Содержание
АЗЛК-21413: дизельный двигатель для Москвича
05 октября 2019 4 Автор autohs.ru
Середина 80-х, к серийному производству готовится новый перспективный автомобиль — АЗЛК-2141. С самого начала конструкторы понимали, что имеющиеся в их распоряжении силовые установки, уже не отвечают современным реалиям. Требовался новый более мощные и экономичный мотор. Так началась история двигателя АЗЛК-21413 — перспективного турбодизельного двигателя для автомобиля Москвич-2141.
Следует отметить, что в то время завод АЗЛК оказался в очень затруднительном положении. Давний партнер — Уфимский моторостроительный завод, сославшись на нехватку средств, делать новый двигатель отказался. Более того заклятый конкурент в лице ВАЗа уже начал выпуск новой модели автомобиля с очень удачным бензиновым двигателем. В этой ситуации москвичам пришлось создавать мотор самостоятельно. Точнее целую линейку моторов, в том числе и дизельный.
Дизельный Москвич
Бензиновый АЗЛК-21414 и дизельный АЗЛК-21423
Для удешевления производства предполагалась максимальная унификация моторов между собой. За основу был выбран бензиновый двигатель АЗЛК-21414. Он представлял собой 4-цилиндровый 8-клапанный силовой агрегат объемом 1,8 литра мощностью 95 л.с. Блок цилиндров чугунный, ГБЦ алюминиевая с ременным приводом распределительного вала. Система питания карбюраторная на основе импортного карбюратора Pierburg. Между тем несмотря на то, что новый мотор получился довольно компактным, в моторном отсеке он располагался классическим образом, то есть продольно. Дизельный двигатель АЗЛК-21423 отличался большим рабочим объемом (1,9 л) и пониженной до 65 л.с. мощностью. Широкая унификация с бензиновым мотором, позволила значительно снизить стоимость дизеля. Предполагалось, что дизельный Москвич будет стоить всего на 10% дороже обычного.
По результатам испытаний 1987 года моторы признали пригодными для серийного производства. Параллельно началось строительство моторного завода, где и предполагалось выпускать новые агрегаты.
Тем временем велись работы по расширению линейки двигателей. Так дизельный двигатель получил турбокомпрессор, что повысило его мощность до 85 л.с. Такой мотор обозначили как АЗЛК-21413. В перспективе планировалось установка двухвальной 16-клапанной ГБЦ, что увеличило бы мощность и топливную эффективность двигателя.
Дальнейшая судьба агрегатов сложилась неудачно. К 1990 году собственный моторный завод АЗЛК был практически достроен. Но распад страны и экономические трудности, больно ударили по предприятию. Проект сначала заморозили, а позднее от него отказались в пользу импортных двигателей Форд. Сколько завод успел собрать новых двигателей достоверно не известно. Так и закончилась история дизельного Москвича, толком не начавшись.
Технические характеристики двигателей АЗЛК
Двигатель | АЗЛК-21414 | АЗЛК-21423 | АЗЛК-21413 |
---|---|---|---|
Тип | бензиновый | дизельный | турбодизельный |
Рабочий объем, л. | 1,8 | 1,9 | 1,8 |
Max мощность, л. |
95 | 65 | 85 |
Max крутящий момент, Нм | 147 | 117 | 170 |
Расход топлива, г/л.с. — ч | 190 | 180 | 180 |
Масса двигателя, кг | 104 | 115 | 135 |
РубрикаДвигатели СССР/Россия
МеткиАЗЛК
Москвич с дизельным двигателем. История необычного авто – Автоцентр.ua
Автоцентр
Новости
Ретро
Москвич с дизельным двигателем. История необычного авто
Марка
Модель
Оставьте ваши контактные данные:
По телефону
На почту
Уточните удобное время для звонка:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Оставьте ваши контактные данные:
Уточните удобное время для звонка:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Прямо сейчас
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Оставьте ваши контактные данные:
Выберите машину:
Марка
- Сначала выберите дилера
Модель
- Сначала выберите марку
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
Sample Text
Оставьте ваши контактные данные:
Выберите машину:
Марка
- Сначала выберите дилера
Модель
- Сначала выберите марку
Уточните удобное время для тест-драйва:
День/дата
- День/дата
- Сегодня
- Завтра
-
12
декабря -
13
декабря -
14
декабря -
15
декабря -
16
декабря -
17
декабря -
18
декабря -
19
декабря -
20
декабря -
21
декабря -
22
декабря -
23
декабря -
24
декабря
Часы
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
Минуты
- 00
- 10
- 20
- 30
- 40
- 50
Отправляя заявку я предоставляю свое согласие на сбор и обработку предоставленных мною личных персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных»
X
Оберіть мовну версію сайту.
