Принцип работы вентиляторов различной модификации. Устройство вентилятора двигателя


Конструкция и принцип работы промышленных и бытовых вентиляторов

Сегодня практически в любом доме можно встретить вентилятор разной конструкции. Вытяжная система на кухне, кондиционеры, кулеры в ПК, системы принудительной вентиляции разных помещений в быту и на производстве — все эти устройства не смогут нормально функционировать без этой важной составляющей. В этой статье мы познакомимся с принципом работы разных по конструкции вентиляторов, а также узнаем их достоинства и недостатки.

Осевой или аксиальный

С виду вентилятор такого типа — это металлический кожух в виде цилиндра, где располагается колесо с лопастями разной конфигурации, установленное на один вал с приводом. Корпус имеет специальные перфорации для надежного закрепления на месте использования. Поток воздуха поступает параллельно оси вращения. На входе располагается коллектор — он улучшает аэродинамику изделия в процессе работы. Как работает изделие, можно объяснить довольно просто.

  1. Закрепленный на специальной раме электрический двигатель раскручивает рабочее колесо вентилятора, насаженное на один вал с ним.
  2. Обороты крыльчатки идентичны установленным изготовителем параметрам привода.
  3. Лопасти закреплены на ступице таким образом, чтобы захватывать слои воздуха и направлять их вдоль оси. Размах лопастей не имеет четких градаций: в быту используют длиной в несколько сантиметров, а в промышленности — до нескольких метров.

Устройство защищено мелкой сеткой, исключающей попадание внутрь предметов, способных нанести вред конструкции, и в целях обеспечения безопасности.

КПД осевых агрегатов значительно выше других изделий, напор воздушной массы  и ее количество можно регулировать за счет изменения угла атаки лопастей. Этот вид вентиляторов используется для перемещения очень больших воздушных масс при низком встречном сопротивлении.

Ниже приведен чертеж осевого вентилятора, где 1 – корпус; 2 – рабочее колесо; 3 – лопатки; 4 – электродвигатель.

Достоинства:

  • сравнительно небольшое энергопотребление;
  • механизм работает исправно без вмешательства человека;
  • для установки не требуется много места.

Недостатки:

  • изделие исправно работает только с воздухом без примесей;
  • высокая вибрация и соответственно шум.

Как правило, такие изделия устанавливаются снаружи объектов, чтобы шум работы вентилятора не мешал производственному процессу.

Радиальный

Радиальное или центробежное устройство отличается от других видов необычным спиральной конструкции кожухом, в котором расположено рабочее колесо, сжимающее при вращении воздушные массы, перемещая их в направлении от центра к периферийной части. В кожух поток поступает под воздействием центробежных сил от вращения колеса с лопастями.

Лопатки приварены к полому цилиндру по всему его периметру строго параллельно оси вращения при помощи стальных дисков, концы их загнуты внутрь или наружу, что зависит от прямого назначения устройства. Вращение может производиться в любую сторону — это зависит от того, как устроен вентилятор, и какие перед ним поставлены задачи (нагнетания или вытяжки).

Основные компоненты радиального вентилятора показаны на чертеже ниже, где 1- корпус; 2 — рабочее колесо; 3 — лопасти рабочего колеса; 4 — ось вентилятора; 5 — станина; 6 — двигатель; 7 — выхлопной патрубок; 8 — фланец всасывающего патрубка

Плюсы:

  • выдерживает приличные перегрузки;
  • экономия энергоресурсов до 20%;
  • небольшой диаметр рабочего колеса;
  • невысокие скорости вращения вала привода.

Минусы:

  • высокие вибрации и шум;
  • требовательность к качеству изготовления вращающихся частей.

Канальный

Такой тип вентиляторов устанавливают в стене, а в помещении видна только его решетка, далее идут воздуховоды, через которые отработанный воздух направляется наружу или к системе фильтрации и очистки, после чего возвращается назад.

Чтобы узнать все нюансы работы вентилятора этого типа, посмотрите видео. В нем подробно разъясняются функциональные особенности канального вентилятора.

Для изготовления корпусов этих оригинальных устройств используется многослойное полотно, состоящее из стали, прочного пластика или их комбинаций. Соединение происходит методом точечной сварки или крепежными деталями.

Достоинства:

  • обработка одновременно нескольких помещений;
  • осуществлять добавку свежего воздуха с улицы;
  • вариации подачи воздушного потока.

Минусы:

  • при подаче во все помещения происходит смешивание, если кто-то курит, то этот запах попадает в другие комнаты;
  • нет независимой регулировки температуры;
  • высокая стоимость установки, куда входит цена трубопроводов;
  • чтобы чистить фильтры, нужен люк для работы.

На заметку! Весьма высокие характеристики по эксплуатации таких вентиляторов из-за их оригинального строения делают их популярными. Канальные вентиляторы устанавливают в жилых домах, крупных торговых комплексах и на некоторых видах производства.

Тангенциальные

Изделия этого вида состоят из корпуса, имеющего диффузор и патрубок, оригинального вида рабочее колесо, очень похожее на жатку уборочного комбайна, только сильно уменьшенного размера с загнутыми вперед параллельными лопастями.

Принцип работы тангенциального вентилятора основывается на повторном прохождении воздуха через рабочие параллельные лопатки в поперечном направлении, что является оригинальным нюансом этой конструкции. Кроме этого, эти устройства отличаются довольно высокими показателями по части аэродинамики.

