Сообщества › Клуб Моделистов › Блог › Двигатель на Зил 157. Зил 157 двигатели


Обзор автомобиля ЗиЛ 157. — «Грузовики, автобусы, спецтехника» на DRIVE2

Всем привет! И сразу к делу.UPD. Да, есть ошибки и недочёты. Не нравится — не читайте и в комментариях не срите. Сами то писать не можете с ошибками, да и страницы пусты, а все лезете. Проходите мимо. На главную страницу сайта попадают посты и с более худшей грамматикой. И система подкачки шин на авто была все таки нашей.

Выражаю в очередной раз благодарность Кириллу Highwayspirit за предоставление его нового приобретения ЗиЛ 157КД Танк постапокалипсиса и отлично проведенный день.

Этот грузовой автомобиль создавал сам Виталий Грачев. Именно на нем впервые же в мире применена централизованная система подкачки шин (не без помощи самого Грачева). Он стал базой для многих других машин. Народные прозвища только укрепили любовь к данной машине – Колун, Трумэн, Крокодил, Людоед, Крокодил, Утюг, Мормон и многие другие. Это легендарный ЗиЛ 157 в народно-хозяйственном исполнении.

Полный размер

Советский ЗиЛ 157Кд и американский авилайнер 30-х годов Дуглас DC3

У меня есть список автомобилей, к которым у меня особое уважение и наибольший почет. У него нет лидирующих мест, все равны. И этот ЗиЛ в их числе. Ведь благодаря этим машинам, у которого один двигатель уходит корнями к самому «Захару Иванычу», он же ЗиС-5. Он довольно тихий, довольно все равно на качество дороги. Упертый донельзя, а удачно подобранные передаточные числа позволяют ему переть по тем местам, где многие нынешние машины и доедут. Да, он конструктивно отсталый и стар, у него нет усилителя руля, вообще нет. Рядом с этим автомобилей не только восхищаешься им, но и мягко улыбаешься, представляя, как на ней на Севере разведывали территории, как прокладывали линии электропередач в глухих лесах (фильм «Карьера Димы Горина» В помощь вам). Не хочется орать от радости и прыгать, нет, совершенно спокоен рядом с ним. Прошу простить, лирика и приятные ощущения от знакомства с этим автомобилем. Некоторые чувства сложно передать.

Итак, перейдет к делу.

Данный автомобиль не опознан по году выпуска, но некоторым признакам и артефактам собран в промежутке между 1978 и 1988 годами и на филиале ЗиЛа в городе Новоуральск (предприятие АМУР). Хотя и резина старая (менялась или нет, точно не известно). Пусть он стар и непритязательно выглядит, не комплектен (зато комплектность процентов на 80), зато это был честный труженик в одном из АТП города и заслужил в старости хороший костюм и лаковые ботинки.

Полный размер

Внешность, да и компоновка в целом, досталась 157 от своего предшественника – ЗиС 151. По сути то, разница в некоторых деталях и односкатной ошиновке колес. В свое время на предшественника большое влияние оказали ленд-лизовские «Студебеккеры US-6» и некоторые другие грузовые автомобили, но и не являлся точной копией американского собрата. Кабина у 157 – верх аскетичности и стиля. Заужающийся к носу капот с откидывающимися створками, двери без обшивок и царство металла и только самые необходимые приборы. За эти формы и широкие колеса получил характерное прозвище «Колун». Да, у фар спереди должны быть еще и решетки для защиты и их нет, но и без них вид у этого мастодонта внушительный. Не грозный, по своему добрый и такой милый сердцу. Здесь все еще времен СССР, о чем красноречиво говорят надписи на фонариках, шинах и прочем.

Полный размер

Кабина полностью перешла от 151 ЗиСа со всеми своими недостатками и удобствами. Простые по форме дверцы с еще более простыми, как у двери дома, ручками (видимо весь замок сконструировали таким образом) и широченными подножками. На последних, кстати, можно спокойно стоять и помогать шоферу в выборе направления.

Полный размер

Зеркала здесь уже самодел, оригинальные не шибко то и большие и информативные. Эти сделаны еще в советскую эпоху, с большим умом и изобретательностью. Видно куда больше родных.

Капот здесь двухстворчатый (по обе стороны), поднимается вверх, предоставляя большой доступ к двигателю. Хотя как сказать – сильно облокотиться на крыло и тянуться руками. Также можно и положить одну створку и залезть подальше. Сами створки держаться вот такими нехитрыми конструкциями в виде зацепок и пружины в корпусе. Достаточно крепко, даже спустя четверть века простоя на улице надо приложить усилия для их открывания. Лично я на видео делал одной рукой и не смог =). Кабины для армии и народного хозяйства ничем не отличались, поэтому на конвейере они все были одинаковые.

Полный размер

Спереди за решеткой скрыты водяной и масляный радиаторы охлаждения двигателями и жалюзи для лучшего прогрева в морозные дни.

Полный размер

Система освещения у всех военных автомобилей того времени (ГАЗ, УАЗ, ЗиЛ, Урал, КамАЗ) были унифицированы между собой, чтобы легче менять было в бою разбитую часть и для применения СМУ (светомаскировочного устройства). На этих еще есть надписи «Сделано в СССР».

