Содержание
Проблемы и надежность двигателя Iveco 2.3 (F1A) для автомобилей Fiat, Citroёn, Peugeot и «УАЗ Патриот»
30.06.2021
42354
Двигатель Sofim / Iveco F1A – это 2,3-литровый 16-клапанный турбодизель, предназначенный для установки на коммерческую технику. Он дебютировал в 2001 году. Его устанавливали и до сих пор устанавливают на Fiat Ducato двух поколений и на Iveco Daily 3, 4, 5 и 6-го поколения. Также с 2006 года этот турбодизель применялся на Peugeot Boxer и Citroёn Jumper, а также на «УАЗ Патриот».
У этого двигателя 2 распредвала в ГБЦ, в приводе клапанов есть гидрокомпенсаторы. ГРМ приводится зубчатым ремнём. Однако ремень приводит только впускной распредвал, а выпускной приводится от него цепью. Этот силовой агрегат с рождения оснащен топливной системой Common Rail от Bosch. В зависимости от версии и года выпуска итальянский дизель Iveco 2.3 развивает от 95 до 156 л.с.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку двигателя 2. 3 HPI (F1A), снятого с Iveco Daily 2012 года выпуска.
Выбрать и купить двигатель для Iveco, двигатель для Peugeot Boxer, двигатель для Citroёn Jumper, двигатель для Форд Транзит, вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Надёжность двигателя Iveco 2.3 (F1A)
Двигатель Iveco 2.3 (F1A) имеет очень хорошую репутацию, это один из самых надежных и простых в эксплуатации двигателей. Реальный «миллионник». В нашем рассказе мы собрали все проблемы и неисправности, которые с ним случаются. В целом у хорошего хозяина этот мотор служит совершенно без ремонтов, требуя только регламентного обслуживания.
Закупоривание вентиляции картерных газов
У двигателя F1A есть одна признанная производителем проблема, связанная с закупориванием системы отвода картерных газов. Закупоривается ее самый крайний элемент – патрубок, по которому картерные газы подаются во впускной трубопровод.
Закупоривание происходит при определенных условиях: температура -25° и равномерное движение по трассе. Поток морозного воздуха во впускном трубопроводе вызывает замерзание влаги в этом патрубке. То есть, патрубок закупоривается ледяной пробкой. Вслед за этим давление газов в картере выдавливает все сальники, т.е. мотор буквально истекает маслом по всем уплотнениям. А затем после устранения этих последствий может выясниться, что пострадала турбина. Т.е. износились подшипники и уплотнения вала, из-за чего турбина начинает выдавливать масло из картриджа во впуск или выпуск.
Для решения этой проблемы производитель предложил врезной подогревательный элемент для этой трубки. Либо же трубку можно утеплить и также просто отпилить ее кончик заподлицо со впускным трубопроводом.
Ошибка датчика коленвала
Иногда на панели приборов загорается «check engine» с сопутствующей ошибкой датчика положения коленвала (P0335). При этом двигатель не заводится или заводится с долгой прокруткой. Если ошибка появляется в движении, то двигатель глохнет.
Причины могут быть как в самом датчике положения коленвала, так и в его проводке, попадании влаги в его разъём и даже в неисправном генераторе. В общем, причину проблему нужно искать комплексно.
ТНВД
До 2006 года на двигателе F1A применялся ТНВД Bosch CP3S3, c 2006 его заменили на CP1h4, не имеющей секции механической подкачки. Насос надежный и долговечный. Расположенный на нём дозировочный клапан тоже очень надёжен и редко выходит из строя. Но если двигатель будет глохнуть под нагрузкой или обороты холостого хода будут плавать, то виновником может быть этот клапан.
Выбрать и купить ТНВД для двигателя Iveco вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Форсунки
Топливные форсунки на всех версиях двигателя F1A соленоидные, пьезофорсунок на этом моторе не было. В зависимости от года выпуска и мощности для этого силового агрегата предусмотрены как минимум 3 версии форсунок.
