки из кожуха зубчатой передачи. Смазку в специальную камеру, в количестве 830 грамм, заправляют через специальные трубки ввёрнутые в отверстие сообщающейся с подшипниковой камерой.

Внутреннее кольцо подшипника напрессовывается в горячем состоянии с натягом 0,035‑0,065мм на вал якоря.

Главные полюса ТЭД предназначены для создания основного магнитного потока.

Состоит из сердечника, катушки и компенсационной обмотки.

Сердечник выполнен шихтованным из электротехнической стали толщиной 0,5мм. Для сборки сердечников используют 5 заклёпок диаметром 16мм и 2 заклёпки диаметром 10мм, которые после сборки по торцам развальцовываются прессом. Для крепления полюсов, к остову в сердечник запрессован стальной прямоугольный стержень с тремя резьбовыми отверстиями М30. Со стороны якоря в сердечнике вырублено 6 пазов для укладки компенсационной обмотки.

Катушка полюса имеет 11 витков шинной меди сечением 4:65мм. Имеет 2 вида изоляции: межвитковую (асбестовая бумага 0,3мм в 2 слоя) и корпусную изоляцию (стекломикалента 5 слоёв и стеклолента 1 слой). К концевым виткам катушки припаяны вывода. Для лучшего прилегания катушек к внутренней поверхности остова их формируют в специальных приспособлениях для придачи им формы внутренней поверхности остова. В лобовые части катушек, для плотного крепления на сердечник устанавливают уплотнительные клинья из пластмассы. Для более надёжного крепления катушек полюсов между катушками и остовом устанавливается прокладка являющаяся одновременно бандажом для лобовых частей катушек.

Компенсационная обмотка обеспечивает равномерное распределение магнитной индукции под всем краем полюса. Состоит из шести отдельных катушек по 6 витков, каждая намотана из шинной меди сечением 4,4×35мм в форме спирали и в каждый паз укладывается по 2 проводника. Так же имеет 2 слоя изоляции: межвитковая и корпусная. После укладки катушек, пазы закрывают клиньями из текстолита.

Дополнительные полюса предназначены для создания дополнительного магнитного потока с целью улучшения коммутации ТЭД.

Состоит из сердечника, катушки и прижимного фланца.

Сердечник шихтованный, набран из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм стянутых двумя заклёпками диаметром 8мм. Сердечник набирают на стальной стержень прямоугольной формы с тремя резьбовыми отверстиями для крепления к остову болтами М20. Между сердечником и остовом установлены 2 прокладки: диамагнитная (гетенакс 7мм) и стальная (2мм) которая предохраняет первую при затяжке болтов.

Катушка ДП имеет 8 витков меди 12,5*12,5 квадратного сечения, имеет 2 вида изоляции: межвитковую (асбестовая бумага 0,2мм в 2 слоя) и корпусную (микалента 5 слоёв). Для прижатия катушки к остову на сердечнике крепится прижимной фланец, выполненый из стали толщиной 1,5мм. К концевым виткам припаяны вывода, которые выведены в коробку выводов, где они укреплены на опорных изоляторах (пальцы из прессмассы). Коробка закрыта стеклопластиковой крышкой с резиновым уплотнением.

Якорь состоит из вала, втулки якоря, сердечников, коллектора, якорной и уравнительной обмоток.

Вал якоря выполнен из легированной стали с присадками хром никеля и последующей термической обработкой. Имеет определённый рабочий профиль, а так же плавные переходы от одного диаметра к другому (галтели). Концы вала заканчиваются конусами для посадки шестерни, а в торцах имеется внутренняя резьба М60 для установки спец гаек. На конусных поверхностях вала предусмотрены специальные канавки предназначенные для съёма шестерни гидравлическим способом и шпоночный паз для установки муфт при испытании на стенде.

На вал напрессовывается (без шпонки) втулка якоря с натягом 0,13-0,19мм. Такая конструкция вала обеспечивает возможность его замены без полной разборки якоря.

Втулка якоря коробчатого сечения, стальная, литая, по наружному диаметру обработана под посадку задней нажимной шайбы, сердечника якоря коллектора по внутреннему диаметру под посадку на вал. Передняя нажимная шайба объединена со втулкой коллектора.

