Грузовой автомобиль УралЗИС-355М. Урал 355 двигатель


История Уралзис-355М — бортжурнал УралЗис-355М 1960 года на DRIVE2

УралЗиС-355М: технические характеристики. Грузовой автомобиль. Уральский автомобильный завод имени СталинаИсторики отечественной техники считают, что в тот день, когда с конвейера Миасского автозавода сошел последний УралЗиС-355М, закончилась эпоха трехтонки ЗиС-5. Он же «Захар Иванович», как его прозвали в народе. Который за годы войны стал настоящей легендой. Почему именно тогда? Дело в том, что 355М был последней модификацией знаменитого «Захара». Но эта машина, кстати, ставшая весьма успешной и вполне самостоятельной разработкой, была незаслуженно задвинута на задворки истории советского автомобилестроения.ПредысторияОсенью 1941 г. оборонные предприятия Москвы, в числе которых был и Завод имени Сталина (ЗиС), эвакуировали на восток страны в города: Ульяновск, Челябинск, Миасс. 30 ноября того же года в Госкомитете обороны (ГКО) было принято решение в ускоренном порядке Миасский завод №316, занимающийся изготовлением авиабомб, перепрофилировать, и, используя производственную базу столичного ЗиС, организовать выпуск двигателей для автомобилей и танковых КПП.В апреле 1942 г. поставленные задачи были выполнены – цеха заработали. А спустя год, по решению ГКО, завод вновь ждало преобразование – в узконаправленное предприятие по выпуску грузовых автомобилей. Для этого сборочные производства из Ульяновска, где собирали трехтонки ЗиС-5В, были переведены в Миасс. С этого момента все мощности нового автозавода были направлены на производство грузовиков.

Уральский «Захар»8 июля 1944 г. из заводских ворот вышли первые уральские «Захары», но уже под своим названием – УралЗиС-5В.Особенностью миасской трехтонки было то, что по сравнению с московским образцом этот грузовой автомобиль упростили и удешевили до предела. Для этого штампованные крылья с округлой формой убрали из конструкции, поставив вместо них сварные Г-образные. Кабину изнутри обшили вагонкой. Металлические подножки и обод руля заменили на деревянные, железные брызговики – на фанерные, из двух фар оставили только левую (водительскую). Отопительная система кабины, а также дверные стеклоподъемники теперь не устанавливались. Тормозная система работала только на задней оси.

Такие меры позволяли с каждой машины экономить по 124 кг листового железа, что для военного времени было очень важно. Кроме того, облегчение машины, в совокупности с использованием 77-сильного двигателя ЗиС-5М, повысило ее динамику на 35%, а также уральский грузовой автомобиль стал экономичнее на 10-16% по сравнению с московскими ЗиСами.Не в ногу со временемПосле возвращения Завода имени Сталина из эвакуации в родные, столичные цеха дальнейшее развитие «Захара Ивановича» пошло по двум разным путям: в Москве ЗиС-5 сначала преобразовался в ЗиС-150, потом в ЗиС-164, и через ЗиС-164А (промежуточная модель) в ЗиС-130. То есть прогресс шел полным ходом. В Миассе же по-прежнему собирали архаичные ЗиС-5В.Было бы несправедливым сказать, что на УралЗиС не пытались улучшить «Захара». В 1947 г. уральцы начали разработку УралЗиС-353 – модернизированной трехтонки. Работы продолжались вплоть до 1951 года, но возникла неразрешимая проблема: пытаясь избавиться от старомодной, угловатой кабины, конструкторы придумали вариант, внешне схожий с ЗиС-150, однако изготовить штампы для его серийного выпуска в имеющихся условиях оказалось очень проблематично. В итоге работа над проектом была остановлена.Временная мераТак как новую машину закончить не вышло, а ЗиС-5 по всем показателям устарел, было решено запустить в производство, на временной основе, грузовик под маркировкой УралЗиС-5М.

