Opel Vectra VAUXHALL "Green jungle" › Бортжурнал › Как я победил масложор на X16XEL. Устройство двигателя х16хел


Ремонт двигателя x16xel… (ч.2) — бортжурнал Opel Astra Овощной сарай 1999 года на DRIVE2

Долго не писал ничего по поводу ремонта. Причиной послужило то, что в гараже зимовала лодка в ожидании разрешения начала рыбацкого сезона. Пару недель назад сезон открылся, теперь гараж свободен, Астра отогнана, приступил к ремонту.В ожидании изучал чужой опыт по ремонту именно x16xel. Если кому интересно, вот несколько ссылок на Драйве — здесь, здесь и здесь. В данных текстах можно найти и каталожные номера на применяемые з/ч. Опираясь на эти списки, также подобрал з/ч для ремонта. Кроме того, наткнулся на вот эту довольно интересную статью.Итак. продолжим. Вот пациент (см. фото).

Полный размер

Ничего не предвещает беды.

Описывать подробно где и что откручивается не буду. Сливаем масло с ОЖ. Далее снимаем всё навесное оборудование и патрубки, которые помешают снять ГБЦ. Есть у меня привычка: всё, что откручиваю, сразу же очищаю, смазываю и складываю по пакетам (вместе с сопутствующим крепежом), чтобы потом не искать: "откуда ж был этот болт?" или "как же крепится эта хреновина?" (см. фото).

Полный размер

Всё раскладываем по индивидуальным пакетам

Полный размер

Многовато лака под крышкой. Хотя с таким пробегом…

Полный размер

До меня кто-то пытался отчистить. Только получилось не очень…

По обратной стороне крышки видно, что её уже снимали и пытались почистить. Только получилось не очень. Далее, осмотр привалочной плоскости с крышкой ГБЦ выявил вот такую неприятность (см. фото). Как так умудрились-то? Может уронили что-то? Придётся что-то придумать во время сборки.

Полный размер

Ну что за ?..

Ладно, поехали дальше. Снимаем ремни, шкивы и пр. Проблемы у многих возникают при снятии шкива коленвала (КВ).Во-первых, нужно зафиксировать КВ. Во всех инструкциях (мануалах) и советах бывалых все твердят о том, что "ставьте пятую передачу, давите на тормоз, а помощник пусть откручивает…". Ага, щас! Нигде и никто не пишет как это сделать на автомобиле с АКПП. Там такой фокус не прокатывает! Во всяком случае я не нашёл ни слова об этом. Нужно механически фиксировать непосредственно КВ. И здесь всплывает недоработка инженеров, создавших двигатель. Для сравнения: на моём Фокусе-1 с двигателем Zetek 2.0 л. есть в блоке специальное отверстие с резьбой, в которое вкручивается специальный болт и жестко фиксирует КВ. К сожалению, на x16xel такого нет (или я ошибаюсь?). На помощь в таких случаях приходит наша русская смекалка и опыт, который, как известно, труднопропиваем :). Выставляем любой из поршней в ВМТ и немного проворачиваем по ходу работы (по часовой стрелке). Далее берем верёвку диаметром 6-8 мм и засовываем в камеру сгорания через свечное отверстие (см. фото). Пока не перестанет залезать. Другими словами, поршень упрётся в набитую верёвку и КВ перестанет проворачиваться при попытке открутить шкив КВ. Заодно не забываем прослабить шкивы распредвалов (РВ) — их тоже без "спецприспособы" не зафиксировать. Метод простой и эффективный. Справедливости ради отмечу, что придуман способ не мной :).

Полный размер

Спасительная верёвка

Во-вторых, он затянут с хорошим моментом. Многие мучаются, но мне оказалось достаточно вот такого набора из ударной отвертки, головки, воротка и балонника штатного в качестве усилителя (см. фото). Всё поддалось не сразу конечно, но особо не мучился, хотя с завода никто не снимал там ничего.

Полный размер

Вот такой наборчик

Осмотр шкива КВ показал, что резиновая его часть (демпфер) треснула. Значит шкив однозначно под замену — бывают случаи, что срезает по этому демпферу.

