Генератор для двигателя ДСК 50 в ЭПУ. Тск 1 двигатель


Генератор для двигателя ДСК 50 в ЭПУ

Р/л технология

Главная  Радиолюбителю  Р/л технология

Двухфазные синхронные электродвигатели ТСК-1, а затем ДСК 50 применялись в отечественных проигрывателях грампластинок "Электроника Б1-01", "Электроника 012", "Электроника ЭП-030", "Радиотехника ЭП-101". Уровень рокота такого двигателя можно существенно понизить, правильно построив питающий его генератор. Автор делится своим опытом создания такого генератора.

В электропроигрывателе "Вега-106 стерео" с ЭПУ Unitra G602 [1] мне никак не удавалось избавиться от детонации и плавания меток стробоскопа. Я установил в него двигатель ДСК 50 с генератором от "Электроники 012" [2], но двигатель создавал ощутимый низкочастотный гул, мешающий прослушиванию. Хотя подборкой конденсаторов фазосдвигающей цепи мне удалось добиться приемлемого уровня рокота, он всё равно хорошо прослушивался в паузах между музыкальными произведениями. Поскольку фазосдвигающий узел питался нестабилизированным напряжением, при колебаниях напряжения в питающей сети менялся и уровень рокота. Такой же генератор устанавливали и в проигрыватели "Электроника Б1-01", "Электроника ЭП-030".

Прочитав хорошие отзывы о генераторе из "Радиотехники ЭП-101" [3], я повторил его генератор на другой элементной базе. Но рокот всё равно победить не удалось. Он был ощутим на 33 об/мин, хотя на 45 об/мин почти отсутствовал. С такой же проблемой пришлось столкнуться и в проигрывателе "Электроника ЭП-030", генератор которого построен по другой схеме.

Оказалось, что при серийном производстве двигателей ДСК 50 их обмотки наматывают без подсчёта числа витков, поэтому их сопротивление получается разным. Например, в моём экземпляре двигателя - 10 Ом и 8 Ом. Только добавив в генератор регулировку амплитуды напряжения на "фазовой" обмотке двигателя относительно основной, удалось добиться минимума рокота.

Необходимо отметить, что такая же регулировка предусмотрена в проигрывателе Thorens TD125 [4], причём сдвиг фазы остаётся неизменным. Кроме того, в генераторе этого проигрывателя использованы два умощнённых ОУ, а амплитуда и сдвиг фазы сигналов, управляющих двигателем, не зависят от колебаний напряжения питающей сети.

Для поддержания постоянным вращающего момента на валу двигателя при изменении частоты его вращения рекомендуется питать обмотки двигателя от источников тока, управляемых напряжением (ИТУН). С ними двигатель стартует очень плавно, а рокот ещё уменьшился. Вращение вала прекращается при более низком напряжении, чем без ИТУН. Чтобы уменьшить рокот, я установил на обмотках двигателя минимальное напряжение, при котором вал ещё стабильно вращается, а рокота не слышно. Уровень рокота я оценивал с помощью стетоскопа.

Получившаяся в результате принципиальная схема генератора представлена на рис. 1. Её основой послужила схема из [3]. В качестве мощных ОУ применены микросхемы TDA2030A (DA2-DA4). Фазовращатель построен на ОУ КР140УД1408 (DA1). Добавлены подстроечные резисторы R18 и R21, регулирующие амплитуду сигнала на выходе фазовращателя. На микросхемах DA3 и DA4 реализованы ИТУН.

Принципиальная схема генератора

Рис. 1. Принципиальная схема генератора

Из резисторов R35-R37 собран контрольный сумматор напряжений на обмотках двигателя. Подключив вольтметр переменного напряжения к его выходу (гнезду 6 диагностического разъёма XS2), можно грубо оценить сдвиг фаз между этими напряжениями, как описано в главе 1.1 статьи [5], написанной ещё в 1987 г. При равенстве их амплитуд и синфазности амплитуда суммы будет максимальной, при противофазности - нулевой, а при сдвиге фаз на 90о - равной 0,707 максимума. Точно 90о градусов устанавливать нет смысла, так как в статье [3] сказано, что у каждого конкретного двигателя минимум вибрации достигается при различном, отличающемся от 90о сдвиге фазы.