За замовчуванням autocentre.ua відображається українською мовою.
Слава Україні! Героям слава!
Ви будете перенаправлені на українську версію сайту через 10 секунд
Москвич — Сын Москвы
|
Москвич-407 история и технические характеристики автомобиля
Москвич-407 — советский автомобиль серийного производства, относящийся к классу «В» и выпускавшийся на МПМК (Московский завод малолитражных автомобилей) с 1958 по 1963 год. Его история также охватывает старшую модель М-402 и М-переходную модель 403.
Немного истории
Еще в 1951 году, когда собственно реплика Кадета — Москвич-400 морально устарела и во многом уступала автомобилям того времени , был издан заказ на модернизацию Москвича и его перевыпуск. Главным конструктором был А. Андронов, но он (как и коллектив завода МПМК) не имел большого опыта проектирования современных конкурентоспособных автомобилей, в связи с чем к этой работе были привлечены конструкторы Горьковского завода Белкин, Кирсанов и Немцов, а также как конструкторы завода ЗИС (автомобильный завод имени Сталина) — Чузаров, Жерядин и Гладилин. Для работы над технической частью автомобиля был приглашен И. Окунев из Московского мотоциклетного завода. Первый образец нового «Москвича» во многом напоминал английский Ford Consul. Но это не удовлетворило ни государственную комиссию, ни самих конструкторов, из-за чего работы затянулись еще на 4 года.
Аналог Москвича — 1300 Simca Aronde 1957 г.
Аналог Москвича — Opel Rekord 1959 г.
В итоге в 1955 году все 12 экземпляров были повторно представлены на комиссию, один из которых был окончательно одобрен. А с весны следующего года было официально объявлено о прекращении выпуска 401-го и начале производства 402-го. Хотя новый Москвич и имел ряд нововведений, таких как панорамные окна, руль с двумя спицами, дверные ручки с кнопками и телескопическими амортизаторами, в нем все же было что-то архаичное. Это касалось силового агрегата и коробки передач, которые давали практически те же результаты, что и предыдущая модель М-401. Понимая серьезность ситуации, конструкторы решили доработать некоторые упущенные моменты. Наконец 19 мая58 с конвейера сошел первый экземпляр обновленного Москвича с артикулом М-407. На тот момент он получил более мощный двигатель, а максимальная скорость достигла 115 км/ч, что на 10 км/ч больше, чем у предшественника. Вдобавок были добавлены современные молдинги и стартер, а машина уже «требовала» бензина А-72. Вместе с ростом производительности росла и цена. Когда стоимость М-402 составляла в среднем 15 тысяч рублей, новенький 407-й стартовал с 25 тысяч рублей.
Москвич 402
В разговоре с конструктором А. Андроновым удалось узнать удивительную историю. Он говорил это осенью 1959 года во время очередной встречи Н. Хрущева и президента США Эйзенхауэра, где (как ни странно) речь шла об автомобилях и, в частности, о «Москвиче-407». Эйзенхауэр сказал, что было бы очень хорошо провести эксперимент и выставить на продажу несколько «Москвичей» в Америке, и он, вероятно, даже купит машину для своего ранчо. Завод сразу же получил заказ на срочное изготовление трех экземпляров, их начали собирать прямо в опытном цехе. Все три автомобиля имели полную гарантию, улучшенную отделку, дорогую обивку салона, множество дополнительных деталей и изделий в самой отделке. Машины красили в малиновый, желтый и зеленый цвета, а потом — снова разбирали, собирали, регулировали и перепроверяли по всем кивкам. Через 10-12 дней круглосуточной работы наконец-то были доставлены автомобили «высшего порядка». Но они так и не отправились в дальнее путешествие. Американская разведка Пауэрса, кружившая над СССР, вскоре была сбита. Но интересен тот факт, что еще до того, как шпиона заметили советские военные, президент Эйзенхауэр заявил, что никогда не допустит, чтобы «Москвич» попал на американский рынок.