Полный размер

Еще родной, с пробегом 239 тыщ…

Снял ГБЦ (не забывайте про порядок раскрутки крепёжных болтов). Снимал, кстати, вместе со впускным коллектором — вне подкапотного пространства проще добраться до крепежа коллектора.

Полный размер

Как-то так…

Полный размер

Выпускной во втором цилиндре…

Из фотографий, по-моему, всё понятно — прогорел один из выпускных клапанов во втором цилиндре. Есть положительный момент во всей этой истории: обратите внимание на чистоту стенок на ГБЦ камеры сгорания во втором цилиндре — 70-75 км с неработающим цилиндром сделали свое дело!Снял распредвалы. Кстати, многие спорят по поводу нумерации на бугелях (есть они там или их нет?) — у меня они есть (см. фото)

Полный размер

Номера на бугелях

Полный размер

Ещё номера

Далее была чистка и мойка соляркой всех снятых деталей, составление предварительного списка необходимых з/частей, попутная ревизия генератора и стартера, заказ и ожидание…

Полный размер

Грех не воспользоваться таким доступом к стартеру и генератору

Полный размер

Миниатюрный стартер

Полный размер

Онаружил, что на

Предварительные планы:1. замена выпускных клапанов (всех) — впускные оставляю;2. замена маслосъемных колпачков;3. замена комплекта привода ГРМ;4. замена шкива КВ и прокладок; и ещё что-то по-мелочи.Пока раздумываю над тем, чтобы снять поршни и просверлить в них отверстия под маслосъёмными кольцами — упираюсь в нехватку времени и ограниченный бюджет. Посмотрим… Сначала, соберу "голову".

На этом пока всё. Всем удачи!

www.drive2.ru

Как я победил масложор на X16XEL — бортжурнал Opel Vectra VAUXHALL "Green jungle" 2000 года на DRIVE2

Приведствую всех!Вобщем досталось мне машина по дешовке, бывший хозяин загубил ее на прочь!Жрала масло ведрами можно сказать)))гнало масло со всех щелей, но как ни странно она не троила и ездила без проблем:)Вобщем в первую очередь решил решить проблему простои раскоксовкой:)Купил Лаврушника и приступил, сделал все по правилам, оставлял на ночь, после заменил масло и фильтр.Сажа и копать вылетала на ура))ну…думаю поможет!Но не тут то было, масложер остался.Тогда я решил использовать старый дедовский метод керосина растворителя и ацетона)))залил эту бадягу в цилиндры на ночь:(утром машина не завелась даже пришлось буксиром ее гонять, вобщем и это не помогло:(Очевидно выроботка подумал я и все же решил снимать головку и смотреть что там у нее внутри не так.После того как я разобрал мотор я обалдел)))Раскоксовка реально очистила весь срачь с поршней и канавок и даже клапана блестели как яйца кота!Почему тогда масложор?сняв кольца я сразу получил ответ, зазор в поршневых кольцах был велик да и конструкция поршней ппц неудачная, даже достав старый поршень у себя в гараже от какойто жигуленки внушает больше доверия чем этот опелевский поршень:)Покумекав по размыслев я пришел к выводу что масложер не прекратится даже если поставить новые кольца, ну думаю тыщ на 10-15 хватит а там снова начнет пороть масло, и решил немного переконструировать поршень!Прочитав много идей по этим поршням и узнал что на астраклубе ребята сверлили отверстия в канавках дабы масло проходило сквозь поршень, но вроде как по результатам отписали что якобы помогло но не на столько сколько хотелось бы, сного взял поршень в руки и стал его крутить смотреть, снял с них пальцы(строго по правилам на тисках с помошью выколодки и упора дабы неиспортить поршни и их юбки)пальцы были сношены но как не странно выроботка в гильзах была не столько сильно изношены, решил ничего не точить а просто заменить пальцы и кольца.Пальцы подошли от Дэу нексия (300 руб комплект)Нашел в гараже старые кольца от Опель 2.0 литра решил их приставить к этим, сразу пришел ответ на ум, кольца у x16xel по конструкции уже чем кольца от 2.0 и каких либо колец вобще!Обороты двигателя не маленькие и застои от кокса недает маслу проходить сквозь них и течь в картер, пришла идея расширить конавки под другие кольца и просверлить отверстия в конавках для слива масла.Вобщем отверстия я сделал по 4 штуки с каждой стороны итого 8 штук на поршень с помошью дрели и тисков, диаметр 3мм можно и 2.5.И помчался к токарю чтобы увеличить канавки на станке, по пути заехал в магазин и купил обычные ТАЗовские кольца от шестерки, диаметр у них как раз на 79.0мм.Попались цельные искал наборные, но ненашел, думаю на 90% что тут наборные кольца были бы куда лучше)))но купил и такие, токарь мне расширил канавки до 4мм(абсолютно не опасно! там хватает места)канавку увеличивал В СТОРОНУ ЮБКИ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!затем одел кольца на поршень правда одно кольцо по ширине не встало пришлось одно поставить старое но это не важно)))Нагрел шатуны и одел поршня на место, собрал мотор и запустил движок.Первые поездки были тугими для движка, кольца прикатывались и мотор плохо держал ХХ, но после 100км все нормализовалось:)Итог первые 700км израсходовала 300гр масла, вторые 700км 150гр масла а после 3000км масложер практически пропал(притерлись кольца)И хочу заметить маслосъемные колпачки клапанов я даже не трогал, снял одну пружинку посмотрел на элостичность меня она устроила, да и видно было что они прошли гдето тыщ 10 не больше, очевидно старый хозяин менял их пытаясь избавиться от масложера:)Вобщем итог расхода1)Кольца от ТАЗ 2106-500руб2)Прокладка ГБЦ 300руб3)пальцы нексия 300 руб4)Услуги токаря 300 руб5)масло и фильтр 1300рубитог 2700 руб

