Устройство двигателя ЗМЗ 406. Устройство двигателя змз


Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53.

План работы.

 

1. Введение.

2. Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53.

3. Техническое обслуживание газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53:

3.1. Неисправности, их признаки и причины.

3.2. Способы устранения неисправностей.

3.3. Техобслуживание, его виды и сроки. Работы, выполняемые при ТО.

4. Ремонт газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53.

4.1. Последовательность разборки механизма. Применяемые инструменты.

4.2. Дефектовка деталей.

4.3. Выбраковка деталей.

4.4. Восстановление деталей.

4.5. Последовательность сборки механизма.

4.6. Проверка и испытание работы механизма.

5. Техника безопасности при ремонте и техническом обслуживании.

6. Используемая литература.

Введение.

В настоящее время автомобильный транспорт стал одним из основных средств перевозки грузов и пассажиров. Он применяется во всех отраслях народного хозяйства – в промышленности, торговле, сельском хозяйстве. Такое распространение автомобиль получил благодаря своей маневренности, высокой проходимости, способности работать в различных условиях.

Одной из основных задач автотранспортных предприятий на сегодняшний день являются повышение долговечности и экономичности автомобиля, а также снижение его отрицательного влияния на экологию. Правильная эксплуатация в сочетании с проведением своевременного и качественного технического обслуживания (комплекса операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при использовании по назначению, стоянке, хранении или транспортировании) и ремонта (операций по восстановлению исправности или работоспособности и восстановлению ресурса автомобиля или его узлов, агрегатов) существенно повышают эти показатели.

В процессе эксплуатации автомобиля его функциональные свойства постепенно ухудшаются в результате изнашивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала и т.д. В автомобиле возникают неисправности (дефекты), снижающие эффективность его использования. Для предупреждения появления и своевременного устранения неисправностей автомобиль подвергают диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту.

 

 

Двигатель ЗМЗ-53 выпускается Заволжским моторным заводом и устанавливается на грузовые автомобили ГАЗ-53 (на сегодняшний день снят с производства) и ГАЗ-3307 (3308).Возможна также его установка на пассажирский автобус ПАЗ-3205. Конструкция и высокие эксплуатационные качества этого двигателя способствовали его широкому применению в автомобильном транспорте.

Двигатель – одна из основных частей автомобиля. Работа его систем и механизмов в значительной степени влияет на эффективность работы автомобиля в целом. В частности, неудовлетворительная работа газораспределительного механизма может вызвать повышенный расход топлива, повышенное содержание продуктов сгорания топлива в выхлопных газах и т.д. Об устройстве, назначении и методах поддержания работоспособности (техническом обслуживании и ремонте) газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ-53 и пойдет речь ниже.

 

Устройство и назначение газораспределительного механизма двигателя ЗМЗ – 53.

 

Газораспределительный механизм предназначен для своевременного впуска в цилиндры горючей смеси (карбюраторных двигателей) или очищенного воздуха (дизели) и выпуска отработавших газов. Для этого клапана в определенные моменты открывают и закрывают впускные и выпускные каналы головки цилиндров, которые сообщают цилиндры двигателя с впускным и выпускным трубопроводами. В двигателе ЗМЗ – 53 применяется газораспределительный механизм с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного вала.

Механизм газораспределения состоит из впускных и выпускных клапанов с пружинами, передаточных деталей от распределительного вала к клапанам, распределительного вала и шестерни. Коленчатый вал с помощью распределительных шестерен 15 и 16 вращает распределительный вал 14, установленный в развале блока и являющийся общим для левого и правого рядов цилиндров. Каждый кулачок распределительного вала, набегая на толкатель 13, поднимает его вместе со штангой 12. Она поднимает один конец коромысла 7, а другой движется вниз и давит на клапан 3, опуская его и сжимая пружины 6 клапана. Когда кулачок распределительного вала сходит с толкателя, штанга и толкатель опускаются, а клапан под действием пружин, садясь в седло, плотно закрывает отверстие клапана.

 

 

 

 

Мощность двигателя во многом зависит от степени наполнения цилиндров свежей порцией горючей смеси и их очистки от отработавших газов. Для того чтобы в цилиндры двигателя поступило больше горючей смеси, впускные клапаны должны открываться еще до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (с опережением). Так как при большой частоте вращения коленчатого вала такт впуска часто повторяется, то во впускном трубопроводе создается разрежение. Воздух поступает в цилиндры двигателя, несмотря на то, что поршень идет некоторое время вверх. Воздух по инерции поступает в цилиндры через открытый клапан и после того, как поршень пройдет нижнюю мертвую точку. Впускной клапан закрывается с некоторым опозданием.