Ниже приведен упрощенный чертеж тангенциального вентилятора, где 1 – входной патрубок, 2 – рабочее колесо, 3 – выходной диффузор.

Благодаря тому, что они могут создавать плоский поток воздушных масс, их часто используют для «теплых затворов», располагая вал вращения в вертикальном положении.

Преимущества:

  • весьма высокий КПД;
  • возможность направлять поток в любую сторону;
  • создание уникально плоского и равномерного потока воздуха.

Этот вид изделий отличается весьма небольшим уровнем шума при довольно большом расходе воздуха в единицу времени.

Безлопастные

В основе работы безлопастного вентилятора заложен принцип действия реактивного двигателя: есть турбина, работа которой и способствует быстрой циркуляции воздуха в помещении. Конструкция этого вентилятора весьма оригинальная: мощное основание, овальная рабочая часть, визуально очень похожая на воздухозаборник современного авиационного двигателя.

Контурное кольцо имеет ряд перфораций, через которые вырывается воздух, увлекая за собой слои воздушных масс по закону аэродинамики. Мощная турбина может осуществлять прокачку до 20 кубических метров воздуха за секунду, чего не могут аналогичные устройства — это основное отличие этого вида изделий.

Скорость проходящего сквозь кольцо воздуха может достигать весьма приличных значений, производители такого оригинального оборудования уверяют, что она может превышать 90 км/ч.

Положительные качества:

  • быстрота сборки и установки;
  • высокая безопасность;
  • большая экономия;
  • пульт ДУ;
  • LED-подсветка, успешно заменяет ночник;
  • щетки привода выполнены из магнитного сплава, что исключает скопление на них пыли;
  • весьма неординарный дизайн.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • сильный шумовой эффект из-за большой скорости потока.

Такие оригинальные изделия считаются разновидностью напольного вентилятора.

Бытовые

Для осуществления нормальной вентиляции в квартире или собственном доме используют специальной конструкции бытовые вентиляторы, т.к. они должны эффективно работать и не пропускать обратную тягу в помещение вместе со всеми негативными компонентами.

Электрическая схема вентилятора отличается в зависимости от его вида и назначения — она прилагается в инструкции по эксплуатации изделия. Аналогичная электросхема подключения практически не меняется, за исключением некоторых специфических для каждого конкретного устройства нюансов.

Под бытовыми вентиляторами понимаются также привычные всем нам конструкции для охлаждения воздуха в помещениях. По исполнению они могут быть настольного или напольного вида, стандартная комплектация — электрический привод, импеллер и ограничительные решетки для безопасности.

Функции бытового вентилятора могут быть расширены за счет эффективных добавлений:

  • увлажнение воздуха;
  • система ионизации, что весьма полезна для подрастающего поколения и людей пожилого возраста.

Эти усовершенствования повышают стоимость изделия, но положительно влияют на микроклимат помещения, особенно в период всплеска сезонных заболеваний.

Плюсы:

  • простая эксплуатация и установка;
  • довольно универсальны;
  • небольшая стоимость.

Нельзя использовать:

  • при бронхиальной астме;
  • при онкологических болезнях;
  • если в помещении много пыли;
  • когда есть непереносимость к ионизации.

tehnika.expert

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения

Электровентилятор радиатора - как он устроен?

В современном мире система охлаждения предназначается для того, чтобы охлаждать двигатели внутреннего сгорания, которые нагреваются в результате его непосредственной эксплуатации. Так, в новых автомобилях системы охлаждения, кроме своих основных функций, выполняют и ряд других, дополнительных функций, к которым относятся: нагревание воздуха в системе вентиляции, отопления и кондиционирования; охлаждение отработанных газов, которые выходят из системы рециркуляции тех же газов; охладительная функция масла в системе смазки; охлаждение воздуха в турбонаддувной системе; охлаждение жидкости рабочей, которая находится в автоматической коробке переключения передач. Так, вид системы охлаждения напрямую зависит от способа охлаждения устройства.

В современном мире существует три основных вида систем охлаждения:

- воздушная, которая является открытой;

- жидкостная, которая является закрытой;

- комбинированная.

В жидкостной системе охлаждения от нагретых частей двигателя внутреннего сгорания тепло будет отводиться посредством потока жидкости. В воздушной охладительной системе используется поток воздуха. Ну и логично, что комбинированная система является определенным синтезом, так как объединяет воздушную и жидкостную системы.

Самыми распространенными в современном мире являются жидкокостные системы охлаждения. Это связано с тем, что именно данная система способна обеспечивать наиболее эффективное и равномерное охлаждения, при этом ее работа производится с минимальным уровнем шума. Следовательно, принцип действия и устройство системы охлаждения рассматриваются на примере жидкостной системы охлаждения.

Бензиновые и дизельные системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания имеют довольно схожие конструкции. Данная система имеет множество элементов, к которой относится и устройство радиатора охлаждающей жидкости, радиатор масляный, отопительный теплообменник, вентилятор радиатора, центробежный насос, а также термостат и бачок расширительный. В схему данной системы включается и «рубашка» охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Регулирование работы охладительной системы производится посредством элементов управления.

