Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания. Внутренняя очистка двигателя


Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому обслуживанию дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) тракторов, в частности к очистке от нагаров, образующихся при сгорании топлива и смазочного масла, и может быть использовано для повышения эксплуатационных характеристик двигателя. Безразборный способ очистки дизельных двигателей внутреннего сгорания включает очистку двигателя со стороны масляной системы путем добавления в отработавшее свой срок в двигателе моторное масло моноэтаноламина в смеси с изопропанолом, удаление смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов встроенными в систему смазки средствами очистки масла, последующее добавление в очищенное масло изопропанола в смеси с диметилсульфоксидом, а также последующую очистку двигателя со стороны топливной системы путем добавления в дизельное топливо диметилсульфоксида в смеси с уайт-спиритом. Использование предлагаемого технического решения позволяет повысить качество очистки двигателя, а также составов очищающих агентов для очистки двигателя, обеспечить повышение эффективности технологического процесса очистки двигателя от загрязнений. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

 

Изобретение относится к техническому обслуживанию дизельных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) тракторов, в частности к очистке от нагаров, образующихся при сгорании топлива и смазочного масла, и может быть использовано для повышения эксплуатационных характеристик двигателя.

Способ очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания включает очистку масляной системы путем внесения в работающее моторное масло моноэтаноламина с изопропанолом, обеспечивающих коагуляцию растворенных примесей, смол, и их последующее удаление встроенными в систему смазки средствами очистки масла, добавление в очищенное в двигателе масло изопропанола в смеси с диметилсульфоксидом для обеспечения очистки масляных каналов и поверхностей деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ), а также последующую очистку топливной системы путем добавления диметилсульфоксида в смеси с уайт-спиритом в дизельное топливо и подачи указанной смеси в работающий двигатель. Технический результат изобретения заключается в восстановлении рабочих характеристик двигателя за счет удаления смолистых отложений из системы смазки и последующего удаления загрязнений из топливной системы, причем в качестве промывочного масла используется предварительно очищенное работавшее в двигателе моторное масло без его слива из картера системы смазки двигателя.

В процессе работы двигателей внутреннего сгорания под воздействием высоких температур, нагрузок, сгорания углеводородной основы масла и присадок на стенках цилиндров, под маслосъемными кольцами, в масляных каналах образуются нагары, представляющие собой смолисто-коксовые отложения, что отрицательно влияет на отвод тепла от нагревающихся деталей цилиндропоршневой группы, приводит к снижению мощности двигателя.

Очистка системы смазки позволяет удалить смолистые отложения и твердые шламы из масляных каналов, улучшить скольжение поршней и маслосъемных колец, тем самым повысить эксплуатационные характеристики двигателя.

В процессе сгорания дизельного топлива на поверхностях поршней, на клапанах и деталях головки блока образуются отложения, что обусловлено присутствием смол, серы в топливе, высокими нагрузками и отклонениями в техническом состоянии двигателя. Отложения образуются и при использовании топлив утяжеленных фракционных составов.

Удаление смол, нагаров из камеры сгорания топлива, с поверхностей головки блока цилиндров способствует улучшению отвода тепла, снижению расхода топлива двигателем, уменьшению интенсивности попадания продуктов сгорания в моторное масло, снижающих срок его службы.

Известен способ безразборной очистки двигателя внутреннего сгорания, в том числе его ЦПГ, включающий очистку двигателя со стороны топливной системы путем добавления в топливо агента для очистки топливной системы и подачи топлива с очищающим агентом в работающий двигатель с помощью специального устройства (патент США №4877043, опубл. 4.10.89 г.) К недостаткам способа относится недостаточная степень очистки, в частности полостей под маслосъемными кольцами, поверхностей поршней и масляных каналов. Способ требует использования сложного устройства.

Также известен способ очистки, заключающийся в добавлении к моторному маслу аминосодержащих соединений, полученных в результате реакции алифатического амина, содержащего по крайней мере одну углеводородную группу с 8 или более атомами углерода и карбонильного соединения, а также беззольный дисперсант и/или детергент (заявка WO №9735936, опубл. 02.10.97 г.).

Недостатком известного технического решения является низкая эффективность удаления смолистых отложений из масляных каналов, недостаточное восстановление эксплуатационных характеристик двигателя, таких как компрессия и расход топлива.

Наиболее близким к заявленному способу является способ безразборной очистки двигателя внутреннего сгорания, преимущественно его цилиндропоршневой группы, включающий очистку двигателя со стороны топливной системы, путем добавления в топливо очищающего агента для очистки топливной системы и подачи топлива с очищающим агентом в работающий двигатель, а также очистку двигателя со стороны масляной системы, которую выполняют либо одновременно с очисткой топливной системы, либо непосредственно до нее или после, при этом в масло добавляют другой очищающий агент для очистки масляной системы, в качестве агентов для очистки топливной системы используют средние эфиры о-фосфорной кислоты и средние эфиры борной кислоты, в качестве агентов для очистки двигателя со стороны масляной системы используют смесь масла с аминосодержащими соединениями бутанола и бензола, (патент РФ №2258820, МПК7 F02B 77/04, опубл. 20.08.2005 г. Бюл. №23).

