Для чего нужна охлаждающая жидкость автомобилю? Жидкость охлаждения двигателя


Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю?

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту aleksandr.belozerov@gmail.com.

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Разнообразие охлаждающих жидкостей

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Глисантин

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

  • Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
  • Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
  • Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

  • Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
  • Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
  • Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
  • Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Процесс появления коррозии при использовании минеральных ингибиторов

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Защита от коррозии органическими ингибиторами

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Соответствие моделей Глисантина маркам автомобилей

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Итог:

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Зачем нужна охлаждающая жидкость в автомобиле?

Рассказ об охлаждающей жидкости автомобиля в пару абзацев

Охлаждающая жидкость, которую также называют радиаторной жидкостью или хладагентом, нужна автомобилю для выполнения сразу нескольких задач. К примеру, охлаждение двигателя автомобиля является только одной из ее функций.

Перечислим их все по порядку:

· Охлаждение двигателя автомобиля.

· Охлаждение гидравлической жидкости, которая содержится в автоматических коробках передач.

· Смазка водяного насоса двигателя, через который протекает охлаждающая жидкость

· Обогрев водителя в зимнюю непогоду. При низких температурах, хладагент обеспечивает тепло для транспортного средства, проходя через меньший радиатор, более известный как сердцевина подогревателя. Поскольку двигатель нагревает проходящую через него жидкость в системе охлаждения, небольшой вентилятор продувает воздух через сердцевину и забирает все тепло, тем самым остужая хладагент. Нагретый таким образом воздух поступает в пассажирский салон транспортного средства и греет озябшего водителя. Двойная выгода, товарищи!

Какую жидкость можно использовать в системе охлаждения автомобиля?

Несмотря на тот факт, что вода может быть использована в качестве радиаторной жидкости, ее не рекомендуют для постоянного использования в системе охлаждения, так как работает она не так эффективно, как специально изготовленная охлаждающая жидкость - антифриз. Антифриз предназначен не только для того, чтобы предотвратить замерзание радиаторной жидкости в зимний период, но еще и для того, чтобы эффективно поглощать тепло. При этом, он охлаждает двигатель гораздо лучше, чем просто вода.

В транспортных средствах с дизельным двигателем нагреватель обычно устанавливается в самом блоке двигателя или ниже шланга радиатора, чтобы радиаторная жидкость оставалась теплой даже тогда, когда двигатель не работает. Это способствует более легкому запуску двигателя в холодную погоду: масло нагревается и остается жидким. Также, благодаря радиаторной жидкости, нагревается камера сгорания, что увеличивает исходную эффективность двигателя.

Как охлаждается жидкость в радиаторе?

В жаркую летнюю погоду, охлаждающая жидкость поддерживает низкую температуру в двигателе, проходя через радиатор. Радиатор представляет собой ряд охлаждающих трубок или проходов с переплетениями из тонкого металла между трубками, которые еще называют ребрами. Охлаждающая жидкость течет по трубкам, в то время как тепло, которое она забрала из двигателя, рассеивается в ребрах. Охлаждающий вентилятор втягивает воздух из окружающего пространства и продувает его через ребра радиатора для охлаждения радиаторной жидкости. Для получения более подробной информации о работе радиатора вы можете прочитать статью: «В чем заключается работа автомобильного радиатора и где его можно купить?»

В зависимости от типа радиатора, он может быть оснащен двумя резервуарами с каждой стороны или же снизу. По этим резервуарам трубки автоматической коробки переключения передач посылают в радиатор трансмиссионную жидкость, которая также как и двигатель охлаждается антифризом. Когда горячая трансмиссионная жидкость поступает в радиатор, все накопленное ею тепло передается охлаждающей жидкости. После этого, уже остуженная, она преспокойно возвращается в коробку передач.

В некоторых двигателях с наддувом и турбонаддувом, чтобы создать больше мощности в автомобиле, воздух от этих самых наддувов проходит через интеркулер, или так называемый промежуточный охладитель. Это тип радиатора, который использует охладительную жидкость для охлаждения входящего нагнетаемого воздуха.