Устройство радиатора предназначается для охлаждения нагретой охлаждающей жидкости посредством потока воздуха. Для того, чтобы увеличивать теплоотдачу в радиаторе находится особое трубчатое устройство. Кроме основного радиатора, система охлаждения может иметь и радиатор системы рециркуляции отработанных газов и масляный радиатор. Первое устройство предназначается для охлаждения отработанных газов, посредством чего происходит снижение температуры сгорания воздушно-топливной смеси, а также – образования количества оксидов азота. Работа данного устройства обеспечивается за счет дополнительного насоса рециркуляции охлаждающей жидкости, который включается в конструктивную составную охладительной системы. Масляный радиатор предназначается для охлаждения в смазочной системе масла.

Отопительный теплообменник выполняет функцию, которая является противоположной к функции радиатора охладительной системы. Данное устройство нагревает весь проходящий через него воздух. Для того, чтобы функционирование теплообменника проводилось наиболее эффективно, данное устройство располагается возле выхода уже нагретой охладительной жидкости из двигателя внутреннего сгорания.

Для того, чтобы компенсировать изменения в объеме охлаждающей жидкости из-за температуры, система располагает особым расширительным бачком. Именно посредством данного устройство происходит заполнение охлаждающей жидкостью системы. Циркуляция же такой жидкости в системе происходит с помощью центробежного насоса. В просторечии данное устройства называется «помпой». Центробежный насос имеет несколько классификаций: ременной, шестерной и другие. На особых двигателях, которые оборудуются турбонаддувом, для того, чтобы наддувочный воздух охлаждался вместе с турбокомпрессором устанавливают дополнительный циркуляционный насос охлаждающей жидкости, которые подключается посредством блока управления двигателем.

Работа охладительной системы продуцируется системой управления двигателем. Современные двигатели имеют достаточно простой алгоритм, который реализуется на основе математической модели, учитывающей разные температурные параметры, которая и задает оптимальные и нормализированные условия включения и эксплуатации конструктивных элементов. Охлаждающая жидкость в самой системе имеет циркуляцию принудительного характера, которая обеспечивается центробежным насосом. В таком случае через «рубашку» охлаждения двигателя будет осуществляться движение жидкости. При всем этом будет происходить охлаждение двигателя, а также – нагревание. Направление движения жидкости в данном устройстве может быть поперечным или продольным.

Малый или большой круг циркуляции напрямую зависит от температуры. При пуске двигателя внутреннего сгорания данное устройство, как и охладительная жидкость являются холодными. Для того, чтобы происходил ускоренный подогрев всей системы жидкость передвигается по малому кругу, при этом минуя радиатор. Термостат в таком случае является закрытым устройством. По мере нагревания охладительной жидкости будет происходить открытие термостата, а сама охлаждающая жидкость будет продвигаться уже через радиатор по большому кругу.

Нагретая жидкость охлаждается посредством встречного потока воздуха, проходя через радиатор. Если есть особая необходимость, то жидкость будет охлаждаться посредством воздуха от вентилятора. После такого рода охлаждения жидкость снова будет поступать в «рубашку» охлаждения двигателя. В процессе всей работы двигателя внутреннего сгорания цикл движения охладительной жидкости многократно повторяется. На автомобилях, которые имеют турбонаддув может применяться система охлаждения двухконтурная, один контур в которой будет отвечать за охлаждение двигателя, а другой будет отвечать за охлаждение нуддувочного воздуха.

1. Роль электровентилятора в системе охлаждения.

Вентилятор охлаждения двигателя являет собою устройство, которое позволяет принудительно обдувать разогретые радиатор и двигатель системы охлаждения в непосредственные моменты стоянки транспортного средства, при учете заведенного двигателя.

Эволюционный процесс данной системы развивался посредством двух путей, следовательно в серийное производство автомобилей вышли охладительные системы двух основных типов: жидкостное и воздушное охлаждение. Устройство вентилятора используется в обоих охладительных системах, так как заключительный носитель, который рассеивает тепло, которое отводится от двигателя внутреннего сгорания, является воздух. Вентилятор в данном устройстве выполняет обеспечение постоянного и равномерного отвода тепла в атмосферу.

2. Устройство и принцип работы электровентилятора радиатора.

Существует несколько видов электровентилятора радиатора. Первое устройство носит название вентилятора с вязкостной муфтой, которые довольно редко в современном мире встречаются в легковых автомобилях. Применение данных устройств ограничивается продольным расположением двигателя внутреннего сгорания. Кроме того, электронное устройство управления постепенно сводит данные системы на нет. Единственный элемент, в котором установка подобного вентилятора будет предпочтительной, являются серьезные внедорожники, которые предназначаются для форсирования водных преград. В таком случае электроника боится воды, в тот момент как вискомуфта является герметичной.

Иной вариант вентилятора являет собою электрический привод, который включает в себя электронный блок управления электронным двигателем, а также температурный датчик охладительной жидкости, само устройство электрического двигателя и реле задействования вентилятора. В современных транспортных средствах в большинстве случаев устанавливаются два датчика, посредством которых фиксируется температура охладительной жидкости. Первый датчик встроен в патрубок и располагается на выходе из радиатора, а другое устройства наоборот – встроен в патрубок, но уже на выходе из двигателя внутреннего сгорания. В данной вариации управление вентилятором будет происходить посредством разницы показаний двух вышеуказанных датчиков.

При непосредственном управлении устройством могут использоваться и датчик частоты вращения коленвала и расходомер воздуха. Показания данных датчиков нужны для того, чтобы предопределить режим работы электродвигателя. От всех датчиков сигналы будут передаваться на электронный блок управления, посредством которого будет активировано реле включения охладительного вентилятора двигателя, а также будет регулироваться скорость вращения крыльчатки.

