Перегрев двигателя нива: ВАЗ 21213 | Перегрев двигателя

ВАЗ 21213 | Перегрев двигателя

ВАЗ 21213

Сервисное обслуживание и эксплуатация

Руководства → ВАЗ → 21213 (Нива)

5.1.9. Перегрев двигателя

При работе двигателя исправная система охлаждения поддерживает оптимальный
температурный режим. Нарушения в работе системы охлаждения могут привести к
перегреву двигателя. Если пропустить этот момент, могут возникнуть неприятные
последствия: пробой прокладки головки блока, коробление головки и, как следствие,
сложный ремонт двигателя. На приборной панели любого автомобиля находится указатель
температуры охлаждающей жидкости. Если двигатель перегревается, стрелка указателя
приближается к красной зоне. К сожалению, мы не всегда вовремя обращаем внимание
на этот прибор и догадываемся о перегреве двигателя, только когда замечаем появившийся
из-под капота пар или даже слышим его свист.

Проверка системы охлаждения


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

При первых признаках перегрева, если стрелка указателя температуры ушла в красную
зону, но из-под капота не вырываются клубы пара, полностью откройте кран отопителя
и воздушную заслонку управления притоком воздуха, включите электродвигатель
отопителя на максимальную скорость.

Включите аварийную сигнализацию, выжмите педаль сцепления и, используя инерцию
автомобиля, постарайтесь осторожно переместиться к краю проезжей части и остановиться
как можно правее у обочины, а если возможно — за пределами проезжей части. Дайте
двигателю поработать пару минут на нормальной частоте вращения холостого хода
с включенным на полную мощность отопителем.

Предупреждение

Не останавливайте двигатель
сразу! Единственное условие — сохранение герметичности системы охлаждения. Если
лопнул или соскочил шланг или образовалось другое место утечки кроме выбивания
жидкости из-под пробки расширительного бачка, двигатель придется остановить
немедленно!

После остановки перегретого двигателя начинается местный перегрев охлаждающей
жидкости в местах контакта ее с наиболее теплонапряженными деталями двигателя
и образование паровых пробок. Это явление называется “тепловым ударом”.

Остановите двигатель. Учтите, что перегретый двигатель не может сразу остановиться
после выключения зажигания и продолжает работать за счет так называемого псевдокалильного
зажигания. Такая работа вредна для двигателя, поэтому следует остановить его
принудительно, либо плавно нажав до пола педаль “газа”, либо включив любую передачу
при выжатом сцеплении, а затем нажав на тормоз и отпустив сцепление.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ























1. Откройте капот и осмотрите подкапотное пространство.
Определите, откуда вырывается пар.


Предупреждение

Никогда не открывайте пробку расширительного бачка сразу. Жидкость
в системе охлаждения находится под давлением, при открытии пробки
давление резко упадет, жидкость закипит и ее брызги могут вас ошпарить.
Если вы хотите открыть пробку радиатора на горячем двигателе, предварительно
накиньте сверху плотную толстую тряпку и только после этого осторожно
поворачивайте пробку.


2. При осмотре двигателя обратите внимание на наличие охлаждающей
жидкости в расширительном бачке, на целость резиновых шлангов, радиатора,
термостата.

 

3. Загляните под передние коврики в салоне автомобиля —
нет ли под ними течи или следов охлаждающей жидкости, вытекающей
из радиатора или крана отопителя.



Обнаружили течь?


Нет: см. п. 5

4. Лопнувший шланг можно временно восстановить с помощью
липкой ленты. Течь радиатора, термостата или отопителя довольно
сложно устранить на месте, поэтому в такой ситуации необходимо долить
в систему охлаждения воду и при движении внимательно следить за
указателем температуры, периодически восстанавливая уровень в системе
охлаждения.


Предупреждения

Длительное использование воды вместо тосола приводит к образованию
накипи в системе охлаждения двигателя, ухудшению его охлаждения
и, как следствие, сокращению ресурса.

Никогда не доливайте холодную воду в перегретый двигатель. Двигатель
должен остыть с открытым капотом в течение минимум 30 минут.


5. Пока двигатель не остыл, включите зажигание и убедитесь,
что электровентилятор системы охлаждения вращается.



Вращаются лопасти вентилятора?


Да: см. п. 13

 

6. Проверьте, исправен ли датчик, включающий электродвигатель
вентилятора. Для проверки снимите с клемм датчика, установленного
в радиаторе, два провода и соедините их между собой. Включите зажигание.



Вращаются лопасти вентилятора?