 

 

Фазами газораспределения называют периоды от момента открытия клапанов до момента их закрытия, выраженные в градусах поворота коленчатого вала. Они изображены в виде круговой диаграммы. Продление впуска воздуха от 180о до 268о у двигателя ЗМЗ – 53 было достигнуто путем опережения открытия и запаздывания закрытия впускного клапана.

Выпуск отработавших газов из цилиндра (открытие выпускного клапана) начинается за 50о по углу поворота коленчатого вала до прихода поршня в нижнюю мертвую точку, а закрывается клапан уже после прохода поршнем верхней мертвой точки. Таким образом, выпускной клапан открыт на 252о по углу поворота коленчатого вала.

В конце такта впуска и начале выпуска отработавших газов оба клапана на 46 о по углу поворота коленчатого вала открыты одновременно. Такое перекрытие клапанов позволяет продуть цилиндры свежим воздухом, что способствует их лучшей очистке от отработавших газов.

Моменты закрытия и открытия клапанов зависят от профиля кулачков распределительного вала, а также от величины зазора между клапанами и коромыслами.

 

Распределительный вал.

 

Распределительный вал изготавливается из стали или специального чугуна и подвергается термической обработке. Профиль его кулачков как впускных, так и выпускных у двигателя ЗМЗ - 53 делают одинаковым.

Одноименные (впускные и выпускные) кулачки располагаются в четырехцилиндровом двигателе под углом в 90о, в шестицилиндровом - под углом в 60о, а в восьмицилиндровом (ЗМЗ – 53) - под углом в 45о. При шлифовании кулачкам придают небольшую конусность. Взаимодействие сферической поверхности торца толкателей с конической поверхностью кулачков обеспечивает их поворот в процессе работы. Начиная с передней опорной метки, диаметр шеек уменьшается, что облегчает установку распределительного вала в картере двигателя. Число опорных шеек обычно равно числу коренных подшипников коленчатого вала. Втулки опорных шеек изготавливают из стали, а внутреннюю поверхность их покрывают антифрикционным сплавом. На переднем конце распределительного вала расположен эксцентрик, воздействующий на штангу привода топливного насоса, а на его заднем конце находится шестерня, которая приводит во вращение привод прерывателя-распределителя зажигания и масляного насоса. Между зубчатым колесом распределительного вала и его передней опорной шейкой установлены распорное кольцо и упорный фланец, крепящийся болтами к блоку и удерживающий вал от продольного перемещения. Так как толщина распорного кольца больше толщины упорного фланца, обеспечивается осевой зазор («разбег») распределительного вала, который должен быть в пределах 0,08-0,21 мм.

stydopedia.ru

Устройство двигателя ЗМЗ 406

Автомобили 13 января 2014

Двигатель ЗМЗ 406 – это некое переходное звено между старым карбюраторным мотором ЗМЗ 402 и его усовершенствованной инжекторной версией модели 405. Странно, что данная установка маркируется большим значением, нежели ее наследник. Неопытный автолюбитель подумает, что ЗМЗ 406 разработан намного позже 405-го и является более производительным. Что же, давайте рассмотрим, чем отличается этот 406-й мотор.

Краткая характеристика

Данный двигатель относится к ряду 4-цилиндровых карбюраторных бензиновых установок. ЗМЗ 406 имеет рядное расположение цилиндров. Количество распределительных валов в ГБЦ – 2. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-2. Рабочий объем двигателя равен 2.3 литра, мощность – 130 лошадиным силам.

Устройство

Исходя из рисунка №2 мы видим, что двигатель ЗМЗ 406 состоит из:

  1. Поддона картера.
  2. Маслозборника.
  3. Масляного насоса.
  4. Валика привода насоса.
  5. Коленчатого вала.
  6. Шатуна.
  7. Ведомой шестерни привода масляного насоса.
  8. Крышки того же устройства.
  9. Ведущей шестерни привода масляного насоса.
  10. Поршней.
  11. Прокладки блока цилиндров.
  12. Выпускного клапана.
  13. Впускного трубопровода с ресивером.
  14. ГБЦ.
  15. Распредвала впускного клапана.
  16. Гидравлического толкателя.
  17. Распредвала выпускного клапана.
  18. Крышки ГБЦ.
  19. Указателя уровня масла.
  20. Выпускного коллектора.
  21. Выпускного клапана.
  22. Блока цилиндров.
  23. Пробки сливного отверстия.

Примечание: нумерация деталей двигателя ЗМЗ 406 совпадает с обозначением устройств на рисунке №2.