Схема блока питания генератора изображена на рис. 2, нумерация элементов на ней продолжает начатую на рис. 1. Трансформатор T1 ТПП260-220-50 вместе с резисторами R38, R39 и конденсатором С22 вынесен из проигрывателя. Он соединён с выпрямителями на диодах VD9-VD14, находящимися на плате генератора, жгутом проводов длиной 1 м с не показанным на схеме разъёмом, установленным на задней стенке проигрывателя.

Схема блока питания генератора

Рис. 2. Схема блока питания генератора

Разъём XS1 генератора, вынесенный из него на жгуте проводов, присоединяют к специально установленному на панели ЭПУ Unitra G602 разъёму XP1. Схема соединения этого разъёма с ЭПУ показана на рис. 3. Имевшийся в ЭПУ двигатель заменён на ДСК 50. Подключая его выводы к разъёму XP1, внимательно следите за тем, чтобы белые провода, идущие от обмоток I и II двигателя, не были перепутаны, иначе нормальная работа ИТУН будет нарушена. Соединяя разъём с выводами печатной платы, нужно сохранить и подключённые к этим выводам провода, идущие от них к кнопкам управления ЭПУ Переменным резистором R1 заменяют имеющийся в ЭПУ регулятор частоты вращения диска. Установленную на плате ЭПУ в цепи её вывода 1 плавкую вставку, а также трансформатор питания ЭПУ нужно удалить. Теперь ЭПУ будет работать от блока питания генератора.

Схема соединения разъёма

Рис. 3. Схема соединения разъёма

Конденсаторы C1-C3 - К71-7, C8 - КТ-2, остальные (за исключением оксидных) - К73-17. Полистирольные конденсаторы К71-7 применены там, где температурные уходы ёмкости существенно влияют на частоту и фазу колебаний. Согласно [6], ёмкость этих конденсаторов на порядок меньше зависит от температуры, чем у К73-17. Ёмкость конденсатора С2 может находиться в пределах 0,25...0,47 мкФ, но при её изменении относительно указанной на схеме нужно обратно пропорционально изменить и суммарное сопротивление пар резисторов R2, R3 и R6, R7.

Реле K1-K6 - РЭС55А исполнения РС4.569.600 или РС4.569.625 с номинальным напряжением обмотки 6 В. Лампа накаливания EL1 - миниатюрная СМН-6,3-20-2. Подстроечные резисторы - СП5-3. Перед монтажом в генератор нужно перевести их движки в среднее положение. Установленный на панели проигрывателя вместо штатного переменный резистор точной подстройки скорости R1 (рис. 3) - СП5-35Б или СП4-1А.

Микросхемы DA2 и DA3 установлены на одном теплоотводе, а микросхема DA4 - на другом. Оба они должны иметь площадь охлаждающей поверхности не менее 100 см2. Микросхема DA2 нагревается не сильно и при желании её можно установить на отдельный теплоотвод с площадью охлаждающей поверхности около 20 см2. Если микросхемы DA2, DA3 установлены рядом, конденсаторы C4, C7, C9 и C11 можно исключить. Чтобы предотвратить самовозбуждение микросхем DA3 и DA4, конденсаторы C20 и C21 должны быть расположены как можно ближе к их выводам 2 и 4.

Конструктивно генератор встроен в корпус проигрывателя "Вега 106 стерео" и расположен в нём там, где раньше был трансформатор питания. Плата генератора сконструирована таким образом, чтобы в полностью собранном проигрывателе через специально вырезанное в его задней стенке окно можно было регулировать подстроеч-ные резисторы, добиваясь минимального рокота. По окончании регулировки окно закрывают специальной крышкой.