Сердечник шихтованный, набран из листов электротехнической стали толщиной 0,5мм. Крайние листы (пластины) толщиной 1мм, листы соединены попарно контактной точечной сваркой. На втулку насаживаются в холодном состоянии прессовой насадкой и ориентируются по направляющей шпонке, размеры которой обеспечивают правильность фиксации листов с тем, чтобы совпадали пазы и зубья. Сердечник якоря после запрессовки с одной стороны закреплён задней нажимной шайбой с другой стороны корпусом коллектора. В сердечнике имеется 87 пазов открытой формы для укладки обмотки якоря и 44 отверстия диаметром 30мм расположенные в 2 ряда предназначенные для прохода вентилирующего воздуха.

Задняя нажимная шайба отлита из стали и представляет собой 2 кольца соединённых рёбрами жёсткости. Внутреннее кольцо является втулкой для посадки на втулку якоря, а наружное кольцо упором для сердечника и держателем обмотки якоря. Для защиты лобовых частей обмотки якоря, на шайбе имеется защитный фланец. Нажимная шайба напрессовывается на втулку якоря в горячем состоянии при температуре 180-200 ºС.

Коллектор состоит из комплекта коллекторных и изоляционных пластин и двух изоляционных манжет и изоляционного цилиндра, крепящих болтов с уплотнительными шайбами, втулки коллектора и нажимного конуса.

Коллектор напрессован на втулку якоря с натягом от 0,055-0,125мм. Коллектор набран из 348 пластин которые изолированы между собой шихтованными прокладками толщиной 1,4мм. От втулки коллектора и нажимного конуса пластины изолированы шихтованными манжетами и цилиндром толщиной 1мм. Кольцо собранное из коллекторных пластин и прокладок устанавливают на втулку коллектора из коллекторных пластин и прокладок устанавливают на втулку коллектора и зажима между конусом и втулкой шестнадцатью болтами. Под головки болтов установлены специальные уплотнительные шайбы из отожёной меди толщиной 2мм. Коллекторные пластины выполнены из меди с присадкой серебра ПКМС. Петушки изготавливают из меди ПКМ и припаиваются к концам пластины. В петушках сделаны шлицы для впайки концов обмотки якоря. Для уменьшения массы пластин, сделано отверстие диаметром 30мм.

Обмотка якоря простая петлевая с уравнителями первого рода, расположенными на стороне коллектора под катушками якоря. Она состоит из 87 якорных катушек и 58 уравнительных катушек. Подсоединение уравнителей к коллектору выполнено с шагом 1/117. Шаг якорных катушек по пазам 1:15, по коллектору 1:2. Обмотка якоря в пазах сердечников закреплена стеклопластиковыми клиньями, толщиной 5мм, а лобовые части обмотки со стороны остова закреплены стекло бандажом. Катушка якоря состоит из четырёх проводников сечением 3,55×7,1. При входе в петушки коллектора, проводники повёрнуты на 90º и расплющены по толщине. Как обмотка якоря, так и уравнители имеют изоляцию: якорная обмотка – корпусная 4 слоя слюдинитовой ленты и 1 слой фторопласта, 1 слой стеклоленты. Уравнители изолированы одним слоем стеклоленты.

Щеточное устройство состоит из траверсы, шести кронштейнов с изоляционными пальцами и шести щёткодержателей.

Траверса ТЭД – стальная, литая, выполнена в виде разрезанного кольца. По наружному ободу траверса имеет зубья входящие в зацепление с зубьями шестерни поворотного механизма. В остове она закреплена фиксатором установленного против верхнего смотрового лючка, двумя стопорными устройствами (один сбоку, второй снизу) и специальным разжимным устройством.

Разжимное устройство расположено напротив нижнего коллекторного люка. Оно позволяет обеспечить зазор в месте разреза кольца не менее 4-7мм в рабочем положении и не более 2мм когда требуется поворот траверсы. Состоит из двух шарниров и шпильки. Один шарнир имеет правую резьбу, другой левую. В шарниры вкручена шпилька, имеющая шестигранник для вращения её ключом. При помощи разжимного устройства траверса крепится в проточки подшипникового щита.