Внешне он практически не отличался от «Захара», ведь на автомобиль по-прежнему устанавливалась кабина старого образца, только крылья теперь имели округлую, обтекаемую форму, похожую на ту, что была на довоенных машинах. А вот внутри грузовик сильно изменился.Новая «начинка» для старого грузовикаПрежде всего доработанный «Захар» получил обновленный двигатель, в котором были усовершенствованы: КШМ и головка блока, установлены алюминиевые поршни, и новый карбюратор. В совокупности это дало возможность изменить степень сжатия, повысив ее до 5,7 (прежняя была 4,6), благодаря этому возросла мощность двигателя (с 76 до 85 л. с.), и на 7% снизился контрольный расход горючего. Предельная скорость машины увеличилась на 10 км/час и теперь составляла 70 км/час.Также в конструкцию грузовика внедрили полнопоточный масляный очиститель, предпусковой подогреватель, впервые в отрасли обеспечивающий пуск мотора даже при морозах ниже 20 градусов; новый рулевой механизм; топливный бак на 110 литров; электрооборудование на 12 вольт; и еще ряд других мелких улучшений. Кстати, большая часть новшеств была взята с опытного «353-го».Решение проблемы «353-го»В 1956 году появился шанс дело с УралЗиС-353 сдвинуть, наконец, с мертвой точки. В это время на Горьковском автозаводе велись работы над ГАЗ-62. Первоначально конструкторы планировали для этого грузовика капотную компоновку. Поэтому сама кабина представляла собой немного переработанный вариант модели от ГАЗ-51. Но вскоре от нее отказались. Горьковчане решили использовать кабину, которая размещалась бы над двигателем. Однако для первого, отвергнутого варианта, штампы уже были готовы, и теперь они оказались невостребованными.А. А. Липгарт – преподаватель Бауманского университета, ранее главный конструктор на ГАЗе, и инженер на автозаводе в Миассе, прекрасно знал о проблемах уральцев. Именно он посоветовал уже ненужные на ГАЗе штампы передать коллегам на УралЗиС, что и было сделано.Автомобиль УралЗиС-355МС приобретением новой кабины УралЗиС-353 получил и другую номерную маркировку – «355М». И хотя этот автомобиль считался усовершенствованием старенького «Захара Ивановича», по факту же являлся практически новой моделью грузовика. Колесная база осталась почти неизмененной, то есть такой же, как у ЗиС-5 (3842 мм), но основные габариты УралЗиС-355М поменялись, преимущественно из-за удлинившейся на 470 мм кузовной платформы. Так как такое преобразование связано с увеличенной грузоподъемностью машины (до 3-5 тонн), то и сам кузов, и его крепление к раме были усилены, для этого использовались прочная оковка, а также более жесткие угольники. К слову, внешне УралЗиС-355М, кабина которого представляла собой слегка переделанный вариант от ГАЗ-51, в совокупности с новым кузовом стал похож на прибавивший в размерах «Газон».Модернизация двигателя «355-го»Двигатель обновленного грузовика также прошел серьезную доработку: конструкторы в нем использовали мокрую ГБЦ с увеличенными проходными отверстиями и принудительную вентиляцию картера. Кроме того, был изменен профиль кулачков распредвала, улучшена система смазки, а в блок цилиндров вставлены антикоррозийные гильзы. Установленный на коленвал задний сальник исключил подтекание масла из картера через подшипник, что у ЗиС-5 было характерным недостатком. Усовершенствование привода вспомогательных механизмов значительно уменьшило шум во время работы двигателя. В целом обновление силового агрегата УралЗиС-355М снизило его вес на 30 кг.Другие изменения, внесенные в конструкцию грузовикаВ коробке передач были значительно улучшены сальниковые уплотнители, использованы усиленные пружинные фиксаторы, благодаря которым перестала самовыключаться третья передача, как это часто случалось на «Захаре». Кроме того, КПП более точно отцентровали по отношению к коленвалу двигателя.Не обошли преобразования и конструкцию мостов УралЗиС-355М. Впереди был усилен шкворневой узел, а также использована магазинная смазка. В связи с тем, что на новом грузовике была увеличена передняя колесная колея, межколесная балка тоже стала длиннее. В задний мост, являющийся ведущим, конструкторы установили усиленный редуктор, и подкладки под шестерни полуосей, а также изменили центровку чашек дифференциала.Переднюю подвеску выполнили в виде удлиненной рессоры с амортизатором, что сделало ее довольно мягкой. Задняя же, наоборот, стала жестче из-за увеличения размеров сечения листов подрессорников.Для повышения маневренности автомобиля был установлен новый рулевой механизм с упрощенной кинематикой и передаточным числом 20,5: 1 (у ЗиС-5 оно было 15,9: 1).