Налаживание генератора

1. При первом запуске генератора присоедините к его выходам вместо обмоток двигателя мощные резисторы 8 Ом 5 Вт. Затем с помощью осциллографа убедитесь, что на гнёздах 1 и 2 диагностического разъёма XS2 присутствуют неискажённые синусоиды. Подстроечными резисторами R15 и R16 установите амплитуду синусоиды на гнезде 1 около 8 В при обоих положениях переключателя частоты вращения.

2. Подключите к выходам генератора обмотки двигателя.

3. Установите подстроечными резисторами R13 и R14 (при среднем положении движка переменного резистора, находящегося на панели проигрывателя) точные значения частоты вращения диска.

4. Подключите вольтметр переменного напряжения к гнезду 2 разъёма XS2. Прослушивая гул двигателя стетоскопом (головку которого положите на панель проигрывателя), добейтесь минимума гула подстроечными резисторами R18и R21. При этом тяжёлый диск должен быть надет на вал. Зафиксируйте показания вольтметра, соответствующие минимуму гула, чтобы в дальнейшем можно было вернуться в эту точку, не прослушивая гул, а по показаниям вольтметра. Иногда гул двигателя пропадает при одном положении подстроечного резистора и вновь появляется при другом. В этом случае нужно записать показания вольтметра в моменты пропадания и появления гула, вычислить их среднее значение и установить движок подстроечного резистора в соответствующее этому значению положение.

5. Подключите вольтметр переменного напряжения к гнезду 6 разъёма XS2. Регулируя сдвиг фазы подстроечными резисторами R3 и R7, добейтесь минимума гула и зафиксируйте показания вольтметра. Далее подключите вольтметр переменного напряжения к гнезду 2 разъёма XS2 и уменьшайте подстроечными резисторами R15 и R16 напряжение на этом гнезде до тех пор, пока вращение диска остаётся стабильным, а запуск двигателя уверенным без вибраций.

В результате рокот двигателя совсем не слышен даже в паузах, а стробоскопические метки неподвижны.

Описанный генератор может быть рекомендован для уменьшения рокота во всех проигрывателях, где установлены двигатели ДСК 50 или ТСК-1.

Литература

1. Алексеев Ю. П. Бытовая приёмноусилительная аппаратура. Модели 1982- 1985 гг. - М.: Радио и связь, 1987.

2. Анисимов Н. В. Радиоприёмники, радиолы, электрофоны, магнитофоны Справочник. - Киев: Техника, 1988, с. 182-185.

3. КаминскийА., Склярский Е. Электропроигрывающее устройство РЭПУ-70СМ. - Радио, 1986, № 4, с. 32-34.

4. Дегрелл Л. Проигрыватели и грампластинки. - М.: Радио и связь, 1982, с. 117-119.

5. Дэвис Г., Джонс Р. Звук: теория, устройства, практические рекомендации. Пе-рев. с англ. - URL: https://studfiles.net/ preview/6149538/ (15.01.2018).

6. Прецизионные полистирольные конденсаторы К71-7. - URL: http://musatoffcv. narod.ru/Libs/Capacitors/Film/K71 -7.pdf (15.01.2018).

Автор: П. Якушкин, г. Томск

Дата публикации: 27.03.2018

Мнения читателей

Нет комментариев. Ваш комментарий будет первый.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

www.radioradar.net

Микроавтобус ТСК2-01 - история, конструкция и фото

data-ad-layout="in-article" data-ad-format="fluid" data-ad-client="ca-pub-5255833501835364" data-ad-slot="8753833479">

ТСК2-01 – пассажирский микроавтобус

История создания

ТСК2-01ТСК2-01

На смену устаревшим микроавтобусам на краснодарском предприятии в начале 1990-х годов начали разработку нового семейства микроавтобусов на базе УАЗ-3303. При создании новых микроавтобусов учли все достоинства и недостатки прежних моделей Кубанец-У1А и Т12.02: от первой взяли принцип объединения кузова в одно общее пространство путем удаления задней стенки стандартной кабины, а от второй – высокий и широкий кузов. В результате этих разработок в 1992 году свет увидело новое семейство микроавтобусов «ТСК2» (транспортное средство культуры), которое включало в себя следующие модификации:

  • ТСК2-01 – полноприводный пассажирский микроавтобус;
  • ТСК2-02 – трехместный автоклуб;
  • ТСК2-03 – автомобиль скорой медицинской помощи;
  • ТСК2-04 – грузопассажирский 5-местный фургон;
  • ТСК2-08-Фермер – полноприводный грузовой автомобиль;
  • ТСК2-09 – семиместный автоклуб.