Поворотный механизм состоит из шестерни с валиком закреплённым в остове ТЭД. Валик имеет квадратный хвостовик под ключ. Проворачивать траверсу разрешается только до места, где она имеет разрез. Для установки траверсы на нейтраль, предусмотрена накладка с пазом для входа фиксатора крепления.

Кронштейн щёткодержателя разъёмный, состоит из корпуса и накладки которые при помощи болта закреплены на изоляционных пальцах установленных на траверсе. Со стороны щёточного аппарата кронштейн имеет гребёнку.

Изоляционные пальцы представляют собой шпильки опрессованные пластмассой, к траверсе крепятся корончатыми гайками.

Щёткодержатели крепятся к кронштейну через шпильку гайкой с пружинной шайбой. На поверхностях кронштейна и щёткодержателя имеется гребёнка которая позволяет выбрать и зафиксировать определённое положение щёткодержателя по высоте относительно рабочей поверхности коллектора и его износа. Щёткодержатель состоит из корпуса имеющего 3 окна для щёток и 3 окна для установки нажимных пальцев. Корпус и пальцы отлиты из латуни. Нажатие на пальцы создают 3 цилиндрические пружины прикреплённые одним концом оси, вставленные в отверстие корпуса. Другим концом к оси нажимных пальцев с помощью винта, который одновременно служит для регулирования нажатия по мере износа щёток. Щетки ЭГ‑31А разрезные, соединены между собой медными шунтами. Шунты крепятся к корпусу щёткодержателя. Ток проходит следующим путём: коробка выводов, токоведущие шины в траверсе, корпус кронштейна, корпус щёткодержателя.

 

cyberpedia.su

Остов тягового двигателя — Мегаобучалка

НАЗНАЧЕНИЕ: является корпусом двигателя и одновременно магнитопроводом.

 

УСТРОЙСТВО: остов литой конструкции, круглый, изготовлен из электротехнической стали, средняя часть утолщена. На остове расположено 12 рядов из 3-х отверстий для болтов крепления полюсов. С боков у остова полукруглые приливы для установки и крепления моторно-осевых подшипников, а с противоположной стороны – прилив для крепления кронштейна маятниковой подвески. В верхней части остова расположен прилив для клеммной коробки, в которой смонтированы выводы обмоток, закрытые крышкой с уплотнением. По торцам остова находятся круглые расточки для подшипниковых щитов, которые по периметру имеют отверстия: резьбовые для болтов крепления щитов, два отверстия 1 для стопорных болтов и отверстие 2 для фиксаторного болта которыми крепится траверса. В верхней части находится валик с шестерней 3 для поворота зубчатой траверсы. Со стороны коллектора находятся два смотровых люка закрытых крышками с войлочными уплотнениями. Верхняя крышка снабжена пружинным замком и легко снимается. Вверху остова, со стороны коллектора расположен прямоугольный прилив для крепления воздуховода, подходящего от кузова, а с другой стороны прилив для кожуха, через который выбрасывается воздух после охлаждения ТЭД. На остове имеются кронштейны с отверстиями для крепления кожухов зубчатой передачи и для транспортировки и крепления предохранительной планки от падения на путь. В нижней части остова есть два сливных отверстия диаметром 20 мм.

 

Подшипниковые щиты

НАЗНАЧЕНИЕ: служат для установки подшипников, в которых вращается вал якоря.

 

УСТРОЙСТВО: щиты литые, с внутренней стороны снабжены ребрами жесткости. По наружной окружности имеют обточки для установки с натягом в остов и ряд отверстий для болтов крепления, а также три резьбовых отверстия для выпрессовки щита из остова.

Средняя часть щитов уширена, имеет лабиринтные уплотнения с кольцами 4 и 6, которые напрессованы на вал якоря. В средней части имеется расточка для установки в ней наружной обоймы якорного роликового однорядного подшипника, а по окружности отверстия для болтов. В щитах имеются каналы с трубками, для добавления смазки.

