Лада 2107 Черная Жемчужина › Бортжурнал › Промывка системы охлаждения двигателя! Кислота для двигателя


Что "убивает" моторное масло? — DRIVE2

Все знают, что в моторе должно быть масло и что уровень должен быть не ниже минимума. Так может, вместо замены масла его можно просто доливать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы расскажем о том, как и почему масло разлагается в двигателе.

Для чего нужно моторное масло?

Масло в двигателе машины отвечает за надежность самых главных узлов. Причем требования к его работе в каждом из них весьма противоречивы. Подшипники скольжения коленчатого вала лучше всего себя чувствуют при высоком давлении масла. Оно охлаждает их и является материалом так называемого гидроклина, благодаря которому подшипник может работать долго и надежно. В рабочем режиме подшипник работает как гидродинамический, а не как обычный подшипник скольжения. Баз масла этот узел может проработать с нагрузкой буквально доли секунды, а на холостых оборотах — несколько часов.

Следующим важным узлом, где без масла не обойтись, являются сами поршни и цилиндры мотора. Вопреки распространенному мнению, в исправном моторе поршень почти не касается стенок цилиндра. При рабочем ходе масло под давлением оказывается в щели между поршнем и цилиндром, не давая им соприкоснуться, а сверху движутся поршневые кольца, которые снимают со стенок цилиндра излишек масла, оставляя лишь тонкую пленку. Она обеспечит смазку колец, а сама будет плотно прилегать к поверхности относительно холодного цилиндра и не сгорит во время вспышки рабочей смеси с температурой в тысячи градусов.

Именно через тонкий слой масла отводится тепло от поршня к поршневым кольцам, а от колец — к цилиндру. Еще на высоконагруженных моторах есть специальные масляные форсунки, которые льют масло на днище поршня, охлаждая его непосредственно. И, конечно же, без масла не обойтись в приводе ГРМ: масло смазывает подшипники скольжения распредвалов, кулачки привода и сами клапана.

А еще на многих современных моторах масло используется в гидрокомпенсаторах зазоров, в устройствах регулировки фаз ГРМ и изменения высоты подъема клапанов (например, в системах i-VTEC на Honda и VVT-i на Toyota). Уже из одного только простого перечисления областей работы масла видно, что от качества работы масла зависит жизнь всего мотора. Итак, основными его задачами в двигателе являются собственно смазка и работа в качестве жидкости гидродинамического подшипника, но не менее важной задачей является передача и отвод тепла.

Как и из-за чего портится масло?

В процессе работы масло изменяется под действием многочисленных факторов. Содержащиеся в нем присадки, обеспечивающие противозадирные, очищающие свойства и его вязкость, понемногу "изнашиваются" или просто используются. Под действием кислот меняется и сама основа масла. В разных двигателях соотношение различных причин постепенной деградации масла будет разным, но полный набор останется.

Высокие температуры

Понятно, что масло трудится в очень жестких условиях, его температура в картере может доходить до полутора сотен градусов даже в "гражданских" моторах, а тонкая пленка масла взаимодействует с открытым пламенем и не сгорает лишь потому, что обладает неплохой теплопроводностью и отводит тепло к массивному блоку цилиндров. И больше всего нагревается масло вовсе не на зеркале цилиндра, а в зоне поршневых колец, где оно воспринимает весь поток тепла от поршня к поршневым кольцам, и температуры часто подбираются к тремстам градусам на самых "проблемных" двигателях.

В зависимости от типа масла его основа при разрушении просто испаряется, образует лаковые отложения, масляный шлам и нагар, а попутно меняет свои характеристики по вязкости, температуре застывания и еще множество остальных. Таким образом, именно температурное воздействие является одной из основных причин изменения характеристик масла и его загрязнения продуктами распада.

Чем меньше масла в картере машины, чем выше рабочая температура двигателя, чем выше нагрузка на мотор, тем быстрее деградирует масло. Неисправности системы охлаждения, отсутствие обдува картера двигателя или масляного радиатора могут уменьшить ресурс масла в разы. На нагреве масла сказываются и конструктивные особенности мотора. Так, на коротких Т-образных поршнях компрессионные кольца обычно расположены в более горячей зоне, и омывающее их масло подвергается значительно большей тепловой нагрузке. Именно перегрев масла может являться основной причиной так называемой масляной чумы, которая стала проявляться последние годы — при этом масло "сворачивается" при температурах намного выше обычной его температуры потери текучести.

Картерные газы

Помимо воздействия высоких температур, на масло воздействуют еще и картерные газы. Они проникают через уплотнения поршней и создают в картере жесткий "коктейль" из серной, сернистой, азотной и азотистой кислот, которые образуются при взаимодействии продуктов сгорания топлива — водяного пара и окислов азота и серы. Вместе с ними в картер попадают различные сложные соединения, ведь в бензине содержится множество присадок и продукты их сгорания многообразны.

Тот выхлоп, что попадет в выпускной коллектор и пройдет через систему катализаторов, прежде чем улететь в атмосферу, значительно чище, чем та смесь, что попадает в картер. Множество агрессивной химии отлично взаимодействует с "масляным туманом" — распыленными частичками масла в двигателе, и понемногу "отравляет" его продуктами распада. Химия воздействует так же и на все полезные присадки, содержащиеся в масле.А поскольку основным разрушающим фактором являются кислоты, то масло делают изначально щелочным, чтобы в процессе эксплуатации оно нейтрализовало поступающие кислоты и предохраняло двигатель (и само себя заодно) от разрушения. Характеристика масла, отвечающая за этот параметр, называется TBN (total base number).

Раньше, чем она была выше, тем на больший срок службы масла можно было рассчитывать. Например, у "грузовых" масел TBN может доходить до 16, а вот в маслах для легковушек, у которых срок службы прогнозируется куда меньше ста тысяч до замены, не превышает 8-11.

Но сравнительно недавно появилась тенденция к использованию малозольных масел, у которых пониженное щелочное число и пониженное количество присадок — противозадирных и стабилизирующих. Долго работать такое масло может лишь в самых новых двигателях и на бензине, соответствующем нормам "Евро 5-6". При эксплуатации же в старом моторе на обычном бензине стандарта "Евро 3-4" даже дорогие малозольные масла будут меняться быстрее, чем более простые.

Отрицательно влияют на окисление масла сбои в работе системы вентиляции картера, работа на холостых оборотах, повышенная температура масла и плохое состояние поршневых колец. Особенностью работы дизельных моторов является избыток окислов азота NOх, а следовательно, и азотной кислоты в картерных газах. Именно поэтому масло в дизеле должно иметь большее щелочное число — падает оно куда быстрее, чем в бензиновом моторе.

