Российская модернизированная ракета Р-33. Р 33 двигатель
Р-33 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 ноября 2016; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 ноября 2016; проверки требуют 10 правок.Технические характеристики УРВВ | |
Калибр, мм | 380 |
Длина, мм | 4150 |
Размах крыла, мм | 900 |
Размах рулей, мм | 1180 |
Масса, кг | 490 |
Дальность пуска мин., км | 2,5 |
Дальность пуска макс., км: | 120[1] (160[2][3]) |
Скорость полёта, М | 4,5 |
Перегрузка цели, g | 4[4] |
Боевая часть | ОФ |
Масса боевой части, кг | 47 |
ГСН | ИУ+ПАРГ |
Двигатель | РДТТ |
Р-33 (К-33, «изделие 410», по классификации НАТО: AA-9 Amos) — советская/российская ракета класса «воздух—воздух» большой дальности. Ракета обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, максимальная скорость цели 3000 км/ч
ru.wikipedia.org
Российская модернизированная ракета Р-33 | Армейский вестник

В начале сентября 2011 года Россия представила новую версию ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (по классификации НАТО АА-9 Amos). В течение последних тридцати лет ракета Р-33 использовалась только на истребителях-перехватчиках МиГ-31. Но новая модель (РВВ-БД) может быть использована на любом истребителе. Дальность её полёта составляет 200 км и в отличие от своей «предшественницы», чья дальность составляла 120 км, имеет свой собственный радар.
• Ракета Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения и двумя складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом расположена головка самонаведения (ГСН), контактный взрыватель и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом в центре.
• В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного твёрдотопливного ракетного двигателя с удлиненным газоводом и сопловым баком. Вокруг газовода скомпонован четвертый отсек с газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе. Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена с системой управления вооружением «Заслон», установленной на носителе. Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок.
Основные характеристики ракеты Р-33:Калибр – 380 ммДлина – 4150 ммРазмах крыла – 900 ммРазмах рулей – 1180 ммМасса – 490 кгДальность пуска мин. — 2,5 кмДальность пуска макс. – 200 кмСкорость полёта — 4,5 МПерегрузка цели – 4 gМасса боевой части – 47 кгВероятность поражения цели – 0,65Максимальная скорость цели — 3000 км/ч
• Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения. Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полета и полуактивное самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном участке. Начальное положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется на самолете-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер цели и производить селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН.
• Управляемая ракета Р-33 сходна с американской ракетой AIM-54 «Феникс» (снята с вооружения в 2004 году). Американская ракета была принята на вооружение в 1974 году, а ракета Р-33 — в 1981-м.
• Ракета «Феникс» могла поразить цель, которая находилась на расстоянии 200 км. AIM-54 «Феникс» была сконструирована исключительно для использования на истребителе F-14, имеющем мощный радар и систему управления огнем. Самолет F-14 мог отслеживать 24 цели одновременно и запускать шесть ракет одна за другой в разные цели. Во время первых испытаний четыре из шести ракет были сбиты.
• Ракета AIM-54 «Феникс» массой в 500 кг двигалась со скоростью 1300 м/сек и имела боеголовку весом 61,4 кг. Она была довольно дорогой: ее стоимость составляла свыше миллиона долл. В 1980-х годах ракета AIM-54 «Феникс» была модернизирована, усовершенствования в основном коснулись электроники. Всего было построено 5 тысяч ракет, ни одна из которых так и не сбила ничего в бою.
• По сообщению некоторых источников (информация так и не подтвердилась), Иран использовал ракеты AIM-54 «Феникс», чтобы сбивать иракские самолеты во время Иранско-иракской войны. Иран был единственной страной, получившей «Феникс». По слухам, американские техники, прежде чем покинуть страну, вывели из строя 285 иранских ракет (когда исламские повстанцы свернули монархию в 1979-м).
• Ракета AIM-54 «Феникс» была создана, чтобы сбивать русские бомбардировщики, подбирающиеся близко к американским авианосцам, чтобы запускать свои противокорабельные ракеты. Во время многочисленных испытаний так и происходило. Однако ситуация изменилась с окончанием Холодной войны в 1991 году, после которой «Феникс» был снят с вооружения, так и не получив возможности поучаствовать в реальных сражениях.
