Ураган двигатель


МАЗ 537: фото. МАЗ 537 ("Ураган"): технические характеристики

МАЗ 537 "Ураган" - тяжелый четырехосный тягач седельного типа, военного назначения. Выпускался на Минском автомобильном заводе с 1959 по 1965 гг. С 1963 года выпускается на КЗКТ, Курганском заводе колесных тягачей. Грузоподъемность до 50 тонн на полуприцепах типа ЧМЗАП-5247Г.

Устройство МАЗ 537

Конструкция тягача достаточно простая, а значит надежная. Кабина МАЗ 537, фото которого первое время были недоступны из-за военной секретности, четырехместная, двухдверная, металлическая, оборудованная автономным отопителем. Двигатель находится за кабиной в моторно-трансмиссионном отсеке, далее расположена раздаточная коробка, передающая вращение на восемь независимых полуосей. В задней части грузовой платформы находится седельно-сцепное устройство. Отдельные модификации машины оснащены лебедкой. Тягач движется на восьми колесах, четыре передних являются поворотными. Бескамерные шины оснащены подкачкой, в случае прокола включается механизм компенсации потери давления. Автомобиль МАЗ 537 "Ураган", технические характеристики которого говорят о мощи и надежности, является хорошим примером достижений военной техники.

Силовая установка

Двигатель дизельный быстроходный Д-12А-525А, адаптированный под топливо ГОСТа 4749-73. Мощность 525 л.с. при 2100 об/мин. Цилиндры - объем 38 880 куб/см, количество 12, расположение V-образное. Диаметр - 150 мм, степень сжатия 14,5.

Мотор оборудован предпусковым подогревателем.

Охлаждение - принудительная циркуляция антифриза.

Трансмиссия - трехступенчатая, с гидромеханическим переключением.

Габариты

Длина - 8960 мм, высота - 2880 мм, ширина 2885 мм. Колесная база - между первой и второй осями 1700 мм, между второй и третьей 2650 мм, между третьей и четвертой 1700 мм.

Колея - 2200 мм для всех мостов. Дорожный просвет (клиренс) - 500 мм.

Масса - 21,6 тонн.

Модификации

  • МАЗ 537А - тягач бортовой, способен нести 15 тонн в кузове, 65 тонн общей массы с прицепом по шоссе или 30 тонн по грунтовой дороге.
  • МАЗ 537Д - оснащен генераторной установкой переменного тока.
  • МАЗ 537Г - оборудован лебедкой.
  • МАЗ 537К - тягач, рассчитанный на транспортировку длинномерного кранового оборудования.
  • МАЗ 537Л - для буксировки самолетов, оснащенный компактным металлическим кузовом.

Проект по созданию нового мощного тягача

В начале 50-х годов 20 века в СССР возникла необходимость в новых мощных транспортных средствах для военных. Ракетные комплексы, тяжелые бронированные машины на гусеничном ходу, фортификационные экскаваторы и другая техника нуждались в транспортировке как на ближние, так и на дальние расстояния. Особенно тяжело давалась передислокация войсковых соединений, которая проводилась регулярно. До полугода уходило на переезды по железной дороге и малогабаритным автомобильным транспортом.

Проектирование универсального тягача началось осенью 1954 года, а к лету 1956-го были готовы опытные образцы. Четырехосное длинномерное полноприводное шасси стало базой для нескольких модификаций военного седельного буксировщика. Характеристики машины были рассчитаны на дальние переезды со скоростью 40 - 50 км/час. Мощности тягача хватало на транспортировку платформы с баллистической межконтинентальной ракетой. Однако автопоезд мог следовать только по дороге с твердым покрытием и исключительно на ровной местности. Преодолеть даже небольшой подъем не получалось, поскольку прицеп не обладал инерцией.

Применение

Тягач МАЗ 537 "Ураган", технические характеристики которого свидетельствовали о его надежности, широко использовался также в регулярных войсках для транспортировки различных боевых систем дальнего действия. Однако буксировка длинномерных платформ была затруднена из-за чрезмерно удаленной сцепки. Автопоезд не вписывался в повороты, маневренность была ограничена.

Каждый переезд на другое место дислокации представлял для военных архисложную задачу, автопоезд приходилось часто останавливать, путем сложных манипуляций выравнивать курс следования. Трудности возникали по причине узкой проезжей части. В послевоенном СССР все дороги были предельно узкими, автотранспорт двигался в один ряд, в обоих направлениях. Опасность съехать в кювет была ежеминутной. Тяжелый тягач занимал полностью свою полосу и еще выезжал на встречную. От гражданского населения сыпались жалобы, но ситуация не менялась.

В конце концов, военные ведомства стали предупреждать о готовящейся транспортировке ракетных комплексов заранее. Извещения о предстоящей передислокации получали дорожные службы и госавтоинспекция. Милиция перекрывала движение на трассе, в пределах 25-30 километров, тягач с прицепом занимал всю ширину проезжей части и благополучно проезжал свободный участок до следующего поста. Затем перекрывался следующий перегон.

Спустя два года, конструкторское бюро Минского автомобильного завода приступило к разработке седельной версии тягача с индексом МАЗ 535В. Кузов упразднили, на его месте установили сцепное устройство с автоматическим замком-фиксатором и двумя степенями радиального поворота. Вертикальная нагрузка на заднюю часть тягача при этом резко возросла, конструкторам пришлось пересмотреть параметры задней подвески. Остановились на мостах с планетарным механизмом и дифференциалом. Таким образом задние оси приняли на себя основную нагрузку.

МАЗ 537

Последний вариант седельного тягача отличался более совершенной системой питания и охлаждения двигателя. Были усилены фланцы карданных валов раздаточной коробки. Необходимость этого была продиктована частыми поломками, когда загруженный тягач не мог преодолеть размытый дождями участок дороги и крутящий момент двигателя рвал карданные соединения.

Создание семейства тяжелых танковых тягачей марки МАЗ 537, характеристики которого повторяли основные параметры моделей МАЗ 535 и МАЗ 536, стало началом эпохи автопоездов нового класса, с высоким коэффициентом грузоподъемности. Появился мощный стимул для разработки все более совершенных тяжелых полуприцепов и прицепов для транспортировки многотонных неделимых грузов.

Необходимость перемещения массивных конструкций существовала всегда. За рубежом автопоезда появились намного раньше, чем в СССР, и это обстоятельство ускорило процесс разработки советских транспортных средств повышенной грузоподъемности, так как никому не хотелось отставать от передовых технологий. Для начала конструкторские бюро предприятий автомобильной промышленности разработали тягач ЗиС-10 с седельно-сцепным устройством, на базе известного самосвала ЗиС-5. Грузоподъемность новой машины составила всего 6 тонн. Было выпущено небольшое количество буксировщиков, широкого распространения ЗиС-10 не получил.

Зарубежные аналоги

В конце 30-х годов прошлого века автотранспортники познакомились с двумя тяжелыми автопоездами зарубежного производства, седельными тягачами Daimond T-980 и REO 28XS, переданными в СССР по ленд-лизу. Заграничные буксировщики работали в паре с трехосными полуприцепами Roden Trailer, грузоподъемность которых составляла 45 тонн. Машины были оборудованы лебедками и перевозили бронетанковую технику.

В то время в Советском Союзе танки и другие тяжелые военные машины передвигались исключительно своим ходом или их везли на железнодорожных платформах. Оба способа представлялись нерациональными, однако никакой альтернативы тогда не было.

Послевоенный период

После окончания Второй мировой войны в СССР всерьез взялись за разработку отечественных тяжелых тягачей для армии и развивающегося народного хозяйства. В 1951 году автозавод в Ярославле освоил производство трехосных автомобилей ЯАЗ-210Г с платформой и мощной лебедкой. Широкомасштабный выпуск этих машин наладить не удалось, и к тому же тягачи не могли пройти по бездорожью, особенно в сезон дождей или весенней распутицы.

Таким образом, задачи по созданию тяжелых транспортных средств по-прежнему требовали решения, тем более что в стране разворачивалось бурное промышленное строительство, а в военном ведомстве зарождались стратегические ракетные комплексы, которым была необходима мобильность. Бронетанковые войска также нуждались в надежных тягачах большой грузоподъемности.

Конструкторское бюро

Совет Министров СССР в июне 1954-го принял постановление о создании СКБ (специальных конструкторских бюро) для разработки особо мощных тягачей военного назначения с возможностью последующей модификации в гражданском промышленном варианте. Сразу стало ясно, что имеющихся на тот момент заводских технологий и оборудования в автомобильном производстве будет недостаточно.