Само топливо

В обычных условиях эксплуатации попадание бензина в масло не представляет особой угрозы. Смешивающийся с пленкой масла на стенках холодного цилиндра бензин при очередном движении поршня при пуске мотора попадает в масляный картер. Обычно объем незначителен, но если долго заводить холодный мотор, то бензина может попасть туда много — больше литра.

Но даже при холодном старте весь объем бензина успевает испариться после полного прогрева масла и не оказывает существенного влияния на характеристики масла. А руководства по эксплуатации советского периода так вообще советовали долить литр бензина в масло перед холодной ночью для снижения его вязкости.

К сожалению, сейчас все не так просто. Бензиновые моторы с впрыском часто не успевают толком прогреться за поездку. В отличие от карбюраторных машин, прогрев до полной температуры для начала движения не требуется, и им пренебрегают. Да и греются многие современные моторы слабо. А у двигателей с непосредственным впрыском есть и еще одна причина для попадания бензина в масло, причем в больших количествах. Механический насос высокого давления — ТНВД — часто пропускает топливо, причем постоянно, а не только при холодных запусках.

К счастью, проблема в основном касается только холодного времени года и частых неудачных холодных запусков. И масло в исправном моторе, который успевает прогреться, не страдает. Но если насос течет, а неудачные холодные запуски происходят часто, то создаются условия, когда масло оказывается уже прогревшимся до порога вязкости (а это примерно 50 градусов по Цельсию) но при этом еще маловязким из-за неиспарившегося из него бензина. В этих условиях постоянный поток присадок из топлива может негативно повлиять на его характеристики.

Встречаются и экзотические случаи смешивания с другими техническими жидкостями, например, с ATF, в случае разгерметизации насоса ГУР, как на Saab 9-3, или теплообменников.

Твердые частицы

В масло попадают продукты распада самого масла и продукты износа мотора. Наиболее крупные частицы задерживаются масляным фильтром, а более мелкие проходят его. Часть продуктов износа выпадает в масляный картер двигателя и оседает, часть связывается с лаковыми отложениями и забивает масляные каналы.

Процесс вывода крупных загрязнений с помощью масляного фильтра из масляного объема тоже небыстрый. Через фильтр проходит не все масло, а только его часть. При холодных запусках или при высоких оборотах почти все масло проходит через редукционный клапан масляного насоса и вообще не очищается. Различные "добавки" по-разному влияют на характеристики масла, но в любом случае его параметры понемногу отклоняются от заводских норм и оно хуже выполняет свою работу.

И, конечно же, масло понемногу накапливает загрязнители. Но скорость этого "понемногу" будет разная, в зависимости от мотора и от масла. И настанет момент, когда нужно сменить масло, слить остатки вместе с нерастворенными продуктами разрушения и залить новую порцию.

Что в итоге?

Вывод таков: чем больше и лучше пакет присадок, чем дольше он сохраняется в масле, тем дольше масло защищает мотор. Чем дольше держится сама основа масла, тем дольше масло сохранит свои характеристики, а уже от типа основы зависит количество различных присадок, которые можно в ней растворить.

www.drive2.ru

Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит |

Многие автолюбители задают себе вопрос о том, какая кислота залита в аккумуляторе автомобиля. По незнанию высказываются различные неверные предположения. Кто-то говорит, что там соляная кислота. Некоторые считают, что там вода. Пора внести ясность в этот вопрос. В свинцово-кислотном аккумуляторе автомобиля залита серная кислота. Если выражаться совсем точно, то залит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Этот раствор получил название электролит.

Вообще, в качестве электролита в некоторых видах автомобильных аккумуляторов может использоваться щёлочь. Например, никель-кадмиевый или никель-железный тип АКБ. Есть ещё группа гелевых аккумуляторов AGM и GEL, где электролит находится в связанном состоянии. Но это тот же раствор серной кислоты. Просто он либо переведён в гелеобразное состояние с помощью добавок (GEL), либо им пропитано стекловолокно (AGM). Наиболее распространёнными на сегодняшний день остаются свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы с жидким электролитом. Поэтому речь пойдёт именно о водном растворе серной кислоты, предназначенном для заливки в АКБ.

Серная кислота нашла широкое применение при производстве свинцово-кислотных аккумуляторов для автомобилей. Концентрация кислоты в электролите составляет 30-35 процентов (вес.). Остальное дистиллированная вода. Использовать обычную водопроводную воду нельзя, поскольку в ней содержатся соли различных металлов. Их попадание в аккумулятор автомобиля значительно сократит срок его службы.

В бытовой сфере концентрации Н2SO4 в 30 процентов достаточно, но в сфере производства часто используется серная кислота более высокой концентрации. Концентрированную серную кислоту получают в две стадии. На первой стадии концентрация доводится до 70 процентов, а затем увеличивают до 98 процентов. Серная кислота такой концентрации наиболее пригодна для последующего хранения. Возможно, получение концентрации 99 процентов, но в дальнейшем из-за потери SO3 она снижается до 98,3 процента.

Существуют основные сорта серной кислоты, которые перечислены ниже:

  • Башенная или нитрозная. Концентрация 75 процентов. Плотность этого сорта составляет 1,67 гр/см3. Название этот сорт получил из-за метода производства в футерованных башнях нитрозным способом. Обжиговый газ с двуокисью серы (SO2) обрабатывается нитрозой (h3SO4 с добавками оксидов азота). В ходе химической реакции получается оксиды азота и кислота. При этом оксиды постоянно циркулируют в производственном цикле;
  • Контактная. Концентрация от 92,5 до 98 процентов. Плотность сорта составляет 1,837 гр/см 3 . Этот сорт также производится из обжигового газа, в котором содержится двуокись SO2. В ходе реакции происходит ее окисление до SO3 при контакте с твёрдым катализатором из ванадия;
  • Сорт Олеум. Концентрация 104,5 процента. Плотность составляет 1,897 гр/см 3 . Сорт представляет собой раствор SO3 в серной кислоте (h3SO4). Соотношение SO3 — 20 процентов, h3SO4 — 104,5 процента;
  • Высокопроцентный олеум. Концентрация 114,6 процента, а плотность 2,002 гр/см 3 ;
  • Аккумуляторная. Концентрация от 92 до 94 процента, а плотность 1,835 гр/см 3 .

Процессы, происходящие в АКБ с участием электролита

Работа свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора основывается на электрохимических процессах, которые протекают с участие электролита. Аккумулятор автомобиля состоит из положительных и отрицательных пластин, погруженных в водный раствор серной кислоты. Положительные и отрицательные пластины имеют токоотводящие решётки из свинца с различными добавками в зависимости от типа аккумулятора.

