Затяжка двигателя


Моменты затяжки при ремонте двигателя

Моменты затяжки резьбовых соединений

Без динамометрического ключа в ремонте двигателя делать нечего! Моменты затяжки при ремонте Honda Civic, очень важны. Инженеры Honda вычислили для каждого болта и гайки в автомобиле свой момент. Затягивать от руки до характерного хруста не нужно. Во первых вы можете сломать какой нибудь болт, и доставать его будет крайне сложно. Во вторых перекошенная ГБЦ явно будет пропускать масло и охлаждающую жидкость. В Honda Civic, как и любой другой машине, используются разные моменты затяжки, от 10 Нм до 182нм и даже больше, болт шкива коленвала. Советую приобрести мощный динамометрический ключ, мощный и хороший, с щелчком по достижению момента, не берите стрелочный. И последние, все соединения которые находятся в составе одного элемента (диск, ГБЦ, крышки) затягиваются в несколько этапов от центра наружу и зигзагом. Итак по порядку, все описываю в Нм (Nm). Не забудьте немного смазать резьбу маслом или медной смазкой.

Пример динамометрического ключа, цена 50-100$

Данные моменты подходят для всей D Серии D14,D15,D16. Не проверял D17 и D15 7 поколения.

Болты крепления крышки ГБЦ10 Нм
Болты постели ГБЦ 8мм20 Нм
Болты постели ГБЦ 6мм12 Нм
Гайки крышки шатуна32 Нм
Болт шкива распредвала 37 Нм
Болт шкива коленвала182 Нм
Болты крышки постели коленвала D16 51 Нм
Болты крышки постели коленвала D14, D15 44 Нм
Болты и гайки крепления масляного заборника 11 Нм
Болты крепления масляного насоса11 Нм
Болта крепления платы привода (AT)74 Нм
Болта крепления маховика (MT)118 Нм
Болты крепления масляного поддона12 Нм
Болты крышки заднего сальника коленвала 11 Нм
Датчик крепления помпы ОЖ12 Нм
Болт крепления скобы генератора (от помпы к ген)44 Нм
болт ролика натяжителя ГРМ44 Нм
Болт датчика CKF12 Нм
Болты крепления пластиковых кожухов ГРМ10 Нм
Крепление датчика VTEC к ГБЦ12 Нм
Болт масляного поддона (широкая прокладка), пробка44 Нм

Моменты затяжки болтов ГБЦ

На более ранних версиях, было всего два этапа, позже уже 4. Важно Желательно, протягивать болты да и вообще работать с резьбовыми соединениями при температуре не ниже 20 градусов тепла. Не забывайте что нужно вычищать от любой жидкости и грязи резьбовые соединения.Так-же, желательно после каждого этапа подождать 20 минут для снятия "напряжения" металла. P.S. В разных источниках даются разные цифры, например 64, 65, 66 НМ. Даже в оригинальном справочники для разных регионов, пишу сюда средние или максимально знакомые.

Порядок затяжки болтов ГБЦ, постели коленвала, постели распредвала

  • D14A3, D14A4, D14Z1, D14Z2, D14A7 — 20 Нм, 49 Нм, 67 Нм. Контрольный 67
  • D15Z1 — 30 Нм, 76 Нм Контрольный 76
  • D15Z4, D15Z5, D15Z6, D15Z7, D15B (3Stage) — 20 Нм, 49 Нм, 67 Нм. Контрольный 67
  • D16Y7, D16y5, D16Y8, D16B6 — 20 Нм, 49 Нм, 67 Нм. Контрольный 67
  • D16Z6 — 30 Нм, 76 Нм Контрольный 76
  • Контргайка настройки зазоров клапанов d16y5, d16y8 — 20
  • Контргайка настройки зазоров клапанов D16y7 — 18
  • Банджо болт топливного шланга d16y5, d16y8 — 33
  • Банджо болт топливного шланга D16y7 — 37

Другие моменты затяжки

  • Гайки на дисках 4х100 — 104 Нм
  • Свечи зажигания 25
  • Ступичная гайка — 181 Нм

Данная статья актуальна для автомобилей Honda выпуска 1992-2000 годов, таких как Civic EJ9, Civic EK3, CIVIC EK2, CIVIC EK4 (частично). Информация будет актуальна для владельцев Honda Integra в кузовах DB6, DC1, с моторами ZC, D15B, D16A.

