Ядерный космический двигатель будет готов к летным испытаниям в 2018 году. Ядерный двигатель росатома


Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного классаНазначение установки Технические параметры Реактор Теплоноситель Топливо Тепловая мощность Электрическая мощность Система преобразования энергии Суммарное время работы Максимальная температура рабочего тела Сумарная масса установки Разработка Проект Научная часть Предприятие-разработчик Конструктор Новизна проекта Производство и эксплу
Снабжение энергией космического корабля
РУГК и РУОО[1]
гелий 78 % - ксенон 22%[2]
уран
3,8 МВт[2]
1 МВт
турбомашинная
100 000 часов
1200 - 1500 К(1227 С)[2]
7 т[3]
2009 - 2018
Центр имени Келдыша
НИКИЭТ, Центр имени Келдыша
Центр имени Келдыша, НИКИЭТ
Высокотемпературный реактор(1500К), система защиты из молибденового сплава, раздвижные фермы

ru.wikipedia.org

Ядерные технологии ракетных двигателей от корпорации «Росатом» для ускорения полётов к Марсу – Журнал "Все о Космосе"

13:39 06/08/2016

👁 457

Говоря сейчас о космонавтике можно по традиции вспоминать первые полёты, а можно говорить о захватывающих дух перспективах. Конечно, 50 с лишним лет кружения вокруг Земли на одной орбите заставили забыть о цветущих на Марсе яблонях. Однако теперь мечта о полётах к Красной планете и далее приобретает реальные черты — по мере того как эти черты проявляются у уникального транспортно-энергетического модуля.

Новый двигатель — новые задачи

Начнём с проблемы, которая стала самым очевидным препятствием для космических полётов. Кратко её можно сформулировать так: ресурс двигателей на жидком или твёрдом топливе (а именно такие до сих пор используются в космических аппаратах) выработан практически полностью, как их ни усовершенствуй — никаких значительных изменений не последует, нынешние результаты — это всё, на что они способны.Соответственно, для того чтобы осуществить дерзкие мечты дальних перелётов, нужны принципиально иные решения. Это понимали ещё отцы нашей космонавтики — идеей создания ядерного двигателя занимались академики Сергей Королёв, Игорь Курчатов и Мстислав Келдыш. В 1970 е СССР запустил три десятка спутников, оснащённых ядерными энергетическими установками малой мощности. Одновременно в Семипалатинске проводились испытания ядерного реактора большой мощности — ИВГ-1.

Специалисты говорят, что именно ядерные двигатели могут дать новый импульс развитию космонавтики. И вот в 2009 г. комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ было принято решение о реализации проекта создания транспортно-энергетического модуля (ТЭМ) на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) мегаваттного класса.

Ядерный реактор выделяет тепло, генератор преобразует его в электричество. Инертный газ ксенон ионизируется — положительно заряженные ионы ускоряются в электростатическом поле до заданной скорости, создают необходимую тягу. Таков принцип работы нового ТЭМ, в создании которого принимают участие институты и предприятия Росатома, «Роскосмоса» и НИЦ «Курчатовский институт».

Главным конструктором реакторной установки стал Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ) им. Н. А. Доллежаля, входящий в госкорпорацию «Росатом». Юрий Драгунов, его директор, генеральный конструктор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой Э-7 «Ядерные реакторы и установки» МГТУ им. Баумана, говорит, что работы, несмотря на поставленные жёсткие сроки, идут по графику. А это значит, что уже через несколько лет такая установка должна быть создана.

Уникальные решения

— Юрий Григорьевич, ядерная энергодвигательная установка — это, очевидно, целый комплекс систем, которые должны работать слаженно…

— Да, в состав входят энергоблок с турбомашинным преобразованием энергии на основе газодинамического цикла Брайтона и связка электрореактивных двигателей. Энергоблок представляет собой одноконтурную ядерную энергоустановку на основе высокотемпературного газоохлаждаемого реактора.

— В проекте должно использоваться достаточно много новых решений. Можете рассказать о них?