Форсунки долговечные и надёжные, полностью ремонтопригодны и недороги в восстановлении. Интересно, что на двигателе F1A форсунки установлены на резиновых уплотнительных колпачках, а медных огнеупорных шайб для них не предусмотрено.
Выбрать и купить форсунки для двигателя Iveco вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Турбокомпрессор
На ранние версии двигатели F1A установлена турбина BorgWarner K03 с перепускной заслонкой. Эта турбина не нуждается ни в каком внешнем управлении: ее пневматический актуатор приводится избыточным давлением, создаваемом в «улитке» компрессора. Т.е. актуатор заслонки просто соединен трубкой с компрессором.
С 2006 года на двигателе F1A мощностью до 126 л.с. (включительно) используется турбина Mitsubishi TF035HM. На более мощные версии F1A устанавливали турбину Garrett GTB17V с управляемой геометрией.
Выбрать и купить турбину для двигателя Iveco вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Ремень ГРМ
Есть несколько рекомендаций по поводу периодичности замены ремня ГРМ: от 120 000 до 240 000 км. Ремень ГРМ желательно менять вместе с помпой, причем нужно устанавливать помпу хорошего качества. Т.к. были случаи заклинивания помпы, из-за чего ремень ГРМ перегревался и обрывался.
А при обрыве ремня ГРМ на этом двигателе поршни и клапана сталкиваются. Всю силу удара на себя берут рокеры – они просто ломаются пополам. Однако также нередко повреждения получают распредвалы: происходит проворачивание кулачков или даже изгибается распредвал. Одним словом, после обрыва ремня ГРМ этот мотор можно реанимировать, но ГБЦ нужно проверять полностью.
Цепь ГРМ
Цепь ГРМ служит долго и, как правило, до пробега в 500 000 км внимания к себе не требует. Если она вытягивается, то натяжитель прижимает к поверхности ГБЦ на ней, и тогда цепь начинает стругать алюминий. На практике это не вызывает повреждений или износа, но, разумеется, не стоит доводить цепь до такого состояния. Стоит оценивать ее состояние на рубеже 300 000 км.
Также известны редкие случаи откручивания болта впускного распредвала. Такое может произойти при запуске двигателя в сильный мороз. Считается, что густое масло не успевает уходить через редукционный клапан масляного насоса. Из-за этого возникает избыточное давление масла, которое в том числе с огромной силой давит на цепь распредвала. Из-за этого цепь останавливается, а болт впускного распредвала откручивается. В результате поршни ударяют по впускным клапанам. Происходит разрушение рокеров, как минимум.
Также известны единичные случаи откручивания болта выпускного распредвала, но в этом случае сильного удара по клапанам не происходит, т.к. выпускной распредвал просто становится свободным и перестаёт вращаться.
В целом двигатель Iveco 2.3 очень надежный и долговечный. Если не жалеть денег на замену масла и фильтра каждые 10 000 – 15 000 км, что по меркам коммерческой техники очень часто, то этот двигатель совершенно без проблем пройдет более 1 млн. км.
Выбрать и купить двигатель для Ford, двигатель для Peugeot, двигатель для Citroёn, двигатель для Iveco вы можете в нашем каталоге контрактных моторов.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Iveco, Peugeot, Citroёn, Ford заказать с них автозапчасти.
Вернуться к списку новостей
30.06.202142354
Отзывы пользователей о Пежо Боксер II » Авто центр ру
Отзывы пользователей о Пежо Боксер II
Купили бы Вы автомобиль Пежо Боксер II еще раз (на основе 27 отзывов)
67% Да, 33% Нет
Что Вас приятно удивило в этом автомобиле?
