Автомобильный усилитель – экономные варианты создания звука в салоне. Усилитель мощности двигателя


Электромашинные усилители

Общие сведения

В автоматических устройствах возникает необходимость усиления электрической мощности, получаемой от различных маломощных измерительных элементов или преобразователей (температуры, давления, влажности, химического свойства среды и так далее). В частности, преобразователями скорости вращения являются тахогенераторы, рассмотренные в статье "Исполнительные двигатели и тахогенераторы". Используемые для указанной цели устройства называются усилителями.

В технике применяются различные виды усилителей электрической мощности: электронные (ламповые), полупроводниковые, магнитные и электромашинные. Последние представляют собой специальную разновидность электромашинных генераторов, которые приводятся во вращение приводными электрическими двигателями с n = const. Усиление мощности при этом происходит за счет мощности, получаемой от приводного двигателя. Электромашинные усилители (ЭМУ) применяются для автоматического управления работой электрических машин в различных производственных и транспортных установках.

Коэффициентом усиления усилителя kу называется отношение выходной мощности Pвых к входной мощности Pвх:

kу = Pвых / Pвх . (1)

Мощность Pвх называется также мощностью управления или сигнала. Коэффициент усиления мощности электромашинного усилителя достигает значений kу = 1000 – 10000.

Различают также коэффициенты усиления тока

ki = Iвых / Iвх , (2)

и напряжения

ku = Uвых / Uвх . (3)

Очевидно, коэффициент усиления мощности

Обычно требуется, чтобы при изменении режима работы электромашинного усилителя kу = const. Для этого машинные системы электромашинного усилителя выполняются ненасыщенными.

От электромашинного усилителя требуется также большое быстродействие работы, то есть быстрое изменение Pвых при изменении Pвх. Быстродействие определяется электромагнитными постоянными времени обмоток электромашинного усилителя:

T = L / r .

Быстродействие электромашинного усилителя можно оценить некоторой эквивалентной постоянной времени Tэ, учитывающей скорость протекания переходных процессов в электромашинном усилителе в целом. Обычно Tэ = 0,05 – 0,3 с.

Во избежание замедляющего действия вихревых токов, индуктируемых при изменении потока Ф в магнитопроводе, последний изготовляется полностью из листовой электротехнической стали высокого качества. Влияние гистерезиса магнитной цепи сводится к минимуму выбором соответствующей марки стали, а также специальными дополнительными мерами.

Для оценки качества электромашинного усилителя вводится также понятие добротности kд, которая определяется как

Желательно чтобы kд было больше, что возможно при больших kу и малых Tэ. Однако увеличение kу обычно приводит к увеличению Tэ и наоборот. Например, при увеличении сечений магнитопровода электромашинного усилителя магнитный поток, выходное напряжение, выходная мощность и коэффициент усиления мощности увеличиваются. Однако одновременно увеличиваются также индуктивности и постоянные времени обмоток. Поэтому значения kу и Tэ приходится выбирать компромиссным образом.

Номинальная выходная мощность современных электромашинных усилителей достигает 100 кВт. Мощность управления колеблется от долей ватта до нескольких ватт. Первые электромашинные усилители построены в 1937 году.

Одноступенчатые электромашинные усилители с независимым возбуждением

В качестве простейшего электромашинного усилителя можно рассматривать обычный генератор постоянного тока с независимым возбуждением с расслоенной магнитной цепью индуктора и якоря. При этом обмотка возбуждения является обмоткой управления, а цепь якоря – выходной цепью. Так как в таких генераторах Pв = (0,01 – 0,02) × Pн, то kу = 50 – 100. Ввиду малого значения kу такие усилители применяются редко. Впрочем, в качестве подобных электромашинных усилителей можно рассматривать обычные электромашинные возбудители крупных машин постоянного и переменного тока.

Двухмашинные электромашинные усилители

Рассмотренные выше простейшие электромашинные усилители имеют одну ступень усиления мощности – от обмотки возбуждения (управления) к обмотке якоря. Для увеличения kу электромашинные усилители изготовляются с двумя или большим числом ступеней усиления. Общий коэффициент усиления kу при этом равен произведению коэффициентов усиления отдельных ступеней. Например, в двухступенчатых усилителях

Простейший двухступенчатый усилитель представляет собой каскадное соединение двух генераторов постоянного тока (рисунок 1). Обмотка возбуждения генератора 1 является обмоткой управления ОУ. Якорь генератора 1 питает обмотку возбуждения генератора 2, цепь якоря последнего (U2, I2) является выходной цепью, подключаемой к управляемому объекту.

Электромашинные усилители по схеме рисунка 1 изготовлялись западногерманской фирмой "Сименс-Шуккерт" под названием "рапидин". Обе машины располагались в общем корпусе. При этом достигалось kу = 10000.

Рисунок 1. Схема двухмашинного усилителя

Обычно все электромашинные усилители имеют несколько обмоток управления, которые размещаются рядом друг с другом на общем участке магнитной цепи (полюсах). При этом можно осуществлять управление в зависимости от нескольких величин (например, в зависимости от скорости вращения и тока якоря двигателя прокатного стана и тому подобного).

Двухступенчатые электромашинные усилители с поперечным полем

Такие электромашинные усилители являются самыми распространенными электромашинными усилителями и были разработаны фирмой "Дженерал электрик" в 1937 г. под названием "амплидин". Они изготовлялись обычно с неявновыраженными полюсами и с числом пар полюсов 2p = 2. В СССР такие электромашинные усилители выпускались серийно.

Рассматриваемый вид электромашинного усилителя является конструктивным развитием генератора поперечного поля (смотрите статью "Специальные типы генераторов и преобразователей постоянного тока") и по принципу действия аналогичен ему.

Обмотки управления ОУ (рисунок 2) создают первоначальный поток Фу по продольной оси. Этот поток индуктирует электродвижущую силу, которая вызывает ток I1 = k1 × Фу в короткозамкнутой цепи якоря (щетки 1 – 1). Ток I1 протекая по обмотке якоря и поперечной подмагничивающей обмотке ПО, создает поток Ф1 = k × I1 поперечного поля. Поток Ф1 индуктирует электродвижущую силу в выходной цепи (щетки 2 – 2), в результате чего в цепи нагрузки возникает ток I2 = Iвых и на выходных зажимах – напряжение U2 = Uвых.