Основной выпуск пришелся на микроавтобусы, которые имели 8 пассажирских мест. Краснодарские микроавтобусы по качеству и дизайну по ряду параметров даже превосходили микроавтобусы УАЗ-2206.

На базе микроавтобуса ТСК2-01 было разработано две модификации автоклубов – ТСК2-02 и ТСК2-09.

По заказу машины этого семейства могли переоборудовать в передвижные лаборатории с комплектацией по ТУ заказчика, спец. машины УВД, МО, ГО, машина руководителя полетов, скорая помощь, полугрузовые варианты микроавтобусов для федеральной почты.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

Микроавтобусы ТСК2-01 серийно выпускалось с 1992 по 1998 год.

Конструкция и обзор микроавтобуса ТСК2-01

Салон микроавтобуса ТСК2-01Салон микроавтобуса ТСК2-01

На шасси устанавливался сварной каркас из труб, который снаружи обшивался стальными листами, а внутри – картоном.

С левого борта было расположено три окна в резиновом профиле, с правого борта – два окна и распашная пассажирская дверь, а также одно окно располагалось на задней стенке.

Салон микроавтобуса ТСК2-01 был оборудован мягкими сиденьями для восьми пассажиров, а для вентиляции в крыше был сделан люк.

Габаритные размеры и масса микроавтобуса ТСК2-01:

  • длина – 4490 мм:
  • ширина – 1940 мм;
  • высота – 2250;
  • полная масса – 2770;
  • масса перевозимого груза – 540 кг;
  • количество пассажирских мест – 8.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-5255833501835364"data-ad-slot="8753833479">

rus-texnika.ru

Пожарно-спасательные модификации вертолета Ка-32 » Пожарные машины: оборудование, поставки, производство

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А

Вертолет Ка-32А многоцелевого назначения создан на базе транспортного вертолета Ка-32Т и предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов массой до 5000 кгна внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, строительно-монтажных операций, обучения и тренировки летчиков и других целей. Кроме того, вертолет Ка-32А предназначен для тушения пожара на верхних этажах здания и установки защитных пенных полос. Вертолет укомплектован специальным оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ.

Хронология создания:

  • начало разработки — 1990 год;
  • изменение конструкции планера и его систем в соответствии с требованиями сертификата, проведение сертификационных испытаний — 1990-1993 годы;
  • получение сертификата типа 36-32А на вертолет и сертификата типа 34-Д на двигатель ТВ3-117ВМА — 1993 год;
  • начало серийного производства на фирме Камов — 1994 год; завершение сертификации опытного завода фирмы Камов — 1995 год.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с системой горизонтального и вертикального пожаротушения Fire Attack американской фирмы Simplex

У вертолера Ка-32А — планер, несущая система и силовая установка, системы планера и комплекс бортового оборудования такие же, как у вертолета Ка-32Т. В транспортной кабине на откидных сиденьях можно перевозить 13 человек. Для защиты органов дыхания и зрения членов экипажа от дыма и вредных газов в их кабине установлена защитная дыхательная аппаратура, включающая кислородные баллоны и дымозащитные кислородные маски. Вертолет может быть оснащен аварийными посадочными баллонетами по типу баллонетов на Ка-32С.

Пилотажное оборудование Ка-32А по своему функциональному назначению аналогично Ка-32Т, но более современного типа, оно включает два высотомера ВД-10, высотомер ВЭМ-72П, указатели скорости УСВИ-400 и УС-350К, два вариометра ВАР-30М, два авиагоризонта АГР-74В-10, прибор ПНП-72-15, гировертикаль МГВ-1 СУ8, часы АЧС-1М.

Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Кабина пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Вертолет оборудован системой ограничительных сигналов СОС-В1-32, предназначенной для вычисления текущих значений максимально допустимой скорости, выдачи этих значений в бортовые системы информации, а также для предупредительной сигнализации о достижении максимально допустимой скорости. Указатель скорости УСВИ-400 из комплекта данной системы, расположенный на приборной доске, индицирует текущие значения приборных скоростей и максимально допустимой скорости полета.

Вертолет Ка-32А может быть дополнительно оборудован радиолокационной станцией «Осьминог-ПС-32», радиотехнической системой ближней навигации и посадки А-340-СВ-БОРТ и навигационной аппаратурой для полетов над безориентирной местностью.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А. Вид спереди

Высокий уровень созданных норм летной годности НЛГ32.29, НЛГ32.02, НЛГ32.33 для вертолета Ка-32А, двигателя ТВЗ-117ВМА и эксплуатационной документации, соответствующий требованиям как отечественных, так и американских норм летной годности, был подтвержден специалистами России, Швейцарии, Канады и Америки. Индекс «А» обозначает, что конструкция вертолета Ка-32А соответствует типовому проекту, который полностью отвечает требованиям сертификационного базиса.

Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Салон пожарно-спасательного вертолета Ка-32А

Вертолёт отличает усиленная противопожарная защита основных и вспомогательного двигателей, усовершенствованная конструкция колонки несущих винтов.

Летно-технические характеристики

Диаметр главного винта 15.90 м
Длина 12.25 м
Высота 5.40 м
Ширина 3.80 м
Масса пустого вертолета 6000 кг
Нормальная взлетная масса 12700 кг
Тип двигателя 2 х ГТД ТВ3-117ВМА
Мощность 2 х 2200 л.с.
Максимальная скорость 260 км/ч
Крейсерская скорость 230 км/ч
Практическая дальность 800 км
Скороподъемность До 15 м/сек
Практический потолок 6000 м
Статический потолок 3500 м
Дальность полета 900 км
Продолжительность полета до 6 час
Экипаж 1-3 чел.
Полезная нагрузка 13 пассажиров или 3700 кг груза или 5000 кг на подвеске

Эвакуационно-десантное оборудование состоит из спасательной электролебедки с поворотной стрелой, грузоподъемностью 300 кг и десантного спускового устройства «СУР». Забор и сброс 3200 лводы в режиме висения — 1,5 мин. При новом заборе воды может добавляться пенообразователь, что позволяет получить 200 тыс. л пены. Водопенные пушки с дальностью струи 45 м и производительностью 40 л/сек.

Пожарный вертолет Ка-32А1

Модификация вертолёта Ка-32А для противопожарной службы г. Москвы. Разработана в 1993 году.

Учитывая требования рынка и пожелания пожарных, на вертолёте Ка-32 было смонтировано и испытано противопожарное оборудование принципиально нового типа. Так, если раньше, вертолёт был лишь вспомогательным средством для доставки пожарных, оборудования и эвакуации людей, то теперь он превратился в высокоэффективную воздушную пожарную машину с уникальными параметрами, не имеющими аналогов в мире.

Пожарный вертолет Ка-32А1 с устройством горизонтального пожаротушения "Игла-В" российской фирмы "Темперо"

Пожарный вертолет Ка-32А1 с устройством горизонтального пожаротушения «Игла-В» российской фирмы «Темперо»

В новую базовую комплектацию противопожарного вертолёта Ка-32А1, разработанного в ОАО «Камов», входят:

  1. Водяной пластиковый бак.
  2. Электрические водяные насосы.
  3. Ёмкости для пенообразователя.
  4. Горизонтальная водопенная пушка.
  5. Вертикальная водопенная пушка.
  6. Водяная помпа.
  7. Спасательная лебёдка.
  8. Десантно — спусковое устройство.