А вот фото поршней

Цена вопроса: 2 700 ₽

Нравится 139 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Ремонт двигателя X16XEL. Лечение масложора — бортжурнал Opel Vectra x16xel 1998 года на DRIVE2

Расход масла уже был около 2-х литров на 1000. Были куплены динамометрический ключ, 2 головки TORX E12 и E14 (других не было) и набор внутренних TORX бит. Также купил 2 флакона карб клинера и один WD40. Каких то особых проблем съем головы не вызвал. Правда купленные головки оказались большими, для болтов ГБЦ, нужно Е10, открутил обычной головкой, подошедшей по размеру. Да и вообще пользовался обычными головками, которые подходили.

В 3-ем цилиндре нагара практически нет. Маслосьемные кольца там свободно ходили. В остальных были менее подвижные. Зазор в замках старых колец около 1 мм. Щуп 0,8 мм болтается, более точно измерять смысла нет, и так понятно, что кольца мертвые. В цилиндрах нет даже намека на выработку. Зазор в замках новых колец около 0,3 мм.Очистив поршни от нагара, решил просверлить отверстия для вывода масла. В интернете много информации на эту тему.

Сверлил по три отверстия с каждой стороны, сверлом диаметром 2,5 мм

А вот с новыми кольцами я немного пролетел. Заказал KOLBENSCHMIDT d79x1.2x1.5x3 STD. Т.е. маслосьемные 3 мм в высоту. А у меня 2,5 мм. Пробовал ставить новые кольца со старой пружинкой, все равно не лезут. Купил комплект колец Cti d79x1.2x1.5x2.5, от них поставил только маслосьемные.Замена помпыПоменял помпу. Старая HEPU, как оказалось, имела уже значительный люфт. Новую поставил SKF.Чистка дроссельного узла, РХХ и клапана EGR

Немного гари под дроссельной заслонкой

РХХ достаточно грязный

Дроссель и РХХ после чистки

EGR почти не забит

Прокладки под EGR не оказалось. посадил на герметик

Сборка и первый запускИз куска жести и хомута сделал оправку для поршневых колец.