Обзор автомобиля Москвич-407, журнал «За рулем» 1958
Но, несмотря на это, автомобиль продолжал завоевывать большую популярность, как у себя на родине, так и во многих других странах. Каждая третья машина была экспортирована, а за весь период их производства общее количество составило 120 903 шт. Да, у машины были недостатки, но год за годом они искоренялись и машина постоянно модернизировалась. Через год после запуска серийного производства 3-ступенчатая коробка передач была заменена на 4-ступенчатую, а еще через 2 года задний мост был заменен на гипоидный. Что касается внешнего вида, то изменения были не столь значительными, но все же они были. В 1960 сменили решетку радиатора, а вместо двух стали устанавливать три рассеивателя на задние фонари. В 1961 году эмблемой стала металлическая «капля», а с 1962 года бампер лишился своих «клыков». В том же году решили увеличить гарантию на пробег автомобиля до 15 000, а через год — до 20 000 км. Экспортные модели были, как правило, праворульными, имели двухцветную окраску кузова, переработанный экстерьер и более дорогой интерьер.
Логотип завода МПМК, который крепился на капоте Москвич
Конструкция 407-го Москвича
Внешний вид салона Москвича — чертеж в разрезе, 1958 г. внутри). Внешний вид автомобиля полностью соответствовал эпохе 60-х: никаких острых углов, выдвинутых вперед ключевых фонарей, кузов из сплошных слоев металла, округлый капот и хромированные молдинги. Учитывая тот факт, что над дизайном работали горьковские конструкторы (создавшие знаменитый ГАЗ), «Москвич» иногда называют «миниатюрной копией ГАЗ-21». Действительно, общих элементов очень много, но каждый из них уникален сам по себе.
Москвич-407 с обновленными боковыми молдингами и новой решеткой радиатора, 1962
Москвич имел изогнутое лобовое стекло и слегка выпуклое — для лучшей видимости. Капот был выполнен из цельного куска металла, а дополнительной жесткости добавили диагональные поперечные усилители. Отсек капота был типа «крокодил», а хромированные выступы по центру лобового стекла и к внешнему краю придавали автомобилю стильный и немного агрессивный вид. Кстати логотип «Москвич» был на передней части такого же капота. Топливный бак емкостью 35 литров располагался за кронштейном под номерным знаком, и такое решение можно назвать очень удачным, ведь подъехать к заправке можно было с любой стороны. В верхней части лобового стекла появилось зеркало заднего вида, а всю боковину кузова решили украсить фигурным хромированным молдингом. С приходом 1961 был немного модернизирован радиатор – поперечная балка заменена на многощелевые планки. Через какое-то время добрались до капота — сняв красный пластик, вместо него установили металлическую «каплевидку». Последним этапом смены кузова было решение об устранении кузовных клыков бампера. Произошло это в конце зимы 1962 года, после чего «Москвич» не менял своего «лица» до конца производства.
Интерьер Москвича-407
Интерьер Москвича сочетал в себе элементы минимализма и комфорта. Интерьер был выполнен из мягкой и приятной на ощупь ткани с кожаными вставками и хромированными очертаниями отдельных деталей. Крючки для одежды установили по бокам спинки дивана. Передняя панель обивки была «деревянной», а металлические элементы окрашены в цвет кузова. Рулевое колесо имело одну спицу, а сразу за ней располагался круглый спидометр. Слева и справа от руля находились дополнительные индикаторы. В центральной части располагался обогреватель с вертикальными решетками и под ним кнопки управления, справа — бардачок и рация. Кстати, передний диван полностью раскладывался и на нем получались отличные спальные места. Боковые окна в форме трапеции имели в передней части отдельно открывающиеся углы-форточки, форточки и окна поднимались и закрывались механически с помощью рычага на внутренней стороне двери.
Технические характеристики и особенности автомобиля
Шасси Москвич-407
По сравнению со своим предшественником М-402, Москвич-407 стал мощнее, быстрее и комфортнее. Конструкторы оснастили эту модель стартером (работающим от ключа зажигания), педали тормоза и сцепления сделали подвесными, что в результате упростило управление автомобилем, особенно для женщин. «Сердце» Москвича хоть и прошло модернизацию, но не настолько, чтобы назвать эту модель совершенно новой, поэтому принято считать, что 407-й — это всего лишь улучшенный 402-й. В автомобиле устанавливался двигатель OHV объемом 1358 куб. см, и имея в своем арсенале целых 45 лошадиных сил, он легко разгонял «Москвич» до 115 км/ч. Этот показатель стал чуть ли не прорывом для советского автопрома, ведь до него подобные двигатели устанавливались исключительно на спортивные автомобили, участвовавшие в международных гонках и нередко занимавшие первые места. Но сам двигатель дался конструкторам непросто, ведь не имея на заводе соответствующего оборудования, им пришлось делать совершенно новую конструкцию двигателя и ходовой части Москвича. Компромисс был достигнут: блоки цилиндров производились на старых машинах, а внедрением стала только их головка с верхним распределительным валом из алюминиевого сплава. Что касается ходовой части, то она обеспечивала хорошую маневренность двигателя, также показывающего отличные результаты на бездорожье.
