Грм двигатель камаз: Механизм ГРМ — газораспределения двигателя КАМАЗ Евро-2 – 740.30, 740.31

Устройство и работа грм двигателя камаз 740

ГРМ двигателя КамАЗ-740

Устройство газораспределения призван для впуска в цилиндры воздуха и выпуска отработавших газов. Открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов проистекает в строго предназначенных положениях по отношению к верхней и нижней мертвым точкам, которые соответствуют углам поворота шейки колечатого вала.
Устройство газораспределения двигателя КАМАЗ — верхнеклапанный (рис. 4). Кулачки распределительного вал(1) в определенной очерёдности приводят в действие толкатели (2). Штанги (4) сообщают качательныепередвижения коромыслам (6), которые, преодолевая сопротивление пружин (13, 14), открывают клапаны. Клапаны закрываются под влиянием силы сжатых пружин.

Рисунок. 4. Устройство газораспределения:

1 — вал распределительный; 2 — толкатель; 3 — ориентирующая толкателей; 4 — штанга; 5-прокладка крышки головки; 6 — коромысло; 7 — гайка; 8 — винт регулировочный; 9 — болт фиксации крышки головки; 10 — сухарь; 11 — втулка тарелки; 12 — тарелка пружины; 13 — пружина наружная; 14 — пружина внутренняя; 15- ориентирующая клапана; 16- шайба; 17- клапан; А — промежуток тепловой

Крутящий момент на распределительный вал передается от коленчатого вала через шестерни привода агрегатов.

Головки цилиндров двигателя КАМАЗ, отлитые из алюминиевого сплава, имеют полости для охлаждающей жидкости, сообщающиеся с рубашкой блока. Стыки головки цилиндра и гильзы, головки и блока уплотнены прокладками. В канавку на привалочной поверхности головки запрессовано кольцо газового стыка, которым головка непосредственно размещается на бурт гильзы цилиндра (рис. 5). Непроницаемость уплотнения гарантируется очень большой точностью обработки сопрягаемых плоскостей кольца и гильзы цилиндра и, дополнительно, нанесением на плоскость кольца свинцовистого покрытия для компенсации микронеровностей уплотняемых плоскостей. Уплотнение перепускных каналов для охлаждающей жидкости применяется уплотнительными кольцами из силиконовой резины, устанавливаемыми хвостовиками в отверстия головки цилиндра. Подголовочное пространство, отверстие стока двигательного масла и прохода штанг уплотнены формованной прокладкой головки цилиндра.

Рисунок. 5. Стыки головки цилиндра и гильзы, головки и блока цилиндров:

1 — кольцо упорное;2 — головка цилиндра;3- прокладка; 4-блок цилиндров; 5 — кольцо уплотнительное гильзы; 6-гильза цилиндров

Впускные и выпускные каналы размещены на противоположных сторонах головки. Подающий канал содержит тангенциальный профиль для завихрения воздуха в цилиндре. Каждая головка зафиксирована на блоке четырьмя болтами

Клапанный устройство закрыт алюминиевой крышкой, под которой размещена уплотнительная прокладка.

Распределительный вал (рис. 6) стальной, плоскости кулачков и опорных шеек цементированы и закалены токами очень большой частоты. Вал размещен в развале блока на пяти подшипниках скольжения.

Подшипник задней опоры представляет собой втулку, плакированную бронзой и запрессованную в съемный чугунный основание. Втулки из биметаллической ленты, запрессованные в поперечные перегородки блока, служат подшипниками для других опор вала.

Осевое движение распределительного вала двигателя КАМАЗ ограничено корпусом (2) подшипника, в торцы которого упираются с единственной стороны ступица шестерни (8), с другой — упрямый бурт задней опоры шейки вала. Основание подшипника задней опоры зафиксирован на блоке тремя болтами.

Расчёт аксиального и дезаксиального КШМ Рассчитать значения перемещения, скорости и ускорения поршня аксиального и дезаксиального КШМ, используя приближенные выражения для их определения. Расчет провести через каждые 30 градусов поворота коленчатого вала. По результатам расчетов построить графики. Сравнить полученные результаты. Для акси .

Жиклёры и гидроаккумуляторы Второй основной задачей любой системы управления АКПП, после определения моментов переключения передач, является задача обеспечение требуемого качества самих переключений. Иными словами система управления АКПП должна так управлять переключениями, чтобы исключить слишком длительное скольжение фрикци .