Говорить о системе охлаждения автомобиля, о том, зачем она нужна и как работает, можно долго. Благо технический прогресс, который идет по автомобильной индустрии семимильными шагами, позволяет вести нам такие продолжительные разговоры. Но смысла в них особого нет. Для вас, наш дорогой читатель блога Zap-Online.ru, главное понять основные функции охлаждающей жидкости, остальное за вас сделает специалист СТО.

zap-online.ru

Жидкости для систем охлаждения двигателей

    ОСТ 38.05.207—80 распространяется на шланги гнутые радиаторные, для подачи охлаждающей жидкости (антифриз, тосол, вода) под давлением до 0,2 МПа в системе охлаждения двигателей и в зависимости от условий работы применяются в интервале температур от —60 до 90 °С. [c.122]

    ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЖИДКОСТЕЙ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕИ [c.28]

    Для заполнения системы охлаждения двигателей в условиях низких температур в зимнее время применяют низкозамерзающие жидкости — антифризы, представляющие собой смесь воды с этиленгликолем и антикоррозионной присадкой (табл. 32). [c.62]

    Антифризы и тормозные жидкости, бывшие в употреблении (слитые из системы охлаждения двигателей и из тормозных систем), хранят отдельно от свежего антифриза и свежих тормозных жидкостей. [c.105]

    Охлаждающие жидкости применяют в системах охлаждения двигателей внутр. сгорания, радиоэлектронных [c.561]

    Необходимо отметить, что даже если показания прибора, регистрирующего температуру головки цилиндра, достаточно высоки, температура стенок цилиндра во многих двигателях может оказаться очень низкой. На рис. 66 приведены типичные температуры в системе охлаждения двигателя, наиболее часто встречающиеся при работе двигателя в прохладную погоду. Как видно, тепло из камеры сгорания передается через головку двигателя охлаждающей жидкости, температура которой благо- [c.334]

    Невидимый перегрев. Гораздо более неприятен перегрев двигателя, наступающий, когда по всем внешним признакам система охлаждения находится в полном порядке. Это бывает при накоплении ржавчины и отложений накипи в рубашках двигателя. Во многих районах встречается жесткая вода, которая выделяет накипь при нагревании, подобно тому как она образуется в чайниках. Даже самая чистая вода вызывает ржавление незащищенной поверхности рубашки двигателя, в результате чего внутри системы охлаждения двигателя могут образоваться прочно пристающие отложения ржавчины и накипи. Особенно такое явление наблюдается в тех районах, где вода неблагоприятна. Типичные условия образования накипи на поверхности рубашки двигателя показаны на рис. 133. Отложения накипи образуют изолирующий слой, мешающий передаче тепла от горячих стенок мотора к охлаждающей жидкости. К сожалению, больше всего накипь отлагается на наиболее нагретых поверхностях, которые в свою, очередь нуждаются в наибольшем охлаждении. Отложения между цилиндрами, вокруг головок клапанов и направляющих втулок и в тесных каналах рубашки могут легко привести к местным пе- [c.460]

    Обратный поток охлаждающей жидкости. Существующие системы охлаждения двигателей в своей основе являются несовершенными, так как наиболее горячая вода направляется к головкам цилиндров, хотя здесь уместнее была бы наиболее холодная, а наиболее холодная вода направляется в рубашки цилиндров, где она должна бы быть наиболее нагрета во избежание конденсации продуктов сгорания. Поток жидкости обратного направления, нри котором холодная вода из радиатора перемещается к головке цилиндра, а горячая вода из нижней рубашки цилиндра попадает в радиатор представляется перспективным и успешно применялся в экспериментальных двигателях. Такой обратный поток очень полезен в двигателях с верхним расположением клапанов, он может оказывать отрицательное влияние на охлаждение клапанов в двигателях с Ь-образной головкой. [c.466]

    Проведен анализ для системы с низкотемпературным гидридом РеИ—Нз и подводом энергии из системы охлаждения двигателя. Расход энергии в водородном двигателе на единицу мощности составляет в среднем 125 кДж/кВт ч, или 104 г На/кВт ч. По экспериментальным данным с охлаждающей жидкостью система охлаждения передает в окружающую среду в среднем 20 % введенной с топливом энергии, т. е. примерно 25 кДж/кВт ч. [c.88]

    Для скважин, с постоянным истечением можно ставить небольшие вертикальные нагреватели, паровые нагреватели низкого давления или нагреватели прямоточного типа, а также теплообменники. Нагреватели, этих типов могут применяться также на выкидных линиях скважин с периодическим истечением, если их ёмкость достаточно велика. На многих установках для нагрева обрабатываемой жидкости используется тепло выхлопных газов газовых двигателей, а также тепло воды из системы охлаждения двигателей. [c.121]

