11.1 Снятие и установка двигателя. Ваз снятие двигателя


Снятие двигателя ВАЗ | AVTOMOTIV-TOMIX

Снимайте и устанавливайте двигатель на подъемнике или смотровой канаве. Так как моторный отсек автомобиля ВАЗ скомпонован достаточно плотно, во избежание повреждения остальных узлов, расположенных в моторном отсеке, предварительно снимите как можно большее количество узлов. С этой же целью рекомендуем снимать с автомобиля ВАЗ, двигатель без коробки передач и сцепления, также предварительно сняв их с автомобиля. Для снятия двигателя с автомобиля ВАЗ вам потребуются: ключи « 8», « 10», « 13», « 17» и « 19» (или головка с удлинителями и карданным шарниром), ключ для пробки сливного отверстия картера коробки передач, отвертки (две), оправка для центрирования ведомого диска сцепления, пассатижи, таль или иное подъемное устройство, стропы (прочная веревка). 1. Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите ее с автомобиля. 2. Снимите грязезащитный щиток 3. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя 4. Опустите рычаг привода стояночного тормоза в нижнее положение.

5. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение. Снимите декоративный чехол рычага коробки передач с обоймы и сдвиньте его вверх по рычагу.

6. Снимите наружный чехол с крышки и сдвиньте его вверх по рычагу.

7. Нажав рукой на рычаги…

  8. …отверткой на запорную втулку, выньте втулку из канавки на стержне рычага. 9. Снимите стержень рычага.

На рычаге переключения передач останутся дистанционная 1, упругая 2 и запорная 3 втулки.

В стержне остается вторая упругая втулка. Если при работе двигателя замечена повышенная вибрация стержня рычага, извлеките втулку и проверьте ее состояние. Сильно деформированную или затвердевшую втулку замените.

10. Аккуратно двумя отвертками разожмите лепестки дистанционной втулки и снимите ее, а затем упругую 1 и запорную 2 втулки.

11. Отверните два передних винта крепления крышки.

12. Отверните по два винта крепления переднего коврика к полу, расположенных под каждым передним сиденьем.Для удобства работы сдвиньте передние сиденья назад до упора.

13. Отверните «язычки» коврика пола под кронштейнами крепления внутренних салазок сидений.

14. Отверните гайки болтов крепления внутренних салазок обоих сидений к кронштейнам, снимите шайбы и выньте болты.

15. Выверните два винта крепления чехла рычага привода ручного тормоза и снимите чехол с рычага.

16. Выверните винты 3 и 4 крепления декоративной накладки порога с левой стороны автомобиля. Винты 1 и 2 ослабьте, не вынимая. Повторите операцию с правой стороны автомобиля. 17. Вытащите коврик из-под накладки порога с левой стороны автомобиля. Повторите операцию с правой стороны автомобиля.

18. Заверните коврик вперед так, чтобы обойму 1 декоративного чехла перевести через рычаг 2.

19. Выверните два винта крепления крышки к полу и снимите крышку.

20. Ослабьте затяжку хомута и снимите шланг подвода теплого воздуха к воздушному фильтру.

21. Ослабьте затяжку нижней гайки крепления воздухозаборника на два-три оборота.

22. Отверните верхнюю гайку крепления воздухозаборника и снимите воздухозаборник.

23. Отверните два верхних болта крепления стартера.

24. Расконтрите и отверните четыре гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору. Снимите две стопорные пластины.

25. Отверните нижний болт крепления стартера.

26. Сдвиньте стартер вперед.

27. Отверните на несколько оборотов гайку болта хомута, соединяющего трубы дополнительного и основного глушителей, разожмите хомут отверткой и сдвиньте его вниз на выходную трубу дополнительного глушителя.

28. Выверните нижний болт крепления подушки основного глушителя, выньте его из кронштейна и вытолкните подушку из кронштейна.

29. Приподнимая глушитель, отсоедините от него по очереди ремни подвески.

