Блог про Уаз. Датчики двигатель 409


Двигатель ЗМЗ-409.10 с ЭБУ Микас 7.x на УАЗ и ГАЗ, схемы, датчики

Двигатель ЗМЗ-409.10 бензиновый, 4-цилиндровый, рядный, инжекторный. Мощность 143 л.с. Двигатель ЗМЗ-409.10 изначально разрабатывался для установки на автомобили повышенной проходимости УАЗ Патриот и УАЗ Хантер. Но кроме того, двигатель ЗМЗ-409.10 ограниченно использовался в некоторых мелкосерийных модификациях автомобилей Волга ГАЗ-3110 и ГАЗель. 

Двигатель ЗМЗ-409.10 с ЭБУ Микас 7.x на автомобилях УАЗ и ГАЗ с нормами токсичности Евро-2, особенности, схемы, расположение датчиков, режимы работы ЭБУ.

Для управления двигателем ЗМЗ-409.10 используется электронная система управления двигателем (ЭСУД), основанная на электронном блоке управления МИКАС 7.x. Технически ЭСУД состоит из двух взаимосвязанных подсистем: управления впрыском и управления углом опережения зажиганием. Функционирующих синхронно с основным циклом работы двигателя.

Синхронизация работы подсистем выполняется по сигналам установленных на двигателе датчиков. Помимо датчиков в состав ЭСУД входит электронный блок управления (ЭБУ) и ряд исполнительных механизмов. ЭБУ и соответствующие жгуты проводки для двигателя ЗМЗ-409.10 выпускались в нескольких модификациях, в зависимости от модели используемого датчика массового расхода воздуха (ДМРВ).

Основные характеристики двигателя ЗМЗ-409.10.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2 с ДМРВ BOSCH 0280212014.

Схемка системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2 с ДМРВ Siemens HFM62C/11.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2 с ДМРВ BOSCH HFM-4.7 0280218037.

Назначение контактов разъема ЭБУ (Х1) Микас 7.x с датчиком массового расхода воздуха ДМРВ BOSCH 0280212014 на автомобилях УАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2.

Назначение контактов разъема ЭБУ (Х1) Микас 7.x с датчиком массового расхода воздуха ДМРВ Siemens HFM62C/11 на автомобилях УАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2.

Контакты разъема ЭБУ (Х1) Микас 7.x с датчиком массового расхода воздуха ДМРВ BOSCH HFM-4.7 0280218037 на автомобилях УАЗ и ГАЗ с двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-2.

Датчики электронной системы управления двигателем ЗМЗ-409.10.
Датчик синхронизации (датчик положения коленчатого вала) 23.3847 и ДС-1.

Устанавливается на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Используется для получения информации об угловом положении коленчатого вала при его вращении. В двигателе ЗМЗ-409.10 используется датчик положения коленчатого вала индуктивного типа, формирующий сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.

Момент прохождения заднего среза двадцатого зуба диска через продолжение оси датчика соответствует нахождению в верхней мертвой точке поршня первого/четвертого цилиндра. Отсчет номеров зубьев выполняется в направлении, противоположном вращению диска.

Датчик фазы (датчик положения распределительного вала) ДФ-1, 406.3847050-04, 406.3847050-05.

Устанавливается на головке блока цилиндров. Формирует сигнал в момент прохождения отметчика (отогнутая пластина на выпускном распределительном валу) в магнитном поле датчика. Момент появления сигнала с датчика фаз соответствует началу такта сжатия в первом цилиндре. При этом задний срез первого зуба диска синхронизации должен проходить через продолжение оси датчика положения коленчатого вала.

Датчик массового расхода воздуха 20.3855, BOSCH 0280212014/HFM5-4.7 BOSCH 0280218037, SIEMENS HFM62C/11.

Размещен между воздушным фильтром и ресивером. Используется для определения массового наполнения цилиндров воздухом.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) 406.1130000-01, BOSCH 0280122001.

Установлен на дросселе. Используется для определения работы двигателя (холостой ход, частичные нагрузки или полная мощность).

Датчик температурного состояния двигателя 19.3828.

Устанавливается на корпусе термостата и формирует для блока управления сигнал, позволяющий скорректировать подачу топлива и угол опережения зажигания в соответствии с температурой двигателя.

Датчик температурного состояния выпускного трубопровода (датчик температуры воздуха во впуске) 19.3828.

