Выжигание своими руками по дереву


Выжигание по дереву.Мастер-класс | Из дерева своими руками! Интересные деревянные поделки, мебель, мастер-классы по дереву

Искусство выжигания по дереву (пирография) очень древнее. Первые предметы быта, украшенные выжиганием были обнаружены в Перу, датируются 700 г. до н.э. В древности накаляли на костре кончики железных прутов и делали ими рисунки. Сейчас существует много приборов для выжигания по дереву. Я бы посоветовал покупать такой, у которого можно сменить насадку и в то же время отрегулировать накал до необходимого, так как углубляясь в технику, можно столкнуться с узорами и сюжетами( например, лица людей или животных) которые потребуют осторожности и аккуратности, рисовать их потребуется очень медленно. Я купил обычный прибор для выжигания и поменял в нем ручку, таким образом стало возможно менять насадки, их я изготовил из нихромовой проволоки.

Второй выжигатель «Stayer » в виде паяльника удобен для нанесения широких полос.

Он комплектуется сменными насадками.

Выжигать лучше на дереве с однородной текстурой древесины. Это липа, ольха, осина, береза, груша. Дуб и ясень плохо пригодны для выжигания.

Вот мастер-класс по выжиганию на разделочной доске. Результат будет таким.

Я взял обычную разделочную доску из березы.

Итак, в начале отшлифованную поверхность наносим рисунок карандашом. Если у вас не очень с рисованием, вы можете взять готовый рисунок и перенести его с помощью копирки.

Затем обрисовываем выжигателем края рисунка.

Рисунок наносим как карандашом, не надавливая чрезмерно на доску и следя за накалом, чтобы не пережечь.

Затем затемняем фон, делаем это штрихами параллельными друг другу.

К краю орнамента фон делается темнее для выразительности.

Затем слегка оттеняем и сам узор, так чтобы не пережечь, плавно делая переходы от темных сторон к светлым.

Вообще,существует два способа нанесения рисунка выжиганием:1)когда более темный фон оттеняет более светлый рисунок и 2)когда фон светлый, а сам рисунок более темный.

На последок выложу несколько своих работ с выжиганием по дереву.

iz-dereva-svoimi-rukami.ru

Выжигание по дереву - Пирография - Дерево - Каталог статей - УМЕЛЫЕ РУЧКИ

С глубокой древности народные умельцы не только создавали из дерева необходимые предметы домашней утвари, но и стремились украсить их. В числе распространенных приемов художественной обработки дерева: резьбы, мозаики, росписи, инкрустации, насечки и других — применялось и выжигание по дереву. Это сравнительно молодой вид декоративно-прикладного искусства, появившийся в конце XIX века, популярен он и сейчас.

Руководитель кружка Дома пионеров в городе Павловске Ленинградской области С. Н. Петров рассказывает начинающим о секретах этого увлекательного декоративно-прикладного искусства.

Какой нужен инструмент

Для работы понадобится прежде всего выжигательный прибор. Его можно купить в магазине, а можно и сделать самому.

На рисунке 1 показано его устройство. Наша промышленность выпускает сегодня несколько модификаций таких приборов, но все они имеют примерно одинаковую конструкцию:

а — металлический экран; б — пластмассовый колпачок; в — игла; г — иглодержатель, состоящий из пластмассового основания и двух впрессованных в него латунных трубочек; д — силовой электропровод; е — корпус ручки.

Выжигательный прибор питается от электрической сети через трансформатор, понижающий входное напряжение 220 В до 1,0—1,5 В.

Если у вас готовый электровыжигательный прибор, советуем немного его доработать, он станет удобнее.

Электропровод замените на провод с большим сечением (от 4 до 6 мм2), это позволит повысить накал иглы.

В электровыжигательных приборах промышленного производства поставлены прямые иглы. Мы рекомендуем изменить форму иглы. Кончик иглы длиной 5 мм расклепайте и осторожно отогните плоскогубцами под углом 45 градусов. Плоскость иглы, называемую «подошвой», сначала следует обработать мелким напильником или надфилем, а потом отшлифовать на мелкозернистом бруске. Вы получите универсальную иглу, которой можно будет выполнять работу как плоскостью (подошвой), так и кончиком.

увеличить

Во время работы нельзя сильно нажимать на иглу. Это может привести или к ее поломке, или к нарушению контакта в местах пайки иглы к латунным трубочкам иглодержателя. В первом случае иглу необходимо заменить, а во втором — сделать качественную перепайку. При замене нужно удалить из иглодержателя остатки сломанной иглы. Для этого нагревают паяльником концы латунных трубочек и плоскогубцами вытаскивают остатки. Затем надо взять отрезок нихромовой проволоки диаметром 1 мм и длиной не менее 2,5 мм и согнуть его пополам (рис. 3А). Концы отрезка надо тщательно залудить, для чего рекомендуем пользоваться паяльной кислотой (это травленная цинком соляная кислота).

Как придать им наиболее удобную для работы форму, показано на рисунке 3.

увеличить

Выжигательный прибор с трансформатором можно изготовить и самим (см. рис. 2). При этом следует быть особо осторожным и соблюдать указанные ниже правила. Лучше делать его в кружке под руководством педагога.

Корпус ручки нашего прибора выполнен из деревянной заготовки, размеры которой указаны на рисунке 2. С двух сторон вдоль корпуса прорезаны две канавки. В эти канавки надо уложить электропровод сечением 4—6 мм2. Ручку обмотайте изоляционной лентой. Металлический экран в нашей конструкции необязателен. Вместо иглодержателя мы применяем два металлических контакта, согнутых под прямым углом. Контакты можно сделать самому, но проще взять из старого патрона для электрической лампочки (рис. 2). Отвинтив верхнюю часть патрона (юбку), мы получим доступ к внутренней его части, где на керамической основе двумя винтами крепятся два контакта. Рекомендуем заменить в каждом из них по одному винту на шуруп длиной не более 12 мм. Этими шурупами вы будете крепить контакты вместе с подводящим силовым проводом к деревянному корпусу ручки. К верхней части контакта винтами и шайбами крепится игла. Для этого у иглы нужно сделать «ушки» (см. рис. 2). Обязательно проследите за тем, чтобы между концами завинченных шурупов оставалось достаточное расстояние, иначе произойдет замыкание.