Кроме того, в УралЗиС-355М использовалась современная однопроводная 12-вольтовая система, установлены подфарники, ножная кнопка-педаль переключения света (дальний–ближний), реле-регулятор с указателями поворотов. Для удобства ночного обслуживания под капотом установили лампу. Кроме того, был обновлен щиток приборов, и появился плафон освещения кабины.Хорошая проходимость грузовика обеспечивалась увеличенным клиренсом, удачно подобранными углами въезда-выезда (44 градуса – передний, 27,5 – задний), а также улучшенными тяговыми характеристиками двигателя.УралЗиС-355М: технические характеристикиОни выглядели следующим образом:• Колесная формула – 4х2.• Габариты – 6290 мм х 2280 мм х 2095 мм.• Дорожный просвет – 26,2 мм.• Колесная база: задняя – 1675 мм, передняя – 1611 мм.• Радиус поворота (внешний) – 8,3 метра.• Полная масса автомобиля – 7050 кг.• Снаряженная масса – 3400 кг.• Грузоподъемность УралЗиС-355М – 3500 кг.• Мощность двигателя – 95 л/с.• Емкость топливного бака – 110 литров.• Расход бензина – 24 л/100 км.• Максимальная скорость – 75 км/час.Серийное производство новой машиныНесмотря на то что УралЗиС-355М так долго пытались запустить в производство, первоначально его планировалось выпускать лишь один год (1959), и то только для того, чтобы оправдать все ранее вложенные в него затраты. Однако модель не сходила с конвейера на протяжении семи лет, прежде всего из-за высокой оценки потребителями.К тому же в конструкцию автомобиля периодически добавлялись какие-то усовершенствования: 1959 г. – в крестовинах карданов втулки скольжения заменили на игольчатые подшипники, 1960 г. – в передней подвеске вместо устаревших рычажных амортизаторов установили более совершенные – телескопические, 1961 г. – вентиляции картера стала закрытого типа.Несмотря на многочисленные попутные усовершенствования, внешний облик машины остался прежним, если не считать поменявшейся надписи: исчезла аббревиатура «ЗиС», и теперь она выглядела так – «УралАЗ». Хотя среди шоферов грузовик по-прежнему остался «Захаром», или же еще его называли «Уральцем».Модификации «Уральца»Завод выпускал обновленного, хотя вернее будет сказать, нового «Захара», в двух вариантах: УралЗиС-355М – бортовой, и второй – просто шасси, которое чаще всего использовалось под цистерны.Так как «Уралец» прекрасно справлялся с бортовыми полуприцепами, официальная масса которых могла составлять пять тонн, а действительная доходила и до девяти, то этот автомобиль зачастую использовали в роли седельного тягача.Также востребован был и УралЗиС-355М – лесовоз, с прицепом – роспуском. Помимо всего вышеперечисленного, шасси «Захара» использовали под поливомоечные машины, фургоны, ассенизаторские цистерны, компрессорные станции. В 1958 г. уральцы выпустили даже полноприводный вариант грузовика, правда, партия машин была очень небольшой и преимущественно в самосвальном исполнении.В 1960 в Казахстане на базе УралЗиС-355М собрали автобус на 40 мест, причем вагонной компоновки. Словом, автомобиль у миассцев получился на редкость удачным, несмотря на то что был лишь модификацией старенькой трехтонки ЗиС-5.

Туда, где нужнееГоды серийного выпуска 355-го совпали с периодом освоения целины и залежных земель, поэтому машину преимущественно отправляли в районы Сибири, на Дальний Восток, а также в Казахстан. В центральную и западную части СССР автомобиль поставлялся в малых количествах. В 1962 г. партия грузовиков в экспортной версии была отправлена в Афганистан и Финляндию.Всего автозавод выпустил 192 тысячи этих машин. По меркам серийного производства количество небольшое, тем не менее автомобиль зарекомендовал себя как неприхотливая, весьма надежная и крепкая машина, с большой, по тем меркам, грузоподъемностью. Несмотря на заявленные в ТТХ 3,5 тонны, особо не напрягаясь, она везла и пять тонн груза. Водители любили ее и за сравнительное благоустройство, ведь в то время мало какой грузовик мог похвастать наличием отопителя кабины. Да и удачно собранная подвеска и двигатель с хорошей тягой позволяли шоферу чувствовать себя вполне уверено даже на очень плохой дороге.В общем, УралЗиС-355М хоть и не стал легендой советского автопрома, однако на роль эталона простоты, надежности и неприхотливости вполне мог претендовать. Недаром ведь эту машину отправляли для работы в самые сложные во всех отношениях регионы страны.Последний автомобиль сошел с конвейера предприятия 16 октября 1965 года. В этот день эпоха «Захара Ивановича» закончилась.До наших дней в более-менее приличном состоянии сохранилось всего около двадцати машин, и то, большинство из них своим ходом передвигаться уже не в состоянии, а отремонтировать их возможности нет. И все потому, что запчасти на двигатель найти невозможно. Конечно, некоторые умельцы всё же умудрялись установить под капот двигатель от ЗиЛа, но от этого оригинальность и ценность машины терялась.

www.drive2.ru

355М - это... Что такое УралЗИС-355М?

УралЗИС-355М

Общие данные

Годы пр-ва: 1958-1965
механическая 4-ступ.
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Переключение: напольный рычаг

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1675 мм
Колея передняя: 1611 мм

Динамические

Макс. скорость: 75 км/ч

На рынке

Предшественник

Предшественник

УралЗИС-355

Преемник

Преемник

Другое

Грузоподъёмность: 3500 кг
Расход топлива: 24 л/100 км

УралЗИС-355М (c 1961 г. — Урал-355М) — двухосный грузовой автомобиль средней грузоподъёмности, выпускавшийся на Уральском автомобильном заводе с 1958 по 1965 год. Всего было выпущено 192 580 экземпляров.

История

В рамках модификации модели довоенной конструкции УралЗИС-5 (создан на базе ЗИС-5) планировалось создать новую машину УралЗИС-353.

Работы по проектированию впервые начались в 1947 году, наиболее активно программа начала реализовываться с 1951 года. Планировалось отойти от прежней концепции с «угловатой» кабиной. Однако по техническим причинам новый грузовик не был создан.

Возникли проблемы с созданием кабины новой конструкции, которые удалось решить с помощью конструктора Горьковского автозавода А. А. Липгарта (работавшего в то время на Уральском автомобильном заводе), который предложил установить на новую машину изменённую кабину от грузовика ГАЗ-51 (соответственно изготовленную с использованием технологий и оборудования Горьковского автозавода). Из-за этого новый УралЗИС начал напоминать заметно «подросший» в размерах ГАЗ-51.

