Как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях? Ламели якоря двигателя
Восстановление якоря (ротора) стартера — бортжурнал FIAT Uno 1.3 super diesel 1985 года на DRIVE2
Плохо стал крутить стартер, особенно на горячую.Разобрал, оказалось что почти нет двух ламелей на роторе. Новый редукторный стартер стоил около 1500 грн, якорь не нашел, б/у стартер тоже. Попробовал восстановить. Восстанавливал методом гальванического наращивания, прочитал кучу статей.С первого раза не получилось, сильно не расстроился, вот что получилось со второго раза.

вот что увидел

почистил

вот в такой ванночке со спец раствором, с медной шиной по периметру, под напряжением 1а на 100см2 наращиваемой поверхности, соответственно +на шину -на ламели

вот что получилось через 24 часа

проточил у токаря на станке, потом заточенным ножовочным полотном прорезал ламели

вот что получилось

через 3 месяца пробега (специально снял посмотреть)
Цена вопроса: 200 ₽
Нравится 66 Поделиться: Подписаться на машину
www.drive2.ru
Как перемотать ротор перфоратора Makita 2450 и 2470 своими руками
Если вы определили, что в вашем перфораторе вышел из строя ротор, а средств на новый у вас нет, или есть желание воскресить деталь своими руками, то эта инструкция для вас.
Устройство перфоратора Макита настолько простое, что ремонт Makita 2450, 2470 не вызывает особых затруднений. Главное, придерживаться наших советов.
Кстати, ремонт перфоратора своими руками может выполнить практически каждый пользователь, имеющий начальные навыки слесаря.
С чего начать?
Поскольку устройство перфоратора несложное, то ремонт перфоратора makita надо начинать с его разборки. Разборку перфоратора лучше всего выполнять по уже проверенному порядку.
Алгоритм разборки перфоратора:
- Снимаете заднюю крышку на ручке.
- Извлекаете электрические угольные щетки.
- Отсоединяете корпус механического блока и корпус статора.
- От механического блока отсоединяете ротор.
- Из корпуса статора извлекаете статор.
Запомните, корпус статора зеленого цвета, корпус механического блока с ротором черного цвета.
Отсоединив ротор от механического блока, переходим к определению характера неисправности. Ротор Makita HR2450 поз.54; артикул 515668-4.
Как найти короткое замыкание в роторе
Поскольку вы производите самостоятельный ремонт перфораторов, вам необходимаэлектрическая схема перфоратора Makita 2450, 2470.
В перфораторах Макита 2470, 2450 применяются коллекторные электродвигатели переменно тока.
Определение целостности коллекторного двигателя начинается с общего визуального осмотра. У неисправного ротора поз.54 видны следы подгорелой обмотки, царапины на коллекторе, следы гари на ламелях коллектора. Короткое замыкание можно определить только у ротора, в цепи которого отсутствует обрыв.
Для определения короткого замыкания(КЗ) лучше всего воспользоваться специальным прибором ИК-32.
Проверка якоря на КЗ при помощи самодельного индикатора
Видео: как проверить якорь, статор
Убедившись, с помощью указанного прибора или прибора самодельного, в том, что у ротора между витками короткое замыкание, приступайте к его разборке.
Роторы перед разборкойПеред разборкой обязательно зафиксируйте направление намотки. Это делается очень просто. Взглянув в торец ротора со стороны коллектора, вы увидите направление намотки. Направлений намотки бывает два: по часовой и против часовой стрелки. Зафиксируйте и запишите, эти данные вам обязательно понадобятся при самостоятельной намотке. У ротора перфоратора Makita направление намотки по часовой стрелке, правое.
Порядок разборки, ремонта, сборки ротора перфоратора
Вот последовательность ремонта ротора с коротким замыканием обмоток:
- Обрезка лобовой части обмоток.
- Снятие коллектора и лобовых частей и измерение диаметра снимаемого провода.
- Удаление и чистка изоляции пазов с подсчетом количества витков по срезам.
- Подборка нового коллектора.
- Установка нового коллектора.
- Изготовление заготовок из изоляционного материала.
- Установка гильз в пазы.