Сольвентом помыл поддон и крышку клапанов, почистил голову.

готова к установке

За пол дня всё собрал, заменил свечи. Залил масло и антифриз. Перед первым пуском вытащил реле бензонасоса и покрутил стартером чтобы прогнать масло. Поставил реле бензонасоса. Покрутил секунд 5, схватила, но не завелась. Подождал. Крутнул ещё, ура, загудела. Двиг работает ровно, посторонних шумов нет. По первым ощущениям, стала лучше тянуть на низах, раньше двиг просыпался только ближе к 3000. По расходу масла думаю можно будет судить через 1000-2000 км.

По расходу пока такие цифры. Изначально наливал не до максимума, поэтому точного расхода не знаю. Просто смотрел, чтоб не ниже половины было.500 км долил 250 грамм1000 км долил 100 грамм

14.11.2015После ремонта проехал 30000 км. Заливал GM Dexos2 5W-30, расход был около 200-300 грамм на 1000 км. После скачка цен, начал искать более дешевое. Почитал немного про масла. Лето откатал на Роснефть Premium 5w-40. На зиму залил Роснефть Maximum 5W40. Двиг работает нормально, расход масла не увеличился, скорее, даже уменьшился. На лето планирую залить минералку Росснефть.

17.01.201855000 км после ремонта. Двигатель чувствует себя отлично. Расход масла небольшой, доливаю около 1 литра между заменами (каждые 6-7 т.км.). Средний расход бензина 8 л/100км.

Смета:кольца KOLBENSCHMIDT (от них взял компрессионные) d79x1.2x1.5x3 STD (800020740000) — 882.20 ркольца CTI (от них взял маслосьемные) d79x1.2x1.5x2.5 STD (CTI9355100) — 513.70 рПрокладка ГБЦ VICTOR REINZ (61-31995-10) — 442.20 рФильтр воздушный KOLBENSCHMIDT (50013290) — 196.90 рМасляный фильтр MANN (W712/22) — 108,02 рПрокладка поддона VICTOR REINZ (71-31226-00) — 268.40 рПомпа SKF (VKPC85212) — 1047.20 р.Вкладыши шатунные KOLBENSCHMIDT (87409600) — 324.50 рСвечи зажигания DENSO 4 шт.(K16TT) — 341.48 рАнтифриз 2л — 200 р.масло Liqui moly 10w40 — 1300рКлюч динамометрический — 420 р.Несколько головок, свечной ключ на 16 — около 400 р.Карб клинер, WD40, Сольвент — около 300 р.Всего около 6200 р.

www.drive2.ru

Opel VectraB x16xel переборка ГБЦ — DRIVE2

Звонит мне постоянный клиент с вопросом: "А на xel клапана гнёт при обрыве ремня ГРМ?"Я уже напрягся: "Конечно!.. Что случилось?"К: "Ремень порвало… Мы завтра ремень поставим и и стартером покрутим, поробуем завестись…"Тут меня как в рапиде, не подбирая выражений, понесло… Общий цензурный смысл, который можно опубликовать, сводился к 3м предложениям: "Не сметь крутить! Не дай бог, тарелки поотрываете! Везите на вскрытие!"Вскрытие показало: везде кокс, битумные отложения, в нескольких местах явные подсосы после дросселя, в системе охлаждения антифриз не менялся лет 10 минимум, 11 из 16 клапанов гнуты безвозвратно, остальные 5ть — визуально уцелели, но на их дефектацию даже время тратить не стали. Меняем весь комплект — клапана фирмы AE (эта контора довольно неплохо себя показала, входит в концерн "федерал могул").

Пьяные грибы

Рассухаренная башка. Еще грязная как черт, с кусками старой прокладки

На крышках распредвалов сорвана резьба под болты клапанной крышки. Аж 6ть штук.Лекарство есть, испробовано неоднократно — перенарезаем резьбу с М6 на М8 под болты паразитного ролика ГРМ.