На заводе тем временем шли работы по модернизации устаревшего автомобиля УралЗИС-5. Серийно выпускалась модернизированная модель УралЗИС-355, практически не отличавшаяся от предшествующей.

Новая машина Уральского автомобильного завода получила наименование «УралЗИС-355М» (модифицированная), хотя в действительности это была новая модель. Первые 20 экземпляров сошли с конвейера в декабре 1957 г., массовый выпуск начался 1 июля 1958 г. В 1961 г. из названия машины исчезло слово «ЗИС»; на боковинах вместо надписи «УралЗИС» появилась надпись «УралАЗ».

В процессе серийного производства в конструкцию УралЗИС-355М неоднократно вносились улучшения и изменения.

На шасси УралЗИС-355М выпускались автоцистерны для перевозки горючего, молока и воды. Их было изготовлено около 36 тысяч экземпляров. Кроме того, выпускались поливомоечные машины, ассенизационные цистерны, передвижные компрессорные станции, лесовозы, фургоны и седельные тягачи на шасси этой модели. В 1958 г. были выпущены небольшие партии полноприводной версии — УралЗИС-381 (большинство машин изготовлено в самосвальном исполнении и эксплуатировалось в Челябинске и Челябинской области) и самосвалов УралЗИС-358. В 1960 г. Алма-Атинский ремонтно-сборочный завод построил на базе УралЗИС-355М оригинальный автобус вагонной компоновки вместимостью 40 пассажиров.

Автомобиль УралЗИС-355М преимущественно поставлялся в Казахстан, районы Сибири и Дальнего Востока (годы серийного выпуска по времени совпали с освоением целинных и залежных земель), в центральные и западные районы СССР поставлялся в небольших количествах. В 1962 г. небольшое количество экспортной версии Урал-355МЭ было поставлено в Финляндию и Афганистан.

За долгие годы эксплуатации УралЗИС-355М зарекомендовал себя как надёжная, неприхотливая машина, отличавшаяся большой грузоподъемностью (официально считавшийся 3,5-тонным, автомобиль без проблем перевозил 5 тонн грузов). Среди водителей автомобиль имел прозвища «Уралец», «Киргиз», «Захар».

Бортовые автомобили окрашивались в темно-зелёный, синий и голубой цвета. Машины, эксплуатировавшиеся в аэропортах Москвы, окрашивались в ярко-желтый цвет, капот при этом был красный.

Всего выпущено более 192 тысяч автомобилей. Последний экземпляр сошёл с конвейера 16 октября 1965 года (последние цистерны на базе Урал-355М были изготовлены Новотроицким заводом торгового машиностроения в январе 1966 г.) На данный момент сохранилось 20 (по другим данным — 12) автомобилей (в том числе 2 автоцистерны), из которых один (выпуск 1959 г., Славгород Алтайского края) — в рабочем состоянии.

УралЗИС-355М в кино

В кинофильме «Джентльмены удачи» в сцене побега из зоны псевдодоцент Белый (артист Леонов), «Хмырь» (артист Вицин) и «Косой» (артист Крамаров) по ошибке забираются в автоцистерну на шасси УралЗИС-355М, после чего в цистерну с беглецами заливают цементный раствор. Участие в съёмках принимал специально перекрашенный молоковоз АЦПТ-2,2-355М производства Уральского механического завода.[1]

Кинофильм «Живёт такой парень», в сцене около загоревшегося бензовоза ЗИС-5 стоит УралЗИС-355М.[2]

Примечания

Литература

  • Краткий автомобильный справочник. // Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) // М. 1983 г.

Ссылки

dic.academic.ru

Бортовой грузовой автомобиль общего назначения (4Х2) УралЗИС-355М. Автоистория

В 1956–1958 годах серийно выпускался автомобиль УралЗИС-355, который практически не отличался от сильно устаревшего УралЗИС-5 (легендарный «Захар», трёхтонка Миасского производства). Уральцы ещё с начала 50-х годов хотели отойти от архаичной угловатой кабины. Непростую техническую задачу удалось решить при участии известного горьковского конструктора А. А. Липгарта, автора ГАЗ-51, который, попав в опалу, в это время был «сослан» на УралЗИС рядовым инженером-конструктором. В результате, внешность кабины новой машины, изготовленной с использованием технологий «пятьдесят первого», стала сильно перекликаться с обликом горьковского грузовика.

Автомобиль получил обозначение УралЗИС-355М (с 1961 г. - Урал-355М), несмотря на то, что это была совершенно новая модель. Грузовик поставлялся главным образом на целину и районы Сибири и Дальнего Востока. 

УралЗИС-5 и УралЗИС-355М.

В отличие от предшественника, УралЗИС-355М имел цельнометаллическую кабину с округлыми формами.

Благодаря А. А. Липгарту, во внешности ГАЗ-51 и УралЗИС-355М можно найти много общих черт.

"Трудяги" УралЗИС-355М и МАЗ-200. Не смотря на разные "весовые категории", в их облике тоже есть что-то общее.

