Содержание
что делать и как устранить
Самая нежелательная и для многих пугающая лампочка на приборной панели Форд Фокус 2, да и практически всех современных автомобилей — Check Engine. Проверьте двигатель. Мало того, что конкретики в этом сигнале никакой, большинство водителей впадают в панику и чуть ли не на эвакуаторе добираются до диагностики на СТО. Как устранить ошибку Check Engine и что она может значить, интересует многих.
Содержание
- 1 Чек двигателя, что это такое
- 1.1 Определяем причину ошибки Check Engine
- 1.2 Диагностика
- 1.3 Что вызывает Check Engine чаще всего
- 2 Как сбросить ошибки и избавиться от Check Engine
Чек двигателя, что это такое
Так выглядит ЧЕК на Фокусе 2 в рестайлинге.
Если на панели засветилась пиктограмма Check Engine, паниковать не стоит.
![]()
Да, ошибка может быть вызвана предсмертной конвульсией двигателя, но этому должна была бы предшествовать целая цепочка неисправностей, сигналов о сбоях и ошибках. Дыма без огня не бывает, поэтому любое нарушение в работе или настройках систем мотора может сопровождаться горящей пиктограммой Check Engine.
Не стоит паниковать, но и отмахиваться от проблемы тоже не нужно. Изначально, на старых автомобилях, оранжевая пиктограмма с изображением мотора говорила о сбоях в системе питания, как правило, о проблемах с карбюратором. Но по мере усложнения конструкции двигателей и увеличения количества управляющей электроники, причиной, вызвавшей ошибку может быть все что угодно — от пробитого на массу высоковольтного провода, до плохого качества бензина.
Определяем причину ошибки Check Engine
Форд Фокус второго поколения нашпигован датчиками и электроникой, а причиной появления ошибки может быть выход из строя одного из датчиков или же изменение условий его работы.
![]()
Методом научного тыка решить проблему почти невозможно. Если повезёт, без точной диагностики мы можем угадать, что пора менять свечи, заменить их и лампа потухнет. Но она может гореть и из-за недостаточного уровня антифриза в бачке, неплотно закрытой крышке топливного бака или отсутствии контакта на одном из миллиона датчиков в салоне, моторе или на кузове. Угадать проблемную цепь — огромное везение.
Диагностика
Простейший дешевый диагностический сканер.
Для точного определения причин появления сообщения Check Engine придётся использовать специальный диагностический компьютер, который подключается к CAN-шине автомобиля и считывает всю информацию с электронного блока управления об ошибках.
После сканирования системы компьютер выдаст список ошибок (а они обязательно будут), по этому списку специально обученный диагност определяет наиболее вероятную причину появления Check Engine.
Коды неисправностей обозначаются литерой и набором цифр, к примеру, P1139 Water in Fuel Indicator Circuit, что означает попадание воды в систему питания. Или P202A Reductant Tank Heater Control Circuit / Open — разгерметизация или отсутствие контактов на датчиках системы охлаждения. Check Engine погаснет только тогда, когда реальная неисправность будет устранена.
Что вызывает Check Engine чаще всего
Однако в поле или в дальней дороге диагностические центры встречаются редко. Да и срабатывание индикатора Check Engine зачастую имеет более банальные причины:
- Уровни эксплуатационных жидкостей. Как правило, пиктограмма загорается из-за низкого уровня масла. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть капот и проверить его и при необходимости долить. Лампа погаснет, но не сразу, а через 8-12 минут. Такое поведение лампы может наблюдаться при полном отсутствии проблем в работе двигателя и нормальном расходе топлива.
Самая распространённая причина загорания «Джеки Чана» кроется в низком уровне масла двигателя.
- Свечи, высоковольтные провода. В этом случае Check Engine будет сопровождаться нестабильной работой мотора, плохими холостыми, провалами, троением двигателя, плохим пуском и высоким расходом бензина. Такое поведение двигателя характерно для мокрой погоды или после мойки мотора, когда свечи и высоковольтные провода заливаются водой. Стоит их просушить, как индикатор тухнет и мотор работает нормально.
Далее идут свечи зажигания и ВВ-провода.