Рисунок 2. Схема электромашинного усилителя с поперечным полем

Продольная размагничивающая намагничивающая сила тока I2 практически полностью компенсируется обмоткой КО, чтобы снизить мощность управления и увеличить коэффициент усиления. Если действие КО является слишком сильным, то возникает опасность самовозбуждения электромашинного усилителя как генератора последовательного возбуждения, в результате чего нормальная работа электромашинного усилителя нарушается. Обычно КО выполняется с некоторым запасом (перекомпенсация), и регулирование (ослабление) ее действия производится с помощью шунтирующего сопротивления Rш (рисунок 2).

Форма вырубок листов стали статора электромашинного усилителя и расположение обмоток статора показаны на рисунке 3. Компенсационную обмотку, с целью достижения компенсации реакции якоря не только по величине, но и по форме, выполняют распределенной. Обмотка якоря обычно имеет укорочение шага. Применение поперечной подмагничивающей обмотки ПО позволяет уменьшить ток I1 и улучшить тем самым коммутацию под щетками 1 – 1 (смотрите рисунок 2). Поэтому добавочных полюсов в поперечной оси обычно не делают. Коммутация под щетками 2 – 2 улучшается с помощью добавочных полюсов (рисунок 3).

Рисунок 3. Форма вырубок листов стали статора электромашинного усилителя с поперечным полем и размещение обмоток статора1 – обмотки управления; 2 – поперечная подмагничивающая обмотка; 3 – компенсационная обмотка; 4 – обмотка добавочных полюсов выходной цепи

Для уменьшения влияния гистерезиса вокруг спинки сердечника статора наматывают размагничивающую обмотку, питаемую переменным током. Поток этой обмотки замыкается в сердечнике статора по окружности и не проникает в якорь. Ширина петли гистерезиса при таком размагничивании сужается. На рисунке 3 эта обмотка не показана.

Двухступенчатые электромашинные усилители с поперечным полем обычно имеют мощность до Pн = 20 кВт и коэффициент усиления до kу = 10000. Построены также многополюсные электромашинные усилители мощностью до Pн = 100 кВт с сильной поперечной подмагничивающей обмоткой и добавочными полюсами для улучшения коммутации щеток 1 – 1. Существуют также некоторые другие, менее распространенные типы электромашинных усилителей.

Источник: Вольдек А. И., "Электрические машины. Учебник для технических учебных заведений" – 3-е издание, переработанное – Ленинград: Энергия, 1978 – 832с.

www.electromechanics.ru

Электромашинные усилители. Коэффициент усиления по мощности и напряжению

Современными производственными системами предъявляются довольно жесткие требования к электроприводам в части строгого обеспечения необходимых режимов работы (ускорение, скорость, плавность хода, нужный закон изменения скорости и другое). Выполнение данных условий рабочей машины возможно только при наличии системы непрерывного управления.

Особенностью данных систем является постоянное сравнение регулируемой величины с ее заданным значением и использование полученной разницы для усиления (ослабления) данной величины к требуемому значению. Обязательным элементом большинства этих систем являются различного рода усилители.

Усилитель – это устройство, которое способно с помощью малого импульса управлять поступлением энергии из мощного постороннего источника.

Примером такого усилителя может послужить контактор, который при подаче относительного небольшой мощности на катушку управления замыкает контакты и подает питание на значительно более мощный электроприемник. Аналогично небольшое усиление, приложенное к золотнику, регулирующему подвод жидкости под давлением к цилиндру гидравлического пресса или какого-нибудь другого механизма, управляет во много раз большим усилием, развиваемым рабочим поршнем.

Буквально несколько десятилетий назад у инженеров не было такого огромного выбора электронных усилителей и регуляторов, поэтому основными элементами систем автоматического регулирования были электромеханические элементы, например, электрический генератор, который также является усилителем. Генератор превращает механическую энергию приводного электродвигателя в электрическую. Изменение энергии, подводимой к цепи возбуждения генератора, дает возможность воздействовать на величину энергии, отдаваемой приемнику:

В любом усилителе, независимо от его природы, различают место приложения управляющего воздействия – вход (обмотка управления контактора или реле, обмотка возбуждения электродвигателя, золотник гидропривода) и поток управляемой энергии – выход усилителя.

Главной характеристикой усилителя является коэффициент усиления, представляющий собой отношение управляемой величины на выходе к значению управляющего импульса в установившемся режиме на входе:

Преобладающее большинство усилительных звеньев обладает инерционностью. В переходном режиме при заданном характере изменения входной функции значение выходной функции будет определяться математической связью, зависящей от ряда инерционных постоянных. Связь между выходной и входной функциями в переходном режиме называют передаточной функцией:

Рассмотрим генератор постоянного тока как усилитель. В нем существует два вида коэффициента усиления: по напряжению и по мощности.

В данном случае коэффициент усиления по мощности представляет собой отношение мощности, отдаваемой нагрузке, к мощности, потребляемой цепью возбуждения, то есть:

Выразим ток нагрузки через ЭДС генератора:

И подставим в выражение коэффициента усиления:

При работе с ненасыщенной магнитной системой:

После подстановки ЭДС выражение коэффициента усиления примет вид:

с – коэффициент пропорциональности между током возбуждения и ЭДС генератора, определяемый параметрами обмоток возбуждения, якоря и скоростью вращения:

Выражение (4) показывает, что коэффициент усиления генератора по мощности является функцией величины сопротивления обмотки якоря и сопротивления цепи нагрузки.

Основная формула (1) показывает, что коэффициент усиления обратно пропорционален мощности, затрачиваемой на возбуждение генератора. От 5% до 1% мощности затрачивается на возбуждение, в зависимости от габаритов электродвигателя. Отсюда следует, что коэффициент усиления по мощности может быть равен kp = 20 – 100.

Найдем значение rн, соответствующее максимуму коэффициента усиления по мощности. Для этого необходимо взять производную коэффициента усиления (4) по сопротивлению нагрузки rн и приравнять ее нулю:

Максимальное значение коэффициента усиления по мощности будет равно:

Стоит отметить, что практически получить максимальное значение коэффициента усиления по мощности не представляется возможным, так как по условиям экономичности приходится брать rн>>rя.

Соответственно коэффициент усиления генератора по напряжению представляет собой отношение напряжения на выходе генератора к отношению напряжения на входе, что описано формулой:

Выразим данное значение напряжения на зажимах генератора через его ЭДС:

Для ненасыщенного электродвигателя заменим E = ciв и получим:

Из формулы (10) видно, что коэффициент усиления по напряжению kU будет тем больше, чем больше величина сопротивления нагрузки rн. При прочих равных условиях kU будет наибольшим при:

А последнее будет иметь место при rн>>rя. Стоит отметить, что условия получения максимума kp и kU в электромашинных усилителях те же, что и в электронных приборах. В электронных усилителях максимум коэффициента усиления по мощности имеет место при равенстве внутреннего сопротивления электронной лампы и сопротивления анодной цепи. Наибольшее значение коэффициента усиления по напряжению получают при наибольшем значении сопротивления анодной цепи.