На решётках положительных электродов нанесён красновато-коричневый диоксид свинца (PbO2). На отрицательных электродах — сероватый порошок свинца (Pb). Электрические характеристики аккумулятора напрямую зависят от плотности электролита. Для понимания назначения электролита нужно рассмотреть основные процессы, происходящие в аккумуляторе автомобиля.

При разряде аккумулятор на положительном электроде (аноде) идёт следующая реакция:

На отрицательном электроде (катоде) протекает такой процесс:

При заряде АКБ эти реакции протекают в обратном направлении.

Электролит в свинцово-кислотном автомобильном аккумуляторе имеет разную плотность в зависимости от степени заряженности АКБ. Как уже говорилось выше, концентрированная кислота аккумуляторного сорта имеет плотность 1,835 гр/см 3 . Плотность электролита на заряженном аккумуляторе лежит в диапазоне 1,127─1,300 гр/см 3 . При разрядке аккумулятора автомобиля в результате электрохимической реакции из электролита расходуется серная кислота и его плотность падает. Пока через батарею проходит ток разряда кислота рядом с электродами расходуется в результате вышеописанной реакции. Идёт диффузия h3SO4 из объёма к электродам. Таким образом, поддерживается напряжение на выводах аккумулятора.

В начале разрядки процесс диффузии кислоты в электроды. Это объясняется тем, что в активной массе электродов поры ещё не забиты сульфатом. По мере того, как на них образуется слой сульфата и забивает поры, процесс диффузии притормаживается. В теории процесс разряда может идти до того момента, пока электролит не превратится в воду. Но на практике разряд идёт до тех пор, пока плотность не опуститься до значения 1,15 гр/см 3 . К моменту падения плотности до 1,15 гр/см 3 выделяется столько сульфата свинца, что его хватило для закупоривания активной массы пластин. По плотности электролита можно судить о степени заряженности АКБ. Для этого можно использовать таблицу, представленную ниже.

tula-intim.ru

Промывка системы охлаждения двигателя лимонной кислотой: особенности, процессы

Система охлаждения двигателя автомобиля со временем может накапливать в различных своих элементах отложения, которые снижают эффективность её работы, приводят к перегреву, ухудшению работы салонного отопителя. В любом автосервисе предлагают услуги по промывке системы охлаждения. Но стоит ли отдавать за это деньги?

Есть старый способ промывки системы охлаждения двигателя с помощью раствора обычной лимонной кислоты. В статье рассмотрено, зачем вообще мыть систему, когда это надо делать, когда прибегнуть к раствору лимонной кислоты и как его приготовить.

Зачем промывать систему охлаждения двигателя?

Ответ на вопрос очевиден: чтобы вернуть ей утраченные характеристики, улучшить циркуляцию охлаждающей жидкости, стабилизировать температурный режим работы двигателя.

Специалисты-автомеханики рекомендуют сперва воспользоваться водой. Если степень загрязнения системы охлаждения невысока, это поможет убрать всё лишнее и продлить срок службы отдельных узлов. Но если машина в эксплуатации уже лет пять и больше, а тем более — не из автосалона, сменила нескольких владельцев, то велика вероятность, что система охлаждения не так свежа, как в былые годы.

Некоторые автовладельцы при небольших протечках не ремонтируют систему, а просто добавляют к охлаждающей жидкости герметик. Он отлично справляется с небольшими трещинами, но вместе с этим способен забить трубки радиаторов, вывести из строя термостат и натворить ещё немало бед при неумелом использовании.

Как определить, что системе охлаждения требуется промывка?

Стоит обратить внимание на цвет охлаждающей жидкости. Способ зависит от устройства системы охлаждения вашей машины. Например, на отечественных автомобилях марки ВАЗ бачок является частью системы циркуляции — проток жидкости осуществляется через него, и состояние жидкости легко оценить, сняв крышку и заглянув внутрь.

ВНИМАНИЕ! Все манипуляции можно проводить только на остывшем двигателе. Если открыть расширительный бачок с горячей охлаждающей жидкостью, она может закипеть и выплеснуться наружу.

На иномарках бачок конструктивно может быть исполнен как отдельный элемент, циркуляция через который не идёт. Патрубок расширительного бачка выходит из заливной горловины радиатора. В бачке должен поддерживаться определённый уровень. Если в системе повышается давление, излишек жидкости через патрубок отправляется в бачок. Если создаётся вакуум, система добирает недостающий объём жидкости из этого бачка.

Во втором случае взгляд на жидкость в бачке может не дать полного представления о состоянии системы охлаждения. Поэтому необходимо слить, немного охлаждающей жидкости через штуцер радиатора и проверить, насколько она соответствует качеству.

Охлаждающие жидкости производятся трёх цветов: тосол голубой, антифриз может быть красный, оранжевый или зелёный (реже — синий, жёлтый). В любом случае, если охлаждающая жидкость регулярно менялась и система не имеет серьёзных загрязнений, визуально можно определить, что это за жидкость. Если в системе грязная жижа — это явный сигнал как минимум к замене охлаждающей жидкости и промывке системы охлаждения водой.

Как промывать систему охлаждения во время замены жидкости?

Если проверка выявила, что охлаждающая жидкость имеет нехарактерный оттенок, в жаркую погоду двигатель начал перегреваться, то необходимо слить старую охлаждающую жидкость и промыть систему водой. Объём системы охлаждения машины вы сможете найти в руководстве по эксплуатации или в интернете. Обычно это порядка 7-8 литров для распространённых двигателей объёмом 1.5 — 1.6.

Промыть систему водой просто: залить необходимый промывочный объём, завести двигатель и ожидать открытия термостата. Дать двигателю поработать минут 10 на холостом ходу. После этого заглушить и дать остыть. Затем воду надо слить и по возможности продуть систему компрессором. Если вода грязная — повторить процедуру.

По окончании промывки заливается охлаждающую жидкость. Через каждые 100 километров пробега надо проверять её уровень, отсутствие подтёков на стыках системы, наблюдать за цветом жидкости. Если он снова изменился — система нуждается в более серьёзной промывке.

Промываем систему охлаждения раствором лимонной кислоты

Многие считают, что такой способ очистки слишком агрессивен к трубкам радиатора и резиновым шлангам. Это неправда. Концентрация лимонной кислоты в растворе небольшая.

