Горбатый запорожец двигатель: История «горбатого запорожца» ЗАЗ-965: этапы производства и модификации авто

Содержание

Горбатый Запорожец — что общего с Жуком и с Фиатом 600? — журнал За рулем

Сопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами? Тема горяча до сих пор. Наш историк Сергей Канунников решил разобраться в этом на примере Запорожца, без излишних эмоций и максимально объективно — основываясь на фактах.

Первый подопытный — ЗАЗ‑965, эпохальный для страны автомобиль. Запорожец, спроектированный в конце 1950‑х совместными усилиями НАМИ и МЗМА, стал, по сути, родоначальником нового в СССР класса микролитражек (по тогдашней терминологии). В качестве прототипов советской машины обычно поминают немецкий Volkswagen Käfer (Жук) и итальянский Fiat 600. И в целом это правильно. Но — насколько? Давайте разбираться.

ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель — воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее — 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди — поперечные торсионы, сзади — пружины. Кузов несущий.

ЗАЗ‑965, 1960 год. Заднемоторная компоновка. Двигатель — воздушного охлаждения, четырехцилиндровый, V‑образный. Рабочий объем 0,76 литра, мощность 23 л.с., позднее — 0,9 литра, 27 л.с. Подвеска независимая: спереди — поперечные торсионы, сзади — пружины. Кузов несущий.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м — далее приведены данные этой версии. Двигатель — воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л.с. Подвеска всех колес — независимая, торсионная. В основе Жука — корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая — несущий кузов с лонжеронами.

Volkswagen Käfer, 1936 год, очередной раз модернизирован в 1953‑м — далее приведены данные этой версии. Двигатель — воздушного охлаждения, оппозитный, рабочий объем 1,1 литра, мощность 30 л. с. Подвеска всех колес — независимая, торсионная. В основе Жука — корытообразный пол-платформа. У ЗАЗ‑965 конструкция совсем другая — несущий кузов с лонжеронами.

Fiat 600, 1955 год. Двигатель — рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди — на поперечной рессоре, сзади — пружинная. Кузов несущий.

Fiat 600, 1955 год. Двигатель — рядный, четырехцилиндровый, водяного охлаждения. Рабочий объем 0,63 литра, мощность 21 л.с. Подвеска независимая: спереди — на поперечной рессоре, сзади — пружинная. Кузов несущий.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] — на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] — «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Подвеску Запорожец заимствовал у обоих зарубежных прототипов. Передняя [1] — на поперечных торсионах, как у Фольксвагена, а задняя [2] — «итальянская», пружинная, с продольными рычагами: такая схема больше подходила для относительно высоких моторов, итальянского рядного и советского V‑образного. Низкий оппозитный мотор был только у Фольксвагена.

Двигатель Запорожца [1] — V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел. Но некий, пусть и немного отдаленный, аналог все-таки был — это V‑образная трехлитровая «восьмерка» чехословацкого седана Tatra 87 [2]. Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по «геометрии» — диаметру цилиндра и ходу поршня.

Двигатель Запорожца [1] — V‑образный, четырехцилиндровый, воздушного охлаждения: никакого отношения ни к итальянскому рядному жидкостному мотору, ни к немецкому оппозитному воздушнику он не имел. Но некий, пусть и немного отдаленный, аналог все-таки был — это V‑образная трехлитровая «восьмерка» чехословацкого седана Tatra 87 [2]. Создатели ЗАЗ‑965 рассказывали мне, что чешский мотор внимательно изучали в НАМИ. Но уменьшенной копией татровского наш двигатель, конечно, не был: эти моторы объемом 0,76 и 3,0 литра совсем разные и по «геометрии» — диаметру цилиндра и ходу поршня.

Скопировали или нет?

По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет — скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, - и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.

По дизайну ЗАЗ‑965 близок к Фиату. Как, впрочем, и некоторые другие микролитражки тех лет — скажем, Mitsubishi 500. Разобранный Fiat 600 стоял в зале, где работали конструкторы-кузовщики МЗМА, - и именно итальянская конструкция послужила основой нового советского автомобиля, хотя внешне машины заметно различались.

Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера — например, по комбинации приборов.

Fiat 600, несомненно, оказал влияние не только на конструкцию кузова, но и на дизайн советской микролитражки. Видно это, в частности, по деталям интерьера — например, по комбинации приборов.

Конечно, Запорожец не получился бы конструктивно столь удачным без заимствования передовых на тот момент зарубежных технических решений, приспособленных нашими инженерами к возможностям отечественной промышленности и к специфическим условиям эксплуатации. Благодаря многим подсмотренным решениям в СССР в 1960 году и появился вполне приличный для того времени микролитражный автомобиль европейского уровня.

Речь — о конструкции. Надежность, долговечность и сборочное качество — это отдельный разговор.

ЗАЗ-965 — скопирован или нет?

Сопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами? Тема горяча до сих пор. Наш историк Сергей Канунников решил разобраться в этом на примере Запорожца, без излишних эмоций и максимально объективно — основываясь на фактах.

ЗАЗ-965 — скопирован или нет?

ЗАЗ-965 — скопирован или нет?

Сопоставление советских (и даже постсоветских) автомобилей с зарубежными всегда вызывало много споров. Что наши конструкторы позаимствовали у иностранцев, а что придумали сами? Тема горяча до сих пор. Наш историк Сергей Канунников решил разобраться в этом на примере Запорожца, без излишних эмоций и максимально объективно — основываясь на фактах.

ЗАЗ-965 — скопирован или нет?

Наше новое видео

Новый российский седан по цене Весты на тестах «За рулем»

Когда появится российский электрогрузовик EVM Pro? Известны подробности

Тест самой современной в истории Волги ГАЗ-3111

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2.ru

Как старенький «горбатый» стал образцом стиля и красоты

«Мыльница», «горбатый», «запор» — такими прозвищами наградили в народе в советское время маленький и юркий ЗАЗ 965. Кому-то он казался смешным и нелепым, а для других на долгие годы стал любимым авто. Сегодня найти эту машину в идеальном состоянии почти невозможно, но всё же на постсоветском пространстве ещё оставили интересные экземпляры. Один из них находится в Азербайджане, и благодаря стараниям своего владельца эта машина вызывает восхищение у всех, кто её видел.

Автор проекта начал поиски подходящего для реконструкции ЗАЗ 965 еще в 1998 году, и искал подходящий автомобиль достаточно долго. Ему нужна была машина в оригинальном кузове. Его желание осуществилось только через 6 лет, и автомобиль был действительно хорош: оригинальные детали и кузов, пробег всего 3000 км.

Работы над проектом шли в несколько этапов. С момента покупки и на протяжении пяти лет автомобиль использовался для ежедневной езды, и каким-либо серьёзным переделкам машина не подвергалась. Владелец всего-то поменял колёса, выполнил занижение машины и покрасил её. Кроме этого, был установлен двигатель от ВАЗ 2103, тормозную систему от ВАЗ 2106, руль от Isotta и сидения от BMW E36.

Позже владельцу авто захотелось сделать из своего старенького ЗАЗ 965 нечто особенное, и в 2009 зачался второй этап – долгие и серьёзные доработки. Сначала переделки затронули ходовую часть авто, а затем на машину был установлен новый мотор — 1,7-литровый бензиновый двигатель от «Нивы» мощностью 73 л.с. Генератор, стартер, карбюратор и ГБЦ ЗАЗ 965 получил от первого опытного мотора ВАЗ 2103, коробку передач от ЗАЗ 968, а радиатор – от «Нивы». Старый выхлоп заменили самым тихим из возможных — глушитель турецкого производства с широкими трубами. Для улучшения управляемости на авто установили стабилизатор поперечной устойчивости от ВАЗ.

После ходовой части и начинки дошло дело и до кузова. Владелец решил несколько изменить его дизайн и даже воплотил свой проект на бумаге. И хотя мастеру до конца воплотить идею не удалось, получилось всё равно отлично. Передняя часть машины получилась более массивной, без мелких деталей. Задний капот расширили, чтобы туда поместился новый двигатель от «Нивы». Топливный бак, который в заводской сборке находился спереди, убрали, а на его место поставили АКБ. Пожалуй, единственное, что осталось на кузове от ЗАЗ – это «жабры», которые вварили в кузов, чтоб они не особо выделялись.

