Гидронатяжитель 409 двигатель: Гидронатяжитель цепи ЗМЗ 409: особенности и принцип работы

Гидронатяжитель цепи ЗМЗ 409: особенности и принцип работы

Главная

Статьи

Гидронатяжитель цепи ЗМЗ 409: особенности и принцип работы

Гидронатяжитель цепи двигателя ЗМЗ 409 отвечает за равномерное натяжение привода ГРМ в процессе работы. Устройство подключено к системе смазки ДВС. Башмак, который предусмотрен в конструкции, исключает колебания свободных ветвей цепи. В ходе эксплуатации натяжитель постепенно изнашивается, что вызывает проскакивание звеньев привода по приводным звездочкам и нарушение фаз газораспределения.

Особенности гидронатяжителя на отечественном внедорожнике «УАЗ Патриот»

Для привода распредвалов в двигателях ЗМЗ 409 применяется двойной цепной привод. Нижний натяжитель, расположенный горизонтально на крышке механизма, обеспечивает корректное натяжение привода промежуточного вала. Устройство оказывает воздействие на цепь посредством качающегося рычага. На противоположной части привода предусмотрен пластинчатый успокоитель.

Шестерня промежуточного вала оснащена дополнительным зубчатым колесом, вращающим два распредвала за счет вторичного цепного привода. Второй натяжитель находится в ГБЦ. Конструкцией предусмотрено два успокоителя ветвей цепного привода. И первый, и второй натяжители оснащены запорными кольцами. Благодаря установке в корпусе клапана колебания цепи гасятся механическим и гидравлическим способами.

Принцип функционирования

Устройство состоит из металлического корпуса цилиндрической формы, подключенного к масляной магистрали. В нем находится подвижный плунжер, укомплектованный вспомогательной пружиной. Транспортировочный стопор, предусмотренный в конструкции узла, используется при монтаже или хранении снятой детали.

После запуска двигателя рабочая жидкость подает во внутреннюю полость натяжителя, в результате чего тело плунжера выдвигается из корпуса.

Элемент оказывает воздействие на специальный башмак либо на рычаг натяжного приспособления (в зависимости от модели двигателя ЗМЗ 409).

Плунжер способен перемещаться назад вследствие гашения колебаний цепи. Изменение частоты вращения вызывает колебание привода газораспределительного механизма. Усилие передается на стержень плунжера и на башмак. В конструкции кожуха предусмотрен шариковый обратный клапан, перекрывающий масляный канал.

Колебания гасятся за счет сжатия пружины и фильтрации смазывающей жидкости через щель между корпусом и плунжером. Специальное кольцо, предусмотренное в конструкции узла, автоматически ограничивает обратный ход плунжера по мере износа цепного привода распредвалов.

Как снять гидронатяжитель цепи?

Порядок замены натяжителей на двигателях ЗМЗ 409 внедорожников «Патриот» с МКПП:

  1. Используйте накидной гаечный ключ с зевом 12 мм и отвертку с плоским жалом для снятия устройств натяжения. Для замены верхнего узла открутите два болта. Корпус устройства при этом придерживайте рукой, так как усилием сжатой пружины изделие выталкивается из посадочного гнезда.


  2. Снимите крышку и вытащите из штатного гнезда изношенный элемент. При демонтаже устройства натяжения осмотрите башмаки и звездочки – их износ повышает шумность работы цепи распределительных валов.


  3. Используйте губки тисков, разведенные на расстояние 19 мм, для фиксации корпуса при дальнейшей разборке. Категорически запрещено зажимать кожух во избежание деформации и растрескивания материала.
  4. Выкрутите плоской отверткой пробку с резьбой, внутри которой установлен клапан.
  5. Вытащите пружину из полости корпуса, а затем выдвиньте плунжер.


  6. Снимите нижний натяжной узел и разберите его по аналогичной схеме. Перед началом работ приготовьте тряпку, так как из канала выльется до 20 мл масла.
  7. Промойте снятые крышки натяжителя бензином. Выкрутите болт, который закрывает технологический канал. Очистите резьбу от загрязнений, покройте густой смазкой, а затем закрутите болт на место.