Недостатками данного способа очистки двигателя со стороны топливной системы являются недостаточная эффективность очистки, использование в качестве агентов сложных кислот, влияющих на окислительные процессы поверхностей деталей двигателя из цветных металлов. Недостатками данного способа при очистке двигателя со стороны масляной системы являются низкое качество очистки, в частности дизельных двигателей, имеющих твердые высокотемпературные отложения, сложность компонентного состава агентов и высокая затратность способа при его реализации. Известный способ безразборной очистки двигателя внутреннего сгорания со стороны масляной системы предполагает внесение агента в отработавшее свой срок масло, что снижает эффект очистки. Отработавшее свой срок моторное масло, используемое в процессе очистки системы смазки, содержит значительное количество смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов, которые снижают эффективность очистки масляных каналов, поверхностей поршней и канавок маслосъемных колец. К тому же изменение цвета масла в процессе очистки двигателя является одним из показателей эффективности промывки, а черный цвет отработавшего свой срок моторного масла, участвующего в процессе очистки, в известном решении не позволяет оценить предварительное качество процесса очистки и промывки двигателя простым способом, например по изменению цвета масла и накоплению в нем загрязнений методом бумажной хроматографии. Высокий эффект комплексной очистки не может быть достигнут в независимости от периодичности очистки топливной и масляной системы, так как декларируется в известном способе, в силу того что только первоначальная очистка масляной системы от смол и отложений позволяет существенно повышать компрессию в цилиндрах, удалить отложения из полостей маслосъемных колец, улучшить подвижность колец, повысить эффективность «съема» масла с поверхностей гильз цилиндров, что на следующем этапе упрощает и повышает эффективность очистки двигателя со стороны топливной системы. Одновременная очистка до или после в этом случае приводит к тому, что после завершения всего комплекса очистки работающее масло приобретает свойства высококонцентрированной «маслогрязевой» смеси, снижающей эффективность всего процесса, а после завершения комплекса очистки в картере двигателя остаются загрязнения.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение качества очистки двигателя, а также составов очищающих агентов для очистки двигателя, определение рациональной последовательности очистки, обеспечивающей повышение эффективности технологического процесса очистки двигателя от загрязнений.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в известном способе безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания, преимущественно его цилиндропоршневой группы, включающем очистку двигателя со стороны топливной системы путем добавления в топливо очищающего агента для очистки топливной системы и подачи топлива с очищающим агентом в работающий двигатель, очистку двигателя со стороны масляной системы путем добавления в масло очищающего агента для очистки масляной системы, согласно изобретению дополнительно осуществляют очистку отработавшего свой срок моторного масла от смол, асфальтенов путем внесения агента, состоящего из 2-4 масс. % моноэтаноламина, 2-4 масс. % изопропанола по отношению к моторному маслу, и последующего удаления загрязнений встроенным в систему смазки средством очистки масла в работающем двигателе, после чего проводят очистку двигателя со стороны масляной системы и далее со стороны топливной системы, при этом очищающий агент для очистки масляной системы состоит из смеси диметилсульфоксида и изопропанола при следующем соотношении компонентов, масс. %: диметилсульфоксид - 25…37,5; изопропанол - 62,5…75; моторное масло - остальное, а очищающий агент для очистки топливной системы состоит из смеси диметилсульфоксида и уайт-спирита при следующем соотношении компонентов, масс. %: диметилсульфоксид - 5…7; уайт-спирит - 5…10; дизельное топливо - остальное.

Способ осуществляется следующим образом.

Двигатель внутреннего сгорания запускают. Прогревают до температуры нагрева моторного масла в картере t=70-80°С. В масло через заливную горловину при холостых оборотах двигателя заливают смесь моноэтаноламина с изопропанолом в 2-4 масс. % к остатку масла в зависимости от загрязненности масла. После 3-5 минут работы двигателя на холостом ходу увеличивают обороты до 1000-1500 об/мин. Далее двигатель работает в течение 20-30 минут. Капельным методом, нанося каплю масла со щупа на фильтровальную бумагу «белая лента» через каждые 5 минут работы двигателя, контролируют эффективность очистки и удаления из масла смол, асфальтенов.

По мере того как цвет масляного пятна на фильтровальной бумаге изменяется с черного на желтый, двигатель останавливают. Производят очистку встроенной в систему смазки центрифуги. Далее в масло через заливную горловину добавляют приготовленную заранее смесь диметилсульфоксида и изопропанола, в количестве 5-10 масс. %. Двигатель запускают, после чего он продолжает работать на холостом ходу 30-40 минут. Промежуточный контроль эффективности процесса промывки проводят, нанося каплю работающего масла на фильтровальную бумагу.

Изменение цвета пятна масла с желтого на черное, в первом приближении, свидетельствует об эффективности очистки масляной системы двигателя. После завершения очистки масляной системы двигатель останавливают, производят очистку центрифуги очистки масла и замену масла. Далее для очистки двигателя со стороны топливной системы готовится смесь, состоящая из диметилсульфоксида, уайт-спирита и дизельного топлива. Двигатель отсоединяют от топливного бака и подключают к емкости с подготовленной смесью агента. С помощью насоса высокого давления топливо с добавками диметилсульфоксида и уайт-спирита подают в двигатель, работающий на холостых оборотах. Работа двигателя продолжается 30-40 минут, расход топлива с очищающим агентом на холостых оборотах определяется в зависимости от конструкции дизельного двигателя и данных, указанных в инструкции по эксплуатации на машину. Образующиеся в результате очистки двигателя загрязнения и продукты сгорания топливной смеси удаляются через выхлопную трубу. После завершения процесса очистки двигателя определяют компрессию в цилиндрах и расход топлива.

Изменять последовательность выполнения операции очистки двигателя нецелесообразно, так как при этом может снижаться эффективность очистки. Проведение операции очистки двигателя в «дорожном» режиме может привести к аварийной остановке двигателя при его высокой загрязненности в силу возможности «закупоривания» каналов смазки.

В результате комплексного воздействия на моторное масло по удалению смол, асфальтенов, последующей очистки системы смазки и топливной системы увеличивается компрессия в цилиндрах, снижается расход топлива, что подтверждается проведенными измерениями этих параметров в двигателе.

Максимально возможная степень очистки дизельного двигателя от высокотемпературных отложений на деталях, продуктов сгорания топлива и масла, смол и отложений в масляных каналах системы смазки и системы сгорания топлива обеспечивается при использовании в качестве очищающих агентов следующих заявленных составов для очистки отработавшего свой срок масла, двигателя со стороны масляной и топливной системы.

Очищающий агент для очистки масла от смол асфальтенов включает моноэтаноламин и изопропанол в следующем соотношении компонентов масс. %: моноэтаноламин - 2…4; изопропанол - 2…4; моторное масло - остальное.

Готовят агент смешиванием моноэтаноламина с изопропанолом простым смешиванием компонентов.

Очищающий агент моноэтаноламин способствует укрупнению практически растворимых смол, асфальтенов, карбенов, карбоидов от размеров частиц дисперсного состава 0,1 мкм до 15-20 мкм, легко удаляемых встроенными в систему смазки средствами очистки масла.

Изапропанол временно «нейтрализует» действие моюще-диспергирующих присадок, присутствующих в работающих моторных маслах и тормозящих процесс коагуляции.

Изопропанол в процессе работы удаляется из двигателя вместе с отработавшими газами.

Очищающий агент для очистки системы смазки двигателя состоит из смеси диметилсульфоксида в смеси с изопропанолом при следующем соотношении компонентов, масс. %: диметилсульфоксид - 25…37,5; изопрапанол - 62,5…75.

Получают агент простым смешиванием компонентов.

