ЗАЗ-965 - История создания автомобиля. Запорожец горбатый двигатель


Это самый мощный в мире горбатый Запорожец – 2000 л.с.

То, что вы видите на фотографиях – вероятно, самый быстрый в мире Запорожец. Первая информация о нем появилась еще в 2013 году. Первый вариант драгстера ZAZ GTR был готов к сезону 2015 года. 

Сначала его оснастили двумя двигателями от супербайка Suzuki Hayabusа, но позже ему на смену пришел модифицированный 5.7-литровый двигатель от американского маслкара Ford Mustang, который выдавал около 900 лошадиных сил. Коробка передач - автоматическая 3-ступенчатая. Сначала все относились к нему скептически, но после первых заездов соперники даже требовали запрета на участие этого монстра.

В 2016 году мощность его двигателя довели до 1500 л.с. Четверть мили он проходил за 9 секунд, разгоняясь к финишной черте до 250 км/ч. Но и это оказался не предел.

Спустя два года отдачу его силового агрегата повысили до 2000 л.с. Испытания провели на Конотопском аэродроме в Украине, а затем выставили на этап чемпионата Украины по драгрейсингу в Сумах, где он с легкостью выиграл соревнования.

Кстати, теперь он разгоняется до 300 км/ч, а для остановки используется тормозной парашют. Конечно, от оригинального ЗАЗ-965 в этом драгстере нет практически ничего, но дизайн его кузова безошибочно определяет сходство с оригинальной малолитражкой.

carakoom.com

ЗАЗ-965 - История создания автомобиля

Несмотря на ряд неизлечимых «болезней», следствие ошибок конструкторов и вмешательство военного заказчика, «горбатый „Запорожец"» ждала счастливая судьба культового автомобиля.

Начало его истории положил переход Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) с 401-й модели на 402-ю. С самыми благими намерениями новую модель сделали просторнее и динамичнее, но она оказалась и существенно дороже. В ответ активные граждане Союза завалили Минавтопром письмами с просьбами разработать новую «супермалолитражку», которая заняла бы место «Москвича-401».

 

 

Для решения этой задачи заводские КБ и автомобильные институты предложили несколько оригинальных разработок, однако все они имели те или иные недостатки. В конце концов, на оригинальность махнули рукой и снова обратили внимание на западные модели. Прототипом будущего «Запорожца» стал Fiat 600 - одна из самых удачных и популярных европейских малолитражек. Ее главной особенностью была заднемоторная компоновка, давшая рекордную компактность и простоту конструкции.

Ошибкой будет считать, что ЗАЗ-965 - копия Fiat 600. Общность двух авто ограничивается компоновкой и стилем дизайна. Первое важное отличие - подвеска. Передняя подвеска у «Запорожца» - на продольных рычагах системы «Порше» (как на «Жуке» компании Volkswagen и ранних моделях Porsche), а задняя хоть и повторяет конструкцию Fiat 600, но имеет иные демпфирующие элементы. В модели ЗАЗ была редкая технологическая изюминка: одинаковые переднее и заднее стекла.

 

 

Двигатель - полностью отечественная разработка. Он-то и стал главной головной болью будущих владельцев «горбатых». Военные непременно хотели унифицировать «Запорожец» по мотору с разрабатывавшейся параллельно «амфибией» ЛуАЗ-967 (основным заказчиком выступало министерство обороны). Перепробовав и отметя мотоциклетные 2-цилиндровыс, 2- и 4-цилиндровые оппозитные двигатели, остановились на довольно экзотической схеме 4-цилиндрового V-образного двигателя с воздушным охлаждением. На автомобиле-амфибии он располагался спереди и работал стабильно. А вот на «Запорожце» мотор, размешавшийся сзади, был склонен к перегреву, да и шумность оказалась великоватой для гражданской машины. Отчасти ненадежность компенсировалась ремонтопригодностью мотора: его можно было практически в любых условиях полностью разобрать, даже снять цилиндры.

 

 

Сначала предполагалось, что «горбатый» будет делаться на МЗМА, поэтому первые образцы носили обозначение «Москвич-444» и «Москвич-560». Затем под новую машину решили реконструировать запорожский «Коммунар», до того выпускавший сельскохозяйственную технику. Производство двигателя отдали Мелитопольскому моторному заводу (МсМЗ).

Несмотря на «болезни» двигателя, покупатели встретили «Запорожец» с распростертыми объятиями. Многие свойства авто снискали ему добрую память: живучая подвеска, высокая проходимость (за счет хорошей загрузки ведущих колес), простая конструкция, хорошее качество. При том, что выпуск ЗАЗ-965 завершился в 1969 г., даже 20 лет спустя машину можно было часто встретить на дорогах.

В 1963 г. появился модернизированный ЗАЗ-965А с двигателем увеличенной мощности.

Сейчас «горбатый», с одной стороны, служит предметом анекдотов, с другой - объектом культа. Он популярен у коллекционеров и тюнеров, выбирающих его как основу для автоэкзотики. В этом смысле роль ЗАЗ-965 в бывшем СССР весьма похожа на роль «жука» в Германии или того же Fiat 600 в Италии.

17.10.2018 Опубликовано: 28.07.2012

shikoshlir.com

ЗАЗ 965. горбатый запорожец, горби, описание автомобиля марки Запорожец

Модель ЗАЗ-965 производилась с 1960 по 1969 год. Несмотря на обвинения в том, что конструкция была скопирована с FIAT 600, представители ЗАЗ’а говорят, что машина была полностью советской разработкой, созданной советскими инженерами ЗАЗ в сотрудничестве с коллегами из института МАМИ, а также конструкторским коллективом завода «Москвич».  