Меры профилактики

Перечень профилактических мер включает в себя очистку натяжителя и проверку работоспособности узла:

  • после разборки каждого натяжителя детали сложите в отдельную тару, а затем промойте бензином. Очистку скрытых полостей удобно производить кисточкой с синтетическим жестким ворсом;
  • промытые детали протрите мягкой салфеткой, а затем тщательно осмотрите. Если на поверхности элементов есть царапины или сколы, то механизм гидравлического натяжителя нужно утилизировать. Не следует пытаться установить узлы от другого изделия – это приведет к некорректной работе приспособления;
  • после сборки произведите тестовый прогон натяжителя. Обратите внимание – стержень плунжера не должен цепляться за внутренние части устройства. Если детали контактируют между собой, дальнейшая эксплуатация натяжителя запрещается.
  • недопустим обратный ход плунжера, преодолевающий усилие ограничительного кольца. При дальнейшей работе устройства будут происходить колебания ветвей цепи, влекущие за собой повреждение элементов конструкции ГРМ.

Как собрать устройство?

Устанавливайте очищенный или новый натяжитель только после смазки канала в блоке цилиндров. Чтобы снизить риск течи масла, необходимо заменить прокладку под крышкой натяжного устройства.

Перед монтажом выполнятся зарядка натяжителя, для чего используется специальная оправка или подручные средства.

Алгоритм сборки натяжного приспособления состоит из следующих этапов:

  1. Сделайте цилиндрическую оправку из стального листа для сборки. Для изготовления приспособления отрежьте полосу длиной 23-25 мм и шириной 12-15 мм. Для этого оптимально подходит материал толщиной 1,0 мм, который способен обеспечить жесткость конструкции. Для формирования оправки используйте плоскогубцы. Диаметр детали соответствует размеру плунжера.
  2. Вставьте втулку в полость корпуса. Боковые стенки должны поджимать ограничительную пружину.
  3. Задвиньте плунжер в торец корпуса по шаблону до упора. При монтаже можно использовать тонкую отвертку, которой удобно дополнительно отгибать кольцевую пружину.
  4. Извлеките шаблон из корпуса.
  5. Смонтируйте пружину в полость плунжера. Узел установите в тиски так, чтобы не зажать кожух.
  6. Аккуратно закрутите пробку с клапаном. При закручивании вы почувствуете усилие, которое вызывает сопротивление сжимаемой пружины. Натяжитель считается корректно собранным, если у него плунжер полностью задвинут в полость корпуса.
  7. Установите деталь на двигателе. При этом не нужно с усилием нажимать на выступающую плоскость плунжера. После монтажа в канале блока или крышки также нельзя прикладывать воздействие на натяжитель.

Товары по теме

Натяжитель «Русский богатырь» с индикатором износа цепи и привода ГРМ

Натяжитель «Русский богатырь» для ЗМЗ 405, 406, 409

Рычаг натяжения цепи «Усиленный 72/92» Русмаш Евро-2

Больше товаров РУСМАШ

 

Вас может заинтересовать

  1. Замена цепи ГРМ на «Ниве» 21214 с инжекторным двигателем
  2. Снятие и установка гидронатяжителей ЗМЗ-406
  3. Особенности замены башмака натяжителя цепи ГРМ на ВАЗ 2106

  Следующая >>

 

Получить расширенную гарантию 25 лет!

Код с купона

Ваш телефон*

Телефон

ФИО

Сообщение

Гидронатяжитель цепи змз 409: особенности и принцип работы

Содержание

  • 1 Особенности гидронатяжителя на УАЗ Патриот
  • 2 Принцип функционирования
  • 3 Снятие гидронатяжителя цепи
  • 4 Профилактические меры
  • 5 Как собрать устройство

Гидронатяжитель цепи ЗМЗ 409 обеспечивает равномерное натяжение привода газораспределительного механизма на работающем двигателе. Устройство подключено к системе смазки мотора, в конструкции предусмотрен башмак, исключающий колебания свободных ветвей цепи. В процессе эксплуатации натяжитель изнашивается, что приводит к проскакиванию звеньев цепного привода по приводным звездочкам и нарушению фаз газораспределения.

