Российские автомобильные двигатели: Вот все российские двигатели, которые используются на отечественных легковых автомобилях

Для чего делают новые российские дизельные двигатели

Как и многие другие сферы экономики, дизелестроение пришло в упадок в 1990-е. Но постепенно эта отрасль начала возрождаться и создавать новые агрегаты, в том числе на альтернативных видах топлива

Кому нужны дизели

По данным аналитического агентства «Автостат», каждый десятый автомобиль в Москве ездит на дизельном двигателе. Но в некоторых регионах доля еще выше — например, на Чукотке она составляет 26,1% от всего регионального парка.

Автомобилистов привлекает в первую очередь экономичность в использовании топлива. Дизельные двигатели имеют КПД около 40–45%. Это ощутимо больше, чем в бензиновых, где показатель не превышает 30%, то есть две трети топлива сгорает, не превращаясь в механическую энергию.

Однако легковой автопром — далеко не главный потребитель дизельных двигателей. Их используют для тяжелой грузовой и промышленной техники, железнодорожных локомотивов, судов. Кроме того, дизельные агрегаты применяют в энергетике — например, на атомных станциях устанавливают резервные дизель-генераторы.

Дизели — это поршневые двигатели внутреннего сгорания. Здесь смесь топлива и воздуха подвергается сильному сжатию, в результате разогревается и воспламеняется. Механизм отличается от бензиновых двигателей, где сжатая смесь топлива и воздуха поджигается электрической искрой.

Первым новый агрегат построил и описал немецкий инженер Рудольф Дизель в конце 1890-х годов. Уже тогда изобретение превосходило по КПД существующие двигатели внутреннего сгорания, паровые машины и паровые турбины.

Разработкой заинтересовалась промышленность и энергетика, и спустя почти полтора века дизели по-прежнему пользуются спросом в этих отраслях. Помимо КПД, такие двигатели отличаются от бензиновых долговечностью и большим крутящим моментом, который тесно связан с показателями мощности.

Общий объем глобального рынка дизелей в 2020 году достиг $207 млрд, подсчитали в компании IMARC Group. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет показатель вырастет почти до $265 млрд. По их словам, ситуацию определяет растущий спрос на коммерческие автомобили и машины большой грузоподъемности. Вдобавок рост автопрома и быстрая урбанизация, особенно в развивающихся странах, стимулируют создание эффективной энергетической инфраструктуры, а для этого тоже нужны дизель-генераторы.

В РФ есть устойчивый спрос на дизели, и он увеличивается с каждым годом. Причем, как отмечают эксперты, спрос растет как за счет развития промышленности и экономики, так и на фоне западных санкций, которые ограничивают поставки в Россию зарубежного оборудования.

Что случилось с рынком

Собственное двигателестроение было хорошо развито в СССР, но имело особенности, которые до сих пор влияют на состояние рынка. На создание и развитие отрасли были направлены серьезные ресурсы. Но планово-директивный тип ведения хозяйства привел к полному отсутствию внутренней конкуренции и безусловному «закреплению» видов и семейств двигателей внутреннего сгорания за производителями. По сути, каждый вид или семейство «принадлежали» одному предприятию и были для потребителей безальтернативны. Например, Челябинский тракторный и Алтайский моторный заводы делали дизели для тракторов, а завод «Звезда» — судовые.

Ситуация обострилась с переходом страны на рыночную экономику: большинство российских предприятий не смогли расширить портфолио и освоить новые для себя виды продукции. В итоге сегодня отечественные поставщики практически не конкурируют между собой. Зато конкуренция с иностранными производителями очень сильна, объясняет Денис Тарло, замгендиректора «ТМХ Энергетические решения». Эту компанию в прошлом году создал один из крупнейших участников рынка дизелей — «Трансмашхолдинг». В ней объединены компетенции по разработке и производству комплексных решений в области энергетики, прежде всего, транспортной.