- Пустой бак. Фордовские датчики бдительно следят не только за качеством, но и за количеством топлива. Check Engine может загореться и тогда, когда в баке осталось около семи литров бензина. Достаточно бензонасосу захватить минимум воздуха, система тут же отреагирует на это чеком двигателя.
- Забитый топливный фильтр. Подача топлива уменьшится, давление в системе упадёт, но прежде чем загорится чек, мы сможем определить проблему по провалам при разгоне и на высоких оборотах.
То же касается производительности бензонасоса.
НА большом пробеге засоряется топливный фильтр в бензонасосе.
- Забитые форсунки. Похожая история. Недостаток топлива и перебои с его подачей ведут к таким же симптомам и индикации Check Engine.
Забитые форсунки нуждаются в прочистке.
- Проблемы с катализатором и лямбда-зондами. На Фокусах с внушительным пробегом чек может загореться из-за отработавшего свой ресурс катализатора. То же касается и датчиков кислорода, может потребоваться их замена.
Внутренности катализатора. Готовимся к замене.
- Герметичность системы питания. Наиболее часто встречающаяся причина появления ошибок — неплотно закрытый бак. В этом случае из-за подсоса воздуха давление в системе падает.
- Искра и катушка зажигания. Пропуски в искрообразовании часто становятся причиной появления ошибок. Проверяем искру и катушку, делаем выводы.
В случае поломки катушки зажигания увеличивается расход топлива, её меняют.
- Датчик массового расхода воздуха. Его проверка мультиметром займёт несколько минут, но этот датчик также часто приводит к появлению ошибки.
Как сбросить ошибки и избавиться от Check Engine
Самый правильный и надёжный способ убрать с панели пиктограмму чек двигателя — устранить неисправность, но для этого необходимо пройти полную диагностику на компьютере и изучить коды ошибок. Сбрасывание минусовой клеммы с аккумулятора только временно потушит индикатор, а неисправность может привести к более дорогостоящему ремонту. Поэтому, если не удалось устранить ошибку в гараже, лучше воспользоваться услугами как минимум диагностического центра, где с большой долей вероятности укажут на проблемы с двигателем. Удачи всем в дороге и пусть Check Engine на панели загорается как можно реже!
Почему горит чек на Ваз 2110, инжектор, 8 клапанов, 16 клапанов
Двигатели, устанавливаемые на автомобиль ВАЗ 2110, управляются электроникой и имеют многочисленные датчики, информация из которых обрабатывается блоком управления работой двигателя. При наличии каких-либо неполадок на приборной панели загорается контрольная лампочка Check Engine. Наличие подобного предупреждения свидетельствует о серьезных проблемах двигателя, поэтому необходимо как можно скорее доставить автомобиль в сервис и провести соответствующую диагностику с устранением неполадок. В данной статье мы расскажем вам, почему на 8 и 16-клапанных двигателях ВАЗ 2110 загорается чек.
Вышедшие из строя свечи зажигания
Если на приборной панели вашего ВАЗ 2110 загорелся чек двигателя, в первую очередь необходимо обратить внимание на состояние свечей и высоковольтных проводов. Со временем зазор свечей зажигания изменяется, в результате в цилиндрах отсутствует искра, а соответствующие датчики определяют наличие проблемы. Именно поэтому, как только загорелась подобная сигнализация, необходимо выполнить проверку свечей на предмет наличия искры. Автовладельцу также следует осмотреть состояние высоковольтных проводов, которые могут иметь механические повреждения, что и приводит к неправильной работе силового агрегата в ВАЗ 2110. Помните о том, что свечи необходимо регулярно менять, что и позволит избежать подобных проблем с двигателем автомобиля.
Проблемы с дроссельной заслонкой
Проблемы может доставить датчик, расположенный на дроссельной заслонке. К сожалению, самостоятельно выполнить диагностику в данном случае не представляется возможным. Автомобиль необходимо отбуксировать в сервис, где с помощью специального оборудования специалисты считают ошибки с дроссельной заслонки или же определят иные проблемы с двигателем, которые могут приводить к загоранию лампочки Check Engine.