— В проекте заложены принципиально новые параметры, используются принципиально новые решения.

Впервые в мире разработана технология создания монокристаллических длинномерных трубок из высокотемпературных сплавов. Знаете, когда я в первый раз увидел эту трубку во всю длину, испытал такое волнение! Я-то понимаю, чего стоило её изготовление… Особенно радует, что разработана технология и на базе росатомовского НПО «Луч» получены не просто опытные, а уже промышленные образцы.

Создана уникальная конструкция тепловыделяющего элемента, обеспечивающая работоспособность в условиях высоких температур, больших градиентов температур, высокодозного облучения. Конструкция настолько продумана, в ней так хорошо решены, к примеру, вопросы отвода продуктов деления, что есть уверенность в работоспособности изделия. Первые испытания, которые закончились ещё в 2012 г., подтвердили это.

Ну и, конечно, приходится много заниматься восстановлением технологий производства уникальных материалов для высокотемпературной энергетики. По всем нашим компонентам и комплектующим задачу ставим так: должны быть ТУ на их промышленную поставку. Для опытных образцов можно, конечно, обойтись и без них, однако мы думаем о перспективе.Россия впереди

— Как любой большой проект, ваш тянет за собой развитие других отраслей и производств?

— А как же! Как и атомная энергетика в целом тянет за собой развитие других — высокотехнологичных — отраслей и производств.

Вообще нужно чувствовать новые перспективные направления развития энергетики, чтобы не отстать. Меня радует, что «Росатом» чувствует. Его стратегия — «на шаг впереди». Ядерные технологии нового поколения, которые уже активно используются, — это «на шаг впереди». Наша работа для космоса — это тоже «на шаг впереди». Россия сегодня впереди.

— А в других странах подобные разработки ведутся?

— В Европе начинают делать первые шаги в этом направлении: формируют «дорожную» карту, сообщество, определяют цели и задачи. Мы их значительно опережаем.

В США, я лично уверен, это направление развивают, потому что нет другой возможности осваивать космическое пространство. Мы знаем, что там начинали такую работу. Правда, параметры у них были пониже наших. Но сейчас достаточной информации нет.

— Юрий Григорьевич, у людей после крупных аварий на АЭС сложилось настороженное отношение ко всему, что связано с атомом. Насколько безопасным будет создаваемый модуль?

— Хороший вопрос и, наверное, самый важный. Мы имитируем разные ситуации — с транспортированием нашей реакторной установки, различные аварийные ситуации, включая аварию на старте и падение с различных высот. Мало того что мы моделируем их математически — вместе с Саровским ядерным центром запланировано провести испытание на разгонном треке. Это разгон с большой скоростью, удар о бетонную стену, с тем чтобы сымитировать то, что может наш реактор испытать в процессе нештатных ситуаций.

Я считаю, что главное внимание должно быть обращено не на работу на номинальном режиме, а на работу именно в нештатных ситуациях. Давайте порассуждаем. Все наши проекты обосновываются на номинальное состояние, плюс запасы (100% мощности или 105%). А посмотрите, когда происходили серьёзные аварии. Три-Майл-Айленд — это практически был период остановки. Чернобыль — на низком уровне мощности. Фукусима — реакторы были заглушены. Поэтому основное внимание нужно уделять работе не на номинале, а на переходных и стояночных режимах, а также тех, которые связаны с нештатной ситуацией на ракете-носителе. Мы это прекрасно понимаем, и ведущие институты отрасли подключены к решению задачи безопасности транспортно-энергетического модуля.

Огонь и звёзды

— Над проектом работают конкретные люди. Кто они? Говорят, в науке катастрофически не хватает молодёжи…

— Это не про нас. У нас много молодых. Вообще везде должно быть удачное сочетание людей, которые являются носителями критических знаний, опыта, и молодёжи. В этом плане у нас коллектив очень интересный. Большая часть окончила нашу кафедру — Э7 МГТУ им. Баумана.

