Двигатели самолетов боинг: Почему взорвались двигатели на самолетах Boeing? – DW – 23.02.2021

Почему взорвались двигатели на самолетах Boeing? – DW – 23.02.2021

Двигатель Boeing 747-8Фото: picture-alliance/dpa

Технологии

Андреас Шпет | Виталий Кропман

23 февраля 2021 г.

Два похожих инцидента, произошедшие в один день показывают, какая опасность таится под крыльями самолета. Под вопросом оказалось целое семейство популярных авиадвигателей.

https://p.dw.com/p/3pkOn

Реклама

Длинные лопатки современных авиационных двигателей производят из титана: одного из самых прочных металлов в мире. Они имеют форму меча, чтобы с максимальной эффективностью пропускать как можно больше воздуха в турбину, который потом смешивается с топливом, воспламеняется и создает тягу.  Некоторые типы титановых лопаток делаются полыми внутри для экономии веса. В зависимости от типа двигателя и класса самолета в каждом моторе есть до 38 лопаток, которые вращаются в воздухозаборниках с более чем сверхзвуковой скоростью.

Особенно при взлете гигантские высокотехнологичные двигатели современных ширококофюзеляжных лайнеров работают на пределе возможностей, чтобы поднять в воздух самолет, взлетный вес которого превышает 250 тонн. 20 февраля на этом самом критичном этапе полета произошло два серьезных воздушных происшествия: одно в Европе, другое в США, драматические видео и фотографии которых разошлись по всему миру через социальные сети.

Двигатели от Pratt & Whitney

Грузовой вариант лайнера Boeing 747-400 взлетел в голландском Маастрихте, направляясь в Нью-Йорк. Едва 30-летняя машина оказалась в воздухе произошел взрыв левого двигателя. Вылетевшие в результате лопатки турбины упали на землю. Оказались легко ранены пожилая женщина и ребенок.

Фрагмент двигателя, воткнувшийся в крышу одного из автомобилей в МеерсенеФото: Jean-Pierre Geusens/ANP/dpa/picture alliance

Им повезло — острые металлические детали словно ножи пронзили несколько автомобилей, припаркованных в Меерсене, пригороде Маастрихта. Экипаж предупредил диспетчеров о чрезвычайной ситуации на борту, ушел в зону ожидания, где сжег излишки топлива и примерно через час благополучно посадил поврежденный самолет в соседнем бельгийском Льеже. Совет по безопасности Нидерландов, занимающийся, в частности, расследованием авиакатастроф, в настоящее время выясняет причину и точные обстоятельства инцидента.

Установленная на том Boeing 747-400 силовая установка типа PW4056 была разработана одним из лидеров авиадвигателестроения, американским концерном Pratt & Whitney в середине 1980-х годов. Семейство PW4000 является одним из базовых типов авиадвигателей: на сегодняшний день выпущено более 2500 силовых агрегатов этой серии. Они используются на самых различных моделях самолетов, например, на Airbus A330 или Boeing 777, 767 и 747-400.

При этом надо учитывать, что за разработку двигателя и, прежде всего, за его всесторонние испытания — вплоть до разрешения на использование — отвечают двигателестроители, а не производители самолетов. Поэтому, произошедшие инциденты не являются проблемой Boeing, даже если подобные происшествия всегда приводят к ущербу для имиджа авиапроизводителей.

Горел в воздухе

Boeing 777-200, принадлежащий авиакомпании United Airlines и выполнявший рейс UA328 из Денвера в Гонолулу на Гавайях, поднялся в воздух в субботу днем. На борту находились 231 пассажир и десять членов экипажа. Вскоре после взлета произошел взрыв правого двигателя того же типа PW4077 от Pratt & Whitney. В результате была практически полностью разрушена обшивка двигателя.

Обломки двигателя во дворе дома в пригороде ДенвераФото: Broomfield Police/Twitter/dpa/picture alliance

К примеру, огромное, почти трехметровое в диаметре кольцо воздухозаборника упало в палисадник одноэтажного жилого дома в пригороде Денвера. При этом, к счастью, никто не пострадал. Другие металлические части облицовки двигателя, которые упали на футбольное поле, также никому не причинили вреда.