Теперь несколько слов об устройстве понижающего трансформатора. Этот прибор имеет две обмотки, намотанные на сердечник, состоящий из тонких стальных пластин. Первичная обмотка такого трансформатора имеет большее число витков, чем вторичная. Хочется предостеречь юных мастеров от ошибок при изготовлении трансформатора. Мы не советуем вам производить намотку первичной обмотки вручную, потому что без специальных приспособлений и правильных расчетов выполнить эту работу практически невозможно. Какой же выход? Взять трансформатор, например, от неисправного телевизора. Смотайте с него вторичную обмотку, оставив первичную. Убедитесь в исправности первичной обмотки, «прозвонив» ее с помощью динамика и радиотрансляционной сети или электрической батарейки и лампочки 3,5 В. На исправную первичную обмотку намотайте нужное количество витков вторичной обмотки проводом сечением не менее 3 мм2. Наматывать надо в ту же сторону, в какую намотана первичная обмотка. Расчет количества витков мы здесь не приводим. Достаточно сказать, что если железо сердечника вашего трансформатора имеет сечение около 25—30 см2, то для получения на выходе вторичной обмотки напряжения 1—1,5 В нужно сделать 3—4 витка. При меньшем сечении сердечника надо соответственно уменьшить сечение провода для вторичной обмотки и увеличить количество ее витков. Проверьте тестером выходное напряжение.

Еще раз напоминаем, что эту работу следует выполнять под руководством специалистов (учителя по труду или руководителя кружка).

На чем лучше выжигать

Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера, древесностружечная плита (ДСП). Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола, поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск.

Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудистых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, ольха и отчасти береза. Лучше всего, если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска. Поверхность должна быть гладкой, матовой. Если на продольных разрезах встречаются блестящие участки, то их блики будут мешать восприятию.

Как подготовить материал к работе

Итак, вы подобрали подходящий материал, придали ему нужную вам форму. Поверхность теперь необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине. Их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

Для начала выберите несложный рисунок. Если он не соответствует размеру вашей заготовки, его можно увеличить или уменьшить. Те, кто не умеет рисовать, могут воспользоваться размерной сеткой.

Предлагаем такой способ перевода рисунка на заготовку. Положите рисунок на материал точно по центру и накройте сверху прозрачной калькой. Если рисунок очень темный и плохо виден сквозь кальку, ее следует промазать с двух сторон подсолнечным или машинным маслом с помощью тампона. Не забудьте потом промасленную кальку насухо протереть с двух сторон чистой сухой тряпочкой. Подготовленную кальку и рисунок закрепите на поверхности материала двумя кнопками с одной стороны рисунка.

Приподняв рисунок вместе с калькой, осторожно вложите между рисунком и материалом копировальную бумагу и закрепите весь пакет кнопками по углам.

Теперь хорошо заточенным, твердым карандашом обведите рисунок. Прямые линии проводите по линейке, окружности делайте циркулем.

Калька позволяет вам сохранить основной рисунок. Кроме этого, через нее хорошо видно, какая часть рисунка уже переведена, а какую часть еще предстоит перенести на материал.

Копировальную бумагу лучше применять черную и старую, многократно использованную, чтобы не запачкать материал, который вы только что так тщательно отшлифовали.

Приступаем к выжиганию

Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида: контурное, силуэтное и живописное или художественное.

Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.

увеличить

Контурное выжигание. Этот вид выжигания (рис. 4) используют многие начинающие. Он относительно прост и напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Однако эта легкость только кажущаяся. Обратите особое внимание на правильное рабочее положение руки (рис. 6). Рука не должна быть скованной и обязательно должна иметь точку опоры. Контурное выжигание выполняется, как правило, кончиком иглы. При выжигании контуром избегайте появления точек, которые получаются при остановке иглы или замедлении ее движения. Необходимо учитывать и текстуру древесины. Плотные слои древесины труднее поддаются выжиганию. Наоборот, рыхлые легко прожигаются на глубину. Линии надо стараться проводить одинаково ровные по ширине и глубине. Работать следует не очень раскаленной иглой, для этого надо уменьшить до предела напряжение тока, идущего к игле от трансформатора. Помните, что при выжигании нельзя нажимать на иглу. Нужно только слегка касаться поверхности древесины; двигать иглу следует плавно и равномерно.

Нежелательные точки чаще всего появляются в начале или конце линии, когда вы ставите иглу на поверхность древесины, а потом начинаете движение иглой, или в момент, когда закончили отрезок и остановились, хотя бы на долю секунды. Чтобы их избежать, не ставьте иглу на материал перпендикулярно.

Старайтесь, чтобы движение иглы шло по касательной (рис. 6). Повторив это движение многократно с выключенным прибором, научитесь плавно опускать и отрывать иглу от поверхности древесины.

Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки (рис. 4).

увеличить

Силуэтное выжигание. Вернемся к рисунку 3 и обратим еще раз внимание на форму иглы. Ее загнутая часть расклепана, и «подошва» иглы тщательно зашлифована. При силуэтном выжигании «подошва» касается всей своей плоскостью поверхности материала. Движение иглы должно быть направлено вдоль волокон древесины, а сама игла будет расположена поперек волокон (рис. 7). Соприкосновение подошвы иглы с материалом и в этом случае должно происходить по касательной. Накал иглы для начинающих рекомендуем минимальный. При этом происходит медленное сгорание древесины. Если технология силуэтного выжигания выполнена точно, получается очень гладкая черная поверхность, без ям и царапин, без сильных прожогов и без светлых пятен. Этот прием в силуэтном выжигании называется «гладкий штрих». Им можно выжигать довольно большие поверхности. «Гладкий штрих» может быть не только темным: движение иглы в более быстром темпе позволяет получить выжженные поверхности различных оттенков: от глубокого темного до светло-бежевого.

Образец орнамента в технике силуэтного выжигания показан на рисунке 5.