Начинать пришлось со станочного парка, закупать за рубежом современное оборудование и создавать новые технологии. При Минском автомобильном заводе было организовано крупное СКБ МАЗ, под руководством главного конструктора Бориса Львовича Шапошника. Перед специалистами поставили задачу сконструировать и запустить в производство тяжелый колесный тягач. Так появился буксировщик МАЗ 535, который вскоре превратится в МАЗ 537, модель с несколькими модификациями.

Производство

Изначально средства, заложенные в разработку суперавтомобиля, были недостаточными, поскольку такая машина не может быть дешевой. После корректировки финансового обеспечения проекта работа закипела. Были приняты нестандартные решения, которые до этого никогда не применялись в отечественном автомобилестроении. Приходилось учитывать особые условия эксплуатации большегрузных тягачей, адаптацию агрегатов к диапазону температур от плюс 50 до минус 50 градусов, профильную проходимость и многие другие параметры.

Тяжелый седельный тягач МАЗ 537 начали выпускать серийно в 1965 году. Автомобиль предназначался для буксировки прицепов и полуприцепов массой до 40 тонн. От базового варианта 537-я модель отличалась смещенным назад (на 345 мм) седельно-сцепным механизмом и усиленной задней подвеской. Автомобиль МАЗ 537 находился в режиме постоянного рестайлинга. В процессе производства были расширены функции раздаточной коробки, установлена передача вращения на привод генератора. Грузоподъемность автомобиля существенно повысилась и составила 68 тонн.

Параллельно с большегрузными седельными тягачами разрабатывались и выпускались ограниченными сериями бортовые тягачи для перемещения грузов, до 22 тонн, по шоссе. Кузов такого автомобиля не оборудовался сиденьями, не имел дуг и тента, использовался исключительно для перевозки грузов. Под кузовом размещалась лебедка для самовытаскивания, на случай, если тягач увязнет.

Модернизация

Через некоторое время военный МАЗ 537 модернизировали, и автомобилю был присвоен индекс "П". Технические характеристики остались без изменения, но лебедка была упразднена, а кузов переоборудовали для транспортировки личного состава. Вдоль откидных бортов установили продольные скамьи и дуги для тента, которые регулировались по высоте - в нижнем положении тент прикрывал груз, в верхней позиции служил защитой от дождя и снега для людей. В соответствии со своим прямым назначением, тягач МАЗ 537П мог буксировать платформы с ракетными комплексами.

Эксплуатация колесных тягачей требовала специалистов по обслуживанию, квалифицированных водителей и соответствующей материальной базы. Поэтому в 70-х годах были сформированы специализированные предприятия по централизованной перевозке крупногабаритных и сверхтяжелых грузов. Объединение "Спецтяжавтотранс" занималось транспортировкой нестандартных грузов, разрабатывая при этом оптимальные маршруты. С помощью тягачей "МАЗ 537" перевезли мраморную глыбу, весом 300 тонн, для сооружения памятника В.И. Ленину в Ленинграде. За этой уникальной транспортной операцией следила вся страна.

Широко применялись тягачи "МАЗ 537" на севере, где велась прокладка нефте-газопроводов. Неприхотливая машина хорошо зарекомендовала себя в холодном климате. Специально для перевозки длинномерных газопроводящих сочленений был создан трубоплетевоз ПВ-481 на базе буксировщика "МАЗ 537". Также для работы в северных условиях создавались опытные образцы пожарных машин, технических передвижных пунктов, вездеходы скорой медицинской помощи. Однако в серийное производство пробные экземпляры не поступали.

В 1991 году на Курганском заводе колесных тягачей начался серийный выпуск тяжелого полуприцепа КЗКТ-9101, грузоподъемностью 54 тонны, для буксировщика МАЗ 537, технические характеристики которого полностью совпадали с данными полуприцепа. Сочетание компонентов оказалось удачным, покупатели получили возможность в рамках одного заказа приобрести сразу и тягач, и полуприцеп.

За долгие годы производства буксировщики МАЗ 537, фото которых представлены на странице, постепенно устарели, как морально, так и технически. Машина исчерпала себя, потенциал дальнейшего развития иссяк. Стали проявляться скрытые ранее недостатки, много нареканий вызывал низкий моторесурс силовой установки. Эксплуатация тягача была связана с частыми перерывами на ремонт, армейские МАЗ 537 при транспортировке танков и других бронемашин не вмещали экипаж, который вынужден был следовать отдельно. Для этого приходилось привлекать дополнительные автомобили.

В конце концов, на базе 537-й модели был создан новый тягач КЗКТ-7428, который полностью отвечал задачам перевозки боевых гусеничных машин. В настоящее время семейство мощных колесных тягачей успешно решает все задачи по транспортировке тяжелой военной техники, а также гражданских крупногабаритных промышленных конструкций.

fb.ru

Спецконтингент. «Ураган» на шасси ЗИЛ-135ЛМ

«Вам повезло, завтра у нас как раз тактические занятия», — сообщил начальник вооружений в/ч 31643 полковник Пушкарь, когда накануне обговаривали встречу. Мы не впервые в «Чистых Ключах», где дислоцируется небезызвестная артиллерийская бригада, но на этот раз нам удалось посмотреть выезд одного из ее дивизионов по учебной тревоге. Более того, даже получилось покататься на машине реактивного комплекса «Ураган», имеющей колесную формулу 8х8, осевую схему 1+2+1, два двигателя и несущую на себе 16-ствольную «батарею» под 220-миллиметровые реактивные снаряды. Такие комплексы уже устарели, ждут замены, но пока еще стоят на боевом дежурстве и продолжают выглядеть очень грозно даже в статике, что уж говорить о движении. Впечатляющая техника!

Залп из одной такой многоствольной «дуры», и, скажем, аэропорт или крупный ж/д узел полностью стерты с лица земли. А таких самоходных боевых «единиц» c дальностью выстрелов по площадным целям до 35 км только в одном дивизионе… В общем, это военная тайна. Важно другое. Огневая мощь — ничто, если нет возможности доставить ее источник в нужное время в нужное место. А место это, понятно, может быть очень труднопроходимым. Поэтому после войны, давшей горький и в то же время бесценный опыт, все «носители» тяжелых вооружений конструировались не только быстроходными, но также вездеходными и с высокой степенью живучести. Отсюда появление весьма интересных колесных тягачей, иногда настолько самобытных, что с точки зрения «гражданки» на грани здравого смысла.

К таковым можно отнести реактивный комплекс «Ураган» на шасси ЗИЛ-135 ЛМ разработки еще конца 70-х годов. Настоящий образчик лозунга «цель оправдывает любые средства». А главная цель — мобильность: в заряженном виде бросок до огневых позиций, отстрел боекомплекта и быстрый уход. Участие тактических ракетоносителей в «контактных» боях на передовой не предполагается, поэтому они не бронируются. По всему, у конструкторов стояла задача «экономить» и упрощать и на всем остальном, по возможности унифицируя узлы и агрегаты с другой техникой. При этом критерии удобства обслуживания и вообще вопросы «удовольствия» эксплуатации имели десятое значение. Или как любил шутить замполит моей ракетной части: «Это солдат должен находиться в постоянном и неустанном движении, остальное может отдыхать». Судя по всему, в ЗИЛ-135 такая жесткая «формула победы» была реализована наилучшим образом.

Работающие на высоких оборотах двигатели с «боковым» охлаждением летом склонны к перегреву, а слабых мест по трансмиссии и подвеске техслужба не отмечает. Залп из 16-ствольной «батареи» способен разрушить, например, городской микрорайон

За кабиной два бензиновых двигателя: 7-литровые карбюраторные V8, известные по грузовикам «Урал» первого «призыва». Это «расточенные» двигатели от ЗИЛ-130 и с увеличенной степенью сжатия под 93-й бензин. Каждый в паре с «гражданской» 5-ступенчатой коробкой, соединенные общей кулисой с ручным приводом. Собственно, в кабине кроме рычага КП других трансмиссионных и нет. Потому что левый двигатель постоянно крутит левые четыре колеса, а правый правые, с приводом через колесные редукторы с высоким передаточным отношением. Как в двухмоторном самолете, двигатели запускаются по очереди, но работать должны синхронно — привод дросселей у них тоже общий. Такой вот «Full-Time 8WD».

Подвеска торсионная, но только для передних и задних колес, они же поворотные в «контрфазе». Ход подвески очень маленький для такой махины, а четыре средних колеса вообще жестко закреплены на раме. Но вывесить пару-тройку колес (или вовсе их потерять) не страшно, ведь гребут все постоянно, плюс система централизованной регулировки давления в шинах. Все маневры даются за счет разворотного эффекта от крайних колес, при этом угловое «скольжение» шин подобно гусеницам надо расценивать как необходимое «зло», как малую жертву.

