Содержание
Обкатка двухтактного двигателя
Приобретя новую бензопилу (триммер, мотобур, генератор) с двухтактным двигателем у многих возникает желание провести «обкатку».
В понимании большинства «обкатка» производится для приработки деталей двигателя на холостых оборотах. Так вот такая обкатка современным двухтактным двигателям воздушного охлаждения не нужна!!! Даже более того — она противопоказана!
Попробуем обьяснить «почему???»
Двухтактный двигатель работает на смеси топлива: бензин, масло и воздух. При достижении рабочих оборотов (при полном газе, на открытой заслонке) масло в цилиндре сгорает полностью, не оседая на поверхностях цилиндра, поршня, глушителя. Если двигатель не выходит на рабочие обороты, то происходит накапливание несгоревшего масла. Вы даже можете увидеть что масло начинает вытекать из глушителя… И при длительной работе на холостом ходу, как это происходит при «обкатке» воздуха поступает мало, масло не сгорает, двигатель не охлаждается. Избыточное количество масла в воздушно-топливной смеси (на холостых оборотах в смесь подается мало воздуха, смесь «обогащенная») приводит к закоксовыванию выхлопного окна и образованию нагара на поршне.
В наш Сервисный центр периодически приносят косы (бензопилы) после такой обкатки. Степень тяжести проблем у всех разная: некоторых напугало то что потекло масло из глушителя и они прекратили обкатку. В этом случае — хозяин новой косы или пилы отделывается легким испугом))) Самое страшное когда новоиспеченный владелец двухтактного двигателя проводит обкатку на нескольких баках топлива (2-3), летом при температуре воздуха от 25С. Тут последствия могут быть как на фото выше. И хорошо если этот нагар не откололся и не произошел задир цилиндро-поршневой группы… А так тоже бывает.
И новоиспеченные владельцы новенькой косилки очень искренне удивлены что такие проблемы могли возникнуть, ведь они вроде все сделали правильно…
Следует обратить внимание для двигателя двухтактного генератора работа для освещения одной лампочки равносильно работе на холостых оборотах. Поэтому длительное использование генератора таким образом приводит к описанным выше последствиям. Двухтактному генератору не рекомендуется давать нагрузку менее 30% номинальной мощности.
Другие владельцы техники могут уверять Вас: «вот я обкатал — и у меня все отлично». Вы конечно можете им верить… Это ваше право. И вы даже можете сами обкатать таким способом…
Но правильная «обкатка» современного двухтактного двигателя это немного другое:
1. Обкатка — это работа двигателя во время которой все трущиеся детали притираются.
2. Обкатку НЕЛЬЗЯ проводить на холостых оборотах.
3. Время обкатки (притирки деталей) — это время за которое вы сожжете 1-2 топливных бачка вашего инструмента.
4. На время обкатки рекомендуется топливную смесь готовить с немного большим количеством масла. Если обычно вы используете смесь (рекомендует производитель, указано на бутылке с маслом) 1:50, то во время обкатки приготовьте смесь 1:40.
5. И самое главное! Работать (Внимание!!! Именно работать!!!) интрументом не перегружая двигатель! Если это пила, то пилить доски, горбыль или что-то подобное, а не валить дерево диаметром более трети длины шины. Если это косилка, то косить, используя триммерную головку с леской рекомендованного размера. Косить не высокую траву, а не кустарник по пояс. Если генератор — то не давать максимальную нагрузку.
6. При этом время работы без перерыва на период обкатки рекомендуется сократить и давать двигателю остывать.
После такой обкатки рекомендуется проверить все резьбовые соединения, подтянуть все то что ослаблено.
И важно! Если у вас возникли подозрения что ваш новый двигатель работает неправильно, карбюратор не развивает обороты или еще что-то подобное: не в коем случае не пытайтесь регулировать карбюратор самостоятельно. Несанкционированная попытка самостоятельного ремонта может привести к снятию инструмента с гарантийного обслуживания. Обратитесь в авторизированный Сервисный центр.
Инструкция по запуску и обкатке двухтактного двигателя
-
org/ListItem»>
- chevron_right
-
Cтатьи
- chevron_right
-
Инструкция по запуску и обкатке двухтактного двигателя
Главная
home
Дозировка и пропорции топливной смеси
Все двухтактные двигателя заправляются топливной смесью, пропорциями приблизительно 1:40 (1 единица масла к 40 единицам бензина) или, другими словами, 25 мл/см.куб масла на 1 л. бензина.