Что касается разработки, данный агрегат был сконструирован совместно с немецкой компанией «Мерседес», за счет чего инженерам удалось увеличить межсервисный интервал до 15 тысяч и значительно повысить срок службы основных деталей двигателя. Как показывает практика, ЗМЗ 406 может служить до 300-400 тысяч километров без всяких расточек блоков и замены цилиндропоршневых групп. Однако данное значение во многом зависит от состояния цепи. Если она придет в неисправность, выйдет из строя весь мотор. Отсюда и такое разногласие: у одних двигатель может служить и 400 тысяч без проблем, а у других ломается уже через сотню. Но однозначно участие немецких коллег-мотористов положительно повлияло на надежность данного агрегата, ведь по сравнению с 402-м мотором его ресурс эксплуатации был увеличен почти вдвое.

Ремонт двигателя ЗМЗ 406 – штука очень серьезная, ведь процесс расточки деталей усложняется еще и 16-ю клапанами. Поэтому за счет усложненной конструкции цена на капремонт данного мотора составляет от 1 до 2 тысяч долларов. Однако вместе с тем не стоит забывать, что 16 клапанов обеспечивают отменную динамику машине и служат куда дольше, чем на 402-м.

В заключение хочется сказать одно: заволжский 406-й двигатель действительно прошел этап эволюции и стал примером для подражания многих российских автопроизводителей. Его удивительно большой ресурс эксплуатации и отличные мощностные характеристики приблизили Горьковский и Заволжский заводы на шаг ближе к современности. И даже по сравнению с американским «Камминзом», которым укомплектовываются наравне с ЗМЗ все «ГАЗели» и «Волги», он не теряет свою популярность, и спрос на него растет.

Источник: fb.ru

Похожие материалы

Бизнес Двигатель "ЗМЗ-406 Турбо": описание, характеристики и отзывы

Отечественный двигатель "ЗМЗ-406 Турбо" является приемником классического аналога, известного под индексом 402. Новый мотор несколько напоминает шведский «Сааб», корпус агрегата сделан из чугуна, распредел...

Автомобили Цепь ГРМ ЗМЗ-406: установка и замена

Система газораспределения – одна из главных составляющих любого двигателя. В нее входит цепная или ременная передача. Последняя является менее шумной, но в то же время менее надежной. Цепь никогда не рвется. Но ...

Автомобили Двигатели ЗМЗ-405: технические характеристики, цены

Семейство бензиновых двигателей ЗМЗ-405 можно по праву считать одним из предметов гордости их производителя – ОАО «Заволжского моторного завода». Высокое качество этих моторов подтверждено годами экс...

Автомобили Устройство двигателя автомобиля. Описание, принцип работы

Самым распространенным двигателем из тех, которые устанавливаются в настоящее время, является мотор внутреннего сгорания. Устройство и работа двигателя автомобиля достаточно простые, несмотря на множество деталей, из ...

Автомобили Устройство двигателя асинхронного, его применение

Асинхронный двигатель переменного тока трансформирует электрическую энергию в механическую. Является самым распространенным в промышленности. Устройство двигателя довольно простое, работа происходит при постоянном ток...

Автомобили Устройство двигателя внутреннего сгорания: принцип работы

Практически на всех современных автомобилях в роли силового аппарата применяют двигатель внутреннего сгорания. Сокращено - ДВС. Есть еще и электромобили, но в этой статье мы рассмотрим устройство двигателя внутреннего...

Автомобили Двигатель ЗМЗ-410: технические характеристики, описание и отзывы

Заволжский моторный завод, который был основан еще в далеком 1958 году, выпустил более 15 миллионов двигателей. Моторы поставлялись Ульяновскому, Горьковскому и Павловскому автобусным заводам. Среди выпускаемых моторо...

Автомобили ЗМЗ-406, метки ГРМ - инструкция по установке

Для того чтобы в нормальном режиме работал мотор на автомобиле Волга или Газель, необходимо правильно выставить на ЗМЗ-406 метки ГРМ. На автомобилях в качестве привода использоваться может цепь или ремень. Преимуществ...

Автомобили Двигатель ЗМЗ-511 для автомобилей средней грузоподъемности

Двигатель ЗМЗ-511 - это бензиновый восьмицилиндровый V-образный силовой агрегат, который благодаря простому устройству, надежной конструкции и качественным техническим параметрам ранее широко устанавливался на разнооб...