Для систем управления электроприводами более существенным является коэффициент усиления по мощности.

Обычные генераторы постоянного тока с независимым возбуждением вследствие незначительной величины коэффициента усиления по мощности находят очень ограниченное применение в качестве электромашинных усилителей.

Наиболее широко распространены были следующие типы усилителей:

  1. Электромашинный усилитель с поперечным полем;
  2. Электромашинный усилитель с самовозбуждением;
  3. Многообмоточный регулирующий возбудитель;

elenergi.ru

УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТО

   Вторая часть статьи про автомобильный усилительный комплекс. Третьим этапом сборки у нас идет ящик для сабвуфера. Как не странно, но для меня собрать ящик оказалось сложнее, чем паять сам УНЧ. К счастью, за копейки удалось приобрести колонку С-70, динамическая головка у нее была не очень и поэтому была заменена на 75 гдн, поскольку головок по мощнее к тому времени под рукой не было, поэтому включать усилитель на полную мощность очень рискованно, динамик может попросту сгореть. Если кто-то желает собрать ящик своими руками то можете использовать расчет параметров ящика для 75гдн которые есть в данной статье. 

   Материал лучше использовать мдф или дсп (доски с толщиной не менее 1см ). Спросите почему именно 1 см? Потому, что в ящикие сабвуфера создаётся достаточно большое давление. В сборке корпуса, доски прикрепляют друг к другу саморезами и клеем ПВА, из внутренней стороны следует закрывать места крепления досок силиконом или другим герметиком на крайний случай можно использовать клей момент. После того как у нас уже собран сабвуфер перейдем к тяжелой артилерии - усилителю мощности, который в свою очередь включает в себя два отдельныx усилителя. Рассмотрим по отдельности каждый из ниx.  

УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ ДЛЯ САБВУФЕРА

   УНЧ для сабвуфера выполнен по умощненной сxеме и имеет мощность 300 ватт. Но можно ещё повысить мощность, добавлением дополнительной пары выxодныx транзисторов, или если мощность надо поднять но 30-50 ватт, то можно обойтись просто поднятием питания. Вот нужные детали для создания этого блока.

   Транзисторы:

2SC5200-O + 2SA1943-O (пара) ORG (TOS)- 2 штуки.2SD669A (TO126 HIT) - 2 штуки.2SA1265 (TO3P PMC) – 1 штука.2SB649A (TO126 HIT) – 1 штука.2SC3182 (TO3PB CHINA) –1 штука.2N5551 (TO92 FAI/QTC) – 2 штуки.2N5401 (TO92) – 2 штуки.

   Конденсаторы - пленка 0.1x63 – 2 штуки.0.47х63 – 6 штук.1.0х63 – 2 штуки.100х100 – 2 штуки.240х50 – 1 штука.   Керамические: 24 – 1 штука.0.47 – 2 штуки.   Полярные:1000х100 – 2 штуки.220х16 – 2 штуки.100х25 – 2 штуки.47х16 – 2 штуки.

   Резисторы: 4.7 – 1 штука.0.22 – 4 штуки.2.2 – 4 штуки.15к – 1 штука.180- 1 штука.47 – 2 штуки.4.7к -1 штука.4.7к – 3 штуки.1к – 3 штуки.100 – 5 штук.47к – 2 штуки.6.8 к – 2 штуки.

   Стабилитроны на 15 вольт 1,5 ватт - 2 штуки. После покупки всеx деталей была создана печатная плата методом утюга и лазерного принтера. После сборки снимаем с платы выxодные транзисторы и дальнейшие опыты будем проводить без ниx, а делаем это для того, чтобы в случае неправильной сборки их не испортить. Если кто не может найти резисторы 0,22 ом - не беда, просто возьмите пасту от гелевой ручки или любой по диаметру 0,5 мм и намотайте на ней 10 витков проводом 1мм. Транзисторы устанавливают на теплоотвод, а ещё лучше прикрепить на корпус общей установки, чтоб меньше грелись и желательно дополнить кулером для страxoвки. 

   Фильтр низкой частоты собран на плате с усилителем, он работает без предварительного усилителя.

   После сборки еще раз проверяем плату на правильность и оставляем усилитель на небольшое время, пока не создадим преобразователь напряжения. А пока соберём квадроусилитель на основе микросxемы TDA7388, которая является высококачественным квадрофоническим усилителем мощности и способна отдавать до 40 ватт на канал. 

   Усилитель TDA7388 имеет очень простую сxему включения и работает от бортовой сети автомобиля, следовательно к нему не нужен преобразователь напряжения. После окончания сборки УНЧ нам нужно для него сделать фильтр для защиты от помеx, поскольку шум мотора может повлиять на звук усилителя, а фильтр сглаживает высокочастотные шумы. Конструкции фильтра можно взять из преобразователя, поскольку там тоже присутствует такой фильтр.

   Усилитель прикрепляют на радиатор от компьютерного процессора и дополняют сверxу кулером, его так-же можно достать из блока питания компьютера. После сборки всеx частей, настала очередь собрать преобразователь напряжения.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ

   ПН нужен для того, чтоб от бортовой сети автомобиля получить двуxполярное напряжение 50 вольт для питания сабвуферного усилителя. Сердцем нашего преобразователя служит микросxема TL494, которая играет роль задающего генератора и обеспечивает нужную частоту. 

   Как уже говорилось, мощность усилителя порядка 300 ватт, значит преобразователь у нас должен иметь 30-50 ватт в запасе. Предлагаемый преобразователь способен отдавать до 400 ватт, так что его мощности вполне хватит. Трансформатором преобразователя служит ферритовый сердечик от тиристорного телевизора или любой другой с проницательностью 2000НМ. Если есть то лучще использовать ферритовое кольцо. 

   Первичную обмотку - 4 витка, мотаем жгутом, провод 0,6 мм 10 жилами, затем делаем отвод и мотаем еще столько таким же проводом. Можно конечно более толстым проводом мотать, но так менее удобно. Вторичную обмотку - 25 витков тоже проводом 0,6мм 7-ю жилами, затем делаем отвод и мотаем еще столько. Конденсаторы для фильтрации тока преобразователя лучше ставить 100 вольт 2200микрофарад, если же нет такиx конденсаторов, то можно брать две штуки по 50 вольт 2200 микрофарад и подключить иx последовательно, таким образом увеличив напряжение. Транзисторы IRFZ можно заменить КТ827, тогда мощность чуток увеличиться. 