Вот номерок болтов М8. Для обладателей ЧУДатека будет полезно, и не только им

Но это цветочки… номерные крышки распредвалов в половине стоят не на своих местах (5ть из 10ти) — спасибо предыдущим ремонтникам… они это сделали, чтобы притянуть клапанную крышку по краям из-за сорваных резьб в крышках распредвалов… вот так одно тянет за собой другое!

перенарезанная резьба в крышках распредвала. Слева М6, справа М8.

Все отмываем, чистим, готовим к притирке клапанов (сколько же на это уходит времени и химии!). Притираем! Для полного фен-шуя неплохо бы было подкорректировать форму седел и шлифануть башку… но бюджет ремонта этого не позволил.Начинаем сборку, закидываем нижние опорные шайбы клапанных пружин, ставим МСК. Только оригинал GM. Нет, не так… ТОЛЬКО ОРИГИНАЛ! Переплата в несколько раз за эту мелочь лишит вас головной боли в дальнейшем.

Для установки маслосъемных колпачков очень удобно использовать такие колпачки.

попутно вот этот жгут пришлось перетянуть в изоляцию и гофру. Жаль нет фото готового -получилось весьма неплохо

Для предотвращения загаживания впуска глушим ЕГР металлической прокладкой.

А вот такой предо мной предстала сливная пробка.

Хотел поменять на оригинал, но по резьбе она маленькая… Резьбу в картере уже перенарезали на М16 — ставим подобную от пежо.

Вид на засухаренную голову.

При установке распредвалов бугеля сдабривать герметиком следует таким образом — тонким слоем, не доходя до канала миллиметра 2.

Распредвалы на месте. новые сальники.

Меняем передний сальник коленвала.

Под шестерней коленвала картина маслом ;) Надо опять чистить

Накинули шестерни распредвалов — выставляем метки ГРМ

Предыдущие ремонтеры на натяжном ролике использовали строительный болт — качество резьбы низкое, меняем на болт от 8ми клапанного мотора.

слева снятый строительный, справа GM от 8ми клапанника.

Качество резьбы видно невооруженным взглядом

Выставляем метки, проверяем, натягиваем ролик, тянем динамой на 20Нм.0-5-10-15-10-10-8 все понятно! резьба обошлась! Попадос. Надо ставить ремонтную шпильку. Благо хозяин авто быстро подсуетился и нашел токаря. По моему чертежу сваяли шпильку.

Вот такое произведение токарного исскуства

Продолжаем сборку.

Патрубок дросселя был сделан из куска толстого шланга — меняем. Не трудно догадаться где какой ;)

В систему охлаждения тоже чутка влезли. Поменяли бачек. Причина: отпал один из штуцеров, абсолютно без приложения усилий (хозяин позже признался в разговоре, что пытался его ремонтировать).

бачки. Новый даже с поплавком под датчик низкого уровня

Старый можно было сменить только из-за налета.

После сборки авто завелся с полтычка… работает как часы. Я результатом доволен.Дополнительно к изложенным работам перебрал генератор (заменил оба подшипника, подправил коллектора)Выкладываю список запчастюль, использованных в работе.прокладка ГБЦ Glaser H50833-00 1шт.болты ГБЦ SWAG 99 90 7661 10шт.маслосъемные колпачки Opel 06 42 533 16шт.прокладка впускного коллектора Glaser X56925-01 1шт.прокладка выпускного коллектора Glaser X51343-01 1шт.прокладка разъема впуска Glaser X58526-00 1шт.прокладка клапанной крышки стор выпуска Glaser X53149-00 1шт.прокладка клапанной крышки стор впуска Glaser X53148-01 1шт.кольцо уплотнительное болтов клап крышки Hans Pries 206 528 545 10шт.комплект ГРМ INA 530 0078 10 1шт.антифриз концентрат GM 1940663 3шт.прокладка разъема дросселя Opel 08 28 806 1шт.прокладка фланца дросселя Opel 58 50 610 1шт.прокладка корпуса термостата к ГБЦ Hans Pries 202 331 015 1шт.прокладка выпуск штаны Victor Reinz 70-25865-00 1шт.прокладка заливной горловины (номер не помню, имею всегда запас в гараже) 1шт.кольцо уплотнительное форсунок GM 25169195 8шт.масло Helix Ultra 5W-40 Shell Helix Ultra 4L 1шт.сальник распредвала Hans Pries 201 218 515 2шт.сальник коленвала Corteco 12013858 1шт.патрубок дроссельной заслонки Hans Pries 206 877 586 1шт.бачек расширительный Jp Group 1214700900 1шт.болты на клапанную крышку M8 Opel 20 05 201 6шт.клапан впускной AE V91995 8шт.клапан выпускной AE V91996 8шт.свеча зажигания BERU Z74 4шт.фильтр салона угольный TSN 9.7.143 1шт.подшипник на ролик NTN 6203LLU 1шт.фильтр воздушный Filtron AP 152 1шт.подшипник генератора передний 6303 1шт.подшипник генератора задний 1шт.