    Система охлаждения двигателя позволяла поддерживать заданную температуру охлаждающей жидкости в каждом цилиндре независимо от температуры жидкости в другом цилиндре. [c.175]

    В газодизельных автомобилях КамАЗ подогрев КПГ осуществляется за счет теплоты охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя (рис. 7.23). [c.522]

    I — кран цистерны с переходником 2 — фильтр 3 — двухступенчатый редуктор 4—6, 9, 14 — шланги (4 — подачи газа, 5 — вакуумный, 6 — холостого хода, 9 — подвода жидкости из системы охлаждения двигателя, 14 — высокого давления газа) 7 — смеситель 8 —карбюратор резервной системы питания 10, 12 — указатели (10 — уровня сжиженного газа, /2 — давления газа в первой ступени редуктора) 11, 16, И —вентили (// —магистральный, М — расходный паровой фазы, — расходный жидкой фазы) /3 — испаритель 15 —баллон-, /7 — трубопроводы. [c.39]

    Этиленгликолевые растворы с водой образуют при замерзании рыхлую массу, объем которой даже при содержании 60% воды в смеси увеличивается по сравнению с объемом жидкости лишь на 0,25%. Поэтому охлаждение этиленгликолевых жидкостей даже ниже их температуры замерзания не вызывает разрушения системы охлаждения двигателя. [c.137]

    При использовании низкозамерзающих пусковых жидкостей, содержащих этиленгликоль, следует учитывать их повышенный коэффициент объемного расширения. Чтобы предотвратить переполнение системы охлаждения при прогретом двигателе, объем охлаждающей жидкости должен составлять 92—95% от полного объема системы охлаждения двигателя. [c.141]

    При наличии термостата в системе охлаждения двигателя температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя устанавливается на уровне температур, на который отрегулирован данный термостат (65—75° С) естественно, что в результате этого опасность образования осадков резко снижается, так как конденсация водяных паров (и, следовательно, попадание воды в масло) значительно [c.302]

    Следует, однако, иметь в виду, что путем установки термостата в системе охлаждения двигателя не всегда удается повысить температурный режим работы двигателя в целом так, в частности, в зимнее время наряду с повышением температуры охлаждающей жидкости в рубашке цилиндра и в головке двигателя необходимо также поддерживать достаточно высокую температуру стенок картера двигателя, чтобы избежать конденсации водяных паров, содержащихся в газообразных продуктах, попадающих в картер из камеры сгорания. В связи с этим для предотвращения переохлаждения двигателя во время его работы и во время остановок применяют различные способы утепления двигателя (в первую очередь радиатора и поддона картера). [c.302]

    Жидкости, применяемые в системах охлаждения двигателей и в различных гидравлических системах машин и механизмов, обладают различными физическими и химическими свойствами, которые во многом определяют поведение их в эксплуатационных [c.628]

    В процессе работы жидкость находится в длительном контакте с цветными и черными металлами и сплавами, из которых изготовляют те или иные детали и систему в целом. Системы охлаждения двигателей, гидравлические, тормозные и амортизационные устройства и механизмы изготовляют из разных металлов и сплавов, в основном из стали, чугуна, меди, латуни, алюминия, силумина, магния, цинка, металлокерамики. Поэтому любая гидросистема представляет собой сложный комплекс металлов, в котором могут создаваться благоприятные условия для протекания коррозионных процессов. [c.631]

    Водные растворы этиленгликоля имеют более низкую вязкость, чем, например, соответствующие водо-глицериновые смеси, что способствует уменьшению затраты энергии на циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя и улучшению теплопередачи. При низких температурах водные растворы этиленгликоля достаточно подвижны. По вязкости они приближаются к водо-спиртовым смесям. [c.685]

    Эффективность регенеративной системы охлаждения зависит от температуры кипения и теплоемкости охлаждающей жидкости. Чем выше эти показатели, тем больше тепла может быть получено 1 кг охлаждающей жидкости, тем эффективнее охлаждение. Эффективность пленочной системы охлаждения двигателя зависит, кроме перечисленных показателей, и от теплоты испарения охлаждающей жидкости. Очевидно, чем выше значение теплоты испарения охлаждающей жидкости, тем эффективнее охлаждение. [c.400]

    Водные растворы этиленгликоля имеют более низкую вязкость, чем, например, соответствующие водо-глицериновые смеси, что способствует уменьшению затраты энергии на циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя и улучшению теплопередачи, При низких температурах водные растворы этилен- [c.459]