В нижней части, под подшипником имеется камера Г, закрытая крышкой 3, она сообщается каналом Б с полостью подшипника В для стекания отработанной смазки, которая удаляется при ремонте. Смазка ЖРО или «Буксол», заполняется на 2/3 объема камеры. В подшипниковом щите со стороны коллектора (а), в верхней части находятся два овальных отверстия закрытых крышками для демонтажа и монтажа изолированных пальцев щеткодержателей. В щите с другой стороны (б), вверху находятся два отверстия закрытых кожухом для выброса воздуха под кузов после охлаждения ТЭД. В обеих щитах сделаны резьбовые отверстия под кронштейны нижней половины кожуха.

 

Главный полюс

НАЗНАЧЕНИЕ: служит для создания основного магнитного потока, который пересекает обмотку якоря и сердечник.

УСТРОЙСТВО: электромагнит состоит из сердечника и катушки.

Сердечник 3 выполнен шихтованным и набран из отдельных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм, крайние листы сердечника утолщены. В листах сердечника имеется квадратное отверстие 45 Х 45 мм, семь круглых отверстий для шпилек и с внутренней стороны шесть наклонных вырезов 13 Х 44 мм. Сердечник набирается на шпильках, в среднее квадратное отверстие запрессовывается квадратный стержень с тремя резьбовыми отверстиями М30. После сборки сердечника, концы шпилек расклепываются, а вырезы листов образуют шесть наклонных пазов для укладки активных сторон компенсационной обмотки.

Катушка 1 состоит из 11 витков шинной меди 4 Х 65 мм, намотана на узкое ребро (плашмя) и изогнута по радиусу остова. Имеет межвитковую, корпусную и покровную (защитную) изоляцию. Катушка надевается на сердечник, между сердечником и катушкой укладывается предохранительный фланец 4, который не допускает повреждение изоляции, также укладывается уплотняющий клин 2, который не допускает ослабление катушки на сердечнике.

Сердечник крепится к остову 3-я болтами М30. Головки крепительных болтов заливаются гудроном, чтобы не попадала влага в сердечник полюса.

Катушки главных полюсов соединяются последовательно внутри остова, со стороны коллектора. При этом полярность главных полюсов чередуется, образуя обмотку возбуждения, концы которой выведены на клеммную коробку и обозначены буквами «К» - начало и «КК» - конец.

 

 

Дополнительный полюс

 

НАЗНАЧЕНИЕ: служит для устранения вредных последствий реакции якоря и улучшения коммутации.

УСТРОЙСТВО: электромагнит состоит из сердечника и катушки

Сердечник выполнен шихтованным, из листов стали толщиной 0,5 мм. В листах сердечника выполнены прямоугольные отверстия для стержня прямоугольной формы, в котором сделаны 3-и резьбовых отверстия с резьбой М20. Полукруглые боковины сердечника утолщены. Сердечник набирается на шпильки, концы которых расклепываются. Боковины с каждой стороны крепятся к сердечнику винтом. Снизу к сердечнику приклепываются уголки из силумина, которые удерживают катушку.

Катушка состоит из 8-и витков и выполнена из меди квадратного сечения 12,5 Х 12,5 мм. Имеет межвитковую, корпусную и покровную изоляцию и пропитывается лаком. Катушка надевается на сердечник с прокладкой из листового железа.

Дополнительный полюс крепится к остову 3-я болтами, между сердечником и остовом установлена немагнитная прокладка из гетинакса толщиной 7 мм и стальная прокладка толщиной 2 мм,

для защиты от смятия гетинаксовой прокладки, которая увеличивает сопротивление для дополнительного магнитного потока и обеспечивает прямо пропорциональное изменение потока при изменении тока якоря (не допускает насыщение сердечника полюса при рабочих значениях тока якоря – до 1500 А).

 

megaobuchalka.ru

Тяговый электродвигатель ДТК-800КЭ | Base-Road.Ru

Тяговый электродвигатель постоянного тока ДТК-800КЭ предназначен для приведения во вращение колесных пар нового пассажирского электровоза ЭП2К в режиме тяги и создания тормозного момента в режиме электрического торможения. Тяговый электродвигатель используется в составе механического привода третьего класса с односторонней передачей момента на тяговый редуктор с шестерней, установленной на его валу, и имеет опорно-рамное подвешивание.

