Двигатель мемз 965: Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»

Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»


Категория:

   Устройство и работа двигателя


Публикация:

   Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»


Читать далее:

   Рядные двигатели автомобилей ГАЗ и УАЗ

Двигатели автомобилей ЗАЗ-965а и ЗАЗ-965 «Запорожец»

На автомобиле ЗАЗ-965А установлен модернизированный силовой агрегат модели МеМЗ-966 производства Мелитопольского моторного завода, включающий двигатель, сцепление и коробку передач с главной передачей.

Двигатель карбюраторный четырехтактный V-образный четырехцилиндровый с воздушным охлаждением.

Основные показатели двигателя приведены в приложении. Повышение мощности модернизированного двигателя до 27 л. с. достигнуто в основном путем некоторого увеличения диаметра цилиндров.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Все узлы двигателя собраны на общем картере, отлитом из магниевого сплава. Картер неразъемный, снизу закрыт литой крышкой, имеющей снаружи охлаждающие ребра. К задней плоскости картера винтами присоединена литая крышка, закрывающая распределительные шестерни. В нижнем приливе крышки установлен масляный насос, соединенный с неподвижным маслоприемником. Вал насоса соединяется с валом распределителя зажигания и приводится в действие от шестерни коленчатого вала. К верхней части крышки присоединена маслоналивная горловина. С правой стороны на картере закреплен топливный насос.

Сверху на картере установлены отдельные чугунные цилиндры, расположенные в два ряда под углом 90°. На наружной поверхности каждого цилиндра отлиты охлаждающие ребра. Нижней цилиндрической частью каждый цилиндр точно центрируется в выточке обработанной плоскости картера. Под цилиндром поставлена уплотняющая прокладка.

Сверху на каждую группу из двух цилиндров устанавливается на прокладке общая головка, отлитая из легкого сплава. Головка вместе с цилиндрами прочно присоединяется к картеру с помощью гаек, навернутых на длинные (анкерные) шпильки, закрепленные в картере.

Каждая головка имеет снаружи охлаждающие ребра. Внутри в головке расположены камеры сгорания полуклинового типа, впускные и выпускные каналы с клапанами и сбоку в специальные стальные вставки ввернуты свечи зажигания, входящие внутрь камер сгорания. На головке расположены коромысла клапанов, закрытые сверху штампованной крышкой, которая крепится с помощью скобки. С внутренней стороны к головкам присоединяется общий впускной трубопровод. Спереди и сзади к каждой головке присоединяются выпускные трубопроводы, соединяемые общим трубопроводом с глушителем, расположенным с правой стороны картера двигателя.

В цилиндрах установлены поршни, отлитые из алюминиевого сплава. Поршень имеет юбку овального сечения с несквозпыми разрезами и луженой поверхностью; нижняя нерабочая часть юбки поршня вырезана. Днище поршня имеет вогнутую сферическую форму. В верхних канавках поршня установлены два компрессионных кольца, а в нижнех расположено составное маслосъемное кольцо, состоящее из двух отдельных колец скребкового типа.

Рис. 1. Двигатель автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец»

Компрессионные кольца скручивающиеся, имеют выточку на внутренней верхней кромке. Верхнее кольцо хромированное, нижнее луженое. Маслосъемные кольца устанавливаются на поршень выступающей — скребковой частью вверх. Поршневой палец плавающего типа, закрепляется в бобышках поршня двумя стопорными кольцами. Ось пальца несколько смещена относительно оси цилиндра. В верхней головке шатуна палец установлен на бронзовой втулке.

Шатуны стальные со стержнем двутаврового сечения. Нижняя головка шатуна соединяется с шатунной шейкой коленчатого вала. Крышка крепится к шатуну двугмя болтами. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные трехслойные вкладыши.

Коленчатый вал установлен в передней и задней стенках картера и в средней его перегородке на трех коренных подшипниках, представляющих собой толстостенные втулки из алюминиевого сплава.