Автомобили Двигатель ЗМЗ-24Д: характеристика, описание, ремонт

Силовой агрегат ЗМЗ-24Д входит в серию легендарных моторов для "Волги". Разработан и внедрен силовой агрегат ОАО «Заволжский моторный завод». Мотор был в эксплуатации недолго, и ему на смену пришел не мене...

monateka.com

Система смазки двигателя ЗМЗ-4062, устройство, давление, номера

Система смазки двигателя ЗМЗ-4062 комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Система смазки включает в себя : масляный картер, масляный насос с приемным патрубком с сеткой и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и в коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр, стержневой указатель уровня масла, крышку маслозаливной горловины, датчик давления указателя давления масла, датчик сигнализатора аварийного давления масла, масляный радиатор, предохранительный клапан и запорный краник. 

Система смазки двигателя ЗМЗ-4062, устройство, принцип работы, нормальное давление масла в системе смазки, каталожные номера узлов и деталей.

Циркуляция масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-4062 происходит следующим образом. Масляный насос засасывает моторное масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру. После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль. Затем через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов.

От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам. От них, через отверстия в шатунах — к поршневым пальцам. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и торцовой поверности ведомой шестерни привода.

Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла через калиброванное сверление диаметром 2 мм в главной масляной магистрали. Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна разбрызгивается на днище поршня.

Из главной масляной магистрали масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку цилиндров для смазки опор распределительных валов. Затем подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла. Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки блока цилиндров, моторное масло попадает на цепи, башмаки и звездочки привода распределительных валов.

Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя ЗМЗ-4062.

Емкость системы смазки двигателя ЗМЗ-4062 — 6 литров. Моторное масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину, расположенную на крышке клапанов и закрываемую крышкой с уплотнительной резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О» на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать вблизи метки «П», не превышая ее.

Нормальное давление масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-4062.

Давление масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-4062 при средних скоростях движения автомобиля, примерно 50 км/ч, должно быть 200-400 кПа (2-4 кгс/см2). Оно может повысится на не прогретом двигателе до 450 кПа (4,5 кгс/см2) и упасть в жаркую погоду до 150 кПа (1,5 кгс/см2).

Уменьшение давления масла при средней частоте вращения ниже 100 кПа (1,0 кгс/см2) и при малой частоте вращения холостого хода ниже 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки. Или о чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительных валов. Дальнейшая эксплуатация двигателя в этих условиях должна быть прекращена.

Контроль давления масла в системе смазки двигателя ЗМЗ-4062.

Давление масла определяется по указателю, расположенному в комбинации приборов на панели, датчик которого ввернут в тройник. Который в свою очередь ввернут в масляную магистраль головки цилиндров с левой стороны. Кроме этого, система снабжена сигнальной лампой аварийного давления масла, датчик которого также ввернут в указанный тройник.

Сигнальная лампа находится в комбинации приборов и загорается при понижении давления в системе ниже 40-80 кПа (0,4-0,8 кгс/см2). Эксплуатировать автомобиль со светящейся лампой аварийного давления масла нельзя. Допустимо лишь кратковременное загорание лампы при малой частоте вращения холостого хода и при торможении. Если система смазки двигателя ЗМЗ-4062 исправна, то при некотором повышении частоты вращения коленчатого вала лампа гаснет.

В случае, если давление масла на нормально работающем двигателе внезапно стало ниже или больше приведенных выше величин, то следует в первую очередь проверить исправность датчиков и указателей давления масла. Очень часто причина неисправности находится именно в них.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Устройство двигателя ЗМЗ 406

Двигатель ЗМЗ 406 – это некое переходное звено между старым карбюраторным мотором ЗМЗ 402 и его усовершенствованной инжекторной версией модели 405. Странно, что данная установка маркируется большим значением, нежели ее наследник. Неопытный автолюбитель подумает, что ЗМЗ 406 разработан намного позже 405-го и является более производительным. Что же, давайте рассмотрим, чем отличается этот 406-й мотор.

Краткая характеристика

Данный двигатель относится к ряду 4-цилиндровых карбюраторных бензиновых установок. ЗМЗ 406 имеет рядное расположение цилиндров. Количество распределительных валов в ГБЦ – 2. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-2. Рабочий объем двигателя равен 2.3 литра, мощность – 130 лошадиным силам.