Более старые системы охлаждения не имели электронный блок управления, вследствие чего функцию задействования электродвигателя выполнял особый термовыключатель. В просторечии ошибочно принимают данное устройство за температурный датчик. Тем не менее, датчик температуры в большинстве случаев устанавливается в корпусе блока цилиндров. С данного устройства будет подаваться сигнал непосредственно на шкалу в салоне автомобиля. Это связано с тем, что более важной для измерения является температура, которая царит в достаточной близости от камеры сгорания.

Устройство термовыключателя реагирует на изменение температуры охладительной жидкости в радиаторе. Данное устройство настраивается на одну определенную температуру включения и выключения. Если же температура будет переваливать за допустимый, например, максимум, то цепи питания вентилятора будет замкнутой посредством смыкания контактов в устройстве термовыключателя. Электрический двигатель, на который подается ток, приводит крыльчатку к вращению. В тот момент, когда температура снизится до нижнего предела, контакты разомкнутся, а сам вентилятор остановится.

3. Неисправности электровентилятора радиатора.

Неисправность вентилятора охлаждения радиатора станет неминуемой причиной того, что температура охлаждающей жидкости, которая находится в двигателе внутреннего сгорания, вырастит в разы. Если же автомобилист заметил передвижения стрелки показателя температуры в красной зоне, то можно останавливаться и проверять работоспособность вентилятора самостоятельно.

Для диагностирования такого рода вентилятора, достаточно просто поднять капот и проверить лопасти крыльчатки. На вискомуфте вентилятор будет двигаться всегда, следовательно, если автомобилист заметит любое вращение, то скорее всего, причиной перегрева послужит поломка иного компонента охладительной системы, такой как термостат. Признак выхода из строя вискомуфты– это слишком заниженная скорость вращения вентилятора при эксплуатации автомобиля на высоких оборотах.

Если в транспортном средстве применяется вентилятор электрический и его работа происходит при явном перегревании, то следует отсоединить разъем непосредственно от термовыключателя, который вкручивается, зачастую, в нижнюю часть бокового бачка охладительного радиатора. После этого следует замкнуть два гнезда штекера посредством небольшого куска проволоки. В этот момент устройство вентилятора принудительно должно заработать.

Тем не менее, данный способ не подойдет всем автомобилистам. Так, его нельзя рекомендовать автомобилистам, которые имеют наиболее современные транспортные средства, в которые встроены электронные устройства за контролем скорости вращения устройства вентилятора. Максимальный барьер, который нельзя превышать автолюбителю, это не углубляться в ремонт после проверки целостности конкретного соответствующего предохранителя. Вся дальнейшая диагностика должна быть доверена профессионалам.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?Да Нет

auto.today

Вентилятор для охлаждения двигателя: назначение, устройство, диагностика, ремонт

Для корректной работы мотора автомобиля ему необходимо постоянно охлаждаться до нормальной температуры. Чтобы решить данную проблему конструкторы разработали систему охлаждения двигателя, главную роль в которой исполняет вентилятор охлаждения двигателя. Это приспособление призвано обеспечивать перегретый мотор и радиатор машины обдувом.

Конструкция вентилятора

Идея конструкции столь полезного приспособления довольна проста. Она состоит из шкива и четырех прикрепленных к нему лопастей. Установку последних производят с расчетом получения определенного угла, способствующего максимальной интенсивности прогона воздушных масс.

Помимо шкива, у конструкции механизма присутствует привод. Тип этой составляющей может быть либо электрическим, либо гидромеханическим, либо просто механическим. Самым редким вариантом является устройство с гидромеханическим приводом. От описанных ранее конструкций это устройство отличается тем, что оно представлено в виде специальной гидравлической или вязкостной муфты, которую приводит в движение коленчатый вал автомобиля. В момент достижения температуры в муфте предельного максимума происходит частичная либо полная ее блокировка.

Современные производители машин практически отказались от использования гидромеханического привода по причине большой нагрузки на двигатель машины. Принцип прост: чем больше сил двигателя отдается на работу вентилятора, тем меньше их остается для корректного выполнения своих прямых обязанностей. Поэтому в производстве автомобилей решено было использовать вентилятор системы охлаждения двигателя с электроприводом.

В комплектацию такого устройства входит две составляющих – система управления, а также электродвигатель для самого вентилятора. Отслеживанием температуры занимается система управления мотора автомобиля. Благодаря этой системе и осуществляется работа механизма охлаждения. Все данные о работе устройства выводятся на бортовой компьютер в салоне, к которому подключен электромотор.

Принцип работы

Работа вентилятора охлаждения, имеющего электрический привод, не отличается замысловатым принципом. Датчики устройства собирают всю необходимую информацию и передают ее на блок управления. В свою очередь, в блоке управления происходит их обработка и полный анализ. Если полученные и проанализированные данные свидетельствуют об активации работы вентилятора, то это происходит при помощи запуска регулятора. Большинство недавно сошедших с конвейера автомобилей не получили регулятора в конструкцию устройства вентилятора охлаждения.

На месте регулятора в таких моделях расположен отдельный блок управления, который отвечает за включение и отключение системы охлаждения. Использование отдельного блока в конструкции устройства является более рациональным подходом в автомобилестроении, потому что благодаря ему охладительная система мотора будет в целом работать с большим эффектом и с большей экономией. Происходит это по причине того, что блок может взять на себя контроль над несколькими параметрами, среди которых определение момента отключения вентилятора, угол его расположения и направление движения воздуха из него.