Кузов. Поскольку это грузовой автомобиль, то сзади у него должна быть какая-то надстройка. В данном случае это обычный бортовой кузов. Самое интересное, что он еще родной, с оригинальными железными петлями и запорами. В отличие от своего собрата ГАЗ 63, у 157-го борта откидываются с трех сторон, обеспечивая лучшую погрузку/выгрузку. Что сюда загрузить? Учитывая народно-хозяйственную версию – что угодно, от урожая до ящиков с вещами или запчастями. Военная версия отличалась более низкими бортами, и были они решетчатыми (складные лавки), с присутствием дуг для тента.

Полный размер

У дальней стенки вы можете наблюдать некий колхоз, а на деле это ящик для инструментов и запчастей машины. У Военной версии были два ящика для этого, а здесь уже ничего, поэтому водители выходили из ситуации и делали это. Кстати говоря, удобно пользоваться, стоя на подножке и вытаскивая что-либо.

Салон. Царство металла и полнейшее спартанство – больше нечего сказать. Голое железо, простецкие сиденья и приборы, и отсутствие конструктивно ремней безопасности.

Полный размер

Поскольку давным-давно водительское сиденье было заменено от «Москвича», то сидеть стало более чем удобно. Посадка высокая, видно далеко за край сужающегося «носа». Над головой еще много места, зимой в теплой шапке проблем не будет. При подкидывании на неровностях в потолок биться не будешь. Для рук место есть (особенно перехватывая руль), положить куда-то не получиться, потому что из-за отсутствия усилителя руля держать надо его обоими кистями и крепко. Перед глазами лишь самые необходимые контрольные приборы и две небольшие лампочки подсветки, как у ГАЗ 69.

Полный размер

Чуть правее управление жалюзями радиатора и давления в шинах, шкалы давления в воздушных системах. На крышке бардачка схема и текст использования створок жалюзей и системы давления шин. Само отделение крайне маленькое, сложенный вдоль лист А4 положить можно.

Полный размер

Под ним находиться специальная ручка, за которую можно держаться при езде по бездорожью. Следы сварки не по заводу намекают на отрывание в порыве страха. А вот пол пример унификации между исполнениями. У армейских версий, чаще всего, спереди была лебедка (плюс почти 4 центнера на передок без усилителя), управление которой была через соответствующую «кочергу» в кабине. Здесь этого нет, а вот технологическое отверстие есть, что создает зимой не самую хорошую погоду. В результате применения кое-каких вещей пол подгнил, есть и дырочки. Зато на ровной дороге можно положить левый локоть на окно и держать руль, а правой обнять сидящую девушку. Как правило, скорость движения и скорость в коробке передач менять не надо, крейсерские сорок в час едешь и не меняешь направление, на крайней правой полосе. Ладно, так делать не надо, все-таки средство повышенной опасности.

Полный размер

Есть в кабине и подсветка – на задней стенке над окошком. Теплый ламповый свет в кабине придают некий уют в этом армейском автомобиле. Рядом с ним розетка для переноски. «Можно бриться на ходу», — как сказал Кирилл.

Полный размер

А вот под створками капота скрывается довольно проверенный и старый двигатель (конструктивно схожий с агрегатом Зис-5) ЗиЛ-157КД.

Полный размер

Рядная «шестерка» объемом пять с половиной литра и мощностью (в последнем варианте) сто десять лошадиных сил и тремястами сорока тремя Н*м крутящего момента. Согласитесь, для грузовика собственной массой пять с половиной тонн вполне нормально. А плюс передаточные числа позволяют обрести этому чуду советского автопрома поистине такую тяговую силу, сходную лишь с танком. Блок отлит из чугуна и плоскую головку из алюминия. Из особенностей – нижнее расположение клапанов (для понятности – в самом блоке, как у ГАЗ М20 «Победа»), а также в поздней версии унификация по поршням, кольцам и пальцам с двигателем ЗиЛ 130. Этот двигатель как раз из поздних, КД-версия, с центробежным фильтром очистки масла (введенная в 1978 году) вместо «стакана» с бумажным фильтром. Карбюратор К-88АЖ. Повышена производительность водяного насоса. Введены малогабаритный генератор переменного тока, стартер повышенной мощности, контактно-транзисторная система зажигания.

Полный размер

Трансмиссия. На автомобиль изначально устанавливалась пятиступенчатая коробка передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали.

Полный размер

Взятая за основу двухступенчатая раздаточная коробка от ЗиС 151 получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение. Карданная передача подверглась полной переделке, на среднем мосту была закреплена промежуточная опора для кардана заднего моста. Кожухи полуосей ведущих мостов были значительно усилены, были установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на шести шпильках. ЗиЛ 157, как и его предшественник ЗИС-151, имел сложную трансмиссию с пятью карданными валами: промежуточный (между раздаточной коробкой и КПП), на передний мост, на средний мост, к заднему мосту подходили два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту. В армейской версии еще и к лебедке на передке.

Полный размер

Подвеска мостов зависимая на рессорах и телескопических амортизаторах. Мосты разрезные, привод полный.

Полный размер

Две особенности данного автомобиля в техническом плане. Первый – введенная именно на этом автомобиле впервые в мире система подкачки давления шин. На этом же автомобиле она и испытывалась. Была изначально внешняя, но из-за особенностей эксплуатации показала плохую надежность и была заменена традиционной. Придумал, сконструировал и внедрил в мир эту систему замечательный человек и корифей строительства автомобилей повышенной проходимости сам Виталий Грачев.

Схема в разрезе.