Узнайте какой гидронатяжитель цепи на УАЗ Патриот лучше подходит.

Особенности гидронатяжителя на УАЗ Патриот

Для привода распределительных валов в моторах ЗМЗ 409 используется двойной цепной привод. Нижний натяжитель (расположенный горизонтально на крышке механизма) применяется для обеспечения корректного привода промежуточного вала. Устройство воздействует на цепь через качающийся рычаг, на противоположной части цепи предусмотрен пластинчатый успокоитель.

На шестерне промежуточного вала установлено дополнительное зубчатое колесо, вращающее 2 распределительных вала при помощи вторичного цепного привода. Второй натяжитель располагается в головке блока цилиндров, предусмотрено 2 успокоителя ветвей цепного привода. Оба натяжителя оборудованы запорными кольцами, установка в корпусе клапана позволяет гасить колебания цепи механическим и гидравлическим способами.

Принцип функционирования

Устройство представляет собой металлический корпус цилиндрической конфигурации, который подключен к масляной магистрали. Внутри находится подвижный плунжер, оснащенный вспомогательной пружиной. В конструкции узла предусмотрен транспортировочный стопор, используемый при монтаже или хранении снятого элемента.

После пуска силового агрегата жидкость поступает во внутреннюю полость натяжителя, что приводит к выдвиганию тела плунжера из корпуса.

Элемент воздействует на специальный башмак или на рычаг натяжного приспособления (зависит от модели мотора ЗМЗ 409).

Плунжер способен двигаться назад при гашении колебаний цепи. При изменении частоты вращения происходит колебание привода ГРМ, усилие передается на башмак и на стержень плунжера. Внутри кожуха предусмотрен шариковый обратный клапан, который перекрывает масляный канал.

Читайте: какое масло лучше заливать в двигатель уаз патриот 409

 

Гашение колебаний происходит за счет сжатия пружины и фильтрации масла через щель между плунжером и корпусом. В конструкции узла предусмотрено специальное кольцо, автоматически ограничивающее обратный ход плунжера по мере износа цепи привода распределительных валов.

Снятие гидронатяжителя цепи

Алгоритм замены натяжителей на силовых агрегатах ЗМЗ 409, установленных на внедорожниках Patriot с механической коробкой передач:

  1. Для снятия устройств натяжения потребуется накидной гаечный ключ с размером зева 12 мм и отвертка с плоским жалом. Чтобы поменять верхний узел, нужно отвернуть 2 болта. Корпус устройства удерживается рукой, поскольку изделие выталкивается из посадочного гнезда усилием сжатой пружины.
  2. Снять крышку и вытащить из штатного отверстия изношенный элемент. При демонтаже устройства рекомендуется осмотреть башмаки и звездочки, поскольку износ элементов повышает шумность работы цепного привода распределительных валов.
  3. Для фиксации корпуса при дальнейшей разборке используются губки тисков, разведенные на расстояние 19 мм. Категорически запрещается зажимать кожух, поскольку материал деформируется и трескается.
  4. Выкрутить плоской отверткой резьбовую пробку с установленным внутри клапаном.
  5. Вытащить из полости корпуса пружину, а затем выдвинуть плунжер.

Из чего состоит гидронатяжитель.

Нижний натяжной узел снимается и разбирается по аналогичной схеме. Перед началом демонтажа рекомендуется приготовить ветошь или тряпку, поскольку из канала выльется 15-20 мл моторного масла.

Снятые крышки натяжителя необходимо промыть бензином и выкрутить болт, закрывающий технологический канал. Резьба очищается от загрязнений, покрывается густой смазкой, а затем болт закручивается на место.

Профилактические меры

Под профилактическими мерами подразумевается очистка натяжителя и проверка работоспособности узла:

  1. После разборки детали от каждого натяжителя складываются в отдельную тару, а затем промываются бензином. Для очистки скрытых полостей используется кисть с жестким синтетическим ворсом.
  2. Промытые детали протираются мягкой салфеткой, а затем проходят визуальный контроль. Если на поверхности элементов обнаруживаются царапины или сколы, то весь механизм гидравлического натяжителя подлежит утилизации. Попытка установить узлы от другого изделия приводит к некорректной работе натяжного приспособления.
  3. После сборки выполняется тестовый прогон устройства, стержень плунжера не должен цеплять за внутренние части натяжителя. Если фиксируется контакт между деталями, то дальнейшая эксплуатация натяжного устройства запрещается.
  4. Не допускается обратный ход плунжера, который преодолевает усилие ограничительного кольца. При дальнейшей эксплуатации подобного устройства буду наблюдаться колебания ветвей цепи, приводящие к повреждению элементов конструкции газораспределительного механизма.