О назначении и особенностях промывки системы охлаждении автомобиля читайте здесь. Способы ремонта радиатора, с чего он начинается и последовательность операций смотрите тут.

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Обеспечить защиту системы охлаждения от неисправностей на сто процентов не в состоянии даже самые ультрасовременные обладающие большой мощностью электрические моторы вместе с надежными и умными блоками управления. Если работа вентилятора не корректна, то есть воздух дует не в том направлении, или лопасти устройства и вовсе не вращаются, то в скором времени двигатель перегреется. Естественно, такое событие не обрадует ни одного водителя. Поэтому стоит уделять время вопросу качественной работы вентилятора охлаждения. Тем более, что провести диагностику под силу любому автолюбителю. Достаточно просто выполнять некоторые простые рекомендации.

Начинать работу по диагностике вентилятора охлаждения следует с проверки датчика температурного режима. Но для этого необходимо сперва произвести снятие его штекерного разъема. Когда в конструкции используется одинарный датчик, надо найти кусочек обыкновенной проволоки и с ее помощью сделать замыкание клемм на штекере. При корректной работе вентилятора системы охлаждения двигателя, блок управления или реле произведет подачу команды, по которой устройство активируется за счет замыкания. Если вентилятор не придет в движение, то есть полном отсутствии реакции на произведенные действия, это свидетельствует о том, что приспособление вышло из строя и ему требуется ремонт или же полная замена.

Куда дует вентилятор охлаждения?

Нельзя пройти стороной вопрос о направлении движения воздушных масс из вентилятора охлаждения двигателя. Очень часто решение такой проблемы пытаются отыскать автовладельцы на различных форумах. Отталкиваясь от того, что устройство называется вентилятор охлаждения двигателя, легко предположить, что подача воздуха может осуществляться исключительно в сторону мотора.

Если на практике воздушный поток поступает на радиатор машины, а не на ее мотор, то, скорее всего, после проведения диагностики или ремонтных работ подключение вентилятора было произведено неверно. Его необходимо вернуть в свое корректное положение.

topauto24.ru

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения | Автомобили ВАЗ-2115i-14i-13i

Для привода вентилятора системы охлаждения двигателя применяется электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов отечественного производства типа МЭ-272 или аналогичный ему производства Словении.

Электродвигатель не нуждается в обслуживании при эксплуатации и неремонтопригоден, в случае неисправности его нужно заменить новым.

Данные для проверки электродвигателя:— Номинальная частота вращения вала двигателя при нагрузке электродвигателя крыльчаткой, мин-1…..2500–2800-Потребляемая сила тока при указанной нагрузке и частоте вращения, А, не более…..14.

Для замены электродвигателя Вам потребуются: торцовая головка «на 10», вороток, ключи «на 8», «на 10», отвертка.

1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха (см. «Снятие и установка датчика массового расхода воздуха»).

3. Отсоедините опоры крепления воздушного фильтра (см. «Снятие и установка воздушногофильтра») и отведите его в сторону.

4. Выверните два болта верхнего крепления…

5. …и отверните две гайки нижнего крепления кожуха электровентилятора к радиатору.

6. Разъедините колодку жгута проводов электровентилятора.

7. Отверните две гайки прижимной пластины подушки верхнего крепления радиатора и снимите пластину.

8. Выверните болт крепления не используемого на данном автомобиле кронштейна…

9. …и снимите кронштейн, так как он мешает снять кожух электровентилятора.

10. Аккуратно, чтобы не повредить радиатор, выньте кожух вместе с электровентилятором.

11. Для замены электродвигателя вентилятора отверните гайку…

12. …и снимите с вала электродвигателя крыльчатку вентилятора.

13. Выньте штифт из вала электродвигателя.

14. Отверните три гайки крепления электродвигателя к кожуху и снимите его.

15. Если резиновые втулки крепления электродвигателя вентилятора потеряли эластичность или повреждены, замените их.

16. Установите электродвигатель вентилятора в порядке, обратном снятию.

vaz-2115i.ru

Автомобиль. Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя.

Доработка схемы включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя

Все нижеописанное делалось на карбюраторной зубилке со старым ЧЯ, высокой панелью и венгерской комбинацией приборов.

Основные задачи доработки - получить индикацию работы, возможность принудительного включения и работы, вне зависимости от положения ключа зажигания, электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и, самое главное, сделать это красиво.

Первый вариант

Данный вариант является практически беззатратным и идеологически правильным: &quot...Для принудительного включения вентилятора достаточно замкнуть на корпус контакт 6.9 черного ящика, а плюс при включении вентилятора радиатора появляется на контакте 5.5 черного ящика..." (цитата из FAQ по переднеприводным автомобилям).

В качестве индикатора включения вентилятора удобно использовать свободную лампочку "CHECK ENGINE" (контакт 11 белой колодки комбинации приборов). По смыслу тоже подходит. :-)

Выключатель можно установить в любое удобное для место, например, на место выключателей подогрева передних сидений или омывателя фар.

Второй вариант

Данный вариант является более затратным и трудоемким, чем первый, но более изящным и красивым. Заодно позволяющий избавится от проблемы "восьмого предохранителя".

Снимаем накладку комбинации приборов. Подробнее о процессе снятия элементов панели приборов можно прочитать в FAQ, посмотреть на сайте фирмы "Noisebuster" или в журнале ЗР, 1999, #10.