Диметилсульфоксид (СН3)2SO, нетоксичен по сравнению с диметилформамидом, диметилацетамидом, N-метил-2-пирролидоном. Диметилсульфоксид является аппротонным растворителем. Способен растворить труднорастворимые элементы карбоанионов, неподдающихся растворению другими растворителями.

Изопропанол повышает эффективность действия диметилсульфоксида, «растворяя» его для более эффективного смешивания с маслом.

При выполнении функции промывки системы смазки заявленный агент для очистки системы смазки повышает эффективность промывки и за счет остаточного действия моноэтаноламина в масле после его очистки.

Заявленный очищающий агент для очистки двигателя со стороны топливной системы включает диметилсульфоксид и уайт-спирит, при следующем соотношении компонентов, масс. %: диметилсульфоксида - 5…7; уайт-спирит - 5…10; дизельное топливо – остальное.

Готовят очищающие агенты смешиванием уайт-спирита с диметилсульфоксидом и последующим добавлением дизельного топлива.

Очищающий агент обеспечивает «размягчение» лаковых, смолистых отложений, образующихся на деталях головки блока цилиндров при сгорании топлива. Уайт-спирит способствует активизации процесса смыва и сгорания смолистых отложений. Использование диметилсульфоксида гарантирует предупреждение окисления поверхностей цветных металлов деталей цилиндропоршневой группы.

Сравнительную оценку способов безразборной очистки проводили на двигателе Д - 240, установленном на тормозном стенде КИ-4355.

Перед проведением операции промывки и после, разбирали двигатель и оценивали загрязненность головки блока цилиндров и поршней.

При проведении испытаний оценивали изменение компрессии и расход топлива в двигателе до и после проведения операции очистки.

Испытания проводили на двигателе после 250 часов наработки на масле М-10Г2к. при этом по хроматограмме масляного пятна определялась степень загрязненности масла и эффективность способа очистки, а также определялось содержание нерастворимого осадка в масле до и после испытаний.

В таблице представлены результаты сравнительных испытаний способов очистки двигателей.

По результатам испытаний установлено, что загрязненность деталей двигателя после очистки предложенным способом снижается в 4 раза по сравнению с исходной загрязненностью, в то время как загрязненность деталей двигателя после очистки известным способом снижается в 2 раза.

Компрессия в цилиндрах двигателя увеличилась в среднем на 16% по сравнению со значением, полученным при испытании известного способа очистки двигателя, расход топлива снизился на 9,4% по сравнению с известным решением.

Цвет масла до и после испытания известного способа безразборной очистки двигателя не изменился и оставался черным, цвет масла в предлагаемом способе после очистки масла изменился с черного до желтого. После очистки масляной системы и топливной системы цвет масла был черным.

Содержание нерастворимого осадка в масле после испытаний способа очистки увеличилось на 12%, при этом после очистки ДВС предлагаемым способом содержание нерастворимого осадка в масле после удаления из масла смол, асфальтенов снизилось с 0,85 до 0,01% и далее выросло до значений 0,96%, что характеризует высокий уровень эффективности очистки двигателя.

1. Способ безразборной очистки дизельного двигателя внутреннего сгорания, преимущественно его цилиндропоршневой группы, включающий очистку двигателя со стороны топливной системы путем добавления в топливо очищающего агента для очистки топливной системы и подачи топлива с очищающим агентом в работающий двигатель, очистку двигателя со стороны масляной системы путем добавления в масло очищающего агента для очистки масляной системы, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют очистку отработавшего свой срок моторного масла от смол, асфальтенов путем внесения агента, состоящего из 2-4 масс. % моноэтаноламина, 2-4 масс. % изопропанола по отношению к моторному маслу, и последующего удаления загрязнений встроенным в систему смазки средством очистки масла в работающем двигателе, после чего проводят очистку двигателя со стороны масляной системы и далее со стороны топливной системы.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что очищающий агент для очистки масляной системы состоит из смеси диметилсульфоксида и изопропанола при следующем соотношении компонентов, масс. %: диметилсульфоксид - 25…37,5; изопропанол - 62,5…75; моторное масло - остальное.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что очищающий агент для очистки топливной системы состоит из смеси диметилсульфоксида и уайт-спирита при следующем соотношении компонентов, масс. %: диметилсульфоксид - 5…7; уайт-спирит - 5…10; дизельное топливо - остальное.

www.findpatent.ru

Способ очистки деталей цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автотракторной техники различного назначения, в частности к очистке деталей цилиндропоршневой группы от нагара. Способ очистки деталей цилиндропоршневой группы ДВС заключается в введении жидкости в цилиндры. В качестве жидкости подают воду. Подача происходит во впускной коллектор двигателя при работе в режиме свободный разгон - частичный выбег, пропорционально часовому расходу топлива. Технический результат заключается в очистке деталей цилиндропоршневой группы ДВС в процессе его работы без разборки.

 

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания автотракторной техники различного назначения, в частности к очистке деталей цилиндропоршневой группы от нагара без разборки двигателя.

Известно несколько способов очистки деталей цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания:

Способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от нагара (см. патент РФ №2166111).

В данном способе в неработающий двигатель подают очищающую жидкость, выдерживают жидкость в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивают вал двигателя. Перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство. После выдержки жидкости в двигателе, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют запуск двигателя.

В качестве прототипа принят способ очистки деталей дизельного двигателя от нагара, предусматривающий приготовление на стенде водотопливной эмульсии, содержащей профильтрованное топливо и воду в количестве 15-20% от объема топлива, запуск двигателя на дизельном топливе, прогрев его в режиме холостого хода, подачу в двигатель водотопливной эмульсии и обеспечение его работы в течение 30 минут, после чего осуществляют перевод двигателя на дизельное топливо и выдержку режима не менее 30 минут (реферат заявки на изобретение №93035334, кл. F02В 77/04, опубл. 20.01.96 г.).

Недостаток этого способа заключается в том, что:

- не рекомендуется работа дизельного двигателя на холостом ходу более 15 минут;

- для очистки различных деталей ДВС от отложений и снижения износа его деталей в процессе очистки требуется специальное оборудование для приготовления эмульсии.

Техническая задача

Обеспечивается очистка деталей цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания в процессе его работы и без разборки путем введения воды в цилиндры двигателя. Воду подают во впускной коллектор двигателя внутреннего сгорания при работе в режиме свободный разгон - частичный выбег, пропорционально часовому расходу топлива. Частичный выбег обеспечивают резким уменьшением частоты вращения коленчатого вала и резким снижением цикловой подачи топлива до минимального значения на холостом ходу.