Пропорция раствора: на пять литров воды один пакетик лимонной кислоты. Она продаётся фасованной по 80-100 граммов в продуктовых магазинах. Лучше запастись десятком таких пакетиков. Не факт, что с первого раза раствор сможет выгнать из системы все отложения.

Промыть самостоятельно систему охлаждения двигателя лимонной кислотой просто — процесс ничем не отличается от промывки водой: залить раствор, завести двигатель, дождаться открытия термостата, ещё минут 10-15 дать поработать на холостых, заглушить, остудить, слить.

После слива необходимо оценить состояние раствора. Если на дне тары, куда он слит, собрался слой осадка — процедуру придётся повторить. Делать это надо до тех пор, пока слитый раствор не будет максимально чистым.

Есть мнение, что пропорцию лучше изменить в пользу уменьшения содержания кислоты — добавлять по половине или ¾ пакетика вместо целого. Так снижается вероятность, что накипь в системе начнёт отваливаться кусками и забьёт трубки радиаторов. Если невозможно точно оценить степень загрязнённости — лучше поступить именно так. Достаточно снизить концентрацию лимонной кислоты в воде, но увеличить количество промывок.

По окончании процесса следует обязательно промыть систему охлаждения чистой водой, как описано выше. Если под рукой есть компрессор — продуть. И после этого можно заливать новую охлаждающую жидкость.

По утверждениям проделавших такую процедуру автовладельцев, система после промывки раствором лимонной кислоты действительно начинает работать лучше. А если зимой печка не прогревала салон, то промывка отлично исправляла этот недостаток.

Главное — на всех этапах промывки проверять, не появились ли течи в местах соединения элементов системы. Вполне вероятно, что до этого в ней был герметик. А промывка уберёт его. Если течь всё же появилась — следует отремонтировать или заменить проблемный элемент.

avtodvigateli.com

Лада 2107 Черная Жемчужина › Бортжурнал › Промывка системы охлаждения двигателя!

И снова здравствуйте!

Сегодня представляю вашему вниманию способ промывки системы охлаждения двигателя.

Для этого нам понадобится:

1) Порядка 20-30 литров дистиллированной воды.

2) Новый антифриз — был взят антифриз марки «FELIX CARBOX» Карбоксильный. Почитать можно тут.

3) Жидкость BBF « Промывка системы охлаждения двигателя».

4) 8 пакетиков лимонной кислоты…(но думаю этого количества хватит, чтобы всю систему разъесть).

Промывать будем так:

1) Прогреваем двигатель до включения "карлсона".

2) Аккуратно отворачиваемым пробки и сливаем старую охлаждающую жидкость, не обожгитесь!

3) Подождем немного времени, пока остынет двигатель и заливаем дистиллированную воду с промывкой BBF.

4) Запускаем двигатель, открываем большой круг. Работаем так порядка 15-30 минут.

5) Сливаем сию отработку. Сморим, какая нечисть вышла.

6) Если цвет очень грязный, разводим лимонную кислоту. В соотношении 1:2. Для очень грязной системы нам понадобится порядка 400гр. Для моей системы хватит и 200 с головой.

7) Заливаем, гоняем, сливаем, смотрим. Если необходимо повторно — разводим, заливаем, гоняем, смотрим.

8) В конце концов должна выйти чистая вода.

9) После всех манипуляций промываем систему чистой дистиллированной водой.

10) Продуваем систему воздухом) желательно компрессором. Заливаем новый антифриз. Радуемся жизни)

Все делаем по инструкции. Появится пена. Прочистило всё, даже налет сняло!

Дистиллированная водичка, которой промывали систему!

Температура в порядке!

Заливал данный продукт! Вошло порядка 8.65 литров — как и написано в инструкции к авто.

НИКОГДА! СЛЫШИТЕ?! НЕ РАБОТАЙТЕ С ГОРЯЧЕЙ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ В ПЕРЧАТКАХ!

Что бы открыть большой круг, перетащите регулятор температуры на приборной панели в крайнее правое положение, красную зону!

www.drive2.ru

Ремонт

Понять, что сальник распредвала нуждается в замене можно следам масла на ремне или под шкивом.…

Водяной насос (далее помпа) является сердцем системы охлаждения. Насос обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости между…

ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ЛИМОННОЙ КИСЛОТОЙ В начале или середине осени некоторые автовладельцы замечают, что в…

Термостат - это элемент автомобиля, задача которого поддерживать рабочую температуру двигателя. В автомобилях Ваз 2114…

Здравствуйте, посетители нашего сайта!  Хочу рассказать историю, которая произошла две недели назад. Приехав однажды с…

Форсунка (или инжектор), это важная часть системы впрыска, которая предназначена для дозированного впрыска топлива, его…

Через несколько лет из-за воздействия картерных газов, мелких частиц масла и пыли, дроссельный узел сильно…

Если на стыке между клапанной крышки и блоком двигателя вы увидите течь, то это прохудилась…

Срок замены свечей зажигания наступает каждые 30 тыс. км. Старые свечи могут приводить к увеличению…

xn----8sbapc1bfiir0a.xn--p1ai

Промывка системы охлаждения лимонной кислотой: личный опыт

Необходимость в промывке системы охлаждения возникает при замене охлаждающей жидкости на жидкость другой марки или когда вы заметили неудовлетворительную работу системы. Для этой цели выпускается немалое количество реактивов, однако, многие водители применяют подручные средства. Неудачно промыв систему охлаждения составом купленным в магазине, я попробовал лимонную кислоту.

Для начала, решившись применить лимонную кислоту, я купил один пакетик и промыл с её помощью чайник. Способ широко известный: наполняем чайник водой, насыпаем пакетик кислоты и кусочек алюминиевой фольги, кипятим, оставляем на полчаса постоять. Любуемся чистым чайником и нетронутой фольгой. За чашкой чая обдумываем результаты эксперимента.

  1. Лимонная кислота безопасна для алюминиевого радиатора, но отмывает накипь. Силикатная плёнка в системе охлаждения не накипь.

 

  1. Для чайника объёмом 1,7 литра достаточно 1 пакетика весом 30 грамм. Значит, для системы охлаждения объёмом 8 литров надо 4...5 пакетиков. (Я взял 10 пакетиков, возможно, это многовато).

 

Порывшись на кухне, нашёл банку, объёмом около литра. Насыпал в банку кислоту из пакетиков, залил кипятком. Загрузив багажник ёмкостями с водой, поехал к месту промывки.

Для промывки системы охлаждения, антифриз нужно слить. Я собирался залить его потом обратно. Поэтому слить надо было антифриз чистым. Полез под машину, открутил грязезащитный щиток. Подставил тазик. Открутил пробку на радиаторе. (Скорость истечения жидкости удобно регулировать пробкой расширительного бачка). Слил из блока.