• Справка "А+С"

В/Ч 31643 входит в состав Пражской Краснознаменной ордена Суворова II степени реактивной артиллерийской бригады, история которой началась в 1943 году. Тогда, в переломный момент войны, возникла необходимость в создании мощных артсоединений для прорыва немецких укрепрайонов и поддержки крупных наступлений. Так была сформирована 104-я бригада, оснащенная тяжелыми гаубичными орудиями, в том числе 204-миллиметровой суперпушкой Б4. Крещение бригады состоялось на Курской битве, а боевой путь в этой войне закончился у стен Рейхстага. Свое название бригада получила в 1944 году за успешную операцию при освобождении Праги.

Если кто не завелся сам, поможет КрАЗ 6х6

И при всем этом машина выглядит красиво. Вообще, вы не находите, что советская боевая техника обладает превосходной дизайнерской харизмой? Вот и этот «дембель» ЗИЛ-135 тоже заставляет собой любоваться. Даже в состоянии покоя он как спящий Илья Муромец, могучий, складный, волевой. Но что начинается, когда он просыпается! Точнее, когда его оживляют для ратных дел и «гонят» на поле брани, в нашем случае — к месту формирования колонны, после чего дивизион маскируется и ждет боевого приказа.

Сибирские зимы, конечно, накладывают свой отпечаток на нормативах и методах пробуждения техники. Если летом по тревоге дивизион залпового огня «Ураган» уже в течение получаса готов к выполнению задачи, то в морозы под 30 всё несколько иначе. Зимой ЗИЛы заправлены антифризом, бензином, маслом, но аккумуляторы хранятся отдельно в специальном помещении, где солдаты их холят, аки мать младенца. По тревоге заряженные теплые батареи на тележках подкатывают к машинам, и начинается таинство запуска. Ритуал, кстати, напоминает таковой у самолетов, во всяком случае, по звуку. Грохот и вой проснувшихся бензиновых «восьмерок», да в сопровождении плотных облаков выхлопных газов — это уже почти как залп реактивной артиллерии. Надо учесть к тому же, что топливо в баках не свежего «разлива» из терминалов АНХК, а со сроком, хорошей воспламеняемостью не обладает. Но одно дело запустить двигатели и суметь «отсинхронизировать» их работу, и совсем другое успешно тронуться.

По каким-то причинам трансмиссионную синтетику Castrol или Mobil в российской армии не используют, а наши масла в мостах спокойно себе загустевают. Двум непрогретым двигателям нелегко «сорвать» восьмиколесную машину с места, а если один из моторов не заведется, то другому вместе со сцеплением и вовсе не позавидуешь. А если оба не запускаются? В любом случае оставлять боевые и вспомогательные машины в парке нельзя, поэтому начеку буксиры. Замершую связную «шишигу» легко дергает КАМАЗ 6х6, а с застывшим «Ураганом», например, может справиться груженный дровами КрАЗ-лаптежник, который тоже состоит в штате дивизиона в качестве хозподдержки на марше. Танковые тросы и крепкие распоряжения командиров отделений быстро пробуждают отставших.

И вот двигатели и трансмиссия прогреты, давление в шинах в норме, экипажи в сборе, задача поставлена. Мне думалось, что отопление столь вместительной кабины будет от системы охлаждения двигателей, оказалось, что тепло по-отечески предусмотрено от автономной бензиновой печки: так проще конструктивно, хотя если не успели ее «раскочегарить», поедут в «ледовитых» условиях. Хорошо еще, предусмотрен гидроусилитель рулевого управления, иначе для водителя служба совсем бы показалась не сахаром.

В кабине типичная для военной техники обстановка, но всего один рычаг КП для вездехода с колесной формулой 8х8 сразу говорит о его необычной трансмиссии

Удивительно, но в высокую и «узкую» кабину получается запрыгнуть с легкостью белки в нору, буквально на раз-два, да и кресло «пилота» оказалось вполне удобным — по форме оно подобно ковшу в спортивном болиде! Жаль только, не имеет регулировок и подогрева, весьма жесткое и скользкое. Руль, педали и рычаги без оригинальности, как у всех ЗИЛов той поры, к тому же с именными лэйблами, и только широта кабины с небольшими окнами напоминает рубку сторожевого катера и подсказывает назначение «грузовика». За спиной беспощадная смертоносная установка, а под колесами не важно что — застрять на таких внедорожных катках, да с клиренсом более полуметра, маловероятно. Тем более, если за рулем опытный сержант российской армии, начавший выписывать по заснеженному полю такие пируэты — любое драйв-шоу покажется «мурзилкой».

Да, это настоящий «Ураган» даже без всяких выстрелов. В кабине в этот момент ничего угрожающего не происходит: дуэтный вой двигателей, работающих под нагрузкой на повышенных оборотах, не такой уж страшный, можно разговаривать без шлемофонов. Да и управляется эта стихия вполне обуздано, без особых усилий на руле и педалях, с нормальным контролем траектории. Вот рычагом КП орудовать явно затруднительно, но даже переход вниз надо стараться делать жестко, без двойного выжима, иначе махина может успеть остановиться. А действительно, трансмиссия и так «сжата» без всяких «понижаек»: кажется, идем на второй, а на деле сержант воткнул уже третью. Кстати, именно перегрев двигателей здесь называют самой возможной проблемой — вентиляторы системы охлаждения дуют ого-го, но моторы лишены набегающего воздуха, и летом могут греться. Говорят, на асфальте «Ураганы» способны «разбушеваться» до 80 км/час, а запас хода рассчитан на 500 км. Но 150 литров бензина на 100 км — это еще нормальный расход, с учетом хороших покрытий. А когда вот так по полям и лесам?

С учетом габаритов и веса реактивных «снарядов», на том же шасси предусмотрены специальные заряжающие машины

А как насчет комфорта шасси? Нормально, ехать можно, но надо быть начеку. Пологие ямы и волны, спрятанные под снегом пеньки и валуны — все это проскакивает почти как у машины на воздушной подушке. Но нырок в приличную траншейку или прыжок с трамплина не стоит упускать из виду, успеть сгруппироваться, иначе может подбросить так, что сначала головой тюкнешься о крышу, а потом жестко приложишься на «сидулку». Кроме того, идеально синхронизировать две карбюраторные «восьмерки» — это нонсенс, на разных режимах их работа все равно «плавает», ну, а разность крутящего момента по бортам «растворяется» в трансмиссии и рулевом. Кстати, в случае отказа одного двигателя, второй на пределе, но способен обеспечить движение — в этом и есть смысл живучести.

И еще, «Ураган» также базировался на шасси БАЗ-6953, тоже с двумя двигателями, но камазовскими дизелями и с гидромеханической трансмиссией. И все же на смену им артиллеристы ждут нечто другое — систему реактивного залпового огня «Смерч», которая в разы превосходит по огневой мощности и базируется на шасси с одним танковым двигателем. «Град», «Ураган», «Смерч» — развитие реактивной артиллерии художественно отражено уже в названиях комплексов, и что наши оружейники придумают после, остается только гадать.

• Особое мнение

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет

Как хотелось вырваться из надоевших серых будней и окунуться в некий параллельный мир — не передать словами. Мир, наполненный резкими командами суровых, но оттого не менее галантных, офицеров, мир, в котором как нельзя острее понимаешь, как просто там, на «гражданке».. Степень ответственности всех и каждого в артиллерийской части в полной мере осознаёшь при виде многообразия и непередаваемой монументальности отдельных видов техники. Благоговение, вызванное привычно, а оттого небрежно брошенными словами о том, что в «Урагане» два расточенных двигателя, не покидало меня дня два — вот уж на фоне чего свой минивэн снисходительно воспринимаешь букашкой.

По наивности раньше я считала, что учения — это некая почти дружеская прогулка-пробежка, придуманная для разбавления монотонности солдатского бытия. Теперь представьте моё изумление и восторг от чётко организованной суеты вокруг. На первый взгляд все хаотично передвигаются с разными скоростями в разных же направлениях, но стоит присмотреться и уже замечаешь: вот двое бегут в аккумуляторную, сейчас заведут очередной «Ураган», и он по чётким указаниям регулировщика, мастерски направляемый водителем, пройдёт через кажущиеся на его фоне игольным ушком ворота и пополнит строй. Полевая кухня, подстанция, грузовик с дровами — всё покидает площадку оперативно и слаженно. Правда, в этой организованности чуть не досталось «людям в штатском»: сквозь туман и клубы дыма, в совокупности временами ограничивающими видимость пятью метрами, вижу неотвратимо надвигающееся нечто, и чья-то рука оттаскивает меня с траектории проезда ЗИЛовского прицепа.