Пассажирам же рейса UA328 предстало драматическое зрелище: ревущая турбина без обшивки, у которой спереди явно не хватало двух лопаток, вращалась на ветру, ее задняя часть горела, самолет ощутимо вибрировал. Экипаж  подал международный сигнал бедствия (Mayday). Однако применяемый во всех авиационных системах принцип избыточности и высокая степень защиты двигателей в данном случае полностью себя оправдали. Также, как и подготовка экипажа, часто отрабатывающие подобные аварийные ситуации на тренажерах.

Такие взрывы двигателей могут привести к опасному разлету обломков, когда сломанные лопатки и другие металлические детали словно снаряды, попадают в фюзеляж и крылья и, в худшем случае, парализуют жизненно важные функции самолета. Так было в ноябре 2010 года с рейсом QF32 авиакомпании Qantas, когда взрыв двигателя повредил Airbus A380 настолько сильно, что экипажу только с очень большим трудом удалось совершить успешную аварийную посадку.

В сантиметрах от большой беды

Во время происшествия с рейсом UA328 изначально показалось, что часть защитной обшивки двигателя, изготовленная из высокопрочного кевлара, сохранилась и предотвратила разлет опасных обломков.  Самолет оставался полностью маневренным и смог экстренно приземлиться в Денвере через 23 минуты после взлета: никто ни на борту, ни на земле не пострадал.

Горящий двигатель рейса UA328Фото: Hayden Smith/@speedbird5280/REUTERS

Однако при осмотре фюзеляжа выяснилось, что пассажирам, вероятно, повезло куда больше, чем предполагалось вначале: обломок двигателя пробил в основании крыла большую дыру — всего в нескольких сантиметрах от заполненных основных баков с топливом. Тем временем Национальный совет по безопасности на транспорте США поделился первыми результатами расследования.

Согласно им, причиной аварии могла стать усталость металла одной из полых внутри титановых лопаток. В результате она сломалась у основания. Соседняя лопатка переломилась посередине, и ее часть следователи нашли во внешней кевларовой оболочке.

Останутся на земле

Тип двигателя PW4077 применялся на самолетах 777-ой серии с середины 1990-х годов, пострадавший Boeing эксплуатируется с 1995 года. Только в декабре 2020 года аналогичный инцидент произошел с Boeing 777-200 авиакомпании Japan Airlines, почти три года назад на аналогичном лайнере United Airlines.

Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в воскресенье объявило о проведении незамедлительных и усиленных проверок двигателей данного типа. «Необходимо провести более серьезные испытания полых лопаток двигателя, которые используются только в этом варианте двигателя и только на Boeing 777», — заявил глава FAA Стивен Диксон.

Помимо американской компании United Airlines, японских компании Japan Airlines и ANA, этот тип Boeing 777-200 с двигателями семейства PW4000 эксплуатирует также южнокорейская Korean Air. Всего в мире в последнее время в активной эксплуатации находились 69 лайнеров этого типа, еще 59 не использовались из-за пандемии коронавируса. До завершения проверок ни один из подобных самолетов не поднимется в небо. Можно ожидать, что из-за связанных с пандемией проблем в международном авиационном сообщении, многие из них теперь вообще не вернутся к регулярным полетам.

Смотрите также:

Можно ли летать на Boeing 737 MAX 8?

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

BoeingПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Производитель моторов для Airbus и Boeing прекратил работу c Россией — РБК

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Скрыть баннеры

Ваше местоположение ?