Другая 100%
не указано
Пежо Боксер II3. 68
Класс: Средний класс3.81
На основе 2383 отзывов
Механика
Двигатель3.93
Коробка передач3.63
Подвеска3.89
Проходимость
Комфорт
Видимость3.85
Эргономика3.74
Вентиляция и обогрев4.22
Пространство для водителя и пассажиров4.07
Шумоизоляция3.85
Экономичность
Стоимость эксплуатации3.37
Соотношение цена / качество3.81
Надёжность
Отсутствие мелких проблем3.11
Отсутствие серьезных проблем2.81
используйте фильтр по кузову:
Минивэн
используйте фильтр по двигателю:
Бензиновые двигатели
Дизельные двигатели
- Пежо Боксер II 2.2 HDi 2006
Кузов: Минивэн
Двигатель: 2.2 HDi 120 л.с. - Пежо Боксер II 3.0 HDi 2006
Кузов: Минивэн
Двигатель: 3.0 HDi 157 л.с.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 3. 0 HDi (с 2006)
CandyCane
рейтинг 3.31
2014-05-14 20:38
Здравствуйте всем! Хочу рассказать о машинах Пежо Боксер, у нас их было две штуки, ивековский двигатель на каждой по 157 л.с. Машина ураганная, со скоростью 180 км/ч, 3450 оборотов. К сожалению – это единственное их преимущество, конечно, кроме внешнего вида и интерьера. Машины буквально рассыпались на ходу, хотя основная езда была по городу. Дилеры не меняли по гарантии, так что машины ремонтировались из своего кармана. А меняли много и часто: маховики, подвеска и это не полный перечень. Эти машины, о которых написал, продали еле-еле, и через некоторое время взяли такие же только новые и конкретно попали на бабки. В общем, думайте, что покупаете и для каких целей.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 3.0 HDi (с 2006)
roman
рейтинг 3.08
2014-04-21 00:00
Всем привет! Пишу отзыв о машине, которую приобрели шесть месяцев назад. Машина у нас используется как маршрутное такси.Накатали уже 60000 км. Прошли три техобслуживания. Гарантию делать не стали, во-первых, дорого, во-вторых, не имеет смысла. Стойки делали с нуля. Заменили тормозные колодки на пробеге 30000 км. Ездит машина в основном по городу, шумоизоляция плохая, внутри жесткая. Разбирали и проклеивали безшумкой. После разрядки аккумулятора не стала работать стрелка топлива. Скоро придется менять резину, состояние неважное. Для себя сделали выводы: машине нужны постоянное внимание и вложение средств. Уже не раз пожалели, что взяли такую машину.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 3.0 HDi (с 2006)
krolmaciej
рейтинг 3.69
2014-04-13 01:12
Всем привет! Купил авто год назад для работы. Итак, ходовка. Мотор 2.2 л, 120 лошадей. Мощности за глаза. Что с грузом, что без груза – прет как БТР. За всеми моими рабочими машинами следит наш механик. Замена всего происходит в положенное время. Итак, положительные качества автомобиля: — комфортная во всех отношениях,- недорогая в обслуживании,- мощный и тяговитый мотор,- отличная качественная антикоррозийная обработка,- хорошая ходовая часть.Минусы автомобиля:- валкая на поворотах, если груз больше двух с половиной тонн. Совет: покупайте! Авто хорошее, есть как плюсы так и минусы. Удачи всем!
полная версия отзыва Пежо Боксер II 2.2 HDi (с 2006)
boxerFAN
рейтинг 4.77
2014-04-10 20:38
Ох уж эта электроника! Сил уже нет! Всегда вылетают какие-то ошибки. Топливом заправляюсь только самым лучшим и качественным. Дверные петли рвутся, короче ломается все, что только можно сломать! Езжу только по трассе, по городу вообще не езжу. Когда к официалам обращаешься, то максимум что они могут сделать, то это удалить ошибки через подключение к компьютеру. С датчиками разобраться вообще не могут. Если один из датчиков начинает фокусничать, то в машине врубается аварийный режим. Самое главное достоинство автомобиля это его комфортный салон. Минус же в том, что электроника просто отвратительная. Кучу денег трачу на сто, так как вечно приходится что-нибудь чинить.полная версия отзыва Пежо Боксер II 2.