Полезные советы: В первые километры езды с АКПП на холодном двигателе, старайтесь ехать в спокойном режиме. Полный список советов

На большинство вопросов вам может помочь сообщество вКонтакте. Это реально удобнее чем писать комментарии ниже.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. comments powered by

www.ej9.ru

Установка головки блока цилиндров 1NZ-FE и 2NZ-FE - Tech Doc Toyota

Примечание:

— Тщательно очистите все детали перед установкой.

-Перед установкой смажьте все трущиеся поверхности деталей новым моторным маслом. — Замените все прокладки, сальники и маслосъемные колпачки на новые.

1. Установите головку блока цилиндров

на блок цилиндров,

а) Уложите новую прокладку головки блока цилиндров меткой вверх.

б) Аккуратно опустите на прокладку

головку блока цилиндров. 2. Заверните болты крепления головки блока цилиндров.

Примечание:

— Болты крепления головки блока затягиваются в два шага (6) и (г).

— Если один из болтов поврежден, замените его.

а) Перед установкой нанесите не­много моторного масла на резьбу болтов и под головки болтов.

б) Используя 10 миллиметровый шестигранник, установите и равно­мерно затяните 10 болтов крепле­ния головки блока цилиндров с шайбами в несколько приемов в по­следовательности, показанной на рисунке,

Момент затяжки………………..29,4 Нм

Если какой-либо из болтов не затя­гивается указанным моментом, за­мените его.

в) Отметьте краской кромку болта, обращенную к передней части дви­гателя (стороне, противоположной отбору мощности), как показано на рисунке.

г) Подтяните все болты в отмечен­ной выше последовательности, до­вернув их на 90°, а затем еще на 90°.

д) Убедитесь, что все метки болтов повернуты на 180° от первоначаль­ного положения.

е) Заверните болт крепления трубки перепуска охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров.

Момент затяжки.…………………..9 Нм

ж) Подсоедините верхний шланг ра­диатора к штуцеру.

з) Подсоедините шланг отопителя к штуцеру.

3. Установите распределительные валы,

а) Установите распределительные валы так, чтобы кулачки клапанов первого цилиндра располагались, как показано на рисунке.

б) Установите крышки подшипников распределительного вала на: соот­ветствующие шейки согласно выби­тым на них номерам, как показано на рисунке; при этом стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части дви­гателя (в сторону, противоположную отбору мощности).

в) Нанесите моторное масло на резьбу и под головки болтов.

г) Установите и равномерно затяни­те 19 болтов крепления крышек подшипников. После предваритель­ной затяжки болтов крепления крышки подшипника №1 затяните остальные в несколько проходов в порядке, показанном на рисунке.

Момент затяжки болтов крепления опорных шеек распределительного

вала:

№1……………………………………..23 Нм

других.………………………………..13 Нм

4. Установите звездочку распредели­тельного вала и звездочку системы VVT (см. раздел «Цепь привода ГРМ»).

а) Нанесите немного моторного масла на конец распределительного вала впускных клапанов.

б) Совместите штифт вала с отвер­стием звездочки системы VVT и ус­тановите звездочку.

в) Совместите штифт вала с отвер­стием звездочки и установите звез­дочку.

г) Установите болт крепления звез­дочки.

д) Зафиксируйте вал гаечным клю­чом за шестигранную часть и завер­ните болт.

Момент затяжки.………………….64 Нм

5. Проверьте и при необходимости от­регулируйте зазор в приводе клапанов (см. раздел «Регулировка зазоров в приводе клапанов»).

6. Установите крышку головки блока цилиндров (см. раздел «Цепь приво­да ГРМ»).

7. Установите клапан системы VVT.

8. Установите крышку масляного фильтра.

9. Установите клапан системы прину­дительной вентиляции картера.

10. Установите датчик температуры охлаждающей жидкости.

11. Установите датчик положения рас­пределительного вала (см. главу «Система зажигания»).

12. Установите крышку цели привода ГРМ (см, раздел «Цепь привода ГРМ»).

13. Установите впускной коллектор.

а) Установите новую прокладку впу­скного коллектора, впускной коллек­тор и два кронштейна. Равномерно в несколько приемов заверните три болта и две гайки.

Момент затяжки.………………….30 Нм

б) Подсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов.

в) Подсоедините шланг системы улавливания паров топлива.