ДаВыбрать другое

Рубрики

Курс евро на 12 ноября
EUR ЦБ: 61,54

(+0,54)

Инвестиции, 11 ноя, 16:05

Курс доллара на 12 ноября
USD ЦБ: 60,22

(-1,03)

Инвестиции, 11 ноя, 16:05

«Ростов» победил «Крылья Советов» и поднялся на второе место в РПЛ

Спорт, 16:08

Автомобильное движение по Крымскому мосту возобновили раньше срока

Общество, 16:07

Медведев фразой «всему свое время» напомнил о военном арсенале России

Политика, 16:03

adv. rbc.ru

adv.rbc.ru

«Офисные болезни»: как здания вредят нашему здоровью

Социальная экономика, 16:00

СКА впервые за год проиграл три матча подряд в КХЛ

Спорт, 15:53

Бьюти-рутина после 35: косметологические процедуры и манипуляции

РБК и Вирсавия, 15:40

Эрдоган назвал неправильным ограничивать сроки зерновой сделки

Политика, 15:38

Объясняем, что значат новости

Вечерняя рассылка РБК

Подписаться

На всей территории Украины объявили воздушную тревогу

Политика, 15:36

Хоккейный «Спартак» назначил нового главного тренера

Спорт, 15:03

В Египте 20 человек погибли при падении автобуса в речной канал

Общество, 15:02

Военная операция на Украине. Главное

Политика, 15:00

Рогозин призвал прекратить «играть в демократию» ради победы на фронте

Политика, 14:56

Такая разная зима: как подобрать резину для любой погоды

РБК и Nokian Tyres, 14:52

Авербух оценил свой тренерский дебют в профессиональном фигурном катании

Спорт, 14:51

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Ведущие мировые производители моторов и запчастей для самолетов прекратили сотрудничество с авиакомпаниями из России. Это может привести к невозможности техобслуживания самолетов Airbus и Boeing в ближайшее время

Фото: Chris Ratcliffe / Bloomberg

Российские перевозчики получили от ведущих мировых производителей авиадвигателей, компонентов и запчастей для самолетов уведомления о прекращении сотрудничества. Об этом РБК рассказали пять источников в авиакомпаниях.

Так, производитель двигателей CFM International уведомил их о приостановке всех поставок авиационных деталей в Россию. Об этом говорится в письме менеджера по поддержке клиентов CFM Марка Варанжа, которое было отправлено в воскресенье, 27 февраля. У РБК есть копия письма, чью подлинность подтвердили источники в двух авиакомпаниях. РБК направил запрос в CFM International.

CFM International — совместное предприятие GE Aviation (подразделение General Electric в США) и Safran Aircraft Engines (Франция). Его основная продукция — авиадвигатели. Российские авиакомпании используют около 800 двигателей CFM56. Ими оснащаются самые популярные у перевозчиков самолеты Airbus A320 и Boeing 737. РБК направил запросы в пресс-службы CFM, «Аэрофлота», S7, «Победы», России и «Уральских авиалиний».

adv.rbc.ru

adv.rbc.ru

По словам Варанжа, решение прекратить взаимодействие с Россией принято из-за санкций американских и европейских властей. 26 февраля Евросоюз ввел санкции, предусматривающие запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Им также нельзя оказывать услуги по страхованию и техническому обслуживанию гражданских воздушных судов. Ограничение распространяется и на всю техническую поддержку продукции CFM, «включая доступ к [технической] документации и использование call-центра», указал он. «Мы глубоко сожалеем об этой ситуации и надеемся, что наше сотрудничество вскоре возобновится», — добавляет менеджер.

По словам двух источников РБК, с нехваткой запчастей могут столкнуться и российские самолеты Superjet. Они оснащаются российско-французскими моторами SaM146, ряд деталей производит CFM. РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, Росавиации и Объединенной авиастроительной корпорации (производит Superjet).

По словам собеседников РБК в российских авиакомпаниях, они получили также подобные обращения от американского производителя моторов Pratt & Whitney и британского Rolls-Royce, производителя авионики Collins, поставщика авиационного оборудования и интерьеров Safran, провайдера услуг техобслуживания StandartAero и др.