Устройство

Исходя из рисунка №2 мы видим, что двигатель ЗМЗ 406 состоит из:

  1. Поддона картера.
  2. Маслозборника.
  3. Масляного насоса.
  4. Валика привода насоса.
  5. Коленчатого вала.
  6. Шатуна.
  7. Ведомой шестерни привода масляного насоса.
  8. Крышки того же устройства.
  9. Ведущей шестерни привода масляного насоса.
  10. Поршней.
  11. Прокладки блока цилиндров.
  12. Выпускного клапана.
  13. Впускного трубопровода с ресивером.
  14. ГБЦ.
  15. Распредвала впускного клапана.
  16. Гидравлического толкателя.
  17. Распредвала выпускного клапана.
  18. Крышки ГБЦ.
  19. Указателя уровня масла.
  20. Выпускного коллектора.
  21. Выпускного клапана.
  22. Блока цилиндров.
  23. Пробки сливного отверстия.

Примечание: нумерация деталей двигателя ЗМЗ 406 совпадает с обозначением устройств на рисунке №2.

Что касается разработки, данный агрегат был сконструирован совместно с немецкой компанией «Мерседес», за счет чего инженерам удалось увеличить межсервисный интервал до 15 тысяч и значительно повысить срок службы основных деталей двигателя. Как показывает практика, ЗМЗ 406 может служить до 300-400 тысяч километров без всяких расточек блоков и замены цилиндропоршневых групп. Однако данное значение во многом зависит от состояния цепи. Если она придет в неисправность, выйдет из строя весь мотор. Отсюда и такое разногласие: у одних двигатель может служить и 400 тысяч без проблем, а у других ломается уже через сотню. Но однозначно участие немецких коллег-мотористов положительно повлияло на надежность данного агрегата, ведь по сравнению с 402-м мотором его ресурс эксплуатации был увеличен почти вдвое.

Ремонт двигателя ЗМЗ 406 – штука очень серьезная, ведь процесс расточки деталей усложняется еще и 16-ю клапанами. Поэтому за счет усложненной конструкции цена на капремонт данного мотора составляет от 1 до 2 тысяч долларов. Однако вместе с тем не стоит забывать, что 16 клапанов обеспечивают отменную динамику машине и служат куда дольше, чем на 402-м.

В заключение хочется сказать одно: заволжский 406-й двигатель действительно прошел этап эволюции и стал примером для подражания многих российских автопроизводителей. Его удивительно большой ресурс эксплуатации и отличные мощностные характеристики приблизили Горьковский и Заволжский заводы на шаг ближе к современности. И даже по сравнению с американским «Камминзом», которым укомплектовываются наравне с ЗМЗ все «ГАЗели» и «Волги», он не теряет свою популярность, и спрос на него растет.

загрузка...

fjord12.ru

Устройство и описание двигателя ЗМЗ 406 - Ремонт двигателя змз 406 - Ремонт двигателей - Полезные статьи и ремонт двигателя - Автомир

Автомобили Волга ГАЗ 31105 оборудуются двигателем ЗМЗ 406. Данный двигатель является бензиновым, четырехцилиндровым, четырехтактным, рядный, с 4 клапанами на цилиндр, системой распределительного впрыска топлива и 2 распределительными валами, расположенными в блоке цилиндров.  Цилиндры работают в следующем порядке: 1-3-4-2. Рассмотрим устройство двигателя ЗМЗ 406 подробнее.

Блок цилиндров выполнен из чугуна, а цилиндры расточены в блоке. Между цилиндрами имеются каналы для охлаждающей жидкости. Спереди двигателя находятся ременной привод генератора, насоса охлаждающей жидкости и гидроуселителя руля. С правой стороны блока цилиндров расположена топливная рампа с форсунками, ресивер с впускным трубопроводом, регулятор холостого хода, генератор, дроссельный узел, масляный фильтр, стартер. С левой стороны двигателя ЗМЗ 406 находятся выпускной коллектор, датчики давления масла и температуры охлаждающей жидкости, термостат, указатель уровня масла. Сверху блока цилиндров расположены свечи, маслозаливная горловина, катушка зажигания и высоковольтные провода. К задней части двигателя прикреплен картер сцепления.

Сам двигатель ЗМЗ 406 прикреплен к кузову автомобиля с помощью трех опор: две резиновые подушки находятся с каждой стороны двигателя, а третья (резиновая или пружинная) размещена под картером коробки передач.

Коленчатый вал отлит из чугуна и вращается на коренных подшипниках скольжения. Перемещению по оси коленчатого вала препятствуют 4 опорные полукольца, которые установлены в крышке коренного подшипника и проточках опоры.

Шатун – кованный, стальной, двутаврового сечения, верхней головкой соединен с поршневым пальцем, а разъемной (нижней) головкой – с коленчатым валом через шатунный подшипник скольжения. Палец свободно вращается в бронзовой втулке головки шатуна и в бобышках поршня, т.е. является плавающего типа. Перемещению по оси поршневого пальца препятствуют два стопорные кольца, которые размещены в проточках бобышек поршня.

