Вязкость масла для четырехтактных двигателей внутреннего сгорания. Масло четырехтактный двигатель
Масло для четырехтактных двигателей: особенности, выбор
Какое масло заливать в 4-х тактный двигатель? Автомасло, заливаемое в данное устройство, располагает множеством значительных отличий от нефтепродукта, применяемого в двухтактных движках. Масла для двухтактных двигателей смазывают запчасти после растворения в горючем.
При функционировании ДВС смазочная жидкость прогорает с топливом. В этом и состоит ключевое различие двухтактного двигателя с четырехтактным.
Четырехтактные движки
Масло для четырехтактных двигателей не поступает в камеру сгорания. Оно должно смазывать детали как можно более долгое время. Этим обусловлено высокое содержание в подобной смазке различных присадочных элементов. Различие с автомаслом для двухтактного ДВС составляет примерно тридцать процентов.
Работа двигателя в 4 такта
Зольность моторного масла для четырехтактных двигателей может равняться двум процентам. Это довольно много. Также такие нефтепродукты сильно дымят. Они заливаются в различную технику: катера, мотокультиваторы.
Чтобы понять, как работает масло для 4 х тактного двигателя, нужно разобрать, как поглощается и перерабатывается расходник. У четырехтактного мотора есть картер, поддерживающий оптимальное количество смазки. Из картера нефтепродукт посредством маслонасоса попадает в масляный комплекс, на цилиндровые стенки. Ввиду этого поршень, когда трется о цилиндр, скользит по смазочной пленочке.
Схема работы системы смазки в ДВС
Чтобы масляные потоки не оказывались в камере сгорания топлива, смазка отводится назад в картер, оснащенный особыми кольцами. Иногда, если мощность силового агрегата не больше 5 л.с., маслонасос отсутствует. В подобных ДВС масло моторное распределяется в виде масляного тумана, образующегося при вращении коленвала.
Нагрузки в таких маленьких движках небольшие, потому автомасло, которое мы льем, регулярно поступает в нужном объеме. Это положительным образом отражается на продолжительности функционирования двигателя. Лить свежую смазку необходимо ежегодно. Нужно постоянно следить за количеством автомасла. Выпускаемые сегодня моторы оснащаются особыми датчиками. Чтобы проверить объем масляной жидкости, не надо разбирать ДВС.
Характеристики автомасел
Смазочный комплекс четырехтактного мотора располагает особыми свойствами, обусловленными особенностями конструкциями и функционирования агрегата. Смазка для четырехтактного двигателя не проникает в камеру сгорания. Этим агрегат и отличается от двухтактного силового агрегата. Следовательно, масло в четырехтактном ДВС обеспечивает более продолжительное смазывание моторных запчастей.
Раньше, чтобы создать автомасло, которое мы льем в ДВС, перегоняли нефть. В настоящее время, с увеличением оборотов и определенных показателей, нужно применять особые присадочные вещества, улучшающие характеристики масляной жидкости. Сейчас существуют такие добавки:
- очищающие;
- антизадирные;
- уменьшающие окисление;
- предотвращающие вспенивание.
В современных синтетических маслах, которые заливают в горловины двигателей с воздушным охлаждением и четырьмя тактами, объем присадочных элементов может составлять тридцать процентов. Отличия в составе смазки накладывают ограничения по использованию. Не рекомендуется лить автомасло для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания в двухтактный движок. Если сделать это, зола, которая появляется при прогорании, осядет на стенках камеры сгорания и поршнях. Остатки прогоревших нефтепродуктов формируют абразивный порошок, оседающий на цилиндровых стенках. Абразив попросту распиливает детали. Из-за этого их эксплуатационный период значительно уменьшается.
Смазки для четырехтактных моторов делятся на такие категории:
- минеральное масло;
- полусинтетика;
- синтетическое масло.
Нефтепродукты, которые льют в ДВС, могут быть произведены как в Российской Федерации, так и за рубежом. Российские расходники сегодня немного отличаются в худшую сторону от зарубежных, потому как в последних используются более качественные присадки. Покупатель, выбирая нефтепродукт, который будет лить в мотор, должен учитывать, в первую очередь, качество и вязкостный индекс смазки.
Выбор смазочной жидкости
В настоящее время вязкость смазок в Российской Федерации определяется соответственно с ГОСТ 17479.1-85. Автомасла делятся на три категории:
- Летние. Подобные нефтепродукты нечасто можно встретить на полках российских магазинов. Обусловлено это достаточно суровыми климатическими условиями. Имеют маркировку типа «SAE 30».
- Зимние. Используются реже, чем летние смазки. Связано это с тем, что двигатель мотоблока не предназначен для эксплуатации в холодных условиях. Пример маркировки – масло SAE 5w.
- Универсальные. Сегодня эти масла наиболее распространены. Они изготавливаются посредством добавления присадочных веществ в основную жидкость. Добавки разжижают автомасло. Это значительно упрощает пуск двигателя в низко- и высокотемпературных условиях. Присадочные элементы прекрасно подходят для моторов с воздушным охлаждением. Кроме того, присадки хороши тем, что обеспечивают надежную защиту соприкасающихся моторных запчастей. Цифра, которая располагается в маркировке масла SAE перед буквой «w», обозначает низкотемпературную вязкость. Число после символа «w» указывает на высокотемпературную вязкость. К примеру, маркировка может быть такой – «10w30».
Масло для четырехтактного двигателя
Какое масло лучше? Лить смазку, характеристики которой намного лучше, чем требуется, бессмысленно. Если в руководстве указана одна вязкость, а вы зальете нефтепродукт с более высоким показателем, то это не навредит двигателю, но и пользы не принесет.
Использование автомасла
Автомасло для четырехтактных моторов применяется в различной технике. Его возможно эффективно использовать в произведенных давно движках. Не надо приобретать современный агрегат, соответствующий требованиям применения расходника.
Синтетика, заливаемая в четырехтактные движки, в отличие от минералки, имеет увеличенную текучесть. В настоящее время присадки, добавляемые в расходник, возможно приобрести в каждом строительном, хозяйственном магазине. Есть много разных марок для различных уровней вязкости.
