Ярославский моторный завод:дорога длиною в 100 лет. Ямз история двигателей


Двигатель ЯМЗ часть истории дизелестроения

Дизельный двигатель имеет длинную историю, которая переплетается и идет в тесном контакте с экономикой и другими вопросами существующими в настоящее время.  Дизельный двигатель был создан Рудольфом Дизелем.  Именно он создал концепцию дизельных двигателей и придумал принцип его работы.  Он придумал концепцию двигателя в котором сжимается воздух до степени, что в результате повышения температуры достигает 600 градусов.  Далее следуют принципу: когда топливная смесь поступает в камеру с поршнем и разогретым воздухом она воспламеняются из-за высоких температур.  Это заставляет поршень двигаться вниз и устраняет необходимость источника воспламенения.  Когда Дизель сконструировал свой двигатель это было во время, когда быль высокий спрос на более экономичный двигатель, чем паровой двигатель, т.к. тот был мало эффективным.

Это было 27 февраля 1892, что Дизель подал заявку на патент в патентном бюро в Германии за его метод и дизайн для двигателя внутреннего сгорания.  Он установил контракты с компаниями, которые производят машины и начал свои эксперименты.  На этом этапе он построил рабочие модели и определил дизайн в попытке построить самый эффективный двигатель того времени.

Это было в 1893 году, что он преуспел в опробации первой модели, которая может работать самостоятельно с эффективностью около 26%.  Это было более чем в два раза эффективней паровых машин того времени и был большой шаг для эффективного двигателя и прекрасное начало для двигателей сегодняшнего времени.

Уже к февралю 1897 года, что он совершил великое достижение в производстве дизельных двигателей, которые достигали 75% эффективности. Он бал лидером всего двигателестроения, и его идеи были сочтены удобными для практического использования, что и было оценено после демонстрации на выставке-ярмарке во Франции в 1898 году.  Этот двигатель, в частности, был запущен на арахисовом масле, что в видении Дизеля было большим преимуществом для владельцев малого бизнеса, а также фермеров, как самый экономичный источник топлива, который был изготовлен из биомассы.  Это был первый опыт использования биомассы в качестве топлива, опыт который продолжался до 1920-х годов и начинается снова сегодня. В начале прошлого века и Российские власти обратили внимание на дизельные двигатели основав в Ярославле завод по их производству, ныне известный по марке ЯМЗ.

В прошлом дизельный двигатель не считается достаточно малым и удобным, чтобы использовать его на транспорте, строился как стационарный, поскольку он были очень тяжелым и громоздким.  Общее назначение его было для использования на судах и в промышленных целях.  Рудольф Дизель исчез в 1913 году и не было уверенности в том, он умер естественной или неестественной смертью.  Многие думали, что его смерть была связана с политикой времени и обширными знаниями, которыми он обладал и готова был поделиться с врагами правительства Германии того времени.

В 1920-х годах двигатель был переработан в меньшую и более компактную версию.  Это позволило использовать его для широкого спектра техники и даже в автомобильной промышленности.  Развитие дизельных двигателей идет постоянного и уже многое улучшено, такие параметры как размер и вес а также устойчивость работы топливной системы.В нашей стране ведущим предприятием в области дизелестроения был и по сей день является ОАО «Автодизель» ЯМЗ – Ярославский моторный завод. Инженерно-конструкторский отдел разработавший в свое время самые популярные в стране тяжелые V-образные двигатели ЯМЗ, в настоящее время работают над усовершенствованием тяжелого L-образного дизеля и над началом серийного выпуска среднего L-образного дизеля, на очереди и малые дизеля.

< Предыдущая Следующая >
 

www.mir-cars.ru

Двигатель ЯМЗ 236: история, характеристика, ремонт, особенности

Двигатель ЯМЗ-236 является одним из немногих силовых агрегатов, который заработал популярность не только на просторах отечественно автомобильного рынка, но и далеко зарубежом. Так, некоторые китайские большегрузные тягачи эксплуатируются на этом силовом агрегате. Двигатель получил довольно широкое применение, и его устанавливают не только на грузовики, но и на вездеходы, а также военную технику.

Исторический аспект

Мотор ЯМЗ 236 был разработан в 1951 году на базе силовых агрегатов ЯАЗ 204 и ЯАЗ 206. Производство данных двигателей внутреннего сгорания производиться Ярославский моторный завод, который впоследствии стал ОАО «Автодизель».

Сборочный цех Ярославского моторного завода.

В процессе установки и модернизации, моторы ЯМЗ стали на постоянной основе устанавливаться на грузовые автомобили МАЗ, УРАЛ, КРАЗ, тракторы К-700 и некоторую военную технику, особенно танки и вездеходные автомобили.

