Как устроен гибридный автомобиль? На примере Toyota Prius. Двигатели тойота приус
Это интересно — бортжурнал Toyota Prius гибрид 1999 года на DRIVE2
Toyota Prius Работа автомобиля в различных режимах движения
Сравнительные данные автомобилей Prius различных годов выпуска
Сравнительные данные автомобилей Prius различных годов выпуска
двигатель внутреннего сгорания Toyota Prius
Тойота Приус имеет необычно маленький для автомобиля весом 1300 кг двигатель внутреннего сгорания (ДВС), объемом 1497 см'. Это стало возможным из-за наличия электрических моторов и батареи, которые помогают ДВС, когда необходима большая мощность. На обычном автомобиле двигатель рассчитан на высокое ускорение и движение на крутой подъем, поэтому он почти всегда работает с низкой эффективностью (к.п.д). На 30-м кузове применяется другой двигатель, 2ZR-FXE, объемом 1,8 литра. Так как автомобиль не может быть подключен к городской сети электроснабжения (что планируется осуществить японскими инженерами в недалеком будущем), нет никакого другого долгосрочного источника энергии и этот двигатель должен поставлять энергию для зарядки батареи, а также для перемещения автомобиля и питания дополнительных потребителей таких, как кондиционер воздуха, электрический нагреватель, аудио, и т.д. Обозначение Toyota для двигателя Prius — 1NZ-FXE. Прототипом данного двигателя является двигатель 1NZ-FE, который устанавливался на автомобили Yaris, Bb, Fun Cargo', Platz. Конструкция многих деталей двигателей 1NZ-FE и 1NZ-FXE одинакова. Например, блоки цилиндров у Bb, Fun Cargo, Platz и Prius 11 одинаковые. Однако двигатель 1NZ-FXE использует другую схему смесеобразования, и соответственно с этим связаны конструктивные отличия.В двигателе 1NZ-FXE реализован цикл Atkinson, тогда как в двигателе 1NZ-FE используется обычный цикл Отто.
В двигателе цикла Отто, в процессе впуска, топливо-воздушная смесь поступает в цилиндр. Однако давление во впускном коллекторе ниже, чем в цилиндре (поскольку расход регулируется дроссельной заслонкой), и поэтому поршень совершает дополнительную работу по всасыванию топливовоздушной смеси, работая как компрессор. Около нижней мертвой точки закрывается впускной клапан. Смесь в цилиндре сжимается и поджигается в момент подачи искры. В отличие от этого, цикл Atkinson не закрывает впускной клапан в нижней мертвой точке, а оставляет его открытым, в то время как поршень начинает подниматься. Часть топливовоздушной смеси вытесняется во впускной коллектор, и используется в другом цилиндре. Таким образом, уменьшаются насосные потери, по сравнению с циклом Отто. Поскольку объем смеси, который сжимается и сгорает, уменьшен, то давление в процессе сжатия при такой схеме смесеобразования также уменьшается, что позволяет повысить степень сжатия до 13, без риска появления детонации. Увеличение степени сжатия способствует увеличению термического КПД. Все эти мероприятия способствуют улучшению топливной экономичности и экологичности двигателя. Расплатой является уменьшение мощности двигателя. Так двигатель 1NZ-FE имеет мощность 109 л.е., а двигатель 1NZ-FXE — 77 л.с.
Мотор/Генераторы Toyota Prius
Тойота Приус имеет два электрических мотора/генератора. Они очень похожи по конструкции, но отличаются по размерам. Оба — трехфазные синхронные двигатели с постоянными магнитами. Название более сложно, чем сама конструкция. Ротор (часть, которая вращается) -представляет собой большой, мощный магнит и не имеет никаких электрических соединений. Статор (неподвижная часть, прикрепленная к корпусу автомобиля), содержит три набора обмоток. Когда ток проходит в некотором направлении через один комплект обмоток, ротор (магнит) взаимодействует с магнитным полем обмотки и устанавливается в некотором положении. Пропуская ток последовательно через каждый набор обмоток сначала в одном направлении, а затем в другом, можно перемещать ротор из одного положения к следующему и так заставить его вращаться. Конечно, это упрощенное объяснение, но показывает суть данного типа двигателя. Если же ротор вращает внешняя сила, электрический ток течет в каждом наборе обмоток по очереди и может использоваться для заряда батареи или для питания другого двигателя. Таким образом, одно устройство может быть двигателем или генератором в зависимости от того, пропускается ли ток в обмотках, чтобы притягивать магниты ротора, или ток выходит, когда некая внешняя сила вращает ротор. Это еще более упрощено, но послужит глубине объяснений.
Мотор/генератор 1 (MG1) связан с солнечной шестерней устройства распределения мощности (PSD). Он — меньший из двух и имеет максимальную мощность около 18 кВт. Обычно он осуществляет запуск ДВС и регулирует обороты ДВС изменением производимого количества электроэнергии. Мотор/генератор 2 (MG2) связан с коронной шестерней планетарного механизма (устройства распределения мощности) и далее через редуктор на колеса. Поэтому он непосредственно приводит в движение автомобиль. Он — больший из двух моторов-генераторов и имеет максимальную мощность 33 кВт (50 кВт для Prius NHW-20). MG2 иногда называют "тяговый мотор", и его обычная роль — приводить автомобиль в движение как двигатель или возвращать энергию торможения как генератор. Оба мотора/генератора охлаждаются антифризом.