Покупаемая смазочная жидкость должна быть качественной. Высококачественная смазка для четырехтактного силового агрегата располагает такими свойствами:
- охлаждение и защита мотора;
- сохранение собственных показателей эксплуатации продолжительный срок;
- соответствие требованиям марки и модели транспортного средства;
- невысокая кинематическая вязкость. Позволяет избежать масляного голодания при прогревании силового агрегата до рабочей температуры;
- наличие антифрикционных и антизадирных присадочных компонентов;
- формирование прочной смазочной пленочки, защищающей цилиндры и поршни от задиров при эксплуатации транспортного средства;
- очищение двигателя. Обеспечивается специальным набором присадочных элементов, противодействующих образованию осадка и лаковых отложений в моторном поддоне;
- небольшая коксуемость. Актуально для двигателей внутреннего сгорания с наличием воздушного охлаждения, потому как автомасло, которое попадает в кольца поршней, разогревается почти до трехсот градусов;
- устранение нагарных отложений, приводящих к уменьшению подвижности колец поршней, понижению давления, высоким затратам смазочной жидкости.
Если все эти свойства присутствуют, значит, вы правильно выбрали расходник. Он качественно смажет все моторные запчасти, позволит силовому агрегату проработать без сбоев долгое время.
Масло для четырехтактных двигателей с воздушным охлаждением
В двухтактных силовых агрегатах смазка растворяется в горючем, а после этого сгорает одновременно с ним. Масло для четырехтактных двигателей существенно отличается от аналогов, применяемых в двухтактных движках. Оно более качественно и сохраняет действие своих полезных свойств в течение длительного срока.
В его состав входит большое количество специальных присадок (не менее 25%). В отличие от других марок к данному маслу нет повышенных требований по уровню зольности и дымности. Их уровень достигает повышенных показателей (зольность — более 2%).
Особенности смазочной системы двух- и четырехтактного мотора
Многие потребители задаются вопросом, в чем разница 4— х тактных двигателей и двухтактных. В картере четырехтактного силового агрегата постоянно поддерживается заданное количество смазочного материала. Оттуда он подаётся в смазочную систему под воздействием масляного насоса.
В результате на поршнях образуется масляная пленка. При этом отсутствует трение при его скольжении по стенкам цилиндров. С целью недопущения проникновения, масляной жидкости в камеру сгорания, установлены кольца маслосъемные, отсекающие потеки смазки, направляя их обратно в картер.
Система смазки двухтактных движков основана на смешивании топлива с моторной смазкой в пропорции 50/1. Современные автомобильные масла обладают уникальным свойством само смешивания. При нехватке вещества для полноценной смазки рабочих поверхностей цилиндров силовой агрегат работает «по-сухому». При этом резко снижается общий ресурс двигателя.
Более мощные двухтактные моторы более 40 л. с. оснащены специальным бачком для автомобильного масла. В нем производится автоматическое дозирование и смешивание смеси в правильных соотношениях.
Недостатком 2-х тактных систем смазки является снижение эффективности сгорания вследствие содержания в бензине масляных частиц. Открывание впускных и выпускных клапанов также негативно влияет на рабочие характеристики силового агрегата. При этом происходит большой выброс несгоревших смесей в окружающую среду.
Различия 2-х и 4-х тактных масел
В связи с наличием конструктивных отличий смазочных систем данных двигателей, требования к смазочным материалам существенно отличаются:
- Для двухтактных двигателей необходимым условием является способность наиболее полного сгорания масла. При этом образуется минимальное количество нагара (сажа и зола).
- В четырехтактных моторах основное требование к моторному маслу — длительное обеспечение смазочных эффектов за счет сохранения полезных свойств используемого материала.
Раньше при изготовлении смазочных веществ применялся метод простой нефтеперегонки. Полученный продукт подходил для смазки деталей и узлов, движков любых видов. Их технические характеристики удовлетворяли требования моторов, обладающих небольшой мощностью, малой силой трения и небольшим износом в местах сопряжения деталей.
С ростом показателей рабочих характеристик и оборотов движков возникла необходимость в создании автомасел с новыми возможностями. В смазочные жидкости начали добавлять присадки, которые значительно улучшают технические параметры смазочных продуктов:
- уменьшающие износ;
- антиокислительные;
- противопенные;
- противозадирные;
- моющие.
Современное моторное масло для 4-х тактных двигателей содержит присадки в количестве 25% общего объема. Для таких жидкостей не предъявляются повышенные требования по уровню зольности и сажи.
Чем вредна заправка 2-тактного мотора 4-тактным маслом
Моторное масло для четырехтактных движков не рекомендуется применять для двухтактных силовых агрегатов. При сгорании смеси образуется зола, которая образует осадок в камерах сгорания и поршнях.
В сочетании со смазкой остатки сгорания превращаются в абразивный порошок. Острые абразивы наносят непоправимый вред зеркальным поверхностям цилиндров, существенно сокращая их срок эксплуатации.
Сажа очень вредна для работы поршневых колец. Она забивается в канавки, в итоге кольца утрачивают подвижность, мощность двигателя резко снижается. Сажевые отложения скапливаются также в системе выхлопа, сужая просвет в трубе, что затрудняет выход отработавших газов и дополнительным потерям мощности.
Нагарные зольные и сажевые отложения, находящиеся на поршнях и цилиндрах, вызывают детонацию. Эксплуатационный ресурс силового агрегата при этом резко снижается. Закоксованность электродов и свечей зажигания приводит к их замыканию и блокировке работы двигателя.
Разновидности четырехтактных моторных масел
Наиболее популярным среди пользователей является моторное масло для четырехтактного силового агрегата, соответствующее спецификациям JASOМА-2, APISN. Отечественные масла, выпущенные в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, адаптированы под требования системы SAE.
Автопроизводители рекомендуют заливать в четырехтактный движок смазочную жидкость с уровнем вязкости от 5-W20 до 10-W40. Замечено, чем выше вязкость масла, тем лучшие результаты при высоких температурах окружающей среды.
Как и все смазки, моторное масло для 4 тактного движка имеет следующие разновидности:
- Синтетическое моторное масло. Оно не образует нагаров, обладает множеством положительных характеристик. Его используют при экстремальных поездках.
- Полусинтетика и минеральные высококачественные смазки обладают износоустойчивостью, отсутствием задымленности при сгорании, поддерживают чистоту в двигателе. Рекомендуется заливать для повседневного использования.