Технические характеристики и устройство

Технические характеристики двигателя ЯМЗ 236 с момента начала производства моторов особо не поменялись. Добавились только некоторые технические и конструктивные элементы, такие как турбонаддув, система питания или выпуска отработанных выхлопных газов.

Технические характеристики мотора ЯМЗ 236.

Основная техническая характеристика ДВС 236 ЯМЗа.

Наименование

Характеристика

Тип

Дизель, турбированный дизель

Объем

11 литров (11 150 см куб)

Конфигурация, параметр

V-образная

Количество цилиндров

6

Количество клапанов

12

Эконорма

от Евро-0 до Евро-4

Диаметр цилиндра

130 мм

Степень сжатия

17,5

Охлаждение

Жидкостное

Клапанный механизм

OHV

Материал исполнения блока и головки

Чугун

Ресурс

800 000 — 1 000 000 км пробега

Топливо

Дизельное топливо

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Применяемость

МАЗ, КРАЗ, УРАЛ, танки серии Т, тракторы К, автобусы ЛАЗ, вездеход ЧЕТРА и другое

Модификации мотора

В разное время, существовали разные модификации двигателей изготовленных Ярославским моторным заводом. Итак, какие разновидности можно встретить на автомобилях:

Двигатель ЯМЗ 236.

  • ЯМЗ-236Г — 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин.
  • ЯМЗ-236ДК — 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин.
  • ЯМЗ-236НД — 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236Н — 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БК — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-236Б — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин.
  • ЯМЗ-236БЕ2 — 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин.
  • ЯМЗ-7601 — 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин.

Применяемость

Двигатели ЯМЗ 236 получили достаточно большую применяемость. Так, порядка двух десятков марок и более 40 моделей автомобилей, автобусов, военных машин и строительной техники по этот день оснащаются легендарными моторами.

УРАЛ с мотором ЯМЗ 236.

Достаточно большую популярность получил УРАЛ-4320 с двигателем ЯМЗ 236. Кроме этой марки мотора существует также старший брат — ЯМЗ-238. Этот мотор намного мощнее, а поэтому устанавливается на тяжелую строительную технику, тягачи, и даже военные автомобили стратегического назначения.

Почему моторы ЯМЗ получили широкую распространенность? В отличие от западных аналогов, силовые агрегаты отечественного производства, достаточно просты в ремонте и не имеют большого количества электроники, что делает возможность ремонта в полевых условиях.

Также, моторы обладают необходимой мощностью, чтобы автомобиль мог потянуть груз даже в самых тяжелых условиях. Например, попавший песок и топливную систему не помеха, и он легко удаляется в двигателя.

Итак, рассмотрим, на каких транспортных средствах можно встретить силовой агрегат ЯМЗ-236:

  • Первые в очереди, конечно же, автомобили МАЗ. Движки можно встретить на таких моделях как: 500, 503, 504, 509, 516, 5335, 5549, 5551 и другие.
  • Второй по применяемость остается автомобиль КРАЗ: 255, 250, 257, 260 и 6322.
  • Также устанавливается на автомобили серии УРАЛ: 4320, УРАЛ 5323.
  • Также, применялся двигатель ЯМЗ-236 еще и на КАМАЗ. Так, оснащалась модель 5320 с 1976 года и 2000 год.

Обслуживание

Обслуживание двигателя ЯМЗ 236 проходит идентично, как и для всех идентичных дизельных моторов отечественного производства. Так, межсервисное обслуживание поводится каждые 15 000 км пробега для базовой версии, и для турбодизеля — каждые 20 000 км.

Процесс технического обслуживания немного отличается от рядовых бензиновых двигателей. Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

Т-150 с мотором ЯМЗ 236.

  • Замена масла.
  • Регулировка клапанного механизма
  • Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  • Очистка форсунок.
  • Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  • Другие операции направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Ремонт

Ремонт двигателя ЯМЗ 236 проводится достаточно стандартно для всей серии моторов выпущенных Ярославским моторным заводом. Так, поточные ремонтные работы проводятся непосредственно на автомобиле.

В зависимости от марки, модели и конструктивных особенностей транспортного средства, на котором установлен движок, даже капитальный ремонт, возможно, выполнить без снятия силового агрегата. Это притом условие, что не требуется расточка.

Процесс проведения капитального ремонта ЯМЗ 236.