Способ осуществляется следующим образом. Двигатель переводят в циклический режим свободный разгон - частичный выбег, затем вводят воду во впускной коллектор двигателя. Осуществление перед подачей воды в двигатель его прогрева способствует уменьшению зазора между поршнем и гильзой цилиндра, что предотвращает попадание воды в картер двигателя.

Воду подают во впускной коллектор двигателя в режиме свободный разгон пропорционально часовому расходу топлива при свободном разгоне и она потоком вовлекается в камеры сгорания. Под действием высоких температур вода разделяется на еще более мелкие капли, топливо их обволакивает и камера сгорания получается заполнена более равномерно. Это способствует очищению деталей цилиндропоршневой группы двигателя, а также увеличивает КПД, снижает риск детонации.

На такте сжатия под действием высоких температур происходят микровзрывы и намокание водой деталей цилиндропоршневой группы двигателя, что способствует расслоению нагара.

Использование заявленного способа позволяет повысить качество и снизить трудоемкость очистки деталей цилиндропоршневой группы двигателя.

Способ очистки деталей цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания путем введения жидкости в цилиндры двигателя, отличающийся тем, что воду подают во впускной коллектор двигателя при работе в режиме свободный разгон - частичный выбег, пропорционально часовому расходу топлива.

www.findpatent.ru

Моющее средство для очистки двигателей внутреннего сгорания

 

МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ, ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее тетрахлорэтилен, мрноэтаноламин и полиэтиленгликолевый эфир моноэтаноламидов синтетй Геских жирных кислот фракции С , о тличающееся тем, что, с целью повьшения моющего действия средства, оно дополнительно содержит керосин и олеиновую кислоту при следующем соотношении компонентов , об.%: Полиэтилен |ликолевый эфир моноэ1ганоламидов синтетических жирных кислот фракции C t -C/tfi 5-15 Моноэтаноламин 10-1ь Олеиновая кислота 20-30 (Л Керосин10-20 Тетрэхлорэтилен До 100

СОО3 СОВЕТСКИХ

ONIW

РЕСПУБЛИН (1Ю (11) .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3245651/23-04 (22) 26.12.80 (46) 23.01.84. Бюл. 9 3 (72) С.П.Беренсон, В.Н.Тюленева и A.Á.Êîêóðèíà (71) Государственный научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники гражданской авиацйи, (53) 661.185(088.8) (56) 1,Беренсон С,П.Химическая технология очистки двигателей внутреннего сгорания. И., "Транспорт", 1967, с.23.

2. Рекомендации по применению новых средств очистки машин и деталей при ремонте . Сборник. М., ГОСНИТИ, 1975, с. 52 °

3. Патент Англии Р 1296837, кл. С 5 D, опублик. 1972 (прототип).

3(SD C 11 D 1/66, С 11 D 3/20, С 11 D 3/26, С 11 D 3/43 (54)(57) МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ОЧИСТКЦ

ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащее тетрахлорэтилен, моноэтаноламин и полиэтиленгликолевый эфир моноэтаноламидов синтетйЯеских жирных кислот фракции Сю -С„, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что,. с целью повышения мокщего действия средства, оно дополнительно содержит керосин и олеиновую кислоту при следующем соотношении компонентов, об.В(Полиэтиленгликолевый эфир моноэтаноламидов синтетических жирных кислот фракции С а-,С,(6 5-15

Моноэтаноламин 10-15

Олеиновая кислота 20-30

Керосин 10-20

Тетрахлорэтилен До 100

1068471

Т а б л и ц а 1

Количество,об.Ъ по примерам

Ингредиенты

Трикрезол

18 .Керосин

80

40

Тетрахлорэтилен

Ионоэтаяолам н

10

Изобретение относится к специальным составам для очистки маслосистем двигателей внутреннего сгорания и может, быть использовано в машиностроении, эксплуатационных и ремонтных предприятий гражданс5 кой и военной авиации, морском и речном флотах, автомобильном транспорте и другой наземной технике.

При работе двигателей внутреннего сгорания их маслосистеьж загрязяются углеродистыми отложениями . в частности, осадками), затрудняющими нормальное и надежное функционирование систем. Для их периодической очистки применяют различные раст-15 ворители и специальные мокщие средства. Обработка ими воздушно-масляных

Радиаторов, маслоблоков, маслопроводов и фильтров позволяет восстановить из работоспособность. 20

Известно средство для очистки маслосистем QT углеродистых отложений-фенольный каменноугольный креолин. В состав креолииа входят углеВодоРоды, в том числе ароматические 25 и каменноугольные фенолы, а в качестве эмульгатора — окрыленная канифоль и техническое мыло 511.

Недостатком креолина является его токсичность (наличие Фенолов) пожароопасность, интенсивный фенольный запах и повышенная энергоемкость технологического процесса очистки так как креолин необхоУ а димо нагревать до 60-70 С. Моющая способность данного средства недостаточно эффективна.

Известно также моЮщее средство, содержащее керосин, олеиновую кислоту, триэтаноламин и трикрезол С 21.

Недостатком этого средства явля- 40 ется низкая моющая способность.

Наиболее близким к составу является моющее средство для очистки металлической доверхности от сложных загрязнений, содержащее хлорсодер- 45 жащий органический растворитель, в частности тетрахлорэтилен, НПАВ, например полиэтиленгликолевый эфир ионоэтаноламидов синтетических жирных кислот фракции Cq - С,стабилиза,тор, в частности алканоламин и воду 3).

Однако моющая способность известного средства также недостаточна.

Целью изобретения является повышение моющего действия средства.

Поставленная цель достигается тем, что средство, содержащее тетрахлорэтилен, моноэтаноламин и полиэтиленгликолевый эфир моноэтаноламидов синтетических жирных кислот фракции Ск — С, дополнительно содержит керосин и оленновую кислоту при следукщем соотношении компонентов, об.Ъ:

Полиэтиленгликолевый эфир моноэтаноламидов синтетических жирных кислот фракции Cqp -САа 5-15

Моноэтаноламин 10-15

Олеиновая кислота 2О-30

Керосин 10-20

Тетрахлорэтилен До 100

Готовят моющее средство простым смешением компонентОв. В смеситель загружают расчетные количества олен. новой кислоты и моноэтаноламина, после размешивания вводят хлорированный растворитель и керосин, затем смесь тщательно перемешивают до получения однородной жидкости без каких-либо признаков физической неоднородности.