- Специальная полусинтетика. Такие виды смазочного материала применяются при работе на низкосортном топливе. Благодаря входящим присадкам, данное масло характеризуется прекрасными моющими свойствами, небольшим расходом на угар, сохранением полезных качеств в течение долгого периода.
Правильный выбор 4 тактного моторного масла
Для обычных потребителей наиболее определяющими факторами при выборе подходящей марки служат вязкость моторной смазки и ее качество.
По вязкости смазочный продукт выбирается на основе таблиц САЕ по трем критериям:
- смазка, используемая в двигателях летом, SAE 20, 30, 40;
- зимние материалы от SAE 0W до SAE 25W;
- всесезонные автомобильные масла.
Кроме базовой основы,всесезонки содержат в своем составе специальные присадки. Они разжижают смазочный продукт для ускорения запуска мотора в зимние холода. При этом, с их помощью все рабочие элементы двигателя надежно защищены от вредных окислительных процессов и больших сил трения.
Обозначение всесезонных моторных масел по SAE: 10W30, 14W40 и т.д. Числовое обозначение, стоящее впереди, говорит о самой низкой температуре воздуха, при которой данное масло еще не начнет загустевать. Последние цифры — это максимально допустимая температура окружающей среды для нормальной бесперебойной работы мотора в летнюю жару.
Выбор масла по качеству в соответствии со спецификацией API
Уровень качества моторного масла по данной системе обозначается двумя латинскими буквами. Первая говорит о принадлежности продукта к группе материалов, предназначенных для бензиновых или дизельных моторов — S и C соответственно. Вторая литера — это непосредственно уровень качества продукта. Большой популярностью пользуются масла марки SL, SJ, SH. В то время, как классы SM, SE,SF, SG используются крайне редко.
При выпуске мотоциклов производители указывают типы автомасел, рекомендуемых для использования в конкретном транспортном средстве. Данная информация размещается на фирменных наклейках и на заливных пробках двигателей.
Использование смазочной жидкости более высокого класса нецелесообразно. Однако, если условия эксплуатации отличаются повышенной сложностью, рекомендуется использовать машинное масло с повышенным индексом вязкости.
Смазка для двигателей с воздушным охлаждением
Для моторов, оборудованных системой воздушно-масляного охлаждения, это особенно актуально, т. к. в работающем двигателе температура превышает 100°С.
В транспортных средствах, имеющих изношенные четырехтактные моторы, также рекомендуется использовать более вязкие смазочные материалы, чтобы снизить потери.
Какое масло использовать в старых 4 тактных двигателях
Для моторов более старых образцов подходят все смазочные жидкости современных марок. Главное помнить, синтетика характеризуется большей текучестью по сравнению с минеральными аналогами.
Торговая сеть также располагает большим ассортиментом как минеральных, так и полусинтетических моторных масел.
avtodvigateli.com
Масло для четырехтактных двигателей
23 декабря 2015
Просмотров: 2448
Какое необходимо использовать масло для четырехтактных двигателей? Масло, используемое в этих агрегатах, обладает рядом существенных отличий от смазочной жидкости, которая применяется на их двухтактных аналогах. Масло в двухтактном моторе смазывает его детали, предварительно растворившись в бензине, и в процессе работы оно сгорает вместе с ним. В этом и заключается главное отличие двухтактных моторов от их четырехтактных аналогов.

Ни в коем случае нельзя использовать масло для четырехтактных двигателей в двухтактных моторах.
Общие сведения
В четырехтактных двигательных агрегатах все делается с точностью до наоборот. Масло во время процесса работы не проникает в камеру сгорания. Оно должно сохранять и обеспечивать смазывающие свойства в течение как можно более длительного времени. По этой причине содержание разнообразных спецсредств, присадок в этих маслах на порядок выше. В среднем этот показатель отличается на 1/3 от двухтактных аналогов.
При отсутствии каких-либо особых требований, предъявляемых к маслам для четырехтактных двигателей, в случае подбора подходящих присадок не берется в расчет зольность. Она может достигать 2%, что на самом деле, при наличии особых условий, весьма много.
Кроме всего прочего, масло для этих моторов отличается высокой дымностью после переработки. Как и смазка для двухтактных двигателей, оно используется на самых разнообразных видах технических средств — на надводном транспорте, на приспособлениях для ухода за садом, для мототехники и т. д.
Вернуться к оглавлению
Масляная система в четырехтактном двигателе
Устройство четырехтактного двигателя квадроцикла.
Чтобы понять, как работает моторное масло для четырехтактного двигателя, необходимо разобрать, как поэтапно происходит процесс поглощения и переработки масла. Одним из основных различий является наличие у четырехтактного устройства масляного картера, который на постоянной основе поддерживает необходимый уровень смазочной жидкости.
От картера масло с помощью поддерживающего насоса переходит в смазочную систему и попадает на стенки цилиндра. Все это кончается тем, что трение поршня об стенку происходит в виде скольжения по маслянистой пленке, а не всухую.
Чтобы потоки масла не попадали в камеру сгорания горючего, система отводит жидкость обратно в масляную ванну, где есть специальные маслообъемные кольца. В некоторых случаях, когда мощность двигателя не превышает в совокупности 5 л. с., насос для приема смазки отсутствует. Распределение маслянистой жидкости в таких устройствах осуществляется путем применения масляного тумана, который образуется при помощи работы вращающегося коленчатого вала.
Нагрузки в таких небольших моторах намного меньше, поэтому поступление смазки происходит регулярно в необходимом количестве, что положительно сказывается на длительности работы мотора. Замена маслянистого элемента требуется только 1 раз в течение всего календарного года. Но при этом необходимо постоянно контролировать уровень масла. Современные агрегаты, как правило, оснащены специальными датчиками. Поэтому, чтобы узнать уровень масла, необязательно проводить собственноручно манипуляции с устройством двигателя.
Стоит отметить существенное различие в работе двухтактного мотора. В двухтактных агрегатах просто необходима подготовка смеси масла с бензином в пропорциональном соотношении 1:50. Необязательно взбалтывать емкость после смешивания с бензином. Двухтактный двигатель способен длительное время работать всухую, но со снижением работоспособности. В особо мощных двухтактных моторах есть бачок для автомасла. Смесь смазки, воздуха и бензина сгорает в цилиндре.
Вернуться к оглавлению
Свойства масел
Масляная система в четырехтактном двигателе.