Налил промывочный раствор: сначала разведённую лимонную кислоту, затем просто воду по уровню. Завёл, прогрел на холостых до 50 градусов, затем прибавив газу, разогнал двигатель до трёх тысяч оборотов и прогревал до ста градусов. На это ушло минут 10...15. На оборотах грел, чтобы была хорошая циркуляция и через радиатор, и через печку. Заглушенный двигатель, медленно остывал и булькал выделяющимися газами.

Через десять минут, когда завёл, заметил быстрое повышение температуры. Это признак отсутствия циркуляции! Немедленно заглушил. Открыв капота, обнаружил повышенный уровень жидкости в бачке. Выделившиеся газы вытеснили воду в бачок. Снял один шланг подогрева дроссельного узла - уровень упал. Далее, так и делал: прогревал, глушил и тут же снимал шланг дроссельного узла - для свободного выхода газа. Со стоянки выезжать не стал - не выпускать же газ на каждом перекрёстке.

Через час, в промывочный раствор слил и раза четыре промыл просто водой (чернота в сливаемой воде пропала на третий раз).

Мои выводы следующие. Для промывки системы охлаждения важно время воздействия раствора. Простая лимонная кислота дешёвое и надёжное средство промывки системы охлаждения. Воспользуйтесь сначала ей, а уж потом фирменными средствами, состав которых непонятен. Промывая систему охлаждения, не ограничивайтесь оборотами холостого хода, погоняйте двигатель на трёх тысячах – для создания сильной циркуляции промывочного раствора. 

И еще несколько интересных способов:

 

Источник:

auto.mirtesen.ru

ГОСТ Р 53605-2009 Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Общие технические требования

Текст ГОСТ Р 53605-2009 Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Общие технические требования



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

(Щ>

АЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТР

53605-

2009

(ЕН 14214:2003)

Топливо для двигателей внутреннего сгорания

МЕТИЛОВЫЕ ЭФИРЫ ЖИРНЫХ КИСЛОТ (FAME) ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Общие технические требования

ЕН 14214:2003

Automotive fuels — Fatty acid methyl esters (FAME) for diesel engines —

Requirements and test methods (MOD)

Издание официальное

<0

40

5

s

«4

I

Ifl

Москва

Стандартинформ

2010

ГОСТ Р 53605—2009

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт попереработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»)на основе аутентичного перевода стандарта. указанного в пункте 4. выполненного Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 31 «Нефтяные топлива и смазочные материалы»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. No 926-ст

4    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к региональному стандарту ЕН 14214:2003 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME) для дизельных двигателей. Требования и методы испытаний» (EN 14214:2003 «Automotive fuels — Fatty acid methyl esters (FAME) for diesel engines — Requirements and test methods») путем изменения его структуры. Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем регионального стандарта приведено в дополнительном приложении Г.

При этом дополнительные слова (фразы, показатели, ссылки), включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом.

ЕН 14214:2003 применяется параллельно с ЕН 590

5    8ВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об шмонаниях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В с/тучае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

© Стандартинформ.2010

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 53605—2009

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Технические требования................................................2

4    Отбор проб.........................................................3

5    Красители и маркеры..................................................3

6    Присадки..........................................................3

7    Методы испытаний....................................................3

в Требования, определяемые климатическими условиями............................4

9 Прецизионность методов испытаний.........................................4

Приложение А (обязательное) Результаты программы межлабораторных исследований........S

Приложение Б (обязательное) Расчет йодного числа...............................6

Приложение В (обязательное) Поправочный коэффициент для расчета плотности метиловых

эфиров жирных кислот (FAME)....................................8

Приложение Г (справочное) Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой

примененного в нем регионального стандарта..........................9

Библиография........................................................10

in

ГОСТ Р 53605—2009 (ЕН 14214:2003)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Топливо для двигателей внутреннего сгорания

МЕТИЛОВЫЕ ЭФИРЫ ЖИРНЫХ КИСЛОТ (FAME) ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Общие технические требования

Automotive fuels. Fatly acid methyl esters (FAME) for diesel engines. General technical requirements

Дате введения — 2011—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на метиловые эфиры жирных кислот (FAME), при их 100%-ной концентрации1*, применяемые в качествебиотоплив(далее — топливо) для дизельных двигателей или компонента топлив, соответствующих требованиям стандарта [1]. Топлива, приготовленные только на основе метиловых эфиров жирных кислот (FAME), предназначены для транспортныхсредствс дизельными двигателями, сконструированными или переоборудованными для работы на данном виде топлива.

Биотопливо — это экологически чистое топливо для дизельных двигателей, получаемое путем химической обработки растительного масла или животных жиров, которое может служить добавкой к дизельному топливу или полностью заменять его.

2    Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТР ИСО 3675—2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра

ГОСТ Р ЕН 14103—2003 Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания эфиров и метилового эфира линоленовой кислоты

ГОСТ Р ЕН 14105—2008 Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания свободного и общего глицерина, моно-, ди- и триглицеридов (мвпюд сравнения)

ГОСТ Р ЕН 14109—2009 Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания калия методом атомно-абсорбционной спектрометрии

ГОСТ РЕН 14538—2009Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания Са, К. Мд и Na методом оптической эмиссионной спектроскопии с индуктивно связанной плазмой (ЮР OES)

ГОСТР ЕН ИСО 20846—2006 Нефтепродукты. Опредепение серы методом ультрафиолетовой флуоресценции

ГОСТР 52368—2005 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

ГОСТР52660—2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгено-флуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны

ГОСТ2517—85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

,}Под метиловыми эфирами жирных кислот 100%-ной концентрации подразумевают метиловые эфиры жирных кислот с мвссовой допей не менее 96.5 %.

Издание официальное

1

ГОСТ Р 53605—2009

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информацией номууказателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссыпка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Технические требования

3.1 Метиловые эфиры жирных кислот должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1 — Требования к метиловым эфирам жирных кислот (FAME)

Наименование показв1еля

Значение показателя

Метод испытания

МИН

макс.

1 Массовая доля эфиров11 %

96.5

По стандарту [2]

2 Плотность при 15 ’С*', кг/м*

860

900

По ГОСТ Р ИСО 3675 или стандарту (3)

3 Вязкость кинематическая при 40 *С4>. мм;/с

3.5

5.0

По стандарту [4]

4 Температура вспышки в закрытом тигле, *С

120

По стандарту [5]*'

5 Содержание серы, мг/кг

10

По ГОСТ РЕН ИСО 20846 и/ш ГОСТ Р 52660

6 Коксуемость {10 остатка после разгонки)®*. % масс.