   Транзисторы ставят на теплоотвод и дополняют курьером. Диодный мост ставят любой, на 15 ампер. После этого собираем все платы в алюминевом корпусе. Гнезда и штекеры использованы из двд проигрывателя. Если все собрали правильно, конструкция будет работать сразу.

   Подключаем к преобразователю усилитель, к выxоду усилителя подключаем динамик и подаем вxод, и если все работает как надо - припаиваем выxодные транзисторы усилителчя на плату. Дроссели намотаны на ферритовом стерже или кольце и содержат 12 витков провода 1 - 1,5 мм. Усилитель играет даже лучше чем предполагал, лично я очень доволен проделанной работой. Четыре дня труда стоили того и оправдали все надежды на хороший усилительный комплекс автомобиля. Автор - АКА.

   Форум по усилителям 

   Обсудить статью УСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ АВТО

radioskot.ru

Выбор автомобильного усилителя мощности — Поделки для авто

Производители современных автомагнитол указывают неплохие показатели их мощности — от «4х50W» и выше. Но не стоит забывать, что такие цифры означают лишь максимально возможный выдаваемый и кратковременный поток мощности, причём выдаваемый процент нелинейных искажений, может существенно портить качество музыки.

Высокие нагрузки могут вывести из строя дорогостоящие головные устройства. Наличие усилителя не только сводит «на нет» деформацию звука при воспроизведении, делая музыку чище и лучше, но и защитит штатные магнитолы от излишнего напряжения.

Не смогут заменить качественный усилитель и дорогостоящие динамики, которые имеют встроенный усилитель мощности. Безусловно, такие динамики способны выдать качественный звук с мощностью около 20 Вт, но по сравнению с самостоятельным усилителем, этот показатель явно проигрывает.

Приобретение качественного усилителя порадует любого ценителя чистого звука.

Модели автомобильных усилителей мощности

На самом деле, усилители по принципу строения разнятся лишь наличием в них каналов и классами КПД и звуковых деформаций.

Моноканальные автомобильные усилители способны увеличить мощность на выходе лишь по одному звуковому каналу. Обычно, такой тип усилителя применяется лишь для увеличения мощности сабвуфера, но «гурманы», чаще всего, обходят такие установки стороной.

Двухканальные усилители направлены на увеличение качества выдаваемого звука двумя динамиками или сабвуфером. При подключении к двум каналам усилителя сабвуфера, можно значительно увеличить его мощность на выходе.

Для воспроизведения сабвуфером только сверхнизких частот, необходимо оборудовать усилитель специальным фильтром, а на прочих акустических установках в автомобиле «басы» нужно убрать полностью.

Крайне популярны у всех любителей автозвука четырёхканальные усилители. Два его канала направляются на контакт с передними или задними динамиками автомобиля, а остальные – на мостовое подключение сабвуфера.

Пятиканальные автомобильные усилители подключают как к сабвуферу, так и к двум комплектам динамиков. Такие виды усилителей очень существенно увеличивают мощность и качество выдаваемого звука, но не всем любителям автозвука требуются все пять каналов у установки.

Существуют, конечно, и шестиканальные усилители для автомобилей, и возможно размещение нескольких установок одновременно, но обычно за ненадобностью, изобилие каналов и установок практически не используются.

По классам усилители делятся следующим образом:

  1. Класс А – имеют невысокий уровень деформации звука, но обладают низким КПД.
  2. Класс В – высокий уровень деформации компенсируется большой мощностью звука на выходе.
  3. Класс С – имеет мощный коэффициент полезного действия, но за счёт высокого искажения звука, непригодны для создания системы высокочастотной акустики.
  4. Класс А/В – при небольшом уровне деформации звука, такой усилитель способен выдать большой КПД. Идеальное соотношение цены и качества автомобильного усилителя.
  5. Класс D – современные установки с цифровой обработкой звука. Такие усилители обладают высокой стоимостью, но поражают высочайшим КПД и практически отсутствием звуковой деформации. Наилучший вариант, при наличии средств.

При установке усилителя важно максимально закрепить всю установку и создать вентилируемое пространство, которое будет охлаждать греющуюся проводку системы.

В заключение, стоит отметить важный момент. При установке мощного или нескольких усилителей, иногда возникает необходимость в дополнительном источнике питания и замене генератора.

Похожие статьи:

xn----7sbgjfsnhxbk7a.xn--p1ai

Автомобильный усилитель своими руками | Сабвуфер своими руками

В статье на сайте описана конструкция несложного автомобильного стереоусилителя с импульсным преобразователем напряжения.

Его добавление существенно увеличило мощность усилителя на популярных микросхемах TDA7293 или TDA7294 — до 78 Вт на нагрузке сопротивлением 4 Ом, а применение готового корпуса намного упростило его изготовление.

Как часто и справедливо утверждает звучание штатной магнитолы автомобиля может порадовать только неискушённого слушателя. На практике оказывается, что в большинстве случаев реальное значение выходной мощности УМ магнитолы не превышает 20 Вт на канал при нагрузке сопротивлением 4 Ом, а при работе от аккумулятора мощность падает до 16 Вт.

Собственно, даже при такой мощности можно качественно озвучить любой салон автомобиля, если бы не пик-фактор музыкальных сигналов, достигающий в отдельных композициях 20…25 дБ Так встроенный усилитель мощности автомагнитолы без ограничения динамического диапазона может выдать до 5 Вт на канал.

Учитывая качественный рост параметров современных усилителей мощности, вопрос модернизации тракта воспроизведения упирается в физическое ограничение динамического диапазона максимальной выходной мощностью встроенных УМ, а возможности его расширения исчерпаны производителями аппаратуры.

Вследствие высокого уровня зашумления (в том числе и извне) в автомобиле динамический диапазон значительно сужается Шумоизоляция кузова и повышение уровня звукового давления АС помогают увеличить динамический диапазон прослушивания. Установка внешнего УМ на начальном этапе модернизации является, на мой взгляд, наименее трудозатратной.

Необходимо заметить, что доработку автомобильной аудиосистемы нужно начинать с установки более качественной фронтальной АС. Современные мультимедийные устройства для автомобилей оснащены линейными выходами для подключения внешних усилителей. Промышленность предлагает много высококачественных автомобильных УМ, однако их высокая стоимость является существенным ограничением при модернизации.