Зачастую, если идет восстановление или капитального ремонта, двигатель растачивают. Как показывает последняя практика, то большинство старых блоков цилиндров не подлежат расточке и хонинговке, а поэтому, они проходят процесс гильзовки. Головки блока достаточно живучие, что дает возможность перебирать их не часто, но при «капиталке» — это процедура обязательная.

Еще один элемент со скромным сроком жизни является масляный насос. Именно его, зачастую, меняют еще до проведения капитального восстановления силового агрегата. Наряду с этой деталью стоит водяной насос, который невыносливый, и как показывает практика, быстро выходит со строя. Но, здесь есть выход — установка ремкомплекта, который достаточно дешевый.

Вывод

Двигатель ЯМЗ 236 — это легенда отечественного производства дизельных моторов. Так, существует много модификаций этого силового агрегата. Применяемость моторов Ярославского моторного завода достаточно широкая. Он получил известность, как надежный и недорогой силовой агрегат, не только на территории СНГ, но и в Китае.

avtodvigateli.com

Ярославский моторный завод: дорога длиною в 100 лет

Ровно век назад был основан Ярославский моторный завод. Расскажем, как начав со штучного выпуска автомобилей, предприятие превратилось в крупнейшее моторостроительное производство нашей страны

текст: Валерий Васильев  /  фото: из архива автора  /  19.10.2016

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭПОХА

История возникновения Ярославского моторного завода связана с именем Владимира Александровича Лебедева — предпринимателя, одного из первых русских авиаторов. Тогда в России действовала правительственная программа создания своей автомобильной  промышленности. В Ярославле планировали развернуть сборку иностранных легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. Однако «Акционерное общество механических передвижений и производств В. А. Лебедева» из-за отсутствия государственного финансирования приступило к строительству завода только в начале 1916 г. Запуск произошел 20 октября того же года, что является официальной датой основания завода.

Перспективная модель ЯМЗ-780

После революции предприятие национализировали, и до 1925 г. оно выполняло только ремонт автомобилей. 6 ноября 1925-го собрали две первые трехтонки Я-3 (4х2) по образу и подобию американского White. Двигатель, сцепление и коробку передач заимствовали у грузовика АМО-Ф15. В 1925 г. изготовили всего 3 автомобиля, а в 1928-м — уже 93 машины. В 1926 г. предприятие переименовали в Ярославский государственный автомобильный завод № 3.

В годы первой пятилетки производство заметно расширилось. Освоили выпуск грузовика Я-4 грузоподъемностью 4 тонны с двигателем Mercedes L3. А в 1928 г. начали выпуск 5-тонного грузовика Я-5, оборудованного американским двигателем Herkules в комплекте со сцеплением, коробкой передач и рулевым управлением.

В 1930 г. правительство СССР утвердило план расширения ЯГАЗ на годовой выпуск 3000 автомобилей. В ноябре 1931 г. собрали первый советский трехосный автомобиль ЯГ-10 (6х4) грузоподъемностью 8 т. Уже в следующем году его стали выпускать серийно. На смену ЯГ-10 пришли автомобили ЯГ-10А и ЯГ-10М.

Ярославский первенец — трехтонка Я-3

5 ноября 1932 г. изготовили ЯГ-12 — первый в стране грузовик с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 12 т.

Наряду с выпуском грузовиков шли работы по созданию многоместных автобусов. В 1932 году наладили выпуск автобусов ЯА-1 и ЯА-2 с 54 мягкими креслами. С января 1934 г. на ярославских грузовиках стал использоваться 73-сильный двигатель ЗиС-5.

Но отечественные моторы не отвечали возрастающим требованиям к грузоподъемности машин. Первый отечественный четырехтактный 6-цилиндровый автомобильный дизель мощностью 87 л. с. «Коджу» (Коба Джугашвили) на ЯГАЗе изготовили в 1933 г. Летом 1934 г. автомобили Я-5 с этими двигателями показали свои качества на Военно-Грузинской дороге.

4-тонный самосвал ЯС-1

В 1934 г. перед ярославцами поставили задачу: освоить выпуск самосвалов. Уже 21 декабря собрали два самосвала ЯС-1 на базе ЯГ-4, а в январе 1935-го начался серийный выпуск.

В июне 1935 г. правительство приняло решение о серийном выпуске троллейбусов в Ярославле. Первую модель ЯТБ-1 вместимостью 55 человек собрали 20 июля 1936 г. За ней последовала ЯТБ-4. В 1936 г. основной продукцией завода стал 4-тонный грузовик ЯГ-6. Но уже к концу 1930-х годов ЯГ-6 и самосвал ЯС-3, сменивший самосвал ЯС-1, устарели. В 1938 г. выпустили 5-тонный грузовик ЯГ-7, а на его базе — 4,5-тонный самосвал ЯС-4. В 1938 г. появился дизельный 7-тонный самосвал ЯГ-8 со 110-сильным дизелем НАТИ-МД-23.