- Намотка якоря.
- Распайка выводов.
- Процесс термоусадки.
- Бронирование оболочки.
- Пропитка оболочки.
- Пропитка коллектора
- Фрезерование пазов ламелей коллектора
- Балансировка
- Зачистка и шлифовка ротора.
Теперь рассмотрим все по порядку.
Этап I
На первом этапе с якоря надо снять коллектор. Коллектор снимается после расточки или распиловки лобовых частей обмотки.
Разрезка лобовых частей обмоткиЕсли вы производите самостоятельный ремонт перфоратора, то распилить лобовые части обмотки можно при помощи ножовки по металлу. Зажав ротор в тисках через алюминиевые прокладки, распилите по кругу лобовые части обмотки, как показано на фото.
Этап II
Для освобождения коллектора, последний надо зажать газовым ключом за ламели и провернуть вместе с обрезанной лобовой частью обмотки, проворачивая ключ в разные стороны.
Ротор при этом зажмите в тиски через прокладки из мягкого металла.
Коллектор снятАналогично снимаете и вторую лобную часть, используя газовый ключ.
Всегда контролируйте усилие фиксации ротора в тисках, постоянно подтягивая зажим.
Этап III
Когда вы снимите коллектор и боковины обмотки, переходите к удалению из пазов остатков проволоки, следов изоляции. Лучше всего для этого использовать молоток и алюминиевое или медное зубило. Изоляция должна быть удалена полностью, а поверхность канавок зачищена наждачкой.
Зачищаем пазы от изоляцииНо перед тем, как удалить следы обмотки из паза, постарайтесь посчитать количество витков, уложенных в нескольких пазах. При помощи микрометра замерьте диаметр используемого провода. Обязательно проконтролируйте, насколько процентов заполнены пазы ротора проводом. При малом заполнении можно использовать при новой намотке провод большего диаметра.
Замер диаметра провода перед удалением проводов из пазовКстати, зачищать изоляцию можно, обернув наждачной бумагой кусок деревяшки нужного профиля.
Подберите новый коллектор нужного диаметра и конструкции. Установку нового коллектора лучше всего выполнять на деревянном бруске, установив на него вертикально вал ротора.
Засунув коллектор на ротор, мягкими ударами молотка через медную наставку запрессовать коллектор на старое место.
Насаженный новый коллекторПодошла очередь к установке гильз изоляции. Для изготовления гильз изоляции используйте электрокартон, синтофлекс, изофлекс, лакоткань. Короче, то, что легче всего приобрести.
Установка новых гильз в зачищенные пазыТеперь самое сложное и ответственное.
Как намотать ротор своими руками.
Намотка ротора представляет собой трудоемкий и сложный процесс и требует усидчивости и терпения.
Вариантов намотки два:
- Самостоятельно вручную без приспособлений намотки;
- С применением простейших приспособлений.
Вариант I
По первому варианту, надо брать ротор в левую руку, а заготовленный провод нужного диаметра и нужной длины с небольшим запасом в правую и наматывать, постоянно контролируя количество витков. Вращение намотки от себя по часовой стрелке.
Вариант II
Для облегчения процесса намотки можно собрать простое приспособление. Приспособление целесообразно собирать при намотке якорей более одного.
Вот видео простого приспособления для намотки роторов коллекторного двигателя.
Приспособление для намотки якоря со счетчиком количества витковНо начинать намотку надо с подготовки данных.
В перечень данных должны входить:
- Длина ротора=153 мм.
- Длина коллектора=45 мм.
- Диаметр ротора=31,5 мм.
- Диаметр коллектора=21,5 мм.
- Диаметр провода.
- Количество пазов= 12.
- Шаг катушки =5.
- Количество ламелей на коллекторе=24.
- Направление намотки катушек ротора=правое.
- Процент заполнения пазов проводом=89.
Данные длинны, диаметра, количество пазов и количество ламелей вы сможете получить во время разборки ротора.
Диаметр проволоки измеряйте микрометром, когда достанете обмотку из пазов ротора.
Все данные вам надо собрать во время разборки ротора.