За последние годы мы перестроили всю программу обучения, сориентировав её под наши реальные задачи. Оборудовали современный компьютерный класс, потому что на устаревшей технике невозможно выполнять современные работы. На кафедре преподают наши же специалисты. Сегодня студенты осваивают все ключевые компьютерные программы для расчётов, трёхмерное проектирование — и, когда после окончания учёбы приходят к нам, через полгода они уже полноценные специалисты. Такая вот обратная связь получается.

Кстати, не так давно по всем кафедрам нашего факультета проанализировали за последние 5 лет, сколько выпускников работает по специальности. Уникальный результат по нашей кафедре — 100%. Конечно, это связано с подготовкой, но ещё и с тем, что идёт мощное развитие атомной отрасли, работа в ней стала престижной. И молодёжь с удовольствием идёт сюда.

— Как этот большой разновозрастный коллектив относится к конечной цели проекта? Люди верят в то, что можно будет долететь до Марса?

— Мы в институте уже записываемся на первое путешествие. Хотите, и вас запишем?..Хотя успех этого проекта открывает возможности не только для космических путешествий. Атомная энергетика в космосе позволяет решить много проблем. В том числе и выведение спутников, которые уже стали космическим мусором, и устранение астероидной и кометной опасности — такие установки позволят увести астероид на безопасную орбиту, пропустив его мимо Земли.

— Юрий Григорьевич, а вы часто смотрите в звёздное небо?

— Люблю смотреть. Люблю две вещи: смотреть на костёр и в звёздное небо. И то и другое очень сильно впечатляет, завораживает, наводит на размышления…По материалам Ares.News

aboutspacejornal.net

«Росатом» рассказал о 500-местном атомном самолёте — Блоги — Эхо Москвы, 02.03.2018

15:44 , 02 марта 2018

В официальном твиттере госкорпорации «Росатом» появилось сообщение о ещё одном «атомлёте». «Росатом» счёл необходимым сообщить: «В Сети появился проект самолета с мини-термоядерным реактором в качестве двигателя».

Не стоит комментировать качество «новостей» о том, что в Сети появились какие-либо картинки. Хочу прокомментировать, что пресслужба одной из крупнейших российских государственных корпораций считает необходимым распространять такие «сообщения».

Любому знакомому с  темой человеку известно, что пока не  создано ни работоспособных термояденых реакторов (ни стационарных, ни, тем более, мобильных), ни летающих 500-местных самолётов. Но пиарщикам «Росатома» это, наверное, не ведомо.

Первоисточником новости является британское интернет-издание Daily Mail, принадлежащее The Mail on Sunday & Metro Media Group. 

Речь там идёт не  о проекте самолёта, а о эскизе внешнего вида фантастического летательного аппарата, нарисованного жителем Барселоны Оскаром Виналсом (Oscar Vinals). Он нарисовал футуристического вида самолёт и заявил, что такой самолёт можно оснастить термоядерным (так!) двигателем, что этот «атомлёт» мог бы перевозить около 500 пассажиров на скорости до 1,5 Маха (1,85 тыс. км/ч), и мог бы долететь от Лондона до Нью-Йорка за три часа. Особо забавно то, что огромный лайнер на 500 пассажиров этот житель Барселоны называет «лёгким самолётом». Казалось бы, вот хорошая подсказка, сигнал, что это фейк, вроде  первоапрельской шутки, но нет: в «Росатоме» эту «новость» восприняли всерьёз.

Итак: госкорпорация «Росатом», желая как-то способствовать созданию положительного образа ядерных технологий, распространяет «новость» о 500-местном «лёгком» самолёте, оснащённом термоядерным двигателем, нарисованном каким-то «жителем Барселоны».

Постойте, но ведь вчера что-то подобное говорил в Манеже Владимир Путин — только там речь шла не о лёгком 500-местным пассажирском атомном самолёте, а о «малогабаритной сверхмощной ядерной энергетической установки, которая размещается в корпусе крылатой ракеты».