В то же время автозаводцы продолжали совершенствование троллейбусов. В июне 1938 года по улицам Москвы стала курсировать двухэтажная трехосная модель ЯТБ-3 вместимостью 100 пассажиров, из которых 72 ехали сидя.

Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3

В 1940 г. выпуск продукции на ЯГАЗе вырос против 1926 года в 26 раз. С 1925 г. выпустили 28 моделей автомобилей, 7 моделей троллейбусов, автоприцепы. В 1940 году утвердили реконструкцию завода. Ее планировали завершить в 1942 году, увеличив годовой выпуск тяжелых машин до 10 тыс. Дизельные моторы для них рассчитывали производить на самом заводе. К июню 1941 г. почти завершили проект 7-тонного грузовика Я-14.

С началом войны заводу пришлось перейти на выпуск военной продукции. Предприятие отправляло на фронт бронебойные снаряды, ручные гранаты, снаряды для зенитных орудий, мины, корпуса реактивных снарядов, пистолеты-пулеметы ППШ-41 и многое другое. С 1943-го выпускались гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12 и Я-13. До 9 мая 1945 г. ярославцы выпустили 1666 тягачей, а всего до декабря 1946 года — 2296. В то тяжелое время ради общей победы над фашизмом с заводом поделились опытом американские коллеги. Их дизельные двигатели превосходили наши моторы.

Благодаря наработкам американцев в 1943–1947 гг. удалось создать и освоить выпуск дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью 110–220 л. с., а также автомобилей семейства ЯАЗ200 (4х2) грузоподъемностью 7 тонн.

Грузовик Я-5 с дизельным двигателем «Коджу»

Двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ206 устанавливались и на машины Минского и Кременчугского заводов, а также на автобусы ЗиС-154. В 1948–1950 гг. освоили производство серии автомобилей ЯАЗ-210 (6х4) грузоподъемностью 12 тонн с 165-сильным дизелем ЯАЗ-206. Особую популярность приобрели самосвалы ЯАЗ-210Е. Но производственных мощностей предприятия не хватало. Постепенно сначала ЯАЗ-200 в 1951-м, а затем и ЯАЗ-210 в 1959 году передали другим заводам. В 1957–1959 гг. освоили выпуск модернизированных автомобилей ЯАЗ-219 общего назначения, седельного тягача ЯАЗ-221 и самосвала ЯАЗ-222.

СТАВКА НА СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ

В 1958 г. специализацию завода сузили до производства дизельных двигателей, сцеплений, коробок передач и электроагрегатов. Предприятие получило новое название — Ярославский моторный завод.

Трехосный автобус ЯА-2

В 1960-е годы освоено в производство семейство 4-тактных дизель-моторов мощностью от 180 до 500 л. с. Базовые 6-, 8-, 12-цилиндровые модели семейства ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240, пройдя несколько этапов коренной модернизации, остаются продукцией завода по сей день.

В 1971 г. Ярославский моторный завод стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель». В 1960–1970-е гг. на ЯМЗ разработали силовые агрегаты для Камского и Кутаисского автозаводов (КамАЗ-740) и (КАЗ-642). В 1980-е годы специалистами завода создано перспективное семейство ЯМЗ-840, 8-цилиндровые модели которого — ЯМЗ-8424 и ЯМЗ-8423 — переданы на Тутаевский моторный завод.

Артиллерийский тягач Я-12

В 1993 г. предприятие преобразовали в открытое акционерное общество «Автодизель» (Ярославский моторный завод). В 2001 г. компания вошла в состав ООО «РусПромАвто», преобразованное позже в «Группу ГАЗ».

В 1991–1998 гг. на предприятии создали двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетного комплекса «Тополь М». В 1995–2003 гг. стали выпускать двигатели экологических классов: 1995 г. — Евро-1 (ЯМЗ-236НЕ/БЕ и ЯМЗ238БЕ/ДЕ), 1997 г. — Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), 2003 г. — Евро-3 (ЯМЗ-656 и ЯМЗ-658).

Бортовой грузовик ЯАЗ-200

В 1995–2002 и 2005–2008 гг. разработаны рядные дизельные двигатели семейства ЯМЗ-530 (ЯМЗ-534 и ЯМЗ536) уровня Евро-4. В 2014 г. на заводе собрали 10-миллионный двигатель.