Транспортно-спасательные кабины ТСК-1, ТСК-2 и ТСК-3 предназначены для эвакуации людей с крыш, балконов или через оконные проемы верхних этажей зданий. ТСК-1 служит для спасения двух человек. Она перевозится в транспортной кабине. С помощью подвесной системы кабина соединяется с карабином троса электролебедки ЛПГ-300. В ТСК-2 можно перевозить 20 человек. При спасении людей эта кабина транспортируется на внешней подвеске вертолета. К месту пожара она доставляется на прицепе автомобиля. ТСК-3 обеспечивает перевозку 10 человек. В сложенном виде в транспортной кабине она перевозится к месту пожара и с помощью системы подвески соединяется со штатной внешней системой транспортировки крупногабаритных грузов.

Пожарный вертолет Ка-32А1. Вид с левого борта

Пожарный вертолет Ка-32А1. Вид с левого борта

Спусковое устройство Су-Р предназначено для десантирования людей и грузов на режиме висения. Карабин шнура Су-Р крепится к серьге замка на стреле штатной лебедки ЛПГ-300. Для спуска людей и груза используется проем двери транспортной кабины. Су-Р роликового типа состоит из четырех тормозных блоков, шнура для спуска, трех комплектов подвесной системы, трех пар защитных перчаток, трех защитных мотошлемов и т.д. Масса укомплектованного устройства не превышает 11кг. Длина шнура — 50 м, масса десантника или груза не должна превышать 100 кг.

Пожарный вертолет Ка-32А1 со спусковым устройством Су-Р

Пожарный вертолет Ка-32А1 со спусковым устройством Су-Р

Пожарный вертолет Ка-32А1 с ВСУ

Пожарный вертолет Ка-32А1 с ВСУ

Аппаратура громкоговорящего устройства (звуковещательная установка ЗСВС) предназначена для внешнего оповещения с вертолета. Она состоит из усилителей П01-03, комплекта СПУ-9 и громкоговорителя П05-04. Звуковой сигнал подает оператор-пожарный, использующий микрофон гарнитуры ГСШ-А-18. Громкоговоритель состоит из шести рупорных головок по 75Вт каждая, расположенных на подкосах основных опор шасси.

Пожарный вертолет Кa-32А1. Сброс пены

Пожарный вертолет Кa-32А1. Сброс пены

Пластиковый водяной бак с системой забора и сброса воды, объёмом 3000 литров. Вмонтирован непосредственно, в нижнюю часть фюзеляжа вертолёта. Благодаря этому, исключаются недостатки присущие противопожарным системам, располагающимся на внешней грузовой подвеске, таким как «Bambi Bucket» (ограничение скорости полёта, разнос масс — дебалансировка, ограничения по глубине водоёма и опасность зацепа). Забор воды осуществляется в режиме висения, из открытого водоёма, с помощью двух шноркельных электрических насосов за 1 минуту 20 секунд.

Система не критична к размерам и глубине водоёма. При каждом новом заборе, из двух дополнительных ёмкостей, общей вместимостью 300 литров, располагающихся в передней части фюзеляжа, в воду может добавляться пенообразователь, многократно усиливающего эффективность пламегашения. Сброс воды может производиться в нескольких режимах. В зависимости от расположения очага пожара от места забора воды, вертолёт Ка-32 может ориентировочно перевезти и вылить за час следующее количество воды:

  • 0,5 км- 50 тонн;
  • 3 км- 36 тонн;
  • 5 км- 28 тонн.

Водяной бак может дополняться системой «Спрей»- горизонтальными штангами — распылителями, позволяющими обрабатывать диспергентами и биопрепаратами нефтяную плёнку при аварийных разливах нефтепродуктов.

Дальность струи из горизонтальной телескопической водо-пенной пушки составляет около 45 метров, при производительности 40 л/сек. Это позволяет, как производить тушение водой или пеной верхних этажей высотных зданий, так и распылять воду на очаг пожара, не входя, непосредственно, в зону горения.