Полный размер

Вторая – полное отсутствие усилителя руля, т.е. «баранка» «напрямую» соединена с колесами. На рыхлом грунте, а особенно в болоте или грязи, провернуть ну крайне тяжело, надо иметь силу. Да и подкачаться тоже. Плюс это все вибрации от дороги и удары, что передаются. Поэтому держать руль закрытым хватом здесь крайне нежелательно. В лучшем случае просто ушиб, а в худшем – перелом большого пальца. На асфальте и более или менее твердой поверхности можно, но долго и трудно. На ходу гораздо легче, но держать надо одновременно крепко и аккуратно.

Полный размер

На ходу. Он внутри шумнее, чем снаружи. Шум и тряска в кабине это довольно надоедающая вещь, отчего потом бывает в ушах небольшой звон. Но при этом на стоянке очень тихо, несмотря на карбюратор и нижнеклапанную компоновку. Плюс это же рядная «шестерка» — баланс очень хороший. При резком нажатии на газ нет характерного всем карбюраторным моторам резкого взрыка, обороты набираются как бы плавно. Передачи в коробке расположены немного по-иному, нежели у обычного автомобиля. Вместо первой (влево и от себя) здесь вторая. Задняя передача – как включение пятой у обычной. Первая передача – право и на себя. Трогается на второй очень спокойно, без добавления газа, при этом начинает сразу переть независимо от той местности, где он стоит. Время переключения между передачами, на нормальной поверхности, маленькое, быстро можно перейти и до четвертой и катиться максимум 60 в час. Крейсерские 40 в час он едет тоже спокойно. Когда едешь, все мелко дрожит, дребезжит и шумит. Но при этом едешь довольно уверенно, на одной тяге без нажатия на педаль порой. И понимаешь, почему его прозвали еще и Людоедом. Отсутствие усилителя дает тебе навыки развития мышц рук при повороте – фитнес центры это для девочек. Управлять им хорошо можно на нормальном ходу, и то крутить руль надо быстро и сильно. Видео корявое, а я и не старался делать хорошее, как едет этот «танк апокалипсиса». За рулем его владелец и мой друг Кирилл. А о том, как едет этот автомобиль по грязи – много в интернете.

По итогу хочется сказать, что самый суровый грузовик и автомобиль, что есть. Он дает тебе почувствовать себя настоящим мужиком. А еще понять, каково было раньше тем шоферам и какой ценой добивались люди великого СССР той мощи. Они были везде и носили на себе много разных надстроек, начиная от таких бортов и кунгов, заканчивая ракетными установками. Если владеешь таким автомобилем, то нужно проявлять к нему уважение и заботу, потому что любой агрегат необходимо обслуживать. Хотя этот экземпляр даже спустя четверть века простоя в гараже спокойно запустился с первого раза.

И еще одно видео от маэстро и очень хорошего человека — Ивана Зенкевича IvanZenkevich

ЗИЛ-157 — грузовой автомобиль повышенной проходимости производства Завода им. Лихачёва (ЗИЛ).Выпускался серийно с 1958 года в основном для Вооружённых сил СССР (ВС). Использовалась кабина от ЗИС-151 с незначительными изменениями. В ВС был впоследствии заменён на ЗИЛ-131 и Урал-375. Всего было выпущено 797 934 экземпляра всех модификаций. Создан в конце 1954, серийно производился с 1958 по 1991 (на самом ЗИЛе — до 1978). В 1978 году производство перенесено в Новоуральск на АМУР (УАМЗ). Последний задел завершён в 1994 году.

Прошлые обзоры:1) Alfa Romeo 159 sportwagon2) BMW 740IL (Е38)3) Mercedes-Benz S-class 420SEL4) ГАЗ 21 "Волга" и ГАЗ-695) Toyota Altezza.Hummer h4.6) Honda Accord SIR (6th generation)7) Lexus LS 430 (UCF30)8) Mercedes-Benz E-class (W123)9) ГАЗ 69.Toyota Will VS10) Toyota Mark II (90 кузов)11) ГАЗ 51А12) ИЖ Москвич 412-02813) Alfa Romeo 16414) Volkswagen Scirocco (3rd generation)15) ЗАЗ 965 "Запорожец"16) Toyota Crown Estate 17) ЗАЗ 968 «Запорожец»18) ГАЗ 3102 "Волга".19) Dodge Charger20) ТагАЗ Tager21) УАЗ 3162 "Симбир"22) SEAT Leon FR23) Волга Сайбер24) Volvo XC9025) Mercedes-Benz G-class (W463)26) Toyota Mark II (110)27) ВАЗ 2103 "Жигули"28) Subaru B4 Legacy29) Vokvo S80 T630) Mitsubishi Pajero 231) Honda Civic Coupe32) ВАЗ "ОКА" 1111333) KIA Ceed FIFA version34) Лада Калина 235) ГАЗ 24 "Волга"36) ГАЗ 21 "Волга"37) AUDI 100 C438) Nissan Silvia S1439) Skoda Octavia Mk340) ВАЗ 21011 "Жигули"41) ГАЗ 67Б42) Toyota Caldina GT-Four N edition43) BMW 3-series E30 coupe.44) ЗиЛ157КД.

Фото (соцсеть ВК):ЗиЛ 157КД

Всем спасибо, до следующих статей! Покедова!