• Были зафиксированы случаи, когда американские истребители «проникали» на территорию противника. Одним из таких случаев было неудачное проникновение иранского F-14 в Россию, хотя, по сообщению некоторых источников, именно иранская сторона передала информацию, которая помогла СССР модернизировать Р-33.
• Негласная «борьба» за лидерство между Р-33 и AIM-54 «Феникс», наверное, закончилась, хотя то и дело всплывают публикации, в которых сравниваются эти две модели. Здесь следует отметить, что «Феникс» из-за крайней дороговизны практически не используют при учениях. Нет даже статистики её применения. В то время как Р-33 модернизируется, и модернизируется успешно.
/Ксения Семенова, arms-expo.ru/
army-news.ru
Р-33 (К-33, изделие 410, AA-9 «Amos»)УР «воздух-воздух» большой дальности
Разработка ракеты Р-33 началась еще до завершения работ по Р-40 и системе вооружения перехватчика МиГ-25П в целом. В соответствии с Постановлением от 24 мая 1968 г. предусматривалась разработка самолета Е-155МП - модернизированного варианта истребительной версии МиГ-25, будущего МиГ-31. Перехватчик должен был оснащаться новой РЛС «Заслон»; (ракета могла быть использована и для перехватчика Ту-148). Для ракет предусматривалось обеспечить максимальную дальность пуска около 120 км. После конкурсного рассмотрения предложений Главного конструктора «Вымпела»; А.Л.Ляпина по ракете К-33 и Главного конструктора ПКПК М.Р.Бисновата по ракете К-50 выбор был сделан в пользу разработки «Вымпела». Индекс К-33 как бы продолжал традицию предшествующих достижений этого коллектива - К-13 и К-23. Разработка велась под руководством заместителя Главного конструктора В.В. Журавлева и ведущего конструктора, а в последствие - заместителя Главного конструктора Ю.К.Захарова. Первоначально для ракеты приняли схему «утка» и размещение на пилонах под крылом по типу реализованного на МиГ-25 для К-40. Однако в дальнейшем разработчики перешли на нормальную аэродинамическую схему, обеспечивающую более высокое аэродинамическое качество, что особенно важно для ракеты большой дальности. Разработка велась в тесном взаимодействии с ОКБ Микояна. Для снижения аэродинамического сопротивления самолета с подвешенными ракетами и защиты ракеты от кинетического нагрева при совместном полете уже в ходе разработки перешли на схему полуутопленной подфюзеляжной подвески ракет. Для обеспечения достаточного боекомплекта предусматривалось разместить 4 ракеты попарно в два эшелона по длине фюзеляжа самолета. Такая схема накладывала довольно жесткие ограничения на длину ракеты, что в значительной мере определило непривычно малое удлинение корпуса ракеты. Другим фактором, способствующим подобной компоновке, стало стремление разместить в составе полуактивной радиолокационной ГСН антенну большого диаметра. Исходя из полуутопленного размещения К-33 под фюзеляжем носителя было реализовано складывание двух верхних консолей рулей ракеты, а размах крыла уменьшен с 1100 до 900 мм. При этом должен был обеспечиваться только катапультный старт ракеты. Следует отметить, что на этапе эскизного проекта были рассмотрены варианты ракеты К-33 с радиолокационной полуактивной головкой самонаведения, с радиолокационной активной, тепловой и комбинированной тепло-радиолокационной ГСН. Однако по техническим, тактическим и экономическим соображениям разработка ракеты была сосредоточена на варианте с полуактивной радиолокационной ГСН. В отличие от механического сканирования, принятого в радиолокаторе F-14, в установленной РЛС на МиГ-31 РЛС с фазированной антенной решеткой «Заслон» применена очень быстрая электронная переброска радиолуча. Это обеспечило одновременное наведение нескольких ракете полуактивными ГСН на различные цели без принятого на ракете «Феникс» активного самонаведения, что упростило и удешевило бортовую аппаратуру ракеты Р-33. Сложность принятого для «Феникс» бортового оборудования проявилась в