1 - датчик включения вентилятора 2 - вентилятор, 3 - ЧЯ, 4 - выключатель, 5 - индикаторная лампочка

Новое реле включения вентилятора с кронштейном для крепления можно поставить в салоне или в моторном отсеке. Я установил его в салоне, под торпедой. Частично используя штатную проводку, выполнил соединения компонентов согласно схемы. Внимание: силовые провода (на схеме показаны толстыми линиями) обязательно должны иметь большое сечение. Провода в салон проложил через резиновую заглушку корректора фар. В качестве лампочки индикации включения вентилятора я использовал контрольную лампу "CHECK ENGINE" КП. Для защиты контактов датчика включения вентилятора от ЭДС впаял между его контактами диод КД212.

"Синий" - так провода были проложены до переделки. "Красный" - а так после.

В ЧЯ, между контактами 87 и 30 реле К9 установил перемычку, которую изготовил из двух клемм "папа" и куска толстого медного провода. Это необходимо для того, чтобы цепи электродвигателя и обмотки реле его включения были защищены предохранителем. На все контактные соединения нанес смазку для контактов.

В процессе работы разобрал, почистил и смазал моторчик вентилятора, изменил схему прокладки проводов от электродвигателя вентилятора, вместо 4-х лопастной крыльчатки установил 8-и лопастную от ВАЗ-2110. После ее установки, субъективно, увеличился поток воздуха проходящего через радиатор, значительно снизились низкочастотный аэродинамический шум и вибрации при работающем вентиляторе. Но низкочастотная вибрация, передаваемая на кузов, осталась. Отчасти это связано с отсутствием одного из креплений кожуха вентилятора к радиатору (при разборке, из-за закисшеей резьбы, была частично удалена площадка крепления на радиаторе).

3 августа 2001 г.

Вышеописанная схема успешно эксплуатировалась более 1,5 лет и никаких неисправностей в процессе работы не возникало. Включение вентилятора хорошо контролируется визуально и на слух (т.к. реле включения установлено в салоне).

В процессе эксплуатации авто состояние ЧЯ стало внушать некоторые опасения и я решился его поменять. Вариант приобретения ЧЯ или плат старого образца не имел для меня смысла из-за неудачной конструкции держателей предохранителей. По финансовым соображением невыгодным был признан и вариант приобретения модернизированного ЧЯ старого образца с флажковыми предохранителями. Единственный оставшийся вариант - установка ЧЯ нового образца (2114-3722.010).

Размер файла со схемой 47Кб.

Как и предполагалось установка нового устройства прошла без осложнений. На этом можно было бы и закончить, но тут мне захотелось нечто большего - сделать более элегантной конструкцию принудительного включения вентилятора и индикации. После недолгого созерцания электрических схем ЧЯ нового образца и автомобиля, решил использовать в качестве реле включения вентилятора реле стеклоподъемника К3 (обозначение по http://www.samara-faq.auto.ru). Единственное "неудобство" которое меня поджидало - данное реле имело положительное управление, в отличие от отрицательного в существующей схеме.

Моторный отсек. Изменяем подключение диода на клеммах датчика включения вентилятора. Массовый провод датчика включения вентилятора установленного на радиаторе отсоединяем (откусываем) от клеммы в колодке правой блок-фары, припаиваем на него кольцевую клемму и подсоединяем ее к выводу 30 генератора (бортовое напряжение +12В). По хорошему в эту цепь надо врезать предохранитель на 1А.

Салон. В колодке Ш4 (красного цвета) удаляем оранжевый провод соединяющий контакты Ш4.3 и Ш4.8.

Следует отметить, что второй вариант без переделок может быть реализован и для ЧЯ других типов.

11 июля 2003 г.

Я надеюсь, что вы дочитали до этого места.Весь описанный выше колхоз с изменением штатной проводки вентилятора повторять не надо! Понятно? Да? "А что же делать?!" - спросите вы. А вот что...

Электрическая cхема. Правильный вариант

Реле размещено за левой головной фарой. там есть несколько подходящих отверстий.

7 августа 2009 г.

realzubilo.narod.ru

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя - Раздел 9. Электрооборудование

Для привода вентилятора на автомобиле применяется электродвигатель постоянного тока типа МЭ-272.

Данные для проверки

Номинальная частота вращения вала при нагрузке электродвигателя крыльчаткой, мин-1.....2500–2800

Потребляемая сила тока при указанной частоте вращения и нагрузке, А, не более.....15,3

Электродвигатель в процессе эксплуатации не требует обслуживания и неремонтопригоден. При обнаружении неисправностей в работе электродвигателя его необходимо заменить.

Вам потребуются обычный и торцовый (головка) ключи «на 10».

1. Отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.

2. Расстегните или разрежьте хомут, стягивающий жгуты проводов, и разъедините колодки с проводами вентилятора и жгута проводов.

3. Отверните два болта крепления кожуха вентилятора с левой стороны.

4. Расстегните или разрежьте хомут, крепящий тягу дроссельной заслонки на кожухе вентилятора.

5. Отверните гайку 1 верхнего крепления кожуха к радиатору и гайку 2 крепления кожуха к кузову.

6. Снизу автомобиля отверните гайку нижнего крепления кожуха.

7. Снимите кожух с вентилятором с автомобиля.

8. Снимите держатель проводов с кожуха.

9. Отверните три гайки крепления электродвигателя к кожуху. Снимите с каждого болта пружинную шайбу.