PS. Диванные критики — прошу мимо. И да, прежде, чем указывать что мне делать и как писать, проверьте, не давит ли вам на голову корона?

www.drive2.ru

Зил-157 – самый лучший грузовой «проходимец» советской армии

Грузовой автомобиль ЗИЛ-157 стал настоящей легендой в СССР. Автомобиль, построенный на базе ЗИС-151, превосходит по проходимости не только грузовые автомобили тех лет, но и многие современные внедорожники. Если бы не двигатель автомобиля ЗИЛ-157, который в настоящее время является слишком устаревшим и маломощным, машина бы до сих пор состояла на службе в армии России.

Первые разработки грузового автомобиля повышенной проходимости были начаты на заводе ЗИС во второй половине 1940-х годов.

История появления ЗИЛ-157

Хотя Советская Армия успешно победила в Великой Отечественной войне, она до сих пор испытывала огромные трудности в связи с отсутствием мощного грузовика повышенной проходимости. ЗИС-151, серийный выпуск которого был налажен в 1948 году, не устраивал армию своей низкой проходимостью. Данный автомобиль строился на основе американских грузовиков, переданных СССР по ленд-лизу, и к концу войны был уже достаточно устаревшей и маломощной машиной.

Тяжёлые автомобили ЗИС-151 имели слабые моторы и маленький радиус колес, что значительно снижало их проходимость. Уже в процессе испытаний водители дали им прозвище «Утюги», так как проходимость по бездорожью была просто ужасной. Хотя ЗИС должен был превзойти свой американский прототип, его проходимость была значительно ниже, чем у оригинала.

Уже в 1946 году была проведена попытка создания автомобиля, которому суждено было стать ЗИЛ-157, но в те годы правительство решило, что дешевле будет создать военный грузовик на базе американского Студебекера. Данное решение затормозило разработку советской модели ЗИЛ-157 как минимум на 10 лет.

Многочисленные нарекания, поступающие из армии на ЗИС-151, заставили конструкторов вспомнить о прототипе ЗИЛ-157, который на испытаниях, проходивших в 1946 году, значительно опередил американский Студебекер по всем параметрам. Используя шасси прототипа, созданного в 1946 году, конструкторы завода ЗИС создали новый автомобиль, который, хотя и использовал в своей конструкции элементы ЗИС-151, являлся совершенно иной машиной. Автомобиль был назван «ЗИЛ», так как в 1956 году завод был переименован в завод имени Лихачёва.

Новая машина получила следующие изменения в конструкции:

  • Все мосты ЗИЛ-157 получили одинаковую колею;
  • Автомобиль получил схему полного привода, при этом передний мост грузовика был подключаемым;
  • Колёса стали односкатными, а шины ЗИЛ-157 очень широкими. Это было сделано для увеличения проходимости;
  • Общий вес автомобиля значительно снизился, что позволило снизить расход бензина и увеличить внедорожные качества.

Первая партия бортовых ЗИЛ-157 была выпущена в Москве в 1956 году, где они выпускались на протяжении 20 лет. В 1978 году производство было перенесено на автомоторный завод на Урале, где он выпускался вплоть до 1994 года.

Новые шины и система автоматической подкачки колёс

Для того чтобы увеличить проходимость ЗИЛ-157 по бездорожью, конструкторам потребовалось разработать совершенно новые шины, которые могли бы обеспечивать движение грузовика даже при пониженном давлении. Был дан спецзаказ на шинный завод, и в течение короткого времени появились новые шины, обладающие следующими характеристиками:

  • Высокой эластичностью;
  • Увеличенной шириной профиля;
  • Сниженным количеством слоёв корда;
  • Использованием специальных мягких сортов резины для изготовления внутренних слоёв шин.

Хотя снижение давления в шинах существенно ограничивало максимальную скорость машины (технические характеристики двигателя ЗИЛ-157 позволяли развивать скорость до 65 км/ч), тем не менее, по своей проходимости он не имеет серийных аналогов до сих пор. С максимально сниженным давлением в шинах, ЗИЛ мог двигаться со скоростью до 10 км/ч. Если грузовик всё же застревал, то его могла выручить лебёдка, которая устанавливалась на некоторые модификации.

С помощью системы автоматической подкачки колёс можно было выставлять различное давление в шинах при движении по разным типам грунта:

  • Давление в 2,8 кг/см2 устанавливается для движения по дорогам с твёрдым покрытием и позволяет двигаться с максимальной скоростью до 60 км/ч;
  • Если грузовому автомобилю предстояло двигаться по полю или лесу, давление в шинах снижалось до 2 кг/см2, а скорость должна была быть до 30-40 км/ч;
  • Если двигаться предстояло по пескам или целине после затяжных ливней, то давление снижалось до 1 кг/см2. Скорость при этом не превышала 20 км/ч;
  • Двигаться по болотистым или заснеженным участкам пути предстояло с давлением 0,5 кг/см2. Скорость в этом случае не превышала 10 км/ч.

Естественно, что расход топлива карбюраторного двигателя значительно увеличивался во время движения по бездорожью. Агрессивный «зубастый» протектор на шинах ЗИЛ-157 значительно снижал риск застревания и пробуксовок.

Компрессор подкачки способен не только менять давление в шине, в случае получения прокола, он дает возможность автомобилю доехать до места ремонта. Естественно, данный вариант возможен только при обычном проколе колеса. Если шина лопнет, никакой компрессор её не спасёт.

