401 окб двигатель: ОКБ Двигатель RS401 RS401 | Turbobazar.ru

ОКБ Двигатель RS401 RS401 | Turbobazar.ru

pavel1982
Местный

#1

#1

Город

Кисловодск

Телефон

89283003755

Цена

7000

Состояние

отличное

Торг

нет

Доставка

т.к Энергия

распредвалы 16кл окб Двигатель rs 401 401 впуск подьем 10. 0 фаза 260. выпуск подьем 10.0 фаза 260

 

  • 401.jpg

    86.2 KB
    Просмотры: 33

  • 401.2.jpg

    98.2 KB
    Просмотры: 31

  • 401.1.jpg

    93.7 KB
    Просмотры: 27

2111
Местный

#2

#2

пробег на валах?
фото кулачков и шеек подробно можно?

 

Ford00788
Местный

#3

#3

они же с RS толкателями работают?

 

2111
Местный

#4

#4

Ford00788 написал(а):

они же с RS толкателями работают?

Нажмите для раскрытия. ..

эти да))
10 символов

 

Оптимальный вариант распредвалов под конфиг 78/121/84

PANINARO
Местный

#1

#1

Оптимальный вариант распредвалов под конфиг 78/121/84

Выражаю Всем свое почтение. Прошу помощи и совета.

Хотелось бы уточнить некоторые моменты из первых уст корифеев тюнинга:

Итак, собираем следующий конфиг ВАЗ 2113:

НИЗ
— «низкий» блок цилиндров (21083)
— облегченный маховик 4,9 кг
— коленвал 78 мм
— шатуны 2110 121 мм
— поршни ТДМК 84 мм (-3,5 мм)

Таким образом, примерный объем 1728 см3

ВЕРХ:
— ГБЦ 126 (запиленная вхлам), внутренности — всё сток окромя валов
— ресивер Брагина (с дудками)
— дроссельная заслонка 52 мм
— фильтр нулевого сопротивления
— форсунки волговские Bosch . ..107

КПП:
— сток (доработка не планируется — предварительно)

ВЫХЛОП:
— паук, резонатор 51 мм
— банка от SAAB TURBO (Bosal 215-211)

ЦЕЛЬ И ЧТО ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ОТ АВТО:

— не для гонок, возможно, изредка городское мочилово и глумешка над инотазами
— не хочется терять низы, если такое возможно, хочется уверенная тяга во всем диапазоне, больше 6000 крутить не собираюсь
— в то же время 90% времени авто будет ездить в городских условиях, посему не хочется испытывать дискомфорт в пробках и при трогании

ВОПРОСЫ:
У меня есть валы 9,8/9,76 318 гр. Оно хорошо, но вот оптимальный ли это выбор? Настройщик, который будет откатывать машину онлайн, мне сказал, что про ровные холостые можно забыть с такой фазой даже на 1200 об/мин…

Это-то меня и напрягает, то есть критично для меня. Быть может, в линейке Нуждина или прочих производителей есть более подходящие валы для моего конфига и целей? Также хочется, чтобы подхват был уже с низких оборотов. А у этих валов я сомневаюсь, что он таков…

И еще, существует ли возможность каким-либо образом отидентифицировать то, что это именно валы 9,8/9,76 318 гр.? Быть может, какие-то метки или указатели? Кулачки замерили — 9,8 мм, но как узнать, что это, например, не валы 9,80 с фазой 303 или 290…? Вопрос оттуда, что предидущий владелец затрудняется вспомнить их фазу…

Прошу поучаствовать в обсуждении и помочь мне…

Заранее спасибо.

P.S. Особо не глумитесь, тут темы создавали такие, что мамая не горю Я вроде бы все данные предоставил, недостающие могу добавить.

 

sharky
Старожил

#2

#2

Все бы так спрашивали, жили бы в передовой стране

 

grosser
Абориген

#3

#3

у меня низ 75,6 валы окб двигатель 47/50 хх достаточно ровный 1050-1100 об, хотя слышно конечно что валики не завод стоят. меня в принципе устраивает. нуждин не бери качество хромает

 

PANINARO
Местный

#4

#4

grosser написал(а):

у меня низ 75,6 валы окб двигатель 47/50 хх достаточно ровный 1050-1100 об, хотя слышно конечно что валики не завод стоят. меня в принципе устраивает. нуждин не бери качество хромает

Нажмите для раскрытия…

Да, про качество Нуждин слышал, но дело в том, что у меня валы на руках уже… с солидным пробегом, кулачки как новые.

Кстати, может, ну его нах и оставить стоковые валы? Или это несерьезно? Просто хочется найти золотую середину между валиловом и тем, чтобы авто, все-таки, оставался городским авто на повседнев.