    Восстановление отработанных этиленгликолевых охлаждающих жидкостей. Охлаждающие жидкости марок 40 и 65 применяются в системах охлаждения двигателей в течение зимнего сезона без смены. В процессе эксплуатации постепенно изменяются физико-химические свойства и показате.ли качества охлаждающих жидкостей. Жидкости во время их работы в системах охлаждения подвергаются в той или иной мере чисто механическому загрязнению пылью, продуктами коррозии, солями накипи, не удаленными из системы охлаждения при подготовке к эксплуатации, и другими примесями. Отработанные охлаждающие жидкости нередко загрязняются также и нефтепродуктами (бензином, дизельным топливом, маслом), попадающими в них вследствие небрежного ухода за системой охлаждения. [c.468]

    Система охлаждения двигателя термосифонпо-испарительного типа такая ядвигателя установки ИТ9-2, но вследствие более высокой температуры охлаждающей жидкости (190° вместо 100° на установке ИТ9-2) теплообменный конденсатор имеет большую высоту и в верхней части поставлен дополнительный змеевик для циркуляции водопроводной воды. [c.628]

    Наименьшие износ деталей и расхо) топлива будут при температуре охлаждающей жидкости 85...90 С. При снижении температуры на 20 С в результате ухудшения процрсса сгорания расход бензина еличивается на 5...10 %, при низком тепловом режиме (30...40 С) перерасход достигает 30...40 %. Для поддержания теплового режима нужно следить за состоянием системы охлаждения двигателя, т.к. накопление накипи повышает температуру деталей цилиндропоршневой группы. При толщине накипи 1 мм расход топлива возрастает примерно на 8 %. [c.66]

    При эксплуатации тракторов, комбайнов, автомобилей и другой техники, кроме топлива и смазочных материалов, доволыю широко используют различные технические жидкости гидравлические и тормозные, применяемые в гидроподъемниках, гидроприводов тормозов амортизаторные охлаждающие, заливаемые в системы охлаждения двигателей промьшочные, используемые для очистки двигателя без разборки, и многие другие. Эксплуатационные свойства технических жидкостей в значительной степени определяют надежность и экономичность работы автотракторной техники. [c.263]

    Чтобы масло возможно меньше загрязнялось продуктами, попадающими в картер из камеры сгорания, система охлаждения двигателя должна быть сконструирована так, чтобы двигатель быстро прогревался и температура охлаждающей жидкости (не менее 60°) поддерживалась даже нри работе двигателя в легких условиях эксплуатации и в холодную ногоду. Это в первую очередь относится к температуре в рубашке цилиндра, так как именно на стенках цилиндра, если они относительно холодные, начинается конденсация продуктов, проникающих из камеры сгорания. [c.276]

    Для компенсации чрезмерного эффекта радиатора и вентилятора нри легких режимах работы можно использовать вентилятор с термостатической регулировкой. На рис. 137 показана одна из конструкций вентилятора, регулируемого термостатом и имеющего лопасти с переменным углом поворота, которые регулируются при помощи термостата, присоедкненного к системе охлаждения двигателя [5]. Когда температура жидкости ниже желаемого уровня, вентилятор работает и лопастями, поставленными в нулевое положение, и не гонит или почти не прогоняет воздух через радиатор. Когда температура жидкости достаточно высока, термостат автоматически изменяет угол разворота лопастей так, что температура жидкости в радиаторе и рубашках двигателя находится на нулевом уровне. [c.466]

    Приведенные методы испытания масел показывают, что определилась зарекомендовавщая себя с технической и экономической точек зрения тенденция к сокращению длительности испытания. Если в 50-х годах стремились сократить продолжительность испытания до 100 ч, то в настоящее время ее сократили до 20 ч и менее. Для этой цели при испытании масел в условиях высокотемпературного режима температуру охлаждающей жидкости доводят до 120—160 °С, а в отдельных случаях и до 220 °С. Чтобы обеспечить такую высокую температуру, в качестве охлаждающей жидкости применяют смесь этилеигликоля с водой. Это значительно усложняет конструкцию моторной установки, кроме того ухудшается работа приборов и узлов системы охлаждения двигателя, что в целом нередко приводит к снижению надежности и долговечности применяемого двигателя. [c.268]