14. Подсоедините жгут проводов дви­гателя к головке блока цилиндров.

а) Зафиксируйте чехол жгута прово­дов двумя фиксаторами на впускном коллекторе и заверните два болта.

б) Подсоедините разъем датчика температуры охлаждающей жидкости,

в) Подсоедините разъем датчика положения распределительного вала,

г) Подсоедините разъем клапана системы VVT.

д) Подсоедините разъемы форсунок.

е) Подсоедините два провода за­земления и заверните два болта.

15. Установите корпус дроссельной заслонки (см. главу «Система впрыска топлива»).

16. Подсоедините шланги системы при­нудительной вентиляции картера к крышке головки блока цилиндров.

17. Установите свечи зажигания (см. главу «Система зажигания»).

18. Установите катушки зажигания (см. главу «Система зажигания»).

19. Установите выпускной коллектор,

а) Установите новую прокладку и выпускной коллектор. Равномерно в несколько приемов затяните три болта и две гайки крепления выпу­скного коллектора.

Момент затяжки…………………..27Нм

б) Установите верхний теплозащит­ный экран и заверните четыре болта его крепления.

Момент затяжки……………………8 Нм

20. Установите стойку выпускного коллектора и равномерно в несколько приемов заверните три болта ее креп­ления.

Момент затяжки.…………………37 Нм

21. Подсоедините выпускную трубу к выпускному коллектору.

а) Установите новую прокладку на выпускной коллектор.

б) Установите две пружины, завер­ните два болта крепления выпуск­ной трубы к выпускному коллектору.

Момент затяжки.………………….62 Нм

22. Подсоедините трос акселератора.

23. Установите воздушный фильтр.

24. Установите генератор и ремень привода генератора.

25. Залейте охлаждающую жидкость,

26. Запустите двигатель и убедитесь в отсутствии утечек охлаждающей жид­кости.

27. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и моторного масла.

tech doc corolla 2000-06

на Ваш сайт.

avto-remont-toyota.ru

Двигатели мод. ЗМЗ – 4025, ЗМЗ – 4026 и моменты затяжки резьбовых соединений :: АвтоМотоГараж

Авто / ГАЗель (ГАЗ 2705) / Двигатели мод. ЗМЗ – 4025, ЗМЗ – 4026 и моменты затяжки резьбовых соединений

Двигатели мод. ЗМЗ – 4025 и ЗМЗ – 4026

Вид с левой стороны: 1 — стартер; 2 — тяговое реле; 3 — маслопровод; 4 — топливный насос; 5 — кронштейн опоры двигателя; 6 — датчик аварийного давления масла; 7 — масляный фильтр; 8 — шкив коленчатого вала; 9 — шкив водяного насоса; 10 — патрубок водяного насоса; 11 — корпус термостата; 12 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 — фильтр тонкой очистки топлива; 14 — датчик указателя давления масла; 15 — свеча зажигания; 16 — датчик-распределитель зажигания; 17 — крышка толкателей; 18 — привод распределителя зажигания и масляного насоса; 19 — указатель уровня масла (щуп).

Вид с правой стороны: 1 — кронштейн опоры двигателя; 2 — выпускной коллектор; 3 — масляный картер; 4 — кран слива охлаждающей жидкости; 5 — головка блока цилиндра; 6 — впускная труба; 7 — карбюратор; 8 — пробка маслоналивной горловины; 9 — крышка коромысел; 10 — генератор.

Поперечный разрез двигателей: 1 — масляный насос; 2 — масляный картер; 3 — пробка слива масла; 4 — крышка коренного подшипника; 5 — крышка шатуна; 6 — коленчатый вал; 7 — шатун; 8 — поршень; 9 — гильза цилиндра; 10 — выпускной коллектор; 11 — впускная труба; 12 — направляющая втулка клапана; 13 — клапан; 14 — маслоотделитель системы вентиляции картера; 15 — крышка коромысел; 16 — коромысло клапана; 17 — ось коромысел; 18 — штанга толкателя; 19 — распределитель зажигания; 20 — привод распределителя; 21 — толкатель; 22 — распределительный вал; 23 — стартер.