Инвертор Toyota Prius
Поскольку моторы/генераторы работают от переменного трехфазного тока, а батарея, как и все батареи, производит постоянный ток, необходимо некое устройство, чтобы преобразовать один вид тока в другой. Каждый MG имеет "инвертор", который выполняет эту функцию. Инвертор узнает положение ротора от датчика на валу MG и управляет током в обмотках мотора так, чтобы поддерживать вращение мотора на требуемой скорости и с необходимым вращающим моментом. Инвертор изменяет ток в обмотке, когда магнитный полюс ротора проходит мимо этой обмотки и переходит к следующей. Кроме того, инвертор подключает напряжение батареи на обмотки и затем выключает снова очень быстро (с высокой частотой), чтобы изменить среднее значение тока и, следовательно, крутящий момент. Используя "самоиндуктивность" моторных обмоток (свойство электрических катушек, которые сопротивляются изменению тока), инвертор может фактически пропустить больший ток через обмотку, чем поступает от батареи. Он работает только когда напряжение на обмотках меньше напряжения батареи, следовательно, энергия сохраняется. Однако, поскольку значение тока через обмотку определяет крутящий момент, этот ток позволяет достигнуть очень большого крутящего момента на малых оборотах. Приблизительно до 11 км/ч, MG2 способен создать крутящий момент 350 Нм (400 Им для Prius NHW-20) на редукторе. Именно поэтому автомобиль может начать движение с приемлемым ускорением без использования коробки передач, которая обычно увеличивает крутящий момент ДВС. При коротком замыкании или перегреве инвертор отключает высоковольтную часть машины. В одном блоке с инвертором расположен и конвертер, который предназначен для обратного преобразования переменного напряжения в постоянное -13,8 вольт. Чтобы немного отойти от теории, немного практики: инвертор, как и мотор-генераторы, охлаждаются от независимой системы охлаждения. Эта система охлаждения приводится в действие электрической помпой. Если на 10 кузове эта помпа включается при достижении температуры в гибридном контуре охлаждения около 48°С, то на 11 и 20 кузовах применен другой алгоритм работы этой помпы: будь "за бортом" хоть -40 градусов, помпа все равно начнет свою работу уже при включении зажигания. Соответственно ресурс этих помп очень и очень ограничен. Что происходит при заклинивании или сгорании помпы: антифриз по законам физики под нагревом от MG (особенно MG2) поднимается вверх — в инвертор. А в инверторе он должен охлаждать силовые транзисторы, которые под нагрузкой значительно нагреваются. Итог — их выход из строя, т.е. самая распространенная ошибка на 11 кузове: Р3125 — неисправность инвертора из-за сгоревшей помпы. Если в этом случае силовые транзисторы выдерживают такое испытание, то сгорает обмотка МГ2. Это другая распространенная ошибка на 11 кузове: Р3109. На 20 кузове японские инженеры усовершенствовали помпу: теперь ротор (крыльчатка) вращается не в горизонтальной плоскости, где вся нагрузка идет на один опорный подшипник, а в вертикальной, где нагрузка распределяется равномерно на 2 подшипника. К сожалению, надежности от этого добавилось мало. Только за апрель-май 2009 года у нас в мастерской заменено 6 помп на 20-х кузовах. Практический совет для владельцев 11 и 20 Prius: возьмите за правило хоть раз в 2-3 дня приоткрывать капот на 15-20 с при включенном зажигании или заведенной машине. Вы сразу увидите движение антифриза в расширительном бачке гибридной системы. После этого можете ехать спокойно. Если же движения антифриза там нет — ехать на автомобиле нельзя!
Высоковольтная батарея Тойота приус
Высоковольтная батарея (сокращенно ВВБ тойота приус) Prius в 10 кузове состоит из 240 элементов номинальным напряжением 1,2 В, очень похожих на батарейку для фонарика размера D, объединенных по 6 штук, в так называемые "бамбуки" (внешне есть небольшое сходство). "Бамбуки" установлены по 20 штук в 2 корпуса. Общее номинальное напряжение ВВБ составляет 288 В. Рабочее напряжение колеблется в режиме холостого хода от 320 до 340 В. При падении же напряжения до 288 В в ВВБ запуск ДВС становится невозможен. При этом на экране дисплея будет гореть символ батареи со значком "288" внутри. Чтобы запустить ДВС, японцы в 10-м кузове применили штатное зарядное устройство, доступ к которому осуществляется из багажника. Часто задают вопросы, как им пользоваться? Отвечаю: во-первых, повторюсь, что использовано оно может быть только когда на дисплее горит значок "288". В противном случае при нажатии на кнопку "START" Вы просто услышите противный писк, и загорится красная лампочка "ошибка". Во-вторых: к клеммам маленького аккумулятора нужно подцепить "донора", т.е. либо зарядное устройство, либо хорошо заряженный мощный аккумулятор (но ни в коем случае не пусковое устройство!). После этого при ВЫКЛЮЧЕННОМ зажигании нажимаем кнопку "START" не менее чем на 3 секунды. Когда загорится зеленая лампочка — пойдет зарядка ВВБ. Закончится она автоматически через 1-5 минут. Этой зарядки вполне хватит для 2-3 пусков ДВС, после запуска которого ВВБ будет заряжаться от конвертера. Если 2-3 запуска не привели к запуску ДВС (а при этом "READY" ("Готов") на табло должно не мигать, а устойчиво гореть), то надо прекратить бесполезные запуски и искать причину неисправности. В 11 кузове ВВБ состоит из 228 элементов 1,2 В каждый, объединенных в 38 сборок по 6 элементов, с полным номинальным напряжением 273,6 В.
Вся батарея установлена за задним сиденьем. При этом элементы уже не оранжевые "бамбуки", а представляют собой плоские модули в пластмассовых корпусах серого цвета. Максимальный ток батареи — 80 А при разряде и 50 А при заряде. Номинальная емкость батареи — 6,5 Ач, однако, электроника автомобиля позволяет использовать только 40% этой емкости, чтобы продлить срок службыаккумулятора. Состояние заряда может изменяться только между 35% и 90% полного номинального заряда. Перемножив напряжение батареи и ее емкость, получим номинальный запас энергии — 6,4 МДж (мегаджоулей), а используемый запас — 2,56 МДж. Этой энергии достаточно, чтобы ускорить автомобиль, водителя и пассажира до 108 км/ч (без помощи ДВС) четыре раза. Чтобы произвести такое количество энергии, ДВС потребовалось бы приблизительно 230 миллилитров бензина. (Эти цифры приводятся только для того, чтобы Вы представляли количество накопленной энергии в батарее.) Автомобилем нельзя управлять без топлива, даже если стартовать с 90% полного номинального заряда с длинного спуска. Большую часть времени у Вас есть приблизительно 1 МДж пригодной к употреблению энергии батареи. Очень много ВВБ попадает в ремонт именно после того, как у владельца заканчивается бензин (при этом на табло загорится пиктограмма "Check Engine" ("Проверь двигатель") и треугольник с восклицательным знаком), но владелец пытается "дотянуть" до заправки. После падения напряжения на элементах ниже 3 В — они "умирают". На 20 кузове японские инженеры для увеличения мощности пошли другим путем: они снизили количество элементов до 168, т.е. оставили 28 модулей. Но для использования в инверторе напряжение батареи повышается до 500 В с помощью специального устройства -booster. Увеличение номинального напряжения MG2 в кузове NHW-20 позволило повысить его мощность до 50 КВт без изменения габаритов.
Prius также имеет вспомогательную аккумуляторную батарею. Это 12-вольтовая, емкостью 28 ампер-часов кислотно-свинцовая батарея, которая находится в левой части багажника (в 20 кузове — в правой). Ее цель состоит в том, чтобы запитать электронику и дополнительные устройства, когда гибридная система выключена, и главное реле батареи высокого напряжения выключено. Когда гибридная система работает, 12-вольтовым источником служит преобразователь постоянного тока, поступающего от системы высокого напряжения в постоянный ток 12 В. Он также подзаряжает вспомогательную батарею в случае необходимости. Основные блоки управления обмениваются данными по внутренней CAN-шине. Оставшиеся системы общаются по внутренней сети Body Electronics Area Network. В ВВБ имеется и свой блок управления, который следит за температурой элементов, напряжением на них, внутренним сопротивлением, а также управляет встроенным в ВВБ вентилятором. На 10 кузове стоят 8 температурных датчиков, представляющих собой терморезисторы, на самих "бамбуках", и 1 — общий датчик контроля температуры воздуха ВВБ. На 11-м кузове -4 +1, а на 20-м-3+1.