Наконец, УАЗик ВАИ везёт нас к месту общего сбора, где и должно состояться то главное, что притягивало меня ещё на стоянке боевых машин — близкое знакомство с «Ураганом». Это потрясающе — мчать, не разбирая дороги, не озадачиваясь тем, что встаёт на пути! Виражи, ловко закладываемые водителем, уподобляют величественную четырёхосную махину игрушечному грузовику в руках дворового мальчишки. В голове же тем временем молоточком стучит навязчивый отсчёт: литр, два, пять… Озвученный расход топлива — ещё один шок.

Хожу среди людей и техники как по декорациям к фильмам военных лет: тут и там кучками собираются солдаты, пересчитывают припасы, проверяют оружие, кто-то молчаливо курит в сторонке. Забавная табличка-инструкция «При запотевании ветровых стёкол открыть форточку» кажется иронией — если водителю вообще удалось завести эту технику, то уж с элементарными законами физики справиться труда не составит. И тем не менее — вот она, есть, ненавязчивая забота о надышавшем в бою солдате.

Призванные с разных концов нашей страны ребята выглядят довольными и с энтузиазмом на лице готовятся к предстоящим учениям. Что ж, пока в этих глазах читается сила и уверенность, я могу спокойно возвращаться домой, работать, жить и, пересматривая фотографии, вспоминать события того дня.

Юлия Бабак

Василий Ларин

Автомаркет+Спорт № 04/2010

38a.ru

"Ураган -41". Самоходный артиллерийский дивизион "Крейсер" 1941 год. Для о бороны Крыма по vasia23.

Для создания такой машины требуется всего-то:  ходовая часть, двигатель, трансмиссия и обоснованная необходимость в её создании.

 Для артиллерийского комплекса береговой обороны требовался тягач способный сдернуть с места прицеп массой около 30 тонн.

Ни один из имеющихся на тот момент тягачей такой груз не осилит. Можно конечно создать на базе новых танков аналог ГТТ. Но колесный вариант при других равных параметрах будет иметь больший запас хода и подвижность. Проектирование и  постройка машины поручены Харьковскому паровозостроительному заводу.

 

В начале тридцатых на Ярославском автозаводе был создан уникальный полноприводной четырехосный автомобиль ЯГ-12. Максимальная грузоподъемность 12 тонн. Максимальная скорость грузовика полной массой 20 т достигала 45 км/ч при минимальном расходе топлива 52 л на 100 км. Высокие тяговые качества и проходимость, наличие сцепного устройства и лебедки позволяли внедорожнику служить также полноценным армейским тягачом, способным буксировать тяжелые артиллерийские системы.

Но даже этой машине комплекс был «не по зубам». Тем более, что сложная трансмиссия не позволяла выпускать машину серийно. Требовалась более мощная и простая машина. Вместе с тем на ней вполне можно было использовать узлы и агрегаты ярославских грузовиков. В частности коробку передач и демультипликатор, имеющий  две ступени (передачи) - прямую и понижающую. Передаточное число понижающей передачи выбиралось  довольно большим, так что при ее включении все передаточные числа трансмиссии смещаются в диапазон ниже первой передачи основной коробки.

 

Начнем с трансмиссии и дифференциалов.

 

Пристрастие к средним и легким грузовикам достаточно просто объясняется отсутствием класса таких тяжелых машин в СССР перед второй мировой войной. Поэтому в первоначальном варианте  ходовая тягача представляла собой три ведущих моста от ЯГ-10, демультипликатор и коробка передач от ЯГ-12, два рулевых моста от ЯГ-10, дизель В-2 + остальная мелочь от ЗиС-6( кабина от этого грузовика, т.к. чертежей ЯГ-10 не нашел,  в противном случаи обошелся бы только им),  колеса от БА-11, пулестойкие с развитыми грунтозацепами и более прочными дисками.

Для улучшения тяговых свойств и проходимости, в последствии, отказался от одного рулевого моста и добавил вместо него ведущий.  Получилось 8х10. Дифференциал, как известно, -  это механическое устройство, которое передает вращение с одного источника на два независимых потребителя таким образом, что угловые скорости вращения источника и обоих потребителей могут быть разными относительно друг друга и их соотношение может быть непостоянным.  Вот при повороте у такого монстрика и возникли бы проблемы с дифференциалами. Или колеса вышли бы из строя, или дифференциалы имевшихся на тот момент мостов разрушились.

В силу этого вспомнил о танке БТ-ИС. Вернее о  его эволюционном продолжении А-20. Масса 18-20т. Очень нелегкий легкий танк. Весит столько же, сколько тяжелый грузовик ЯГ-12 с полной нагрузкой. Причем  Ярославский тяжеловес несет свою нагрузку на четырех парах колес, мы же собираемся использовать пять, а то и шесть пар колес. И все в двойной ошиновке, для уменьшения удельного давления, как на грунт, так и на само колесо,  так как колес с широкими шинами у нас тогда не выпускали. Трансмиссия БТ-ИС была доработана и усилена под возросшую массу машины и на испытания показала себя если и не отлично, то очень хорошо. Но самым интересным для меня было наличие на А-20 агрегата под названием "синхронизатор колесного и гусеничного хода". Принцип его действия идентичен дифференциалу. Таким образом, используя схему "БТ-ИС - А-20" избавляемся от необходимости иметь дифференциал на каждой ведущей оси. Синхронизаторы  при повороте выдает на один борт одну скорость вращения, на другой - в зависимости от необходимости, меньшую.

 

Крутящий момент от двигателя подводится к ведущим колесам через следующие агрегаты: сцепление, коробку передач, промежуточный карданный вал, демультипликатор от ЯГ-12, второй карданный вал, раздаточную коробку. С раздаточной коробки крутящий момент передаётся на синхронизаторы бортовых передач. Далее карданные валы бортовых передач, бортовые передачи, составные карданные валы и приводы ведущих колес.

Принципиально схема получилась несколько сложнее, чем в современных многоколесных тягачах: сейчас вместо двух синхронизаторов используется межбортовой дифференциал, а составные карданные валы вообще отсутствуют, но намного проще, чем у ЯГ-12. При большом желании можно отказаться и от демультипликатора, возложив его функции на раздаточную коробку. И главное  - фактически все её элементы, кроме демультипликатора, отработаны для  серийного производства.

 

Теперь о двигателе.

 

 К середине 1940 года было налажено крупносерийное производство дизелей В-2. Изначально этот быстроходный дизель отличался малой надежностью, отрабатывая не более 50 часов. К второй половине 1940 года ситуация начала меняться к лучшему. Двигатель был признан перспективным.  По распоряжению правительства на " 220% уве-личились капитальные вложения в строительство.  Всем наркоматам предписывается снабжать харьковский завод по его запросам вне очереди, с отправкой вагонов с грузами с пассажирскими поез-дами и даже багажом". Отладили топливную систему и систему воздухочистки. В результате дизель стал работать около 100-150 часов.  Хотя полностью отладили мотор только к 50-м годам, он верой и правдой служил нашей армии всю войну. В отличии от танка моторное отделение тягача значительно просторнее  и представляет возможность для установки более мощной системы фильтров, прежде всего воздушных. Что в свою очередь также положительно повлияет на работу мотора.

Было предложение использовать в качестве силовой установки судовые дизели и тепловозную схему передачи крутящего момента на ведущие колеса с использованием тяговых электродвигателей. Но в то время судовые и тепловозные дизели  весили значительно больше  танкового мотора и превосходили его по размерам. Корабельный  мотор плюс  тяговые электродвигатели ( имеющие тоже не маленький вес) - получим действительно такой "тепловоз", что его никакие шины и диски не выдержат.

 Более приятный вариант - М-17Т. Поставил бы его, но в 1940 году данный двигатель был снят с производства. И для штучной машины никто запускать его в серию не будет. Нерентабельно. Ставить же бывшие в употреблении – нецелесообразно. Моторесурс частично выработан, а запчастей не предвидится. Намного проще для такого тягача проводить индивидуальную отладку дизелей В-2.

 

Торсионы.