Поршень отлит из алюминиевого сплава и имеет одно маслосъемное и два компрессионных кольца. При работе поршень охлаждается струей масла сквозь отверстие в головке шатуна.

Головка блока цилиндров является частью устройства. Она отлита из алюминиевого сплава с запрессованными направляющими втулками клапанов и чугунными седлами. Клапаны запускаются через цилиндрические толкатели, поэтому их привод не требует регулировки зазоров.

Распределительные валы отлиты из чугуна и вращаются на подшипниках скольжения. Осевого перемещения распределительного вала ограничивают пластмассовые полукольца, которые установлены в проточках опорных шеек валов и выточках передней крышки. Привод распределительных валов является цепным, двухступенчатым, т.е. осуществляется через звездочку промежуточного вала. Натяжение цепей осуществляется автоматическими гидравлическими натяжителями, которые работают от давления, создаваемого в системе смазки. Натяжители давят на цепь через пластмассовые башмачки, которые закреплены на осях. На двигателях последних лет выпуска башмаки заменили звездочки, которые закрепили на поворотных рычагах, таким образом, повысилась надежность привода газораспределительного механизма. Оси башмаков взаимозаменяемы с осями рычагов. Удлинитель оси башмаков заменен проставкой, которая закрепляется на блоке цилиндров с помощью двух болтов. Цепи нового привода газораспределительного механизма не заменяются цепями, которые применялись ранее.

Устройство ЗМЗ 406 также включает систему смазки двигателя, которая является комбинированной. Под давлением смазываются поршневые пальцы, шатунные и корневые подшипники коленчатого вала, опоры распределительных валов, гидротолкатели, подшипники ведомой шестерни привода масляного насоса и промежуточного вала. Все остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос двигателя ЗМЗ 406 является шестеренчатым, односекционным. В системе смазки присутствует полнопоточный фильтр и масляный радиатор.

Поперечный разрез двигателя

1 — поддон картера;

2 — маслозаборник;

3 — масляный насос;

4 — валик привода масляного насоса;

5 — коленчатый вал;

6 — шатун;7, 9 — ведомая и ведущая шестерни привода масляного насоса;

8 — крышка привода масляного насоса;

10 — поршневой палец;11 — поршень;

12 — прокладка головки блока цилиндров;

13 — впускной клапан;

14 — впускной трубопровод с ресивером;15 — головка блока цилиндров;

16 — распределительный вал впускных клапанов;

17 — гидротолкатель;

18 — распределительный вал выпускных клапанов;

19 — крышка головки блока цилиндров;

20 — указатель уровня масла;

21 — выпускной коллектор;22 — выпускной клапан;

23 — блок цилиндров;

24 — пробка сливного отверстия

Вид двигателя мод. 4062 с левой стороны:

1 – сливная пробка;2 – масляный картер;3 – выпускной коллектор;4 – кронштейн опоры двигателя;5 – кран слива охлаждающей жидости;6 – водяной насос;7 – датчик лампы перегрева охлаждающей жидкости;8 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;9 – датчик темпера;

10 – термостат;11 – датчик лампы аварийного давления масла;12 – датчик указателя давления масла;13 – шланг вентиляции картера;14 – указатель (щуп) уровня масла;15 – катушка зажигания;16 – датчик фазы;17 – теплоизоляционный экран

Вид двигателя мод. 4062 с правой стороны:

1 – диск синхронизации;2 – датчик частоты вращения и синхронизации;3 – масляный фильтр; 4 – стартер;5 – датчик детонации;6 – трубка слива охлаждающей жидкости;7 – датчик температуры воздуха;

8 – впускная труба;9 – ресивер;10 – катушка зажигания;11 – регулятор холостого хода;12 – дроссель;13 – гидронатяжитель цепи;14 – генератор

Схема установки крышек распределительных валов:

Наименование параметра ЗМЗ-4062 ЗМЗ-4061 ЗМЗ-4063 ЗМЗ-4052 ЗМЗ-409
Рабочий объем, л 2,3 2,46 2,69
Диаметр цилиндра, мм 92 95,5
Ход поршня, мм 86 92
Степень сжатия 9,1 8,0 9,5 9,3 9,0
Система питания Впрыск Карбюраторная Впрыск
Номинальная мощность, кВт (л.с.) 110,3 (150) 73,5 (100) 80,9 (110) 118,8 (152) 105 (142,8)
Частота вращения при ном. мощности, мин-1 5200 4500 4500 5200 4400
Макс. крутящий момент, Н*м (кгс*м) 206 (21) 181,5 (18,5) 191,3 (19,5) 210,0 (21,5) 230 (23,5)
Частота вращения при ном. мощности, мин-1 5200 4500 4500 5200 4400
Частота вращения при макс. крутящем моменте, мин-1 4000 3500 3500 4300 3900
Частота вращения на холостом ходу, мин-1 (мин+-50 / макс) 800 / 6000 750 / 6000 850 / 6000 850 / 5000
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт*ч (г/л.с.*ч) 252 (185) 273 (200) 265 (195)
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,3 0,4 0,3
Масса двигателя в комплекте поставки заводом, кг 187 185 187 190