Кроме того, для российских перевозчиков и провайдеров услуг технического обслуживания теперь закрыты онлайн-порталы технической поддержки, к примеру Boeing. «На эти порталы загружается актуальная техническая документация, можно заказать запчасти и агрегаты, отслеживать статус заказов», — отмечает один из собеседников. «Мы можем продолжать техобслуживание, пока инструменты и актуальная документация у нас есть, но запчастей нам хватит примерно на месяц», — добавляет другой.

Ранее лизинговые компании стали останавливать иностранные самолеты российских авиакомпаний. С такой ситуацией столкнулись лоукостер «Победа» и Nordwind Airlines.

Вклад «Стабильный»

Ваш доход

0 ₽

Ставка

0%

Подробнее

БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+

Boeing удаляет двигатели из запасов построенных 737 MAX из-за проблем с цепочкой поставок

Автор
Люк Боделл

Производитель самолетов не получает достаточно двигателей от CFM, чтобы соответствовать своей производительности.

Фото: Гетти Изображений

Поскольку Boeing продолжает страдать от проблем с цепочкой поставок, компания удалит двигатели из запасов хранящихся самолетов 737 MAX, чтобы использовать их на новых серийных MAX. И Boeing, и Airbus испытывают постоянные проблемы с цепочками поставок, особенно в отношении двигателей.

Boeing удалит двигатели 737 MAX

Компания Boeing объявила о своих планах взять двигатели с ранее построенных самолетов 737 MAX и установить их на новые модели MAX, поскольку компания сталкивается с серьезными проблемами в цепочке поставок. Как впервые заметил Leeham News, производитель собирается снять двигатели CFM LEAP-1B с хранящихся самолетов MAX, поскольку у него недостаточно двигателей для новых MAX, сходящих с конвейера в Рентоне, штат Вашингтон.

Боинг сказал Simple Flying,

«Поскольку отрасль продолжает сталкиваться с проблемами цепочки поставок, мы обеспечиваем стабильность работы с нашими поставщиками, чтобы выполнять обязательства наших клиентов и растущий спрос. Наши запасы обеспечивают дополнительную гибкость, и в некоторых случаях мы перераспределяем наши существующие запасы новых двигателей в поддерживать стабильное производство 737 MAX и поддерживать краткосрочные обязательства по поставкам с намерением заполнить перераспределенные двигатели для будущих поставок».

По данным FlightGlobal, нехватка структурных отливок является основной проблемой, хотя существует ряд других проблем, таких как нехватка квалифицированной рабочей силы. В результате производитель двигателей CFM отстает от графика поставок двигателей, поставив 465 двигателей Leap за первые шесть месяцев этого года.

И у Boeing, и у Airbus проблемы с цепочками поставок, особенно с двигателями. Фото: CFM International

Boeing произвел около 30 комплектов противовесов, которые он установит на свои MAX после снятия с них двигателей. Без этих противовесов его безмоторные «планеры» MAX рискуют сесть на хвост из-за неравномерного распределения веса. Кроме того, компания может заменить места, установленные в построенных самолетах MAX, на новые самолеты.

290 MAX в хранилище

Заземление MAX в 2019 году привело к тому, что сотни MAX не были доставлены клиентам, хотя производитель продолжал производить MAX в ожидании отключения заземления. После повторной сертификации MAX Boeing возобновил поставки в декабре 2020 года, но все еще имеет значительные запасы. В общей сложности у аэрокосмического производителя на хранении находится 290 самолетов Boeing 737 MAX, около половины из которых предназначались для китайских клиентов.

В какой-то момент у Boeing было около 450 недоставленных самолетов MAX. Фото: Getty Images

Однако из-за того, что китайские авиационные власти еще не прошли повторную сертификацию MAX, а некоторые китайские перевозчики сократили свои заказы, Boeing оказался в затруднительном положении. Генеральный директор Дэвид Кэлхун подтвердил, что компания не будет производить планеры MAX без двигателей, хотя это было сделано ранее в 2018 году, когда CFM не могла идти в ногу с темпами производства. Кэлхун добавил,

«Хотя никому из нас не нравится, как мы сюда попали, если вы столкнетесь с кучей ограничений на поставку в качестве рынка в течение следующих нескольких лет, имея более 400 самолетов [737 MAX и 787], которые готовы в ваших руках… сам по себе является довольно хорошим буфером и позволяет нам проявить немного дополнительной дисциплины на фронте стабильности, когда мы начинаем подниматься по этой кривой».