    Схема гидридного аккумулятора водорода с подогревом гид рида жидкостью из системы охлаждения двигателя реализо- [c.121]

    Для гидросистем, обеспечивающих подачу жидкости к потребителям, хараш-ерно отсутствие в них устройств, преобразующих энергию жидкости в механическую работу. К таким гидросистемам относятся системы жидкостного охлаждение (система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, система подачи СОЖ для металлорежущих станков и т.п.), системы пожаротушения, системы топливоподачи, системы смазки и другие. [c.13]

    Авторефрижераторная установка работает следующим образом. Жидкость системы охлаждения 14 двигателя автомобиля 12 подводится к газификатору 4, в который по линии подачи тонлива 2 через регулирующий клапан 3 поступает СПГ из криогенного бака 1. В газификаторе 4 сжиженный газ испаряется и расширяется, затем дросселируется в вентиле 5 и поступает в грузовой отсек авторефрижератора (холодильную камеру) 6, где охлаждает внутреннюю среду (продукты) до нужной температуры, при этом сам нагревается с повьппением давления. Из грузового отсека 6 газ поступает в вихревую трубку 7, где разделяется на два потока холодный и теплый. Холодный поток по магистрали 8 вновь поступает в отсек 6. Теп- [c.821]

    Эти жидкости обеспечивают надежное охлаждение и полностью исключают возможность размораживания системы охлаждения двигателя при длительной стоянке машин в условиях низкой температуры. Наибольшее распространение получили низкозамерзающие гликолевые охлаждающие жидкости, представляющие собой смеси этиленгликоля с водой. Теплоемкость этиленгликоля 2,51 кДж/кг-К (0,6 ккал/кг-°С), замерзает он при — 11,5°С однако с водой образует смеси, замерзающие при более низких температурах (рис. 29). Температура замерзания водногликолевых растворов постепенно понижается до—70 °С при увеличении концентрации этиленгликоля до 66,7%. Дальнейший рост концентрации этиленгликоля в смеси повышает температуру ее замерзания. [c.137]

    Испытание проводится с выключенной системой вентиляции картера двигателя. В качестве топлива используется бензин, содержащий ТЭС (0,79 мл1л) и серу (0,16 вес. %). Общая продолжительность испытания составляет 30 ч (двигатель работает 10-минутными циклами). После каждого 10-минутного цикла работы двигатель останавливается на БО мин. При этом температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя поддерживается равной 35 °С. Затем испытание продолжается. Всего испытание включает 30 одночасовых циклов. Таким образом, общая продолжительность работы двигателя по методу Seq. I составляет 5 ч. [c.75]

    При подборе жидкости большое значение имеет вязкость ее при рабочих температурах. Применение в системе жидкости низкой вязкости может привести не только к повышенному износу деталей, но и к течи ее и даже к прекращению работы системы. Зависимость вязкости жидкости от температуры в широком интервале (например от 50 до —50° С) имеет большое эксплуатационное значение. Чем меньше изменяется вязкость с изменением температуры, тем выше качество и лучше эксплуатационные свойства рабочей жидкости. Жидкости, имеющие крутую кривую температурной зависимости вязкости, затрудняют работу гидросистем в зимних условиях экс-нлутации. Увеличение вязкости жидкости в системе выше допустимых значений, особенно при низких температурах, ухудшает прокачиваемость жидкости в магистралях, силовых и рабочих цилиндрах тормозных и амортизационных устройств в системах охлаждения двигателей увеличивается время разогрева двигателя и масла, а также происходят местный перегрев и ухудшение теплообмена. [c.629]

    Системы охлаждения двигателей, противообледенительные устройства, механизмы гидросистем, амортизаторов и приборов не могут работать, если жидкость в них находится в замерзшем (застывшем) состоянии. Для многих жидкостей (охлаждающих, противообледе-нительных, приборных) температура замерзания непосредственно характеризует работоспособность в низкотемпературных условиях эксплуатации. [c.633]

chem21.info

Система жидкостного охлаждения двигателя | Устройство автомобиля

 