Нет: см. п. 8

 

7. Доведите уровень жидкости в системе охлаждения до нормы,
изолируйте наконечники проводов, чтобы они не замкнули на “массу”.
Электродвигатель вентилятора при этом будет работать постоянно.
Некоторое время это допустимо, но при первой возможности замените
датчик в радиаторе на исправный, а разбавленный водой тосол — на
новый, так как температура замерзания такого “коктейля” гораздо
выше.

8. Если вентилятор не включается при замыкании проводов,
идущих к датчику, то причинами могут быть перегоревший предохранитель,
неисправное реле включения или сгоревший электродвигатель. Замените
предохранитель №5 (монтажный блок типа 2114–3722010–60) или №4 и
8 (монтажный блок типа 17.3722).



Совет


Номера предохранителей можно проверить по обозначениям на крышке
монтажного блока.

Для проверки результата проведенной замены замкните между собой
два провода, подсоединенных к датчику включения вентилятора, и включите
зажигание.



Электродвигатель заработал?


Нет: см. п. 10

9. Счастливого пути!

 

10. Для проверки электродвигателя возьмите два дополнительных
провода и подайте питание на него непосредственно от аккумуляторной
батареи. Провода должны быть надежно закреплены и изолированы.


Предупреждения

Не допускайте замыкания проводов между собой!

Обратите внимание на полярность подключения: электродвигатель должен
вращаться так, чтобы вентилятор нагнетал воздух через радиатор на
двигатель, а направления образуемого потока воздуха и набегающего
(путевого) потока совпадали.




Электродвигатель заработал?


Нет: см. п. 12

11 Обратитесь на автосервис для проверки электропроводки
или замены реле включения вентилятора системы охлаждения.

12. Обратитесь на автосервис для проверки электропроводки
или замены электродвигателя вентилятора системы охлаждения.

 

13. Двигатель может перегреться в случае выхода из строя
термостата, который регулирует прохождение потока жидкости в системе
охлаждения через радиатор или мимо него (для ускорения прогрева
холодного двигателя).

14. Для проверки термостата нужно на прогретом двигателе
проверить на ощупь температуру верхнего и нижнего шлангов, соединяющих
двигатель с радиатором. Если нижний шланг радиатора холодный — термостат
неисправен, циркуляции через радиатор нет.

 


Советы


Большую роль в обеспечении оптимального температурного режима играет
клапан пробки расширительного бачка. Он поддерживает в системе избыточное
давление не менее 0,1 МПа (1,1 кгс/см2). При этом температура
кипения воды повышается до 120°С, а тосола до 130°С. К сожалению,
при заклинивании клапана в закрытом положении при перегреве возникает
значительное превышение избыточного давления [более 0,2 МПа (2 кгс/см2)],
что может привести к разрыву расширительного бачка или срыву одного
из шлангов. Поэтому раз в год пробку расширительного бачка необходимо
промывать проточной водой, а клапан проверять на отсутствие залипания
нажатием пальца. При наличии сомнений замените пробку.

Очевидно, что если на перегретом двигателе снять пробку расширительного
бачка и по времени это действие совпадет с “тепловым ударом”, вскипание
жидкости и образование воздушных пробок в системе охлаждения будет
гарантировано.

Раз в год промывайте ячейки радиатора водяной струей высокого давления
(на специальной мойке), направляя струю сначала навстречу набегающему
воздушному потоку, а затем по его направлению для удаления с поверхности
радиатора грязи, налипших насекомых и дорожного мусора. При этом
частично восстанавливается эффективность радиатора.

Причины перегрева двигателя Шевроле Нива: порядок устранения

Содержание статьи

  • 1 Выявляем причины: почему греется нива
  • 2 Способы восстановления неисправностей
  • 3 Радиатор
  • 4 Термостат
  • 5 Течь
  • 6 Помпа
  • 7 Воздушные пробки
  • 8 Крышка РБ
  • 9 Электрооборудование

Перегрев двигателя Шевроле Нива не менее опасен, чем для остальных автомобилей.

Выделяются три степени по продолжительности движения в «красной» зоне индикатора температуры охлаждающей жидкости (далее – ОЖ):

  1. До 5 минут.
  2. 5-20 минут.
  3. Свыше 20 минут.

Мгновенная остановка помогает обойтись без последствий. При этом важно сразу не глушить ДВС, а дать поработать в течение нескольких минут без нагрузки. В противном случае может заклинить циркуляционный насос, и температура подскочит на 5-10 градусов.

II и III степень перегрева требуют тщательной диагностики мотора с возможным капитальным ремонтом.