_

0.30

По стандарту [6]

7 Цетановое число71

51.0

По стандарту (7)

в Массовая доля сульфатной золы. %

0.02

По стандарту [8]

9 Содержание воды, мг/кг

500

По стандарту [9]

Ю Содержание механических примесей®', мг/кг

24

По стандарту (10)

11 Коррозия медной пластинки (3 ч при 50 *С), единицы по шкале

Класс 1

По стандарту (11)

12 Стойкость к окислению. 100 *С. ч

6.0

По стандарту (12)

13 Кислотное число, мг КОН/см*

0.50

По стандарту (13)

14 Йодное число, г йода/100 г

120

По стандарту (14)

15 Массовая доля метилового эфира линолено-вой кислоты. %

_

12.0

По ГОСТР ЕН 14103:2003

16 Массовая доля метанола. %

0.20

По стандарту (15)

17 Массовая доля моноглицеридов. %

0.80

По ГОСТ Р ЕН 14105:2008

18 Массовая доля диглицеридов. %

0.20

По ГОСТ Р ЕН 14105:2008

19 Массовая доля триглицеридов'1. К

0.20

ПоГОСТРЕН 14105:2008

20 Массовая доля свободного глицерина1', %

0.02

По ГОСТ Р ЕН 14106:2008 или стандарту (16)

21 Общее содержание глицерина. % масс.

0.25

ПоГОСТРЕН 14105:2008*пи стандарту (16)

22 Содержание**, мг/кг: металлов I группы (Ne * К) металлов II группы (Са * Мд)

5.0

5.0

По стандарту (17) или ГОСТ РЕН 14109:2009, или стандарту (18)

2

ГОСТ Р 53605—2009

Окончание твбпииы 1

Наименование показателя

Значение показателя

Метод испытания

МИН.

макс.

23 Содержание фосфора, мг/кг

10.0

По стандарту [19]

" См. 9.1.

*' Не допускается добавление в топливо на основе FAME при их 100%-кой концентрации компонентов, не являющихся метиловыми эфирами жирных кислот, за исключением присадок.

31 Показатель «Плотность» определяют поГОСТ Р ИСО 3675 в диапазоне температур от 20 ‘С до 60 ‘С. Температурную поправку применяют в соответствии с формулой, приведенной в приложении 8.

41 Вязкость, измеренная при минус 20 *С. не должна превышать 48 мм*/с, если предельная температура фильтруемости (CFPP) составляет минус 20 'С или менее. В этом случае показатели точности метода по стандарту (4) не применяют вследствие неньютоновского поведения в двухфазной системе.

31 Объем пробы должен составлять 2 см9, аппаратура должна быть оснащена термическим детектором.

*' Для получения 10 4 остатка после разгонки используют стандарт (20].

'■ См. 9.1.

*' До разработки соответствующего метода используют стандарт (10). Прецизионность по стандарту |10) является низкой в отношении метиловых эфиров жирных кислот.

31 Показатели точности определения суммарного содержания (Na ♦ К) и суммарного содержания (Са ♦ Мд) приведены в приложении А.

4    Отбор проб

Пробы отбирают в соответствии со стандартами [21]. [22] или ГОСТ 2517. устанавливающими правила отбора проб дизельного топлива.

5    Красители и маркеры

Для метиловых эфиров жирных кислот при их 100%-ной концентрации допускается использование красителей и маркеров.

6    Присадки

Для улучшения эксплуатационных свойств топлив, на основе метиловых эфиров жирных кислот при их 100%-ной концентрации, допускается использование присадок. Присадкиктопливу. не оказывающие побочных вредных воздействий, рекомендуется использовать в количестве, обеспечивающем надежную эксплуатацию транспортных средств и снижение токсичных выбросов.

7    Методы испытаний

7.1    Метиловыеэфиры жирных кислоти методы их испытаний должны соответствовать требованиям. приведенным в таблице 1. Достоверность методов испытаний, перечисленных втаблице 1. подтверждена при проведении программы межлабораторных испытаний. Показатели точности методов испытаний, полученные в результате выполнения данной программы и приведенные в приложении А. отличаются от показателей точности, установленных в методах испытаний нефтепродуктов.

7.2    При необходимости идентификации метиловых эфиров жирных кислот (FAME) рекомендуется использовать метод выделения и определения метиловых эфиров жирных кислот (FAME) с использованием жидкостной и газовой хроматографии, установленный в стандарте [23].

7.3    При проверке качества метиловых эфиров жирных кислот (FAME) йодное число может быть рассчитано по методу, приведенному в приложении Б. однако данный метод не является альтернативным методу, указанному в таблице 1.

7.4    Предельное значение показателя коксуемости, приведенное в таблице 1. устанавливается для метиловых эфиров жирных кислот (FAME) до введения присадки, улучшающей свойство воспламенения. Если значение показателя коксуемости превышает значение, указанное в таблице 1. проводят определение присутствия азотосодержащих соединений по стандарту [24].

з

ГОСТ Р 53605—2009

При использовании присадок норму показателя коксуемости, установленную е таблице 1. не при» меняют, а выполняют требования к показателю «коксуемость (10 % остатка после разгонки)» не более 0.30 % масс, до введения присадок.

8 Требования, определяемые климатическими условиями

8.1 В зависимости от климатических условий применения топлива на основе метиловых эфиров жирных кислот при их 100%»ной концентрации для умеренных климатических зон по предельной температуре фильтруемости(СРРР)установлено шесть сортов (таблица 2), а для арктическихи холодных кли» магических зон — пять классов (таблица 3).

Таблице 2 — Технические требования, зависящие от климатических условий применения (умеренный климат) топлива

Наименование показателя

Значение показателя для сорта топлива

Метод испытания

А

в

с

о

Е

F

Предельная температура фильтруемости (CFPP). 'С. макс.

S

0

-5

-10

-15

-20

По стандарту [25]

Таблице 3 — Технические требования, зависящие от климатических условий применения (арктический и холодный климат)топлива

Наименование показателя

Значение показателя для класса топлива

Метод испытания

0

1

2

3

4

Предельная температура фильтруемости (CFPP),‘C. макс.

-20

-26

-32

-38

-44

По стандарту (25)

Рекомендации по сезонному применению топлив, содержащих РАМЕ, на территории Российской Федерации приведены в ГОСТР 52368.

9 Прецизионность методов испытаний

9.1    Все методы испытаний, на которые даныссылки в настоящем стандарте, содержат показатели точности, установленные в соответствии со стандартом [26]. При возникновении разногласий следует использовать процедуры, указанные в стандарте [26]. а также пояснение результатов, основанных на прецизионности данного метода испытаний.