ее цене - без малого миллион долларов за каждую ракету. Применение в ГСН индикаторного гиростабилизатора с использованием датчика угловых скоростей обеспечило возможность захвата цели в полете по завершении первой трети его продолжительности. Помимо новой схемы функционирования, Р-33 отличалась от Р-40 применением чисто пассивной схемы теплозащиты. Ход разработки и последующая эксплуатация МиГ-25 позволила уточнить реальные высотно-скоростные профили полетов и характер воздействующих на ракету тепловых потоков и, в результате, на ракете К-33 отказаться от усложняющей конструкцию носителя и ракеты системы подачи хладагента на ракету. Ракета, состоящая из четырех соединенных силовыми хомутами отсеков, выполнена по ставшей уже классической компоновочной схеме. В первом отсеке располагается полуактивная ГСН, за ней - контактное взрывательное устройство и радиовзрыватель, во втором отсеке - аппаратура автопилота и осколочно-фугасная боевая часть с размещенным по центру предохранительно-исполнительным механизмом. Третий отсек представляет собой однокамерный двухрежимный РДТТ с удлиненным газоводом и сопловым блоком, вокруг которых скомпонован четвертый отсек с установленными в нем газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинами, работающими на горячем газе. Как и для других авиационно-ракетных комплексов большой дальности для отработки самолетной РЛС и ракет были применены летающие лаборатории - два самолета на базе Ту-104, переоборудованных в НТК "Взлет". С самолета-лаборатории Ту-104 были проведены даже первые управляемые пуски ракет К-33, правда, с рельсовым стартом. Близость конструктивного облика и характеристик Е-155МП и МиГ-25П позволили развернуть отработку катапультного старта ракет К-33 на самолете-лаборатории МиГ-25П-10 на реальных скоростях и высотах с опережением по отношению к постройке реальных опытных самолетов Е-155МП. В ходе летных испытаний, проведенных в 1975..1980 гг. была отработана конструкция оперения, исключающая возможность возникновения флаттера, система управления ракетой в широком диапазоне высот, помехозащита головки самонаведения, работоспособность системы управления и радиовзрывательного устройства на фоне земной поверхности на предельно малых высотах. Первая самолетная мишень МиГ-17 была сбита 26 марта 1976 г. до того пуски велись по парашютным мишеням ПРМ-2. Ракету приняли на вооружение в составе комплекса МиГ-31-33 6 мая 1981 г. под наименованием Р-33 и запустили в серийное производство, которое осуществлялось на Долгопрудненском машиностроительном заводе, ранее уже взаимодействовавшим с "Вымпелом" при выпуске зенитных ракет комплекса "Куб". Спустя несколько лет МиГ-31 с ракетным вооружение был отснят с борта натовского самолета. Новая ракета "красных" получила обозначение АА-9 Amos. Для модернизированного перехватчика МиГ-31Б, выпуск которого начался в 1990 г., была разработана усовершенствованная модификация ракеты - Р-33С с активной РГСН. На МиГ-31М и БМ возможна подвеска до 6 Р-33С и одновременное поражение до 6 целей. На экспорт предлагается под обозначением Р-33Э.
Источники информации:
- Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух» / Р.Архангельский, «Авиация и Космонавтика» 3'2003 /
- «Авиация и Космонавтика» 8'99
- «Агатовые» глаза ракет / «Вестник авиации и космонавтики» 1-2 99 /
- "Авиация ПВО России и научно-технический прогресс" / ЦНИИ АС под редакцией академика Е.А. Федосова /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- AA-9 AMOS / FAS /
- Russian Air-to-Air Missile AA-9 (Amos) /Watson's military page/
testpilot.ru
Р-33
Р-33
Разработка ракеты Р-33 большой дальности для дальних перехватчиков была начата МКБ «Вымпел» в конце 60-х гг. Это был советский ответ на разработанный в США истребитель F-14a с ракетой AIM-54A «Phoenix». Ракета Р-33 вместе с истребителем МиГ-31 составила многоканальный комплекс дальнего перехвата «Заслон».