Жидкостная система охлаждения рядного двигателя автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис.26) состоит из рубашки охлаждения 1, представляющей собой пустотелое пространство между наружными стенками цилиндров, камер сгорания и внутренней поверхностью блока и головки блока цилиндров, заполняемое охлаждающей жидкостью; радиатора 11; соединительных патрубков и шлангов 9, соединяющих рубашку охлаждения с радиатором; насоса 7 центробежного типа; водораспределительной трубы 5, подводящей охлажденную жидкость к наиболее нагретым местам двигателя; вентилятора 16, создающего воздушный поток; термостата 8, регулирующего тепловой режим двигателя в низших пределах; жалюзей 14, перекрывающих поток воздуха, проходящего через радиатор в холодное время года, регулируя таким путем тепловой режим работы двигателя; расширительного бачка 13; шкива 15 привода насоса и вентилятора; датчика 6 указателя температуры охлаждающей жидкости; датчика 10 сигнальной лампы, установленной на щитке приборов автомобиля и сигнализирующей водителю о закипании охлаждающей жидкости; пробки 12 с клапанами давления и разрежения в радиаторе; сливных кранов 2 и 17 для слива охлаждающей жидкости из рубашки охлаждения и с радиатора; крана 3 и радиатора 4 отопителя кабины автомобиля.

Рис.26. Система охлаждения рядного двигателя.

Что служит охлаждающей жидкостью в системе охлаждения?

В качестве охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя используется мягкая вода (дистиллированная, снеговая, дождевая) или низкозамерзающие жидкости антифриз и Тосол, состоящие из 40 или 65% этиленгликоля и соответственно 60 или 35% (по объему) дистиллированной воды с добавлением присадков, уменьшающих вспенивание и коррозию. В качестве охлаждающей жидкости могут при меняться и спирто-глицериновые или водно-спиртовые смеси. Однако в настоящее время они используются крайне редко.

Следует помнить, что этиленгликоль, содержащийся в антифризе и Тосоле, является ядовитой жидкостью и при попадании в желудочно-кишечный тракт может вызвать отравление человека вплоть до смертельного исхода.

Как работает жидкостная система охлаждения?

Крутящий момент от коленчатого вала через клиноременную передачу передается на шкив 15 (рис.26), который жестко установлен на валу. Там же закреплен вентилятор 16 и крыльчатка 7 центробежного насоса.

Вращаясь, крыльчатка 7 подает в водораспределительную трубу 5 охлаждающую жидкость, которая затем омывает нагретые детали двигателя и поднимается к термостату 8. Если температура жидкости меньше 76°С, то клапан термостата закрыт и жидкость не может пройти в радиатор (прогрев двигателя). Поэтому она по перепускному каналу А поступает снова во впускную полость насоса и крыльчаткой подается в водораспределительную трубу и к нагретым деталям двигателя. Опять нагревается, ускоряя прогрев двигателя (циркуляция жидкости по малому кругу).

Когда температура охлаждающей жидкости достигнет 76°С, клапан термостата начинает открываться и при 90°С он полностью откроется. Теперь нагретая жидкость проходит через открытый клапан термостата в радиатор 11, где по тонким трубкам опускается сверху вниз и охлаждается в нем. Это происходит за счет охлаждения трубок радиатора воздушным потоком, создаваемым вентилятором 16, а также возникающим при движении автомобиля.

Охлажденная жидкость нижним шлангом 9 подводится во впускную полость насоса и далее крыльчаткой 7 подается в водораспределительную трубу, омывает нагретые детали двигателя, отбирает тепло и снова поступает в радиатор, где охлаждается (циркуляция по большому кругу).

Водитель по указателю температуры (термометру) может контролировать температуру охлаждающей жидкости и в случае ее понижения регулировать воздушный поток, проходящий через радиатор с помощью жалюзи 14, прикрывая их. При перегреве двигателя водителю необходимо остановить его, выяснить и устранить причину перегрева.

Наличие расширительного бачка 13 позволяет охлаждающей жидкости перетекать из радиатора при ее нагреве и увеличении объема, чем радиатор предохраняется от разрушения.

Для обогрева кабины грузовых автомобилей и кузова легковых автомобилей и автобусов часть нагретой жидкости подводится в специальный радиатор 4 отопителя по подводящим и отводящим шлангам. В летнее время, когда не требуется обогрев, поступление жидкости в отопитель можно перекрыть краном 3.

Как устроена система охлаждения V-образных двигателей?

Система охлаждения V-образного двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис.27) состоит из рубашки охлаждения 1 для каждого ряда цилиндров; радиатора 3, соединенного шлангами 2 с насосом и рубашкой охлаждения; насоса 9 центробежного типа, крыльчатка которого жестко закреплена на одном валу с вентилятором 10; термостата 6 с твердым наполнителем; жалюзей 4, трубопроводов 5, подводящих охлаждающую жидкость в рубашку охлаждения компрессора, и трубопроводов 7 с краном 8 для подвода нагретой жидкости в отопитель кабины.