Подключать же УМ к выходам встроенного в магнитолу усилителя, на мой взгляд, нецелесообразно. Предлагаемый автомобильный усилитель своими руками обладает минимальным функционалом, однако имеет ряд положительных признаков: мощный не стабилизированный источник питания, хороший УМ, минимальный размер корпуса, отсутствие низкокачественных компонентов входного активного фильтра. Номинальное напряжение питания составляет +/-25 В, что даёт возможность повысить мощность на нагрузке 4 Ом до 78 Вт.

В отличие от многих конструкций, описанных в Интернете, этот двухканальный УМ собран в стандартном, доступном и недорогом алюминиевом корпусе фирмы Gainta, показанном на рис. 1 Ширина (размер L на рис 1) — 100 мм. Размеры основной платы 93.6×96 мм, что позволяет вставить ее в специальные пазы корпуса. Приоритет в проекте отдан компактности устройства, поэтому применены детали поверхностного монтажа УМ проектировался под конкретный проигрыватель компакт-дисков, для которого номинальная нагрузка линейного выхода 10 кОм.

Автомобильный усилитель своими руками состоит из не стабилизированного преобразователя напряжения (ПН) и УМ на двух микросхемах TDA7293 (или TDA7294 с учётом различий в цоколевке), а также узла управления по внешнему сигналу Remote сигналом STBY усилителя.

Усилитель для авто схема показана на рис. 2 Преобразователь частоты lenze с функцией плавного пуска собран на микросхеме TL494 и полевых транзисторах. Габаритная мощность трансформатора около 300 Вт, и применение двух пар транзисторов в каждом плече преобразователя позволяет отдавать в нагрузку большую мощность.

Расчёт трансформатора и выбор магнитопровода проводился с использованием полезной бесплатной программы EXCELLENIT5000 (1). Существует мнение, что УМ с импульсным БП без стабилизации обеспечивают звучание лучше, чем со стабилизированным БП В цепях затвора мощных транзисторов преобразователя включены резисторы (47 Ом), что сужает спектр помех, создаваемых инвертором.

На меньшей плате размещены узел управления включением и контроллер ПН, на большей ПН и УМ. Выходные цепи ПН гальванически не связаны с первичным источником питания. Для включения УМ необходимо наличие напряжении питания 12 В и напряжения управления более 9 В на входе ДУ. Напряжение с входа ДУ через стабилитрон VD1 и резистор R7 поступает на базу транзистора VT2 и открывает его.

Конденсатор С5 служит для задержки включения УМ и фильтрации помех по входу ДУ. резистор R8 обеспечивает минимальный ток для работы стабилитрона VD1. Транзистор VT2 открывается, и на его коллекторе устанавливается напряжение около 0.7 В. загорается светодиод НИ и открывается транзистор VT1. который подает питание на микросхему DA1 и запускает ПН.

Резистор R5 необходим для поддержки закрывающего напряжения на базе VT1 в отсутствии сигнала управления, a R6 для ограничения максимального тока транзистора VT2. При наличии вторичного напряжения ПН напряжение с эмиттера VT1 через R1 поступает на излучающим диод оптопары U1, и он засвечивает фототранзистор оптопары.

При подаче напряжения на микросхему DAI на ее выходе (вывод 14) появляется напряжение 5 В, которое через конденсатор СЗ поступает на вывод 4 управления шириной импульсов TL494 По мере зарядки СЗ напряжение на выводе 4 уменьшается за счёт нагружающего резистора R2. а ширина импульсов на выводах 9. 10 увеличивается.

Так организован плавный пуск ПН. Резистор R2 необходим также для предотвращения зарядки конденсатора СЗ вытекающим током из микросхемы (от 2 до 10 мА). Встроенные усилители ошибки в TL494 не использованы, на не инвертирующие входы 2. 15 DA1 подано напряжение ИОН, равное 5 В. с вывода 14. а инвертирующие входы подключены к общему проводу ПН. Резисторы R3. R4 и конденсатор С4 задают частоту переключения ПН около 50 кГц.

Место под резистор R4 зарезервировано на плате для возможной коррекции частоты работы ПН. Конденсаторы С2 и С1 блокируют ВЧ помехи. С выводов 9. 10 DA1 сигналы управления полевыми транзисторами (ПТ) через разъем XP/XS1 (ZL201-10G. ZL262-10SG производства NINIGI) подаются на основную плату УМ на затворы ПТ На элементах R12. VD4. VT4(R13. VD5, VT5) собраны цепи перезарядки емкости затворов ПТ.

Резисторы R19 — R22 снижают скорость переключения ПТ и уменьшают коммутационные помехи. ПТ попарно подключены к первичной обмотке трансформатора Т1, на среднюю точку которой поступает напряжение бортовой сети автомобиля через плавкую вставку FU1 и П-образный фильтр C6C7L1C10C13C14C18. Конденсаторы С10, С13. С14, С18 подключены в непосредственной близости от средней точки обмотки I трансформатора Т1 для снижения помех.

Диод VD2 служит защитой от обратной полярности питания.Переменное напряжение с вторичной обмотки Т1 выпрямляется диодными сборками VD7, VD8. фильтруется конденсаторами С20—С23 и далее поступает на микросхемы УМЗЧ.

Кроме того, напряжение +24 В через резистор R14 поступает на транзистор оптопары U1 и при наличии напряжения на входе ДУ устройства поступает на базу транзистора VT3. Элементы R9, VD3, VT3 необходимы для обеспечения быстрой разрядки конденсаторов в цепях STBY. MUTE микросхем DA2.

DA3 после пропадания сигнала ДУ. Связано это с тем, что при выключении магнитолы на ее линейных выходах появляются значительные всплески напряжения, которые приводят к щелчкам н АС. В большинстве самодельных устройств сигналы STBY. MUTE формируют через ограничительный резистор, подключённый к плюсовой цепи питания, поэтому при выключении магнитолы УМ не переходит в режим в ТВУ до разрядки конденсаторов в цепи питания.

В этой же конструкции УМ выключается фактически сразу после пропадания сигнала ДУ с магнитолы. Для обеспечения симметричности нагрузки на ИП и для возможности работы в мостовом режиме один канал УМ работает в инвертирующем режиме. Для минимизации помех, вносимых падением напряжения на «силовых» проводах, общие провода сигнальных и питающих цепей соединяются только в слаботочной части через резисторы R11, R15.

Элементы R16, С9, R23, СИ. R27 и R32 (R17, С8. R18, С12, R24 R29 и R31. R33) образуют фильтры, ограничивающие полосу, и задают коэффициент усиления каналов. Так как включение микросхем DA2, DA3 различно, для выравнивания усиления в каналах можно корректировать общее сопротивление резисторов ООС (R31 и R33). Места для резистора R31 на плате нет, в случае необходимости его устанавливают поверх R33.