Это Вас заинтересует: метки грм змз 409

Как собрать устройство

Установка нового или очищенного натяжителя производится после смазки канала в блоке цилиндров. Для снижения риска течи масла рекомендуется заменить прокладку, расположенную под крышкой натяжного устройства.

Перед монтажом производится процедура зарядки натяжителя, которая выполняется специальной оправкой или при помощи подручных средств.

Алгоритм сборки очищенного натяжного приспособления для мотора ЗМЗ 409 состоит из этапов:

  1. Для сборки элементов потребуется самостоятельно сделать цилиндрическую оправку из стального листа. Для формирования приспособления необходимо отрезать полосу листа шириной 12-15 мм и длиной 23-25 мм. Рекомендуется использовать материал толщиной около 1,0 мм, обеспечивающий жесткость конструкции. Оправка формируется плоскогубцами, диаметр детали равен диаметру плунжера.
  2. Вставить втулку в полость корпуса, боковые стенки поджимают ограничительную пружину.
  3. Задвинуть по шаблону плунжер (до упора в торец корпуса). При монтаже допускается использовать тонкую отвертку, которой дополнительно отгибается кольцевой пружинный элемент.
  4. Вынуть шаблон из корпуса.
  5. Смонтировать в полость плунжера пружину, узел устанавливается в тиски (зажимать кожух запрещается).
  6. Аккуратно закрутить резьбовую пробку с клапаном. При закручивании чувствуется усилие, вызванное сжатием пружины.
  7. Корректно собранным считается натяжитель с полностью задвинутым в полость корпуса плунжером.
  8. Смонтировать деталь на двигателе, не следует воздействовать с усилием на выступающую плоскость плунжера. После размещения детали в канале блока или крышки запрещается нажимать на натяжитель.

После установки узла необходимо привести плунжер в рабочую позицию (разрядка натяжителя). Для доступа к рабочему элементу в крышке имеется пробка, закрытая болтом. Жалом тонкой отвертки следует нажать на натяжитель. Сработавшая пружина выталкивает инструмент, одновременно плунжер соприкасается с приводом башмака натяжного устройства.

Снятие и установка натяжителей цепи ЗМЗ-409

Двигатель имеет два гидронатяжителя одинаковой конструкции — для верхней и нижней цепи нет необходимости регулировать натяжение цепи во время работы

Устройство гидравлического натяжителя цепи показано на рис. 1.

Плунжер 4 установлен в корпусе 5. Пружина 6 вставлена ​​в плунжер, который сжимается резьбовой пробкой 1.

Обратный шаровой кран 2 установлен в заглушке.

Плунжер снабжен стопорным 3 и стопорным 7 кольцами.

На рисунке показан гидронатяжитель цепи в нерабочем («заряженном») состоянии, когда стопорное кольцо удерживает плунжер от движения.

Для того, чтобы привести гидронатяжитель в рабочее состояние («разгрузить» его), необходимо нажать на конец плунжера так, чтобы стопорное кольцо вошло в канавку меньшего диаметра на плунжере, тогда плунжер переместится из корпуса под действием пружины.

Гидронатяжитель устанавливается на двигатель в «заряженном» состоянии.

Под действием пружины и масла, поступающего через клапан из системы смазки двигателя, плунжер давит на башмак натяжителя и удерживает цепь в натянутом состоянии.

По мере растяжения цепи и износа башмака натяжителя плунжер все дальше выходит из корпуса, стопорное кольцо перемещается в следующую кольцевую канавку на корпусе, не давая плунжеру двигаться в обратном направлении.