Моменты затяжки резьбовых соединений используемых при сборке или ремонте двигателей ЗМЗ 402 и его модификаций:

 

Моменты затяжки резьбовых соединений по двигателю ЗМЗ - 402 Номинальные моменты затяжки резьбовых соединений*
Компонент  Момент затяжки Н.м (кг.м)
 Болт крепления крышки распределительных шестерен  11-16 (1,1-1,6)         
 Гайка крепления крышки распределительных шестерен  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления крышки коробки толкателей  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления головки блока цилиндров  85-90 (8,5-9,0)
 Болт крепления задней крышки головки блока цилиндров  11-16 (1,1-1,6)
 Гайка болта крепления крышки шатуна  68-75 (6,8-7,5)
 Гайка крепления маховика  78-83 (7,8-8,3)
 Болт крепления шкива коленчатого вала  11-16 (1,1-1,6)
 Стяжной болт коленчатого вала (храповик)  170-220 (17-22)
 Болт крепления упорного фланца распределительного вала  11-16 (1,1-1,6)
 Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала  55-60 (5,5-6,0)
 Гайка крепления стойки оси коромысел  35-40 (3,5-4,0)
 Болт крепления крышки коромысел  4,5-8,0 (0,45-0,8)
 Гайка крепления выпускного коллектора к впускной трубе  44-56 (4,4-5,6)
 Гайка крепления впускной трубы и выпускного коллектора к головке блока  40-56 (4,0-5,6)
 Гайка крепления масляного картера  12-15 (1,2-1,5)
 Гайка крепления масляного насоса  18-25 (1,8-2,5)
 Болт крепления привода распределителя зажигания  6,0-8,0 (0,6-0,8)
 Гайка крепления крышки коренного подшипника  100-110 (10-11)
 Гайка крепления масляного фильтра  12-18 (1,2-1,8)
 Болт крепления топливного насоса  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления фильтра тонкой очистки топлива  12-18 (1,2-1,8)
 Гайка крепления водяного насоса  18-25 (1,8-2,5)
 Болт крепления шкива водяного насоса  12-18 (1,2-1,8)
 Болт крепления картера сцепления  28-36 (2,8-3,6)
 Гайка крепления картера сцепления  40-56 (4,0-5,6)
 Болт крепления нажимного диска сцепления  20-25 (2,0-2,5)
 Гайка крепления кронштейна генератора  44-62 (4,4-6,2)
 Гайка крепления генератора  44-56 (4,4-5,6)
 Свеча зажигания  30-40 (3,0-4,0)
 Болт крепления вентилятора  14-18 (1,4-1,8)
 Диаметр резьбы  Момент затяжки
    М6  6-8 (0,6-0,8)
    М8  14-18 (1,4-1,8)
    М10  28-36 (2,8-3,6)
    М12  50-62 (5,0-6,2)

 

 

 * для резьбовых соединений к которым не предъявляются жесткие требования. В некоторых изданиях ещё употребляется фраза: «Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующий»

  

automotogarage.ru

Устройство, обслуживание и ремонт автомобилей Ситроен

Моменты затяжки : Двигателя EP (Непосредственный впрыск)

ДВИГАТЕЛЬ С ВПРЫСКОМ БЕНЗИНА EP6DTS ИЛИ ДВИГАТЕЛЬ С ВПРЫСКОМ БЕНЗИНА EP6DT

1. Верхняя часть двигателя

1.1. Головка блока цилиндров

Метка Название Момент затяжки
(1) Болты крепления крышки головки цилиндров 0,9 дН.м
(2) Болт крепления головки блока цилиндров (*) Предварительная затяжка моментом 3 дН.м
Предварительная угловая затяжка на 90°
Угловая затяжка на 90 °
(3) Крепежный болт (Блок выхода охлаждающей жидкости) 1 дН.м
(4) Крепежный болт (Вакуумный насос) 0,9 дН.м
(5) Гайки крепления выпускного коллектора 1,5 дН.м
(6) Болт головки блока цилиндров / Блок цилиндров (*) Предварительная затяжка моментом 1,5 дН.м
Предварительная угловая затяжка на 90°
Угловая затяжка на 90 °
(7) Болт головки блока цилиндров / Блок цилиндров (*) Предварительная затяжка моментом 2,5 дН.м
Угловая затяжка на 30 °
(8) Свеча зажигания 2,3 дН.м
(*) Соблюдать последовательность затяжки