В России пока выпускаются не все виды двигателей, которые нужны рынку. Но просто импортировать их — не лучшая идея, уверен директор Ассоциации развития поршневого двигателестроения России, профессор кафедры Э-2 МГТУ им. Н.Э. Баумана Дмитрий Онищенко. Причем дело не только в санкциях, но и в экономике проектов.

В качестве примера он приводит легкий коммерческий транспорт. Сейчас на «Газели» ставят либо старые и немного модернизированные бензиновые моторы, спроектированные 60 лет назад, либо китайские агрегаты.

«С одной стороны, в этом ничего страшного нет. Но с другой, если посмотреть на структуру стоимости автомобиля, то примерно 30–40% приходится на энергетическую установку. То есть, устанавливая иностранный двигатель, мы большую часть добавленной стоимости, которая получается в результате продажи автомобиля, отдаем за рубеж», — подчеркивает Онищенко.

Как возрождают разработку и производство

Новые конструкции двигателей в России почти не создавались вплоть до 2010-х годов. Но при поддержке государства процесс постепенно возобновили, а для крупных отраслевых предприятий дизели стали одним из приоритетов. К примеру, общий объем инвестпрограммы с 2018 года по 2022 год составляет около ₽12 млрд. Эти деньги пошли в том числе на создание производств по выпуску топливной аппаратуры и эталонной линии сборки дизелей, участков для испытания двигателей.

По словам представителей ТМХ, основная задача сегодня — создать продукты, не уступающие иностранным, в тех целевых нишах, где традиционно присутствовали советские заводы. «Такой подход позволяет получить современную технику, удовлетворяющую требованиям потребителей, с минимальной или полностью отсутствующей зависимостью от заграницы, а также восполнить появившиеся в 1990-е пробелы в инженерной и производственной школах», — отмечает Денис Тарло.

Конечно, сейчас уже никто не собирается выпускать ту же продукцию, что советские предприятия. Речь идет о создании новых видов и семейств дизелей. Это двигатели внутреннего сгорания на различных видах топлива, силовые установки на водороде и агрегаты, в основе которых лежат электрохимические генераторы и системы накопления энергии. Они предназначены для тепловозов и судов, малой и атомной энергетики, нефтегазовой промышленности.

Часть новых двигателей рассчитана на газ. Он позволяет снизить объем вредных выбросов и повысить экологичность транспорта и производств. В ТМХ, в частности, уже создали новый двигатель-генератор 9ГМГ для маневровых локомотивов, которые используются на ж/д станциях и подъездных путях. Потенциально его можно применять не только на железной дороге, но и на электростанциях.

«Дизельные двигатели на газе использовались уже в начале прошлого века, никаких технических препятствий для этого нет», — уверен основатель компании «Болотин и партнеры «Индустриальный консалтинг» Михаил Болотин. Однако переход на газовое топливо будет не быстрым, прогнозирует он.

Откуда берутся кадры

Современный дизель — это намного более сложный и инновационный продукт по сравнению с теми моделями, которые считались продвинутыми 20 лет назад, говорит Онищенко из МГТУ им. Н.Э. Баумана. «Чтобы создать его, необходимо привлечь огромное количество не только инженеров-конструкторов, но и специалистов в различных научных областях — по газовой и термодинамике, теплообмену, материаловедению. А для этого нужны большие ресурсы», — считает эксперт.

Дело осложняет тот факт, что наработки советской школы оказались частично утрачены, указывает Михаил Болотин. «Практически все отраслевые институты, которые занимались фундаментальными исследованиями, уже не существуют, многие превратились в офисные центры», — напоминает он.

По мнению Онищенко, отрасль действительно понесла кадровые потери, но нельзя сказать, что прошлые достижения совсем обнулены. «Мы общаемся с зарубежными коллегами из ведущих университетов мира, и могу сказать, что наша научно-инженерная школа точно не хуже, чем западные», — подчеркивает профессор «Бауманки».