При попадании цепи в башмак натяжителя (например, при смене режима работы двигателя) плунжер перемещается обратно в корпус на ширину паза под стопорное кольцо. При этом он сжимает пружину.

Кроме того, клапан закрывается и происходит дополнительное демпфирование за счет выдавливания масла через зазор между плунжером и корпусом.

Вам понадобятся: ключ на 12, отвертка.

Придерживая крышку гидронатяжителя (она прижата изнутри натяжителем), ключом на 12 откручиваем два болта.

Снимите крышку и выньте гидравлический натяжитель.

Устанавливаем гидронатяжитель в «заряженном» состоянии, смазывая канал в головке блока и при необходимости заменяя порванную прокладку.

После установки гидронатяжитель приводим в рабочее состояние — «разрядка».

Если оправки для сборки гидронатяжителя нет или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом.

Сводим губки тисков, оставляя между ними зазор 19 мм.

Не сжимайте корпус натяжителя.

При разборке сразу двух гидронатяжителей не перепутайте их плунжерные пары, так как они подобраны с определенным зазором.

Установив корпус натяжителя в тиски, как в устье ключа, с помощью отвертки с широким лезвием…

Вывернуть вентиль.

Снять пружину с корпуса

Снимите поршень.

Промываем все детали в бензине или керосине, продуем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.

Из стального листа толщиной 0,8-1,0 мм вырежьте полосу (шириной 10-15 мм и длиной 25 мм).

Круглогубцами или на оправке согните его в кольцо диаметром как у плунжера.

Изготовленной оправкой запрессовываем пружину в корпусе гидронатяжителя.

Установка плунжера в корпус.

При необходимости тонкой отверткой направьте стопорное кольцо.

С помощью отвертки полностью нажмите на нижнюю часть плунжера.

Пружину устанавливаем в плунжер, а сам корпус в тиски.

Преодолев сопротивление пружины, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя.

Для правильно заряженного натяжителя плунжер должен быть полностью вставлен в корпус.

С помощью отвертки затяните клапан, удерживая корпус в тисках (как при разборке).

Не нажимать на выступающий конец плунжера, а после установки в канал головки блока — на сам натяжитель.

Разрядка гидронатяжителя

После установки гидронатяжителя на двигатель его необходимо привести в рабочее состояние — разрядить. Для этого:

Ключом на 12 откручиваем заглушку с крышки гидронатяжителя.

С помощью отвертки через отверстие нажмите на натяжитель, который, «разрядившись», вытолкнет его.

Установите пробку на место.

Так выглядит «неразряженный» гидронатяжитель.

Так выглядит разряженный гидравлический натяжитель

CHEVROLET 6.7L/409 Chevy big block W-образные подъемники

Результаты 1–25
из 42

49″>
4,49 доллара США

4,99 $

(Скидка 0,50 $)

Ориентировочная дата отгрузки в США:

Понедельник 28.11.2022

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$79,84

Ориентировочная дата отгрузки в США:

Пятница 25.11.2022

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

95″>
105,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

12 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

99″>
$81,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

Понедельник 28.11.2022

Расчетная дата международной отправки:

Вторник 29.11.2022

207,99 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

19 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

99″>
$645,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

2 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

199,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

95″>
130,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

Ориентировочная дата отгрузки в США:

27 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

95″>
115,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$222,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

19 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

169,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

21 марта 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

208,99 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

4 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

7 февраля 2023 г.

если заказать сегодня

116,62 доллара США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

7 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$71,95

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

4 января 2023 г.

479,99 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

30 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

30 января 2023 г.

если заказать сегодня

$316,99

Ориентировочная дата отгрузки в США:

27 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

27 декабря 2022 г.

если заказать сегодня

$12,95

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

Сегодня

$14,95

Ориентировочная дата отгрузки в США:

29 декабря 2022 г.

Расчетная дата международной отправки:

29 декабря 2022 г.

если заказать сегодня

257,99 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

15 февраля 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

16 февраля 2023 г.

если заказать сегодня

99″>
517,99 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

30 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

30 января 2023 г.

если заказать сегодня

125,95 долларов США

Ориентировочная дата отгрузки в США:

3 января 2023 г.

Расчетная дата международной отправки:

3 января 2023 г.