Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот». Смд двигатель история


Харьковский моторостроительный завод «Серп и молот»

«Серп и молот» (Харьковский моторостроительный завод) — завод в Харькове (на просп. Московском, 183), основанный еще в позапрошлом веке — в 1875 году. Через 20 лет преобразован в акционерное общество «Гельферих-Саде» и специализировался на выпуске машин сельскохозяйственного назначения.

После Великой Октябрьской Революции в 1918 году национализирован и переименован в более пролетарское название «Серп и молот», хотя полное название предприятия после 1971 года было несколько длиннее — Харьковский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции моторостроительный завод «Серп и молот».

Медаль к 100-летию Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот»

В годы СССР завод постоянно расширялся, модернизировался и подстраивался под нужды страны. Так, в 50-е годы «Серп и молот» производил в основном бензиновые двигатели, а уже с 1958 перешел на сборку дизельных. Производственные мощности и отлаженный механизм сбыта и распределения продукции позволили заводу выйти на уровень выпуска 190 тысяч двигателей в год, а ассортимент двигателей был представлен более, чем 100 разных видов, и это был не предел. Помешал дальнейшему развитию завода развал Страны Советов.

Продукция завода «Серп и молот»

Перед самой ликвидацией предприятия были сделаны попытки возобновить работу, найти новых деловых партнеров и потенциальных покупателей, а ведь похожий сценарий был разыгран и на Львовском автобусном заводе. Для этого ЗАО «Серп и Молот» размещало в сети рекламные предложения с перечнем своей основной продукции и услуг. Разумеется, ставка делалась на продажу 4-х тактных 4-х и 6-ти цилиндровых рядных дизельных двигателей семейства СМД для всего спектра сельскохозяйственной техники: комбайнов (зерноуборочных, кормоуборочных и кукурузоуборочных), тракторов различного тягового класса, многих видов дорожно-строительной техники. В последние годы завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

  • СМД-15Н.08 и СМД-15Н.09 мощностью 68 л.с. для трактора «ЮМЗ» г. Днепропетровск;
  • СМД-14Н.02, СМД-14Н.10; СМД-14Н.16 для различной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчики, дорожные катки и погрузчики;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л.с. для тракторов ДТ-75 «ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л.с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л.с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива», СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л.с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л.с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л.с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.

Более того, в последнее время "Серп и молот" вёл подготовку производства 6-ти цилиндрового рядного дизельного двигателя СМД-31Т.02 мощностью 180 л.с. для трактора ХТЗ-171 с установкой чешского топливного насоса фирмы «MOTORPAL», что позволило бы значительно уменьшить выброс вредных веществ в атмосферу, а также улучшило топливную экономичность. Также, в 2005 году КБ завода разрабатывало 3-х цилиндровый рядный дизельный двигатель с рабочим объемом цилиндров 4,75 л, мощностью от 60 до 100 л.с. Этот дизель предназначался для установки на тракторах ЮМЗ и МТЗ.

Спад производства и банкротство завода «Серп и Молот»

Как и множество предприятий, зарожденных и успешно работавших при плановой экономике СССР, завод «Серп и Молот», после развала Союза, практически сразу начал испытывать экономические трудности. Хотя были и значительные подвижки в поисках сбыта продукции — так в 1993 году, объединение «ДнепроЛАЗавтосервис» занималось проблемой перевода львовских автобусов на дизельное топливо, и их выбор пал на харьковский двигатель СМД-2307, который был установлен на экспериментальный в то время автобус ЛАЗ-695Д. Но такие случаи были единичными и маховик неизбежного банкротства набирал обороты. Более того, предприятие такого уровня, с неплохими активами, а тем более с площадью около 50 га в центре миллионного Харькова, не могло не попасть под внимание людей, основной задачей которых в середине 90-х, было не возрождение промышленности новообразованного государства Украина, а набивание собственных карманов, передел сфер влияния и становление на политической арене.

Постапокалиптический вид завода «Серп и Молот»

Во многом судьба постсоветского завода была схожа с другим промышленным гигантом, расположенным по соседству — Харьковским заводом тракторных двигателей ХЗТД, который был ликвидирован по решению суда 17 мая 2005 года. Завод также был трансформирован в ОАО, при этом, за государством всё ещё сохранялся более чем 60%-й пакет акций. К 2002 году объем выпуска продукции «Серп и Молот» не превысил даже 300 единиц продукции. 3 октября 2005 года Хозяйственный суд Харьковской области признал банкротом завод «Серп и Молот».