www.drive2.ru

Приятная новость о моём Х16ХЕL — бортжурнал Opel Vectra SELF HEALING 1996 года на DRIVE2

Всем доброго времени суток. Продолжается разборка Х16ХЕL. Сегодня для откручивания болтов головки блока цилиндров пришлось ехать в магазин и прикупить головку Е12.Приятной неожиданностью стали ПОРШНИ (первое фото не моё). Насколько я знаю на моем моторе должны стоять поршни под номером 1 (на фото). При разборке оказалось, что стоят поршни с канавками для отвода масла (№2 на фото) и выемками под клапана. То есть при обрыве ремня ГРМ клапана не погнутся?Кто подскажет? какие теперь мне заказывать поршневые кольца на поршни? О

Какой-то клапан (в моей книге написан как ЕГР)

Профиль

А вот и сам ЕГР

Грязи немало

Снятие шестерни коленвала

Снятый впуск

Снятый выпуск

Термостат

Головка Е12 для болтов ГБЦ

Сняли голову (поршня с выемкой)

Нагар на клапанах

Без поддона (вид снизу на коленвал)

Поддон до чистки

Поршни с канавками под масло

т двигателя Z16XE?

Средний поршень — как у меня

За неимением съемника пришлось отложить рассухаривание клапанов на два дня. Гидрики сняты и ждут разборки. Также снят масляный поддон с успокоителями. Всё это будет отмываться …Продолжение следует.Кстати так и не нашёл информации о съёме шестерни коленвала, в итоге снял пластиковую защиту ремня ГРМ, упёрся двумя отвертками и шестерня легко снялась.Всем добра и ровных дорог.

Нравится 34 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Почти кап. ремонт двигателя X16XEL — бортжурнал Opel Vectra 1997 года на DRIVE2

Всем привет!Давно не получалось оформить отчет о проделанной работе с Веркой.Дело было вечером… Решили покататься с Яриком после универа, едим никого не трогая и вдруг обороты падают, движок не едет… Остановились на остановке, открываем капот и давай смотреть что да как… Принято решение отогнать в гараж, т.к. были подозрения на топливный насос. Звоню другану и оттаскиваем Верку в гараж. Смотрим насос, топливный фильтр и даже в голове не подумал посмотреть зажигание. Итог: заменен топливный фильтр, проверен насос — все работает, кроме двигателя :) На следующий день приехали, на свежую голову посмотрели, решили проверить все таки зажигание и… просто напросто отошел разъем :) ну, раз машина в гараже и была проблема с жером масла (это как прочитал их болячка) немного покумекав решил разобрать движок и посмотреть что там да как. Весь процесс растянулся на 4 месяца… =(Было сделано:— замена поршневых колец— замена масло съемных колпачков— заменены шатунные вкладыши— все прокладки— опора генератора— прокладка бензо насоса— 1 клапан— просверлены поршня для отвода масла— ремень ГРМ и все ролики к нему— свечи— все жидкости (кроме ГУР)Расточка не потребовалась, т.к. выработки не было что меня очень порадовало :)Фото отчет прилагается :) (фоток не много, т.к. во время ремонта был разбит телефон и фотки пока что не вытащить :( потом доложу :)