Алгоритм намотки якоря МакитаАлгоритм перемотки ротора
Порядок намотки любого ротора зависит от количества пазов в роторе, количества ламелей коллектора. Направление намотки вы установили перед разборкой и зарисовали.
На коллекторе выберите ламель отсчета. Это будет начало намотки. Обозначьте начальную ламель точкой при помощи лака для ногтей.
Начало намоткиПри разборке ротора мы установили, что у ротора пазов 12, а у коллектора 24 ламели.
А еще мы установили, что направление намотки по часовой стрелке, если смотреть со стороны коллектора.
Установив в пазы изоляционные гильзы из электрокартона или его аналога, припаяв конец обмоточного провода к ламели №1, начинаем намотку.
Провод укладывается в паз 1 напротив, и возвращается через шестой паз(1-6), и так до нужного количества витков с шагом z=5. Середина обмотки припаивается к ламели №2 по часовой стрелке. В эту же секцию наматывается такое же количество витков, а конец провода припаивается к ламели №3. Одна катушка намотана.
Начало новой катушки производится с ламели №3, середина распаивается на ламели №4, намотка в те же пазы(2-7), а конец на ламели №5. И так до того состояния, когда последняя катушка не закончится на ламели №1. Цикл замкнулся.
Ротор намотанПропаяв концы обмоток к ламелям коллектора, переходим к бронированию ротора.
Процесс бронирования оболочки ротора
Бронирование ротора производится для закрепления обмоток, ламелей и обеспечения сохранности ротор и его частей при работе на высоких оборотах.
Правильное закрепление обмотки перед пропиткойБронированием называется технологический процесс закрепления катушек ротора при помощи монтажной нити.
Процесс пропитки катушек ротора
Пропитку ротора следует выполнять с подключением к сети переменного тока. Это делается при помощи ЛАТРа. Но лучше такую процедуру делать с использованием трансформатора, на обмотку которого подается переменное напряжение через ЛАТР.
Фото пропитки с ЛАТРом
Задача состоит в том, что при подаче переменно напряжения витки намотанных катушек вибрируют, нагреваются. А это способствует лучшему прониканию изоляции внутрь витков.
В качестве изолирующего материала рекомендуется использовать эпоксидный клей.
Эпоксидный клейРазводится клей в теплом состоянии согласно инструкции. Наносится эпоксидный клей на разогретую обмотку ротора при помощи деревянной лопатки.
Пропитка ротора перфоратора Makita 2470 в домашних условиях
После тщательной пропитки дайте ротору остыть. В процессе остывания пропитка затвердеет и станет сплошным монолитом. Вам останется удалить ее потеки.
Процесс зачистки коллектора от излишков пропитки
Как бы вы тщательно и аккуратно не наносили пропитку, ее частицы попадают на ламели коллектора, затекают в пазы.
На следующем этапе и надо все пазы и ламели тщательно зачистить, заполировать.
Пазы можно зачищать куском ножовочного полотна, заточенным как для резки оргстекла. А зачистку ламелей можно производить мелкой наждачной бумагой, зажав ротор в патрон электродрели.
Сначала зачищается поверхность ламелей, затем фрезеруются пазы коллектора.
Фрезерование пазовПереходим к балансировке якоря.
Процесс балансировки якоря
В обязательном порядке балансировка якорей производится для высокооборотистого инструмента. Перфоратор Макита таковым не является, но проверить балансировку не лишне.
Правильно отбалансированный ротор значительно увеличит время работы подшипников, уменьшит вибрацию инструмента, снизит шум при работе.Балансировку выполнят на ножах, двух направляющих выставленных, в горизонт при помощи уровня. Ножи устанавливаются на ширину, позволяющую уложить собранный ротор на вал. Ротор должен лежать строго горизонтально.
Балансировка путем высверливания излишков металлаЕсли нарушен баланс ротора, то он всегда будет занимать положение, при котором лишний вес будет внизу. Для компенсации надо с противоположной стороны всунуть груз под прокладку катушек, так чтобы он не выходил за пределы диаметра ротора. А можно засверлить излишки металла со стороны лишнего веса.
Так, перекатывая ротор на ножах, вы сможете его тщательно отбалансировать.