 

grosser
Абориген

#5

#5

сток это не серьезно. было б турбо…..тогда простить можно было бы. на атмо….глума над инопомойками боюсь особо не получится, если это не ушатанная нэксия или логан

 

PANINARO
Местный

#6

#6

Тогда ждем еще мнений.

 

SaWJET
Абориген

#7

#7

С большой фазой под этот конфиг валы не ставь, что то до 290*.

 

Serg_x
Старожил

#8

#8

На такой низ бери длинный ресивер типа Нуждин или ПроКар, или запиленный сток люминь.
Валики из серии мм52/48, нуждин 9.85/289, СТИ-4, и им подобные. Лучше подъем побольше, фазу поменьше.
У нуждина есть валы под гидрики с подъемом за 10 и фазой до 290. Или, например, ОКБ Двигатель серии RS.

 

PANINARO
Местный

#9

#9

Serg_x написал(а):

На такой низ бери длинный ресивер типа Нуждин или ПроКар, или запиленный сток люминь.
Валики из серии мм52/48, нуждин 9.85/289, СТИ-4, и им подобные. Лучше подъем побольше, фазу поменьше.
У нуждина есть валы под гидрики с подъемом за 10 и фазой до 290. Или, например, ОКБ Двигатель серии RS.

Нажмите для раскрытия…

Спасибо за совет. А если у меня Брагиновский рес с дудками, то попадос получается под мои пожелания к авто?

 

DMSport
Абориген

#10

#10

Скоро появятся валы ОКБ Динамика 10,00
мм/9,30 мм 284°/266°,думаю тебе как раз подойдут,если что обращайся

 

kostia2
Абориген

#11

#11

пробуй разные и меряй разгон , нет 2 одинаковых моторов . если у кого то что то не ехало это не значит что у другого не поедет . советую начать тюнинг с кпп

 

Tech
Модератор

#12

#12

СТИ 3.1 или нуждики 8.7 ставь, будет ровный ХХ 900 об./мин. и уверенная паровозная тяга на таком низе, хотя и крутиться при желании будет достаточно далеко. По городу будет очень приятно перемещаться с таким конфигом.

 

Fevral86
Старожил

#13

#13

74. 8\129\84 валы 40\36 едет с 1800 на 3-й ток в путь))) итог 70% волгофорс пик на 6500(ресс ОКБ)

 

ilkari
Модератор

#14

#14

у меня на сток низе 1500 стояли 8,77 нуждин и сейчас стоят 8,8 сти-1
и те и те дают ровный хх 800 оборотов.

для города сти-1 вообще шикарные валы. на сток полторашке со сток ресом тянет лучше чем 1,6 сток. после 5000 оборотов мотор «умирает».

с объемом 1700 эти палки будут просто трактор. в диапазоне хх-5000

валы нуждин 8,77 более широкофазные. и ниже качеством изготовления. по кулачкам неравномерная приработка.
тяга слабее, но едут до 6500-7000. на объеме 1700 будут ровно тащить хх-6000

как правильно говорят валы надо фазой поменьше подъем побольше под эти задачи.
я бы предпочел окб двигатель RS401-401 подъем 10,0 и фаза 260 обеспечат лучшую тягу с хх до 6000.

 

Serg_x
Старожил

#15

#15

Фазу все таки надо побольше. Иначе так и будет только до 5000 ехать.
Чтобы было больше толку без ухудшения низов надо сток рес запилить.
На брагине твой мотор с любыми валками поедет только после ~5000. Он верховой.

 

ilkari
Модератор

#16

#16

ну нет. окб заявленная фаза по сравнению с нуждином, к примеру, всегда ощутимо ниже. где у ОКБ 260, у нуждина будет как минимум 280.

 

Serg_x
Старожил

#17

#17

У Рожкова это тянется еще с ММ.

 

ilkari
Модератор

#18

#18

у Рожкова все нормально. фаза указана с учетом просадки ГК.

это у Нуждина тянется…

 

Serg_x
Старожил

#19

#19

Ну если по честному то да, у Рожкова фаза адекватнее.

 

midnightracer
Старожил

#20

#20

Если хочешь совсем ровны холостой и чуть бодрячком ставь нуждин 9.85 101 фаза 280 на перекрытиях как рекомендует нуждин 0.8 впуск 0.6 выпуск, или же если пободрее то нуждин 103 фаза 290 перекрытия 1.6 впуск 1.2 выпуск тут будет чуть тыр тыр но не сильно для города тоже гуд, можешь попробовать нуждин 9.0 или 8.9 с фазой 290 тоже говорят бодрячком, если совсем позлее то мастер мотор 52 48 будет еще пободрее только с правильны перекрытием а не от балды

 

Су-38 сельскохозяйственный самолет

Су-38 сельскохозяйственный самолет, разработанный в ОКБ П. О.Сухого. Су-38Л — легкий сельскохозяйственный самолет, предназначенный для распыления жидких и сыпучих химикатов при авиационных агрохимических работах. В июле 2001 года летчик-испытатель Евгений Фролов впервые испытал самолет в воздухе. Сразу отметим, что специализированный самолет для аграриев создавался впервые за все годы отечественного авиастроения.