Торсион (вал, работающий на кручение) в качестве упругого элемента подвески начал применяться в автомобилестроении еще с 20-х годов (гоночные автомобили Томаса Перри 1920 и 1926 гг.), а в 30-х годах получили широкое распространение. К 1938-1939 гг. торсионы использовались в подвесках серийных машин таких известных фирм как БМВ, Ситроен, Пежо, Рено, Альфа-Ромео, Ланчиа и других. Втанкостроении одними из первых индивидуальную торсионную подвеску в серийных машинах применили шведы на легком танке "Ландсверк" L -100 в 1934 году, с октября 1938 года индивидуальную торсионную подвеску начали устанавливать немцы на своем среднем танке Pz. III Ausf. E. На советскихтанках торсионная блокированная подвеска была опробована в 1936 году на опытном малом танке, индивидуальная - в начале 1938 года на опытном варианте среднего танка Т-28, а на серийных машинах с 1939 года. К  1940 году рессорная подвеска   была уже анахронизмом. КВ-1, Т-100, СМК- то есть даже очень тяжелые машины имели торсионную подвеску.  В это время все гусеничное и бронированное вплоть до легких танков проектировалось с торсионной подвеской.  Т-50,Т-60,Т-70, СУ-76, Т-34М.  Даже Т-40 имел индивидуальную торсионную подвеску.    Тягач конечно не танк, но  по совокупности своих параметров и массе он от них мало  отличается и использование торсионной подвески на нем оправдано. При равнозначных требуемых параметрах торсионная подвеска легче рессорной. В это время как раз на Харьковском заводе разрабатывали торсионную подвеску для Т-34М.

 Результат - собранный на мощной стальной раме тягач с дизельным двигателем В-2 мощностью 400л.с. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Колесная формула 8х10 или 8х12. Два (или один) передних не ведущих моста с колесами в двойной ошиновке и четыре пары сдвоенных ведущих колес. Подвеска индивидуальная торсионная. Масса тягача 15 тонн. Масса перевозимого груза на грузовой платформе 20 тонн. Масса буксируемого прицепа до 35 тонн. Минимальный радиус поворота   16,5 м. Глубина преодолеваемого брода с твердым дном 1,1 м. Емкость топливных баков 650 литров. Запас хода 750 км. Максимальная скорость по шоссе 62 км/ч. Максимальная скорость буксировки прицепа 30 км/ч. 

 

120/50-мм пушка Виккерса в башенной установке по типу Б-2ЛМ. Вес установки 10800 кг. Масса снаряда до 30 кг. Дальность стрельбы до 17010 м.

Дальномерный пост с приборами  ЦУП, автоматами  высоты прицела (он же автомат прицела) и усовершенствованного дающего целика, баллистический вычислитель. В совокупности – комплекс приборов управления стрельбой (ПУС) обр. 1929 г., позволяющий  батарее вести эффективный огонь с  закрытой позиции.

Для внешней связи использовалась дуплексная радиостанция 71-ТК-3 со штыревой антенной, для внутренней связи — танковое переговорное устройство ТПУ-3. На крыше кабины монтировалась зенитная пулеметная установка П-40 с пулеметом ДТ.

В дивизионе : четыре тягача с 120-мм морскими орудиями, шесть транспортно-заряжающих машин, шесть ЗСУ-12,7-2.

alternathistory.com

РСЗО Ураган - описание, характеристики, конструкция, история создания

Советская реактивная система залпового огня 9К57 «Ураган», появившаяся в армии в 1975 году, до сих пор используется более чем 10 странами мира.

Этим она похожа на разработанные в СССР Град и Смерч, до сих пор несущие смерть на поле боя. Но давайте поговорим о РСЗО Ураган.

Разработка

В начале 60-х годов в Тульском ГНИИ шли исследовательские работы по созданию системы с увеличенными количеством взрывчатого вещества в снаряде и дальностью стрельбы. Также предусматривалась высокая скорость передвижения в районе 70 км/час, достаточная проходимость и маленькое время готовности к стрельбе.

В 1967 году была закончена научно-исследовательская работа по созданию новой РСЗО, после чего приступили к научно-конструкторским работам.

Разработка велась в тульском «Сплаве» под руководством Ганичева. Характеристики будущей реактивной системы залпового огня заметно превосходили БМ-21 «Град».

С 1972 года конструкторы приступили к испытаниям новинки на полигоне и её доработке. В 1975 году РСЗО 9К57 «Ураган» поступила на вооружение советской армии.

Конструкция

Артиллерийская установка расположена на боевой машине 9П140. Это шасси построена на основе ЗИЛ-135ЛМ. Шасси обеспечивает достаточную проходимость за счёт полного привода на все 8 колёс и двигательной установки, состоящей из 2 V8 двигателей ЗИЛ-375 мощностью по 180 л.с. каждый.

Помимо боевой машины в комплекс входят:

  • транспортно-заряжающая машина 9Т452;
  • комплекс управления огнём 1В126 «Капустник-Б»;
  • метеорологический комплекс 1Б44;
  • машина для топографической съёмки 1Т12-2М;
  • реактивные снаряды;
  • учебная аппаратура.

Транспортно-заряжающая машина создана на аналогичном боевой базе ЗИЛ-135ЛМ, перевозит 16 снарядов и способна выполнять заряжание/разряжание без дополнительной подготовки.

Механизированное устройство заряжания позволяет загружать снаряды не только с машины, но и с грунта за 15 минут.

Вооружение

При разработке «Урагана» ставилась задача увеличить эффективность, дальность и накрываемую площадь залпа.

Артиллерийская установка собрана из 16 трубчатых направляющих, установлена на люльке в виде прямоугольной платформы. Наведение осуществляется с помощью электрического привода. Его дублирует ручной привод.

Для увеличения точности и эффективности ведения огня, реактивные снаряды закручиваются вокруг своей оси при пуске благодаря П-образному пазу в направляющих.

Есть несколько режимов стрельбы, предусматривающих одиночные выстрелы, режим «рваного залпа» и залп.

При стрельбе «рваным залпом» «Ураган» выпускает 8 снарядов с паузами в полсекунды, ещё 8 – с паузами в 2 секунды.

В режиме залпа весь боекомплект выстреливается за 8,8 секунды на дальность от 10 до 35 километров. Вести огонь можно как из кабины, так и дистанционно.

По сравнению с «Градом» возросла не только дальность, но и накрываемая площадь до 42 гектаров вместе с кучностью, превзошедшей кучность предшественника в полтора раза.

При создании машины инженеры опередили весь мир, создав кассетную боевую часть для реактивной системы залпового огня. 9К57 «Ураган» получил различные боеприпасы, а именно:

  • 9М27Ф с осколочно-фугасной боеголовкой;
  • 9М27К с кассетной боеголовкой, содержащей осколочные поражающие элементы;
  • 9М27С с зажигательной боеголовкой;
  • 9М59, 9М27К2, 9М27К3 с кассетными боеголовками, содержащими противотанковые мины;
  • 9М51 с объёмно-детонирующей боеголовкой.

Модификации

9К512 Ураган-1м

Отличается новым шасси и бикалиберностью артиллерийской части.

База боевой и заряжающей машин «Астролог» идентична применяемой у «Искандера». Пусковая установка, благодаря бикалиберности, способна использовать родные реактивные снаряды калибра 220 мм и снаряды калибра 300 мм, применяемые в системе «Смерч».

Бастион-03

Созданная на Украине машина, отличается использованием базы КрАЗ-6322, что сделано для унификации украинской ракетной артиллерии.

Боевое применение

Армия широко применяла «Ураганы». Впервые машина появилась в Афганистане, где снаряды с объёмно-детонирующей боевой частью продемонстрировали свою эффективность.

Позже РСЗО прошла две Чеченские войны, приняла участие в конфликте 2008 года в Южной Осетии, отметилась во время боевых действий на Украине, начавшихся в 2014 году и в Сирии, например, была замечена во время освобождения Пальмиры.

Экспорт

Более 10 стран имеют на своём вооружение «Ураганы». В их число входят такие страны как Украина, Белоруссия, Казахстан, Сирия, Узбекистан и Казахстан.

Эпилог

Традиционно для РСЗО, разработанной в СССР под руководством Ганичева, 9К57 «Ураган» оказался эффективным оружием, востребованным среди военных.

Созданная в далёком 1972 году, и принятая на вооружение в 1975, система до сих пор стоит на вооружении российской и других армий и остаётся надежным, эффективным и смертоносным оружием.

tanksdb.ru

Самосвал и лесовоз - "Ураган" способен и не на такое! - Боевая техника

Наверняка многие знают о здоровенном МАЗе-543 (он же МАЗ-7310) по прозвищу Ураган или в просторечии «ракетовоз» — поскольку в советское время на это шасси монтировались ракетные установки. Но чтобы ракетовоз превратился в лесовоз? Оказывается, было и такое!