Приготовление топливной смеси для двухтактного двигателя: Для приготовления смеси можно воспользоваться прозрачной пластиковой емкостью, в нее влить 1/2 часть бензина, потом залить часть масла и перемешать. В получившуюся смесь долить остаток бензина и повторно перемешать. Готовую смесь влить в бак.
Важно:
- максимальный срок хранения смеси — до 2-х недель!
- смесь взбалтывать перед каждой заправкой
- если в процессе хранения цвет смеси изменился, иcпользовать не рекомендуется
- храните смесь в прохладном помещении с хорошей вентиляцией
Бензин: октановое число должно быть не меньше 90. (АИ 92 и выше). Можно использовать только чистый бензин, т.к. примеси имеют другую скорость, температуру и степень сгорания. Используйте “свежий” бензин, т.к. при хранении более одного месяца, он окисляется, и ухудшаются его свойства.
Масло: необходимо использовать двухтактное высококачественное масло для техники с высокими оборотами (10-15 тыс. об./мин., около 200 об./сек.). Масла, которые используются для мотоциклов или водной технике, не смогут обеспечить достаточного смазывания поршневой группы или деталей мотора.
Заправка
Для заправки воспользуйтесь лейкой, предварительно очистив место вокруг горловины во избежание попадания грязи в бак. Залейте смесь и закрывайте крышку бака. Процесс заправки или сливание смеси должен происходить в далеки от огня.
Обкатка двухтактного двигателя
Для правильной работы двигателя необходимо делать обкатку. В процессе обкатки детали притираются, зазоры становятся оптимальными и изделие (в данном случае мотор) будет на порядок дольше и лучше, чем мотор без обкатки. Первый бак смеси необходимо отработать в холостую (без нагрузки!), со сменой числа оборотов: холостой ход → обороты максимум. В дальнейшем, при первых нагрузках, используйте половину мощности, 50% (10 часов работы).
Хранение двухтактного двигателя
Перед хранением обязательно слейте остатки смеси. Храните в прохладных помещениях которые имеют вентиляцию.
Двухтактные двигатели используются очень обширно, среди садово-огородной техники это: мотокоса (мототриммер), газонокосилка, бензопила, мотопомпа, землебуры, воздуходувки, бензорезы, генераторы. В основном это техника до 5 кВт мощности.
Соблюдение перечисленных выше рекомендаций
продлит моторесурс бензомоторной техники во много раз.
С наилучшими пожеланиями,
ООО «Компания «Электромакс»
Надлежащая обкатка двигателя мотоцикла после восстановления
Toggle Nav
Поиск
Правильная обкатка двигателя не менее важна, чем правильный ремонт. Здесь мы рассмотрим контрольный список, чтобы ваша сборка работала долго, а также пошаговый процесс взлома.
Потратить время и деньги на ремонт двигателя вашего мотоцикла — это и ответственная работа, и достижение, которым можно гордиться. Ощущение поломки двигателя сразу после переборки тягостно и, скорее всего, вызовет смесь досады и разочарования.
Мы хотим помочь как можно большему количеству людей избежать этого чувства. Итак, мы составили контрольный список для вашего восстановления, за которым следует общая процедура обкатки двигателя, потому что ваш мотоцикл должен приносить радость и веселье в вашу жизнь, а не вырывать пряди волос из вашей головы.
Мы начнем с краткого обзора восстановления верхней части мотоцикла. Убедитесь, что эти важные шаги и меры предосторожности были приняты. Если вы обнаружите какие-либо несоответствия, стоит разобрать и перепроверить.
- Убедитесь, что у вас правильный зазор между поршнем и цилиндром.
Недавно цилиндр был расточен с требуемым зазором 0,0035 дюйма. Этот механический цех существует уже более 30 лет. Когда он был завершен, он выглядел более плотным. Он несколько раз протолкнул поршень через цилиндр и сказал: «Все в порядке». Его попросили проверить еще раз, от чего он отказался и сказал, что это правильно, и что он слишком занят. Вернувшись в магазин Brew Bikes, он был перепроверен, и разрешение было 0,0015 €. Да, слишком туго. Не верьте на слово, что зазор правильный, всегда проверяйте его дважды!