История создания

За образец при проектировании был взят оценивавшися как «новейший» автомобиль FIAT 600 итальянского производства.

 

Первые образцы получили обозначение Москвич-444 и уже значительно отличались от итальянского прототипа . Позднее обозначение сменили на «Москвич-560».

 

От итальянского образца автомобиль отличался изменённой кинематикой подвески из-за увеличенного размера колёс, соответственно, были изменены колёсные ниши и общая компоновка; стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными, кроме того, кузов приобрёл более современный дизайн — в то время, как FIAT 600 был двухдверным понтонным фастбэком с имитирующими отдельные крылья выштамповками, ЗАЗ приобрёл все черты трёхобъёмного двухдверного седана.

 

Двигатель и трансмиссия были полностью отечественной разработки .

 

Изначально предусматривалась комплектация автомобиля двигателем мотоциклетного типа МД-65. Но он оказался малоподходящим для автомобиля и в условиях работы с перегрузкой имел мизерный ресурс — не более 30 тыс. км до капремонта. Позднее, в НАМИ были созданы два опытных образца силовых агрегатов, это должны были быть оппозитные двигатели по схеме Citroёn 2CV . Как временное решение, на прототип «444-БКР» (1958) устанавливался двигатель от BMW 600 — так же оппозитный, но двухцилиндровый. .

 

К 1959 году, были готовы двигатели конструкции НАМИ, но первый из них (965Г — оппозитный, сохранивший схему «Ситроена») был признан непригодным — расположенный внизу распредвал затруднял обслуживание, недостаточной была компактность. Второй (965В), бывыший более оригинальнным — V-образный, 746-кубовый, с расположением распредвала в развале блока — признан удачным и взят за образец при дальнейшем проектировании.

 

Этими разработками заинтересовались и проектировщики армейского амфибийного транспортёра ТПК, как раз нуждавшиеся в двигателе такого типа и ранее столь же безуспешно экспериментировавшие (НАМИ 049, 1958 г.) с ирбитским МД-65. Дальнейшие работы велись уже с учётом их предложений.

 

В конце концов, пришли к компромиссному варианту — ЗАЗ и военную амфибию унифицировали по силовому агрегату, который имел рабочий объем 877 кубов (с возможностью наращивания) и отличался в военной (МеМЗ-967) и гражданской (МеМЗ-965) версиях лишь отдельными деталями.

 

Однако, на ТПК двигатель должен был располагаться спереди маховиком назад, а у ЗАЗ’а — сзади маховиком вперёд. Шумность мотора военными не нормировалась. Так как соображения армейского заказчика оказались весомее, двигатель был в целом расчитан именно на переднее расположение и охлаждение обдувом встречным потоком воздуха. Но имелось одно очень важное отличие - двигатель на "Запорожце" комплектовался вытяжным вентилятором, а не нагнетающим, как на военном ЛуАЗе. Это по замыслу разработчиков должно было улучшить охлаждение двигателя, расположенного сзади.

 

Позднее, модификация того же двигателя и трансмиссии амфибии использовалась на гражданских вариантах ТПК, ЛуАЗ-969, которые часто ошибочно описывают как «выполненные на базе „Запорожца“». !!! Ушастый Запорожец это немецкий NSU Prinz IV !!! 

Конструкция

Машина приводилась в движение мотором V4 объемом 887 см? (модель МеМЗ-965) воздушного охлаждения с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. Расположение — за задней осью. Частично использовался алюминиевый сплав, картер был из магниевого сплава. Мощность — 19,4 кВт (26 л.с.). На модели ЗАЗ-965А — 20,1 кВт (27 л.с.).

 

Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1963 годы, а ЗАЗ-965А, которая лишилась воздухозаборных «ушей» — с 1962 по 1969.

 

Так как предполагалось, что советским автовладельцам придется обслуживать автомобиль самостоятельно (и с учетом дефицита запчастей), воздушное охлаждение оценивалось положительно и виделось весьма практичным в суровых зимних условиях (при низких температурах нет риска замерзания охлаждающей жидкости на стоянке). Кроме того, малая масса силового агрегата, его простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяла отремонтировать автомобиль практически «в чистом поле».

 

Тем не менее, двигатель оказался одним из главных недостатков автомобиля: воздушное охлаждение и короткий глушитель привели к повышенному уровню шумности, отдельный бензиновый отопитель отличался невысокой надёжностью, кроме того, компромиссный, рассчитанный на переднее расположение и охлаждение набегающим потоком воздуха мотор нередко допускал перегрев в жаркую погоду. Проблема перегрева усугублялась в процессе износа двигателя, когда его оребрение покрывалось слоем масла и прилипшей к нему пыли, а в результате износа коленчатого вала увеличивались утечки масла из коренных подшипников и оно хуже поступало в маслянный радиатор. Кроме того, даже незначитальные оклонения угла опережения зажегания от нормального значения приводили к сильному перегреву и потере мощности двигателя. Следует отметить, что на автомобиле ЛуАЗ, где двигатель работал с большей нагрузкой, но лучше обдувался набегающим потоком, его перегрев наблюдался редко.

 

 

zaz-dnepr.org.ua