Устанавливается на впускной трубе. Формирует сигнал управления составом топливной смеси и углом опережения зажигания в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Датчик детонации СТ-305.

Устанавливается вблизи 4-го цилиндра со стороны впускной системы. Позволяет откорректировать угол опережения зажигания при возникновении детонации в процессе работы двигателя.

Исполнительные механизмы электронной системы управления двигателем ЗМЗ-409.10.
Электробензонасос Bosch 0580464044.

Установлен под кузовом (или в бензобаке) автомобиля. Он создает нужное давление в топливной рамке.

Электромагнитные реле питания и реле бензонасоса 111.3747.

Установлены в подкапотном пространстве автомобиля, они управляют соответствующими исполнительными устройствами.

Топливные форсунки SIEMENS VDO Automotive 9261 ZMZ DEKA 1А, SIEMENS VDO Automotive 6354 ZMZ DEKA 1D, Bosch 0280150560.

Установлены на впускной трубе. В двигателе ЗМЗ 409.10 ис­пользуются электромагнитные форсунки с ар­тикулом

Свечи зажигания А14ДВР.

Ввернуты в головку блока цилиндров по центру камер сгорания соответствующих цилиндров.

Катушки зажигания 406.3705.

В количестве 2 штук установлены на клапанной крышке. Каждая катушка подключена к двум свечам (катушка 1 — к цилиндрам 1 и 4, катушка 2 — к 2 и 3). Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах, в одном из которых выполняется такт сжатия (где и происходит воспламенение), а во втором — такт выпуска.

Регулятор холостого хода.

Установлен на ресивере впускной системы. Служит для дозирования количества воздуха, поступающего в двигатель в режимах пуска, прогрева и принудительного холостого хода (при закрытой дроссельной заслонке).

Режимы работы ЭБУ двигателя ЗМЗ-409.10.

ЭБУ двигателя ЗМЗ-409.10 может работать в трех режимах:

— Рабочем.— Вывода диагностической информации.— Работы с диагностическим оборудованием.

Стандартным режимом является рабочий. В данном режиме при включении зажигания контрольная лампа «Check Engine» загорается на несколько секунд, после чего, если не выявлены неисправности, гаснет. При наличии неисправностей контрольная лампа продолжает гореть.

Для перевода в режим вывода диагностической информации (режим самодиагностики) необходимо замкнуть между собой контакты 10 и 12 диагностического разъема, обычно находящегося в моторном отсеке автомобиля с правой стороны. Зависит от компоновки автомобиля, в котором используется двигатель ЗМЗ-409.10.

Режим вывода диагностической информации включает в себя два подрежима:

— Отображения кодов неисправностей.— Отображения состава рабочей смеси по кислородному датчику. Если данный датчик предусмотрен комплектацией автомобиля.

При отсутствии кислородного датчика соотношение бензина и воздуха в смеси определяется при настройке двигателя, а система может работать только в режиме отображения кодов неисправностей. Подрежим отображения кодов неисправностей активируется при включенном зажигании на неработающем двигателе, при этом миганиями контрольном лампы отображаются сохраненные в памяти ЭБУ ошибки.

Подрежим отображения состава рабочей смеси по кислородному датчику активируется при запуске двигателя. ЭБУ должен находиться в режиме вывода диагностической информации. При нормальном составе смеси контрольная лампа мигает с частотой 1 раз в секунду.

На холостом ходу, с ростом оборотов двигателя частота мигания контрольной лампы увеличивается. При переобогащенной смеси лампа горит постоянно, а при обедненной смеси выключается. Режим работы с диагностическим оборудованием предназначен для взаимодействия с диагностическим тестером.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Комплексная микропроцессорная система управления КМПСУД ЗМЗ-409

Комплексная микропроцессорная система управления (КМПСУД) двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-0 и Евро-2 автомобилей УАЗ предназначена для управления впрыском топлива и углом опережения зажигания двигателя.

Функционально система управления состоит из двух подсистем : подсистемы управления впрыском топлива и подсистемы управления углом опережения зажигания (УОЗ). Обе подсистемы взаимосвязаны и работают синхронно с основным циклом работы двигателя. Синхронизация работы подсистем осуществляется по сигналам датчиков, установленных на двигателе. 

Комплексная микропроцессорная система управления ЗМЗ-409 Евро-0 и Евро-2, состав системы.