Изначально, система подкачки колёс размещалась на внешней стороне колёс, но это было достаточно ненадёжное место, так как элементы системы могли повреждаться в процессе эксплуатации ЗИЛ-157. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, систему подкачки установили на внутреннюю сторону колёс. Следующая модернизация, которая прошла в 1978 году позволила системе подкачки поднимать давление в шинах до 3,5 кг/см2 при движении на дорогах с твёрдым покрытием. Это позволило увеличить максимальную скорость до 65 км/ч.

Весьма интересно и необычно для того времени было организованно управление централизованной системой подкачки шин. Она управлялась непосредственно с места водителя и допускала менять давление в шинах прямо во время движения.

Особенности конструкции карбюраторного двигателя ЗИЛ-157

Так как в основе конструкции лежал грузовик ЗИС-151, конструкторы учли все недостатки его карбюраторного мотора. Двигатель был недостаточно мощный для буксировки тяжёлых прицепов, имел повышенный расход топлива, при больших нагрузках постоянно перегревался. Кроме того, ресурс карбюраторного двигателя был небольшим, да и надёжность его не удовлетворяла потребителей, поэтому перед установкой на ЗИЛ-157 данный двигатель был серьёзно доработан и усовершенствован. Главные усовершенствования заключались в следующем:

  • Появилась новая алюминиевая головка, которая была установлена на блок, что позволило увеличить степень сжатия. Также был установлен усовершенствованный карбюратор. Все эти нововведения позволили увеличить мощность двигателя до 104 л/с;
  • В системе охлаждения появился новый радиатор и мощный вентилятор, который прогонял воздух через него. Благодаря этому усовершенствованию удалось разобраться с проблемой перегрева двигателя;
  • В системе смазки появился масляный насос новой конструкции;
  • Появились новые сальники коленвала;
  • Водяной насос получил новые уплотнения;
  • Силовой агрегат получил новую подвеску.

Все эти доработки значительно повысили ресурс двигателя и позволили снизить расход топлива на 8-20%, в зависимости от условий эксплуатации.

За всю историю выпуска ЗИЛ-157, его двигатель был подвергнут модернизации 2 раза. Первая модернизация состоялась в 1961 году, тогда у мотора увеличили мощность до 109 л/с. Второй раз мотор был модернизирован в 1978 году. Тогда двигатель частично унифицировали с мотором ЗИЛ-130.

Сейчас в продаже можно часто встретить ЗИЛ-157 дизель. Это самостоятельная доработка, которая к заводу не имеет никакого отношения. Дизельные двигатели часто устанавливаются на ЗИЛ-157 лесовоз, которые ещё можно встретить на лесозаготовках. Обычно устанавливается дизельный двигатель МТЗ или ЯМЗ.

Трансмиссия и эргономика ЗИЛ-157

На автомобили первых годов выпуска устанавливалась пятиступенчатая коробка передач с понижающей пятой передачей. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, понижающая передача была убрана.

В качестве раздаточной коробки использовалась стандартная раздатка ЗИС-151, которая подверглась глубокой доработке. Карданная передача тоже была переделана, а кожухи полуосей усилены.

Тормоза были установлены новой конструкции, а колёса стали крепиться на восьми шпильках.

Серьезные изменения произошли и в кабине. Теперь водительская кабина была оборудована отопителем салона, системой обогрева переднего стекла, регулируемым водительским сиденьем и прочими полезными мелочами. Если сравнить кабину ЗИЛ-157 с современными грузовиками, то кажется, что ни а каком комфорте не может быть и речи, но по сравнению с первыми послевоенными грузовиками, это был настоящий люксовый салон.

Хотя рулевое управление было лишено гидроусилителя, имеется неофициальная информация, что в середине 1980-х годов в армию была отправлена партия экспериментальных ЗИЛ-157, оснащённых гидроусилителем руля. Хотя многие просто модернизировали свои автомобили, устанавливая на них ГУР от ЗИЛ-131.

Краткие ТТХ грузовика ЗИЛ-157

Автомобиль обладал следующими техническими характеристиками:

  • Длина составляет 6 684 мм;
  • Высота с тентом – 2 915 мм, без тента – 2 360 мм;
  • Ширина — 2 315 мм;
  • Полный вес составляет 10 190 кг;
  • Масса перевозимого груза зависит от того, по каким дорогам передвигается ЗИЛ-157. На дорогах с твёрдым покрытием он может перевозить до 5 тонн груза, по грунтовым дорогам – не более 2,5 тонн.

Расход топлива ЗИЛ-157 значительно ниже, чем у ЗИС-151 и составляет 40 литров на 100 км пути. Этот показатель может меняться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Реальные показатели расхода топлива, по отзывам современных владельцев ЗИЛ-157, составляют около 50 литров бензина на 100 км пути.

Модельный ряд ЗИЛ-157

За годы производства было выпущено множество модификаций данной модели:

  • ЗИЛ-157 КУНГ, который использовался в армии. КУНГи были самые разнообразные, начиная от жилых модулей, заканчивая различными мастерскими и лабораториями;
  • ЗИЛ-157 самосвал, который использовался как в армии, так и в народном хозяйстве;
  • Седельный тягач ЗИЛ-157В;
  • ЗИЛ-157Г — специализированная военная модель с защитным экраном;
  • ЗИЛ-157Ю – модель для тропиков, которая имела увеличенный радиатор и модернизированную систему охлаждения.

Кроме того, после модернизаций 1961 и 1978 годов выпускались те же модификации, только модернизированные.