Время очистки деталей и узлов маслосистем двигателей внутреннего сгорания в ваннах погружного типа или на специальных прокачивакщих установках с использованием данного моющего средства составляет 20-60 мин, в зависимости от степени их загрязненности. После очистки детали проьывают водой погружным или струйным методом, затем сушат сжатым воздухом.

Были проведены сравнительные испытания предлагаемого средства и известных.

Испытанные рецептуры предлагаемого средства приведены в табл. 1.

3 4 5 (известный - (известный) 1068471

Продолжение табл. 1

Количество об. Ф по примерам

Ин греди ен ты

3 4 5 известный известный

Олеиновая кислота

7,2

24

Поли этиленгли колевый эфир синтетических жирных кислою фракции C -Cqg(cvHTaмид-5) . I.

Триэтаноламин

3,8

- Вода

Табли а2

Предлагаемый

2

Известный

92

42

40

Составитель Л.Русанова

Редактор Г. Волкова Техред Л. Пилипенко Корректор С.Иекмар

Заказ 11395/21 Тираж 410 Подписное

BHHWIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Испытания проводят по следу методике. 20

Образины, вырезанные из трубок маслорадиаторов, покрытых производ ственными углеродистыми отложениями, содержащими масла; смолы, асфальтены, карбены, карбоиды, золу, взвеши- 25 вают и погружают в испытуемый раствор. Средство имеет температуру.

20-2 С. По прошествии 30 мин образец вынимают, промывают водой и доводят в сушильном шкафу до постоян-30 ного веса. Моющую способность средства определяют как отношение веса загрязнения, смытого с поверхности образцов, к общему количеству загрязнений, находящихся на их поверх- З5 ности до мойки и выражают вЪ. Моющую способность определяют .по формуле где Р, - вес чистого образца, Р„ — вес загрязненного образца, P — вес образца после мойки.

В табл. 2 приведены полученные данные по моющей способности..-1 . ° ц.

Пример Моющая способность

Из приведенных данных видно, что предлагаемое моющее средство является более эффективным в сравне нии с известными.

ПредлагаемЫй состав не горит и не оказывает коррозионного воздействия на черные и цветные металлы и сплавы. Его применение в ваннах погружного типа с использованием различных методов динамического возбуждения раствора не требует дополнительных энергетических затрат на его подогрев, что также способствует уменьшению выделения вредных паров в рабочую зону помещений и улучшению условий труда на разборно-моечных участках ремонтных предприятий.

   

www.findpatent.ru

Способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений

 

Технический результат - создание малотрудоемкого, имеющего небольшую длительность способа очистки деталей двигателя внутреннего сгорания, эффективного при воздействии на смолисто-коксовые отложения, содержащие широкий спектр веществ с различной степенью окисления и карбонизации. Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки деталей ДВС от отложений, предусматривающем подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя, согласно изобретению перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, количество вводимой очищающей жидкости при этом составляет 5 - 25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют его запуск, а в качестве очищающей жидкости используют состав, содержащий карбоновые кислоты формулы R1 - COOH, где R1 содержит 12 - 18 атомов углерода, в количестве 8 - 15 мас.%, низкомолекулярные амины формулы R2-N-(P3)2, где R2 = H-, Ch4-, а R3 = Ch4-, C2H5-, C3-H7-, C4H9-, в количестве 3 - 7 мас.%, ароматические углероды с температурой кипения 60 - 250oC в количестве 20 - 45 мас.%, водорастворимые жидкие органические растворители с мол.м. 46 - 400 в количестве 15 - 25 мас. % и диметилформамид в количестве 15 - 40 мас.%.

Изобретение относится к техническому обслуживанию двигателей внутреннего сгорания автомобилей различного назначения, в частности к очистке их от отложении.

Известен способ очистки деталей дизельного двигателя от нагара, предусматривающий приготовление на стенде водотопливной эмульсии, содержащей профильтрованное топливо и воду в количестве 15-20% от объема топлива, запуск двигателя на дизельном топливе, прогрев его в режиме холостого хода, подачу в двигатель водотопливной эмульсии и обеспечение его работы в течение 30 минут, после чего осуществляют перевод двигателя на дизельное топливо и выдержку режима не менее 30 минут (см. реферат заявки на изобретение N 93035334, кл. F 02 B 77/04, опубл. 20.01.96 г.). Несмотря на решение поставленной заявителями задачи - снижение трудоемкости процесса очистки различных деталей ДВС от отложений и снижение износа его деталей в процессе очистки - данный способ имеет существенные недостатки. Во-первых, требуется специальное оборудование для приготовления эмульсии; во-вторых, очистка идет на работающем двигателе значительный период времени; в-третьих, присутствие в эмульсии воды создает опасность попадания ее в систему смазки двигателя и, наконец, используемая в способе эмульсия обладает коррозионной активностью. Известен способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений, выбранный в качестве ближайшего аналога, предусматривающий подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя (см. авт. св. СССР N 1163019, кл. F 02 B 77/04, опубл. 23.06.85 г.). Несмотря на достижение по сравнению с ранее известными способами повышения эффективности очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений и снижение износа его деталей в процессе очистки, данный способ остается длительным и трудоемким. Кроме того, используемый для очистки состав малоэффективен при воздействии на смолисто-коксовые отложения, содержащие широкий спектр веществ с различной степенью окисления и карбонизации. Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание малотрудоемкого, имеющего небольшую длительность способа очистки деталей двигателя внутреннего сгорания, эффективного при воздействии на смолисто- коксовые отложения, содержащие широкий спектр веществ с различной степенью окисления и карбонизации. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений, предусматривающем подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя, согласно изобретению перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, количество вводимой очищающей жидкости при этом составляет 5-25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют его запуск, а в качестве очищающей жидкости используют состав, содержащий карбоновые кислоты формулы R1-COOH, где R1 - содержит от 12 до 18 атомов углерода в количестве 8-15 мас.%, низкомолекулярные амины формулы R2-N-(R3)2, где R2= H-, Ch4-, а R3=Ch4, C2H5; C3H7-, C4H9 - в количестве 3-7 мас.%, ароматические углеводороды с температурой кипения от 60 до 250o в количестве 20-45 мас.%, водорастворимые жидкие органические растворители с молекулярной массой от 46 до 400 в количестве 15- 25 мас.% и диметилформамид в количестве 15-40 мас.%. Осуществление перед подачей очищающей жидкости в двигатель его прогрева способствует уменьшению зазора между поршнем и гильзой цилиндра, что предотвращает попадание очищающей жидкости в картер двигателя. Осуществление демонтажа деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, значительно уменьшает длительность и трудоемкость способа, а также способствует повышению его эффективности. Это достигается за счет того, что облегчается доступ очищающей жидкости к различным деталям внутрицилиндрового пространства. Осуществление после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей его запуска в еще большей степени способствует уменьшению длительности способа очистки, снижению его трудоемкости, а также и повышению его эффективности. Это обеспечивается за счет исключения операции слива очищающей жидкости, и процесс очистки деталей внутрицилиндрового пространства продолжает осуществляться в процессе эксплуатации. Использование в качестве очищающей жидкости именно заявляемого вещества и именно в заявляемом количестве способствует как снижению длительности и трудоемкости способа, так и значительному повышению эффективности очистки. Это обеспечивается за счет того, что используемые в составе карбоновые кислоты в сочетании с аминами образуют поверхностно-активные вещества, способные растворять смолистые отложения, а заявляемые ароматические углеводороды эффективно растворяют карбонизированные отложения (нагар), диметилформамид растворяет большинство низкомолекулярных, сильно окисленных компонентов смолистых отложений, а прочие азот- и/или кислородсодержащие вещества усиливают действие поверхностно-активных веществ. При этом именно сочетание указанных компонентов в указанных количествах, а также количество вводимой в двигателях очищающей жидкости обеспечивает растворение максимального количества компонентов смолисто-коксовых отложений на всех деталях внутрицилиндрового пространства. Совокупность существенных признаков заявляемого объекта "способ" имеет отличия от ближайшего аналога и не следует явным образом из изученного уровня техники, что свидетельствует о "новизне" и "изобретательском уровне". Данный способ может найти широкое применение при техническом обслуживании автомобильной и автотракторной техники различного назначения, что свидетельствует о его "промышленной применимости". Способ осуществляется следующим образом. Очищающую жидкость готовят простым смешиванием входящих в ее состав компонентов в заявляемых количествах. Затем осуществляют прогрев двигателя, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, в частности свечей зажигания (бензиновый двигатель), свечей накаливания или топливной форсунки (дизельный двигатель). По меньшей мере в один прием осуществляется подача очищающей жидкости через техническое отверстие в головке блока цилиндров, в количестве из расчета 5-25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, в каждый цилиндр. После выдержки очищающей жидкости в двигателе в течение 5-10 мин осуществляют прокручивание коленчатого вала двигателя не менее 2 оборотов. Затем осуществляют монтаж снятых деталей, запуск двигателя и работу в течение не менее 10 мин на холостом ходу или в режиме эксплуатации.