До сих пор в сельскохозяйственной авиации использовалась специальная модификация одного из самых универсальных самолетов в мире — Ан-2. К настоящему времени большая часть Ан-2 уже списана. Кроме того, Ан-2 эффективен только при обработке больших участков земли с воздуха, а его кабина не герметична. В последнее время для опыления небольших полей с воздуха стали использовать мотодельтапланы, но они не могут работать с ядохимикатами.

Визуально Су-38 внешне неотличим от американского Air Tractor серии AT-400. Серия сельскохозяйственных самолетов Air Tractor AT-400 производства американской компании Air Tractor («Воздушный трактор»). Первый полет в сентябре 1979 г. Сертификат типа получен от FAA в апреле 1980 г. Поршневой моноплан с низкорасположенным крылом и трехточечным шасси с подкосом. Оснащен устройством для распыления удобрений и ядохимикатов. Но Су-38 немного меньше, с размахом крыла 11,53 метра против 13,75 метра у АТ-401, и намного легче, с максимальной взлетной массой 2100 кг против 4080 кг у АТ-401. Соответственно уменьшен объем химбака: 1050 литров у Су38 против 1510 литров у АТ-401.

На низкоплане одноместного однокрылого моноплана Су-38Л размещены традиционные приспособления для распыления химикатов американской компании Transland. В дальнейшем планируется заменить его на отечественный, выгодно отличающийся от зарубежного своей простотой, надежностью и значительно меньшей стоимостью. ОКБ Сухого разрабатывает его совместно с российскими партнерами. Для равномерного распыления химикатов на законцовках крыла размещены вертикальные аэродинамические поверхности. Узкая специализация самолета предопределила возможность базирования Су-38Л в полевых условиях на площадках с земляным покрытием.

В качестве силовой установки на Су-38Л используется двигатель воздушного охлаждения М337А чешской фирмы «LOM Praha» мощностью 235 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага. Имеет российские и международные сертификаты. Ресурс 3000 часов и до первого ремонта — 1200 часов, что позволит эксплуатировать его 3-4 года, сведя обслуживание к замене свечей и несложным регулировкам. Важнейшее преимущество М337А в том, что он работает на смеси автомобильных бензинов А-76 и А-9.2 в соотношении 1:2. Обе марки топлива доступны в сельской местности в достаточном количестве и к тому же значительно дешевле бензина.

Поскольку аэрохимические работы часто проводятся с использованием высокотоксичных ядов, кабина пилотов герметизируется. Имеет систему наддува с избыточным давлением, исключающую попадание отравляющих реагентов в организм летчика. Наружный воздух предварительно фильтруется, а специальный испаритель внутри кабины создает комфортные условия для пилота.

Технические параметры Су-38Л выгодно отличают его от зарубежных машин аналогичного назначения и позволяют эффективно обрабатывать сельскохозяйственные угодья. При работе на оптимальной высоте полета для обработки почвы (1,5-2 м) и времени опыления 45-60 минут производительность Су-38Л составляет 80-9.0 га/ч. Сельскохозяйственные угодья обрабатываются по технологии малообъемного мелкокапельного распыления химикатов, что значительно повышает качество работ при реальной экономии применяемых препаратов. Нормы внесения составляют 5-30 л жидких химикатов на гектар.

До середины 1980-х годов в Советском Союзе из воздуха возделывалось свыше 100 млн га сельхозугодий, половина из которых находилась в РСФСР. Работали тысячи бипланов Ан-2, известных в народе как «кукурузные пельмени». Кроме того, в соседних странах наши авиаторы боролись в основном с саранчой на площади более 1 млн га.

Со второй половины восьмидесятых картина резко изменилась. Государственная поддержка сворачивается (льготные тарифы, субсидии на авиакеросин), а у сельхозпроизводителей в условиях кризиса нет денег не только на очень дорогое опыление полей с воздуха, но и на покупку удобрений. Итог – за последние годы аэрохимия проведена на площади около 4,9 млн га, что более чем в 10 раз меньше, чем в предыдущие годы. В то же время научные разработки показывают, что потребность сельского хозяйства России в авиационной обработке оценивается в 38-41 млн га ежегодно. При этом до 20-30 % объема авиахимработ могут эффективно выполнять легкие и сверхлегкие самолеты нового поколения. Су-38Л как раз первый.