В настоящее время грузовики ЗИЛ-157 иногда ещё используются на лесозаготовках. Кроме того, небольшим, но устойчивым спросом пользуются КУНГи на базе ЗИЛ-157 у профессиональных охотников и рыбаков. Военный грузовик ЗИЛ-157 — очень харизматичный советский автомобиль, который неизменно привлекает всеобщее внимание на улицах.

warways.ru

ЗИЛ 157: особенности устройства и эксплуатации

Легендарный грузовик ЗИЛ 157 продолжает активно использоваться, несмотря на то, что его производство было прекращено еще в 1992 году. Этот грузовой вездеход привлекает автовладельцев превосходными характеристиками и богатыми возможностями. Именно благодаря этому машина получила широкое применение не только в вооруженных силах, но и во многих отраслях народного хозяйства.

Вернуться к оглавлению

История автомобиля и его особенности

Первый ЗИЛ модели 157 увидел свет еще в 1958 году, являясь модернизированным вариантом грузовика ЗИС 151. В обновленной версии существенные изменения затронули колесную базу грузовика: машина получила шесть колес вместо десяти, а также одно запасное вместо двух. Специально для 157-й модели были выпущены совершенно новые покрышки. В них внутренний слой был выполнен из мягкой резины, ширина профиля повышена и количество слоев корда снижено. В результате эластичность колес заметно возросла, а размер шин составил 12,00-20 дюймов. Новая резина позволила автомобилю продолжать движение даже в случае снижения давления, например, из-за прокола. Управление давлением в шинах осуществляется из кабины, с места водителя. Переделка колес на односкатные, изменение формулы на 6×6 и внедрение возможности регулировки давления обеспечили грузовику существенное повышение проходимости: ЗИЛ модели 157 способен преодолевать практически любые преграды.

Конструкторский тюнинг ЗИЛ 157 затронул двигательную установку и внутреннее оборудование. Так, 6-цилиндровый мотор получил новую алюминиевую головку, модернизированный карбюратор и улучшенную систему охлаждения. Система смазки была усовершенствована за счет обновленного масляного насоса и доработанной конструкции сальников коленчатого вала.

Вездеход был оснащен лебедкой для самостоятельного вытаскивания, что также стало выгодным отличием новой модели от прародителя. Рулевое управление было решено оставить без ГУР, но поворот руля осуществлялся без особого усилия. Кабина ЗИЛ 157 оснащена педалями газа, тормоза, сцепления, стартера, а также переключения света. Здесь же располагаются рычаги ручного торможения, переключения скоростей КПП ЗИЛ, активации переднего моста и управления лебедкой.

Кабина получила целый ряд усовершенствований. Уменьшение длины сопок позволило снизить силу ударного воздействия на руки водителя, передающегося от колес грузовика. Обновленные амортизаторы повысили плавность хода автомобиля. Для повышения комфортабельности движения в зимний период был установлен водяной электрорадиатор.

Модель 157 неоднократно подвергалась модернизациям и усовершенствованиям. В частности, в 1961 году был выпущен ЗИЛ 157К, в котором усовершенствован целый ряд систем и узлов, а в 1978 году — ставшая финальной версия 157КД.

Вернуться к оглавлению

Устройство и параметры грузовика

Технические характеристики автомобиля отвечали высочайшим требованиям своего времени. Поскольку машина изначально разрабатывалась для нужд Советской армии, на ее выпуск были брошены серьезнейшие силы и средства. На грузовик был установлен 6-цилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель ЗИЛ, рабочий объем которого составлял 5 559 см3 при мощности в 109 л. с. Мотор работал в 4-тактном режиме, для охлаждения установки использовался антифриз, в качестве топлива применялся бензин марок А66 и А72. Расход топлива на 100 км составлял 40 литров и был значительно снижен по сравнению с 151 моделью: прирост экономичности достигал от 7 до 22% в зависимости от конкретных дорожных условий. В зимний период и в условиях северных регионов этот показатель может существенно возрасти, поэтому народные умельцы переоборудуют грузовик в ЗИЛ 157 дизель, устанавливая на него мотор от ЗИЛ 5301 или трактора «Беларус».

Трансмиссия предусматривала 5 карданных валов, выполнявших следующие функции:

  • один — соединение раздаточной коробки с КПП;
  • два — передача крутящего момента на передний и средний мосты;
  • два других — соединение заднего и среднего мостов посредством промежуточного подшипникового узла.

Изначально на грузовик была установлена 5-ступенчатая коробка передач, в которой пятая скорость являлась повышающей и была убрана в рамках модернизации 1961 года. Раздаточная коробка, унаследованная от ЗИС 151, в новой модели была оснащена устойчивыми к износу шестернями, обновленными сальниками и функцией принудительного включения. Также была полностью переработана карданная передача, средний мост был оснащен промежуточной опорой для карданного вала заднего моста. Грузовик ЗИЛ 157 получил существенно усиленные кожухи полуосей ведущих мостов, ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса стали крепиться на восьми шпильках.

Габаритные размеры грузовика могут варьироваться в зависимости от модификации, средние значения составляют:

  • длина — 690 см;
  • ширина — 231,5 см;
  • высота по кабине — 236 см, с тентом — 291,5 см;
  • величина дорожного просвета — 31 см для переднего и 35,5 для среднего и заднего мостов;
  • радиус разворота — в районе 11 м.