Масляная система четырехтактного двигателя имеет особенные свойства, которые обусловлены разным устройством и работой 2 типов моторов. Прежде всего, как было сказано выше, масла не попадают в камеру сгорания. Это — главное отличие. Соответственно, смазка в четырехтактном моторе дольше обеспечивает смазочный эффект на деталях мотора.
Раньше в качестве способа создания масел использовалась простая перегонка нефти. Сегодня с ростом оборотов и отдельных параметров понадобились новые специальные присадки. Они улучшают работу смазочного материала. Сегодня есть несколько видов смазочных материалов с присадками, среди которых основными являются:
- присадки с моющим эффектом;
- противозадирные;
- с антиокислительным эффектом;
- антипенные.
Для четырехтактных моторов лучше использовать синтетические материалы, т.к. они отличаются повышенной текучестью.
Объем присадок, который присутствует в таких маслах для четырехтактных двигателей, может достигать 30% от общего количества маслянистой жидкости. Разница в составе смазочной жидкости накладывает ограничение по эксплуатации. Ни в коем случае нельзя использовать масло для четырехтактных двигателей в двухтактных моторах.
В случае использования смазочного материала, предназначенного для четырехтактных агрегатов на двухтактных, формирующаяся в процессе выгорания зола впоследствии оседает на стенках камеры сгорания и поршнях. Остатки сгоревших продуктов образуют абразивный порошок, который в свою очередь оседает в цилиндрах. Абразив просто распиливает конструкции, в результате чего срок их работоспособности сильно снижается.
Возвращаясь к маслам для четырехтактных двигателей, стоит выделить то, что для таких моторов может подойти масло 3 разновидностей: минеральные, полусинтетические и синтетические. Продукт бывает как отечественным, так и иностранным. Отечественный товар на сегодняшний день несколько уступает по качеству иностранному, поскольку качество антифрикционных добавок оставляет желать лучшего. При всем этом, потребитель должен отталкиваться от 2 самых важных критериев — это качество и вязкость.
Вернуться к оглавлению
Какое масло лучше выбрать?
На сегодняшний день вязкость смазочных жидкостей в России определяется согласно стандарту ГОСТ 17479.1-85. По существующей классификации различаются 3 вида подобных масел для четырехтактных двигателей:
Рабочий процесс четырехтактного дизельного двигателя.
- Смазочные материалы для работы в летний период. Такой продукт достаточно редко поступает в продажу, для холодного климата они не слишком актуальны.
- Масла для работы в зимний период. Потребляются даже реже чем масла, предназначенные для работы в летний период, поскольку четырехтактная техника используется зимой крайне редко.
- Масло для работы круглый год. На сегодняшний день это самый распространенный смазочный продукт. Они производятся путем добавки присадок в базовое масло. Подобные присадки делают смазку очень жидкой, что сильно облегчает запуск двигательного механизма при отрицательной температуре или слишком высокой температуре. Такие присадки отлично подходят для двигателей с воздушным охлаждением. Также они надежно защищают функциональные детали двигателя. Число, расположенное прямо под английским символом W, означает отрицательный температурный фон. Напротив, цифра после этой буквы, означает положительный фон.
Еще один важный момент — это качество и класс продукта.
Использовать масляный материал, класс которого заметно выше, чем нужно, смысла не имеет.
Если в инструкции прописан один уровень вязкости, а в качестве присадок будут использован другой завышенный уровень, это не сыграет никакой отрицательной роли, но и пользы не принесет.
Вернуться к оглавлению
Применение масла
Смазочное средство для четырехтактных двигателей имеет широкий спектр применения. Его с большим успехом можно применять на моторах старого образца. Совсем не нужно покупать новый мотор, который бы соответствовал требованиям использования масляной жидкости.
Синтетические материалы, используемые на четырехтактных моторах, в отличие от минерального материала отличаются повышенной текучестью . Сегодня можно без особого труда найти подобные присадки в любом строительном или хозяйственном магазине. Существует большое количество различных марок для разного уровня вязкости.
Приобретаемое масло должно соответствовать всем уровням качества. Качественный четырехтактный смазочный материал должен делать следующее:
- охлаждать и защищать двигатель;
- сохранять свои эксплуатационные свойства длительное время;
- соответствовать требованиям марки и модели транспортного средства.
Если все эти пункты соблюдены, это значит, что смазочный материал подобран верно. Он выполнит свои защитные функции, а двигатель будет работать еще долго и безотказно.
Похожие статьи
Автор:
Иван Иванов
Поделись статьей:
Оцените статью:
Загрузка...Похожие статьи
vseavtomasla.ru
Масло для 4-х тактных моторов с воздушным охлаждением
Моторные масла для 4х-тактных приводов с воздушным охлаждением отличаются от смазочных материалов, предназначенных для двигателей с водяной системой охлаждения. Поэтому при подборе масел необходимо учитывать маркировку, состав жидкостей и тип двигателей, для которых они разработаны.
Общие характеристики
Для 4 х тактных моторов с воздушным охлаждением характерны высокие температуры в цилиндро-поршневой группе. Масло не смешивается с горючим и не поступает в камеру сгорания, следовательно, моторная смесь для указанного типа приводов должна обладать следующими свойствами:
- Увеличенное число присадок, входящих в состав моторной жидкости — до 25% от общего объема.
- Устойчивость вязкостных характеристик при различных температурных режимах. Смазочный материал должен обеспечивать быстрый и легкий пуск двигателя, а также мгновенное поступление масла ко всем трущимся элементам привода.
- Термоокислительная стабильность. Структура смеси должна обладать устойчивостью к реакциям окисления, чтоб не образовывался осадок и нагар, а также смесь не становилась по структуре как вода.
- Улучшенные противоизносные и противозадирные характеристики, обеспечивающие защиту элементов двигателя от воздействия трибологических нагрузок.
Не стоит применять мотомасла, разработанные для двигателей, оснащенных водным охлаждением в 4 х тактных моторах с воздушным охлаждением, эти два типа масел содержат различный состав присадок, первые рассчитаны на нагревание зеркала цилиндра до температуры +160 0С, а для вторых этот параметр составляет — +220 0С.