1.2. Порядок затяжки : Головка блока цилиндров

1.3. Распределитель впускного воздуха

Метка Название Момент затяжки
(9) Гайки крепления распределительного механизма воздуха на впуске (*) 2 дН.м
(10) Гайки крепления распределительного механизма воздуха на впуске 1,5 дН.м
(11) Крепежный болт : Датчик давления воздуха 0,5 дН.м
(12) Болт крепления блока дроссельной заслонки / Распределитель впускного воздуха (Новый) 1 дН.м
Болт крепления блока дроссельной заслонки / Распределитель впускного воздуха (Повторно используемый) 0,8 дН.м
(13) Болт крепления опоры / Распределитель впускного воздуха 0,8 дН.м
(14) Болт крепления опоры / Блок цилиндров 2 дН.м
(*) Соблюдать последовательность затяжки

1.4. Порядок затяжки : Распределитель впускного воздуха

(9) Крепежная гайка : Распределитель впускного воздуха.

1.5. Выпускной коллектор / Турбокомпрессор

Метка Название Момент затяжки
(15) Гайки крепления выпускного коллектора / Головка блока цилиндров 2 дН.м
(16) Гайки крепления турбокомпрессора / Коллектор 2,5 дН.м
(17) Крепежные гайки каталитического нейтрализатора / Турбокомпрессор 2 дН.м
(18) Полый болт для смазки 3 дН.м
(19) Полый болт возврата охлаждающей жидкости 3,5 дН.м
(20) Полый болт подвода возврата охлаждающей жидкости 3,5 дН.м
(21) Болт крепления трубопровода системы смазки 0,8 дН.м
(22) Болт крепления опоры / Турбокомпрессор 2,4 дН.м
(23) Болт крепления опоры / Блок цилиндров 1,9 дН.м

2. Нижняя часть двигателя

2.1. Блок цилиндров

Метка Название Момент затяжки
(1) Крепежный болт (Шкив водяного насоса) 0,8 дН.м
(2) Болты крепления насоса охлаждающей жидкости / Блок цилиндров 0,9 дН.м
(3) Пробка масляного канала блока цилиндров 3,5 дН.м
(4) Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала (*) 0,9 дН.м
(5) Крепежный болт : Масляный насос (*) Предварительная затяжка моментом 1 дН.м
Затяжка моментом 2,5 дН.м
(6) Сливная пробка 3 дН.м
(7) Крепежный болт (Масляный поддон картера двигателя) 1,2 дН.м
(8) Крепежный болт : Зубчатое колесо масляного насоса 0,5 дН.м
Угловая затяжка на 90 °
(9) Болты крепления противоэмульсионной пластинки 1 дН.м
(10) Болты крышек коренных опор коленчатого вала (*) Предварительная затяжка моментом 3 дН.м
Угловая затяжка на 150 ± 5 °
(11) Датчик детонации 2 дН.м
(*) Соблюдать последовательность затяжки

2.2. Порядок затяжки : Масляный насос

(5) Крепежный болт : Масляный насос.

2.3. Порядок затяжки : Крышка коренного подшипника коленчатого вала

2.4. Съемное буксировочное устройство

Метка Название Момент затяжки
(12) Болт крепления шкива привода агрегатов Затяжка моментом 2,8 дН.м
(13) Крепежный болт (Шестерня коленчатого вала) Предварительная затяжка моментом 5 дН.м
Угловая затяжка на 180 ± 10 °
(14) Датчик режима двигателя 0,5 дН.м
(15) Болты маховика двигателя (*) Предварительная затяжка моментом 0,8 дН.м
Предварительная затяжка моментом 3 дН.м
Угловая затяжка на 90 ± 5 °
Болт кожуха (BVA) (*) Предварительная затяжка моментом 0,8 дН.м
Предварительная затяжка моментом 3 дН.м
Угловая затяжка на 90 ± 5 °
(16) Болт (Крышки шатунов) Предварительная затяжка моментом 0,5 дН.м
Предварительная затяжка моментом 1 дН.м
Угловая затяжка на 130 ± 5 °
(*) Соблюдать последовательность затяжки

2.5. Порядок затяжки : Маховик

(15) Крепежный болт : Маховик.