Производство 31 самолета в месяц

И Boeing, и Airbus стремятся нарастить производство самолетов, поскольку авиационная отрасль возвращается к нормальной жизни после пандемии COVID. С июля Boeing увеличил объем производства 737 MAX до 31 самолета в месяц, поскольку стремится вернуться к допандемическому уровню производства 52 самолетов в месяц.

Как вы думаете, Боинг принял правильное решение? Дайте нам знать ваши идеи в комментариях.

Источник: Leeham News, FlightGlobal. com

Почему приобретение компанией Boeing компании General Electric Aviation не является полностью необоснованным (часть 1)

Аналитика » Почему приобретение компанией Boeing компании General Electric Aviation не является полностью необоснованным (часть 1).

Добавил |
Christopher Dent

В первой половине этого года возник шквал спекуляций [i][x] о том, должен ли гигант коммерческой авиации Boeing приобрести авиационное подразделение General Electric Corporation. GE опубликовала посредственные результаты за 2017 год[ii], что побудило многих задуматься о том, не сбился ли почтенный конгломерат с пути и должен ли он быть расформирован[iii][iv]. В сочетании с удалением GE из индекса Dow Jones в июне 2018 года GE, вероятно, чувствует давление.

Тем временем компания Boeing показала очень высокие результаты в 2017[v] и, похоже, ее почти невозможно остановить в обозримом будущем. В первой половине 2018 года компания предприняла несколько шагов по увеличению своей вертикальной интеграции, создав совместные предприятия по производству салонов самолетов[vi] и вспомогательных силовых установок[vii][viii]. Кроме того, компания приобрела производителя запчастей KLX за 3,25 миллиарда долларов[ix], интегрировав их в портфель послепродажного обслуживания, который уже включает поставщика запчастей и услуг Aviall, приобретенного Boeing в 2006 году9.0003

Boeing участвует в ряде этапов цепочки создания стоимости коммерческих самолетов — от проектирования самолетов, производства планеров, послепродажного обслуживания и поддержки, обучения и цифровой аналитики. Это, в сочетании с недавними шагами Boeing, демонстрирует цель контролировать цепочку создания стоимости коммерческих самолетов от завода до линии полета, что является частью концепции One Boeing[xi] председателя и генерального директора Денниса Мюленберга.

Двигатели коммерческих самолетов чрезвычайно сложны, очень дороги и существенно влияют на эксплуатационные расходы самолета. Производители самолетов, в том числе Boeing, обычно предлагают несколько вариантов двигателей для своей продукции. Как и в случае с самими планерами, производство и послепродажная поддержка авиационных двигателей — это большой бизнес. Однако в современную эпоху производители планеров и двигателей работают независимо друг от друга. Приобретение компанией Boeing компании GE Aviation коренным образом изменит цепочку создания стоимости коммерческих самолетов в беспрецедентной степени. Такие фундаментальные сдвиги в многомиллиардных отраслях происходят не каждый день, поэтому давайте рассмотрим некоторые факторы, которые делают приобретение GE компанией Boeing не таким уж надуманным.

Причины, по которым приобретение компанией Boeing компании GE является логичным и может произойти