Сегодня «Автодизель» — крупнейший в России производитель тяжелых и средних дизельных двигателей. Ярославскими моторами оснащаются свыше 300 моделей транспортных средств и специзделий. Это грузовики, карьерные самосвалы, автобусы, тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожная техника, дизельэлектрические станции.

Дизельный двигатель ЯАЗ-204

Двигатели ЯМЗ-534 (4,43 л) развивают мощность 120–240 л. с., а ЯМЗ-536 (6,65 л) — от 240 до 330 л. с. Моторы отвечают нормам Евро-5. Разворачивается выпуск газовых двигателей ЯМЗ-534 CNG (150–170 л. с.) и ЯМЗ536 CNG (258–312 л. с.) стандарта Евро-5.

Модифицированные турбодизели ЯМЗ-651 и ЯМЗ652 (11,12 л) уровня Евро-4 имеют мощность 311, 361 и 412 л. с., у модели ЯМЗ-653 (Евро-5) этот показатель достигает 422 л. с.

Двигатель ЯМЗ-840

Границы мощности новых дизелей семейства ЯМЗ780 (12,42 л) стандарта Евро-5 — от 400 до 750 л. с., а в дальнейшем — до 1000 л. с.

Мощность турбированных «шестерок» ЯМЗ-6565 (11,15 л) в исполнении Евро-4 составляет 230–300 л. с., а «восьмерок» ЯМЗ-6585 (14,86 л) — 330–420 л. с. У ЯМЗ6585 (Евро-5) мощность — 500 л. с.

Пятиступенчатые коробки передач ЯМЗ-0905

«Автодизель» изготавливает 6-, 8- и 9-ступенчатые механические коробки передач. Разрабатывается перспективный агрегат с 14 ступенями. В планах — выпуск новых 5- и 9-ступенчатых моделей КП.

Седельный тягач ЯАЗ-221

5koleso.ru

ЯМЗ - Ярославский Моторный Завод (ЯМЗ)

История моторного завода - факты из архивов

Почти век назад, по разрешению правительства России, русским промышленным деятелем Лебедевым В.А. было приобретено большое количество земельных участков в Ярославле и начато строительство, так называемого в то время, Автомобильного завода АО "Лебедев". Если быть точным это был 1916 год - считается годом основания Ярославского Моторного Завода.

первая советская трехтонка - Я-3, 1921 г

Время, открытия и запуска завода, было тяжелым, послереволюционным. Завод должен был вдохнуть жизнь на "инвалидов на колесах", которые достались от прошлого молодой республике. В автомобилях остро нуждались и фронт, и тыл. Завод первые годы толком не работал и практически не выпускал ни какой продукции. Лишь после преобразования завода в ЯГАЗ 3 (Ярославский Государственный Автомобильный Завод N3) и освоения новых мощностей, ЯгАЗ (позже ЯАЗ) стал производить большегрузные самосвалы, заметим первые в союзе. Они то и показали перспективное будущее завода, с честью сдав экзамен на первых трех пятилетках. "Магнитка", Кузбас, ДнепроГЭС до сей поры хранят память о безотказных "тружеников" ЯАЗа.

 

В этот период ярославский моторный завод стал активно увеличивать рабочую силу и привлекать в свои кабинеты молодых и достойных специалистов. В течении 5-ти лет, а вы помните что в союзе практиковалось модель "Пятилетка", число работников моторного завода увеличилось в 5 раз.  Это было время с 1925 года по практически предвоенное время. Тогда главным конструктором на заводе был Владимир Васильевич Данилов, ярый новатор и инженер от "бога". Именно под его руководством, а в большинстве случаев и непосредственном участии, конструировалась техника до селе не выпускаемая в союзе. Это и тягачи, и двухэтажные троллейбусы. Стоит отметить что выпуск троллейбусов быстро наращивали, поэтому троллейбусы ЯТБ-4 работали в большем количестве городов: Москва, Донецк, Екатеринбург, Киев, Кутаиси, Ростов-на-Дону, Тбилиси, Харьков, Черновцы, Севастополь, Одесса. К сожалению сейчас остались только архивные воспоминания о ЯТБ-4. Конечно стоит упомянуть, что конструкторы не прочь были взять на вооружение и уже существующие наработки промышленности. Так приобретение 140 немецких двигателей с правом их производства на ЯАЗ стало итогом одной поездки на международную выставку в 1929 года.