Слегка кликабельно

Если отъехать от Питера на десяток километров в сторону Ломоносова, то среди унылых ольхово-ивовых перелесков мелькнет указатель «Забородье». За забором — ангар, у которого посетителей встречает радушная от скуки лохматая собака.

Небольшой дворик загроможден старыми рамами и агрегатами, ржавыми спецмашинами. И среди этого металлолома — два огромных МАЗа-Урагана, украшенных лесовозными «рогами»-кониками. Что это? Оказывается, результат весьма любопытного, но неудачного эксперимента. Расположенная здесь фирма Севзапспецмаш с конца девяностых годов занималась переделкой разных грузовиков и прицепов, в том числе военных, в лесовозы. Здесь устанавливали манипуляторы на Уралы, удлиняли шасси КрАЗов-«лаптежников», собирали несложные прицепы — роспуски из отечественных комплектующих. А однажды в распоряжение владельцев попали списанные шасси МАЗ-543М.

По замыслу разработчиков такой автопоезд должен был перевозить 47 т леса (20 т на тягаче и еще 27 т на прицепе). Слегка кликабельно.

Знаете, что это такое? Впервые МАЗ-543 показали широкой публике в 1965 году: тогда по Красной площади прошла колонна установок ракетного комплекса Эльбрус, или, как его называли натовцы, SS-1 Scud-B. Другой, более могучий комплекс на этом же шасси назывался Темп-С, по натовской классификации SS-12 Scaleboard.

Не менее могучим было шасси: на машине стоял 525-сильный дизель Д-12 с ужасающим рабочим объемом 38,8 л (это не опечатка), созданный на базе танкового. Коробка передач — гидромеханическая, подвеска всех колес — независимая, на торсионах. А кабин сразу две, по обеим сторонам гигантского моторного отсека.

Опытный самосвал МАЗ-7510 (снимок 1974 г.). Слегка кликабельно.

Позже появился вариант МАЗ-543М с одиночной кабиной: на нем монтировалось вспомогательное оборудование баллистического комплекса Тополь-М (шасси самого Тополя семиосное) и реактивные установки Смерч. Они по-прежнему стоят на вооружении разных армий (в России, Афганистане, Индии), и в прошлом году Смерч даже демонстрировали на армейской выставке в Москве как современное грозное оружие.

Слегка кликабельно

А вторую «гражданскую жизнь» Ураган обрел во времена перестройки, когда шасси со снятым вооружением продавались всем желающим (особенно популярно было ставить на него краны).

Но знаете, сколько расходовала вся эта техника? Только не пугайтесь.

Открываем «линейные нормы расхода топлива»: для грузовика МАЗ-7310 (он же МАЗ-7313) — 100 л/100 км, для автокрана на том же шасси — 125 л/100 км! За ту же сотню километров двигатель пожирал еще и 4,5 литра масла (наверняка в действительности еще больше). Впрочем, для военных все это не имело значения...

Как раз такие шасси купил Севзапспецмаш и, учитывая их невероятную прочность, решил попробовать на лесозаготовках. Всего было переделано два Урагана, третий остался в виде шасси. Сама переделка оказалась несложной: сварные П-образные коники закрепили болтами на надрамнике, у одного из образцов на заднем свесе установили «бэушный» манипулятор Fiskars (благо коробка отбора мощности здесь стоит изначально).

Слегка кликабельно

Полный привод и огромные колеса сулили невероятную проходимость: Ураганы предполагалось использовать на так называемой перетрелевке — для вывоза леса по просеке от места рубки до нормальных дорог (это в среднем пять-десять километров). Между прочим, в соседней Скандинавии для этих целей насыпают временные дороги, а у нас ввиду их отсутствия используют трелевочные тракторы, списанные армейские Уралы да КрАЗы-«лаптежники».

Но идея превратить Ураган в лесовоз провалилась. Конечно, мощности двигателя с запасом хватило бы для перевозки любого объема леса, который только можно навьючить на это шасси. Но машина-то создавалась в расчете на совершенно иные задачи!

Прежде всего, за несколько ходок Ураган превратил бы просеку в непроходимое болото, где уже ничто другое не смогло бы проехать. Расход топлива, как уже говорилось, был просто катастрофическим: больше литра на километр! А моторесурс двигателя Д-12 (повторим, изначально спроектированного для танка) равен всего... 800 моточасам. То есть после четырех месяцев эксплуатации мотор приказал бы долго жить. А где достать запчасти к нему или, скажем, гидротрансформатору, кроме как с другой такой же машины? Да и стоимость Ураганов, пускай подержанных, оказалась несравнимой с обычными грузовиками: за эти деньги можно было купить несколько тех же Уралов или КрАЗов!

На одну из машин в Забородье даже установили манипулятор Fiskars. Слегка кликабельно.

Любопытно, что на интернет-сайте фирмы из Забородья до сих пор есть объявление о продаже так и недостроенных монстров: покупателям обещан «лесовоз повышенной грузоподъемности и проходимости», причем «при выпуске конкретной партии могут быть учтены пожелания заказчика».

Вот только самих заказчиков нет — и уже не будет. Да и военные давно перестали отдавать списанную технику «за ящик водки»...

Текст и фото - журнал "Авторевю".

shusharmor.livejournal.com

РСЗО «Ураган»: описание и характеристики

20.02.2017

РСЗО 9К57 «Ураган» — это советская реактивная система залпового огня, разработанная в 70-х годах. Она до сих пор используется российской армией. Основной задачей этого оружия является поражение живой силы и других объектов противника на дистанциях от 10 до 35 км. РСЗО «Ураган» можно использовать для дистанционной постановки противотанковых и противопехотных мин.

Разработкой комплекса занималось тульское ГНПП «Сплав», в котором ранее была создана еще одна знаменитая реактивная система – «Град». Работами по созданию РСЗО 9К57 «Ураган» руководил генеральный конструктор Ганичев.

По основным характеристикам «Ураган» значительно превзошел Б-21 «Град»: он мощнее, имеет большую дальность стрельбы и может использовать более широкую номенклатуру боеприпасов, что повышает универсальность этого оружия.

РСЗО «Ураган» стоит на вооружении нескольких десятков стран мира, он принимал участие во множестве конфликтов и не раз доказывал свою высокую эффективность.

История создания

В середине 60-х годов советские военные получили на вооружение превосходную РСЗО «Град», аналогов которой на тот момент не имела ни одна из армий мира. Однако военным нужен был еще один комплекс РСЗО с несколько другими характеристиками: с большей дальностью стрельбы и более мощным боеприпасом. Начиная с 1963 года, конструкторы ГНПП «Сплав» в инициативном порядке работали над созданием подобного РСЗО. В 1967 году был готов эскизный проект системы, проведены стендовые испытания различных узлов и стрельба опытными реактивными снарядами.

В 1972 году начались полигонные испытания «Урагана» и доработка реактивной системы. На этом этапе конструкторы сумели получить характеристики, которые требовали от них военные. Дальность стрельбы новой РСЗО достигла 35 км, была значительно повышена ее кучность (она в 1,5 выше, чем у «Града») и эффективность поражения противника. Залп одной пусковой установки накрывал площадь в 42 гектара.

Конструкторы «Сплава» первые в мире сумели создать кассетную головную часть реактивного боеприпаса для РСЗО. С тех пор было разработано несколько видов кассетных боеприпасов для «Урагана», кроме боеприпасов с осколочными боевыми элементами, ракета может снаряжаться противотанковыми и противопехотными минами.

В 1975 году «Ураган» приняли на вооружение, ее производство продолжалось до 1991 года.

Боевым крещением «Урагана» стал Афганистан, советские войска широко применяли эту РСЗО на протяжении всего конфликта. Участвовал «Ураган» и в боевых действиях на территории Африки, сирийская армия использовала его против израильских войск в начале 80-х годов, а российские федеральные войска – в обеих чеченских кампаниях. РСЗО 9К57 «Ураган» активно применялся обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

Описание

РСЗО «Ураган» имеет в своем составе следующие компоненты:

  • боевую машину 9П140;
  • реактивные снаряды;
  • транспортно-заряжающую машину;
  • комплекс управления огнем;
  • метеорологический комплекс;
  • учебное оборудование;
  • автомобиль для проведения топографической съемки.