Формула изобретения

Способ очистки деталей двигателя внутреннего сгорания от отложений, предусматривающий подачу в неработающий двигатель очищающей жидкости, выдержку жидкости в двигателе в течение заданного периода времени и прокручивание вала двигателя, отличающийся тем, что перед подачей очищающей жидкости в двигатель осуществляют его прогрев, после чего выполняют демонтаж деталей, обеспечивающий доступ во внутрицилиндровое пространство, количество вводимой очищающей жидкости при этом составляет 5 - 25 мл на каждые 100 см3 объема цилиндра, после выдержки, прокручивания вала двигателя и монтажа снятых деталей осуществляют его запуск, а в качестве очищающей жидкости используют состав, содержащий карбоновые кислоты формулы R1 - COOH, где R1 содержит 12 - 18 атомов углерода, в количестве 8 - 15 мас.%, низкомолекулярные амины формулы R2-N-(R3)2, где R2 = H-, Ch4-, а R3 = Ch4-, C2H5-, C3H7-, C4H9-, в количестве 3 - 7 мас.%; ароматические углеводороды с температурами кипения 60 - 250oC в количестве 20 - 45 мас.%, водорастворимые жидкие органические растворители с мол. м. 46 - 400, в количестве 15 - 25 мас.% и диметилформамид в количестве 15 - 40 мас.%.