Теплотехнические испытания судовых агрегатов и механизмов Основная цель испытаний — получение технико-эксплуатационных характеристик и оборудования в СЭУ, определения оптимального режима их работы, выявление конструктивных и эксплуатационных недостатков, изыскание путей увеличения скорости и повышения экономичности судна. До сдачи судна в эксплуатацию СЭУ .

Установка метки на топливном насосе

То есть если вращать двигатель по ходу. И метка совмещается с пиком указательной стрелки.В этот момент происходит впрыск топлива в камеру сгорания.

Затем метка продолжает двигаться, и в момент совмещения с краем указательной стрелки. Поршень достигает положения ВМТ в момент сжатия топлива в первом цилиндре.

Установка Поршня в ВМТ

А теперь более подробно хотелось бы рассказать, как на практике это сделать безошибочно. Положение поршня в ВМТ фиксируется при помощи стопора расположенного на картере маховика.

Но так как за один оборот вала ТНВД поршень дважды проходит в положение ВМТ. А нам нужно определить положение ВМТ в момент сжатия топлива в первом цилиндре. Если вы не снимаете топливный насос высокого давления, то достаточно просто подвести метку на муфте ТНВД к указательной стрелке. Отпустить где то в этом месте стопор, и вращая маховик в ту или другую сторону добиться чтобы стопор попал в паз маховика. Маховик удобнее всего прокручивать при помощи рычага. Который необходимо вставить в отверстия, расположенные в торце маховика.

В этом положении поршень будет иметь положение ВМТ в момент сжатия топлива первого цилиндра. Ослабив болты муфты привода ТНВД, совмещаем метку с краем указательной стрелки. На практике проверено данное положение метки является оптимальным углом опережения зажигания. Смещение метки в ту или иную сторону приводит к неправильной работе двигателя, он начинает дымить и плохо развивать обороты.

Гораздо сложнее определить положение ВМТ поршня в момент сжатия. Если ТНВД снимался с двигателя и его необходимо вновь установить. Сложность заключается, в определении положения ВМТ поршня первого цилиндра в момент сжатия. Так как коленчатый вал за один оборот вала привода. ТНВД делает два оборота в связи с этим поршень дважды приходит в ВМТ а нам необходим момент, в котором происходит сжатие топлива. Можно конечно снять форсунку и заткнуть отверстие бумажной заглушкой.

Компрессия создаваемая в цилиндре при сжатии вытолкнет заглушку. В этот момент стопор попадёт в паз маховика, что и будет являться положением поршня первого цилиндра в момент сжатия топлива. Но этот способ не достаточно хорош, так как занимает много времени и трудоёмок.

Регулировка зажигания Евро 2 на автомобиле Камаз можно определить по положению клапанов. В момент сжатия клапана становятся неподвижно до достижения поршнем ВМТ, и после прохождения ВМТ клапана также закрыты. При втором положении поршня в ВМТ один клапан закрывается, а при прохождении ВМТ второй клапан начинает открываться. И что бы в этом убедиться, достаточно просто открыть клапанную крышку первого цилиндра.

Источник

Устройство и работа грм двигателя камаз 740

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЯ КАМАЗ-740 — ЧАСТЬ 2

4. Механизм газораспределения.

На двигателе установлен верхнеклапанный механизм газораспределения с нижним расположением распределительного вала. Устройство его показано на рис. 1.20.

Рис. 1.20. Механизм газораспределения: 1 — распределительный вал; 2 — толкатель; 3 — направляющие толкателей; 4 -штанга; 5 — регулировочный винт; 6 — коромысло клапана; 7 — контргайка; 8 — втулка; 9 — тарелка; 10 — внутренняя пружина; 11 — наружная пружина; 12 -шайба; 13 — впускной клапан; 14 — выпускной клапан; 15 — шпонка; 16 -корпус подшипника с фланцем; 17 — распределительная шестерня; 18 — сухарь; 19 — манжет

Описание цилиндров КамАЗ

Последовательное чередование тактов в камерах двигателя, представляет собой порядок работы цилиндров КамАЗ 740 и других модификаций. При расчёте этого показателя уделяется внимание характеристикам, присущим блоку, а так же конструктивным особенностям детали, преобразующей усилие от шатунов в крутящий момент и детали, управляющей открытием и закрытием клапанов впуска и выпуска.