2 HDi (с 2006)
Pawel
рейтинг 3.38
2014-04-07 15:50
Здравствуйте! Пишу отзыв о машине Пежо Боксер 2010 г.в., двигатель 3.0, 157 л.с. Перевозить на машине груза можно не более одной тонны.Машиной пользуюсь часто, езжу на большие расстояния, больше в Европе. Когда была до 70000 пробега, то все было в порядке, только стоило перейти этот рубеж, начались проблемы. Первой поломкой стал маховик сцепления. При рубеже 100000 км, сломались шланги, снова в сцеплении. Гарантией можно пользоваться только в Финляндии, потому что в России по гарантии ничего не делают, вот так вот. В целом машина неплохая, эргономика на хорошем уровне, с расходом топлива тоже полный порядок, вполне подходит этой машине.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 3.0 HDi (с 2006)
PITER
рейтинг 4.38
2014-04-05 16:19
Скажу честно – очень давно хотел себе микроавтобус. Все ходил, присматривался, заглядывался. Наконец-то пришло время, когда моя мечта ко мне приблизилась.В феврале этого года я купил себе Пежо BOXER III. Это мой первый француз, точнее даже не только мой – первый в семье. Первые эмоции только положительные! Машину пригнал из Германии. Состояние на момент покупки отличное. Год выпуска 2010. Покупал с пробегом 92 000 км. про пробег-то понимаю, что могли скрутить. К кузову вообще не подкапаешься. Болты на шрузах и на колесах как только что с завода. Днище чистое. Машина супер! Предыдущими машинами были немцы. Сейчас француз. Посмотрим, покатаемся, увидим что может эта машинка.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 2.2 HDi (с 2006)
krolmaciej1
рейтинг 3.15
2014-04-01 10:19
Купил машину из-за внешности. Хвалили его надежность. Еще за обещанную бесплатную эвакуацию, якобы длившуюся 2 года – срок гарантии авто. На тест-драйве – только положительные эмоции. Просторный большой салон. Подушка безоп. Вместительный. При поворотах не кренит, устойчивый. Рассчитывал на беспроблемную эксплуатацию до 200 тысяч км., но не тут то было! Врут все про него! Вечно что-то ломается. Ремонт только у официалов. По гарантии ничего не ремонтируют! На 50 тысячах поменял шаровые обе. После 30 000 менял рулевой наконечник и сход развал. Только вот это по гарантии отремонтировали. Через 15 тысяч накрылся глушитель. После 25 000 порвался ремень. Все за свой счет. Сколы от мелких камней огромными кусками. Навернулась магнитола. Сослались на партию косячную. Машина у меня для работы – нужна постоянно, а тут все летит, ломается! Как тут на таком авто работать! Еще и лампочки вечно перегорают. Не надежное авто совершенно, не советую вам покупать!
полная версия отзыва Пежо Боксер II 2.2 HDi (с 2006)
boleslaw-tymoczko
рейтинг 4.15
2014-02-20 08:09
Отличная динамика у авто – приятно удивлен. После 2500 об. Подхватывает турбина. Широкий диапазон, передачи длинные. Если загрузить, то прет чуть меньше. Для ремонта и обслуживания надо искать адекватных специалистов, которым платишь за работу, а не просто так.По запчастям – легко найти недорогой и качественный аналог. Радует расход топлива. По городу до 10 литров. Салон – эргономичный. Удобно, все на своих местах. Достоинства авто:Плюсов уйма! Поэтому я перечислю минусы, которые нисколько не портят общую картину отличного авто!Итак, рулевые наконечники и шаровые опоры ломаются быстро. Терпят поражение в противостоянии с нашими дорогами. Совет покупателям: если будете брать, то берите европейца, т.к. качественная сборка только у европейцев.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 2.2 HDi (с 2006)
Bruno
рейтинг 3.85
2014-01-26 14:24
Всем доброго времени суток! Машиной Пежо Боксер пользуюсь полгода, уже накатал 66000 км, и впечатления от машины неважные. За такие деньги, сколько она стоит, могла бы быть и получше. Некачественный пластик в салоне, гремит и дребезжит; стойки впереди почти закрывают обзор, так как широкие. Также шумоизоляция плохая; до ручника неудобно дотягиваться. Постоянно стучусь головой об верхнюю полку, хотя не сказал бы, что высокий такой, всего 175 см роста; на пробеге в 40000 км заменил шаровую.Обслуживание мне нравится еще меньше, чем машина. Дорого и непрофессионально, да и гарантией всякая ерунда. Так же на моей машине поставлен ограничитель скорости до 95 км/ч, и все электрики к кому я обращался, не могут его убрать. Вот такие дела.