Всегда дважды проверяйте зазор между поршнем и стенкой.
- Правильно ли выполнена хонинговка цилиндра? Хонингование требуется после растачивания, а если цилиндр не растачивался, то все равно необходимо деглазуровать цилиндр для правильной приработки колец. Различные хонинговальные инструменты лучше использовать для разных целей, причем распространенными инструментами являются щеточные хонинговальные и гибкие хонинговальные инструменты. Безопасные абразивы и хонинговальные материалы зависят от отделки цилиндра, поэтому обратитесь за рекомендациями к руководству или в магазин цилиндров.
Убедитесь, что штриховка находится под углом 45 градусов. Надлежащая штриховка будет удерживать необходимое количество смазочного масла, позволяя кольцам и поршню прирабатываться. Слишком маленькая или слишком большая штриховка не позволит кольцам правильно приработаться и никогда не получить надлежащего уплотнения, для которого они были разработаны.
Прочтите наше полное руководство по подготовке цилиндров.
После надлежащего хонингования и удаления глазури на стенке цилиндра должна быть ровная штриховка под углом 45 градусов. - Если мотоцикл двухтактный, не забудьте скосить порты. Если у него есть перемычка в выпускном отверстии, для большинства поршней требуется разгрузка этой области. ПРОЧИТАЙТЕ технические характеристики поршня, и если вы не понимаете, обязательно обратитесь в Wiseco за техническими характеристиками.
Прочтите наше руководство по разгрузке выпускного моста в двухтактных цилиндрах.
Важнейшим этапом подготовки двухтактного цилиндра является снятие кромки порта и выпускного патрубка. Это поможет обеспечить плавную работу поршня и колец и предотвратить ускоренный износ колец. - Убедитесь, что кольцевой зазор соответствует спецификации. Не думайте, что это правильно, проверьте.
Всегда дважды проверяйте зазор в конце кольца. С компрессионным кольцом в цилиндре измерьте торцевой зазор с помощью щупа, чтобы убедиться, что он соответствует спецификациям, указанным в инструкциях к поршню.
- Правильная очистка цилиндра. Прежде чем приступить к очистке, убедитесь, что области прокладок чистые и на них нет остатков прокладок или герметиков. Сначала используйте чистящий растворитель щеткой, а затем снова тряпкой. Этого недостаточно, и вам нужно будет мыть мыльным раствором и водой. Используя чистую тряпку, вы будете поражены тем, сколько песка от хонингования все еще осталось в цилиндре.
Не забудьте также очистить поршень.
Тщательная очистка цилиндра перед восстановлением имеет решающее значение. Убедитесь, что весь старый материал прокладки удален, и используйте двухэтапный процесс очистки растворителем с помощью щетки и тряпки, а затем с мылом и водой. Когда цилиндр чистый и сухой, вы сможете протереть стенку цилиндра чистой тряпкой и не увидите остатков хонинговального материала.
- Затем перед сборкой нанесите большое количество монтажной смазки на цилиндр и поршень. Не забудьте смазать поршневой палец и подшипник вместе с кольцами.
Сборочная смазка на поршне, кольцах, цилиндре, пальце и подшипнике важна для правильной обкатки.
- Многие кольца имеют верхнюю сторону для надлежащего уплотнения. Дважды проверьте это и убедитесь, что правильное кольцо находится на правильной посадке на поршне. Опять же, прочитайте инструкцию, которая шла с поршнем.
Маркировка поршневых колец различается, но при установке на поршень маркировка всегда должна быть направлена вверх.
- Прокладки и их качество играют важную роль при восстановлении двигателя. Если прокладка толще оригинальной, это может привести к потере мощности. Что еще хуже, прокладка тоньше, чем оригинал, приведет к меньшей высоте деки (зазор между поршнем и головкой). Этот уменьшенный зазор может привести к тому, что поршень соприкоснется с головкой, что приведет к необратимому повреждению. После установки прокладок убедитесь, что при сборке поршня в цилиндре зазоры в кольцах находятся в правильном положении. Проверьте руководство по эксплуатации вашего двигателя на предмет правильного размещения поршневых зазоров. Затем установите головку.