30. Отверните на несколько оборотов гайку болта хомута, соединяющего приемную трубу и входную трубу дополнительного глушителя, разожмите хомут отверткой и сдвиньте его вперед на приемную трубу. 31. Покачивая и поворачивая глушители, отсоедините их от приемной трубы.

32. Выверните болт крепления хомута приемной трубы к кронштейну на коробке передач. 33. Снимите (вниз) приемную трубу.

34. Отверните две гайки крепления кронштейна безопасности к кузову, снимите стопорные и плоские шайбы и снимите кронштейн.

35. Отверните три гайки болтов крепления эластичной муфты к фланцу коробки передач.36. Поворачивая карданный вал, поочередно выньте болты из фланца и муфты.Болты вынимаются только в одном положении фланца, когда болт находится слева вверху от оси муфты.

  Если болты вынимаются тяжело, примените для их выталкивания бородок.

37. Отверткой отведите муфту от фланца и опустите ее вниз.

38. Отсоедините провода от выключателя фонарей заднего хода.На автомобиле ВАЗ, выключатель фонарей заднего хода расположен в правой задней части коробки передач.

39. Отверните гайку и отсоедините трос от редуктора привода спидометра (расположен в левой задней части коробки передач).

40. Снимите рабочий цилиндр сцепления, отвернув два болта его крепления (не ослабляя затяжки шланга).Чтобы не прокачивать систему гидропривода тормозов, не отсоединяйте рабочий цилиндр от шланга. Оставьте цилиндр на автомобиле.

41. Выверните четыре болта крепления крышки картера сцепления.

42. Подставьте упор под поперечину задней опоры двигателя.

43. Отверните две гайки (вторая не показана) крепления поперечины к кузову и снимите шайбы. 44. Уберите упор и плавно опустите вниз коробку передач.

45. Поставьте упор под переднюю часть двигателя. 46. Снимите с автомобиля коробку передач.Не опирайте первичный вал коробки передач о ступицу ведомого диска или упорный фланец нажимной пружины во избежание их повреждения.

47. Установите оправку для центрирования ведомого диска сцепления так, чтобы передняя часть оправки полностью вошла в подшипник, запрессованный в торец коленвала.

Так выглядит оправка для центрирования ведомого диска (ее можно изготовить из первичного вала коробки передач, удалив шестерню).

48. Вверните болт 2 на место нижнего левого болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров. Отверните шесть болтов крепления нажимного диска к маховику, удерживая отверткой 1 маховик от проворачивания, и снимите нажимной диск сцепления.Кожух сцепления в сборе с нажимным диском закреплен на маховике шестью болтами. Выворачивая последний болт, придерживайте сцепление за кожух рукой. Не держите его за упорный фланец нажимной пружины.

49. Снимите ведомый диск сцепления вместе с оправкой. 50. Слейте масло из картера двигателя, если двигатель подлежит разборке.

51. Очертите контуры петель крепления капота для облегчения последующей установки.

52. Сожмите упор капота и отсоедините его от кузова.

53. Придерживая капот, отверните по три гайки крепления капота к каждой петле и снимите с автомобиля  капот. Работу выполняйте с помощником. 54. Снимите стартер, предварительно отсоединив провода от выводов тягового реле.

55. Установите штатные верхние болты крепления коробки передач с технологическими рымами.

56. Отсоедините провод от подкапотной лампы.

57. Отверните гайку крепления подкапотной лампы (вид со стороны ветрового стекла) и снимите лампу.

58. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга системы вентиляции картера к крышке сапуна и снимите шланг со штуцера сапуна. 59. Снимите воздушный фильтр, не отсоединяя от него шланг системы вентиляции картера

Закройте карбюратор технологической заглушкой или чистой ветошью.

60. Отсоедините наконечник провода от электромагнитного клапана.

61. Отсоедините от карбюратора тягу управления воздушной заслонкой, ослабив винты крепления тяги и ее оболочки. Отведите тягу в сторону и зафиксируйте так, чтобы она не мешала работе.

62. Снимите отверткой фиксатор и отсоедините продольную тягу привода дроссельной заслонки от рычага.