В ТМХ профильные кадры, которые преимущественно готовит базовая кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» Московского Политехнического университета, работают в Инжиниринговом центре двигателестроения, который создан на базе конструкторских подразделений компании. Именно здесь проектируют и испытывают новые продукты, в том числе двигатели на новых видах топлива.

Центр уже разработал несколько агрегатов для энергетического комплекса и новых модификаций дизель-генераторов для тепловозов. Сейчас инженеры занимаются созданием нового продукта — 16-цилиндрового двигателя мощностью 3,5 тыс. кВт. Он предназначен для перспективной разработки ТМХ — мощного локомотива 2ТЭ30. На базе этого двигателя в холдинге планируют создать газодизельный агрегат — он будет готов к концу 2022 года.

Что будет с отраслью дальше

Будущее отрасли эксперты связывают с развитием альтернативных источников энергии. Этот тренд опирается на все возрастающие требования к экологичности транспорта и производств.

«Уже сегодня широко распространены двигатели, работающие на газовом топливе, и двухтопливные двигатели. Особенно такие агрегаты востребованы в сфере малой энергетики», — говорит замгендиректора «ТМХ Энергетические решения» Денис Тарло. Он также подчеркивает, что для стационарных объектов использование газа даже выгоднее, чем на транспорте, поскольку ниже затраты на оборудование для подготовки и подачи газа и инфраструктуру для обеспечения топливом.

В дальнейшем компания планирует запустить производство поездов на водородных топливных элементах. Предполагается, что такой подвижной состав будут использовать для пассажирских ж/д перевозок на Сахалине. Потенциально на водород можно перевести и маневровые локомотивы — например, для работы в черте городов или на промышленных предприятиях.

Одновременно в ТМХ задумались и об установках на биодизельном топливе, которые позволяют обеспечить нулевой углеродный след.

«Перспективы развития связаны с переходом на экологически чистое синтетическое топливо, которое может быть получено из природного сырья — газа, нефти, торфа, продуктов жизнедеятельности или просто мусора. Москва генерирует 18 млн т отходов в год, и в них около 80% приходится на углеводороды. Если заправить этот мусор определенными бактериями, они сгенерируют грязный метан, который можно использовать для синтеза чистого топлива», — рассказывает Дмитрий Онищенко.

В то же время он уверен, что обычные дизели тоже не уйдут из-под капотов автомобилей и с предприятий. «Несмотря на все новые тренды, дизельные двигатели будут иметь свою нишу, — согласен Михаил Болотин.  — Они обладают важным преимуществом — это большой крутящий момент. Для многих силовых установок это является основным критерием».

Volkswagen начинает экспорт двигателей российского производства

До сих пор калужскими моторами оснащались только собранные в России машины / Андрей Махонин / Ведомости

В этом году Volkswagen намерен поставить на экспорт 40 000 двигателей, сообщила компания. Проект стал возможен благодаря смягчению таможенного регулирования, говорится в пресс-релизе.

Моторный завод под Калугой компания ввела в эксплуатацию осенью 2015 г. Он производит бензиновые моторы объемом 1,6 л и мощностью 90 и 110 л. с. Предприятие способно выпускать 150 000 двигателей в год. Проект обошелся Volkswagen в 250 млн евро. Но из-за падения продаж автомобилей завод был недозагружен – в 2017 г. он произвел 103 000 двигателей.

До сих пор калужскими моторами оснащались только собранные в России машины: Volkswagen Polo, Volkswagen Jetta, Skoda Rapid, Skoda Octavia и Skoda Yeti. Компания давно хотела поставлять двигатели и на экспорт. Но проблема в том, что часть комплектующих для их производства Volkswagen импортирует. При установке российского двигателя на российский же автомобиль дополнительных затрат не возникает – по соглашению о промсборке компания освобождена от уплаты таможенных пошлин на комплектующие или платит их по минимальной ставке. Для экспортируемых двигателей комплектующие тоже не будут облагаться таможенными пошлинами (сборка происходит по специальному режиму переработки на таможенной территории). Однако при вывозе их из страны придется платить НДС и акциз, говорил «Ведомостям» гендиректор Volkswagen Group Rus Маркус Озегович. Но в конце прошлого года вступили в силу поправки в законодательство и теперь платить НДС и акциз не нужно, напоминает представитель компании.