Передняя втулка закреплена непосредственно в стенке картера стопорной пластиной. Задняя втулка установлена в кольцевом корпусе большого диаметра, входящем в выточку стенки картера. Средний подшипник состоит из двух вкладышей, установленных в разъемном кольцевом корпусе, закрепленном в средней перегородке блока. При такой конструкции опор можно монтировать и демонтировать вал через заднюю стенку картера.

Коленчатый вал имеет четыре кривошипа, расположенные попарно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. В соответствии с расположением кривошипов оси правого ряда цилиндров в поперечной плоскости смещены относительно осей левого ряда цилиндров. На крайних кривошипах вала имеются противовесы. Для облегчения вала коренные и шатунные шейки сделаны полыми. От коренных шеек к шатунным в валу просверлены масляные каналы.

К переднему концу коленчатого вала на шпильках с помощью центрального болта крепится маховик, имеющий зубчатый венец для стартера. Передний конец вала уплотнен в картере самоПоджимным сальником. В стенке картера от переднего подшипника имеется маслосливной канал.

На заднем конце коленчатого вала закреплены: шестерня привода распределительного вала, шестерня привода уравновешивающего вала, шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания, маслоотражатель и масляная центрифуга со шкивом привода вентилятора. Центрифуга состоит из корпуса, отражателя и крышки, отлитой вместе со шкивом. Корпус и отражатель крепятся к торцу коленчатого вала наглухо специальным болтом, а крышка присоединяется к корпусу на прокладке с помощью храповика пусковой рукоятки, ввернутого в торец болта. Вал уплотнен в задней крышке картера самоподжимным сальником.

Механизм газораспределения верхнеклапанный. Впускные и выпускные клапаны в каждой головке установлены наклонно в один ряд. Вставные седла клапанов изготовлены из легированного чугуна. Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку. Клапанная пружина крепится на клапане с помощью опорной шайбы и конических разрезных сухариков.

Стальные коромысла клапанов установлены на каждой головке на общей оси в бронзовых втулках. Ось на головке крепится в стойках. В коромысло через регулировочный винт, закрепляемый контргайкой, упирается дюралюминиевая трубчатая штанга 46 со стальными наконечниками. Нижний наконечник штанги опирается на сухарь, закрепленный в толкателе.

Цилиндрические толкатели из отбеленного чугуна установлены в направляющих каналах приливов картера. Штанги закрыты защитными трубчатыми кожухами, уплотненными внизу резиновыми втулками. В нижней части каждого толкателя и в сухаре сделаны каналы, по которым масло поступает в трубчатые штанги и далее через каналы в регулировочных винтах и коромыслах проходит к их втулкам.

Толкатели опорной поверхностью лежат на кулачках стального распределительного вала крайние шейки вала установлены в стенках картера между обоими рядами цилиндров. К фланцу заднего конца распределительного вала приклепана шестерня, входящая в зацепление с шестерней коленчатого вала.

Распределительный вал сделан полым; внутри него проходит уравновешивающий вал, установленный на двух опорах и приводимый во вращение от шестерни коленчатого вала. На концах уравновешивающего вала закреплены противовесы. Для фиксации распределительного и уравновешивающего валов в осевом направлении служит упорный штифт с пружиной.

Уравновешивающий вал с противовесами при данном расположении цилиндров двигателя и кривошипов коленчатого вала обеспечивает уравновешивание свободных сил инерции и работу двигателя без сильных вибраций и сотрясений. Порядок чередования тактов в двигателе и схема его работы были рассмотрены ранее.

Числовые значения фаз газораспределения и зазоров в клапанах приведены в приложении.