Выявляем причины: почему греется нива

При эксплуатации Chevrolet Niva наиболее вероятны следующие причины перегрева двигателя:

  1. Загрязненный радиатор изнутри и снаружи снижает эффективность охлаждения поступающего холодного воздуха.
  2. Заклинивание термостата или неполное его открытие не позволяют ОЖ после нагрева начать циркуляцию по большому кругу.
  3. Повреждение радиатора или шлангов являются причиной снижения уровня тосола.
  4. Заклинивание помпы уменьшает скорость движения ОЖ либо полностью останавливает ток. Иногда фиксируются случаи проворачивания шкива внутри крыльчатки.
  5. Воздушные пробки вызывают закупоривание магистрали, делают невозможным равномерное течение антифриза. Возникают такие неисправности вследствие попадания выхлопных газов из головки блока цилиндров (далее – ГБЦ), широкой температурной дельты между радиатором и рубашкой блока.
  6. Негерметичная крышка расширительного бачка (далее – РБ) препятствует сохранению давления в системе, благодаря чему снижается температура кипения тосола.
  7. Сбой электрооборудования. Неудовлетворительное состояние датчика температуры охлаждающей жидкости, вентиляторов и проводки приводят к несвоевременному их срабатыванию.

Способы восстановления неисправностей

В большинстве ситуаций восстановительный ремонт не применим к охлаждающему контуру Шевроле Нива – вопрос решается за счет установки новых деталей.

Радиатор

Выявить забитые соты поможет тест с помощью ведра воды. Включите кондиционер на полную мощность и попросите кого-нибудь плеснуть жидкость на радиатор. Как только его температура принудительно понижена, из воздуховодов подует более холодный воздух.

Профилактическую чистку рекомендуется проводить каждые 2 года.

Внутренние загрязнения удаляются с помощью специализированных промывочных составов.

Термостат

О неправильной работе термостата свидетельствуют:

  • одновременный прогрев верхнего и нижнего патрубков радиатора – открытое положение;
  • температура нижней трубки меньше или вовсе не поднимается после достижения 80 ºС – заклинивание в закрытом или полуоткрытом состоянии.

Течь



Сорванные шланги, течи и прочие неисправности способны в течение короткого времени осушить контур охлаждения. При этом процесс способен происходить как с клубами пара, так и без видимых проявлений.

Временно восстановить работоспособность можно с помощью изоленты и холодной сварки. Использование составов для герметизации радиаторов не рекомендуется ввиду высокого риска закупоривания внутренних трубок.

При отсутствии антифриза допускается заливка дистиллированной воды с постоянным контролем температуры ДВС.

Помпа

Выходу из строя циркуляционного насоса предшествует появление свиста подшипников. Если он неожиданно прекратился, и произошел скачок температуры – налицо заклинивание. Нередки также случаи подтекания антифриза без звуковых проявлений.

Воздушные пробки

Основная причина появления воздуха в системе – пробой прокладки ГБЦ или появление трещины в блоке.

Наличие проблемы подтверждает:

  • пульсирующая струя обратного тока ОЖ в расширительный бачок, поднимающиеся со дна пузырьки газа;
  • появление белой эмульсии в масле;
  • постоянно плавающая температура силовой установки.

Крышка РБ



Герметичность пробки так же важна, как и ее способность вовремя стравливать давление (выше 1,2 атм). Несрабатывание клапана приведет к разрыву патрубков и радиаторов ДВС, а также печки.

Электрооборудование

В случае закипания двигателя нелишним будет измерить сопротивление датчика температуры ОЖ.

Существенные отклонения от значений, представленных в таблице, сигнализируют о необходимости замены.

Надежную информацию при исправном ДТОЖ позволяет получить подключенный к нему бортовой компьютер.

Видео часть 1

Видео часть 2

5 причин, по которым двигатель вашего автомобиля может перегреваться

Перейти к основному содержанию

9 мая 2019 г.

Перегретый двигатель нельзя игнорировать. Тепло, выделяемое при сгорании, настолько сильное, что может расплавить и деформировать сам блок двигателя, что приведет к огромным повреждениям. Если двигатель вашей Toyota начинает перегреваться, самое главное, что нужно сделать, это остановиться и выключить двигатель, как только это станет безопасно. Затем обязательно отбуксируйте свой автомобиль в авторизованный сервисный центр Toyota.

Как правило, перегрев двигателя означает неисправность системы охлаждения. Ведь эта система предназначена для отвода лишнего тепла от двигателя. Ниже приведены пять основных проблем, которые могут возникнуть в этой системе.