На последнем этапе тюнинга машину покрасили в цвет Форд Мустанг Шелби серый металлик. Особое внимание уделили оптике: на «Запорожец» установили фары от BMW E39 с линзами Bi-xenon от Range Rover и стёклами от E34. В задние фонари установили LED-лампы. Завершением образа стали зеркала и стёкла.

Но самым сложным моментом в реконструкции авто оказалась пересадка под капот ЗАЗ 965 мотора от Нивы. Это потребовало немало времени и сил. А всё из-за переходной плиты, из-за которой постоянно выходило из строя сцепление. Проблема была решена, как только отремонтировали плиту и установили новый мотор.

Трансформация ЗАЗ 965 превратила его в настоящий шедевр. А появление на дороге этого авто всегда вызывает массу заинтересованно-удивлённых взглядов и улыбок.

Понравилось? Пожалуйста расскажите друзьям!

Горбатый «Запорожец» — его тоже любили

С одной стороны, как начиналась история этого автомобиля, в этом нет ничего необычного. Такое случалось не раз, когда кто-то из руководителей страны принимал волевое решение о производстве того или иного автомобиля. Довольно тривиально и освоение производства таких машин. Но когда все это соберется воедино, история может оказаться весьма любопытной для любителей ретро-техники, особенно если станут известны подробности о такой «знаменитой» машине, как горбатый «Запорожец».

Крестным отцом, если можно так сказать, этой машины был сам Хрущев. Помимо обещания обеспечить всех советских людей индивидуальным жильем, он озаботился их автомобилизацией и решил обеспечить всех личным автомобилем, роль которого должен был выполнять горбатый «Запорожец». Автомобиль, конечно, не виноват в порывах правителей, тем более что прототип был выбран вполне достойный – «Фиат-600». Правда, реализацию идеи можно было осуществить и лучше.

Разработка народного автомобиля велась на будущем АЗЛК, хотя у него не было свободных производственных мощностей и, несмотря на решение ЦК о разработке нового автомобиля, создавать их не торопились. Из-за этого у двигателя для новой машины начались трудности, так как его просто некуда было девать. Как в таких случаях встречается, поиски начались с имеющихся аналогов.

Вместо родного четырехцилиндрового двигателя водяного охлаждения, как на Фиате, был выбран другой, подготовленный к производству двигатель от автомобиля Фольксваген-Жук с воздушным охлаждением. Кстати, он показал наилучшие результаты при испытаниях против других претендентов, потому что мог работать в тех же условиях, что и у горбатого Запорожца в моторном отсеке — заднее расположение двигателя и воздушное охлаждение. Под этот вариант и подготовлена ​​вся документация и технология производства.

Однако Госплан СССР принял волевое решение о переносе производства с завода «Москвич» на завод сельхозтехники «Коммунар» в Запорожье, использовать в качестве мотора аналог двигателя БМВ, разработанный в НАМИ, и привлечь специалистов из этого института. Сразу же началась срочная переработка всей документации на новый двигатель, получивший название MeM3965.

Для его установки потребовалось изменение кузова, мотор просто не подходил по предоставленным габаритам. Коробка передач не состыковывалась с таким двигателем, ее нужно было менять, использовать другие передаточные числа в передачах, поэтому требовалось новое сцепление, и нужно было вносить другие изменения, в том числе и в подвеску. Тем не менее, разработка была завершена, и автомобиль получил название ЗАЗ-9.65. Положительным итогом всей этой неразберихи можно считать то, что опыт разработчиков военной техники пригодился в части удачного утяжеления машины, что сказалось на ее отличной проходимости.