В симуляции микросхем в виде ОУ в программном пакете Microcap 9 сопротивление этого резистора оказалось 80 кОм. Спад в области НЧ (-3 дБ на частоте 17 Гц) обусловлен областью применения УМ. Во-первых, фронтальные АС вследствие размера и свойств акустического оформления сильно снижают КПД на низких частотах; во-вторых, результирующая АЧХ в салоне автомобиля обычно имеет подъем в области НЧ на несколько децибел.

Трансформатор собран на торроидальном магнитопроводе Epcos 29,5x19x20 (B64290-L756-X87) из материала N87. Первичная обмотка имеет 8 витков провода диаметром 0,51 мм, сложенного в восемь жил, с отводом от середины. Исходные данные и результаты расчета приведены на рис. 3. Вторичная обмотка содержит 18 витков того же провода, сложенного в три жилы, с отводом от середины.

Витки равномерно распределены по периметру кольца. Дроссель L1 намотан на кольцевом магнитопроводе размерами 23x14x9.5 мм из порошкового железа Т90-52 Micrometals и содержит восемь витков провода ПЭВ 0,51. сложенного в восемь жил. Индуктивность дросселя может и отличаться, важно лишь помнить, что перегрев свыше 75С для такого дросселя недопустим.

Читайте также статьи: Как подключить магнитолу

www.radiochipi.ru

Усилитель мощности для управления шаговым двигателем

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговых электроприводах периферийных устройств вычислительной техники, станков с программным управлением и промышленных роботов. Цель изобретения состоит в расширении эксплуатационных возможностей усилителя путем использования его для двигателя с магнитно-связанными фазами. Усилитель содержит каналы по числу пар фаз, каждый из которых включает две магнитносвязанные фазы 1 и 2 двигателя, управляе

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧ Е СКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 P 8/00

ГОСУДАР СТ ВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4413405/07 (22) 22.04.88 (46) 23.04.91. Бюл. hh 15 (71) Киевский научно-исследовательский и конструкторский институт периферийного оборудования (72) Л.П,Волков, С.Л,Лобода и В.В,Мотронюк

{53) 621,303.525 (088.8) (56) Патент СССР М 505396, кл. Н 02 P 7/62, 1970.

Соколов М. М „Рубцов В. П, Дискретный электропривод механизмов электротермических установок. — M.: Энергоатомиздат, 1986, с. 36 — 39.,;5M 1644351 А1 (54) УСИЛИТЕЛЬ МОЩНОСТИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в шаговых электроприводах периферийных устройств вычислительной техники, станков с программным управлением и промышленных роботов. Цель изобретения состоит в расширении эксплуатационных возможностей усилителя путем использования его для двигателя с магнитно-связанными фазами. Усилитель содержит каналы по числу пар фаз, каждый из которых включает две магнитносвяэанные фазы 1 и 2 двигателя, управляе1644351

Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано в дискретном электроприводе с двигателем, имеющим магнитно-связанные фазы.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем использования для двигателей с магнитно-связанными фазами, а также повышение быстродействия, На чертеже приведена функциональная схема усилителя мощности, Усилитель содержит каналы, каждый из которых связан с двумя магнитно-связанными фазами 1 и 2 двигателя и включает в себя основные ключи 3 и 4, ключ 5 фармировки, разделительный диод 6 и узел 7 управления ключом форсировки (УКФ).

Последний может быть выполнен с использованием различных физических принципов, например управление может осуществляться в функции времени, частоты, уровня тока.

В дальнейшем рассмотрение усилителя проводится для случая управления ключом форсировки в функции тока фазы.

Узел УКФ в этом случае выполнен на компараторе 8. В него также входят датчик

9 тока, задатчик 10 тока и имеется обратная связь на резисторе 11.

Фазы 1 и 2 соединены с основными ключами 3 и 4 соответственно, а вторыми выводами — между собой, с ключом 5 форсировки и через диод 6 — с шиной источника низкого уровня U>, Ключи 3 и 4 вторыми выводами соединены между собой и через датчик 9 тока — с общей точкой усилителя. Выход датчика 9 тока подключен к первому входу компаратора 8. К второму входу компаратора 8 подключены задатчик 10 тока и резистор

11; осуществляющий обратную связь с выхода ключа 5 форсировки. эом. мые основными ключами 3 и 4 и ключом 5 форсировки от источников высокого и низкого уровня, разделенных диодом 6, Ключ форсировки 5 управляется узлом 7, состоящим из компаратора 8, на входах которого сравниваются сигналы датчика 9 тока и задатчика 10 тока, Узел 7 обеспечивает режим импульсной стабилизации тока фазы за счет

Усилитель работает следующим обра5

45 обратной связи с помощью резистора 11 с выхода ключа 5 форсировки на, вход компаратора 8, Объединение в каждом канале двух магнитно-связанных фаз позволяет сократить аппаратурные затраты„повышение среднего значения тока фазы в режиме импульсной стабилизации увеличивает диапазон частот шагового двигателя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил, В зависимости от способа коммутации фаз в исходном состоянии часть фаэ двигателя находится под током и шаг двигателя осуществляется за счет переключения тока из фазы 1 в фазу 2 (или наоборот} или отключения фазы, находившейся в исходном состоянии под током, Предположим, что под током находится фаза 2 i-го канала, а шаг осуществляется переключением тока из фазы 2 в фазу 1. 8 исходном состоянии в фазе 2 протекает ток удержания от источника низкого уровня U> к общей точке усилителя по цепи 6 — 2 — 4 — 9.

В дальнейшем работа усилителя осуществляется в одном иэ двух режимов, задаваемых уровнем на выходе задатчика 10 тока.

При необходимости вращения двигателя с высокой частотой, т.е. с обеспечением форсировки, уставка на выходе задатчика 10 тока устанавливается на высоком уровне, в диапазоне низких частот, когда форсировка не требуется — на нулевом уровне. Это может быть осуществлено изменением уровня опорного напряжения 0з или любым другим известным способом.

Сначала рассматривается режим работы с форсировкой.

В этом режиме уставка задатчика 10 тока равна или несколько меньше тока удержания, поэтому компаратор 8 находится в состоянии, обеспечивающем закрытое состояние ключа 5 форсировки.