Устройство распределения мощности Тойота Приус
Крутящий момент и энергия ДВС и моторов/генераторов объединены и распределяются планетарным набором шестерен, названным Toyota "устройством распределения мощности" (PSD, Power Split Device). И хотя оно не сложно для производства, это устройство является весьма трудным для его понимания и еще более мудреным, чтобы рассмотреть в полном контексте все режимы работы привода. Поэтому посвятим несколько других тем обсуждению устройства распределения мощности. Короче говоря, это позволяет Prius работать и в последовательном-, и в параллельно-гибридных режимах работы одновременно и получать некоторые из преимуществ каждого режима. ДВС может крутить колеса непосредственно (механически) через PSD. В то же самое время переменное количество энергии может быть снято с ДВС и превращено в электричество. Оно может заряжать батарею или передаваться к одному из моторов/генераторов, чтобы помогать крутить колеса. Гибкость этого механического/электрического распределения энергии позволяет Prius улучшать показатели топливной экономичности и управлять выбросами во время движения, что невозможно при жесткой механической связи между ДВС и колесами, как в параллельном гибриде, но без потерь электрической энергии, как в последовательном гибриде. Prius, как часто говорят, имеет CVT (Continue Variable Transmission) — бесступенчато-регулируемую или "постоянно-переменную" трансмиссию, это и есть устройство распределения мощности PSD. Однако обычная бесступенчато-регулируемая передача работает точно так же, как нормальная коробка передач за исключением того, что передаточное отношение может меняться непрерывно (плавно), а не в небольшом диапазоне шагов (первая передача, вторая передача и т.д.). Немного позже мы рассмотрим, чем PSD отличается от обычной бесступенчато-регулируемой передачи, т.е. вариатора.
Обычно самый задаваемый вопрос по "коробке" автомобиля Prius: какое масло туда льется, сколько по объему и как часто его менять. Очень часто среди работников автосервиса бытует такое заблуждение: раз в коройке нет щупа — значит, масло там менять вообще не нужно. Это заблуждение привело к гибели уже не одной коробки.
10 кузов: рабочая жидкость Т-4 — 3,8 литра.
11 кузов: рабочая жидкость Т-4 — 4,6 литра.
20 кузов: рабочая жидкость ATF WS — 3,8 литра. Срок замены: через 40 тыс. км. По японским срокам масло меняется раз в 80 тыс. км, но для особо тяжелых условий эксплуатации (а японцы относят эксплуатацию автомобилей в России как раз к этим особо тяжелым условиям — и мы с ними солидарны) масло положено менять в 2 раза чаще.
Расскажу об основных различиях в обслуживании коробок, т.е. о замене масла. Если в 20-м кузове, чтобы поменять масло, надо просто открутить сливную пробку и, слив старое, залить новое масло, то на 10-м и 11-м кузовах не все так просто. Конструкция масляного поддона на этих машинах выполнена таким образом, что если просто открутить сливную пробку, то сольется только часть масла, причем не самого грязного. А 300-400 грамм самого грязного масла с прочим мусором (кусочки герметика, продукты износа) остается в поддоне. Поэтому чтобы заменить масло, надо снять поддон коробки и, вылив грязь и почистив его, поставить на место. При съеме поддона мы получаем еще один дополнительный бонус — мы можем продиагностировать состояние коробки по продуктам износа, находящимся в поддоне. Самое страшное для владельца — это когда он на дне поддона увидит желтую (бронзовую) стружку. Такой коробке жить осталось недолго. Прокладка поддона пробковая, и если отверстия на ней не приобрели овальную форму — ее можно использовать повторно без всяких герметиков! Главное при установке поддона — не перетянуть болты, чтобы не разрезать прокладку поддоном. Что еще интересного применено в трансмиссии: Использование цепной передачи довольно необычно, но все обычные автомобили имеют шестеренчатые редукторы между двигателем и осями. Их цель состоит в том, чтобы позволить двигателю вращаться быстрее, чем колеса и также увеличивать произведенный двигателем крутящий момент к большему крутящему моменту на колесах. Отношения, с которыми скорость вращения уменьшена и крутящий момент увеличены — обязательно то же самое (пренебрежем трением) из-за закона сохранения энергии. Отношение называют "полным передаточным числом". Полное передаточное число Prius в 11-м кузове — 3,905. Оно получается так:
— Цепное колесо с 39 зубьями на выходном валу PSD приводит в движение цепное колесо с 36 зубьями на первом промежуточном валу через бесшумную цепь (так называемую цепь Морзе).
— Шестерня с 30 зубьями на первом промежуточном валу связана и приводит в движение шестерню с 44 зубьями на втором промежуточном валу.
— Шестерня с 26 зубьями на втором промежуточном валу связана и приводит в движение шестерню с 75 зубьями на входе дифференциала.
— Значение выхода дифференциала к двум колесам -такое же, как вход дифференциала (они, фактически, идентичны, кроме тех случаев, когда происходит движение в повороте).
Если мы выполним простое арифметическое действие: (36/39) * (44/30) * (75/26), мы получим (с точностью до четырех значащих цифр) полное передаточное число 3,905.
Почему используется цепной привод? Потому что это позволяет избежать осевого усилия (сила, направленная вдоль оси вала), которая возникала бы при применении обычных косозубых шестерен, используемых в автомобильных трансмиссиях. Этого можно было бы также избежать при использовании прямозубых шестерен, но они производят шум. Осевое усилие не проблема на промежуточных валах и может быть уравновешено коническими роликовыми подшипниками. Однако, это не так просто с выходным валом PSD. Нет ничего очень необычного в дифференциале, осях и колесах Prius. Как в обычном автомобиле, дифференциал позволяет внутренним и внешним колесам вращаться с разными скоростями, когда автомобиль поворачивает. Оси передают крутящий момент от дифференциала до ступицы колеса и включают сочленение, позволяющее колесам перемещаться вверх и вниз вслед за подвеской. Колеса — легкий алюминиевый сплав и оснащены шинами высокого давления с низким сопротивлением качения. Шины имеют катящийся радиус приблизительно 11,1 дюймов, что означает, что на каждый оборот колеса автомобиль перемещается на 1,77 м. Необычен только размер штатных покрышек на 10 и 11 кузове: 165/65-15. Это довольно редкий размер резины в России. Многие продавцы даже в специализированных магазинах совершенно серьезно убеждают, что такой резины не существует в природе. Мои рекомендации: для российских условий наиболее подходящим размером является 185/60-15. В 20 Prius размер резины увеличен, что благотворно сказалось на ее долговечности. Теперь интересней: что отсутствует в Prius, что есть в любом другом автомобиле?
Это:
— нет никакой ступенчатой коробки передач, ни ручной, ни автоматической — Prius не использует ступенчатые передачи;
— нет никакого сцепления или трансформатора — колеса всегда жестко связаны с ДВС и моторами/генераторами;
— нет никакого стартера — запуск ДВС производится с помощью MG1 через шестерни в устройстве распределения мощности;
— нет никакого генератора переменного тока -электроэнергия производится моторами/генераторами при необходимости.