Двигатель Москвича-407 в продольном разрезе
На ранних этапах производства Москвич оснащался трехступенчатой механической коробкой передач, которая вместе с задним мостом негипоидного типа позволяла разгоняться до 30 км/ч, оставаясь на прямом приводе . Кстати, в ходе исследований было доказано, что имея более 70 тыс. км пробега, Москвич-407 не перегревался в жаркую погоду при постоянной скорости около 90 км/ч и благополучно разгонялся до 110 км/ч. во время обгона.
Рулевое колесо Москвича в сборе
Современная панель, состоящая из спидометра, амперметра, одометра, указателя количества бензина в баке, указателя давления масла и термометра для контроля температуры воды, обеспечивала полный контроль над автомобилем. Повороты включались рычажком справа под рулем. Их работу можно было контролировать, только глядя на положение рычага, но с 1961 года добавились контрольные лампочки, расположение которых водителю было видно даже при ярком солнечном свете. Единственные лампочки, которые сопровождали Москвич с самого начала — одна синяя на спидометре для дальнего света и другая белая для отопителя (который располагался на ручке регулировки скорости вращения вентилятора). «Молоток» (стояночный тормоз) располагался под панелью с правой стороны руля, который легко переключался одним нажатием руки.
Два передних дворника имели механический привод и работали только от двигателя. Кстати, «Москвич» был первым малолитражным автомобилем в Европе, на котором была установлена первая радиостанция, ловящая в том числе средние и длинные волны. Новшеством была «печка» с вентилятором лобового стекла, отсутствовавшая даже в таких иномарках. На рубеже 60-х «Москвич» уже получил новую четырехступенчатую коробку передач, поэтому вождение автомобиль стал комфортнее, динамические характеристики значительно возросли, особенно на бездорожье или на горных дорогах.
Экспортные модификации несколько отличались от отечественных. Были заменены задние фонари, которые светились в то время модным красным цветом. Также конструкторы добавили воздухозаборники в виде «жабр» к передним крыльям и изменили дизайн решетки радиатора. Что касается технической стороны, то экспортный «Москвич» оснащался двигателем с семикратной степенью сжатия. В любом случае, несмотря на некоторую схожесть с другими иномарками, у советских моделей был свой неповторимый стиль, который был узнаваем издалека и любили за простоту, лаконичность и «симпатичность».
Specifications of Moskvich-407
Production years | 1958-1963 |
---|---|
Body | 4-doors sedan |
Seats | passengers — 4, driver — 1 |
Power type | Карбюратор |
Двигатель | Четырехтактный, встроенный, OHV |
Том | 1358 CC |
. |
|
Макс. Скорость | 115 км / ч |
. | |
BORE | 76 мм |
Длина хода поршня | 75 MM |
Количество клапанов | |
.0224 2600 об/мин. / min | |
Wheel | 2 rakes roller globoid |
Clutch | dry, with a single drive vibration damper |
Drum brake system | with hydraulic drive, all-wheel drive |
The стояночный тормоз | задний, колодочный |
Трансмиссия | 3-ступенчатая, двухходовая (1969 г. — 4-ступенчатая) |
Подвеска, передняя / задняя | Независимая пружина / Зависимость от продольных |
Амортизаторы спереди / заднее телескопическое телескопическое | . | (при 30 км / ч) 6 м |
Заземляющий просмотр | 20 см |
Размеры L / W / H | 4055/1540/1560 MM |
9000. | 9024 9000BASE0225 | 2370 мм |
Масса | 990 кг |
Производство и модернизация
завод буквально начал свою вторую жизнь. В 1960 году весь коллектив Московского завода был награжден Почетной грамотой Народного хозяйства СССР I степени. По тем временам это была достойная награда, которую вручали очень редко.