Рис.27. Система охлаждения V-образного двигателя.

При работе двигателя крыльчатка насоса подает охлаждающую жидкость по водораспределительным каналам в рубашки охлаждения каждого ряда цилиндров, где она забирает избыточное тепло от стенок цилиндров, гнезд клапанов и других нагретых деталей двигателя, а затем поступает в каналы крышки развала блока цилиндров и подогревает горючую смесь, поступающую из карбюратора в цилиндры двигателя. Далее охлаждающая жидкость поступает к термостату 6 и, если его клапан открыт, то по отводящему шлангу 2 отводится в радиатор 3, где охлаждается и снова подводится к насосу, а от него в рубашку охлаждения.

Если клапан термостата закрыт (прогрев двигателя), то охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, как и в рядном двигателе. Температура охлаждающей жидкости при работающем двигателе должна быть в пределах 85-95°С.

***Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Система охлаждения»

автомобиль, двигатель, жидкость, насос, охлаждать, охлаждение, радиатор, рубашка, система

Смотрите также:

avtomobil-1.ru

Система охлаждения двигателей: что нужно знать

Вы никогда не задавались вопросом: а почему одни моторы кипят, тогда, как другие прекрасно переносят даже самую жаркую погоду?! И вообще, сколько градусов должно быть под капотом? В общем, давайте рассмотрим тему: как избавить двигатель от возможной паровой бани.

Сам процесс охлаждения двигателя происходит за счет циркуляции охлаждающей жидкости. Пока двигатель не прогрет, охлаждающая жидкость - тосол или антифриз - текут по малому кругу: вокруг цилиндров и в головке блока. Но в тот момент, когда температура нагрева достигает +75С - открывается термостат и жидкость начинает циркулировать по большому кругу: радиатор-насос-рубашка охлаждения двигателя. А включившийся вентилятор направляет поток воздуха, что обеспечивает ещё большее охлаждение двигателя.

Знаете ли вы, что исправная работа системы охлаждения во многом зависит от качества охлаждающей жидкости - антифриза? Почему это так важно? А вот вам парочка примеров использования некачественного (поддельного) антифриза. Во-первых, подделка крайне негативно воздействует на алюминиевый корпус насоса: как правило, после подделки он покрывается дырами. Во-вторых, ядовитая кислота повреждает головку блока цилиндров, и там нередко образуются огромные "раковины". Естественно, что такие детали необходимо только менять!

Как выбрать качественную жидкость - антифриз?

На самом деле всё очень просто: в этом вам поможет бумажка-индикатор. Откручиваем емкость с жидкостью и опускаем туда лакмусовую бумажку-индикатор. Если бумажка стала красной, то перед вами подделка!

Также следует знать и о температуре кипения антифриза. В обычных условиях он закипает при +108С, а в герметичной системе автомобиля при +130С. И тут следует учесть следующий момент. Малейшая трещинка, щель или дырка в радиаторе, резиновом шланге или расширительном бачке приводит к нарушению герметичности (а это главное условие системы охлаждения), что и приводит к закипанию двигателя.

Как обнаружить трещинки? В современных антифризах есть специальные флуоресцентные добавки: они-то и помогают без проблем обнаружить дыры и трещины, ибо жидкость светится при ультрафиолетовом освещении. Кстати, именно наличие светящего компонента в антифризе и является подтверждением качества охлаждающей жидкости.

Следующим виновником "бани" под капотом может быть неисправный термостат. Термостат - это пробка-шлюз, которая открывается при температуре +75С. Рабочим материалом термостата является технический воск: он расширяется при +75С и давит на клапан, открывая его.

Проверить, рабочий ли термостат или нет достаточно просто в домашних условиях. Снимите термостат и поместите его в емкость с водой. Подогревайте воду до +75С и смотрите: клапан должен открыться. Если этого не произошло, то термостат не пригоден к использованию. Решение - замена.

Ещё один фактор, который негативно влияет на систему охлаждения - появление в жидкости пены и паровых пробок. Кстати, это тоже произойдет в том случае, если вы купите поддельную жидкость для охлаждения.

Вот и всё на сегодня. Будьте внимательны и удачи на дорогах!

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

bycars.ru