Увидеть Урал-355М в живую мне довелось только на ретро-выставках (на снимке - Урал-355М, экспонат выставки «Автомобильная промышленность», посвящённой 90-летию отечественного автопрома и 75-летию ВДНХ). Эти машины в основном поставлялись в Казахстан, районы Сибири и Дальнего Востока. Они были не частыми гостями на столичных дорогах, а я впервые увидел машину такой марки в фильме "Джентльмены удачи".

• Предприятие-изготовитель: Уральский автомобильный завод имени Сталина (с 1962 г. – Уральский автомобильный завод)• Годы выпуска: 1958–1965• Мощность двигателя: 95 л. с.• Грузоподъёмность: 3,5 т (по грунту – 3 т)• Максимальная скорость: 75 км/ч• Количество выпущенных автомобилей: 192 580• Модель 1/43: Автоистория 44100169 УралЗИС-355М, с тентом

aleksey-delfinn.livejournal.com

УРАЛЗИС — 355 \ УРАЛЗИС-355М

УралЗиС-355М «Целинник»

В декабре 1957 года с главного конвейера завода сошла первая установочная партия автомобилей Урал-355М, а с 1 июля 1958 года Урал-355М стал серийно сходить с конвейера, наряду с еще производимым до октября УралЗиС-355.

УралЗИС-355М отличали: гидравлические амортизаторы, усиленная рама, рулевой механизм располагался перед передней осью машины. Изменились колея, колесная база, грузоподъемность и распределение массы по осям. Модель «М» получила новую «цельнометаллическую» штампованную кабину, более мощный мотор, и – впервые в советском грузовом автопроме — штатно оснащалась отопителем с первых серийных экземпляров.

Урал-355М часто направляли в Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и особенно в места освоения целинных земель Казахстана, за что модель получила одно из своих прозвищ — «Целинник».

Ресурс модернизированного силового агрегата Урал-353В отличался высоким ресурсом, с лучшими пусковыми свойствами, и нередко превосходил срок жизни автомобиля, ввиду чего его переставляли на другие авто.

Машину продолжали совершенствовать в период серийного выпуска: в 1950 году топливный бак переместили под грузовую платформу на левый лонжерон, с 1960 года переднюю подвеску комплектовали телескопическими, а не рычажными амортизаторами, в 1961 году система вентиляции картера стала закрытой.

«Урал-355М» легко мог буксировать «штатный» двухосный прицеп У2-АП-3, и даже прицеп полной массой 5 тонн!

Последний УралЗиС-355М сошел с главного конвейера 16 октября 1965 года. Всего за семь лет было произведено около 192580 «М-ок».

На базе УралЗИС-355 были разработаны газогенераторные УралЗИС-352,работавшие на сырых чурках, выпускались: самосвал УралЗИС-351, пожарный автомобиль со сдвоенной кабиной ПМ-11. Часть модификаций «355М» в «серию» не попали, так и оставшись опытными образцами. Это полноприводный УралЗИС-381 и самосвал УралЗИС-358 (1958 г.).

nash-transport.com

355М - это... Что такое УралЗИС-355М?

УралЗИС-355М

Общие данные

Годы пр-ва: 1958-1965
механическая 4-ступ.
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Переключение: напольный рычаг

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя: 1675 мм
Колея передняя: 1611 мм

Динамические

Макс. скорость: 75 км/ч

На рынке

Предшественник

Предшественник

УралЗИС-355

Преемник

Преемник

Другое

Грузоподъёмность: 3500 кг
Расход топлива: 24 л/100 км

УралЗИС-355М (c 1961 г. — Урал-355М) — двухосный грузовой автомобиль средней грузоподъёмности, выпускавшийся на Уральском автомобильном заводе с 1958 по 1965 год. Всего было выпущено 192 580 экземпляров.

История

В рамках модификации модели довоенной конструкции УралЗИС-5 (создан на базе ЗИС-5) планировалось создать новую машину УралЗИС-353.

Работы по проектированию впервые начались в 1947 году, наиболее активно программа начала реализовываться с 1951 года. Планировалось отойти от прежней концепции с «угловатой» кабиной. Однако по техническим причинам новый грузовик не был создан.

Возникли проблемы с созданием кабины новой конструкции, которые удалось решить с помощью конструктора Горьковского автозавода А. А. Липгарта (работавшего в то время на Уральском автомобильном заводе), который предложил установить на новую машину изменённую кабину от грузовика ГАЗ-51 (соответственно изготовленную с использованием технологий и оборудования Горьковского автозавода). Из-за этого новый УралЗИС начал напоминать заметно «подросший» в размерах ГАЗ-51.

На заводе тем временем шли работы по модернизации устаревшего автомобиля УралЗИС-5. Серийно выпускалась модернизированная модель УралЗИС-355, практически не отличавшаяся от предшествующей.

Новая машина Уральского автомобильного завода получила наименование «УралЗИС-355М» (модифицированная), хотя в действительности это была новая модель. Первые 20 экземпляров сошли с конвейера в декабре 1957 г., массовый выпуск начался 1 июля 1958 г. В 1961 г. из названия машины исчезло слово «ЗИС»; на боковинах вместо надписи «УралЗИС» появилась надпись «УралАЗ».