Так, силовой агрегат КамАЗ с V-образной компоновкой блока. Конструктивная особенность остова, сдвиг левого ряда поршней относительно правого на 29,5 миллиметра. Такое расположение обусловлено креплением двух шатунов на одной шейке, действие деталей направлено в противоположные стороны. Таким образом, порядок действия цилиндров КамАЗ происходит по схеме 1х5х4х2х6х3х7х8.

Конструкция коленчатого вала, упрощает изделие технологически, и одновременно увеличивает коэффициент полезного действия силовой установки. Вал укорочен, рассчитан на восемь поршней, которые крепятся к кривошипам, крепящимся на 4-х шейках. Слаженность механизма распределения газов, клапанов и кривошипов увеличивает потенциал мотора.

Внутренние процессы

Функционирование установки КамАЗ связано с протекающими в камере процессами. Действия происходят в определённой строгой последовательности с периодическим повторением в каждом цилиндре. Сумма процессов – рабочий цикл, состоящий из периодов распределения газов.

Двигатель КамАЗ 740:

За одну последовательность рабочих процессов в цилиндре выполняется один поджог горючего. Период задержки, от одной вспышки до другой, влияет на плавность хода силового агрегата. Чем меньше промежуток, тем меньше колебания при работе мотора. Плавность зависит и от того, сколько цилиндров в КамАЗе. В нашем варианте речь идёт о восьми камерах. Это рациональное число, поскольку большое количество камер ведёт к большему промежутку между вспышками и резкой работе мотора. В то же время, недостаточное количество камер не даёт необходимой мощности.

Мой метод регулировки клапанов

Мой метод по проще чем в книге. Точно также перед началом регулировки проверяем затяжку болтов головок цилиндров, проверяем момент затяжки гаек шпилек стоек коромысел, после этого тогда и проводим регулировку клапанов.

Далее откручиваем все патрубки высокого давления на ТНВД. Монтажкой прокручиваем за маховик и смотрим в каком цилиндре вступила солярка. Это значит там и есть ВМТ данного цилиндра. Берем щуп отвертку ключ на 14 и начинаем регулировку клапанов.

момент впрыска топлива

Я выставляю на впускной клапан 0,25 мм, а на впускной 0,30 мм зазор. Потом прокручиваем на 2 отверстия это 60 градусов и уже можно не смотреть на впрыск насоса там точно будет следующий цилиндр идущий по порядку 15426378.

90 градусов против часовой

Я два раза регулировал по книге по первому методу но качество регулировки получается хуже если по 2 цилиндра регулировать. С моим методом двигатель работает отлично даже не шелохнется как будто и не заводил.Всем советую попробовать отрегулировать клапана как написал я для сравнения увидите разницу.

СМОТРИТЕ ВИДЕО

Общие сведения

Настройка клапанного механизма выполняется только с периодичностью, указанной в Руководстве по эксплуатации и обслуживанию (Руководстве владельца), или в случае, когда при ремонте двигателя необходимо снять коромысла и (или) отвернуть регулировочные винты.

Преждевременное увеличение клапанного зазора говорит о неправильной его регулировке после предыдущего ремонта, износе стержней клапанов, крейцкопфов, штанг толкателей или коромысел*.

Свободное перемещение коромысел и необходимость частой регулировки клапанного зазора также может говорить о износе кулачков распределительного вала или толкателей. Если износа коромысел, стержней клапанов, крейцкопфов и штанг толкателей не обнаружено, возможен износ толкателей и/или кулачков распределительного вала.

Механизм газораспределения КамАЗ | АвтоКАМ

Блок шестерен КамАЗ

Блок шестерен, расположенный на заднем торце блока двигателя, яв­ляется приводом вала газораспределительного механизма, топливного насоса высокого давле­ния, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления автомо­биля. Газораспределительный механизм приводится во вращение промежуточной шестерней 2, связанной с прямозубчатой шестерней 1, установленной с натягом на коленчатом валу. Блок промежуточных шестерен вра­щается на сдвоенном коническом роликоподшипнике. Ведомая шестерня 4 привода газораспределительного механизма установлена на шейку вала с натягом и находится в зацеплении с шестерней 5 привода топ­ливного насоса. Сборка шестерен выполнена так, что метки находящихся в зацеплении шестерен (показано в кружочках) совмещены. Вал привода топлив­ного насоса высокого давления — карданный, с, упру­гими элементами диафрагменного типа, компенсирую­щими несоосность установки вала топливного насоса и вала шестерни.