На автомобилях последних выпусков ЗАЗ-965А (с конца 1966 г.) устанавливают вновь модернизированный силовой агрегат модели МеМЗ-966А. Двигатель имеет мощность 30 л. е., развиваемую при 4800 об /мин. При общей прежней компоновке в конструкцию двигателя’внесены некоторые изменения: увеличен диаметр и форма впускных клапанов, установлена новая головка, улучшено оребрение, увеличен диаметр впускного трубопровода и изменена его форма для крепления нового карбюратора типа К-125 ит. п. Силовой агрегат МеМЗ-966А устанавливают также на новом автомобиле ЗАЗ-966В «Запорожец».

На автомобиле ЗАЗ-965, выпускаемом ранее, устанавливали силовой агрегат модели МеМЗ-965. Мощность двигателя равна 23 л. с. при числе оборотов 4000 в минуту. Конструкция этого двигателя в основном одинакова с конструкцией, рассмотренной выше. Цилиндры имеют меньший диаметр, в связи с чем уменьшен и литраж двигателя. Днище поршней плоское. В третьей канавке поршня установлено одинарное маслосъемное кольцо. Выпускные трубопроводы с каждой стороны двигателя соединены с двумя отдельными глушителями, расположенными по его бокам. Имеются и другие более мелкие конструктивные отличия.

Присоединительные размеры модернизированного силового агрегата одинаковы со старым агрегатом, что позволяет устанавливать новый агрегат на автомобили предыдущих выпусков.

Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец

  • Главная
  • Статьи
  • Вся неправда о «горбатом»: развенчиваем мифы и реабилитируем Запорожец

Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный. .. Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким! Поездив на самых разных ЗАЗ-965, как восстановленных у лучших реставраторов, так и не тронутых ими, мы вооружились книжками, призвали свой опыт и решили лично разобраться с имиджем первого Запорожца.

 

1. Маленький

Никакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм). Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм! Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Салон этого ЗАЗ-965 подвергнут легкому тюнингу

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой. А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях. Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

Снаряженная масса:

650 кг

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат. Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с. Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

Сегодня еще можно встретить «ЗАЗик», которого не касалась рука реставратора

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.

Напольный акселератор был у машин первого года выпуска

Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то «воздушники» – грелись. Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.

Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство

А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.

ЗАЗ-965

Краткие технические характеристики

Двигатель:
четырехцилиндровый, V-образный, 887 см³
Мощность:
30 л. с. (4 000—4 200 об/мин.)
Максимальный крутящий момент:
5,3 кгм (2 800—3 000 об/мин.)
Габариты (Д х Ш х В):
3 330 х 1 395 х 1 450 мм
Дорожный просвет:
175 мм
Максимальная скорость:
100 км/ч

6.

Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все моторы воздушного охлаждения. Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки». Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть? На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?

Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку… А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев. Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.

Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно. С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ. И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.

Подобная чрезмерная косолапость не была типичной для ЗАЗ-965 Такой капот был у ЗАЗ-965 второй серии

С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной. Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

8. Скопирован с Fiat

Контрольный расход топлива

на 100 км:

5,5 л

Так ставить вопрос нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 г.), который «знатоки» называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев. Касательно начинки вообще разговора нет. Передняя подвеска отличается принципиально, колеса разных калибров, двигатель у «нашего» – V-образный «воздушник», у «итальянца» – рядный, водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле. Из действительно схожего – конструкция силовой схемы кузова и коробка передач, объединенная с главной передачей. Хотя точно такая же развернутая вперед трансмиссия была еще на Volkswagen Kafer 1938 года, так что кто кого скопировал, это вопрос.

Такая эмблема использовалась в первые годы производства «горбатого» Заводским зеркалом комплектовались только экспортные версии Ялты

…Уффф! Кажется, всю возведенную на Запорожца напраслину мы разметали в пух и прах. Но дело по реабилитации «горбатого», которое мы взвалили на себя, не окончено. В следующий раз мы напрямую сравним ЗАЗ-965 с иномарками – его современниками и конкурентами. Тогда сами увидите, насколько был крут Запорожец.