В процессе серийного производства в конструкцию УралЗИС-355М неоднократно вносились улучшения и изменения.

На шасси УралЗИС-355М выпускались автоцистерны для перевозки горючего, молока и воды. Их было изготовлено около 36 тысяч экземпляров. Кроме того, выпускались поливомоечные машины, ассенизационные цистерны, передвижные компрессорные станции, лесовозы, фургоны и седельные тягачи на шасси этой модели. В 1958 г. были выпущены небольшие партии полноприводной версии — УралЗИС-381 (большинство машин изготовлено в самосвальном исполнении и эксплуатировалось в Челябинске и Челябинской области) и самосвалов УралЗИС-358. В 1960 г. Алма-Атинский ремонтно-сборочный завод построил на базе УралЗИС-355М оригинальный автобус вагонной компоновки вместимостью 40 пассажиров.

Автомобиль УралЗИС-355М преимущественно поставлялся в Казахстан, районы Сибири и Дальнего Востока (годы серийного выпуска по времени совпали с освоением целинных и залежных земель), в центральные и западные районы СССР поставлялся в небольших количествах. В 1962 г. небольшое количество экспортной версии Урал-355МЭ было поставлено в Финляндию и Афганистан.

За долгие годы эксплуатации УралЗИС-355М зарекомендовал себя как надёжная, неприхотливая машина, отличавшаяся большой грузоподъемностью (официально считавшийся 3,5-тонным, автомобиль без проблем перевозил 5 тонн грузов). Среди водителей автомобиль имел прозвища «Уралец», «Киргиз», «Захар».

Бортовые автомобили окрашивались в темно-зелёный, синий и голубой цвета. Машины, эксплуатировавшиеся в аэропортах Москвы, окрашивались в ярко-желтый цвет, капот при этом был красный.

Всего выпущено более 192 тысяч автомобилей. Последний экземпляр сошёл с конвейера 16 октября 1965 года (последние цистерны на базе Урал-355М были изготовлены Новотроицким заводом торгового машиностроения в январе 1966 г.) На данный момент сохранилось 20 (по другим данным — 12) автомобилей (в том числе 2 автоцистерны), из которых один (выпуск 1959 г., Славгород Алтайского края) — в рабочем состоянии.

УралЗИС-355М в кино

В кинофильме «Джентльмены удачи» в сцене побега из зоны псевдодоцент Белый (артист Леонов), «Хмырь» (артист Вицин) и «Косой» (артист Крамаров) по ошибке забираются в автоцистерну на шасси УралЗИС-355М, после чего в цистерну с беглецами заливают цементный раствор. Участие в съёмках принимал специально перекрашенный молоковоз АЦПТ-2,2-355М производства Уральского механического завода.[1]

Кинофильм «Живёт такой парень», в сцене около загоревшегося бензовоза ЗИС-5 стоит УралЗИС-355М.[2]

Примечания

Литература

  • Краткий автомобильный справочник. // Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) // М. 1983 г.

Ссылки

dal.academic.ru

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М — Северная линия

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

В 1958 году, на Уральском автозаводе в Миассе началось серийное производство УралЗИС-355М, замечательной «рабочей лошадки» для отечественного бездорожья, оцененной по достоинству в основном водителями Урала, Сибири и Средней Азии.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

Новая машина Уральского автомобильного завода получила наименование «УралЗИС-355М» (модифицированная), хотя в действительности это была новая модель. Первые 20 экземпляров сошли с конвейера в декабре 1957 года. Массовый выпуск начался 1 июля 1958 года. В 1961 году из названия машины исчезло слово «ЗИС», на боковинах вместо надписи «УралЗИС» появилась надпись «УралАЗ». В процессе серийного производства в конструкцию УралЗИС-355М неоднократно вносились улучшения и изменения. На шасси УралЗИС-355М выпускались автоцистерны для перевозки горючего, молока и воды. Их было изготовлено около 36 тысяч экземпляров.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

Кроме того, выпускались поливомоечные машины, ассенизационные цистерны, передвижные компрессорные станции, лесовозы, фургоны и седельные тягачи на шасси этой модели.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

Автомобиль УралЗИС-355М преимущественно поставлялся в Казахстан, районы Сибири и Дальнего Востока. Годы серийного выпуска по времени совпали с освоением целинных и залежных земель. В центральные и западные районы СССР УралЗИС-355М поставлялся в небольших количествах. В 1962 году небольшое количество экспортной версии Урал-355МЭ было поставлено в Финляндию и Афганистан.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

За долгие годы эксплуатации УралЗИС-355М зарекомендовал себя как надёжная, неприхотливая машина, отличавшаяся большой грузоподъемностью.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

95-сильные УралЗИС-355М как по дорогам, так и по бездорожью довольно редко использовались без прицепа, в то время как гораздо более современные ГАЗ-53А, имея 115-120 л. с. почти никогда с прицепами не эксплуатировались. Одно это обстоятельство говорит о многом.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