На какие зарубежные автозаводы планируется поставлять российские двигатели, представитель Volkswagen не пояснил. В сообщении указано, что часть моторов уйдет на европейские автозаводы. Ими будут комплектоваться машины для стран, где действует такой же, как и в России, экологический стандарт – «Евро-5», отметил представитель Volkswagen.

Изменения режима переработки на таможенной территории Volkswagen использует и для экспорта автомобилей. В страны Евросоюза в 2018 г. будет поставлено 10 000 Skoda Octavia, выпускаемых на мощностях ГАЗа в Нижнем Новгороде, сообщила компания. В них будут устанавливаться импортные двигатели «Евро-6», поясняет представитель. В 2017 г. группа Volkswagen произвела в России 167 500 автомобилей (на своем автозаводе в Калуге и на мощностях ГАЗа) и поставила на экспорт 25 100 машин. Больше всего машин было отправлено в Чехию – кроссоверов Skoda Yeti, которые ранее выпускались на ГАЗе. Помимо Евросоюза будет продолжен экспорт в страны СНГ, сказал представитель компании. План на 2018 г. не раскрывается.

Государство помогает экспорту, субсидируя часть расходов на транспортировку, сертификацию, адаптацию продукции автопрома, участие компаний в выставках. Представители Renault, Nissan и PSA говорят, что их компании готовы развивать экспорт и заинтересованы в мерах господдержки. Все российские производители в основном поставляют машины в страны Таможенного союза. Но есть и проекты в дальнем зарубежье. Nissan экспортирует машины в Ливан, автокомпоненты – в страны Европы. Renault в июне 2017 г. начала экспорт Duster в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (более 3600 машин). Петербургская «Хендэ мотор мануфактуринг рус», по словам ее представителя, не делает большой ставки на экспорт, так как поставки невелики: 5900 автомобилей из 233 500 выпущенных. В этом году значительный рост экспорта не планируется, добавляет он.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской 
вы не увидите её на сайте

10 русских автомобилей, о которых вы, вероятно, никогда не слышали

Россия — одна из самых больших и могущественных стран мира наряду с США, Германией, Францией или Китаем. Но в отличие от своих экономических и стратегических соперников Россия не является крупным игроком на автомобильном рынке. Это в основном потому, что еще 30 лет назад он был частью Советского Союза, и большинство его автомобилей были либо очень спартанскими, либо сомнительного качества.

Многие шильдики предлагались только на местном уровне, а те, что попали в Западную Европу, не получили положительных отзывов. Но, несмотря на все это, российский автопром породил немало интересных автомобилей, некоторые из которых можно считать коллекционными. Давайте посмотрим на 10 автомобилей, о которых вы, вероятно, никогда раньше не слышали.

Лада Нива

Конечно, Lada Niva на самом деле довольно известна в Европе, но некоторые из вас в США, возможно, не слышали о ней.

Но самым впечатляющим фактом о Ниве является то, что она выпускается без существенных обновлений с 1977 года . Мини-внедорожник стал чрезвычайно популярным после своего появления, в основном благодаря доступной цене, и был запущен в производство не только в Европе, но и в Африке, Южной Америке и на Ближнем Востоке. Lada также выпустила несколько вариантов, таких как модели с удлиненной колесной базой и пикапы.

Нива также использовалась в качестве военной машины, машины скорой помощи и пожарной машины в разных странах. Хотя по состоянию на 2020 год «Нива» все еще находится в производстве, она доступна лишь на нескольких рынках, поскольку больше не соответствует стандартам безопасности. В 1998 году совместное предприятие АвтоВАЗа (материнской компании Lada) и General Motors разработало более современный автомобиль под названием Chevrolet Niva.