Основной составляющей «Урагана» является боевая машина 9П140, выполненная на базе автомобиля ЗИЛ-135ЛМ с ко­лес­ной фор­му­лой 8х8. Артиллерийская часть состоит из шестнадцати трубчатых направляющих, которые объединены в единый пакет. Направляющие крепятся на прямоугольной платформе – люльке. Качающаяся часть устанавливается на вращающемся основании, которое обеспечивает наводку направляющих по азимуту. Наведение возможно и с помощью ручного привода.

Наводка в вертикальной плоскости возможна в диапазоне от +6° до +55°. Угол го­ри­зон­таль­но­го на­ве­де­ния составляет от — 30° до +30° от продольной оси автомобиля. В задней части автомобиля установлены домкраты, которые повышают устойчивость при стрельбе.

«Ураган» оборудован панорамным прицелом и орудийной панорамой, есть рация и прибор ночного видения.

Трубчатые направляющие имеют П-образный паз, с помощью которого реактивному снаряду придается вращательное движение.

Стрельбу можно вести как залпом, так и одиночными выстрелами. Возможен вариант так называемого рваного залпа, во время которого первые восемь ракет выпускаются с интервалом в 0,5 секунды, а остальные восемь – 2 секунды. Время обычного залпа – 8,8 секунды, а «рваного» — 20. Стрельбу можно вести из кабины или дистанционно. Дальность стрельбы достигает 35 км, если огонь ведется на меньшие дистанции, то на головную часть ракеты устанавливаются специальные тормозные кольца.

Автомобиль ЗИЛ-135ЛМ оснащен двумя восьмицилиндровыми двигателями, с мощностью 180 л. с. каждый. Силовая установка находится позади кабины. Колеса задней и передней оси управляемы, машина оснащена системой подкачки шин.

Аналогичное шасси используется и для транспортно-заряжающей машины. Она может нести до 16 реактивных снарядов. Заряжание может проводиться без специальной подготовки, на любых площадках, его время – 15 минут. Транспортно-заряжающая машина оборудована краном, лотком с досылателем, грузовыми тележками, приспособлениями для стыковки, электрооборудованием и механизмом выверки.

Самым простым и наиболее используемым типом реактивных снарядов для РСЗО «Ураган» является 9М27Ф с осколочно-фугасной боевой частью. Боеприпас состоит из головной и ракетной части. В головной части расположена БЧ и взрыватель, в ракетной части находится твердотопливный двигатель и стабилизаторы. Они (как и у «Града») имеют форму сектора цилиндра и раскрываются после вылета реактивного снаряда из направляющей.

Ракета РСЗО «Ураган» 9М27К имеет кассетную боевую часть, в ней находятся тридцать осколочных элементов. Они расположены пятью секциями по шесть штук вокруг оси снаряда. Каждый подобный элемент оснащается собственными стабилизаторами и содержит 350 готовых поражающих элементов с высокой пробивной способностью.

«Ураган» стал первой системой залпового огня, которую можно было применять для дистанционного минирования местности. На заданной высоте боевая часть ракеты раскрывается пороховым зарядом, и боевые блоки рассеиваются на определенной территории. Взрыватель каждой мины блокируется системой замедления, которая отключается через время после приземления боеприпаса. После этого мины становятся на боевое дежурство.

В качестве боевых элементов реактивный снаряд «Урагана» может нести противотанковые контактные мины (взрывается только после наезда на них) и мины, реагирующие на магнитное поле боевой машины. Последние имеют кумулятивные выемки и могут пробивать танковую броню.

Также боевая часть реактивного снаряда может быть снаряжена противопехотными минами ПФМ-1С (312 штук). Эта мина имеет пластиковый корпус и небольшое крыло, которое предназначается для рассеивания боеприпасов на большую площадь. По форме они напоминают бабочку или лепесток. Подобные мины широко применялись советскими войсками в Афганистане, от них сильно страдало гражданское население, в особенности дети.

Реактивный снаряд может оснащаться и объемно-детонирующей боевой частью.

Технические характеристики РСЗО 9К57 «Ураган»

Ниже указаны тактико-технические характеристики системы залпового огня «Ураган».

Характеристики боевой машины
Количество направляющих16
Масса заряженной с расчетом, т20
Масса без снарядов и расчета, т15,1
Угол вертикальной наводки (зоны стрельбы), град+6…+55
Максимальная скорость наведения электроприводам, град/с3
Минимальная скорость наведения электроприводам, град/с0,2
Время полного залпа, с:
при постоянном темпе8,8
при «рваном» темпе20
Дальность стрельбы, км:
максимальная35,8
минимальная5
Время, мин:
перевода из походного положения в боевое3
заряжания14
подготовки для срочного перемещения1,5
ШассиЗил-135ЛМ
Масса шасси, т10,6
Габариты, м:
в походном положении9,63х2,8х3,23
в боевом положении10,83х5,34х5,24
Максимальная скорость, км/ч65
Запас хода, км570
Глубина преодолеваемого брода, м1,2
Расчет мирного/военного времени, чел4 (6)

Технические характеристики боеприпасов

Характеристики реактивных снарядов
ИндексТип ГЧМасса, кгМасса ГЧ, кгДлинаДальность стрельбы, км
9М27Фосколочно-фугасная28099483310-35,8
9М27Ккассетная, осколочная27189,551787,5-35
9М27К2противотанкового минирования27189,55178июл.34
9М27К3противопехотного минирования27189,55178июл.34
9М51объемно-детонирующая256143,55147май.13
9М59противотанкового минирования270905178окт.35

Видео об РСЗО

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Реактивная система залпового огня «Ураган»

РСЗО (реактивная система залпового огня) «Ураган» предназначается для поражения живой силы, бронированной и легкобронированной техники танковых и мотопехотных подразделений противника на марше и в местах сосредоточения, разрушения командных пунктов, объектов военной инфраструктуры и узлов связи, дистанционной установки противопехотных и противотанковых минных полей в зонах боевых действий на удалении 10–35 км.

Учитывая принятие на вооружение Полевой реактивной системы М-21в 1963 году, Тульский ГНИИ Точного Машиностроения в 1963-1964 годах в инициативном порядке провел поисковые работы с целью исследования возможности создания более дальнобойной и мощной системы по количеству ВВ в залпе, с помощью которой можно было бы решать в оперативном порядке боевые задачи на дальностях от 10 до 40 км.

В Министерство машиностроения в июне 1964 г. на рассмотрение направили Проект полевой реактивной системы залпового огня «Ураган», имеющей дальность стрельбы 35 км. Проектом предлагалась система, имеющая высокую маневренность, скорость передвижения до 70 км/ч, высокую проходимость и возможность открытия залпового огня в короткий промежуток времени. Данная система может быть использована для уничтожения открыто расположенной или укрытой в полевых сооружениях живой силы, огневых средств, танков, ядерного и химического оружия и других целей и объектов противника на дальностях до 40 км.

На основании приказа Миноборонпрома в 1967 году начали научно-исследовательскую работу «Создание ракетного высокоточного комплекса залпового огня «Ураган». Работу окончили в декабре 1967 г. с подтверждением возможности получения задаваемых характеристик, проведением теоретических проработок, стендовых испытаний двигателей, механизмов отделения, задержки раскрытия стабилизатора, аэродинамических продувок и огня модельными снарядами. Систему рекомендовали на проведение ОКР (опытно-конструкторской работы).

На основании приказа Министерства машиностроения №18/94 в 1968 г. был разработан аванпроект ракетного комплекса залпового огня «Ураган». В сентябре того же года работу рекомендовали на проведение опытно-конструкторских работ.

В состав системы «Ураган» должны были войти: боевая машина, командирская машина, транспортная машина и арсенальное оборудование. Предлагались использовать следующие типы головных частей снарядов: кассетные осколочного действия, фугасная (имеет заданное дробление корпуса), кассетная, предназначенные для дистанционного минирования. Решение о разработке других типов боевых частей (зажигательной, кумулятивной, агитационной, в спец. наполнении) должны были приниматься Минобороны и Министерством машиностроения во втором квартале 1970 г. по результатам аванпроекта.

В конструкции снарядов предполагалось использовать один для всех боевых частей твердотопливный реактивный двигатель с нерегулируемым соплом во всем интервале температур эксплуатации. Сменных сопл не было. В качестве базы РСЗО предлагалось использовать шасси ЗИЛ-135ЛМ. Во время эскизного проектирования должны были прорабатываться варианты боевой машины и транспортной машины на гусеничном шасси транспортера-тягача МТ-С.

Количество направляющих должно было равняться 20 шт. при использовании шасси от ЗИЛ-135ЛМ и 24 шт. на шасси МТ-С. Но точное количество направляющих должно было уточняться после рассмотрения эскизного проекта. Для транспортной машины в качестве базы также рассматривалось колесное шасси Краз-253.