- Многие производители мотоциклов имеют желаемую последовательность затяжки гаек головки. При этом обратитесь к их процедурам. Большинство компаний указывают номинальный крутящий момент головной гайки, при этом шайбы, гайки и шпильки должны быть чистыми и сухими. Это означает, что если вы используете масло или резьбовой герметик, шпильки будут подвергаться чрезмерному напряжению из-за чрезмерного затягивания головных гаек.
От этого пострадали двигатели. Теперь вы знаете, следуйте рекомендациям производителя двигателя!
Независимо от типа двигателя мотоцикла, с которым вы работаете, должна быть определена последовательность затяжки и момент затяжки для головных гаек. Обратите особое внимание на спецификации в руководстве, так как они имеют решающее значение для предотвращения повреждений и для правильной работы. - Используйте подходящее моторное масло и долейте его до необходимого уровня. Топливо, которое вы используете, должно быть свежим и иметь надлежащее октановое число. Если у вас двухтактный двигатель, смешивайте до правильного соотношения топливо/масло. Почти для любого 2-тактного двигателя, будь то старинный или новый, очень распространена смесь топлива и масла 32: 1, но рекомендуемое соотношение можно найти в руководстве. Это важно не только для смазки поршней, но и для подшипников кривошипа и уплотнений.
После того, как вся эта работа была проделана, и вы уверены в восстановлении, что еще может пойти не так?
ПРАВИЛЬНАЯ ОБКАТКА ДВИГАТЕЛЯ!
При притирке поршня и колец может произойти так много ошибок, что приводит к тому, что кольца не герметизируются должным образом и/или поршень заедает. У многих строителей есть свои собственные процедуры, но большинство из них используют термоциклирование для обкатки двигателей.
Используйте эту процедуру обкатки в качестве руководства для вашего следующего свежего верха:
- Важно спросить себя, используется ли в восстановленном двигателе тот же карбюратор, воздухоочиститель, выхлопная система, распредвал, компрессия или 2-тактный, такая же конфигурация порта? Любые изменения могут привести к тому, что топливно-воздушная смесь станет либо слишком богатой, либо слишком обедненной, что приведет к повреждению двигателя. Если ваш двигатель с впрыском топлива и находится в хорошем рабочем состоянии, ЭБУ и О 2 Датчик должен поддерживать правильный состав топливно-воздушной смеси. Если у вас есть доступ к датчику воздуха/топлива или, если у вас двухтактный двигатель, к датчику EGT (температуры выхлопных газов), проверьте смесь воздуха/топлива. Даже при использовании этих инструментов показания свечей зажигания по-прежнему рекомендуются.
Показания свечей зажигания — верный способ узнать, работает ли ваш двигатель на слишком обедненной или слишком богатой смеси. Мы рассмотрим более подробно в следующей статье, но обычно пробка будет выглядеть белой, когда она слишком бедная, и темно-коричневой или черной и влажной, когда она слишком богатая.
- При первом запуске держите двигатель чуть выше холостого хода и дайте ему несколько оборотов вверх и вниз. Это включение и выключение RPM ломает поршень и звенит равномерно на впускной и выпускной сторонах. При воздушном охлаждении, как только двигатель нагреется настолько, что становится слишком горячим для прикосновения, выключите двигатель. При водяном охлаждении, как только температура охлаждающей жидкости двигателя начнет повышаться, выключите двигатель. Этот первоначальный разогрев занимает всего пару минут.
- Теперь подождите несколько минут, пока двигатель не станет слегка теплым на ощупь, повторите пункт 2, дав двигателю немного нагреться.
Обязательно держите обороты двигателя выше обычного холостого хода и медленно повышайте и понижайте обороты. Дайте ему снова остыть, пока он не станет слегка теплым на ощупь.
- На этот раз запустите и дайте поработать дольше, пока температура двигателя не приблизится к рабочей. При воздушном охлаждении убедитесь, что у вас есть вентилятор, нагнетающий воздух спереди. Теперь вы можете увеличить обороты немного выше, убедившись, что не удерживаете их на устойчивых оборотах, а увеличиваете и уменьшаете обороты.