www.findpatent.ru

моющее средство для очистки двигателей внутреннего сгорания - патент РФ 2230100

Изобретение относится к области химии, в частности к композициям моющих средств для очистки поверхностей различных материалов от маслянисто-грязевых отложений, например деталей цилиндропоршневой группы и картеров автомобильных, тепловозных и других двигателей внутреннего сгорания. Указанное средство содержит следующие компоненты, мас.%: этоксилаты C8- или С9-алкилфенолов, содержащих 10-12 этоксильных групп 25-50; ди- и/или триэтиленгликоль 30-65; C2-C4-алкиловые эфиры ди- и/или триэтиленгликоля до 100. Технический результат - высокая степень очистки и низкая коррозионная активность моющего средства. 1 табл. Настоящее изобретение относится к области химии, в частности к композициям моющих средств, используемых для очистки поверхностей различных материалов от маслянисто-грязевых отложений физико-химическим способом, например для очистки поверхности деталей цилиндропоршневой группы и картеров автомобильных, тепловозных и других двигателей внутреннего сгорания (ДВС).Как известно, к моющим средствам, предназначенным для очистки двигателей внутреннего сгорания, особенно в процессе работы, предъявляются специфические требования: высокая эффективность действия в отношении маслянисто-грязевых отложений, низкая токсичность продуктов сгорания, удовлетворительные взрыво-пожаробезопасные характеристики и отсутствие отрицательного влияния продуктов сгорания топлива. Из уровня техники известно сравнительно небольшое число композиций, удовлетворяющих таким требованиям.В частности, известно моющее средство для очистки ДВС, содержащее триполифосфат натрия, хромовокислый калий, ПАВ анионного и неионогенного типа, карбамид, изопропиловый спирт и воду (а.с. СССР № 806754, МПК С 11 D 1/83, 1978).К недостаткам известной композиции следует отнести:невысокую моющую способность по отношению к маслянисто-грязевым отложениям;неудовлетворительные взрыво-пожаробезопасные (наличие в составе изопропилового спирта, имеющего температуру вспышки ниже 56С) и токсикологические (наличие в составе хромовокислого калия) характеристики;отрицательное коррозионное воздействие на детали цилиндропоршневой группы двигателя (из-за наличия воды и хромовокислого калия).Известна также моющая композиция “Чистра” для очистки ДВС. Указанная композиция используется для очистки ДВС в процессе его работы. Она содержит неионогенное ПАВ, талловое масло, триполифосфат натрия, бутиловый или смесь изопропилового и бутилового спиртов, а также воду (а.с. СССР № 910759, МПК С 11 D 1/66, 1980).К основным недостаткам композиции следует отнести:недостаточно эффективную моющую способность по отношению к маслянисто-грязевым отложениям в ДВС;неудовлетворительные антикоррозионные свойства в отношении деталей цилиндропоршневой группы ДВС;повышенную токсичность и аллергическое воздействие на обслуживающий персонал (III класс опасности).Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является использование в качестве моющего средства для ДВС водосмешиваемой моющей композиции, содержащей, мас.%:Талловое масло 15-17Неионогенный эмульгатор 15-25Полигликоль(побочный продуктпроизводства гликолейи целлозольвов) 20-40Триэтаноламин 5-20Ингибитор коррозии 0,4-3,0Вода До 100.(патент РФ № 2062296, кл. С 11 D 1/66, 1966).К основным недостаткам этой композиции следует отнести недостаточно эффективную моющую способность по отношению к маслянисто-грязевым отложениям на деталях цилиндропоршневой группы и в картере ДВС, неудовлетворительные антикоррозионные свойства в отношении деталей цилиндропоршневой группы ДВС, выполненных из углеродистых сталей.Технической задачей является разработка композиции моющего средства, сочетающего высокую степень очистки деталей цилиндропоршневой группы и картера ДВС и низкую степень их коррозии непосредственно в процессе работы ДВС без его разборки.Указанная задача решается безводной моющей композицией состава, мас.%:Этоксилаты C8- или С9-алкилфенолов,содержащих в среднем 10-12 этоксильныхгрупп 25-50Ди- или/и триэтиленгликоль 30-65С2-С4-алкиловыеэфиры ди- или/и триэтиленгликоля До 100.В качестве оксиэтилированных алкилфенолов могут использоваться промышленные продукты типа “Неонол АФ 9-10”, “АФ-9-12”, в качестве ди- или триэтиленгликолей или их смесей и их С2-С4-алкиловых эфиров, выпускаемые промышленностью продукты. Все указанные компоненты композиции имеют температуру вспышки не менее 150С (на уровне минерального моторного масла, используемого в ДВС), не токсичны и коррозионно не агрессивны в отношении деталей цилиндропоршневой группы, выполненных из углеродистых сталей. Предлагаемая моющая композиция имеет вязкость (4,2-6,0)10-6 м2/с, близкую к автомобильным моторным маслам.Технология приготовления моющей композиции состоит в смешении взаимно растворимых компонентов и не требует специального оборудования и высокой квалификации персонала. Моющая композиция добавляется непосредственно в картер ДВС, содержащий работавшее моторное масло, смешивается с этим маслом и осуществляет свое назначение в процессе работы ДВС, после чего отработанное масло выгружается и заменяется свежим без проведения каких-либо дополнительных операций.Примеры 1-10.Эффективность действия моющей композиции в лабораторных условиях оценивают следующим образом. Моторное смазочное масло “Лукойл 10 w 30 API SF/CD” (или М-53/10Г, по классификации моторных масел СССР) помещают в количестве около 0,1 г в чашечку из нержавеющей стали и выдерживают при температуре 240С в течение 1 ч в приборе, описанном в ГОСТ 5726. В ходе испытания часть масла преобразуется в лаковую пленку, количество которой оценивают взвешиванием на аналитических весах. Затем чашечку с лаковой пленкой помещают в сосуд, содержащий моющую композицию и снабженный нагревателем и перемешивающим устройством. Обработку моющей композицией продолжают при температуре 100С в течение 1 ч, затем чашечку извлекают из сосуда и взвешиванием определяют остаток в ней лаковой пленки. Моющую способность испытуемых средств оценивают в процентах как разность между массой лаковой пленки, образовавшейся при термической обработке (240С) и оставшейся после ее смывания.Измерена также коррозионная активность испытанных моющих средств по отношению к углеродистой стали (Ст3) при температуре 140С в течение 25 ч. в приборе ДК-НАМИ (ГОСТ 20502).Результаты испытаний приведены в таблице. Из данных таблицы следует, что моющие композиции по примерам 1-4 обладают неудовлетворительным моющим действием, а композиции по примерам 5-8, 10 показывают значительно более высокую моющую способность. Моющая композиция по примеру 9, содержащая воду, имеет сниженную моющую способность. Кроме того, добавление воды в последнюю увеличивает ее коррозионную активность. Композиции по примерам 5-8,10 обладают минимальной коррозионной активностью.Пример 11.В двигатель автомобиля ВАЗ-2110 (бензиновый четырехтактный с непосредственным впрыском мощностью 75 л.с.), имеющий емкость масляной системы 4 л, заливают масло Лукойл 10 w 30 API SF/CD (или М-53/10Г, по классификации моторных масел СССР). После пробега 100 тыс. км двигатель разбирают. Визуальный осмотр показал, что на днище поршней имеется нагар, на боковой их поверхности - лаковые отложения (на уровне 5 баллов по ГОСТ 5726). В 2 поршнях верхние поршневые кольца закоксованы до полной неподвижности. На днище картера, на сетке маслоприемника имеются липкие осадки (общим объемом около 200 мл), крышка клапанной коробки также имеет отложения по всей поверхности.В двигатель заливают свежее масло. После пробега 10 тыс. км в работавшее масло добавляют 1 л (20% от объема масла) моющего средства из примера 8. Через 20 ч работы в обычном режиме эксплуатации смазочное масло сливают из картера. Двигатель и масляный фильтр разбирают. Визуальный осмотр показал, что степень загрязненности фильтра увеличилась в 2 раза по сравнению с предыдущей заменой масла, величина нагара на днище поршней уменьшилась незначительно, а количество лаковых отложений снизилось в 5-6 раз (до уровня 0,5-1 балл по ГОСТ 5726). Липкие осадки с днища картера и сетки маслоприемника удалены полностью.Проведен анализ отработанного масла по оптической плотности, который показал, что в масле резко увеличилось количество диспергированных загрязнений: смол, частиц сажи и т.п.Моющее средство для очистки двигателей внутреннего сгорания в соответствии с изобретением превосходят известные моющие средства, представленные в уровне технике, по степени очистки, имеет меньшую по сравнению с ними коррозионную активность. Предлагаемое моющее средство по вязкости, смазывающему действию, температуре застывания и температуре вспышки близка к стандартному моторному маслу, что позволяет осуществлять промывку ДВС на номинальном режиме работы.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Моющее средство для очистки двигателя внутреннего сгорания, на основе этоксилатов C8- или С9-алкилфенолов, содержащих 10-12 этоксильных групп и производные гликолей, отличающееся тем, что в качестве производных гликолей используют ди- и/или триэтиленгликоль и их С2-С4 - алкиловые эфиры при следующем соотношении компонентов, мас.%:Этоксилаты C8- или С9-алкилфенолов,Содержащих 10-12 этоксильных групп 25-50Ди- и/или триэтиленгликоль 30-65С2-С4 - алкиловые эфиры ди-и/или триэтиленгликоля До 100

www.freepatent.ru

Способ очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания

 

Техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание способа, обеспечивающего эффективное удаление отложений без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах. Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки системы смазки ДВС, предусматривающем добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5-15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 мин, остановку двигателя и слив отработавшего масла, в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас.% ароматических углеводородов, 10-20 мас.% циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав,oC: температура начала кипения 60-80; температура отгона 10% жидкости 80-90; температура отгона 40% жидкости 110-130; температура отгона 70% жидкости 160-210; температура отгона 90% жидкости 190-250; температура конца кипения 210-260.