Все! Ротор к установке готов.
sdelalremont.ru
Ламель - коллектор - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Ламель - коллектор
Cтраница 1
Ламели коллектора имеют выступающую часть ( петушок), к которой припаяны концы секций обмотки якоря. [2]
Ламели коллекторов электродвигателей на больших оборотах под действием центробежных сиг отклоняются в радиальном направ-лении. Неравномерность отклонений разных ламелей резко ухудшает работу электрических щеток. В связи с этим возникла потребность в приборе для контроля отклонения ламелей коллекторов при вращении быстроходных метро двигателей. [3]
К, - число ламелей коллектора; п - частота вращения, об / мин. [4]
При помощи миканитовых прокладок ламели коллектора электрически изолируют друг от друга. [5]
С учетом допустимого напряжения между соседними ламелями коллектора предельная мощность возбудителя с ростом п снижается и не может быть выше 3000 кВт при 750 об / мин, выше 2000 кВт при 1000 об / мин, выше 1200 кВт при 1500 об / мин и выше 600 кВт при 3000 об / мин. У выпускаемых возбудителей мощностью 20 - 450 кВт номинальное напряжение обычно составляет 80 - 280 В, а номинальный ток 313 - 1680 А. [6]
Концы обмотки присоединены пайкой к девяти ламелям коллектора 6, закрепленного на втулке якоря при помощи нажимных конусов и гайки. [7]
Для проверки наличия замыкания обмотки якоря или ламелей коллектора на массу, якорь испытывают под напряжением 220 в. Один полюс источника тока прикладывают к любой ламели коллектора, а другой - к валу якоря. Если нить лампы накаливается, го это указывает на замыкание обмотки ( или деталей коллектора) на массу. [8]
Разрыв в цепи тока якоря ( при переходе щетки с одной ламели коллектора на другую или при отрыве щетки от коллектора из-за недостаточно ровной поверхности контакта) приводит в соответствии с законами коммутации к появлению значительного напряжения между щеткой и коллектором, которое вызывает пробой воздушного промежутка между краями щеток и коллектором - искрение. При интенсивном искрении разрушаются поверхности щеток и коллектора, увеличивается переходное сопротивление скользящего контакта между ними, начинается местный нагрев, что вызывает дальнейшее разрушение щеточно - коллекторного перехода. [10]
Ширину щетки выбирают так, чтобы щетка перекрывала 2 - 3 ламели коллектора. Это делается для предотвращения искрения под щеткой. Число щеток равно числу полюсов машины. Во избежание искрения на коллекторе щетки располагаются по физической нейтрали полюсов. [12]
Биение, равное ОД мм, считается недопустимым, так как выступающие ламели коллектора при работе генератора неизбежно вызовут быстрый износ щеток и коллектора. При выступании межламельной изоляции, имеющей большую твердость, чем ламели, и поэтому менее изнашивающейся, также быстро изнашиваются щетки и обгорает коллектор. При обнаружении выступания ламелей или межламельной изоляции коллектор необходимо проточить. [14]
Страницы: 1 2 3
www.ngpedia.ru
Как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях?
Якорь электродвигателя относится к вращающейся части, на которой собирается грязь, образуется нагар. При неисправностях можно провести диагностику в домашних условиях визуально и при помощи мультиметра. На трущихся поверхностях не должно быть сколов, царапин и трещин. При обнаружении таковых проводят меры по их устранению.
Типичные неисправности
Якорь электродвигателя при нормальных режимах работы не подвергается износу. Заменяют только щетки, замеряя допустимую длину. Но при длительных нагрузках обмотки статора начинают нагреваться, что приводит к образованию нагара.
Из-за механических воздействий якорь электродвигателя может перекоситься при повреждении подшипниковых узлов. Двигатель будет работать, но постепенный износ ламелей или пластин приведет к окончательному выходу его из строя. Но для спасения недешевого оборудования часто достаточно провести профилактический ремонт и прибором можно будет пользоваться длительное время.