С шестерней 5 находятся в зацеплении установленные на валах шестерни 7 и 6 приводов компрессора и насоса гидроусилителя руля.

Клапаны КамАЗ

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Каждый цилиндр имеет один впускной 9 и один выпускной 6 клапаны. Конструктивно исполнение впуск­ного и выпускного клапанов одинаковое. Стержень кла­пана перед установкой графитируют. Угол рабочей фаски клапанов 91°. Диаметр тарелки впускного клапана 51,5 мм, выпускного 46,5 мм; высота подъема клапанов 13,5 мм.

Клапаны перемещаются в изготовленных из металло­керамики направляющих втулках 4. Для предотвращения попадания масла в цилиндр по зазору стержень — втул­ка на втулке впускного клапана установлена манже­та 12.

Привод клапанов состоит из толкателей, штанг, коро­мысел. Клапаны при работе двигателя проворачиваются.

Коромысла клапанов КамАЗ

Коромысла клапанов стальные, штампован­ные двуплечие рычаги, у которых отношение большего плеча к меньшему составляет 1,55. Коромысла впускного и выпускного клапанов устанавливаются на общей стойке и фиксируются в осевом направлении пружинным фикса­тором. Подшипниками коромысел служат бронзовые втулки.

Стойки коромысел фиксируют двумя штифтами и крепят на головке цилиндра двумя шпильками.

Пружины клапанов КамАЗ

Пружины клапанов винтовые (по две на каждый клапан) с различным направлением навивки. Диаметр проволоки: наружной пружины 4,8 мм, внутрен­ней 3,5 мм. Предварительно устанавливаемое усилие пружин 36 кгс, суммар­ное рабочее — 83 кгс. Нижними концами пружины опираются через стальную шай­бу 13 на головку блока, верхними — на тарел­ку 7 клапана. Тарелка в свою очередь опи­рается на стальную втулку 5, которая сое­диняется со стержнем клапана двумя конус­ными сухарями 8. Во время работы двигателя под действием вибра­ции клапан проворачи­вается относительно седла.

Распределительный вал КамАЗ

Распределительный вал стальной; поверх­ностный слой кулачков цементирован, а опорные шейки подвергнуты термообработке ТВЧ. Он установлен в раз­вале блока цилиндров на пяти подшипниках скольжения, представляющих собой стальные залитые антифрикцион­ным сплавом втулки.

Профиль кулачков безударный, неодинаковый для впускных и выпускных кулачков. На задний конец рас­пределительного вала напрессована прямозубая ше­стерня 3. Распределительный вал приводится во вращение промежуточными шестернями, связанными с шестерней коленчатого вала. Шестерни имеют на торцах метки, ко­торые используют при сборке для обеспечения заданных фаз газораспределения. Шестерни ,стальные, штампован­ные с термообработанными зубьями. Осевому перемещению вала препятствует корпус 2 подшипника задней опоры, который крепится к блоку цилиндров тремя болтами.

Толкатели, штанга толкателя КамАЗ

Толкатели тарельчатого типа с цилиндриче­ской направляющей частью, изготовлены из стали с по­следующей наплавкой на поверхность тарелки отбелен­ного чугуна.

Направляющие толкателей, изготов­ленные из серого чугуна, съемные, что обеспечивает технологичность и ремонтоспособность блока. На двигатель уста­навливают четыре направляющих, в ко­торых размещены четыре толкателя. Каждая направляющая зафиксирована двумя штифтами и прикреплена к блоку двигателя двумя болтами. Болты зафик­сированы стопорными шайбами.

Штанги толкателей стальные, пустотелые, со вставными наконечника­ми 1 и 3.

Двигатель КамАЗ

Двигатель состоит из коленчатого вала и механизмов газораспределения, а также систем охлаждения, смазки, питания и управления, пуска

С помощью кривошипно-шатунного механизма осуществляется возвратно-поступательное движение поршней в цилиндрах преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

Механизм газораспределения своевременно открывает и закрывает клапаны, которые пропускают воздух в цилиндры и выпускают выхлопные газы из цилиндров.

Система охлаждения поддерживает необходимый тепловой режим двигателя.