увеличить

Другой важный прием силуэтного выжигания — «отжог». На рисунке 8 показан фрагмент орнамента, который надо затонировать. Вы можете не обводить контур рисунка, используя технику контурного выжигания, а сразу же начинать силуэтное выжигание, только соблюдайте некоторые правила. Держа иглу подошвой вниз и чуть-чуть наклонив ее вперед, кончиком иглы и маленьким участком ее подошвы начинайте плавное движение вдоль линии рисунка. Двигаясь вдоль внутренней стороны рисунка, осторожно поворачивайте орнамент по кругу, оставляя руку с иглой в одном и том же рабочем положении. Кончик иглы должен все время касаться края линии рисунка. Постепенно поворачивая орнамент, замкните выжженный широкой линией контур. Внутреннюю часть его теперь можно легко выжечь темным «гладким штрихом», ведя иглу вдоль волокон древесины. В этом случае вы в начале работы как бы отожгли от края полоску и одновременно четко обозначили сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

увеличить

Используется отжог при росписях сидений и спинок стульев, столешниц столов и другой мебели, различных разделочных досок, кухонных наборов, орнамента на полу и т. д.

Живописное, или художественное, выжигание. Технические приемы этого вида выжигания (см. рисунок олененка) в основе своей базируются на приемах контурного и больше всего силуэтного выжигания. Однако ограничиться только приобретенными навыками недостаточно. Начинать работу по художественному выжиганию целесообразнее всего с изображения геометрических тел самой простой формы: цилиндра, шара, конуса и т. п. Эта работа познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Различное количество света, отражаемого поверхностями формы, составляет понятие тона. Чем четче разграничение светотени на поверхностях предмета, тем яснее выявляется его объемная форма. При выполнении художественного выжигания нужно на время забыть о том, что форма имеет контуры. Ведь контур всего-навсего та линия, которая определяет границы формы. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Вначале выделите самую темную тень. Затем постепенно переходите к полутонам. Закончив эту часть работы, вы дойдете до самых светлых мест.

Очень важно проработать и фон, так как он играет роль пространства, в котором находятся предметы.

При художественном выжигании надо показать, что одни предметы находятся ближе (на переднем плане), а другие — несколько в глубине и что между этими предметами находится свободное пространство. При этом необходимо передать тоном не только объемную форму, но также различный «цвет» и материал предметов. Передача цвета при выжигании будет заключаться в том, чтобы передать его густоту, делая одни предметы темнее, а другие светлее. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами художественного выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. А поэтому советуем начинающим выжигальщикам как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширять ваш кругозор и фантазию.

Кое-что о правилах работы

1. Перед работой расправьте провода выжигательного прибора и постоянно следите, чтобы они не закручивались. 2. Не работайте электровыжигательным прибором больше двух часов подряд. Каждые 30—40 минут делайте перерывы и проветривайте помещение. 3. Для работы выбирайте самое светлое время дня. В вечернее время позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева. 4. Если вы допустили небольшую ошибку, воспользуйтесь лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Старайтесь пользоваться ею как можно меньше.

5. При работе берегите поверхность

umelye-ruchki.ucoz.ru

Как перевести фото в рисунок для выжигания на доску с фото и видео

Часто хочется сделать оригинальный подарок своим близким или даже самому себе, украсить свой дом чем-то, сделанным своими руками. Отличным способом сделать это будет выжигание по дереву любимой фотографии. А о том, как перевести фото в рисунок для выжигания, мы расскажем в сегодняшнем мастер-классе.

Выжигание по дереву или пирография является очень популярным видом рукоделия. В старину на Руси мужчины славились тем, что могут сотворять шедевры с помощью выжигателя и бруска дерева. Сегодня же этот вид рукоделия доступен не только мужчинам, но и женщинам, и даже детям. Можно даже купить специальный набор для выжигания в магазинах для хобби и рукоделия, а можно купить отдельно пирограф и деревянную доску или фанерку.

Несколько правил

Прежде чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами, которые позволят сделать работы быстро, легко и без повреждений.

  1. Убедитесь, что доска, на которой вы будете работать, сухая.
  2. Накалите пирограф. Кончик его пера должен быть темно-красного цвета, чтобы пирограф хорошо «писал» по дереву. Регулировать температуру пера можно с помощью специального регулятора, расположенного на пирографе.
  3. Имейте опору для руки, в которой держите прибор. Это важно для того, чтобы перо не соскочило, испортив рисунок или повредив ваши руки или одежду.
  4. Начинающим лучше выбирать простые фото или картинки, которые вы хотите перенести на доску.
  5. Лучше всего держать пирограф как обычную ручку, это позволит вам надавливать на него с той силой, с которой вам нужно.
  6. Чтобы получить тонкую линию, проводите по дереву выжигателем быстро. Для получения толстой линии следует вести пирограф медленно.
  7. Гораздо удобнее использовать дерево светлых и мягких пород, на нем легко выжигать. К таким породам можно отнести липу, каштан, березу.

Основные техники

Существует два способа это сделать. Первый идеально подходит для выжигания по дереву, а второй — для перевода фотографии или картинки на дерево с дополнительным выжиганием.

Первый способ

Этот способ перевода фото в рисунок для выжигания является наиболее простым и оптимальным. Сначала выбираем нужное фото, распечатываем его по размеру деревянной поверхности.

Также нам понадобится копировальная бумага и простой карандаш, чтобы обвести рисунок. Можно также воспользоваться ручкой или зубочисткой.

Единственное, чем неудобна зубочистка — это то, что вы не увидите, какую линию вы уже обвели, а какую еще нет. Поэтому на рисунке может отпечататься несколько одинаковых линий с маленьким смещением.

Прикладываем копировальную бумагу к деревянной поверхности, сверху кладем распечатанное фото и просто-напросто обводим все линии, штрихуем волосы и так далее. Если вы хотите получить фотографию в стиле поп-арт или просто контурную, этого эффекта можно добиться в компьютерных или онлайн-программах по редактированию фото. Переводить такую фотографию будет намного легче.

После того как фото переведено на дерево, можно приступать к выжиганию. Действовать нужно аккуратно, не забывать о размахе штрихов и нажиме на перо. При сильном нажиме у вас получатся глубокие линии. По завершении выжигания картину можно раскрасить акрилом, а затем покрыть воском или лаком для дерева.

Второй способ

Перевести фото на дерево можно с помощью клея для декупажа и распечатанного трафарета. Можно также выбрать отредактированное фото с эффектом карандаша или обведения контура. Фото или картинка обязательно должны быть распечатаны в зеркальном отображении. Лучше всего распечатывать фотографию на лазерном принтере.