Опрос

Считаете, что мы излишне льстивы к Запорожцу?

Ваш голос

Всего голосов:

история

 

Новые статьи

Статьи / Интересно

5 причин покупать и не покупать Geely Atlas

Внушительный и гармоничный, солидный и эффектный, очень комфортабельный, но несколько медлительный, не самый экономичный, но достаточно надежный… Все это – Geely Atlas, автомобиль, в свое вр. ..

1284

1

0

23.10.2022

Статьи / Практика

Пол-литра, картошка и горчица по вкусу: народные рецепты заменителей автохимии

В нынешних условиях легко закрыть глаза и представить, что все иностранные производители автохимии по каким-то причинам ушли из России. Ну или просто мысленно перенестись на несколько десяти…

570

0

1

21.10.2022

Статьи / Электромобиль

Дорого, опасно и негде заряжаться: 5 главных заблуждений, мешающих купить электромобиль

Бояться чего-то нового – нормально. Когда-то люди боялись инжектора или автоматической коробки передач, хотя сейчас эти агрегаты никого напугать не могут. Приблизительно то же самое когда-то…

2582

9

1

21.10.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

14253

7

192

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. ..

12201

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…

9168

25

30

10.08.2022

«Zaporozhets» ZAZ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)

 

«Zaporozhets» ZAZ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)

 

 

Производитель ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод)
Название модели «Запорожец» ЗАЗ-965 («Запорожец» ЗАЗ-965)
 Годы выпуска  1960 — 1969
 Корпус 2-дверное купе, 4 пассажира
Компоновка вагона 4×2 Задний двигатель, задний привод
Двигатель

МеМЗ-965, 4 цил. 0,75 л. 23 л.с.

МеМЗ-966, 4 цил. 0,89 л. 27 л.с.

 Передача 4-ступенчатая механическая
 Максимальная скорость 90 км/ч
Емкость топливного бака 30 л
 Расход топлива 5,5 — 6,5 л/100 км.
 Размеры 3330х1395х1450 мм.
Грузоподъемность 300 кг.
 Собственная масса 665 кг.

 

 

 

 

Автомобиль ЗАЗ 965 выпускался с 1960 по 1963 год. 401, началась в 1956 году. Вслед за растущей тенденцией к использованию городских автомобилей (тогда на них приходилось от 25% до 40% всех продаж автомобилей в Европе) министр, отвечающий за Минавтропром (автомобильное министерство СССР), Николай Строкин выбрал новый Fiat 600 в качестве модель для подражания. Однако, несмотря на внешнее сходство с «Фиатом», ЗАЗ на самом деле был совершенно другим автомобилем.

Первый опытный образец Москвич-444 разработан МЗМА в октябре 1957 года; в нем использовалось одно и то же стекло для переднего и заднего окон. Его дорожный просвет на колесах диаметром 13 дюймов (330 мм) составлял 200 мм (7,9 дюйма). Прототип сначала был оснащен плоским двухцилиндровым двигателем МД-65, предоставленным Ирбитским мотоциклетным заводом, который был «совершенно неподходящим»: он производил всего 17,5 л.с. (13,0 кВт; 17,7 л.с.) и проехал всего 30 000 км (19 000 миль). между капитальными ремонтами. В результате были начаты поиски другого двигателя, а успех оппозитного VW Type 1 привел к тому, что предпочтение было отдано двигателю с воздушным охлаждением, который НАМИ (Национальный автомобильный институт) имел на чертежной доске. Минавтропром, однако, предпочел 23-сильный (17 кВт; 23 л.с.) задний двигатель V4 объемом 746 куб.67. В результате он имел нехарактерные для автомобильных двигателей характеристики, в том числе блок цилиндров из магниевого сплава. (Этот двигатель, МеМЗ 965, будет производиться Мелитопольским моторным заводом, МеМЗ.) У него был недостаток, заключающийся в необходимости переделки задней части автомобиля, а также в новой задней подвеске. Влияние конструкторов ЛуАЗа привело к внедрению независимой подвески всех четырех колес. Его передние двери открываются наподобие дверей самоубийц, отчасти для того, чтобы сделать его более доступным для инвалидов.