autoworlds.ucoz.ru

Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство, номера

Блок цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 отливается из серого чугуна и составляет одно целое с цилиндрами и с верхней частью картера. Между цилиндрами имеются протоки для охлаждающей жидкости. 

Блок и головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство, каталожные номера узлов и деталей.

На верхней плоскости блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 расположены десять резьбовых отверстий М14х1,5 для крепления головки цилиндров. В нижней части блока расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна. Каждая крышка крепится к блоку двумя болтами M12х1,25. Торцы третьей крышки обрабатываются совместно с блоком для установки полушайб упорного подшипника.

Крышки подшипников растачиваются в сборе с блоком и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех крышках, кроме третьей, выбиты их порядковые номера. К переднему торцу блока на паронитовых прокладках (левой и правой) крепится отлитая из алюминиевого сплава крышка цепи с резиновой манжетой для уплотнения носка коленчатого вала.

К заднему торцу блока блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 крепятся : шестью болтами М6 крышка с резиновой манжетой для уплотнения заднего конца коленчатого вала, шестью болтами М10 и двумя установочными штифтами отлитый из алюминиевого сплава колоколобразный картер сцепления.

Каталожные номера узлов и деталей головки и блока цилиндров двигателя ЗМЗ-4062.

Кроме того, для обеспечения дополнительной жесткости крепления картера сцепления нижняя его часть соединена с блоком цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 с помощью Г-образного усилителя, отлитого из алюминиевого сплава. Горизонтальная плоскость усилителя четырьмя болтами М10 крепится к нижней плоскости блока цилиндров, а вертикальная плоскость — двумя болтами к картеру сцепления.

Точная установка и жесткость крепления картера сцепления необходимы для правильной работы коробки передач. Технология обработки картера сцепления обеспечивает его взаимозаменяемость.

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, устройство.

Головка цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 отлита из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров. Впускные и выпускные каналы выполнены раздельно для каждого из шестнадцати клапанов и расположены : впускные — с правой, выпускные — с левой стороны головки. Гнезда для клапанов расположены в два ряда относительно продольной оси двигателя.

Каждый цилиндр имеет два впускных и два выпускных клапана. Стержни клапанов имеют наклон к продольной вертикальной плоскости головки цилиндров : впускные — 17 градусов, выпускные — 18 градусов. Седла и направляющие втулки всех клапанов вставные. Седла изготовлены из жаропрочного чугуна, направляющие втулки — из серого чугуна.

Благодаря большому натягу при посадке седла в гнездо и направляющей втулки в отверстие головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062, обеспечивается их надежная и прочная посадка. На заводе, перед сборкой, головка нагревается до температуры 160-175 градусов, а седла и направляющие, втулки охлаждаются в двуокиси азота (сухом льду) до температуры примерно минус 40-45 градусов. При этом седло и втулка свободно или с легким усилием вставляются в гнездо или отверстие головки. Дополнительно металл головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 вокруг седел обжимается с помощью оправки.

Фаски в седлах и отверстия во втулках обрабатываются в сборе с головкой. Отверстия под свечи зажигания находятся в центре камер сгорания. Головка цилиндров крепится к блоку десятью болтами М14х1,5. Под головки болтов поставлены плоские стальные термоупрочненные шайбы. Между головкой и блоком цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 в сборе с крышкой цепи устанавливается прокладка из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом и покрытого графитом. Окна в прокладке под камеры сгорания и отверстие масляного канала окантованы жестью. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм.

Схема установки и клеймения крышек распределительных валов двигателя ЗМЗ-4062.

В верхней части головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 расположены два ряда опор под шейки распределительных валов — впускного и выпускного, в каждом ряду по пять опор. Опоры образованы головкой цилиндров и съемными алюминиевыми крышками. Передняя крышка является общей для передних опор впускного и выпускного распределительных валов, крепится к головке четырьмя, остальные крышки — двумя болтами М8.