Тщательно промазываем клеем, разведенным водой, подготовленную доску. Промазать нужно все пространство доски, на которое будет приложена фотография. Затем прикладываем нашу картинку или фотографию к дереву. Сухой губкой прижимаем картинку плотнее к дереву, избавляясь от излишков клея и воздуха.

Теперь ждем полного высыхания клея. Далее уже мокрой губкой начинаем стирать слой бумаги. Когда картинка достаточно намокнет, руками необходимо начать снимать оставшиеся слои, нужно тереть картинку аккуратно, но достаточно сильно, чтобы образовывались катышки.

Когда бумажный слой снят, мы видим, что рисунок с распечатки полностью отобразился на деревянной поверхности. Теперь, дождавшись полного высыхания, его можно довести до нужного вам состояния с помощью пирграфа, например, очертить контуры всего рисунка или мелких деталей, а также раскрасить с помощью акриловых или акварельных красок. Закрепить все это нужно мебельным бесцветным лаком.

И вот наше панно с переведенной и выжженной фотографией готово! Можно повесить его на стену, прикрепив сзади специальные крепления, или подарить близким в качестве сувенира. Удачного вам творчества!

Видео по теме статьи

Вдохновиться на создание подобной работы вы можете, посмотрев нашу видео-подборку.

knittochka.ru

Подходящая древесина для выжигания

Шпон (фанеровка). Различные сорта шпона

В принципе выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.

 

Какая древесина лучше всего подходит для выжигания?

Древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твердая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, столяров и, что нам особенно важно, пиромастеров.

Какие же требования предъявляются к материалу для выжигания? На светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно, на ней особенно четко будут просматриваться детали рисунка и штриховка. Однако для выжигания подходит не любая светлая древесина, поскольку некоторые сорта ее содержат значительную долю волокнистой ткани.

 

Шпон (фанеровка)

Шпон — это определенной толщины продольный срез специально подготовленной древесины. Обычно шпон имеет толщину 0,5-0,8 мм, встречается шпон толщиной и 1 мм.

Для удобства при работе шпон можно наклеить на кусок дешевой ДСП и таким образом получить более твердую поверхность для выжигания. Есть и другой вариант — закрепить лист шпона на оргалите, используя клей ПВА и утюг. Для этого промажьте клеем всю поверхность шпона с задней стороны и подсушите, пока клей не станет матовым. Наложите шпон на оргалит и от края не спеша прогладьте его утюгом по всей поверхности. Следите, чтобы при этом не оставалось пузырей. Теперь обработайте шпон мелкой шкуркой и удалите остатки древесной пыли (для этого можно использовать тряпочку и пылесос).

СоснаСосна стоит недорого и хорошо обжигается, но разные участки ее имеют неодинаковую твердость, из-за чего по ней трудно провести непрерывную линию. Кому-то удается с успехом использовать и сосну, и другие сорта волокнистой древесины, однако все же лучше выжигать на такой древесине изображения с небольшим количеством деталей.
ДубДуб, к сожалению, является другим примером древесины, малопригодной для выжигания. Хотя дубовая древесина и светлая, и очень износостойкая, ее волокнистая ткань настолько тверда, что практически не поддается обжиганию. Однако вышесказанное не означает, что вам не следует экспериментировать с этим не совсем идеальным материалом.
ЛипаЛипа как материал для выжигания занимает лидирующее место в России. 90% деревянных сувениров изготавливаются именно из липы. Древесина ее светлая и мягкая, податливая, обладает гладким волокном, однородной по плотности структурой. Эти свойства делают липу идеальной для выжигания и резьбы. При выжигании по ее древесине на проволочной насадке практически не остается угольных наслоений, гак как липа не смолянистое дерево.
ВязВяз традиционно используется для изготовления кухонной утвари: деревянных ложек, лопаточек, разделочных досок. По счастливому совпадению он же представляет собой прекрасный материал для выжигания — отчасти благодаря светлой древесине, но главным образом из-за слабого различия в твердости волокнистых и прочих тканей.
ТисТис имеет очень твердую древесину, что, однако, не является недостатком. На выжигание по такой древесине уходит много времени, но зато на ней можно выполнить рисунок с мелкими деталями. Древесина тиса большей частью довольно темная, но ближе к коре встречаются и светлые участки. Тис хорошо поддается обработке на токарном станке, а после шлифовки мелкой шкуркой его поверхность становится очень гладкой, приятной на ощупь. Если вы покупаете целый лист шпона, осмотрите внимательно товар: возможно, вам встретится лист с интересным естественным рисунком.
КаштанКонский каштан похож по цвету на вяз, имеет малую долю волокнистой ткани. Древесина его мягче, чем древесина вяза, но это свойство конского каштана может оказаться полезным: на нем легче выжигаются глубокие желобки, используемые в некоторых видах штриховки.
КленПредставьте себе полоску песчаного пляжа, обнажившуюся во время отлива. Галька и ракушки погружены в мокрый песок, и на нем виден волнообразный рельеф, оставленный отступившей водой. Такую же картину вы увидите, если посмотрите на древесину клена. Некоторые образцы шпона настолько красивы сами по себе, что их следовало бы поместить в рамку и выставлять как произведение искусства. Поверхность хорошо обжигается, но не стоит выжигать на крупной «гальке», поскольку здесь эффект непредсказуем — каждый такой участок обжигается по-своему.
ГрушаДревесина груши обычно довольно темная, с помощью мелкой шкурки можно сделать ее очень гладкой. Как и у конского каштана, участки волокнистой ткани почти не сопротивляются обжигу, но тем не менее работать приходится долго, чтобы добиться желаемого контраста с темной древесиной.
Другие сорта древесины

Кроме вышеперечисленных существует еще несколько хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, английский или канадский клен, платан. По своим свойствам эта древесина близка к древесине вяза. Стоит отметить, что не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете для себя весьма ценный опыт.

 

ДСП с березовой облицовкой (шпоном)

Этот материал в ближайшем магазине не купишь, однако у крупных поставщиков можно найти плиты размером 2,44 х 1,22 м. Если вы покупаете целую плиту, продавец может разрезать ее на небольшие куски, с которыми проще работать. Также этот материал можно найти на фабриках, где производится мебель. Обрезки ДСП там являются отходами производства.