Посмотрите видео о классификации моторных жидкостей:
Стандарты
Простому покупателю сложно разобраться в маркировке смазочных материалов, поэтому нередко недобросовестные продавцы выдают жидкости для 2 х тактных моторов вместо 4 х тактных. Приобретая такую продукцию, вы уменьшаете ресурс привода, поэтому перед походом в автомагазин, ознакомитесь с общепринятыми стандартами, указывающими на то, что моторное масло подходит для четырехтактных приводов с воздушным охлаждением:
- Эксплуатационный класс по системе API должен соответствовать требованиям SF/CC, не ниже.
- Согласно ГОСТ мотомасло для указанных приводов отвечает группе Г.
- По стандарту SAE жидкость должна отвечать требованиям дилера транспортного средства. Такую информацию можно найти в сервисной книге или на крышечке заливной горловины. Для двигателей с воздушным охлаждением рекомендуется заливать масло имеющее обозначение SAE 30 — летний класс моторных смесей, указанный смазочный материал достаточно густой, чтоб быстро не разжижаться при высокой рабочей температуре.
Выбирая базовую основу автомасел, для двигателей с воздушной системой охлаждения учитывайте:
- Минералка — уменьшает силу трения, снижает износ элементов привода, сгорая не образовывает нагар и дым, используя ее можно применять этилированный или неэтилированный тип бензина.
- Полусинтетика — применяется с горючим не очень высокого качества, рекомендуется для моторов с большой загруженностью, обеспечивает стабильность своей структуры во время работы, но обладает повышенной текучестью, применима при этилированном и неэтилированном бензине.
- Синтетика — предотвращает нагарообразование, защищает двигатель от износа, применима только с неэтилированным горючим.
Подбирая смазочный материал, учитывайте сезон, когда будет использоваться транспортное средство, летние типы масел начинают кристаллизоваться при температуре ниже -100С, зимние выдерживают — -250С, всесезонные обеспечивают защиту мотора в любое время года. Их диапазон рабочих температур смотрите в классификации по SAE.
Рекомендации
На канистре с качественным продуктом указывается, что смазочный материал подходит для 4 х тактных приводов с воздушным охлаждением. Правильно подобранные жидкости должны отвечать требованиям дилера транспортного средства, чтоб обеспечивать нормальную работу мотора. Предпочтение стоит отдавать товару известных брендов, на который у продавцов есть сертификат качества. Неправильно подобранное моторное масло приведет к увеличению нагарообразования, увеличенному расходу топлива, быстрой поломке мотора.
Выбирая конкретную марку масла, обратите внимание, что мотомасла для мотоциклов отличаются количественным составом антифрикционных присадок. Связано это с режимом работы силовых агрегатов, снегоходы, к примеру, рассчитаны на предельные режимы нагрузок, а скутера используются при гораздо лучших эксплуатационных условиях. В смазочных материалах для указанных видов техники будет различный состав и присадки.
pro-zamenu.ru
4-тактный двигатель, особенности работы и требования к смазочным материалам
Каждый современный четырехтактный автомобильный двигатель имеет в своем составе некоторое количество цилиндров. Равномерная синхронная работа силового агрегата осуществляется благодаря отлаженной одновременной работе всей группы цилиндров.
Поршни цилиндров во время рабочего хода оказывают мощное толкающее воздействие на коленчатый вал. При тщательных регулировках систем двигателя необходимо обеспечить отлаженность толчков поршней для полного уравновешивания сил, действующих на коленвал, с целью исключения возможных вибраций мотора и гарантирования его стабильной ровной работы.
Виды двигателей внутреннего сгорания
В зависимости от типа потребляемого топлива двигатели внутреннего сгорания (ДВС) различают по видам:
- Карбюраторный бензиновый движок.
- Дизельный мотор.
- Газовый двигатель.
Карбюраторные силовые агрегаты работают на бензине, используя принудительное зажигание. Принцип работы карбюраторных моторов: топливо в расчетных количествах поступает в рабочий цилиндр после смешивания его с воздушными массами.
Дизели работают на дизельном топливе. Принцип работы: при помощи форсунок подаваемое дизельное топливо обогащается воздухом непосредственно в цилиндрах.
Газовый двигатель внутреннего сгорания использует пропано-бутановый газ. Принцип работы газового мотора состоит в предварительном смешивании газа с кислородом перед подачей его в цилиндр.
Цикл работы автомобильного движка
Работа 4-тактного двигателя происходит по определенному циклу, состоящему из четырех тактов. Полный цикл завершается после совершения коленчатым валом двух полных оборотов или четырех ходов поршня. Четырехтактный силовой агрегат в процессе функционирования оказывает усиленное воздействие на коленчатый вал для приведения в действие рабочих систем автомобиля.
В процессе работы двигателя поршень совершает ходы в 4 такта:
- впуск;
- сжатие;
- расширение;
- выпуск.
При функции впуска полость цилиндра заполняется топливовоздушной смесью в результате перемещения поршня в нижнее положение, в нижнюю мертвую точку (НМТ).
Во время движения поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) рабочая смесь сильно сжимается.
Функция расширения заключается в воспламенении топливовоздушной смеси под воздействием высокого давления, возникающего в процессе сжатия, или при помощи электрической искры. При воспламенении газы мгновенно расширяются и с большой силой толкают поршень вниз.
Четвертый такт выпуска производится благодаря перемещению поршня в верхнее положение. В это время образовавшиеся продукты сгорания выталкиваются из цилиндров.
Особенности систем двигателя
Четырехтактный двигатель функционирует бесперебойно благодаря слаженной работе вспомогательных систем:
- Системы зажигания.
- Системы выпуска.
- Топливной системы двигателя.
- Смазочной.
- Выхлопной.
- Системы охлаждения двигателя.
В задачу системы зажигания входит обеспечение надежного воспламенения топливовоздушной горючей смеси.
В процессе работы выпускной системы подается воздух в необходимых количествах в точно определенное время, чтобы образовать качественную рабочую смесь.
Осуществление непрерывной подачи горючего для смешивания с воздушными массами входит в обязанность топливной системы.
Без работы системы смазки невозможны следующие функции:
- стабильный контакт трущихся деталей;
- удаление мельчайших металлических фрагментов, возникающих в процессе износа трущихся поверхностей;
- отвод повышенного тепла от рабочих элементов.
Система выхлопа занимается полным удалением из цилиндров отработавших газов, уменьшением содержания в них вредных веществ.
Охлаждающая система следит за поддержанием номинальной температуры рабочих элементов движка.