Причём при постоянной работе с перегрузками у «355М» практически не бывало случаев отказа их двигателей (что у «газонов», увы, случалось часто). Очень выносливые моторы Урал-353 (-353А) часто служили много дольше самих «уральцев», их переставляли затем на те же «газики», ЗИЛы или автобусы ПАЗ-652.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

УралЗИС-355М стали штатно оснащать отопителем с самых первых экземпляров, чего нельзя сказать ни о ГАЗ-51, ни о ЗИС-150. Завод имени Лихачева освоил отопление на грузовиках только в марте 1958 года – уже на ЗИЛ-164. Отапливаемые ГАЗ-51А появились раньше, в конце 1956 года, но всё же подавляющее большинство «печек» не имело. Что касается добавочных отопительных приспособлений, то они в те годы получили большое распространение буквально на всех моделях, поскольку мощности штатных отопителей в сильные морозы всё равно не хватало.

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

Официально считавшийся 3,5-тонным, автомобиль без проблем перевозил 5 тонн грузов. Среди водителей автомобиль имел прозвища «Уралец», «Киргиз», «Захар». Полуоси заднего моста были ахиллесовой пятой всех «355М». Они не были рассчитаны на сверхнормативную нагрузку в 5–6 и более тонн и со временем начинали выходить из строя. Однако в те годы это не считалось серьёзной поломкой: это ж не «движок», который если встал, то всё, тащи в гараж. Каждый водитель «Эмки» возил с собой 1–2 запасные полуоси и в случае надобности за 20–30 минут менял выбывшую прямо на дороге, так сказать «без отрыва от производства».

Грузовой автомобиль УралЗИС-355М

Бортовые автомобили окрашивались в темно-зелёный, синий и голубой цвета. Машины, эксплуатировавшиеся в аэропортах Москвы, окрашивались в ярко-жёлтый цвет, капот при этом был красный. Всего выпущено более 192 тысяч автомобилей. Последний экземпляр сошёл с конвейера 16 октября 1965 года. Последние цистерны на базе Урал-355М были изготовлены Новотроицким заводом торгового машиностроения в январе 1966 года.