Полный вес грузовика при максимальной нагрузке — 10 190 кг, собственная масса — 5 800 кг. На переднюю ось приходится 2 400 кг, а на заднюю — примерно 3 000 кг. Максимальная скорость при полной нагрузке составляет 65 км/ч. Грузоподъемность варьируется в зависимости от конкретных дорожных условий: при движении по твердому покрытию самосвал ЗИЛ 157 способен перевозить грузы до 5 т, по грунту — до 2,5 т.

Вернуться к оглавлению

Сфера применения и эксплуатационные характеристики

При полной нагрузке автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 85 см. Проходимость автомобиля напрямую зависит от показателя давления в шинах:

  • в случае нормального показателя в районе 3 кгс/см2 тягач ЗИЛ 157 способен успешно перемещать грузы по твердому дорожному покрытию;
  • для передвижения по мягким вязким грунтам требуется понизить уровень давление до 2 кгс/см2;
  • при передвижении после сильных ливней, паводков, а также по песчаному или мягкому глинистому грунту давление следует понизить до 1 кгс/см2;
  • езда по глубокому снегу, болотистой местности или сырому лугу требует уровня давления 0,5-0,7 кгс/см2.

Автомобиль ЗИЛ 157 изначально разрабатывался для применения в вооруженных силах, поэтому отдельные модификации предусматривают переднее расположение лебедки. Со временем машина получила широкое применение и во многих других отраслях деятельности, включая геологические исследования, строительство, лесное, сельское и фермерское хозяйство, добывающая промышленность и т. д. Грузовик является отличной базой для установки специальных кузовов, таких как кунг, фургон, цистерны, подъемники, снегоуборочное оборудование и многое другое. Кузовная платформа машины в большинстве случаев имела бортовую конструкцию, в которой по боковым сторонам располагались лавки для транспортировки пассажиров — личного состава воинских частей.

С точки зрения характеристик ЗИЛ 157 уступает более современным аналогам, поэтому на сегодняшний день его производство прекращено. Однако этот грузовик по сей день широко применяется на дорогах Российской Федерации, в первую очередь — в отдаленных регионах. Многолетняя популярность авто является лучшим свидетельством надежности и продуманности его конструкции.

kranigruz.ru

Двигатель на Зил 157 — Сообщество «Клуб Моделистов» на DRIVE2

Всем привет!Неделю назад двигатель на мой Зил был полностью закончен, но все не хватало времени сделать фото. Старался сделать его максимально близко к оригиналу, но пришлось для этого немного поморочиться.

Хочу сказать, что в принципе Trumpeter предлагает очень неплохую деталировку и исполнение тоже на высоте. Но есть элементы, которые сразу бросаются в глаза, при взгляде на настоящий двигатель, а в наборе их почему-то нет. Поэтому решил сделать их самостоятельно.

Во первых — свечи и высоковольтные провода. Я помню, что на 157 они были 2-х типов: свечи с наконечниками, которые прикручивались гаечками. При этом, сами провода просто лежали сверху на головке блока. И второй тип — с обычными наконечниками, надевающиеся на свечи сверху. Я выбрал второй. Получилось вроде неплохо.

Затем сделал подпорку для воздушного фильтра. Тоже очень заметный элемент. Одним концом подпорка крепится к фильтру, а вторым за гайку на головке.Сделал трубку подачи масла на компрессор. Потом, когда двигатель будет установлен на раму, подведу к компрессору еще шланг, который крепится к воздушной магистрали на главный рессивер.Сделал иммитацию наклеек на маслянном и воздушном фильтре. Помню, что на воздушном было написанно: "Запрещено заводить двигатель со снятым фильтром"Вот вроде и все. Вентилятор радиатора у меня из набора травленки. Смотрится, как настоящий. Да и еще, сделал сам трубку идущую от сапуна к фильтру. Она идет с набором, но была поломанна. Очень тоненькая и мне не удалось ее нормально склеить, поэтому просто выгнул из проволоки. Мне даже так больше нравится.Сейчас начал собирать раму а мелкие навесные детальки уже готовы и покрашенны.Для тех кому интересно, вот несколько фото оригинального двигателя, на которые я ориентировался при сборке.По мере сборки крупных узлов, буду выкладывать результат.

www.drive2.ru

Грузовой автомобиль ЗИЛ 157: описание

ЗиЛ-157, результат глубокой модернизации ЗиС-151, начал серийно выпускаться с 1958 года. Главным новшеством в конструкции автомобиля было применение системы централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Автомобиль получил также новый, более мощный (104 лошадиных силы) двигатель. Все колеса автомобиля — ведущие односкатные с шинами увеличенного диаметра. Привод к передним колесам — отключаемый. Подвеска переднего моста — зависимая рессорная. В схему привода передних колес включены шарниры равных угловых скоростей.

Подвеска тележки задних колес — зависимая балансирная на двух продольных рессорах и шести реактивных штангах. В трансмиссию машины включена двухступенчатая раздаточная коробка, имеющая три выхода — ко всем ведущим мостам. В 1961 году грузовик был модернизирован — еще больше стала мощность двигателя (109 лошадок), подверглась изменениям трансмиссия, модернизированный образец получил обозначение ЗиЛ-157К. В начале семидесятых годов была упразднена открывающаяся левая половина ветрового стекла.