4-тактный двигатель: описание преимуществ
Четырехтактный силовой агрегат обладает несомненными преимуществами:
- экономичным расходом топлива;
- надежностью конструкции;
- легкостью в обслуживании;
- устойчивой работой;
- высокой длительностью ресурса;
- отсутствием повышенных шумовых эффектов.
К одному из основных достоинств устройства четырехтактного силового агрегата относится оригинальное расположение коленчатого вала в ванне, содержащей машинное масло для 4-тактных двигателей. В то время как в двухтактных моторах смазывание трущихся поверхностей происходит за счет смешивания специального машинного масла с топливом.
Благодаря улучшенной конструкции 4-тактный двигатель имеет небольшое количество нагара в поршнях и в глушителе, что дает возможность существенно уменьшить вредность выхлопных газов.
Минусы четырехтактных силовых агрегатов
Основным недостатком 4-тактных движков является меньшая мощность в сравнении с 2-тактными аналогами.
Часть кинетической энергии, полученной коленчатым валом от толчков поршней, расходуется на совершение впуска, сжатия и выпуска. Т. е. энергия, полученная в ходе химических процессов сгорания, частично расходуется на механическое приведение в движение внутренних рабочих элементов движка.
Во время сгорания топливной смеси происходит кратковременное мощное возрастание нагрузки на головку блока цилиндров (ГБЦ), поршни и прочие рабочие элементы движка. Во избежание их разрушений и выхода из строя возникает необходимость увеличения массы этих компонентов с целью увеличения их прочности. Данные преобразования влекут возрастание инерции и нагрузок на элементы, находящиеся в движении.
Все описанные моменты приводят к частичному отбору мощности 4-тактного двигателя.
К минусам также можно отнести увеличение периода разгона автомобиля в сравнении с 2-тактными моторами и необходимость регулировки тепловых зазоров клапанов.
Несмотря на наличие некоторых недостатков, очевидные достоинства четырехтактных силовых агрегатов являются неоспоримыми.
Особенности работы системы смазки четырехтактного мотора
В конструкцию четырехтактного силового агрегата включен масляный картер с поддоном, в котором постоянно находится смазочная жидкость на определенном уровне. При помощи масляного насоса моторная смазка поступает в систему и распределяется по внутренним поверхностям стенок цилиндров.
Тонкая масляная пленка существенно уменьшает силу трения контактирующих подвижных элементов. Кольца маслосъемные тщательно отводят моторное масло от камеры сгорания.
Благодаря меньшим нагрузкам, испытываемым 4-тактным двигателем, обеспечивается систематическое поступление смазочного материала в требуемых объемах на трущиеся поверхности рабочих деталей и узлов. За счет этого ресурс двигателя существенно увеличивается. Полную замену машинного масла следует производить один раз в сезон.
Чтобы предотвратить возможные утечки моторного масла из ДВС во время эксплуатации силового агрегата, необходимо регулярно замерять количество смазочной жидкости в картере при помощи специального маслозамерного щупа.
На современных моделях автомобилей производители устанавливают специальные контрольные датчики, при помощи которых производятся проверка уровня машинной смазки и незамедлительное информирование водителя о потребности полной замены смазочного материала.
Требования, предъявляемые к моторным маслам для четырехтактного двигателя
В связи с конструкционными особенностями 4-тактных моторов смазочные материалы, используемые в смазочной системе, должны обладать определенными характеристиками и уровнями качества в соответствии с предъявляемыми требованиями:
- Сохранение высоких смазочных свойств в течение длительного периода.
- Способность обеспечить качественную защиту и охлаждение рабочих элементов силового агрегата.
- Соответствие требованиям данных марок и моделей транспортных средств.
При соблюдении вышеперечисленных пунктов смазочная жидкость будет правильно подобрана. Выбранное моторное масло с успехом защитит детали от износа, будут созданы все необходимые условия для долгой и безотказной работы четырехтактного силового агрегата.
avtodvigateli.com
17.01.2013Моторные масла для четырехтактных двигателей. Фундаментальные принципы.Среди смазочных материалов и функциональных жидкостей моторные масла занимают первое место как по техническим, так и по коммерческим критериям. Их доля на мировом рынке составляет более 60%. Несмотря на увеличение численности автомобилей, на данный момент потребление моторных масел в Европе остановилось на определенном уровне и в обозримом будущем несколько снизится. Зато потенциал роста потребления в Юго-Восточной Азии и в развивающихся странах (Китае, Индии, Корее и др.) значителен. Общий обзор Исторически сложилось, что разработки в области моторных масел за последние 50 лет концентрировались на спецификациях, опубликованных международной автомобильной промышленностью. Первые спецификации были опубликованы министерством обороны США («MIL specs»). На сегодня имеется уже три международно признанных набора минимальных требований. В Европе это АСЕА, в США — API, а в Азии — ILSAC. Все эти спецификации отражают последовательную адаптацию качества масел к разрабатываемым конструкциям двигателей. В 50-е гг. на рынке моторных масел доминировали сезонные масла. Из их названия понятно, что вязкость этих масел подбирали под температуру окружающей среды, и поэтому летом и зимой использовались разные масла. В 60-х гг. появились всесезонные масла на базе минеральных масел, т. е. пригодные к применению как летом, так и зимой. Первоначально это были высоковязкие классы (SAE 20W-50), а позднее появился стандарт 15W-40, который используется и сейчас. Со временем были разработаны дистиллятные базовые масла и процессы очистки, позволившие получить соединения с другими значениями вязкости и удовлетворяющие новым требованиям. Это привело к созданию масел со сравнительно низкими потерями на испарение и оптимизированной низкотемпературной текучестью. Полусинтетические, а в последние годы и полностью синтетические масла доминировали на рынке масел премиального качества, особенно в секторе легковых автомобилей. В недавнем прошлом на рынке немецкоязычных стран появилась ниша для экологически чистых биологически разлагаемых продуктов. Фундаментальные принципы Моторные масла обязаны выполнять широкий спектр функций в двигателях. Чисто трибологическая задача заключается в гарантии надежности всех точек трения при любых условиях эксплуатации (рис. 1). Наряду с классической трибологической задачей, моторные масла должны выполнять ряд дополнительных функций — начиная от уплотнения цилиндра и заканчивая транспортом