5. Неисправный термостат

Термостат предотвращает попадание охлаждающей жидкости в двигатель, пока двигатель не прогреется. Это означает, что ваш автомобиль может быстрее достичь рабочей температуры. Однако, если термостат сломан, он может не открываться и не пропускать охлаждающую жидкость, когда это необходимо.

4. Поврежденный водяной насос

Охлаждающая жидкость представляет собой смесь воды и антифриза (предохраняет воду от замерзания при низких температурах). Итак, водяной насос прокачивает охлаждающую жидкость через двигатель, где она поглощает дополнительное тепло. Проблема с водяным насосом означает, что поток охлаждающей жидкости может быть нарушен или может вообще не течь.

3. Низкий уровень или загрязнение охлаждающей жидкости

Конечно, даже если водяной насос работает, это не принесет большой пользы, если с самой охлаждающей жидкостью что-то не так . Если в системе его недостаточно, охлаждение двигателя будет недостаточным. И если в охлаждающей жидкости есть загрязнители, она не будет работать так же эффективно и может не поглощать столько тепла.

2. Плохие шланги

Шланги — это то, через что проходит охлаждающая жидкость, когда она проходит между двигателем и радиатором. Поврежденные, треснувшие, ослабленные или засоренные шланги могут привести к утечке охлаждающей жидкости или просто препятствовать ее протеканию.

1. Поврежденный радиатор

Радиатор — это то место, куда охлаждающая жидкость направляется для охлаждения. Поэтому, если радиатор поврежден, охлаждающая жидкость может оставаться слишком горячей. Есть много вещей, которые могут пойти не так с радиатором. Например, мог сгореть вентилятор радиатора или сам радиатор получил физические повреждения в результате аварии. Хотя радиаторы иногда можно отремонтировать, обычно рекомендуется их заменить.

  1. Capitol Toyota

    783 Auto Group Avenue
    Salem, OR 97301

    • Sales: (888) 459-7024

Map data ©2019 Google

Map data ©2019 Google

Условия использования

Карта

Спутник

Контакт

Капитолий Тойота

783 Авто Групп Авеню Не

Направления
Салем, Орегон 97301

  • Продажи: 503-399-1011
  • Сервис: 503-399-1011
  • Запчасти: 503-399-1011
  • Специальные услуги

  • Скидки на запчасти

Почему мой автомобиль перегревается и что я могу сделать?

Автор: Дина Склар и

Обновлено: 29. 11.2021

Из книги: Авторемонт для чайников, 2-е издание

Авторемонт для чайников, 2-е издание

Посмотреть книгу Купить на Amazon

Автомобили чаще всего перегреваются в очень жаркую погоду. Это редкость для современных автомобилей, но даже хорошо настроенный автомобиль может перегреться. Хотя жаркая погода является наиболее распространенной причиной перегрева, многие другие факторы могут вызвать ту же проблему. Если ваш автомобиль перегревается в пробке в нормальную погоду, причиной может быть одна из следующих причин:

  • Низкий уровень воды и охлаждающей жидкости и воды в радиаторе.
  • Утечка в системе охлаждения.

Оказавшись в безопасном месте, вы захотите выполнить устранение неполадок перегрева автомобиля.

Всегда будьте в безопасности при работе с автомобилем. Ознакомьтесь с этими правилами безопасности при ремонте автомобилей, чтобы избежать серьезных травм.

Охлаждение перегретого двигателя

Если вы оказались в пробке с частыми остановками или поднимаетесь по крутому склону в очень жаркий день, а индикатор температуры на приборной панели начинает повышаться или загорается индикатор неисправности, вот как помочь вашему автомобилю снова остыть:

  • При первых признаках перегрева выключите кондиционер и откройте окна: Это снижает нагрузку на двигатель и помогает ему остыть.

  • Если вы продолжаете перегреваться, включите обогреватель и вентилятор: При этом тепло от двигателя передается в салон автомобиля. (Это творит чудеса с вашим перегретым двигателем, но очень мало для вас!)

  • Если вы остановились в пробке, а стрелка указателя температуры поднимается, переключитесь в нейтральное положение или в положение «Парковка» и немного прибавьте обороты двигателю: Это увеличивает скорость водяного насоса и вентилятора, в результате чего через радиатор проходит больше жидкости и воздуха. Усиленная циркуляция воздуха и жидкости способствует охлаждению.

  • Старайтесь не ездить на тормозах: В пробках с частыми остановками ползите медленно, чуть больше холостого хода, вместо того, чтобы двигаться вверх, а затем многократно тормозить. Тормозное сопротивление увеличивает нагрузку на двигатель и заставляет его нагреваться. Если трафик ползет, двигайтесь вверх только тогда, когда расстояние между вами и транспортным средством перед вами становится слишком большим.