полная версия отзыва Пежо Боксер II 3.0 HDi (с 2006)
123Следующая >
Ivek 2002 Дигифидер с насосом
Сопутствующие товары
В корзину
Быстрый просмотр
Контроллер насоса IVEK Digispense 700
Сейчас:
$400.00
Состояние: Б / у: Предмет, который использовался ранее. Товар может иметь некоторые признаки косметического износа, но полностью рабочий
BZA622812
В корзину
Быстрый просмотр
Модель технического обслуживания IVEK 520096-EACA
Сейчас:
$240. 00
Состояние: Б / у: Предмет, который использовался ранее. Предмет может иметь некоторые признаки косметического износа, но полностью исправен и функционирует по назначению.
БЗА625446
Клиенты также просмотрели
В корзину
Быстрый просмотр
Ivek — Контроллер жидкого глаза с датчиком 1/4
Сейчас:
643,75 $
Состояние: Используется: Предмет, который использовался ранее. Предмет может иметь некоторые признаки косметического износа, но полностью исправен и функционирует по назначению. Бренд: IVEK Источник питания: Электрический…
BZA649736
В корзину
Быстрый просмотр
Контроллер насоса IVEK Digispense 700
Сейчас:
$400.00
Состояние: Б / у: Предмет, который использовался ранее. Предмет может иметь некоторые признаки косметического износа, но полностью исправен и функционирует по назначению. Примечания: …
BZA622812
В корзину
Быстрый просмотр
Модуль контроллера Ivek Digispense 800 Ds800X2-Se-Hd-B
Сейчас:
$750.00
Состояние: Используется: Предмет, который использовался ранее. Предмет может иметь некоторые признаки косметического износа, но полностью исправен и функционирует по назначению. GTIN: UPC: Торговая марка: Ivek MPN: …
BZ10138005
В корзину
Быстрый просмотр
Вихревой миксер, 110В
Сейчас:
$472,50
Состояние: Новый: Совершенно новый, неиспользованный, неповрежденный товар в оригинальной упаковке. Бренд: Vortex MPN: .
БЗА641319
В корзину
Быстрый просмотр
Насос ВЭЖХ Waters 515
Сейчас:
$2,590. 00
Состояние: Б / у: Предмет, который использовался ранее. Предмет может иметь некоторые признаки косметического износа, но полностью исправен и функционирует по назначению. GTIN: UPC: Торговая марка: Waters MPN: …
BZ10125168
В корзину
Быстрый просмотр
Модуль Bsm100Gd120Dn2 Eupec Igbt
Сейчас:
$294.00
Характеристики товара Состояние: Открытая коробка Неиспользованный товар без абсолютно никаких признаков износа. Товар может быть без оригинальной упаковки или в оригинальной упаковке, но не запечатан. Товар может быть заводским…
BZ7097814
В корзину
Быстрый просмотр
Оператор системы дозирования жидкости Metrohm Brinkmann
Сейчас:
$398.00
Состояние: На запчасти или не работает: Товар не работает должным образом и не полностью работоспособен. Сюда входят изделия, дефекты которых затрудняют их использование, изделия…
HEV26693
«Полые дети», Луиза Эрдрич
Аудио: Луиза Эрдрич читает.