Поэтому конструктивная сложность гибридного привода Prius фактически не намного больше, чем у обычного автомобиля. Кроме того, новые и незнакомые части, такие, как моторы/генераторы и PSD, имеют более высокую надежность и более длительный срок службы, чем некоторые из частей, которые были устранены из конструкции.
Работа автомобиля в различных условиях движения
Запуск двигателя Toyota Prius
Чтобы запустить двигатель, MG1 (связанный с солнечной шестерней) вращается вперед, используя электроэнергию высоковольтной батареи. Если автомобиль стоит, то коронная шестерня планетарного механизма будет также оставаться неподвижной. Вращение солнечной шестерни поэтому вынуждает водило сателлитов вращаться. Оно связано с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и проворачивает его в 1/3,6 скорости вращения MG1. В отличие от обычного автомобиля, который подает топливо и зажигание в ДВС, как только стартер начинает его вращать, Prius ждет, пока MG1 не разгонит ДВС приблизительно до 1000 оборотов в минуту. Это случается меньше чем через секунду. MG1 значительно более мощный, чем обычный двигатель стартера. Чтобы вращать ДВС с этой скоростью, он сам должен вращаться со скоростью 3600 оборотов в минуту. Старт ДВС на 1000 оборотов в минуту не создает почти никакого напряжения для него, потому что это — скорость, на которой ДВС был бы счастлив работать от своей собственной энергии. Кроме того, Prius запускается, зажигая только пару цилиндров. Результат — очень гладкий запуск, свободный от шума и дергания, который устраняет изнашивание, связанное с запусками двигателя обычных автомобилей. При этом сразу обращу внимание на распространенную ошибку ремонтников и владельцев: часто мне звонят и спрашивают, что мешает ДВС продолжать работать, почему он заводится секунд на 40 и глохнет. На самом деле, пока мигает рамочка READY — ДВС НЕ РАБОТАЕТ! Это его крутит MG1! Хотя зрительно — полное ощущение запуска ДВС, т.е. ДВС шумит, из выхлопной трубы идет дым.
Запуск двигателя Toyota Prius
Как только ДВС начал работать от своей собственной энергии, компьютер управляет открытием дросселя, чтобы получить подходящие холостые обороты в течение разогрева. Электричество больше не питает MG1 и, фактически, если батарея разряжена, MG1 может производить электричество и заряжать батарею. Компьютер просто формирует MG1 как генератор вместо мотора, открывает дроссель ДВС немного больше, (примерно до 1200 оборотов) и получает электричество.
Холодный запуск Toyota Prius
Когда Вы запускаете Prius с холодным двигателем, его главный приоритет состоит в том, чтобы нагреть двигатель и каталитический нейтрализатор, чтобы заработала система управления токсичностью выхлопа. Двигатель будет работать в течение нескольких минут, пока это не случится (как долго — зависит от фактической температуры двигателя и катализатора). В это время принимаются специальные меры, — чтобы управлять выхлопом во время прогрева, включая сохранение выхлопных углеводородов в поглотителе, который будет очищен позже и работой двигателя в специальном режиме.
Теплый запуск Toyota Prius
Когда Вы запускаете Prius с теплым двигателем, он будет работать в течение короткого времени и затем останавливаться. Холостые обороты будут в пределах 1000 об/мин.
К сожалению, невозможно препятствовать запуску ДВС, когда Вы включаете автомобиль, даже если все, что Вы хотите сделать — переехать на соседний подъемник. Это относится только к 10 и 11 кузовам. На 20 кузове применен другой алгоритм запуска: нажимаете на тормоз и на кнопку "START". Если в ВВБ достаточно энергии, и Вы не включите отопитель на обогрев салона или стекла -ДВС не запустится. Просто загорится надпись "READY"(Totob"), т.е. автомобиль ПОЛНОСТЬЮ готов к движению. Достаточно переключить джойстик (а выбор режимов на 20 кузове производится именно джойстиком) в положение D или R и отпустить тормоз, Вы поедете!
Трогание с места Toyota Prius
Prius находится всегда на прямой передаче. Это означает, что двигатель не может в одиночку выдать весь крутящий момент, чтобы автомобиль энергично тронулся с места. Крутящий момент для начального ускорения добавляется мотором MG2, вращающим непосредственно коронную шестерню планетарного механизма, связанную с входом редуктора, выход которого связан с колесами. Электрические двигатели развивают лучший крутящий момент на низкой скорости вращения, поэтому идеально подходят для начала движения автомобил
www.drive2.ru
Устройство гибридного автомобиля на примере Toyota Prius
Будущее марки Тойота – это гибридные автомобили. Пока электромобили не совершенны и передвигаются без подзарядки максимум до 150 км. Аккумуляторные батареи гибридных автомобилей получают подзарядку от ДВС, обеспечивая комфорт и экономичность при езде на любые расстояния.
Устройство гибридного автомобиля
Устройство гибридного автомобиля (например, Тойота Приус) основано на последовательно-параллельно схеме. У таких транспортных средств крутящий момент на колеса может подаваться и от мотора, и от мотора-генератора. При этом величина мощности агрегатов варьируется в зависимости от степени заряда и возможностей мотора.
Основу конструкции составляют двигатель внутреннего сгорания, электромотор, два генератора и делитель мощности. Последнее устройство позволяет трогаться и осуществлять движение на малых скоростях исключительно на электромоторе. ДВС в этот момент будет обеспечивать только работу генератора.
Зарядка гибридного автомобиля осуществляется посредством отдельного генератора, поэтому электрический мотор-генератор используется только для привода ведущих колес. Во время высоких нагрузок, таких как подъем в гору или езда на высокой скорости в работу активно подключается бензиновый мотор. Делитель мощности контролирует передачу от крутящего момента ДВС на колеса, перераспределяя часть ее для заряда АКБ и генератора.
Принцип работы гибридного автомобиля
Принцип работы гибридного автомобиля (например, Тойота Приус) состоит в следующем: старт, первоначальный разгон и езду на малых оборотах обеспечивает электрический мотор-генератор, при повышенных нагрузках подключается бензиновый мотор. Компьютер регулирует его работу так, чтобы были обеспечены самые высокие показатели экономичности.
Шестерня делителя мощности, передающая крутящий момент на ведущие колеса, вращается посредством электромотора. Основной принцип действия гибридного автомобиля заключается в формировании передаточного числа трансмиссии делителем мощности, именно он распределяет уровень включенности в работу каждого из моторов.
Такая схема гибридного автомобиля называется последовательно-параллельной. Она соединила все преимущества последовательно и параллельной схем. В итоге инженеры японского автоконцерна смогли создать максимально надежный агрегат, ведь управление крутящим моментом происходит при помощи электроники, исключая участие множественных механических узлов и механизмов.