Одно из основных отличий заключалось в том, что двигатель, который имел компоновку V4 вместо рядного четырехцилиндрового двигателя Fiat, имел воздушное охлаждение. Запорожец также отличался большими колесами и передней подвеской на торсионах. В 1958 году правительство заказало выпуск автомобиля на реформированном заводе ЗАЗ под его окончательным обозначением ЗАЗ-965.[5] Все дальнейшее производство автомобиля велось там.

Новый автомобиль допущен к производству на заводе МеМЗ 28 19 ноября58, [8] изменив название на ЗАЗ (Запорожский автомобилестроительный завод), чтобы отразить новый профиль. Запорожский завод пополнился Мелитопольским дизель-строительным заводом им. Микояна, входившим в состав комбината «Союзддизель».

Первый автомобиль, получивший название ЗАЗ-965 Запорожец, был сдан 12 июня 1959 года, утвержден 25 июля 1960 года и запущен в производство 25 октября. Запорожец стоил 1800 рублей. Также существовал автомобильный фургон для советской почты, 9-й.65S, с правым рулем и глухими окнами.

Модель 965A была усовершенствованием модели 965 и производилась с ноября 1962 по май 1969 года. Всего было выпущено 322 106 единиц модели 965. Он был оснащен двигателем V4 MeMZ 965 с верхним расположением клапанов объемом 887 куб. См (54,1 куб. Дюйма) с воздушным охлаждением, частично алюминиевой конструкции, мощностью 27 л.с. (20 кВт). С ноября 1966 года некоторые автомобили оснащались чуть более мощным двигателем МеМЗ-965А мощностью 30 л.с. (22 кВт). Скромная мощность двигателя модели 965 породила городскую шутку о том, что он использовался в качестве стартера в советских танках.

Поскольку предполагалось, что советские водители будут выполнять большую часть обслуживания самостоятельно, а автомастерских в любом случае не хватало, расположение двигателя V4 под углом 90° оказалось более практичным, особенно в суровых зимних условиях. Более высокий центр тяжести двигателя также обеспечивал превосходное сцепление с дорогой на крутых склонах, хотя это преимущество, которое было сохранено и в более поздних моделях, было достигнуто за счет печально известной устойчивости автомобиля на поворотах.

У 965А были и версии для инвалидов (ЗАЗ-965Б, АВ, АР), а также более роскошный экспортный вариант ЗАЗ-965АЭ «Ялта».

Несмотря на низкий престиж этих автомобилей, они показали непревзойденную доступность и популярность среди советских людей, став «автомобилем для пенсионеров и интеллигенции». Это были самые дешевые автомобили советского производства. Довольно большое их количество было выпущено в вариантах для инвалидов, с измененным рулевым управлением.

В период с ноября 1966 года по май 1969 года одновременно производились 965А и его преемник ЗАЗ966. При производстве 965 закончились, было построено 322 116 штук.

(Из Википедии, свободной энциклопедии)

 

 

© Тбилисский автомобильный музей. 2019

 

 

Руководство по эксплуатации автомобиля в формате PDF, электрическая схема и коды неисправностей DTC