Методы определения механических примесей, содержания эфиров, триглицеридов, свободного глицерина и металлов I группы (Na ♦ К) не соответствуют требованиям стандарта [26] по удвоенному значению воспроизводимости (2R) при предельном значении показателя, указанном в таблице 1.

9.2    В качестве арбитражного метода определения плотности при 15 *С используют Г0СТРИСО3675.

В качестве арбитражного метода определения свободного глицерина используют ГОСТРЕН14105.

ГОСТ Р 53605—2009

Приложение А

(обязательное)

Результаты программы межлабораторных исследований

Денные прецизионности, приведенные в таблице А.1. применяют для метиловых афиров жирных кислот при их 100%-ной концентрации. 8 таблице А.1 приведены данные, касающиеся только методов ЕН ИСО. показатели точности которых отличаются от установленных ИСО/ТК 26 для нефтепродуктов.

Таблица А.1— Данные прецизионности программы межлабораторных испытаний

Наиыемоеание показателя

Метод испытания

Единицы

измерении

Данные СЕН/ТК 19 для FAME при их 1004-ной концентрации

1 Вязкость кинематическая при 40 'С

По стандарту (4|

мм2/с

<• 0.0011 X. /?■ 0.018 X

2 Содержание серы

По ГОСТ РЕН ИСО 20846. ГОСТ Р 52660

мг/кг

r« 0.0285 X* 2.

Я» 0.1088 Х +2;

( ■ 0.026 X ♦ 1.356.

Й ■ 0.0567 Хт 1.616

3 Фракционный состав

По стандарту (20]

•с

г« 2.0.

R ■ 3.0 (отгон 90 %)

4 Цетановое число

По стандарту (7|

f 2.4. R « 5.0

S Массовая доля сульфированной золы

По стандарту (8|

% масс.

г « 0.06 Xе”.

R ■ 0.142 Xе**

6 Содержание механических примесей

По стандарту (10]

мг/кг

/•■ 2.24. /?■ 13.6

7 Предельная температура фильтруемости (CFPP)

По стандарту (25]

•с

Данные отсутствуют

8 Суммарное содержание (Na ♦ К)

По стандарту (15]. ГОСТ РЕН 14109

мг/кг

га 0.017 X ♦ 0.S12. /?■ 0.305 X* 1.980

S

ГОСТ Р 53605—2009

Приложение Б

(обязательное)

Расчет йодного числа

Б.1 Область применения

8 настоящем приложении установлен метод расчете йодного числа чистого топлива или топлива, извлеченного изсмесей с дизельным топливом.

При возникновении разногласий настоящий метод не может применяться взамен метода, установленного а стандарте (14).

Б.2 Определение

Настоящий метод применяют для расчета йодного числа, выраженного в г J2/l00 г пробы, по содержанию (массовой доле) метиловых зфиров жирных кислот, определяемому(ой) по ГОСТ РЕН 14103 (для чистого топлива) либо по стандарту (23) (для топлива, извлеченного из смесей с дизельным топливом).

Б.З Проведение испытаний

Содержание метиловых зфиров жирных кислот в пробе определяют, применяя соответствующий метод, указанный в разделе Б.2.

Примечание — Общее содержание метиловых зфиров жирных кислот, определяемое таким образом, должно составлять 100 % после вычитания содержания метилового зфира С|7. используемого в качестве «внутреннего эталона» в стандарте |2Э].

Полученное таким образом значение массовой доли в проиентах. используют для расчета йодногочисла пробы. представляющего собой сумму отдельных значений, полученных путем умножения процентного содержания каждого метилового эфира на соответствующий коэффициент (таблица 6.1).

Коэффициент для каждого компонента топлива приведен в таблице Б.1.

Таблица Б.1 — Коэффициенты метиловых эфиров

Метиловый эфир

Коэффициент

Метиловый эфир насыщенных жирных кислот

0

Метилгексадеценоат (метилпальмитопеат) Скт

0.950

Метилоктадеиеноат (мепалолеат) Си»

0.860

Метилоктадекадиеноат (металлинолеат) Си г

1.732

Метилоктвдекатоиеноат (метиллиноленвт) С» %

2.616

Метилэйкозеноат C2St

0.765

Метилдоказеноат (метилэруквт) Ca i

0.723

Пример расчета йодного числа по значению массовой доли метиловых эфиров жирных кислот в процентах приведен в таблице Б.2.

Таблице Б. 2 — Пример расчета

Метиловый эфир следующих кислот

% масс.

Коэффициент

Составляющая

Миристииовая. Сие

0.3

0

0

Пальмитиновая. Смэ

4.0

0

0

Пальмитолеиновая. Сит

1.1

0.950

1.0

Стеаоиновая. С»п

2.0

0

0

Олеиновая, С,4,

60.5

0.860

52.0

Линолевая. Сит

19.6

1.732

34.3

Линоленовая. С,13

9.4

2.616

24.6

Эйкозеновая. С»о

0.4

0

0

Эйкозеноаая. С»,

0.7

0.765

0.6

Докозеноввя. Сив

0.7

0

0

Докозеновая. Cm

1.1

0.723

0.6

Вычисленное йодное число

113.3

6

ГОСТ Р 53605—2009

Б.4 Обработке результата

Йодное число (рассчитанное исходя из содержания метиловых эфирое)олределяют по следующей формуле

Йодное число * X г J2/1O0 г.    (Б.1)

Результат записывают с точностью до первого десятичного знака.

Примечания

1    8 настоящем методе используют коэффициенты, которые были ранее выбраны для расчета йодногочисла в смесях триглицеридов. Основанием для данного выбора является то, что утроенная молекулярная масса метилового эфира близка по значению к молекулярной массе соответствующего триглицерида.

2    8 образцах с содержанием неомыляемых соединений более 0.5 % масс, или содержащих значительное количество присадок, рассчитанное число стремится к более высокому значению, чем истинное.

3    Рассчитанное число обычно бывает ниже фактического для образцов с низким значением йодного числа.

7

ГОСТ Р 53605—2009

Приложение В

(обязательное)

Поправочный коэффициент для расчета плотности метиловых эфиров жирных кислот (РАМЕ)

Плотность семи образцов метиловых эфиров жирных кислот измеряют пикнометром при шести значениях температуры вдиапазонеот20*Сдо60 *С. Среднее значение поправочного коэффициента для данного диапазона составляет 0.723кг/ма*С с допустимым отклонением 1.2 %. Среднее значение плотности образцов метиловых эфиров жирных кислот при температуре 1S *С составляет 886.5 кг/м3.