Поломка датчика массового расхода воздуха
Загораться сигнализация неисправного двигателя может также при проблемах с расходомером воздуха. Такой датчик (ДМРВ) часто выходит из строя или же начинает работать неправильно, что и приводит к неполадкам в моторе. Косвенно определить проблемы с датчиком массового расхода воздуха в двигателе ВАЗ 2110 можно по существенно увеличивающемуся расходу топлива. Отметим, что эксплуатироваться двигатель с подобными поломками не рекомендуется, поэтому если загорелся Check Engine и увеличился расход топлива, лучше всего подъехать на сервис и провести качественную компьютерную диагностику. Стоимость запчастей и ремонтных работ в данном случае не слишком высока, что и позволит полностью восстановить работоспособность вашего автомобиля.
Заправка некачественным топливом
Лампочка Check Engine может загораться сразу же после заправки некачественным топливом. Такое грязное и некачественное топливо, попадая в двигатель, неизменно вызывает повышенную детонацию и неправильную работу системы впрыска, и в итоге блок управления работой мотора получает ошибки от встроенных датчиков и загорается чек на приборной панели. В том случае, если такая сигнализация загорелась сразу же или же вскоре после заправки, с большой долей вероятности виной тому является некачественное топливо. Эксплуатировать автомобиль в данном случае не рекомендуется. Необходимо вызвать эвакуатор, отвезти машину на сервис, где специалисты комплексно продиагностируют машину и выполнят очистку топливной системы. В противном случае возможно повреждение инжектора, что приведет к дорогостоящему ремонту двигателя.
Недостаточное давление масла в системе
Check Engine может загораться при наличии проблем в работе системы смазки. Так, например, при недостаточном давлении масла или же в случаях поломок масляного насоса, который не прокачивает смазку, неизменно возрастает температура двигателя и загорается соответствующее предупреждение на приборной панели. Одновременно может загораться лампочка недостаточного давления масла.
Проблемы в работе катушек зажигания
Высоковольтные катушки зажигания и проблемы в работе этих узлов также могут приводить к появлению соответствующего предупреждения на приборной панели. Косвенно определить подобные неполадки можно по характерной дрожи автомобиля на холостых оборотах. Автовладелец может проверить, имеется ли на катушке ток и не ослаблены ли контакты высоковольтных проводов. При наличии проблем с катушками их лучше всего заменить комплектом. На двигателе ВАЗ 2110 имеется четыре высоковольтных катушки, стоимость которых находятся на доступном уровне, а с такой заменой справится каждый автовладелец.
Поломки лямбда-зонда
На 16-клапанных модификациях двигателя ВАЗ 2110 устанавливается лямбда-зонд, который отвечает за анализ отработанных газов. Со временем на поверхности такого лямбда-зонда появляется слой отработанного масла, что приводит к проблемам с точностью показателей датчика. В результате загорается сигнализация Check Engine, а автомобиль необходимо отвести в сервис. Самостоятельно определить проблему с лямбда-зондом невозможно. Только лишь при диагностике автомобиля на специальном оборудовании можно определить соответствующие коды ошибок, на основании чего и будут выявлены проблемы с лямбда-зондом. Этот элемент не подлежит ремонту и при поломках просто меняется на новый.
Прогоревший катализатор
Проблемы с катализатором также могут привести к появлению Check Engine. Косвенно выявить подобные проблемы можно за счёт появления нехарактерного звука выхлопа, мотор при этом начинает усиленно дымить. Необходимо на СТО проверить катализатор и при выявлении проблем с этим узлом его необходимо заменить на новый или же вырезать. Использовать же машину с повреждённым катализатором не рекомендуется, так как подобное может привести к различного рода серьезным поломкам, в том числе и к необходимости выполнения капитального ремонта силового агрегата.
Глоссарий датчиков двигателя
| Actron
Что такое датчики двигателя и для чего они?
Компьютер двигателя или электронный блок управления (ECM) и связанные с ним датчики контролируют почти все аспекты работы двигателя. Следующий глоссарий терминов определяет 17 наиболее распространенных датчиков и других компонентов современного автомобиля с компьютерным управлением.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (CTS)
Измеряет температуру в системе охлаждения, поэтому компьютер может вносить коррективы в зависимости от рабочей температуры двигателя. Также можно управлять сигнальной лампой на приборной панели.