Шпонированное ДСП березовым шпоном

Шпонированное ДСП березовым шпоном по виду не отличается от вяза, и после обработки мелкой шкуркой ее поверхность становится очень гладкой, идеально подходящей для выжигания. Существенное различие между вязом и ДСП с березовой облицовкой состоит в том, что последняя мягче и дешевле. Она не годится для изготовления объемных заготовок, например ложек, но идеальна для выжигания рисунков на плоскости.

Благодаря тому, что ДСП с березовой облицовкой по свойствам близка к вязу, она может использоваться для проверки степени нагрева насадки пирографа непосредственно перед выжиганием по вязу. Подходящим по размеру листом такой ДСП также можно накрыть поверхность стола, за которым вы работаете, во избежание ее повреждения.

 

Фанера

Фанера — прекрасный материал для выжигания. Купить фанеру можно на строительном рынке. Там же вам ее могут разрезать на куски нужных размеров. Фанера гораздо легче и дешевле, чем ДСП, и к тому же, в отличие от последней, не включает в свой состав вредные смолы и клеи.

Березовая фанера

Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее — из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре. Толщина фанеры обычно равна 0,3-2 см.

 

Где еще можно найти материалы для выжигания?

Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. В таких магазинах обычно есть целые отделы, где выставлено множество изделий из дерева. Большей частью они серийно изготавливаются из бука. Бук существенно тверже вяза, у него более темная древесина со слегка розоватым оттенком. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но, осмотрев те, что имеются в продаже, вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью. Помните, однако, что, если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.

Подходящие заготовки для выжигания

Может быть, среди ваших знакомых есть любитель работать по дереву на токарном станке. В таком случае к нему можно обратиться с просьбой выточить для вас необходимые заготовки. Такую просьбу могут выполнить и некоторые профессиональные токари по дереву, работающие на магазины кухонной утвари или изготовителей мебели. Кстати, не уходите от токаря по дереву или иного мастера, работающего с древесиной, не обследовав его коробку с отходами производства.

Всегда обращайте внимание на любые деревянные вещи, увиденные вами в продаже, среди них может попасться подходящая или даже интересная для вас. Никогда не знаешь заранее, где она встретится. Даже если такая вещь покрыта лаком или расписана, ее можно ошкурить и использовать как уникальную заготовку для пирографии.

Подготовка древесины к выжиганию

Перед тем как начать работу, надо сделать поверхность древесины гладкой. Делается это с помощью мелкой шкурки. Хотя высококачественные заготовки часто достаточно гладки и не нуждаются в ошкуривании, этой процедурой не стоит пренебрегать, так как именно на этой стадии работы обнаруживаются древесины. Изучив, таким образом, материал, вы примете более верное решение в таком вопросе, как расположение рисунка на древесине.

Сложите шкурку в два или несколько раз, чтобы ее удобнее было держать, или оберните ею небольшой кусок фанеры. Обрабатывайте шкуркой поверхность древесины по волокну, слегка надавливая рукой. Будьте внимательны, ошкуривание поперек волокон сделает поверхность шероховатой. Старайтесь при каждом движении проходить шкуркой по всей длине заготовки.

Ошкуриванием лучше заниматься в нежилом помещении, поскольку древесная пыль, накопившись со временем в большом количестве, может вызвать воспалительные реакции у находящихся с ней в контакте.

Более того, пыль с поверхности дерева, по которому вы выжигаете, будет собираться на насадке в виде угольного отложения. Такое отложение будет понижать ее температуру. Через некоторое время, сделавшись достаточно большим, кусочек угля отломится от насадки, вследствие чего ее температура увеличится. Таким образом, древесная пыль создает большие неудобства при работе, особенно если вы работаете над мелкими деталями при низкой температуре насадки. Именно поэтому после ошкуривания, прежде всего, протрите дочиста поверхность заготовки. Для этой цели лучше всего использовать кусок плиса или вельвета.

Перед началом работы убедитесь в том, что у вас под рукой есть небольшой кусок древесины той же породы, что и та, по которой вы собираетесь выжигать. Не переставайте проверять температуру насадки на этом куске до тех пор, пока не убедитесь, что достигнут именно тот эффект, который вам нужен.

Если следование этим рекомендациям войдет у вас в привычку, вы, несомненно, сэкономите время и сведете к минимуму риск испортить работу, в которую вложено немало труда.

Вырежьте ножницами квадратик наждачной бумаги со стороной примерно 13 мм и прикрепите его к верхней части заготовки. Это избавит вас от необходимости искать шкурку всякий раз, как вам потребуется счистить угольный налет с насадки при выжигании мелких деталей.

Использование цветовой и иной неоднородности древесины

В отличие от страниц альбома для рисунков поверхность древесины очень неоднородна, на ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.

Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.

 

 

 

 

 

Что бы еще почитать?

remstd.ru

Узоры для выжигания по дереву для начинающих: простые и красивые эскизы

Если вы увлеклись выжиганием, наверняка вас заинтересует статья об узорах для выжигания по дереву. Такие узоры наносятся специальным прибором — пирографом — на деревянную поверхность. Это совершенно не сложное занятие, которое подойдет и для взрослых, и для детей.

Выжигать по дереву очень увлекательно, ведь таким способом можно получить очень красивые изделия, сделанные своими руками, которые в будущем можно представить в виде подарков ко всевозможным праздникам, начиная от Нового года и заканчивая Днем матери. Эскизы для выжигания по дереву легко найти в Интернете, также там можно отыскать много различных мастер-классов, как для начинающих, так и для опытных пирографистов.

Прежде чем приступить к выжиганию, ознакомьтесь с несколькими важными советами, касающимися этого интересного занятия.