Рекуперативная система торможения также передает кинетическую энергию на генератор, восполняя запас аккумулятора. Для экстренного торможения применяется обычная фрикционная тормозная система.
Двигатель (ДВС) гибридного автомобиля
Мотор авто, работающего по принципу гибрида, в первую очередь основывается на принципе экономичности. Для Тойота Приус инженеры компании Toyota смогли выпустить агрегат в 1,8 литров мощностью 98 лошадиных сил. Теперь расход Тойота Приус гибрид составляет примерно 4,5 литра на 100 км (5 литров по городу и 3,9 литра по трассе). В холодное время года вне зависимости от режима езды потребление топлива увеличивается в среднем на 2 литра на 100 км. Для заправки завод-изготовитель рекомендует использовать бензин марки АИ-95.
Стоит отметить, что разогнать машину до сотни получится чуть боле, чем за 10 секунд. При этом максимальная скорость авто составит 180 км/ч.
Тип двигателя Тойота гибрид подбирался с точки зрения максимального коэффициента полезного действия. У современных гибридов он составляет 40%. Такие показатели позволило получить использование мотора, работающего по циклу Аткинсона. Основная особенность такого бензинового мотора состоит в том, что сжатие топлива запаздывает за ходом поршня. Оно запускается несколько позже начала движения поршня в верхнюю часть гильзы. Благодаря такой уловке некоторое количество топливно-воздушной смеси возвращается во впускной коллектор.
Данный тип ДВС дал современному мотору Toyota Prius следующие преимущества:
- увеличение рабочего хода поршня;
- повышение КПД;
- уменьшение расхода топлива;
- оптимально подходящая конструкция для работы в узком диапазоне оборотов коленчатого вала;
- 122 лошадиных силы суммарной мощности движущей установки.
Электромотор автомобиля Тойота
В Toyota Prius имеется два электромотора: управляющий и тяговый моторы-генераторы. Оба движка питает АКБ.Тяговый мотор-генератор обеспечивает авто запуск и первоначальный разгон. Управляющий мотор-генератор отвечает за зарядку гибридного автомобиля, а также выполняет функции стартера.
Как правило, по городу в режиме «старт/стоп» Toyota Prius перемещается исключительно за счет электрической установки.
Мощность электромотора Тойота Приус определяется следующими характеристиками:
- 60 лошадиных сил;
- 56 кВт;
- 163 Н*м.
Последние модели Prius получили возможность заряжаться и от электрической розетки, что позволило сделать их еще экономичнее. Минус один – полная зарядка аккумулятора составит 6 часов, поэтому пока использование транспортного средства без участия двигателя внутреннего сгорания неудобно для поездок на дальние расстояния.
Аккумуляторная батарея
На борту Тойота Приус аккумуляторных батарей две:
1. Вспомогательная аккумуляторная батарея автомобиля емкостью 45 А/ч.
2. Основная никель-металлгидридная высоковольтная аккумуляторная батарея емкостью 6,5 А/ч и напряжением 201,6 В, состоящая из 168 ячеек.
Особенность устройства основной аккумуляторной батареи автомобиля состоит в том, что они оснащены собственной системой охлаждения.
В свое время Тойота Приус была первопроходцем среди автомобилей гибридов. Сегодня установки типа hybrid удалось усовершенствовать так, что они стали устанавливаться и на другие более массовые модели Toyota, тем не менее Prius заслуженно входит в рейтинг лучших гибридных автомобилей. Популярность подобной схемы мотора можно объяснить ее экологичностью, экономичностью и надежностью, проверенной годами.
Категории: Статьи
jurtransavto.com.ua
Toyota Prius - обзор, цены, видео, технические характеристики Тойота Приус
Toyota Prius Prime дебютировал в рамках международного ежегодного Нью-Йоркского автосалона в марте 2016 года. Главной отличительной чертой новинки является возможность подключения ее к внешней электрической сети для подзарядки аккумуляторов. Помимо этого, стоит отметить полностью новый дизайн, кардинально отличающийся от стандартной версии. В глаза бросаются стильный вытянутые фары головного освещения, состоящие из четырех расположенных в ряд светодиодных элементов. Прямо под ними расположились огромные вертикальные светодиодные ходовые огни, с такой светотехникой автомобиль выглядит довольно броско.
Размеры Toyota Prius Prime
Toyota Prius Prime, как и его стандартная версия является пятидверным хэтчбеком Гольф класса. Из-за обновленных бамперов, версия Prime вышла несколько крупнее, чем обычный Приус. Её габаритные характеристики составляют: длина 4550 мм, ширина 1770 мм, высота 1490 мм, колесная база 2700 мм, а величина дорожного просвета равняется 136 миллиметрам. Такой клиренс типичен для автомобилей, чья стезя- асфальтированные улицы города и скоростные шоссе, они отлично держат дорогу и даже могут штурмовать небольшие бордюры во время парковки.
Двигатель и трансмиссия Toyota Prius Prime
Toyota Prius Prime оборудуется гибридной силовой установкой, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя мощностью в 72 лошадиные силы и целой батареи литий-ионных аккумуляторов суммарной ёмкостью 8,8 кВт/час. С ними, используя только электротягу, автомобиль способен проехать до 35 километров на скоростях ниже 135 километров в час. При полностью заправленном баке и заряженных аккумуляторах, хэтчбек покрывает расстояние до 965 километров.
Двигателем Toyota Prius Prime является рядная бензиновая атмосферная четверка объемом 1798 кубических сантиметров. Силовой агрегат обладает двумя распределительными валами, шестнадцатью клапанами и выдает 98 лошадиных сил при 5800 об/мин и 142 Нм крутящего момента при 3600 оборотах коленчатого вала в минуту. С такой силовой установкой, хэтчбек разгоняется с места до сотни примерно за 10,6 секунды, а максимальная скорость составит 180 километров в час. Гибриды славятся своей экономичностью. Расход топлива Toyota Prius Prime составит 3,1 литра бензина на сто километров пути в городском темпе движения с частыми ускорениями и торможением, 2,9 литра во время размеренной поездки по трассе и 3 литра топлива на сотню в смешанном цикле движения.
Оснащение
Toyota Prius Prime обладает богатой технической начинкой, внутри вы найдете массу полезных систем и хитроумных устройств, призванных сделать вашу поездку интересной, комфортной, а самое главное- безопасной. Так, автомобиль оборудуется: восемью подушками безопасности, парковочными датчиками, камерой заднего вида, комплексом безопасности Toyota Safety Sense, полным электропакетом, мультимедийной системой с навигацией и сенсорным экраном диагональю 11,2 дюйма, климат контролем, сиденьями с лифтом и подогревом, кожаным салоном, аудиосистемой премиум класса, круиз контролем и даже системой автоматической парковки.