В баре «Табор», около пивной № 4, мужчины иногда занимались историческим земледелием, рассказывая истории о подвигах и страданиях своих предков. Давным-давно цены на пшеницу резко упали, и большинство ферм разорились. Это было, когда их пра-пра-пра-пра-пра купили землю. Мужчины говорили о старых бедствиях, старом оборудовании, старом обмене собственностью, урожае, земле и ужасной погоде. Прабабушка Джона Павлецкого в возрасте девяти лет пережила метель 1923 года, зарывшись в ближайший стог сена, когда школьный автобус не появился. Диз вспомнил, как его дед рассказывал истории о дяде Ивеке, который тоже пережил ту метель, особенно смертоносную, потому что случилась в туманный и ясный апрельский день. Около восьми утра автобус был почти полон детей и направлялся в сторону школы, когда с северо-запада подул ветер со скоростью шестьдесят миль в час, мгновенно понизивший температуру до минус двадцати и наполнивший воздух обжигающе-холодной завесой пудра. Такой снег может ослепить глаза и стереть черты лица.
Ивек был фермером, по совместительству школьным учителем и одним из водителей автобусов. Он занял свою очередь за рулем. На обороте школьной тетради, вскоре после метели, он написал о случившемся.
Ивек скакал по грязной дороге, когда туман рассеялся, и он увидел его — кипящая белая масса катилась на него, как аннигиляция. Он ехал прямо на полной скорости, надеясь проехать оставшуюся часть пути только на инерции. Но в белой мгле он замедлился до ползания. Потом пополз, нащупывая дорогу шинами. Дети замолчали.
Тишина длилась до тех пор, пока Ивек не потерял чувство дороги и не понял, что они ее покинули. Земля по обе стороны Красной реки была прикована огромным древним ледником. Равнинные поля и прерии принадлежали вечности, и присутствие человека на этих просторах было незначительным. Дети знали это, и он знал это. Они должны были продолжать двигаться или умереть. К счастью, он заправил бензобак.
«Как насчет песни?» — крикнул Ивек.
«Что будем петь?» — крикнул парень из Вивеки с нескольких мест сзади. Его голос дрожал. Возможно, он думал, что церковный гимн обеспечит им вход в рай.
«Мы будем петь «Дикий клевер».
Ивек не заметил девушку. Она коснулась рукой его плеча. Это была Агнид Обри, дочь валлийца и ирландки, постоянная одиннадцатилетняя девочка, воспитанная на самом высоком уровне. От матери бесстрашное веселье и от отца, солдата, сражавшегося в Месопотамии, распевающего песни, адаптированные для детских ушей. Она начала. И она учила других детей словам на ходу, точно так же, как Ивек учил своих учеников учить стихи и волнующие речи наизусть:
Я был диким клевером все лето
И я потратил все свои деньги на солнечный свет и песню
Но теперь я засыпаю под снегом
Чтобы я мог вернуться как дикий клевер еще раз.И это да, да, всегда
Да, да, всегда и более
Буду ли я диким клевером
Да, всегда и более.
Песня продолжалась, исправляя куплет за куплетом, с аплодисментами и топотом в припеве. Это разбудило сердце Ивека, и он тоже проревел припев. Когда дети устали от этой песни, появилась другая:
Огненный столб на нашем пути
Веди нас сквозь снег
Огонь, огонь, огонь, огонь.
Этот тоже сопровождался топотом, стуком, аплодисментами и ревом. Агнид, вероятно, придумал это, чтобы согреть их. Но дети в конце концов затихли, выдохлись.