Вертикальная водо-пенная пушка, имеет такую же производительность, но предназначена для установки защитных пенных полос, тушения точечных, локальных очагов возгорания и заполнения водой переносных быстросборных открытых емкостей, для дальнейшего её использования наземными службами пожаротушения.

Давление воды в 8 атмосфер создаётся водяной помпой с бензиновым двигателем внутреннего сгорания, мощностью 37 кВт.

Переключение на горизонтальную или вертикальную пушку осуществляется из кабины вертолёта.

При установке на стволы вертикальной и горизонтальной пушки, Установки Комбинированного Тушения Пожаров «ПУРГА», благодаря повышенной кратности пенообразования (от 20 до 70), возможно из 3 000 литров воды, имеющихся на борту, получать от 60 000 до 200 000 литров пены.

Горизонтальная пенная струя позволяет быстро ликвидировать пожар, не входя в опасную зону очага горения. Вертикальная пенная струя наиболее эффективна при установке защитных пенных полос. При этом, с одного захода создаётся полоса смоченного пеной растительного покрова, непреодолимая для огня, шириной 6-8 метров и длиной до 1,5 километров.

Эвакуационно-десантное оборудование состоит из подъёмно-спасательной электролебёдки с поворотной стрелой, грузоподъёмностью 300 кг и десантного спускового устройства «Су-Р».

Наибольший эффект применения данного вертолёта обеспечивается в процессе проведения работ и ликвидации:

  • пожаров на верхних этажах и крышах высотных зданий;
  • пожаров на нефтеналивных танкерах и баках;
  • пожаров на предприятиях топливной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности;
  • пожаров в районах добычи нефти и газа;
  • пожаров на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно — бумажной промышленности, лесах и сельскохозяйственных угодьях;
  • создания защитных полос при лесных пожарах;
  • крупномасштабных послеаварийных пожаров воздушных судов на земле, авариях и катастрофах на железнодорожном, морском и речном транпорте;
  • создание сплошных пенных полос, на взлётно-посадочной полосе аэродрома, в случае аварийной посадки воздушного судна;
  • эвакуации людей из мест, недоступным другим средствам спасения.

Стоит отметить, что использование именно соосного вертолёта в качестве носителя данного противопожарного оборудования, не просто оптимально, а и единственно возможно. Причин тому несколько:

  1. Маневренность. Может применять педальный (плоский) разворот, недоступный его одновинтовым собратьям. Перемещаться с большими скоростями вбок и хвостом вперёд.
  2. Лёгкость управления. Обладает уникальной способностью разворачиваться на пятачке, без потери высоты. Аэродинамически симметричный вертолёт при выполнении маневрирования на висении и перемещениях с малыми значениями скоростей менее зависим от ветра, чем вертолёт с рулевым винтом. Ветер не накладывает дополнительных ограничений на выполнение педальных разворотов. При применении водопенной горизонтальной пушки, жёстко закрепленной на фюзеляже, наведение на цель производится пилотом, где точность и скорость наведения играют решающую роль.
  3. Энерговооружённость. Ввиду отсутствия потерь на хвостовом винте и наличию бипланного эффекта, запас мощности у него на 25-30% больше, чем у любого другого вертолёта с аналогичными двигателями.
  4. Безопасность. Практика летной эксплуатации одновинтовых вертолетов отмечает частое столкновение рулевых винтов с препятствиями (деревья, провода, строения и др.) и обслуживающим персоналом, что, как правило, приводит к тяжелым летным происшествиям с гибелью людей. Этому способствует несимметричность аэродинамической схемы вертолета с рулевым винтом, большая зависимость аэродинамических характеристик машины на малых скоростях поступательного движения от скорости и направления ветра. Дублирование основных систем обеспечивает высокую безопасность полётов на любом участке полёта.
  5. Компактность. Не имея выступающей хвостовой балки, размеры соосного вертолёта вписываются в окружность, описываемую несущими винтами. Малые размеры несущих винтов, позволяют выводить срез ствола горизонтальной водопенной пушки за пределы негативного влияния воздушного потока.
  6. Всепогодность. Наличие противообледенительной системы гарантирует успешное выполнение поставленных задач в условиях дождя, снега, тумана, обледенения, до температуры минус 23 С. Запуск двигателей вертолёта не требует стационарного аэродромного оборудования и обеспечивается до высоты3000 метровв диапазоне температур наружного воздуха от минус 40 до плюс 40 С.
  7. Удельная мощность воздушного потока. При использовании вертикальной пенной пушки, мощный (свыше 40 кг/м2), воздушный поток дополнительно взбивая пену и перемешивая её, смачивает мельчайшие травинки и листья, что повышает эффективность защиты от огня.
  8. Простота перебазирования. При перевозке на значительные расстояния, для экономии лётного ресурса, вертолёты перевозятся на Ил-76 — 2 шт., при этом, демонтируются лопасти, колонка НВ и редуктор. В рабочее состояние бригада техников приводит вертолёт в течение нескольких дней.