Итог
Toyota Prius Prime получил массу изменений по сравнению со своим стандартным братом. Его дизайн как нельзя лучше подчеркнет характер и индивидуальность своего владельца. Такой автомобиль не раствориться в сером будничном потоке и не затеряется на большой парковке торгового центра. Салон- это царство качественных материалов отделки, выверенной эргономики и комфорта. Даже длительная поездка не доставит водителю или пассажирам лишних неудобств. Гибридные автомобили построены по технологиям будущего, вполне возможно что в скором времени именно они заменят собой традиционные машины с двигателями внутреннего сгорания.
Видео
www.motorpage.ru
Toyota раскрыла особенности силовой установки Prius 2016

Мировой дебют Toyota Prius четвертой генерации прошел еще в прошлом месяце на Франкфуртской автовыставке, но тогда представители компании всячески держали интригу вокруг новинки, не давая никому заглянуть под капот авто. Теперь же накануне автосалона в Токио японцы решили раскрыть все секреты гибрида.
Состав силовой установки Toyota Prius 2016

Вопреки ожиданиям «Приус» со сменой поколения не получил прибавку мощности. В силовую установку хэтчбека по-прежнему входит 1,8-литровая бензиновая «четверка» 2ZR-FXE. Но для новой генерации модели этот работающий по экономичному циклу Аткинсона атмосферный агрегат модернизировали, оснастив другим впускным коллектором, новыми системами охлаждения, смазки и рециркуляции отработанных газов. Помимо этого, чтобы сократить необходимое на прогрев время японские специалисты установили перед радиатором автожалюзи, а благодаря использованию нового покрытия для деталей в механизмах инженеры смогли уменьшить трение. Представители Toyota отмечают, что модернизированный двигатель на «Приусе» – лидер среди бензиновых агрегатов по термическому КПД. На среднестатистическом современном автомобиле этот показатель равен 25-30%, а у нового хэтча он достигает 40%. Мотор выдает при крутящем моменте 142 Нм мощность в 98 «лошадок», что практически соответствует отдаче ДВС на Prius прошлого поколения.

Зато новый 72-сильный (163 Нм) электродвигатель по своим характеристикам существенно уступает предшественнику, который развивал мощность в 82 «лошадки» и 207 Нм крутящего момента. Суммарную отдачу в Toyota не уточняют, но можно однозначно утверждать, что она не превысит 136 лошадиных сил как у дореформенного гибрида.
Впервые для модели стала доступна система полного привода E-Four, которая предполагает, что задние колеса приводит в движение меньшего размера электродвигатель. Дополнительный мотор выдает при более скромном крутящем моменте в 55 Нм те же 72 «лошадки». Задний электроагрегат будет полезен при старте или при небольших скоростях, к примеру, при заезде на небольшой холм.

В гибридный модуль Prius предыдущего поколения входил никель-металлгидридный аккумулятор, а модификации с функцией подзарядки от электросети комплектовались более легкими, емкими и дорогостоящими литиево-ионными батареями. У нового «Приуса» на тип аккумулятора в силовой установке напрямую будет влиять рынок сбыта. Все батареи легче своих предшественников и теперь располагаются не в багажном отделении как ранее, а под задним креслом. Такая компоновка положительно сказалась на снижении центра тяжести у машины и позволила выиграть немного места в багажнике, чей объем равен 502 л против 445 л у дореформенного хэтча.
У версии с передним приводом электромеханическая «начинка» стала более компактной и легкой приблизительно на 20 процентов, а энергия используется на 24% эффективнее. Касательно расхода топлива, то в Toyota приводят данные по японскому циклу JC08, согласно которому «аппетит» Prius снизился на 0,6 л и теперь равен 2,5 л на сотню км пробега.

На японском рынке новое поколение популярного гибрида появится в конце нынешнего года, а в Европе и США Toyota Prius 2016 поступит в продажу лишь в начале следующего года. На российском рынке эта модель никогда не пользовалась большой популярностью, а сейчас спрос и вовсе упал до минимума (за первое полугодие реализовано всего 3 автомобиля). Потому в России приезд нового поколения хэтчбека остается под большим вопросом.
Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru
bycars.ru
Тест драйв Toyota Prius - Энергетический коктейль (Prius II 1,5)
Гибридный “Toyota Prius II”: плюсы и минусы реальной езды
В наступившем 2005 году компания “Toyota” первой среди автопроизводителей решила начать продажи в России гибридного автомобиля. Это будет внедорожник “Lexus RX400h”. Впоследствии мы опробуем его обязательно, но хочется знать заранее: что представляет собой в реальной жизни “гибрид”, приводимый в движение энергетическим коктейлем электротягой и двигателем внутреннего сгорания? За ответом на этот вопрос наш корреспондент отправился в Финляндию ведь в Европе уже продается “Toyota Prius II” гибридная машина, успевшая завоевать здесь титул “Автомобиль года ‘2005”.Обгоняющий время
ЗИМНИЙ лес. В обе стороны уходит засыпанная снегом дорога. Никого. Тишина. Сжимая замерзшими пальцами фотоаппарат, я лежу на земле, стараясь поймать интересный ракурс. Неожиданно мотор “Тойоты” заводится сам собой.. Сразу вспомнился голливудский фильм “Кристина” по одноименному роману Стивена Кинга, в котором главную роль сыграл автомобиль-убийца, живущий собственной, независимой от людей жизнью.. Впрочем, в реальности все проще. Никакой мистики. Просто салон “Prius II” стал остывать на морозе, и климатическая установка, чтобы поддержать тепло, “попросила” автоматику включить двигатель. Тот, который бензиновый, внутреннего сгорания. Ведь в автомобиле есть еще один мотор электрический, питающийся от батарей, которые подзаряжаются при каждом торможении или просто сбросе газа.
Все, что происходит в недрах “Prius II”, все распределение потоков энергии отображается на большом цветном экране центральной консоли. Перевожу рычаг автоматической коробки в положение “D”, мягко прижимаю акселератор. “Prius II” трогается абсолютно бесшумно на электрической тяге. Так выгоднее: ведь электромотор мощностью 68 сил сразу, с первого своего оборота, выдает максимальный крутящий момент. И только потом, когда машина набрала скорость, автоматика запускает бензиновый двигатель объемом 1,5 л, выдающий 77 л.с. При резких ускорениях оба мотора используются параллельно.
На экране видно, как при любом замедлении включается система рекуперации кинетическая энергия машины преобразуется в электрическую и происходит зарядка аккумулятора, питающего электродвигатель. Спросите, что случится, если батареи сядут или откажут вовсе? Ничего. “Prius II” поедет дальше, как обычный бензиновый автомобиль. Кстати, название модели представляет собой перефразированное с латыни выражение “обгоняющий время”.
Безопасность завтрашнего дня
По “телосложению” автомобиль близок к микроминивэнам - так удалось добиться внушительного объема салона.
ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой “Prius II” на ходу? Если забыть о том, что автоматика время от времени глушит бензиновый мотор и машина двигается на электричестве (например, при медленном движении в заторе), ничего особенного или выдающегося. Обычная машина для перемещения из точки А в точку Б. Это, похоже, осознавали и создатели “Prius II”. Недаром они наделили свое творение чертами микроминивэна автомобиля в первую очередь практичного, но никак не поражающего изысканными ходовыми качествами.