- Датчик положения коленчатого или распределительного вала
Контролирует вращение двигателя и точно сообщает компьютеру, когда следует активировать топливные форсунки или искру зажигания.
- Датчик детонации (детонации)
Прислушивается к «пингу» двигателя, чтобы компьютер мог замедлить момент зажигания и, таким образом, уменьшить выбросы и перегрев.
- Электронный блок управления (ECM/компьютер)
Управляет опережением зажигания, подачей топлива и выбросами. Непрерывно принимает сигналы от датчиков и устройств ввода на двигателе или рядом с ним; отправлять управляющие сигналы на клапаны, контроллеры и другие устройства вывода. Сохраняет коды неисправностей и предупреждает водителя о необходимости обслуживания.
- Клапан рециркуляции отработавших газов (EGR)
Направляет определенное количество отработавших газов в воздухозаборник двигателя для снижения температуры сгорания и сокращения выбросов, особенно NOx.
- Датчик положения клапана рециркуляции отработавших газов
Обнаруживает открытие клапана рециркуляции отработавших газов, чтобы компьютер мог внести коррективы для оптимизации производительности.
- Топливная форсунка
Впрыскивает топливо во впускной коллектор. Компьютер точно сообщает форсунке, когда и сколько топлива впрыскивать, чтобы произвести необходимое количество энергии.
- Привод управления холостым ходом
Регулирует холостой ход в соответствии с указаниями компьютера, чтобы предотвратить колебания холостого хода и снизить выбросы.
- Датчик абсолютного давления в коллекторе (MAP)
Считывает изменение давления в коллекторе. Компьютер использует эту информацию для регулировки опережения зажигания и соотношения воздух/топливо.
- Датчик массового расхода воздуха (MAF)
Измеряет массу воздуха, проходящего через воздухозаборник двигателя, чтобы компьютер мог компенсировать изменения высоты и температуры.
- Клапан принудительной вентиляции картера (PCV)
Направляет частично сгоревшие газы из картера в камеру сгорания для улучшения топливной экономичности и сокращения выбросов, а также для предотвращения образования шлама и коррозии.
- Кислородный датчик
Измеряет процентное содержание кислорода в выхлопных газах и сообщает компьютеру, является ли топливно-воздушная смесь слишком богатой или слишком обедненной.
- Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
Отслеживает положение педали акселератора и тяги дроссельной заслонки, чтобы компьютер мог точно регулировать топливно-воздушную смесь.
Понимание датчиков двигателя
Образование
Хотя их индивидуальные конфигурации могут отличаться, функция любого датчика двигателя заключается в предоставлении входных данных, которые обрабатывает модуль управления трансмиссией (PCM) для управления выходными функциями, такими как соотношение воздушно-топливной смеси, режим впрыска топлива, опережение зажигания, распределительный вал. синхронизация, открытие дроссельной заслонки и скорость холостого хода.
Хотя тема датчиков управления двигателем может показаться темной и загадочной, датчики двигателя выполняют общие функции во всех современных автомобилях. Хотя их индивидуальные конфигурации могут различаться, функция любого датчика двигателя заключается в предоставлении входных данных, которые модуль управления трансмиссией (PCM) обрабатывает для управления выходными функциями, такими как соотношение воздушно-топливной смеси, режим впрыска топлива, опережение зажигания, синхронизация распределительного вала. , открытие дроссельной заслонки и скорость холостого хода. Входные данные обрабатываются набором математических уравнений, запрограммированных в логической системе PCM. Этот цикл ввода, обработки и вывода называется операцией «замкнутого цикла».
ТИПЫ ДАТЧИКОВ ДАННЫХ
В основном, датчики данных двигателя предназначены для измерения температуры, давления, положения, скорости, расхода воздуха и химического состава выхлопных газов. Датчики измерения температуры включают датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT) и датчик температуры впускного воздуха (IAT). Датчик ECT жизненно важен, потому что PCM основывает некоторые расчеты топлива на температуре охлаждающей жидкости двигателя. Точно так же PCM может основывать некоторые расчеты опережения зажигания и соотношения топлива на данных датчика IAT.