Ивек держал школьный автобус в движении, иногда дергаясь по прерии, а иногда скользя по дорогам, решив не въезжать в овраг и не быть остановленным каким-либо другим способом, кроме теплого дома или амбара. Его сердце участилось так быстро, что он едва мог дышать. Он подумал о ребенке — Мэри Вача, такой тихой и такой хорошей математике. Или Уорвик, мальчик, который рубил дрова для школьной печи. Или мелкокостного пятилетнего Морриса, которого он велел Агниду завернуть в одеяло, которым обычно укрывались его колени. Он выкинул бы детей из головы только для того, чтобы их родители столпились. Он знал, что родители молятся, чтобы автобус добрался до школы до того, как произойдет самый страшный удар. Он подумал о своем друге Джоне, чьего ребенка, последнего на его пути, он не забрал. Она бродила в метель? И отец, и мать Агнида, и его собственная жена с темными волосами, заплетенными до пояса в косу. Она была дома, и теперь он был рад, что их дети в то утро заболели и остались с ней. Она тоже будет молиться. Он выбросил ее из головы и поехал дальше. И дальше. Рассказов не было. Не зная, в каком направлении он шел, и он не знал, где находится. Он знал только, что не должен останавливаться.
— Остальные голодны, — наконец сказал Агнид. «У меня самого такой мясной пирог, что я не могу съесть его целиком. Приказать нам отказаться от наших обедов и разделить еду?»
«Да». Ивек говорил, не отрывая глаз от пустоты.
«Тогда я буду, — сказала она, — и честно, несмотря на мальчиков Спирали».
Ивек улыбался даже в их опасности. — Они доставили вам неприятности?
«Они у меня в руках».
Ивек слышал звуки переговоров и дискуссий, голоса звучали тихо. Он был в холодном поту, потому что после длинного участка ровной поверхности, которая, как он думал, могла быть Меридиан-роуд, автобус натыкался на кочки, которые на ощупь не были похожи на снег. Он почему-то вообразил, что это кладбище, хотя это, конечно, было абсурдно. Но затем он почувствовал жуткую скользкость под колесами. Автобус занесло, и у него упало сердце. Он был либо южнее, либо западнее, чем думал. Они не спускались по крутому берегу реки, так что он понял, что они были на одном из рукавов глубокого озера, которое глубоко изгибалось под Фавором. И теперь, хотя он знал, что это крайне маловероятно, его испорченный разум пересмотрел последние пасмурные дни и ухватился за образ автобуса, падающего на дно. Он знал, что лед по всему озеру еще должен быть прочным, но его неуправляемые мысли не прекращались.
Агнид хлопнул его по плечу, и он почти стряхнул ее с себя, но она протянула руку с мясным пирогом и дала ему понять, что дети согласились, что он должен его съесть. В тот момент, когда он откусил кусок пирога, его колеса были куплены. Все дороги были прямыми участками, хотя часто немного больше, чем тропы. Увидев, как оседает снег, он возобновил свое намерение рулить в пределах нескольких градусов от центра, ползя еще медленнее, глядя вниз через край своего окна, которое ему пришлось приоткрыть. Он нюхал сугробы и использовал небольшую скорость, чтобы преодолевать их, всегда возвращаясь к центральной линии. Он продолжал, продолжал и продолжал.
Ветер играл с автобусом, то гулко гудел по бокам, то скользил с тихим свистом по верхушкам окон. Иногда он проникал под капот и тряс двигатель, как детская погремушка. Ивек кричал детям: «Спойте эту песню! Спой эту песню про огонь!» Дети пели, пока могли. Его пот застыл на лбу. Его нога тряслась, когда он нажимал и отпускал тормоз. Он быстро моргнул, чтобы не столкнуться с деревом, хотя их было немного. Во рту у него было так сухо, что язык распух. Отчаянно уставившись, он задумался о снежной слепоте. Когда свет принял плоский голубоватый оттенок обезжиренного молока, он понял, что на них наступили сумерки, и они упали в озеро.