Экспортный двухцветный Москвич-407
В середине октября 1963 года сошел с конвейера последний Москвич. Всего MPMC выпущено 359 980 экземпляров и сотни из них «живы» даже в наше время. Москвич, обладающий сверхпрочной конструкцией кузова из толстого металла, неподвластен времени и даже сейчас его можно увидеть «в работе» на улицах. Этот автомобиль украшает многие музеи в других странах.
Экспорт праворульный Москвич-407
Краткий обзор модификаций
Москвич-407 (также объединяет 402-ю и 403-ю модели) с начала своего производства выпускался в разных модификациях. Поэтому логичнее будет разделить все модифицированные модели на три группы.
На базе автомобиля Москвич-402 создан
М-423 – пятидверный универсал со складывающимися задними сиденьями и более широкими задними рессорами (увеличены на 5 см). Он стал первым грузопассажирским малолитражным автомобилем на территории Советского Союза.
М-410 – полноприводный седан.
На базе автомобиля Москвич-407 созданы
М-407Т – желтое такси с кузовом типа универсал, зелеными фонарями, таксометром и «шашечками» по бокам кузова
М -407Б – седан с ручным управлением для инвалидов с парализованными или ампутированными ногами. Система ручного управления состояла из рычага тормоза, сцепления, стартера, клапана карбюратора и выключателей света.
руль и органы управления Москвич-407Б для инвалидов
М-407М – полноприводный четырехдверный медицинский автомобиль, который использовался службой «медицинская помощь на дому». Автомобиль был оснащен большой аптечкой, специальными знаками на кузове и в салоне, полностью обтянут кожей, которую легко было мыть.
Москвич-407М (медицинский)
М-407У – седан на экспорт в страны с тропическим климатом. М-423Н — пятидверный фургон с модернизированным кузовом, грузоподъемностью 4 пассажира и 100 кг груза.
М-430 – фургон с перегородкой между передними сиденьями и задним грузовым отсеком М-410Н – полноприводный седан
М-411Н – полноприводный универсал
М-431 — полноприводный фургон, сочетающий в себе кузов Мосвкича-430 и шасси модели 410Н. Сделано одним куском.
М-407-купе – двухдверный двухместный спортивный автомобиль с кузовом типа купе, имевший более легкие, но более жесткие элементы кузова и форсированный асинхронный двигатель.
На базе автомобиля Москвич-403 выпускались:
М-424 – пятидверный универсал с откидным задним сиденьем.
М-432 – трехдверный четырехместный фургон, отличавшийся цельнометаллическими швами кузова. Вместимость — водитель, пассажиры и до 400 кг груза.
Москвич-432, трехдверный
«Звездная жизнь» Москвич-407
Юбилейный выпуск сувенирной игрушки Москвич-407, проект Автолегенды СССР
Несмотря на столь короткий период производства (всего 5 лет), этот автомобиль успел прославиться во многих отраслях. В частности, в конце лета 1958 года советские гонщики приняли участие в ралли «1000 озер», которое проходило в Финляндии. Несмотря на то, что дебютировал почти только базовый «Москвич», не предназначенный для скоростного спорта, все они доехали до финиша без серьезных повреждений. В последующие годы, когда конструкторы довели проект создания спортивного «Москвича-407 купе» до конца, он регулярно принимал участие в различных международных гонках, регулярно занимая призовые места. Это стало еще одной причиной увеличения всех запросов на импорт. Особенностями гоночного автомобиля можно считать двигатель мощностью 70 л. «Иван Васильевич меняет работу», «Формула-ноль», «Берегись автомобиля», «Усавич» (второй сезон), «Зеленый свет» и др.
Москвич-407 Спорт Купе
В конце 70-х завод «Тантал» начал выпуск сувенирных игрушечных моделей «Москвич-403ИЭ». Но просуществовал он всего несколько лет, поэтому эти предметы являются настоящей редкостью.
сувенирная игрушка Москвич 403 ИЭ производства завода «Тантал»
Интересные факты
- называть «Щелкунчиком» экспортные модели Москвича из-за оригинальной формы радиатора.
- Бельгийский автомобильный завод Scaldia собирал Москвич из готовых комплектов (заменив только бензиновый двигатель на дизельный) и продавал его под собственной торговой маркой. Имя такому «творению» было Scaldia Essence.
- Дверь Москвича-407 изнутри не блокировалась. Для того, чтобы его закрыть, нужно было опустить окно, закрыть дверь ключом зажигания и затем поднять окно.