С целью проверки мероприятий, которые связаны с работами по увеличению дальности ведения огня, на январь-февраль 1971 г. были запланированы стрельбы в количестве 30 шт. снарядами РСЗО «Ураган» из баллистической установки, размещенной на лафете МЛ-20. Должны были быть поставлены снаряды, имеющие три вида оперения:— ножевого типа, толщина пера 7 мм, раскрытие перьев к продольной оси снаряда под углом 90°;— по схеме снарядов «Град»;— комбинированного (сочетающего оперение снаряда ножевого типа и «Град»).

В 1972 г. завершили заводскую отработку, и систему представили на полигонно-войсковые испытания в составе:— неуправляемые реактивные снаряды с кассетной осколочного действия (масса 80-85 кг) и фугасной (масса 100-105 кг) боевыми частями;— боевая машина 9П140, установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;— транспортно-заряжающая машина 9Т452, установленная на шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМ;— арсенальное оборудование.

Во время заводской отработки получили характеристики системы, которые удовлетворяли основным заявленным тактико-техническим требованиям. В настоящее время РСЗО «Ураган» состоит на вооружении в российской, казахской, белоруской, украинской, йеменской армиях, а также, вероятно, в сирийской армии.

Реактивную систему залпового огня «Ураган» широко использовали в Афганистане в боевых действиях. В начале 1980-х годов ее развернули и применили сирийские военные на начальном этапе войны с Израилем. Систему применяли федеральные войска в Чеченской Республике. Согласно открытым данным последний раз систему применяли российские войска в 2008 году во время грузино-южно-осетинского конфликта.

В состав реактивной системы залпового огня «Ураган» входят:— боевая машина 9П140;— транспортно-заряжающая машина 9Т452;— реактивные снаряды;— КАУО (комплекс автоматизированного управления огнем) 1В126 «Капустник-Б»;— учебно-тренировочные средства;— автомобиль топографической съемки 1Т12-2М;— радиопеленгационный метеорологический комплекс 1Б44;— комплект арсенального спецоборудования и инструмента 9Ф381.

Боевая машина 9П140 выполнялась на четырехосном шасси автомобиля ЗИЛ-135ЛМП с высокой проходимостью и колесной формулой 8х8. Артиллерийская часть состоит из пакета, в который собрано 16 трубчатых направляющих, поворотного основания с прицельными приспособлениями и механизмами наведения, уравновешивающего механизма, а также гидравлической и электротехнической аппаратуры.

Механизмы наведения, снабженные силовыми приводами, дают возможность наводить в вертикальной плоскости пакет направляющих от 5 до +55 градусов. Угол горизонтального наведения составляет ±30 градусов от продольной оси боевой машины. Для увеличения устойчивости пусковой установки во время выстрела в кормовой части шасси имеется две опоры, которые оснащенные домкратами приводимыми вручную. Реактивные снаряды могут перевозиться непосредственно в направляющих. Боевая машина оборудована прибором ночного видения и средствами связи (радиостанция Р-123М).

Трубчатые направляющие – гладкостенные трубы с П-образным винтовым пазом, по которому во время выстрела скользит штифт реактивного снаряда. Таким образом, обеспечивается его первоначальная раскрутка для придания снаряду устойчивости необходимой в полете. Снаряд при движении по траектории вращения поддерживается при помощи лопастей раскрывающегося стабилизатора, которые установлены к продольной оси снаряда под определенным углом.

Залп одной боевой машины накрывает площадь более 42 га. Основным способом стрельбы является огонь с закрытой позиции. Существует возможность ведения стрельбы из кабины. Расчет боевой машины 9П140 — 6 человек (4 человека в мирное время): командир боевой машины, механик-водитель, наводчик (старший наводчик), номера расчета (3 человека).

На боевой машине имеется панорамный механический прицел Д726-45. В качестве угломерного и визирного устройств в прицеле используют штатную орудийную панораму ПГ-1М.

Системой запуска боевой машины 9П140 обеспечивается:— безопасная работа расчета, который обслуживает боевую машину при стрельбе;— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в кабине расчета;— ведение залпового и одиночного огня при нахождении в укрытии расчета на расстоянии до 60 м от боевой машины;— ведение огня в случае выхода из строя источников питания и основных блоков цепей ведения огня.

Системой запуска обеспечивается возможность залпового огня с постоянным темпом (запуск 16 ракет происходит с темпом 0,5 секунды) и так называемым «рваным» темпом стрельбы (первые 8 ракет запускается с интервалом 0,5 сек, остальные ракеты с интервалом 2 секунды). Благодаря использованию «рваного» темпа стрельбы позволяет значительно снизить частоту и амплитуду колебаний боевой машины, и, следовательно, улучшить кучность ведения огня.

Для заряжания пусковой установки используется транспортно-заряжающая машина 9Т452, разработанная на одинаковом с боевой машиной шасси. Каждая заряжающая машина может транспортировать 16 реактивных снарядов. Машина обеспечивает заряжание (разряжание) без спец. подготовки позиции, в том числе с любой транспортной машины, с другой транспортно-заряжающей машины или с грунта. Процесс перезаряжания механизирован, время заряжения 15 минут. Грузоподъемность 300 кг.

Особенностью четырехосного колесного шасси ЗИЛ-135ЛМП являлось расположение силовой установки за четырехместной кабиной экипажа. Данная силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых V-образных карбюраторных двигателей ЗИЛ-375. При 3200 оборотах в минуту каждый двигатель развивает мощность до 180 л.с. Трансмиссия имеет бортовую схему: колеса каждого борта вращаются самостоятельным двигателем через отдельную коробку передач, бортовые редукторы и раздаточные коробки.

Колеса первой и четвертой оси — управляемые, с независимой торсионной подвеской имеющей амортизаторы. Колеса средних осей сближены, не имеют упругой подвески и к раме крепятся жестко. Машина оборудуется централизованной системой регулирования давления в шинах. Машина имеет очень высокую проходимость и скоростные характеристики. При движении с полной нагрузкой по шоссе максимальная скорость составляет 65 км/ч, без предварительной подготовки может преодолевать броды глубиной до 1,2 м. По топливу запас хода составляет 500 км.

Боекомплект РСЗО «Ураган» состоит из следующих реактивных снарядов:

— 9М27Ф имеющий осколочно-фугасную головную часть;— 9М27К имеющий кассетную головную часть с осколочными боевыми элементами;— 9М27С имеющий зажигательную головную часть;— 9М59, 9М27К2, 9М27К3 имеющие кассетную головную часть с противотанковыми минами;— 9М51 имеющие головную частью объемно-детонирующего действия (во время войны в Афганистане показал высокую эффективность).

Максимальная дальность стрельбы – 35 км, для уничтожения на меньших дистанциях на реактивный снаряд надевают кольца, которые тормозят его в полете. Дальность полета кассетного снаряда с малым кольцом составляет 11-22 км, неуправляемого реактивного снаряда 9М27Ф составляет 8–21 км. В случае использования большого тормозного кольца дальность полета кассетного снаряда составляет 9–15 км, а снаряда 9М27Ф составляет 8–16 км.

Комплекс может эксплуатироваться в условиях использования противником ядерного, бактериологического, химического оружия в различное время года и суток, при температуре воздуха -40… +50°С. в разных климатических условиях. РСЗО «Ураган» может транспортироваться водным, железнодорожным или воздушным транспортом.

Тактико-технические характеристики РСЗО «Ураган»:Масса боевой машины в боевом положении – 20 т;Масса боевой машины без расчета и снарядов – 15,1 т;Габариты в походном положении:Длина – 9,63 м;Ширина – 2,8 м;Высота – 3,225 м;Колёсная формула — 8×8Количество направляющих – 16 шт;Вращение направляющих – 240 градусов;Время перезарядки – 15 минут;Запас хода по шоссе – 500 км;Время перевода боевой машины из походного в боевое положение не более – 3 мин.;Время оставления огневой позиции после произведения залпа менее – 1,5 мин.;Диапазон температур боевого применения – от -40 до +50 °С;Приземный ветер – до 20 м/с;Высота применения над уровнем моря – до 3000 м;Общие характеристики реактивных снарядов:Калибр – 220 ммВес твёрдотопливного порохового заряда – 104,1 кгМаксимальная дальность стрельбы – 35 км;Минимальная дальность стрельбы – 8 км;Температурный диапазон боевого использования – от -50 до +50 °С.

/По материалам rbase.new-factoria.ru/

army-news.ru


Смотрите также