Это был не ледяной отвес, как он себе представлял. Вода схватила их так быстро, что не было ни страха, ни боли, а падение было на удивление плавным. Они качались и раскачивались, водоросли крутились вокруг их шеи и ушей. Испуганные рыбы подплыли к двери, и он инстинктивно впустил их. Он знал, что он и дети пропали навсегда. Ему не нравились его мысли, но он все равно был рад, что его сын и дочь в безопасности дома, в тепле хорошей печки. Он подумал о том, как они сжигают дрова, которые он нарубил. Было много. Но потом он услышал их голоса позади себя и понял, что они все-таки сели в автобус.
Печаль нахлынула на него, когда автобус опустился на дно озера. Когда рулить уже было бесполезно, он в горе поднялся и повернулся к детям. Он хотел извиниться и надеялся возобновить пение, но дети изменились. Непонятным образом, спускаясь на дно, дети стали полыми. Они были прозрачными и такими хрупкими, что их одежда почти невыносимо утяжеляла их. Обвисшие и обморочные, они качались на сиденьях, их кожа была перепончатой и блестящей. Ивек знал, что он не должен позволить им догадаться, насколько ненадежно их существование, поэтому он пошел по центральному проходу, собирая их пальто. Как только они сбросили пальто, некоторые выбрасывались через окна на поверхность, в то время как другие, как он понял, проводили дни на дне, ожидая, когда их семьи придут к озеру и опустят леску, за которую они смогут ухватиться…
—придержать?
Глаза Ивека были открыты, но каким-то образом они открылись. Он снова ехал по поверхности слепящей земли. Он мельком увидел школу слева от автобуса, прежде чем снег захлопнул все вокруг. Он сомневался в том, что видел, но его руки верили. Его руки направляли колесо согласно его видению. Он почувствовал, что они находятся в тени чего-то большого, здания. Он подтянулся ближе к боку. Остановил автобус. Это была школа. Под защитой бури он мог видеть знакомые доски, которые сам же и нарисовал.
Он остановил автобус. Открыл дверь. Их чуть не высосало ветром. Он снова закрыл ее и поручил Агнид разобраться с ее одноклассниками. Они выстроились в проходе и выстроились в цепь за самым большим мальчиком, Спиралью, с младшими детьми в середине, и, в конце, за Ивеком, с Моррисом, прижатым к его груди.
Ветер боролся с ними, пока они продирались вдоль школьной стены к двери, ввалились внутрь. Дети вскарабкались и бросились к печке. Ивек, который всегда разжигал завтрашний костер перед тем, как уйти вечером домой, разжал пальцы, неуклюже открыл жестяную спичечную коробку, зажег рожок газеты. Огонь вырвался из бумаги, врезался в осколки коры. Ивек встал позади детей, когда они столпились вплотную, и вспыхнуло пламя.
Или сделал?
Холод в Ивеке был намного глубже, чем мог коснуться огонь. Реальность холодного мира подо льдом была сильнее тепла школы. Он отвернулся от печки, чтобы дети не видели его слез. Что было вверх, а что вниз? Если он повернется назад, будут ли дети еще теплыми и живыми? Стиснув зубы от боли и радостно хныча, когда онемевшие ступни и пальцы оживают? Или это будут хрупкие голубые человеческие пузыри, которых ему не удалось спасти? Будут ли среди них его сын и дочь? Растворился в пену? Он закрыл глаза. Он снова был там, внизу, с рыбой, снующей туда-сюда, водорослями, забивающими детские рты, и каждым сиденьем, населенным маленькой исчезнувшей жизнью. А кем он был? Водитель или тот, кого сгоняет с лица земли беспощадный снег? Он достиг —
Агнид сунул в открытую ладонь чашу со снегом, который она растопила. Он посмотрел на нее. Она была крепкой. Вода была горячей, пропитанной куском вареной шерсти, который она отрезала от пальто. Это было, по ее словам, старое лекарство, которым ее мать пользовалась при болезни ветра, когда разум уже не мог выносить стоны и бормотание ветра и человек начинал слышать человеческие голоса.
Он взял чашку, осушил ее. Вкус был ужасный, и он вылечился.