Однако концепция отечественного комплекса «Заслон» существенно отличалась от американской. Отечественный комплекс предназначался для территориальной ПВО районов страны с редкой сетью аэродромов и наземных средств наведения. Это требовало повышенной автономности действий, больших рубежей перехвата и зон ответственности, многоканальности обстрела целей в пределах всего боекомплекта. Для обеспечения этих требований на перехватчике МиГ-31 была использована РЛС с фазированной антенной решеткой, имеющая значительно большие возможности по поиску, обнаружению, сопровождению целей и обеспечению их подсвета по сравнению с РЛС AWG-9 с механической антенной. Благодаря практической безынерционности переброса луча станции с ФАР в режиме подсвета нескольких целей оказалось возможным в ракете Р-33 применить полуактивную РГС с обеспечением приемлемой точности наведения одновременно четырех ракет на четыре цели.
Вся система управления комплекса, включая РЛС с ФАР «Заслон» и полуактивную РГС ракеты, разрабатывалась НПО «Фазотрон» под руководством главного конструктора В. К. Гришина. По концепции построения и реализованным характеристикам комплекс МиГ-31 с РЛС «Заслон» опередил уровень зарубежной техники и до настоящего времени сохраняет лидерство, не имея близких аналогов за рубежом. Ракета предназначена для перехвата и уничтожения летательных аппаратов различных типов, в том числе маловысотных крылатых ракет, на расстоянии более 100 км при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в свободном пространстве и на фоне земли, в широком диапазоне высот и скоростей полета целей. Принята на вооружение в 1980 г. На западе ракета получила обозначение AA-9 AMOS. На экспорт предлагается модифицированный вариант под обозначением Р-33Э.
Аэродинамическая схема ракеты нормальная. Особенностью Р-33 является использование крыла малого удлинения и складывающихся рулей (верхняя пара рулей переламывается «наружу « при подвеске на самолет — носитель), что обеспечивает ее конформное размещение в подфюзеляжных нишах самолетов-носителей (Ту-148 и МиГ-31). Система управления ракеты включает инерциальную навигационную систему и полуактивную радиолокационную головку самонаведения. Р-33 — первая советская ракета, оснащенная встроенной цифровой БЦВМ. Полуактивная радиолокационная головка самонаведения, разработанная НИИ «Агат», захватывает цель уже после пуска с самолета-носителя. До захвата наведение ракеты осуществляется инерциальной системой. Протяженность участка полета до перехода на самонаведение составляет 10–20% всей протяженности траектории. Применение ракеты обеспечивает комплекс вооружения «Заслон» перехватчика МиГ-31. На МиГ-31 установлена бортовая РЛС с фазированной антенной решеткой, способная одновременно наводить 4 ракеты на 4 цели, летящие на разных высотах.
Боевая часть — осколочно-фугасная. В конструкции УР широко использованы титановые сплавы. Применяется с подфюзеляжных авиационных катапультных установок (под фюзеляжем МиГ-31 в полуутопленном положении подвешивается 4 таких ракеты). Обеспечивается поражение целей, летящих со скоростью до М = 3,5 на высотах от 25–50 м (над различной поверхностью) до 26–28 км с превышением или принижением относительно носителя до 10 км. Возможна атака одновременно четырех целей на разных высотах и интервалах. Самолеты противника, маневрирующие с перегрузкой 4, уничтожались с вероятностью 0,6–0,8. Для модернизированного перехватчика МиГ-31Б, выпуск которого начался в 1990 г., была разработана усовершенствованная модификация ракеты — Р-33С с активной РГСН. На МиГ-31М и МиГ-31БМ возможна подвеска до 6 Р-33С и одновременное поражение до 6 целей.