Первая машина была выпущена в 1960 году, в народе ее стали называть «Запорожец горбатый». На фото, показанном здесь, видно, что это была довольно симпатичная машина. Однако с началом производства вылезли наружу все недостатки и недостатки, вызванные столь неординарной подготовкой, что сразу же потребовало серьезной модернизации машины. Но новая модель, 966-й, было очень трудно освоить, тем более, что его главный вдохновитель и идеолог Хрущев уже был отправлен в отставку, а новый правитель Леонид Брежнев, несмотря на свою любовь к автомобилям, так и не встретил «горбатого» Понимания.

Тем не менее, этот автомобиль по-прежнему был желанным для многих советских людей, несмотря на все его недостатки, ведь другого они получить не могли. Его ремонтировали, ремонтировали, модернизировали, он вызывал к себе повышенный интерес, этот горбатый «Запорожец»; Тюнинг, который он проходил, порой творил с ним самые настоящие чудеса. И хотя он оставался героем многочисленных анекдотов, тем не менее для многих он был первой, а иногда и единственной машиной.

Горбатый «Запорожец», при всей своей анекдотичности и недостатках, долгие годы был объектом слепой любви многих советских людей. Он открывал перед ними мир из окна автомобиля, давал возможность путешествовать, давал ощущение внутренней независимости и свободы. И как бы его ни оценивали сегодня, вряд ли можно приуменьшить значение этого автомобиля в истории.

Советский горбатый «Запорожец-965», 1960-1969 гг. – Стоковое редакционное фото © Aleks49#95187436

Советский горбатый «Запорожец-965», 1960-1969 гг. – Стоковое редакционное фото © Aleks49 #95187436

Изображения

VideosItorialMusic & SFX

Инструменты

Enterprise

Цена

Все изображения

Log Log

Редакция Использование только

.

Войти

Я согласен с Пользовательским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения

Москва; Россия — 15 декабря; 2015: Советский горбатый «Запорожец-965», год 1960-1969 в Музее техники В.Задорожного

— Фото автора Aleks49

Похожие лицензионные изображения: Россия — 04 сентября 2016 г.: Автомобиль Mercedes-Benz (1938 г.) в музее «Мосфильм» Советский лимузин ЗИС-110 1947 г. выпуска на выставке в честь Дня города Ростов-на-ДонуРостов-на-Дону, Россия — май 21,2017:Автомобиль Mercedes-Benz 230″Кронпринц» на стоянкеМосква, Россия-04 сентября 2016: Автомобиль ЗИЛ-117 (1974) в музее «Мосфильм» Ростов-на-Дону, Россия — 21 мая 2017 г.: Винтажный автомобиль Линкольн Таун Кар стоит на парковке Ростов-на-Дону, Россия — 21 мая 2017 г.: Винтажный автомобиль ЗИС-110 стоит на парковке лот МОСКВА, РОССИЯ-15 ДЕКАБРЯ-ВАЗ-2101 («копейка», выпуска 1970-1988 гг.) — компактный седан в Музее техники В. Задорожного 15 декабря 2015 г. в Москве Ростов-на-Дону, Россия — 21 мая 2017 г.

:Авто Mercedes-Benz 230 «Кронпринц» на стоянке Ростов-на-Дону, Россия — 21 мая 2017 г.: Винтажный автомобиль ЗИС-110 стоит на стоянке Москва, Россия — 04 сентября 2016 г.: Автомобиль Руссо-Балт К12-20 (1911) в Музее «Мосфильм» г.Каменск-Шахтинский, Россия-17 августа 2019 г.: Москвич-423 — первый серийный автомобиль с пятидверным универсалом в СССР, выпуска 1957-1963 гг.- в Музее Легенды СССРРОСТОВ-НА-ДОНУ, РОССИЯ — 11 мая — Красивый автомобиль, принадлежащий Трогательному зоопарку 11 мая 2015 года в Ростове-на-ДонуЛимузинРостов-на-Дону, Россия — 21 мая 2017 года: Винтажный Опель Адмирал стоит на стоянке

Подробнее

Информация об использовании

Вы можете использовать это бесплатное редакционное фото «Советский горбатый «Запорожец-9″65″, год 1960-1969» для личных и некоммерческих целей в соответствии со Стандартной лицензией. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.