Система смазки подает масло на трущиеся части двигателя для уменьшения трения и износа.

Система питания очищает и подает воздух и топливо в цилиндры, а с помощью регулятора автоматически регулирует подачу (подачу) топлива в камеру сгорания в зависимости от нагрузки двигателя.

Система запуска дизеля необходима для вращения коленчатого вала во время запуска.

Здесь мы описываем комплект деталей двигателей КамАЗ-740.10, КамАЗ-7403.10 и КамАЗ-7409.10, объясняем схему работы и принцип работы их механизмов и систем.

Двигатель КамАЗ-740.10 (рис. 1) — четырехтактный дизель жидкостного охлаждения с V-образным расположением восьми цилиндров; является базой для всех модификаций двигателей марки.

Двигатель КамА3 — 7403. 10 (рис. 2) имеет повышенную мощность за счет применения газотурбинного наддува, при котором часть энергии выхлопных газов используется для сжатия воздуха и нагнетания его в цилиндры.

Газодизель 7409.10 (рис. 3) может работать как на природном газе, воспламеняемом запальной дозой дизельного топлива, так и на дизельном топливе в дизельном режиме.

Основные конструктивные данные и параметры двигателей приведены в технической спецификации (в скобках указаны значения при работе двигателя в дизельном режиме).

Модель 740.10

  • Количество стержней 4
  • Количество цилиндров 8

V-образный цилиндр, 9 шт.0° развала

Порядок цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндра и ход поршня 120×120 мм

Рабочий объем 10,85 л

Степень сжатия 17

Номинальная мощность 154 кВт

Максимальный крутящий момент 637 Нм

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • — номинальная 2600
  • — при максимальном крутящем моменте (1600-1800)
  • — на холостом ходу, минимум, не более 600
  • — то же, максимум, не более 2930

Фаза впускного клапана:

  • — открытие на 13° на восток. м.т.
  • — закрытие 49° утра м.т.

То же, впускной клапан:

  • — угол открытия 66° до н.э. м.т.
  • — закрыть на 10° после c. м.т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • — при номинальной частоте вращения 400-550
  • — на минимальных оборотах холостого хода, не менее 100

Форсунка, модель 33-01

Топливный насос высокого давления, модель 33-02

Модель 7403.10

Количество стержней 4

Количество цилиндров 8

V-образное расположение цилиндров, развал 90° 5-цилиндровый заказ

03 9 -4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндра и ход поршня 120×120 мм

Рабочий объем 10,85 л

Степень сжатия 16

Номинальная мощность, кВт 191

Максимальный крутящий момент, Нм 785

Частота вращения коленчатого вала, об/мин:

  • — Номинальная 2600
  • — при максимальном крутящем моменте 1600-1800
  • — на холостом ходу, минимум, не более 600
  • — то же, не более 2930

Фаза впускного клапана:

  • — Открытие на 13° на восток. м.т.
  • — закрытие 49° утра м.т.

То же, ушной клапан vp:

  • — открытие 66° до н.э. м.т.
  • — закрыть на 10° после c. м.т.

Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

  • — при номинальной частоте вращения 400-550
  • — на минимальных оборотах холостого хода, не менее 100

Форсунка модель 271

Топливный насос высокого давления модель 334

Модель 7409.10

Количество баров 4

Количество цилиндров 8 2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала правое

Диаметр цилиндра и ход поршня, MM 120×120

Смещение, L 10,85

Коэффициент сжатия 17

. )

  • — при максимальном крутящем моменте 1300-1800
  • — на холостом ходу, минимум, не более 600
  • — то же, не более 2930
  • Фаза впускного клапана:

    • — открытие 13° на восток. м.т.
    • — закрытие 49° утра м.т.

    То же, впускной клапан:

    • — угол открытия 66° до н. э. м.т.
    • — закрыть на 10° после c. м.т.