шлама, сажи и продуктов износа на масляный фильтр. С точки зрения трибологических функций моторные масла должны удовлетворять трем стадиям графика Штрибека: начиная с гидродинамической полной смазки и заканчивая эластогидродинамической (ЭГД) в области подшипников до граничного трения при верхней и нижней мертвых точках. В системах турбонаддува, вращающихся со скоростью до 200 тыс. об/мин с микронными допусками, скорости трения скольжения могут находиться в диапазоне от простых возвратно-поступательных движений поршня в цилиндре до экстремальных вращательных движений в плавающих игольчатых роликовых подшипниках. Диапазон температур: от окружающей среды в Арктике (—40 °С) до температур в картере (100 °С), и даже при пиковых значениях — выше 300 °С под днищем поршня. В процессе сгорания моторное масло помогает уплотнять поршень в цилиндре. В то же время оно должно сгореть, не оставляя никаких остатков на стенках цилиндра. Что касается самого поршня, то на нем моторное масло рассеивает тепло и таким образом охлаждает его. Газы, образующиеся при сгорании топлива, и побочные продукты их реакции должны быть нейтрализованы и удерживаться в суспензии. Это же относится к частицам сажи и шлама, образующимся вследствие неполного сгорания. Масло также транспортирует грязь и любые частицы износа на масляный фильтр. Кроме того, масло защищает двигатель от коррозии, так как эмульгирует любую воду, образовавшуюся в процессе сгорания, даже при высоких концентрациях и разделении фаз при снижении температуры. Моторные масла снижают трение и износ при запусках двигателя при экстремально низких температурах, а также тогда, когда смазочная пленка подвергается воздействию высоких температур и давлений в подшипниках и вокруг поршневых колец. Если масло должно сохранять текучесть и оставаться прокачиваемым без аэрации при низких температурах (до —40 °С) во избежание контакта типа металл-металл при холодных запусках двигателя, то смазочная пленка должна удовлетворять предъявляемым к ней требованиям в подшипниках и на гидравлических толкателях. При низких температурах присадки не должны выпадать в осадок и масло не должно превращаться в гель. На верхнем пределе температурной шкалы масло должно обладать высокой стойкостью к термическому и механическому старению. И, наконец, стабильность смазочной пленки не должна снижаться при разбавлении топливом вплоть до 10%. Классы вязкости Вязкость является показателем готовности моторного масла к образованию несущей пленки во всех точках двигателя, нуждающихся в смазке. Вязкость является функцией температуры — как потенциальной окружающей, так и рабочей. На малых скоростях холодного проворачивания коленчатого вала низкая вязкость обеспечивает нужную циркуляцию при низких температурах. С другой стороны, вязкость не должна слишком снижаться при высоких температурах, так как обеспечение стабильности смазочной пленки при высоких термических нагрузках очень важно. Поскольку эти требования не могут быть удовлетворительно описаны только одним методом испытания вязкости, SAE и ASTM были установлены предельные значения, приведенные в табл. 1.
В соответствии с этим перечнем, все классы вязкости масла могут быть описаны их минимальной кинематической вязкостью при 100 °С. Дополнительные пороговые значения динамической вязкости относятся к маслам, предназначенным для зимней эксплуатации, обозначенным буквой W. Эти значения определяются в имитаторах холодного прокручивания коленчатого вала (CCS) или в миниротационных вискозиметрах (MRV). Значения динамической вязкости, полученные методом CCS. являются критерием низкотемпературной текучести, причем высокая скорость сдвига может замаскировать кристаллизацию парафина. В MRV так называемую пороговую вязкость — макс. 60 000 мПа·с — определяют при температуре на 10 °С ниже — для гарантии того, что масляный насос не засасывает воздух. Высокотемпературная вязкость при высоких скоростях сдвига является дополнительным критерием оценки стабильности смазочной пленки в летних сортах масел. В принципе, моно- или всесезонные масла можно применять в зависимости от климата. Как отмечалось раньше, современные моторные масла — это всесезонные масла, низкотемпературные характеристики которых обозначены буквой W. В Центральной Европе 90% рынка моторных масел составляют всесезонные масла. Графическое описание вязкостно-температурных характеристик всесезонных масел схематически представлено на рис. 2. Производители автомобилей предусматривают применение в своих двигателях моторных масел с классом вязкости, соответствующим климату, посредством общих описаний и/или посредством допуска конкретных продуктов. На рис. 3 в качестве примера показаны рекомендации автомобилестроительной компании BMW. Спецификации на эксплуатационные характеристики В связи с тем что требования к эксплуатационным характеристикам моторных масел постоянно ужесточаются, ведущие автомобилестроительные компании рассматривают смазочные масла как конструктивные элементы двигателя и принимают требования к их качеству. В результате этого произошел качественный сдвиг на рынке моторных масел с отходом от обычных продуктов в сторону полусинтетических и синтетических композиций. Наряду с удорожанием, возросли также экономические и экологические требования к этим маслам. Эти требования включают в себя: • более продолжительный срок службы, несмотря на более высокие термические и механические нагрузки; • улучшенные характеристики по выбросам в атмосферу благодаря снижению расхода топлива; • cнижение выбросов твердых частиц, обусловленных маслами; • улучшение противоизносных свойств даже в жестких условиях эксплуатации. Моторные масла должны обладать топливосберегающим потенциалом и продолжительным сроком службы. В настоящее время сроки смены масла для легковых автомобилей находятся в пределах от 10 000 до 50 000 км пробега, а для грузовых автомобилей — от 30 000 до 100 000 км пробега. В будущем эти цифры должны возрасти. Ретроспективный анализ говорит о том, что на протяжении последних 50 лет этот показатель увеличивался. Как показано на рис. 4, расход масла на единицу энергии за этот период снизился в восемь раз. Роман Маслов.По материалам зарубежных изданий |
www.expert-oil.com
Вязкость масла для четырехтактных двигателей внутреннего сгорания
Знание того, какие процессы происходят под капотом вашего автомобиля, как взаимодействуют между собой различные компоненты силовой установки и как кинематическая вязкость смазки влияет на ресурс двигателя, будет полезно каждому автолюбителю.
Как и для большинства расходных компонентов автомобиля, для смазочных материалов также предусмотрена своя международная классификация.