63. Ослабьте затяжку хомута крепления вакуумного шланга к впускному трубопроводу и снимите шланг.

64. Отверните гайку крепления «массового» провода. 65. Снимите провод, не снимая рыма, и закрепите рым, затянув гайку крепления.

66. Ослабьте затяжку хомутов крепления шлангов отопителя и снимите шланги.

67. Ослабьте затяжку хомутов перепускного шланга термостата и подводящего шланга радиатора и снимите шланги.

68. Ослабьте затяжку хомута шланга подачи охлаждающей жидкости в насос и отсоедините шланги вместе с термостатом от двигателя.

69. Расстегните хомут жгута электрических проводов около левой внутренней фары.

70. Разъедините разъем проводов питания электродвигателя вентилятора радиатора.

71. Разъедините два провода питания датчика включения вентилятора радиатора.

72. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга расширительного бачка и отсоедините шланг от наливной горловины радиатора. Зафиксируйте шланг, чтобы он не мешал работе.

73. Выверните болты крепления радиатора (правый не показан). 74. Наклоните двигатель назад и, удерживая его в таком положении, снимите радиатор с вентилятором, шлангами и термостатом.

75. Установите деревянный брусок между поперечиной кузова и двигателем во избежание перекоса и повреждения подушек опор двигателя.

76. Отверните гайку крепления провода от распределителя к выводу «К» катушки зажигания и отсоедините провод от катушки.

77. Отсоедините центральный провод от крышки трамблера.

78. Ослабьте затяжку хомута крепления шланга к топливному насосу и отсоедините шланг от штуцера топливного насоса. Зафиксируйте шланг, чтобы он не мешал работе. 79. Промаркируйте датчики температуры охлаждающей жидкости, давления масла, сигнализатора недостаточного давления масла и провода, подсоединенные к ним (или запомните порядок подключения), и отсоедините от датчиков провода. 80. Отсоедините от генератора все подходящие к нему провода. Отведите провода в сторону, чтобы они не мешали работе.

81. Отверните гайки крепления подушек опор двигателя к кронштейнам (левая показана, правая расположена симметрично).

82. Закрепите стропы за рымы.

83. Приподнимите двигатель, уберите брусок. Убедитесь, что отсоединены все подходящие к двигателю шланги, провода и др.84. Снимите двигатель с автомобиля соблюдая осторожность.85. Устанавливайте на автомобиль двигатель в порядке, обратном снятию.86. Залейте охлаждающую жидкость, масло, проверьте работу двигателя. При необходимости отрегулируйте работу систем и механизмов.

www.avtomotiv-tomix.ru

Снятие и установка двигателя на ВАЗ 2108-21099

Снятие двигателя необходимо для капитального ремонта двигателя ВАЗ 21099, 2108, 2109.

1. Первым делом необходимо снять аккумуляторную батарею с автомобиля.

2. Сливаем из картера двигателя масло, а также из системы охлаждения охлаждающую жидкость.

Примечание. Двигатель с автомобилей ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 и ВАЗ 21099 снимается в сборе с коробкой передач. При демонтаже двигателя, опускать его нужно вниз из моторного отсека.

Для удобства съема двигателя, автомобиль следует установить подъемник.

Если подъемника нет, затормаживаем машину стояночным тормозом, устанавливаем под задние колеса упорные бруски. Затем поднимаем и устанавливаем переднюю часть автомобиля на опоры.

3. Откручиваем крепежные болты и снимаем защиту картера двигателя.

4. Дальше снимаем приемную трубу глушителя. Для этого под днищем автомобиля откручиваем две крепежные гайки приемной трубы глушителя к кронштейну. Потом откручиваем два крепежных болта кронштейна к кузову и снимаем кронштейн.

Отгибаем концы стопорных пластин крепежных гаек приемной трубы глушителя к выпускному коллектору.

После этого откручиваем четыре крепежные гайки приемной трубы глушителя к выпускному коллектору.

Откручиваем две гайки и снимаем хомут.