Ориентировочная цена Су-38Л (по состоянию на август 2001 г.) — 120 тысяч долларов США. В США самолет этого типа стоит около $300-320 тыс. К 2004 г. первые три опытных самолета этого типа находились в состоянии летной годности. В конце 2003 года успешно завершены заводские летные испытания самолета, в ходе которых было совершено около 300 полетов. Третий летный экземпляр самолета Су-38Л несколько улучшен по сравнению с двумя первыми летными машинами. Например, его вес уменьшился на 100 кг. После завершения заводских (летно-конструкторских) испытаний перед разработчиками самолета встала задача проведения сертификационных летных испытаний. Однако значительные трудности возникли в связи со специализацией его использования — в сельскохозяйственной авиации. Многие специфические требования к летательным аппаратам не имеют законодательной базы.

Модификация Су-38
Размах крыла, м 11,53
Длина, м 8.10
Высота, м 2,66
Масса, кг — пустая 1050 —
максимальная взлетная 2100
Топливо, л 210
Тип двигателя 1 х ПД М337А (М-14П)
-мощность, л.с. 1 х 207 (360)
Максимальная скорость, км/ч 300
Крейсерская скорость, км/ч 220
Рабочая скорость, км/ч 150-180
Практическая дальность, км 800
Практический потолок, м
Макс. рабочая перегрузка 4.4
Экипаж, чел. 1
Полезная нагрузка Бак для химикатов объемом 1050 литров. или 500 литров

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

Если сначала не получится… (часть 2)

Русская схема спускаемых аппаратов 2МВ-1 «Венера», неудачно запущенных 25 августа и 1 сентября 1962 г. (фото: РКК «Энергия»)

Эндрю Дж. ЛеПейдж

Понедельник, 31 марта 2014 г.

Запуск 2MV Venus

Для окна запуска Венеры, которое длилось примерно с середины августа до середины сентября 1962 ОКБ-1 подготовило пару спускаемых аппаратов 2МВ-1 и один облетный корабль 2МВ-2. Но прежде чем первый новый советский космический корабль «Венера» был готов, НАСА опередило их, запустив «Маринер-1» 22 июля 1962 года с запланированной датой пролета Венеры 8 декабря. Подъем Atlas 145D в сочетании с ранее необнаруженным программным сбоем сбил ракету-носитель Mariner Atlas-Agena B с курса, вынудив офицера службы безопасности полигона уничтожить поднимающуюся ракету только 29 раз.через 3 секунды после начала полета.

С потерей всех трех советских и первых американских зондов Венеры только NASA Mariner 2 пережил запуск, чтобы добраться до Венеры.

С короткой передышкой Советы продолжили свои приготовления. 25 августа 1962 года 8К78 с серийным номером Т103-12 взлетела с Зоны 1/5 космодрома Байконур, успешно поместив спасательную ступень «Блок Л» и 2МВ-1 № 1 во временную 174-метровую площадку. -248-километровая (108 на 154 мили) парковочная орбита с наклонением 64,8 градуса. Непосредственно перед запуском спасательной ступени через 60 минут и 50 секунд после старта должны были сработать четыре твердотопливных двигателя, чтобы опустить жидкое топливо на дно баков Блока L для подготовки к воспламенению двигателя. К сожалению, сработали только три двигателя, в результате чего спасательная ступень и ее полезная нагрузка отправились в неконтролируемое падение. Двигатель S1.5400A1 спасательной ступени работал только 45 из запланированных 240 секунд, в результате чего первый 2MV-1 оказался на околоземной орбите. Неофициально именуемый «Спутник 19».На Западе советские власти так и не объявили о его запуске, как того требуют международные соглашения, и его орбита распалась всего через три дня.

Прежде чем Королев и его команда смогли предпринять вторую попытку запуска, 27 августа 1962 года американцы успешно запустили «Маринер-2» к Венере. Когда-то «Маринер-2» был в основном урезанной версией инженерно-испытательного корабля «Рейнджер Блок I» (см. «Рейнджер: путешествие на Луну и далее», «Космическое обозрение», 22 августа 2011 г.) с общей массой 204 кг (448 фунтов). ), из них всего 9килограммов (20 фунтов) состояла из научных приборов. В отличие от 2МВ-2, «Маринер-2» не имел фотокамеры. Предназначенный для облета Венеры на расстоянии около 29 000 километров (18 000 миль) 14 декабря, это был гораздо более скромный космический корабль, чем серия 2МВ, но он первым отправился к Венере.