В заключение можно добавить, что в настоящее время в Республике Южная Корея эксплуатируется уже более 40 вертолётов Ка-32, оснащённых противопожарным оборудованием, обеспечивающих пожаротушение лесов. Причем, если первоначально, они оснащались подвесными мягкими баками «Bambi-Bucket», вместимостью 3-5 тонн воды, размещаемыми на ВГП, то сейчас, в большинстве случаев, используется американская система фирмы Simplex (жёсткий пластиковый бак, шноркельные насосы и система сброса), встраиваемые в нижнюю часть фюзеляжа), с ТТХ аналогичными отечественным.

Летно-технические характеристики

Диаметр главного винта 15.90 м
Длина 12.25 м
Высота 5.40 м
Ширина 3.80 м
Масса пустого вертолета 6000 кг
Ннормальная взлетная масса 12700 кг
Тип двигателя 2 х ГТД ТВ3-117ВМА
Мощность 2 х 2200 л.с.
Максимальная скорость 260 км/ч
Крейсерская скорость 230 км/ч
Практическая дальность 800 км
Скороподъемность До 15 м/сек
Практический потолок 6000 м
Статический потолок 3500 м
Дальность полета 900 км
Продолжительность полета до 6 час
Экипаж 3-4 чел.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC

Модификация вертолёта Ка-32А по результатам сертификации в Канаде. Отсюда буквы «BC» в обозначении модификации — от British Columbia.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC

Вертолёт отличается двухкамерной рулевой системой (блоком гидроусилителей системы управления), обновленным составом оборудования и цветовой маркировкой приборов в соответствии с требованиями зарубежных норм. До 2011 года эта модификация отличалась увеличенными ресурсами и сроками службы основных компонентов.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Правый борт

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Правый борт

Вертолёт активно применяется для транспортировки грузов на внешней подвеске, в том числе для трелёвки древесины, строительно-монтажных работ и пожаротушения. Имеется возможность установки различного опционального оборудования российского и зарубежного производства.

До 2011 года вертолёт поставлялся только на экспорт. Вертолёт этой модификации сертифицирован в Канаде, Южной Корее, Японии, Китае, Европе и Бразилии.

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Салон

Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А11BC. Салон

По мнению ряда экспертов, вертолеты типа Ка-32А11ВС являются одними из лучших в мире спасательных и противопожарных винтокрылых машин. Во многих странах они уже несут дежурство по пожаротушению, охране общественного порядка, участвуют в спасении и эвакуации больных, раненых и пострадавших из зон стихийных бедствий, спецоперациях правоохранительных органов, патрулировании границ государств.

На 2011 год в составе авиации МЧС находится 6 вертолетов типа Ка-32: три Ка-32А  (в том числе и б/н RA-31060, совершивший первый полет в 1989 г.), два Ка-32Т и один Ка-32А11ВС. Все борта, кроме последнего, в эксплуатации находятся с начала 1990-х.

Фотографии

fire-truck.ru