Таким образом, предприятие, возникшее еще при царском режиме, пережившее Великую Октябрьскую, полуразрушенное в ходе Великой Отечественной войны, но впоследствии полностью восстановленное, занимавшее одно из ключевых мест в моторостроительной промышленности СССР, не смогло пережить годы независимости Украины.

laz-legend.ru

Двигатель смд 31 технические характеристики

Двигатель СМД — это, силовые агрегаты, которые выпускались заводом «Серп и Молот» в Харькове, СССР. Моторы предназначались для использования на тракторах и сельскохозяйственной технике. Но, к сожалению, в 2005 году завод закрыли.

Продукция завода

Завод «Серп и Молот» выпускал массовые и серийные дизельные двигатели для сельхозтехнике. Тяговая мощность их высокая, а поэтому моторы ставились на тракторную и строительную технику.

В последние годы, завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л.с. для тракторов ДТ-75«ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л.с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л.с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива», СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л.с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л.с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л.с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.

Краткая история

Завод СМД был основан в 1881 году. Сначала, выпуска двигателей не было, и специалисты производили сельскохозяйственные орудия труда. До 1922 года завод назывался: завод земледельческих машин Товарищества «М. Гельферих-Саде».

В 1949 году на заводе «Серп и Молот» была оборудована первая линия по сборке силовых агрегатов и открыто конструкторское бюро.1950 год — начало производства первых бензиновых моторов для комбайнов. В 1958 году в серийное производство поступает дизельный мотор СМД.

Вывод

Двигатель СМД — это часть истории автоиндустрии, а именно выпуска дизельных отечественных моторов. За всю историю было выпущено достаточно большое количество моторов, которые пользовались высокой популярностью.

aquariumfan.ru

Справочник моториста - История

Минский моторный завод

Строительство завода началось в сентябре 1960 г., а уже в октябре 1962 г. были собраны первые образцы четырехцилиндровых двигателей Д 50. В 1963 г. начинается их серийный выпуск, и с 1964 г. все тракторы "Беларусь" Минского тракторного завода комплектуются двигателями Д 50.

В 1974 г. начато освоение нового семейства четырехцилиндровых двигателей Д 240 и их модификаций с непосредственным впрыском топлива мощностью от 60 до 85 л.с.

В 1983 г. на базе Минского моторного завода создано производственное объединение "Минский моторный завод". В объединении постоянно работают над повышением потребительских свойств моторов.

В 1996 г. организовано производство шестицилиндровых двигателей типа Д 260/265.

Благодаря целенаправленной работе заводских специалистов удельный расход топлива снижен со 173 до 160 г/л.с.*ч., в два раза снижена трудоемкость технического обслуживания двигателя Д 240.

Особое внимание на заводе уделяется экологическим показаниям выпускаемой продукции. В начале 1998 г. были определены 16 моделей дизелей тракторного, автомобильного и автобусного исполнения - 10 четырехцилиндровых и 6 шестицилиндровых. Аттестация дизелей на соответствие Правилам ЕЭК ООН и ЕПА проводилась в одном из ведущих центров по сертификации автотракторной техники - Пражском институте по исследованию автотранспортных средств. Все 16 моделей дизелей успешно прошли аттестационные испытания на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 24,49 ("Евро 1"), 96 и нормам ЕПА.

На заводе ведется напряженная работа по достижению выпускаемыми двигателями норм "Евро 2".

Продолжается работа по усовершенствованию продукции: разработана конструкция и освоено производство модификаций дизеля Д 240, Д 243, Д 243Л мощностью 80-86 л.с. На базе четырехцилиндрового дизеля Д 245 с турбонаддувом созданы конструкции автомобильной модификации мощностью 105 и 150 л.с. для установки на автомобили типа ЗИЛ-130/131 и ЗИЛ-5301. Разработана конструкция горизонтального шестицилиндрового дизеля Д 265 мощностью 200 л.с. для автобусов "Икарус".

Расширяется применяемость дизелей ММЗ: двигатели Д 240 и Д 245 устанавливаются на гусеничные тягачи транспортеры Заволжского завода, тракторы Онежского завода.