 

 ЯМЗ обладатель ордена Ленина и премии Сталина

Наступает тяжелое военное время для страны. Советское правительство на 1941 год запланировало коренную реконструкцию Ярославского автозавода с целью массового выпуска новых семитонных грузовиков. Ярославские конструкторы начали работу над проектом перспективного грузовика "ЯГ-14", предназначенного для выпуска на обновленном заводе. Прототипом для него послужил американский грузовик "Джиэмси-803" с дизельным двигателем мощностью 110 л.с. К июню 1941 года проект был почти готов, но нападение Германии на СССР сорвало все планы. ЯАЗ перешел на выпуск снарядов, автоматов и гусеничных артиллерийских тягачей. Это был период 40-х и 50-х годов. Коллектив завода решает приостановить начатые раннее работы над перспективными конструкциями и, используя свой опыт в создании тяжелой многоосной техники, осваивает в максимально кратчайшие сроки производство артиллерийских тягачей. А совместно с Нижегородским автозаводом был разработан первый советский серийный плавающий танк. Правда, производство и выпуск танка был перенесен полностью в Нижегородск. И в тоже время Ярославский Моторный Завод, а тогда он был все еще ЯАЗ начинает осваивать выпуск первых "супертяжеловесов" - трёхосных автомобилей серии ЯАЗ-210 грузоподъёмностью 12 т. 

артиллерийский тягач Я-12, 1942 г.

В 1947—1951 годах первыми в СССР Ярославцы осваивают серийный выпуск двухтактных автомобильных дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 мощностью 110—220 л. с. для автомобилей ЯАЗ, МАЗ, КрАЗ, специализированных транспортных средств, автобусов ЗИЛ-154, насосных агрегатов и др. За разработку этих двигателей в 1949 году была получена Сталинская премия. С этого момента моторный завод получает новое назначение. Это было в 1958 году. Курс страны определяется не только сверху, но и потребностями граждан этой страны. Тогда стране нужно было много и разных автомобилей, отвечающих в каждом случае конкретным условиям работы тех отраслей хозяйства, для которых они предназначались. Иными словами, в автомобильной промышленности тех лет был взят курс на расширение и четкую специализацию производства. Так и было принято решение на внутреннем заседании совета о специализации завода на производстве мощных дизельных двигателей.ЯАЗ превратился в ЯМЗ.

Заслуженная Государственная премия СССР

Да, это было в 1972 году. Награждались 7 работников завода и руководитель сектора ЦНИААМИ — за создание унифицированного семейства двигателей ЯМЗ многоцелевого назначения, организацию их высокомеханизированного производства, разработку и внедрение системы управления качеством. Вообще послевоенное время, особенно на конце пятилетки, Ярославский Моторный Завод имеет хорошие тенденции в развитии и расширения спектра деятельности. Уход от производства самой спецтехники и концентрация мощностей и "умов" на разработке двигателей дало свой положительный результат. За то время было разработана и произведена одна из самых популярных и впредь продукций, являющаяся гордостью завода - двигатель ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-240.

двигатель ЯМЗ 238. фотография 1978 года

двигатель ЯМЗ 238нд5. фотография 2012 года

Это были более экономичные четырехтактные дизельные двигатели пришедшие на смену устаревшим ЯАЗ-204. Кстати говоря, собственно за разработку двигателя ЯМЗ 238 и была присуждена Государственная премия СССР. В это время начинается активные разработки силовых агрегатов для специализированной техники. Зачастую в количестве нескольких десятков экземпляров. Тогда то ЯМЗ и находит себе основного потребителя - это был Камский автозавод и их детище КамАЗ.  Качество производимых двигателей постоянно росло, так как первостепенное внимание коллектив ЯМЗ уделял повышению моторесурса двигателей. На основе серьёзных исследований был разработан комплекс конструктивных и технологических усовершенствований. Все это позволило довести ресурс двигателя ямз до 10000 моточасов. Что, практически, в 3 раза больше ресурса предыдущей модификации агрегата.  Так, в 1971 году Ярославский Моторный Завод стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель». Что, безусловно и повлияло на его дальнейшее развитие и, немногим, изменило стратегию поведения ЯМЗ на рынке автомобильной промышленности.