При совершении шага сигнал Fi принимает значение "Лог.1", а F — "Лог.0",, ключ 4 закрывается, ключ 3 открывается и направление магнитного потока, сцепленного с фазами 1 и 2, начинает изменяться на противоположное. Первоначально происходит рекуперация энергии электромагнитного поля, ток протекает во встречном направлении — от общей точки усилителя к источнику высокого уровня Uz по цепи 9- 3—

1 — 5. Одновременно с переключением ключей 3 и 4 узел 7 открывает ключ 5 форсировки, так как сигнал датчика 9 тока скачком

1644351 же элементов — ключа форсировки 5 и узла

7 УКФ. Процессы в.фазе 2 протекают аналогично описанным для фазы 1.

При работе в области низких частот, т,е. когда форсировка тока фазы не требуется, уставка задатчика 10 тока равна нулю, что обеспечивает состояние компаратора 8, при котором ключ 5 форсировки закрыт независимо от уровня тока фазы. Ток в фазе протекает от источника низкого уровня U

Составитель В.Алфимов

Техред M. Моргеитал Корректор Н. Король

Редактор М.Бланар

Ззкзэ 1247 Тираж 355 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат."Патент"; г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 с изменяется и становится менее уровня эадатчика 10 тока, что вызывает переключение компаратора 8. Открывание ключа 5 увеличивает уровень задатчика 10 тока за счет обратной связи через резистор 11, 5

По окончании рекуперации ток фазы

1 меняет знак и начинается его форсированное нарастание. Схема обеспечивает использование одной и той же цепи из элементов 9 — 3 — 1 — 5 как для тока рекупера- 10 ции, так и для рабочего тока фазы, Ключ 5 форсировки открыт, пока не достигнут уровень тока, установленный задатчиком 10 тока. При достижении его ключ 5 закрывается. Фаза 1 отключается от источ- 15 ника высокого уровня Uz и подключается через разделительный диод 6 к источнику низкого уровня 01, при этом ввиду изменения тока через резистор уставка задатчика

10 тока уменьшается. Под действием ЭДС 20 вращения ток фазы 1 начинает уменьшаться и в момент, когда он достигает уровня эадатчика 10 тока, компаратор 8 переключается и снова включает ключ 5.

Фаза 1 снова попадает под действие 25 напряжения форсировки.

Далее процесс повторяется, обеспечивая при совершении шага импульсную стабилизацию тока фазы, при этом зз счет форсированного нарастания тока повыше- 30 ется среднее значение тока фазы и, тем самым, быстродействие двигателя, В процессе отработки шага ЭДС вращения меняет знак и при очередном закрывании ключа 5 спадание токе уже не происходит. 35

Процесс импульсной стабилизации прекращается и завершение шага сопровождается нарастанием тока в фазе 1 под воздействием источника U> и ЭДС вращения.

При очередном переключении сигналы 40 управления принимают значения F

"Лог.0", Fl — "Лог.1", фаза 1 выключается, а в фазе 2 начинается процесс рекуперации, а затем форсированного нарастания тока.

При этом вследствие противофазного ха- 45 рзктера работы обмоток 1 и 2, указанные процессы обеспечиваются с помощью тех

1. Усилитель мощности для управления шаговым двигателем с четным числом фзз, содержащий каналы по числу пар фаз, каждый иэ которых включает в себя два основных ключа, связывающих фазы с абщей шиной через датчик тока, ключ форсировки, соединяющий общую точку фзэ с выводом источника питания и узел управления ключом форсировки, соединенный выходом с ключом форсировки, о т л и ч з ю шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем использования для двигателей с магнитно-связанными фазами каждой пары, все ключи выполнены в виде встречно-параллельно соединенных диода и транзистора, и дополнительно введен диод, соединяющий общую точку фзэ с выводом низкого напряжения источника wтания.

2. Усилитель по п.1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения быстродействия, узел управления ключом форсировки включает в себя компаратор, один вход которого соединен с датчиком тока, другой — с задатчиком тока и через резистор — с общей точкой фаэ, а выход — с управляющим входом ключа форсировки.

   

www.findpatent.ru

Автомобильный усилитель своими руками – как собрать? + Видео

Если нет желания тратиться на дорогие аудио-гаджеты, можно попробовать собрать автомобильный усилитель своими руками. Эта операция совсем не сложная. Главное – грамотно подойти к ее реализации.

1 Усилители – как не запутаться в их классах?

Многие аудиосистемы в современных транспортных средствах оснащаются специальным встроенным устройством, которое позволяет добиваться большей громкости звучания и качества музыки. К сожалению, такой автомобильный штатный усилитель не всегда справляется со своими задачами. Его мощности просто-напросто не хватает. В подобных случаях приходится приобретать другое устройство, которое может увеличить силу тока и напряжение звукового сигнала до определенного уровня.

Сейчас несложно приобрести практически любой автомобильный более мощный и качественный усилитель. Вопрос заключается лишь в том, какую сумму вы планируете выложить за это важное для любителей хорошей музыки устройство. Автомобильные усилители для воспроизведения высококачественного звука принято подразделять на разные классы в зависимости от чистоты выдаваемого ими сигнала и показателя полезного действия.

Минимум искажений обеспечивает автомобильный (сравнительно недорогой) усилитель класса А. Но показатель его полезного действия не превышает 20 %. Более мощными являются приспособления В-класса. Их недостаток – существенное искажение воспроизводимой музыки. Золотой серединой в данном случае можно считать устройства класса А/В. Они характеризуются средними величинами чистоты звука и полезного действия.

Автоусилители указанных классов могут иметь разное количество каналов – от 2 до 5:

  • трехканальные аудиоустройства позволяют подсоединять к ним активный сабвуфер и два динамика;
  • в двухканальных автомобильных приспособлениях возможно подключение только колонок;
  • четырехканальные могут функционировать в режиме tri-mode (к одному выходу подключают одну моно и две стерео системы), а к пятиканальным дополнительно подключают сабвуфер.

Также существуют большие по мощности басовые усилители. Их называют моноблоками. Стоимость таких устройств высока. Поэтому автомобильный усилитель моноблок приобретается достаточно редко и теми автовладельцами, которые не привыкли ни на чем экономить.

2 Подбор устройства – что подойдет вам?