Волга ГАЗ-24

Представленный в 1970 году ГАЗ-24 предлагался как седан, универсал и даже кабриолет, но последний использовался только военными. Ранние модели имели 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 85 лошадиных сил, но в 1975 году Волга представила массивный 5,5-литровый V-8 мощностью 190 лошадей

ГАЗ-24 был обновлен в 1977 году с новой приборной панелью, дополнительными стандартными функциями для повышения безопасности и небольшими обновлениями двигателя. Последнее обновление, получившее название ГАЗ-24-10, было выпущено в 1985 году, когда автомобиль также был упрощен для крупносерийного производства. ГАЗ-24 дожил до 1992 года, когда ему на смену пришел ГАЗ-3102. Хотя ГАЗ-24 не был так популярен, как «Нива», он экспортировался на различные рынки Восточной Европы, а также Азии и Африки.

Москвич 408

Один из крупнейших производителей советской эпохи, Москвич представил в 1964 году модель 408, одну из своих самых популярных моделей. Она заменила модель 407 в качестве основного небольшого семейного автомобиля и производилась до 1976 года.

В отличие от вышеуказанной «Волги», она была меньше, дешевле и оснащалась более экономичными двигателями.

Машины собирались на двух заводах в России, но производились они и в Бельгии, в основном для экспортных рынков. Автомобили продавались как Elite в Европе и как Scaldia в Бельгии, где они предлагались с 52-сильным дизелем.

Москвич производил седаны, универсалы и трехдверные фургоны, но некоторые автомобили были переоборудованы для коммунального использования в машины скорой помощи . Модель 412, которая продавалась в период с 1967 по 1976 год, в основном представляла собой модель 408 с улучшенным интерьером и чуть более крупным и мощным четырехцилиндровым газовым двигателем. Оба были заменены на 2140 в 1976 году.

УАЗ Хантер

Разработанный для советских и других вооруженных сил Варшавского договора, Hunter также широко использовался в различных государственных организациях благодаря своей прочной и долговечной конструкции, а также заметным внедорожным возможностям. Хотя поначалу он не был доступен для покупки населению, многие из них в конечном итоге были проданы в качестве излишков частным владельцам.

Несмотря на то, что за свою долгую жизнь УАЗ Хантер не получил обширных обновлений, он продолжает производиться в России, Кубе, Азербайджане, Вьетнаме, Украине и Судане. Hunter также производился в Германии компанией Baijah Automotive с 2003 по 2007 год. Варианты двигателя включают 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 71 л. с. и 2,7-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 112 л.с. . Не менее 50 стран использовали или до сих пор используют Hunter в качестве военной машины, в основном из Восточной Европы, Азии, Южной Америки и Африки.

Лада XRAY

Представленный в 2015 году компактный кроссовер Xray можно охарактеризовать как современную версию более культовой «Нивы».

Эта платформа также тесно связана с платформами, используемыми в таких автомобилях, как Renault Clio и Nissan Juke. Создаваемый только в России Xray доступен с двумя бензиновыми двигателями. Есть 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 106 лошадиных сил и 1,8-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 122 лошадиные силы .

Самый интересный факт об этом доступном кроссовере заключается в том, что он был разработан Стивом Маттином, который также написал более старые версии Mercedes-Benz GLE и GLS. Он также был частью команды, разработавшей Mercedes SLR McLaren.

Автокам 2160

В отличие от вышеперечисленных компаний, Автокам на самом деле является гораздо менее известным брендом. Основанная в 1989 году, в преддверии распада Советского Союза, она закрылась лишь десятилетие спустя, в 1999 году. Но Автокаму удалось выпустить несколько автомобилей, один из которых — Ranger, переименованный в 2160 всего через год.

Ranger появился в 1991 году как небольшой кроссовер, похожий на Suzuki Jimny. Производство продолжалось до 1997 года, а модель с более длинной колесной базой была представлена ​​в 1997 году.95. Как и Lada Niva, Ranger был построен, чтобы быть крепким и довольно мощным в глуши, несмотря на то, что в его распоряжении не было большой мощности.