Технические характеристики тягового электродвигателя ДТК-800КЭ

Наименование параметра часовой продолжительный Мощность, кВт 825 735 Напряжение на коллекторе, В 3000/2 3000/2 Ток якоря, А 585 520 Частота вращения якоря, об/мин 975 1000 Частота вращения якоря наибольшая, об/мин 1780 1780 КПД, % 94.2 94.5 Степень возбуждения, % 100 100 Напряжение изоляции относительно корпуса, В 4000 4000 Масса, кг 3850 3850
Тяговый электродвигатель представляет собой шестиполюсную компенсированную электрическую машину постоянного тока с последовательным возбуждением и независимой принудительной системой вентиляции. Охлаждающий воздух поступает в тяговый электродвигатель со стороны коллектора и выходит из тягового электродвигателя со стороны, противоположной коллектору, через щелевые отверстия подшипникового щита. Спроектирован электродвигатель для работы на пульсирующем токе от выпрямительной установки с включением последовательно индуктивного сглаживающего реактора.

Тяговый электродвигатель состоит из подшипниковых щитов 12 и 28, траверсы 16, остова 21, обмотки якоря 27, сердечника 35. К остову тягового электродвигателя крепится кожух тягового редуктора.

Остов двигателя имеет сварную конструкцию сложной формы, служит в первую очередь для проведения магнитного потока главных и добавочных полюсов. Остов обладает достаточной механической прочностью и большой магнитной проницаемостью. К остову крепятся шесть главных полюсов 22, шесть добавочных полюсов 20. Подшипниковые щиты 12, 28 служат для размещения роликовых подшипников 10 и 31, в которых вращается якорь. Со стороны коллекторной камеры в остове имеется вентиляционный люк, через который входит охлаждающий воздух, и два коллекторных люка для осмотра и обслуживания коллектора и щеточного аппарата. Коллекторные люки закрываются крышками, на которых для лучшего уплотнения предусмотрены резиновые прокладки. С торцов остов имеет горловины для установки подшипниковых щитов. С наружной стороны остова предусмотрены приливы для крепления цапфы привода и электродвигателя к раме тележки, прилив для коробки выводов, рымы для транспортировки и кантования остова и электродвигателя. В нижней части остова имеются отверстия диаметром 20 мм для слива конденсата.

Диаметр остова определяется пространством, необходимым для размещения якоря, главных и добавочных полюсов, а также их обмоток.

Главные полюсы, предназначенные для создания основного магнитного потока, состоят из сердечника и обмоток, которые выполняются в виде полюсных катушек, надетых на сердечники главных полюсов. Сердечники крепятся к остову четырьмя болтами М20, добавочные полюсы — соответственно двумя болтами М16. Для предохранения от самоотвинчивания под головки болтов установлены пружинные шайбы.

Разрез тягового электродвигателя ДТК-800КЭ: 1 — вал; 2 — втулка якоря; 3 — уравнительные соединения; 4 — втулка коллектора; 5, 32 — уплотнительное кольцо; 6, 33 — лабиринтное уплотнение; 7 — нажимная шайба; 8, 29 — наружное кольцо подшипника; 9 — упорное кольцо; 10, 31 — подшипник; 11 — нажимной конус; 12 — малый подшипниковый щит; 13 — изоляция коллектора; 14 — коллектор; 15 — изолятор щеткодержателя; 16 — траверса; 17 — поворотное устройство траверсы; 18 — щеткодержатель; 19 — обмотка катушки добавочного полюса; 20 — сердечник добавочного полюса; 21 — корпус; 22 — сердечник главного полюса; 23 — стержень; 24 — изоляционная прокладка; 25 — обмотка катушки главного полюса; 26 — компенсационная обмотка; 27 — обмотка якоря; 28 — большой подшипниковый щит; 30 — лабиринтное кольцо; 34 — задняя нажимная шайба; 35 — сердечник якоря; 36 — передняя нажимная шайба.

Со стороны, обращенной к якорю, сердечник заканчивается полюсным наконечником, который обеспечивает требуемое распределение магнитного потока на поверхности якоря. Наконечники главных полюсов имеют очертание, обеспечивающее неравномерный воздушный зазор: минимальный под серединой полюса и увеличивающийся к его краям для улучшения распределения индукции в воздушном зазоре электродвигателя, а в конечном счете, распределения межламельного напряжения, величины и места его максимального значения.