10. Снимите электродвигатель с кожуха.

11. Отверните гайку крепления крыльчатки к элетродвигателю и снимите шайбу.

12. Снимите крыльчатку с электродвигателя.

13. Замените порванные или потерявшие эластичность подушки на кожухе вентилятора. Для этого сначала выньте из подушек распорные втулки, а затем и сами подушки. Установите новые подушки в порядке, обратном снятию.

14. Установите электродвигатель на кожух в порядке, обратном снятию. Замените порванную или потерявшую упругость подушку верхнего крепления (металлическую распорную втулку, установленную в подушке, переставьте на новую подушку).

15. Установите кожух с вентилятором на автомобиль в порядке, обратном снятию. При этом обратите внимание, что под гайкой верхнего крепления кожуха к кузову установлены плоская 1 и пружинная 2 шайбы.

vaz-omg.ru

Ремонт вентилятора системы охлаждения: кипеть или нет?

На современных автомобилях радиатор двигателя чаще всего оснащают электрическим вентилятором, у которого немало преимуществ по сравнению с механическим. Электрический включается только по достижении некоего верхнего предела температуры, а когда она придет в норму, тут же выключается.

Результат – более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя – и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора – дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное – на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают – и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко – явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно – а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат – эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя – ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается – они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее – вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами – схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно – сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат – гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант – на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент – диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено – ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле – уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

www.avtorinok.ru

www.allanda-auto.ru

Вентилятор: Устройство Принцип работы Техническое обслуживание Неисправность Украина "Укрвентсистемы"

Устройство и принцип работы вентилятора ВЦ 14-46

Вентилятор выполнен по 1 конструктивной схеме согласно ГОСТ 5976-90 правого и левого направления вращения.

Принцип работы вентилятора заключается в перемещении воздуха за счет передачи ему энергии вращения рабочего колеса. Рабочее колесо вентилятора монтируется на валу двигателя. При вращении рабочего колеса воздушная смесь, поступающая через коллектор, попадает в каналы между лопатками рабочего колеса и под действием центробежной силы перемещается к его периферии и выбрасывается в атмосферу.

Подготовка к работе

Вентилятор центиробежный ВЦ 14-46: Монтаж

Перед монтажом вентилятора необходимо произвести его внешний осмотр. Повреждения, полученные в результате неправильной транспортировки и хранения, устранить. При монтаже вентилятора необходимо:

  • убедиться в легком и плавном ( без касаний и заеданий ) вращении рабочего колеса;
  • проверить зазор между рабочим колесом и коллектором;
  • проверить затяжку болтовых соединений, обратив особое внимание на крепление рабочего колеса на валу двигателя;
  • проверить сопротивление изоляции обмоток двигателя; заземлить корпус вентилятора и двигателя;
  • кратковременным включением двигателя проверить направление вращения рабочего колеса в соответствии с указанием стрелки на корпусе вентилятора.

Если направление вращения не соответствует указанному, необходимо изменить его, переключением фаз на клеммах двигателя;

Порядок работы

Вентилятор центиробежный ВЦ 14-46: Пуск

Перед пуском вентилятора необходимо:

  • проверить соответствие напряжения питающей сети паспортным данным двигателя;
  • осмотреть вентилятор, воздуховоды, монтажную площадку, убедиться в отсутствии внутри вентилятора посторонних предметов;
  • проверить надежность присоединения токопроводящего кабеля к зажимам коробки выводов двигателя;
  • принять меры по прекращению всяких работ по обслуживанию вентилятора (монтажу, регулировке, очистке, ремонту и т.п.) и оповестить персонал о запуске.

При наличии посторонних стуков и шумов, а также повышенной вибрации немедленно остановить вентилятор, выяснить причину неполадок и устранить их. При отсутствии дефектов, вентилятор включается в нормальную работу.

Указание мер безопасности

  • При подготовке вентилятора к работе и при его эксплуатации должны соблюдаться общие и специальные правила техники безопасности по ГОСТ 12.2.003-74, ГОСТ 12.1.010-76, ГОСТ 12.3.002-75, ГОСТ 12.4.021-75. К монтажу и эксплуатации вентилятора допускаются лица, изучившие его устройство и правила эксплуатации, прошедшие инструктаж по технике безопасности.
  • Во всех случаях работник, производящий пуск вентилятора, обязан принять меры по прекращению всяких работ по обслуживанию ( ремонт, очистка и др. ) данного вентилятора и оповестить персонал о пуске.
  • Обслуживание и ремонт вентилятора производится только после отключения его от электрической сети полной остановки вращающихся частей.
  • Входной и выходной патрубки вентилятора должны быть ограждены от попадания в них посторонних предметов. Ограждение должно быть окрашено в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.
  • Вентилятор и двигатель должны быть надежно заземлены по ГОСТ 21130-75, ГОСТ 12.2.007.0-75, а для исполнения в тропическом климате по ГОСТ 15151-69. Значение сопротивления между заземляющим зажимом и каждой, доступной прикосновению, металлической нетоковедущей частью вентилятора, которая может оказаться под напряжением, не должно превышать 0,1 Ом.
  • Пусковая аппаратура монтируется согласно «Правилам устройства электрических установок» в местах, позволяющих наблюдать за работой вентилятора.
  • При работах, связанных с опасностью поражения электрическим током ( в том числе статическим электричеством ), необходимо применять защитные средства по ГОСТ 12.1.019-79.
  • При проектировании вентиляционной системы следует учитывать параметры вибрации и шума, создаваемые вентиляторами. В случае, когда величина вибрации и шума на рабочих местах превышает нормативные, следует применять глушители, гибкие вставки, амортизаторы и т.д. Уровень шума, создаваемый вентиляционной системой на рабочих местах, должен соответствовать ГОСТ 12.1.003-83.
  • Среднее квадратическое значение виброскорости, создаваемое вентиляционной системой должно соответствовать ГОСТ 12.1.012-90.