Пять дней спустя, 1 сентября 1962 года, 8К78 с серийным номером Т103-13 взлетел с площадки 1/5 космодрома Байконур, успешно поместив спасательную ступень «Блок Л» и 2МВ-1 № 2 во временную площадку размером 185 на 246 дюймов. -километровая (115 на 153 мили) парковочная орбита с наклонением 64,8 градуса. Но снова неудача постигла его, когда этап побега должен был выстрелить через 61 минуту и ​​30 секунд полета. Топливный клапан не открылся, и главный двигатель так и не получил команду на запуск, в результате чего зонд Венеры оказался на низкой околоземной орбите, который через пять дней распался. Советские власти снова не объявили о запуске, и своенравная ракета получила на Западе обозначение «Спутник-20».

В связи с потерей двух посадочных модулей и быстрым приближением конца окна запуска Венеры советские инженеры и техники в спешном порядке подготовили единственный оставшийся космический корабль — пролетный корабль 2МВ-2 № 1 на базе 8К78 с серийным номером Т103-14. Запущенная 12 сентября 1962 года, ракета столкнулась с серьезной проблемой через 531 секунду после запуска, когда сразу после выхода на орбиту взорвалась верньерная камера двигателя 8Д715К третьей ступени блока I из-за неисправного клапана LOX. Несмотря на несчастный случай, спасательная ступень «Блок Л» и ее полезная нагрузка превратили ее в 163 на 19 дюймов.5-километровая (101 на 121 миля) парковочная орбита с наклоном 64,8 градуса к экватору. К сожалению, двигатель спасательной ступени сработал всего на долю секунды из-за отказа турбонасоса LOX, в результате чего «Спутник-21» застрял на орбите, которая распалась через два дня.

С потерей всех трех советских и первых американских зондов Венеры только NASA Mariner 2 пережил запуск, чтобы добраться до Венеры. После 109-дневного путешествия «Маринер-2» пролетел 34 827 километров (21 645 миль) над поверхностью Венеры и успешно провел свои эксперименты. И после непрерывной череды неудачных лунных миссий рейнджеров в течение 1962, это был долгожданный успех для НАСА (см. «Трудная дорога на Луну», The Space Review, 23 января 2012 г.). Mariner 2 не обнаружил разрывов в венерианских облаках, а температура поверхности оценивалась как минимум в 425°C (800°F) без заметной разницы между дневной и ночной температурами поверхности. Над венерианскими облаками не было заметного водяного пара, и лучшее предположение, основанное на всех наблюдениях «Маринера» и наземных наблюдений, заключалось в том, что поверхностное давление было где-то в 20 раз больше, чем земное.

Конечно, сегодня мы знаем, что условия на поверхности Венеры еще более экстремальные, чем предполагали ученые после миссии «Маринер-2», с поверхностным давлением в 92 раза больше, чем на Земле, и температурой на поверхности около 480°C (890°F). ). Если бы советские спускаемые аппараты 2МВ-1 действительно дожили до Венеры, они, безусловно, вернули бы важные наземные измерения атмосферы Венеры во время спуска с парашютом, но они были бы раздавлены на высоте 35 километров (22 мили) или более и никогда не выйти на поверхность в целости и сохранности. Пролетный аппарат 2МВ-2 мог бы вернуть дополнительную информацию, которая дополнила бы данные менее способного Маринера 2, но, учитывая непрерывный слой облаков, покрывающий Венеру, любые изображения, полученные с 2МВ-2, показали бы практически безликую сферу.

Если бы советский космический корабль 2МВ-2 № 1 пережил запуск и успешно передал изображения Венеры во время своего пролета в декабре 1962 года, они, вероятно, были бы похожи на это почти невыразительное изображение Венеры в видимом свете, полученное космическим аппаратом НАСА «Меркурий». миссия Messenger почти 44 года спустя, 5 июня 2007 года. (Фото: NASA/APL/Институт Карнеги в Вашингтоне)

Когда Советы запускали зонды 2MV к Венере, у родственных кораблей на Марсе возникли проблемы во время их последнего толчка к запуску. К этому стартовому окну пара пролетных кораблей 2МВ-4 и один посадочный модуль 2МВ-3 готовились к миссиям, которые будут вдвое дольше, чем их родственные корабли, направляющиеся к Венере, из-за их более медленных траекторий к более удаленной цели. Энергетические потребности запуска для достижения Марса в 1962 были намного выше, чем для Венеры, и в результате зонды 2MV к Марсу должны были быть соответственно легче с гораздо более жесткими ограничениями на рост массы, чтобы 8K78 отправил их в нужном направлении. Но, как это часто случается при разработке новых космических кораблей, их расчетная стартовая масса продолжала расти, что вынуждало вносить изменения в планы миссий и космические корабли.

27 октября советские военнослужащие на космодроме были подняты по тревоге. Все работы по подготовке второго и третьего марсианских зондов были приостановлены, а рабочие были переведены на подготовку к пуску боеготовых МБР Р-7А.