ЗАЗ 968М Руководство по эксплуатации

ЗАЗ 968М Руководство по эксплуатации

ЗАЗ 968М Руководство по эксплуатации.pdf

Документ Adobe Acrobat
2.4 МБ

Скачать

ЗАЗ МеМЗ 966 Руководство по двигателю

ЗАЗ МеМЗ 966 Руководство по двигателю

ЗАЗ МеМЗ 966 Руководство по двигателю.pdf

Документ Adobe Acrobat
1,0 МБ

Скачать

ЗАЗ 965 Руководство по эксплуатации

ЗАЗ 965 Руководство по эксплуатации

ЗАЗ 965 Руководство по эксплуатации. pdf

Adobe Acrobat Document
2.3 MB

Скачать

ЗАЗ 968м электрическая схема

ЗАЗ 968м электрическая схема

ЗАЗ 968м электрическая схема.jpg

Изображение JPG
581.3 KB

Скачать

Схема подключения ЗАЗ 965

Схема подключения ЗАЗ 965

Схема подключения ЗАЗ 965.jpg

JPG Изображение
144.4 KB

Скачать

Схема подключения ЗАЗ 968

Схема подключения ЗАЗ 968

Схема подключения ЗАЗ 968.jpg

JPG Изображение
511,4 КБ

Скачать

заз 968

ZAZ Руководство по эксплуатации автомобиля в формате PDF и электрические схемы над страницей.

ЗАЗ Запорожский автомобильный завод Украинское предприятие, имеющее полный цикл производства автомобилей, включая штамповку, сварку,
покраска, кузовные работы и сборка автомобилей.

Летопись Запорожского автомобилестроительного завода ведется с момента создания голландцем по происхождению колонистом Авраам Куп г.
предприятие, специализирующееся на выпуске сельскохозяйственных машин и оборудования.

Так в 1863 году в городе Александрове (так назывался до 1921 года город Запорожье) была создана фабрика по производству сельскохозяйственных орудий.

После Октябрьской революции он был реконструирован и расширен, в годы первых пятилеток стал выпускать комбайны. Во время Великой Отечественной войны он был полностью разрушен, а после
его завершение было отреставрировано и переоборудовано.

В 1960 году на заводе начался серийный выпуск первых малолитражных автомобилей Запорожец (модель ЗАЗ-965 ).

В советский период истории завода было освоено несколько моделей «Запорожец », который, несмотря на несколько обидное прозвище «консервная банка», постепенно набирал обороты.
популярность (это была самая дешевая машина в годы застоя).

В конце 1970-х годов с конвейера завода сошел модернизированный автомобиль ЗАЗ-968М-03 с двигателем мощностью 45 л.с.

Всего (с 1960 по 1994 год) в г. Запорожье было изготовлено 3422444 автомобилей «Запорожец» и двигателей воздушного охлаждения в г. Мелитополь.

В 1987 году началось серийное производство автомобилей семейства «Таврия» в Запорожье и двигателей жидкостного охлаждения в Мелитополе.

К началу 1990-х годов, ЗАЗ довел производство до 80 000 автомобилей в год. Но после распада Советского Союза для завода настали тяжелые времена.

Производство упало, на очередь дня встал вопрос о коренной перестройке всего завода. Тем не менее, ЗАЗ очень медленно, но верно выбирался из тяжелейшего кризиса
ситуация. Выпуск автомобилей в 1995 г. составил 103 тыс. шт.

Украинское руководство прекрасно понимает, что без иностранных фирм не обойтись (идут интенсивные переговоры с корейской фирмой Daewoo и американский концерн General Motors ), еще пытающийся наладить производство
отечественные автомобили. Это трехдверный ЗАЗ-1102 «Таврия» и его пятидверная модификация ЗАЗ-1105 «Дана» , оснащенные двигателями мощностью 51 л.с.

После того, как в мае 1998 года были успешно улажены последние юридические формальности и создано совместное предприятие под названием « АвтоЗАЗ-Daewoo », жизнь лидера украинского автопрома
претерпел значительные изменения.

Возобновлен выпуск качественно нового автомобиля « Таврия Нова «. Завершены работы по подготовке производства и начата масштабная сборка автомобилей европейского
Уровень Lanos , Nubira и Leganza запущен на Ильичевском заводе автоагрегатов ( ИЗАА ).