Советы и нюансы

  • Новичкам лучше всего выбирать светлые и мягкие породы дерева для первых работ. Они легко поддаются выжиганию из-за своей мягкости и не требуют сильного нажатия на перо выжигателя ввиду своей светлости. К таким породам можно отнести тополь, каштан, березу. Также для первых опытов с пирографом подойдет обычная фанера.
  • Если вы хотите выжечь узоры или орнаменты на разделочной доске, выбирать ее стоит из тех же соображений, что в первом пункте. Вам будет проще работать с мягкой и светлой доской, да и рисунки получатся выразительнее и интереснее.
  • Для детей можно купить специальные наборы для пирографии (выжигания по дереву), которые продаются в хобби-гипермаркетах или магазинах для рукоделия. Стоят такие наборы не слишком дорого и станут отличным подарком к празднику для вашего ребенка.
  • Перед работой нужно обязательно очистить доску от лишних сучков и заусенцев. В этом поможет наждачная бумага. Пройдитесь ей по всей площади доски, затем покройте доску мебельным лаком, а после снова зашкурите наждачкой. Таким образом вы обезопасите себя и своего ребенка от нежелательных заноз в пальцах.
  • Следите, чтобы кончик пера пирографа не касался вашей кожи. Он раскален и может повредить кожные покровы, работать с ним нужно очень аккуратно. Очень важно, чтобы ваша рука, в которой вы держите инструмент, опиралась на твердую поверхность, когда вы будете наносить рисунок. Если перо отскочит, это может испортить рисунок или обжечь вас.

На чем можно выжигать

Если вы хотите сделать кому-то подарок в виде кухонной утвари, да еще и декорированной своими руками, здесь вам могут пригодиться такие предметы, как скалки, деревянные ложки и тарелки, разделочные доски.

На них можно выжигать простые и сложные орнаменты, различные природные мотивы, цветы, животных, дарственные надписи, заключенные в рамки, и так далее. Вариантов много, и некоторые из них представлены на фото ниже.

Скорее всего адресат подарка не станет использовать его в быту, однако самое видное место вашей работе обеспечено!

При выжигании на скалках работать будет немного тяжело, потому что скалка — предмет объемный. Поэтому для удобства подложите под руку с пирографом несколько брусочков фанеры, а другой рукой держите скалку за ручку и прокручивайте, когда этого требует рисунок.

Если вы хотите выжечь текст и заключить его в рамку, чтобы рамка была ровной, можно воспользоваться клейкой лентой: прилепите ее на дерево, придав ту форму, которую вы хотите придать нижнему краю рамки, а затем выжигайте по линии ленты как по контуру.

Выжигать на деревянных ложках также довольно проблематично, поэтому ложку лучше всего закрепить. Узоры для выжигания на ложках могут быть различными: и цветы, и пейзажи, и орнаменты, и слова поздравления. Чтобы повесить такую ложку на стену, на ней необходимо сверху просверлить отверстие и вставить шнурок. Красиво будет смотреться с деревянной ложкой бечевка.

Обычно деревянные ложки легко найти, да и стоят они довольно дешево, поэтому вся ценность такого подарка в том, что вы приложили руку к созданию шедевра.

Также можно легко справиться с выжиганием на разделочной доске. Она может быть использована в быту, а может украсить кухню хозяина. Доски из бука — не лучший выбор для тех, кто хочет выжечь рисунок с мелкими деталями, на таких досках лучше всего выжигать слова, имена и так далее. Для мелких деталей лучше всего выбрать доску из вяза или липы, они достаточно просты и приятны в обращении.

Что касается узоров, то на деревянных досках лучше всего выжигать цветы, пейзажи, фрукты и все то, что напоминает вам о кухне. Также можно выжигать портреты животных, поздравительные надписи.

На любой деревянной поверхности можно сделать красивый рисунок пирографом своими руками, нужно лишь проявить достаточно терпения и иметь желание сделать красоту. Поэтому помните, что все в ваших руках! Удачного творчества!

Видео по теме статьи

Если вы увлеклись темой выжигания на дереве, ознакомьтесь с видео-подборкой по этой теме.

knittochka.ru

Проект "Выжигание по дереву" | Обучонок

Автор исследовательской работы: 

Кострюкова Майя

Руководитель проекта: 

Журкина Светлана Александровна

МБОУ Никитинская средняя школа Починковского района Нижегородской области

В данном творческом проекте по технологии на тему "Выжигание по дереву" учащаяся начальных классов школы изучает материалы, связанные с необычным для девочки хобби - пирографией. В творческой работе представлены авторские работы на выжигание по дереву ученицы 4 класса школы.

В исследовательской работе по технологии "Выжигание по дереву" ученица 4 класса начальной школы исследует историю возникновения выжигания по дереву, изучает технологию изготовления панно и основные инструменты, необходимые для работы.

Автор исследовательского проекта по технологии "Выжигание по дереву" выясняет основные виды выжигания, дополняет работу наглядными иллюстрациями и приводит весомые аргументы в пользу данного хобби.

Авторская творческая работа по технологии "Выжигание по дереву" полезна для читателей тем, что позволяет изучить основные правила техники безопасности при работе с выжигателем, и, вдохновившись, сотворить настоящий шедевр своими руками.

Оглавление

ВведениеГлава 1. История выжигания по дереву.1.1. Откуда нам известно выжигание?1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам.1.3. Выжигание по дереву в наше время.Глава 2.Технология изготовления панно.2.1. Подготовка материала к выжиганию.2.2. Инструменты и приспособления.2.3. Различные виды выжигания.Глава 3. Польза выжигания.Глава 4. Техника безопасности.ЗаключениеИспользованная литература.

Введение

Выжигание по дереву, или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно приносит радость как детям, так и взрослым. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивает тонкую моторику руки и усидчивость, что особенно важно для развития ребёнка. Современные выжигательные приборы очень удобные и абсолютно безопасны при соблюдении правил эксплуатации.

Выжигание по дереву - это целая философия! Мастер-пирограф с помощью стихии огня и дерева выражает состояние своей души, свои мысли и чувства и воплощает их в материальном мире в виде произведений своего искусства.

С помощью выжигания по дереву можно создать не только замечательную картину, но и украсить любой деревянный предмет - шкатулку, рамку для фотографий, разделочную доску и, даже, предметы мебели - табуретку, полку, стол.

1. История выжигания по дереву

В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.

Декоративное украшение деревянных изделий было известно на Руси еще в IX – X вв. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева, использовать его пластические свойства.

1.1. Откуда нам известно выжигание?

Так уж устроен человек, что помимо удовлетворения своих естественных потребностей в еде и крове он всегда стремился реализовать и свой творческий потенциал, и свое видение прекрасного.