Успешно применяются дизели Д 245 на зерноуборочных комбайнах Таганрогского завода, тракторах ЮМЗ Днепропетровского машиностроительного завода; шестицилиндровые дизели Д 260 мощностью 130-250 л.с. находят применение на автобусаз "МАЗ-Неоплан", погрузчиках концерна "Амкадор", кормоуборочных комбайнах ПО "Гомсельмаш", экскаваторах Ковровского завода, брянских асфальтоукладчиках и дорожных машинах, павлодарских тракторах и др. технике.

Источник материала: http://www.avtomash.ru/katalog/pred/engine/mmz/mmz_istori.htm?PHPSESSID=9u7mn38agm0b2vn915lapb9cj6

www.dizelmotor.in

Разборка, сборка и ремонт двигателей СМД

Автор(ы):Вербук Р. М. и др.

03.03.2013

Год изд.:1963
Описание: Харьковский моторостроительный завод «Серп и Молот» с 1958 года начал массовый выпуск двигателей СМД. Группой специалистов этого завода написана настоящая книга, которая включает подробное описание разборки и сборки дизелей СМД всех модификаций с их конструктивными отличиями. В книге имеются некоторые сведения о технологии ремонта главных узлов и деталей с указанием оборудования, используемого при основных операциях. Описаны регулировка и испытание топливной аппаратуры. Даны технические требования к отремонтированным деталям и узлам и помещен краткий каталог (по главам). Книга рассчитана на широкий круг механизаторов, занятых на ремонте машинно-тракторного парка.
Оглавление: Общие сведения о двигателе СМД [3]Сборка, разборка и ремонт узлов двигателя [8]Глаза 1. Блок-картер. Гильзы цилиндров [8]Глава 2. Коленчатый вал и маховик [25]Глава 3. Картер и крышка распределительных шестерен [46]Глава 4. Поршень и шатун в сборе [49]Глава 5. Распределительный вал [60]Глава 6. Головка цилиндров [69]Глава 7. Выпускная система [90]Глава 8. Поддон картера [93]Глава 9. Масляный насос [95]Глава 10. Масляный фильтр [104]Глава 11. Масляный радиатор [111]Глава 12. Воздухоочистители [113]Глава 13. Водяной насос и вентилятор [117]Глава 14. Электрооборудование и приборы двигателя [131]Глава 15. Топливные фильтры и трубопроводы [139]Глава 16. Топливный насос и форсунки [145]Глава 17. Муфта сцепления [167]
Формат: djvu
Размер:2946492 байт
Язык:РУС
Рейтинг: 45
Открыть: Ссылка (RU) Ссылка (FR)

www.nehudlit.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ СМД – 66

Дизельный двигатель СМД – 66 устанавливается на тракторах ДТ – 75М,

ДТ – 175С Волгоградскоаго тракторного завода, сельскохозяйственных комбайнах разных типов и других машинах.

Для обеспечения максимальной мощности на валу двигателя на валу двигателя необходимо поддерживать постоянной номинальную скорость вращения его вала. Задача стабилизации скорости решается решается исполнительным механизмом регулятора.

Количество подаваемого в цилиндры топлива в зависимости от нагрузки двигателя изменяется автоматически при помощи регулятора. При изменении загрузки двигателя регулятор топливного насоса будет увеличивать (при увеличении нагрузки) или уменьшать подачу топлива (при уменьшении нагрузки). При увеличении числа оборотов под действием центробежных сил грузы расходятся и преодолевая усилие пружины 9.При сжатии пружины перемещается муфта 10 пружины. Ее движение через рычаг 6 передается на гидрораспределитель 5, который направляет поток масла в ту полость гидроцилиндра 4, при котором ТНВД 2 снижает подачу топлива в цилиндры двигителя. В результате скорость вращения вала двигателя вернется в исходное состояние. Если скорость вращения вала уменьшилась, то при работе регулятора увеличивается подача топлива в цилиндры двигателя. При этом заранее установленное число оборотов двигателя практически не меняется. Регулятор поддерживает постоянным любое число оборотов, установленное в соответствии с видом работ и загрузкой двигателя. Желаемая скорость вращения вала двигателя достигается предварительным сжатием пружины, которое производится с помощью винта 8.

 

Рис.1. Функциональная схема САР дизеля СМД-66

 

 
 

 

 

Похожие статьи:

poznayka.org