Правильное положение передней крышки обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в головку цилиндров. Крышки опор растачиваются в сборе с головкой и поэтому при ремонте их надо устанавливать на свои места. Для облегчения установки на всех крышках, кроме передней, выбиты номера. Номера выбиты клеймом в центре круглых бобышек, отлитых на верхней поверхности крышек.

Бобышки смещены относительно оси крышек. На крышках опор впускного распределительного вала — вправо, на крышках опор выпускного распределительного вала — влево, наблюдая со стороны картера сцепления. Номера «1», «2», «3», «4» относятся к крышкам опор впускного распредвала, а номера «5», «6», «7», «8» — к крышкам опор выпускного распредвала. Счет начинается от передней крышки.

Правильное положение головки на блоке цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 обеспечивается двумя установочными штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров. Объем камеры сгорания при поставленных на место клапанах и ввернутой свече зажигания составляет 57+-0,75 см3. Разница между объемами камер сгорания одной головки цилиндров двигателя ЗМЗ-4062 не должна превышать 1 см3.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Устройство двигателя ЗМЗ 406

Двигатель ЗМЗ 406 – это некое переходное звено между старым карбюраторным мотором ЗМЗ 402 и его усовершенствованной инжекторной версией модели 405. Странно, что данная установка маркируется большим значением, нежели ее наследник. Неопытный автолюбитель подумает, что ЗМЗ 406 разработан намного позже 405-го и является более производительным. Что же, давайте рассмотрим, чем отличается этот 406-й мотор.

Краткая характеристика

Данный двигатель относится к ряду 4-цилиндровых карбюраторных бензиновых установок. ЗМЗ 406 имеет рядное расположение цилиндров. Количество распределительных валов в ГБЦ – 2. Порядок работы цилиндров: 1-2-4-2. Рабочий объем двигателя равен 2.3 литра, мощность – 130 лошадиным силам.

Устройство

Исходя из рисунка №2 мы видим, что двигатель ЗМЗ 406 состоит из:

  1. Поддона картера.
  2. Маслозборника.
  3. Масляного насоса.
  4. Валика привода насоса.
  5. Коленчатого вала.
  6. Шатуна.
  7. Ведомой шестерни привода масляного насоса.
  8. Крышки того же устройства.
  9. Ведущей шестерни привода масляного насоса.
  10. Поршней.
  11. Прокладки блока цилиндров.
  12. Выпускного клапана.
  13. Впускного трубопровода с ресивером.
  14. ГБЦ.
  15. Распредвала впускного клапана.
  16. Гидравлического толкателя.
  17. Распредвала выпускного клапана.
  18. Крышки ГБЦ.
  19. Указателя уровня масла.
  20. Выпускного коллектора.
  21. Выпускного клапана.
  22. Блока цилиндров.
  23. Пробки сливного отверстия.

Примечание: нумерация деталей двигателя ЗМЗ 406 совпадает с обозначением устройств на рисунке №2.

Что касается разработки, данный агрегат был сконструирован совместно с немецкой компанией «Мерседес», за счет чего инженерам удалось увеличить межсервисный интервал до 15 тысяч и значительно повысить срок службы основных деталей двигателя. Как показывает практика, ЗМЗ 406 может служить до 300-400 тысяч километров без всяких расточек блоков и замены цилиндропоршневых групп. Однако данное значение во многом зависит от состояния цепи. Если она придет в неисправность, выйдет из строя весь мотор. Отсюда и такое разногласие: у одних двигатель может служить и 400 тысяч без проблем, а у других ломается уже через сотню. Но однозначно участие немецких коллег-мотористов положительно повлияло на надежность данного агрегата, ведь по сравнению с 402-м мотором его ресурс эксплуатации был увеличен почти вдвое.

Ремонт двигателя ЗМЗ 406 – штука очень серьезная, ведь процесс расточки деталей усложняется еще и 16-ю клапанами. Поэтому за счет усложненной конструкции цена на капремонт данного мотора составляет от 1 до 2 тысяч долларов. Однако вместе с тем не стоит забывать, что 16 клапанов обеспечивают отменную динамику машине и служат куда дольше, чем на 402-м.

В заключение хочется сказать одно: заволжский 406-й двигатель действительно прошел этап эволюции и стал примером для подражания многих российских автопроизводителей. Его удивительно большой ресурс эксплуатации и отличные мощностные характеристики приблизили Горьковский и Заволжский заводы на шаг ближе к современности. И даже по сравнению с американским «Камминзом», которым укомплектовываются наравне с ЗМЗ все «ГАЗели» и «Волги», он не теряет свою популярность, и спрос на него растет.

загрузка...

4responsible.ru