    Давление масла в прогретом двигателе, кПа:

    • — при номинальной частоте вращения 400-550
    • — на минимальных оборотах холостого хода, не менее 100

    Сопло модели 33-01

    Топливный насос высокого давления модель 335

    Реактивная система залпового огня «Град-К»

    902:30
    Максимальная скорость по дороге 902:30
    Фординг
    Страна происхождения Россия
    Поступил на службу 2012
    Экипаж 3 мужчины

    Размеры и вес
    Масса (снаряженная) 12 т
    Вес (боевой) 15,16 т
    Длина 7,75 м
    Ширина

    2,5
    м

    Высота 3,25 м
    Вооружение
    Калибр 122 мм
    Количество пробирок 40
    Вес ракеты 66,6–70 кг
    Масса БЧ 18,4–25 кг
    Дальность стрельбы до 40 км
    Длительность полного залпа 2 с
    Время перезарядки 7 минут
    Мобильность
    Двигатель КамАЗ-740. 30-260 дизель
    Мощность двигателя 260 л.с.
    80 км/ч
    Диапазон ~ 800 км

    Маневренность
    Градиент 60%
    Боковой откос 40%
    Вертикальная ступенька до 0,6 м
    Траншея 0,6 м
    1,75 м

     

    Новый
    «Град-К» — модернизированная версия
    БМ-21
    град. Ракета-носитель обозначена как 2Б26. Отремонтированный
    пусковая установка базируется на новом грузовике. Также у автомобиля есть некоторые другие
    улучшения. Впервые эта система была раскрыта в 2011 году.
    принят на службу в русскую армию. Мелкосерийное производство
    «Град-К» начался в 2011 г. Поставки начались в 2012 г.

    Этот
    артиллерийская ракетная система эффективна против сосредоточения
    войска, небронированная и легкобронированная техника, командные пункты,
    артиллерийские и минометные батареи и другие цели.

    обновленный пакет запуска основан на

    Военный грузовик КамАЗ-5350 6х6. Он заменил старение
    Урал-375Д
    Грузовик повышенной проходимости 6×6. Эта артиллерийская система оснащена
    автоматические системы позиционирования, навигации, прицеливания и наведения.
    пусковая установка наведена и все ракеты могут быть запущены без экипажа
    покидая кабину. При необходимости ракеты могут запускаться дистанционно.
    от автомобиля.

    Град-К
    управляется экипажем из трех человек. Автомобиль имеет короткое время реакции. Это
    требуется 2 или 3 минуты, чтобы остановиться и запустить ракеты с ходу. Это
    столько же времени уходит на то, чтобы собраться и уйти со стрельбы
    должность. Короткое время реакции и передислокации позволяет избежать
    контрбатарейный огонь.

    Пусковая установка
    пачка аналогична таковой у Града. Имеет 40 пусковых установок для 122-мм
    ракеты. Он совместим со всеми 122-мм реактивными снарядами для «Града». А
    количество реактивных снарядов с зажигательными, дымовыми, осветительными, химическими или
    Кассетные боеголовки доступны для Града. Град-К
    может запускать недавно разработанные ракеты с программируемыми боеголовками. Это
    кажется, что эта система совместима с последними расширенными
    Ракеты HE-FRAG с максимальной дальностью 40 км. Также должно быть
    способный стрелять кассетными ракетами с самонаводящимися многоцелевыми суббоеприпасами. Они имеют дальность действия 30 км и могут быть использованы против
    пехоты и бронетехники противника. Эти суббоеприпасы пробивают 60
    до 100 мм RHA.

    Пусковая установка
    автомобиль оснащен дизельным двигателем КамАЗ-740.30-260 с турбонаддувом,
    развивающий 260 л.с. Автомобиль имеет постоянный полный привод и
    оснащен центральной системой подкачки шин. Кабина может быть оборудована надстройкой.
    комплект брони.

    Перезагрузка
    выполняется экипажем вручную в течение 7 минут. Перезарядка ракет есть
    перевозится грузовиком сопровождения. Перезагрузка обычно происходит удаленно
    с огневой позиции, чтобы избежать контрбатарейного огня.

    Совсем недавно
    в России появилась еще одна обновленная версия «Града».

    Торнадо-Г создан на базе

    Грузовик Урал-4320 6х6. Ракета-носитель обозначена как 2Б17.
    По сравнению с оригинальным «Градом» эта система стреляет заново разработанными
    ракеты с увеличенным радиусом действия и более смертоносными боеголовками. Первый
    серийных комплексов поставлено в Российскую Армию в 2012 году.

    Аналогичная система недавно появилась в
    Египет. Разработан заводом САКР. Создан на базе КамАЗ-43118.
    Грузовик с колесной формулой 6х6 и оснащен 30-зарядной пусковой установкой РЛ-21.