xn----7sbflbuawpe1ai2qf.xn--p1ai

Автомобиль УралЗИС-355М - Январь 1957 года

  • Онлайн
    • Архив
    • Форум
    • Wiki
    • Купи авто
    • Реклама
  • Издания
    • Журнал “За рулем”
    • Газета “За рулем – Регион”
    • Журнал “Купи авто”
    • Журнал “Мото”
    • Журнал “Рейс”
    • Книги, Каталоги
    • Подписка
  • Товары и услуги
    • Интернет магазин
    • Товары ЗР
    • Реклама
    • Турбюро
  • Реклама
  • Подписка
  • Архив
  • Форум
  • Wiki
  • Купи авто
  • Войти
  • Анонсы
  • Издания
    • За рулем
    • Газета "За рулем - Регион"
    • Купи авто
    • Мото
    • Рейс
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
    • Новинки
    • Популярная литература
    • Техническая литература
  • Марки и модели
    • Все марки
    • Acura
    • Alfa Romeo
    • Alpina
    • Aston Martin
    • Audi
    • BAW
    • Bentley
    • BMW
    • Brilliance
    • Bristol
    • Bugatti
    • Buick
    • BYD
    • Cadillac
    • Caterham
    • Changan
    • Chery
    • Chevrolet
    • Chrysler
    • Citroen
    • Cord
    • Dacia
    • Daewoo
    • Daihatsu
    • Delahaye
    • Derways
    • DFM
    • Dodge
    • Eriba moving
    • FAW
    • FBS
    • Ferrari
    • FIAT
    • Fisker
    • Ford
    • Freightliner
    • Geely
    • GMC
    • Great Wall
    • Grinnall
    • Gumpert
    • Hafei
    • Haima
    • Hino
    • Honda
    • Horch
    • Hummer
    • Hymer
    • Hyundai
    • Infiniti
    • International
    • Iran Khodro
    • Isuzu
    • Iveco
    • JAC
    • Jaguar
    • Jeep
    • Jinbei
    • Kamaz
    • KIA
    • Lamborghini
    • Lancia
    • Land Rover
    • LDV
    • Lexus
    • Lifan
    • Ligier
    • Lincoln
    • Lotus
    • Luxgen
    • Mahindra
    • Man
    • Maserati
    • Maybach
    • Mazda
    • Mercedes-Benz
    • Mercury
    • MG
    • Mini
    • Mitsubishi
    • Morgan
    • Nash Ambassador
    • Nissan
    • Noble
    • Opel
    • ORCA
    • Pagani
    • Pegaso
    • Perodua
    • Peugeot
    • Piaggio
    • Pininfarina
    • Polaris
    • Pontiac
    • Porsche
    • Proton
    • Renault
    • Rolls-Royce
    • Rover
    • SAAB
    • Saleen
    • Samsung
    • Saturn
    • Scania
    • Scion
    • SEAT
    • Setra
    • Shuanghuan
    • Skoda
    • Smart
    • Spyker
    • Ssang Yong
    • Steyr
    • Strathcarron
    • Studebaker
    • Subaru
    • Suzuki
    • TATA
    • Tianma
    • Tianye
    • Toyota
    • Tucker
    • Venturi
    • Volkswagen
    • Volvo
    • Vortex
    • Westfield
    • Willys
    • Xin Kai
    • YAMAHA
    • Zxauto
    • Богдан
    • ВАЗ
    • Валдай
    • ВИС
    • Волжанин
    • ГАЗ
    • ГолАЗ
    • ё-мобиль
    • ЗАЗ
    • ЗИЛ
    • ЗИС
    • ЗМЗ
    • ИЖ
    • КАВЗ
    • Комбат
    • КРАЗ
    • ЛиАЗ
    • МАЗ
    • Москвич
    • ОКА
    • ПАЗ
    • РОАЗ
    • Сталкер
    • ТагАЗ
    • Тигр
    • УАЗ
    • Урал
  • Поиск
  • Анонсы
  • За рулем
  • Газета "За рулем - Регион"
  • Купи авто
  • Мото
  • Рейс
  • Книги и каталоги
  • Марки и модели
  • Поиск
ЗР 1957
  • ЗР 2018
  • ЗР 2017
  • ЗР 2016
  • ЗР 2015
  • ЗР 2014
  • ЗР 2013
  • ЗР 2012
  • ЗР 2011
  • ЗР 2010
  • ЗР 2009
  • ЗР 2008
  • ЗР 2007
  • ЗР 2006
  • ЗР 2005
  • ЗР 2004
  • ЗР 2003
  • ЗР 2002
  • ЗР 2001
  • ЗР 2000
  • ЗР 1999
  • ЗР 1998
  • ЗР 1997
  • ЗР 1996
  • ЗР 1995
  • ЗР 1994
  • ЗР 1993
  • ЗР 1992
  • ЗР 1991
  • ЗР 1990
  • ЗР 1989
  • ЗР 1988
  • ЗР 1987
  • ЗР 1986
  • ЗР 1985
  • ЗР 1984
  • ЗР 1983
  • ЗР 1982
  • ЗР 1981
  • ЗР 1980
  • ЗР 1979
  • ЗР 1978
  • ЗР 1977
  • ЗР 1976
  • ЗР 1975
  • ЗР 1974
  • ЗР 1973
  • ЗР 1972
  • ЗР 1971
  • ЗР 1970
  • ЗР 1969
  • ЗР 1968
  • ЗР 1967
  • ЗР 1966
  • ЗР 1965
  • ЗР 1964
  • ЗР 1963
  • ЗР 1962
  • ЗР 1961
  • ЗР 1960
  • ЗР 1959
  • ЗР 1958
  • ЗР 1957
  • ЗР 1956
  • ЗР 1955
  • ЗР 1954
  • ЗР 1953
  • ЗР 1952
  • ЗР 1951
  • ЗР 1950
  • ЗР 1949
  • ЗР 1948
  • ЗР 1947
  • ЗР 1946
  • ЗР 1945
  • ЗР 1944
  • ЗР 1943
  • ЗР 1942
  • ЗР 1941
  • ЗР 1940
  • ЗР 1939
  • ЗР 1938
  • ЗР 1937
  • ЗР 1936
  • ЗР 1935
  • ЗР 1934
  • ЗР 1933
  • ЗР 1932
  • ЗР 1931
  • ЗР 1930
  • ЗР 1929
  • ЗР 1928
№1
  • №1
  • №2
  • №3
  • №4
  • №5
  • №6
  • №7
  • №8
  • №9
  • №10
  • №11
  • №12
Автомобиль УралЗИС-355М
  • К обзору номера
  • 0 — МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ СТРОИТСЯ
  • 0 — СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ НА БАЗЕ СЕРИЙНОЙ МОДЕЛИ
  • 0 — Фото-этюд Ник. Николаева
  • 0 — ОБЛОЖКА НОМЕРА
  • 0 — СТУДЕНТЫ ИЗУЧАЮТ АВТОМОБИЛЬ
  • 1 — 30 ЛЕТ ОБОРОННОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
  • 3 — АВТОМОТОСПОРТ В 1957 ГОДУ
  • 4 — „БЕНЗИНОВАЯ БУРЯ" НАД ЗАПАДНОЙ ЕВРОПОЙ
  • 5 — Автомобиль УралЗИС-355М
  • 7 — Мотоцикл для гонок по льду
  • 8 — ПРАВИЛЬНЫ ЛИ ПРАВИЛА УЛИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ?
  • 10 — ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИМОЙ
  • 11 — УЧЕБНЫЙ КЛАСС «ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ»
  • 11 — КОНФЕРЕНЦИИ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА "ЗА РУЛЕМ"
  • 12 — МОСКОВСКАЯ КОЛЬЦЕВАЯ СТРОИТСЯ
  • 13 — СПОРТИВНЫЕ АВТОМОБИЛИ
  • 15 — Щелочные железо-никелевые аккумуляторы
  • 16 — ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РЕГУЛЯТОР ХОЛОСТОГО ХОДА
  • 17 — "Падающая звезда"
  • 17 — НОВЫЕ МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ
  • 17 — АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРОВКА ТОРМОЗОВ

www.zr.ru