3.1. 1-й вариант установки

Метка Название Момент затяжки
(1) Датчик уровня и температуры моторного масла 2,7 дН.м
(2) Крышка масляного фильтра 2,5 дН.м
(3) Датчик давления масла 2 дН.м
(4) Болты крепления опоры масляного фильтра / Блок цилиндров 1 дН.м

3.2. 2-й вариант монтажа

Метка Название Момент затяжки
(1) Датчик уровня и температуры моторного масла 2,7 дН.м
(2) Крышка масляного фильтра 2,5 дН.м
(3) Датчик давления масла 2 дН.м
(4) Болты крепления опоры масляного фильтра / Блок цилиндров 1 дН.м

4. Механизм ГРМ

4.1. Распределительные валы

Метка Название Момент затяжки
(1) Крепежный болт : Крышки подшипников впускного распредвала (*) 1 дН.м
(2) Крепежный болт : Крышки подшипников выпускного распредвала (*) 1 дН.м
(*) Соблюдать последовательность затяжки

4.2. Порядок затяжки : Крышки подшипников впускного распредвала

(1) Болты крышек подшипников впускных распредвалов.

4.3. Порядок затяжки : Крышки подшипников выпускного распредвала

(2) Болты крышек подшипников выпускных распредвалов.

4.4. Органы управления ГРМ

Метка Название Момент затяжки
(3) Крепежный болт (Успокоительный башмак цепи привода ГРМ) 0,9 дН.м
(4) Крепежный болт (Шестерня впускного распределительного вала) Предварительная затяжка моментом 2 дН.м
Угловая затяжка на 180 ± 5 °
(5) Крепежный болт (Шестерня выпускного распределительного вала) Предварительная затяжка моментом 2 дН.м
Угловая затяжка на 90 ± 5 °
(6) Болт крепления верхней неподвижной направляющей 2,5 дН.м
(7) Болт крепления нижней направляющей 2,4 дН.м
(8) Натяжитель приводной цепи 6,5 дН.м
(9) Датчик определения цилиндра (Распределительный вал впускных клапанов) 0,8 дН.м
(10) Крепежный болт : Электромагнитный клапан управления ГРМ 0,9 дН.м

5. Питание топливом

Метка Название Момент затяжки
(1) Крепежный болт : Топливный насос высокого давления (*) 1,1 дН.м
(2) Крепежный болт : Рампа форсунок (*) 2 дН.м
(3) Датчик давления в топливной системе 3,2 дН.м
(4) Соединительный элемент трубки высокого давления топлива (*) 3 дН.м
(*) Соблюдать последовательность затяжки

5.1. Порядок затяжки : Топливный насос высокого давления

(1) Крепежный болт : Топливный насос высокого давления.

5.2. Порядок затяжки : Цепь питания

Метка Название Момент затяжки
(1) Крепежный болт (Фрикционное колесо жидкостного насоса) 0,8 дН.м
(2) Гайка (Жгут питания генератора переменного тока) 1,6 дН.м
(3) Крепежный болт (Генератор) / Натяжной ролик 2 дН.м
Метка Название Момент затяжки
(4) Крепежный болт (Стартер) 2 дН.м
(5) Гайка жгута питания стартера 1,6 дН.м

6.3. Компрессор климатической установки

Метка Название Момент затяжки
(6) Болт крепления опоры / Блок цилиндров 2 дН.м
(7) Крепежный болт (Компрессор) / Блок цилиндров 2,4 дН.м
(8) Гайки крепления опоры / Блок цилиндров 2 дН.м

citroen-sto.ru

Сборка соединений и двигателя.

Порядок сборки двигателя достаточно подробно описывается в сервисной литературе. При прочтении литературы следует обращать внимание на текст, выделенный курсивом или жирным шрифтом. Как правило, такой текст содержит требования обязательные для исполнения ремонтным персоналом. Технология сборки двигателя определяется его конструкцией и может различаться в зависимости от модели. Тем не менее, имеет место ряд технологических особенностей сборки, общих для большинства существующих конструкций.При сборке двигателя должны быть обеспечены:

1). Необходимые натяги/зазоры в соединениях и в парах трения. Например, между гильзой и её гнездом, поршнем и гильзой, поршневым пальцем и отверстием поршневого пальца, поршневым пальцем и верхней головкой шатуна (втулкой верхней головки шатуна), кольцами и канавками поршня, краями поршневых колец (в замке кольца), седлом клапана и его посадочным отверстием в головке блока цилиндров и т.п.Условно, все установочные зазоры можно поделить на тепловые, которые компенсируют тепловое расширение металла при нагревании, и масленые, которые обеспечивают нахождение смазки между трущимися поверхностями. Величины и тех, и других зазоров строго регламентированы техническими условиями. Нарушение рекомендаций приводит к заклиниванию деталей при нагревании, разрушению деталей из-за недостатка смазки и т.п. Натяг, т.е. соединение без зазора, обеспечивает неподвижность охватываемой детали (втулки) при тепловом расширении охватывающей детали. Натяг обеспечивается установкой детали большего диаметра в отверстие, меньшего диаметра, для чего, либо «нагревают отверстие», либо охлаждают (например, в жидком азоте) втулку.