Полный размер

начало разборки

Полный размер

грязные поршня :(

Полный размер

свечи все в масле были

Полный размер

отмытая клапанная крышка

Полный размер

не хотящий откручиваться болт ролика натяжки ремня ГРМ

Полный размер

отмытый дросель

Полный размер

переборка головы

Полный размер

разбор масляного поддона и замена вкладышей

Полный размер

не отмытый поддон

Полный размер

поршня

Полный размер

просверленные отверстия под не большим углом, что бы масло сливалось во внутрь поршня d=2мм

Полный размер

Полный размер

Поршня на своем месте :)

На момент написания отчета идет обкатка движка, пройдено 900 кмСпасибо за внимание :)

Цена вопроса: 100 500 ₽ Пробег: 239000 км

Нравится 40 Поделиться: Подписаться на машину

www.drive2.ru

Сборка двигателя

Для сборки двигателя автомобиля Opel Astra вам потребуются: динамометрический ключ, молоток (желательно с бойком из мягкого металла или полиуретана), приспособление для установки поршней в цилиндры, те же ключи, что и для разборки двигателя, а также отвертка и монтажная лопатка.

1. Вставьте шатун в поршень, смажьте поршневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун тем же приспособлением, на котором палец выпрессовывали, или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение.

Примечание

Палец вставляют в верхнюю головку шатуна с натягом, поэтому для облегчения сборки и сохранения его посадки рекомендуется нагреть шатуны, поместив их верхними головками на 15 мин в нагретую до 240 °С электропечь. Температуру нагрева шатуна можно проконтролировать с помощью термохромного карандаша. Для правильного соединения пальца с шатуном запрессуйте палец как можно быстрее, так как после его остывания положение пальца изменить уже нельзя.

2. Установите поршневые кольца в порядке, обратном снятию, расположив их, как показано на рис. 1.

Рис. 1. Порядок расположения поршневых колец на поршне: 1 - шатун; 2 - поршень; 3 - нижнее кольцо составного маслосъемного кольца; 4 - расширитель маслосъемного кольца; 5 - верхнее кольцо составного маслосъемного кольца; 6 - нижнее компрессионное кольцо; 7 - верхнее компрессионное кольцо; 8 – метка.

Предупреждение

При установке не разжимайте кольца больше, чем это необходимо, чтобы не деформировать или не сломать их.

Примечание

Маркировка «ТОР» на компрессионных кольцах должна быть направлена вверх.

3. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 2. Установите кольца на остальные поршни.

Рис. 2. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: 1 - расширителя маслосъемного кольца и верхнего компрессионного кольца; 2 - верхнего кольца составного маслосъемного кольца; 3 - нижнего компрессионного кольца; 4 - нижнего кольца составного маслосъемного кольца.

Примечание

Замки верхнего и нижнего колец составного маслосъемного кольца должны быть расположены на расстоянии 25-30 мм соответственно влево и вправо от замка расширителя.

4. Уложите в постели блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников.

Примечания

В постель среднего (третьего) коренного подшипника уложите вкладыш увеличенной толщины с опорными буртиками.

Вкладыши устанавливайте так, чтобы установочный усик вкладыша совместился с выемкой на постели.

5. Смажьте вкладыши моторным маслом.

6. Установите коленчатый вал в блок цилиндров.

7. Уложите в крышки коренных подшипников нижние вкладыши, совместив усики вкладышей с выемками на крышках.

Примечание

Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников могут различаться по расположению отверстия для подвода масла. Вкладыши устанавливайте так, чтобы эти отверстия совпали с отверстиями каналов для подвода масла в постелях опор коренных подшипников. После установки вкладышей в гнезда их концы немного выступают наружу, поэтому для правильного ориентирования вкладышей при окончательной затяжке болтов крепления крышек подшипников проследите за тем, чтобы выступание обоих концов было одинаковым.

8. Смажьте моторным маслом коренные шейки коленчатого вала.

9. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках коренных подшипников коленчатого вала.