Главный полюс состоит из катушки 25 и сердечника 22. Для снижения потерь в стали, вызываемых малыми колебаниями магнитного поля вследствие наличия пазов в якоре, сердечник главного полюса выполнен шихтованным из электротехнической стали марки 2212 толщиной 0,5 мм. При сборке полюс прессуется с удельным давлением около 200 кН/м2 и стягивается пропущенными через сердечник специальными заклепками с нажимными щеками. Поперечное сечение заклепок, распределенных в полюсе по возможности равномерно, должно рассчитываться таким образом, чтобы они могли воспринимать упругую реакцию сжатого полюса. В качестве нажимных щек, в которых размещаются головки заклепок, применяют отожженные стальные листы толщиной от 8 мм.

Поверхность прилегания полюса к станине имеет дуговую форму, получаемую при штамповке. Радиус дуги полюса несколько больше радиуса станины, в результате чего полюс устойчиво прилегает к станине.

Для крепления полюса к остову в сердечник запрессованы два стальных стержня 23 с резьбовыми отверстиями под болты крепления. В каждом сердечнике имеется восемь пазов открытой формы, расположенных параллельно продольной оси добавочных полюсов. В эти пазы укладываются катушки компенсационной обмотки 26.

Обычно в тяговых электродвигателях электровозов с круглым остовом катушки главных полюсов наматывают на узкое ребро. Это позволяет формовать катушки по радиусу, сопрягая с расточкой в остове, что обеспечивает лучшее охлаждение катушек, большую их компактность и прочность и, кроме того, дает возможность уменьшить высоту сердечника главных полюсов, а следовательно, и диаметр остова.

Катушка главного полюса имеет /квитков, намотанных из 3 параллельно соединенных изолированных проводов марки ПСДКТ-Л. Для лучшего прилегания катушки к внутренней поверхности остова и поверхности полюса в процессе изготовления ее спрессовывают в специальном приспособлении для придания соответствующей формы. К крайним виткам катушки припаивают выводы из медной шины.

Для корпусной изоляция катушки используют обмоточную ленту «POROBANT» SI0790, для покровной — стеклянную ленту. Между катушкой полюса и остовом прокадывают шайбу из материала «POROMAT» 2248, что обеспечивает предохранение изоляции катушки от повреждений и плотное зажатие катушки между наконечником полюса и остовом.

Концы обмоток через резиновые втулки выводят в коробку, которую закрывают стеклопластиковой крышкой и уплотняющими стеклотекстолитовыми клицами. От проникновения пыли и влаги коробка выводов уплотнена прокладками из губчатой резины. Подсоединительные зажимы закрепляют на опорных изоляторах. Для предохранения крепежных деталей от самоотвинчивания под изоляторы устанавливают пружинные шайбы.

Добавочный полюс крепится к остову двумя болтами М16 и состоит из сердечника 20 и катушки 19. Сердечник полюса выполнен массивным, изготовленным из стального листа. Из-за малой величины магнитной индукции в сердечниках добавочных полюсов практически не индуцируются вихревые токи. Добавочные полюсы устанавливают посередине между главными полюсами. К сердечнику со стороны якоря крепятся стальные планки, изготовленные из немагнитной стали, на сердечник устанавливается катушка. Болты добавочных полюсов изготовлены из немагнитной стали.

Воздушный зазор под добавочными полюсами значительно больше, чем под главными. Окончательно величина воздушного зазора устанавливается при настройке коммутации электрической машины в результате построения предельных кривых зоны безыскровой коммутации. При этом используются регулировочные пластины из магнитного или немагнитного материала.

Катушка /9имеет семь витков из мягкой медной проволоки; выводы катушек изготовляют из медной проволоки. Корпусная изоляция катушки аналогична изоляции катушки главного полюса. В двух добавочных полюсах устанавливают датчики для возможности контроля температуры обмоток тягового электродвигателя (один из которых резервный). Датчик температуры представляет собой терморезистор, установленный в специальное гнездо, образованное пазом на сердечнике полюса и катушкой. Провода от терморезисторов выведены на вилку, расположенную в коробке выводов тягового электродвигателя. Поперечное сечение проводника обмотки добавочного полюса выбирается из того расчета, что по обмотке должен протекать ток, равный току якоря тягового электродвигателя.