Гибридная силовая установка открывает перед автомобилестроителями новые горизонты в области развития безопасности. Так, “Prius II” снабжен принципиально новой противобуксовочной системой. В случае пробуксовки одно из колес начинает вращаться быстрее и потреблять больше электроэнергии. Это сразу “замечает” процессор быстрее, чем успевает сравнивать скорости колес автоматика на обычной противобуксовочной системе. Соответственно быстрее предпринимаются и меры по выходу из аварийной ситуации.
При гибридном двигателе возможна только одна коробка - автоматическая.
Еще интереснее работает противозаносная система VSC+. На заснеженной дороге я из водительского озорства пытался пустить машину в скольжение. Мало того что ничего не получалось каждый раз возникала иллюзия, что автомобиль выравнивает некий незримый “автопилот”. Как выяснилось, VSC+ не только выборочно подтормаживает колеса, как это делают обычные противозаносные системы. Более того: автоматика чуть-чуть подруливает машину через электрический усилитель. А если водитель, что называется, перекрутит руль в опасной ситуации, к рулю будет приложено обратное усилие, чтобы компенсировать эту ошибку.
...Больше всего меня интересовал финал моей поездки: каким окажется реальный расход топлива “Prius II”, если учесть, что я использовал климатическую установку и дважды прогревал салон, заиндевевший от мороза. Получилось 6,4 л/100 км. Не самый впечатляющий результат. Хэтчбек с аппетитом “Toyota Corolla”, который по размерам салона соперничает с “Avensis” и при этом стоит, как “Camry”. Пожалуй, надо быть ярым активистом партии “зеленых”, чтобы выложить солидную сумму за гибридный автомобиль, экономичность которого не окупит вложенных в него средств.
Авангардный “Prius II” и внутри выглядит необычно.
Впрочем, мы сейчас находимся только на заре эры гибридных моделей. И “Prius II” лишь один из первых шагов. Высокая цена? Она будет снижаться по мере наращивания объемов производства подобных машин. Скучный характер? Что ж, “Toyota” уже создала спортивную версию “Prius GT”, недавно представленную на автосалоне в Париже. Автомобиль имеет более жесткую подвеску с колесами на низкопрофильной резине, “острое” рулевое управление и суммарную мощность силовой установки 181 л.с. С места до 100 км/ч “Prius GT” разгоняется за 8,7 с.. Еще придет время, когда традиционные автомобили на фоне гибридных будут казаться нам слишком медлительными и прожорливыми.
На экране демонстрируется, как распределяются потоки энергии в силовой установке. Через него же, с помощью сенсорных клавиш, можно управлять климатом и “музыкой”. |
Краткая техническая характеристика “Toyota Prius II” | |
Габаритные размеры | 445x172,5x149 см |
Снаряженная масса | 1.300 кг |
Двигатель бензиновый | рядный, 4-цилиндровый,1,5 л, 77 л.с. |
Двигатель электрический | переменного тока, синхронный, 68 л.с. |
Максимальная скорость | 170 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 10,9 с |
Расход топлива (л/100 км): - в городе | 5 |
- за городом | 4,2 |
www.motorpage.ru
Toyota Prius 2016 - сегодня
Вы смотрите поколение, которое уже отсутствует в продаже. Больше информации о модели можно найти на странице последнего поколения:
Последнее поколение Toyota Prius
Все поколения Toyota Prius
Toyota Prius четвертого поколения дебютировала на ежегодном международном франкфуртском автосалоне в 2015 году. Отличить новинку от предшественника не составит труда. У автомобиля причудливые вытянутые фары головного освещения, с линзованной оптикой. Вдобавок к экстравагантной светотехнике стоит добавить необычное оформление передка. Вместо решетки радиатора у автомобиля небольшая вытянутая щель над которой красуется крупный хромированный логотип производителя. Внизу, по бокам переднего бампера, находятся вертикальные секция противотуманных фар, расположившихся в небольших углублениях. В общем и целом, автомобиль выглядит довольно необычно.
Размеры Toyota Prius
Toyota Prius- пятидверный хэтчбек C класса. Его габаритные характеристики составляют: длина 4540 мм, ширина 1760 мм, высота 1490 мм, колесная база 2700 мм, а величина дорожного просвета равняется 136 миллиметрам. Такой низкий клиренс свойственен автомобилям, чья стезя- асфальтированные улицы города и скоростные шоссе. Они отлично держат дорогу и даже могут штурмовать небольшие бордюры при парковке.
Багажник Toyota Prius может порадовать своей вместительностью. При поднятых спинках второго ряда сидений, сзади остается 502 литра свободного пространства. Это приличный показатель. Автомобиль отлично подойдет для повседневных нужд городского жителя, но и в дальней поездке с несколькими пассажирами на борту и обилием багажа сохранит свою практичность.
Двигатель и трансмиссия Toyota Prius
Toyota Prius обладает гибридной силовой установкой, вариатором в качестве трансмиссии и передним приводом. Электромотор способен выдавать 72 лошадиные силы и комплектуется батареей никель-гидридных аккумуляторов, на полном заряде которых можно проехать до 50 километров.
Двигателем Toyota Prius является рядная бензиновая атмосферная четверка объемом 1798 кубических сантиметров. Силовой агрегат обладает двумя распределительными валами, шестнадцатью клапанами, развивает 92 лошадиные силы при 5200 об/мин и 142 Нм крутящего момента при 3600 оборотах коленчатого вала в минуту. С таким двигателем, автомобиль, чья сухая масса составляет 1450 килограмм, разгоняется с места до скорости в сто километров в час за 10,6 секунд, а скоростной потолок, в свою очередь, составляет 180 километров в час. Гибридные автомобили славятся своими низкими показателями по вредным выбросам и потрясающей экономичностью. Расход топлива Toyota Prius составит всего лишь 3,1 литра бензина на сто километров пути в городском темпе движения с частыми разгонами и торможением, 2,9 литра во время размеренной поездки по загородной трассе и 3 литра топлива на сотню в смешанном цикле движения.
Оснащение
Toyota Prius обладает богатой технической начинкой. Внутри вы найдете массу полезных устройств и хитроумных систем, призванных сделать вашу поездку комфортной, интересной, а самое главное- безопасной. Так, автомобиль оборудуется: семью подушками безопасности, камерой заднего вида, климат-контролем, многофункциональным бортовым компьютером, датчиками света и дождя, полным электропакетом, подогревом зеркал, стекол и сидений, противотуманными фарами, датчиком давления в шинах, кожаным салоном, лифтом водительского сиденья, аудиосистемой премиум класса, круиз-контролем, штатной навигационной системой, а также ключ-картой для запуска двигателя с помощью кнопки.