  • Если вы думаете, что ваш автомобиль вот-вот закипит, сверните на правую сторону дороги, откройте капот и сидите там, пока все не остынет. Помните, что при таких обстоятельствах не открывайте крышку радиатора, и если ваш двигатель закипел, не добавляйте воду, пока двигатель снова не остынет.

  • Если вы не можете обнаружить утечки в системе охлаждения, возможно, ваш термостат неисправен. Очевидно, что вы не можете заменить термостат на обочине дороги. Между тем, если вы можете припарковаться и безопасно добраться до термостата, вы можете исключить эту неисправность как возможность. Подождите, пока двигатель полностью не остынет, и снимите старый термостат и снова подсоедините шланги без него. Если двигатель запускается и работает без термостата, возможно, старый сломался.

    Если вам необходимо долить воду, когда двигатель еще немного теплый, добавляйте воду медленно, когда двигатель работает в нейтральном положении или в режиме парковки.

Устранение перегрева двигателя

Первым признаком перегрева автомобиля является то, что стрелка указателя температуры переходит в зловещую красную зону, или индикатор неисправности «Проверьте двигатель» или «Температура» на приборной панели излучает зловещее свечение. Оставшись один, жидкость в радиаторе со временем закипает, а из-под капота валится пар.

Если ваш автомобиль часто перегревается и постоянно теряет охлаждающую жидкость, проблема может заключаться в негерметичности системы охлаждения. Если ваш автомобиль перегревается в нормальную погоду и при движении, вам может потребоваться долить жидкость в систему, заменить термостат, отрегулировать или заменить ремень вспомогательного оборудования или проверить водяной насос.

Первое, что нужно проверить, если ваш автомобиль часто перегревается, это герметичная крышка. Иногда прокладка на крышке портится и пропускает давление, из-за чего система охлаждения выходит из строя. Большинство сервисных станций могут проверить вашу кепку и сказать, в хорошем ли она состоянии.

Проблемы перегрева, не связанные с системой охлаждения

Некоторые проблемы с перегревом вообще не связаны с системой охлаждения. Вот некоторые другие обстоятельства, которые могут привести к перегреву автомобиля:

  • Поздняя синхронизация: Если ваша система зажигания неисправна, поздняя синхронизация может привести к перегреву вашего автомобиля, поскольку свечи зажигания воспламеняют топливно-воздушную смесь после того, как поршень возвращается вниз из верхней точки своего хода. Само по себе позднее зажигание не приводит к перегреву двигателя более чем на несколько градусов, но в сочетании с другими проблемами может довести температуру двигателя до критической отметки. Попросите сервисный центр поставить ваш автомобиль на электронную диагностическую машину, чтобы проверить синхронизацию и при необходимости отрегулировать ее.

  • Засоренный радиатор: Поскольку забитые радиаторы сокращают циркуляцию жидкости в системе, система не может эффективно охлаждаться. Решение состоит в том, чтобы специалист по радиаторам снял и осмотрел радиатор. Если вам повезет, достаточно прочистить радиатор паром; если нет, решение может быть дороже.

  • Проскальзывающий ремень вспомогательного оборудования: Если вы можете увидеть и дотянуться до ремня вспомогательного оборудования, который приводит в действие водяной насос, убедитесь, что его провисание не превышает 1/2 дюйма. Если ремень кажется ослабленным или изношенным, вы можете попробовать заменить его. Если вы не можете справиться с работой, обратитесь к профессионалам.

  • Разрушение нижнего шланга радиатора: Иногда нижний шланг радиатора начинает сжиматься под воздействием вакуума, создаваемого водяным насосом, и нарушение циркуляции вызывает перегрев.

  • Низкий уровень масла: Автомобиль с низким уровнем масла имеет тенденцию к перегреву, потому что масло удаляет от 75 до 80 процентов «отработанного тепла» в вашем двигателе (в дополнение к другой своей работе по амортизации движущихся частей двигателя).

Если у вас не хватает масла на одну кварту, а ваш автомобиль вмещает пять литров, масло будет отводить на 20 процентов меньше тепла, чем должно.

В нормальных условиях вы можете предотвратить перегрев, проверяя уровень жидкости в системе и поддерживая его должным образом.

Об этой статье

Эта статья взята из книги:

  • Ремонт автомобилей для чайников, 2-е издание,

Об авторе книги:

Дина Склар — известный специалист по ремонту автомобилей.