  1. Компания Boeing уже использует двигатели GE почти на всех своих коммерческих самолетах[xii] . Boeing устанавливает двигатели GE на свои семейства самолетов 747, 767, 777 и 787. В основном семействе самолетов Boeing 737 используются двигатели, произведенные CFM International, совместным предприятием GE и Safran — та же Safran создала совместное предприятие с Boeing по производству вспомогательных силовых установок (ВСУ).
  2. Совместное предприятие Boeing по ВСУ с Safran дает им точку опоры в двигателестроении.  Вспомогательные силовые установки, установленные на современных коммерческих самолетах, представляют собой, по сути, небольшие реактивные двигатели, которые преобразуют свою мощность в электричество, а не в тягу. Эти небольшие двигатели обеспечивают самолет наземным питанием для освещения, запуска главного двигателя, кондиционирования воздуха и множества других функций. По сути, Boeing только что создал совместное предприятие, которое производит и обслуживает небольшие реактивные двигатели[xiii][xiv].
  3. Что т о других производителях реактивных двигателей? Компания Boeing указывает главного конкурента GE Rolls Royce в качестве варианта двигателя для своего семейства самолетов 787 [xv]. Кроме того, GE поставляет двигатели для самолетов семейства Airbus A330. Что касается семейства супергигантских самолетов Airbus A380, компания предлагает продукты, созданные компанией Engine Alliance, в которой GE принадлежит 50 % [xvi]. Очевидно, что Boeing и GE должны были бы устранить некоторые конфликты в отношениях с Rolls Royce и Airbus, если бы произошло приобретение. Однако первенство GE в портфеле продуктов Boeing и относительно незначительная роль, которую GE играет в парке Airbus, делают это возможным.

Стратегические условия приобретения Boeing/GE

Мы также оценили текущее рыночное присутствие двух компаний, которое помогло подготовить почву для этого приобретения: расставание назрело.

  • Компания Boeing добилась рекордных положительных результатов в 2017 году и активно интегрирует свою цепочку поставок.
  • Производство двигателей — крупнейшая часть цепочки создания стоимости коммерческих самолетов, отсутствующая в портфолио Boeing.
  • Недавно объявленное совместное предприятие Boeing по ВСУ с Safran дает компании критически важное представление о производстве и обслуживании газотурбинных двигателей.
  • Совместное предприятие GE и GE-Safran CFM поставляет большую часть двигателей для портфеля коммерческих самолетов Boeing. GE и Safran играют сравнительно меньшую роль в операциях Airbus, заклятого врага Boeing.
  • Приобретение GE Aviation компанией Boeing может быть не самой привлекательной сделкой для GE, учитывая, что в общей схеме работы авиационное подразделение преуспело на фоне низких показателей остального бизнеса[xvii]. Однако, если бы эта сделка состоялась, сам масштаб нарушения, вызванного такой сделкой, делает планирование для этого сценария разумным. Частью любого процесса планирования сценария является разработка системы раннего предупреждения, с помощью которой организация может выявлять и отслеживать признаки надвигающегося сбоя.

     

    Ресурсы:

    [i] https://www.barrons.com/articles/should-boeing-buy-ge-aviation-1519223635, https://seekingalpha.com/news/3332756-boeing-dream -big-consider-ge-aviation-analyst-говорит, [ii] https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-04-13/ge-s-2017-loss-widens-as-results- переоценка после смены бухгалтерского учета [iii] https://www. cbsnews.com/news/ge-breakup-suggested-during-earnings-call/ [iv] https://www.cnbc.com/2018/01 /16/ge-break-up-announcement-to-occur-as-early-as-this-spring-sources.html [v] http://investors.boeing.com/investors/investor-news/press-release -details/2018/Boeing-Reports-Record-2017-Results-and-Provides-2018-Guidance/default.aspx [vi] https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-01-16/boeing -создает-предприятие-создания-сидений, чтобы справиться с опоздавшими-поставщиками [vii] https://www.globalbankingandfinance.com/boeing-safran-agree-to-design-build-and-service-auxiliary-power -units/ [viii] https://www.thestreet.com/investing/stocks/boeing-deals-latest-blow-in -война-с-airbus-14610052 [ix] https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-05-01/boeing-to-buy-aircraft-parts-supplier-klx-in-4-25 -миллиардная сделка [x] http://boeing.mediaroom.com/2006-05-01-Boeing-to-Acquire-Aviall-to-Enhance-Its-Growing-Services-Businesses [xi] http://www .boeing.com/media/speeches/2017-shareholder-address.page [xii] http://www.