Дежа-вю…

Кстати. Ряд экспертов считает, что никакого испытания крылатой ракеты с ядерным двигателем в реальности не было. Как не было и нет того «атомлёта», о котором «Росатом» пишет в своём твиттере…

echo.msk.ru

"Росатом" создал "вечный" ядерный реактор для подлодок

15:1907.08.2018

(обновлено: 15:47 07.08.2018)

11793946

МОСКВА, 7 авг — РИА Новости. В России создали и испытали уникальную активную зону ядерного реактора с ресурсом на весь жизненный цикл атомной подводной лодки. Об этом говорится в отчете АО "ОКБМ Африкантов" за прошлый год.

Сбывается "мечта подводников": разработка Росатома усилит боеготовность ВМФ

Активная зона — это "сердце" реактора. Она содержит ядерное топливо, и именно в центральной области происходит управляемая цепная реакция. Разработка "ОКБМ Африкантов" означает, что атомным подводным лодкам будет не нужна перезарядка ядерного топлива.

Как отметил бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов, создание "вечного" реактора имеет колоссальное значение для боеготовности подводных сил ВМФ. Он рассказал, что перезарядку на флоте называют "операцией номер один" и она занимает больше месяца. На это время боевой состав флота сокращается на единицу, добавил Попов.

"С таким же реактором (который не требует перезарядки. — Прим. ред.) коэффициент использования подводной лодки повышается в разы", — заключил адмирал.

"Мечта подводников"

Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев, в свою очередь, рассказал о большой экономической выгоде из-за разработки "Росатома".

По его словам, такой реактор — мечта подводников, так как он меняется один раз в семь лет. Он напомнил, что срок службы подлодки составляет не менее 30 лет.

"Замена реактора — дорогостоящий процесс. Его нужно выгрузить, поместить в защитную свинцовую емкость, отвезти к месту утилизации. Но с "вечным" реактором подлодка будет при той же боеспособности стоить дешевле", — отметил специалист.

"Вечный двигатель"

Военный политолог Андрей Кошкин отметил уникальность российской разработки обратил внимание на уникальность российской разработки.

Новый реактор для АПЛ повысит боеготовность ВМФ, заявил адмирал Попов

Он подчеркнул, что отечественные ученые смогли обуздать не только военный и мирный атом, но и создать условно говоря, вечный двигатель".

Эксперт считает, что не случайно американские эксперты заподозрили превосходство российских подлодок и по прочности, и по невидимости для радаров.

"А теперь еще и "вечный" ядерный двигатель, который позволяет иметь неизмеримо большой ресурс. Все это вообще трансформирует военно-морской бой. И, конечно же, мы не просто превосходим других на уровне мировых стандартов, а мы являемся первыми, и об этом уже знает весь мир", — отметил политолог в эфире радио Sputnik.

По его мнению, вскоре появятся атомные подводные лодки с новыми ядерными реакторами. При этом он не исключил, что в проекте подлодки "Князь Владимир" может оказаться ядерный реактор "вечного" цикла".

ria.ru

Ядерный ракетный двигатель — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 октября 2018; проверки требует 1 правка. Классификация ядерных ракетных двигателей[1]

Я́дерный раке́тный дви́гатель (ЯРД) — разновидность ракетного двигателя, которая использует энергию деления или синтеза ядер для создания реактивной тяги.

Традиционный ЯРД в целом представляет собой конструкцию из нагревательной камеры с ядерным реактором как источником тепла, системы подачи рабочего тела и сопла. Рабочее тело (как правило —

ru.wikipedia.org

Ядерный космический двигатель будет готов к летным испытаниям в 2018 году

Разрабатываемая в России силами предприятий госконцерна Росатом ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса будет готова в ноябре 2018 года для начала летно-конструкторских испытаний. Сейчас сообщается, что Роскосмос уже ведет подготовку предложений по «проведению испытаний ключевых элементов и систем, в том числе на борту МКС».