Разъединяем приемную трубу глушителя с трубой резонатора, при этом вытащив уплотнительное кольцо. Поврежденное кольцо подлежит замене. Теперь приемную трубу глушителя можно снять.

6. Далее необходимо ослабить затяжку хомута и отсоединить от впускной трубы двигателя вакуумный шланг усилителя тормозов.

7. Откручиваем болт и от картера сцепления отсоединяем провод «массы».

8. Ослабляем затяжку хомутов и от термостата отсоединяем шланги.

9. Затем отсоединяем от центрального контакта крышки трамблера высоковольтный провод.

10. После этого нужно отжать пружинный зажим с помощью отвертки и отсоединить от контактного гнезда трамблера колодку с низковольтными проводами.

11. Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем от бензонасоса шланг подачи топлива.

12. Следующим этапом ремонта двигателя ваз 2108 своими руками ослабляем затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.

13. Дальше снимаем с рычага привода выключения сцепления наконечник троса.

14. Отсоединяем от вывода тягового реле стартера колодку с проводом.

15. Откручиваем крепежную гайку и отсоединяем провод от контактного болта тягового реле стартера.

16. После этого отсоединяем от вывода генератора колодку с проводом.

17. Откручиваем гайку и отсоединяем от вывода генератора провода.

18. Также отсоединяем от вывода запорного электромагнитного клапана карбюратора колодку с проводом.

19. Теперь нужно ослабить затяжку хомута и затем отсоединить от карбюратора шланг обратного слива топлива. Вынимаем шланг из пластмассового хомута.

20. Ослабляем крепежный болт тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой.

21. После этого ослабляем крепежный болт оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну, а затем отсоединяем трос.

22. С сектора привода дроссельных заслонок снимаем пружинный фиксатор троса привода акселератора.

23. Затем снимаем возвратную пружину привода дроссельных заслонок.

24. Также снимаем с сектора привода дроссельных заслонок трос привода акселератора.

25. Следующим шагом двигатель ваз 2109 ремонта нужно открутить крепежную гайку и с крышки клапанов снять кронштейн троса привода акселератора.

26. Отсоединяем от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ) колодку с проводом.

27. Далее от датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) отсоединяем провод.

28. Также провод отсоединяем от датчика давления масла.

29. Теперь необходимо ослабить затяжку хомута, а затем отсоединить подводящий шланг отопителя.

30. Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем отводящий шланг отопителя.

31. Также ослабляем затяжку хомута и от наконечника шарнира отсоединяем тягу привода переключения передач.

32. Откручиваем крепежную гайку, после чего отсоединяем от привода спидометра трос.

33. Отсоединяем от выключателя света фонарей заднего хода на КПП колодку с проводом.

34. После этого ослабляем затяжку крепежных гаек правой и левой растяжек к рычагам подвески.

35. Откручиваем три крепежных болта кронштейна растяжки к кузову и отводим правую и левую растяжки в такое положение, чтоб они не препятствовали снятию двигателя с машины.

36. Затем вынимаем шплинт крепежной гайки шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.

37. Откручиваем крепежную гайку шарового шарнира рулевой тяги.

38. Теперь необходимо выпрессовать из поворотного рычага стойки палец шарового шарнира рулевой тяги, используя специальный съемник.

39. Откручиваем два болта и отсоединяем от поворотного кулака шаровой шарнир рычага подвески.

40. Следующим этапом ремонта двигателя ВАЗ 2108 нужно выдавить хвостовик одного из внутренних шарниров валов привода из коробки переключения передач, применив монтировку, после чего отвести его в сторону.

41. Вставляем технологическую оправку вместо шарнира (можно вставить старый внутренний ШРУС), дабы не провернулась полуосевая шестерня. Затем отсоединяем второй шарнир таким же способом.

42. Дальше необходимо зацепить двигатель за рымы и натянуть тросы тали.

43. Откручиваем две крепежные гайки задней опоры силового агрегата к кузову.

44. Затем откручиваем гайку, немного приподнимаем двигатель и вынимаем болт правой передней опоры силового агрегата.

45. Также откручиваем гайку и вынимаем болт левой передней опоры двигателя.