Тактико-технические характеристики Р-33Дальность пуска максимальная, км 120Скорость полета максимальная, М 4,5Длина ракеты, мм 4250Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 380Размах крыльев, мм 900Размах рулей, мм 1180Стартовый вес, кг 491
Вес боевой части, кг 55Максимальная перегрузка поражаемых целей 8gМаксимальная скорость поражаемой цели, км/ч 3700Тактико-технические характеристики Р-33ЭДальность пуска максимальная, км 160Скорость полета максимальная, М 4,5Длина ракеты, мм 4150Максимальный диаметр корпуса ракеты, мм 380Размах крыльев, мм 900
Размах рулей, мм 1180Стартовый вес, кг 490Вес боевой части, кг 47Дополнительная информацияСтрана-производитель СССРРазработчик МКБ «Вымпел»Кол-во выпущенных экземпляров Годы выпуска 1980
warweapons.ru
!!Р-33/Р-33Э Ракета большой дальности Р-33 разработана ГосМКБ «Вымпел» для вооружения истребителей-перехватчиков МиГ-31 и предназначена для перехвата и уничтожения летательных аппаратов различных типов, в том числе маловысотных крылатых ракет, на расстоянии более 100 км при автономных и групповых действиях самолетов-носителей, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в свободном пространстве и на фоне земли в широком диапазоне высот и скоростей полета целей. Применяется с подфюзеляжных авиационных катапультных установок (под фюзеляжем МиГ-31 в полуутопленном положении подвешивается четыре таких ракеты) и предназначается для перехвата самолетов и крылатых ракет на большой дальности. Обеспечивается поражение целей, летящих на высотах от 25—50 м над различной поверхностью до 26—28 км при числе М = 3,5 с превышением или принижением относительно носителя до 10 км. Возможно поражение одновременно до четырех целей на разных высотах и интервалах. Р-33 имеет инерциальное управление и полуактивное самонаведение на конечном участке полета. Система управления ракеты включает инерциальную навигационную систему и полуактивную радиолокационную головку самонаведения. 4 ракеты Р-33 входят в комплекс вооружения «Заслон» перехватчика МиГ-31, обеспечивающий одновоеменный обстрел 4 ракетами 4 воздушных целей, совершающих полет на высотах от 25 м до 28 км со скоростями до 3000 км/ч с принижением или превышением относительно самолета-носителя до 10 км. Ракета принята на вооружение в 1982 г. На экспорт предлагается под обозначением Р-ЗЗЭ. !!Подробные описания СсылкиИсточники
Фотографии и схемы |
www.airbase.ru
33 - это... Что такое Р-33?
Технические характеристики УРВВ | |
Калибр, мм | 380 |
Длина, мм | 4150 |
Размах крыла, мм | 900 |
Размах рулей, мм | 1180 |
Масса, кг | 490 |
Дальность пуска мин., км | 2,5 |
Дальность пуска макс., км: | 120[1] (160[2][3]) |
Скорость полёта, М | 4,5 |
Перегрузка цели, g | 4[4] |
Боевая часть | ОФ |
Масса боевой части, кг | 47 |
ГСН | ИУ+ПАРГ |
Двигатель | РДТТ |
Р-33 (К-33, «изделие 410», по классификации НАТО: AA-9 Amos) — советская/российская ракета класса «воздух—воздух» большой дальности. Ракета обеспечивает перехват воздушных целей, в том числе и крылатых ракет, максимальная скорость цели 3000 км/ч[4]. Вероятность поражения цели 0,65[5]. Система наведения комбинированная, инерциальная на среднем участке полета и полуактивная радиолокационная с радиокоррекцией на конечном участке.
История создания
Конструкция
Сравнение с аналогами
США | На вооружение не принималась | 210 | 360 / ? | 1 | YF-12 (англ.)русск. | ||
СССР | На вооружение не принималась | 250 | 650 / 60 | 1 | Ту-148, МиГ-25 | ||
США | В настоящее время стоит на вооружениитолько ВВС Ирана[ср 3] | 184 | 1974 год | 460 / 60,75 | 1 | F-14 | |
СССР Россия | Эксплуатируется | 160 | 1981 год | 490 / 47 | 1 | МиГ-31 | |
СССР Россия | Эксплуатируется | 300 | 1989 год | 600 / 60 | 1 | МиГ-31, Су-27, Су-35 | |
США | На вооружение не принималась | 270 | Разработка прекращенав 1992 году | 172 / 22,7 | 1 | F-15, F-22 | |
Россия | В разработке (лётные испытания) | 400 | 750 / 50 | 2 | Су-30МК, Су-35/БМ, ПАК ФА |
Примечания:
- ↑ Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
- ↑ Все самолёты, способные нести данную ракету
- ↑ В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
- ↑ Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.
Примечания
Литература
- Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 10. — С. 10-11. — ISSN 0130-2701.