Сообщество автомобильных инженеров (SAE) собирает и анализирует информацию об эксплуатации транспортных средств и вносит собственные стандарты, на которые ссылаются разработчики и производители смазочных материалов. Сообщество SAE появилось в начале прошлого века, к его рекомендациям прислушиваются все уважающие себя инженеры и не только автомобильной индустрии. Индекс SAE, который мы видим на упаковках, характеризует такой параметр как температурная вязкость моторного масла. Жидкие лубрикаторы способны менять свои физические свойства в широком диапазоне температур, поэтому с этим фактором всегда приходится считаться как автоконцернам, так и производителям моторных масел.
Существует таблица соответствия SAE в которой индексы сопоставляются температурным режимам. Различают режимы вязкости: высокотемпературный и низкотемпературный. Таблица приводит классы SAE начиная с 0W. Расшифровка двойного обозначения всесезонных масел, к примеру 10W-40, содержит следующую информацию:
Вязкость низкотемпературная данного масла:
- по значению «проворачивание»: 7000мПа*с при -25°С;
- по значению «прокачиваемость» 60000мПа*с при -30°С.
В-ость высокотемпературная:
- Минимальная 4.1 мм2/с при 100°С;
- Минимальная 2.9 мм2/с при 150°С (скорость сдвига 106с-1).
Подробная расшифровка индекса SAE дает специалисту нужные сведения о применимости данного масла в различных силовых установках, но рядовой автолюбитель в вопросе какой лубрикатор лить должен руководствоваться, прежде всего, указаниями производителей автомобиля.
Зная, что вязкость моторного масла это комплексная характеристика, которую описывает индекс SAE, многих автолюбителей интересует вопрос можно ли лить в двигатель масло синтетического производства? Индекс вязкости по SAE одинаково применим для синтетического и минерального масла. Какими бы превосходными химическими свойствами не обладала бы смазка, требования к ее физическим свойствам остаются в силе.
Производители автомобилей в руководстве по сервисному обслуживанию всегда указывают индекс моторного масла оптимальный для данного типа двигателя. Лить или не лить рекомендованный лубрикатор каждый решает сам, но рассмотрим ситуации, когда в моторе используется неподходящая смазка.
В зимнее время года владелец автомобиля заливает по ошибке масло, индекс которого SAE 40, предполагающий летнюю эксплуатацию. Пока двигатель был еще теплый, машина нормально заводилась и ехала. Утром, при температуре воздуха -35°С, водитель не смог завести автомобиль – стартер не смог прокрутить коленчатый вал даже на несколько оборотов и аккумулятор быстро разрядился.
Смазка синтетического происхождения настолько загустела на морозе, что для запуска двигателя потребовалось отбуксировать машину в отапливаемый бокс. После зарядки аккумулятора и замены на смазку соответствующую температуре, автомобиль нормально завелся и поехал, а водитель стал более внимателен, и теперь всегда читает аннотацию на этикетке прежде чем лить непроверенную жидкость в мотор.
Другой автолюбитель, забыв какой индекс масла нужен для его двигателя, залил смазку для спортивного мотора, решив, что хуже не будет, но оказался неправ.
Вязкость моторного масла для высокофорсированных ДВС имеет иную диаграмму температурных режимов. В таких моторах смазка должна прокачиваться с максимальной быстротой и создавать надежную защитную пленку на кольцах и поршнях при сравнительно высокой температуре и оборотах. Многие думают, что получат прирост мощности, но это не так. Если в рядовой «гражданский» двигатель лить спортивное масло, то есть большая вероятность его поломки. Чаще всего недостаточная толщина смазывающей пленки при малых зазорах пары цилиндр-поршень приводит к перегреву и заклиниванию последнего иногда даже с обрывом шатунов.
Есть одно хорошее наблюдение — если автомобиль длительное время и без проблем эксплуатировался на одной и той же марке моторного масла, то двигатель к нему как бы «привыкает», что особенно справедливо для старых машин с большим пробегом.
Отдельно следует отметить, что попадание воды в смазочную систему ДВС абсолютно недопустимо, т.к. приводит к образованию эмульсии, которая не способна столь же эффективно противостоять трению. К тому же вода резко снижает качество присадок, повышая кислотность, что в свою очередь приводит к коррозии и повышенному износу.
У каждого поршневого ДВС есть определенные изготовителем нормы допусков по зазорам между поршнем и стенками цилиндров. Эти нормы различаются для двигателей с разной степенью сжатия, ходом поршня и рабочим объемом. Этот зазор также учитывает также наличие смазочной пленки определенной толщины.
Кинематическая вязкость смазочных материалов это еще один значимый параметр, стандартизированный по ГОСТ 33-2000/ISO 3104-94. Эта физическая величина определяет насколько быстро будет истекать смазочный материал, сопротивляясь силам гравитации. Какой смысл знать, как быстро стекает смазка? В ДВС некоторых автомобилей подача смазки в цилиндры происходит за счет ее разбрызгивания движущимся коленвалом. Если масло будет слишком быстро стекать, то оно не обеспечит оптимальной защитной пленки на поверхности движущихся частей. Кинематическая вязкость определяется с помощью вискозиметра. Для смазочных материалов кинематическая характеристика измеряется при температуре 40 и 100°С. Достоверно установить свойства текучести возможно только в лабораторных условиях. Визуально можно только наблюдать, как меняется прозрачность масла в процессе эксплуатации и его уровень — ДВС в которых оно слишком быстро расходуется, загрязняется и меняет цвет требуют ремонта.
Кроме классификации по SAE, на смазочные продукты распространяются действующие стандарты Американского института нефти (API).
Вот расшифровка применяемых буквенных индексов этого стандарта:
- S- для сервисного(служебного) обозначения категорий масел для карбюраторных ДВС;
- С- для моторных масел используемых в дизельных двигателях;
- EC- масла для карбюраторных двигателей с высокой энергоэффективностью.
Подгруппы в категориях API помогают более точно определить предназначение смазки тому или иному типу транспортного средства с учетом года выпуска, типом двигателя и его мощности. Например, подгруппа API SA обозначает смазочные материалы без использования присадок, для двигателей старых моделей машин.
Рассмотрев такие параметры как кинематическая и температурная вязкость лубрикаторов ДВС, можно сделать выводы и получить ответ на главный вопрос — «что лить?».
Автоэксперт: Сергей Поздняков
Вам будет интересно
maslogsm.ru