Именно отсюда и берет, наверное, свое начало такая техника декоративно-прикладного искусства, как выжигание, органично вплетающаяся в практически каждую культуру совершенно, казалось бы, различных народов мира. Об этом свидетельствуют артефакты, обнаруженные при раскопках на самых разных континентах.

Интересно, что возраст некоторых предметов быта, декорированных выжженным узором и найденных на территории современного Перу, составляет около семисот лет до нашей эры.

А вот древние китайцы традиционно употребляли выжигание для украшения бамбуковых палочек, изображая на последних иероглифы или элементы окружающей природы. Согласно одной из легенд, родоначальником этой техники в Китае был мастер У Тянь из провинции Юньнань, живший во времена династии Цин, который однажды, находясь вблизи печки слегка подшофе, впервые (и совершенно случайно) использовал выжигание для нанесения на палочки изображений цветов, птиц и животных.

1.2. От народных промыслов к глубоким художественным образам

Далее выжигание становится неизменным этническим атрибутом народных промыслов, при помощи которого на одежду, предметы домашней утвари и элементы жилища наносились различные культовые символы. При этом собственно выжигание по дереву было всего лишь своеобразной ветвью целого художественного направления (включающего в себя и выжигание по коже, а также - шелку).

Изначально для этой техники основным инструментом служили металлические иглы, стержни (вплоть до кочерги и шпаги в средние века) или специальной заточки клейма, раскаленные в огне костра, жаровен или (несколько позже) спиртовой или газовой горелки.

Начиная со средних веков, выжигание по дереву делает серьезный шаг от сугубо народных промыслов в сторону высокого искусства. Именно тогда многие именитые мастера живописи (например, Рембрандт) начинают применять эту технику в своем творчестве в качестве художественного приема.

Но особую популярность в массовом искусстве выжигание по дереву приобрело в двадцатом столетии, после изобретения французским доктором Пакеленом термокаутера (созданным для прижигания поврежденных кровеносных сосудов), что дало начало появлению современным электрическим приборам для выжигания.

1.3. Выжигание по дереву в наше время

Сегодня выжигание по дереву доступно практически всем, желающим освоить эту увлекательную технику, условно разделяющуюся пирографию и пиротипию. Пиротипия является своеобразным клеймением деревянной поверхности, наиболее характерным для массового декора различных изделий из дерева. А пирографией называется непосредственное выжигание по дереву в виде рисунка, производимое вручную.

Как правило, художественное выжигание лучше выглядит на светлой древесине лиственных пород деревьев, для которых не характерны яркие годичные кольца (например, липа, ольха, клен, осина). Поверхность такой заготовки должна быть гладкой и матовой, поэтому выжигание по дереву производят на предварительно отшлифованной наждачной бумагой плоскости.

Как видите, все достаточно просто, но только в руках настоящих мастеров на свет появляются удивительные, вызывающие неподдельное восхищение произведения декоративно-прикладного искусства!

2. Технология изготовления панно

2.1. Подготовка материала к выжиганию

Выбираем деревянную основу для первых работ

На первых порах лучше выбирать дощечки из мягкой, светлой, однородной древесины, которая обязательным образом шлифуется для идеально ровного и гладкого состояния. Такой древесиной богаты деревья березы, липы, ольхи, тополя. На таких заготовках легче выжигать и не нужно подстраиваться под структуру дереву.

Обычно новички выжигатели используют фанеру, которая легче поддается обработке, доступный в продаже и достаточно бюджетный материал. После того, как вы набьете руку и научитесь работать с деревом, можно приступать к древесине с неоднородной структурой, которая поможет акцентировать внимание на некоторых деталях таких, как облака, вода, деревья или, например, полоски на шкуре зебры и тигра.

Рисунок для выжигания можно нарисовать от руки простым карандашом либо перенести его на дощечку при помощи копировальной бумаги. Минусом такого способа является то, что линии, прорисованные при помощи копировальной бумаги, расплываются при нагреве и трудно стереть при необходимости.

Идеальным вариантом для переноса рисунков на доску является черная графитовая бумага для светлой древесины и белая графитовая бумага для нанесения рисунка на очень темное или заранее обожженное дерево.

Кроме того, можно приклеить папиросную бумагу с узором на древесину и по ней выжечь изображение, при этом поверхность дощечки не запачкается, а бумага при нагревании будет плавиться. При помощи выжигательного аппарата можно выжечь различные картинки, надписи, узоры, логотипы.

Новичкам не следует выбирать на первых порах сложные по выполнению рисунки и узоры, сначала лучше набить руку на несложных изображениях средних по размеру, составленных из миниатюрного количества линий и штрихов.

2.2. Инструменты и приспособления

Как правильно выбрать инструмент для выжигания

Первым шагом в освоении искусства выжигания является приобретение выжигательного прибора, в идеале, если такой прибор будет подпитываться от электричества. Также необходимы небольшие дощечки или куски фанеры, выпиленные нужной формы.

Их необязательно выпиливать самим, достаточно приобрести несколько вариантов в специализированных магазинах. Там же, кстати, продают и деревянные фигурки всевозможных размеров и форм, уже готовые дощечки в рамках, с нанесенными на них эскизами от самых элементарных до невероятно сложных изображений.

При выборе выжигательного аппарата, многие задаются вопросом, а можно ли выжигать по дереву паяльником? Наш ответ, конечно можно! Это самый простой способ выжигания узоров по дереву в домашних условиях, доступный каждому.

Единственной сложностью в работе выжигания пальником является то, что нужно использовать паяльники разных диаметров. Но если вы решили приобрести специализированный аппарат по выжиганию по дереву, а не паяльник, помните, для начинающих выжигателей идеальным вариантом будет выжигатель в форме ручки, которым вы просто будете рисовать по шаблону.

К такому инструменту обычно прилагаются скобочки и шпильки, которые ставятся в основание рукоятки выжигателя, они то и формируют различные по толщине и цвету линии узоров.

Выжигатель по дереву непосредственно перед работой должен быть нагрет по максимуму, об этом будет свидетельствовать наконечник, раскаленный до темно-красного цвета.