К негативным факторам, влияющим на якорь электродвигателя, относят попадание влаги на металлические поверхности. Критичным является длительное воздействие влажности и появление ржавчины. Из-за рыжих скоплений и грязи происходит повышение трения, это увеличивает токовую нагрузку. Контактные части греются, припой может отслаиваться, создавая периодическую искру.
В сервисном центре могут помочь, но это потребует определённых затрат. С поломкой можно справиться и самостоятельно, ознакомившись с вопросом: как проверить якорь электродвигателя в домашних условиях. Для диагностики понадобится прибор, замеряющий сопротивление и инструменты.
Как проводится диагностика неисправности?
Проверка якоря электродвигателя начинается с определения самой неисправности. Полный выход из строя этого узла происходит из-за рассыпавшихся щеток коллектора, разрушения слоя диэлектрика между пластинами, а также за счет короткого замыкания в электрической цепи. В случае искрения внутри прибора делают вывод об износе или повреждении токосъемников.
Искрение щеток начинается из-за появления зазора в месте контакта с коллектором. Этому предшествует падение прибора, высокая нагрузка на вал при заклинивании, а также нарушение целостности припоя на выводах обмоток.
Неисправность на работающем электродвигателе проявляется типичными состояниями:
- Искрение основной признак неисправности.
- Гул и трение при вращении якоря.
- Ощутимая вибрация при работе.
- Смена направления вращения при прохождении якорем траектории менее оборота.
- Появление запаха оплавляющейся пластмассы либо сильный нагрев корпуса.
Что делать при появлении перечисленных отклонений в работе?
Частота вращения якоря электродвигателя поддерживается постоянной. При холостых оборотах неисправность может не проявляться. Под нагрузкой трение компенсируется увеличением тока, протекающего через обмотки. Если стали заметны отклонения в работе болгарки, дрели, стартера, то нужно снять подачу напряжения.
Дальнейшая эксплуатация приборов может привести к пожару или к поражению человека электрическим током. Первым делом рекомендуется осмотреть корпус изделия, оценить проводку на целостность, отсутствие оплавленных частей и повреждения изоляции. На ощупь проверяют температуру всех частей прибора. Рукой пробуют вращать якорь, он должен перемещаться легко, без заеданий. Если механические части целые и нет загрязнений переходят к разборке.
Диагностика внутренних частей
Обмотка якоря электродвигателя не должна иметь нагара, тёмных пятен, похожих на последствия перегрева. Поверхность контактных частей и области зазора не должна быть зосоренной. Мелкие частицы снижают мощность двигателя и повышают ток. Не стоит производить разборку приборов с включенной в сеть вилкой в целях безопасности проведения работ.
Рекомендуется проводить съемку процесса разборки для исключения сложностей при обратном процессе. Либо можно записывать на листок каждый шаг своих действий. Допускается некоторый износ щеток, ламелей. Но при обнаружении царапин следует выяснить причину их происхождения. Возможно, этому поспособствовала трещина в корпусе, которую можно заметить только при нагрузке.
Работа омметром
Искренние могло происходить из-за пропадания электрического контакта в одной из ламелей. Для замера сопротивления рекомендуется ставить щупы со стороны токосъемников. Вращая вал двигателя, наблюдают за показаниями циферблата. На экране должны быть нулевые значения. Если проскакивают цифры даже в несколько Ом, то это говорит о нагаре. При появлении бесконечного значения судят об обрыве в цепи.
Независимо от результатов далее следует проверить сопротивление между каждыми соседними ламелями. Оно должно быть одинаковым для каждого замера. При отклонениях нужно осмотреть все соединения катушек и поверхность прилегания щёток. Сами щетки должны иметь равномерный износ. При сколах и трещинах они подлежат замене.
Катушки соединяются с сердечником проводкой, которая могла отслоиться. Припой часто не выдерживает ударов от падений. У стартера ток через контакты может достигать 50А, что приводит к прогоранию некачественных соединений. Внешним осмотром определяют места повреждений. Если не обнаружили неисправности, то проводят замер сопротивления между ламелью и самой катушкой.
Если нет омметра?
При отсутствии мультиметра потребуется источник питания 12 Вольт и лампочка на соответствующее напряжение. У любого автолюбителя с таким набором не возникнет проблем. На вилку электроприбора подключают плюсовую и минусовую клеммы. В разрыв ставится лампа накаливания. Результат наблюдают визуально.