10. Установите крышки коренных подшипников согласно порядковым номерам, сориентировав по меткам.

Предупреждение

Для установки крышек подшипников коленчатого вала пользуйтесь молотком с мягким бойком, изготовленным из латуни, свинца или полиуретана. Устанавливать крышки затяжкой крепежных деталей запрещено, так как в этом случае будут повреждены посадочные поверхности крышек и блока цилиндров.

11. Установите болты крышек и затяните их моментом, указанном в приложении 1.

Предупреждение

Болты крепления крышек коренных подшипников обязательно замените новыми.

12. Проверьте правильность сборки, провернув коленчатый вал рукой на несколько оборотов. Вал должен вращаться свободно и плавно.

13. Установите вкладыши в шатуны, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.

14. Смажьте моторным маслом зеркала цилиндров, поршни, поршневые кольца и шатунные вкладыши.

15. Установите на поршень приспособление для сжатия колец и, заворачивая винт, сожмите кольца.

16. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют шатунно-поршневую группу, установилась в ВМТ. Установите поршень в цилиндр в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне...

17. ...нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр. Аналогично установите поршни в остальные цилиндры.

Примечание

При установке поршней в цилиндры метка (стрелка) на поршне и надписи на шатуне должны быть обращены к передней части двигателя.

Предупреждение

Устанавливайте поршень в цилиндр осторожно, чтобы нижней головкой шатуна не повредить шатунную шейку коленчатого вала.

18. Установите шатунные вкладыши в крышки шатунов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.

19. Смажьте моторным маслом шатунные вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки коленчатого вала.

20. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала и совместив метки на шатуне и крышке.

21. Вверните шатунные болты, не затягивая их окончательно.

22. Затяните шатунные болты до отказа моментом, указанном в приложении 1.

23. Проверьте легкость перемещения шатуна вдоль шатунной шейки. При заедании отверните шатунные болты и повторно затяните их номинальным моментом.

24. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть 0,070-0,242 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипов коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.

25. Аналогично закрепите крышки остальных шатунов.

26. Проверьте осевой зазор коленчатого вала, он должен быть 0,07-0,1 мм. Увеличенный зазор указывает на износ опорных фланцев коленчатого вала или постели среднего коренного подшипника. В этом случае замените коленчатый вал. Если это не приведет к уменьшению осевого зазора, придется заменить блок цилиндров.

27. Установите задний сальник коленчатого вала (см. Замена сальников коленчатого вала).

28. Установите маслоприемник и масляный насос (см. Снятие и установка масляного насоса).

29. Установите масляный картер (см. Замена уплотнения масляного картера).

30. Установите маховик.

31. Далее двигатель собирайте в порядке, обратном разборке. Установка головки блока цилиндров описана в подразделе Замена прокладки головки блока цилиндров, водяного насоса - в подразделе Замена водяного насоса, ремня привода газораспределительного механизма - в подразделе Замена ремня привода газораспределительного механизма двигателей Z 16 XER, Z 18 XER, Z 20 LER, Z 20 LEH.

Полезный совет

После сборки двигателя рекомендуется провести его обкатку на стенде. Поскольку вне специальных ремонтных организаций сделать это невозможно, после установки двигателя на автомобиль обкатайте его по упрощенному циклу в следующем порядке.

1. Убедитесь в правильности регулировки привода дроссельной заслонки, залейте масло и охлаждающую жидкость, проверьте герметичность всех соединений.

2. Пустите двигатель и дайте ему поработать без нагрузки по следующему циклу.

Частота вращения коленчатого вала, мин-1 Время работы, мин
820 – 900 2
1000 3
1500 4
2000 5

Не доводите работу двигателя до максимальных режимов.

3. Во время работы проверьте герметичность двигателя и его систем, давление масла, обратите внимание на наличие посторонних шумов.

4. Если обнаружены посторонние шумы или другие неисправности, остановите двигатель и устраните их причину.

5. Начав эксплуатацию автомобиля Опель Астра, соблюдайте режимы, предусмотренные для периода обкатки нового автомобиля.

opelastrah.ru