Как правило, ECT и IAT получают 5-вольтовое «опорное» напряжение питания от PCM. Поскольку электрическое сопротивление термочувствительного или «термисторного» датчика изменяется в зависимости от температуры, выходное напряжение ECT и IAT может, например, находиться в диапазоне от 3,5 вольт при 50 градусах по Фаренгейту до 0,35 вольт при 230 градусах по Фаренгейту. Эти напряжения и температуры, как правило, должны быть одинаковыми для датчиков ECT и IAT после того, как двигатель «замокнет» в течение ночи. Для повышения точности некоторые производители используют двухступенчатые датчики ECT, которые резко изменяют сопротивление в заданной точке температурного диапазона. Следовательно, важно понимать, что одна диагностическая стратегия не подходит для всех датчиков.
ДАТЧИКИ ДАВЛЕНИЯ
Данные атмосферного давления или «барометрического» датчика необходимы для правильных расчетов подачи топлива и опережения зажигания. При первом включении зажигания барометрический датчик регистрирует изменения барометрического давления, вызванные изменениями погоды и местной высотой над уровнем моря. Когда двигатель запускается, барометрический датчик измеряет разницу между зарегистрированным барометрическим давлением снаружи и внутри впускного коллектора. На уровне моря барометрическое давление может упасть с 29,5 рт. ст. (дюймы ртутного столба) снаружи коллектора до 22,0 дюймов ртутного столба внутри коллектора. Этот перепад давления называется абсолютным давлением в коллекторе (MAP), и поэтому «барометрический» датчик называется датчиком «MAP».
Сигнал, генерируемый датчиком MAP, обычно представляет собой сигнал напряжения в диапазоне от чуть более 1,0 В на холостом ходу до примерно 4,5 В при полностью открытой дроссельной заслонке. Сигналы от других типов датчиков MAP, таких как те, которые используются в старых двигателях Ford, генерируют сигналы барометрического давления с частотой от 159 Гц (Гц) на уровне моря до примерно 138 Гц на высоте 8000 футов.
ДАТЧИКИ MAF
Несмотря на то, что за последние двадцать лет датчики массового расхода воздуха (MAF) приняли множество различных конфигураций, современные датчики массового расхода воздуха обычно используют конструкцию «горячей проволоки», в которой слабый электрический ток используется для нагрева металлической проволоки. По мере увеличения потока воздуха, проходящего через проволоку, проволока охлаждается, а если поток воздуха уменьшается, проволока нагревается. При этих изменениях температуры изменяется электрическое сопротивление провода, что также меняет протекание электрического тока по проводу. Наиболее распространенной причиной ошибок калибровки датчика массового расхода воздуха является скопление грязи или смазки на узлах нагревательной проволоки, поскольку это и другие загрязнения изменяют термическую чувствительность нагревательной проволоки.
PCM измеряет поток воздуха в грамм в секунду, поступающий в двигатель, путем измерения силы тока, протекающего по проводу. Сигнал, генерируемый датчиком массового расхода воздуха, может быть сигналом напряжения (аналоговым) или цифровым сигналом (частотным). В некоторых приложениях датчик массового расхода воздуха используется для расчета атмосферного давления и давления в коллекторе. В других приложениях MAF отдельный датчик барометрического давления или MAP регистрирует барометрическое давление и давление в коллекторе и добавляет резервные данные для датчика массового расхода воздуха.
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ: Чтобы точно рассчитать момент зажигания двигателя, PCM также должен знать положение коленчатого вала двигателя. Датчик положения коленчатого вала (CKP) может быть двухпроводным переменным сопротивлением или трехпроводным датчиком Холла. Датчик переменного магнитного сопротивления посылает сигнал переменного напряжения (в среднем около 3,5 вольт во время проворачивания коленчатого вала) в PCM, когда сопротивление коленчатого вала проходит через магнитное поле, создаваемое сопротивлением коленчатого вала. Reluctor обычно представляет собой зубчатое кольцо, подобное тем, которые можно увидеть на полуосях, предназначенных для антиблокировочных тормозных систем (ABS).