2). Подборка (комплектование) деталей по массе. Уравновешенность двигателя достигается, в том числе тщательной подборкой деталей по весу. Чтобы избежать нудной процедуры взвешивания и подгонки веса деталей можно рекомендовать приобретать детали в комплекте для одного двигателя. Как правило, добросовестный производитель гарантирует соответствие массы и размерности запасных частей в приобретаемом Вами наборе.

3). Ориентирование деталей. При сборке соединений необходимо соблюсти правильную «ориентацию» поршней и шатунов в цилиндрах двигателя, поршневых колец в канавках поршня, крышек шатунов на разъёме нижней головки шатунов и крышек коленчатого вала на его опорах. Ориентируются и некоторые другие детали двигателя.

4). Усилия, последовательность и порядок затяжки резьбовых соединений. От общего объёма сборочных работ автомобиля сборка резьбовых соединений составляет примерно одну треть. При выполнении сборочных операций и работе с резьбовыми соединениями следует помнить и выполнять некоторые общие правила:

  • Весь используемый крепёж должен быть абсолютно чистым, прямым, с ненарушенной резьбой и несмятыми гранями головок. Повреждённый крепёж подлежит обязательной замене.
  • Соединения, в которых предусматривается законтривание болтов (гаек), должны быть соответствующим образом зафиксированы. Способом фиксирования болтов и гаек может быть шплинтование или установка под опорную поверхность крепежа гроверных и стопорных шайб. Между стопорной шайбой и мягкой металлической поверхностью (например, алюминиевой) всегда устанавливаются плоские опорные шайбы;
  • Следует применять крепёж соответствующей размерности и соответствующего класса прочности. Класс прочности болтов маркируется на головке болта в виде цифры или радиальной насечки. Класс прочности шестигранных гаек обозначается либо цифрой, либо насечкой в виде точек (рис. 6.14). Чем больше количество насечек, или чем выше номер цифрового кода, тем выше прочность и допустимое усилие закручивания гайки (болта). Имеет место следующий ряд маркировочных чисел: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.8; 8.8; 10.9; 12.9. Крепёж ниже 5-го класса прочности, как правило, не маркируется.

  • В глухих резьбовых отверстиях не должно оставаться эксплутационных и иных жидкостей. Так как жидкость не сжимается, то при вкручивании болта в отверстие возможно образование трещин в детали;
  • При необходимости обеспечения герметичности резьбы, на резьбу наносят специальный герметик;
  • Резьбовое соединение затягивается так, чтобы была обеспечена надёжность соединения. Крепёж должен обеспечивать соединение деталей с усилием, достаточным для предотвращения их смещения под воздействием рабочих нагрузок. В случае чрезмерных усилий затяжки возможен не только срыв резьбы, но и деформация самих соединяемых деталей и отверстий (например, цилиндров). Предусмотренный момент затяжки резьбового соединения приводится в технических условиях и, как правило, выражается в кгс х м. (килограмм-сила умноженная на метр) либо в Н х м (ньютон умноженный на метр). Усилия затяжки, регламентируемые ТУ, обязательны для выполнения ремонтным персоналом. Контроль затяжки резьбовых соединений осуществляется динамометрическим ключом. Для резьбового крепежа ниже 5-го класса прочности, при отсутствии ТУ, максимальные усилия затяжки можно вычислить по формуле: Mmax=O - 4 (кгс х м); гдеMmax –максимальное усилие затяжки, O-диаметр резьбы крепежа. Пример: Гайка с диаметром резьбы 8мм, будет иметь максимальное усилие затяжки Mmax=8 - 4=4 (кгс х м).
  • Порядок затяжки определяется тем, за сколько «подходов» достигается регламентируемое (номинальное) усилие затяжки крепёжной детали. Порядок затяжки, как и усилие, определяется ТУ. При отсутствии рекомендаций изготовителя можно придерживаться общего правила:

1) Если усилие затяжки не превышает 14 кгс/м, затяжка осуществляется за четыре «подхода»

    • Подводка болта (гайки) к плоскости детали;
    • Подтяжка болта (гайки) усилием в половину номинального момента;
    • Затяжка болта (гайки) номинальным моментом;
    • Проверка правильности затяжки всего крепежа.