Первоначальное окно запуска, которое длилось с середины октября до середины ноября 1962 года, пришлось сократить до последней недели октября и первой недели ноября, когда потребности в энергии запуска были почти минимальными, что позволило ракете-носителю 8К78 поднять ракету. максимально возможную полезную нагрузку к Марсу. Инженеры также приложили усилия, чтобы максимально облегчить космический корабль 2МВ «Марс». Одной из жертв этих усилий стал эксперимент по обнаружению жизни, который должен был проводиться на единственном спускаемом аппарате 2МВ-3, который был удален после того, как он не показал должных результатов во время испытаний в бесплодной степи за пределами космодрома Байконур.

По мере того, как продолжалась подготовка к запуску марсианских зондов, напряженность времен холодной войны между Советским Союзом и Соединенными Штатами быстро нарастала, поскольку Карибский кризис развернулся на другой стороне земного шара из-за развертывания Советским Союзом Р-12 и Р-14. БРСД (известные на Западе как SS-4 «Сандал» и SS-5 «Скин» соответственно) на кубинской земле. Утром 21 октября 1962 года 8К78 с серийным номером Т103-15 с 2МВ-4 №3 выкатили на Площадку 1/5 для окончательной проверки и подготовки к пуску. На следующий день президент Джон Ф. Кеннеди обратился к американскому народу, чтобы сообщить ему о присутствии советских БРСД на кубинской земле. 23 октября президент Кеннеди подписал указ о военно-морской блокаде Кубы, чтобы предотвратить попадание на Кубу новых советских ракет. Поскольку напряженность в отношениях между сверхдержавами продолжала нарастать до нового опасного максимума, первый новый советский марсианский зонд поднялся в воздух и был успешно выведен на парковочную орбиту размером 202 на 260 километров (126 на 162 мили) с наклонением 65,1 градуса.

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-7А (известная на Западе как SS-6 Sapwood) была основой четырехступенчатой ​​ракеты 8К78, которая запускала зонды 2МВ к Венере и Марсу. Эти ракеты были готовы к запуску в разгар Кубинского ракетного кризиса, из-за чего запуск «Марса-1» был отложен на три дня. (кредит: РКК «Энергия»)

После 90-минутного движения по инерции аварийная ступень Блока Л загорелась, но ее двигатель С1.500А1 взорвался всего через 16 секунд работы из-за отказа турбонасоса. Спасательная ступень и обреченный космический корабль 2МВ-4 № 3 распались на два десятка частей, которые были обнаружены американской сетью радаров раннего предупреждения. Хотя было бы быстро установлено, что это была не советская ракетная атака, у американской стороны, вероятно, было больше, чем несколько натянутых нервов в моменты, которые потребовались, чтобы определить, что это был неудачный запуск невоенных целей. Как и прежде, Советы так и не объявили о запуске, и ныне распавшийся космический корабль, получивший на Западе обозначение «Спутник-22», упал с орбиты через пять дней.

25 октября 1962 года 8К78 с заводским номером Т103-16 с 2МВ-4 № 4 выкатили на Площадку 1/5 для пуска не позднее 29 октября. На этот раз события на Кубе прямо помешали планам Королева. 27 октября советские военнослужащие на космодроме были приведены в боевую готовность. Все работы по подготовке второго и третьего марсианских зондов были приостановлены, а рабочие были переведены на подготовку к пуску боеготовых МБР Р-7А. В соответствии с приказом, принятым при таких обстоятельствах, пуск уже стоявшей на площадке ракеты 8К78 отменялся и ее подлежали снятию, чтобы освободить место для ракеты Р-7А. После многих часов безумных телефонных переговоров между космодромом и Москвой и окончательного разрешения кризиса американскими и советскими лидерами 28 октября (включая вывод советских ракет с Кубы в обмен на вывод американских БРСД «Юпитер» в Италии и Турции ), подготовку к запуску можно было возобновить.

После трехдневной задержки из-за кризиса 1 ноября 1962 года 8К78 со вторым советским марсианским зондом взлетел и был успешно размещен на стоянке размером 174 на 243 километра (108 на 151 милю). орбита с наклонением 64,9 градуса. После завершения одного витка спасательная ступень «Блок Л» запустилась и успешно вывела 893,5-килограммовый (1970 фунтов) 2МВ-4 № 4 на 230-дневную траекторию к Марсу — безусловно, самую длинную межпланетную миссию, когда-либо предпринятую до этого. точка в космической эре. На этот раз советские власти объявили о запуске, назвав новый космический корабль «Марс-1».

Mars 1 в одиночку летал на Красную планету в надежде, что Советский Союз будет первым на Марсе. По крайней мере, «Марс-1» уже был первым зондом, успешно запущенным с 90 239 по направлению к Марсу 90 240.