Ссылки
dic.academic.ru
Россия представила модернизированную ракету Р-33
16:13 / 05.09.11
В начале сентября 2011 года Россия представила новую версию ракеты класса «воздух-воздух» Р-33 (по классификации НАТО АА-9 Amos ). В течение последних тридцать лет Р-33 использовалась только на истребителях-перехватчиках Миг-31. Но новая модель (РВВ-БД) может быть использована на любом истребителе. Дальность ее полета составляет 200 км и в отличие от своей «предшественницы», чья дальность составляла 120 км, имеет свой собственный радар.
Ракета Р-33 выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крыльями малого удлинения и 2 складывающимися рулями. Корпус состоит из 4 отсеков. В первом расположена ГСН, контактный и радиовзрыватель. Во втором отсеке размещается автопилот, осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполняющим механизмом в центре. В третьем отсеке размещена силовая установка, состоящая из двухрежимного твердотопливного ракетного двигателя с удлиненным газоводом и сопловым баком. Вокруг газовода скомпонован четвертый отсек с газогенераторами, турбогенератором с блоком регулирования и рулевыми машинками, работающими на горячем газе. Радиолокационная головка самонаведения с углами целеуказания ±60° сопряжена с системой управления вооружением «Заслон», установленной на носителе. Ракета применяется с подфюзеляжных катапультных установок.
Большая дальность пуска достигнута применением двухэтапного наведения. Ракета имеет инерциальное управление на начальном участке полета и полуактивное самонаведение после захвата цели всеракурсной ГСН на конечном. Начальное положение антенны в момент включения ГСН (угловое целеуказание) прогнозируется на самолете-носителе перед пуском ракеты. Система управления ракеты имеет возможность обнаруживать цели на фоне земли, распознавать характер и производить селекцию от помех. При этом пассивные помехи вообще не влияют на работу ГСН.

Р-33 сходна с американской ракетой AIM-54 "Феникс" (снята с вооружения в 2004 году). Американская ракета была принята на вооружение в 1974 году, Р-33 — в 1981-м.
Ракета "Феникс" могла поразить цель, находящаяся на расстоянии 200 км. "Феникс" был сконструирован исключительно для использования на истребителе F-14, имеющем мощный радар и систему управления огнем. Самолет F-14 мог отслеживать 24 цели одновременно и запускать шесть ракет одна за другой в разные цели. В время первых испытаний четыре из шести ракет были сбиты. Ракета весом в полтонны двигалась со скоростью 1300 м/сек и имела боеголовку весом 61,4 кг. Она была довольно дорогой: ее стоимость составляла свыше миллиона долл. В 1980-х годах ракета была модернизирована, усовершенствования в основном коснулась электроники. Было построено 5 тыс ракет, ни одна из которых так и не сбила ничего в бою.
По сообщению некоторых источников (информация так и не подтвердилась), Иран использовал ракеты "Феникс", чтобы сбивать иракские самолеты во время Иранско-иракской войны. Иран был единственной страной, получившей "Феникс". По слухам, американские техники, прежде чем покинуть страну, вывели из строя 285 иранских ракет (когда исламские повстанцы свернули монархию в 1979-м).

"Феникс" был создан, чтобы сбивать русские бомбардировщики, подбирающиеся близко к американским авианосцам, чтобы запускать свои противокорабельные ракеты. Во время многочисленных испытаний так и происходило. Однако ситуация изменилась с окончанием Холодной войны в 1991 году, после которой "Феникс" был снят с вооружения, так и не получив возможности поучаствовать в реальных сражениях.
Были зафиксированы случаи, когда американские истребители «проникали» на территорию противника. Одним из таких случаев было неудачное проникновение иранского F-14 в Россию, хотя, по сообщению некоторых источников, именно иранская сторона передала информацию, которая помогла СССР модернизировать Р-33.
Негласная «борьба» за лидерство между Р-33 и "Фениксом", наверное, закончилась, хотя то и дело всплывают публикации, в которых сравниваются эти две модели. Здесь следует отметить, что "Феникс" из-за крайней дороговизны практически не используют при учениях. Нет даже статистики ее применения. В то время как Р-33 модернизируется, и модернизируется успешно.
www.arms-expo.ru