Marussia не совсем анонимна во всем мире, но это потому, что у нее была команда Формулы-1 с 2012 по 2015 год. Но мало кто знает, что Marussia также производила разрешенные для использования на дорогах суперкары. B2 получил наибольшую известность, будучи представленным на автосалоне во Франкфурте в 2009 году.

При весе около 2400 фунтов Marrusia B2 требуется 3,8 секунды, чтобы разогнаться до 100 км/ч с места на пути к максимальной скорости 193 мили в час . Marussia построила 500 единиц, и все они были построены до 2014 года, когда компания была закрыта. Каждый B2 стоил около 130 000 долларов без учета опций.

Технические характеристики Marussia B2

Двигатель

2,8 л.

0 to 62 mph

3.8 seconds

Top Speed ​​

193 mph

Price

$130,000

Прочитайте наш полный обзор Marussia B2 2012

Калашников — один из самых легендарных брендов, но не для производства автомобилей. К сожалению, эта компания стала знаковой для автоматической винтовки. Появился в конце 1940-х годов, он все еще производится в различных формах в нескольких странах, включая Соединенные Штаты. Теперь более крупная компания, производящая различное оружие, «Калашников» также предпринял попытку выйти на рынок автомобилей.

Говорят, что электромобиль разгоняется до 60 миль в час менее чем за шесть секунд, а его запас хода оценивается во впечатляющие 217 миль . Однако прошло два года, а российская фирма до сих пор не представила серийную модель.

Прочитайте наш полный обзор Калашникова CV-1 9 2018 года выпуска.0135

УАЗ 452

УАЗ 452 — еще один российский автомобиль, которому уже более 50 лет. Выпущенный в 1965 году, этот фургон был связан с мини-внедорожником УАЗ-469 и также был способен преодолевать бездорожье. Как и внедорожник, он изначально разрабатывался для военных целей, но в конечном итоге был продан широкой публике.

УАЗ эксплуатировал первое обновление в 1985 году, когда мощность двигателя увеличилась с 78 до 99 лошадиных сил . Еще одно обновление, представленное в 2000 году, улучшило интерьер и другие функции. УАЗ 452 до сих пор выпускается и очень популярен в странах бывшего Советского Союза.

ЗИС 110

Если вы любите классические автомобили 1930-х и 1940-х годов, вы, наверное, уже заметили, что ЗИС-100 выглядит ужасно знакомо. Все потому, что этот русский лимузин является копией Packard Super Eight.

В то время как производство Super Eight было прекращено в 1951 году, производство модели 110 продолжалось до 1958 года, а некоторые единицы, как сообщается, также были собраны к 1961 году. В то время ЗИС-110 был самым роскошным автомобилем России. Этот шестиметровый четырехдверный автомобиль был оснащен массивным 6,0-литровым рядным восьмицилиндровым двигателем мощностью 140 лошадиных сил 9.0012 . Многие из этих автомобилей часто дарили коммунистическим лидерам, в том числе Мао Цзэдуну из Китая, Ким Ир Сену из Северной Кореи, Энверу Ходжа из Албании и Хо Ши Мину из Вьетнама. Было построено чуть более 2000 экземпляров, включая седаны, кабриолеты, фаэтоны и бронированные версии.

12 изображений

«Возвращение бандитизма»: российский автопром не выдерживает санкций | Россия

Сердце Эльдара Гаджиева упало, когда однажды в апреле он услышал урчание двигателя своей «Шкоды». Гаджиев, у которого есть парк из четырех автомобилей, которые он сдает в аренду в качестве такси в Москве, знал, что это было ужасное и дорогое время для поломки.

Цены на запчасти, если их вообще можно было найти, вышли из-под контроля с тех пор, как два месяца назад Владимир Путин отдал приказ о вторжении в Украину. «Я понял, что нахожусь в плохой ситуации, — сказал он. «Я подумал: ремонт будет стоить столько же, сколько и машина».