4 ноября 1962 года на ракете 8К78 с серийным номером Т103-17 стартовал последний марсианский зонд 2МВ-3 №1. К сожалению, неисправность в системе наддува активной зоны Блока А вызвала кавитацию в топливопроводах, что привело к сильным вибрациям, начавшимся через 260 секунд после всплытия. Спасательная ступень «Блок Л» и ее посадочный модуль успешно вышли на 170-километровую парковочную орбиту с наклоном 64,8 градуса к экватору, но когда пришло время запуска спасательной ступени, ничего не произошло. Очевидно, аномально сильные вибрации во время механического подъема выбили из держателя запальный шнур спасательной ступени, в результате чего то, что на Западе назвали «Спутник 24», застряло на стояночной орбите. Различные компоненты спасательной ступени и своенравный марсианский посадочный модуль распались с орбиты между 27 и 19 декабря.62 и 19 января 1963 г.

Космический корабль 2МВ-4 № 4, получивший название «Марс-1» после успешного запуска 1 ноября 1962 года. (Фото: РКК «Энергия»)

Поскольку в это время не было предпринято никаких американских запусков на Марс, «Марс-1» летел к Красной планете в одиночку в надежде, что Советский Союз будет первым на Марсе. По крайней мере, «Марс-1» уже был первым успешно запущенным зондом .в сторону Марса. Но после первого сеанса связи с удаляющимся космическим кораблем 2МВ-4 стало казаться, что это может быть единственным достижением «Марс-1». 500 000 километров (310 000 миль) Марса и, как ожидается, потребуется коррекция курса, чтобы вывести космический корабль на траекторию, которая сократит расстояние полета до желаемого диапазона от 1000 до 10 000 километров (от 600 до 6000 миль). Однако телеметрия также показала, что один из двух баллонов с азотом, используемых для управления ориентацией и для создания давления в двигательной установке коррекции курса, дал течь и будет исчерпан всего за несколько дней. По-видимому, загрязнение клапана помешало ему полностью отключиться, что позволило газообразному азоту выйти и отправить Марс-1 в неконтролируемое кувыркание.

Пока наземные диспетчеры спешили диагностировать и устранять проблему, астрономы Крымской астрофизической обсерватории приступили к делу. Чтобы определить траекторию удаляющегося Марса-1, они использовали свой 2,6-метровый (102-дюймовый) телескоп-рефлектор, чтобы сфотографировать Марс-1 и его спасательную ступень Блок-Л на фоне звезд, начиная с 4:50 утра по московскому времени 2 ноября в запас хода 193 000 километров (120 000 миль). Марсианский зонд выглядел как быстро движущаяся звезда 14-й величины, и было сделано более 350 фотографий, отслеживающих его положение на небе. Эта информация в сочетании с радиоотслеживанием помогла оценить, что расстояние промаха составит около 261 000 километров (162 000 миль).

К счастью, в течение недели наземные диспетчеры смогли восстановить контроль над «Марсом-1», используя газ из оставшегося баллона с азотом, и, чтобы сохранить то немногое, что осталось, они отменили все корректировки курса и перевели зонд в режим медленного плоского вращения, чтобы обеспечить гироскопическую стабилизацию, которая будет держать солнечные панели обращенными к Солнцу, позволяя батареям оставаться заряженными. Хотя было бы невозможно использовать направленную антенну с высоким коэффициентом усиления для связи в этом режиме, можно было бы использовать всенаправленную антенну и собирать данные экспериментов с частицами и полевых экспериментов для получения новых и полезных данных о межпланетной среде. Почти столь же важными были инженерные данные, возвращенные, чтобы помочь инженерам оценить конструкцию 2MV и опыт отслеживания и управления межпланетным космическим кораблем.

Можно только догадываться о том, что мог бы обнаружить «Марс-1» и, если бы он пережил запуск и дожил до запланированной даты встречи 17 июня, 2МВ-4 № 3 — вулканы Фарсис, Долины Маринер, хаотичную местность и обширные долины оттока — и как это повлияло бы на следующее десятилетие исследования Марса.

По мере того, как «Марс-1» продолжал собирать данные с помощью своих инструментов, сеансы связи стали проводиться каждые пять дней вместо двух дней в самом начале миссии. К 1 марта 1963, Марс-1 находился на расстоянии 79 миллионов километров (49 миллионов миль) от Земли, но мощность его радиосигналов снижалась, что указывало на новую проблему. 21 марта телеметрия 37-го сеанса связи показала, что система ориентации полностью вышла из строя, хотя все остальные системы, казалось, работали исправно. К сожалению, от Mars 1 больше ничего не было слышно, несмотря на неоднократные попытки в течение следующих нескольких месяцев. Согласно последней информации слежения, «Марс-1» бесшумно пролетел мимо Марса 19 июня.на расчетном расстоянии 193 000 километров (120 000 миль). Несмотря на свои проблемы, Mars 1 проработал 142 дня и находился на рекордном расстоянии 106 миллионов километров (66 миллионов миль) от Земли, когда о нем в последний раз слышали, превзойдя предыдущий рекорд дальности связи в дальнем космосе, только что установленный American Mariner 2 3 января. когда он находился на расстоянии 86,7 миллиона километров (53,8 миллиона миль) от Земли через 129 дней после запуска.