46. Теперь можно опустить двигатель на подставки, приподнять машину и вытащить из-под него мотор.

Внимание! Перед непосредственным опусканием двигателя для капитального ремонта двигателя ВАЗ 2109, нужно проверить отсоединение всех проводов и шлангов.

47. После кап ремонта ВАЗ 2109, можно в обратной последовательности устанавливать двигатель на автомобиль. Однако следует учесть такие нюансы:

  • Резьбовые соединения нужно затягивать требуемым моментом. 
  • Окончательно затягивать резьбовые крепления опор мотора и деталей передней подвески надо только после установки машины на землю (перед затяжкой следует качнуть руками несколько раз переднюю часть авто). 
  • При подсоединении к КПП приводов передних колес нужно заменить стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров. 
  • Не рекомендуется устанавливать старые (б/у) стопорные кольца, поскольку из-за этого могут от коробки передач отсоединиться приводы передних колес, когда автомобиль будет в движении. 

48. Заливаем в систему охлаждения двигателя охлаждающую жидкость, в картер двигателя и в коробку передач соответствующие масла.

50. По окончанию работы запускаем на машине мотор и проверяем на отсутствие подтеканий масла, топлива и охлаждающей жидкости. Затем проверяем давление масла. Нужно послушать звук мотора, так как он должен работать ровно, различных стуков и шумов быть не должно. Также проверяем работу контрольных ламп, расположенных в комбинации приборов.

Инструменты:

  • набор головок и ключей,
  • монтировка,
  • отвертка,
  • плоскогубцы,
  • домкрат,
  • опоры и башмаки,
  • таль,
  • динамометрический ключ.

(Visited 5 times, 1 visits today)

Похожие статьи:

avtofixit.com

ВАЗ 21099 | Снятие и установка двигателя

1.Отверните болты крепления и снимите защиту картера. 2. Снимите приемную трубу глушителя (см. подраздел 11.6.1.). 3. Снимите воздушный фильтр (см. подраздел 11.2.).
4. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя. 5. Отверните болт и отсоедините провод "массы" от картера сцепления. 6. Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от термостата.
7. Отсоедините высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя зажигания. 8. Отожмите отверткой пружинный зажим и отсоедините колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания. 9. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса.
10. Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления. 11. Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления. 12. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
13. Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера. 14. Отсоедините колодку с проводом от клеммы генератора. 15. Отверните гайку и отсоедините провода от клеммы генератора.
16. Отсоедините колодку с проводом от клеммы запорного электромагнитного клапана карбюратора. 17. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг обратного слива топлива от карбюратора. Выньте шланг из пластмассового хомута. 18. Ослабьте болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой.
19. Ослабьте болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос. 20. Снимите пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок. 21. Снимите возвратную пружину привода дроссельных заслонок.
22. Снимите трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок. 23. Отверните гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов. 24. Отсоедините колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).
25. Отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости. 26. Отсоедините провод от датчика давления масла. 27. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините подводящий шланг отопителя.
28. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините отводящий шланг отопителя. 29. Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира. 30. Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.
31. Отсоедините колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач. 32. Ослабьте затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески. 33. Отверните три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отведите левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата.
34. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу. 35. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги. 36. Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника.
37. Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака. 38. Выдавите с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отведите его в сторону. 39. Вставьте вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня. После этого отсоедините второй ШРУС аналогично первому.
40. Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.Операции, указанные в пунктах 40 и 41, выполняются для облегчения работы на снятом двигателе при коробке передач. 41. Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров. 42. Зацепите двигатель за рымы и натяните тросы тали.
43. Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову. 44. Отверните гайку, слегка приподнимите двигатель и выньте болт правой передней опоры силового агрегата. 45. Отверните гайку и выньте болт левой передней опоры силового агрегата.

46. Опустите двигатель на подставки, приподнимите автомобиль и выньте из-под него двигатель.

Перед тем как опускать двигатель, проверьте, все ли провода и шланги отсоединены от двигателя.

automn.ru