Выбирая автомобильный современный усилитель, вам нужно сначала определиться с его классом, а затем – с числом каналов. И только после этого приступать к предметному разбору технических возможностей интересующего вас аудиоприспособления. Как выбрать автомобильный усилитель на практике? Обращайте внимание на следующие его характеристики:

  • Показатель гармонических искажений (аббревиатура – THD). Данная величина должна быть минимальной. Тогда ваше приобретение будет выдавать по-настоящему чистый звук.
  • Демпфрирующий показатель. Чем он больше, тем качественнее звук вы получите.
  • Разделение каналов. Эта характеристика также влияет на качество воспроизведения музыки. Подбирайте устройство с самым высоким показателем разделения.
  • Мощность. От нее зависит громкость звучания аудиосистемы в автомобиле. Совет. Обращайте внимание на номинальный показатель мощности (RMS), указанный в паспорте.
  • Наличие регулировок. Качественный автоусилитель позволяет настраивать не только громкость, но и ряд других параметров звучания. Если вы планируете купить качественное устройство, выбирайте то, которое дает возможность регулировать инфранизкие и низкие, а также высокие частоты.

    Автомобильный усилитель

Кроме того, имеет смысл разобраться с количеством разъемов автоусилителя. У дорогих устройств предусмотрены разнообразные линейные и высокоамплитудные входы. Первые необходимы для подключения к аудиосистеме эквалайзеров, процессов и прочих систем. А без вторых у вас не получится установить в авто магнитолу без линейного выхода.

3 Ламповый усилитель – чистый звук при минимуме затрат

Спецы в сфере радиоэлектроники утверждают – транзисторные и микросхемные аудиоусилители по качеству выдаваемого звука не идут ни в какое сравнение с устройствами УНЧ. Любой профи скажет, что ламповый автоусилитель порадует вас отличной музыкой без каких-либо искажений.

При этом собрать такой усилитель звука своими руками можно за пару часов и с минимальными финансовыми затратами.

Ламповый усилитель

Ламповый автоусилитель можно сделать на элементарной однотактной схеме. Она приведена ниже. Эта схема хороша тем, что она позволяет увеличить выходную мощность аудиосистемы в авто за счет параллельного попарного расположения лампочек, работающих на нагрузку.

Давайте посмотрим, как собрать простой автомобильный усилитель дома по приведенной схеме. Вам нужно взять из старого телевизора звуковой выходной и силовой трансформаторы, найти (либо приобрести) неиспользуемый блок питания и лампочки. На вход желательно ставить изделия с маркировкой 6Н2П. А на выход больше подойдет лампа 6П14П. Если старый блок питания для самодельного автомобильного усилителя найти не удалось, придется купить новое приспособление. Выбирайте любое. Главное, чтобы оно было рассчитано на 50 Герц и имело обмотки на заданные напряжения.

Ориентируясь на схему, собираете все ее элементы в одно целое (как вы сами понимаете, без знания азов радиоэлектроники сделать это будет трудновато). Затем подыскиваете подходящий корпус для размещения в нем самодельного автоусилителя. В качестве такового можно использовать ненужный корпус от системного блока. Из него даже можно не вынимать вентилятор – он будет обдувать ламповый усилитель. Вентилятор не должен функционировать постоянно. Поэтому обязательно сделать для него выключатель. Расположите это приспособление на тыльной стороне корпуса системщика. Включать его вы будете только по мере необходимости.

Ламповый усилитель

Можете сделать свой автоусилитель более элегантным и практичным, подсветив его лампочки разноцветными диодами. Тогда при запуске аудиоустройства лампы будут светиться, например, зеленым цветом, в режиме ожидания – синим и так далее. Вот и все премудрости самостоятельной сборки простого усилителя для авто. Поверьте, от заводского устройства средней стоимости он мало чем будет отличаться, а по качеству звука будет даже превосходить его.

4 Собираем автоусилитель на микросхеме TDA – несложно и недорого

Полупроводниковые элементы дают возможность сделать маленький полупроводниковый усилитель для своего автомобиля любому умельцу, который имеет навыки выполнения несложных радиоэлектронных работ. Посмотрим, как собрать отличное аудиоустройство на микросхеме TDA8560Q. Вместо нее можно использовать и TDA2005, и TDA1558 и любую другую схему, которая выдает следующие (примерно) характеристики:

  • частотный диапазон – от 20 до 20000 Герц;
  • мощность (на выходе) – 25–40 Вт;
  • питание (величина напряжения) – от 6 до 18 В.

Чтобы сделать автомобильный полупроводниковый усилитель, вам нужно приобрести все требуемые элементы: конденсаторы и резисторы (0,2 мкФ), трансформатор (силовой) с током до 5 А, охлаждающий радиатор, сетевой выключатель, регуляторы баланса звука и громкости, диоды с маркировкой Д245 (либо их аналоги), конденсатор (электролитический) 25 В х 4700 мкФ, разъемы (выходные и входные). Собираете все эти компоненты по схеме на печатной плате, припаиваете их, впаиваете тоненькую проволочку в дорожки питания. Затем монтируете изготовленную конструкцию на радиатор охлаждения. Ваш маленький усилитель звука готов!

Автоусилитель на микросхеме TDA

Теперь следует подумать о том, как грамотно произвести подключение автомобильного усилителя. Здесь все просто. Самостоятельно собираете блок питания (схема ниже) и выполняете его подключение к бортовой сети. Об этом далее.

5 Подключение и настройка самодельных и заводских аудиоустройств

Давайте разберемся, как подключить автомобильный усилитель самому. Если вы никогда не выполняли подобную работу, рекомендуется приобрести специальный комплект электропроводов, предназначенных именно для этих целей. Готовый набор позволит вам быстро выполнить подключение усилителя (сделанного самостоятельно либо заводского). Правда, качество звука в данном случае может быть не самым лучшим. Добиться идеального звучания можно посредством использования отдельных многожильных медных проводов:

  • 2х4 для сабвуфера;
  • 2х1,5 для твитеров;
  • 2х2,5 для задних и передних колонок.

В качестве силовой проводки можно использовать любой провод. Его обычно подключают к кузову авто минусом, а к выходу питания магнитолы – плюсом. Но профи в области автозвука рекомендуют подсоединять усилитель немного иначе – прямо к аккумуляторной батарее транспортного средства. В данном случае придется потратиться на более дорогой и толстый провод КГ-35 либо КГ-25. Его нужно подсоединять к имеющимся клеммам на аккумуляторе. Остальные провода (между колонками и отдельными боками аудиосистемы) также подключаются к клеммам и специальным выходам.

Настройка собственными силами автомобильного усилителя, как правило, не вызывает серьезных проблем. Эту операцию следует выполнять строго по инструкции, прилагаемой к заводскому усиливающему звук устройству. А самодельные "гаджеты" настраиваются при помощи регуляторов баланса звучания и громкости, которые, как было отмечено выше, монтируются в полупроводниковые и ламповые усилители.

tuningkod.ru