Система управления двигателем ЗМЗ-409.10 Евро-0 и Евро-2 состоит из микропроцессорного блока управления Микас 7.2 разных исполнений, осуществляющего управление исполнительными устройствами по заложенной в нем программе с учетом информации от датчиков.

Варианты исполнения микропроцессорного блока управления Микас 7.2 для системы управления двигателем ЗМЗ-409.10.
С датчиком массового расхода воздуха BOSCH 0 280 212 014.

— 293.3763 000-01, 31602-3763010 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-0.

С датчиком массового расхода воздуха BOSCH HFM5-4.7 0 280 218 037.

— 293.3763 000-05, 31602-3763010-12 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-0.— 293.3763 000-06, 31602-3763010-06 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-2.

С датчиком массового расхода воздуха SIEMENS HFM62C/11 или 20.3855.

— 293.3763 000-03, 31602-3763010-10 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-0 на автомобилях УАЗ-3162 Симбир и УАЗ-315195 Хантер.— 293.3763 000-04, 31602-3763010-04 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-2 на автомобилях УАЗ-3162 Симбир и УАЗ-315195 Хантер.— 293.3763 000-33, 31602-3763010-33 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-0 на автомобилях УАЗ-3163 Патриот.— 293.3763 000-34, 31602-3763010-34 для двигателя ЗМЗ-409.10 экологического класса Евро-2 на автомобилях УАЗ-3163 Патриот.

В состав датчиков системы управления двигателя ЗМЗ-409.10 Евро-0 и Евро-2 входят :

1. Датчик массового расхода воздуха BOSCH 0 280 212 014 или BOSCH HFM5-4.7 0 280 218 037, или SIEMENS HFM62C/11, или 20.3855 служит для определения массового наполнения цилиндров воздухом, установлен между воздушным фильтром и ресивером.

2. Датчик положения дроссельной заслонки BOSCH 0 280 122 001 или 406.1130000-01 установленный на дросселе, сигнал с датчика служит для определения режима работы двигателя — холостой ход, частичные нагрузки или полная мощность.

3. Датчик синхронизации (положения коленчатого вала) 23.3847 или ДС-1 установленный на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Датчик формирует специальный электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском установленным на шкиве коленчатого вала. Электрический сигнал с датчика информирует блок управления об угловом положении коленчатого вала при его вращении.

Датчик и диск синхронизации 60-2 зуба установлены таким образом, что момент прохождения через продолжение оси датчика заднего среза двадцатого зуба диска соответствует нахождению в верхней мертвой точке поршня первого или четвертого цилиндра. При этом отсчет номера зуба производится от пропуска в направлении, противоположном вращению диска.

4. Датчик фазы (положения распределительного вала) ДФ-1, или 406.3847050-04, или 406.3847050-05 установленный на головке блока цилиндров. Датчик формирует сигнал в момент прохождения в магнитном поле датчика отметчика, выполненного в виде отогнутой пластины установленной на выпускном распределительном вале.

Появление сигнала с датчика свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре. В момент появления сигнала с этого датчика задний срез первого зуба диска синхронизации 60-2 зуба, считая от пропуска в направлении противоположном вращению диска, должен проходить через продолжение оси датчика положения коленчатого вала.

5. Датчик температурного состояния двигателя 19.3828 установлен на корпусе термостата. Датчик формирует сигнал блоку управления для обеспечения коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания в зависимости от теплового состояния двигателя.

6. Датчик температурного состояния впускного трубопровода 19.3828 установлен на впускной трубе. Датчик формирует сигнал блоку управления для обеспечения коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания в зависимости от температуры воздуха, косвенно определяемой по температуре впускного трубопровода.

7. Датчик детонации BOSCH 0 261 231 046 или GT-305, или 18.3855 установлен в зоне четвертого цилиндра на блоке со стороны впускной системы и предназначен для коррекции угла опережения зажигания при обнаружении детонации блоком управления.

В состав исполнительных устройств системы управления двигателя ЗМЗ-409.10 Евро-0 и Евро-2 входят :

1. Четыре электромагнитных форсунки (ЭМФ) BOSCH 0 280 150 560 или SIEMENS 9261 ZMZ DEKA 1А, или SIEMENS 6354 ZMZ DEKA 1D служат для дозирования топливоподачи, установлены на впускной трубе.