Итог
Toyota Prius идет в ногу со временем. У него довольно необычный и запоминающийся дизайн, который как нельзя лучше подчеркнет индивидуальность и характер своего владельца. Такой автомобиль не растворится в сером будничном потоке и не затеряется на большой парковке торгового центра. Салон- это царство комфорта, выверенной эргономики и качественных материалов отделки. Даже длительная поездка не доставит водителю и пассажирам лишних неудобств. Внутри вы обнаружите массу хитроумных устройств и полезных систем, не дающих заскучать за рулем и сильно облегчающих эксплуатацию. Производитель прекрасно понимает, что машина- это не игрушка и в первую очередь она должна дарить удовольствие от поездки. Именно поэтому, под капотом хэтчбека находится современный и экономичный двигатель, являющийся квинтэссенцией инновационных технологий, многолетнего опыта в области двигателестроения и легендарного японского качества. Toyota Prius прослужит вам многие километры и порадует своим маленьким расходом топлива.
Видео
Технические характеристики Toyota Prius поколения IV
хэтчбек 5-дв.
Городской авто
- ширина 1 760мм
- длина 4 540мм
- высота 1 490мм
- клиренс 136мм
- мест 5
1,8 CVT(98 л.с.) | Luxe | АИ-95 | Передний | 2,9 / 3,1 | 10,6 с | 180 км/ч |
Ищите отзывы о Toyota Prius?
Посмотреть отзывы о Toyota Prius
Вас заинтересует:
Сделано тест-драйвов:
2 3 8 9www.motorpage.ru
Toyota Prius
Toyota Prius – необычный пятидверный хетчбек класса D. В модельном ряду марки Prius находится между Короллой и Камри, на одном уровне с Авенсисом. Название модели переводится с латыни как «идущий впереди». И оно полностью оправдывает сущность автомобиля. Приус оснащается экономичным бензиновым мотором объемом 1.5 литра, двумя электромоторами-генераторами и высоковольтной батареей. Разработкой руководил инженер Сигеюки Хори. В процессе разработки модели было зарегистрировано 530 патентов.
Модель производилась в Японии и в Китае.
Prius NWh30 – второе поколение модели. Первое представляло собой компактный седан, также ориентированный на уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу.
Второе поколение было представлено в 2003-м и в следующем году пошло в продажу.
В 2006 году автомобиль был подвергнут небольшому рестайлингу: немного изменилась задняя часть, положение заднего сидения, появился контрастный дисплей на центральной консоли, камера заднего вида и аудиосистема с возможностью подключения внешних устройств.
В 2007 году в стандартную комплектацию добавились подушки безопасности-занавески, появилась модификация Touring Edition. Она отличалась увеличенным задним спойлером, 16-дюймовыми колесами нового дизайна, ксеноновыми фарами с интегрированными «противотуманками» и более жесткой подвеской.
С 2005 по 2009 год Приус собирался в Китае на заводе FAW-Toyota. Эти автомобили продавались только на китайском рынке.
В 2009 поступило в продажу третье поколение Приуса, производимое и поныне.

Технические особенности
Силовая установка Приуса состоит из бензинового двигателя, двух электромоторов и высоковольтной батареи емкостью 6,5 А.ч. Мощность бензинового мотора составляет 76 л.с., а пары электрических – 67. Совокупной мощности вполне хватает для динамичной езды в городе. Экономичность достигается не только за счет применения гибридной схемы. Так, автомобиль имеет очень маленький коэффициент лобового сопротивления – всего 0,26.

Впервые в автомобильной промышленности компрессор кондиционера используется для охлаждения двигателя автомобиля. Усилитель руля также работает от электричества. Сделано это для уменьшения количества навесных агрегатов, забирающих мощность двигателя и, как следствие, повышающих расход топлива. Гарантия на батарею Приуса составляет 8 лет или 160 000 км., а в отдельных регионах (например, в Калифорнии) – 10 лет или 240 000 км.
Плюсы и минусы в сравнении с одноклассниками
Приус – уникальный автомобиль, однако и у него есть конкуренты. К ним можно отнести две модели Хонды – Insight и Civic Hybrid, а также Nissan Leaf.
Prius намного экономичнее Инсайта, при этом, в экономичном режиме Инсайт практически полностью отключает кондиционер. Приус не жертвует комфортом в салоне.
Civic Hybrid не так «радикален» с технической точки зрения и мало отличается внешне от бензиновой версии.
Nissan Leaf появился в продаже гораздо позже конкурентов – в 2010 году. Автомобиль является полностью электрическим. При этом, многие владельцы Приуса интересуются и более «продвинутыми», полностью электрическими автомобилями, что позволяет причислить Лиф к конкурентам Приуса. Лиф, несомненно, более экологичен, чем Приус, но его эксплуатация затруднена отсутствием необходимой для подзарядки инфраструктуры.

Интересные факты
Тойота Приус второго поколения – это хетчбек, но выглядит он необычно. В США такую форму кузова называют Kammback, а в Европе – Kamm-tail или K-tail. Особенность кузова – плавные линии вплоть до задней части, которая резко «обрубается». Такая форма кузова была придумана немецким специалистом по аэродинамике Вуннибальдом Каммом в 30-е годы 20 века. Она позволяет уменьшить аэродинамическое сопротивление автомобиля и, как следствие, экономить топливо.
В культовом американском мультсериале Южный Парк (South Park) «снялся» Тойта Приус второго поколения. Во избежание нарушения авторских прав, автомобиль назывался Pious, что переводится как «добродетельный». Один из главных героев спел песню с призывом покупать гибридные автомобили.
Самый экологичный способ перевести четырех человек на автомобиле – поехать на Приусе. При этом самый экологичный способ перевести 8 человек – использовать два Приуса. Интересно, что это актуально и для перевозки шестерых. Этот пример наглядно показывает, насколько мало вреда Приус наносит окружающей среде.
Есть мнение, что Prius не так экологичен, как принято считать: производство и утилизация батарей, устанавливаемых на модель, наносит огромный вред природе, а современные двигатели внутреннего сгорания, при спокойной езде, способны потреблять топлива не больше, чем двигатель Приуса.
Цифры и награды
Количество наград, полученных Приусом второго поколения, поражает.
В 2004 году Приус стал автомобилем года по версии журнала Motor Trend, по версии журнала Car and Driver вошел в список из 10 лучших автомобилей, стал автомобилем года в Северной Америке, получил премию за лучший в мире двигатель.
В 2005 году Приус стал автомобилем года в Европе.
В 2007 году правительство Швейцарии признало Приус самым экологичным автомобилем из производящихся серийно.
В 2008 году мотор Приуса снова получил награду. На этот раз его признали самым экологичным мотором в мире.
Информационный канал ABC News включил Приус в список 10 главных инноваций десятилетия.
В России было продано мало Приусов: цена оказалась высокой и ценителей нашлось немного. Угонщиков автомобиль совершенно не интересует.
Модель получила пять звезд за защиту водителя и четыре за защиту пассажира в краш-тесте по методике EuroNCAP.
blamper.ru