Расчет плотности метиловых эфиров жирных кислот при 15*С проводят по формуле В.1

Р(151 *рт ♦ 0.723 (Т- 15).    (В.1)

гдер{Т) — плотностьлриопределеннойтемпературе, полученная по ГОСТРИСО 3675 в диапазоне температур от 20*Сдо 60 *С.кг/м3;

Т — температура. 'С;

0.723 — поправочный коэффициент. кг/м3*С.

8

ГОСТ Р 53605—2009

Приложение Г

(справочное)

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем регионального стандарта

Таблица Г.1

Структура региональною стандарта

Структура настоящею стандарта

1 Область применения

1 Область применения (1)

2 Нормативные ссылки

2 Нормативные ссылки (2)

3 Отбор проб

3 Технические требования (5.3)

4 Маркировка насоса

S Требования и методы испытаний

5.1    Красители и маркеры

5.2    Присадки

5.3    Общеприменимые требования и соответствующие методы испытаний

5.4    Требования, зависящие от климата, и соответствующие методы испытаний

5.5    Прецизионность и спорные вопросы

4 Отбор проб (3)

5 Красители и маркеры (S.1)

6 Присадки (5.2)

7 Методы испытаний (5.3)

8 Требования, определяемые климатическими условиями (5.4)

9 Прецизионность методов испытаний (5.5)

Приложение А (нормативное) Программа межла-бораторных испытаний

Приложение А (обязательное) Результаты программы межлабораторных исследований

Приложение в (нормативное) Расчет йодного числа

Приложение Б (обязательное) Расчет йодного числа

Приложение С (нормативное) Поправочный коэффициент для расчета плотности FAME

Приложение 8 (обязательное) Поправочный коэффициент для расчета плотности метиловых эфиров жирных кислот (FAME)

Библиография

Приложение Г (справочное) Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем регионального стандарта

9

ГОСТ Р 53605—2009

(1]    ЕН 590:2004

(2]    ЕН 14103:2003

(3]    ЕН ИСО 12185:1906/01:2001

(4]    ЕН ИСО 3104:1998/02:1999

(5]    ЕН ИСО 3679:2002

(6]    ЕН ИСО 10370:1995

(7]    ЕН ИСО 5165:1998

(8]    ИСО 3987:1994

(9]    ЕН ИСО 12937:2000

(10} ЕН 12662:1998 (11) ЕН ИСО 2160:1996

(12} ЕН 14112:2003

(13} ЕН 14104:2003

(14) ЕН 14111:2003

[15} ЕН 14110:2003

(16)    ЕН 14106:2003

(17)    ЕН 14108:2003

(18)    ЕН 14538:2006

(19)    ЕН 14107:2003

(20)    АСТМД 1160.2006

(21)    ЕН ИСО 3170:2004

(22)    ЕН ИСО 3171:1999

(23)    ЕН 14331:2002

(24)    ЕН ИСО 13759:1996

(25)    ЕН 116:1997

(26)    ЕН ИСО 4259:1995

Библиография

Топливо для двигателей внутреннего сгорания. Автомобильные дизельные топливе. Технические требования и методы испытаний

Производные жиров и масел Сложные метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания сложных эфиров и метилового эфире ли ноленовой кислоты

Нефть сырея и нефтепродукты. Определение плотности осцилляционным методом в О-обраэной трубке (ИСО 12185:1996 с изменением 1:2001)

Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости (ИСО 3104:1997)

Определение температуры вспышки. Ускоренный метод испытания в равновесных условиях в закрытом тигле

Нефтепродукты. Определение коксового остатка (микрометод) (ИС0 10370:1995)

Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя СЕР (ИСО 5165:1998}

Нефтепродукты. Смазочные материалы и связанные с ними продукты. Определение сульфатироввнной золы

Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру (ИСО 12937:2000)

Нефтепродукты жидкие. Определение загрязнения в средних дистиллятах

Нефтепродукты. Метод определения коррозионного воздействия на медную пластинку (ИСО 2160:1998)

Производные жиров и масел. Сложные метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение стабильности к окислению (ускоренный метод)

Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME).Onpe-деление кислотного числе

Производные жиров и мвсел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение йодного числа

Производные жиров и мвсел. Сложные метиловые эфиры жирных кислот (ЕАМЕ).Определение содержания метанола

Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания свободного глицерина

Производные жиров и мвсел. Сложные метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания натрия методом атомно-абсорбционной спектрометрии

Производные жиров и масел. Метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания Св. К. Мд и Na методом оптико-эмиссионного спектрального анализа с индуктивно связанной плазмой (ICP OES)

Производные жиров и мвсел. Сложные метиловые эфиры жирных кислот (FAME). Определение содержания фосфоре эмиссионной спектрометрией с индуктивно-связанной плазмой (>СР)

Стандартный метод определения фракционного составе нефтепродуктов при пониженных давлениях

Нефтяные жидкости. Ручной отбор проб

Нефтяные жидкости. Автоматический отбор проб из трубопроводе (ИСО 3171:1988)

Жидкие нефтепродукты. Разделение, идентификация метиловых эфиров жирных кислот из средних дистиллятных топлив. Жидкостная хроматография. Газовая хроматография

Нефтепродукты. Определение алкилнитрвта в дизельных топливах. Спектрометрический метод (ИСО 13759:1996)

Дизельные топлива и топлива коммунально-бытового назначения. Определение предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре

Нефтепродукты. Определение и применение показателей прецизионности методов испытаний (ИСО 4259:1992 с поправкой 1:1993)

10

ГОСТ Р 53605—2009

УДК 662.753.1:006.354    ОКС 75.160.20    Б13    ОКП 025149

Ключевые слова: метиловые эфиры жирных кислот (FAME), дизельные двигатели, компонент топлива, биотопливо

11

Редактор П.И. Нахимова Технический редактор Н.С. Гришамова Корректор М.8. Бу'шая Компьютерная верстка И.А . НапеиконоО

Сдано в набор 04.03.2010.    Подписано а печать 01.04.2010.    Формат 60>84Бумага офсетная. Гарнитура Ариал.

Печать офсетная. Уел. печ. л. 1.66. Уч.-изд. л. 1.10. Тираж 124 »кз. Зак. 244

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ*. 123895 Москва. Гранатный пер . 4.     [email protected] ги

Набрано во ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.

Отпечатано а филиале ФГУП кСТАНДАРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 105062 Москва. Лялин пер.. 6.

allgosts.ru