2. Регулятор холостого хода (регулятор добавочного воздуха) РХХ-60 на базе двухфазного моментного двигателя предназначен для дозирования количества воздуха, поступающего во впускной трубопровод на режимах пуска, прогрева, холостого и принудительного холостого хода двигателя. Регулятор холостого хода размещен на ресивере впускной системы.

3. Внешний электробензонасос BOSCH 0 580 464 044 или его аналог, установленный под кузовом автомобиля, или погружной электробензонасос BOSCH 0 580 454 035 или его аналог, установленный в топливном баке. Служат для создания давления в топливной магистрали.

4. Электромагнитные реле питания и реле бензонасоса 111.3747 или 90.3747, предназначенные для включения/отключения исполнительных устройств от бортовой сети непосредственно блоком управления. Реле могли устанавливаться как в салоне, так и в подкапотном пространстве автомобиля.

5. Свечи зажигания типа А14ДВР или LR17УС в количестве четырех штук. Свечи зажигания ввернуты в головку блока цилиндров по центру камер сгорания.

6. Две двухвыводные катушки зажигания 406.3705 или 3012.3705, или 405.3705 установленные на крышке клапанов.

Электрические схемы соединений элементов комплексной микропроцессорной системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 и нумерация выводов разъемов со стороны ответной части.
Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) BOSCH 0 280 212 014.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) Siemens HFM62С/11 или 20.3855.

Схема системы управления двигателем ЗМЗ-409.10 с датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ) BOSCH HFM-4.7 0 280 218 037.

Работа комплексной микропроцессорной системы управления двигателем ЗМЗ-409 Евро-0 и Евро-2.

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-409.10 формирует импульс электрического тока в первичных обмотках двухвыводных катушек зажигания и обмотках электромагнитных форсунок. При этом автоматически оптимизируется угол опережения зажигания, количество и момент подачи топлива в зависимости от режима работы двигателя.

Каждая катушка зажигания подключена к двум свечам зажигания. Схема подключения : 1-4 и 2-3 цилиндры. Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах, в одном из которых такт сжатия, в другом — такт выпуска. Воспламенение происходит в том цилиндре, в котором происходит такт сжатия.

При закрытом положении дроссельной заслонки работу двигателя ЗМЗ-409.10 на холостом ходу обеспечивает регулятор холостого хода, поддерживающий минимальную частоту вращения коленчатого вала.

Похожие Статьи :

auto.kombat.com.ua

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Датчик положения коленчатого вала (синхронизации) типа (2612.1.113 BOSCH или 406.3847113) индуктивного типа предназначен для определения углового положения коленчатого вала двигателя, синхронизации работы контроллера с рабочим процессом двигателя и определения частоты вращения коленчатого вала.

Конструктивно датчик представляет собой стержневой магнит 3, на котором установлена обмотка 1.

При прохождении зубьев диска синхронизации 8 мимо торца магнита на выводах обмотки возникает потенциал, являющийся для контроллера информацией о частоте вращения коленчатого вала.

Два зуба на диске отсутствуют, при прохождении впадины на диске мимо магнита формируется импульс, по которому контроллер определяет, что поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ.

При выходе из строя датчика синхронизации или его цепей работа системы зажигания невозможна.

Блок управления занесет в память код неисправности и включит лампу сигнализации КМСУД на приборной панели.

Проверка датчика синхронизации

Выключаем зажигание и отсоединяем «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.

Тонкой отверткой или шилом снимаем пружинный зажим колодки.

Отсоединяем разъем датчика синхронизации.

Подсоединяем омметр к центральному и одному боковому выводу.

Измеряем сопротивление обмотки датчика, которое должно быть в пределах 700—900 Ом.

Для дальнейшей проверки исправности датчика снимаем его с двигателя.

В работоспособности датчика можно убедиться, подсоединив к его выводам вольтметр.

Быстро подносим, металлический стержень к сердечнику датчика — если он исправен, на приборе наблюдаются скачки напряжения.

Неисправный датчик заменяем.

Снятие датчика синхронизации

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика к блоку двигателя.

Вынимаем датчик из отверстия.

Отогнув хомуты крепления провода датчика, расположенные на впускном коллекторе и блоке цилиндров, вытягиваем провод вместе с разъемом вниз.

Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

После установки датчика проверяем с помощью набора щупов зазор между его стержнем и зубьями диска синхронизации.

Зазор должен быть в пределах 1—1,5 мм.

avtomechanic.ru