Выполнение выжигания по дереву сводится к постоянному изменению наклона и накала, а иногда и размеров пера, что позволяет добиться различной глубины прожженной линии, а значит, и по цвету она будет отличаться. Оттенки разной по глубине линии колеблются от светлых коричневых до насыщенных темных коричневых.

2.3. Различные виды выжигания

Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, каким образом, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины.

Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам, когда линиями выжигаются только контуры предметов.

Выжигание по контурам

Часто применяется силуэтное выжигание, при котором силуэты людей, животных, растений, геометрических фигур, букв или фон, на котором силуэты показаны, выжигаются сплошь.

Силуэтное выжигание

Любители выжигания часто применяют и так называемое декоративное выжигание, при котором сочно выжигаются контуры и так же сочно показываются тени.

Декоративное выжигание

Наибольшая живописность достигается при выжигании с передачей оттенков светотени. Это наиболее трудный вид выжигания, требующий умения хорошо рисовать и большого опыта по выжиганию.

Выжигание с передачей оттенков светотени

3. Польза выжигания

Чем полезно выжигание по дереву детям?

Выжигание по дереву несет в себе несколько полезных функций.

Во-первых, ребенок занят делом.

Во-вторых, творческий процесс с очевидным результатом приносит удовлетворение.

В-третьих, ребенок может своими руками сделать подарок родителям, бабушке, дедушке, другу, учителю. В таком подарке будет вложена частичка детской души, что придает ему еще большую ценность.

В-четвертых, занятия выжигания по дереву вырабатывают у детей усидчивость, аккуратность, внимание и даже сноровку.

В-пятых, ребенок осознает, что такое реальный труд, как сладостны его плоды. Шаг за шагом он шлифует свое мастерство. Постепенно на смену банальным разделочным доскам с рыбками или елочкой приходят уже настоящие шедевры: оригинальные фоторамки, шикарные шкатулки и т.п.

4. Правила техники безопасности при работе с выжигателем

Особая осторожность при работе с электровыжигателем:

  • работай в проветриваемом помещении;
  • проверяй состояние изоляции токопроводящих частей;
  • по окончанию работы не забывай выключать электровыжигатель из розетки.

Заключение

Для того чтобы выполнить работу нужно знать определенные правила при работе с древесиной: как правильно ее подготовить, какая древесина лучше подходит, как обработать уже готовую работу и др.

Мне кажется что художественное выжигание по дереву, это очень увлекательное занятие. Свои знания и умения в своем увлечении, я хотела бы разнообразить и развивать в дальнейшем.

Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:

obuchonok.ru

Выжигание по дереву

Еще относительно недавно выжигание по дереву было самым «модным» хобби советских пионеров. Мальчишки, а часто и девчонки, старательно выжигали на деревянных дощечках поздравления с 8 марта мамам и бабушкам, «открытки» ко дню рождения...

В наше время выжигание по дереву (пирография) становится интересным увлечением не только школьников, но и взрослых. К тому же, выжигать можно не только по дереву, но и, например, по синтетическим тканям, получая замечательные воздушные кружева.

Выжигание по дереву – одно из популярнейших народных ремесел, глубоко связанное с традициями народного творчества. Зародилось искусство декоративного выжигания вместе с остальными видами декоративной обработки древесины: резьбой, точением, живописью по дереву. В наши дни выжигание используется и как самостоятельный прием декорирования деревянных изделий, и в сочетании с другими декоративными приемами.

Выжиганием можно получать очень красивые декоративные эффекты и оформлять таким образом мебель, всевозможные шкатулки, тарелки, разделочные доски, хлебницы и т.д. Кроме того, с помощью выжигания можно сделать великолепные сувениры, которые станут изюминкой дизайна интерьера в этно-стиле.

Для выжигания используется специальный прибор – электровыжигатель. Рабочий элемент электровыжигаетеля – ручка с металлическим пером на конце. Перо (штифт) изготавливается из нихромовой проволоки различной толщины. Подбирая толщину пера, можно добиваться различной толщины линий в узорах.

Выжигатель раскаляется до очень высокой температуры, поэтому при работе обязательно следует соблюдать технику безопасности и не допускать соприкосновения частей одежды или волос с пером выжигателя!

Порядок работы при выжигании по дереву

Для выжигания необходимо, в первую очередь, подобрать подходящую древесину. Лучше всего для выжигания подходят: липа, береза, ольха, тополь, каштан. Эти породы достаточно мягкие, светлые и имеют более однородную структуру волокон. В качестве основы можно также использовать фанеру – она наиболее подходит для новичков благодаря своей дешевизне.

Перед выжиганием поверхность дерева обязательно обрабатывают: циклюют, зачищают наждачной шкуркой и при желании шлифуют порошком мела с водой. Древесина должна быть обязательно сухой перед началом выжигания. Далее на поверхность наносят необходимый узор. Это можно сделать при помощи обычной копировальной бумаги.

Кроме того, можно наклеить на основу папиросную бумагу с нанесенным на нее рисунком. По мере выжигания бумага удаляется. Такой способ предохраняет обрабатываемую поверхность от загрязнения.

Ручку выжигателя следует брать как обычный карандаш. С помощью регулятора температуры необходимо установить требуемую степень накала пера и можно приступать к работе. Определить готовность пера к работе можно по его цвету – цвет должен быть темно-красным.

Для получения тонких линий перо выжигателя следует вести быстро, для получения толстых – более медленно. Нельзя слишком сильно прижимать перо к поверхности древесины, слишком замедлять ход пера. По окончанию ведения линии перо следует быстрым движением оторвать от поверхности.

Выжигать следует одновременно несколько разных участков. Это необходимо для того, чтобы избежать появления промежуточных прожигов, которые образуются из-за сильного нагрева древесины при выжигании соседних участков узора. Поэтому необходимо возвращаться к выжиганию соседних участков лишь спустя некоторое время – чтобы древесина успела остыть.

Меняя наклон и накал пера, можно получить различные по толщине и цвету линии: от светло-коричневых до темных. Однако слишком обугленные края выжженной канавки говорят о слишком высокой температуре пера.

Законченную работу следует очень осторожно обработать мелкозернистой наждачной бумагой. После этого работу можно расписать акварельными, масляными или акриловыми красками, покрыть воском или лаком.

strana-sovetov.com


Смотрите также