2) Если усилие затяжки больше 14 кгс/м, затяжка осуществляется за пять «подходов»

    • Подводка болта (гайки) к плоскости детали;
    • Подтяжка болта (гайки) усилием в одну треть от номинального момента;
    • Подтяжка болта (гайки) усилием в две трети от номинального момента;
    • Затяжка болта (гайки) номинальным моментом;
    • Проверка правильности затяжки всего крепежа.
  • Последовательность затяжки (схема затяжки) должна соответствовать схеме, предложенной изготовителем. Схемы затяжки головок блоков некоторых двигателей и других соединений представлены на рис. 6.15.

Требование соблюдать последовательность затяжки резьбового крепежа определяется необходимостью равномерно распределить прикладываемые нагрузки по плоскости детали, обеспечить должную прочность и герметичность соединения. Общие рекомендации к схеме затяжки следующие:

  • «Длинные детали» (например, такие как головка блока или корпус подшипников распределительного вала) затягиваются от центра к краям «по спирали» или «по окружности».
  • Соединений типа «колесо» с четырьмя, пятью, шестью и более соединениями затягиваются «крест на крест» (снежинкой), при чётном числе крепёжных деталей или «через один», при нечётном числе крепёжных деталей (рис. 6.15).

Похожие статьи:

poznayka.org

Приложение 1. Моменты затяжки основных резьбовых соединений двигателя, Н-м

Соединение

Бензиновый двигатель

Дизельный двигатель

Болты крепления головки блока цилиндров* с 1 по 10: 1-й этап 2-й этап 3-й этап 4-й этап 5-й этап с 11 по 14

29 59 полностью выверните 29 54-64 или доверните на 50-55° 6-8

39 83-93 полностью выверните 83-93 или доверните на 75-80°

Болт крепления крышки опоры распределительного вала

9,8-12

18-22

Гайка крышки шатуна* 1-й этап 2-й этап

14-16 23-28 или доверните на 35-40°

15-25 36-44 или доверните на 60-65°

Болт крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала*

46-52

76-78

Болт крепления маховика*

83-93

78-88

Болт крепления ведомого диска автоматической коробки передач*

93-103

-

Болт крепления шкива коленчатого вала*

132-152

142-152

Болт крепления звездочки или зубчатого шкива распределительного вала*

98-27

87-107

Болт крепления крышки головки блока цилиндров

4

-

Болт крепления масляного картера

6-8

-

Крепление держателя задней манжеты коленчатого вала

6-8

-

Болт крепления крышки шкива распределительного вала

-

52-72

Болт натяжного и направляющего роликов ремня привода распределительного вала

-

32-40

Болт натяжного ролика ремня привода ТНВД

-

16-21

Болт крепления крышек привода распределительного вала и привода ТНВД

-

3-5

Болт крепления промежуточной звездочки

98-127

-

Болт крепления натяжителя ремня

6-8

-

Болт крепления башмака и направляющей цепи

13-19

-

Болт крепления передней крышки головки блока цилиндров

3-5

-

Болт крепления передней крышки привода распределительных валов:

 

 

короткий

6-8

-

длинный

20-29

-

Свеча зажигания

20-29

-

Датчик содержания кислорода в отработавших газах

40-50

-

Пробка маслосливного отверстия

29-39

-

Сливная пробка блока цилиндров

34-44

54-74

Болт крепления впускного трубопровода

16-2,6

18-22

Болт крепления выпускного коллектора

26-29

18-21

Болт крепления каталитического нейтрализатора на выпускном коллекторе

29-34

-

Болт крепления ТНВД

-

49-59

Гайка крепления ТНВД

-

13-18

Штуцер топливопровода высокого давления

-

22-25

Крепление корпуса форсунки

-

59-69

Крепление корпусов и гаек крепления распылителя

-

78-98

Болт крепления кронштейна ТНВД

-

16-21

Болт нижней поперечины подвески двигателя

44-54

-

Болт центральный правого и переднего кронштейнов подвески двигателя

44-54

-

carmanz.com


Смотрите также