Компенсационная обмотка устанавливается в компенсированных электрических машинах в наконечник главного полюса, повышает стойкость машины в отношении возникновения кругового огня на коллекторе. Компенсационная обмотка выполняется в виде отдельных катушек, уложенных в пазы наконечников главных полюсов, и закреплена в них текстолитовыми клиньями. Компенсационная обмотка 26 состоит из шести отдельных катушек по 11 витков каждая (см. рис. 1.6). В шести пазах полюса расположено по три полувитка, в двух пазах — по два полувитка. Намотку компенсационной катушки выполняют из мягкой медной ленты. Соединение катушек между собой выполнено пайкой твердым припоем. К остову межкатушечные соединения закреплены скобами.

Для выводов катушки используют медную проволоку прямоугольного сечения. Междувитковая и основная корпусная изоляция катушки выполнена полиамидной лентой; короностойкий слой корпусной изоляции — лентой «Porofol» CR/2578, покровная — лентой стеклянной. От механических повреждений изоляция защищена изоляционными пазовыми гильзами. Крепление компенсационной обмотки в пазах полюса выполняется клиньями из профильного стеклопластика.

Схема электрических соединений обмоток тягового электродвигателя ДТК-800КЭ
Остов с установленными главными полюсами, добавочными полюсами и компенсационной обмоткой пропитывается в кремний- органическом компаунде с последующей выпечкой.

Для установки щеток в машине служит щеточное устройство, которое состоит из траверсы, кронштейнов и щеткодержателей.

Траверса тягового электродвигателя служит для установки кронштейнов щеткодержателей для подведения их к смотровым люкам. Траверса 1 разрезная, по наружному ободу имеет зубчатый венец, входящий в зацепление с зубьями шестерни поворотного механизма. На траверсе закреплены шесть кронштейнов 2 с изоляционными пальцами 3, шесть щеткодержателей 4, соед иненными между собой шинами 5. В тяговом электродвигателе траверса крепится фиксирующим и двумя стопорными устройствами, а также специальным разжимным устройством 6. На торцевой стенке остова со стороны коллектора расположены устройства стопорения, фиксации и проворота траверсы.

Траверса электродвигателя ДТК-800КЭ
1 — корпус; 2 — кронштейн; 3 — изоляционный палец; 4 — щеткодержатель; 5 — шина; 6 — разжимное устройство

Стопорное устройство траверсы (рис. 1.9) имеет установленный в отверстии остова болт 1, на котором держатся накладка 2 и обойма 3. Накладка при вращении болта входит в обойму и прижимает траверсу 4 к подшипниковому щиту 5.

Стопорное устройство траверсы электродвигателя ДТК-800КЭ
1 — болт; 2 — накладка; 3 — обойма; 4 — траверса; 5 — подшипниковый щит.Устройство фиксации траверсы электродвигателя ДТК-800КЭ
1 - накладка; 2 — фиксатор.

Устройство фиксации траверсы состоит из накладки 1 с пазом для входа фиксатора 2 Накладка прикреплена к траверсе двумя болтами через продольные пазы, что позволяет при установке на нейтраль перемещать накладку. Контроль установки траверсы на геометрическую нейтраль в эксплуатации производят по совпадению рисок, нанесенных на остове и траверсе в районе разжимного устройства.

Поворотный механизм траверсы работает благодаря зацеплению шестерни 1 с зубьями траверсы 2 валик 3, установленный в отверстии остова 4, имеет квадратную головку. При вращении валика шестерня проворачивает траверсу.

Разжимное устройство состоит из двух шарниров 1, закрепленных гайками 2 с шайбами 3 на траверсе. Один шарнир имеет отверстие с правой резьбой, другой — с левой. В шарниры вкручена шпилька 4, имеющая шестигранник для захвата ее ключом. При вращении шпильки в ту или другую сторону происходит разжатие или сжатие траверсы по диаметру. В рабочем положении траверса должна быть разжата.

Кронштейн щеткодержателя является разъемным, состоит из корпуса и накладки, которые с помощью болта закреплены на двух изоляционных пальцах, установленных на траверсе.

base-road.ru