Напомним, что в 2016-2018 годах разработка ядерной энергодвигательной установки получила бюджетное финансирование, при этом работы по созданию транспортного энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса были утверждены президентской комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики РФ еще в 2009 году. Эскизное проектирование было завершено к 2012 году. В 2014 году вокруг разработки, в связи с продвижением работ, начались спекуляции в СМИ. В частности, неоднократно совершались «вбросы» о свертывании проекта, отсутствии к нему интереса у государства и т.д. В самом конце 2015 года головная организация проекта (АО «НИКИЭТ», Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Н.А. Доллежаля) подтвердила информацию о успешном развитии НИОКР по данной теме. Ученые также распространили данные об успешно проведенных испытаниях полномасштабных макетов радиационной защиты реакторной установки для на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам для нагрузок при летной эксплуатации. Также сообщалось, что при создании блоков радиационной защиты, помимо традиционных водородсодержащих компонентов, широко использовались композиционные конструкционные и боросодержащие материалы. Приводилась информация, что тесты были выполнены на базе НПО «Машиностроение» в городе Реутов.

Ранее сообщалось, что конструктивно установка будет устроена следующим образом: космический реактор не нагревает струю, выбрасываемую из него, а вырабатывает электричество. Горячий газ от реактора крутит турбину, турбина крутит электрогенератор и компрессор, который обеспечивает циркуляцию рабочего тела по замкнутому контуру. Генератор же вырабатывает электричество для плазменного двигателя с удельной тягой в 20 раз выше, чем у химических аналогов. Новый ядерный энергоблок работает по замкнутому циклу, поэтому разработчики говорят, что радиоактивные вещества не попадут в окружающее пространство. Масса и габариты базовых элементов ядерной силовой установки должны обеспечивать их размещение в космических головных частях существующих российских РН «Протон» и «Ангара».

Расскажите о статье своим друзьям в соцсетях!

tehnoomsk.ru

Ядерный двигатель «Росатома» позволит долететь до Марса за месяц — полтора

«Ядерная установка позволяет достигнуть Марса за один-полтора месяца, обеспечивая возможность ускорения и маневрирования», — заявил глава Росатома. Также такой корабль сможет вернуться обратно на Землю, добавил он. Установка же с ядерным двигателем позволит долететь до Марса за месяц-полтора и вернуться на Землю. Глава Росатома подчеркнул, что установка с ядерным двигателем даст возможность за месяц-полтора долететь до Красной планеты и вернуться обратно, так как сохраняет возможность маневрирования.

Для справки: на сегодняшний день имеющиеся на вооружении космических агентств установки позволяют достичь Марса не менее чем за полтора года, причем без возможности обратного полета. Энергетическая установка с ядерным двигателем позволит космическому кораблю за полтора месяца долететь до Марса и при этом маневрировать, заявил глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, выступая в Совете Федерации.

«Сегодняшние космические установки позволяют долететь до Марса за полтора года без возможности вернуться обратно и без возможности маневрирования — они один раз разгоняются и далее идут по траектории», — объяснил Кириенко, выступая в Совете Федерации.

«Росатом» и «Роскосмос» совместно разрабатывают ядерный двигатель, который позволит долететь до Марса за месяц, заявил генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко, выступая в Совете Федерации. Ядерная энергодвигательная установка, создаваемая в России совместно Росатомом и Роскосмосом, позволит долететь до Марса за месяц-полтора и вернуться обратно, поскольку сохраняет возможность маневрирования.

Космический корабль с ядерным двигателем долетит до Марса за полтора месяца – с таким сообщением выступил глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко на Совете Федерации, пишет ТАСС. Пилотируемые полеты на Марс вскоре могут стать реальностью. По словам главы Росатома Сергея Кириленко, дорогу до Красной планеты можно сократить в 12 раз, если оснастить космический корабль ядерным двигателем.

Глава Росатома Сергей Кириенко 2 марта сообщил о том, что российская ядерная энергодвигательная установка доставит ракету до планеты Марс за полтора месяца, и эта установка позволит космонавтам вернуться.

mnogotrendov.ru