Время больших достижений 

В новое время моторный завод вступил с поддержкой концерна "Автодизель". Это означало и корректировку курса, и неизбежную смену управляющего состава. Директором моторного назначается Виталий Алексеевич Долецкий (1982 год). Человек твердой хватки и хорошими управленческими способностями. Он прошел все цеха завода - начал с работы помощником мастера в цехе сборки, тогда еще, ЯАЗ, пройдя ступень начальника цеха и главного инженера завода (1965-й год). В 1980-е годы ЯМЗ бъет все рекорды - был достигнут максимальный объём производства: на моторном выпускалось порядка 140 тысяч дизельных агрегатов в год. В эти годы моторный завод принимает активную жизнь в социально сфере — это и строительство 14-ого микрорайона Северного жилого района Ярославля, это и активное сотрудничество с ПолиТехническим вузом. В это время моторный завод "обрастает" колоссальным списком потребителей своей продукции - МАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, КрАЗ, УралАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛАЗ, КЗКТ, ИЗТМ, ЧЗПТ, «Кировский завод», Ростсельмаш, Красноярский комбайновый, "Воронежский", "Ковровский экскаваторные", "Муромский", "Людиновский тепловозостроительные", "Ивановский крановый заводы", "Челябинский завод дорожных машин" и другие предприятия. Ведется активная маркетинговая политика по продвижению установки двигателей ЯМЗ в новые, еще не задействованные виды техники. С 70-х по 90-е годы для Ярославского Моторного Завода было время больших достижений как в создании семейства дизельных двигателей многоцелевого назначения, так и закрепления бренда, теперь уже ПО "Автодизель", на автомобильном рынке страны и СНГ.

Ярославский Моторный Завод, главная проходная, 2010-й год.

Наше время и заслуженная Премия правительства РФ

К сожалению, переход к рыночной экономике нанёс сильный удар по ЯМЗ: это и резкий спад в 1990-е годы объёма производства основных покупателей двигателей, часть из которых к тому же перебралась заграницу, это и начало конкуренции с западными производителями. Однако, заводу удалось выжить и возобновить стабильную работу и развитие производства. Все происходящее на начало 90-х годов в стране оставило отпечаток и в истории такого гиганта промышленности как Ярославский Моторный Завод. Благодаря хваткости и настойчивости директора Долецкого В. А. и прекрасным организаторским способностям его заместителя Савельева В. Е. моторный завод не преступил грань разорения. Советом директоров было принято решение о смене статуса предприятия и с 1993 года моторный завод именуется как ОАО Автодизель Ярославский Моторный Завод. В это хоть и без войны, но все же экономически тяжелое время завод "балуется" выпуском специальных силовых агрегатов на штучные виды техники - такие как ракетно-космический комплекс, и даже силовые стационарные установки и электрогенераторы. В этот период службой безопасности завода был зафиксирован самый высокий уровень нарушений внутреннего распорядка и трудового устава за всю историю завода. Благо за шесть лет упорной работы (с февраля 1996 по декабрь 2002 года) В.Е. Савельев и его команда сумели вывести ЯМЗ из экономического кризиса, вернув предприятию былой авторитет и уважение. Сотни тысяч автомобилей, магистральных поездов, самосвалов, лесовозов - более 287-и видов изделий комплектуются ярославскими двигателями. Во многом подъем ЯМЗ связан с фигурой генерального директора, депутата ГД ЯО Владимира Егоровича Савельева.А с освоением производства двигателей класса Евро-2 кризис и вовсе отошел. Тогда за разработку и освоение производства дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих международным стандартам по экологии класса Евро-4, в 2003-м году ЯМЗ была вручена Премия правительства РФ. 

Уверенные шаги успешного и современного предприятия

В современной истории ЯАЗ превратился в Ярославский Моторный Завод (ЯМЗ) "Автодизель" "Группы ГАЗ" как он именуется с 2001 года - тогда произошло слияние ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) с ООО «РусПромАвто», преобразованное впоследствии в «Группу ГАЗ». Слияние было успешным и выгодным для обоих сторон. ЯМЗ готовится к серийному выпуску двигателей экологического класса Евро-4. Предприятие закончило стендовые испытания в 2012-м году. Были испытаны V-образные дизельные восьмицилиндровые моторы ЯМЗ-6585 и ЯМЗ-6565. Новые двигатели ЯМЗ оснащены топливной аппаратурой Common Rail на базе топливоподающего насоса высокого давления производства ЯЗДА. Моторный завод применяет практику преемственности, поэтому двигатели модернизируются с сохранением габаритных размеров, что позволяет использовать их в серийно выпускаемых автомобилях без изменения конструкции техники. Мощность современного двигателя ЯМЗ достигает 450 л.с.

Ярославский Моторный Завод, 2013-й год

Автодизель, управленческое здание, 2013-й год

Генеральный директор Ярославского Моторного Завода "Автодизель" - директор дивизиона "Силовые агрегаты" "Группы ГАЗ" Виктор Кадылкин (кстати, директором назначен в 2003-м году) отметил: "Реализация проекта по выпуску экологических двигателей Евро-4 позволит ярославским моторостроителям обеспечить развитие бизнеса в условиях ужесточающихся экологических требований."