Датчик Холла — это более точный датчик, использующий затворное колесо для измерения положения коленчатого вала. Когда колесо затвора проходит через магнитное поле, создаваемое датчиком Холла, твердотельный переключатель внутри датчика Холла включает и выключает сигнал опорного напряжения. В то время как датчик переменного магнитного сопротивления генерирует относительно неточный переменный ток и аналоговый сигнал, датчик Холла генерирует очень точный цифровой сигнал включения/выключения. Оба датчика предназначены для измерения как положения, так и скорости вращения коленчатого или распределительного вала.
Более современная версия датчика Холла, называемая «магниторезистивным» датчиком положения, также может измерять положение невращающегося вала и определять направление вращения. Хотя магниторезистивные датчики в основном используются в антиблокировочных тормозных системах, их также можно найти в некоторых приложениях датчиков коленчатого вала двигателя.
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ
Датчик положения дроссельной заслонки (TP) представляет собой обычный потенциометр или «потенциометр», который изменяет напряжение в зависимости от положения. Большинство датчиков TP питаются от источника опорного напряжения 5 В, подаваемого PCM. Большинство из них выдает около 0,8 вольта при закрытой дроссельной заслонке и максимум 4,5 вольта при полностью открытой дроссельной заслонке. Датчики положения дроссельной заслонки не следует путать с переключателями дроссельной заслонки, которые ограничиваются индикацией только закрытого, промежуточного и открытого положений дроссельной заслонки на многих ранних импортных автомобилях.
КИСЛОРОДНЫЕ ДАТЧИКИ
Термин «кислородный датчик» в настоящее время используется для описания кислородных датчиков на основе диоксида циркония. В зависимости от количества кислорода, содержащегося в потоке выхлопных газов, циркониевый датчик O2 генерирует нулевой сигнал, указывающий на обедненную топливную смесь, и сигнал 0,9 В, указывающий на «богатое» соотношение воздух/топливо в смеси. Большинство топливных систем рассчитаны на постоянное переключение примерно с 0,2 до 0,8 вольт, при этом 0,5 вольта указывают на «стехиометрический» или химически совершенный процесс сгорания. PCM обычно сохраняет диагностический код неисправности, когда датчик O2 теряет диапазон напряжения и чувствительность.
Датчики состава топливовоздушной смеси (AFR), напротив, обычно состоят из двух датчиков на основе диоксида циркония. Вместе они генерируют устойчивый сигнал высокого или низкого напряжения, указывающий на богатую или обедненную воздушно-топливную смесь. Работа датчиков AFR слишком сложна, чтобы описывать ее в этом пространстве, но достаточно сказать, что PCM измеряет соотношение воздух/топливо, измеряя очень небольшой электрический ток, протекающий в датчик AFR.
ДАТЧИКИ И КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Тремя точками отказа любого датчика являются датчик, проводка датчика или схема обработки датчика, содержащаяся внутри PCM. В зависимости от возможностей самодиагностики самого PCM можно использовать несколько стратегий для измерения производительности датчика.
Процесс, называемый рационализацией, ищет расхождения между тремя или более входными данными датчиков. Чтобы проиллюстрировать это, PCM может просматривать входные данные от положения дроссельной заслонки и значений частоты вращения двигателя, чтобы оценить входные данные от датчика массового расхода воздуха. Если входной сигнал массового расхода воздуха не соответствует открытию дроссельной заслонки и частоте вращения двигателя, может быть сохранен код неисправности, указывающий на неисправность датчика массового расхода воздуха.
Второй процесс обнаруживает обрыв, короткое замыкание и замыкание на землю. Например, отсоединенный датчик температуры охлаждающей жидкости (разомкнутая цепь) обычно показывает -40 градусов по Фаренгейту в потоке данных сканирующего прибора. Если два провода замкнуты вместе (короткое замыкание), указанная температура будет +300 градусов по Фаренгейту. Если PCM обнаружит какой-либо из крайних значений, он сравнит этот вход с датчиком температуры впускного воздуха.