По иронии судьбы, если бы «Марс-1» был в более короткой миссии на Венеру, он просуществовал бы достаточно долго, чтобы совершить дальний пролет с запасом в месяц жизни. Но если бы «Марс-1» выжил и ориентация не была потеряна, одна только его система камер была бы способна возвращать на два порядка больше данных изображений, чем миссия НАСА «Маринер-4», которая достигла Марса двумя годами позже. Можно только догадываться о том, что мог бы обнаружить «Марс-1» и, если бы он пережил запуск и дожил до запланированной даты встречи 17 июня, 2MV-4 № 3 — вулканы Фарсис, Долины Маринера, хаотичную местность и обширные долины оттока — и как это повлияло бы на следующее десятилетие исследования Марса. Наблюдения с помощью инфракрасного спектро-рефлексометра также не смогли бы найти каких-либо признаков полос Синтона задолго до того, как было обнаружено, что эти особенности поглощения были результатом дейтерированной воды (т. изотоп, дейтерий) в атмосфере Земли и не являются доказательством жизни на Марсе. Эти успехи, последовавшие за успешным двойным полетом Восток-5 и Восток-6 (последний из которых доставил на борт первую женщину-космонавта Валентину Терешкову), были бы еще большей пропагандистской победой Советского Союза… , если сработало.

Если бы «Марс-1» или родственный ему корабль 2МВ-4 № 3 успешно завершили свои миссии, они могли бы вернуть десятки изображений с качеством, сравнимым с этой фотометрической версией «Маринер-6», изображение Земли Меридиани, полученное в ближнем бою. лет спустя. (кредит: Лаборатория реактивного движения/НАСА)

К сожалению, посадочный модуль 2МВ-3 № 1 на Марс был обречен с самого начала. Марсианская атмосфера на самом деле всего на несколько процентов плотнее, чем предполагали советские инженеры (а также американские инженеры в то время), и сферический посадочный модуль не мог обеспечить достаточное сопротивление для безопасной посадки. Посадочный модуль 2МВ-3 был обречен на крушение на поверхности Марса, не отправив никаких данных о запланированной дате встречи 21 июня. Научные данные о полете на Марс, вручение памятных вымпелов и заявление о том, что он первым столкнулся с Марсом, были бы единственными результатами. К сожалению, до осознания того, насколько тонка марсианская атмосфера на самом деле, еще далеко.

Но еще до того, как «Марс-1» замолчал, главный конструктор Сергей Королев и его команда в ОКБ-1 уже усердно работали над следующим поколением планетарных зондов, усовершенствованной серией 3МВ, которые должны были быть запущены в феврале-марте 1964 года к Венере и которые Ноябрь к Марсу. С учетом тяжелых уроков, извлеченных в общей сложности из десяти попыток планетарной миссии, была надежда, что новой серии планетарных космических кораблей и их ракете-носителю 8К78 повезет больше.

Ссылки

Борис Черток, Ракеты и люди Том III: Горячие дни холодной войны (изд. Асиф Сиддики), SP-2009-4110, Отдел истории НАСА, 2009 г.

Брайан Харви, Российские планетарные исследования: история, развитие, наследие и перспективы , Springer-Praxis, 2007 г.

Николас Л. Джонсон, Справочник по советскому исследованию Луны и планет , Univelt, 1979 г.

Эндрю Дж. ЛеПейдж, «Тайна Зонда 2», Журнал Британского межпланетного общества , Том. 46, № 10, стр. 401–404, октябрь 1993 г.

Тимоти Варфоломеев, «Советская программа Венеры», Spaceflight , Vol. 35, № 2, стр. 42–43, февраль 1993 г.

Тимоти Варфоломеев, «Советская марсианская программа», Spaceflight , Vol. 35, № 7, стр. 230–231, июль 1993 г.

Тимоти Варфоломеев, «Советская ракетная техника, покорившая космос, часть 5: первые попытки планетарного зонда, 1960–1964», Spaceflight , Vol. 40, № 3, стр. 85–88, 19 марта.98

Эндрю Уилсон, Журнал Солнечной системы , издательство Jane’s Publishing Co., 1987 г.

«Фотографические наблюдения марсианского зонда», Sky & Telescope , Vol. 25, № 1, с. 26 января 1963 г.


Эндрю Дж. ЛеПейдж — физик и писатель-фрилансер, специализирующийся на астрономии и истории космических полетов.