ЯМЗ как гордость отечества и опора моторостроения

Одним словом, Ярославцам есть чем гордиться. Хотя, в тоже время в этих достижения нет чего то особо примечательного. И где-то это даже закономерно. Отбросив в сторону объемы производства, этапы модернизации и нововведения в автомобильную промышленность, можно смело заявлять что Ярославский Моторный Завод прошел путь характерный для всего автомобилестроения, как советского, так и современного, Российского. И задачи его, на каждом этапе истории определялись бурным развитием и насущными требованиями нашего народного хозяйства, а в современном мире и других областей машиностроения.

Сухие факты и даты ЯМЗ
года 1916-1925
  • 1916 - в Ярославле основан автомобильный завод акционерного общества "В. А. Лебедев"
  • 1918 - на базе завода Лебедева организован первый авторемонтный завод со статусом предприятие оборонной промышленности.
года 1925-1930
  • 1925 - собранны первые советские тяжелые грузовики - З-х тонные Я-З
  • 1926 - 1-й авторемонтный завод реорганизован в Ярославский Автомобильный Завод
  • 1928 - Начат выпуск Я-4. Грузоподъемность 4-е тонны; 
  • 1929 - Начато производство Я-5. Изготовлена первая партия автобусных шасси Я-6
года 1930-1950
  • 1931 - выпущен первый отечественный 8-ми тонный автомобиль - трехосный ЯГ-10
  • 1932 - построен образец 12-ти тонного 4-х остного грузовика с двумя управляемыми осями - ЯГ-12
  • 1933 - созданы опытные образцы первых отечественных автомобильных дизелей
  • 1934 - построены опытные образцы 100-местного автобуса ЯА-2
  • 1935 - начато производство первых самосвалов - ЯС-1 грузоподъемностью 4-е тонны
  • 1936 - выпущены первые советские троллейбусы ЯТБ-1
  • 1942 - артилерийский тягач Я-12

 

 

 

 

yamz-td.ru

История завода ЯМЗ | Новости рынка

ЯМЗ - завод национального значения 

Запчасти ямз сегодня можно легко причислить к числу самых востребованных и отличающихся высоким качеством. А какие именно запчасти выпускает известный ЯМЗ? Знатоки и водители со стажем уже наслышаны о деятельности ЯМЗ, ведь когда-то этот завод считался ведущим предприятием отечественного дизелестроения. 

Мы предлагаем Вам узнать некоторые интересные факты из истории деятельности ЯМЗ - Ярославского моторного завода. Для начала, скажем, что сам завод был основан в начале двадцатого века - в 1916 году. Его основателем является инженер В. А. Лебедев. В период с 1916 по 1918 годы будущий ЯМЗ был <Первым государственным авторемонтным заводом>. В период с 1925 по 1942 годы завод занимался выпуском первых советских большегрузных автомобилей, грузоподъемность которых составляла от трех до семи тонн. Здесь также производились троллейбусы, самосвалы, автобусы и шасси для автобусов и троллейбусов. Кстати, ЯМЗ выпускал и двухэтажные троллейбусы, что само по себе очень интересно. Достаточно примечателен тот факт, что в 1933 году в сотрудничестве с ОКБ ОГПУ был создан самый первый отечественный автомобильный дизель под названием <Коджу>. Нужно сказать, что ЯМЗ - это завод с великой историей, и его по праву можно назвать достойным участником Великой Отечественной Войны. Во время военных действий 1943 - 1945 годов завод производил гусеничные артиллерийские тягачи. После окончания войны ЯМЗ продолжил выпуск большегрузных автомобилей. 

В конце пятидесятых годов прошлого столетия ЯМЗ специализировался на производстве дизельных двигателей, которые можно было использоваться в различных целях. Эти дизельные двигатели располагали различной мощностью. Уже ближе к 1970 году ЯМЗ стал производить современные отечественные автомобили. Например, МАЗ с дизельным двигателем. Кстати, именно на ЯМЗ были разработаны силовые агрегаты для Кутаисского и Камского автомобильных заводов. 

Сегодня, как и примерно 25 лет назад, запчасти ямз применяются не только для автомобилей, но и для тракторов, комбайнов, тракторов, гусеничных и колесных машинах специального назначения, погрузчиках, автогрейдерах, дорожно - строительных машинах, буровых установках. Запчасти ямз и другая продукция завода используется многими современными производственными предприятиями, такими как: МАЗ, КрАЗ, ЗИЛ, Ростсельмаш и многие - многие другие. Перечислять все те заводы и фабрики, которые пользуются продукцией ЯМЗ, наверное, не имеет смысла, потому что их очень много и все они более менее известны в мире автомобилестроения. 

www.yardk.ru