В 1978 году увидела свет модификация ЗиЛ-157КД, оснащенная двигателем с уменьшенным рабочим объемом двигателя, конструкция которого была по ряду узлов унифицирована с двигателем автомобиля ЗиЛ-130. Серийное производство автомобиля продолжалось до 1982 года (по некоторым данным — небольшими сериями до 1988 года), в течение пятнадцати лет — параллельно с выпуском нового грузовика ЗиЛ-131. ЗиЛ-157 выпускался в стандартных армейских вариантах бортового автомобиля (ЗиЛ-157, ЗиЛ-157К и ЗиЛ-157КД), седельного тягача (ЗиЛ-157В, ЗиЛ-157КВ) и шасси.

Часть машин оснащалась лебедкой, экранированным электрооборудованием, выпускались экспортные модификации для стран с различными видами климата. Все автомобили, выходившие с конвейера, окрашивались в стандартный темно-зеленый цвет, цвет тента — зеленый. Грузовики выпускались с двумя типами платформы — «армейского типа», с откидным задним бортом и откидными боковыми скамейками, дугами и тентом, и «транспортного типа», аналогичная платформе ЗИЛ-130.

Ряд узлов нового грузовика был использован при модернизации бронетранспортера БТР-152. Еще в 1955 году была создана его модификация БТР-152В, оснащенная системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, причем трубопроводы этой системы монтировались снаружи корпуса. В 1959 году был построен БТР-152В1, отличавшийся от предшественника применением более совершенной системы подвода воздуха к шинам, не подверженной возможным повреждениям при движении из-за контакта с различными местными предметами.

Помимо непосредственно ЗИЛа, автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-157КД производились заводом УАМЗ на протяжении 1977-1991гг.. Автомобили, выпускавшиеся с конца 80-х годов отличались от предшественников отсутствием защитных решеток перед фарами и усовершенствованной светотехникой. Мытищинский машиностроительный завод с 1989 года выпускал на их базе самосвал ЗИЛ-ММЗ-4510, оснащенный металлической платформой с самосвальным механизмом, унифицированным во многих элементах с самосвалом ЗИЛ-ММЗ-4505.

©. Автор фотографий: Ralf Christian Kunkel

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

truck-auto.info

Зил-157

Статья опубликована 24.07.2014 11:00 Последняя правка произведена 24.07.2014 11:22 Зил-157 Зил-157

В 56-ом году завод имени Сталина переименовывается в ЗиЛ. Впервые в названии советского предприятия появились инициалы человека, имевшего к нему самое прямое отношение. Иван Лихачев бессменно руководил этим автозаводом на протяжении четверти века.

Вскоре, полноприводные зил-151 сменяет грузовик с индексом 157. Внешне почти близняшки но, как и в случае с людьми, если присмотреться найдешь множество различий.

Для начала: форсированный мотор, синхронизированная коробка передач, новая трансмиссия, а еще односкатные задние колеса, значительно повысившие проходимость машины.

Для зил-а даже разработали специальную шину, рассчитанную на давление от трех до половины атмосферы. Общее количество колес грузовика уменьшилось с десяти до шести. Это позволило вместо двух запасок возить с собой только одну. Ее убрали под задний бампер, а грузовую платформу придвинули ближе к кабине.

Длина машины сократилась на треть метра, а масса снизилась на целый центнер. Наконец-то задумались об удобстве водителя, поставили в кабину отопитель и вентилятор лобового стекла.

После доработки передней подвески баранка уже не отбивала шоферу пальцы на каждой кочке. Правда, до рулевого усилителя дело пока не дошло. Суровая была машина, но крайне востребованна.

На всемирной выставке 1958 года в Брюсселе Зил-157 получил Гран-при.

Грузовик экспортировался в десятки стран мира. Всесоюзное объединение «автоэкспорт» обеспечивало ему широкую имиджевую поддержку, выпуская рекламные буклеты на английском, французском и испанском языках.

Серийное производство модификации зил-157 продолжалось 36 лет. Сначала в Москве, потом в Новоуральске, так сказать, поближе к целевой аудитории.

Зил на войне.

От предыдущей модели, Зил-157 по наследству достались системы залпового огня. В послевоенные годы этой теме уделялось повышенное внимание, и количество различных вариаций на тему катюши было разработано не менее десятка.

Зил-157 БМ-13 Зил-157 БМ-13

Несколько моделей и реактивных минометов на базе московского грузовика экспонируются в музее артиллерии и инженерных войск.

Часто, в хроникальных кадрах, встречаются Зил-157 перевозящие ракеты класса Земля-Воздух, причем не только на парадах и учениях но и в реальной боевой обстановке. В годы вьетнамской войны противовоздушные комплексы С75 стал символом борьбы народов Юго-Восточной Азии против американского империализма.

Но с Зил-а зенитные ракеты не взлетали, 157 работал всего лишь транспортно-заряжающей машиной, обслуживающей пусковые установки. Основной зиловской нагрузкой стали кунги, то есть кузова универсальные нормальных и габаритов.

В этих металло-деревянных домиках от посторонних глаз скрывались радиостанция, полевые штабы, ремонтные мастерские, посты руководителей полетами и многие другие военные тайны.

Зил-157 долго и честно служил в нашей армии, оставив о себе добрую память и заработав титул «король бездорожья»

Характеристики:

Зил-157 полноприводный грузовой автомобиль
Года выпуска: 1958 - 1994
Грузоподъемность: до 4500кг
Мощность двигателя: 104 л.с.
Максимальная скорость: 65 км/ч
Количество экземпляров: 797 934

autohis.ru