Вал якоря вращают рукой, лампа горит без скачков яркости. Если наблюдается затухание судят о неисправном двигателе. Скорее всего, произошло межвитковое замыкание. Полное пропадание свечения свидетельствует об обрыве в цепи. Причинами могут быть неконтакт щеток, обрыв в обмотке или отсутствие сопротивления в одной из ламелей.
Как «оживить» неисправный прибор?
Ремонт якоря электродвигателя начинают только после полной уверенности в неисправности узла. Царапины и сколы на ламелях убирают круговой проточкой поверхности. Нагар и копоть можно снять чистящими средствами для контактных электрических соединений. Разбитые подшипники перепрессовывают и меняют на новые. Важно соблюсти балансировку вала при сборке.
Вращение должно быть лёгким и без шума. Поврежденную изоляцию восстанавливают, можно использовать обычную изоленту. Соединения, вызывающие подозрения, лучше пропаять заново. При проблемах с катушками якоря рекомендуется прибегнуть к перемотке, которую можно выполнить самостоятельно.
Восстановление катушек
Перемотать якорь электродвигателя можно в условиях гаража, только требуется быть осторожным при нанесении каждого витка. Медная проводка подбирается аналогичной намотанной. Сечение нельзя менять, это приведёт к нарушению скоростных режимов работы двигателя. Бумага диэлектрическая потребуется для отделения обмоток. Катушки в конце заливают лаком.
Потребуется паяльник и навыки его использования. Места соединений обрабатывают кислотой, для нанесения оловянно-свинцового припоя пользуются канифолью. При демонтировании старой обмотки подсчитывают количество витков и наносят аналогичное количество новой намотки.
Корпус должен быть очищен от старого лака и других включений. Для этого подходит напильник, наждачка или горелка. Для якоря изготавливают гильзы, материалом служит электротехнический картон. Полученные заготовки укладывают в пазы. Намотанные катушки следует делать правыми витками. Выводы со стороны коллектора перематывают капроновой нитью.
Каждый провод припаивается к соответствующей ламели. Сборка должна заканчиваться очередными замерами сопротивления контактных соединений. Если все в норме и нет коротких замыканий можно проверять работу электродвигателя под напряжением.
pkdemo.ru
Как перемотать якорь двигателя с постоянными магнитами?
Dima G Мастер (1336), закрыт 4 года назадВсе дело в том, что сгорел двигатель 400Вт - точнее обмотка якоря. Статор 2 магнита. Якорь имеет 12 зубов + коллектор на 24 ламели. Как перемотать этот двиатель?Из того что мне известно - если магниты на статоре - значит двигатель на постоянке работает. Сделал попытку перемотать якорь, пока только намотал обмотки без подсоединения к коллектору. Ложил по две катушки в паз соответственно с одного паза выходит 2 провода. Что соответствует количеству ламелей, если я правильно понял.Не советуйте купить новый - я просто хочу научиться перематывать.
Дополнен 4 года назад

Дополнен 4 года назад

Дополнен 4 года назад

Остальные ответы
ВЛАДИМИР Искусственный Интеллект (160014) 4 года назад Сложно советовать, якорь перемотать еще сложнее....)))... Я мотал пылесосы, и полотеры, кофемолки, и дрели, мясорубки, и перфораторы, не заморачивайся, я профессиональный обмотчик, имеющий опыт и оснастку, не возьмусь, за это.... Комментарий удаленВЛАДИМИР Искусственный Интеллект (160014) Фигасе! Чтобы получилось, надо много знать, и уметь! Вы можете намотать якорь без крестов?... Тогда молчите!!!!
Комментарий удален
Комментарий удаленВЛАДИМИР Искусственный Интеллект (160014) За ляпалово есть знания и опыт, чего у вас нет, а "Пиздеть, не кирпичи таскать", чего и вы не в силах.... Задай вопрос с толком, получи толковый ответ, а на пруху и ответ в облака....
Похожие вопросы
Также спрашивают
otvet.mail.ru