Техническое обслуживание вентилятора ВЦ 14-46

Для обеспечения бесперебойной и эффективной работы вентилятора и повышения его долговечности необходимо:

  1. периодически проверять состояние болтовых, заклепочных и сварных соединений;
  2. периодически производить очистку проточной части вентилятора от пыли и других загрязнений, удаление конденсата;
  3. производить визуальную проверку состояния лакокрасочного покрытия проточиной части вентилятора и при необходимости его восстанавливать;
  4. не реже одного раза в год производить тщательный осмотр рабочего колеса для определения износа и повреждения лопаток, надежности крепления колеса на валу двигателя и устранения обнаруженных дефектов.

Сведения о консервации и упаковке

Вентилятор, поставляемые для нужд народного хозяйства и на экспорт в страны СНГ, поставляются без упаковки. Вентилятор, поставляемые на экспорт, должны упаковываться в ящики типа III по ГОСТ 10198-91, соответствующие ГОСТ 24634-81. Качество материалов, конструкция упаковки должны соответствовать единому техническому руководству «Упаковка для экспортных грузов» ВНИИЭКИТУ. Упаковка должна исключать перемещение вентилятора в транспортной таре. При транспортировании водным транспортом вентилятор должен быть упакован в деревянный ящик, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 10198-91. Эксплуатационная товаросопроводительная документация должна быть упакована в пленку по ГОСТ 16272-79. При поставке для нужд народного хозяйства допускается упаковка документации в бумагу по ГОСТ 8828-89 Б-70 или ГОСТ 9569-79 БП-3-35.

Гарантии изготовителя

  • Гарантийный срок эксплуатации вентилятора при поставке для нужд народного хозяйства 18 месяцев со дня ввода его в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня отгрузки.
  • Гарантийный срок эксплуатации вентилятора при поставке на экспорт — 18 месяцев со дня пересечения Государственной границы Украины.
  • Гарантийный срок эксплуатации комплектующих изделий считается равным гарантийному сроку эксплуатации вентилятора и истекает одновременно с истечением гарантийного срока эксплуатации вентилятора.
  • Предприятие-изготовитель обязуется, в течение гарантийного срока, безвозмездно устранять неисправности вентилятора при условии соблюдения потребителем правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.
  • Гарантийный срок хранения — 1 год со дня изготовления.
  • Гарантии предприятия-изготовителя не распространяются на вентиляторы, вышедшие из строя вследствие нарушения потребителем (заказчиком) правил их транспортирования и хранения.
  • Средний срок службы, лет, не менее — 12

Возможные неисправности и методы их устранения

Наименование неисправности, внешнее ее проявление и дополнительные признакиВероятная причинаМетод устранения
Вентилятор при рабочей частоте вращения рабочего колеса не создает расчетного давления и не подает требуемого количества воздуха.Колесо вентилятора вращается в обратную сторону.Изменить направление вращения колеса переключением фаз на клеммах двигателя.
Утечка воздуха через неплотности в воздуховоде.Устранить имеющиеся неплотности.
Неправильно выставлены зазоры между рабочим колесом и коллектором вентилятора.Произвести регулировки осевого и радиального зазоров.
Вентилятор при рабочей частоте вращения рабочего колеса подает больше воздуха, чем предуcмотрено проектом.Расчет вентиляционной сети произведен с завышенным запасом на сопротивлениеЗадросселировать сеть.
При монтаже увеличено сечение воздуховодов и уменьшено количество фасонных частейПроверить сечение воздуховода, форму и количество фасонных частей, наличие шиберов и задвижек.
Двигатель при рабочей частоте вращения работает с перегрузкой.Вентилятор подает больше воздуха, чем предусмотрено при выборе двигателя.Задросселировать сеть.
Уточнить сопротивление сети.
Подобрать исполнение вентилятора, рабочая зона которого соответствует необ-ходимому режиму.
Вентилятор при выбранном числе оборотов не подает требуемого количества воздуха.Сопротивление вентиляционной сети выше проектного. Неправильно произведен расчет. При монтаже воздуховодов уменьшено или увеличено количество фасонных частей.Переделать вентиляционную сеть и уменьшить ее сопротивление.
Утечка воздуха через неплотности в соединении воздуховода.Устранить утечку воздуха через неплотности в соединениях воздуховода.
Повышенный шум и вибрация вентилятораНеудовлетворительная балансировка рабочего колеса или ротора двигателя;Отбалансировать рабочее колесо или сменить двигатель;
Слабая затяжка болтовых соединений;Затянуть болтовые соединения;
Налипание пыли и липких веществ на рабочее колесо;Очистить рабочее колесо;
Отсутствуют мягкие вставки между вентилятором и сетью на всасывающей и нагнетательной сторонах;Установить мягкие вставки на всасывающей и нагнетательной сторонах;
Слабое крепление клапанов и задвижек на воздуховодахОбеспечить жесткое крепление клапанов и задвижек.

ukrvent.com