Дилерские услуги бесполезны, сказал он. В магазине автозапчастей ему сказали, что список ожидания растянулся на месяцы, и он не может дождаться, когда починит свой автомобиль.

Итак, он попытался опубликовать сообщение в общедоступном чате. По его словам, именно тогда его телефон начал «взорваться». Он получил десятки звонков, некоторые от грубых «дилеров», которые предлагали встретиться или давали ему расплывчатые обещания достать нужные детали.

— Это сплошные домыслы, — сказал он. «Запчастей больше нет. Так что либо цены завышены, можно машину почти [выбросить], либо вы думаете: это незаконно?»

Он подозревал, что многие детали, которые ему предлагали, были украдены. «Это возвращение бандитизма», — добавил он.

Немногие отрасли российской экономики испытывают на себе почти полную изоляцию страны больше, чем автомобильная промышленность, где не хватает запчастей для новых и подержанных автомобилей.

Гаджиев сказал, что в итоге заплатил за ремонт в восемь раз больше, чем раньше. Другие говорят, что цены подскочили в десять раз.

Алексей Атапов, владелец авторемонтной фирмы, сказал: «У нас довольно плачевная ситуация с ремонтом и обслуживанием автомобилей в Москве. Центральные склады закрылись в конце февраля, и даже пришедшие кастомные детали нам не отдали. Вернули деньги и забрали все запчасти за границу.

«Из-за таких скачков курса просто прекратили всю деятельность. Центральные склады – наше все. Через две недели после 24 февраля [дня вторжения] спекуляция автомобильными запчастями достигла своего пика. Что-то, что будет стоить 900 рублей (12,50 фунтов стерлингов) будет стоить 7000-7500 рублей. Оригинальное автомобильное масло будет стоить 12 000 вместо 1 200».

В то время как российское правительство продвигает свою политику импортозамещения и «параллельного импорта», которая позволяет импортерам игнорировать запреты на отправку запасных частей в Россию, план только начинает действовать, и предложение вряд ли когда-нибудь достигнет спроса скоро, говорят аналитики. Между тем, неофициальные данные свидетельствуют о том, что рынок наводняют контрафактные и украденные детали.

Рынок стремится адаптироваться. Компания Wildberries, российский онлайн-ритейлер, добавила автомобильные запчасти, включая двигатели, топливные системы, трансмиссии, детали шасси и другие.

Но на данный момент участники рынка говорят, что запасы исчерпаны. «Все запасные закончились очень быстро», — сказал Атапов.

Дефицит коснется и новых автомобилей. АвтоВАЗ, крупнейший российский автопроизводитель, объявил о дополнительной неделе отпуска для рабочих из-за нехватки импортных запчастей, в частности полупроводников. Продажи автомобилей в России в мае упали на 83,5%, сообщила в понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), а цены на новые автомобили выросли в среднем на 50%.

Новые Lada Granta, выпускаемые АвтоВАЗом, не будут иметь ключевых функций безопасности, включая антиблокировочную систему тормозов и подушки безопасности, а также системы ограничения выбросов и системы спутниковой навигации.

Ситуация может быть еще более тревожной в российской авиационной отрасли, где авиакомпании каннибализируют свой парк на запчасти, ища любые новые источники импорта, которые они могут найти.

«Основная проблема заключается в том, что сервисные компании, фирмы, которые обслуживают и сертифицируют Airbus и Boeing и выдают документы, позволяющие самолетам летать в Европу, больше не имеют права выдавать эти документы», — сказал один из руководителей Сухой Суперджет. «Мы начали разбирать некоторые самолеты, используя части нескольких старых, чтобы поддерживать в рабочем состоянии новые».

Один пилот, который регулярно летал на промежуточных рейсах в Великобританию и другие европейские направления для своей авиакомпании, написал, что ситуация «хреновая», добавив, что, по его мнению, его компания игнорирует вопросы безопасности, регулярно поднимаемые пилотами.