- Дайте двигателю полностью остыть. Проверьте уровни всех жидкостей, чтобы убедиться в отсутствии утечек моторного масла или охлаждающей жидкости двигателя, если он имеет водяное охлаждение. После того, как двигатель остынет, сделайте показания пробки, чтобы убедиться, что он не работает на обедненной смеси. Поскольку двигатель проработал несколько тепловых циклов, прокладки могли сжаться. ОЧЕНЬ ВАЖНО убедиться, что двигатель полностью остыл, а затем проверить затяжку гаек головки блока цилиндров.
В большинстве случаев гайки велосипедной головки требуют повторной затяжки. НЕ затягивайте слишком сильно; просто затяните в соответствии со спецификацией производителя, как вы это делали при сборке двигателя.
- Затем прогрейте двигатель в течение пары минут, как и в других процедурах. Ехать на велосипеде, раскручивая двигатель до нормальных оборотов для езды. УБЕДИТЕСЬ, что НЕ держите обороты двигателя слишком низкими и не тяните двигатель. Эти низкие обороты на самом деле создают гораздо большую нагрузку на детали двигателя. Если это мотоцикл для бездорожья, лучше всего ехать по треку из-за высоких и низких оборотов двигателя. Не бойтесь запускать его в обычном режиме. Если это дорожный велосипед, извилистая дорога лучше всего подходит из-за повышения и понижения оборотов, это обязательно! Не тяните двигатель и не двигайтесь по открытой трассе, которая поддерживает устойчивые обороты двигателя. Эта первая начальная поездка займет всего около 5 минут. Дайте двигателю остыть, пока вы не сможете прикоснуться к двигателю.
- Выполните ту же процедуру, что и выше, но на этот раз в течение 10 минут.
- Это будет ваша последняя попытка взлома. Следуйте описанной выше процедуре и бегите в течение 15 минут.
- Пришло время снова дать двигателю полностью остыть. Проверьте жидкости, как вы это делали раньше, после того, как двигатель полностью остынет, и сделайте еще одно измерение свечи зажигания. Пришло время еще раз проверить гайки головки блока цилиндров на предмет надлежащего момента затяжки. Иногда дополнительная затяжка не требуется, но не пугайтесь, если вам это нужно, потому что это нормально.
После остывания двигателя еще раз проверьте все жидкости, включая охлаждающую жидкость и уровень масла.
В это время кольца и поршень должны быть обкатаны. Выходите и катайтесь. Первые несколько раз следите за тем, чтобы двигатель не перегревался, но время вашей поездки не ограничено. Никогда не помешает еще раз измерить свечи зажигания и перепроверить гайки головки после первой долгой поездки. Наслаждайтесь поездками и будьте в безопасности!
АВТОРСКИЕ ПРАВА © 2022 WISECO PERFORMANCE PRODUCTS. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ. WISECO PERFORMANCE PRODUCTS ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ СЕМЕЙСТВА БРЕНДОВ-ПОБЕДИТЕЛЕЙ ГОНОК
Как обкатать двухтактный двигатель мотоцикла для бездорожья, чтобы добиться максимальной эффективности
Вы только что восстановили или планируете восстановить свой топовый двухтактный мотоцикл для бездорожья? Первые 30 минут являются наиболее важными, если вы хотите, чтобы двигатель работал хорошо и работал как можно дольше.
В этой статье я покажу вам стандартную процедуру обкатки двухтактного двигателя. От правильного соотношения масла до настройки его для повышения мощности и надежности, это будет работать на Yamaha, Honda, KTM или любом двухтактном мотоцикле для бездорожья.
Отказ от ответственности: это шаги, которые я лично предпринимаю на своих мотоциклах для бездорожья. При этом я не несу ответственности за любой ущерб или несчастный случай, которые могут произойти в результате ваших собственных действий.
Восстановление топовой модели
Еще до обкатки двигателя вы должны знать, что при установке новой топовой модели нужно помнить о некоторых вещах.
На этих двигателях нет кулачков или цепи привода ГРМ.
Не забудьте нанести немного масла для двухтактных поршней на поршневой палец, чтобы предотвратить его повреждение при первом запуске.
Убедитесь, что все шпильки и гайки цилиндра и двигателя правильно затянуты. Используйте звездообразный узор, чтобы предотвратить деформацию при затягивании.
Также замените любые уплотнительные кольца или шайбы, которые повреждены или протекают.