Изобретение относится к эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, в частности к очистке системы смазки ДВС автомобилей.

Использование широко известных очищающих присадок, добавляемых в отработавшее моторное масло для очистки систем смазки двигателей внутреннего сгорания не позволяет достаточно эффективно осуществлять данную очистку из-за невысокого моющего действия известных присадок. Известен способ очистки системы смазки автомобиля, выбранный в качестве ближайшего аналога, предусматривающий добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение 5-10 минут, остановку двигателя и слив отработавшего масла /см. журнал "За рулем", от 09 сентября 1999 г., стр. 19/. В данном способе в качестве очищающей присадки используется очиститель системы смазки /ОСС/ "Гарант". Моющее действие ОСС обусловлено высокой поверхностной активностью и способностью стабилизировать частицы отложений во всем объеме очистителя. Однако использование в данном способе известного очистителя системы смазки способствует возможному разрушению адсорбированных слоев поверхностно-активных веществ и высокомолекулярных веществ /трибослоев/ на приработанных, тяжелонагруженных трущихся парах при воздействии сильных поверхностно-активных веществ известной присадки. Сформировавшиеся на поверхности трущихся пар трибослои, состоящие из химически сорбированных окисленных и полимеризованных компонентов работающего масла, эффективно снижают трение. Удаление этих слоев под действием сильных поверхностно-активных веществ присадки может привести к усилению износа трущихся пар в период до формирования новых трибослоев. Таким образом, техническим результатом, на решение которого направлено данное изобретение, является создание способа, обеспечивающего эффективное удаление отложений без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания, предусматривающего добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5-15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 минут, остановку двигателя и слив отработавшего масла, согласно изобретению, в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-80 мас.% ароматических углеводородов, 10-20 мас. % циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав: Температура начала кипения, oC - 60-80 Температура отгона 10% жидкости, oC - 80-90 Температура отгона 40% жидкости, oC - 110-130 Температура отгона 70% жидкости, oC - 160-210 Температура отгона 90% жидкости, oC - 190-250 Температура конца кипения, oC - 210-260 Использование в качестве очищающей присадки именно заявляемой смеси углеводородов и именно в заявляемом количестве позволяет эффективно удалить отложения в системе смазки двигателя внутреннего сгорания автомобиля без риска разрушения трибослоев на приработанных тяжелонагруженных трущихся парах. Это достигается за счет того, что использование ароматических углеводородов, входящих в ее состав, позволяет эффективно растворять и диспергировать отложения. Легкокипящие фракции присадки при рабочей температуре масла образуют паровые пузырьки, эффективно диспергирующие отложения в застойных зонах за счет кавитационного воздействия и обеспечивают удаление их вместе с отработавшим маслом. При этом используемая смесь углеводородов исключает разрушение сформировавшихся химически сорбированных трибослоев. Совокупность существенных признаков заявляемого объекта "способ" имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, что свидетельствует о его "новизне" и "изобретательском уровне". Данный способ может найти широкое применение при эксплуатации и техническом обслуживании автомобильной и автотракторной техники различного назначения, что свидетельствует о его "промышленной применимости". Способ осуществляется следующим образом. В заливную горловину масляной системы двигателя внутреннего сгорания автомобиля или трактора перед заменой отработавшего моторного масла заливают очищающую присадку в количестве 5-15% от объема масла. Затем осуществляют запуск двигателя внутреннего сгорания и его работу на холостом ходу в течение 5-15 минут, после чего двигатель выключают /останавливают/ и выполняют слив отработавшего масла. В качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60-70 мас. % ароматических углеводородов, 10-20 мас.% циклоалканов и 10-20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав: Температура начала кипения, oC - 60-80 Температура отгона 10% жидкости, oC - 80-90 Температура отгона 40% жидкости, oC - 110-130 Температура отгона 70% жидкости, oC - 160-210 Температура отгона 90% жидкости, oC - 190-250 Температура конца кипения, oC - 210-260 Пример N 1. В заливную горловину масляной системы ДВС заливают очищающую присадку - фракцию газового конденсата с интервалом температур 70-220oC, в количестве 10% от объема отработавшего масла и дают ему поработать 10 минут в режиме холостого хода, после чего отработавшее масло с присадкой сливают. Пример N 2. Способ осуществляют, как в примере N 1. В качестве очищающей присадки используют смесь /в количестве 5% от объема отработавшего масла/, содержащую 50% объемных сольвента каменноугольного, 40% объемных сольвента C-4 и 10% объемных сольвента C-2. Далее способ осуществляется, как в примере N 1. Предлагаемая в данном способе очищающая присадка более экономична по сравнению с известными за счет более простого состава.

Формула изобретения

Способ очистки системы смазки двигателя внутреннего сгорания, предусматривающий добавление в отработавшее моторное масло перед его заменой очищающей присадки в количестве 5 - 15% от объема масла, запуск двигателя и его работу на холостом ходу в течение не более 10 мин, остановку двигателя и слив отработавшего масла, отличающийся тем, что в качестве очищающей присадки используют смесь углеводородов, содержащую 60 - 80 мас.% ароматических углеводородов, 10 - 20 мас.% циклоалканов и 10 - 20 мас.% алканов и имеющую следующий фракционный состав: Температура начала кипения, °С - 60 - 80 Температура отгона 10% жидкости, °С - 80 - 90 Температура отгона 40% жидкости, °С - 110 - 130 Температура отгона 70% жидкости, °С - 160 - 210 Температура отгона 90% жидкости, °С - 190 - 250 Температура конца кипения, °С - 210 - 260

www.findpatent.ru