Использование правильного соотношения компонентов масляной смеси
Возможно, что при первом запуске двигателя после капитального ремонта в нем слишком много масла, поэтому из вашего гаража не должен поступать сигнал дыма.
С учетом сказанного, использование немного большего количества масла в соотношении газо-масляной смеси поможет смазать свежий поршень, кольца и цилиндр. Это поможет в герметизации, чтобы повысить компрессию, когда двигатель «обкатывается» или «сидит».
Правильно ли вы летите?
Стремление всегда очень важно. Слишком богатая струя загрязнит свечи и не позволит кольцам правильно сесть. Это приведет к меньшей мощности из-за более низкой степени сжатия.
Но, если струя слишком бедная, то, скорее всего, она будет заболачиваться. Бедная смесь также станет слишком горячей и в конечном итоге начнет плавить верхние части.
Свежая свеча
Начать работу со свежей свечой легко и дешево, но о ней легко забыть. Использование старой свечи зажигания, даже если она работала раньше, просто повышает вероятность того, что двигатель не будет работать так, как должен, при первом запуске.
Первый запуск
Первые 10-15 минут работы двигателя являются наиболее важными. Здесь вы можете получить или потерять наибольшую потенциальную силу.
Не запускайте двухтактный мотоцикл для бездорожья после ремонта, если вы действительно не готовы к работе с двигателем.
Почему я говорю это из предосторожности? Потому что я видел довольно много людей за эти годы, которые просто запускали его и давали ему поработать на холостом ходу или разгоняли его на нейтрали, а затем выключали.
Двигатель не «нагружается», если вы вращаете его на нейтральной передаче. Нагрузка на двигатель необходима для надлежащего уплотнения поршневых колец.
Прогрев
Как уже говорилось в другой моей статье, прогрев двигателя внедорожного мотоцикла необходим, если вы хотите, чтобы он прослужил долго. Это особенно важно для его правильной приработки.
Слишком быстрый нагрев значительно повышает вероятность повреждения поршня и цилиндра.
Запустите его и дайте ему поработать на холостом ходу не менее 1 минуты, время от времени щелкая дроссельной заслонкой, чтобы он не «заливался» маслом и потенциально не засорял свечу зажигания.
Через 1-2 минуты можно начинать ездить на малых оборотах и при открытой дроссельной заслонке. Обычно я езжу так хотя бы несколько минут, пока двигатель не станет красивым и горячим.
Насколько сложно и как скоро?
Итак, теперь мы подошли к вопросу на миллион долларов. Вы ломаете его медленно или быстро?
Я провел много исследований за эти годы, и теперь я всегда делаю это, когда перестраиваю топовый автомобиль.
После того, как двигатель как следует прогреется, я начинаю быстрее ускоряться и замедляться на разных передачах. В течение 15 минут я полностью открываюсь, если двигатель работает хорошо и имеет хороший отклик на газ.
Если есть заболачивание или разбрызгивание, то струйная обработка нуждается в некоторой настройке.
Предупреждение:
Если вы разгоняете WOT на всех передачах, не замедляйтесь, не выжав сцепление или не нажав педаль газа при замедлении.
Почему? Если двигатель остается на высоких оборотах (когда вы отпускаете дроссельную заслонку на 5-й или 6-й передаче), а дроссельная заслонка остается закрытой, то в нем может закончиться достаточное количество масла для обеспечения надлежащей смазки стенки цилиндра. Это приведет к большему трению и нагреву и может привести к заклиниванию двигателя, если вы будете делать это достаточно долго.
Увеличение нагрузки на двигатель по мере увеличения продолжительности поездки приведет к тому, что поршневые кольца будут прижиматься к стенке цилиндра, обеспечивая максимальное сжатие.
Это означает, что езда по песку или в гору облегчит задачу, поскольку двигателю придется работать тяжелее.
Кроме того, использование торможения двигателем (то, что есть у двухтактного двигателя) поможет герметизировать другую сторону поршневого кольца. Это означает понижение передачи при замедлении. Просто не забывайте нажимать на педаль газа, чтобы топливная смесь не поступала в цилиндр.
Я продолжаю делать это вместе с обычной ездой по пересеченной местности в течение не менее 15-20 минут.
После этого я обычно сливаю масло, чтобы убедиться, что в коробку передач не попали загрязнения или металл (поскольку она отделена от двигателя в 2-тактном двигателе).